д июля 1947 г. пятница, № 150 (2642
	Летчики тренируются
. па земле’
	Результаты. стрельбы по воздушных и
наземным целям, Kak правило, зависят от
того; насколько регулярно летчик, штурман
и стрелок-радист тренируются в опредете-

нии дальности ‘до цели, ee ракуря,
упреждения, размещения, цели на сеть
прицела и т. д.

Практика показала, что для приобретения
навыков огневого боя необходимо провести
значительное количество тренировок. Для
этого требуетея такая аппаратура, которая
была’ бы, < одной стороны, доступна
каждому летчику, штурману и стрелку, а
с другой, позволяла бы руководителю в ходе
тренировки контролировать летчика, пока-
зываль, в чем его ошибки. В наших частях
есть ‘воздушино-стрелковые тренажеры, но
они требуют стационарных условий работы,
дополнительных технических средств. Их
еще мало, и поэтому не всегда, возможно дать
необходимое количество тренировок,

Какой же выход?

Мы пошли по пути изготовления своими
силами простейшей ‘тренировочной аппа-
ратуры. Из. отходов и подручного ма:
териала изготовили ‘несколько обычных
треног, установили на них прицелы, в)8-
шающиеся на шаровом шарнире, что по-
зволяет фиксировать прицел в нужном по-
ложении. Затем изготовили стойки для
установки моделей самолетов различных
типов. В верхней части такая стойка имеет
также шарнир co штырем, на который
устанавливается модель самолета. Свободно
поворачиваясь в любой плоскости, модель
устанавливается под любым ракурсом.

Этот тренажер позволяет учить летный
состав определению дальности до цели при
помощи сетки прицела, ракурса по види-
мому положению модели самолета, рассчи-
тывать упреждение и устанавливать. при-
цел.

Для проверки правильности прицеливаз
ния руководитель использует набор легких

реек, которые заранее изготовлены для каж-
лото типа самолета, и позволяют в масшта-
бе определить упреждение в линейных
единицах, Тасечитанное для различных
далвьностей, скорости и ракурса в четыре
четверти. Ветавив рейку в отверстие, сде-
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		(г чего
		успех стрельб _
	(Заметки флагманского артиллериста)
Огневая подготовка кораблей в настоя-  сторон, принял правильное решение — на-
	ее. время существенно отличается OT
довоенной. Да это и закономерно. Появив-
пиеся в ходе боев и получившие на, флоте
большое применение новые технические
средства — артиллерийские радиолокацион-
ные станции, гидроакустические и другие
приборы-—не только значительно расширили
возможность использования артиллерии, но
в отдельных случаях существенно измени-
ти и характер самых стрельб.

Хорошо известно, что в минувшей войне
новые технические средства, и в первую
очередь радиолокация, помогли англича-
нам одержать ряд побед над германоким
флотом. Если на первом этапе своего суще-
ствования эти средства сыграли такую
большую роль, то нет сомнений в том, что
в дальнейшем они будут применяться еще
тире.

Основное назначение отневой подготовки
в мирное время — это в условиях, близких
к боевым, дать практику личному составу,
научить ето тактически целесообразно при-
менять в бою артиллерию и технически
правильно использовать оружие.

Первая залача — боевое применение ар-
тиллерий — решается в основном команди-
том корабля. Вторая — обеспечивается
	неети артиллерийский удар. Эффективность
	стрельбы была выюокая. Ворабли добились
болыного процента попаданий.
	Можно привести пример и плохой подго-
товленности командира. На одной из
	‘стрельб катитан 3 ранга Taine долго на,
	виду у «противника» занимал позицию.
Естественно, что такое решение задачи по-
лучило соответствующую оценку.

Надо хороню уяснить себе, что борьба за
первый залп во многом предрешает устех
боя. Значение имеет не только быстрота
подготовки управляющим огнем исходных
данных, но и маневрирование, обеенечи-
вающее быстрое занятие выгодной позиции.
Основа, артиллерийского боя — в сочетании
маневра и огня.

Ренение второй задачи — использова-
ние оружия в бою — зависит от степени
боевой организации корабля; умения управ-
ляющего. огнем: степени. подготовки цен-
тральных. постов, дальномерщиков, визирщи-
ков, огневых расчетов и ‘материального 0обес-
печения. :

Отсутствие любого из этих факторов от-
рицалельно скажется на решении отневой
задачи. Можно иметь отличную боевую ор-
танизапию. слаженные центральные посты и
	Тихоокеанский флот. Успешно сдают
задачи по боевой подготовке катерники
Н-ской гвардейской части. Ha снимке:
гвардейский торнедный катер на уче-
ниях:

Фото А, Лубенко.
		ЛЕНИНГРАД, 3 июля; (По’ телефону‘ от
корр. «Красного Флота»). На военно-мор-
ском факультете Ленинградской ордена
Ленина  государетвенной = коноерватории
имени Римекого-Корсакова закончились
государственные экзамены в выпускной
грушие. Государственная экзаменационная
комиссия в составе профессора Богоявлен-
ского, заслуженного деятеля искусств про-
фессора Васильева, профессора Буяновского;
заслуженного деятеля искусств профессора
Мусина и других, возглавляемая начальни-
ком инспекции военно-оркестровой службы
Военно-Морских Сил подполковником Ку-
прияновым, дала высокую оценку подготов-
ке молодых дирижеров.

Экзаменационная комиссия постановила
присвоить квалификацию военного дириже-
ра © представлением к получению диплома
с отличием выпускникам Алявдину, 1ебе-
деву, Молодцову и Шехали. Все эти выпуек-
ники сдали государственные экзамены по
всем дисциплинам только © отличными
оценками.

Успешно сдали государственные экзаме-
ны также выпускники Волков, Данилов,
Литвиненко и другие.

errs
	По следам выступлений
«Красного Флота»
	«Больше внимания
школе. юнгов»
	Шюод таким заголовком в газете «Красный
Флот» 24 мая 1947 года было напечатано
письмо в редакцию воспитателя школы
юнтов И. Попова. В нем сообщалось о том,
что в школе ощущается острый недостаток
наглядных пособий и учебников по воем
специальным предметам, что в прошлом
голу школа получила в свое ведение полу-
	разруптенное помещение, которое квартире
	но-экоплоатащионный отдел, где начальни-
ком т, Титов, даже не позаботилея отремон-
тировать. В’ результате школе’ пришлось
вести ремонтные работы в течение: це-
лого года, и это отрицательно сказыва-
10th на качестве занятий, В письме. ©00б=
щалось также of отсутетвии должной
заботы о бытовом обслуживании преподава-
телей и воспитателей, которым ежедневно
приходилось тратить по четыре-пять War
	сов на дорогу в школу и обратно.
	hak сообщил в редакцию начальник
Управления saa Н-окого соединения
Северного флота т. Морденко. в конце мая
1947 года пиколу обетедовата специальная
комиссия Управления кадров вольнонаем-
ного состава Военно-Морских Сил. Факты,
указанные в письме И. Попова, подтверди-
лись. Приняты меры к устранению отме-
ченных недостатков.

КУРСОВ
	ский и Сергеев. При маневрировании они
точно произвели расчеты, определили куре
и скорость корабля «противника», причем
по времени уложились в нормативы, по-
ложенные для опытного штурмана. Хоропю
решили они и задачу сближения © «про-
		рактика
	Корабль на большюм переходе. Уже две
	‘недели, как он, приняв на борт курсантов
военно-морского училища им. Фрунзе, вы-
	шел в плавание. Сетодня вдесь 0с0бенно
напряженная, = насышенная практикой
учеба. Последние дни стояла плохая погода.
Это затрудняло практическое изучение
мореходной ‘астрономии, Из-за тумана и
сплошной облачности курсанты вынужде-
ны были изучать этот предмет в кубри-
ках. И вот сейчас будущие офицеры вышли
на палубу е секстаном в руках.

Занятия проводит инженер-полковник,
Олиференко.

— Седня все присутствуют, kak
один, -— рассказывает он. — У курсанта
Тюрина, как видите, рука забинтована. Ho
и он все-таки вышел, — жаль пропускать
удачный для практики день. Курсанты По-
номарев, Милов и Гаврюшенко из другого
класса. Их товарищи сейчас в наряде. Сами
они только что сменились ‹ вахты. И вме-
сто того, чтобы итти отдыхать, попросили
разрешения быть на занятиях...
	Курсанты разбиты попарно: один опре-
	деляет высоту солнца, другой записывает
в тетрадь полученные данные. Курсант
Пономарев, пришедиий с вахты команди-
ра ютового поста, оказался без пары. Он
практикуется один, хотя определять вы-
COTY ‘и одновременно вести затиеь не-
сколько затруднительно.

По левому борту разместился. другой
класс. Здесь также идут занятия по аетро-
номии. Вооружившиеь секстаном и часами,
курсанты под руководством капитан-лейте-
нанта Велрова определяют место корабля в
‘море по способу Сомнера. Они один ва
другим подходят к преподавателю. Tor mpo-
веряет правильность определенной ими вы-
соты солнца.

Только после того, как курсант добъется
отличных результатов. в’ с10собе Commepa,
он переходит к решению задачи вычиеле-
нием. Одним из первых задачу решает
старитина класса Винникас.

На ходовом мостике, снардеке, в ходо-
вой рубке и других местах курсанты скло-
нились над штурманекими столиками. Они
ведут прокладку. Во время переходов ко-
рабля эти занятия. проводятся  кругло-
суточно. Сегодня здесь также 0с0б0е ожи-
вление, — хорошая видимость, корабль
идет в виду берегов.

— Это настоящий штурманекий 10-
	ASOT, ——- Горит преп:

одаватель пе навига-
	ции старший лейтенант Владимиров.
При маневрировании курсанты опреде-
тяли курс и скорость корабля «против-
	ника». Вурсанты проявляют большую лю0о-
знательность. добиваются хороших успехов.
	Прокладка многих из них мало чем отли-
чается от прокладки, выполненной офице-
ром-штурманом.

В классе старшины Mem лучших ре-
зультатов добились курсанты Поникатов-

электросеть. В нужный момент: посредник
или руководитель учения включает рубиль-
ник, и получается взрыв.

—щ Впечатление. создается такое, что
взрыв настоящий, — сказал Вязьмин. —
А для аккумуляторов. и личного состава
неопаено,

Вязьмин Подробно разобрал также cpel-
ства «поджога» электрокабеля и с1особ его
тушения. Затем сделал доклад мичман Пан-
кратов, остановившийся на методах обуче-
ния мотористов и машинистов, на том, что
и как необходимо делать для безопаеного и
неожиданного «вывода из строя» мотора
или другого двигателя.

Тридцать пять различных случаев ими-
тапии продемонстрировали инструктора ка-
	бинета перед офицерами. Присутетвующим
стало ясно, какую важную и полезную ра-
боту проделывают работники’ кабинета, co-
бирая, обобщая и пропагандируя ofr oby-
чения личного состава борьбе за живучесть
корабля. Это чрезвычайно кропотливое .де-
ло. Прежде чем выступить перед офицера-
ми, специалисты сами изучили эти методы,
составили чертежи и описания, изготовили
соответствующие наглядные пособия.
Командир соединения, присутствовавший
на этом сборе, горячо благодарил специали-
стов за содержательные занятия. Он ска-
зал, что офицеры узнали здесь много нового
и чрезвычайно поучительного. В заключе-
ние он указал своим офицерам на, необходи-
мость подробно. изучить все еобранные и
	обобщенные кабинетом средства имитации
и методы обучения личного состава © тем,
чтобы внедрить их на своих кораблях.
рощаяеь е инженер-капитан-лейтенантом
‘Соловьевым, командир. соединения еще раз
лодчеркнул, что значение работы, выпол-
няемой кабинетом, трулно переоценить.
Такой отзыв: о своей работе офицер Co-
ловъев слышит. не впервые. Начальником
Учебно-тренировочното. кабинета он стал
	‚Недавно — в текущем году. но уже всей
	душой успел полюбить свою, творческую,
столь необходимую для флота, леятельноеть.
	личным составом БЧ-П. Каждая из них в  огневые расчеты, хорошее. материальное
	отдельности не решает поставленную перед
кораблем огневую задачу, а потому они хол-
жны рассматриваться только во взаимосвя-
зн, совокупности друг © другом.

Тактически правильное применение ар-
тиллерийского вооружения сводится к C03-
данию такой обстановки, при которой отонь
своего корабля был бы наиболее эффектив-
ным и поражаемость наименьшая, а огонь
корабля противника наименее эффективным
при наибольшей поражаемости.

Езмждтая практическая стрельба, предотав-
ляет собою опрелеленный вид артиллерий-
exoro боя. Перед выходом на стрельбу
хоманлир корабля должен определить тип
хорабля «противника», выяснить ето силь-
ные и слабые стороны и на основе анализа
возможностей как своих, так и «противни-
ка» принять решение на бой.

Большое значение имеет элемент време-
ни. Важно не только правильно выбрать
позицию для боя, но и в кратчайшее время
занять ее. Для приобретения в этом прак-
тических навыков следует использовать
каждый выход в море и особенно дально-
мерные ‘учения, где все подчинено трени-
ровке второй боевой части. Занятие пози-
ции является экзаменом для командира, ко-
рабля в умении тактически правильно pe-
шать отневую задачу.

Опыт практических стрельб показал, что
то командиры кораблей, которые серьезно
отнеслись к подготовке и проведению
стрельб, сумели добиться успешного соче-
тания огня и маневра. В таким офицерам
относится, в частности, капитан 2 ранга
Ротинов, который, детально анализируя
ошибки каждой из стрельб, добился выео-
ких показателей по огневой подготовке.

Лля примера расскажем 0б одной из
стрельб, проведенных под его руководством.
Подразделению кораблей была поставлена
задача: найти прорывающийся в наши во-
ды кофабль «противника» и уничтожить
его. Была темная, ненастная ночь. Дан-
ные разведки о месте обнаружения «про-
тивника» относились к концу сумерек.

Капитан 2 ранга Ротинов, оценив силы
	БАЛТИИСВИИ ФЛОТ, 3 июля. (По те-
лефону). Транспортное судно, шедшее пох
панамеким флагом из Буэнос-Айреса в
Хельсинки, при входе в Финский залив
попало в туман и село на банку. Команда
пыталась собственными силами и средетва-
ми снять судно, но это ей не удалось. Ка-
питан связался с командованием одной из
баз Балтийского флота и попросил помощи.

Вскоре к терпящему бедетвие транепор-
ту подошел корабль офицера Могула. Водо-
лаз старший матрос Рыжков опустилея на
грунт и произвел тщательное обелехование.
Оказалось, что днище транепорта на метр
врезалось в несчаную банку.
	Под руководством опытных специалистов
офицеров Солдатенко и Муру экипаж ко-

обеспечение, но если подготовка управляю-
его огнем слабая, то на выполнение зада-
чи надеяться не приходится. .

Особого внимания заслуживают подбор: и
подготовка управляющих отнем. Они долж-
ны великолетно знать правила ‘стрельбы и
организацию, обладать глубокими знаниями
по специальности, быстротой соображения,
зрительной памятью. Вее эти качества, надо
вырабатывать в себе настойчиво и упорно.
	Полбор и назначение офицеров-аутиллери-
	CTOB H& должности управляющих огнем надо
проводить особенно тщательно. Если тот или
иной артиллерийский офицер обладает нуж-
ными качествами для управления отнем, то
его не слелует назначать на, другие должно-
сти. Важность этого станет тем более оче-
видной, если напомнить, что на многих во-
енных кораблях основным оружием являет-
ся артиллерия. Следовательно, успех в. бою,
при прочих равных условиях, будет в зна-
чительной степени зависеть от искусства
управляющего огнем,

Вывод отсюда ясен: в артиллерийском
бою управляющий огнем главного калибра
является центральной фигурой. Работа
веето экипажа корабля сводится к обеспе-
чению его деятельности,

Заметим, что каждая из проведенных
	стрельо должна самым тщательным обра.
	30M разбираться с офицерами, старитинами
и матросами. Только выявление всех недо-
сталков и анализ причин дадут возможность
устранить нелочеты, ‘не повторить их в
дальнейшем. Наибольшую пользу приносит
разбор в момент, когда у всех присутетво-
вавттих на стрельбе еще свежи в памяти
сделанные наблюдения.

Составление отчетного трафика — очень
важная и ответственная работа управляю-
щего огнем. Однако нередки случаи, когла
молодые офицеры, вместо об’ективного под-
хода, к своей работе, выявления как с0б-
ственных оптибок, так и ошибок личного
состава, БЧ-П, сводят составление отчетного
графика к выискиванию различных возмож-
HOCTeH WIA повышения оценок,
	Капитан 2 ранга И. ШВАРЦБЕРГ,
	рабля приступил к снятию судна, В. тече-
ние нескольких часов матросы напряженно
работали на своих постах, но глубоко вре-
завшийся в грунт транснорт не двигался
в места. Тогда балтийцы. начали переброс-
Ку груза из носовых трюмов на специаль-
но приведенную баржу. Было вынуто 05-
лее 500 тонн груза. Облегчение носовой
части позволило стащить транепорт с ме-
ли. На вторые сутки работа была закон-
чена.

При выполнении заданий отличились
бопмана Филиппов и Васильев, матросы
Сидоренко, Солнцев, Кузьменко и друтие.

Вапитан выразил благодарность всему
экипажу корабля за опасение транепорта.
		Спасение панамского судна

(От корреспондента «Красного Флота»)
	Отметим, что 0600ый интерес куреан-
ты проявляют тогда, когда занятия прово-
дятея непосредетвенно у. агрегатов, прибо-
ров и механизмов, на действующей  мате-
	риальной части. Будущие офицеры етара-
	ются выяснить все подробно:
	— А как это делается на, боевых кораб-
	ЛЯХ? Е РА У ЕТ Е АИ
ланное в носу модели самолета по направ-

— А ен еоном Ki ле это так же > .
A He а учеби ораб в ax лению продольной оси, руководитель  прове-

устроено?
OT ree Whreuth 9 FT Wey TTT, TWAT потлтолтл TETLIZTT.O 1727.9 Two
	Следует сказать, что преподаватели не-
которых дисциплин все же злоупотребляют
лекционным методом. Их занятия часто
ничем не отличаются от тех, которые ови
проводили в стенах училища.

Возьмем одно из занятий 10 военно-
морской организации, Проводил его ками
тан 3 ранга  Краснопольский. Руководи-
тель называл того или иного корабельного
специалиста, & курсанты определяли его
боевой номер. Залем преподаватель стал
называть боевые номера, а курсанты —
спределять, к какому специалисту они от-
носятся. Далее т. Враснопольский перешел
к рассказу о том, какие бывают дежурства
на корабле, каковы обязанности лиц, на-
значенных в наряд.

— Чем же отличаются вапги. уроки на
корабле от тех, которые ‘вы проводили в
училиие? — спросили мы у т. Враено-
польского в перерыве,

— Тем, что старший помошних коман-
дира корабля потом будет водить курсантов
по боевым постам, — ответил он.

Спрашивается, почему же we делать
этото сразу?

Конечно, лекции нужны и в дни лет-
ней практики. Они, несомненно, принесут
пользу, но лишь при явной необходимости
провести их. Вполне оправданной, налри-
мер, следует признать вводную лекцию,
прочитанную по корабельной электротех-
нике преподавателем капитаном 1 ранга
Врасницеим. Примерно в течение часа он
подробно разобрал. с курсантами схемы
паро- и дизель-генералоров и распределе-
ния электроэнергии. Затем класе был раз-
бит на небольшие группы, и курсанты под
	руководством преподавателей и корабель-
ных епепиалиетов на месте ознакомились
	© механизмами и приборами, увидели, ках
	это выглядит в. действительности.

Учить курсантов на корабле тому. что
они не могут получить в стенах училища, —
в этом главная задача летней практики.
Следовательно, каждый час пребывания их
на корабле должен быть насыщен прак-
тическими занятиями.
	Балтийский флот.
	Майор А. НУЗЬМИЧЕВ.
	ряет, правильно ли сделано прицеливание,
Если конец’ рейки находится в центре при-
пела, тренирующийся задание выполнил.

Простота устройства такой тренировоч-
ной аппаратуры позволяет заниматься в лю-
бом месте—в классе, в тире, на аэродроме,

Целиком оправдал себя на занятиях и
фотокинопулемет. Некоторые строевые ча-
CTH напраено не используют этот простой,
удобный и портативный прибор, позволя-
ющий в любых условиях предоставить лет
чику, штурману и стрелку хорошую прак-
тику. А ведь организация тренировки. с фо-
токинопулеметом-— дело весьма. несложное,

На тренировочных занятиях с фотоки-
нопулеметом на, земле используют модели
самолетов, конусов, самолеты на старте, в
воздухе. Наибольшая польза таких тре-
нировок достигается тогда, котла обработ-
ка снимков производится ‘сразу же лос
стрельбы, & результаты ее немедленно до-
водятся до тренирующихся.

Опыт нашей части показал, что хорошая
теоретическая подготовка и систематиче-
ская тренировка в решении  воздушно-
стрелковых задач с использованием про-
стейшей тренировочной аппаратуры и фо-
токинопулемета позволяют достигнуть OT-
личных результатов в стрельбе по. цели.
	Инженер-майор H. ЛЯМКИН.
	Шефство` над детским домом
	ЬРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ O]0-
ТИЛИЯ, 3 июля. (По’ телеграфу от корр.
«Красного Флота»); Моряки соединения,
где помощником начальника ‘политотдела
	По комсомолу младший лейтенант Тихоми-
ров, шефствуют над хабаровеким детским
домом №1. Там воспитываются сироты, ро-
дители которых погибли на фронтах Вели-
кой. Отечественной войны.

Моряки часто навещают своих полйтеф-
ных, интересуются их жизнью, бытом,
учебой. В День. Военно-Морского. Флота
амурцы организуют для ребят самодеятель-
ные концерты, проведут беседы об участии
советских моряков в боях с немецко-фз-
пгистекими захватчиками и японскими им-
периалиетами.

Помошники корабельных специалистов
	В начале летней кампании тральщик
капитан-лейтенанта Бондаренко сдавал
курсовую: задачу. Посредники, наблюдав-
птие за ходом учения, отметили серьезные
недостатки в подготовке пятой боевой 4a-
сти. Дичный состав неумело боролся за
живучесть, наблюдались условности, не-
распорядительность. На разборе 060 stem
этом говорилось, и командир: БЧ-У молодой
офицер Бадин переживал неприятные ми-
нуты. И ему и тем, кто на учении наблю-
дал за действиями матросов, за’ решением
вводных, было ясно, что надо сущеетвен-
ным образом изменить методику обучения
личного. состава. При обсуждении этого во-
прова слово взял начальник учебно-трени-
ровочного электромеханического кабинета
инженер-капитан-лейтенант Соловьев.

— У меня сложилось такое впечатле-
НИе, — сказал он, — что не только матро-
сы, но и некоторые офицеры не. совсем ясно
представляют себе, из чего складывается
борьба за живучесть корабля, незнакомы с
опытом, накопленным на флоте по ‚обуче-
нию матросов и старшин борьбе с пожа-
рами, водой и повреждениями на боевых по-
стах. Поэтому предлатаю провести сбор
офицерского состава при налием кабинете.

Предложение = инженер-катитан-лейте-
нанта Соловьева поддержали. Тут же уста-
новили время сбора с таким расчетом, что-
бы в кабинете смогли подготовить все не-
обходимое,

В назначенный день офицеры во главе с
командиром соединения явились в учебно-
тренировочный электромеханический каби-
нет. (бор началея с двухчасового доклата
начальника кабинета, рассказавшего офи-
перам 06 отыте борьбы за живучесть, на-
копленном во время второй мировой войны.
Токлалчик использовал важнейшие труды
	BAT фиктивные и, когда пускают воду, пэ-.
пучаетея внезапный и полный эффект по-
вреждения, которое не так-то просто устра-
НИТЬ.

Старшина Жаров иллюстрировал о свой
рассказ чертежом, показывал организацию.
борьбы с такими «повреждениями».

‚В боевой обстановке нередко выходят из
строя различные трубопроводы. Значит,
личный состав корабля должен уметь
устранять и эти повреждения,

— Вот перед вами чертеж специальной
тренировочной станции, —сказал Жаров.—
Мысль о ней подал инженер-капитан
2 ранга Еремко. Станция состоит из спа-
ренных продольной и поперечных труб, на
которых фактически выполнены различные
виды повреждений — рваные отверстия,
расхождение креплений и. т, д. Эту етан-,
цию можно установить в душевой или в
другом месте корабля, подключив её к во-
дяной или паровой магистрали. Bee «по-
вреждения» действуют одновременно, то-
есть так, как часто бывает в боевой. обста-
новке. Подобраться к ним трудно, требует-
ся работа сразу нескольких человек. Такая
сложность устранения «повреждений»
только подтверждает выгодность этого при-
способления для обучения личного состава.

В таком же духе вел. свой рассказ =
‘етаритина 1 статья Вязьмин — специалист
по электротехнике. Особенно заинтересовал
слушателей 010с0б имитации ‘взрыва ‘в
аккумуляторных. ямах, Для этого изготов»
ляется специальный «енаряд»: берется но-.
пригодная электролампочка, . перегоревшая
спираль заменяется тонкой проволокой,
внутренность лампочки заполняется поро-
XOM, а снаружи она плотно обертываетея
изоляционной лентой. Снарях этот можно
незаметно положить в яму, включив ео в
	Опыт работы учебного электромеханического кабинета
	В этой области, сборники, статьи из. жур-
налов. Он подробно охарактеризовал уязви-
мость современных боевых кораблей, на
примерах показал виды и размеры повре-
ждений, получаемых кораблями от авиа-
бомб, мин, торпед, снарядов. Все это дало
ему возможность убедительно сформулиро-
валь требования, пред’являемые к личному
составу по борьбе за живучесть корабля.
В свете‘ этих требований инженер-капитан-
лейтенант Соловьев И разобрал недостатки
прошедшего учения в пятой боевой чаети.

— В подготовке экипажа, — сказал
он, — было забыто главное — приближе-
ние обстановки тренировок и ‘учений к
‚условиям боевой действительности. Нужно
было как можно больше и эффективнее
использовать средства имитации, которые
создают обстановку реальных боевых по-
вреждений, Задача натего сбора и состоит
в том, чтобы ознакомить вас с приемами
‘имитации различных повреждений,  на-
учить организации и методике проведения
учений,

После локладз начальника кабинета де-
монетрировались средства имитации. Crap-
Wu инструктор кабинета главный cTap-
ина Жаров показал и об’яснил, как мож-
Но имитировать повреждения корпуса и
трубопроводов. Наиболее ‘распространенным
средством имитации такого ‹ повреждения
является аварийный ящик. Но он слишком
примитивен. Для веееторонней ‘подготовки
личного состава необходимы другие; более
эффективные средства.

— На кораблях, где инженер-механиком
подразделения инженеркапитан-лейтенант
Кануников, для имитации повреждений
корпуса используют цистерну береговой
воды,. = сказал Жаров. — Вместо пегат-
ных крышек на горловины цистерны ста-
	Сознавая’ свой долг, он’неутомим в поисках   зал, что во время войны были случан вы:
	ий собирании передового опыта. Он бывает
на многих учениях, инопектореких провер-
ках, еборах и совещаниях смециалистов
электромеханических частей. Начальник
кабинета и его помощники составили 14
сборников и описаний, 3 руководетва для
обучения матросов. Недавно офицер Соловь-
ев был и на том корабле, где еостоялось
учение, описанное в начале статьи. Теперь
там учат матросов по-иному, отрепивигиеь
от условностей в обучении борьбе за живу-
честь.

Но ‘учебво-тренировочный электромеха-
нический кабинет занимается не только
вопросами ‘экивучести. ‘Сюда приходят
Bee — от матроса до флагманекого инже-
нер-механика с самыми различными вопро-
сами и предложениями, за помошью и со-
ветом. Специалисты с кораблей часто при-
ходят в кабинет целыми группами и по:
долгу занимаются здесь, повышают своя
знания.
	В работе кабинета, кроме сборов, боль-
ое место занимают и групповые упражне-
ния. как одна из форм пропатанды и пере-
дачи опыта войны на корабли флота. Толь-
ко в текущем году здесь проведено 74 груп-
повых упражнения. Вак они: организуются?
Характерным примером может служить
групповое упражнение, проведенное отлич-
ным специалиетом мичманом Панкратовым.
Занятие нужно было провести, тах как, на
некоторых небольших кораблях были слу-
	чаи отказа двигателей в работе. Видимо,
мотористы недосталочно хорошо изучили
материальную часть и правила ее экеплоа-
тации. Мичман Панкратов изучил все елу-
Чаи отказа двигателей, сравнил их с при-
мерами из разработок по экоплоатации ана-
логичных двигателей, сделанных в0 время
войны, Его доклад получился содержатель-
ным и поучительным. Он рассказал собрав-
шимся в кабинете мотористам и старшинам
групп о ‘конструктивных особенностях дви-
rated, о причинах, которые ведут к ето
	хода из строя двигателей из-за засорения
масляного трубопровода и т. д.

После доклада мичман приступил 5
упражнению. Он назвал различные при-
знаки неисправностей двигателя, по кото-
рым требовалось установить неисправности
й определить ©10соб их устранения. Ox
оценивал каждый ответ, а после упражне-
ния сделал разбор, подчеркнув требования,
продиктованные опытом” эксплоатации этих
двигателей. Свои доводы Панкратов иллю-
стрировал своеобразными экспонатами ле-
талями вышедших из строя двитателей:
Тут были форсунки, коленчатый вал, пор-
шневые кольца и пальцы, пришедшие в
негодность вследствие нарушения правил
экоплоатации. Все это хранится в кабинете
и служит пособием для обучения специали=
стов БЧ-У.

Нередко в` кабинет приходят люди 6 ко:
раблей, за всевозможными консультащия-
ми. Недавно произошел интересный случай:
На одном корабле после ремонта’ специалие
сты БЧ-У стали перед фактом невозбу-
ждения дизельгенератора постоянного тока;
Билиеь они целую неделю, но так ничего и
не’ могли сделаль. Обратились за помощью
В электромеханический кабинет. Инженер
капитан-лейтенант Соловьев послал на ко-
рабль старшину 1 статьи Вязьмина. Опыт-
ный специалист на месте установил поичи-
ны невозбуждения генератора.

Примеров, говорящих о больнюй помоши,
оказываемой кабинетом корабельным сие-
циалистам, можно привести много. №
уже из сказанного ясно, какую важную
роль играет он в пропаганде опыта борьбы
8a живучесть и экеплоатации материальной
части. Он помогает ‘изыскать новые ме-
тоды экеплоатации техники и обучения
	ичного состава и распространять их на
все корабли.
	Мяадший лейтенант А. КРЫСОВ.
	Тихоокеанский флот: (От корреспондента
	ненормальной работе. BK частности, он ука-   «Красного Флота»).