[о ноября 1946 г., пятница, № 268 (2449)
		КРАСНЫЙ ФЛОТ
	С. Я. Аллилуев со всей присущей emy  ) UVENVA, в9 время великой октяорьской со-
ACThIO BEMOUAeTCH B-DadoTY бакинской   Циалистической революции, в период граж-
	страстью включается в. работу бакинской
организации РСДРИ. Вскоре вго. арестовы-
вают как одного из организаторов вс60б-
щей забастовки. С. Я. Аллилуев вместе ¢
большой группой товарищей высылается в
Варе; Там их содержат в местной тюрьме.

забастовки, начавшиеся в других городах
Закавказья и на железных дорогах, напу-
ram власти Карса. Подоспел. манифест
17 октября. Арестованных освободили. В
рассказе 0б этом содержится «много люб0-
нытных подробностей. Взять, например, за-
искивание губернатора перед освобожден-
ными большевиками, ого сетования на
свою службу, на тяжелое время. Такие де-
	тали как бы служат наглядной илаюстра-
цией к ленинекой характеристике › той поли-
И обстановки, В которой был издай
манифест 17 октября. Временно ‘царйзм не
мог управлять при помощи прежних крова-
вых средств. Он был напуган ростом рево-
люции. На некоторый период установилось
известное равновесие сил. Этим и об’ясняет-
ся растерянность и даже «кротость» пред
ставителей царской власти на местах.
лухом Пограничном Карсе они в то время
держались Так же, как в Петербурге и в
Москве. Этот период длился нелолго.

Революция разрасталась. Из Варса, рево-
люционеры едут с красным флагом, кото-
рый подарило им местное население; на
каждой станции их встречают толпы наро-
да. В декабре 1905 года, в дни вооружена
ного ‘восстания в Москве, забастовали же-
лезнодорожники Закавказья. Рабочим гото-
вы помочь партизанские отряды, епешно
ортанизовавшиеся в сельских местностях.
Отряды прибывают в Тифлисе. Уже paapa-
ботан план расстановки сил, намечены 603-
местные вооруженные действия рабочих и
крестьян. Из-за. предательства меньшеви-
ков, которыми руководил Ной Жордания,
это вывтупление не состоялось, Партиза-
ны были вынуждены уйти обратно в торы,
Такое ослабление сил облегчило царской
власти борьбу с революционными рабочи-
ми организациями. -.

Революция 1905 года шла на yours: У
царизма освободились руки для расправы: с
св участниками. Снова за С. Я. Аллилуевых
закрываются тюремные ворота. Метехский
замок, этапные тюрьмы, Бутырки, ссылка в
Нинегу. Оттуда © паспортом на чужое има
C. Я. Алаялуев совершает побег. Он в Mo-
скве, затем в Баку, где опять последовал
арест. АЕ

«Выйдя из тюрьмы, я узнал; 410 в Баку
приехал Иовиф Лжугашвили— Коба. го
появление в городе. сразу почуветвовалось.
	На всёх промыслах и заводах значительно
	обострилась борьба с меньшевиками и эсе-
рами... Коба, призхавший в Баку в пятого,
Лондонского с’езда партии, сплотил больше:
вистекие силы и повел решительное на-
ступление на противников». :
Долго оставаться в Bary С. Я. ve
	лилуев не мог. Градоначальник Шубин-
	ский все время держал 6го на примете. По-
явилась возможность переехать в Петер-
бург. Снова добыт паспорт на чужое имя.

«Я сказал Rode о своем решении вы-
ехать в Питер и 0б обстоятельствах, вы-
нуждающих меня предпринять этот шаг.

—* Да, надо ехать, — произнес Коба.—
Житья тебе ПГубинский не даст.

Внезапно №0ба вышел в другую комнату.
Через минуту—две он вернулся и протянул
мне деньги, Видя мою растерянность; он
улыбнулся.

—- Бери, бери, — произнес он, — п0-
падешь в новый город, внакомых.. почти
нет, Пригодятся,.. Да и семья у тебя боль-
шая. — Потом, пожимая мне руку, Коба
добавил:

— Счастливого пути, Сергей!».

Этой. страницей заканчиваются воспоми-
нания С. Я. Аллилуева. Его книга имеет
большое познавательное: значение: Каждый,
вто изучает историю нашей партии, найдет
	в книге много интересного. материала. В
	целом она производит сильное впечатление
ий глубоко запоминается,
	Topapum Калинин, с которым С, Я. Алли-.
	луев впервые. ветретилея в Гифаисев 30-х
годах протилото века, в и & ЕНИ-
ге написал:

«Хотя автор и редко выходит из сферы
событий, участником которых он являлея,
но вся его жизнь, умонастроение и пережи-
вания столь наполнены идеалами рабочего
класса, что книга невольно приобретает
глубокий социальный смысл».

Эти строки являются лучшей, характери-
стикой воспоминаний С. Я. Аллилуева.

Нам хочется отметить еще’ одну ‘черту
книги — удивительную свежесть изложе-
ния. В преклонные годы С. Я. Аллилуев
рассказывал 0 своей жизни, но. рассказы-
вал по-молодому, и ero ROARCHHS неизменно
передается читателю. -

Вот почему так вдохновенно звучат
строки, заключающие одну из глав юниги:

«Пятьдесят лет отделяют ‘меня от того
времени. Состарился слесарь Аллилуев,
поседели вомосы, CHIBI ослабли. Но И вей-
чае, как и на заре овоёй жизни, я чувствую
дыхание революционного Тифлиса и ветер
первых маевок». :

Такой эмоциональностью пронизано все
10, что написал о ©6бе человек, посвятив-
ший свою жизнь борьбе 3& ВеСИкое дело
партия Ленина-—Сталина.

@. МАРВИЧ.
	данекой войны, в тоды мирного строи-
тельства и Великой Отечественной вой-
ны составит содержание ПШ тома. Изда-
ние этого труда осуществляет коллектив
научных. сотрудников Института истории и
военно-морских историков во главе с редак-
ционной коллегией. Главный редактор —
адмирал флота И. С. Исаков.

Обор; изучение и публикация архивных
	‚  Материалов и других источников ho: Weto-
	рии отечественного флота занимают оболь-
шое место в деятельности группы истории
флота. Имеющиеся «Материалы для истории
русского флота», составленные известными
морскими историками A. If. Соколовым,
	С.Н. Елатиным, Ф. Ф. Веселаго и другими
и до сих пор не утративитие своего значе-
ния, хронологически доведены лишь до Ha-
чала ХХ века. В различных архивах. .60-
	ораниях библиотек и музеев хранитея мно-
	жество материалов, треоующих  изуче-
НИЯ. 1
Группой историй флота’ совместно с Глав-
	в  ным архивным: управлением МВД уже вы-
	пущен соорник документов, посвященный
П. С. Нахимову. Сдан в печать сборник о
	  Б. А. Ворнилове. Готовится сборник доку-
	ментов о жизни и деятельности адмирала
М, П. Лазарева, ‘00 адмирале Ф. Ф. Ушакове
(в двух томах). Большинство входящих в
сборники материалов‘ будет опубликовано
впервые.

Находятся в производетве «Очерки по
истории революционного движения во фло-
те» генерал-майора С. Ф. Найда. Этот труд
представляет собой первую сводную рабо-
ту по данному вопросу, В нем на основании
	архивных Материалов и других первоисточ=.
	ников освещается революционное движение
во флоте от декабристов до Великой Октябрь-
ской социалистической революции.
Капитан 1 ранга Н. В. Новиков работает
над «Истоцией русского военно-морского
искусства» (с древнейших времен до рус-
ко-янонской войны). Это -—— первая попыт-
	  ка дать обобщенный труд по истории воен-
	HO-MopcKoro HCKYCCTBA за столь большой пе-
нод.
Важное: место в леятельностй сектора 3а-
		дований и научно-популярных работ. № их
созданию привлекаются и ^ гражданские
историки. Так, готовится к изданию иселе-
дование академика Е. В. Тарль «Адмирал
	Ууаков.в Средиземном море», посвященное
	ИЙонической кампании 1799-—1800 rr.

Инженер-капитан 1 ранга А. И. Дубра-
вин закончил работу над книгой «Выборг-
ская операция 1710 тода».
	Существующая в настоящее время спра=:
	вочная литература по истории флота силь=
но устарела, по некоторым. вопросам .:в00б-
ще нет никаких справочников. Поэтому
весьма своевременной является подготов-
ка справочного пособия «Список военных
кораблей русского флота за 1861—
1917 годы», работу над которым заканчи-
вает С. П. Моневев, Изданный в 18172 г.
подобный справочник Ф. Веселаго охватыва-
	eT данные о воённых кораблях русского
	флота включительно до 1860 года.

На заседаниях военно-исторического сек-
тора систематически заслушиваются науч-
ные сообщения. Так, в течение 1945—
1946 гг. состоялись докладе: А. И. Tyé-
	равина-—«Операция 1710 тода по взятию
	Выборга», 0. Р. ЁВлокман -—— «0 взятии
прусской крепости Кольберг во время Семи
летней войны», капитана 0. Н. Ильина —
«Измаильская операция», Г. П. Шторма —
«Адмирал Ушаков как дипломат» и дру-
гие. (8
	Вопросы
идеологического воспитания
на собрании офицеров
	В Н-ской гвардейской авиационной ча-
сти состоялось собрание. офицеров, на кото
ром обсуждались вопросы идеологического
воспитания офицерских кадров. С докладом
выступил гвардии капитан Москвин.
On подробно рассказал о решениях ЦЕ
BRII(6) no вопросам идеологической работы.
Докладчик отметил, что многие офицеры
серьезно работают над повышением своего
пдейно-политического уровня. Вместе с тем
докладчик подверг резкой критике тех офи-
церов, которые отстают в политической
учебе,. слабо ориентируются в вопросах
истории большевистской партии и текущей
Политики.

В прениях по докладу т. Москвина вы-.
ступили твардии майор Рымарев, гвардии
инженер-майор Примаченко, гвардии лейте-
нант Кондрашин и другие офицеры. Они
рассказали о том, как изучают произведе-
ния классиков марксизуа-ленинизма, гово-
рили, что необходимо сделать, чтобы эта
учеба была еще более плодотворной,
	Капитан А. ЗУБОВ.
Тихоокванский флот.
	Вечер молодежи
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕПРОВСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 14 ноября. (По телеграфу от
корр. «Красного Флота»). В офицереком клу-
бе главной базы Днепровской флотилии со-
слоялся вечер молодежи. Собравшиеся с ин-
тересом прослушали доклад старшего лей-
тенанта Гулника. Докладчик привел яркие
примеры участия комсомольцев в. праждан-
ской войне, в период мирного строительства,
в годы Великой Отечественной войны. 0со-
606 внимание в докладе было уделено зада-
чаи улучшения идеологической работы
среди молодежи. .

( воспоминаниями о боевых делах ком-
сомольнев Днепровской флотилии в годы
гражланекой войны и в тоды Великой Оте-
честразной войны выступил майор Люкбв.
	БИБЛИОГРАФИЯ
	В комитетах Генеральной Ассамблеи
организации (06б’единенных наций
	ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА О ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ
И ПЕРЕМЕЩЕННЫМ ЛИЦАМ-
	НЬЮ-ИОРК, 12 ноября. А, корр.
ТАСС). Сегодня комитет № 3 по социаль-
ныви, гумаититаритьм и культурным вопро-
сам с утра, должен. бъмт пирислуаьвть. к. рас-
смотрению проекта Устава. международной
организащии по делам беженцев п переме-
щечных лиц. Однако предеедательствую-
щий Берендеен предложил начать с обсуж-
денил предложения австралийской делега-
ции о том, чтобы вместо епециатизирован-
ной международной организации по делам
беженцев был создат комитет при Соци-
альном и Экономическом Совете организа-
ции 0б’етинеяных наций.
	Советеюий делетат Вышгинский обратил
внимание членов комитета, на, то, что мио-
гочиеченные предложения и поправки к
Уставу будущей международной органига-
ции были розданы‘ в последнюю минуту
перед началом заседания и что следует
дать возможность делегатам прелваритель-
но ознакомиться 00 вееми поправками и
только после этого ‘приступить к обсужде-
нию проекта, Устава. Не возражая далее
против. обсуждения аветралийского ифед-
ложения. по существу, Вышинекий заявил,
что советская делегация считает, что оно
должно быть раюсмотрено после того, как
комитет рассмотрит проект Устава, — фор-
мы будущей организации, так’ как форма
организации зависит от принцииов, сфор-
мулированных в Уставе. Выминекий пред-
ложит также рассмотреть сегодня же
письмо советской делегащии на имя пред
седателя комитета, в котором предлагается
ссздать специальную комиссию по обеледо-
ванию. положения в лагерях для беженцев
и перемещенных лиц. Вышинокий мотиви-
ровал это тем, что некоторые участники
комитета, в частности предетавители Ант-
лии, подвергли сомнению приведенные в
речи Въивьичежюто данные и факты.
	‚Эти предложения встретили” возражения
председателя, & также делегатов США,
Великобриталтии и Австралии. Характерно,
что председатель заявил: «Сейчае не rpe-
мя рассматривать вопрос о посылке комис-
сии в лагери». Это заявление ‘отражает
недвуомыюленную линию  спределенной
труппы делегаций, которые, новилимому,
	стремятся замять факты‘ укуывательетва
	‘фашистов ‘в лагерях для беженцев, приве-
	денные в речах лелегата СООР Вышринекого-
	и делегата Украины Медведь, и не депу-
стить дальнейших разоблачений. Но, как
говорится, пила в мешке не утаишь, и се-
годня даже обозревалель атентетва Acco-
пеиэйтед Преее Эрнеет Пиеко вынужден
признать: «В лагерях, действительно,
имеется выюокий ироцент фапристов—чле-
нов венгерской партия «Скрещенные crpe-
лы», нациютових последователей, четвиков,
усташей, югославских монархистов», Он
говорит, что Выпвиневий в своей речи 0
беженцах «нарисовал картину, показы-
вающую, что лагери для беженцев являют-
ся базами для антиссветокой пропаганды
и что они контролируются фашистскими
террористичесими группами». Вирочем,
обозреватель тут же,. сообщив, что в лаге-
рях есть мното людей с чистым прошлым
(чего, котати сказать, никто не ставит под
‚‘сомнение), делает совершенно неожидан-
ный Вывод: IFCKCABKY трудно отделить фа-
пилотов от настоящих беженцев, не сле-
дует браться за очистку датерей от фа-
шистеких элементов. Комментории, как
TOROPRTCH, Td WINE,
	Несмотря на т0, что советские предло-
жения относительно порядка обсуждения
Устава и австралийского предложения
были поддержаны делегатами Франции,
Белоруссии, Егицта, комитет большинст-
вом голосов фешил начать обсуждение
австралийского предложения до того, как
будет рассмотрен Устав.
	Сторонники этого предложения мотиви-
	ровали это. исходя главным образом из
финансовых  с00бражений — содержание
органа по делам беженцев при Социальном
и Экономическом Совете обошлось бы де-
шевле, чем содержание специализирован-
ной международной организации. С тех же
формальных позиций критиковали это
предложение его противники.
	Иное принципиальное освещение. 0бсу-
	ждаемому вопросу дал советский делегат.
	Бышинский. В своем выступлении он за-
явил, что сам метод обсуждения австралий-
ского предложения в комитете неправи-
NeH,— участники дискуссии пытаются
предопределить форму будущей организа-
ции до чтото, как будут определены ее
основы, об’ем ее компетенции, все направ-
ление и содержание ее работы.
	«Вопрос, стоящий перед нами, — ‘сказал
Вышинекий, — необходимо разрешить, вы-
яенив, имеются ли и в ноложительном слу-
чае какие преимущества на стороне спе-
циализированной международной организа-
ции. 06 учреждении такой организации
уже было. принято решение. Мы должны
уважать принятые решения. Но это не
исключает необхолимости и обязанности
нашего комитета обсудить и любое новое
предложение, заслуживающее внимания.
Было бы правильно даже сломать старое
решение, если бы эта ломка способствовала
эффективному разрешению вопроса о 1по-
моши беженцам, и принять это новое ре-
шение. Сейчас внесено предложение учре-
дить не специализированную организацию
по делам беженцев и перемещенных лиц,
а лишь комитет, Дело, конечно, не в на-
звании, а В о0б’еме полномочий. Если
об’ем этих полномочий будет велик и если

работа будущего органа рассчитывается на
ие срок, то целесообразнее создать
специализированную международную орга-
низацию. Если же цели этого органа будут
ограничены конкретной задачей помочь
возвращению на родину всех контингентов,
которые еще не возвращены, но имеют на
это право и претендуют на помощь, — то с
этой точки зрения новое предложение за-
служивает внимания. Оно приближает нас
к быстрейшему разрешению вопроса о бе-
женцах и является более конкретным, Но
если бы нас спросили, будем ли мы гтоло-
совать за или против этого предложения,
тоя бы сказал, что мы не сможем при-
нять Участия в голосовании, ибо поета-
новка вопроса по сущессву неправильна.
Форма должна быть подчинена принципам.
Вот почему советская делегация предложи-
ла сначала рассмотреть Устав, глубоко
обсутить задачи, круг обязанностей и об’ем
		работы будущей организации. Советская
делегация и сейчас придерживается преж-
ней точки зрения. Мы. до сих пор считаем,
что прежде всего ‚должен быть обсужден
06’ем ‘работы будущей ‘организации. Тако-
ва логика вешей»,
	После  непродолжительной дискуссии
предложение австралийской делегации было
поставлено на голосование и отклонено.
Делегация СССР воздержалавь от учаетия`
в голосовании по мотивам, приведенным в
выступлении Вышгинского. Эти мотивы 3а-
несены в протокол заседания.
	На. вечернем. заседании комитет присту-
пил кл рассмотрению поправок к проекту
Устава международной организации по де-
лам беженцев, внесенных ма Mee
легапиями,
	Делегация Египта предлагала отсворить
в Уставе, что «расселение и постоянное
устройство на местах беженцев и переме-
щенных лиц ни в коем случае не может
быть навязан суверенным народам. ИЛИ.
производиться вопреки свободно проявлен- _
ному желанию и мнению большинства Ту- _
земного населения несамоуправляющихея.
областей или территорий». Поддерживая
это. предложение, индийский делегат вы-
разил опасение, что подобные «переселен-^_
цы» могут превратитьея в угнетателей Ha
селения несамоуправляющихся территорий, .
куда предполагается их направлять. :

Со своей стороны прелетавитель Ютосла
вии предложил развить предложение eru-
петской делегации в том смыеле, чтобы при
переселении беженцев в ту или иную стра=-
ну учитывалось также мнение и о.

траничащих с нею.
	Югославский делегат напомнил 0, том,
что уже сейчае на границах Югославии: в. -
лагерях для беженцев сконцентрированы -
большие труппы бывиших ютославеких
граждан, принимавших участие в войне на.
стороне гитлеровской Германии и фашиет-
ской Италии. Эти группы, боясь ответ-
ственности перед народом Югославии, не же-
лают возвращаться наз родину -и тотовы
принять участие в любом вооруженном наз”
паденки на lOrocaaperyw республику. Ужб-
сейчас в ряде лагерей созданы военные
школы, готовящие кадры для таких аван-.
тюр. Большие того, эти лагери стали пен-
трами, откуда уже сейчас направляются.
диверсии против Югославии. Подобная  ле-
ятельность, ‘проводимая невозвращеннами“
укрывающимиея под. личиной беженнев на”
территории соседних стран, угрожает миру
и безопасности народов. Вот почему юго-
славекая делегация настаивает на том,
чтобы всякий раз, когда эти «переселенцы»:
направляются в ту или иную страну.
испрашивалось согласие ее соседей; Это
резонное предложение встретило. возраже-
ния. с0 стороны делегаций Великобритании,
СИТА, Канады и Артентины. Представитель-
ница США Элеонора Рузвельт без всяких
Тому оснований назвала предложение
ютославской делегации «опасным вмеша-
тельством во внутренние дела стран-со-”
селей». ve see
	Совотекий делегат Феонов возразил про».
тив такой трактовки вопроса. Он заявил,
что предложение югославской делегация
HH B ROeM случае не может рассматриваться
как «опасное» для кого бы то ни было. На-
оборот, это предложение направлено к co-
хранению добрососедских отношений между
странами. Отметив, что некоторые делега-
ции, в частности аргентинская, считают
вообще обсуждение проекта Устава H3.1HUI~
ним и предлагают принять его 963 поправой .
в том виде, в каком он поедставлен Эконо-,
мическим и Сециальным Советом, советекий _
делегат папомнил, что проект этот был при-_
нят Советом не единодушно и что в сосгав
меньшинства, котороб голосовало против.
него, входят все страны, наиболее заинте-
ресованные в’ решений проблемы беженцев” =
и перемещенных лиц.
	Дальнейшее обсуждение - тогославекого
предложения носило ‘явно ^необ’эктявный
характер. Это сказалось и в том, что пред-
селательствующий с одобрения большин тва,
комитета нарушил установленный накаву-
не порядок работы, отказавшиеь перодать
югославское предложение в подкемитот.. В
такой обстановке ютославская делегация: -
сочла необходимым снять свое предложение, -
оговорив свое право вновь выдвинуть. его В.
другой, более подходящий момент,
	Поправка египетской делегации была am -
клонена. Комитет перешел в обсуждению «
поправки югославской делегации, ’кагало“
щейся помощи попансвии республиканцам,
покинувшим свою родину из-за преследсва- ^
ний 60 стороны франкистекого рожима.
Югославская делегация предлагает никуда
не переселять испанских республиканцев
и оказывать им помощь до лото момента,
Korda режим Франко будет свергнут и они
смогут вернуться на родину. Она лодчерк-
нула временный характер франкистекого
режима и выразила надежду, что в скорэм
времени-Испания снова станет свободной:
Предложение югославской делегации’ было
поддержано делегациями СССР, Франция,
Польши, Аргентины, Урутвая и другими.
Только. представитель Бельгии нашел. в03-
можным якобы «по техническим причивам»
возражать гротив него. Напомним, что по
тем же «техническим причинам» предста-
внтель Бельгии ставил в Экономичезком и
Социальном Совете вопрое о привлечании
франкистекой Испании в одну из междуна-.
родных организаций. Предлоление ютослав-
ской делегации ‘было елинолушне принято,
	Дальнейшее рассмотрение проекта Уста-
ва пришлось прекратить из-за неподготов=
ленности вопроса. Поправок и предложе-
ний было внесено много, и делегации не.
успели е ними достаточно ознакомиться, .
Советская делегация еще утром указывала.
на необходимость отложить рассмотрение
поправок, чтобы серьезно изучить их. 0д-
нако большинство комитета согласилось в
этим резонным доводом только к вечеру
после того, как два заседания прошли. с
очень небольшими практическими резуль-
татами. Было решено поручить секретариату
	классифицировать внесенные поправки . по.
	группам вопросов и представить ИХ На- одно
из следующих заседаний,
	(Окончание на 4 стр.), а
	Новые работы
военно - морских
историков
	В 1943 году при Институте истории Ака-
хемии наук СССР’ был создан военно-ието-
рический сектор, который включил в себя
две групны —* истории армии и истории
флота.

Группа истории флота готовит к изда-
нию «Очерки истории Военно-Морского Фло-
та СССР» в трех томах. В начале будущего
года выйдет в свет   том. Он содержит исто-
рию Военно-Морского Флота нашей Родины
с древнейших времен до начала ХХ века.
Готовится к печати и П том, охватывающий
нериод от русско-японской войны ло Фев-
ральской революции 1917 года. История
Военно-Морского Флота в предоктябрьский
период, во время Великой Октябрьской 60-
	Шуть Фольшевшея

<>
О книге воспоминаний
С. Я. Аллилуева
		он тайно возвращается в Москву, а затем
уезжает в Баку.
Начинается революция 1905 года, После
расстрела мирной демонстрации в`Петербур-
ге 9 января 1905 тода «революционная
борьба рабочих приняла более острый, по-
литический характер». Под непосредствен-
ным воздействием революционного движе-
ния русского пролетариата’ ‘усиливается
борьба рабочих и крестьян Закавказья про-
тив Царского самодержавия. Учащаютея п0-
литические стачки. Они становятея все бо-
лес упорными и организованными. Ведущей,
руководящей силой революционного движе-
нля являлась большевистекая организация.
	‚ Фольшим содержанием наполнена книга
С. Я. Аллилуева «Пройденный путь» 4),
Самоотверженное служение революцион“
ной борьбе пролетариата, партии Ленина—
Сталина было высокой целью, которую он
поставил перед собой. Иной цели в жизни
он не видел. И глубокое впечатление про-
изводят страницы этой книги, поевящен-
ной рассказу 06 исторических событиях.
	учаетником и свидетелем которых был про-   Н
	фессповальный — февоаюционер-большевик
С, Я. Аллилуев.

Этот рассказ автор книги ведет от ‘об-
мидесятых годов прошлого века. С. Я. Ал-
лилуев — сын крепостного крестьянина —
был в том неисчислимом множестве людей,
которых дореволюционная нищая дёревня
вытолкнула в город. Подростком он попа-
дает в ученики в борисоглебекие железно-
орожные мастерские. Это была редкая
удача, Но вот как жилось подростку, на
долю Которого он» выпала. «В первые
шесть месяцев, — вспоминает автор кни-
ти, — я получал по десять копеек за рабо-
чий день. А начинался он с шести утра и
кончался в шесть с половиной часов ве-
чера».

Окончилея срок ученичества. В поисках
работы юноша переезжает из города в го-
род. В 1890 году С. Я. Аллилуев попада-
ет в Тифлис. Ему пришлось пешком одо-
ить весь путь по Военио-Грузинской до-
роге. Опубтя два годы в Тифлис этим же
цуех пришел Максим Горький,

Тифлис, Батум, Баку были теми города-
\и, 1д6 постепенно сложилось ревойюцион-
Hie сознание молодого пролетария. Многое
дали ему беседы с механиком тифлисеких
увотерских Федором Афанаевевым, кото-
рый был одним из активных участников
начинавшегося революционного движения,
п ще больше —= занятия в вружке. Этот
кружок организовал токарь Майоров.

днажды на занятия кружка, когда чи-
чалась броштора Свидерского «Труд и ка-
шиал», столь популярная в ту пору ереди
рабочих-революционеров, пришел в сопро-
вождениг Афанасьева «высокий, слегка
суулящийся молодой человек».

Повый товарищ говорил, что хорошо бы
кружвовцам записывать To, что их 4060-
бенно воволнует или возмутит на работе...
Тание Коротенькие  записки-обращения
можно даже переписать в нескольких эк-
звиплярах, фТаздать товарищам... Этими
листовками можно достигнуть. многого».

Эти слова прозвучали как призыв к ре-
волюционной работе за пределами круж-
а, к усилению агитации в массах.

(т кого же они исходили?

06 этом С. Я. Аллилуев узнал. спустя
несколько дней. Афанасьев представил ему
нознакомца как своего хорошего друга:

— Алексей Пешков... Работает у нас в
железнодорожных мастерских, в конторе
Малярного цеха.

Алексей Максимович, который уже за
несколько лет до того принимал участие в
работе революционного кружка (в Казани),
помог овоим советом новым ‘друзьям. lipy-
sex Майорова выпустил первую листовку,
отпечатанную на тектографе. Она была
расклоена на стенах мастереких. А вскоре
в 0. Я. Аллилуеву нагрянули © обыском
жандармы,

Тав началась революционная работа мо-
плодого пролетария. «Из одиночки-бунта-
ря, — пишет автор воспоминаний, — He
(Пособного подчинить свои действия опре-
деденной идее, я вырастал в сознательного
участника общей борьбы рабочего класса».

Первая листовка, первый обыск, первые
уроки конспирации —= все это были звенья
революционной практики. От’ чтения не-
трудной для восприятия брошюры Свидер-
кого молодой революционер переходит к
учению «Капитала».
	От своих друзей С. Я. Аллилуев узнает
о замечательном организаторе. революцион-
ной борьбы в Закавказье = о Сосо Джуга-
швили. Товарищ Сталин возглавил борьбу
против меньшевиков, которые пытались.
влечь рабочих от революционной борьбы,
отраничить рабочее движение рамками ле-.
тальноети. .

С. Я. Аллилуев вспоминает ряд эпизодов,
Которые показывают, как тифлисские рабо-
чие поддержали товарища Сталина в этой
борьбе.

‘Революционная работа в тифлисских же-
лезнодорожных мастерских поднимается на
более высокий уровень. Кружки перестают
быть разрозненными и становятся частью
социал-демократической организаций, рабо-
тают по единому плану.

Силы организации растут, и это позво-
ПЯет подумать о первой маевке.

«0060 Джугашвили, ставший во главе
Mech подготовительной работы,  поручия
труппе рабочих выбрать место для маевки.
Вогда место было выбрайо, он проверил его
и одобрил. Одному из товарищей, художни-
Ку-бамоучке, он предложил  изтотовить
врасное знамя. На знамени были нарисова-
НЫ портреты Карла Маркса и Фридриха
Энгельса, написаны лозунги на русском,
трузинском и армянском языках».

Рассказ 0б этой первой маевке в. Тифли-
в — одна из самых ярких глав КНИГИ
U. Я. Аллилуева. По книге можно просле=
дить, как в канун 1905 года нарастало рс-
волюционное движение в Закавказье. На
самых важных участках этой борьбы мы
неизменно видим товарища Сталина. Он
организует первую маевку, руководит пер“
вой забастовкой, первой демонстрацией в
Тифлисе.

Наступили дни серьезного испытания
для С. Я. Аллилуева. Он был арестован как
один из активных участников забастовки
и заключен в Метехский замок. Это испы-
тание укрепило в нем революционную 38-
калку, Архивные материалы, приведенные
в вниге, свидетельствуют о том, что заба-
CTOBKA в тифлисских железнодорожных ма-
стерских встревожила жандармов. На до-
просах арестованному‘ предлагают назвать
Имена организаторов стачки, общая за это
	a
b
т
пу

И

bt

H

a

mer

йд

Про

<:

СЗ.

м

Я

и

ВЛ.

л.

А

‘) С
	“о-Литизлат. М. 1946. Стр. 218.
	немедленное освобождение. С негодованием
революционер отвергает ‹лбзорную сделку.
Не добивииеь признаний, жЖандармы были
вынуждены выпустить его из тюрьмы.
Гласный полицейский надзор, установ-
ленный над С. Я. Аллилуевым, нс 6мог за-
ставить его прекратить подпольную работу.
Большое значение имела для него встреча
с Виктором Курнатовским, который, но
предложению Ленина, переехал из Женевы
в Закавказье. бт Курнатовекого C. 7. Anan
	пуев впервые узнал 0 том; какое значение
	имеет для борьбы рабочего класса руково-
дящая деятельность Ленина,

Перед подпольщиком, который побывал
в тюрьме, закрылись двери всех предприя-
тий Тифлиса. Приходится некать заработка
в другом городе. С. Я. Аллилуев переезжает
в Баку. В то время партийной работой в
городе руководил Ладо Веиховели. Вот как
характеризует его С. Я. Аллилуев: «Ладо
Кецховели =— этот благородный рыцарь с
огненным сердцем и острым’ орлиным
взглядом -— пробуждал бакинский пйоле-
	тариат, поднимал его на борьбу». На про-.
	мыслах появлялись листовки и проклама-
ции, в окрестностях города происходили
нелегальные собрания, на которых 3a4a-
стую читалась ленинская «Искра». © or-
ромным трудом Ладо Кецховели организо-
вал подпольную типографию, и вскоре ста-
ла выходить газета, первая грузинская не-
легальная газета «Брдзола» («Борьба»).

Однажды в полночь по дороге домой, по-
сле собрания организации Биби-Эйбатского
района, на котором Ладо Кецховели указал,
Как надо готовиться к маевке, он проник-
новенно говорил (С. Я. Аллилуеву:

«— ..пройдет два-три десятилетия, и
нам не от кого будет скрываться. Мы самп
станем хозяевами своей жизни, И собрания
мы будем устраивать большие,  многолюд-
ные, в огромных, светлых дворцах. Вот
тогда будет хорошо!».

Каждый подпольщик твердо верил в это
будущее. Но сколько препятетвий и испы-
таний стояло у каждого на пути!

В ту же ночь 0. Я. Аллилуев был аре-
стован. Его отправили в Тифлие и опять
водворили в Метехекий замок. Жизнь на
свободе становится для него коротким пе
рерывом между арестами. Такой перерыв
он неизменно использует для революцион-
ной работы.

Находясь в Метехеком замке, — третий
арест, — 0. Я. Аллилуев был очевидием
зверского убийства Ладо Кецховели. Эта
сцена описана коротко, но она глубоко волз
Hye? читателя. Убивая одного из лучших
революционеров, тюремщики рассчитывали
запугать этим заключенных. › Результат
был противоположный. Гибель Нецховели
еще болег сплотила революционеров.

Спустя несколвко месяцев: С. Я; Алли-
луев был выпущен из тюрьмы и тотчас же
выелан. Он опять переезжает в Бакуи еще
тлубже уходит в подпольную работу; Неле-
тальная типография, организованная Кец-
ховели, печатабт в огромных по тому вре
мени тиражах партийную литературу. На-
лажена постоянная связь с В. И. Лениным,
находившимея в тот период в Женеве, с
петербургской организацией РСДРП. Отту-
да присылают в Баку для печатания раз-
личные материалы. Баку снабжает этой
литературой партийные организации мно-
гих городов России,

В 1903 году на втором партийном с’ез-
де произошел раскол  социал-демократиче-
ской партии на большевиков ‘и меньшеви“
ков. «Помню, — рассказывает C. Я. Ал-
лилуев, — 0 с’езде я узнал от Василия
Андреевича Шелгунова, который лично
знал Ленина. Василий Андреевич был че-
ловеком развитым, начитанным; чуть-чуть
посмеиваяеь, он спросил:

— Ну, Сергей, выбирай, за кем ты пой-
дешь:. за. Лениным или за Мартовым?

— Мне и выбирать нечего, — ответил
я. —-Я давно за Лениным иду.

—- Правильно, Сергей. Нам надо итти за
Лениным». :

Tak отвечали все передовые представи-
тели народа, самоотверженно боровитиеся за
освобождение трудящихся от феодального п
капиталистического гнета.

В конце 1903 года во время приезда на
короткое время в Тифлис 0. Я, Аллилугв
вновь встречается в товарищем Сталиным,
Который ‘незадолго до’ того бежал из Во-
	сточной Сибири; куда он был сослан на три
	года. .
«Едва Коба вернулея из ссылки, — pac-
сказывает автор книги, — как снова весь
ушел в революционную работу. Он руково-
тил авлабарской типографией, писал ли»
стовки и прокламации, выступал на кон-
спиративных собраниях и’ многочисленных
дискуссиях. Коба, решительно и’ беспово-
ротно поддержав Владимира Ильича в борь-
бе против Мартова и его единомьшаленни-
ков, наносил сокрушительные удары боль-
шинетву «Месаме-даси», ‘то-есть кавказ-
ским меньшевикам. В многочисленных дис-
кусснях и спорах Воба был грозой меныше-
HIKOR WU Вс6х тех, кто марйлся 6 ними.
Лении за границей, 8 эмиграции, Коба
здесь, в Закавказье, делали одно общее де-
10 — закладывали основы новой, больше-
вистеной партии»:

Подпольщику, который не раз побывал в
тюрьме, нигде не дают осееть надолго. С. Я.
Аллилуева по приказу наместника Кавказа
вывылают в Центральную Робсию. Он жи-
вет в Серпухове, в Москве. Постоянного за-
работка нет. Для человека с ‘большой семьей
каступает пора “яжелой нужды, но и это
нё может его оторвать от революционной
деятельности.

Вскоре С. Я. Алаилуев. был арестован в
Москве. Но и на этот раз допросы не дали
жандармам никаких сведений о подпольной
организации. Аллилуева высылают под
тласный надзор B Ростов-на-Лону, Оттуда
	ГОРЯКИ ПОСТРОИЛИ ШКОЛУ
	холимый строительный материал. Благо-   классах обучается около семидесяти. детей
	ak eee ee ne

‚ даря дружной. работе В течение одного   офицеров; с старшин и вольнонаемных работ:
	ников базы. ree
В. ИРТЫШСКИЙ.
		месяца школа была готова.
Сейчае в HOBO Шкоде полным ходом
(тут яннатия. В восьмом, девятом и десятом

ВРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ Фло-
	ГИТИЯ. 14 ноября. (По телеграфу). Летом
	‚ товушего года военные моряки Н-окой базы
	натали строительство здания средней шко-
лы, Матросы и старшины заготовили Heob-