5 июля 1947 г., суббота, № 156
т А КРАСНЫЙ ФЛОТ
	«Люди с чистой совестьго»
	Спектакль в Московском театре имени Ермоловой -
	Режиссеры Лобанов и Комиссаржевский
долго и кропотливо вместе со всем коллек-
тивом тезтра работали над материалом,

Нелегкая задача стояла’ перед театром:
Пьеса не имела -законченного сюжета, она
предетавляла собою скорее отлельные кар-
тины партизанской жизни. Материала в
пьесе было так мното. что своботно хвати-
	ло бы на три— четыре. спектакля; Ло премь-
	вры нам доводилось бывать’ на репетициях
И просмотровых спектаклях. и каждый раз
	мы видели на сцене что-то новое. улучшав-
	шее спектакль, пока актерский коллектив
в тесном содружестве с автором не нашел
	‘наилучигее разрешение темы.
	Летом 1943 тода соединение партизан-
ских отрядов Ковпака и Руднева вихрем
пронеслось по Западной Украине, по-
дожгло станиславские нефтепромыелы и
остановилось на Карпатах  у скалистых
берегов Быстрицы-реки. _

Этим _ внезапным  фейдом народных
метителей был нанесен чувствительный

‘удар врагу. Немцы не могли; конечно, сми-
	риться © тем, что за тысячу верст от
	Фронта хозяйничает сильная и неуловимая
	группировка советских партизан. Окку-
	‚анты окружили нас тройным кольцом
	войск, сосредоточили здесь восемь венгер-
	ских горнострелковых полков и две немец-
	кие дивизии «СС». Это были самые труд-
ные дни ковпаковского соединения. Мы
оставили свой 0603, взорвали пушки и на-
легке пошли на верховины. В отрядах на-
чался голод, патронов было в обрез, ас
воздуха и с земли нас осыпали смертонос-
ной сталью. 2

В один из этих тяжелых дней комиссар
Руднев. остановился среди бойцов своей
любимой третьей роты, посмотрел в серые,
изнуренные толодом и ‘усталостью лила
партизан и сказал:

— Не унывайте, ребята, и ота беда
пройдет. Мы прорвем окружение, одержим
славную победу и еше увидим сами себя
На экранах кино или на оценах` театров.
И приятно будет вопомнить эти страшные
ДНИ.

Ребята всегда верили своему комиссару
Семену Васильевичу, но эти слова в такой
обстановке  казалиь им  несбыточной
мечтой, в которую хочется верить, но труд-
но поверить,

Однако то, 0 чем говорил Руднев, сбы-
лось — мы вышли из окружения. А теперЕ
	довелось нам увидеть ваши партизанекие
	дела и на. сцене.

Московекий театр имени Ермоловой то-
ставил пьесу лауреата Сталинской премии
Петра Вершиторы «Люди с чистой co-
вестью». Шьеса сделана на материале
	вестью». пьеса сделана на материале
книги «Люди с чистой совестью» и повест-
вует о первом периоде партизанской
борьбы на Украине. Все действующие лица
этого волнующего спектакля, хоропю. зна-
комые читателям по книге, теперь пред-
	стают перед зрителями в ярких ецениче-
ских образах.

Действие спектакля — это бой, тяже-
лые переходы, эпизоды, хорюлю нам изве-
стные и памятные. Мы еще не забыли
даже даты этих боев, все значительные,
трагические или смешные-случаи, востроиз-
вводимые в отдельных сценах, Все так, как
было. в жизни. Однако это не просто фо-
тотрафия событий, а тлубокое художест-
венное воплощение действий и образов.

Если этот спектакль по-настоящему
волнует нас, участников. ковпаковских по-
ходов, то тем более впечатляющим он дол-
жен быть для тех, ЕТО видит Эти события
впервые на сцене, наглядно знакомится
© героями партизанской эпопеи.

дело, конечно, не в том, что на
спене Руднев, Базыма или некоторые дру-
гие персонажи внептне не совсем схожи с
подлинниками, главное то, что. характеры,
сила и высокая чистота этих героев пере-
даны именно так, как было в жизни. Жиз-
ненная правда на’ сцене — это. й есть
искусство.

Чем же театр robuaca такого правлопо-
хобия отражаемой жизни? Прежде всего
	тем, что в основе лежал прекрасный, пол-
	ностью раскрывающий события и хатак-
	теры людей материал—произвеление, удо-
	стоенное Сталинской премии, — «Люди с
чистой совестью». _
Сам автор ето-—тенерал Петр Вершиго-
	ра-=привимал деятельное и непоередствен-
ное участие в постановке спектакля,
	Пять лет тому назад.
	Торпедный удар по немецкому линкору «Тирпиих
	Среди тишины, нарушаемой легким за-
	mE EEO OS OIE Я

зортным шелестом волы, слынимым в те-

а ЗЕ.
	лефонах акустика, вдруг появился отда-
ленный глухой гул. По отсекам прозвучал
	сигнал боевой тревоги. Мгновение — все

..._.
	оли на CBOHX ‘постах.
Много раз. осматривал горизонт В пери-

man me ми Ев:
	скон Николай Александрович Лунин, и вот
	Но отсевам пронеслась команда:

= Торпедная ‘атака! Немецкая подвод
ная лодка!
	чунин пошел в атаку, но через некото-
рое время оказалось, что на море He ‘пол-
	водная лодка, а два эскадренных мияоноз-
	ца: у. головного на фокмачте был развернут.
командно-дальномерный пост. Показавиись.
Из-за Горизонта, этот пост. искаженный
	из-за ‘горизонта, этот пост, искаженный
рефракцией, был очень похож на подвод-
ную лодку.

— Атака на миноносцы!

Но ‘в последний момент на горизонте ио-
казались мачты больших боевых козазлей.
Это была немецкая эскадра в составе лин-
коров «Тирпиц», «Адмирал Шеер» и
	восьми эскадренных миноноецев. Впереди
	HO курсу эскадры самолет противолодоч-
ной обороны типа «Арадо» производил
поиск подводных лодок.

Лунин приказал отетавить атаку на ми-
ноноспы и начал маневрирование, чтобы
торпедировать линейный корабль «Тир-
пиц». Для этой цели он решил использо-
вать носовые торпедные аппараты. Но
атака сорвалась: эскадра шла протизоло-
дочным зигзатом.

Следуя 22-узловой скоростью, эскалра
повернула на подводную лодку и чачала
сближение на встречных курсах. Тотда
Лунин вышел в атаку кормовыми аппа-
ратами. Она началась уже внутри эскадры
противника. Восемь эсминцев на новышен-
ных скоростях неслись вокруг линкоров,
точно боюзые, высматривая добычу. Hag
подводной лодкой пронесся эсминец. Ho
Лунин настойчиво и мастерски довел атаку
до конца, несмотря Ha BCI сложность и
опасность обстановки.

Лодка вздрогнула от первой выпущенной
торпеды. Затем последовали вторая, третья
и четвертая. Торпедисты Фадеев и ЗВуков
сумели за 16 секунл приготовить выведен-
ную из строя торпеду и выстэелили ею.
	Донесся взрыв, спустя несколько секунд
раздался второй, через некоторое время
еще несколько мощных и раскатистых
взрывов. Наша подводная лодка, нынз
Краснознаменная, тяжело повредив линкор
«Тирииц», надолго вывела его из строя.
	Капитан 3 ранга. В. УЖАРОВСКИИ.
Северный флот,
	служенно высокую оценку флотекой 06-
щественности и командования Черномор-
ского флота. Многие работники театра
натраждены офленами и медалями.
	Выполняя решение ЦЕ ВЕП(5) о работе i
		ложили много сил, чтобы создать идейные,
	высокохудожественные спектакли, BOCHA-
тывающие советеких людей в коммунисти-
ческом духе. Это нашло евое ‘отражение в
работе над пьесами «За тех, кто в море!»,
«Старые друзья», «Под каштанами Праги»
п «Русский вопрос».

До конца текущего года театр наметил
осуществить четыре новые постановки, в
том числе «Молодая тварлия» по роману
А. Фадеева и «Обыкновенный человек»
Леонова.

Театр Черноморского флота вступает в
щестнадцать год своего существования.
Коллектив его будет еще с болышей энер-
гией работать над повышением качества
спектаклей, чтобы средствами искусства
воститывать воинов флота в духе беззавет-
ной любви к советской Родине.
	B годы воины немепкое командование
сосредоточито в портах Норвегии крупные
подводные и надводные силы, вплоть до
яжелых крейсеров и линейных кораблей.
В числе немецких судов, предназначенных
для ударов по  конвоям. союзников, был
линкор «Тирпиц», о

Мне довелось ‘Участвовать в торпедиро-
вании этого линкора, Это было пять лет
назад. . >
	Подволная лодка под командованием Ге-
роя Советского Союза‘ капитана 9 ранга
Николая Александровича Лунина вышла в
море в очередное боевое крейсерство на
коммуникациях противника. ..

Как только корабль покинул базу, Лу:
пин дружески пожал всем офицерам руки,
обошел отсеки и пожелал личному составу
усиеха. Начались боевые будни морской
подводной войны. Изо дня в день терпе-
иво и настойчиво искали мы врата.
Взоры всех устремлялись на акустиков.
Они с утроенной бдительностью правили
вахту. Лучший акустик корабля Веселов
не снимал наушников, сирнальщики тща-
тельно осматривали горизонт. Море было
пустыино.
	Командиру на мостик принесли радио-
грамму с приказанием следовать в новый
	‚ район, Командир вызвал штурмана стар-
’ шего лейтенанта Леошко ‘и отдал приказа-
	ние ob изменении курса. Личный состав
с ще большим вниманием выполнял свой
обязанности, _

Нередко приходилось по 4—6 раз 3a
тень производить срочное погружение, ук-
лоняясь от немепких самолетов. чтобы ив
	< онаружить себя и скрытно пройти на но-
		вую позицию, Чувствовалось, что актив-
ные действия вражеской авиации не
случайны, что немцы что-то’ готовят.

Помню, что тохькю за одну мою четытрех-
часовую вахту пришлось трижды укло-
няться от самолетов противника, погру-
match на глубину. ‘

В море встречались большие полосы
соляра и масла, попадались обломки с не-
нецких кораблей, немецкие спасательные
улоты,

Наконед наступил памятный для нас
мех день — 5 июля 1942 года. Пополнив
запасы воздуха и электроэнергии, подвод-
ная лодка ушла на перископную глубину,
Боцман Соловей внимательно следил за
рулями и точно держал глубину. Вахтен-
ный офицер почти непрерывно осматривал
торизонг в перископ, акустик Веселов, ви-
кому не доверяя наушников, внимательно
проелумивал толшу воды. Вахтенные
ториедисты стояли у аппаратов.
	Сегодня исполняется 15 лет 60 дня
обнования театра Черноморского флота.
Театр, возникший на базе матросской само-
деятельности, вырос до уровня профессво-
нального и создал немало хороших сшек-
таклей. Начав с «Оптимиетической тра-
rama» Ве. Вишневского, черноморцы по-
ставили ватем ряд пьес на Ффлотекие те-
мы — «Гибель` эскадры», «Крейсер «Оча-
ков», «Море наше». Наряду с этим
репертуар ‘постоянно пополнялся спектак-
лями по произведениям русских KuaccH-
ROB.

Черноморский зритель видел на сцене
060 театра пьесы «Как закалялась
зав» Н. Островского, «Интервенция»
1. Славина, «Сестры» Ю. Германа, «Падь
серебряная» Н. Погодина и другие.

В дни Великой Отечественной войны
театр флота, несмотря на исключительно
трудные фронтовые условия, сумел дать
выше 700 спектаклей и более полутора
тысяч концертов. «Фронт» Корнейчука
16атр показал одним из первых в стране.
В суровые годы войны были поставлены и
показаны на всех участках Крымского и
	Итти в ногу с жизнью
	15 ЛЕТ ТКАТРА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
	тектразьные поснокки   МОИДУНАРОДНЫЙ КООПЕРАТИОНЫЙ ДЕНЬ
	Сегодня, 5 июля, в 28 странах, входящих   да потребительская кооперация продала в
	в состав Международного Вооперативного
Альянса, который об’единяет более 93 мил-
лионов человек, `будет проводиться 25-Й
Международный День Воонерации.

Советекая потребительская кооперация,
являющаяся самой крупной из организаций,
входящих в состав Кооцеративного Альянеа,
примет активное участие в празднований
Международного Кооперативного Дня. Потре-
бительская кооперация CCCP полностью
поддерживает! призыв манифеста Междуна-
родного Коопераливного Альянса к 25-му
Международному  Косперативному Дню:
«Кооператеры всех стран, об’единяйтесь для
мира и человеческого прогресса».

В нынешнем году Международный Коопе-
ративный День должен быть проведен под
лозунгом борьбы за прочный мир во всем
мире, за решительный отпор темнью силам
мировой реажции, которые стремятся раз-
жечь рознь между свободолюбивыми Hapo-
дами, спровоцировать новые войны.

Советская потребительская кооперация
имеет серьезные успехи в восстановлении
и развитии своего хозяйства. С 1 апрела
прошлого года по 1 апреля 1947 года по-
пребительская кооперация CCCP открыла
Ha селе более 12 тысяч магазинов и лавок,
значительно увеличила число преднриятий
общественното питания. Особенно большая
работа проделана по восстановлению и фаз-
	витию сети торговых предприятий в Бело-
	русской и Украинской ССР, наиболее по-
страдавших от фапистеких захватчиков.
Начиная с ноября пропыюго года, потре-
бительская кооперация приступила к ра3-
вертыванию кооперативной торговли в горо-
дах и’рабочих поселках: к 15 июня откры-
то более 8.200 магазинов, лавок. чайных,
	завусочных

G1 mona 1946 года по 1 июня 1947 го-
	ВМЕСТО ОБЗОРА
` ПЕЧАТИ
	сельских местностях товаров на 30 пронен-
тов больше, чем за такой же предшествую- -
щий период. В городах и рабочих поселках.
с ноября пропелото года по 15 июня этого
тода через кооперативные матазины, ларьЕи
и палатки продано населению разных селв- —
скохозяйственных продуктов на 5 миллиар-_
дов рублей.
В новом пятилетии перед: потребительской 2
кооперацией стоят огромные задачи. „Мы
должны уже-в 1948 году довести торговую
сеть до довоенного уровня, а к концу пяти->

летки — превысить этот уровень, OTEPHIB -

дополнительно 40 тысяч предприятий. 9д=—
нако работники потребительской кооперации

еще далеко не используют имеющиеея в03- -

можности для усиления торговли в деревне
		Б результате тщательного отбора и
творческого труда получилея спектакль
большого звучания, огромной жизненной
правды и красоты.

Театр сумел показать подлинную обета-
новку, ‹ атмосферу партизанской жизни,
внутреннее существо событий, тероев, кон-
фликтов, а отнюдь не внешнюю сторону
партизанской жизни.

Зритель сразу вводится в тущу собы-
тий. Украина военных лет. Глубокий тыл
врага. Суровая партизанская жизнь. №ов-
пак вместе с Рудневым начинают скола-
чивать евой отряд, борются за ати:
воспитывают людей.
	Спектакль «Люди с чистой совестью» не:
	просто повествует о партизанекой борьбе,
а показывает, как в необычайно еложной
обстановке © формировались характеры лю-
лей, как в. ходе боев из бывшего беспуи-
	зорника Вольки Мудрого вырастает герой,
	патриот, ‘как Карпенко становится блестя-
	щим командиром роты. Волнуюлще показан
	момент приема Парпенко и Мудрого в
большевиетекую партию.
	«Люди. с чистой совестью» — это. опек-
	  такль 0 патриотизме советского нарола, 6
	людях, воспитанных советекой властью и
коммунистической партией, о людях, без-
гранично преданных Родине и партии.

Роль. Вовнака исполняет артиет Г. Чер-
новоленко: QO том, какого сходства во
внешних чертах и в обрисовке характеоа
своего героя ‘достиг Черноволенко, можно
судить уже через несколько минут после
начала спектакля, когла забываетть, что
на сцене только артиет, и кажется, что
вам Ковнак сейчас перел нами,

Не менее. ответственна роль комиссара
Руднева, Ее играет ‘артист И. Соловьев.
Руднев был. человеком кристальной чието-
ты, образцом коммуниста. Соловьев бле-
стяще показал эти качества Руднева и со-
	‘Здал запоминающийся образ обаятельного
человека, о несгибаемого большевика, для
	&9т9рого интересы народа---превьгите всего.
Хочется отметить хорошую игру актри-
	{cnt /. Орданской, исполняющей толь пар-
	тизанки Мотри, актера Г. Вицина, испох-
няющего роль сапера Водички, и особенно
	замечательную игру Н. Кирюкина, испол-
	няющего роль Митрохи-полицая. Вообще
весь коллектив исполнителей отлично
справился 0 своей задачей.
Оформление спектакля — несомненная
удача художника А. Васильева.
сть, конечно, и недостатки в снек-
	‘тавкле. Некоторые сцены чересчур растя-
	нуты, например сцена фассказа hopnmaka
о поездке в Москву. Музыкальное odop-
	мление——слабое. В пьеез почти He вилен
	народ, жители сел, которые активно и само-
отверженно помотали ковпаковцам.

В пелом спектакль «Люди е чистой ‘0-
вестью» — еще одно достижение нашего
	Hi CCTBS.
Платон. ВОРОНЬКО,

бывший командир Олевского парти-
занского отряда соединения. дважды
_ Героя Советсного Союза тов. Ковпака.
	Здесь также отдыхают дети нотибтих мо-
	Бо всех потребительских обществах й _
районных союзах сейчас проходят собрания

пайщиков и их уполномоченных. Члены ко- _

операции обсуждают на собраниях отчеты
правлений и ревизионных комиссий, изби-
рают лучших людей в еостав новых правле-
ний и ревизионных комиссий, утверждают
наказы, в которых предусматриваются меры
для улучшения кооперативной торговли.

Это, несомненно, еще более укрепит 0
став органов управления и контроля, улуч-
шит работу потребительских ‘обществ. H EX
районных союзов, будет содействовать еще
более строгому соблюдению кооперативных
уставов и начал советской демократии, по-
ложенных в основу работы потребительской
вооперации,

Правления и работники Е.
обществ должны сделатБ все необходимое, .
чтобы наказы, данные найщиками на отчет- _
но-выборных  собраниях, были поляоетью
выполнены: -

(ТАС).

wegen а:

Хорошее начинание
		понденцию о ‘читателях одного корабля.
«Повесть «Люди с чистой совестью», —
пиптет В. Шульнина,—это прекрасное, _

реалистическое произведение о людях, с

боевом пути партизанского соединения

С. А. Ковпака... Читая повесть о парти-

занском соединении в целом, мы вилим,

Kak оно олицетворяет собой наш народ—

мужественный, свободолюбивый, безза-

ветно преданный своей Родине, партий
большевиков, Сталину»,

Теплые строки посвящены книге «Люди
с чистой совестью» в стихотворении «Огонь
сердел»:

«Их чувства книгой вручены,
как знамя, нае,
Й оттого волнуют нас они,
что у всего народа в сердце
пламенном
такие же торят orn! ..»

Как известно, бывший офицер инженер-
ных войск, участник Сталинградекой бит-
вы Виктор Некрасов удостоен Сталинской
премии за повесть «В окопах бталингра-
Да». В №139 «Красного черноморца» этой _
книге отведена целая страница. Вроме от-
рывка из повести, на странице помещены
отзыв 0б этой книге матросов краснозна-
менного линейного корабля «Севастополь»,
статья старшего лейтенанта А. Ленского и
корреспонденция главного старшины Поэ-
лякова «Глава великой эпопеи».

Книга молодого, талантливого советеко-
го писателя В. Некрасова, как справедливо
замечает главный старшина Поляков, яв-
ляется значительным вкладом в послевоен-
ную советскую литерётуру.

Хорошее, полезное начинание сделала га
зета «Ёрасный черноморец», популяризируя
лучшие произведения советской литера-
туры. Правильно поступает газета, котла
в передовой статье «Пример героев» (номер _
от 22 июня), посвященной лучшим совет-
ским художественным ‘произведениям по-
следних лет, призывает политработников,
партийных и комсомольских руководителей
полнее ‘использовать художественную ли-
тературу в пропаганде советского палрио-
тизма, правильно указывает ‘что © такиии
	В период Отечественной войны и в посте-
		ряд замечательных произведений, получив
THX высокую оценку миллионов читателей.
Такие книги, как «Молодая гвардия» А. Фа-
деева, «Люди © чистой совестью» П; Верпги-
горы, «В крымском подполье» И. Козлова,
«Спутники» В. Пановой и многие другие,
по праву снискали широкую популярность в
стране; Они помогают делу воспитания на-
ей молохежи в духе беззаветной любви к
	`Родине и самоотверженного служения на-
	РОДУ.
Широко и ярко пропагандировать. произ-
	ведения советекой художественной литера-
	туры —= почетная задача. наших газет.
	Хорошее начинание сделала в этом напра-
‘влении газета «Красный черноморен». В
	последнее время она выступила © тремя
страницами, посвященными книгам «В
крымском поднолье» И. Козлова, «Люди с
чистой совестью» П. Верптигоры и «B око-
пах. Сталинграда» В. Некрасова.

Мнаото интересного узнает читалель из
	‘страницы, рассказывающей. е. произведе-
чнии И. Козлова «В крымеком подполье».
	Кроме отрывка из книги, ланы краткая
справка об авторе, содержательная статья
	Субоцкого и статья И. А. Козлова «har
	рождалаеь книга», Газета опубликовала,
также любопытные выдержки из писем
	И, А. Козлову. Ве. Вишневский пишет:
	«Много, много даст Вата книга для
нового поколения, да и для людей за ру-
бежами,—она поможет понять дух, осно-
вы, природу нашего советокого челове-
ка... откроет читателям ум, невероятное
	упорство, гибкость, беззаветную предан-

-. ность делу революции, присушие нантим
	ЗЮДЯМ». ,

Бритик, Субощкий в статье справедливо
отмечает, что жизнь автора записок, боль-
шезика-подпольцика, старого  партийца,
который принимал участие в Великой Ок-
тябрьской революции, гражданской войне и,
наконец, в Отечественной войне, дает `90-
гатейптий материал для воспитания нашей
молодежи.

Страница, посвященная книге П. ть
	Пионёрский лагерь для детей черноморцев
		Кавказского  Ффроятов «Олеко Дундич», Секретарь  парторганизации   Леграфу от Kopp. «Ирасного Флота»). В  ряков и инвалидов Отечественной войны.   горы «Люди с чистой совестью» (№ 115),   КЕИГами надо знакомить каждого матроса,
«Давным-давно», «Русские люди», «Жди тватра Черноморского флота живописном пригороде Одессы открылся В лень открытия лагеря был зажжен   содержит обстоятельный литературно-кри-   СТарину, офицера, самые пгирокие чита-
еня», «Профессор Мамлок». ” пионерский лагерь для детей офицеров   большой пионерский  кобтер; на’ котором   тический очерк В. Шульпиной, отрывок из   Тельские массы,

оба д а —_— —e om а eee

присутствовали моряки-черноморцы.

Эт» работа в лы войны получила 3за-

книги. стихотворение, небольигую koppec-

агиталюров непосредственно в подразделе-

ниях. и:
Темы подобных совещаний, как правило,

определялись сложившейся обстановкой или
	событиями, происходившими на Большой
‘Земле, вести о которых принимались по
	Н-ского соединения Черноморского флота.

} everest ws ee eee eee eee РС

‘  85 wacop 15 wanyr 1 moa6pa 1943 roga © так как некоторые “матросы и офицеры широко раз’яснять бойцам, есь, радио. - ждением тому, как благоприятно еказыва-
7 . Hoe . пренебрежительно относились к окопам. В Укреплении обороны евоего боевого места _   лось подобное воспитание коммуниста. Взвод
oe Eee een Ha Rep- Из опыта Великой По указанию командира батальона вопрос   ВЫзывает на плапдарме тяжелые потери са 26-4 топоцины Bosman Os Тероя Советского Саюоа лейтенанта Шу
Е р к Отечественной войны 06 укреплении обороны и борьбе с ухар-  И является прямым” преступлением». Kovemtad rovinia amnraranen нобтатаст в.вам-   КОГО очутился в чрезвычайно трудном по-

Борьба, за ‚ примерность ‘ROMMYIOTOR SEBTA~
лась главной задачей. Парторги, агитаторы,
редакторы боевых листков, партийные
активисты знали, что как бы ни сложилась
обстановка, & к ним в окопы обязательно
придут заместитель командира по политча-
сти или парторг батальона и спросят, как
	воммунисты оправдывают свое высокое зва-!
	ние.

Личный пример коммуниета атитировал
бойцов. Задача заключалась в том, чтобы
пропагандировать эти примеры. В условиях
разобщенноети батальона, и изолированностя
его отдельных подразделений, постоянно на-
холившихся под вражеским обстрелом, боль-
шая роль в пропаганде отводилась оператив-
ной информации. Ежедневно, а иной раз и
Дважды в день, на все позиции доставлялись
цереписанные от руки сводви Совинформ-
бюро. Здесь же обычно сообщалось о поло-
жении на плацдарме, об отдельных боевых
эпизодах и фактах героизма.
	Широко была развернута агитащионно-
пропагандистская работа. Еще перех высад-
кой десанта проводились семинары алитато-
ров. Были прочитаны доклады на темы:
«Непокоренный Врым», «СОтремительность и
дерзость — залог успеха десанта», «Июполь-
зование оружия», «Опыт десантников-ново-
российцев», «Формы и методы: агитационной
	  работы в хесачте». валифипированные mpo-
	патандисты вооружили агитаторов не0бхо-
химым минимумом знаний. Однако это не
исключало необходимости постоянного их
инотруктирования и обмена опьгтом. После
высадки десанта, конечно, не было возмож-
ности проводить семинары, но, улучив удоб-
НЫЙ момент, заместитель командира ба-
тальона или парторг созывали совещания
	Чанокии полуостров и начал штурм укреп-
Ътенной полосы. батальоном команиовал ка-
	_литан Н, Беляков (ныне поллолковник, Ге-
	и Советского Союза): № 5 часам десант-
ки вынои на рубеж: мые Камышт-Бурун,
	‚ ураны совернее высоты 37,4, высота
	{1,7, заняв противотанковый ров. Таким
образом, район Эльтиген оказался плацдар
\0 советских войск на полуострове. Спустя
146 противник подтянул значительные силы
№ района Керчи и начал упорную борьбу,
поставив перед собой задачу — разгромить
\ант и сбросить его в море. Только за пер-
вый день реобывания на захваченном плац-
\арме батальон отразил 19 атак немецких
ск. a

Проваливтись © планом молниеносного
грома десанта, чемцы решили взять его
mMOpom, блокадой, В Камыши-Буруне они
иередоточили специальный отряд быстро-
ных десантных барж, который блокиро-
вал пролив, мешал регулярному подвозу мор-
млм путем боезапаса и продовольствия. Вся
(ербговая полоса, примыкавшая к налим
трааделениям, простреливалась. Над Эль-
Тионом постоянню барражировали враже-
ские самолеты.
	П0 приказу командования, батальон 69
утих в мочь с 5 на 6 декабря 1943 года
мечательный по замыслу, ошеломляюще-
вракий прорыв вражеского кольца: через
Камыш-Бурун, Керчь © боем вышел на
Штридат и спустился к проливу, откуда
(ыт снят нашими кораблями и доставлен на
Тананокий полуостров.

(рок суток батальон пробыл на Эльти-
ele, получившем тогда название «Опнен-
НЙ земзи», ведя непрерывную борьбу с вра-
1х. За успелиное выполнение боевой задачи
туиналцати офицерам, старшинам и матро’
	‘большая групна элитаторов собралась в зем-
лянве иттаба и с волнением слушала транс-
лировавшийся по фадие доклад товарища
Сталина. Сразу же после радиопередачи аги-
таторы отправились в окопы, в блиндажи.
Всю ночь они рассказывали матросам
0 тех задачах, которые поставил великий
полководец перед Вооруженными Силами.

Сила агитации заключалась в ее правди-
вости. Агиталорам предлагали не избегать
острых вопросов, товорить с бойцами откро-
венно. Когда, например, командованию ста-
ло известно, что немцы готовят наступление
на позинии батальона, были созваны агита-
торы. Вомандир батальона и его заместитель
по политчасти рассказали ‘атитаторам © с03-
давшемся положении и предложили им пере-
дать это бойцам, призвав усилить стойкость
и повысить бдительность.

Некоторые подразделения оказались в тя-
желых условиях: нехватало питания, прес-
ной воды, кончался боезапас. Штормы за-
трудняли подвоз продуктов и боезапаса
морским путем. 060 всем этом командир и
партийные руководители сообщили агита-
торам. Те, в своею очередь, рассказали
воинам и сами стали инициаторами сбора,
буражов, кое-где сохранившихся в земле,
использования трофейного вооружения
ит. д.

Острая, правдивая постановка вопроса о
характере трудностей и указание путей их
преодоления принесли желаемые результаты.
В короткий срок вооружение батальона
было усилено трофейным оружием, по-
ступило 8 пулеметов, 4 миномета, автома-
ты. Собственными силами малросы при-
	  вели их в полный порядок. Создан был
	также 300180 продовольствия.
Партийные поручения порой носили хяа-
	ством занял решающее место в партийно-
политической работе.

(Следует отметить больную роль партий-
ных собраний, особенно после высадки де-
canta. Обстановка не позволяла регулярно
проводить общие собрания первичной орга-
низации, поэтому созывались главным обра-
зом собрания в подразделениях.

‘Каждое. собрание тщательно’ готовилось.
Так, перед собранием, на котором обсуж-
дался доклад комбата 06 итогах первых л6-
	CATH дней пребывания Ha плапларме и о
	дальнейших задачах, заместитель команди-
ра. пропагандист и парторг отправились в
роты и взводы. За два дня до собрания все
коммунисты уже знали о повестке дня и
имели возможность подумать над тем, какие
вопросы поднять.

В условиях нахождения на плацдарме
важно выбрать место для собрания, обеспе-
чить его относительную безопасность. Таким
местом явился противотанковый ров. Полит-
работники рассказывали коммунистам, как
лучше добраться до места сбора, чтобы не
попасть в немецкие ловушки, не оказаться
под огнем вражеских снайперов. На ©обра-
ний каждый присутствовавитий держат ору-
жие наготове, говорить порой приходилось
шопотом.

Очень активно обсуждались доклады о
задачах парторганизации в изучении и вы-
полнении  приказа товарища Сталина и 06
авангардной роли коммунистов и задачах в
укреплении обороны. Решения выносились
конкретные, определявшие ближайшие зада-
чи коммунистов. Например, в парторганиза-
ции подразделения Н. было установлено, что
на участке одного из офицеров хорото про-
тумана система обороны. В других мостах
	ложении, Ueprbie ан пал командир.
На какую-то м у наступило заметатель-
«тво. ист Максимов кривнул: «Слу-
шай мою команду», Он принял на себя
командование. Воля большевика переда-
лась торстке бойцов, достойно выдержав-
шей тягчайшее исньеталие,
В дни боев на плацдарме лучше веего
проверялась стойкость людей. Велико было.
стремление передовых воинов в эти тяжелые
дни вступить в ряды партии. Но при всей
сложности обстановки строго соблюлалея
Устав ВКП(б). Достаточно сказать, что из
12,0 человек, подавттих заявления о приеме
в партию, за время операции было принято
98. Молодых коммунистов парторти не ‘ушус-
кали из поля зрения. Е
Целеустремленная пропатанда нодвигов;
совершенных офицерами и матросами ба-
тальона, способотвовала укреплению боевых
традиций, Этому, в частности, помогало по-
стоянное живое общение заместителя коман-
дира по политчасти, парторга, пропаганди-
ста с воинами. Они были там; где-угро-
жала опасность и бойцы проявляли мужеет-
во и доблесть, становилиеь прославленными:
героями. дни пропагандировали героизм, лю-
бовь к Родине, советский патриотизм,
идейно вооружали бойцов. `
Партгийно-юлитическая работа в баталь-
оне морской пехоты отличалась многообра-
зием, пелеустремленностью, своим актив-
ным характером. При этом поаиетическое вос `
питание бойцов не являлось уделом Узкото
круга политработников и руководителей
парторганизации, оно было кровным делом
команлира батальсна, офицеров, всех ком-
	мунистов.
_. Капитан Е. КАМЕНЕЦКИЙ,
	рактер непосредетвенного боевото задания.
Коммунистов непрерывно учили: «Bowit
хорошо, будь примером в бою, веди з& собой
беспартийных — этим самым ты выполня-
ешь важнейшее партийное поручение».
‘Солни ярких примеров служат полтвер-
ждением тому, как благоприятно сказыва-
	этого че было. Решение собрания полразде-
	чения состояло из двух пунктов, один из
которых гласил: «Предложить коммунистам
	подразделения ознакомиться с обороной
участка Н. и стать застрельщиками такой
организации у себя в окопах. Коммунистам
	Партийно-политическая Е.
в батольоме морекой пехоты
	сам было присвоено звание Героя Советокого
Союза. Все девантники награждены оре-
нами. . .

В боевых успехах батальона морской пе-
хоты очень большую роль сыграла партийно-
политическая работа. Коммунисты проявили
подлинный героизм, они ‘вели за собой массы
бойпов.

Незадолго до операции заместителем
командира батальона по политической части
был назначен участник героической обороны
Севастополя капитан Н. Рыбаков. Он побы-
вал во всех ротах, ваводах, группах, пого-
ворил с разведчиками, пулеметчиками, офи-
церами, познакомился с каждым коммуни-
стом и комсомольцем. .

С парторгом батальона, парторгами под-
разделений и’ их. заместителями капитан
Рыбаков беседовал о том, каж вести партий-
	ную работу в условиях боя, на каждом этапе
	Учитывая прошлый опыт, т. Рыбаков на-
метил мероприятия на период подготовки,
посадки десанта на корабли, перехода и
броска на Керченский полуостров.

В подразделениях были прочитаны локла-
хы и проведены беседы: «Взаимодействие
сухопутных частей и кораблей», «Граби-
тельская политика немцев В Крыму»,
«Как вести себя на переходе», «Комму-
нист -— передовой боец». .

В ходе боевой деятельности жизнь BBI-
двигала новые вопросы, И политработники
быстро на них реагировали. Когда, напри-
мер, враг пытался разгромить батальон Be:
прерывных артиллерийским обстрелом и боу-
белками, остро ветал вопрос 9б окапывании,