8 июля 1947 г., четверг, № 154 (2641)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		ЧЕТЫРЕХ. UACOB
	— Товарищ лейтенант, — доложил в
это время вахтенный сигнальцик Cro0-
Wyk, ——~ с флагмана сообщают: «Показа-
лась цель в 27 кабельтовых».

Игнатов поднес к глазам бинокль, но в
него’ ничего не было видно.

Последовал новый доклад матроса:

— С флагманского корабля передают,
что. цель от него отвернула.

Игнатову` стало ясно, что «противник»
идет на эсминец.

Быстро послав  рассыльного будить
командира, Игнатов приготовился вклю-
чить колокола громкого боя. Его предполо-
жение оправдалось. Через несколько минут
© флагмана был принят условный сигнал, и
вейчае же по кораблю, взбудоражив TH-
шину, разнеслась резкая дробь электриче-
СкИХ ЗВОНКОВ. ^
	С первым же их звуком на мостик под-
нялея командир корабля. Вахтенный офи-
цер подробно доложил ему обстановку. Тем
временем на палубе замелькали быстрые
тени и послышался частый перестук каб-
луков: это матросы и старшины спешили
на свои посты. Ha мостик непрерывно
один за другим поднимались офицеры. Раз-
дались звонки телефонов: командиры п0-
стов сообщали о готовности.

„Вскоре весь корабль ожил. и насторо-
жилея, готовый немедленно ответить HA
любой удар «противника», откуда бы он
ни последовал.

Потянулиеь томительные минуты на-
пряженного ожидания. Люди на корабле,
казалось, слышали биение собственных
сердеп. Командир, не отрываясь, смотрел в
сторону норд-веста. Никто из команды не
замечал назойливого, мелкого, как туман,
дождя. Никто не думал, что идет уже тре-
тий час ночи. Это было в, порядке вещей.
Выносливый, закаленный боевой коллек-
тив привык ко всяким испытаниям,

Минут через двадцать с флагманского
корабля поступило сообщение of отбое
учебной тревоги. На кораблях вспыхнули
желтые светлячки якорных огней,

Приказав держать боевую. готовность но-
мер три, капитан 2 ранга сошел вместе с
офицерами © мостика, и опять лейтенант
Игнатов остался один — бдительный, 30p-
кий страж корабля, отвечающий за его
безопасность.

— Как вы думаете — спросил его Kyp-
	  сант—вуда мне лучше итти служить по
	окончании училища—На подволную лодку
или на эскадренный миноносец?

— Авы сами на это ответьте, — ска-
зал Игнатов и улыбнулея.—Но что касается
меня, то я наш эскадренный миноносец ни
на какие другие не променяю. И знаете no-
чему? Тут я море душой и сердцем ощу-
щаю. А для моряка это важно. Взять хотя бы
вот эту вахту. «Собакой» ее некоторые на-
зывают. А зря. Именно в такие часы глуб-
же понимаешь, как тебе дорог твой корабль
и флот... А вообще-то говоря, везде хорошо
служить тому, кто любит дисциплину и по-
рядок. Поняли, товарищ курсант?
	Проптло. еще. с полчаса, и ровно в четы-  .
	ре ноль-ноль на мостике показалея стар-
ший лейтенант Расторгуев.
— Rar дела на вахте? — послышался:
его бодрый, звонкий голос.
— Все в порядке, — ответил Мет и
начал знакомить нового вахтенного офице-
ра с обстановкой.
	Напитан-лейтенант_
0. РАВИНСКИЙ.
		Беспокойная ночь выпала на долю лей-
тенанта Игнатова. Прослужив год на ко-
	`рабле, он, конечно. был далек от мысли,
	что на якорной вахте в: такое время суток
	Не ‘случитея ничего особенного. Но лей-
	ствительность превзошла его ожидания.
	_  Нрежде всего он опоздал на вахту. И не
	по своей вине. Корабль накануне возвра-
	отилеся поздно вечером из*похола, и помош-
	НИК командира Не успел своевременно C0-
	ставить график суточного наряда. В  ре-
зультате Игнатов узнал о своём заступле-
нии на вахту в самый последний момент,
и, пока собирался, время смены уже Dpo-
0. : О .
Общеизвестно, что сменять товарища на
вахте точно в назначенный срок—не только
служебный долг, но и дело чести. Поэтому,
несмотря на свою невиновность, Игнатов
чуветвовал себя не совсем уверенно. Под-
нявшись на мостик, он увидел стройную
фигуру друга, лейтенанта Захарова.
- Они прошли в прокладочную, где нового
вахтенного офицера уже ожидал его помош-
ник, курсант Вишняков. Захаров стал под-
робно об’яенять обстановку и все поелед-
ние приказания и распоряжения командира.
— Он только что сошел ов каюту...
Предупредил, что, возможно, ночью будет
налет «противника», — сказал Захаров.
— Есть. Понятно.
— Теперь о корабле. Стоим на Н-еком
незащищенном рейде. Широта... долгота...
Глубина под килем... Грунт — Пек и
талька. Отдан левый якорь. На клюзе —
140. Из механизмов работают четвертая
дизельдинамо и вопомогательный котел.
Ну, з Погода, сами видите, какая.
— Ла, ловольно пакостная. ‘— сказал
	АРС ie еже

_ Игнатов и подошел к обвесу мостика. Море
	неспокойно шумело. Белые гребни валов
напоминали нескончаемую стаю неведомых
птиц, пролетавшую мимо корабля. Только
сильно напрягая зрение, можно было обна-
ружить стоящие на рейде затемненные ко-
рабли.

_`— учией погоды для торпедной атаки
	_ не придумаешь. — ответил Захаюв и 10-
	бавил: -

— Мы стоим по готовности-—дежурим
по боевому ядру. На «товсь»— второе opy-
дие, первый и второй автоматы и все
	_ остальное, что положено... Счаетливо нести
	вахту!

— Спасибо.

Пожав руку Saxaposy и проследив, как
он сошел с мостика, Игнатов повернулся к
	уепеёл
	помощнику и спросил:
	— Вахту приняли?

с — Так tou. Ho корабль уже
обойти.
`— — Хорошо, — похвалил  расто
	курсанта Игнатов.
	— Разрешите доложить: корабль затем-
	нен недостаточно — по левому борту в
	ROPMOBOM кубрике неплотно залраены
	иллюминаторы... Исвоит дизельлинамо.
	_o- Eme aro?

— Все. Вахтенная служба — на своих
местах. Обязанности знает.

— Какие меры приняли по светомаски-
popre?

`—= Иллюминатор при мне’ дневальный
задраил, & вот насчет динамо старшина
	ответил, что искренние прекратить. не может.
		Игнатов снял трубку и набрал нужный
номер. Он выслушал доводы электрика и
сказал, что сам выяенит, в чем. дело.

_— Я пойду обмотрю корабль. Вы
	остаетесь на.мостике. В случае необхотимо-
		На якорной вахте лейтенанта Игнатова
		От специального корреспондента
«Красного Флота»
сти немедленно вызывайте меня по теле-
фону главного вахтенного поста на wre.
Действуйте по обстановке,

— Есть, — ответил. курсант.

Сойти в мостика и добраться до кормо-
вой надстройки было делом минуты.
Быстро уладив вопросе с дизельдинамо, лей-
тенант зашел на ют. Здесь по правому
борту он увидел группу матросов.

— Посмотрите, товарищ лейтенант, что
это там в волнах мелькает, уж не мина
ли? — доложил матрос Харитонов.

Игнатов бросил быстрый взгляд на море.

В нескольких десятках метров от борта
волны то поднимали, то опускали какой-то
круглый предмет. И видом и размером он
вполне походил на мину.

Молодой офицер ошутил огромную ответ-
ственность за корабль и за людей. Надо
было принимать немедленное решение.
Прежде всего не следовало вызывать лож-
ную тревогу.

— Ну, — сказал он как можно 6по-
койнее, — на мину это не походит, но
проверить неё мешает. Сколько вас здесь—
четверо? Быстро в шлюпку!

Матросы. кинулись к корме, где на бак-
штове прыгала по волнам шестерка. —

Доложив по телефону помощнику коман-
дира и получив его разрешение, он лал
	указания Вишнякову и старшине вахтен-
ного поста и затем тоже прыгнул в шлюп-
ку. Матросы разобрали весла.

— На воду! — немного хриплым от
волнения голосом приказал лейтенант.

..Вще несколько сильных  гребков, и
шестерка приблизилась к таинственному
предмету. Он был темен и кругл. «Как
арбуз», — подумал Игнатов, почему-то
вепомнив висящую в кают-компании кар-
тину; И, чтобы разрешить всякие сомнения,
сказал:

— Васильев, о осторожно — потрогайте
предмет крюком.
	Шлюпка в этот момент подошла к нему
почти вплотную, и они вместе ныряли и
вздымались на волне.
	— 910 не сталь, товарищ лейтенант.
— Буй, наверное, оторвался.
— Нет. на буй не похоже.
	- — Пранец, товарищ лейтенант. Ё то-то
© корабля упустил. А он набух в воде и
стал таким, круглым, —воскликнул Хари-
тонов.

‚У Игнатова отлегло от сердца.

— Давайте к кораблю.

Через десять минут он уже возвращался
на мостик. Рассказав своему помощнику
вкратце об этом приключении, он спросил,
что нового,

— С флагманского корабля передали,
что «противник» ожидается © норд-веста.

— Еще что?

— Пока ничего.

В это время видимость еще более
ухудшилась. Игнатов предупредил сиг-
нальщиков, чтобы они зорче смотрели, и,
ОБликнув © ПОМОЩЬЮ старшины второго
орудия стоящих на мостике впередемотря-
щих, приказал усилить наблюдение,

— Второй раз может оказаться и неё
кранёц!
	ое

ОРЯКИ- ЗВАОЧНИКИ
	первый, второй и половину третьего кут-
сов.

Учебу т. Батуров умело сочетает с аги-
тационно-пропагандиетской работой. Он. ча-
сто выступает на кораблях и в частях
Н-окото гарнизона с лекциями и докладами.
Консультации, которые он дает в партий-
ном кабинете по вопросам истории ВЕП(6б)
и истории СССР, пользуются большим успе-
SGM.
	Майор Потанин из Н-ской отдаленной 63-
зы и катитан Вялков учалея в заочной
Высшей  военно-политической школе при

Главном  политуправлении Вооруженных
Сил СССР.
	До войны капитан Гриншиан учился в
аспирантуре Киевского государственного
университета по кафедре марксизма-леня-
низма. Война помешала ему закончить
учебу. После окончания войны капитан
Грижнишиан обралилея в Министерство вые-

Черноморский флот, На открытом рейде. «Воздушная тревога!». Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» прикрывается дымовой
	Фото Б. Шейнина,
СОН
		Пятисотый прыжок
майора Прохопова
	От самолета отделилась «точка» и уетре-
милась вниз. Хронометражисты включили
секундомеры: одна, две, три... десять...
пятнадцать секунд. В толубом небе уже
отчетливо видна фигура человека. Она с
	большой скоростью приближается к земле,
	напряжение  наблюдающих = возраютает.
Остаются считанные секунды падения, и...
присутствующие © облегчением вздыхают.
Ослептительно белый купол парапиота повис
в воздухе,

Парашютист медленно спускается, а
через некоторое время он уже стоит на
земле и улыбается, как будто ничего не
произошло. Подбежавшие к нему офицеры
жмут руку, командир авиачасти позлрав-
ляет майора Прохорова в пятисотым прыж-
ком и желает ему дальнейших успехов.

Поблагодарив за поздравления команди-
pa и собравшихся, майор начинает ин-
структировать летчиков, ожидающих
прыжка.

Мастер параптютного. спорта майор Про-
хоров свою деятельность паралиютиста, на-
чал тринадцать лет назад. Первый прыжок
с самолета он совершил в 1934 году. За
период своей деятельности майор Прохоров
пробыл в воздухе на парашюте 42 часа,
	OCBOHI все системы паташютов и технику
	прыжка днем и ночью, со многих типов
самолетов, из разных фигур высшего пило-
тажа, подготовил много летчиков-парашю-
тиетов и инотруктотов.
				ЭКИПАЖИ ОСВАИВАЮТ ОПЫТ ВОИНЫ
	В узкой и прямой, как линейка, протоке,

прижавшись к берегу, стояли бронекатера,
только что вернувшиеся из. длительного по-
хода по Амуру. Моряки занимались авраль-
HOH приборкой, когда послышалея сигнал
учебной боевой тревоги. Капитан-лейтенант
Шемет по трапу поднялся на катер, кото-
рым командует мичман Цукерман.
Мичман Цукерман два года училея
в Военно-морском училище имени М.
Фрунзе. Закончить не удалось, помешала
война. Владимир Цукерман был назначен
командиром сторожевого катера и ушел вое-
вать на Балтику, где выполнил десятки
ответственных заданий командования. 3a
отвагу, проявленную в Тулокско-Видлиц-
ской десантной операции, он был награж-
ден орденом Красного Знамени. После по-
беды над’ фашистской Германией мичман

— У вас есть телефон; — возразил мич-
ман,— пользуйтесь им, а открывать дверь
рубки ни в коем случае нельзя, В настоя-
щем бою противник мог легко вывести вас
из строя,

И командир катера рассказал о том, кав
во время десантной операции на Ладожском
озере был убит один командир катера. Он
открыл дверь рубки и был сражен пулей
вражеского снайпера,

— Хорошее правило у Цукермана: учить
людей на опыте войны, — говорит капитан-
лейтенант Шемет. — Это помогает ему уе-
пешно решать задачи боевой подготовки.

Этому правилу — учить личный состав
на опыте войны — следует прежде Beero
вам капитан-лейтенант, Закаляя экипажи в
походах, капитан-лейтенант Шемет воспи-
тывает у подчиненных чувство. высокой и
	ностоянной боевой готовности. 00 этом ярко
свидетельствует недавний случай. На Аму-
ре после спокойного дня к вечеру разыграл-
ся свирепый шторм. Никто и не думал о
том, что через несколько минут придется
сниматься с якоря. Другого мнения был ка-
питан-лейтенант  Шемет. Решив, ° что
игторм-——отличное испытание воинских ка-
честв людей, он вызвал командиров катеров
и вручил им маршрут ночного похода. Бро-
некалера вышли из протоки на широкий
плес реки,

Труднее веего было катеру младшего лей-
тенанта Бегдаева, замыкавшему строй. Вол-
ны бросали корабль из стороны в сторону.
Густая целена дождя закрывала отонь впе-
реди идущего бронекатера. Приходилось
ориентироваться самостоятельно, что требо-
вало от экипажа умения и большой вы-
держки.

В эту штормовую ночь особенно прояви-
л6сь чувство дружбы и товарищества ма-
ленького боевого коллектива. Моряки рабо-
тали с исключительной энергией.

Гвардии матрос Левин стоял на носу ка-
тера, промокший до нитки, и промерял глу-
	Цукерман участвовал в боях против япон-
ских империалистов...

Капитан-лейтенант Шемет проверял зна-
ния личного состава особенно ютрого. Он
спустился в машинное отделение. Здесь—
чистота. Старшина 2 статьи Вандышев и
старший матрое Лепекий, получив ввод-
ные, действовали быстро и правильно.

Проверяющий незаметно закрыл масля-
ный клапан. Поступление масла по матист-
рали прекратилось. Стрелка манометра, рез-
ко упала. Моторист Лепский своевременно
установил причину и открыл клапан.

— Ч нужно делать, если масляная
магистраль перебита? — спросил  прове-
ряющий.

— Наложить клетневку; ответил Леп-
ский и показал, как это делается:

Проверяющий остался доволен действия-
ми мотористов.

По приказу  капатан-лейтенанта катер
снялся со ‘птвартовов. Вдали стоял щит, изо-
бражавитий «корабль противника», и броне-
катер открыл огонь. Управлял огнем мичман
Цукерман. Отреляли старшие матросы Мах-
нутов и Веретенников. Они первый rox
	командуют расчетами, но обязанности свои   бину реки. Надо было иметь хорошую тре-

освоили хорошо и огонь вели метко. Стрель-   НИровку, чтобы устоять на ногах в такую
ба получила отличную оценку, но мичман   Погоду и не очутиться за бортом. Леерные
Цукерман сделал своим подчиненным рял   Стойки срубили перед походом, и единствен-
	существенных замечаний.

— Зачем вы во время стрельбы откры-
вали дверь рубки? — спросил он старшину
артиллеристов Иванова,

— Плохо было видно кормовое орудие,
Решил  посмотреть,— оправдывалея  стар-
muna.
	ной опорой служила скользкая палуба ко-
рабля,

Несколько часов шли бронекатера в ту
ночь по Амуру. К утру стали на якоь, в8-
тем снова вышли в поход и успешно выпол-
нали калибровую стрельбу.

Старший лейтенант А. СЕМУШИН,
		В кабинетах _
об’единенной школы
	ЧЕРНОМОРСКИИ ФЛОТ, 2 июля. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). В
кабинете, где занимаются сигнальщики
0б’вдиненной школы учебного отряда, нахо-
дится огромное панно, изображающее Севз-
стопольскую бухту ‘со стоящими в ней
кораблями. Когда курсанты собираютея в
кабинет для занятий, преподаватель вклю-
чает электрический пульт, и на мачтах
кораблей зажигаются огни. Стоит повер-
нуть выключатель пульта, и воспроизводят-
ся якорные, ходовые и гафельные огни.
Курсанты получают возможность изучать
многочисленные огни кораблей не по схе-
мам, как это обычно делается, а более
наглядно.
	Этот пульт изобрели и смонтировали
преподаватели капитан-лейтенант Бонда-
ренко и мичман Чебуркаев.

Много сделано в школе для улучшения
учебного процесса. В классах рулевых
изобретательным мичманом Заброгиным
созданы действующие макеты рулевого
привода и муфты. Главный старшина Смлр-
	Нов изготовил плакат систем рулей, рум-
	пелей и рулевых стопоров. “Матросы Ми-
ин и Шкода сделали плакаты, на которых
изобразили пловучие знаки единой сиете-
мы ограждения опасностей.

Большое внимание оборудованию классов
уделяют старшие преподаватели капитан
2 ранга Беляев и капитан-лейтенант Плаки-
ДИН.
	И влруг один мотор прекратил работу. Точ-
HO размеренными движениями летчик, выво-
дит самолет из пикирования и ведет его к
аэродрому.

Еще не успели охладиться моторы бом-
бардировщика и не прошло возбуждение
летчика, д заместитель командира эскад-
рильй уже задает вопрос:

— Ч вы видели в воздухе?

Отрибунов смущен. Он в начале полета
BCe хорошо видел, ни на минуту не забывая
про осмотрительноеть, но, как только отка-
зал мотор, смотреть за воздухом перестал.

На следующий день опять в возлух пол-
нялись молодой летчик и бывалый воин,

— Докладывайте, что вы сейчас види-
те?’—приказал Заруднев летчику,

— Справа выше нас истребитель!

— Это все?

Стрибунов пытливо смотрит вниз. На
земле, на этоянке самолетов, выстроилась
эскадрилья бомбардировщиков.

— Околько на земле самолетов?—енова
слышится голос командира.

Летчик торопливо считает самолеты, &
в это времт командир убирает газ мотору.
Но молодой гвардеец уже научен. Руки аз-
томатически выполняют необходимую рабо-
Ту, & глаза, не отрываясь, следят за возду-
хом л землей.

— Вижу—амолет взлетает с площад-
КИ,— докладывает летчик командиру, как
будто полминуты назад ничего в кабине
не случилось.

жа

Так день за днем учатся молодые пвар-
дейцы летному мастерству. Учатся в совер-
енотве владеть своим оружием и умело его
использовать. Успешно передает молодым
летчикам свой богатый боевой опыт гваф-
дии лейтенант Павел Заруднев.
		Велика тяга к знаниям среди моряков
Н-ского соединения. Десятки  матровов,
старшин и офицеров занимаются в школах
партактива, являются слушателями вечер-
них университетов марксизма-ленинизма.

Много офицеров занимается на заочных
отделениях высших учебных заведений.

Уже более двух лет старший лейтенант
Ратуров является слушателем заочной
Высшей партийной школы при LK BRIG).
Упорно работая, т. Батуров всегда своевре-
менно представаяет письменные работы и
сдает зачеты. Из восьми зачетов, выполнен-
ных 3& первый и второй семестры, семь
он сдал с оценкой «отлично» и один —
на «хорошо».

Одновременно с занятиями в Высшей
партийной школе старший лейтенант Бату-
ров является слушателем заочного отделе-
ния исторического факультета Педагогиче-
ского института. Он уже сдал с хорошими
и отличными оценками все предметы за
	шего образования © просьбой зачистить его
заочником в аспирантуру Киевевого rocy-
дарственного университета. Его просьбу
удовлетворили. Срок защиты диссертации
на эвание кандидата исторических наук, ему
установлен 1 декабря 1948 г. Темой для
своей диссертации т. Гриншиан избрал:
«Зарождение большевиетеких организаций
з Екатеринославе». Готовя’ диссертацию,
т. Гриншиан собрал большой архивный ма-
териал, беседовал со многими старыми
ботьшевиками — участниками  револю-
пионной борьбы на Екатеринославщине,

Майор Лушин до войны был студентом
исторического факультета Архангельского
педагогического института. После оконча-
ния войны т. Лупгин поступил на заочное
отделение того же института. Сейчае он
уже заканчивает 2 Й курс. ›

Старший лейтенант Л. РЫЖОВ.
Северный флот,
	HATO пилотирование самолета, но я быстро
осуществил свой замысел. On удалея. Нё-
	мецвие летчики, повидимому, пришли в
замешательство. Они прекратили огонь. В
самом деле, разве не подозрительно, . что
вдруг ни с того, ни е сего вновь заработал
мотор. В этот момент стрелок-радиет гвар-
дий сержант Старцев точной очередью сбил
один «Ме-110». Второй немецкий истре-
битель отвернул в сторону и ушел. Мне
удалось благополучно довести самолет с
одним работающим мотором до аэродрома.
Теперь покажу на схеме, как я дей-
ствовал, когда у меня, подбили мотор.
	Молодой летчик Стрибунов на высоте
2.000 метров ведёт самолет. За всеми его
движениями зорко следит заместитель ко-
мандира эскадрильи Заруднев. Он находится
рядом, в кабине, и от его взгляда ничто
не ускользнет. Неожиданно Заруднев уби-
рает газ одному мотору. Й в ту же секунду
обороты другого мотора возрастают. Летчик
успел во-время парировать разворот рулями
и дать полный газ работающему мотору.

— Хорошо, Стрибунов! — слышит в. на-
ушниках молодой летчик оценку команди-
ра.— Обратите внимание на посадку. Про-
следите зз выпуском шасси,

— Шри чем тут шасси, если все дело в
моторе? — недоумевает молодой летчик,

— Сколько сейчас работает  гпидро-
помп? — епрапривает Заруднев,

— Теперь все яено,-— произнес летчик, —
шасси будут выпускаться значительно мед-
леннее, ибо действует лишь помпа работаю-
щего мотора.

Стрибунов опять в воздухе, на этот раз
над полигоном. Стрелка высотомера покз-
зывает быстрое снижение—самолет пики-
рует, Все внимание летчика устремлено на
прицел, землю, мишень. Секунда, другая...
		— Нет кормового флага, — ответа
старшина шлюпки.

— Так чего же вы сидите? Возьмите
флаг © другой шлюпки,

— Мы уже осмотрели пять шлюпов и
ни в одной не нашли флага.

Капитан-лейтенант Коваленко потребо-
вал об’яснений у боцмана. Боцман главный
старшина Бестужев ничего определенного
оказать не мог.
	Произошел разговор в повышенном тоне.
Старпом упрекал боцмана в беспорядках;
боцман старался свою вину свалить на дру
их.

Но вот флаг нашли. Простояв У трапё
бесцельно 22 минуты, шлюнка, наконец,
отошла. Следует добавить, что она была
нареёдкость грязной: на банках-—мазутные
пятна, рангоут сложен беспорядочно. нд
	Капитан_А. МАКОВСКИЙ.
		Учебный корабль с группой курсантов
пришел на внешний рейд и, заняв по дис-
позиции свое место, отдал якорь. По обоим
бортам были отвалены выстрела, на воду
спущены шлюпки. Все это было выполнено
быстро. Однако на корабле многого еще не-
достает для полного порядка. Приведем
пример.

После отбоя аврала командир корабля
приказал доставить двух офицеров на со-
седний корабль. № трапу подали дежурную
шлюпку. Офицеры спустились в нее и за-
няли положенные места. Прошло несколь-
ко минут, но команды «отваливай» все
еще не слышно.

Как известно, длительные простои шлю-
пок у трапа в первую очередь свидетель:
ствуют о плохом несении вахтенной служ-
бы, И неудивительно, что старший помощ-
ник командира корабля забеспокоился.

— В чем дело, —посльшшалея ero ro-
10е, — почему не отваливаете?
	Бскоре после освобождения Латвии от не-
мецко-фалтистских захватчиков в Риге 0р-
танизовалея военно-морской клуб Осоавиа-
хима. Десятки молодых рижан зимой посе-
щали занятия в клубе, & летом проходили
практику на воде; Бывшие воститанники
клуба тт. Петерсон, Завялов, Колосов. Сте-
панов учатся сейчаю в водолазной школе, не-
сколько человек поступило в военно-морские
училища.

Клуб проводит свою работу не только в
классах, но и на предприятиях и в учебных
заведениях гороха. Общественные инструк-
торы в одном из районов Риги подготовили
около 200 значкистов «Моряк». В школь-
ных и заводских организациях Осоавиахима
овладевает основами морского дела несколь-
ко сот человек.
	С большой любовью передают свои знания
молодежи демобилизованные офицеры фло-
та тт. Шалобедин и Отражненко, капитан
хальнего плавания т. Бледниеке. °
	В Риге, нз берегу Западной Двины, вы-

—

JIETHSG cn
	В Н-окой части проходит летняя спарта-
киада. Лучших результатов по прыжкам
в длину— 6 метров — добился майор
Глуходед. Первенство по метанию гранаты
‘завоевал т; Субботин — 55. метров. В тол-
	Офицер Заруднев учит
		Группа молодых летчиков внимательно
	слушала рассказ помощника командира 3C-
`кадрильи заруднева 06 осмотрительности
	в воздухе.

— Первым обнаружить противника —
это наполовину выиграть бой, — говорил
Заруднев: — В начале мая 1944 года на-
иги самолеты вылетели для нанесения сов-
	` местного удара по транепортам противника.
	Нашей группе предстояло пушечно-пуле-
метным огнем и бомбами подавить зенитный
огонь кораблей и обеспечить бомбарлиров-
щикам свободу действий.

Обнаружив немецкие корабли, мы
‹тремительной атакой парализовали их 3e-
нитную оборону. Бомбардировщики  немед-
ленно нанесли удар и потопили хва фашист-
ских транспорта. Успех не векружил нам
	-TOMOBY, Вее летчики внимательно следили
	за кораблями и горизонтом. На выходе из
	очередной атаки я увилел группу немецких
	истребителей. Хотя преимущество в. скоро-
	_. CTH перед схваткой было на стороне против-
_ ника мы выигрывали во времени, так как
	благодаря осмотрительности во-время заме-
тили врага. Секунды, оставшиеся в нашем
распоряжении, до завязки боя мы использо-
вали для того, чтобы как можно быстрее
уплотнить свой строй и снизиться до брею-
	`` ето.
	Мы в tor раз были 0ез прикрытия
		высоте не более 15. метров. Опасаясь вре-
заться в воду, немецкие летчики не рискну-
ли атаковать ‘и с пикирования. С зад-
ней же и верхней полусферы наши машины
надежно охраняли стрелки-радиеты.

Гвардии лейтенант закончил рассказ. По-
ка летчики продумывали эпизод, Заруднев
чертил на лоске схему сил. действующих
на самолет при одном работающем моторе.

— Итак, начинаю следующую тему:
«Полет на одном работающем моторе». Глав-
нов условие полета на одном моторе при Ма-
Лой высоте — это запас скорости самолета
и мгновенное реагирование летчика на
управление в случае отказа мотора. Важ-
ность именно мгновенного реагирования
могу подтвердить таким примером.

Во время атаки одного конвоя немпам
улалось подбить правый мотор моего само-
лета. Я и сейчас ясно помню, как тогла по-
ступил. Когда произошел удар по мотору,
моя рука почти автоматически передвинула
«на полный» сектор газа, & педалями и
ручкой я парировал разворачивающий м0-
мент. После этого я змейкой повел самолет
почти над волой. Два «Ме-110» бросились
в погоню, вероятно, рассчитывая на легкую
победу. Наши самолеты уже ушли. Немцы
навалились на мою подбитую машину.
Огненные трассы впивались в ее левое кры-
л0. Было яено. что немпы решили вывести
	Юные моряки Рши
	ЛЕТНЯЯ СПАРТАКИАДА
	сится древний замок. эдесь находится сей.
час Дворец пионеров.

В одной из башен замка разместились в0-
енно-морские кружки. По узкой лестнице
мы поднимаемся Ha второй этаж 6Gall-
ни. За овальным столом сидит руководитель
военно-морского отдела, бывитий балтийский
моряк, участник гражданской войны Петр
Михайлович Бирзите. Подле него—несколь-
ко учеников 8-й средней пвколы. Они‘ваня-
ты разбивкой картушки компаса на румбы.
Члены кружка — пионеры Олег Габец, Ивая
Яноон, Вестуре Вилкс и другие — ожеднев-
но приходят на занятия, шаг за шагом
овладевают морской наукой.

Около 60 человек изучает в кружках
историю русского военного флота, основы
навигации, метеорологии, океанографии, На
одном из этажей башни расположен морекой
музей, который помогает школьникам энд-
комиться с прошлым нашего флота.

. И. КИСЕЛЕВ.
Pera
	ah ядра особенно отличился т. Нарых-
‘Между подразделениями были проведены
шлюпочные гонки, Первое место заняла
пя подразделения т. Пискунова.
H. THAYEHHO.
		свойх истребителей. но немецкме самолеты  из строя еще действовавший MOTOD.
	У меня мелькнула MEICIb перевести
	оказались бессильными что-нибуль с нами
	сделать, Несколько раз они попытались, шаг винта подбитого мотора, в такое положе-
правда, зтаковать снизу, но безуспешно,   ние, чтобы от встречного потока воздуха
та} как наши самолеты шли над водой на ‘винт начал вращаться, Хотя это и затруд-