ё июля 1947 г., воскресенье, № 157 {2644)

1 АХМАТЫ
	Пол редакцией, мастера И, А. Кана .
	НАМПИТЕ НИЧЬЮ
	>.
з

GN
\

WY

©
С

ow’

OYA

wy

VY
			Собрание в Обществе
	англо-советской лружбы
	Англо-французские планы
насчет Парижского совещания
	ПАРИЖ, 5 июля. (ТАСС)... Можно счи-
тать, что ‘англо-французские планы на-
счет совещания 12 июля в связи с выступ-
	‚лением Маршалла в Гарвардевом унивею-
	ситете уже определились.
Стоверившиеь между собой, Бидо и Бе-
вин составили и разослали повестку IAA
	совещания и порядок его работы, показы-.
	зая этим, что все уже предрешено ими за-
ранее. В разосланных правительствам ‘евро-
зейских стран притлашениях вебе это. пред-
писано как что-то обязательное для ‘при-
глашаемых на Парижекое совещание прел-
ставителей. Эти планы показывают, что
британские. И французские инициаторы
‘совещания не хотят выпуекать вое это дело
из своих рук. Совещание же созывается
только для того, чтобы проголосовать и
+ .
	поставить печать на англо-франпузеком
плане,

Бесцеремонность такого отношения к
‘правительствам европейских стран, при-
глашаемым на совешание, бросилась в
тлаза лаже тем, кто вначале поддерживал
эти планы и’ радовалея тому; что без уча-
стия представителей Советского Союза бу-
дет легче протаекивать 10, что соответ-
отвует этим англо-французоким планам.

’Ввилу отсутствия других успехов по со-
зыву Парижекого совешания 12 июля здесь
разлуваются всякого рода сообщения и
слухи 0 том, что Португалия, Турция и
Греция. уже ‘дали ‘согласие участвовать.
Однако противоречивые сообщения о булу-
щих участниках совещания лишь полчер+
кивают ‘неуверенность в успехе всей этой
антгло-французекой затеи.
	Заявление Готвальда
ПРАГА, 5 июля. (ТАСС. В беседе с кор-
	респондентом бельгийской газеты премьер-
	министр чехословацкого правительства Тот-
вальл заявил: «Нана внешнеполитическая
	  ориентация ясна и ни в коем слунае не бу-
	дет изменена. Главной гарантией нашей
безопасности и государственной незавиеи-
мости от розобновления немепкой агрессии
является Советокий Союз и остальные сла-
вянские народы. Одновременно мы хотим
самым дружеским образом сотрудничать ‘co
земи демократическими странами мира для
блага нашего государства и укрепления ми-
ра во всем мире».
	Планы расширения
гражданской войны в Китае
	ШАНААИ, 5 июля. (ТАСС). `Как утвер-
Heer газет» «Синьвэньбао», гоминланов-
ское правительство уже разработало «де-
тальный. план уничтожения китайских
коммунистов» в течение трех лет. Испол-
нительный юань создал спепиальную ко-
миссию в составе семи человек для тща-
тельного изучения вопросов мобилизации в
армию, реквизиции продовольствия, уси-
ления местных «корпусов самообороны» и
создания фондов для финансирования вой-
ны. Предполагается, что эта специальная
комиссия должна будет разработать все-
0б’еулющие планы для разрешения этих
проблем. oo

Газета далее указывают, что правитель-
ство сделает все, что в его силах, для 0бес-
печения в будущем соответствующего
снабжения для армии. Мероприятия по мо-
билизации в армию и реквизиции продо-
вольствия булут коренным образом улучше-
ны. Для обеспечения тыла правительство
проведет облавы на всех коммунистов и их
соучастников, которые сейчае скрываются
в гоминдановеких районах.
	Подписание соглашения
06 ‘американской «помощи»
Италии
	РИМ, 5 июля. (ТАСС). Вчера в мини-
стерстве иностранных дел Италии было
подписано соглашение между США нп
Италией 0б американской «помощи» в счет
кредитов в 350 млн. долларов, асейгно-
ванных конгрессом по закону «od оказа-
нии помощи иностранным государствам».

Как сообщает атентотво АНСА, «сумма,
выделяемая в пользу. каждой страны в от-
дельности, так зе, как и вы и об ем
поставок, будут устанавливалься периоди-
чески путем консультаций между заинтере-
сованными правительствами. Срок выпол-
нения программы помощи, предуемотрен-
ной данным cornainentrex, истекает 30 июля
1948 гола».
	Италия намеревается ввести войска
в зону «А» Юлийской Крайны

РИМ, 5 июля. (ТАСС). Как сообщают га-
зеты, по сведениям из официального источ-
ника, итальянекие войска 15 июля будут
введены в антло-американскую зону оккупа-
ции Юлийской Крайны (в зону «А»). В
Гориции и окрестностях будут будто бы рас-
положены две итальянские дивизии,
	Прибытие в Аделаиду
‚английских кораблей.
	СИДНЕЙ, 5 июля. (ТАСС). Вчера в Аде-
лаиду (Австралия) ‹ прибыли авианосец
«Глори» и эсминец «Контест», составляю-
щие авангард ‘английской › военно-морской
эскадры, которая будет участвовать вместе
С ‘австралийских и ново-зеландеким флотом

в ряде уаневров у восточных берегов Авет-
ралий.-
	‚ Новые ‘корабли американского
флота в Генуе

РИМ, 5 июля. (ТАСС). Как сообщает
агентетво АНСА. в порт Генуя прололжалот
	_ [прибывать корабди американского флота.
	ЛОНДОН, э июля. (ТАСС). Общество ан-
гло-советской дружбы провело собрание, на
котором были заслушаны выступления на
тему «Враги России являются вратами
	Фурналист Чарльз Эшли, который в тече-
ние 3 лет был корреспондентом в Советском
Союзе, посвятил свое выступление разобла-
	чению клевстнических статей. появлявигих
	ся в англииокой печати после Московской
сессии Совета миниетров иностранных лед.
Подвергнув критике статьи динломатичее ко-
го обозревателя «Дейли телеграф энд Мор-
нинг. пост» Герберта Эшли и липломатиче-
ского обозревателя «Дейли геральл» ШЮэра,
Чарльз Эшли сказал, что эти  корреспонден-
ты «своей враждебностью к Советекому (0-
юзу нанесли огромный вред своей собетвен-
ной стране». Он заявил: Юэр особенно мно-
го распространялея насчет неравенства в
Советеком Союзе, хотя ему было хорошо из-
	вестно,. что в этой стране доходы всех граж-
	дан зависят от количества и качества их
труда. Юэр забыл сказать, что «как бы он
ни старался, он не смог бы найти в Совет-
ском Союзе людей, которые добывают сред-
ства к жизни эксплоатацией чужого труда».
	Указав на явные признаки ухудшения
отношений между Англией и Советским Со-
юзом, Эшли заявил: «Английский народ
должен понять, что мир может быть обеспе-
чен только посредством прочного союза ме-
жду Великобританией и Советской *Рос-
сией».

Выступивший после Чарльза Эшли жур-
налиет Пэт Слоан указал, что характер осве-
щения в печати Парижского совещания трех
министров иностранных дел по поводу так
называемого плана Маршалла свидетель-
ствует об активизации кампании против (о-
ветокого Союза. Ясная позиция советской
делегации, направленная на защиту сувере-
нитета и независимости европейских госу-
дарств, изображается консервативной печа-
тью как отказ Советекого Союза от между-
народного сотрудничества. Упомянув о на-
падках: на Венгрию и другие госутатотва
	Восточной Европы, выразившихся в пред-
	ставлении бесчисленных нот английским п
американским министерствами иностранных
кел. Слоан сказал: «Это несчастье. но это
	Факт, что Америка контролирует сейчае
	внешнюю политику Англии. Вазалосв, мож-
Но было бы ожидать от английского мяниет-
	° Антиреспубликанский
	ПАРИЖ, 5 июля. (ТАСС). Продолжая
следствие по делу затовора против реслуб-
лики, французские власти арестовали быв-
шего комиссара полиции Анри Сутиса, кото-
рый после освобождения Франции был при-
говорен. судом в городе Ренн к 20 годам кз-
торжных. работ ва сотрудничество е нем-
Цами. 26 июня 1945 года Сутис бежал ив
тюрьмы и скрывался с тех пор от органов
правосудия нод вымышленными именами, @
момента своего ‘беголва и8 тюрьмы он являл-
ея членом титаба антиреспубликанекого за-
говора. Установлено, что он был связан ©
адмиралом Офаном, графом де Вюльпианом и
графом де Мервель. Ему было потучено с0з-
	дание организаций заговорщиков в алмини-
	стративных учреждениях, & также создание
	 Лондонекое радио передает опубли-
кованные впервые данные о потерях анг-
лийского флота во время войны. Потери
составляют 1.503 корабля общим водоизме-
щением в 1 млн. тонн. Основные причины
тибели-—подрыв на минах пи торпедирова-
ние. Потери в результате боевых столкно-
вений незначительны.

*2 Турецкий флот получил восемь анг-
лийских тральщиков. Они носят наимено-
вания: «Кэтерин», «Чанс», «Элфрида»,
«Тробик», «Грэшен», «Никун», «Татту»
и «Турмалин»,
	реальными, если судить по следующим
(весьма  ориентировочным) американским
данным. Средние издержки . производства
на баррель нефти (в долларах) составляли
в Западном Техасе — 1,20—1.45. в Ве-
нецуэле — 0,75, `в Саудовекой Аравии —
0,40, а после начала эксплоатации в этой
стране нефтепровода — 0,20.

Дешевизна ближневосточной нефти и ее
сравнительно‘ близкое фасположение к рын-
кам сбыта являются существенным ети-
мулом для быстрого увеличения добычи.
По данным лондонского бюллетеня «Петро-
леум пресс’ сервис», производство сырой
нефти в Саудовской Аравии составило в
1946 г. 7 млн; тонн против 2.872 тыс.
в 1945 г. Наряду с увеличением производ-
ства, как на дрожжах, растут и прибыли.
Они возрастут еще больше, когда будет
закончено сооружение американскими‘ ком-
паниями нефтепроводов, подводящих ближ-
невосточную ’ нефть непосредственно к
средиземноморским портам. Поеле’ заверше-
ния  стреительства этих нефтепроводов
протяженностью боле? 3.500 км. Англия
лишится значительного притока долларов
от обложения американской нефти, прово-
зимой ‘по Суэцкому каналу,

В силу стратегического значения, изо-
билия и дешевизны производетва ближне-
восточной нефти проблема захвата нефтя-
ных областей Ближнего и Среднего Востока
стала одним из определяющих факторов
всей послевоенной политики США в dac-
сейне Средиземного моря и в ближнево-
сточных странах. Английские и американ-
ские деятели, англо-американская печать
единодултно опенили американскую «по-
мощь» Греции и Турции как определен-
ный шаг, предпринятый в интересах неф-
тяных монополий, ‘Сенатор Джонсон ука-
зывал, что «помощь» Греции и Турции
истолковывается как прямая субсидия
«большой пятерке» нефтяных  монопо-
лий — «Стандард ойл оф Нью-Джерси»,
«Сокони Вакуум», «Текеае ойл», «Can-
клер ойл» и. «Станларл ойл оф Калифор-
	Ha», стремящихся лобиться новых нед-
	тяных концесосий. По еловам ватшингтон-
ского. корреспондента зтентетва Юнайтед
Прессе, важнейшую роль в? новом внешне-
политическом курсе. США играет ближне-
	ра иностранных дел, который был известь
ным деятелем тред-юнионов, ITO OH BbIpA-
зит Америке протест против принятия заки-
нов, направленных против американского
рабочего класса. Однако такого протеста не
последовало», Действительным врагом наро-
ла Англии.и вратом мира, заявил в завлю-
чение Слоан. является американский моно-
полистический империализм.

Реджинальд Бишоп в своем выступлении
указал, что история последних 30 лет пока-
зала, что люди. являющиеся врагами Совет-
ского Союза, непременно являются также
врагами народов других стран. Он остано-
вилея на протилой предательской деятель-
ности Квислинга в Норвегии, Лаваля — во
Франции, Дегреля — в Бельгии, Мосли и его
сообщников — в Англии. Сейчас, как нико-
гда, враги Советекого Союза полнимают своп
головы. В качестве примера деятельности
подобных людей Бишоп рассказал о том, что
небезызвестная уеакционерка лэди Астор за-
нимается «проевешением» находящихся В
Англии немецких военнопленных. 0 харак-
тере этого просвещения можно судить на
основании того, что в одной из овоих лекций
для военнопленных лэди Астор заявила:
«Мы должны бороться с Россией до побед-
ного конца, и для этого мы привезли вас и.
хержим злесь в Англии». Бинюн добавил,
что английская печать не сообщила 0б этом
	Белые: Кр У7, пл. 45, fo n £6 (4);
черные: Крс7, Се? и Kb8 (3).
Белые. начинают. и делают ничью,
		НАЙДИТЕ ЛУЧШИЙ ХОД
	a
Dae

С
	о

п
Эт

Ww
	_К возобновлению работы (Совместной советско-
	‚ ПАВНЬЯН, 30 июня. (ТАСС). (Задержа-
Но доставкой). Сюда прибыла американская
делегация в Совуестной Советеко-Амери-
ханской комиссии цо Корее. В составе де-
легации-—99 человек, в том числе-—7 чле-
нов комиесии и их заместителей, 14 воен-
ных и гражданских советников и экепер-
тов комиссии, охрана, технический персо-
Hal Uv. A.
	На вокзале американскую делегацию
‘встречали состав советской делегации, K0-
мендант города Пхеньян.

Днем в здании Народного собрания Ce-
верной Кореи состоялось. торжественное от-
врытие работы Совместной комиссии на се-
вере Кореи.

С приветствием Совместной комиссии от
советского командования выступил генерал
Коротков.

© ответными речами выступили генерал
Браун п генерал Штыков.

- Указав, чтб с момента возобновления ра-
боты комиссии ею был достигнут  опреде-
ленный прогресс, Штыков отметил высокую
политическую активность корёйского наро:
да, проявляющего живейший интерес” к ра:
боте комиссии. Вопроеники, разработанные
комиссией для консультации е ‘демократи-
ческими ‘партиями и общественными орга-
низациями, повсюду широко обсуждаются.
	Остановившись Ha успехах населения
Северной Кореи, ставшего после освобожде-
ния от японских захватчиков на путь демо-
кратического преобразования своей страны.
Штыков сказал: советская делегация мо-
жет констатировать тот факт, что подав-
ляюшее больтнинетво корейекого населения.
как на севере; таки на юге Кореи добро
желательно относится к Совместной комис-
сии, желает успеха в ее работе и стремится
оказать ‘ей всяческую помошь. :

Правда, сказал далее ген. Штыков, нахо-
дятся еще такие партии и деятели, которые
	‚ МОНЛОН, 5 ‘июля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, газета «Норкитир
пост» пишет, что в английских кругах
считают, что главнокомандующий союзны-
ми войсками в Японии генерал Макартур
хочет заключить мирный договор 6 Япо-
нией на своих собственных условиях и де-
лает такие уступки японцам, «которые
должны быть об’ектом соглашения между
вееми союзниками». os oe

Обсуждая американскую политику в
Японии, «Йоркшир пост» ваявляет, что к
Японии Америка относится, как «к люби-
мому ребенку».

«В. английских кругах, — пишет
«Йоркшир пост», — растет беспокойство
	до сих пор продолжают вести активную
борьбу против решений Московского ‘сове-
щания министров иностранных дел о Корее.
Однако эти незначительные реакционные
группы не могут помешать созданию под-
линно демократического правительства, ко-
торого желает абсолютное большинство ко-
рейского народа.
	Ha массовом митинге, организованном
Демократическим Народным фронтом по
случаю` возобновления работы Совместной
комиссии в Пхеньяне, присутствовало. 300
тысяч человек, Выступавшие на митинге
ораторы требовали создания Корейской, ле-
мократической наролной республики, созда=
ния единого корейского правительства, в
соответствии ес решениями Московского ©0-
вещания министров иностранных дел, про-
ведения демократических реформ, ‘которые
осуществлены в Северной Корее.
	Участники митинга приняли текст
	обращения ‘к Совместной комиссии, в кото-
ром они осуждают подрывную деятельность
небольшой кучки корейских резкционеров,
выступающих против решений Московского
совещания министров иностранных дел.
Обращение 0с0б0 подчеркивает, что единое
корейское правительство должно быть со-
дано на основе решения Московского о-
вещания.
	: Hoeme митинга состоялась мошная’ де-
монстрация.   Демонютранты прошли мимо
трибуны, на которой находились руковоли-
тели политических партий, общественных
организаций Северной Кореи и члены‘ (9-
вместной Советоко-Американекой комиссии.
	ПХЕНЬЯВ, 3 июля. (ТАСС). Закончилось
очередное заседание Совместной Советеко-
Американской комиссии по Корее, прибыв-
шей из Сеула. Американская делегация ce-
голня покинула Пхеньян.

Следующее заседание Совместной комис-
сии состоится 7 июля в Сетле.
	американской комиссии по Корее
	выступлении лэди Астор, хотя 0б этом со-
общалось в печати на контаяненте. }

Выступивший последним председатель
Общества англо-советекой дружбы Стэнли
Эванс заявил, что во время второй мировой
войны было невозможно скрывать правду 0
Советеком (Союзе от английского народа.
Сейчас враги СССР в Англеи стараются
	ВНОВЬ подорвать доверие английского наро-
да к советскому наролу. Особенно . усерд-
ствуют в деле распространения лжи и кле-
веты о Советском Союзе католические кру-
ги в Англии. При этом Эванс сослалея на
только что вышедшую брошюру, ивланную
одним из католических обществ в Лондоне.

Эване остановился на некоторых «поло-

жениях» этой брошюры и пох возгласы 9л0-
брения присутетвовавтих отверг их как
трязный вымысел против Веливото совет-
ского нарола и его страны. В

На собрании присутствовало более 400
человек.

ти.

Белые: . ри, Ф!2, ЛаГи fil, Cel mw 43,
Kf5, un, a2, c3, c4, d4, е4, 22 и h2 (14);

черные: Кря8, Of8, Jla8 u e8, Cc8, Kbé
и Ь$, пп. а7, 57, с5, ©5, 17, g7 uh? (14).

Ход белых.

Турнир сильнейших
‚ шахматистов. СССР
13 июля в честь Всесоюзного дня физ-

meecmentepye op mrnntw Vong: (Senacnd)
	па соорании
человек.

присутетвовало 00168 а99

заговор во Франции

HOBO подпольной организации, состоящей   П

в большей части Из бывших членов «Фран-
цузекого легиюна, добровольцев», вишистской
Уилиции й эсэсовпев.

Газета «Юманите» вновь подчеркивает
связь раскрытого заговора е партией. де
Голля — РИФ (так наз. «Об’единение фран-
цузекого народа»). , «Говорят,— пишет
«Юманите»,—что министр внутренних дел
заявил генералу Кениту: «В найденных
нами документах упоминаются имена де
Голля и Леклерка». «Это заявление не дол-
жно было удивить Кенига,— продолжает
«Юманите»,— так как, находясь в центре
затовора, он не может не знать о тесных
отношениях ‘между ватоворщиками и ру-
коволетвом РПФ». Г

13 июля в честь Беесоюзного дня физ-
культурника в гороле Пярну’ (Эстония)
начнется турнир сильнейших шахматистов

В турнире примут участие чемпион
СОСР по шахматам 1947 года гроссмейстер
Kepec,  гросомейстеры В. . Омыелов,
И. Бондаревекий, И. Болеславский, А. №-
тов, Г. Левенфиш, А. Лилиенталь, С. Флор,
заслуженный мастер спорта В. Макогонов
И мастера Д. Бронштейн, Г. Каспаряя,
А. Толуш, В. Симагин.

Участники турнира. сыграют между ‹9-
бой по одной партии,

Кубок СССР по футболу

«Трактор» выбыл. из розыгрыша

`’Вчера в Москве на стадионе «Сталинец»
состоялся очередной матч на кубок CCCP
по футболу. Встретились команды киевеко-
	° Вчера в Москве на стадионе «Оталикец»
состоялся очередной матч на кубок СССР
по футболу. Ветретилиеь команды киевеко-
г «Динамо» и сталинградекого «Тракто-
ра». Матч в острой борьбе выиграли киев-
дяне со счетом 2:1. Команда «Трактор»
выбыла из розыгрыша кубка.
		«Йоркшир пост» о политике США
	в Японии
	по поводу политики генерала Макартура в
Японии. Распространяется подозрение, что
Макартур собирается подписать мирный
хоговор на своих собственных условиях,
что он делает Японии такие уступки, ко-
торые должны быть 0б’ектом соглашения
между всеми союзниками, и что Вашингтон
ничего не делает для того, чтобы сдержать
Макартура, если фактически не поошряет
ero. Эти подозрения усиливаются в0обще-
ниями 0 тех ограничениях, которые воен-
ый штаб США в Токио предполагает
ввести в отношении иностранных комумер-
	сантов, которые холжны поиехать в dino-
	нию К 15 августа для возобновления
	частной   торговли».
	МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА.
	(По сообщениям иностранной печати и радио)
	а р р ON И

ки за подводными лодками «РСЕ-867» и
«PCE-869» названы «Юн Шен» и «Юн
Шунь». .

% Финансовый секретарь английского
адуиралтейства сообщил. что существую-
щие ныне три группы морекой пехоты в
портах Чатам, Портемут и Плимут будут
реорганизованы. Морское обучение будет

проводиться в Портемуте, обучение берего-.

вой службе—в Плимуте и предваритель-
ное обучение новобранцев—в Диле (Кент).

Отезд из СССР миссии ЮНРРА
на Украине
ЛЕНИНГРАД, `5 июля: (ТАСС). Находив-
щаяся проездом в Ленинграде миссия
ЮНРРА на Украине вб’ главе © г-ном
П. Узйт сегодня на борту парохода «Вело:

остров» выехала из СССР

Члены миссии пробыли в Ленинграде не-
сколько дней. Они ознакомились с достопря-
мечательностями города, осмотрели Петро-
павловекую крепость, побывали в Государ-
ственном Эрмитаже, в театрах,

‘nag Ее ЗА

Активность американских нефтяных
	. монополий на Ближнем Востоке
	нефтяных компаний дают следующие дан-
ные: с 1939 г. до 1943 г. добыча нефти
компанией «Арабиен-америкэн ойл ком-
пани» (дочернее предириятие. рокфелле-
ровской «Стандард ойл оф Калифорниа»)
в Саудовской Аравии увеличилась „более
чем в 22 pasa. Свою деятельность «Араби-
ен-змерикан ойл компани» начала в
1933 г. с капиталом в 700 тык. долларов,
сейчас ев риущество оценивается в
150 илн. долларов. Только за три года —
е 1944 по 1946 — компания получила
6$ млн. долларов прибыли, наживиись,
главным ‘образом, на поставках горючего
американскому  военно-морскому ‘флоту.
Прибыли от этих. поставок оказались на-
столько большими, что они стали предме-
том изучения комиссии сената по рассле-
дованию военных прибылей.

‚Американский капитал проник в Ву-
вейт, Палестину, Сирию, Египет, Иран.
Журнал «Форчун» указывает, что на
Среднем Востоке американокие монополии
«действуют на’ территории, разведанные
запасы которой достигают 26 млрд. барре-
лей, а потенциальные запасы   могут со-
ставить и 150 млрд; баррелей. Ввиду того;
что разведанные запасы нефти в США до-
стигают всего 21 млрд. баррелей, развитие
источников ближневосточной нефти при-
обретает громадное стратегическое зна-
чение»,

Сохранение мощных военно-морских и
военно-воздушных сил. Англией и CIITA,
усиление спроса на горючее во многих
странах, возросшие потребности промыш-
ленных предприятий, в особенности вслел-
ствие недостатка угля в Европе, спрос на
нефть в сельском хозяйстве и торговом
флоте и, наконец, пополнение исчерпанных
BO время войны запаеов, — все это от-
крывает перед нефтяными монополиями
еще более широкие перспективы обогажще-
ния, чем в военные годы. Ближневосточ-
вая нефть лелает эти перспективы весьма
	долларов), взирают на ближневосточные
	страны, как на ключ к своему дальней-
шему ‘обогащению. Прикрываясь  лозун-
гом 0 предоставлении. «равных  в03-
можностей», американские нефтяные дель-
цы уже деятельно планируют, Kak
через несколько лет они смогут снабжать
ближневосточной нефтью не только значи-
тельную часть Дальнего Востока, но и по-
ловину Западной ‚Европы.

Ло войны ближневосточная нефть экс-
плоатировалась в трех основных 0бла-
етях — в Иране, где почти неограничен-
ное влияние до последнего времени при-
надлежало Англии: в Ираке, ше перепле-
тались , английские, голландекие и фран-
цузекие интересы, и в Саудовской Аравии,
где ‘соприкасались американские и знг-
лийские фирмы. В 1928. году американ-
ский капитал проник в Иравскую нефтя-
ную компанию, зкции которой состедото-
чивалиеь преимущественно в руках анг-
лийских и французеких нефтяных компа-
ний. Год’ спустя американские нефтяные
монополии за скромное вознаграждение ко-
ролю Ибн-Сауду получили от него эначи-
тельную концессию в Саудовской . Аравии.
Так началась та борьба за нефть между
английскими и американскими монополи-
ями, ‘0 которой упоминал в палате общин
лейборист Гарольд Дэвис.

Закрепивиись в нефтяных районах
ближневосточных стран, американский ка-
питал начал быютрыми темпами расширять
захваченные позиции, вытесняя англий-
ских нефтепромышленников. По данным
египетской печати, в настоящее время
американские мононолии владеют в араб-
ских странах 41 процентом аклий нефтя-
ных компаний. Только в‘ одной Саудов-
ской Аравии под змериканским контролем
нахолятся 424 ‘кв. мили нефтеносных пло-
шатей.

Некоторое представление о темпах роста
нефтелобычи и ббогащенийи американских
	“ Стратегическое значение Средиземного
моря общеизвестно. Через него проходят
тлавнейшие коммуникации мира. Не-
меньшее. значение имеет и прилегающий
к Средиземному морю район, представля-
щий собой не только обширный рынок и
огромное поле приложения капиталов, но
и богатейший источниЕ сырья. Достаточно
сказать. что около половины разведанных
мировых ресурсов нефти падает. на страны
Ближнего и Среднего Востока.

Две крупнейшие империалистические
державы -=— Великобритания и с некото-
рых пор Соединенные Штаты Америки—
проявляют в этому району огромный инте-
pec. Несмотря на наличие ‘англо-американ-.
ского. сговора и негласный «полюбовный»
раздел сфер влияния между этими ‘держа-
вами, столкновение их интересов в Среди-
земноморском бассейне неуклонно’ обост-
ряется. «В ‘настоящее время, -—— указывал
лейборист Гарольд Дэвие в палате общин, —
реальной борьбой является ‘борьба за
нефть, за контроль’ над  коммуника-
пиями ‘и рынками сбыта и 3a ka-
питаловложения». Достаточное `предета-
вление о масштабах, и характере этой
борьбы дает американский журнал «Фор-
aya». По его еловам, «на карту поста-
влены огромные ставки, и по величайней
иронии сульбы исход борьбы решается не
правительством Соединенных Штатов и не
английским министерством иностранных
дел, а силами, средствами и инициативой
корпораций».

‚Крупнейшие нефтяные монополии Coe-
линенных Штатов, уже давно стремящиеся
захватить в свои руки мировые источники
нефти, в послевоенные тоды стали проя-
влять новышенный интерес к Ближнему
и Среднему Востоку. Эти монополии, к чи-
слу которых относятся «Стандард ойл 0ф
Нью-Джерси» и «Сокони Вакуум» (из
восьмерки американских промышленных
корпораций с активами свыше миллиарда
	Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
		восточная нефть. Член английского парла-
мента лейборист Вросеман прямо ‘заявил,
что контроль над Грецией и Турцией o3-
начает контроль над Ближним Востоком,
Аналогичной точки зрения придерживалась
и либеральная английская газета «Манче-
стер гардиэн», отмечавшая, что программа
«помощи» Греции и Турции означает лишь
распространение американской внешней
политики на восточную часть Средиземного
моря и Ближний Восток.

Многочисленные факты последнего вре-
мени, свидетельствующие о росте актив-
ности американских нефтяных монополий
на Ближнем Востоке, истолковываются
многими зарубежными газетами как ре-
зультат осуществления американской «по-
мощи» Греции и Турции. Обсуждение, раз-
работка и подписание соглашений о нефти,
предоставление займов ряду  ближнево-
сточных стран — все это говорит о наме-
рении американских монополий прочно
закрепиться на Ближнем Востоке и выте-
снить оттуда конкурентов. Теперь речь
идет уже не о предоставлении «равных
возможностей», а © завоевании «превос-
ходящих возможностей». Именно такой
термин возник во время обсуждения во-
проса о ратификации англо-американского
нефтяного соглашения в комиссии сената
по иностранным делам. Советник гоеудар-
ственного департамента по вопросам нефти
Рейнер дал понять члену комиссии респу-
бликанцу Лоджу, что в англо-американ-
ском нефтяном соглашении учтена всз-
можность получения Соединенными Шта-
тами «превосходящих возможностей» в
деле эксплоатации нефтяных источников.
Другими словами, это соглашение зажре-
пило за американскими нефтяными моно-
полиями руководящую роль в странах
Ближнего и Среднего Востока.

Те же. «превосходящие возможности»
для американских нефтяных компаний
предусматриваются и в пересмотренном
сотланении 1928 г., заключенном между
крупнейшими участниками Иракской неф-
тяной компании. По новому сотлашению
Франция фактически полностью отетра-

ий Urania. m Пн В и

можность самостоятельно окоплоатировать
нефтяные источники на огромных прост-
ранствах Ближнего Востока. В погоне за
долларами Англия пошла на невыгодное
для нее изменение, соглашения 1928 г.
после TOM, Kak американские компании
предложили закупить часть нефти Англо-
иранской компании. Деятельные перего-
воры ведутся американскими нефтяными

‘компаниями и с египетским правительст-

BOM о прокладке нефтепровода из Сзудов-
ской Аравии в Египет и о создании амери-
кано-египетекого акционерного общества
по очистке нефти. В этом обществе рав-
ное количество акций должно принадле-
жать египетскому правительству и амери-
канским компаниям. Не меньшую актив-
ность американские монополии проявляют
ив Иране. Они добиваются теперь получо-
ния концессии на белуджистанехую нефть.

Американская печать недавно  указы-
зала, что в момент, когда мощь’ Вритан-
ской пхперии ослабевает и когда Соединеп-
ные Штаты дали ясно понять, что весь
Ближний Восток представляет для них ог-
ромный интерес, американский нефтяной
делец «превратилея в нечто вроде посла
на передовой линии борьбы за нефть». Этз
«нефтяная дипломатия» не ограничивается
только вопросами, связанными с нефтью.
Американские нефтяные компании напра-
вляют своих работников в местные школы,
а отдельные нефтяные дельцы вносят по-
жертвования в созданные на Ближнем Во-
стоке американские колледжи и универся-
теты. Таким путем нефтяные монополии,
насаждая «американский образ жизни»
среди. ближневосточных народов, стре-
мятея застраховать себя от дальнейшего
нарастания национально-освободительног»
движения на Ближнем Востоке, Однако
народы ближневосточных стран поекраеко
сознают, что политика американских м»
нополий ничем не отличается от политика
вытесняемых Америкой английских монб»
полий. Голос прогрессивных кругов Ближе
него Востока; требующий преградить путь
для империалистической экспансии, нахо-
дит Bee большую поддержку как спели
	т Е а oo а ae А ЛАЙ вов ола
няется от участия в пазработке нефтяных   ближневосточных народов, таки среди
ресурсов Ближнего Востока, в то время   демократических народов других стран.
как Соединенные Штаты получают воз- А ГАН.

Ответственный редактор
т Tl. МУСЬЯКОВ.
	АДРЕО РЕЛАКЦИЙ И ИВДАТЕЛЬСТВА: Москва, Спартаковская ул., дом
1-68-19; отдел боевой подготовки—доб, 28; отдел ввиапии—лоб. 121; отдел п
туры-—лоб. 49: отдел информации-—доб. 43; отдел писем—доб, 24; иллюстрац
	„‚ дом 2. Коммутатор редакиии. Е 1-40-40 до Е 1-40-48, Телефоны: для еправок—доб. 44; отв. секретарь редакцин—
отдел пропаганды--лоб. 4); отдел партийной и комсомольской жизни—ноб. 48; иностранный отдел--доб; 90; отдел куль-
юстрапионный отлел— доб. 97; начальник издательства-до5. 41; бузгалтерия-доб. 46; отдел подпискн-лоб. 49.

Типография газеты «Правда» имени Сталина.