5 июля 1947 г., суббота, № 156 (2643)
				` Соблюдать уставы и. наставления
везде и, во всем!
	ны были иопользовать для воспитания т
	молодых летчиков привычки в точному
соблюдению приказов командира.

Но’ этого пока не слелано.
	А сожелению, не только в. подразлеле-
нии т. Навонечного заметны некое самодо-
вольство, удовлетворенность достигнутым
в борьбе за безаварийность. Такое же при-
мерно положение и в подразделении ко-
мандира Игнатова. Недавно мы поинтересо-
вались летной книжкой офицера Пименова.
В ней, как. и в других документах, в ко-
торых ‘отмечаются онания и навыки лет-
	чика, было записано, что Пименов все эле-  ‘.
	менты полета, вымюлняет литиь на «оттич-
Ho» am «хоропю». Ни одного замечания по
технике пилотирования и другим элемен-
там полета проверявший Пименова летчих,
Сокол но сделал. Судя по записям в учет-
ных документах, молодой летчик Пименов
прекрасно овладел своей профессией, безу-
пречно выполняет ‘наставление, инструк-
ции и приказы, грамотно экоплоатирует
сзмолет, мотор и спепоборудование.

Чтобы поближе познакомиться с молодым
летчиком, ‘узнать, как он добилея таких
	‚успехов, один из старших офицеров репгил
	вместе с Нименовым подняться в воздух. И
сразу же наступило разочарование, сразу
проявилаеь порочная практика завышенных
оценок, примененная офицером Соколом. На-
чиная е запуска моторов и почти до’ поеад-
ки Пименов непрерывно нарушал настав-
ление’ м’ инструкции, После запуска мото-
ров он не. опробовал автопилот. Оторвав
самолет от воды, он ие выдержал его до
набора положенной скорости. и повел на
высоту.

— Почему вы не выдерживаете самолет,
как этого требует инструкция? — спросил
поверяющий.

`— Мой самолет выдерживать поеле от-
рыва не положено, — безапелляционно за-
  SBR Пименов.
_ Втоследотвии оказалось, что этот моло-
дой летчик даже ‘не изучил инетрукции,
летает на-авось, но никто ‘ему ни разу
на 910. не указал; & поверяютщие бездумно
ставили за взлет отличные м хорошие,
оценки. Ни командир звена, ни командир
эскадрильи не раз’яснили Пименову, что
нарушение инструкции по технике пилоти-
рования самолета, приведет к аварии.

Неправильно, нарушая инструюцию, вы
полнял Пименов и виражи. Скорость он
держат на 18—28 километров меньше,
чем ноложено. Проверяющий был вынужден
поставить Пименову неудовлетворительную
оценку всех элементов пилотирования,

В ошибках этого летчика повинен,
кроме него самого, и командир т. Сокол. Он
попытался даже найти оправдание наруши-
телю. дисциплины:

— Пименов до сих пор успешно летал
с таками знаниями по маршруту: в облаках,
	и ничего с ним не сделалоеь.
	В Наставления по производству полетов  в коем случае не входя в облака. поове-
	и инструкциях по технике пилотирования
и эксплоатации каждого типа самолета
заложен огромный практический опыт.
	  Знание’ этих документов и  6е30то-
	_ Ворочное их выполнение являются OCHOB-
	ным ‘условием успешной учебы в воздухе.
	WKH3Hb показала, что о летчике нужно еу-
	дить сейчае прежде всего по тому, насколь-
ко точно он выполняет все требования
уставов, наставлений и инструкций. Нель-
зя считать офицера грамотным, овладевшим
авиационной культурой,  дисциплиниро-
ванным, если он в период от запуска мо-
		‘требований инструкций и наставлений.
_ Все аи наши командиры ведут настой-
чпвую борьбу за соблюдение летчиками
пнециплины в воздухе?

Слов нет, полавляющее большинство ко-
	Мандиров эскадрилий наших частей жестко:
	следит за выполнением их подчиненными
требований наставлений и инструкций и
благодаря этому добивается безаварийно-
сти полетов. Но енижение количества про-
исшествий в этих подразделениях уепокои-
	ло некоторых командиров. Они перестали.
	замечать «мелкие» отступления от требо-
ваний наставлений и инструкций, переета-
ли предупреждать летчиков, особенно мо-
лодых, что нарушение приказов и инструк-
ций может закончитьея серьезным проие-
шеетвием..
	В подразделении офицера Наконечного
имеются известные достижения в боевой
подготовке. Очевидно, успокаивая себя этим,
некоторые офицеры снижают требователь-
ность и К 66бе и к подчиненным, перестают
замечать недостатки. Один из ближайших
помощников командира части т. Трушин,
например, уверяет, что вое летчики в этом
году мотут служить образцом дисциплины,
безупречно выполняют наставления и ин-
струкции. Характерно, что в журнале уче-
та летных нарункений за год нет’ ни одной
валиси, Но, к сожалению, верить этому
документу, оказывается, нельзя.
	Тлубокое ознакомление с жизнью части
показывает, что правила полетов нарута-
юлхя весыма часто. Правда, они носят, по
мнению т. Грушина, «несерьезный» ха-
рактер м поэтому, об’ясняет он, не фикеи-
руются в журнале. Мы же были свидете-
лями, как 17 июня летчик Ковальчук взле-
тел без разрешения руководителя полетов,
летчик Быстров посадил малину левее «Т»,
а летчик Максимов — перед посадочным
знаком. Олнако все эти нарушения
руководитель полетов не счел нужным ва-
нести в журнал. Нарушение наставления
пропкло для недиецииклинированных летчи-
ков безнаказанно. Их непосредственные
командиры 0б этом не узнали и, естествен-
но, не приняли мер, предупреждающих
дальнейшее ‘нарушение наставлений, ин-
ртрукций м указаний командования.
` № чему ведет примиренчество © отступ-
лениями от элементарных требований доку-
ментов, регламентирующих летную работу,
видно на таком примере. Совеем недавно
молодой летчик Грицай, только что введен-
ный в строй, был выпущен в учебный по-
лет. По программе боевой подготовки on
полжен был, ка приказал командир, ни
	24 QUHUKIT
	сти самолет по маршруту до политона,
сбросить бомбы и вернуться обратно.
Непосредственный начальник Грицая
был абсолютно прав. выбирая для одного
из первых самостоятельных полетов моло-
дого летчика простейшие условия. Он знал,
что Грицай к полетам в облаках и слепому
самолетовождению elle Be Toren. Знал об
этом и сам летчик. И вое же при полете он
ввел самолет в облачность, и, естественно,
пигурман отбомбиться на полигоне не емог.
	Больше того, Грицай епуетя несколько ми-
	нут полета в облаках начал пробивать их
вниз в очень опасном месте, над сопками,
Не случилось беды лишь потому, что бо-
лее опытный и дисциплинированный, титур-
ман настоял ва изменении курса, вывел
‘самолет в море и лишь там разрешил Гри-
цаю пробить облачность.
	Случай возмутительный. Однако коман-
	дир подразделения счел возможным огра-

ничиться лишь фазбором, даже не наказав
летчика. Удивительно ли, что буквально
через неделю тов; Грицай снова само-
вольно зашел в облака и час вел в них
самолет. Но и вторичное грубое нарушение
приказа командира и наставления прошло
для летчика безнаказанно, Больше того,
нарушение не было предметом обсуждения
даже на на — ero просто He заме-
тии.

Дурной пример, как оворят: заразите-
‚лен. Видя, что грубые нарутения приказа,
и наставления проходят мимо внимания
командования, sole; ga Трицаем стали
самовольно, чтобы «потренироваться», за=
ходить в облака, не имея на то права; и
другие ‹ молодые летчики — Власенко и
Мартынов.

Все эти примеры показывают, что в ча-
сти начали забывать уроки войны, Между
тем именно в этом подразделении в 1942
тоду нарушение летчиками Сечкиным и
Бушихиным приказа командования привело
к срыву операции. Этим летчикам было
`дано задание произвести разведкм кораблей
ий донести данные разведки команлованию.
Специальная труппа’ бомбардировщиков
ожидала сигнала, чтобы вылететь м мощ-
ным ударом уничтожить вражеские кораб-
ли. Однако Сечкин и Буштихин, обнаружив
корабли, не сообщили шо радио их коорли-
наты, количество, курс и скорость, как
‘положено по наставлению, а, вопреки при-
казу, сами решили атаковать их.
	Вооружение же самолетов, на которых
летели Сечкин и Бушихин, в данном елу-
чае, даже при болышой улаче. было недо-
	‘остаточным. чтобы нанести врагу существен- !
	ный урон. Пренебрегая этим, Сечкин повел
пару в атаку, но, встретив мощный зенит-
ный огонь, которым сразу был поврежден
его тихоходный самолет, зынужден был
сбросить бомбы в 3—5 км от цели. Сваде-
ния же о кораблях были получены только
тогда, когда самолеты. совершили пюсадку,
т0-есть, когда вражеские корабли успели
уйти и расередоточиться.

Невыполнение разведчиками наставле-
ния, их недисциплинированность привели
к тому, что бомбардировщики смогли найти
и атаковать лишь один корабль из пати,
Этот пример того, к чему приводит недис-
циплинированность, офицеры части обяза-
	БАЛТИИОВИИ ФЛОТ, 4 июля. (По tene-
фону от корр. «Красного Флота»). Для изт-
чения молодыми матросами минного, тор-
педного и артиллерийского оружия на бере-
говой базе Н-ского соединения кораблей
	создаются учебные: кабинеты.
	Балтийский флот. Подводная лодка выходит в ночной поход.
	Курсанты
на ходовой
вахте
	Тепло встретил личный состав Н-окого
эскадренного миноноеца курсантов Выешего
военно-морекото ордена Ленина Краенозна-
менного училища им. Фрунзе. К их приходу
он хорошо людготовилея. Этому во многом
способетвовале проведенное партийно-ком-
сомольское собрание, посвященное предето-
	ящей летней практике.
	Командир и его подчиненные _

(От корреспондента « «Красного Флота»).
		Тральщик возвратилея в базу. Несколько
дней напряженного‘ траления утомили лич-
ный состав. Но люди не думали об отдыхе.
Матросы добела  пронесочивали палубу,
тщательно надраивали медяшку. Мощные
потоки воды из шлангов смывали © над-
строек каждую пылинку.

Вомандир тральщика капитан 3 ранга
Иван Алексеевич Шахов поминутно выти-
`рал платком вопотевший лоб, подписывал
бумати, давал распоряжения своему помощ-
нику 06 обеспечении личному составу зас-
луженного отдыха.

— Все будет сделано. Места в театре
обеспечены, желающие пойдут в кино... —
отвечал помощник командира.

Когда мы: остались вдвоем, Шахов отло-
жил бумаги в сторону, закурил и сказал:

— А, знаете, раньше я никогда не ду-
мал, что командиру нужно так много знать.
В любую минуту надо быть тотовым без по-
сторонней помощи решать. все вопросы не
только управления кораблем, но и уУправле-
ния людьми. А они имеют разную подготов-
ку, разный характер, разные. мысли, Надо
понять душу каждото,..

Шахов сделал несколько затяжек, и си-
ние клубы дыма медленно понолзли в  от-
крытый иллюминатор. .

_ —* Хотите, я расокажу вам о некоторых
событиях из жизни моего корабля? Принял
‚Я корабль в конце декабря прошлого года.
Настроение ‘у меня было отличное — хоте-
лось работать с ‘утроенной энергией, не
жалея сил, добиться, чтобы мои матросы
любили корабль так, как люблю его я.

Страстное желание командира Шахова
вывести евой корабль в число передовых
конкретно выразилось в том, что он каж-
дый день, точнее, каждую минуту, занимал-
ся кораблем. Благодаря усилиям командира
и других офицеров была поднята роль стар-
шин. Отали чаще проводиться. учения. На’
корабле об’явили решительную борьбу с не-
достатками. Повысилась ‘требовательность.
Начала улучшаться организация службы,
укрепляться дисциплина. Командир доби-
валея, чтобы каждый матрос и старитина
BHIOTHAL BCe ТО, ЧТО от него требуют уета-
вы. Его поддерживали партийная и комео-
мольская организации, офицеры, старины,
матросы. .

— Но отделбные товарищи не выдержа-
	ли, — продолжал рассказывать Шахов. —
	Появились нытики, они начали жаловать:
сея, дескать, служба стала тяжелой...
	Эти разговоры взволновали Шахова. Он
вопомния все свои постунки, все. приказа-
ния и распоряжения, отданные за коротвий
срок командования, восстановил в’ памяти
разговоры с матросами, подверг анализу и
беспощадной критике все свои действия.
Может быть, перегнул палку? «Нет. — ro-
	верил он себе, — ты прав, ты облечен хове-
	рием партии, народа, тебе поручено воспи-
	тание людей, ты отвечаешь за них».
Он побеседовал © коммунистами с комсо-
	мольцами, с активистами.
— Однажды вечером, — продолжал pac-
	fg

сказ Шахов, — ко мне постучался матрос
Щербина.

— Спишите меня © корабля, — попро-
сил он,

— Почему?

— Вак-то служба не клеится: товарищ
командир... :

— НУ, что ж, давайте вместе разберемся,
почему не’ клеится =

Беседа не дала положительного результа-
та. Ни командир, ни матрое не удовлетво-
рились ею. Щербина попросил разрешить
ему отпуск. «Поедете, когда будете’ хорошо
служить», — ответил Шахов, з .

Присматриваяев внимательно к каждому
подчиненному, Шахов обратил внимание,
что старшина 2 статьи Присветлый ходит
мрачный, чем-то недоволен. Командир при-
гласил его зайти в каюту. В разговоре Ша-
хов узнал, что ‘у Нрисветлого больна мать.
В ту же ночь командир написал письмо в
райком партии. Быстро пришел ответ от
секретаря райкома, он сообщал, что семье
Присветлого оказана помощь. Позже при-
слала письмо и мать Присветлого.

Настроение старитины после этого изме-
нилось. Приближалея срок его лемобилиза-
	ОТЛИЧНАЯ
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 4 июля. (По то-
	леграфу от opp. «Нрасного Флота»).
Эскадренный миноносец Н. долгое время на-
ходилея в ремонте. Дни и ночи трудилея
Лачный состав, готовя механизмы корабля
к выходу в море, Наряду с усиленными
ремонтными работами на корабле настойчи-
во обучали специалистов — рулевых, еит-
нальщиков, гидроакустиков, радистов. 0со-
бенно усердно тренировал своих подчинен-
ных командир БЧ-П старший лейтенаят
Гарбович.
	ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ. РАБОТЕ

ЛЕНИНГРАД, 4 июля. (По телефону от
корр. «Нрасного Флота»). В. нынешнем
году продолжаются работы по восстановле-
нию и реконструкции здания Главного Ад-
миралтейства. Идет покраска левого крыла
здания, ремонт внутренних ‘помещений.

Под руководством главного архитектора
Адмиралтейства кандидата, зрхитектурных
наук Пилявекого разрабатывается план
	ции. Тов. Присветлый, перед уходом © ко-
рабля упорно учил молодых, подготовил се-
бе хорошую смену. .

Шахов открыл ящик стола и дал мие
письмо, затем второе. В первом Присветлый
‘нисал командиру: «Дорогой Иван Алексее-
вич! Благодарю за все, что вы сделали для
` меня. Взе я всегда буду помнить как на-
`стоящего и уважаемого старитего товарища.
`и учителя. Флотская служба меня научила
многому. Теперь я буду в рядах стахановцев
выполнять ‘с честью пятилетний план». —
_ Второе пизьмо Присветлого было адреео-
вано товарищам. Он писал о своей жизни,
вспоминал службу. Это письмо заканчива-
лось так: «Вдали от событий, свидетелями
которых мы были, еще полнее понимаешь
жизнь и людей, которые сделали дая нае
столько хорошего. Поэтому бёрегите и ува-
`жайте своего командира, лучшего друга вы
He найдете».

Это письмо на корабле читали и перечи-
тывали.

Прошло несколько месяцев. На корабле
увеличилось число отличников. В их ряды
встали старшины Борисенко, Бондарь, Си-
маев, Иванько, матросы Прусов. Пачин,
Оверкин и другие. Удалось уБрешить орга-
низацию службы, улучиеить учебу. Корабль
Chal одну, затем вторую задачу и, наконец,
‘получил право на боевое траление:

_ Это еще более подняло настроение экила-
в

И в этот период Шахов решил еще pas
побеседовать с теми товарищами, которые в
‘вое время доставили ему немало‘ неприят
ных часов.

— Снов» передо мною сидел матроб
Щербина, — вспоминает Шахов. — Я ска-
зал ему, что службой его доволен, но полу-
‘WH разрешение описать ео своего корабля
‘тех матросов, которые по каким-либо. при-
‚Чинам не могут плавать, вспомнил его...
просьбу и теперь могу ее удовлетворить, ec-
ли он, Щербина, этого пожелает. ^^ _

— За чо, товарищ командир? Я забыл
про это и думал, что и вы забыли... .—про-
молвил Щербина. -

— Командир не должен забывать просв
бы своих подчиненных.

’— Но я прошу эту просьбу забыть ни
Дать мне возможность дослужить свой срок
на вашем корабле...

Щербина хотел еще что-то‘ сказать, но
командир ответил, что раз он этого желает,
то 0 «том» разтоворе не будет вопоминать:

Шахов снова закурил и, откинувшись на
спинку стула, продолжал рассказ:

—* Запомнились проводы демобилизован:
ных. Группа матросов и старшин вышла на
палубу с чемоданами и свертками. Друзья
прощались, ‘целовались. Ведь много лет
прослужили вместе. Вышел старшина Бон-
Raph. . *

‚ — Итак, товарищ Бондарь, решено?
Уезжаете? — спросил я.

‚— Выходит так, товарищ командиур..;

`— А то оставайтесь, послужим еще вме-
CTe..3

— А не поздно? Документы на рухат.::

— Только и дела, что пошел да и сдал в
канцелярию. —

— А можно? a
— А почему же нельзя?
: Бондарь остался на сверхерочную слух-
На этом закончился рассказ командиря
ахова. В заключение он промолвил:
— Я хочу, чтобы люди моего корабля
были горды еознанием того, что КАЖДЫЙ ИЗ
них лично отвечает за защиту Родины. Я хо-
чу, чтобы их спутником всегда. была воен
ная и личная удача в службе. Я хочу, что
бы думы моих людей об Отечестве были вы-
ше всех других дум.

жж»
	° Корабль капитана 3 ранга Ивана Алех-
сеевича. Шахова“очищает воды Черного моря
от мин. Дружный, хорошо обученный экп-
паж успешно выполняет задания: Недавно
он получил благодарность комантира о сое-
динения, Тральщик уверенно идет. к TOMY,
чтобы стать одним из лучших. кораблей. У
	экинажа имеются все Возможности добиться
этого почета:
	ЬБА
	Капитан 3 ранга Н. ДОБУШЕВ.
	Для обучения курсантов были назначены
наиболее знающие м опытные офицеры,
Занятия по управлению. кораблем командир
корабля решил проводитьсам. Его помощник
калитан-лейтенант Рыбин взял на себя
вопросы организации боевой и повседневной
службы, & также ознакомление курсантов
е расположением глазных боевых средетв
	и меланизмов.
	Уже первые дни практики показали, что.
ванятия, по сравнению. © прошлым подом,
проходят значительно лучше. Упражнения
по освоению боевых и технических средств,
как правило, проводятся на действующих.
приборах и механизмах. Нри этом куреан-
TAM чтредоставляется полная самостоятель-
ность. Вроме того, они допущены к дубли-
рованию обязанностей вахтенного офицера,
	штурмана, дежурного: по кораблю.
	Первые ходовые вахты курсантов ©ов-
fala с периодом учений. При выходе в море
корабли были «атакованы» кораблями
й самолетами. В ходе операции кур-
занты ‘имели возможность изучить дей-
ствия личного собтава и боевой техники.
Следует отметить, что в процессе учений
курсанты Голубицкий, Вешняков, Аниси-
	мов, Шереметьев, Кошелев и другие четко
исполняли обязанности вахтенного: офицера,
иитурмана и я сигнального по-
ста.

Во время операции пренодаватели внима-
тельно наблюдали за действиями курбантов
на ходовом мостике, контролировали их ра
боту на боевых постах. После учения py-
ковохитель практики разобрал действия
отдельных товарищей, отметил их положи-
тельные и отрицательные стороны и дал
указания, на что следует обратить 060б0е
внимание,

Следующие захты курсанты несли уже
значительно лучше, Они освоились с кораб-
лем, более решительно подавали команды.
Командир корабля предоставил им полную
самостоятельноеть в действиях на мостике
в соответствии с теми обязанностями, кото-
рые возложены на вахтенного офицера. Это
заставило курсантов более серъезно гото-
ВиТЬся к вахте, стремиться выяснить все
непонятные для них вовроеы.
	Напитан 3 ранга
А. КОНОПАЦКИЙ.
	” Мишь после фаз’яснения тов. Сокол по-.
нял, что он допустил грубую ошибку, при-
миренчески отнесясь к недостаткам летчика
в технике пилотирования, к отступлениям
от требований инструкции. Надо, чтобы. это
поняли ве офицеры подразделений тт. Ha-
конечного и Игнатова.
	Майор. Н. ПИСКАРЕВ.
	Пособия для освоения боевой техники.
	водить практические учения минеров, трени-
ровки но подготовке паравана к постановке
HTM

Успешно идет создание торнедного каби-
нета. Для него получены новые образцы
учебного оборудования; закончен монтаж
компрессорной установки. В ближайшие
дни в кабинете уже можно будет проводить
практические занятия по приготовяению
торпеды к выетрелу.

Цополняется новыми образцами вооруже-
ния И артиллерийский кабинет. Околе
здания, где он расположен, закончена
установка двух орудий, на которых будут
тренироваться расчеты»
	й НОЧЬЮ, На ходу, на яворе, на швартовах
при различной метеорологической  обста-
новке. Чтобы приблизить учение к, боевой
действительности, предусматривается ими-
тация пожаров, взрывов, применяются ды-
мовые шашки, создаются искусственные
дифорент и крен, ватапливаютей отдельные
отсеки или помещения.

Общекорабельным, учением. руководит
помощник командира корабля. Подготовка
и проведение учения разделяются на ряд
этапов;

Первый — предварительная подтотовка.
Помощник командира корабля, получив от
командира задание составить план обще-
корабельного боевого или комплекеного
аварийного учения © указанием темы и
цели, детально изучает районы, в которых
будут проходить основные события.

Второй этап — разработка документов,
определение хараклёра повреждений бое-
вых и технических средств, составление
фотографий боя, подобното тому, который
разбирается. Обязательно указывается, кто
действительно мог бы наблюдать то или
иное событие. Помощник командира ко-
рабля привлекает для разработки плана
командиров боевых частей, которые, в свою
очередь, составляют планы и вводные для
боевых постов и перечень средств, кото-
рыми имитируется то или иное событие.
Помощник командира, составив общий план,
выписывает вводные. Они могут быть от-
крытыми и секретными.

В начальный период. рекомендуется при-
менять систему открытых записок. Они
в распечатанном виде заранее вручаются
личному составу. Затем, когда личный со-
став получит нужные боевые навыки, мож-
но переходить на выписку закрытых зада-
ний и раздавать их исполнителям во время
учения или за’ полчаса до него.

Третий этап — подготовка участников,
С офицерским составом проводятся ваня-
тия по теме, которой посвящено учение.
Офицеры, в свою очередь, ванимаются с
личным составом своих боевых частей: за-
тем личный состав информируется о вада-
чах. стоящих перед кораблем, и 0б обетА-
HOBKG на театре,
	° СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 июля. (По телегра-
фу). Многие офицеры-катерники учатея па
заочных отделениях фазличных высших
учебных заведений страны. Лейтенант
Верховень заканчивает первый куре исто-
рического факультета Одесского педагоги-
ческого института. Офипер-коммуниет соче-
тает учебу с общественной работой, он час-
то читает морякам подразделения лекции по
истории русского флота.

На первом курсе Высшей партийной шко-
ты учится лейтенант В. Попов. Его лекции
по истории большевистекой партии поль-
зуются большой популярностью среди лич-
ного состава. :

Младший лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ,
	Сейчае заканчивается оборудование мин-
ного кабинета. Здесь имеются образцы мин-
ного оружия, различные тралы. Минеры
старшины 1 статьи Смирнов и Бойченко под
руководством капитана 3 ранга Гречишни-
KOB& сделали несколько макетов тралов,
схем и чертежей, помогающих матросам
лучше усвоить ‘устройство материальной
части. В учебном кабинете можно будет про-
	Методика общекорабельного.
  ‘учения.
	вести борьбу в катерами, авиацией, под-
водными лодками противника, очищать
фарватеры от мин.

На игре были все офицеры, участвовав-
гие в операции. Игра продолжалась пять
часов. Руководил ею лично командир базы.
Учебная операция помогла командирам
кораблей всесторонне разобраться в обста-
новке.

Групповые упражнения .проводятея и
сейчас. Только за последнее время на на-
ем корабле таких упражнений проведено
пять. Одно из них было посвящено орга-
низации противолодочной обороны на пере-
ходе подразделения эскадренных минонос-
цев морем. На этом упражнении офицеры
разобрали случай, имевший место при
эскортировании подводных лодок ночью.

В июне мы разработали и провели
групповое упражнение: «Повседневная
организация вахтенной и дежурной служб
на эскадренных миноносдах в условиях
стоянки корабля на швартовах». Материал
был разработан за семь дней ло начала
упражнения. (С ним ознакомили офицеров
	и старшин, дхопушенных к исполнению 00я-
	занностей дежурных п низам, На корабле
провели. совместное групповое упражнение
офицеров и старшин. Цель занятий —
научить их по-уставному править службу
на корабле. 1

Четырнадцать офицеров и старшин при-
сутетвовали на этом групповом упражне-
нии. Оно прошло оживленно, поучительно
и помогло добиться правильного понима-
ния соответствующих статей уставов, ин-
струкций.

Групповые упражнения содействуют под-
мтовке офицеров к общекопабельным бое-
BEIM H комплеконым аварийным учениям.

Как же на нашем корабле проводятся
общекорабельные учения? Прежде воего
разрабатывается план, в него вносятся та-
кие действия и события, которые могут
быть только в бою. Учения проволятея лнем
	° Опыт войны на море показал, что успех
боя зависит от четкого и надежного взаимо-
действия всех подразделений корабля.
Основным средством достижения такого
взаимодействия являются общекорабельные
учения. Им должны предшествовать другие
формы подготовки личного состава. Без
этого ‹ общекорабельные ученвя не бу-
дут полными, поучительными и целе-
устремленными. Я имею в виду групповые
упражнения и тактические игры, на кото-
рых офицеры овладевают командным язы-
ком, приучаются действовать самостоятель-
но в сложной обстановке.

Отечественная война богата, примерами,
подтверждающими это положение. Вот два
из них. В 1942 roxy Н-ское подразделение
готовилось к переброске техники и боеза-
паса на один из островов. Командир под-
разделения разработал и провел групповое
упражнение на тему «Переброска военного
имущества из Rponmraata на острова и
траление в составе подразделения при ак-
тивном воздействии авизции, торпедных
катеров, береговых батарей противника»,
Упражнение было максимально приближено
к действительности по времени, району
перехода, составу кораблей, вооружению и
обстановке, сложившейся в тот период ва
Валтике. Групповое упражнение помогло
успешно выполнить задание. Офицеры хо-
рошю ориентировались в боевой обстановке,
действовали умело при массовых налетах
авиации, во время артиллерийского 0б-
стрела.

В июле 1943 года в этом же подразде-
лении была проведена игра на тему «Вон-
войные операции при воздействии против-
ника в светлое и темное время суток».
Тема игры соответотвовала основной зала-
че, стоявшей в то время перед главной
военно-морской базой,— поддержать нуж-
ный оперативный режим на море, конвон-
ровать транспорты, снабжающие гарнизо-
ЯЫ островов вооружением, продовольствием,
	На этом подготовка к общекорабельному
учению заканчивается. Само оно ‘длатея от
45 минут до одного часа.

В ходе учения офицеры могут давать до-
полнительные вводные. `

Последний этап — разбор общекорабель-
ного учения. Он проводится, как правило,
после приведения боевых средств в исход-
ное положение.

На разборе присутствуют все офицеры,
	& если необходимо, приглашаются старши-
	ны трупп,

мичмана, главные старшины.
	Помощник командира кофабля. кратко из-
	ложив тему и цель учения, зачитывает в
хронологическом порядке по плану-часо-
BUKY происходившие события с указанием,
кото они касались. Затем командиры 60е-
вых частей или станины груни доклады-
вают о принятых ими решениях, правиль-
ных и неправильных действиях подчинен-
ных. Если имелись посредники, то они так-
же выюказывают свои замечания. В заклю-
чение помощник и командир корабля дают
оценку всему учению, отмечают недостатки
й с1060бы их устранения. После этого
командиры боевых частей проводят pagde-
ры © подчиненным им личным составом.

Общекорабельные учения, таким обра-
зом, приучают личный состав. к взаимо-
действию в сложной обстановке, учат его
тому, что нужно на войне.

Недавно на нашем корабле было проведе-
но общекорабельное боевое учение в не-
благоприятных  метеорологичеоких, усло-
виях. Проверялась слаженность действий
личного состава на боевых постах при вы-
ходе из строя технических сределв. Требо-
валось установить, как аварийные группы
умеют бороться 3a живучесть корабля,
В дополнительные учебные пели входили
проверка одиночной подготовки личного
состава, определение степени грамотности
докладов, поступающих. с. командных пунк-
тов боевых частей на главный командный
пункт корабля. Учение проводилось по вы-
шеуказанной системе.

Анализ этого учения позволил нам при-
ступить к разработке следующего —
комплексного аварийного учения.
	° Капитан-лейтенант ©, ИВАНОВ,
	Зюрабль уже совершил несколько выхолов)
в море. Хорошо отремонтированные меха-
низмы работали безупречно. В один ИЗ ВЫ
ходов были проведены комендорские пуль
ные стрельбы из орудий главного калибра.

По боевой. тревоге’ личный состав: быстро
занял свои места. Наводчики уверенно на=
шли цель. Особенно отличились: артиллери-
сты мичмана Юринз. Было слелано лесять
	выстрелов. Наблюдатели зафиксировали де-
вять попаданий.
	ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ: РАБОТЫ В Г ЛАВНОМ АДМИРАЛТЕЙСТВЕ
	дальнейшей реконструкции здания. Большое
место в плане уделяется восставовлению
здания Главного Адмиралтейства как вы-
дающегося памятника русского зодчества,
удут воссозданы скульптуры, стоявшие на
ныне пустующих пьедесталах у портиков
Главного Адмиралтейства и снятые в 60—
70-х годах прошлого столетия. Восстаная
	вливаются знаменитые лепные украшения
здания.