13 ноября 1946 т., среда, № 266 (2447,

it rte Me: SpE OE ge met ay Aten di hone моно Тр Te al = at fh alge апр iter Conch hehe timate steve а ал gna teen sing tag GEO TIE Latest deme. -
	Политотлел администрирует
		Ищательно готовиться.
к каждому занятию
	_ Умение хорошо подготовить и провести
Занятие—олно из ценнейших качеств офи-
цера. Достичь этого, а тем самым добить-
ся высокого уровня боевой подготовки
	Как на корабле «Комсомолец» упразднили комсомольские
	aoe Tek NO OE

теж, остальные лежали на столе. По мере
организации в подразделениях

прохождения материала чертежи меня-

а а: р ПТО И ОЕ SESE NN SESS

средлоточить внимание матросов па том чер-

Уже лва месяца, как на учебном корабле   комсомольская организация учебном у
	своего подразделения—-дело чести каждо-
го командира. Прежде всего необходимо за-
ранее обстоятельно продумать’ методику
проведения занятия, учесть степень подго-

теже, который в данный момент изучался.

Окончив рассказ по теме, гвардии лей-

генант начал задавать вопросы, Время на
каждый из них было точно рассчитано. Во-

«Комсомолец» ликвидированы  Комсомоль-
окию ортанизации в подразделениях. Чем
же была вызвана, необходимость тажои pe-
организации? Ведь количество WOMCOMOIL-

Daud SAUCERS EOE WPOOUTETE Vane, В
тельно хуже. Увеличилось число дисциць, и
нафных проступков, совершенных goyy,’ B
мольцами корабля, отдельные комеомоль   (
	Фото А, Лубенко,
	стали отетавать в боевой и политичени / у
полготовке. 4
	Комсомольская организация, которая п,
лялась застрольщиком художественной и.
модеятельности и заботилась о BYR fi
досуге моряков, сейчас BoBCe забили
кУльтурно-маюсовую работу.
		зв
						Слабо используется для воспитания мод,
дежи и история, корабля. 0 дне 16 ORIG,
когда в 1922 году за заслуги комеомотыы
в строительстве и восстановлении Флота
в знак принятия комсомолом шефства
флотом учебный корабль «Океан» был.
реименован в «Комсомолец», — здесь вен
нили лишь неделю спустя.
	Мало заботитея т. Островский я 06 уче
вомсомотьского актива. Руководетво соц.
нарами комсоргов целиком возлюжено здьх
на помощника, начальника политотдела y
работе среди комсомольцев лейтенанта Ти.
верикова. В августе, например, начальни:
политотдела на семинаре комеормв сомы
не присутствовал. Во сентябре семин
вообще не было,
	Никак не реагирует  политотдел в
зкты пренебрежительного отношения в
вновь принятым в Комсомол. В еоединет
	за весь тол в комгомол пренято FROG coy,
человек. И только трем из них вручены ко
сомольские билеты. Товарищи Koaune,
Григорьев и другие, принятые в ВЛКСМ y
апреле, до сих пор еще не имеют комсомоль
ских билетов.
	Приведенными вьиие примерами не г
черпываютоя факты порочного стиля уу
водетва комсомольскими оргачизациями с
стороты начальника, политотдела т, бету
ского. Факты административном смещен
комсоргов, ликвидации комеомотльских бир
имели место не только на учебном кораби
«Комсомолец», но и на других кораблях с
единетия. Надо полагать, что политутраь
ление флота примет. меры к тому, чу
т. Островекий на деле выполнял ретечи
ЦЕ ВКП(б) и требования Главного поли:
управления Вооруженных Сил Союза Cf?
0б усилении идеологического воспитани
молодежи,
	Капитан 2 ранга В. МИНАЦ,
	каждый из них было точно. рассчитано. Bo-
прое он ставил ясно, конкретно. для всей
труппы. Дав немного подумать, Гончаров
вызывал матроса. После опроса несколь-
ких человек Гончаров переходил к следую-
щему вопросу. Характерная ‘деталь: все
тетради, книги расположены в том’ поряд-
&е, как шло изложение. На нужных стра-
ницах были закладки. Это давало возмож-
ность быстро находить то или иное нуж-
ное место. Все это помогло успешно вести
запятие. Ни одна минута не. тратилась по-
напрасну.   Lo,

Занятия окончены. Слышен сигнал «Сде-
лать перерыв». Гончаров громко скомандо-
вал: «Встать. Перерыв!». Матросы органи-
зованно вышли из кубрика.

К сожалению, не все офицеры нашего
крейсера так относятся к организации и
проведению занятий. Возьмем, к примеру,
твардии лейтенанта Чернышева. Он не пре-
дупредил заранее, где будут занятия. Лишь
перед самым их началом командир отделе-
ния узнал, что собираться нужно на пра-
вом шкафуте. С большим опозданием явил-
ся Чернышев. Его сначала и не заметили,
никто не подал команды.

Начались занятия. Они были неинтерес-
ны. Вонспекта у Чернышева не было. Он
	говорил 000 всем и ни о чем. Вопросов не
задавал. Не случайно матросы его подраз-
деления имеют слабые знания по. боевой
подготовке.

Гвардии капитан-лейтенант

И. ГОЙЛОВ.
	Черноморский флот.
	нроведения занятия, учесть степень подго-
товки слушателей, подготовить необходи-
мые учебные пособия. Следует иметь-в ви-
ду, что как в каждом деле, так и в учебе
мелочей быть не может.

Заслуживает внимания опыт’ работы в
этой области питомца Каспийского Высшего
военно-морского училища твардии лей-
тенанта Гончарова. Над повышением своих
знаний, над умелой передачей их подчи-
оненным он-работает со всей энергией, на-
стойчиво и неустанно. ;

Предстояло занятие с молодыми матро-
сами. Тему— «Устройство  автомата»—
твардии лейтенант знал хорошо. Но вее же
он решил проконсультироваться у Gore
опытных офицеров.

На вечерней поверке твардии лейтенант
Гончаров об’явил матросам, в каком
кубрике будет проходить занятие. Нача-
ло — в 8 часов 30 минут. Утром т. Гон-
чаров вызвал к себе в каюту старшину
батареи и приказал приготовить стол, мел.

Ровно в 8.30 по сигналу «Начать заня-
тия» твардии лейтенант прибыл в куб-
Тик. Но прежде чем начать занятия,
Гончаров проверил, все ли налицо, форму
одежды. Офицер обратил внимание на то,
как лучше рассадить матросов. Tex, кто
	был; по’его мнению, подготовлен недоста-
“точно; он расположил поближе к; себе, рас-
считывая чаще их спрашивать.

Руководитель настолько ‘хорошо под-
. готовился, что’ ему не было нужды ча-
‚ сто прибегать к конспекту, учебнику. Пе-
ред глазами матросов находился один чер-

цев на корабле не уменьшилось и даже на-
оборот. — увеличилось. Не могла отцасть и
необходимость в воспитательной работе сре-
ди несоюзной молодежи подразделений. На-
конец, нельзя сказать, что комсомольские
организации в подразделениях работали
плохо. Командир ВЧ-У коммунист т. Дми-
триев, например, утверждает, что KOMCO-
мольское бюро подразделения ‘успешно 10-
могало ему воспитывать личный состав.
ШМютив реорганизации возражали замести-
тель командира по политчасти и парторг
корабля. На общем партийном › собрании
коммунисты отмечали, что после ликвида-
ции комсомольских бюро в подразделениях
заметно снизилось качество воспитательной
работы среди молодежи.
	№0му же понадобилось ликвидировать
комсомольские организации в подразделе-
ниях? Сделано это было по приказу началь-
ника политотдела отряда учебных кораблей
капитана 3 ранга Островского, который,
видимо, не вникает в существо работы ком-
сомольских оргажизаций, не беседует с ком-
сомольцами, не сочитается с мнением подчи-
ненных ему политработников. Начальник
политотхела грубо наруптил указания выше-
етоящих политортанов. самовольно изменив
	структуру комсомольских организаций.
	Вместо того чтобы показывать пример
	уважения к ‘уставу комсомола, т. Острюв-
ский сам попирает комсомольскую демокла-
тию. Показателен случай с заменой комеор-
га корабля «Комсомолец». На этой должно-
сти одно время находился младший лейте-
нант Федотов, который  скомпрометировал
себя и плохой работой и. недостойными
офицера, поступками. Начальник политотде-
ла, вместо того чтобы дать  комсо-
мольцам возможность разобрать  пове-
дение Федотова на комсомольском собрании
и вывести его из состава бюро, приказал
заместителю командира по политчастя
срочно откомандировать комеорта с кораб-
ля. Во главе комсомольской ортанизащии
был поставлен старшина 2 статьи  Гри-
горьев, который не являлся даже членом
комсомольского бюро.

Конечно. ничего хотошего or такого
	диинистрирования политотдела ожидать
нельзя. И действительно, за последнее врёмя
	На сверхсрочную службу
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 ноября. (По   миноносца «Железняков» старшина 9 т
	ThH Поздняков пишет:
	телеграфу‘ от корр. «Нрасного Флота»). За
последнее время многие матросы и стар-
шины Черноморского флота подали’ доклад-
ные. записки с просьбой оставить их на
сверхерочную службу. В большинстве это
моряки, отличившиеся в боях с немецкими
захватчиками, отличники боевой и поли-
тической подготовки. С такой просьбой об-
ратились старшины подразделения малых
охотников Палехов, Юдин и Москвин. 0 под-
разделением они прошли славный боевой
путь, участвовали в горячих схратках с
врагом, имеют правительственные награды.

Боцман Краснознаменного эскахренного
	Самолеты к
	 Тихоокеанский ‘флот. Эскадревный миноносец «Резкий» на боевом ученим.
	В бухте Золотой Рог
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	Когда в Москве кремлевские куранты   Снялся с якоря и ушел в море сосед по
бьют полночь, в бухте Золотой Рог начи-   стоянке — другой корабль.
нается день. Правда, ‘здесь еще тихо на Навстречу кораблям шли из дозора боль-
берегу. Но чем ближе подходишь к пирсам,   шие охотники, проскользнул на горизонте
тем отчетливее слыштны трели дудок. Флот   силуэт подводной лодки.
уже бодрствует. Сквозь предутреннюю мглу В бухту прибывают корабли с Камчатки,
сигнальщики обмениваются прерывистыми   Сахалина, из Порт-Артура, транспорты
вспышками прожекторных лучей. Tepunre   Дальневосточного тосударственного паро-
пласты дыма плавно колышутея из ‘стороны  ! ходства, возвращающиеся из дальних рей-
	сов. Оживление; на рейде, начавшееся ран-
HEM утром, продолжается допоздна.
ах
	Перерыв между занятиями очень короток.

Не успели матросы выкурить но папироске,
как над бухтой появился самолет— морской
разведчик. Во всех отееках прозвучал сиг-
нал боевой тревоги. Сотни людей, весело
проводивших минуты перерыва, мгновенно
оказались на своих боевых постах. Извест-
но, что нормативы боевых тревог жестки.
Их установила вейна. И вот командиры всех
боевых частей имели возможность доло-
жить 0 полном сборе личного состава на
  полминуты раньше установленного срока.
Вмиг ожили, пришли в движение башни
главного калибра, торпедные аппараты, все
орудия, автоматы.

Сигнальщики доложили, ‘что разведчик
находится в непосредственной близости, ко-
гда из-за горбатой сопки внезапно появил-
ся второй самолет. Вводные следуют одна
за другой, каждая сложнее предыдущей. В
этом учении, как н в настоящем бою, то
и дело «выходили из строя» механизмы,
«выбывали» люди.

— Выстрела нет — убит matpoc,—
эту вводную старший лейтенант Коросте-
лев ‘дал на автомат старшины 2 статьи
Матвеева в самый критический момент от-
ражения атаки самолета. Офицер стал от-
считывать секунды. «Выбывшего из строя»
	т осторожно. но быстро еняли с боевого поста.
	а матрос „Графиков занял его место в два с
ооловиной раза быстрее, чем это предусмот-
рено но нормативу.
	Многое успели сделать в это утро моря-
ки-тихоокеанцы. Ведь такие тренировки
проходили не только на крейсере, но и на
других кораблях в бухте Золотой Рог.

Тренировки шли и в подразделениях бе-
реговой обороны.

Напряженной боевей подготовкой заняты
тихоокеанпы.
	Старший лейтенант Н. ТРЕФИЛОВ.
	Тихоокеанский флот.
	в сторону.’ Вепомотательные, суда’ и рейсо-
вые катера снуют ‘по’ бухте. Одни из них—
неповоротливый буксир — направляется к
выходу из залива, туда, где стоят, словно
часовые, тромады кораблей,

Флаги и гюйсы на крейсерах подняты.
Занятия начались. В одном из многочис-
ленных отсеков крейсера Н. инженер-
вапитан-лейтенант ° Хлиденев  рассказы-
вает  старшинам-сверхерочникам © за-
дачах, намеченных пятилетним планом по
восстановлению и развитию железнодорож-
ного транепорта. В ‘другом отееке зани-
маются матросы. ‘Ведет занятия етарший
лейтенант Савенко. Прекрасно отвечает ма-
трос-нанаец Ахтанка. Его веегда внима-
тельно слушают товарищи на политзаня-
тиях и на боевом посту. У Ахтанка удивй-
тельная память, он много читает. Лучший
отличник второй боевой части, он является
членом комсомольского бюро.

На рейде наступает оживление. С крей-
сера можно наблюдать не только то, ‘что
происходит в бухте, — отстода хоропю видны
и внешний рейд и прибрежный район за-
дива:

Внимание сигнальщиков привлекает эс-
кадренный миноносец. Он выходит йз бух-
ты. Орудия и торпедные аппараты на ми-
ноносце расчехлены. Матросы и старшины
хлопочут около них. Корабль только вышел
на фарватер, а на нем уже идут учения.

На фалах эскадренного миноносца трепе-
щет сигнал традиционного флотского при-
ветствия старшему кораблю. С. крейсера от-
вечалот.

«Счастливого плавания!» — это напут-
ствие вахтенным сигнальщикам крейсера в
то утро пришлось репетовать не раз. Вслед
за миноносцем, ушедшим на занятия по бое-
вой подготовке, носледовал тральщик. On
отправился очищать еще один район моря.
Шли корабли других типов и классов:
одни — на обеспечение боевой подготовки,
другие — в Порт-Артур, к островам Куриль-
ской гряды, в дальние базы, Е

Велик Тихий океан, много в нем путей.
В бухте Золотой Рог начинаются десятки
маршрутов больших походов.
		Макет корабля
	‘Изготовление макетов военных‘ кораб-
тей — увлекательное ‘и полезное занятие.
Это но только искусство, но и один из ви-
дов военно-морского спорта, который раз-
вивает.у офицера такие пенные качества,
‘Rak ‘изобретательность, глазомер, настой-
чивость и-аккуратноеть. :

Е сожалению, изготовление макетов яв-
ляется занятием не многих офицеров. Сеы-
таясь то на свою загруженность по елуж-
бе, то на отсутствие популярных ‘руко-
водетв по макетному делу, то на другие
причины, офицеры не уделяют этому вопро-
су лолжного внимания.

Цользу же макеты в системе офицерской
учебы могут принести немалую.

Изготовив макет того или иного корабля,
Моряк надолго ‘запомнит его силуэт, отли-
чительные признаки, основные тактико-
технические данные. Все это поможет ему
тучше изучить устройство корабля.

Изготовление макетов почти вевгда мож:
но связать с основными теоретическими во-
пресами, над которыми в данное время ра-
ботает офицер. Например, изучая развитие
кораблестроения, полезно построить макеты
кораблей, характеризующие отдельные
этапы этого развития. Разбор той или иной
операции пройдет более наглядно, если вею
динамику ве показать на макетах,

Вообще в системе боевой подготовки ма-
кеты различной величины можно исполь:
зовать в качестве наглядных учебных по-
собий весьма разнообразно. Укажем на тре-
нировку в- определении на-глаз курсовых
углов, на испытание эффективности маски:
ровочного окрашивания кораблей, па’ обу-
чение вахтенных офицеров строям и манев-.

`рам при совместном плавании, на решение.
задач по предупреждению столкновений ко-
раблей в` море. Макеты могут применяться
и в качестве мишеней в различных при-
“`борах для учебных стрельб.

Немало военных кораблей вписало слав-
ныв. страницы в историю наших военно-
морских сил. Почему искусно изготовлен-
ные макеты этих кораблей не выставить
-в-Домах флота, в офицерских ‚клубах? А
разве. ве. приятно каждому `моряку ‘иметь
В. своей. каюте или кабинете: на рабочем
столе макет корабля, на котором он плавал
‘или. © воспоминанием о котором связаны
- наиболее памятные моменты его службы?

Песомненную пользу приносят макеты
кораблей и в системе обучения курсантев.
Они помогают будущим офицерам флота
быстрее и глубже освоить такие науки, как
корабельная архитектура, теория корабля,
кораблеустройство, проектирование кораб-
лей ит, п. К сожалению, макетному делу
в училищах еще не уделяют должного вни:
мания. .

Макеты кораблей принято разделять, в
зависимости от назначения, на два вида:
тацтические и обзорные. Первые наиболее
распространены на флоте. Изготовить их
гораздо легче, чем обзорные. Тактический
макет делается обычно в масштабе от
1: 1000 до 1:500 и притом без подводной
части корабля, то-есть до ватерлинии. 00-
зорный же макет, на котором можно изу-
Чать расположение артиллерии, боевых по-
стов, схемы связи и т. п., изготовляется в
более крупных масштабах: 1:100 —
1:200, причем вместе с подводной частью.
Если же разрезать макет ло диаметральной.
лоскости корабля, то его yao6Ho noBectrs
на стену, прикрепив к доске (или зеркалу).

Офицеру, впервые приступающему к из-
готовлению макзта, лостаточно на первое
время иметь следующие инструмент и ма-
териалы: обыкновенный лобзик для выпи-
ливания, острый стальной нож (вроде са-
пожного), ручную дрель, кусачки и неболь-.
шой ручник, несколько кусков сухого не-
колющегося дерева (береза, яблоня и др.)
и фанеры разной толщины, картон, сталь-
ную и метную проволоку разных сечений,
столярный клей, обрезки тонкой жести,
важдачную и стеклянную бумагу, тюбики
с масляными красками.

Для изготовления любительских макетов
вполне достаточно чертежей и фотографий
из официальных справочников военно-мор-
ских флотов’ мира.

Дома Военно-Морского Флота и офицерские
клубы должны помочь офицерам в изйотов-
чении макетов. На наш взгляд, целесообраз-
но создать кружки любителей этого дела,
оборудовать небольшие. мастерские. Руково-
дителей нетрудно найти среди самих офи-
церов.

Папитан 3` ранга И. БЫХОВСКИЙ.
	Балтийский флот.
	«Мне пришло время демобилизоватьм,
но я хочу остаться на родном корабле. Мол
знания и опыт, накопленные 3а время в.
ны, могут принести пользу при обучен
молодых матросов».
	Вместе с Поздняковым докладные запие
ки 06 оставлении на сверхерочную слу
подали старшина 2 статьи Макаренко,
тросы Харченко и Яковенко, Их пониел
последовали моряки из подразделения слух
бы наблюдения и срязи-——старшина 2 сте
тьи Чурзнн и старший матрос Величко,
	f
зиме готовы
	ТИАООВЕАНСКИЙ ФЛОТ, 12 ноября. (По
телеграфу от корр. «Ирасного Флота»).
Экипажи торпедоносцев майора Черняева
усиленно занимались подготовкой своих ма-
шин к зиме. С утра до позднего вечера рабо-
тали на самолетах не только механики и
моториеты, но и летчики, штурмана, стрел-
ки-радисты, воздушные стрелки. Это обес-
печило своевременное выполнение прел-
	‘усмотренных работ, профилактического р6-
	монта и отенления моторов. Комиссия, про-
верившая кзчество подготовки материаль-
ной части к зиме, указала на отдельные
мелкие недостатки, которые ТУТ же были

устранены. Работа экипажей получила в
сокую оценку.

Первые полеты прошли безукоризнении,
За один день были испытаны в воЗ1ухо
все самолеты. Кроме того, к этим полетах
было приурочено и выполнение учебных
задач по бомбометанию и воэдуший
стрельбе. Стрельбы все штурмана выши-
нили с хорошей оценкой. В бомбометании
особенно отличился экипаж лейтенант
Скоковё (штурман — лейтенант Тегкоету-
пов), поразивший цель с большой точн
стью. В зачетный круг цели попали бомбы,
сброшенные и штурманами МЛАДШИМИ 10й-
тенантами Егоровым и Касаткиным.
	мельчайших организмов в море представи
ет не только чисто научный интерес, №
имеет и военно-прикладное значение, №
вестно, что в темные ночи в южных морях
свечение моря при ударе весел или в 6\1\°
не от винта корабля бывает весьма инте.
сивным. В Отечественной войне были cate:
гистрированы случаи демаскирования кат
ров. в темную ночь при фосфореспении
буруна. Законы свечения моря еще весьуа
мало изучены и составляют. одну из зд
гидрооптических исследований.

Гидрооптика дает многое и для работи
гидрографов. При аэрофотос’емке лрибрея
ных районов моря важно иметь возу0%
ность получить на снимках расположение
подводных препятствий, мелей, рифов, за-
тонувших кораблей. Знание законов ра
пространения света в воде и спектрофото-
метрических характеристик света, вых
дящего из моря, дает возможность подобрат
соответствующие фотографические мате
риалы и светофильтры, установить реж
зэрофотос’емки, с тем чтобы снимки были
отчетливыми и ясными.

Сказанное отнюдь не исчерпывает вв
возможностей применения тидрооптики, Ва

we 0 lm ТЕТ Я
	и. всякая
обширные
щественно
ные пути

молодая наука, она име

ty:

перспективы. Ovens
определить сейчас правил»

_

последовательность

этого
	развития. С этой целью Академия Hays
СССР созывает в этом году совещание по
тидрооптике. Совещание заслушает и 0
удит доклады ряда научных учреждений,
наметит планы иселедовательских работ нз
ближайшие годы.

тя развития гидрооптики очень бодь-
штое значение имеет организация научных
экспедиций для изучения оптических 38°
рактеристик морей и океанов. Исследования
по оптике моря полезно организовывать 04
новременно с тидрологическими работами
Во всех экспедициях, которые посылаются
для изучения морей п океанов.
	Лауреат Сталинской премии
кандидат техничесних наук
инженер-майор И. ЛЕВИТИН.
	Товарищеские встречи футбольной команды ВМС
	Из поездки по флотам в Москву верну-
лась футбольная команда Военно-Морских
Сил. Футболисты посетили главные базы и
ряд портов Северного и Черноморского фло-
тов, где провели девять товарищеских
ветреч.
	`_ Romania ВМС выиграла матч у чемпиона
Северного флота со’ счетом 9:3. Победила
	она и во ветрече с футболистами-полводни-
	‘ками (5:0), футболистами тыла флота
		На Черноморском флоте футболисты ВМС
провели тесть товарищеских встреч. Три
матча состоялись в Севастополе. Первая
игра с командой Севастопольского морско-
го завода прошла очень напряженно. Гости
выиграли её со счетом 3 : 1. У команды
черноморского флотского экипажа они вы-
играли со счетом 7:2, у команды линей-
р «Севастополь» — со счетом

С таким же успехом прошли ‚встречи в
Новороссийске и Поти.
	исследовании батисферы. Нетрудно ‘себе
представить, что без освещения работа во-
долаза в подводном мраке была бы крайне
затруднена. При водолазных работах очень
Часто требуетея не только местное освеще-
ние (с помощью ручной или головной лам-
ны), но и общее освещение достаточно
большой площади.

В настоящее время вопросы подводного
освещения решаются применением ламп
накаливания с зеркальной колбой, посереб-
ренной изнутри на определенной части по-
верхности. Такая лампа, форма которой
специально рассчитывается, создает нужное
Распределение света благодаря  отраже-
нию лучей от зеркального слоя и преломле-
нию в воде на границе ее с колбой лампы.
Подводный осветительный прибор : общего
освещения с мощной лампой снабжается
понлавком. Благодаря этому он автомати-
чески устанавливается на нужной высоте.
Ча том же принципе основаны и подводные
светильники местного освещения, но лам-
пы в них менее мощны.
	До недавнего времени считалось неверо-
ятным, чтобы тонкое стекло лампы епособ-
но было выдержать давление толщи воды.

OSTOMY подводные светильники делались
Из толстых стекол, были тяжелы и неудоб-
ны, Однако специальные испытания пюкд-
зали достаточную прочноеть новых ламп, И,
таким образом, конструкции приборов
были значительно облегчены.

Для того чтобы водолаз хорошо видел под
водой, недостаточно устроить благоприятное
освещение. Человеческий глаз не приспо-
соблен к видению в воде. Глаз рыбы обла-
дает почти плоской роговой оболочкой, при-
способленной к ходу лучей в воде. Для
Toro чтобы глаз человека видел так же
хорошо, надо снабдить его очками с очень
сильными (с большим числом диоптрий)
стеклами. Такие очки с весьма сложной
оптикой для водолазов созданы, Их особен-
ностью является то, что вода свободно про-
никает между линзами и глазом, что силь-
HO облегчает процесс видения и не создает
никаких помех. Преломляющие свойства
слоя воды между линзами и тлазом, конеч-

но, учитываются. Такие очки применяются
при пользовании легкими рейдовыми водо-
лазными масками. .

° Очень часто необходимо видеть, что де-
лается под водой, наблюдая с ее поверхно-
сти. Так, например, с палубы корабля бы-
вает необходимо осмотреть винты, состоя-
ние днища, осмотреть дно моря (при. не-
большой глубине) и Так далее. Для этой
цели созданы специальные гидропериско-
пы — сложные оптические устройства,
позволяющие удобно и быстро решать та-
кие задачи,

При производстве водолазных аварийно-
спасательных ремонтных и строительных
работ, а также при подводных научных
исследованиях часто необходимо иметь воз-
можность сфотографировать те или иные
об’екты. Решению этой задачи также помо-
гавт гидрооптика: на ее основе расечиты-
ваются и конструируютея специальные
подводные фотоацпараты (наподобие гер-
метизированной «лейки»), с помощью ко-
торых производят вполне удовлетворитель-
ные фотоснимки. Для борьбы с рассеянным
в воде светом, мешающим получению отчет-
ливого изображения, применяются поляро-
иды — специальные ‚светофильтры из по-
ляризующих свет прозрачных материалов.

В связи с биологическими исследования-
ми морских глубин интересно упомянуть о
том, как влияет распространение света на
окраску рыб и на некоторые цветовые их
особенности. Окраска многих рыб устроена
так, что они ‘наилучшим образом маскиру-
ются от угрожающих им подводных и £03-
душных хищников (морских птиц). На
больших глубинах многие разновидности
рыб обладают способностью Ффосфоресциро-
вать. Эта особенноеть служит либо в ка-
честве приманки, либо для устратения
хищников. Существуют рыбы, имеющие
впереди головы на стебле подобие фопари-
ка, свет которого привлекает маленьких
рыб. Интересно отметить то обстоятельство,
что при опасности рыба-охотник «гасить
свой «фонарик», осуществляя св050браз-
ную светомаскировку.
	Изучение биологического евечения
	Достижения науки все более и более
yates и расширяют наше знание
физики моря. В частности, это. относится к
исследованиям в области оптических яв-
лений. Изучение оптики моря, т. е. ис-
следования ° распространения — лучистой
энергии в толще воды и на границе вод-
Holi’ uw воздушной среды, происхождения
цвета моря и вопросы его прозрачности,
не только обнимает значительный круг
теоретических проблем, но имеет боль-
шое практическое ‘значение, в особенности
ля флота.
	Для этой области познаний предложено
наименование «гидрооптика» — по анало-
гии с тидроакустикой, занимающейся яв-
лениями распространения звука в. воде.
	” Теоретические вопросы гидрооптики
весьма сложны. Разработкой их занима-
лись и занимаются многие видные уче-
ные и в нашей стране и-за ее пределами.
Многое в этой области сделано известным
индийским физиком Чандра `Раманом и
другими учеными. В нашей стране вопро-
сы гидрооптики разрабатывают ‘лауреаты
Сталинской премии профессора В; В. Шу-
лейкин и А. А. Гершун, Гамбурцев и дру-
гиё.
	эначительный интересе представляют
вопросы прозрачности и цвета моря. Изу-
чение прозрачности и’ее изменений по
тайонам и по времени тода дает важные
материалы для гидрографической характе-
ристики моря. Наблюдения показывают,
что чаше всего прозрачность вод повы-
шается с ‘удалением от берегов, когда
меныше сказывается влияние грунта и вы-
носных течений рек. Однако иногда быва-
ют и исключения. Так, например, в непо-
средственной близости от берегов Болга-
рии, в районе Бургаса, вода исключительно
прозрачна. 0Об’ясняется это, повидимому,
проходящим здесь течением из Босфора,
	заносящим прозрачную ^ средиземномор-
	скую воду в Черное море.

Каждому `моряку известен. существую-
щий сн0с0б. измерения прозрачности с по-
мощью диска Секки (белый диск стандарт-
ного диаметра 300 мм, погружаемый до
глубины, на которой он перестает разли-
чаться глазом). Диск находит применение
и сейчас. Однако развитие физики дало. в
руки исследователям и другие, гораздо бо-
лее совершенные способы для изучения
раснространения света в воде, Прежде вее-
го большой интерес предетавляет приме-
	нение для этои цели Ффотоэлементов.
Селеновый фотоэлемент, снабженный
специальным  светофильтром,  представ-
пяет собою приемник  лучистой  энер-
	гии, весьма близкий по своей спектраль-
ной чувствительности к чувствительности
глаза. Для гидрооптических измерений при-
ходится погружать фотоэлементы в воду,
иногда на значительную глубину. Это по-
требовало разработки специальных конет-
рукций подводных  фотоэлементов. Они
	позволили вести ранее невозможные точные
	измерения распространения света в толще
воды.

Очень большой теоретический и практи-
ческий интерес представляют снектрофото-
метрические измерения, дающие возмож-
ность определить, как распределена по
спектру возвращающаяся из глубины м0-
ря к его поверхности лучистая энергия.
Для этой цели созданы морские спектро-
фотометры, сопоставляющие яркость света,
падающего на поверхность моря, с яркостью
света, выходящего из глубины по отдель-
ных участкам спектра. Эти измерения да-
ют возможность достаточно точно судить
9 цвете моря, о его зависимости от прозрач-
ности и, следовательно, от факторов, влия-
ющих на ее изменения.
	До недавнего времени для определения
цвета моря использовалиеь такие прими-
	тивные методы, как шкалы Фореля— ле
{набор пробирок е цветными. жидкостями).
Это давало. возможность судить лингь о цве-
те поверхности моря, способном ‘изменять-
ся непрерывно в течение дня. Между тем’
для практических целей важно чаще всего
знать спектр цвета, выходящий из глуби-
ны моря и характерный для данного района
в течение длительного периода времени.
Применение более точных методов измере-
ний позволяет создавать хорошо обоснован-
ные карты цвета и прозрачности морей,
учитывать сезонные их изменения. Для
таких измерений в нашей стране создаются
разнообразные приборы, Большую роль в
проведении гидрооптических исследований
играют Государственный орлена Ленина он-
тический институт и некоторые другие
научные учреждения нашей страны.
	Исследование законов распространения
света в толще воды дает возможность. раз-
рабатывать технику видения и даже фото-
графирования под водой. Совершенно яено,
как много значит решение этих сложных
npo6.1ew для исследователей морских глу-

ИН.
	Немногие моряки представляют себе, что.
освещать подводные пространства и отчет-
иво видеть под водой предметы далеко
He Tak просто, как это может показаться
на первый взгляд. Водная среда так сильно
поглощает лучистую энергию, что для того,
чтобы осветить окружающую обстановку
В подводном мраке, нало располагать специ-
альными техническими‘ средствами. Кроме
того, надо считаться с тем, что человече-
ский глаз приспособлен для видения в воз-
духе, а не в воде, у которой совсем иной
показатель преломления света.

Подводное освещение очень важно для
водолазных работ и аварийно-спасательной
службы, при постройке подводных гидро-
технических сооружений, для решения раз-
личных научных задач, в частности при