6 июля 1947 г.
	воскресенье, № 157 (2644)

Великие географи
	История мореплавания имеет две особен-
HOSTH, которые наложили свой отпечаток
на вю историю человечества,“ Открытие
и освоение морских путей шло по двум
направлениям: прямым, кратчайшим пу-
тем через океан к неведомым землям, и
более долгим, сложным путем поисков вы
хода к берегам океана, прежде чем появля-
лась обыкновенная возможность пуститься
в плавание,

Нервый путь был характерен ‘и есте-
ственен для уроженцев приморских стран
Западной Европы, каждодневно видевших
перед собой водную безграничность Атлан-
тики. Второй, также характерный и есте-
ственный, в силу географического поло-
жения Древней Руси, лежавшей вдали от
морей, достался нашим предкам. Они суме-
ли достичь берегов Ледовитого океана на
севере и Тихого океана на востоке лишь
после того, когда прошли и освоили огром-
ные пространства величайшего материка.
Понятно, что второй путь занял куда боль-
ше времени и был более трудным, чем пла-
вания из Европы через Атлантический
окезн.

Однако историческая миссия «проведы-
вания стран незнаемых» в тех широтах,
несмотря на указанные выше трудности
выхода к морским берегам, в конечном
счете выпала на долю русских люлей.
Достаточно сказать, что западно-европейские
морбплаватели появились в местах, иселе-
дованных экспедицией Беринга — Чирико-
ва, когда вее неизвестное. стало известным.
Вапример, корабли Кука и Лаперуза побы-
вали на севере Тихого океана только
спустя 35—45 лет после открытия надпи-
ми моряками Аляски и Алеутеких остро-
вов, & прочие экспедиции, нредпринятые
из стран Западной Европы в” места Ледови-
того океана, в течение ста лет с лишним
после окончания работ Великой Северной.
экопедиции русских мореплавателей не ри-
сковали даже проникать за пограничную
линию Арктики.

Весьма наглядно значение нашего оте-
чественного, русского и советского, море-
плавания в географическом познании мира
до пределов, доступных современному че-
ловечеству. Треть пространства земного
шара занята областями, которые целиком
вместе с морскими путями вдоль них от-
крытгы, изучены и освоены многими поко-
лениями наших соотечественников. Исто-
рия всех времен не знает другого примера
столь грандиозных дел, совершенных людь-
ми одной страны. Вот что необходимо по-
нить, когда речь идет о величине вклада,
внесенного налшим мореплаванием в сокро-
вишницу человеческих знаний.
		ческие открытия
	оследования ее морей и земель, развития
мореплавания в ней, была извлечена
из-под спуда и включена в общий народно-
хозяйственный план социалистического го-
сударетва. Еще в 1918 году, в разгар ин-
тервенции и гражданокой войны, советское
правительство  утверлило план Карокой
экспедиции к устьям 0би и Енисея. В нее
были выделены пять нароходов. Захват ин-.
тервентами и белотвардейнами Архангель-
ска и Мурманска на два года отерочил ta
чало освоения Северного морского пути.

Первый поход в Арктику под советеким
флагом был совершен в ту. пору, когда еще
не везде в нашей стране закончилась
гражданская война, когла весь Дальний
	Восток еще находилея пол пятой интервен-
	тов, а европейский север только что был
освобожден от врагов советокой власти.

История первого похода такова. Незадол-
To 40 своего беготва из Архангельска, за: гра-
ницу, в январе 1920 года, белогварлейцы
послали в Haury sa побережье Печор-
ского моря ледокольный пароход «Соловей
Будимирович». Пароход не добрался до ме-
ста назначения. Его затерло тяжелыми
дрейфующими льдами, вместе с ними пово-
локло течением и ветром к проливу Карекие
Ворота, вынесло в Карское море и погнало
на север. На пароходе было много пассажи-
ров, в том числе женщин и детей, & топлива
H продовольствия в обрез. Капитан «(о-
ловья Будимировича» по радио сообщил: 0
беде; однако белогвардейцы, пославшие па-
роход во льды, и не помышляли о том, ч10-
бы вызволить его из гибельного дрейфа.
Советское правительство послало на 1по-
мощь «Соловью Будимировичу» ледорез
«Канала» (теперь «Ф. Литке») и мощный
линейный ледокол «Святогор» (ныне
«ЁАрасин»).

Результатом этого первого плавания с0-
ветоких кораблей в Арктику было спасение
сотен людей и ледокольного парохода, кото-
рый затем принес немало пользы в освоении
Северного морского пути и давно известен
миру нод названием краснознаменного. «Ма-
лыгина».

В последующие годы, по мере индуетриа-
лизации страны и рост» ее экономического
могущества, советские арктические походы
приобретают все более широкий pas-
мах. Ежегодные  Карокие экспедиция
караватов торговых судов к устьям Оби и
Енисея, научно-исследовательские -рейсы
«Персея» и «Таймыра» к высоким широ-
там, походы. «Красина», «Малыгина» и
«Седова» на спасение итальянского возду-
хоплавалеля Нобиле и ето спутников, чей
дирижабль потерпел аварию в Арктике, пла-
вания к Земле Франца-Иосифа, к устью
Лены с запада, к устью Колымы и к оетро-
ву Врангеля ‹ востока, открытие Северной
Земли и предоказанного профессором Визе
	‚острова, пюлучившего ero

ИМЯ,
	исследовательские походы «Сибирякова»,
«Челюскина», «Литке» по Северному мор=
скому пути, высокошифотное плавание
«Садко», ‘двухлетний дрейф «Седова»,
предпринятый исключительно © научной
	нелью, зимний поход. ледокола «Иосиф

Сталин» во мгле арктической ночи к «Се-
дову», точно ракечитанный рейс четырех
кораблей к дрейфующей льдине научной
станции «Северный полюс», десятки. науч-
ных экспедиций, сотни иселедовательских
походов и грузовых снабгенческих рейсов
по всем направлениям Ледовитого океана—
вот краткий перечень того, что следует
назвать вкладом советских моряков в исто-
рию отечественного мореплавания.

Задачей этих походов было исчерпываю-
щее изучение морей Ледовитого океана, от-
крытие новых земель, превращение Север-
вото морского пути в нормально действую-
щую транепортную магистраль. То, что до
Октябрьской революции свыше трехсот лет
считалось мечтой, оказалось возможным
сделать в течение тридцати лет советской
власти. Новый государственный строй, но-
вая, социалистическая экономика, новые
предотавления человека, о его роли в жизни
общества и всей страны от края до края ве
позволили в кратчайший исторический
срок превратить мечту многих поколений в
действительность налнего времени.

С первых дней освоения советские модя-
ки шли в Арктику с уверенностью в успехе,
эная, что в любую минуту могут расечи-
тывать не только на себя, но и на всемо-
тущую поддержку социалистического госу-
дарства. Каждый из них ощущал эту под-
держкху в самых отдаленных широтах, каж-
дый по праву ечитал себя участником об-
щего государетвенното дела.

Так было, например, е челюскинцами,
когда затонул раздавленный сжатием льдов
их пароход, и они очутились на, дрейфую-
шем льду Чукотского моря. Весь мир. пом-
нит, каким триумфом <оциалистического
государотва, советской систем, моши. Co-
ветекого Союза обернулось то, что в за10-
дыше было трагедией мореплавателя в из-
‘вечной борьбе е природой. В условиях па-
ризма и в условиях капиталистических
стран судьба торотки людей, попавших в
положение челюскинцев, да еще вдали от
жизненных центров, наверняка  закончи-
лась бы трагедией. Этойо. не произошло, да
и не могло произойти в стране. социализма.
Советское государетво приняло все. ‘Меры,
чтобы спасти челюскинцев. И спасло...

Освоение Арктики, превралцение ее из
области неизученных белых пятен и стра-
ны ледяного безмолвия в Страну Жизни —
один из значительных вкладов советского
нарола в дело прогресса человеческого 06-
шества. Уже в новой пятилетке Северный
морской путь превратится в постоянно дей-
ствующую магистраль. Эти достижения, как
п все остальные величественные. победы
советских людей, олержаны под руковод-
ством. партии большевиков, великого
Сталина.
  « * *
	В течение тридцати лет, с первого дня
советской власти, за срок, вдесятеро мень-
щий дореволюционного, наша страна, 00во-
божденная от пут прошлого, не только 3а-
вершила новаторские начинания прелыду-
щих поколений в области географических
открытий, но сделала гигантокий сказок
вперед во всех областях науки, культуры и
хозяйственной жизни. Секрет этого — в
новом. советском строе, чье могущество
создано усилиями всех талантов народа,
повседневно о выращиваемых советской
властью и большевистской партией; в неос-
поримых преимуществах социалистического
	общества. —
Е. ЮНГА.
	На строительстве
газопровода.
Дашава — Киев
	Большая групна специалистов полволно-
технических работ занята сейчас на строй-
ке газопровода Дашава-—Киев. Они соору-
жают подводные переходы через пересе-
кающие трассу газопровола реки.

. Лучшие водолазы тт. Шергин и Тюленев.
на подводной разработке траншей ежеднев-
но выполняют нормы на 180—200: проц.
Электросварщики тт. Хмиль и Raum, сва-
ривая основные стыки труб газопровода,
укладываемого по дну рек, показывают
высокую производительность; отличное na
чество работы;

Сейчас близится к концу сооружение
переходов на трех реках в западном рай-
оне трассы газопровода.

Мастера подволно-технических работ, PY-
ководимые т. Кирилловым, приняли на себя
обязательство: к 30-й годовщине Октября
закончить строительство всех переходов че-
рез реки от Дашавы ло Виева..

НОВЫЕ: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ
	«Гам, где не было затемнения»
	(Спектакль Московского драматического театра)
	Где-то на Урале, на заводе, далеко-да-
леко отетоящем от Фронта, «там, где не бы-
10 затемнения», аюди варят сталь для
победы. Расстояние не мешает им всеми
помыслами, воем сердцем быть с теми: кто
отважно сражается против фашистеких за-
хватчиков.

Действие пьесы драматурга „Всеволода
Семенова HOU не выходит за пределы
двух семей знатных уральцев, не они так
титичныг, эти обыкновенные советские лю-
	AW, что зритель видит за ними тысячи по-
`добных им на Урале и в Сибири — веюду.
	где в дни войны, невзирая на невзгоды и
лишения, варили сталь, отливали пуптки
и снаряды, готовили танки для Враеной
Армии.

..Два сына из семьи потомственных
уральских сталеваров Хлопотовых на фрон-
те, ‘а третий, Павел, вместе зо своими под-
ручными „работает У мартена. Горячее же-
Janne пойти на Фронт не оставляет Павла.
Он еще не совсем понимает значение своего
труда в дни войны. Его самолюбие и гор-
дость страдают от того, чте кто-то может
подумать о нем, как о человеке, «окопав-
шемся в тылу».

Но кипучая творческая работа вскоре
захватывает Павла. Недавний беззаботный
весельчак и первый драчун на поселке,
Хлопотов весь теперь поглощен своим де-
лом, борется за увеличение выплавки,
учится у старших, ночами сидит за кни-
гами: И вскоре слава о его производетвен-
ных победах разноситея по’ Уралу.

— Без стали, — говорит ему секретарь
райкома партий Полозков, — твои братья
на фронте не могли бы бить немцев. Выхо-
дит, что и твоими руками немало положено
фрицев. .

Сестра Павла, Анна, замужем 3a
Николаем Мазаевым, представителем тру
	POH знатной и потомственной семьи ураль-
	ских сталеваров. Николай-——офицер, фрон-
товик, Анна работает на заводе и воспи-
тывает своих детитек—‹экипаж машины
боевой», как шутя и ласково именует она,
их. Фома Павлович Мазаев — старик, про-
работавший на Урале десятки лет, несмот-
ря на весьма солидный возраст, сохранил
жизнерадостность и бодрость духа. Он охот-
не посвящает Павла Хлопотова в некото-
рые «секреты» мастерства стариков.

Война, как будто, далеко, даже залем-
нения нет в поселке. Но ветер войны ло-
стигает й сюда разными путями. Приезжа -
ют мнотострадальные беженцы. Галину
Труцико поселяют на жительство в домике
Хлопотовых. Девушка, бывший ‹ коногон
на донбасской шахте, дважды побывала Е
немецком окружении, своими руками уби-
ла двенадцать фаптистов и приехала сюда,
чтобы снова работать для фронта.

Нет-нет да получит кто-либо в поселке
повестку о смерти родного или близкого. Не
миновало ‘несчастье и семью Мазаевых. В
один из дней пришло письмо от очевилца
гибели Николая Мазаюва. Сообщалось, что
отважный офицер-артиллерист `раздавлен
новейшим немецким танком.

-—`Нанти ‘бронебойные снаряхь. ие cy-
мели пробить толетую броню немца! — 10-
бавляется в конце письма.

О гибели Николая, своего друга; и му-
жа Анны, узнает Павел. Он скрывает от се-
стры на некоторый срок происнтедиее.

В это время на завод приходит срочный
заказ: - a

—~ Надо сварить такую сталь, которая
пробивала бы новейший немецкий танк!
	Первая плавка доверяется лучиему про».
изводственнику Павлу Хлопотову, Весь. за-
вод © волнением следит за, результатом этой
плавки. Неожиданное стихийное бедствие.
чуть не срывает все дело. От сильных.
дождей полнялаеь вода в реке. плотина

вот будет снесена. ботни добровольцев 0р0>
ситись на выручку. Очень ярко и: правди>
BO показано, как в этот напряженный: мю-
мент рядовые советские аюди жертвуют
своим личным ради общественного блага:
Галя Грушко бросается в бурлящую. пучи-.
ну, чтобы лучше укладывать балласт; Нач
селение тех домов в поселке, которые при-
легают к воде, по собственному почину.
оставило свой жилища, о Reval. a
пришло сказать:

— Взрывайте «черный камень», пре
	траждающий путь волы к поселку, пуеть
	ее:

сталь для фронта надо спасти! :
Опасность, однажо, миновала: Плавка

удалась. Слава сталевара Павла Хлопотова
	и его: товарищей ‘возросла еще болью. &
	Урала попыи енафяды, против которых не
устояли и хваленые «игры» и еще. более
хваленые «королевекие тигры», «панте=
ры» и прочие фашистские звери. a

«Там, где не было затемнения» —— emex-
такль, ярко иллюстрирующий замечатель-
ные сталинские слова 0 том, что «амооте
верженный труд советеких людей в тылу
войдет в историю, наряду с тероической.
борьбой Красной Армин, как беспримерный
подвиг народа в защите Родины». *“

Эта пьеса обращена, не только в военно5
прошлое, она обращена и в настоящев и в
будущее. Наша счастливая жизнь, наше
светлое будущее, дело мира сейчас во мно
гом зависят от самоотверженного труда: ©0-
ветеких людей, выполняющих величественя
ные предначертания сталинского” плана
построения коммунизма.

Дополняя основную идею пьесы; рядом
с ней проходит тема чудесной дружбы co~
ветских людей. Украинка Галя; бежен-
ва, находит в доме уральцев Хлопотовых
не только приют, но и настоящую заботлиз
вую. семью. Трогательным вниманием п
нежной любовью окружают в семье Мазае=
	вых и в заводеком коллективе Васену Гриз
	шарину и Анну Мазаеву, переживающих
горе ‘утраты близких им людей. -

Омотришь этот спектакль и проникаешь-
ся еше ‘большей’ гордостью за нашу Со:
ветекую страну и наш Hapoel, сумевиеий
пронести через ‘вое испытания незапятнан-
ными свои лучитие качества.

«Там, где не было затемнения» — не-
сомненный успех Московского драматиче-
ского театра, одна из лучших его. постано-
вок. 9т& пьеса дала возможность многим
актерам по-настоящему раекрыть свой
творческие дарования. Хоропю играют: за-
служенный  артит Таджикской СОР
А. Ширшов (Павел), М. Лобода (Галина),
Д. Ильченко (Фома Павлович), Е. Нижин-
ская (мать Назвла). Менее удались роли
Ольги Гаевой (артистка Медведева) и По-
лозкова (артист Крюков).

Постановщик Б. Зальцитейн и режиссер
П. Ефремов немало поработали нал созда-
нием высокохудожественного спектакля, и
надо сказать, что образы основных тероев
выили убедительными, & идея пвесы хо:
POO доходит ло зрителя, по-настоящему
волнует ето. а
	Н. СЕМЕНОВ: :
	ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
	Соревнования черноморцев
СЕВАСТОПОЛЬ, 5 июля. (По телеграфу   Срели волейболистов  лидир}
	Среди волейболистов лидирует комзн, <
краснознаменного узла связи,

Спартакиада центральных ен
продлится пять дней. Моряки будут обпари-
вать первенство в плавании, по тяжелой ат-
летике, баскетболу, гимнастике, стрельбе;
ятибОрью, перетятиванию каната’ и- г дру-
гим видам спорта.

Сейчас проходят опартакиалы личного ©0-
става’ авиации, противовоздутиной ‘обороны
и других соединений флота. Они являются
подготовкой спортеменов ко Дню Военно-
Морского Флоту и в спартакиаде Uepronop-
	ского флота.
	от корр. «Нрасного Флота»). На стадионе
«Судостроитель» началась спартакиада цен-
тральных учреждений Черноморского флота.

Бым проведен бег на 100 и 1.000 метров,
в котором участвовали стариие и младигие
офицеры. На водной станции состоялись е0-
ревнования по плаванию на 100 метров
вольным стилем и ‘брассом. Лучшие резуль-
таты в плавании вольным стилем показал
матрое краснознаменного узла связи Ушка-
неёнко. В матчах по водному поло нобедила
команда флотского экипажа со счетом 5 : 1.
	ВАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 5 июля. (По теле-
графу). Закончились требно-парусные  co-
ревнования на первенство Балтийского фло-
ra. В гонках приняли участие команды “13
лучших шлюпок.

В гребле на 10 кабельтовых первенство
завоевала шлюшка старшего лейтенанта
Рябцева. Второе место заняли гребцы капи-
тан-лейтенанть Прокофьева. Эта команда
завоевала также первенство в парусных
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛ-
ТИЛИЯ, 5 июля. (По телеграфу). Спор-
тивным праздником ознаменовалось —от-
крытие водной станции Дома Военно-
Морского Флота им. Фрунзе. На массовые
соревнования по, плаванию собралось мно-
го моряков, приехали физкульгурники
Хабаровека, молодежь сулоремонтных пред-
приятий флотилии, семьи  военнослужа-
	ЩИХ.
Соревнования начались заплывом на ето
метров вольным стилем. Победителями
	вышли стартий лейтенант’ медицинокой
службы Красносельский и т. Зачесов, про-
	Участие дунайцев
во всефлотском заплыве.
	Личный состав Враенознаменной Дунай-
ской флотилии вкаючилея в проведение за-
очного всефлотского заллыва на 500 мет-
ров. К 1 июля 60 процентов лунайцев вы-
полнили нормативы в плавании на 500
метров. +25 проц; моряков прептыли ди-
станцию в 1000 метров.
	Всефлотский сбор
тяжепоатлетов
	‘наших мореплавателей
	ные берега Америки, впоследствии назвач-
ные Русской Америкой, и Алеутекай архи-
пелаг, южные Курильские острова и север-
ный путь в Японию, исследовали Камчатку
и Сибирь, основали Петропавловский порт,
построили первые корабли Тихоокеанекого
Флота, а главное—сделали черновой набро-
сок Северного морского пути и ROHTY poB
побережий Ледовитого океана. Это Shia
поистине’ титаническая ‘работа, выполнен-
ная в течение всего десяти лет ценой
ужасных лишений И самоотверженной
борьбы русских исследователей ХУШ зека
с природой. Возглавляемые Берингом, Чи-
риковым, Малыгиным, Дмитрием и Хари-
тоном Лаптевыми, Прончищевым, Челюски-
ным отряды экспедиции одновременно
действовали на протяжении 130 градусов
долготы, на пространстве тляной в 13 ты-
	сяч километров, в самых суровых по кли-
матичееким условиям местах, между 64 и

8 градусами северной широты. Они аст-
рономически определили важнейшие пучк-
	ты краинего севера Азии, вели метеорологи-
ческие наблюдения, собрали ценные срё-
дения по геологии открытых меет, охза-
тили исследованиями и картографическими
с’емками свыше трети земного шара.
Эпоха кругосветных вояжей в истории
нашего мореплавания началась позже, чем
Б других странах. Вплоть до последней чет-
верти ХУШ века дальние окфанские нлава-
ния русских кораблей были эпизодичееки-
ми. Зато к середине ХХ века, русские моряки
имели достаточно оснований, чтобы именно
результатами своих походов оспаривать
право почетного звания «моряков летучей
рыбы», которым гордились мореплаватели
всех стран. Дело не только в том, что число
кругосветных вояжей ‘русского флота ока-
	залось большим, нежели число таких же
	вояжей под флагом двух круннейнтих в свое
время морских держав -— Англии и Фран-
ции вместе взятых. Важно иное: вклад в
мировую науку, внесенный нашими море-
плавателями;

В торговых рейсах к Русской Америке
и в смециальных научных экспедициях
они сделали 656 крупнейших географиче-
ских открытий и попутно. исправили оптиб-
ки своих предшественников, в частности
ошибки антлийското мореплавателя Джемса
Кука, допущенные в Южной Атлантике у
Сандвичевых островов и на подступах к
Антарктике, которую тот об’явил непри-
ступной. Они открыли массу островов на
всем пространстве Тихого океана, среди
них острова Россиян в Полинезии, остров
Нунивак близ Аляски, Татарекий пролив,
бухты и острова Дальневосточного При-
морья, остров Петра Великого в Антаркти-
ке‘и шестую Часть света — материк Ант-
арклиды. Они точно установили место
неизвестной земти в Чукотском море, позже
названной островом Врангеля, и соверлили
труднейшее четырехкратное плавание во
льдах Карского моря вокруг острова Новая
Земтя. Они исследовали все места, откры-
тые ранее, составили точную опись их,
собрали первостепенной ценности сведения
по естествознанию, этнотрафии и автропю-
логии, издали Атлас Южного моря. Их на-
блюдения над течениями, удельным весом
веды, приливами и отливами, температурой

на различных глубинах зачали науку, из-
вестную теперь ‘под ‘названием океаногрз-
gun.

Подьытгоживая все, что было сделано рус-
скими мореплавателями до ХХ века,
С. 0. Макаров пивал: _

«На утлых кораблях совериали наши
ученые моряки свои смелые путешествия
и, пересекая океаны по разным направяе-
ниям; отыекивали и изучали новые, еще
не известные страны. Описи и с’емки, ко-
торые они сделали, и по сие время служат
для руководства мореплаватетям, а замеча-
ния и паставтения их цитируются лоциями
всех наций...».

II.

На истории отечественного мореплава-
ния, разделенного днем Октябрьской рево-
люций на два несоразмеримых по времени
периода, со всей натлядностью отражено
не только существенное различие между
ними, но и коренное различие между 0бои-
ми периодами всей историй нашей страны.

Века лежат в одном периоде, до револю-
ции; всего тридцать лет — в другом, после
Hee.

B revenae 300 xer, morenmiux с тех пор,
когда первые русские опытовщики пошли
по Северному морскому пути, вплоть 30
Октябрьской революции, несмотря на все
усилия передовых людей, наша страна так
и осталась на подступах к многому, от чего
зависело ее развитие, в частности развитие
ее морских путей. Ибо ее политический
строй и экономическая система держали ее
в путах отсталости, в плену стихийных за-
конов развития, не помогавших, но мешав-
прих её расцвету и росту. Особенно на, огром-
ном — от Мурманека до Чукотки — про-
странстве, омываемом водами морей Дедови-
того океана.

Освоение Арктики было подготовлено
русскими мореплавателями на протяжении
столетий. Нашим предшественникам не уда-
лось оевоить Арктику не столько из-за недо-
статочно мощных технических средств,
сколько из-за косности и слепоты правящих
кругов царской России, не понимавших зна-
чения Северного морского пути, больше то-
го, даже тормозивших все, что <пособство-
вало прогрессу. По воле царизма государ-
ство не участвовало, да и че могло на той
основе, на какой существовало, успешно
участвовать в освоении Аретики. Вот поче-
му подвиги и усилия героев-одиночек не
могли превратить ледовые просторы в дей-
ствующую магистраль сквозного пути.

Эта. проблема была полностью решена
только в советский период’ истории отече-
ственного мореплавания, когда освоение
Северного морского пути стало неотложной
“потической залачей гобударства нового
	MPAKTHUCCKOH One eee anna adity
типа. Речь шла не о создании промежу-
$ аи. о ото мы наблюдаем

точных военных 628, ITO Mbl Balan
теперь в американском секторе Арктики, а
06 экономическом и культурном преобразо-
вании громадных окраинных территорий на-
шей страны, выходящей фасадом к морям
Ледовитого океана, 0 поднятии нетронутой
целины’ нейсЧернаемых недр и ’ прочих
богалотв природы, 0 приобщении народов
этих. районов к. активному строительству
новой, сопиалистической жизни. .
( первых же дней советской власти п

пнициаи’иве В. И. Ленина вековая проблема
освоения Арктики, всестороннего научвого
	Изучение.
легководолазного дела
	БАЛТИИСКИИ ФЛОТ, 5 июля. (По телефо-
ну от корр. «Красного Флота»). В учебном
отряде большое внимание уделяется обуче-
нию легковохолазному делу. Молодые мото-
ристы; трюмные, электрики, торпедисты в
специально оборудованном бассейне учатся
пользоваться  легководолазным  снаряже-
нием, овладевают навыками выполнония
под водой разных работ — рубки и пилки
металла, разматывания — металлического
троса ит. д.

Молодые матросы проходят также прак-
тические занятия но спуску из. глубину и
под’ему, проникновению . в находящуюся
под водой ПОДВОДНУЮ лодЮУ.

Занятиями по легководолазному делу ру-
ковохят капитан Соколов, опытные инструк-
торы-—мичманы Коннев, Солнцев и другие,
	_ Художественное обслуживание
` советских оккупационных
войск .

Армейский филиал Государственного Ma-
лого театра, руководимый заслуженным
артистом РСФСР С. П. Алексеевым. передан
в 1 июля в распоряжение Главного: Ноли-
тического Управления Вооруженных Сил
Союза ССР

Театр будет обслуживать группы совет-
ских оккупационных войск в Германии. В
репертуаре театра — иьесы русских клас-
сиков и советских драматургов. В труппу
включено 40 человек.

(TACE).
	ПО СТРАНИНАМ ЖУРНАЛОВ
	ле. NM I
	Вышел из печати № 11 литературно-
художественного журнала «Вымпел».
	В журнале напечатаны: очерк М. Орлова
«Знамена, боевой славы», глава из повести
Г. Свирского «В свободной охоте», статья
проф. Н. Фальковокого «Москва— колыбель
отечественной военной техники», рассказ
Н. Жданова - «Дороги друзей», очерк
Ю. Медведовекого «Сегодня в Донбассе»,
эпизоды из повеети И. Воеволожекого «Ухо-
дим завтра в море», отрывки из книг о
старой Москве, очерк А. Булгакова «Бес-
козырка», очерк А. Лесса «Полет Матвея
Козлова», окончание повести Н. Панова
«Боцман © «Тумана», рецензия С. Ал. на
книгу Б. Житкова «Морские истории», сти-
хотворения ©. Васильева «Веб на месте»,
Е. Долматовского «Через сердце» и «У нае
в’ Сталинграде».

В журнале имеются также. ‘Разделье
«По нашей стране», «Морской календарь»
и «В минуту досуга», и
	Новые книги
	Военное издательство Министерства Во-
оруженных Сил СССР выпустило в свет не-
сколько книг, посвященных боевому прош-
лому русской армии и флота, представляю-
щих значительный интерес для изучения
истории войн и военного искусства,

«Из боевого прошлого русской армии», —
Tak называется сборник, в который вклю-
чены документы и материалы, начиная со
времен Петра 1 вилоть ‘до 1916 года. 06 ем
сборника-—396  страниц.
	_ №нига В. В. Прунцова «Полководец
I. А, Румянцев» рисует образ военного
педагога и крупного полкаводца —- пред-
шественника Суворова. —

Прошлюму русского‘: флота ‘посвящены
книга Н. М. Коробкова «Русский флот в
Семилетней войне» и историческая повесть
А. Звнина «Капитан «Лианы» (0 плавании
адмирала Головнина на шлюпе «Дизна»).

0 боевой деятельностй летчика Черно-
морского флота Героя Советекого. Союза Ав-
деева повествует книга» А. Ивича «Ми-
хвил Авдеев»;
	Немалый интерес представляет книга
Харальда Caepapyna. «Bo льды на подвод-
ной лодке», вышедшая в CCCP пятым
изданием. В ней рассказывается об экенеди-
ции 1931 Тода на подводной лодке «Нау-
тилус» во льды Арктики. Предисловие на-
писано автором и профессором В. Ю. Визе.

Среди новинок художественной  лятера-
туры: морские ‘рассказы А.  Зонина
«Жизнь продолжается», очерки Б. Полево-
го «От Белгорода до Карпат» и повесть
Эльмара Грина «Ветер’ с юга», вышед-
шие в излательстве «Советекий писатель».
	Поступила в продажу книга С. Н. Гиль
«Шесть лет с В. И. Лениным», изданная
Государственным издательством политиче-
ской литературы. Автор, бывший в свое
время личным шофером Владимира Ильича,
выютупает © воспоминаниями 9 И.
Тенине.
	В издательстве Академии наук СССР
вышла книга В. Я. Васильевой. «Инло-
Китай». В ней собраны сведения теографи-
ческого и политического характера,
	Развитие нашего мореплавания первона-
чально зависело от продвижения на север
п на восток по евразийскему континенту.
Правда, известно о давних, еще в Х веке,
плаваниях киевских дружинников но. Чер-
ному морю, тогда носившему ‹ название
Русокого моря, к Болгарии. и’ Византии;
известно 0 ‘совместном походе с византий-
«ким флотом в Средиземное море к Италии;
известно и о регулярных рейсах новгород-
	‘их «гостей» вплоть ло острова, Готланд
	на Балтике, где новгородцы. даже владели
тостиным двором в городе Виеби. И все же
мавным, что обусловило выход в океан и
ерьеэ положило начало ` отечественному
мореплаванию, следует считать соседство
¢ морскими просторами Арктики.

Туда русские люди проникли значитель-
HO раньше, чем мореплаватели из других
стран. На географических картах, издан-
ных в Западной Европе в 1500. годах, уже
были нанесены открытые русскими помо-
рами полярные острова на стыке Аттанти-
ческого и Ледовитого ‘океанов: Грумант
(Шпицберген), Кильдин, Вайгач, Колгуев,
Новая Земля. Без карт и компасов, на, пло-
скодонных челнах, прошпаклеванных. гли-
ной и проконопаченных мхом, так назы-
ваемых «погибельных  кочах», жители
русского Поморья, пасположенного. между
Лолой и Мезенью, пускались в дальние ри-
скованные плавания вдоль мурманского
берега на запад к Скандинавии, заплывали
в океан до Шитицбергена и Новой Земли,
отыскали морской путь к устью Оби, а по.
мере продвижения массы колонистов на
восток в глубь Сибири проложили дорогу
среди морских льдов между устьями Оби
и Енисея, между Леной и Колымой, нако-
нец, между Колымой, Анадырем и Камчат-.
ВЙ, с одной стороны, между Амуром и ко-
лымеким побережьем Охотского моря, с
другой.

Человечество многим обязано отважным
опытовщикам ХУП века, уроженцам рус-
ско  совера — Пояркову,  Москвитину,
Реброву. Стадухину. Дежневу. Эти выход-
пы из Холмогор, Мезени, Колы и Великого
Устюга, подобно Колумбу и Магеллану,
Внервые в истории переступили черту из-
востного людям, причем в самых суровых
мостах земного тара. Им принадлежит
честь пионерских походов морем вдоль арк-
тических берегов азиатского материка, от-
крытия пролива между Старым и Новым
Светом, тихоокеанского ‘побережья Азии от
Чукоткя до устья Амура, затем Куриль-
кого архипелага н Сахалина.

Дежнев и его современники проториля
путь географических исканий для следую-
щих поколений. По следам первых опытов-
щиков шли все, кто продолжил исследова-
ния в морях Ледовитого и Тихого океанов.
Особенно разительными оказались резуль-
таты этих исследований в годы, когда был
создан флот и выпестованы кадры моря-
ков-профессионалов, свободных от прел-
рассудков космографии, которая еще дер-
нала в плену многих. мореплавателей За-
падной Европы. В обширном перечне ис-
‘следовательских вояжей,  продолжавитих
расширять кругозор человечества, значат-
я плаванля морехода Мошкова из Охот-
‘ва на Камчатку, геодезистов Лужина и
Рареинова вдоль Курильской гряды, OT-
крытие мореходом Татариновым Шантар-
‘их островов близ устья Амура и чоходы
оивов м Северной экспедиции

ринга — Чирикова. <

Лишь два географических предприятия
прошлого могут сравниться C ней транди-
(побтью замысла и практическими ре-
ульталами: плавания Колумба и Маголла-
на, За десять лет участники Великой Се-
верной экспедиции окончательно НН
вли существование пролива между Aanes
п Америкой, исправили карты северо?
Части Тихого околна. открыли северо-затад-
	Победители гребно-парусных гонок
	Открытие водной станции
	Спортивная хроника
	гонках на 40 кабельтовых с пересадкой ру-
левых и без рулей, в комплексных соревно-
ваниях и крейсерских гонках на 30 миль.
	Общее первое. место по всем вилам мнок
присуждено шлюпке капитан-лейтёнанта
Прокофьева. На втором месте шлюпка, стар-
шего лейтенанта Рябцева и на третьем —
лейтенанта Беляева.
	М. МОИСЕЕВ.
	плывише диетанцию 3a 1 мин; 18 сек.
Быстрее. всех — за 55 сек. -—— проилыти
50 метров. в одежде моряки Патрин и Пар-
фенов. Эстафету 4 Ж 50 метров выиграла
команда TAOBLOB корабля, где помощником
командира лейтенант Смирнов.

В заключение состоялись прыжки в Bo-
ТУ © семиметровой вышки. Лучшую оценку
заслужил офицер Юрасносельский —9,5
балла. Общее первенство поделили между
собой пловцы офицеров Покровского и
Смирнова. Были проведены также cocra~
зания на гичках и гребно-парусные гонки.
	Военно-Мореких Сил. В столипу с’едутея
чемпионы и рекордсмены ВМС заслужен-
ный мастер спорта Хотимский, мастера
спорта Заривный, Задорожный, Ткаченко,
Накельский, Берзин, Кириллов, Маликов п
другие, :
	Новые спортивные
	суда 1
Военно-Морские Силы nosy endl QUSEES
спортивные суда катера и швербогь, Они
распределены между военно-морекими-ака-
демиями, учебными ` отрядами и органами
управления,

С 7 июля в Москве проводится сбор силь-
нейших  штангистов. боров ни боксеров