16 ноября 1946 г., суббота, № 269 (2450)
		О до АЕ ПОЗЕ И

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Из пишем в Редакцию
	Создать геоморфологические карты
морского дна
	На современной навигационной карте
точно нанесены контуры береговой линии и
вся береговая и морская обстановка. На ней
проведены десяти- и двадцатиметровые. изо-
баты, сотни цифр показывают тлубины,
При помощи этой карты отыскивают наи-
кратчайший и безопасный путь для кораб-
ля, определяют его место и ведут прокладку.

Таким образом, навигационная карта
вполне удовлетворяет общепринятым ©т-
собам кораблевождения. Однако в последнее
время изобретены новые навигационные
приборы и применяются такие способы, ко-
торым эта карта не соответствует. В част-
ности, применение эхолста’ вызвало необ-
ходимость хорошо знать фельеф морского
дна.

Сейчас штурману нужна карта (может
быть, помимо навигационной — путевой),
	дающая отчетливый рельеф морского дна,
тав называемая геоморфологическая карта,
по которой можно было бы неё только опре-
делять свое месго. HO и вести кооабль от
	одного донного ориентира в другому, учи-
тывать дрейф ит. д.

‚ Современной науке весьма, хорошо извеет-
из гевморфология Черного, Каспийского,
Балтийского, Белого, Японского и Азовекого
морей, особенно их прибрежных районов.
Поэтому созданное теоморфологических карт
этих морей не встретит больших трудностей.
Необходимо лишь умело использовать бога-
тый материал, дэбытый нашими учеными.

На существующих картах изобаты вы-
черчиваютея по данным промеров. Такой
	10600 сглаживает неровности дна и неред-
KO искажает его естестфенный рельеф. Док-
тор географических наук В. П. Зенкович
предложил новый с10соб нанесения изобат,
который требует более обширных и разно-
сторонних знаний а рельефе, но нё иска-
жает его облика. Слособ В. П. Зенковича
	механическом созэдинении точек фавных
тлубин. Это дает возможность наносить на
карту самые мелкие детали рельефа. Соз-
танный таким образом костяк геоморфоло-
гической карты ‚обрабатывается затем крз-
сками. Рекомендуется окрашивать самые
глубокие места слабой коричневой краской
и постепенно с уменьшением глубины сгу-
щать краски, выделяя даже незначительные
поднятия или опускания дна. Места, опас-
ные для кораблевождения, целесообразно
окраптивать красным цветом.

Некоторые формы рельефа дна, так на-
зываемыю аккумулятивные, изменяются. Их
следует отмечаль краснымоиветом © черными
точками по контуру. Желательно, чтобы
навигационные опасности разного характе-
ра были окрашены в различные цвета. Это
позволит пегурману легко отличить банку
	от рифа, косу от бара и т. д. Границы ге-
ологических районов, характеризующие их
грунт, полезно обозначать не буквами, 3
синим пунктиром,

Вычерченная таким образом геоморфоло-
	гическая карта Позволяет штурману вести
корабль по подводным ориентирам, исполъ-
зуя эхолот.   °
Геоморфологичеекая карта должна допол-
нять путевую. В этом, случае можно вести
прокладку нз на путевой карте, а на rer
морфологической. Нужно наложить на нее
хорошую кальку, надежно ее прикренить,
провести для контроля один меридиан ни
одну Параллель и затем BOCTH про-
клалку. Такой 510605 пооклалки экономит
	хефицитную бумагу для, путевых карт.

Геоморфологические карты следует из-
давать в масштабе частных, путевых и ге-
неральных. На них должна быть нанесена
вся береговая п моэская обстановка.
	Научный сотрудник
	о На заседания Совета
министров иностранных дел
	непосредственного вмешатзаьотва, ол можы
брать управление полицией в свои руки 1
распоряжаться ею, принимая под свою и.
рететвенность те меры, которые найдет не.
	обходлимыми. Такое положение обеспечи .,
	бы необходимые условия для деятельности
губернатора, отвечало бы интересам мет.
лого населения и гарантировало бы Совету
Безопаеноети, что в Триесте не может пу
изойти ничего существенного без согласн
ето представителей, В случае же принят
другого решения, при котором полиция by.
дет оставлена в распоряжении губернатора,
ничего не останется от решения Совета yy.
нистров о том, чтобы исполнительная и за.
конодательная власть в Триесте была 0сно-
вана на лемократических началах,
	Ссылаясь на наличие в Триесте необыч.
ных условий, Бирнс пытался обосновать
необходимость наделения губернатора (в
бедной Территории исключительными пра.
вами. Он настаивал на том, чтобы в руках
губернатора было сосрёдотонено управление
полицейскими силами, утверждая, что в
претивном случае губернатор не сможет вы.
	  полнать своих ‘Функций.
	НЬЮ-ЙОРА, 14 ноября. (Слец. Kopp.
ТАСС). На сегодняшнем заседании ‘Совета
министров. иностранных дел председатель-
ствовал Бирне. Or советской стороны на
заседании присутствовали Молотов, Вышин-
ский, Гусев. Гы

Министры продолжали рассмотрение
предложений к статуту Свободной Tepputo-
рии Триест. Заседание началесь 6 обсуж-
дения поправок, представленных накануне
советской делегацией к французским пред-
ложениям о статуте Свободной Территории,
принятым большинством голосов на Париж-
ской конференции. Советская делегация
продолжала терпеливо раз’яснять необхо-
димость этих поправок, направленных Ha
обеспечение элементарных демократических
принцинов. Стремление советской делега-
ции в поискам- согласованных решений но
ватретило. должного понимания со стороны
других делегаций. Следует отметить, что
еще днем до. открытия заседания Совета
министров нью-йоркские газеты вышли с
явно инспирированными сообщениями о
том, что делегации США и Великобрита-
ний отклоняют советские поправки.
	Дискуссия на’ сегодняшнем заседании
впашалась вокруг вопроса о правах губер-
натора. При этом делегации США и Вели-
кобритании` проявляли чрезмерный и подо-
зрительный интересе к взаимоотношениям
губернатора с полицейскими силами Сво-
бодной Территории. Высказываяеь по по-
воду советских поправок в французским
предложениям, Бирне заметил, что в случае
принятия таких понравок губернатор не
будет иметь достаточной власти. «Весь во-
прое заключается в том, кто будет контро-
тировать полицию или те части, которые
будут исполнять обязанности полиции, —
заявил Бирне. — Если возложить на гу-
бернатора обязанность наблюдать за поддер-
жанием основ общественного порядка и не
лаТЬ ему никаких сил, с которыми он смо-
жет обеспечить этот порядок, то я не пред-
ставляю себе, как он будет исполнять свои
обязанности». :
	Раз’ясняя позицию советской делегации,
Молотов сказал, что советская делегация
не считает свои предложения окончатель-
ными. ‘Однако, согласно решению, приня-
тому Советом министров иностранных дел,
законодательная и исполнительная власть в
Триесте должна быть установлена на демо-
кратических началах. Это является исход-
ным положением. Не следует создавать та-
кого порядка, чтобы фактически исполни-
тельная власть находилась в руках губер-
натора. В обычных, нормальных условиях,
пока соблюдается статут, утвержденный
Советом Безопасности. — исполнительная
	власть должна принадлежать демократиче-
ски избранным органам Свободной Терри-
торни Трибст. Иное дело, когда возникает
какое-либо необычное положение и создает-
ся угроза нарушения статута, угроза це-
лоетности и независимости Свободной Тер-
питории. В таких влучаях губернатор лол-
	  жен иметь возможность принимать необхо-
	димые ‘меры по своему усмотрению, отчи-
тываяеь перел Советом Безопасности.
	Из этой позиции советской делегации, —
продолжал Молотов, — вытекает и со0т-
ветствующий вывод в отношении полиции.
Как и во всех демократических странах,
полиция Свободной Территории Триест дол-
жна подчиняться органу исполнительной
ваасти, избранному на демократических Ha-
чалах. Лишь в исключительных случаях,
когда губернатор не может обойтись без
	НАНКИН, 15 ноября. (ТАСС). Сегодня в
10 час. утра в Нанкине состоялось откры-
тие Национального собрания, на котором
присутствовало, всего лишь 1.315 делега-
тов. За исключением некоторого числа, бес-
партийных (чиело зарегистрировавшихея
беспартийных составляет 6 человек) осталь-
ные делегаты, присутствовавигию сегодия
на церемонии открытия Национального
собрания, являются представителями [+
миндана. Демократическая лига и другие

Дискуссия о правах губернатора
Свободной Территории Триест
	Что показал осмотр корабля
	Сотласно Корабельному уставу, на фло-
тах системалически проводятся осмотры
кораблей. В задачу осмотров вхолит провер-
ка состояния оружия и механизмов, кора-
бельных устройств и помещений, условий
жизни и быта личного состава. По резуль-
татам осмотра можно судить © порядке на
корабле и о том, насколько точно здесь вы-
полняют уставы.
	Вюомандир корабля офицер  Быханов
был заранее предупрежден ‘о  пред-
стоящем осмотре. Но для подготовки к не-
му ничего не было сделано. Личный состав
построился < опозданием WA семь минут.
У многих старшин и матросов рабочее
нлатье оказалось не в порядке.
	Создалось впечатление, что офицеры на
этом корабле свыклись с неряшливым внеш-
ним видом своих подчиненных, перестали
обращать на это внимание. А ведь на ко-
рабле есть все возможноети для того, чтобы
содержать олежду в хорошем  состоянин.
Имеются специальные мащины для стирки
	и паровой пресс для утюжки. Не так уж
трудно изготовить и погончики на рабочее
платье.
	Дальнейший осмотр корабля векрыл мно-
то недостатков. В артиллерийской боевой
части, которой командует лейтенант Гурин,
личный состав плохо обучен правилам ухо-
дь за материальной частью. Механизмы
смазываются густо, до подтеков. Харак-
терно и другое — смазываются и чистятея
лишь Те детали, которые сразу видны. 38-
паеные части. инструмент и приборы,
находящиеся в сторонке, — грязные. В не-
пригаядном состоянии оказалось заведыва-
ние матроса Агапова. Там, повидимому,
	са глубинных 6omt. Казалось, что оружие
содеряежтся образцово. Но это было не так.
В скрытых местах была обнаружена грязь.
Старая смазка покрылась слоем пыли. Глав-
ный старшина Мальцев, отвечающий за со-
стояние этого оружия, забыл о своих лря-
мых обязанностях, & его начальники не взы-
скали с него за нерадивость.
	В электромеханической’ боевой части
также наведен только внешний блеск. Про-
веряющий заглянул в укромные уголки,
тщательно осмотрел каждую деталь меха-
низмов. Не заботится о своих заведываниях
машинная команда, возглавляемая старши-
ной 1 статьи Парфеновым. Матросы не ви-
RAT ничего плохого в том, что под настила-
ми грязно. СОтаршины пе приучают матро-
вов к хозяйскому уходу за техникой, не
требуют от них образцовой чистоты в ма-
шинном отделении. Что хорошего можно
сказать, например, о воспитательной роли
старшины 2 статьи Кочеткова, который
настолько запустил свое заведывание, что
	на механизме образовалась ржазчина?
	Вуда ни заглядывал проверяющий, везде
он нахотил нарушения Корабельного устава
и инструкций по уходу за техникой, по
	содержанию в чистоте корабельных поме-
шений.
	Внешний вил баталера старшины 3
статьи Иващенко подсказывал, что и его
заведывание находится в запущенном co-
стоянии. Одет он был, мягко выражаясь,
небрежно. И действительно, в вещевой
баталерке парил хаос. Под стеллажами
лежал мусор и слой пыли. Обмундирование
было разбросано как попало.
	Беспорядок” был обнаружен и в осталь-
ных помешениях интендантской службы.

`В ответ Молотов подчеркнул, что тубы
натор в качестве представителя Conor
Безопасности не должен заниматься те].
пими мелкими вопросами, спорами и драз.
гами. В противном случае имеется риск, чи
	мелкие хела и недоразумения могут зат.
	нуть губернатора в круг второстепенных
вопросов и что вкруг таких вопросов буди
вовлечен и Совет Безопасности. Именно 19.
тому, что тубернатор представляет между.
народную организацию, было бы желатель:
но, чтобы он не втягивался в мелочи повез
дневной жизни Триеста.

Бирне предложил затем такую редакции
соответствующего параграфа, которая пре.
лоставляла губернатору Свободной Террито-
рии возможность делать все, что ему был
бы Удобно: На это обстоятельство указ
Молотов. «Получается, — отметил он, —
что губернатор отвечает за все местные до:
ла — и большие ‘и малые, Но не может
он уступить ‘хоть часть таких прав мет.
ным властям?». Молотов осведомился таг:
зке, что останется делать при таких усл
виях местным органам.

Кув де Мюрвилль защищал французекие
предложения к’проекту статута Свободной
Территории.

Бевин сообщил, что ему не ясна Moers
цевка ряда вопросов в предложениях совет.
ской делегании. Ом обратилея за раз’ясне-
ниями к Молотову. Прин этом Бевин ва:
Balen повимущественно в детали взаимо
нсшений губернатора с органами похиции,
()н спрашивал, например, кому, соглаемо с
ветским предложениям, полиция Свободной
Территооии должна будет приносить при
cury: Правительственному Совету или гу
бернатору, будетоли губернатор иметь право
увольнять начальника полиции и так 431%
Молотов тернеливо давал. раз’яснения,

Е концу заселанийя выяснилось `нежела-
nee делегаций США и Великобритании пой.
ти навстречу советским  поедложениям:
Больше того, Бирне заявил, что ввиду о“
сутетвия соглашения по. вопросу о статую
Свободной Территории Триест бесполезно
рассматривать другие вопросы, оставшиеся
открытыми, . Заседание закончилось раньше
обычного. срока, а органам англо-американ-
ской печати предоставлен новый повод дая
того, чтобы поднять шумиху насчет очере
ного «тупика».

Завтра Совет министров иностраилыт
дел соберется в узком составе.
	уже несколько месяцев не было настоящей

ных помешениях шнтендантокой служоы.
приборки.

По всей видимости, ее начальник лейтенант
Шилов. редко заглядывает в подведометвен-
ные ему помещения, не требует от подчи-
ненных добросовестного выполнения свое-

быть не может. Причина заключается в

ЕЕ: oe ae oe

Никакого оправдания таким а
	го служебного долга, соблюдения устава.
Плохое впечатление Vv провезяютиа
	Илохое впечатление у проверяющего
осталось ‘от осмотра кубриков. В первом
кубрике видные места палубы, вероятно,
протерли мокрой шваброй, но достаточно
было заглянуть под койки и рундучки, что-
бы найти там мусор. На трубопроводах xe-
жали различные веши. Койки заправлены
	плохо. на одеялах не нашита буква «Н»..
	Вещи в рундучках уложены небрежно. №у0-
рик больше. напоминал захудалое общщежи-
тие, чем жилое помещение военного ко-
аа.
	Осмотр показал, что корабль офицера
Быханова находится в запущенном соетоя-
нии. Все это стало возможным лишь пото-
му, что некоторые офицеры на этом ко-
рабле примиренчески относятся к наруше-
ниям Корабельного устава, свыклись © не-
РЯШЛИБОСТЬЮ.
		ром сказано: «Помандиры боевых частей и
начальники служб обязаны возможно чаше,
не менее одного раза в неделю, произво-
дить осмотр подведомственных им боевых
частей и служб, а также помешений, в ко-
торых живут их подчиненные.
	При этих осмотрах они убеждаются в
исправности оружия. механизмов. всех 0б0-
рулований и средств, проверяют степень
подготовки и знания подчиненного личного
состава и следят за несением службы в
своих боевых частях (<лужбах), а также
за чистотой и порядком в помещениях. Ре-
зультаты осмотров боевых частей и служб
должны заноситься в соответствующий
раздел журналов боевой подготовки данной
боевой части (службы)»,
	horqa проверяющий. подходил к 60м00-
сбрасывателям, его Внимание привлекли
поблескивающие на солнце черные корпу-
	Ветер, крепчая с каждой минутой, дико
выл над взбушевавшимея морем. Шторм -ло-
стиг 9 баллов. Выбиваяеь из поеследвих
сил, китайцы-рыбаки, застигнутые непог-
ой в Море, вели евои джонки к берету.
	Но тшетны были их усилия приблизиться
к земле. Ветер уносил в открытое море
утлые рыбацкие суденышки. Люди, нахо-
дившиеся в них, уже потеряли надежду на
спасение.
	- узнав о трагическом положении китай-
ских рыбаков, наше командование приняло
необходимые меры. Дежурный корабль
офицера Калякина получил приказание
срочно выйти в море для спасения людей.

Было темно, когда тральщик покинул
базу.

Вскоре были. замечены две лодки, кото-
рые заливало водой. Они стояли на якоре.
Военные моряки бросили рыбакам концы.
Но те настолько замерзли и выбились из
сил, что не смогли ничего поделать. Тогла
	жает его облика. Untocob b. П. оенковича . ; Института океанологии
основан на вырисовывании изобат, & не на Академии наук СССР Е. ПОПОВ.
	В конце прошлого месяца в Н-ской авиз-
ционной части были проведены’ еборы
воздушных разведчиков. На них экипажи
подвели итоги учебно-боевой подготовки раз-
ведывательных подразделений за год, обме-
нялись опытом, вскрыли недочеты в учебе
и наметили пути их устранения.

Первые лни сборов были посвящены про-
верке теоретической подготовки летного Co-
става. 0с0б0? внимание при этом уделялось
знанию морской тактики, умению с воз-
духа определять классы и типы боевых ко-
раблей, элементы их движения. Летчики и
штурманы выполняли письменные задания.
В основном летный состав показал отличные
И хоропгие знания. Участник Великой Оте-
	чественной войны старший лейтенант Сер-
жанин, например, на «отлично» сдал все ис-
пытания. Пятерки по всем дисциплинам по-
лучил также парторг подразделения млад-
ший лейтенант Думнов. Высоких оценок до-
бились младший лейтенант Еремин и другие.

Завершающим эталом сборов были прак-
тические полеты в сложных метеоусловнях.
	Ь течение двух дней экипажи работали с
	полным 00евым напряжением. ()с000е вня-
	ки Е вылету, на точность радиодонесений,
правильность определения класса, тита, ско-
рости, курса кораблей и правильность офор-
мления разведывательных документов,

Большую помощь в проверке качества до-
несений разведчиков оказал командованию
старший лейтенант Бурцев. Он находился в
Н-ской военно-морской базе. определял там
состав, класе и типы кораблей, их диснози-
цию и телеграфировал в штаб руководителю
учений. По’данным т. Бурцева — опытного
разведчика—командование ©  максималь-
ной ‘точностью контролировало донесения
экипажей разведчиков.

Наиболее ‘успешно практические фазве-
дывательные полеты, как и теоретические
	задания, выполнили  летчики-разведчики
майора Кухаренко.

‚ На сборах выявились некоторые недостат-
ки в подготовке летчиков. Главные из
них —— ошибки в определении клаеса и ти-
на кораблей. Были вскрыты также пробелы
в знании: организации разведки, взаимной
ннформации между частями и т. д;

Такие сборы весьма полезно практиковать
	И В лальнейшем.
		(боры воздушных разведчиков
	Советские моряки спасли
китайских рыбаков
	старший матрос Грязнов прыгнул © борта
корабля в шлюпку и помог годнять ры-
баков на тральщик.

После этого моряки продолжали поиск
других лодок, прошупывая прожектором
	море. Через некоторое время была обнару-
	мена еще одна лодка. В несколько МИНУТ
	еще два замерзающих рыбака были при-
няты на борт...

`В суровый осенний вечер советекие м0-
ряки спасли 14 китайцев-рыбаков, многие
из которых уже были без сознания. Толь-
Бо убедившись, что все терпящие бедствие
приняты на борт, командир корабля решил
возвратиться в базу.
	При спасении китайцев-рыбаков смело
и самоотверженно действовали старший
лейтенант Покровский, старшина 1 статьи
Хардин, боцман Шаланов, матрос Грязнов,
кок Постриган. Рыбаки сердечно благода-
рили своих спасителей — советских моря-
ков. («Портартурец»). .
	мание было обращено на быстроту подготов-   Г Майор П. ПОЛЯКСВ._
	ПРОВОДЫ ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 15 ноября. (По те-   товарищей, что на работе в колхозах и на
леграфу от корр. «Красного Флота»). В   предприятиях они будут высоко. держать
Н-ском подразделении кораблей состоялись   честь военных моряков, по-стахановски тру-
проводы демобилизованных матросов и стар-   диться.
шин. Все они были приглашены капитаном   Моряки подразделения прибыли на пире
3 ранга Карповичем на прощальный обед.  и тепло простились с товарищами, уезжаз-
Демобилизованные моряки заверили своих   шими в родные края.
	В прошедших соревнованиях отдельные
	офицеры добились хороших результатов. Ка-
питан Иралеко выполнил норму, необходи-
мую для получения звания мастера спорта
по ‘стрельбе; капитан Яковлев добился зва-
ния стрелка первого разряда всесоюзной
классификации. Подполковник Бондаренко,
капитан-лейтенант Бутрым, капитаны Ва-
сильев,. Иванченко и другие выполнили
норму стрелка второго разряла.

HHO части, значительные бронетанковые;
авиационные и артиллерийские силы. He-
мецкое командование тщательно разработа-
ло’ план штурма Севастополя, Особое вни-
мание уделялось намим береговым крупно-
калиберным батареям, уничтожение кото-
рых немцы поставили как основную 1
первоочередную задачу подавления огневой
системы нашей обороны,
	Немцы рассчитывали B четыре’ дня
взять город. С этой целью они собрали
мощный кулак. Достаточно сказать, что
только в районе Мекензиевых гор было
сосредоточено около двух дивизий. Пехот-
ным атакам предшествовали ураганный
артиллерийский и минометный огонь, а
также массированные налеты авиации.
	Натиск противника был исключительно
силен. Но защитники крепости частыми
контратаками, поддержанными береговой
артиллерией, отбрасывали фапкиетов на
исходные позиции. Поддержка контрата-
кующих трупи являлась второстепенной
задачей береговой артиллерии. Основной ee
Задачей было — вести контрбатарейную
борьбу. Количество подавленных и уничто-
женных батарей противника исчислялось
многими десятками. Артиллериеты в ходе
оев многому научились. Они в совершен-
стве овладели точными методами стрельбы
с применением инструментальной разведки
и других средств.

Обескровленные ` колоссальными потеря-
ми от артиллерийского и пехотного ‘огня,
немцы прекратили второй штурм города.
оспользовавигись этим, . севастопольцы в
январе 1942 тода провели контрнаступле-
ние < целью выбить немецкие части, вкли-
пившиеся в расположение нашей обороны.
	Удар был коротким. Концентрированным
огнем флотской и войсковой артиллерии про-
тивник был деморализован. Как в этой, так
и в ряде других операций активное участие
принимала артиллерия кораблей Черномор-
ското флота. Поддержанная артилаерийским

огнем, наша пехота стремительным броском
	Стрелковые соревнования офицеров
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 15 ноября. (Пз!\ B mpomermex coner
	телеграфу от корр. «Нрасного Флота»). Здесь
закончились стрелковые соревнования, в Ко-
торых пряняли участие 13 офицерских
команд.

Первое место заняла команда майора Ан-
дрюшенко, набравшая 421 очко из 750 воз-
можных. Второе место присуждено команде
канитана Шралеко, набравшей” 338 очков.
На третье место вышла команда капитана
3 ранга Дринько.
	ллерия
	Открытие Национального собрания в Китае
	чартии, представляющие третью стор,
не принимают участия в Национальнох
собрании.

Болышой зал Национального собрания
может вместить до 2.500 человех, однам
половина депутатских мест была свободи,
Национальное собрание открыл старейший
член Гоминдана У Чжи-гуй. После неболь-
ной речи У Чжи-гуя © обращением высту-
пил Чан Кай-ши, приветствовавитий деле
гатов.
	эффективное использование каждого с
ряда,

‚ Беспримерное мужество во эти тяжелые
дни проявили артиллеристы. До кони
отстаивали они ‘свои позиции, До после
ней возможноети сопротивлялись береговые
артиллеристы, используя в борьбе с завля-
тым врагом все доступные им COCACTBA.
	Роль артиллерии в обороне Севастополя
нельзя переоценить. Артиллерия была 76
могучим средством, которое заставило врата
истекать кровью, зарываться в землю, пла-
тить за каждый шаг продвижения Biepes
ценой многих жизней своих солдат и 041:
церов.

Пемецкое командование в одном из своих
официальных документов дало такую оценку

действиям нашей артиллерии под (евасто-
полем.
	«Непрерывный губительный огонь артил-
лерии противника ведется по всем немецких
позициям. Он ментает наблюдательным пун-
там вести наблюдение, затрудняет действия
огневых позиций и поминутно разрушает
разветвленную телефонную сеть... Первые
дни боев показывают, что под этим адеким
артиллерийским огнем противника насту-
пление дальше вести невозможно».
	Это признание врага является хорошей
аттестацией работы наших артиллеристов.
	Небывалое мужество осажденных, умелье,
согласованные действия наших сухопутных
войск, артиллерии, морской пехоты, abi
ации и кораблей флота, искусство вести 60
не числом, а умением разбили надежды не
мецких захватчиков взять Севастополь В
кратчайший срок. За восемь месяцев ое
сточенных боев они потеряли на подступах
к городу триста тысяч солдат и офицеров,
множество боевой техники.
	В этой титанической борьбе одну из пер
вых ролей сыграла мощная береговая ap
тиллерия военно-морских сил.
	Подполковник Ю. НЕЙМАРК.
	ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ МОРЯКОВ
	При Доме Военно-Морского Флота, тде!  Большую фаботу по составлению про-
начальником капитан Кочеров, после лет-  грамм и подбору опытных преподавателей
него перерыва возобновились занятия в 0б-  по общеобразовательным дисциплинам про-
щеобразовательной школе для военных м0-   вел старший лейтенант Шляхов.
ряков, имеющих неполное среднее  образо- Капитан-лейтенант В. СУХАНОВ.
вание. Северный флот.
	Ререговая арти
	достигла вражеских позиции. Операция
увенчалась полным успехом. Немцы отету-
ПИЛИ.
	Бторой этап борьбы: за’ Севастополь был
характерен для береговой артиллерии мас-
сированным применением ее огня. Система
наблюдательных пунктов береговых батарей,
развернутая во всех секторах обороны, по-
зволила уменьшить до предела число стрельб
без наблюдения результатов. Это дало воз-
можность во много раз увеличить ущерб, на-
носимый противнику в технике и живой
силе.
	В начале лета 1942 года немцы закон-
Чили подготовку к третьему наступлению на
Севастополь. Они. сосредоточили большие си
лы. Свыше 1.500 орудий разного калибра,
в том числе 24-дюймовые, находилось в бо-
евых порядках фашистских войск.

Условия обороны все время усложнялись:
У защитников города было в несколько раз
меныме артиллерии, чем у немцев. Подвоз
боеприпасов в осажденный Севастополь был
затруднен. Для блокады города с моря нем-
цы выделили около 150 самолетов, более 20
торпедных катеров и значительное количе-
ство подводных лодок.

В продолжение первых пяти дней наступ-
ления. немцы сбросили на наши позиции
более 46 тысяч бомб крупного калибра и
выпустили из орудий свыше 126 тысяч тя-
Жжелых снарядов. Только по башенной ба-
тарее № 30, наносившей немцам особенно
большой урон, было выпущено более 700
снарядов калибра от 12 до 24 дюймов. Ва-
тарея в этих боях семь раз выходила из
строя, но, устранив повреждения, снова от-
крывала огонь по противнику. Воочию убе-
Дились сами артиллеристы, как велика жи-
вучесть батареи, когда точно соблюдаются
все правила ухода за материальной частью.

Через десять дней носле начала третьего
наступления на Севастополь стала ощущать-
ся нехватка снарядов, обострявшаяся с каж-
дым днем. От артиллеристов требовалось,
как никогда, бережливое и максимально
	в обороне Севастополя
	осталось несколько десятков разбитых
танков и бронемашин, Враг потерял не
менее тысячи солдат и офицеров убитыми
и ранеными.
	Б 60ях за черноморскую крепость со-
ветские воины показали многочисленные
примеры отваги, мужества, непоколебимой
стойкости. Генерал-лейтенант “Моргунов,
командовавший в то время береговой ар-
тиллерией осажденнотго Севастополя, вспо-
минает о таком случае:
	«Браг подошел к одной из наших бата-
рей настолько близко, что ей долгое время
приходилось расстреливать немцев в упор.
Артиллеристы этой батареи в боях показа-
Ли беспримерную выдержку, стойкость и
выносливость. Героически вел ©ебя комсо-
молец комендор Щербак. От разрыва снаря-
		заряжать орудие. Вскоре его сменил млад-
ший сержант Дизенко, но`и он был емер-
тельно ранен. Падая, этот бесстрашный
воин успел крикнуть: «Бейте крепче га-
дов!» -— и рванул шнур».
	Основой оборонительного рубежа, созда-
ваемого в ходе боев вокруг Севастополя,
была береговая артиллерия. Пересеченность
местности, оборонительные сооружения,
артиллерия и искусное расположение напгах
наземных частей создали серьезные пренят-
ствия для фанистеких войск.
	Носле сравнительного затишья,  продол-
жавшегося около пяти недель, в декаоре
1941 года началея второй штурм Севасто-
поля. К этому штурму противник тщатель-
но подготовился. Были пополнены потре-
панные немецкие дивизии, LOITHHYTH cBe~
	Никогда не изгладятся из памяти герои-
ческие лела защитников осажденного Ce-
вастополя. В течение 250 дней длилось
великое сражение. Защитники города <
невиданных мужеством и стойкостью
отбивали атаки немецко-фаптистеких войск.
	Уверенно, с сознанием своей ответствен-
ности вступила в бой с врагом за главную
базу Черноморского флота артиллерия бере-
говой обороны. Смелыми. бесстрашными
действиями наши артиллеристы виисали
славную страницу в историю Великой Ore-
чеслвенной войны. в историю обороны
Севастополя. Они оказались достойными
потомками тех, кто в прошлом столетии ©
беспримерной храбростью защищал этот же
горот от врагов Отечества.
	Первые бои за Севастополь развернулись
в конце октября 1941 года. Немецкое на-
вступление осуществлялось главным обра-
30M сухопутными и возлушными силами.
	9& сравнительно короткое время, пред-
лпествовавшее осаде Севастополя, защит-
ники города создали сильную сухопутную
оборону. Основой ее были крупнокалибер-
ные береговые батареи, орудия которых
были готовы в любой момент открыть огонь
как по морским, так и по сухопутным
делям. р

В ходе подготовки береговые артиллери-
CTH проверили методы борьбы за живучесть
материальной части, научились в короткие
сроки устанавливать новые артиллеоий-
	щих направлениях имели большое значе-
ние для обороны.

Работы еще были в полном разгаре, когда
вражеские полчища подошли к городу. Нал
Севастополем прогремели мошные залны
нашей береговой зртиллерии.
	Одной из первых приняла на себя удар
батарея лейтенанта Заики. Она вела
неравный бой с превосходащими силами
противника. Временами немцы обрушивали
на батарею огонь целого артиллерийского
полка, бросали в атаку десятки танков.
Горстка храбрецов успешно отбивала натиск
врага, наносила ему тяжелый урон. Бата-
ped лейтенанта Заики задержала движение
неприятельских войск. Только после при-
каза командования оставшиеся в живых
бойцы взорвали батарею и отошли на дру-
гие участки,
	Еще более сокрушительными были удары
по врагу крупнокалиберной башенной ба-
тареи № 30. Противник, понеся серьезные
потери на участке, где сражалиеь артил-
леристы лейтенанта Заики, подтянул тя-
желые орудия и бросил против тридцатой
батареи значительные силы авиации.
Губительным огнем простреливалея весь
район позиций батареи. Нажим врага на
этом участке был чрезвычайно силен. Вы-
полняя пряелгу, артиллеристы ‘геройски
зацищали родной. горох. 1
	материальной части, научились в короткие Как только с наблюдательных пунктов
сроки устанавливать новые артиллерий-  доложили о движении по шоссе крупных
ские системы. Много внимания было уде-! немецких сил, 12-дюймовые пушки откры-
лено вопросам взаимодействия с пехотой и ли по врагу мощный огонь. Противник вы-
полевой артиллерией. Достигнутая при этом   нужден был замедлить движение. В резуль-
гибкость огня, его массирование на решаю-   тате двухеуточного сражения на поле боя