14 ноября 1946 г., четверг, № 267, (2448),
	‚ Вечерний университет
‚ марксизма-ленинизиа
при ЦДКА им, М, В, Фу ›
					При Центральном Доме Прасной dry
им, М. В. Фрунзе в ноябре открываете
черний университет марксизна лент,
В университете создаются исторячестй, в
лософский, военно-исторический п эт
мический факультеты.

Срок обучения установлен в 2 тд р
нятия будут проводиться два раза в Bey
лю по 4 часа, у

В вечерний университет пряниманты
старшие офицеры, имеющие высшей из,
зование и достаточную политическую tp,
готовку. Желающие, поступить в YEUBEp,

‘тет должны подать рапорт по команде,
рапорте указывается: а) вевнноо ‘зверт,
6) фамилия, имя и отчество; в) rom.
ность; г) образование; д) на какой arya,
TOT желает поступить; е) почтовый ад
места службы. Рапорт кандидата вныть,
‘характеристикой командира (наладьниы
части через политотщел соединения нара»
ляются в приемную комисеню yaupepy,
тета.

Метод обучения в университеть Ум.
навливается следующий: лекции; самоетиь
тельная работа (вне университета); мат.
нарские занятия; консультации; зачеты т
экзамены. В чтению лекций привлеванти
опытные профессора, научные работники
квалифицированные преподаватели Boeneyy
академий и гражданских высших Учеба
заведений Москвы.

Окончивигие вечерний университет ар
сизма-ленинизма освобождаются от сии
кандидатских испытаний на соискание ды.
ной степени кандидата наук по Следующии(
дисциплинам: окончившие исторический $,
культет — № истории ВЕП(б), ITM
COOP, диалектическому и исторачесии
материализму; окончивигие философений ТА
культет — по истории ВЕП(б), диалеут,
ческому и историческому  матертадтем:
окончившие экономический факультет-
политической экономии, диалектическох 1
историческому материализму; окончивие
военно-исторический факультет — по ли.
лектическому и историческому матерь
лизму, истории войн и военному пекусету
Советской Армии.

Прием документов о зачислении слупь.
телей в университет произволитея в nt
им. М. В. Фрунзе (площадь Коммуны, 9)
комната 352, в учебной части YERBeDC
тета.

Справки по телефону 11-30-75 1
И1-05-20, доб. 1-60. 0 дне занятий буд
об’явлено дополиительно.
	Начальник учебного отдела вечер.
него унизерситета марксизма-лени.
низма при ЦДКА им, М. В. Фрунх
подполкозник запаса К. РЕШЕТНО.
	Мастера ОГНЯ
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ $10.
ТИЛИЯ, 13. ноября. (По телеграфу от Hepa,
«Нрасного Флота»). Зенитчики каноне»
ской лодки Н. по праву заслужили в 0
динении славу мастеров меткого огня, №
задачи по курсу летней боевой подтотовкя
они сдали с хорошими и отличными One
ками; .

На-днях зенитчики провели последнюю
стрельбу, подводящую итог летней ками:
нии. Корабль вышел на огневую позиции
Младший лейтенант Чечель обошел орудия,
ал подчиненным последние указания, пре
цупредив, что «противник» может ost
	ся оттуда, где его меньше всего можно ож
ать.

‘Так и произошло в действительноть
Бомбардировщик неожиданно вынырнут №
за сопок. Но в ту же секунду он был за
чен старшиной 2 статьи Малковых. (#1
загремели выстрелы: Первые снаряды леги
выше конуса. Управляющий огнем главный
старшина Панферов внес поправки... Век
се мостика передали — цель уничтожела,
	Льготы демобилизованным
при поступлении в вузы
	Бысшая школа готовится к приему и
вых групп молодежи, демобилизуемой 091.
час из рядов Советской Армии, Вывиим
участникам Великой Отечественной войны,
желающим продолжить учебу, будет р эму
оказана широкая помощь.

3a студентами первого курса, призвая
ными в армию в 1939 году и во время Bol
ны, сохраняется право ноступления в вузн
без приемных экзаменов. Без испытаний
принимаются также демобилизованные во
ны, бывшие студенты старших курсов пи
зачислении в высшие учебные заведения,
где они училиеь до призыва в армию, т
в другие однотипные вузы. Прием прош
водится в течение всего учебного года,
	Участники Отечественной войны ПОЛЬЗУ
ются и некоторыми другими льготами при
поступлении в высшие учебные заведения,

ни, в частности, принимаются в вузы be

экзаменов с агтестатами отличника, незави
симо от года окончания средней школы,
Славшие же вступительные экзамены #-
числяются в рУзы вне конкурса,
	Нри 46 высших учебных заведениях №-
сквы, Ленинграда, Свердловска; Томека 1
других городов открыты подготовительные
отделения и курсы для демобилизованных,
имеющих образование в об’еме 9 классов
средней школы,
` Особой заботой окружены бывшие толя
Советской Армии и в самом вузе, Для ны
организуются консультации, создаются (4
мостоятельные учебные группы и т, д.
мобилизованные обеспечиваются стипенди
ями и общежитнями в первую очередь,
	(ТАСС),
	Военные моряки спасли
рыбацкий катер
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 13 ноября, (№
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
квозь. ночную темень вахтенный Н-ск
поста старшина Старчиков увидел на и
ризонте зарево. По приказанию дежурной
К месту пожара немедленно направила
Шлюпка.

Приблизивнгись, моряки ‘увидели, 91
горит рыбацкий катер. Пожар начался }
машинном отделения. Рыбакам не уталое
быстро локализировать отонь, и пламя уж
охватило надстройки судна.

Не торяя времени, военные моряки вме
ете с рыбаками начали борьбу с огнем, Ум
по применив огнетущители, они вскоре лик
видировали пожар.
	ЫЙ ФЛОТ г
а. ь века . + . : * ae RENE ie

Вораблевождение в условиях
малой , видимости -
	ведется на карте самого крупного масшта-
ба. Эхолот позволяет использовать особен-
ности рельефа дна для того, чтобы уточ-
нить ечислимое место.
	Перед поворотом на новый курс берутся
контрольные радиопеленги. В случае ка-
ких-либо сомнений после этого место кораб-
ля проверяется пе глубинам и проклады-
вается новый куре с учетом возможных
югрешностей в работе компаса и лага и
так, чтобы пройти на достаточном удале-
нии от навигационных опасностей.
	При плавании в малую видимость важно
учитывать влияние ветра и течения на
снос, дрейф и скорость корабля. В районе
приливо-отливных течений штурман зара-
нее выбирает данные 0 них из таблиц и
атласов на каждый час и учитывает эти
данные пря прокладке на карте. К сожа-
лению, некоторые штурмана пренебрега-
ют таким учетом, в результате чего до-
пускают ошибки.
	Во время войны конвой в составе двух
транспортов и четырех кораблей охранения
следовал из Архангельска в Некую
базу. В районе острова Сосновен корабли во-
шли в туман и следовали в нем до парал-
лели острова Волгуев. Перед тем, как
войти в туман, корабли построились в спе-
циальный ордер. Штурман одного из ко-
раблей охранения рассчитал по ечислению
время поворота на новый куре, но не учел
течения и не проверил себя по радиопелен-
гам, „Корабль самостоятельно повернул на
новый курс, о чем было доложено коман-
диру конвоя. Командир конвоя еще раз про-
верил свое место и, убедившись в пра-
вильности своих расчетов, приказал кораб-
лю немедленно повернуть на прежний курс
и следовать так до сигнала о повороте.
	Оказалось, что корабль охранения по-
вернул на новый курс на четырнадцать
минут раньше, чем следовало. Штурман
слепо придерживался курса, проложенного
на карте, не учитывал течений. В итоге—
ошибка, которая могла привести к аварии,
если бы штурмана не поправил командир
конвоя.
	При подходе к берегу в малую звиди-
мость надо использовать приборы так, что-
бы показания одного проверялись показа-
ниями другого. Известны случаи, когда
штурмана, умело пользуясь всем комплек-
сом навигационных приборов, уверенно во-
дили корабли в тумане, входили в бух-
ты, губы, заливы и становились там на
якорь.
	Радар — один из первых помощников
штурмана при плавании в малую види-
мость. Он позволяет штурману определить
по береговым ориентирам свое место, ре-
птать задачи по маневрированию. Но для
этого штурман должен знать конфигурацию
береговой черты, высоту ориентиров и
удаление их от воды. Лучше определять
место корабля по двум расетояниям, изме-
ренным раларом. Определение булет более
точным. При наличии одного ориентира
место определяется по пеленгу ‘и расстоя-
нию до этого ориентира. В тех случаях,
когда отдельные мысы вдаются в море и. их
конфигурация резко очерчена, можно
определять место по двум-—трем «пеленгам.
В каждом конкретном случае штурман дол-
жен правильно избрать способ опрелеле-
ния места. Яено, что для этого ему надо
в нормальную видимость кропотливо и це-
устанно изучать особенности побережья.
	Чтобы овладеть всеми способами корабле-
вождения в малую видимость, полезно про-
верять себя при заходе в бухты, губы, за-
ливы в нормальных условиях. Штурман
в этом случае находится в закрытом поме-
щении и использует всю технику корабле-
вожления так, как будто плавание проис-
ходит в сложных метеорологических усло-
BHAX. .
	Разумеется, что при этом флагманские
штурмана тщательно контролируют под-
чиненных, поправляют их действия и при-
нимают все меры предосторожности. Такая
учеба плодотворно сказывается при плава-
нии кораблей в малую видимость и в дру-
гих сложных условиях.
	Папитан-лейтенант В. ЖИГАЛОВ.
	Северный флот.
	Во время войны и в послевоенный пе-
риод на Северном флоте накоплен большой
опыт кораблевождения в условиях малой
видимости. Этот опыт заслуживает, чтобы
о нем рассказать молодым штурманам, ко-
торым приходится впервые водить корабли
на Севере.

Перед выходом корабля в море для вы-
полнения любого задания штурман обязан
тщательно подготовить карты, сделать
предварительную прокладку с’ учетом не
только штурманских, но и оперативно-
тактических задач, отметить на картах все
навигационные опасности, нанести изобз-
ты. Затем необходимо тщательно проверить,
приборы и определить поправки.

Еще в базе штурман должен езнакомить-
ся с гидрометеорологической обстановкой в
районе предстоящего плавания, с данными
9 ветрах на 2—3 дня вперед. Это необхо-
димо ему для правильного учета течений.
И, наконец, он обязан изучить марш-
рут перехода по картам, лоциям, описаниям
огней и знаков, по таблицам и атласам те-
чений и другим пособиям. Чрезвычайно
поезно и важно побеседовать со штурмана-
ми, возвращающимися из’ похода, они могут
дать ценные сведения по навитационной
обстановке.
	В Баренцовом, Белом, Вареком морях ко-
рабли часто встречают снежные: заряды,
туманы, сплошную облачноеть. Основной
метод кораблевождения в этих морях —
плавание по счислению с использованием
всей штурманекой техники.
	Большинство опгибок происходит велед-
ствие недостаточного учета течений. Данные
о них сведены в таблицы и атласы. Прене-
брежение этими пособиями приводит к
ошибкам. Сошлемся на пример»
	Конвой в составе трех транепортов и
нести кораблей охранения следовал от
острова Вайгач в Белое море. Из-за плохой
видимости на протяжении двух с полови-
ной суток корабли не имели навигацион-
ных и астрономических определений. Пла-
вание совершалось по счислению с учетом
течения и ветра. На подходе к горлу Белого
моря штурман флагманского корабля, опре-
делив свое место по радиопеленгам, полу-
чил невязку в пять миль, которая позднее
подтвердилась при визуальном определении
места по трем пеленгам.
	Но запросу флагмана дали свои места и
другие корабли конвоя. Их ошибки eo-
ставляли от 6 до 18 миль. Анализ наибо-
лее крупной ошибки в 18 миль показал,
что штурман корабля совершенно не учи-
тывал течения и полагался лишь на го-
ловной корабль.

Кораблевождение в условиях малой ви-
димости немыслимо без систематическо-
TY) контроля счисления и определения
‘места радионавигационными средствами.
Полученное 10  радиопелентам ecto
проверястея показаниями эхолота. Дан-
вые oO глубинах сличаются затем с
тлубинами, указанными нз карте. Что-
бы быстро и достаточно точное
помощью радиопеленгатора определять свое
место, штурману надо хорошо знать
расположение радиомаяковеи радиотёлеграф-
ных станций на побережье и характер их
работы. Целесообразно, кроме радиомаяков,
нспользовать также радиостанции, кото-
рые передают различные сводки, прогнозы
погоды, если: место этих станций точно на-
несено на карту. Опыт плавания в Карском
море показывает, что способ пеленгования
таких радиостанций дает хорошие резуль-
ТАТЫ.-

Определяя место корабля по радиопелен-
гам, необходимо помнить, что наибольшая
точность получается при пеленгованой
станции, расположенной на курсовых уг-
лах корабля, близких к 0° и 180°. При
прокладке радиопеленгов на меркаторской
карте следует учитывать расстояние между
кораблем и пеленгуемой станцией, чтобы
правильно внести поправку Живри.

При плаванни вблизи берегов в малую
видимость штурману необходимо хорошо
ознакомиться с глубинами, течением, ха-
рактером дна и береговой черты. Метеоро-
логическая обстановка на Севере очень
часто и быстро меняется. Это обстоятель-
ство заставляет штурмана непрерывно ве-
сти счисление н всегда точно знать место
своего корабля. Навигационная прокладка

Богатства
	закон о пятилетнем плане восетановле-
вия и развития народного хозяйетва CCCP
ва 1946—1950 тг. предусматривает крун-
ные масштабы развития всех отраслей про-
мыииленности Дальнего Востока. «В райо-
нах Дальнего Востока, — говорил Н. А. Воз-
несенский на заседании Верховного Co-
вета СССР, — намечается, всестороннее раз-
витие народного хозяйства, ‘особенно метал-
лургин, энергетики, топливной промышлен-
ности и судостроения: обеспечивается раз-.
	витие всех видов транспорта: расширяется
	вельскохозяйственное производство в пелях
сокращения завоза продовольствия из дру-
ТИХ районов».

В Законе о пятилетнем плане выражена
отромная забота партии и правительства об
экономическом и хозяйственном развитий
Дальнего Востока. И это вполне закономер-
но. Дальний Восток по своему географиче-
скому положению имеет для нашей стра-
ны исключительно большое хозяйственное
и политическое значение. Необозримы его
просторы. Территория Дальнего Востока
вместе с Чукоткой, Анадырем. Камчаткой,
Сахалином и возвращенными нашей Роди-
не Курильскими островами занимает свы-
ше двух с половиной миллионов квадрат-
ных километров. 0 колоссальных размерах
этой территории можно судить хотя бы по
TOMY; UFO южная часть Дальнего Востока
	е г. Владивостоком расположена на одной
	тироте с Крымом, северная же его оконеч-
ность — полуостров Чукотка — значи-
тельно севернее Архангельска.

Дальневосточные недра исключительно
богаты разнообразными полезными’ иско-
паемыми, многие из которых представляют
громадную ценность. Каменные и бурые
угли, нефть, железные и. марганцевые
руды, золото, олово, вольфрам, цинк, гра-
		Тихооксанский флот. Боевая учеба в море. Башенные орудия крейсера наведены на цель.
	a a

-Вто бывал в Пиллау тод тому назад п
побывает в нем сейчас, будет обрадован
болыними переменами, происшедшими в
этом портовом городе. Пиллау — новая во-
	енно-морская база и форпост нашего фло-!
	Ta — отстраивается, принимает подлинно
советский облик. Много трула вложено в
строительство базы. Руками моряков возво-
дятся стены домов,  восстанавливается
сложное портовое хозяйство, строятея пко-
ты и больницы, ремонтируется водопровод.
Сделано много и предетоит сделать еще
больше. .

Но после напряженного трудового дня
возникает естественное желание отдохнуть
и развлечься. Куда пойти? Этот вопрое
задают себе офицеры и уатросы, уволенные
с кораблей на берег, члены семей военно-
‚служащих. .
°— Как ни ярко и празднично освещены ок-
на офицерского клуба, где начальником
старший лейтенант Остащенко, охотников
провести здесь досуг не много. Офицер, pe-
шивший посетить свой клуб, должен еще
на пороге этого учреждения оставить все
надежды на отдых или культурные. развле-
чения. Неумолчный гул голосов из ресто-
рана, густой пивной дух ветречают и оша-
рашивают жаждущих отдыха, Вея «клуб-
ная работа» сведена к... продаже спиртных
напитков, закусок п к танцам. Так ежеднев-
но и почти без перемен.

Всего несколько мебяцщев существует
офицерский клуб в Пиллау, а худая слава
завоевана им уже прочно. Офицеры не от-.
кликаются на приглашения даже тогда,
когда клуб намечает интересные мероприя-
тия. Мы недавно еще раз убедились в этом,
зайдя в клуб на лекцию о литературе. Не-
смотря на то, что разослано было несколь-
ко сот пригласительных билетов, в клуб
пришли... 4 офицера. А на ту же лекцию,
назначенную через несколько дней в Домз
флота, явилось 400 человек.

Дом Военно-Морского Флота, где началь-
ником майор Ковальский, не чета офипер-
скому клубу. Здесь ведется пропагандист-
ская работа и немало делается для художе-
сТРенного обслуживания моряков. Но в03-
можности Дома флота весьма и весьма огра-
ниченны. Единственный зал вмещает только
500 человек, и в дни увольнения на берег
большая часть матросов и старшин остается
за стенами Дома флота даже в том случае,
когда устраивается 2—3 киносеанса в день.
Другую массовую культурно-просветитель-
ную работу проводить негде. Таким образом,
значительной части матросов и старитин в
выходные дни попросту некуда пойти.

Поэтому не поражаетньея тому, что на
некоторых кораблях, базирующихся в Пил-
лау, матросы предпочитают не ходить на
берет. Не

— А что там делать? — говорят, на-
пример, матросы с корабля, где заместите-
лем командира по политчасти тов. Анто-
хин.—Пойти нам некуда; заняться нечем!
& сейчас, зимой. даже п погулять нетде.

Надо ли удивляться тому, что матросы
иногда находят себе другие «развлечения»,
которые часто приводят к нарушениям
воинской дисциплины. Нарумителей, конеч-
но, наказывают и этим дело ограничивают,
не задумываясь над причинами нарушения

‘В ОДНОЙ БАЗЕ

дисциплины, не замечая, как отсутствие
культурного обслуживания зачастую оказы-
вает непосредственное влияние на состоя-
ние воинекой дисциплины.

То, что во многих других военно-мор-
ских базах уже давно является обычным и
повседневным, в Пиллау ечитается большим
достижением. Настоящим праздником для
военнослужащих и гражданского населения
базы явилось, например, открытие библио-
теки после трехмесячных мытарств. Три
месяца лежали горами сорок тысяч книг,
поневоле ходили без дела библиотекари,
пустовало помещение, читатели донимали
своими законными требованиями: «Дайте
нам книгу!».

В чем же была загвоздка? им
для книг нужны были стеллажи — сорок
метров простых дощатых полок, для изго-
товления которых достаточно было трех
‘рабочих. И вот по поводу этого нехитрого
‘дела, к стыду ‘инженерного отдела флота,
возглавляемого инженер-нолковником Ёвоч-
киным, тЯнулась трехмесячная бюрократи-
ческая волокита.

В Пиллау нриходится часто сталкивать-
ся с трудностями, особенно в строитель-
стве. Но большевистский стиль.в работе за-
включается в том, чтобы не прикрыватьея
трудностями, а преодолевать их. Между
тем” организации, призванные строить но-
вую базу, не всегда следуют этому боль-
шевистскому правилу. Когда речь заходит
о необходимости строить культурно-просве-
тительные учреждения, обнаруживается,
что именно на это дело почему-то нехва-
тает ни рабочих, ни материала.

В базе нужен кинотеатр. Дело не такое
уж болыпое и сложное, как пытаются. это
представить в инженериом отделе. Рядом с
Домом флота стопт пустующая коробка
большого здания, которому требуются кры-
ша, двери и внутренняя отделка. Если вы-
делить два десятка квалифицированных ра-
бочих, они с помошью комсомольцев, обя-
завшихея помочь в строительстве, давно бы
справились с делом, и театр был бы уже
готов. Это сразу и резко увеличило бы воз-
можности культурного обслуживания ма-
тросов, особенно в дни массовых увольне-
ний на берег. Но кинотеатр не строят. Оче-
видно, товарищи, от которых завиеит раз-
решение ‘этого вопроса, явно делячески нод-
ходят к организации культурно-просвети-
тельной работы.

Здесь часто ссылаются на нехватку ра-
бочих рук. Поэтому, мол, и театр не строит-
ся. Но при ‘нехватке рабочих рук для етрои-
тельства военных, бытовых н культурных
об’ектов: рабочих нередко отвлекают па ра-
боты, в которых нет необхохимости.

Многие недостатки культурно-просвети-
тельной работы в Пиллау вызываются не
только нехваткой помещений. Нет еще пока
четкого, хоропю продуманного единого нла-
на культурно-просветительной работы в.
базе. Влубы соединений маломощны, им
нужна повседневная помощь. Но у Дома
флота нет сейчас достаточных и квалифи-
цированных сил для этой цели. Культработ-
ники действуют вразнобой. Поэтому и ре-
зультаты их деятельности менее значитель-
ны, нежели могли бы быть.

Политуправление Балтийского флота и в

зой Дальнего Востока. Геологическими раз-
велками этого года в районе Южного При-
морья установлено крупное месторождение
угля. nt

В новой пятилетке расширяются также
геолого-разведывательные работы, связан-
ные с изысканием новых нефтяных место-
рождений. Задача: геологов — помочь уже в
ближайшие тоды значительно расширить
масштабы нефтедобычи на Дальнем Востоке.

Основой основ промьтиленности и важ-
нейшим условием развития народного хо-
зяйства является металл. В годы Отечест-
венной войны вступил в строй действую-
щих предприятий первенец дальневосточ-
ной металлургии завод «Амурсталь». Ище
В довоенные годы геологи проделали боль-
шую работу по разведке в крае железных
руд. И в дальнейшем эта работа не преры-
валась ни на один гол. Выявлены п изуче-
ны месторождения железных руд е большт-
ми запасами. Только олно Кимканское ме-
сторождение (в Еврейской автономной o6-
ласти) обладает запасами в сотни миллио-
нов тонн. Изучено также достаточно выгод-
ное для эксплоатации , Николаевское-на-

муре месторождение. Богатым по содер-
anni является Селемджинекое месторо-
ждение,

Чтобы обеспечить завод «Амурсталь»
необходимым минеральным сырьем для за-
конченного металлургического цикла, гво-
поги-дальневосточники завершают в этом
тоду изучение месторождений флюсовых
новестняков, огнеупоров-марнезитов, доло-
MTOR, динасовых кварцев и егнеупорных
глин, формовочных песков для стального и
Чутунного литья. Все эти виды ископаемых

имеются на Дальнем Востоке в достаточном
количестве.

В поисках редких и цветных металлов
дальневосточные геологи имеют ряд серьез-
ных заслуг.

Одной из основных задач дальневосточ-
ных геологов в новой пятилетее является
выявление месторождений нерудного мине-
Рального сырья, идущего для отдельных
Этраслей промышленности. Уже в этом ГОДУ

частиости начальник отдела культнросвет-
работы майор Авербух ответственны за ны-
нешнее состояние этого участка идеологи-
ческого воспитания масс. Справедливость
требует, однако, сказать, что тов. Авербух
одним из первых поставил вопрос о необхо-
XHMOCTH решительно улучшить сртаниза-
цию культурного обслуживания. Но понадо-
билось несколько месяцев только для того,
чтобы Политуправление наметило конкрет-
ный план перестройки культурно-просвети-
тельной работы.

‘Для работы © офицерами и их семьями
решено отвести лучшие помещения Дома
флота. В комнатах офицерского клуба раз-
местятся библиотека, лекторий, парткаби-
нет и различные кружки. Для матросского
и старитинского состава предполагается со-
здать болышой базовый клуб, который бу-
дет не только обслуживать личный состав
в своих стенах, ‘но и помогать культурно-
просветительной ‘работе в соединениях и
частях, оказывать методическую помощь
самодеятельности.

Веё выглядит очень хорошо, убедительно.
Но опять проходят дни, а практически сде-
лано еще очень мало. ел

Есть и некоторые другие причины, кото-
рые осложняют воспитательную работу.
Речь идет о плохом снабжении политнро-
светимуществом, книгами, газетами, кино-
картинами, что зачастую и не зависит от
‘местных работников. Так, например, кино-
картины, отправленные отделом снабжения
Политуправления Военно-Морских Сил в
Пиллау, прибывают сюда через... три меея-
ца. К исходу октября в базе но был полу-
чен ни один экземпляр фильма «Алятва».

Библиотеки очень нуждаются в книгах,
большой спрос. — на произведения русских
классиков и советских писателей. Но книги
в базы засылатютеся без учета конкретных
потребностей. Каждой библиотеке на’ Бал-
тийском флоте уже роздано много экземиля-
ров «Алмирала `Сенявина» Рубинштей-
на. Но почти столько же этих книг лежит
и долго будет лежать на складе Полит-
управления Балтфлота без движения, мерт-
вым грузом. Здесь на складе хранится 120
тысяч кинг ста десяти наименований, ко-
торыми библиотеки снабжены уже раньше
в значительном количестве и в которых
OHA больше не нуждалотся.

Плохо доставляются газеты. Трудно по-
верить, но это факт, что из портового го-
реда, каким является Пиллау, в другие, не
столь ‘отдаленные пункты, расположенные
на Балтийском побережье, флотская газета
«Страж Балтики» доходит на десятые сут-
ки, намного позже московских газет. Кетатя
сказать, также «на волах» идут и дирек-
тивы флотеких учреждений. Неужели не-
чьзя на своем море обеспечить более быст-
рую связь?

Находятся, однако, люди, которые ду-
мают, что недостатки, о которых идет речь,
не столь значительны, чтобы придавать им
значение.

Требования к идейному воспитанию масс
теперь неизмеримо повысились. Вот этого-
TO, Kak нам кажется, в Пиллау еще

но усвоили.

Майор С. ХАРСОН.
	Балтийский флот.
	По Советской стран
	фит, сера, молибден—вот далеко не пол-
ный их перечень. Трудно назвать какой-
либо другой район Советского Союза, кото-
рый мог бы соперничать с Дальним Восто-
KOM по разнообразию природных богатств.

Наша партия и правительство всегда
признавали большую важность веесторон-
него’ изучения и освоения Дальнего Восто-
ка. За тоды существования советской вла-
сти и особенно за годы сталинских пяти-
леток до неузнаваемости изменилось лино
этого края. Среди вековой тайги вырослн
‚болынне промышленные города — Комео-
мольск, Магадан, нефтяная Оха, угольный
Райчихинск, Биробиджан. У нодножий Ся-
хотэ-Алинь, Малого Хингана, вдоль зали-
вов и бухт океанского побережья возникли
рабочие поселки, заводы, шахты, рудники.
Далеко вперед двинулось развитие нроизво-
дительных сил Дальнего Воетока!

В новой пятилетке перед Дальним Во-
стоком раскрываются захватывающие пер-
спективы. Булет решена проблема лальне-
	восточного металла.  Предусматриваются
создание доменного производства на Ком-
гомольеком металлургическом заволе и
	строительство новых доменных печей, по-
зволяющих увеличить выпуск стали и про-
ката. Расширяются существующие п созда-
ются новые предприятия по добыче золота,
слова, вольфрама, молибдена и других
цветных и редких металлов. Осваиваются
новые угольные районы и бассейны,
строятся цементные, стекольные заводы,
вновь создается бумажная и керамическая
проувииленность. Дальнейшее развитие по-
учит производство графита, создаются
базы фосфорных удобрений для сельского
хозяйства.

Большинство существующих,  расши-
ряющих свой об’ем, 3 также вновь создаю-
	удалось обнаружить цементное сырье для
намеченных к постройке цементных заво-
дов в г, Вомеомольске и на Южном Саха-
ине, продолжается изучение слекольных
песков в Буреинском районе. Злесь найдены
пески, позволяющие получать стекло выс-
игих сортов. Для нужд бумажной промыш-
ленности ovat разведаны месторождения
каолинов. Наиболее крупное. из них,
расположенное в Амурской области, обла-
даст каолинами высокого качества. Эти же
каслины вместе с пегматитами Еврейской
автономной области позволят создать на
Дальнем Востоке фарфоро-фаянсовую про-
уылиленность.

Чтобы повысить урожайность сельского
хозяйства, Дальнего Востока, в широких
	OE EEE

масштабах ведутся работы по фосфоритам,
илущим на производство минеральных
удобрений.

Для геолого-разведывательных работ на
территории Дальнего Востока государство
отпускает ежегодно крупные, все растущие
ассигнования. Так, на 1947 год, по срав-
нению с предыдущим годом, они увеличе-
ны в два с половиной раза. Десятки. геоло-
го-разведочных партий, сотни геологов. ва
самолетах, на катерах, на автомапинах,и
пешком отправляются в самые отдаленные
и глухие уголки края. В Великую Отечест-
вснную войну  геологи-дальневосточники
производили ежегодно геологические с’емки
на площади в среднем от 4 до,5 тысяч
квадратных километров. В 1946 году раз-
ведано 24 тыс., ав 1947 году предстоит
разведать 28 тыс. квадратных километров.
	Дальнейшее изучение геологического
строения = неисследованных территорий
Дальнего Востока, активное использование
новых месторождений полезных ископас-
мых, которыми так богаты дальневоетон-
ные недра, еще более увеличит экономиче-

ское и военное могущество нашей великой
Ролины.
	Главный инженер Дальневосточного
$ геологичесного управления
		евосточных недо.
	щихея отраслей промышленности края по-
требует огромного количества различного.
рода полезных ископаемых. Надо сказать,
что до пастояшего времени территория:
Дальнего Востока геологически изучена
всего лишь наполовину.

Несомненно, что изучение ‘и обвоение
недр Дальнего Востока дадут возможность
значительно расширить‘ горнодобывающую
и другие отрасли промьпиленности. Извест-
но, например, что Дальний Восток иеклю-
чительно ботат месторождениями каменных
и бурых углей. Они распределены почти
по всей территории края. 9т0 создает
возможность уже в ближаишее воемя
	расширить местные топливные базы для
тородов и промышленных центров края.
Уже намечены мероприятия по изучению
перспектив угольных месторождений на
Южном Сахалине, Бамчатке и дальнейшему
изучению Средне-Амурекого угольного бас-
сейна. Предстоит расширение Сучанского
каменноугольного и Утловокого буроутголь-
ного бассейнов в Приморье.

Наличие кокоующихеся углей позволяет
обеспечить развивающуюся дальневосточ-
ную металлургию  коксом. - Высококача-
ственные угли -Сучанского бассейна, Саха-
Anna и бухты  Утольной обеспечат
энергетическим топливом все  возра-
стаощиео потребности. наших предприятий
и морского флота. Разработка угледобычи
в бухте Угольной на берегу Берингова моря
уже в ближайшее время сыграет крупную
роль в освоении Северного Морского пути
и превращении его в течение новой пяти-
летки в нормально действующую водную
магистраль.

Большое будущее принадлежит Bypenu-
  кому. угольному бассейну, который в ско-
ром времени станет основной угольной ба-