КРАСНЫЙ ФЛОТ о -   _ 8 июля 1947 г„, вторник, № 158 (2645)

В Комиссии. законодательных
	предположений Совета Союза

остоялось очерелное пленарное На заседании Комиссии были pacemor-
мисеии законодательных пред-   рены: а) проект «Закона об отзыве депута-
вета Союза, В работе. Комиссии!   тов», 6) сообщение т. Поокребышева А. Н,
сие Председатель` Совета, 00ю-   с порядке рассмотрения в Комаесии зажоно-
и и me ko, JaTeAbabix Upemodemenul woewra Vroscs:
о Нор» PGDOB   HT xoxenea CCCP, в) ии т Ra
паляникова о XOe paspaboTRA mpoerna «(Qc~

М. И., Генеральный Прокурор
м YE wm новые начала просвещения в CCCP».
		Черноморский флот. На открытом рейде. ‘Матросы’ ‘приветствуют победителей .
	шлюпочных Гонок,
		Фото. Б. ПЕ

ейнина.
	Важное звено боевого
` мастерства’ —

O6 изучении тактической навигации
	Тактическая навигация наиболее тесно
связана с практической деятельностью каж-
дого стооевого офицера Военно-Морокого
Флота. Если общая часть мореходной нави-
тации рассматривает комплекс вопросов чи-
сто судоводительского порядка, то тактиче-
ская навигация зачимаетея вопросами бое-
вого маневрирования, то-есть охватывает
вою совокупность действий как отдельного
корабля, таки соединения в боевых опера-
ЦИЯХ.
	В современном морском бою, когда прак-
тика совместных уларов получила широкое
применение, необходимость тлубокого
знания тактической навигации для наи-
более эффективного использования боевых
средств значительно возросла. Вот почему
каждый командир большого или малого
корабля должен в совершенстве разбирать-
ся не только в общих вопросах корабле-
вождения, но и безупречно знать тактиче-
скую навигацию.

К сожалению, вместо глубокого изуче-
ния  теорзтических основ тактической
навигации некоторые офицеры ограничи-
ваютея лишь поверхностным ознакомле-
нием с ней для решения элементарных
вопросов маневрирования. Эти  това-
рищи считают, что в тактической нави-
гации слишком много теории и. что’ этой
теорией HM не придется пользоваться на
практике. Разумеется, это крайне неверный
взгляд, так как вся теория тактической
шазигации не выходит 32 рамки про-
стейших геометрических построений и свя-
занных ев ней небольших алгебраических
и тригонометричееких выклалок.

нас ‘имеются хорошие  учебныки
по тактической навигации. Они чрезвычай-
но просты и в то же время настолько мате-
матически обоснованы, что: каждый, у кого
возникнет какой-либо непонятный воров,
может ‘найти в них необходимые раз’яене-
ния. Поэтому учебники по тактической на-
вигации следует сделать настольными кни-
гами каждого строевого офицера, на корабле.

Нужно сказать, что ведущая роль в
тактической подготовке офицеров должна
принадлежать командиру корабля.

Занятия, которые проводятся непоеред-
ственно им, будут гораздо эффектявнее,
чем если их станет вести штурман.

0 том. насколько хоропю это понимают
многие командиры кораблей натего соели-
нения, свидетельствует пример капитана
1 ранта Иванова. Вопросам тактической
подготовки офицеров своем корабля он
всегда уделяет исключительно серьезное
внимание. Тов. Иванов лично проводят ©
ними занятия, игры и принимает зачеты
от каждого по тактической навитации,
астрономии, знанию тёатра, устройству ко-
рабля ит. п. И недаром штурман корабля
капитан-лейтенант Николаев налавно ‘Bp ée-
	его на повышение своей морской культу-
ры и тактической грамотности. Однако та-
кая требовательность у некоторых коман-
диров кораблей развита все еще недоста-
точно. Имеются факты, вотда, отдельные из
них самоустраняются от подготовки своих
офицеров и перепоручают. это. своим помощ-
никам или командирам боэвых частей.
Такая практика, естественно, приводит к
тому, что в знании тактической навигация
штурман подчас значительно обтоняет
своего командира ‘и последний при вышой-
	нении сложного маневрирования оказы-
BACTCA целиком зависимым ‘от штурмана,

На-днях перед выходом в море коман-
дир соединения проводил с командирами
кораблей групповое упражнение по такти-
ческой навигации. Оно было навыщено
рядом задач по маневрированию и ибтоль-
зованию отужия в бою  олиночного ко-
	зованию оружия в bom од
рабля и в составе соединения.
	С приходом в базу командир соедине-
ния произвел подробный разбор учения.
Командирам кораблей были указаны нело-
статки в маневрировании при совмест-
Ной атаке‘ «противника» и было обращено  .
	серьезное внимание на новышение требова-
тельности к себе по изучению тактической
навигации,
	овичас, в ходе летней кампании, есть
> возможности = сочетать  творию с
	все возможности сочетать . теорию с
практякой, так как выполнение многих за-
	дач связано с решением самых разнообраз-
ных приемов боевото маневрирования. Уче-
	ба офицеров должна быть перенесена ва
ходовой мостик. Это один из самых луч-
пгих методов подготовки. Кажлый офицер
	сможет приобрести много ценного для по-
	вышения своего, тактического уровня.
Командиры кораблей должны уделять
самое серьезное внимание. вопросам подго-
товки вахтенных офицеров по маневриро-
ванию. Побле каждого выхода корабля в
море на одиночную подготовку или в со-
ставе соединения необходимо произволить ©
ними тшательные разборы, показывать
правильные и неправильные действия.
Такая практика даст много ценного, и
каждый офицер в следующему выхолу by-
	дет готовиться более тшательно и стремить-
	cf к тому, чтобы на очередном разборе
командир корабля отмечал вто только с по-
ложительной стороны.
Скоротечность морекото боя требует от
вомандира быстрой и правильной опёяки
обстановки. Плох тот команлир, . KOTO-
рый при’ встрече с противником
раскроет учебник тактической навигации
и будет искать в нем рецеит, как посту-
пить в данном случзе. Заранее можно ска-
зать, что если он так поступит, то навер-
няка пропустит благоприятный момент,
который сможет представиться в боевой
	обстановке.
	Гочью на переходе
		Больше внимания молодым офицерам тральщиков
	Ha различных участках моря днем и
ночью ходят е тралами корабли, очищая
водные просторы от вражеских мин,

С первого же дня навигации на мно-
гих тральщиках флота офицеры, старшины
й матросы работают не покладая рук, стре-
мясь отлично выполнить поставленную пе-
ред ними важную государственную задачу.

Олнако наряду с кораблями, встретиваги-
ий летнюю кампанию во всеоружии,
	имеютея такие, гле к подготовке отнеслись.
	халално, новторяют прошлогодние опитоки.
Так, в Н-еком подразделении недостаточно
	настойчиво обучают молодых офицеров
искусству кораблевождения, не. потребова-
	ЛИ OT них должных знаний Правил co-
вместного плавания. В рэзультале кое у
кого из молодых офицеров создалось
неправильное мнение, будто на тральщи-
ках — кораблях тихоходных — не обяза-
тельно безупречно знать правила корабле-
вождения и что управлять ими особенного
труда не составляет..

Такому неверному взгляду в немалой
степени способствует и не. всегда, продуман-
ный лонуск молодых офицеров на само-
	  стоятельную ходовую вахту, практикую-
‘шийся в Этом потразлелении.
	Недавно несколько кораблеи в поряд-
ке подготовки в тралению совершали пере-
ход из одного порта в другой. Накануне
выхода в море слэдоваяо проверить, как мо-
лодые вахтенные офицеры и командиры ко-
раблей знают файон плавания, все зи. они
умеют хорошо управлять маневрами кораб-
ля в сложных навигационных условиях.
Отнако это сделано че было.
	Тральщики вышли под вечер и в море
построилиеь в ордер, который на тралении
применяется весьма часто. Олнако  пере-
строение ‘вследствие нечетких действий от-
дельных кораблей заняло больше о
чем положено.

Наступила ночь. Берега скрылись из ви-
лу. В 24.00 вахтенный сигнальщик голов-
ного корабля заметил прямо по носу силу-
эты нескольких рыбачьих лодок. бин доло-
жил об этом командиру, и тот приказал из-
медленно отвернуть. вправо и передать си-
	был отнестись со всей серьезностью В 6380-
	им  обазанностям и .BO всяком случав
	внимательно следить за всеми действиями
переднего мателота, Но он даже не обратил
внимания на сигналы этого корабля. Траль-
щик продолжал итти прежним курсом и 09-
наружил рыбачьи лодки только тогда, когла
	до них оставалось совсем небольшое  рас-
	Офицер Кондратенко растерялся и в пер-
вый момент ‘не знал, что предпринять. 33-
тем, вместо того чтобы отвернуть и 96тз-
	вить шлюпки по левому борту, он ехватил-
	ся за рукоятки машинного телеграфа, m
«етоп», «задний ход» и тут вепомнил...
концевом корабле, На последнем в этот и
мент правил вахту тоже молодой офицер,
Вместо того чтобы держать между траль-
щиками положенное расстояние, он шел
очень близко от корабля Пясковекого. Толь-
ко случайно троьшинам Удалось избежать
аварии.
	Хотя аварии и не произошло, но случай.
	этот очень серьезен. Он говорит о том, что
в Н-ском подразделении нет повседневной
заботы об обучении молодых офицеров и что
командиры отдельных кораблей и флаг
манский штурман т. Алекеандров не
уделяют этому, важному вопросу необходи-
мого внимания.

Плохо контролирует дело обучения моло-
дых офицеров в этом подразделении и
командир части. Он редко бывает на кораб-
лях и слабо осведомлен о том, как проходит
на них офицерская ‘учеба. Ha траль-
шике, где командиром офицер Тречухин, ко-
мандиры боевых частей, младший лейте-
нант Рубан и другие позволяют себе отды-
хать в рабочее время и давно уже не зани-
маются самостоятельной учебой mo cre-
циальности.

‚Нужно немедленно принять все меры к
тому, чтобы молодые офицеры, пришедшяе
служить на тральщики Н-ского подразделе»
ния; почувствовали заботливую, направ
ляющую руку старших товарищей, чтобы
им в процессе траления более опытные офи-
церы систематически перехавали свои прак-
	тические навыки. Лишь при этих условиях о
	‚ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ОПЫТА ЗАЧЕТОВ
	В мае в нашей части закончилась весен-
няя зачетная сессия — важнейший этап
проверки теоретических и практических
знаний офицеров. Оглядываясь назад, мож-
но сейчас сделать некоторые выводы 0б ор-
ганизации учебы офицеров, особенно руко-
	водящего состава, которые следует учесть
ири подготовке к осенней сессии и пря
организации учебы вообще.
	Сложность организации учебы офицеров
руководящего состава состоит в том, что
‚в большинстве случаев они сами ведут пла-.
	новые занятия с подчиненными, а с ними
такой учебы почти не проводится. Периоди-
ческие сборы и конференции дают много, но
организуются они еще редко. Поэтому основ-
	вым методом расигирения знаний остаетея:
самостоятельная работа над книгой. Успех
такой учебы зависит от ее целеустремлен-.
ности. правильного реборва метотики и кон-
	такой учебы зависит от ее целеустремлен-
ности, правильного выбора методики и кон-
троля со стороны штаба. Все это мы и учли
в 1947 году. Штаб стремился каждому
офицеру из руководящего состава помочь
в выборе метода занятий, в подборе титера-
туры, организовал консультации по важней-
шим дисциплинам.

Содействуя повышению знаний офице-
	pos, mab старался не связывать их какими-
	то обязательными для всех организацион-
ными формами и методами учебы. Каждый
офицер строил самостоятельную подготовку
по. своему усмотрению и занималея там, где
он считал нужных — дома, у товарища,
	‚В кабинете ит. д. Мы же в офицереком клубе
	оборудовали и снабдили всем необходимым
специальную комнату для самостоятельной
учебы,

В связи с предложениями, вынесенными
на партийном ‘собрании, по наиболее елож-
	линам подробные коненекты; глубоко ана-
лизировали опыт войны, выполнили ряд
оперативно-тактических и технических
расчетов и т. д.

Но все же нам, работникам штаба, при-
шлоеь с горечью констатировать, что мы
недооценили вошровы организации само-
 стоятельной ‘подготовки офицеров. Некоторые
‚из нае ошибочно думали, что. в. самостоя-
‘тельную подготовку вмешиваться не следует
‘и что, мол, офицеры, которым доверено
учиться самостоятельно, и без нас знают,
чем и как им заниматься. Это мнение ока-
залось глубоко неправильным. Зачеты по-
казали, что некоторые офицеры не могут
самостоятельно работать с учебником, при
изучении материала порой упускают глав-
ное, много времени теряют на второстенен-
ное; Отеюда напрашивается вывод, ‘что
офицерам. штабов и командирам частей
‘следует повседневно интересоваться; как
занимаются ‘их полчиненные самостоятель-
	  ВЮ, НАаправлять их и помогать им изучить в
	первую очередь те BOUPOCEI, ROTOpEIE труд-.
но’ усваяваются.

Серьезная ошибка была допущена ив
организации сессии. График слачи зачетов
был. составлен так, что командиры частей
не могли присутствовать при ответах сво-
их подчиненных,

Технический состав у нае сдавал зачеты
только но своей специальности. А опыт
повседневной жизни в нашей части пока-
зывает, что с офицеров инженерно-техни-
ческой службы нужно было ‘спрашивать
также и знание общевойсковых дисциплин,
В том числе тактики и особенно. уставов.

И еще одно, по-моему, серьезное упуще-
ние имело место в нашей части: мы ‘не про-

7 У $. . г м7 hel оз LiVeR BP Ua PO AUD, ee RE ene ee
седе со мной откровенно сказал: «Han Действия командира должны быть о вопросам мы организовали и нровели Toaurpasorauxn 8 Hamel авиачасти — м на другие корабли. сни смогут в кратчайший ‘ерок стать подно-
‘командир интересуется буквально всеми   быстры и решительны. Эти качества! 8 8706 для старших офицеров” в вечерное   Ha тральщике, гле командиром лейтенант! ценными вахтенными офицерами и знато-

vn wane это в основном бывалые летчики, итурма-
новинками по кораблевождению, и мне при-   не рожлаютея › вместе с человеком,   ВРЕМЯ несколько докладов и лекций, груп- 1 Пясковский, сигнала не заметили.  Здесь  ками специальности. Только непрерывно
р RANCYCIRTaIIGD BR Wartl we uneryewar.   HBL или. техники. И. они, бесспорно. смогли и ИЕР THA е заметили. о есь У а НН РЕ: _ Hempep ean
	ходится, прежле чем лелать ему какой-ви-
будь доклал, вначале самому основательно
проштудировать необхолимые документы и
пособия, чтобы ве попасть впросак. А по
знанию астрономии, тактической навита-
ции и театра я еле успеваю за ним тя-
нуться». :

И действительно, капитан 1  разга
т. Иванов ничего не упускает для повы-
шения токтической грамотности офицеров
корабля.. Так, поступившие недавно на ко-
рабль таблицы, упрощающие расчеты ечис-
Лимой высоты и азимута светил, им были
в течение дня освоены, а еще через день
штурман корабля уже сдавал по этим таб-
линам т. Иванову зачет.

Такая повседневная требовательность
команлира. корабля, безусловно, подтягивает
весь офицерский состав. пелеустремляет
	МЕНИНГРАД, 7 июля. (ТАСС). В Ленин-
градском торговом порту досрочно (на 38
часов раныше срока) проведена разгрузка
парохода «Петрозаводск».

Июньский план переработки  трузов

цовые консультации в часы, не предусмот-
ренные графиком.

Зачетная сессия показэла, что большин-
ство офицеров много и плодотворно рабо-
тало над своим образованием. Ночти все
офицеры составили по важнейшим лисцин-
	4 ‘приобретаются им на практике. Но pe-
шать какой-либо вопрос практически, не
разобрав его предварительно теоретически,
	не сделав необходимых расчетов, почти
невозможно. Наверняка 6vier  pore-
	невозможно. Наверняка будет  поте-
ряно даром. много времени, прежде чем
случайно не будет найдено правильное
решение; Такой путь подобен блужданию
в темноте. к

Предварительный же теоретический раз-
	бор подгражет правильное практическое
разрешение.
	Сочетание теории и практики в учебных
походах как раз и лает то, что мы казы-
ваем опытом. Приобретенный таким обра-
зом опыт — лучшая награда за труды,
положэнные на изучение этих вопросов.
	Напитан 3 ранга И. ПРОЗОРЗВ.
	онинтрадокие портовики . выполнили На
126 процентов. Сула «Верхоянск», «Мар-
шал Говоров» и «Волочаевек» были pas-
	вы подготовиться и успентно слать зачеты,
скажем, в 00 оме программы офицеров штаба.
В лальнейщем эти знания немало помогли
бы им вести повседневную работу.
	вайор А. СУШЕНИОВ.
	осваивая на практике все то новое и цен-
ное, что внесзно Отечественной войной,
молохые офицеры сумеют выполнить с вы-
соким качеством поставленную перед HUT
боевую задалу.
	ани 0. рАВИЗСКИЙ.
	Балтийский флот.
	вахту правил мололой, неопытный офицер
Кондратенко, ‘а командира на мостике не
было. Нужно оказать, что, покидая
мостик, т. Цясковский не проверил знаний
офицера Кондратенко, хотя ему было из-
вестно, что тот впервые заступил на ходо-
вую вахту. В

Казалоеь бы, что т. Вонлратенко должен
	СКОРОСТНАЯ РАЗГРУЗКА ПАРОХОДОВ
	Ценное носледованке Бакинской морской обрерватории
	Энергетический HECTHTYT Академии наук
Азербайджана проводит большую работу по
выбору типа ветродвигателя для широко-
го использования в сельском хозяйстве
	Апиеронското полуострова. Для этого по-
	требовалось провести ряд научных иесле-
дований.

При составаении метеорологической ха-
рактеристики полуострова необходимо бы-
ло изучить, как изменяется скорость ветра
в зависимости от высоты  приземного слоя
воздуха, Разрешить эту весьма сложную
задачу взялась группа научных ботрудни-
ков Бакинской морской обсерватории. В те-
чение лвух месяцев группа провела то
	зования силы ветра зона воздуха. это дает
возможность приступить к проектированию
наиболее экономичных в условиях Апше-
ронского полуострова ветродвигателей.
	Энергетический институт выражает бла-
годарность коллективу Морской обсеервато-
рии—инженер-капитану Зенику, подпол-
ковнику Колычеву, инженерам-гидроме-
теорологам ИГииману, Кузьменко, Семо-
ву, Юткину и Мезиной за их ценный вклад
в изучение метеорологичееких условий Ап-
шерона.
	Директор Знергетичесного института
Академии наук Азербайднансной ССР

И ЕСЬМАН.

Встреча морских летчиков с молодогвардейцем
	В клубе Н-екой краснознаменной части
состоялась встреча морских летчиков ©
бывшим ‘членом подпольной офгавизации
Краснодона «Молодая твардия» Радием Юр-
ВИНЫ,

› 0 романе Александра Фадеева «Молодая
гвардия».  запечатлевшем ` гороическую
	борьбу советской молодежи против гитле-
	ровцев, говорил секретарь комсомольской
организации части старнина ПГиряев. Вы-
ступавиые на вечере комсомольцы подели-
Лись своими впечатлениями о созданных в
этом произведении образах мололых героев
натего времени.

Горячо был встречен присутствующими
летчик морекой авиации млалиий лейтв-
	мы лисхольм. Их отличительное свойетво—
независимость создаваемого давления от рас-
хола воздуха.
	Одна из еложных проблем при иенользо-
	нант Радий Юркин. Он поделился воспоми-
наниями о возникновении «Молодой reap-
	дии», о ее борьбе с немецкими оккупантая о
и :
	Тов. Юркин. повелал также о сульбе_
‘оставигихея в живых молодогварлейпев.
	оставигихся в о живых молодогвардейцев.
Ero рассказ был BBICIYMaH с большим вни-
мажием.

Участники. вечера послали теплое ПИСЬМО
матери организатора и руководителя «Моло-
дой твардии» Олега Кошевого — Enene Ни-
колаевна Копорой.
	Б. МЕДОВОЙ.
Н. ЛАПТЕВ.
	Тихоокеанский флот,
	гружены на 80 часов раньше срока, а те-  100 исследований, в результате которых

Морские газовые турб
	per и Веллер указывают, что предельная
мощность для нее достигает 50.000 квт,
тогда как для турбины с открытым циклом
	она не превышает 10.090 квт. Повышение
	34 проц. при полной нагрузке и 97—30
	проц. — при половинной.
	` Фирма Аллие Чалмерс построила экопе-
риментальную морскую газотуобиннуюуста-
	Газовая турбина появилась почти одно- > ской, внутренние полости установки но с0-, Давлений B IMIKTe BY Das YMeHbUAeT DASNG-   вании газовой турбины в корабельных ус-   новку мошноетью а ут
  д... расечитая-

гременно с паровой в конце прошлого столе- общаются с наружной атмосферой. Блатода-   ры турбины в 3 раза и теплообменных ан- ловиях осуществление реве:
q J реа. Потеря на   ну
тия. Долго ее развитие задерживалось. No nHocTpaHHbIM: AaHHbIM pa этому можно заметно повысить как cn ae BS pas. вращение отдельной турбины для о =. а Danity ena
В то. время разрабатывали цикл газовой > ольышее, так и наименьшее давление рабо- то обстоятельство чрезвычайно важно! хода получается _значительн on, пенча-
р АТА ратнортра бнаплимол 99 27 опа рмаато д panasentutiy: Аль хе ии eee ee ee ительно большей, чем   тые газовые турбины смешанного типа ¢

Е nm em eee pee mea wawwnh
	чего вещества (например 28 и 7 ата вместо
4и1 в открытом цикле) и тем существен-
но уменьшить размеры турбины и компрес-
	для корабельных установок.
Установки с закрытым циклом регулиру-
	ния дополнительных устройств, Их назначе-
	турбины с горением при постоянном давле-
рии. В такой установке компрессор засасы-
	в паровых установках. Применениереверсив-
Ной электропередачи представляется невы-
	отдельными камерами горения и общим pe-
генератором и один 20-ступенчатый осевой
	вает воздух и после сжатия подает его в  Ве — повыюнть экономичность работы тур-   но уменьшить размеры турбины и компрес-   ютея` весьма просто — понижением или по-   Годным ввиду большого воба тихоходных компрессор. На про НИИ BYE WOT ee uer
камеру горения. Сюда Же полводится в’ по- бивы. Ё числу таких дополнительных уст-  . сора. Уменышаются размеры и регенератора вышением рабочих давлений. Благодаря aTo-   MOTOPOB. Наиболее  простое решение этой нытывают : В и. РУ vine ing
мощью форсунок жидкое топливо. Получаю-   ройств относятся: : ‚   веледотвие повышения коэфициента. тепло-   му коэфициент полезного действия мало из-   проблемы — использование реверсивного   газа в м и
щиеся в результате горения газы направля-  Регенерация для подогрева воздуха   передачи. . ре меняется с изменением нагрузки. гребного винта с поворотными лопастями.   до. 732°Ц. В а ° veqoonat

Wrea Bo mnbwes womaw envanmemm nan эттаблтаязнтте о muntinunma ragsywe Атаглтата ЕВЕ Не ИИ ares Unn uw А ааа НЯ
	рабочее вещество (в данном случае воз-
дух} получает тепло в нагревателе.
	В полузакрытом цикле, предложенном
фирмой Зульцер, воздух из наружной атмое-
феры засасывается компрессором низкого
давления только в количестве, необходимом
для горения топлива, и сжимается до наи-
меньшего рабочего давления. Затем он сме-
шиваетея с постоянно циркулирующим в
системе. количеством . воздуха, «Вея ‘смесь
сжимается в`компрессоре до наибольшего ра-
бочего давления в цикле.

После этого общий поток воздуха разде-
хяется на две части. Меньшая часть направ-
ляется в камеру горения. Образовавшийся в
ней газ совершает работу в турбине ‘для
вращения электрогенератора или гребного
винта и затем выпускается в атмосферу.
Другая часть проходит через воздухонагре-
ватель, внутри трубок которого протекают
продукты горения ‘перед входом в только что
упомянутую турбину, 3 затем поступает в
	турбину, приводящую в движение компрес-
	соры.

Для корабельной техники циклы Эшер
Висе и Зульцер представляют наибольший
интерес (особенно для установок большой
мощности с переменным ‘режимом работы). В
них основное рабочее вещество — воздух,
не дающий отложений на лопатках турбины.
Улельные об’емы воздуха при входе и выхо-
де из турбин и компрессоров небольшие.
В установке Зульцер турбина имеет давле-
ние выпуска, равное атмосферному, как. ив
открытом цикле, и вся развиваемая ею
мощность используется для врашения греб-
ного винта. Поэтому’такие установки мо-
гут иметь гораздо меньшие габариты,
Создатели азролинамической турбины Аке-
	‘Использование высоких рабочих давлений
при высоких температурах в закрытых цик-
лах связано с некоторыми затруднениями.
ни остроумно устраняются конструктив-
ным устройством отдельных частей. Напри-
мер, изоляция корпусов газовых турбин по-
мещается не снаружи, как это делается в
паровых установках, а внутри.

Выбор материала для рабочих лопаток, га-
зовой турбины завиемт от температуры,
Она близка к температуре Газа при впуске
в мнотоступенчатых турбинах и при выпуе-
ке — в олновенечных. Поэтому в последнем
	‘случае можно допустить ‘значительно боль-
	IY наивыенгую температуру в цикле.

Но коэфициент полезното действия одно-
венечной турбины значительно меньше, чем
многоступенчатой. Для одновенечной тур-
блны в реактивном двигателе «ЮМ0»-004
для самолетов он показан только в 76,0
проц. На испытаниях же установки в
4.000 квт с многоступенчатой реактивной
турбиной он был определен в 88,4 проц.

0 том, как влияет начальная температу-
ра газа на термический коэфициент полез-
ного действия, можно судить, например, по
нижеследующим данным фирмы Броун-Бо-
вери для’ стационарных установок: при тем-
пературе в 600°Ц-—30 проц., при 650°П—

2,5 проц. и при 700°Ц — 35 проц.

Для сжатия воздуха. нанбольшее pacnpo-
странение находит осевой компрессор. Воэ-
фициент полезного действия его значительно
выше, чем у центробежного, и равен 84,5—
85,0 проц. Для пентробежного же компрес-
copa B реактивной установке Ромле-Ройе для
самолетов он составляет 76,0. В экспери-
ментальной морской установке фирмы Элли-
от применены винтовые комнрессоры систе-
	ются в турбину и там совершают работу.
Для снижения тёмпературы этих газов до
допустимой величины воздух должен пода-
ваться в камеру с большим. избытком (в
5—6 раз больше количества, необходимого
ля горения). Вследствие этого  зна-
чительная доля мощности газовой тур-
бины (до трех четвертей при нормальных ус-
ловиях работы) затрачивается на сжатие
воздуха в компрессоре. На вращение элек-
трогенератора или гребного винта исполь-
зуется только остаток мощности. Чем ниже
коэфициенты полезного действия газовой
турбины и компрессора и чем ниже доту-
	стимая температура газа, тем меньшая
мощность передается на гребной вал. Тер-
мический коэфипиент полезного действия не
превышает 3 проц. “

В 1908 году была предложена газовая
турбина, работающая по циклу се горением
при постоянном 0б’еме или по взрывному
циклу. В этой установке все процессы про-
исходят периодически и управляются кла-
панами,

Главные недостатки её; трудность 0бес-
печения автоматической работы клапанов и
сильно меняющиеся давление впуска и ско-
рость истечения газа из насадок. Термиче-
ский коэфициент полезного действия этих
установок не превышал 14,5 прод.

° Современный этап развития газовой тур-
бины характеризуется возвращением в раз-
фаботке цивла с горением при постоянном
давлении. Крупные успехи в металлургии и
аородинамике. за последнее время устранили
те затруднения, которые тормозили развитие
турбины в начале столетия. Описанный вы-
me простейший цикл работы газовой турби-
an сейчас совершенствуется путем введе-
	Но такие конструкции тазработаны ‘пока

телько Aas установок MOMIHOCTEIO He болез
8.000 x.
	Мы не имеем здесь возможности сколько-
нибудь подробно описывать известные газо-
турбинные ‘установки. Ограничимея лишь
кратким их перечислением.
	Наибольшее количество газовых турбин
производит фирма Броун-Бовери К°. В 1945
тоху онз строила для различных стран
10 стационарных установок мошностью от
1650 до 13600 л. с. Эта фирма уже выра-
OcTaha стандартные типы стационарных
установок мощностью B 6800 7.13600 4. ¢.

Фирма Эллиот испытала на стенде мор-
скую тазовую турбину мощностью 2.500
Л. с. Эта установка двухвальная. Она снаб-
жена регенератором, имтет два компрессора
© промежуточным охладителем воздуха и
две турбины, се отдёльными камерами горе-
НИЯ.
	Фирма Федерал” ШипбилдинР энд Драй
Док К? разработала проект замены порнене-
вой машины на судах типа Либерти мошно-
rho B 2.500 a. c. газотурбинной установ-
KOH ‘системы Эллиот мощностью 3.300 л. с.
Ожидается расход топлива 0,196 кг/ле-ч,
коэфициент полезного действия—29,7` проц.
вместо 24,3 проц. у паротурбинной. Вес
уменьшается приблизительно на 15 проп.,
0б%ем — на 23 проц., площадь — на 45
проц. Если газовая турбина выйдет из строя,
то ее заменит паровая’ момае ‘тью в 390
Л. ©. и обеспечит судну скорость 5.5 узла.
	Морская установка системы Эшер Bruce
мощностью в 8.000 л. с. должна иметь при
температуре воздуха 650—700? термиче-
ский коэфинциент полезного действия 32—

этому сокралжается расход топлива для до-
	стижения нужной температуры газа пря
впуске в. турбину;

промежуточное охлаждение воздуха B0-
ACH между компрессорамис низкого и высоко-
то давления; в результате уменьшаетея 09’-
ем воздуха, а следовательно, и затрата. энер-
гии на сжатие его в компрессоре высокого
давления;

вторичный подогрев. газа в отдельной ка-
мере горения перед впуском его в турби-
ну низкого давления; рабочее вещество по-
лучает добавочное тепло, без затраты энер
гии на сжатие воздуха:

0 влиянии всех этих JONOMBMTCALEBIX
устройств Ha термический коэфициевт по-
лезного действия установки можно судить,
например, по нижеследующим данным (тем-
ператупа газа при впуске в турбину равна
	650° Ц): : 4

термический коэфициент полезного дей-
ствия простейшего цикла составляет 20,2
проц., цикла с регенерацией — 26,6 прон.,
цикла с промежуточным охлеждением и ре-
генерацией — 29,2 проц. цикла © вторич-
ным подогревом и регенерацией — 28,1
проц. и, наконец, цикла с введением всех
трех дополнительных устройств — 32,2
прож.

Все эти циклы носят название открытых,
так как приемный ‘патрубок, компрессора и
выпускной патрубок турбины вообщаются. с
наружной атмосферой. Это обстоятельство
существенно ограничивает мощность агрега-
та. Для устранения этого недостатка предло-
жены закрытые и полузакрытые циклы,

В турбине с закрытым пиклом системы
Эшер Висе. так называемой аэродинамиче-
	предполагается изменение этой ‘установки:
турбины будут работать не параллельно, а
последовательно, со свторичным подогревом
газа; компрессоры будут снабжены проме-
жуточным охлаждением воздуха. В stom
случае ожидается чрезвычайно высокий тет-
	мический козбициент полезного ‘дойствия,
разный 40 про. <
	Сравнивая. газовую  турбину! в другими
двигателями, можно отметить следующие ве
особенности. Как и паровая турбина, ona
по своему конструктивному устройству mpo-
ще двигателя внутреннего горения. В ней
отсутствуют ‚те. многочисленные. вепо\ота-
тельные механизмы и ‘трубопроводы между
ними, которые необходимы для работы па-
ровых котлов и конденсационных установок.

отичестве = обслуживающего персонала
	у =. Ты.

уменьшается. Не столь велика и потребность
в воле.
	Газвивземая в одном агрегате мощность
У газовой турбины‘ значительно больше,

wrmee 2
	‚46М у двигателя внутреннего горения.   №
	при открытом цикле‘она уступает паровой
турбине. Газовую турбину можно считать
достаточно экономичной лишь при нали-
чии добавочных устройств. В этом случае
она может успешно конкурировать с двига-
телем внутреннего горения. Газовые турби-
НЫ допускают сжигание менее хорогих cop-
тов топлива, чем двигатели внутреннего
горения.
Таким образом, становится понятной та
роль, которая в ближайшем будущем отво-
ANTCA газовой турбине как главному судо-
вому двигателю.
Член-корреспондент Анмадемии
наук СССР инменер-контр-
адмирал М. ЯНОВСКИЙ.