декабря 1946 г., среда, № 284 (2465) .
			Флот
	Опровержение. ТАСС ,
	Итальянские газеты «Джорнале Лелла
	Сера», «Италия Нуова» и др., & также риу-
	ское радио распространяют измышления 0
том, что якобы в советской: зоне оккупация.
Германии имеются концентрационные лаге-
ри для военнопленных итальянцев и что
60 военнопленных итальянцев было рас-
стреляно з» попытку бежать из концентра-
		ционного лагеря, a 64 военнопленных,
итальянца были убиты при переводе их
из одного лалеря в другой.

ТАСС уполномочен ззявить, что указана
ные сообщения не имеют под собой никаких
оснований и являются злонамеренной вы-
ДУМОЙ.
	ПАРТИЙНЫХ СОБРАНИЙ
	Телеграмма В. И. Молотова
	’. Президенту Академии наук СССР академику С. И. Вавилову
	Секретарю Академии наук СССР axanemury НА Bpyesnuy
Москва.
	‚Ириношу глубокую благодарность Академии наук и лично Вам за оказанную
Уне советскими учеными высокую честь — избрание меня почетным членом Акаде-
мии наук СССР. Поставленные нашим великим вождем И. В. Сталиным задачи’ «пре-
взойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны» достойны
ученых, путь которых вперед освещен светом учения маркоизма-ленинизма п раечи-
щен от пережитков прошлого великими завоеваниями нашей Советской Родины. Служа
своему народу, мы испытываем тем большее удовлетворение, что в теперешних Уело-
		внях этим мы служим всему делу прогресса и лучшим целям науки.
	Подготовка корабля.
« штормовому походу
	командира корабля
	Заметки помощника
	Корабли Черноморского флота продоле
жают в трудных осенне-зимних условиях
совершать учебные походы, вести боевое
траление. Успех штормового плавания за-
висит от того, как тщательно приготовлен
к нему корабль,

Всякий корабль, находящийся в строю,
имеет об’явленную степень тотовноети К
	выходу в море. Собобразуясь е нею и с HO-
лученной задачей, командир обязан при-
нять все меры к тому, чтобы корабль свое-
временно был готов к походу и мог снять-
ся с якоря с точностью до. минуты и в IW-
бых условиях. Заблатовременное принятие
всех мер, обеспечивающих быстроту ма-
невра, четкость и слаженность всех дей-
CTBAH во время с‘емки, достижение наи-
большей бестумности при выходе из базы,
умение работать у якорных устройств но-
чью без освещения — важнейшие обязан-
ности командира корабля и его помощни-
ков. Несоблюдение этих правил может по-
ставить корабль в тяжелое положение.
	Мы не будем описывать того, что и ках
должно быть приготовлено к походу. Все
это изложено в инструкциях и наставле-
ниях. Но весьма полезно, особенно для мо-
додых моряков, рассказать о некоторых
поучительных случаях.

Перед войной один из кораблей вышел
в море. Помощник командира проверил пе-
ред походом крепления грузов и предметов
на верхней палубе. Казалось, что все в
порядке. Но вот начался шторм в 8 баллов,
Волны сорвали под’емную стрелу. Позже
было установлено, что нроржавел фунда-
мент крепления, Этот случай навсегда за-
помнили все офицеры, особенно помощни-
ки командиров. Они стали тщательнее про-
верять прочность крепления предметсв.

Расскажем, как готовится к выходу в
море гвардейский крейсер «Красный Кав-
каз».

Главный боцман гвардии мичман Суха-
нов проверяет кренления по-походному пред-
метов на верхней палубе. Вот он остановил-
ся у приготовленной к походу шлюпки.
Главный боцман выяеняет по записям, ког-
да были заведены лопаря для спуска
ШлюЮПкЯ. , Г

— Три месяца? Выдержат, ербк пх
службы — шесть месяцев, — говорит Суха-
нов и рассказывает молодым матросам 9
	не потребовал от подчиненных соблюдения
правил, не проверил, как они пригоговили
свое заведывание к походу. :

0с0бое внимание надо обращать на 10,
чтобы все иллюминаторы, люки, горловины
были плотно закрыты и личный состав ни
в коем случае не открывал их. Здесь мож-
но привести такой пример. Гвардии лейте-
нант Изанув ие обращал особого внимания
на исправность своего заведывания. Велед-
ствие этого люк в кузницу, находящийся
на верхней палубе, долгое время не был
отремонтирован, Во время шторма туда на-
верняка могла попасть вода и отсек зато-
цило бы. Потребовалось специальное лри-
казание старшего помощника командира,
чтобы люк привели в исправность. Хазак-
терный пример нарушения правил открыва-
HHA люков был на крейсере «Красный
Крым». Главный старшина Лолгорук не
знал того, что во время ‘шторма нельзя от-
крывать люки. Без особой надобности, эн
приоткрыл люк и начал спускатьея в 1ю-
мещение. Волна ударила по крышке. В ре-
зультате, помещение заполнилоеь водой, а
старшине Долгоруку отшибло руку.

При выходе из баз и портов корабль
некоторое время движется но узкому фар-
ватеру. Поэтому после. с’емки с якоря
нельзя тотчас крепить ero по-походному,
Лишь после выхода из узкости подаетея
команда «Якорцепь, обтянуть. Походные
крепления положить». 0 выполнении этого
приказания докладывают на ходовой мо-
стик. Но на крейсере «Молотов» был слу-
чай, когда корабль достаточно удалился
от базы, а якорь все еще не был убран и
волной его било о’борт. Это — не к лицу
баковой. партии и помощнику командира.

Иногда не соблюдаются правила и при
постановке корабля на. якорь. Большое
	SHAYCHHE имеет вопрое, с какого хода ero:
	отдавать—с переднего или заднего. На крей-
серах — якоря системы Холла. Они лучше
забирают при отдаче с заднего хода. Нельзя
отдавать якорь, когда корабль вовее не
имеет хода. Этого не учли на тральщике,
где. командиром старший лейтенант Ива-
вов. Цепь наложилась на якорь, лапы его
запутались, и он не забрал грунта. Ko-
рабль начал быстро дрейфовать. Поэтому
перед отдачей якоря надлежит ‘отработать
машинами малый ход назад. —

- Если глубина ЯКорного места ‘большая
	_ Помочь комсомольской организации
стать вожаком молодежи _
	B комсомольской организации эсминца
«Бойкий» много существенных недостат-
KOR. ` ЕЕ
	Бюро ВЛЬСМ из месяца в- месяц намеча-
ло ненлохие мероприятия: беседы-и док-
лады ев коммунистической морали. о жизни
замечательных людей, об истории корабля,
намечались также экскурсии по историче-
ским местам боев за Севастополь. Но эти
мероприятия оставались наз бумаге.
	Вся практическая ‹ деятельность ‹ бюро
ВЛЕСМ по существу сводилась к тому, что
оно заседало. Но и заседания носили свое-
образный характер: они были поевящены
разбору персональных дел. комсомольцев,
будто кроме нарушителей в организации
никого болыне’ нет-- : Toes
	Бомсомольцы эсминца «Бойкий», конеч-
HO, не сидели сложа руки. Они прово-
дили ‘технические -конференции с- молоды-
ми ‘матросами, обучали. молодежь илава-
нию. хождению на шлюпках ит. п. Но вов
	это делалось без. квалифицированного руко-
	BOICTBA специалистов, проводилось 0есси-
стемно, по-кустарному.
	Почему же не было нз комсомольских
собраниях докладов о замечательных лю-
дях нашей страны, о народных героях?
Или взять историю корабля. Беспре-
дельной преданностью Родине проник-
вуты боевые дела экипажа эсминца, награ-
денного во время войны орденом Крас-
ного Знамени. Но молодые моряки, недавно
пришедигие на корабль, не знают 0б этом.
	Ночему так редки в комсомольской ор-
ганизации. споры по вопросам этики и мо-
рали? Почему в среде комсомольцев не
встречают должного отпора «похождения»
отдельных матросов на берегу, а обсужде-
ние того или иного проступка сводится
лишь к разговору о мере взыскания? Ведь
	нужно воспитывать у молодежи высокие
жа льные качества.

сгда такие вопросы встали перех ‘ком:
мунистами на отчетно-выборном нартсоб-
рании, они пришли к выводу, что слабая
постановка  идейно-политического восни-
тания молодежи на‘ корабле об’ясняется.
прежде всего недостаточно конкретным _
партийным руководством. комсомольской...
организацией.

Парторг т. Мыеков в отчетном докладе we
откровенно заявил: +

— Партийное бюро допустило серьезлую в
ошибку. Почти год назад к’ комсомольской ~ -
организации был прикреплен один из чле-
нов бюро т. Недалько. Подошли мы к этому
вопросу формально, руководетвуяеь един-
ственным  соображением — дать человеку
какую-нибудь партийную работу. Наша
	  ошибка усугублялась тем, что за весь этот
	пернод бюро ни разу не спросило т. Недаль-
ко, какую же помощь он оказывает: комсо-
мольской организации. Мы, в частности, не
подозревали, что т. Недалько даже: засе-
‘дания комсомольского бюро не поеещал,
И только незадолго до настоящего собрания
пришлось убедиться, что наш «прикре-
пленный» имеет. слишком мало данных для.
того, чтобы влиять на практическую дея-.
тельность комсомольской организации.

Нет ничего удивительного в том, что на
отчетно-выборном партийном _ собрании
	отчетно-высорном партийном собрании. >

много ‘говорилось 0 pabore комесмольской ~~
	организации. Участники собрания крити-
ковали парторга и членов бюро за слабое -
руководство комсомолом и дали новому. с06-_
таву партийного бюро наказ — повседнев-

HO И по-деловому руководить ` комсомоль-
ской организацией, помочь ей стать под-
линным вожаком и воспитателем молодых

моряков корабля.
Капитан Н. ОГНЕВ.

Черноморский флот. (По телеграфу ot _.
	но-Морского Флота. По берегу моря процес-
сия направляется к Пирите и вступает пох
<ень соснового леса. Здезь, на высоком. не-
чаном холме, развеваются траурные флаги,
Гроб устанавливается над открытой могилой.
Траурный митинг открывает Заместитель ^-
Председателя Совета Министров Эстонской
CoP тов. Пусеп. Выступают Предеедатель“^
Совета’ Министров ‘Эстонской ССР тов.
А. Веймер, депутат Верховного Совета СССР
Х. Пре, Председатель Президиума
Верховного Совета Литовской ССР Ю. Па-
тецкйе, заместитель Председателя Верховно.
го Совета Латвийской ССР П. Плесуме. Они
говорят о том, что вся жизнь И. Я. Вафеса
явилась замечательным примером служения
своему народу. Обнажив головы, застыли
в строгом молчании тысячи людей, собрав-
шиеся на лесном кладбише. Гроб с останка-
ми И. Я. Вареса опускают в могилу.

Траурный митинг окончен.

Звучат гимн Советского Союза н  гимя
	всё ли он сделал, что мог, действительно .
ли он так был близок к народу, как, хотел,
как стремился всю свою жизнь, — к нему
приходили многочисленные письма и адре-
са от благодарных, восторженных читате-
лей. и

Лучиеий друг поэта Чернышевский был
в это время в ссылке. Он писал своему.
двоюродному брату, просил зайти к Некра-
	  еову и передать ему прощальный привет:
	Общее собрание Академии наук СССР
	Вчера, 3 декабря, общее собрание Акз-
демии наук СССР продолжало работу.

Открывая заседание, академик С. И. Вз-
вилов огласил телеграмму. полученную из
Нью-Йорка. от тов. В. М. Молотова в связи
с избранием его почетным академиком Ака-
хемии наук СССР.
	Участники общего собрания  ветретили
ответ В. М. Молотова бурными аплодиемен-
ТамИ. о
	— От имени Академии наук Советского
Союза,— сказал 0. И. Вавилов, — позволь-
те выразить уверенность в том. что заявле-
ние нашего почетного академика В. М.
Молотова послужит новым стимулом дла
под’ема творческой энергии и творческих
сид всех советских ученых на благо нашей
Родины!

5 «к *

Вечернее заседание посвящается памяти
скончавшегося год тому назад бывшего прэ-
зидента Академии наук СССР, выдающегося
советского ученого-ботаника,  зкадемида
В. Л. Комалова.
	Во встушительном слове академик 0. И.
Вавилов охарактеризовал многолетнюю на-
учную деятельность В. J. Комарова, ero
самоотверженное участие в строительстве
советской науки. Отметив главные черты
замечательного ‘ученого-гражданина — не-
обычайную энергию, талант и широту на-
	учного кругозора, академик Вавилов под-
черкнул, что эти качества ученого с особой
	силой проявились в его фундаментальных
исследованиях флоры Дальнего: ‘Востока И
Северо-Восточной Азии. Дооконца своих
дней академик Комаров не оставлял научной
	работы; ее результатом явились двенадцать
томов монументального труда «Флора СССР».

Академик Вавилов говорит далее о вы-
дающихея результатах, достигнутых В. 1.
Комаровым нз посту президента Академии
наук СССР. Многочисленные филиалы Ака-
демии наук в Грузии, Армении, Азербай-
джане, Казахстане постепенно выросли в
самостоятельные республяканские акаде-
уии, ставшие важными центрами науки,
Академик Вавилов напоминает о неустанной
работе В. 1. Комарова в ‘годы Отечественной
зойны по мобилизации ресурсов Hamil
страны для нужд Красной Армии и оборон-
ной промышленности. Эту работу пламен-
ный советекий патриот сочетал с интенсив-
ной публицистической деятельностью. В. 1.
Комаров был удостоен звания Героя Социа-
листического Труда. Таким героем он оста-
валея до последнего ‘дня евоей жизни!

В течение 9 лег академик Комаров руко-
водил Академией наук СССР. Празднование
220-летнего юбилея Академии было торже-
ством не только советской науки, Академии,
HO H 66 замечательного руководителя, ака-
демика Комарова,’ выдающегося ученого
ленинско-сталинской энохи.

Слово предоставляется академику J. А.
Орбети, выступившему с докладом на тему
«Академию В. Л. Комаров как президент и
член Академии наук СССР». Затем с докла-
дом выступил академик В. Н. Сукачев, со-
общивший о научных трудах покойного
ученого. . }

Сегодня. 4 декабря, состоятея заключи-
тельные заседания общего собрания Акало-
	мии наук. (ТАСС)
		памятном случае. В 1937 ‘году на корабле  (40—50 м), то нужно предварительно
	проводилось учение «человек за бортом».
Прочность лопарей заранее не была п-
	стравить якорь через шпиль («отхажи-
вать») приблизительно на три. четверти
	верена. погда начали спускать “илюпку,   глубины и только. после этого отдавать
	лопнули сперва кормовые, а затем носовые
лопаря, и все шесть гребцов упали в воду.
Проверка готовности корабля к походу
продолжалась. В кубриках подразделений,
где командирами гвардии старший лейте-
нант Цыганов и гвардии лейтенант Алек-
сиков, не закреплены столы, банки, зеркало
и другое имущество. Матросам и старши-
нам было тут же раз’яснено, почему ни
один предмет нельзя оставлять незакрен-
ленным.
При проверке К походу пятой боевой ча-
сти было обнаружено, что систерны не за-
	  полнены ло конпа’ топливом. Личный co-
	став подразделения не знал, почему надо
это делать. Матросам не об’яенили, что
если систерны не заполнены, то образуется
так называемая свободная поверхность ма-
зута, воды или другой жидкости, которая
отрицательно влияет на остойчивость ко-
рабля.

На верхней палубе стояла на колесах
мотопомпа весом около одной тенны. Закре-
пили ев маленьким слабым концом. Стар-
щины“ Соловьев и Демченко считали, что
крепление достаточное. А во время шторма
концы безусловно не выдержали бы, помпа
тотда могла бы удариться о стоявший ря-
дом барказ, разбить его и упасть за борт.
Небрежизеть была допущена лишь потому,
что гварлий инженер-лейтенант Терентьев
	вистью произносилось крестьянами, — 4
всю жизнь отвфатили Некрасова от тнус-
ности помешичьих усадеб. Семнадцатилет-
	диски трения. Этим. пренебрег командир
корабля Н. и отдал якорь на глубине 60 ме-
тров. Якорцепь стала уходить все. быстрее.
	Вскоре ее уже нельзя было удержать шни-
	тем. ‘

Приведем еще сдин я, при-
мер. Капитан 3 ранга Коврыгин не знал
места постановки наз якорь и ‘не обратил
внимания на береговые знаки. Якорь был
отдан на подводный кабель. При с’емке с
якоря кабель был порван. Казалось бы,
что этот случай должен был мнотому на-
учить офицера: Коврыгина. Но ‘через ^не-
сколько дней ов снова допустил, ошибку.
Придя в базу, не обрашая внимания на
	  карту, береговые знаки и вешки, он отдал
	якорь. Богда стали его выбирать, то порва-
ли якорцепь. Прибыл килектор, поднял
якорь. Оказалось, что он был брошен в
средину стянутых противоторпедных сетей,
обозначенных вешкой, на которую коман-
дир не обратил внимания.

Все эти факты еще раз: показывают, что
плавание в осенне-зимних условиях тре-
бует безупречной . военно-морской. выучки,
строгого соблюдения. всех правил, настав-
лений и инструкций по подготовке корабля
к ПОХОДУ. \ oe,
Гвардии капитан-лейтенант

_ ГОЙЛОВ.
	Черноморский. флот.
		ВЦСПС и Министерство судостроитель-
ной промышленности. СССР, рассмотрев
итоги Всесоюзного социалистического со-
ревнования работников судостроительной
промьниленности за октябрь 1946 года,
признали победителями в социалистическом
соревновании следующие заводы и решили:

Оставить переходящее Красное Знамя
Совета Министров Союза ССР и выдать
первые премии:

Заводу, где директором тов. Иванов, сек-
ретарем парторганизации тов. Щербаков,
предзавкома тов. Шувалов.

Заводу, где директором тов. Румянцев,
	парторгом НА ВПО). тов. -[pemenron, -
	предзавкома тов. Курочкин.
Вручить переходящее Красное Знамя Co-
вета Министров Союза ССР и выдать пер-
	  BY ПРЕМИЮ:
	секретарем парторганизации тов. Штолин,

предзавкома тов. Лебедев, передав это зна-

мя с завода, где директором тов. Локшин.
Выдать вторые премии:
	оаводу, где и. 0. директора тов. Кедров,
	парторгом ЦЬ ВЁШ(б) тов. Пашанин, пред-
завкома тов. Еремеев.

Заводу, где директором ‘тов. Смирнов,
секретарем парторганизации тов. Лукьянец,
прелзавкома тов. Матвеев.

Заводу, где директором тов. Николаев,
парторгом ЦЕ ВКП(б) тов. Яремчук, пред-
завкома тов. Литвинов.

Заводу, гд> директором тов. Ефимов, сек-
ретарем парторганизации. тов. Однополенко,
предзавкома тов. Рыбаков.

Заводу, где директором Tos. Brox, cexpe-
тарем парторганизации тов. Лаврентьев,
прелзавкома тов. Субботина.

Заводу, где директором тов. Сургучев,
секретарем парторганизации тов. Велеско,
предзавкома тов. Шинкаренко.

Выдать третьи премии:

Заводу, где диоектором  тов. Прибытков,
секретарем парторганизации тов. Воронин,
предзавкома тов, Куприянов. = :

Заводу, где директором тов. Абрютин,
секретарем парторганизации тов. Козлова,
предзавкома` тов. Ксенофонтов.

Отметить хорошую работу заводов, где
директорами тт. Сидоренко, Локшин, Лев-
ша, Гостез и Сумин.
	на каждом конкретном примере можно и  Корр. «Красного Флота»).
	‹ ТАЛЛИН, 3 декабря. (ТАСС); Сегодня
эстонский народ проводил в последний путь
своего верного сына, одного из организаторов
‘и строителей Эстонской Советской Социали-
стической Республики, -видного-деятеля Со-
ветского государства — Иоханнеса Яковича
Вареса.

Десятки тысяч человек побывали в эти
дни у гроба И. Я. Вареса, пользовавшегося
всеобщим уважением народа.

В последний почетный караул становят-
вся представители латьийской и литовской
делегаций, прибывших на похороны И. Я.
Вареса. У изголовья гробз стоят Предевда-
тель Президиума Верховного Совета Литов-
ской CCP Ю. Палецкие, Заместитель Поедее-
	дателя Президиума Верховного Совета Тат-
	вийской ССР П. Плесуме и другие.

Товарищи Каротамм, Веймер, Сазонов,
Пялль. Трибуц и другие выносят гроб из
зала. Грюб устанавливается на лафете ору-
тия, за которым следуют е боевыми знамена
	ми подразделения Советекой Армии и Boeu-   Эстонской ССР.

«лентяям», подменяющим живое. дело празл-
	ным словоговорением, 10 TEM, кто «слабоват
умом и сердечком»... Да и невозможно даже
выписать все острые, беспощадные слова.
Так много их, так изобретательно перо He-
красова, когда нужно заклеймить палачей
или «одержимых холонским недугом», «ох-
ваченных сонной хандрой», остающихся в
стороне от борьбы.
Сам он приказал своей музе:
	Похороны И. Я. Вареса
	заводу, где директором тов. Перовский,
парторгом ПК ВКП(б) тов. Антипанов,
предзавкома тов. Александров.

ВЦСПС и Министерства судостроительной
промышленности СССР и выдать первую
премию:

Заводу, где. директором, тов. Резчик, пар-
торгом ЦЕ ВКП(б) тов. ”Пальчиков, пред-
завкома тов. Гармаш.

Вручить ‘переходящее Красное Знамя
промышленности и выдать первую премию:

Заводу. где директором тов. Задорожный,

гих других наших писателей. Как редактор
Некрасов был не только образцом кипучей
	организаторской деятельности и гигант-
	ской работоспособности; он стремился быть
непримиримо. принципиальным. —^*>

Не’ всетда умел, однако, Некрасов сохра-
HATS эту принципиальность в условиях, в
которых приходилось ему жить и ‘работать.
Его окружали хворяне-либералы, которые
настойчиво стремились вовлечь Некрасова
	425 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. А, НЕКРАСОВА
	Поэт-гражданин.
	YI гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений полчиняя чувству
	Всеобнимающей любви... BE ES

ое ‘ « 8 «6 2:18 @ @ a

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Эти  взволнованные строки Николая

А трисаррича Накпасоря awaman прозвучар-

ним юношей уехал он в Петербург.
Жилось ему в Петербурге трудно. Лишен-
ный поддержки отпа, он перебивалея слу-
чайной работой, переписывал чужие ру-
кописн, вел нищенскую жизнь, полную
лишений. Вскоре он собрал и напечатал

aman

в свою орбиту. Войкотом, : ‹ еплетней,  CRI
кой боролись они с враждебной aM Линней

‘журнала. С другой стороны, журнал” непре-

рывно. подвергался атакам. жесточайшей

цензуры того времени. Карандаш” цензора

зачастую вымарывал половину номера,

И о А

Or ликующих, праздно болтающих, .
Обагряющих руки в крови, :
Уведи. меня в стан погибающих

За великое дело любви!

«Перед дождем»,

И a р eee

«Скажи ему, что я горячо люблю его, ’

как человека, что’ я благодарю его за хоб-.

рое расположение ко мне, что я целую- его,

что я убежден: его слава будет беесмерт: В
на, что вечна любовь России к нему, Té-

ниальнейшему и благороднейшему из всех.
	Россия пробуждалась тогда.
	Гремел из-за рубежа  герценовский
«Колокол». С жадностью раскрывала пере-
довая молодежь книжки журналов, в Ko-
торых печатались статьй Чернышевского
и Добролюбова: втайне писались первые
ревелюционные прокламации.

Эта пробуждающаяся Россия ждала
своего поэта. ^

Й вот, вскоре после того, как была на-
печатана упомянутая  добролюбовекая
статья, — всего линь несколько месяцев

спустя, — тот же Добролюбов возвестил,
что существование поэта, о котором он
мечтал, — факт уже свершивщийся..

Он имел при этом в виду Николая Алек-
севвича Некрасова.

Творчество Некрасова было глубоко
народным. В его поэзию вошла и песня,
слышанная в’ детстве на волжских Gepe-
тах, близ отновского имения Грешнево, тде
прошли детские годы поэта, и плач кре-
стьянских детей на полях, и бурлачкий
вздох, похожий на затаенный стон.

Мрачные впечатления детства, горькие
воспоминания 00 отце,—тиничном крепо-
стнике-тиране, чье имя 6 затаенной чена-
первую книгу стихов. Она вышла в 1840
году. Называлась она. «Мечты и. звуки».
	Прочитав эту книгу, Белинекий осудил. ее
беспощадно.

Иного человека такая встреча, оказан-
изя первой его книге, могла’ бы ‘навсегда
отвратить от литературного пути. Но не
таков был Некрасов. Мысли, заключав-
шиеся в статье Белинского, ‘были слишком
близки к его собственным мыслям. Пози-
ции, с которых Белинский критиковал
‚творчество начинающего поэта, были хоро-
то понятны Некрасову.
	Он перечеркнул начисто все, что делал
д0 сих по).
	— А каков Некрасов-то! — воскликнул
Белинский несколько. лет спустя, когда
напечатано было стихотворение «Роди-
на». — Сколько скорби и желчи в его
стихе!..

Да, это был поэт, совсем не похожий на
того, кто написал «Мечты и звуки».

Некрасов и Белинский познакомились и
сдружились.

В 1846 году Некрасов с помощью дру-
зей приобрел ежемесячный — журнал
«Современник», основанный еще Пушки-
ным, Некрасов стал фактическим редакто-
ром этого журнала. Сотрудничали в нем
передовые русские писатели во главе с Бе-
линским. «Современник» стал средоточием
русской прогрессивной мысли, трибуной
революционной демократии. После смерти
Белинского  идейными — вдохновителями
«Современника» стали Чернышевский и

Добролюбов, которых Некрасов привлек к
участию. в журнале.

Как редактор Некрасов обладал необы-
чайно острых Чуветвом нового. Гончарон
говорил, что был у Некрасова «великий
талант отыскивать и приманивать людей».
Именно в «Современнике» увидели свет
первые произведения Л. Н. Толстого,
$. М. Достоевского, И. А. Гончарова и MHO-
	Алексеевича Некрасова, мощно прозвучав-
шие в середине прошлого века, могут быть
поставлены эпиграфом ко всему некрасов-
	скому творчеству, ко всей его жизни —
жизни вдохновенного художника и страст-
Horo борца. Некрасов был не только вели-
КИМ поэтом, но и великим гражданином сво-
ей родины. Вею свою жизнь, весь свой лите-
ратурный дар посвятил он благородной. идее
освобождения народа. Соратник Белинского,
Чернышевского, Добролюбова, он возвы-
шаетел в истории русской литературы как
проникновенный певен народного горя,
как гневный обличитель крепостничества,
как пламенный гуманист и демократ.
	Так и назвал его Владимир Ильич
Ленин, — «старым русеким демократом».
	°И эта характериетика, ланная поэту вели-
	Ким вождем, навечно поставила Некрасова
	_ В один ряд с виднейшими борцами за
° счастье трудящихся.
	Нелегок был поэтический путь Некра-
Сова.
Чтобы стать в лагерь борцов, он реши-
	‘тельно порвал с родительским домом, со всей
прежней своей средой, с беспристрастием
	судьи взглянул он на то, как жили вокруг
него сотни дворян—помещиков и чиновни-
Ков, из Числа Которых вышел он сам.
Он переоценил свои юношеские литетатур-
	` НЫе вкусы и пристрастия, начисто отказав-
	Ь От Того; что иные поэты называли
	_ ®ЧИСТЫМ ИСКУССТВОМ»,
	охота», «Воробейники», «Мороз красный
нос». и. другие замечательные ero стихи
	и поэмы © огромной художественной
глубиной и проникновенностью раскрыва-
ют. различные ° стороны ` крестьянской
	“HOT. различные стороны - крестьянекой
жизни. Эта тема в творчестве Некрасова
	увенчивается грандиозной эпопеей «Homy
Ha Pycu murs. xopomo». Bee. csoe ‘знание
страданий народных, вею свою ненависть,
любовь и надежду вложил Некрасов в эту
поэму.

Поэт чувствовал, как нарастзет в. крееть-
янах возмущение, и с нетерпением ждал
часа, когда грянет гневная троза народного
восстания:

Он призывал эту грозу:
	Грянь над пучиноо Моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чапгу народного горя
Bew расплеши!
		зачастую вымарывал половину = BOMCD Kc,
подготовленного Некрасовым к печати; Ут-
роза закрытия. не. раз нависала над «Сов-
	ременником» .
Чтобы унять бурю, бушевавшую вокруг
журнала, Неврасов; случалось, шел на ус-
тушки, порою’ даже вставляя либерально-
угоднические строки в свои стихи.
. Долго после смерти Некрасова,  веяче-
ски раздувая именно эти его срывы, ли-
бералы пытались причислить великого поз-
так  0806му лагерю. B 1912 roxy
В. И. Ленин напечатал в «Невской звезде»
статью «Еще один. поход на демократию»,
в которой Он гневно писал:

«Особенно нестерпимо бывает видеть,
котла суб’екты, вроде... кадетской братии,
хватаются за Ффаллы Некрасова, Щедрина
ит п, Некрасов колебался, будучи лично
слабым, между Чернышевским и либерала-
ми, но все симпатии его были на стороне
Чернышевского. Некрасов по той же личной
слабости грешил нотками либерального
угодничества, но сам же горько оплакивал
свои «грехи» и публично каялся в них».

Несмотря на короткле колебания и слу-
чайные срывы, Некрасов оставался верен
именно Чернышевскому и тем идеям, кото-
рые об’единяли эту передовую группу тог-
дашней революционной русской демократии.

Когда царское правительство, напуган-
ное ростом демократических сил, вовсе за-
крыло «Современник», Некрасов при пер-
вой же возможности арендовал «Отечест-
венные записки» и создал новую трибуну
	хля русской революционной мысли.
	Навечно в народной памяти сохранился
образ Неврасова как «великого поэта и 0б-
	щественного деятеля» (Жданов).
	Откройте том Некрасова и, хотя бы
	бегло, перелистайте его. Сколько бичующих
слов найдете вы чуть ли не на каждой стра-
нипе! Слова эти хлещут по «крокодилам,
змеям, скорпиям», терзающим русского му-
жика. 10  «самоловольным болтунам», по

русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он дей--
ствительно был человек очень высокого —
	олатородетва души и человек великого ума».

8 января н. ст. 1878 тода Некрасов
умер.

Многотысячная толпа провожала его
гроб. на кладбище, и похороны преврати-
лись в нериданную демонстрацию. Револю-
ционные организации возложили на его
могилу венок с надписью «От сопиали-
		Так беззаветное служение народу созда-
л0 поэту бессмертие. :
2 * &

Поэзия Некрасова живет не только в его
книгах, не только в школьных учебниках
н хрестоматиях. Она оказывает влияние на
нашу литературу и до сегодняшнего дня.
Знамя политической поэзии, завещанное
Некрасовым, высоко поднял Влалими Мая=-

ковский. Боевзя поэзия Лемьяна Белного:
	вела свои истоки от Некрасова. Продол-.

жают учиться у него и наши о
поэты.
	Народность поэтического искусства He- ~~
	красова, высокая идейность его творчества: .... =.
	лужат для напих о писателей о

щим примером. me
В «Железной дороге» Некрасов сказало -

русском народе: - :
- Retuecer see—a muporyio, ACHY1O
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только— жить в эту пору
	прекрасную
	Уж не придется ни мне, ни тебе.
Сорок лет спустя после смерти позта-на-
	род наш вышел Ha TY широкую и ясную
	допогу, 0 которой мечтал поэт.
Неуклонно движемея мы. вперел по а
	APOE.
	Еще юношей Некрасов узнал Петербург
со всей изнанкой его столичной жизни. Он
увидел не ту жизнь, что сверкала блеском
военных парадов и великосветских балов,
не тот Петербург, который принято было
описывать в печатавшихся тогда стихах,
рассказах, романах, Некрасов видел нищих
чиновников, бедноту, гнездящуюся в сы-
рых подвалах, дроги, плетущиеся на клад»
бище,— то же дикое угнетение, которое
равно калечило жизнь городского бедняка
й жизнь раба-мужика.

«Размышления У парадного ’ под’езда»,
«Железная дорога», «Плач детей» — это
суровый нриговор деспотическому строю.

Некрасов всегда возвеличивает борцов за
свободу, тех, «кто на смерть был готов
итти за страждущего брата».

Еще при жизни своей стяжал себе He-
красов любовь и славу. И когда в поелёд-
пие годы жизни, мучимый тяжелым неду-
TOM, OH терзался мрачными сомнениями,
	В те годы, когда от стиха к стиху мужал
поэтический голос Некрасова, когда все су-
ровее и беспощалнее становилась его муза, —
	_ Добролюбов в одной из своих статей говорил
_0 том, что России нужен поэт, который, со-
_Четая пушкинскую красоту и лермонтовскую
силу, еще больше приблизилея бы к про-
(TOMY народу. сумел бы © глубоким реа-
	TH3MOM изобразить его жизнь, вскрыть
причины его страданий, разоблачить вею
	_ Тнусность его угнетателей.
	И жив в нантих рядах, жив по сегодня _
и навеки, непримиримый, вольнолюбивый.
дух великого поэта-борца.

ор ве м ОЕ