5 декабря 1946 г., четверг, Ne 280 (2466)
				САМАЯ ЯРКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ЗЕМЛИ
	И. З-ОРОВСКИЙ
~<—>
	лезнодорожный, водный и воздушный
транспорт, ‘банки, средства связи, органи-
зованные государством крупные сельскохо-
зяйственные предприятия (совхозы, маши-
нотраклорные станции’ и т. п.), а также
коммунальные предприятия и основной жи-
дищный фонд в городах и промышленных
пунктах являются государственной соб-
ственностью, то-есть ввенародным достоя-
нием» (Конституция СССР). Это значит,
что в руках народа находятся реальные. 0с-
новы его жизненного благополучия, что на-
род — первый и единственный, полновлает-
ный и свободный хозяин своей судьбы,
своего счастья, И в этом заключается са-
мое важное и самое ценное. сРоЙйство под-
линно народной демократии, какой являет-
ся демократия советская, социалистическая!
«...Советский общественный строй язляят-
ся подлинно народным строем, выросшим
из недр народа и пользующимея его могу-
чей поддержкой...» (Сталин).

В силу всех этих особенностей советский
демократизм является благодатнейшей печ-
вой, из которой бьют источники трудовой
активности народных масс. Эта активность
принимает самые разнохарактерные формы
и представляет собой то, что Ленин назвал
широким, поистине массовым проявлением
предприимчивости, соревнования и смелого
почина в труде. «В активности наших бес-
численных профсоюзных, производствен-
ных, культурных, спортивных и других
рабочих организаций, в создании колхозов,
об’единяющих многомиллионное советское
крестьянство па всей обширной террито-
рии Советского Союза, в неуклонном росте
сопиалистического соревнования на фабри-
ках и заводах, в колхозах и совхозах, в
шахтах и на железных дорогах, — во всем
этом виден расцвет подлинно народного де-
мократизма, которого мы не знали в старое
время и которого не может быть ни в одном
другом госудаоетве, разделенном на клас-
	сы угнетателей и угнетенных, с чем уже
хавно покончила Советская власть в нашей,
	стране. В быстром росте культурной жизни
нашей страны и в том факте, что теперь
интеллигенция, как передовая и наиболее
культурная часть, слилась со свом наро-
дом, подняв, тем самым. моральниу-полити-
ческое единство советского общества на еще
более высокую ступень,— во всем этом
нельзя не видеть нового под’ема советского
демократизма, окрыляющего нас новыми
надеждами и уверенностью относительно
‘будущего нашей страны. В том, что Советы
обеспечили всем народам неуклонный под’-
ем национальной культуры, активную за-
боту о воспитании национальных талантов
и растущую дружбу и братскую взаимопо-
мощь между равноправными советскими на-
родами, чего не было в старой России и че-
го еще нет в других странах ни при режи-
мах монархии, ни при режимах реепубли-
Ki,—~ в этом мы видим всепобеждающую
силу советекой демократии, ее великое зна-
чение для действительно прогрессивного
развития народов» (Молотов).

Развитие Советекого государства за весь
период его существования — до и после
‘утверждения Сталинской Конституции —
самым наглядным и неопровержимым об-
разом свидетельствует о великом прогрес-
сивном значении и всепобеждающей cme
советской демократии. =

неслыханно тяжелых условиях. —
внутренних и внешних — Советское госу-
даретво проделало свой почти тридцатилет-
ний путь. Трудности внутренних условий
его развития определялись не только небы-
валой хозяйственной отеталостью нашей
страны, унаследованной от старого, бур-
жуазно-помещичьего строя, но и чрезвы-
чайной сложностью и консервативностью
веками сложившихся социальных и нацио-
нальных отношений, острой и продолжи-
тельной‘ борьбой, которую’ вели. эксилоата-
торекие классы и их остатки против созда-
ния новых устоев жизни. Трудность внеш-
них условий определялась воинствующей
враждебностью всего: капиталистического
окружения, постоянно угрожавшего Haw
блокадой и войной,
если, несмотря на вее это, Советскому
государству удалось в небывало короткий
исторический срок подняться на уровень
первостепенной державы мира—внутренне
сплоченной, монолитно. единой и могу-
щественной, если оно оказалось способным
за это время совершить` величайшие про-
грессивные изменения во всем социально-
экономическом увладе страны и с честью
выдержать испытания труднейшей из войн,
TO все это свидетельствует о том, что в нед-
рах советской демократии, в недрах социа-
листической организации общества зало-
жено несравненно больше творческих сил и
созидательных возможностей. чем в любой
Другой. «...Советский строй оказался не
только лучшей формой организации эконо-
мического и культурного под’ема страны
в годы мирного строительства. но и лучшей
формой мобилизации всех сил народа на от-
пор врагу в военное время» (Сталин).
созлании и упрочении этого строя, ero
могущества, так ярко проявившегося в cy-
ровые годы Отечественной войны и в побе-
зах социалистического строительства, — во
всем величии сказалась организующая п
направляющая роль большевистской пао-
тии, являющейся руководящей силой Co-
ветекого государства.
олоссальные силы и возможности, кото-
рые таит в себе советский демократический
строй, в небывалых масштабах еказывают-
ся теперь, в послевоенный период. Война
нанесла очень тяжелые раны нашей стране.
ем не менее война не привела к па-

фах бы:
	МАМУ ПОВАР Oe ite

раличу Советского государства, не подорва--

О awn ...
	See eee

та основ его хозяйственной мощи. Советский
оюз вышел из войны еще более окрепитгим:
	и могучим, способным осуществить плане.
мерный и организованный переход от вх.
ного к мирному производству, обладающии
достаточными силами, чтобы осуществать
грандиозную программу восстановления п
дальнейшего развития народного’ хозяй.
ства — новый пятилетний план.

Дело, однако, не только в возможностях
экономического и культурного развития, ко.
торые таит в себе советскяй демократиче.
ский строй. Морально-политическая роль д
влияние советской демократии не менее п.
учительны для народов мира, особенно те.
перь, после тяжелых уроков второй мировой
войны.

Война была всесторонней и безжалостной
проверкой всех партий и правительств, вое
направлений и оттенков политической мыс.
ли, всех систем государственного устр.
ства, всех принципов и доктрин. Перед в
судом пошли и все современные демок.
тии. История будет судить, а миллионы -
временников уже теперь судят 0 демокра.
тиях нашего века прежде всего по тому,
какое влияние OHM оказывали на ход ис.
торических событий, затрагивающих корон.
ные жизненные интересы народов, оказа.
лись ли они на высоте своей задачи в yp.
мент, когда на карту бтавилея вопро
судьбе всей мировой цивилизации.

Советская демократия и здесь оправдала
свое великое историческое назначение, ()а
вправе гордиться всем, что она совершила
в годы войны для разгрома черных сил фа-
шизма.

На почве советской демократии выро,
окрепло, упрочилось тесное. содружесть
многочпеленных наций, нерушимый (экз
народов, основанный на принципах мира
го сотрудничества, солидарности: и братеко-
ro единения. На ее основе было создано 2
упрочено несокрушимое морально-полити-
ческое единство советского народа, об’вди.
ненного общностью интересов и целей, спло-
ченного вокруг великой партии Ленина —
Сталина. Советская демократия воспитым-
ла в народах, об’единенных под ее стягом,
дух благороднейшего патриотизма и выо-
кого. национального самосознания, дух Bpa-
ждебности ко всяким проявлениям мрако-
бесия и реакции, сознание общности между-
народных интересов в борьбе за мир, бди-
тельность ‘и боевую готовность к ото
врагу. Она отстаивала себя в последователь-
ной и непримиримой борьбе со всеми, ко
покушался нз ве устои,

Не будь советёкая демократия ‘беспощах-
пой и непримиримой’ к врагам, она сам
стала бы жертвой их  беспощадной жесто-
кости. А это означало бЫ/ конец демократи-
ческим завоеваниям неё только’ нашего наро-
да, но и других народов. Это означало бы
наступление длительного периода фатиет.
ского рабства, которое лишило ‘бы жизни,
счастья и свободы многие и многие. милзио-
пы людей, привело бы к гибели целых. пох.
колений. И если человечество избаваено
	теперь от этой ужасной участи. то обязана.
	оно этим в первую очередь и раныце веото.
	советской социалистической демократии, вв
благородным и возвышенным идезлам, ее
могуществу и силе.

Победа Советского Союза в войне осво-
бодила оккупированные страны Европы п
Азии не только от железных цепей фашист-
ско-империзлистического гнета. но и 06в0-
бодила народы этих стран от многих роко-
вых заблуждений и ошибок, дала им сам
могущественное доказательстве правильно-
сти наших политических, экономических 1
моральных принципов.

Народы всего мира прошли за последние
годы слишком жестокую школу, хлебнули
слишком много горя, чтобы не задуматья
над всем пережитым и его уроками. Глаз-
ный и решающий исторический урок за
ключается в том, что именно Советский
	Се103 был той страной, откуда исходили са:
	мые благотворные идеи наптего века, самые
верные и действенные призывы, следуя’ к-
торым мир был бы избавлен от. многих п
иногих несчастий. Именно из. страны с-
циалистической демократии непрестанно
раздавался предостерегалющий голос против
благодушия, легковерия ‘и бестечности, в
которых пребывали другие народы тогда,
когда на них надвигались трозовые тучи,
Именно страна социализма провозгласила
великие принципы международного 06’еди-
нения и сотрудничества, апеллировала t
демократическим традициям и националь-
ной чести всех свобололюбивых народов,
искренне и бескорыстно, в интересах вое
общей безопасности, предлагая им stor
единственный путь предотвращения при-
ближавшейся катастрофы.

Советский Союз был и остается теперь
мсгущественным оплотом демократическ-
го мира между народами, На весь мир 03
провозглашает свои великие демократиче-
ские и миролюбивые принципы, отстаивая
их всей силой своего международного №0-
рального авторитета. В Советеком (0103
находят понимание и поддержку все Hap
ды, которые борются за свою незавиел.
месть и свободное национальное развитие,
К его голосу прислушиваются все передо-
вые люди, которым дороги интересы мир
вой цивилизации и культуры, в его ист
рическом опыте черпают они указания для
своей прогрессивной деятельности, на 99
примере учатся они бороться и побеждать,

0-летие Сталинской Конституции, кое
ституции самой яркой демократии земли,
будут поэтому отмечать все народы мирз,
ибо Bee они многим ей обязаны, все он
испытали на себе ев влияние, всему челове
честву она освещает путь к лучшему, сч
стливому будущему.
сегодня, когла советские люди отля-
дываютея па пройденный NYTh—uyth Hae
пряженного труда, борьбы и ведичествеи
ных побед. — они вновь и вновь обращают
свои благодарные взоры к тому, кто соды
нашу Конституцию, обращают свои взоры
к великому Сталину, под руководством ко-
торого советский народ построил социализу
п уверенно идет вперед, к коммунизху,
	медалей СССР
	изЗИор  инженерно-авиационной службы

- Я. Вахрущев, ‘генерал-майор интендант
ской службы С. И. Демакин, Герой Совет
свого Союза полковник И. В. Доронин #

другие. От имени награжденных военных
работников выстуци

нерно-авиационной службы Я. В, Жуков.
Ордена и медали были вручены также

явкоторым другим группам награжденных,
0B

* 7 Ms JIBOPHHK сердечно поздравия
награжденных и пожелал им дальнейших
Успехов в их работе.

(ТАСС).
	— Россия будет самой яркой демокра-
тией земли! — эти слова, в которых заклю-
чены и мечта и уверенность, Горький BJO-
жил в уста одного из героев своей замеча-
тельной повести «Мать» — Николая Ива-
HOBAYA.

Это были мечта и уверенность не одного
Николая Ивановича, & всех тех людей, ко-
‘торых он олицетворял в литературе и ко-
терые, подобно ему, в черную пору царской
реакции боролись за то, чтобы Россия име-
ла самые демократические учреждения в
мире, стала самой свободной страной, пока-
зывающей пример другим народам. За то,
чтобы эта мечта стала жизненной реально-
стью, закрепленной в Основном Законе стра-
ны, бились, страдали, шли на плаху езмые
благородные люди Родины наттей. За торже-
ство этой демократии проливалаеь кровь на
баррикадах и в окопах гражданской войны.
За нее миллионы тружеников с героической
готовностью шли на жертвы, отказывали
себе в насущном, терпели лишения, зная,
что демократия, за которую они борются, —
это полное торжество социальной справед-
ливости, счастье всех и каждого, свобода
в ее истинном значении.

Сталинская Конетитуция—величествен-
ный итог этой борьбы, ярчайшее свиде-
тельство. того, «что кровь, обильно проли-
тая нашими люльми, не прошла даром, что
она дала свои результаты». Это — доку-
мент, «свидетельствующий о том; что то, 0
чем мечтали и продолжают мечтать миллио-
ны честных людей в капиталистических
странах, — уже осуществлено в СССР».
(Сталин). ее

Особенность советской демократии, по-
  дымающая ее над всем, что до нее было из-
вестно в области социального и политиче-
ского прогресса, заключается в том, что она
основана на последовательном. осуществле-
нии принципа народовластия, на полном и
всестороннем раскрепощении человека от
  всех видов эксплозтации и гнетз. Этим про-
никнута каждая статья, каждая строка
Сталинской Конституции. В этом — ее жи-
вой дух, ее реальное содержание.

боды, которыми пользуется советский
народ, неизмеримо выше, шире и полнее
тех урезанных «свобод», которыми поль-
зуютея народные массы в странах буржу-
азной демократии. Они Выше потому, что
доведены до степени народной власти, а
власть в. руках народа есть ьыешее про-
явление его свободы. «Вся власть в СССР
принадлежит трудящимся города и деревни
в лице Советов депутатов. трудящихся»
(Конститудия СССР). Они шире потому, что
не сужены никакими расовыми, имущеет-
венными, образовательными, национальны-
ми, религиозными ограничениями. Их бла-
гами пользуется каждый советский человек,
весь народ. Они полнее потому, что охваты-
вают все стороны политической жизнедея-
тельности Macc, их социальный и куль-
турный быт, их труд, их повседневное твор-
чество. Они имеют под собой несокрупимую
экономическую основу. «Экономическую
основу СССР составляют социалистическая
система хозяйства и социалистическая соб-
ственность на орудия и средства производ:
ства, утвердившиеся в результате ликви-
дации капиталистической системы хозяй-
ства, отмены частной собственности на ору-
дия и средетва производства и уничтоже-
ния эксплоатации человека человеком»
(Конституция СССР): ^^

Быть избавленным от эксплоатации —
в этом и заключается самая драгоценная,
‚самая желанная из всех свобод. Ничто не
подымает общество на такую высокую ету-
‚пень действительного демократизма, как
смена труда подневольного трудом на себя.
Социализм освободил от оков гнета главную
и самую важную производительную силу
общества — человеческий труд и этим во-
плотил в жизнь самую страстную
мечту  трудящегося человека, самое
великое и священное из его прав.

Широковещательными декларациями о
правах человека буржуазные демократии
возвестили мир о своем появлении. Такова
французская «Декларация прав человека
и гражданина». Такова декларация, про-
возгласившая независимость Соединенных
Штатов Америки, начинающаяся словами
© том, что «все люди сотворены равными,
чте они наделены своим творцом некоторы-
ми неот’емлемыми правами, в числе кото-
рых — жизнь, свобода и стремление к сча-
стью».

Права эти торжественно об’явлены не-
от’емлемыми. Но капиталистический строй
отнимает их у человека каждодневно, еже-
часно, на каждом шагу. Пролетарий, тру-
дящийся не может жить; не работая. Но воз-
межность работать “ему далеко не всегда  :
обеспечена и ничем не гарантирована. А
без этой гарантии какая цена праву на
свободу. Счастливы ли те миллионы безра-  .
ботных, которые имеются сейчас в тех же
США и других буржуазных странах?

Сталинской Конституции и в жизни  .
советского общества вопрос о правах чело:  .
века решен по-иному. Социалистическая  ,
демократия руководствуются тем простым,
справедливым и мудрым принципом, что  :
счастье человека, как и его свобода, зави-
сит не от их формального признания, а от  :
реальных условий жизни. Если человек
имеет право на труд, на образование, на  :
отдых, нз обоспеченную старость, еели 0б:
щество, в котором он живет, самым своим

устройством и экономическими условиями
гарантирует ему практическую `возмож-
ность этими правами пользоваться в пол- .
ной мере,-значит, он свободен, Все это до  1
стигнуто в нашей стране и закреплено Ста-
линской Конституцией. ]
Социализм предоставил в распоряжение   ‹
народа, ‘в его полную и безраздельную соб-   с
ственность все, что нужно для роста его  т
благосостояния, для расцвета всех его твор-  1
ческих сил, для удовлетворения всех его  1
потребностей. «Земля, ее недра, воды, ле-  ;
са, заводы, фабрики, шахты, рудники же-   (
	\окращение вооружений
‚и проект решения

Речь В. М. Молотова на заседании комитета 1 No 1
Генеральной Ассамблеи 4 декабря
		_ HBIO-HOPR, 4 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня комитет № 1 Генеральной
Ассамблеи возобновил обсуждение совет-
ского предложения о всеобщем сокращении
вооружений. Выступивший на заседании
глава советекой делегации В. М. Молотов
посвятил свою речь вопросам выработки
плана всеобщего сокращения вооружений й
организации международного контроля,

- Ниже публикуется полный текст речи
В. М. Молотова. .

T.
	ЦЕЛИ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА
	Госнолин предеёхатель, госпола делегаты!
	По вопросу о сокращении вооружений
здесь высказалось довольно много делега-
тов. Советская делегация с удовлетворением
отмечает, что большинство выступавших
положительно отнеелось к этому предложе-
нию: Слёдовательно, можно ‘считать, что
среди 0б’единённых наций преобладает мне-
ние о необходимости приступить в сокраще-
нию вобуужений.
	Если товорить 06 отдельных выступле-
ниях, то я Должен, прежде всего, остано-
виться на заявлениях британского делегата
г-на Шоукросса. Его позиция несколько
противоречива. Г-на Шоукросеа, © одной
стороны, можно понять в том смысле, что
он, как и другие, высказывается за приня-
тие решения о всеобщем сокращении вобру-
жений, но, с другой стороны, в его речах
чувствуется сильное недовольство тем, что
этот вопрос поставлен на расемотрение Ге-
неральной Ассамблеи, Только этим можно
об’яснить тот поток сомнений и подозрений,
который льется, когда он говорит и преду-
преждает насчет возможного обмана, лову-
mek и пропаганды, чему он посвятил так
много своего красноречия. Будем, однако,
надеяться, что и он даст ясный ответ, когда
будет решаться вопрос, кто за и кто против
всеобщего сокращения вооружений, кто за
и кто против запрещения атомного оружия.
	Еотда слушаешь такого рода речи, воз-
никают. различные вопросы. Может быть,
неправильно сделало Советское правитель-
ство, поставив вопрос о всеобщем сокраще-
нии вооружений? Но этого ‘никто здесь
прямо не сказал. Может быть, однако, этот
вопрос поставлен на Генеральной Ассамблее
несвоевременно? И этого никто определен-
НО Нё ЗАЯВИЛ. .
	Иногда намекают на то, что прежде сле-
довало. бы обеспечить коллективную без-
опасность, и только после этого приступить
к разоружению. Неправильность такого ро-
ла рассуждений нетрудно увидеть. Каждый
может понять, что всеобщее сокращение
вооружений под руководством организации
0б`единенных наций, несомненно, укренит
международную безопасность. Следователь-
но, именно те, кто заботится о международ-
ном мире и безопасности, и должны етре-
МИТЬСЯ К осуществлению всеобщего сокра-
щения вооружений. В противном случае,
ссылки на необходимость укрепления всеоб-
щей безоласности служили бы только при-
„рытием для тех, кто в действительности не
признает необходимости всеобщего сокра-
щения вооружений.
	Что имело в виду Советское правитель-
стро, когда оно внесло на рассмотрение
Генеральной Ассамблеи вопрос о. всеобщем
сокрашений вооружений?
	Наша цель была весьма проста. Она з3-
ключалась в том, чтобы Генеральная Ас-
самблея сделала первый шаг в решении
этой важной проблемы. Мы считали и счи-
таем совершенно достаточным, чтобы Гене-
ральная Ассамблея тенерь же высказалась
по следующим трем вопросам. -
	AOCOM 0 том, Oe я Пришло время приступить
	к вееобщему сокращению вооружений.
	Во-вторых, перед Генеральной Ассамбле-
ей стоит задача высказаться по вопросу о
запрещении атомного оружия, поскольку
известно, что угроза атомным” оружием
вселяет большую тревогу ереди народов.
	В-третьих, Генеральной Ассамблее сле-
дует признать’ необходимость установления
надежного международного контроля за про-
велением решения о всеобщем сокращении
вооружений и 0 запрещении атомного
оружия с тем, чтобы такой международный
	контроль имел в своем распоряжении иИнН-!
	т А ДЫНЯ BCCs
странах.
	Принятием таких трех решений Гене-
ральная Ассамблея действительно. сделала
бы важный шаг вперед в деле всеобщего
сокращения вооружений. После такого ре-
шения Совот Безопасности должен был бы
заняться разработкой конкретных мер.
В этом и заключаетея сущиость предло-
жения Советского правительства.
	Если все мы: всотласны © необходимостью
этого, Генеральная Ассамблея сможет при-
нять такое рещение о сокращении воору-
жений, которое будет иметь историческое

значение.
	ции 0 запрешении атомного оружия». Это
добавление ликвидирует ту однобокость, ко-
торая имеется в. тексте второго пункта аме-
	риканского проекта, напоминая 0 необходи-
	мости рассмотреть также проект конвенции
0 запрещении атомного оружия. .

Мне следует заявить, что еоветская де-
легация считала бы необходимым более
точно сказать о запрещении атомного ору-
жия, ч10-и было сделано в пункте втором
советского проекта. Однако советская деле-
гация готова не настаивать на своем перво-
начальном предложении, если будет принят
текст второго пункта американекого пред-
ложения © теми изменениями, о которых a
только ‘что сказал.

Текст третьего пункта американского
предложения мы ечитаем приемлемым. Мы
полагаем, однако, что в конце этого пункта
следовало бы добавить то, что сказано в
третьем пункте советского проекта, где,
как известно, говорится о создании двух
контрольных комиссий: одной — для конт-
роля за выполнением решения о сокраще-
нии вооружений и друтой — для контроля
за выполнением решения о запрещении ис-
пользования атомпой энергии в военных
целях. Насколько можно было судить по,
ходу дискуссии, такое предложение здесь
не должно было бы встретить возражений.

Четвертый пункт американского проекта
приемлем и не нуждается в поправках. На
других, менее важных, поправках нет не-
обходимости останавливаться сейчас.
	КОНТРОЛЬ И «ПРАВО ВЕТО»
	Перехожу в вопросу о вето или, точнее
говоря, к вопросу о применении принципа
единогласия великих держав. В данном
случае есть необходимость рассеять явное
кедоразумение, возникшее в ходе дискус-
сии.

Как вы уже знаете, Conercxoe правитель-
ство стопт за то, чтобы решение о всеобщем
сокращении вооружений и‘о запрещении
атемного оружия было принято Советом
Безопасности. Принятие’ такого решения
сопряжено с немалыми трудностями. Воз-
можно, что в Совете Безопасности будут вы-
оказаны разные взглялы по тем или иным
	‘вопросам этой нроблемы. Только достиже-
	ние единодушия в Совете Безопасности и,
прежде всего, единодушия между пятью по-
зтоянными членами может обеенечить при-
нятие решения о сокращении вооружений.
Не может быть никаких сомнений в том,
что в достижении такого единодушия 3a-
интересована не одна какая-либо держава,
д Совет Безопасности в целом и в том
числе все пять держав-— постоянных  чле-
	нев. Следовательно. при выработке решения
	0. сокращении вооружений в Совете Безо-
васности может быть применено «права
вето» с0 стороны любой из великих держав,
цока не булет достигнуто единодуние ме-
Жду всеми великими державами и пока Co-
вот Безопасности не примет свое решение
в соответствии с правилами Устава.
	Соблюдение принципа единодушия 5 ве-
ликих держав необходимо и для тех реше-
ний Совета Безопасноети, которые будут
относиться к учреждению комиссии по
контролю за сокращением вооружений и за
запрещением атомного оружия. Мо когда
решения о создании контрольных комиссий
будут приняты и контрольные комиссии
приступят к своей работе, они. естествен-
но, будут работать по тем правилам, кото-
рые будут выработаны для них Советом
Безопасности.
	Должно быть совершенно понятно, что
вопрос 0б известном нам принципе едино-
душия, действующем в Совете Besonac-
ности, не имеет никакого отношения к [3-
боте самих контрольных комиесий. Следо-
вательно, совершенно неправильно изобра-
жать дело так, что будто бы какое-нибудь
государство, располагающее «правом ве-
то», будет в состоянии помешать осущест-
влению контроля и инспектирования:
Контрольные комиссии — не Совет Безопас-
ности, и Поэтому нет никаких оснований
говорить, что, пользуясь. «правом вето»,
какая-либо держава булет в состояний
	‚воспрепятствовать проведению контроля.
	Всякая попытка воспрепятствовать прове-
дению контроля или инспектирования по
принятым Советом Безопасности решениям
будет не чем иным. как нарушением реше-
ния Совета Безопасности.

Вот почему разговоры о «вето» в связи
с вонтролем и’ инспектированием лише-
ны основания. Такие разговоры нельзя
понять иначе, как стремление подменить
один` вопрос другим, как попытки укло-
нитьея от прямого ответа на поставленный
вопрос о всеобщем сокращении вооружений,
	Итак, мы должны принять важное реше-
ние. Генеральная Ассамблея должна сде-
лать первый шаг в, осуществлении пробле-
мы всеобщего ‘сокращения вооружений.
Мы должны подготовить это решение, не
допуская дальше откладывания этого дела.

Советская делегация надеется, что аме-
риканский проект и поправки советской
делегации послужат хорошей основой ре-
шения Генеральной Ассамблеи.
	АМЕРИКАНСКИИ ПРОЕКТ
И НАШИ ПОПРАВКИ
	После предлетавления советского проекта
	мы изучили также ряд других проектов OO
	вопросу о сокращений вооружений. Сле-
дует упомянуть, прежде всего, предложе-
ния австралийской и канадской делегаций.
Наконец, в самые последние дни нам был
представлен проект Соединенных Штатов
	Америки, по поволу которого сенатор Вон-
	Нэли сделал евои раз’яенения 2 декабря.

В той или иной мере инициатива бовет-
ского Союза находит поддержку во всех
этих проектах.

Нам представляется, что американский
проект заслуживает в этом отношении 0со-
бенного внимания.

Не скрою, нас не может удовлетворить
американский проект в том виде, как он
представлен. Мы считаем его недостаточно
ясным и несколько. однобоким. Мы внесем
поправки к этому проекту, которые выра-
жают паши пожелания.

Преследуя иель достижения единодушия
в решении Генеральной Ассамблеи о вс6об-
щем сокращении вооружений, мы готовы
не настаивать на внесенном нами проекте
й выражаем готовность взять за основу
дальнейшего обсуждения американский
проект. Мы надеемся, что этот шаг совет-
ской делегации даст возможность достичь
единодушия с тем, чтобы Генеральная
Ассамблея, заседающая в Нью-Йорке, сде-
лала первый шаг в этом важном деле.

Дальше, я хочу остановиться на тех по-
правках, которые советская делегация хо-
тела бы внести в американский проект.
Таких поправок всего три.

Начну с поправки, которая относится к
первому пункту.

этом пункте, с одной стороны, гово-
рится о Совете Безопасности, который дол-
жен приступить к выработке практических
мер по сокращению вооружений. С другой
стороны, в этом же пункте говорится о ме-
ждународных договорах и соглашениях по
‚сокращению вооружений. Возникает вопрос,
каким же образом будет принято решение о
сокращении вооружений: будет ли оно при-
нято в порядке заключения международных
конвенций или в порядке постановления
Совета Безопасности?

Если принять ту точку зрения, что ©о-
кращение вооружений будет проводиться в
порядке международных соглашений, то это
даст немало поводов для всяких оттяжек.
Поэтому советская делегация держится того
мнения, что решение о сокращении воору-
жений должно быть принято в порядке по-
становления Совета Безонаености. Весьма
важно, чтобы Генеральная Ассамблея вы-
сказалась за такую точку зрения, тогда: де-
ло сокращения вооружений будет значи-
тельно ускорено. В соответствии с этим надо
изменить редакцию первого пункта.

Что касается пункта второго американ-
ского проекта, то советская делегация пред-
ложила бы его принять в следующем ви-
де: «Для того, чтобы еделать существенный
шат по пути достижения неотложной цели
из’ятия из национальных вооружений атом-
ного оружия и всех других основных видов
вооружений, пригодных для массового унич-
тожения, Генеральная Ассамблея пастоя-
тельно рекомендует комиссии по атомной
энергии скорейшее выполнение ее задач,
как они изложены в разделе пятом резолю-
ции Генеральной Ассамблеи от 24 января
1946 года. В соответствии с этим, для т0-
го, чтобы обеспечить положение, при кото-
ром общее регулирование и сокращение во-
оружений коснется основных видов ору-
жия современной войны, а не только второ-
степенных видов оружия, Генеральная Ас-
самблея рекомендует, чтобы Совет Безопас-
ности ускорил рассмотрение доклада, кото-
рый комиссия по атомной энергии предста-
вит Совету Безопасности до 31 декабря
1946 года, и облегчил успешный хол ра-
боты этой комиссии, а также, чтобы Совет
Безопасности ускорил рассмотрение проек-
та конвенции о запрещении атомного ору-
NM».

Теперь разрешите сделать некоторые по-
яснения по поводу этого предложения.
	Ознакомление с предетавленным текстом
покажет вам, что первая фраза этого про-
екта, заменяющая соответствующую фразу
второго’ пункта американского проекта,
взята целиком из второго пункта
австралийского проекта. Ценность этой
фразы заключается в том, что она напоми-
неет о резолюции Генеральной Ассамблеи от
24 января этого года 0б учреждении комис-
сии по. контролю над атомной энергией и о
том, что, согласно указанной резолюции,
эта комиссия должна считать неотложной
целью из’ятие из национальных вооруже-
ний атомного оружия и всех других основ-
ных видов. вооружений, пригодных для
массового уничтожения. Мы думаем, что
такое предложение не должно здесь ветре-
тить возражений.

Во второй фразе этого пункта американ-
ского проекта, кроме небольшого изменения
в тексте, в’ конце добавлены следующие
слова: «а также, чтобы Совет Безопаено-
сти ускорил рассмотрение проекта конвен-
	и
			- . « 50
	Заседание Совета министров иностранных дел
	рижекой Мирной конференции советские
представители подчеркивали необходимость
ликвидации международной финансовой ко-
миссии в Греции. В связи с обсуждением
проекта статьи о положении государетв, ко-
торые могут не ратифицировать мирный до-
говор с Италией, зашла речь о возможной
позиции Югославии по отношению к этому
договору. Молотов подчеркнул, что Совет
министров должен добиться составления та-
кого договора, который был бы приемлемым
для Югославии и дал бы ей возможность
его подписать. «Это вопрос. по которому мы
должны сговориться, чтобы достичь нуж-
ных результатов в процессе заканчиваю-
щейся работы»,— добавил Молотов.

Бевин пытался вновь потнять вопрос об
изменении греко-болгарекой границы в
	пользу Греции, предложив передать его на
рассмотрение ° заместителей — министров.
Молотов рекомендовал не поднимать этого
вопроса, чтобы не возбуждать страстей во
взаимоотношениях между Грецией и Болга-
рией. Значительная часть заседания была
посвящена проблеме репараций с Италии и
Болгарии в пользу Ютославии, Греции и
Албании. Это — одна из немногих важных
проблем, оставшихся  несогласованными.
Поеле длительного обсуждения министры
пришли к соглашению — установить одина-
ковые суммы репараций в пользу Югосла-
вии и Греции по 150 млн. долларов. Остал-
ся нерешенным вопросе — о суммах, кото-
рые должны уплачивать в счет репараций
Италия и Болгария, а также вопрос об
итальянских репарациях в пользу Албании.
	НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (Спеп. корр.
ТАСС). На вчерашнем заседании Совета
министров иностранных дел от советекой
делегации присутствовали Молотов и Гу-
сев. Министры согласовали ряд дальнейших
статей проектов мирных договоров © быв-
шими союзниками Германии, —миниетры до-
товорилясь по вопросу о предоставлении
Албании возможности присоединяться к
мирному договору с Италией наравне с дру-
тими членами организации 0б’единенных
наций, находившимися в состоянии войны
с Италией. Достигнуто соглашение о лик-
вилапии международной финансовой комис-
спи в Греции, которая является анахрониз-
мом, уходящим своими корнями в прошлое
столетие. Следует напомнить, что на Па-
	Вручение орденов и
	Председатель Президиума Верховного Со-
вета СССР тов. Н. М. Шверник вручил вче-
ра, 4 декабря, ордена и медали награжден-
HEM,

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
ла» вместа с грамотой о присвоении звания
Героя Советского Союза вручаются адмира-
лу И. С. Юмашеву, майору Г. И. Андрееву,
гвардии старшему лейтенанту А. Н. Сидо-
ровичу, гвардии сержанту С. М. Тихомиро-
RY, сержанту Т. Б. Хандрикову, ефрейтору
	EES ED MENS BAAN BE ST

D. A. Черношеину и гвардии младшему
техник-лейтенанту В. М. Юхнину.
	Эа образцовое выполнение особых зада-
ний Верховного Главного Командования (о-
ветской Армни в период Отечественной вой-
ны орден Кутузова ИП степени вручается
генерал-майору И. И. “рмолину и орден
Отечественной войны П степени — майору

. С. Валуеву.

рдена и медали за долголетнюю и без-
упречную службу в оруженных Силах
СССР были вручены группе генералов, офи-
церского и сержантекого состава. В числе
получивших награды генерал-полковних
танковых войск Н. И. Бирюков, генерал-