Г декабря 1946 г., суббота, № 286 (2467)
	КР

АСНЫЙ ФЛ

OT
	К пятилетию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой
— оАтилетию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой
	ИСТОРИЧЕСКОЕ СРАЖЕНИЕ
	lV:
	0б`явило новый срок взятия Москвы. — 25
октября. Прошел и этот срок, а битве за
Москву не видно было конца. Изолгавшиеся
фашистские борзописцы стали тогда гово-
рить 0 недоразумении: немцы-де полагали,
что в Советском Союзе действует старый
стиль, а оказывается, что у русеких давно
введен новый, и 25 октября должно означать
7 ноября; в этот день Гитлер примет парад
своих войск на Красной площади. ©
	Б этот день в Москве действительно со-
стоялся парад, но это был традиционный
боевой смотр Красной Армии в тодовщину
образования советской‘ власти. Под Mo-
сквой шли напряженные бои. В нескольких
переходах от нее непрерывно’ гремела ар-
тиллерия, В` тороде по четыре-пять раз в
сутки об’являлась воздушная тревога. Днем
и ночью фашистские бомбардировщики рва-
лись к Москве. И в.этой невероятно: напря-
женной, фронтовой обстановке в Москве 6
ноября состоялось торжественное заседание
Московского Совета, а утром 7 - ноября
на Красной площади — парад. И на заседа-
нии и на параде выступал товарищ Сталин.
	Великий Сталин в своей исторической
речи на торжественном заседании`6 ноября
1941 года отметил, что фашистские планы
«молниеносной» войны провалились. Ука-
зав, что нависшая над страной угроза уси-
лилась, он вместе с тем заявил, что враг про-
считался во всех своих планах. Подавить
сопротивление Советского Союза и уничто-
жить его немецко-фанистеким захватчикам
не удастся. Силы Советского Союза и всей
антигитлеровской коалиции непрерывно фас-
тут. С гениальной прозорливостью товарищ
Сталин говорил о приближавшемся немину-
емом разгроме фашистов.
	Выступление товарища Сталина BIOXHO-
вило советский народ, его армию и флот на
новые подвиги.
		о

Пеполнилось пять лет © того дня,
когда войска Западного фронта, после тя-
желых оборонительных боев Ha дальних

подступах к столице, перешли в наступле-
Whe И ПОТОКИ ТиИ папа лл пул wn we

зе
Академик
И. И. МИНЦ

>
	ние и положили начало одному из крупней-
ших сражений Великой Отечественной
войны — битве под Москвой, завершившей-
ся серьезным поражением немецко-фаши-
стеких войск.
		После отчетно-выборного ‘собрания
на эскадренном миноносце «Летучий»
		0 коренном улучшении партийного руко-
	‚водетва, о всемерном повышении передовой
	роли коммуниетов в боевой подготовке, об
их примерности и дисцинлине во веем и
везде. Но уже отрадно, что новое партбюро
энергично взялось за дело и пытается так
решать вопросы, чтобы успешно влиять Ha
ход боевой подготовки.

По-разному говорят на корабле о’ комму-
нистах — главном старшине Жердееве и
старшине 2 статьи Бронеком. Первый —
старшина зенитной батареи, второй —
командир орудийного расчета. Зенитная ба-
тарея служит примером дисциплины и бое-
вой выучки. В орудийном же расчете уйма
недочетов. Некоторые матросы не знают
технику, проявляют недисциплинирован-
ность. Члены партийного бюро изучили
положение в орудийном расчете и на зенит-
ной батарее, поговорили с матросами и
старшинзми, & затем. на заседании бюро
обсудили доклалы коммунистов Жердеева
и Бронского. Теперь перед партийным бюро
была ясная картина. В первом случае сам
командир Жердеев показывал пример вы-
сокой требовательности к себе и подчинен-
ным, опирался во всей своей работе на
коммунистов и комсомольцев; во втором
случае вронский неумело осуществлял дисб-
циплинарную практику, о воспитании под-
чиненных не заботился.

Остро и деловито обсуждались доклады
двух коммунистов на заседании бюро: Это
был большой разговор о методах воспита=
вия подчиненных, о личном примере ком-
мунистов, о партийности большевика на
боевом посту. Решение по обсуждавиемуся
вопросу, ранее изученному и хорошо под-.
тотовленному, отличалось знанием дела и
конкретностью, оно многому научило не
только ‘двух коммунистов, © которых шла
речь, но и других старшин и офицеров. В
частности, оно явилось серьезным упреком
офицерам Горбаневу и Луценко, которые
не прививают своим подчиненным чувства
ответственности за порученное дело.

To, о чем мы рассказали выше, — пер=
вые шаги, начало большой работы, за ко=
торую с «отоньком» взялось новое бюро
партерганизации эсминца «Летучий»... У.
членов бюро вдосталь энергии, они помнят
06 ответственности перед коммунистами:
избравшими их в руководящий орган: Ноим
нужна и помощь — систематическая. и кон-
кретная. И чем скорее политотдел соедине-
ния наладит учебу новых секретарей, Ha~
ладит предметный обмен опытом партийной:
работы, тем успешнее бюро справится ©
	большими задачами.
	Напитан Е. КАМЕНЕЦКИЙ
	Немногим больше месяца назад. состоя-
лось отчетно-выборное собрание партий-
ной организации эсминца «Летучий». Млаз-
щий лейтенант Шимко был до того партор-
гом, а теперь избран секретарем парторга-
низации. Отчетно-выборное собрание оста-
вило глубокий след в душе молодого пар-
тийного работника, заставило его по-новому
относиться к многообразной деятельности
партийной: организации.

— Когда я шел на отчетное собрание,
не скрою, очень волновался. В работе бюро
было много недостатков. Коммунисты на
собрании об этих недостатках говорили рез-
к, но справедливо. И здесь-то я
понял, что мое знакомство со многими ком-
мунистами крайне поверхностно. Иные. мо-
лодые члены и кандидаты партии, кото-
рых мы считали неподготовленными для
выполнения самостоятельных партийных
поручений, оказалось, хорошо знают рабо-
ту бюро и резко критикуют его недостатки.
Чувствовалось, что малейшие ошибки наши

И промахи тревожат их, вызывают закон-
ное беспокойство...
	После собрания состоялось заседание. бю-
ро, Шимко, избранный секретарем, на пер-
вом же заседании обратил внимание членов
бюро на необходимость учесть критику
коммунистов. по адресу бюро. Здесь же он
предложил. вновь внимательно прочитать
резолюцию отчетного собрания. Читали по
пунктам и обсуждали, что практически
нужно сделать, дабы не только оживить
деятельность членов бюро и активиетов,. но
и рядовых коммунистов, доселе считавших-
ся «пассивными», вовлечь в жизнь орга-
низации. Особенно оживленно обсуждались
практические мероприятия парторганизации
по усилению идейно-политического воспи-
тания матросов и офицеров, по руководству
комсомольской организацией и повышению
роли коммунистов в боевой и политической
подготовке.
` Выявилась необходимость провести бесе-
ды по докладам товариша Жданова о журна-
Лах «Звезда» и «Ленинград» и о 29-й го-
довщине Великой Октябрьской Социалисти-
ческой революции. По просьбе бюро полит-
отдел прислал на корабль своего инструк-
тора, который выступил е докладом: о_за-
дачах идеологической работы. К этому вре-
мени. уже был укомплектован состав агит-
коллектива. После доклада агитаторы Ле-
пинец, Гнатышкин, Немчунов, Петухов,
Белов и другие отправились в кубрики, на
боевые посты. Доклад, беседы, читки важ-
нейших решений партии повысили интерес
коммунистов к вопросам идеологической ра-
боты, к политической учебе, изучению
тедрии.
	От специального корреспондента
«Красного Флота»
		‘6 декабря 1941 года по’ приказу
товарища Сталина началось наступление
наших войск с целью ликвидации немецких
клещей. Были двинуты резервы, ‘подве-
денные к Мосиве севернее и южнее города,
как раз к тем местам, где фашисты наме-
чали прорвать паи фронт и замкнуть окру-
жение столицы,
	Красная Армия усилила натиск. Весь
Западный фронт перешел в решительное
наступление, нанося врагу сокрушительные
удары.
	Дезорганизованные и разгромленные фа-
шистские войска бежали, оставляя на поле
боя орудия, автомашины, танки, тысячи
убитых и раненых.
	Важдый день приносил все новые сведе-
ния об. успехах советских войск. Освобож-
дена была почти вся Московская область.
За 40 дней нашего непрерывного наступле-
ния — по 15 января 1942 года — немец-
кие войска потеряли только убитыми около
300 тысяч солдат и офицеров. Красная Ар-
мия захватила огромное количество трофе-
ев. Это было первое крупнейшее поражение,
которое потерпели немцы ‘за всю вторую ми-
ровую войну,
	Поражение немецких войск на подступах
& Москве произвело огромное впечатление
на весь мир. Все передовое ‘человечество
рукоплескало Красной Армии,
	Слухи о поражении и огромных потерях
гитлеровской армии в Подмосковье проник-
хи в Германию. Германское информационное
бюро сначала сообщило о том, что на фронте
идут «бои местного значения», затем, что
«противник предпринимает ожесточенные
атаки». В конце концов немцы признали
факт своего поражения, заявляя‘ при этом,
что взять Москву им... помешала зима.
	Разоблачая неуклюжую попытку гитле-
ровского командования свалить причину
своего поражения на условия погоды, (9-
ветсков Информбюро указывало:
	«Немцы жалуются на зиму и утвержда-
ют, что зима помешала им осуществить
план занятия Москвы. Но, во-первых, на-
стоящей зимы еше нет у нас под Москвой,
ибо морозы достигают У нас не более 3—5
градусов. Во-вторых, жалобы на зиму озна-
чают, что немпы не позаботились. снабдить
свою армию теплым обмундированием, хотя
сни на весь мир прокричали, что-они давно
уже готовы к зимней кампании, А не снаб-
дили они свою армию зимним обмундирова-
нием потому, что надеялись кончить войну
Xo наступления зимы. Надежды немцев, как
видно, не оправдались. Здесь был допущен
немцами серьезный и опасный просчет. Но
просчет в немецких планах никак уж
нельзя об’яснить зимними условиями кам-
пании. Не зима тут виновата, а органиче-
ский дефект в работе германекого командо-
вания в области планирования войны»,
	Московское сражение имело ‘огромное
значение. Под Москвой гитлеровской армии
был нанесен сокрушительный удар. Пора-
жение резко ухудшило моральное состояние
врага, выявило крах фашистского. военного
искусства. Товарищ Сталин разгадал пла-
ны врага и выбрал наиболее благоприятный
момент для нанесения контрудара. Пораже-
ние гитлеровцев навсегда похоронило миф
о непобедимости немецко-фашистской ар-
МИИ.
	Ьрасная Армия лишила противника’ тех
его временных преимуществ, которыми он
обладал в начале войны. Вдохновленная
победой пох Москвой, она успешно развивала
контрнаступление и на других налфавлени-
ях. mo
	На севере советские войска 9 декабря
освободили Тихвин. Разбитые под Тихви-
ном, немцы пытались задержаться на про-
межуточных рубежах, но были сбиты е по-
зиций и поспепно отступили к реке Вол-
хов. Неотступно преследуя немцев, совет-
ские войска заняли ряд плацдармов на ле-
вом берегу реки.
	В конце декабря войска Кавказского
фронта в тесном взаимодействии с Черно-
морским флотом форсировали Керченский
пролив, высадили десант и штурмом взяли
Керчь. Освобождена была и Феодосия,
	В середине января 1942 года войска
Калининского и Северо-Западного фронтов
прорвали оборону немцев южнее тородов
Осташков и Селижарово ‘и продвинулись
более чем на 100 километров вперед. Одна
из главных коммуникаций врага —железизя
дорога Ржев — Великие Луки — была ne-
ререзана. Войска Ого-Западного и Южного
Ффлонтов, пролвинувшиеся на 100 километ-
ров, заняли Барвенково и Лозовую:
	Ё годовщине Ирасной Армии—к 23 фев-
para 1942 года — были полностью оево-
бождены Московская и Тульская области,
значительная часть Калининской и Ленин-
градской областей. Всего за зимнюю камиа-
нию (Красная Армия” освободила свыше
11 тысяч населенных пунктов и среди них
более 60 городов.
	вимнее наступление Ёраеной Армии со-
рвало планы гитлеровцев по захвату Мо-
сквы, Ленинграда, Кавказа и центральной
части России. Оно ликвидировало попытки
немцев зимой отсидеться за укреплениями,
Гитлеровцы не только не сумели отвести
свои части на отдых, но вынуждены были
бросить на советский фронт новые попол-
нения из числа тех, которые предназнача-
лись для весеннего наступления. Только за
январь и февраль 1942 года Гитлер пере-
бросил на Восточный фронт около 30 ди-
визий из Франции, Дании, Греции и вну-
тренних районов Германии. За время зим-
него наступления Красной Армии гитлеров-
цы потеряли до 1 миллиона человек, не
считая раненых и обмороженных,
	«...Стоило исчезнуть, — сказал товарищ
Сталин,— в арсенале немцев моменту вне-
запности, чтобы немецко-фапгистская армия
оказалась перед катастрофой»,
		Большое внимание уделяет новый состав
	партийного бюро марксистско-ленинскому.
	воспитанию коммунистов. Члены бюро по-
беседовали со всеми коммунистами, выясни-
ЛИ, кто где хочет заниматься, в какой по-
мощи нуждается. Таким образом, опреде-
лилась группа членов и кандидатов партии,
способная самостоятельно изучать маркси-
стеко-ленинскую теорию. Для менее подго-
товленных создан кружок, в котором занимА-
ются кандидаты в члены партии и комео-
мольские ‘активисты. Кружком руководит
заместитель ‘командира корабля по
политчасти капятан-лейтенант ’Таможни-
ков. Руководителем политшколы назначен
капитан-лейтенант Смирнов. Первые заня-
тия пропыти успешно, посещаемость хоро-
Mas,

На корабле повысился интерес к литера-
туре. Особенно большюй интерее проявили
матросы и офицеры к роману А. Фадеева
«Молодая гвардия». Единственный экзем-
пляр книги, имеющийся на эсминце,
буквально переходит из`рукв руки. Образам
бесстрашных советских патриотов-молодо-
тварлейцев была посвящена специальная
лекция. В литературном кружке, созданном
на корабле, обсуждаются главы из романа
Михаила Шолохова «Они сражались 3a po-
Дину».

У` комсомольцев корабля сейчас торячие
дни. Начались отчетно-выборные собрания.
В отличие от  прошлых слет, когда” выборы
в корабельной комсомольской организации
проводились как дело только самих комео-
мольцев, сейчас это первоочередная задача
всех. большевиков эеминца. Члены. парт-
бюро. систематически бывают У комеомоль-
цев в подразделениях, помогают комсоргам
готовить собрания, Особенно ценно то, что
коммунисты не ограничились, как. это
раньше часто бывало, «постановкой за-
дач», & сами занялись пропагандистекой
работой — раз’яеняют устав ВЛКСМ, ведут
беседы о большевистской партии, о заеслу-
гах ленинско-сталинского комсомола перед
Родиной, *

Одним из серьезных oopunenni, которое
пред’явили коммунисты своим руководите-
лям на отчетном собрании, было‘ то, что
они не вникали глубоко в вопросы боевой
подготовки. Подобный подход к делу при-
нижал роль партийной организации.

Разумеется, нелегко сразу устранить
столь существенный недостаток. Речь идет
	2 октября 1941 тода немецкие войска
предприняли новое наступление по всему
советеко-германскому фронту. Фашистское
командование поставило перед своими вой-
сками следующие задачи.
	„На Южном фронте им приказано было
захватить Донбасс и прорваться на Кавказ.
Сюда Гитлером были выделены значитель-
ные силы, в том числе танковые части ге-
нерала фон Клейста, прозванного фашист-
ской прессой «непобедимым».
	На северном участке  советско-герман-
ского фронта фашисты, собрав мощный ку-
лак, намечали пробитьея в район Тихвина,
чтобы полностью окружить ленинградские
войска и голодом задушить Ленинград.
Улар ‚на Тихвин преследовал еще одну
щель — соединиться с финскими войсками,
что позволило бы гитлеровцам усилить
‘контроль над Финляндией. .
	Перед немецкими войсками, действовав-
шими на Калининском фронте, была постав-
лена задача — прорваться к Калинину и
дальше на север, чтобы, с одной стороны,
создать угрозу окружения Москвы, а с дру-
той — перерезать железную дорогу, иду-
	‚щую на Архангельск, и тем самым лишить
’ советские зрмии боеприпасов. поступавших
		Но главной и основной задачей немецко-
фашистских войск являлось окружение ар-
мий, защищавших Москву, и захват столи-
цы Советекого Союза...
	На второй день после начала наступле-
ния Гитлер поспешил выступить с речью,
в которой хвастливо заявил, что Советский
(Союз разбит и больше уже не восстановит
евоих сил. Геббельс приказал газетам оств-
вить на 12 октября место для «особо важ-
ного сообщения», намекая, что. речь идет о
взятии Москвы.
	Немцы бросили на Москву*до 35 дивизий.
Войскам Западного фронта угрожали огром-
ные «клещи»: через Ржев. — Калинин с
севера и Орел — Тулу с юга. Внутри
этого предполагаемого окружения удары на-
носились по трем направлениям в виде
ЕЛиНЬев: Вязьма—Москва, Юхнов—Мало-
ярославец — Москва, Калуга—Серпухов—
Москва.
	После двухнедельных напряженных боев
немецкие войска продвинулись на 200 ки-
лометров по направлению к Москве. На
совере они заняли Калинин, на юге всту-
пили в Тульскую область, во центре захва-
тили Бородино и 18 октября ворвались в
Можайск. Над столицей Советского Союза
нависла серьезная опасность.
	II.
	Октябрьское наступление немцев прова-
лилось. Фашистские войска хоть и продви-
нулись вперед, но не добились решения тех
задач, которые Гитлер поставил перед на-
Чалом генерального наступления. На севере
советские войска связали немнев под Ка-
линином, не дав им развить свой успех. На
юге Гудериан застрял под Тулой, где опол-
ченцы и регулярные советские части ге-
роически слержали натиск врага и отетоя-
ли город. Несмотря на колоссальные поте-
ри, немцы не добились победы. Приближа-
лась зима. Фашистская армия, снаряжен-
ная с расчетом на молниеносное достижение
победы, не была подготовлена к ведению
войны в зимних условиях. Просчеты немец-
кого командования стали очевидны.
	Гитлеровцам нужен был. какой- нибудь
сногситибательный успех, чтобы держать’ в
опьянении армию и немецкий народ, чтобы
держать в повиновении своих вассалов.
Достичь успеха нужно было немедленно, до
наступления зимы. Гитлеровцы решили со-
средоточить все свои силы на решении
одной задачи: взять Москву. Они считали,
что потеря столицы с.ее огромными пред-
приятиями будет означать поражение Co-
ветского Союза, во всяком случае сильно
затруднит его дальнейшее сопротивление.
	10 ноября Гитлер обратился © приказом
к своим войскам, в котором об’явил об этом
последнем, «решающем» наступлении.
«Путь,— гласил приказ,—“ готов для co-
крушительного и окончательного удара,
который раздавит противника до начала
ЗИМЫ». —
	№ новому наступлению, начавшемуся
16 ноября, немцы готовились больше двух
недель. Пополняли свои потрепанные ди-
визии, подвозили авиацию, танки, артилле-
рию, перебрасывали новые части. Теперь
они уже двинули на Москву 51 дивизию, в
том числе 13 танковых и 5 моторизованных.
Северная группировка из двух танковых
армий наносила главный удар на Клин —
Солнечногорск —— Рогачев — Яхрому —
Дмитров и нацеливалась дальше в тыл Мо-
сквы. Бронетанковая армия Гудериана на-
ступала с юга на Тулу — Каширу, с тем
чтобы двинуться дальше на Рязань — Ко-
ломну — Орехово-Зуево и сомкнуть кольцо
вокруг Москвы. В центре удар на Москву
паносился от Истры, Звенигорода и Наро-
Фоминека.
	Советским войскам приходилось вновь
иметь дело с охватывающими клещами и
клиньями. Фашисты повторили свой ок-
тябрьский план наступления. Между тем об-
становка к ноябрю 1941 года коренным 06-
разом изменилась. Прежде всего фашиеты
далеко зашли внутрь нашей страны, и их
коммуникации, удлинившись, стали более
чувствительными в ударам партизан. Крас-
ная Армия зрела и закалялась в ожесточен-
ных сражениях. :
	Фашисты бросили в наступление на Мо-
скву все, что могли, но под Москвой хо-
тя и продвигались, но все медленнее, все с
большими усилиями. В начале ноябрьского
наступления они проходили 10—20 кило-
метров в ‘день, затем до 2—3 километров,
а в конце ноября их продвижение исчиеля-
лось уже метрами. Каждая пядь подмосков-
ной земли была усеяна трупами фашиет-
ских палачей, уничтоженных огнем и шты-
ками защитников советской столицы. Це-
ной отчаянных усилий враг лишь в отдель-
ных местах вышел на подступы к го-
реду. Обескровленные, исчерпавшие свой
резервы, фашистские войска пытались
обойти фланги . советских войск, но были
отбиты. С бешенством ринулиеь немцы в
центре по прямой линии на Москву, но
центр устоял, отбросив волну неприятель-
ского наступления. Немцы BHO выдыха-
ЛИСЬ.

Между тем советское командование непре-
рывно накапливало силы для решающего
контрудара по врагу. Резервные части рас-
полагались на Флангах, создавая угрозу
охвата фашистских клещей.

В начале декабря назрел момент для ре-
	шающше!о0 контрудара: tC Lee
	Черноморский флот.
		Затем Совет министров перешел к обсу=.
жденйю репараций с Италии и Болгарии,
Делегаты США, Великобритании и Франция
	Ha 25 млн. долларов больше, чем было.
предусмотрено в рекомендациях Парижекой:
конференции. Однако Бирне и Бевин про--
должали возражать против предоставления
итальянских репараций для Албанип, хотя
Парижская конференция ‘отклонила бри-
танское предложение — лишить Албанию.
итальянских репараций. При этом Бирне
выдвинул странное предложение — предо-
ставить Албании репарации... за счет Бол.
гарии,

Между тем, как известно, Болгария“
не воевала против Албании и не оккупи-
рсбвала её территории. На это обстоятель-
ство указал Молотов, заявив, что Болгария
не имеет ‘никакого отношения к penapar
циям для Албании.
	Репарационный вопрос остался попреж-
нему открытым из-за разногласий по пово-_
ту ренпараций в пользу Албании,
	Не удалось также достигнуть соглашения
по вопросу о компенсации граждан 0б’еди-
ненных наций за собственность, потерян-
ную на бывших вражеских территориях.
	НЬЮ-ИОРК, 4 декабря. (Спец. корр., ‚ НЬЮ-ЙОРК, Б декабря. (Спец. корр:
СС). На вчерашнем заседании Совета ми:   ТАСС). На вчерашнем заседании Совета
	министров иностранных дел. председатель-
ствовал Молотов. От советской делегации
присутствовал также. Гусев.
	Министры ‘уделили значительное врёмя
	обсуждению бюджета Триеста. Этот вопрос
имеет две стороны. Прежде всего речь идет
о прецетоящих бюджетных расходах на со-
держание губернатора. 9то— сравнительно
небольшая сумма, и министры сошлись на
том, что она должна быть покрыта. из
	средств организации 0б’единенных наций..
	Однако попутно делегации Великобритании
и США ‘поставили вопрос о покрытии дефи-
пита Триеста, который ориентировочно
спределяется в 10—20 млн. долларов.
	Молотов указал, что в течение более по-
лутора лет Триеетом управляли англо-аме-
риканские власти. Они, повидимому, в кур-
се вопроса о дефиците Триеста, но совет-
ская делегация не знает, из каких расходов
сложился этот дефицит. Пока нет никаких
оснований для рассмотрения этого вопроса.
	— По-русски говорят: денежки счет
любят,— добавил Молотов. т

Рассмотрение вопроса о дефиците Триеста
передано комитету по Триесту с участием
экономических экспертов,
	ТАСС). На вчерашнем заседании Совета ми-
ниетров иностранных дел присутствовали от
советской делегации Молотов, Вышинский,
Гусев.

Совет министров рассмотрел некоторые
остававшиеся несогласованными статьи
проектов мирных договоров с бывшими со-
юзниками Германии. По некоторым из этих
отатей было достигнуто соглашение.
	Сотласован вопрос о треко-болгарской
границе, причем окончательно отклонены
притязания греческих захватчиков на бол-
гарскую территорию. Решено также ме
включать в текст мирного договора с Ита-
лией австро-итальянское соглашение, на
чём еше недавно настаивали делегации
Соединенных Штатов и Великобритании. В
договоре будет лишь указано, что союзные
й соединенные державы приняли к сведе-
иию это соглашение, текст которого будет
приложен к договору.

Значительная часть заседания была по-
священа докладу заместителей министров,
обсуждавших вопросе о временном режиме
в Триесте в переходный период между на-
значением губернатора и вступлением в
силу конституции Свободной Территории.
Также был’ согласован ряд условий времен-
пого режима.
	13 октября 1941 года был созван актив
московской партийной организации. Секре-
тарь МЕ и МГК ВКП(б) А. С. Щербаков pac-
сказал собравшимся о тяжелом положении
на фронте под Москвой. Актив наметил бли-
жайшие практические задачи большевиков
и населения города.
	В столице приступили к созданию новых
ополченческих частей. Началась организа-
пия рабочих коммунистических батальо-
HOB — по одному на каждый из 25 районов
Москвы. Вечером 13 октября во всех райо-
нах были уже подобраны для батальонов
командиры и политработники, В течение
трех дней формирование было закончено.
Батальоны приступили к учебе. Еще через
три четыре дня они заняли участки 0бо-
роны.
	Десятки тысяч москвичей по зову партии
взялись за возведение противотанковых
препятствий, за постройку артиллерийских
и пулеметных дотов. дзотов и площадок. В
неслыханно короткий срок Москва опояса-
лась прочными оборонительными рубежами.
	Одновременно надо было вывезти цент-
ральные учреждения и наиболее важные
промышленные предприятия из Москвы,
чтобы не подвергать их опасности бомбар-
хировки. Ёруглые сутки рабочие не покидали
заводов, проводя подготовительную для эва-
куации оборудования работу. Сотни тысяч
вагонов были загружены в считанные дни.
	‚19 октября столица была об’явлена на
осадном положении. Постановление Госу-
дарственного Комитета Обороны, подписан-
ное товарищем Сталиным. призывало всех
трудящихся Москвы активно участвовать в
обороне, беспощадно: расправляться с прово-
каторами, шпионами и прочими агентами
врага,
	На полях Подмосковья сражались с врагом
сыны всего многонационального Советского
Союза. Сердцу каждого воина одинаково до-
рога была столипа Советской страны.
	Плечом к плечу с воинами Врасной Армии
дрались и бригады морской пехоты, За геро-
изм и мужество, проявленные в боях под
Москвой, одной из бригад было присвоено
звание гвардейской.
	Взоры всех советских людей были при-
кованы к Москве. Из далекого Хабаровска,
от участников героической обороны полу-
острова Ханко, от рабочих завода «Красный
Октябрь» и других заводов Сталинграда, из
Горького, Свердловска, Архангельска, Таш-
кента, Еревана, Тбилиси — со всех концов
страны шел поток братских приветствий.
Отовсюду спешили подкрепления. С Волги
тянулись боеприпасы. С Урала шли танки и
минометы. Сибирь слала Продовольствие.
Страна резко увеличила производство ору-
жия для защитников Москвы, для бойцов
на всех фронтах Отечественной войны. °
	С каждым лнем сопротивление дивизий
Западного фронта становилось сильнее, все
чаще и крепче наносились контрудары по
немцам. Тем продвижения фашистоких
войск заметлалея.
	Сославшись на непредвиденные обстоя-
тельства, германское информационное бюро
	Разрешены основные: вопросы мирных договоров с бывшими союзниками Германии
	Белед за тем министры когласовали ду-
найский вопрос, репарационный вопрос, вд-
просы ‚0. торпедных катерах для бывших
вражеских стран, о ценах на товары, по-
ставляемые румынским правительством. в
счет репараций, о компенсации гражданам
	00’единенных ‘наций за ущерб, причинен-
	ный их собственности в’бывших вражеских
eTpanax.
	0собое место занимает решение, выне-
	сенноз по репарационному вопросу. Вак из-
	вестно, разногласия по этому вопросу Ha
Парижекой Мирной конференции, а затем—
на заседаниях Совета министров иностран-
	ных лел в Нью-Йорке‘ были особенно серь-
	езными. ho

Министры пришли к cormacobanHoMy pe-
шению по репарапионному вопросу. По-
следнее предусматривает выплату Италией
следующих  епарационных — платежей:
125 млн. долларов — Югославии, 105 млн.
долларов — Греции и 5 млн. долларов —
Албании. Болгария должна выплатить
25 млн, долларов Югославии и 45 млн. дол-
ларов-—Греции,

По вопросу о компенсации гражданам
0б’единенных наций за ущерб, причинен-
ный их собственности в бывших вражеских
странах, принято решение: установить
компенсацию в размере 2/5 стоимости с0б-
	НЬЮ-ИОРЕ, 6 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). На вчерашнем заседании Совета
министров иностранных дел присутствовали
от советской стороны Молотов и Гусев.

Гусев сделал доклад о работе заместите-
лей министров по редактированию проекта
cratyta Свободной Территории Триест, В
результате рассмотрения проекта етатута
Свободной Территории Триест заместителя
согласились принять 30 статей этоге про-
екта. Шесть статей проекта остались не
‘согласованными; заместители передали не-
согласованные статьи на обсуждение Co-
вета министров.

‚ Министры достигли согласованных `фор-
мулировок. по этим статьям, предуематри-
вающим следующие вопросы: органы уп-
равления Свободной Территории, право
помилования, право Свободной Территории
заключать международные конвенции и
вступать в международные организации, ре-
гистрацию судов в порту Триеста, право
‘оптации итальянского гражданства жите-
лями Свободной Территории, официальные
языки Свободной Территории. Таким o06-
разом, статут Свободной Территории Триест
можно считать, в основном, согласованным,
хотя отдельные его статьи еще обсуждают-
ся в комитете по Триесту и в комитете эко-
номических экспертов. ;
	ственности, потерпевшеи ущерб. Установз
лен порядок разрешения споров, возникаю-.
‚ЩИХ по поводу цен на товары, поставляе-
мые в ечет репараций румынским правия
тельством,

Таким образом, можно считать, что всё
‘основные вопросы мирных договоров с Ита-
лией, Румынией, Болгарией, Венгрией и
Финляндией получили разрешение. Оета=
лись нерешенными лишь некоторые второ-
степенпые вопросы. Предстоит также редак-
тирование договоров и сверка текстов на
разных языках.
	В конце вчерашнего заседания Бирне
предложил обеудить вопрос о порядке под-
писания договоров. Он выдвинул два пред-
ложения: в случае, если сессия Генераль-
ной Ассамблеи продлится достаточно долго
п министры иностранных дел задержатся в
Пью-Йорке,— подписать договоры здесь же,
в противном случае — отправить курьеров
B соответствующие столицы и подписать
хоговоры таким порядком.
	Министры поручили своим заместителям
установить об`ем работы, которая еще дол--
жна быть проведена по подготовке догово-^
ров, и необходимые сроки ее выполнения, &
также внести предложение о подписании
договоров.
	трудных материальных условиях в связи 6
тем, что их имущество было забрано мест-
ными чиновниками или разграблено слу-
жащими китайской армий,
	С другой стороны, китайская часть ад-
министрации КЧЖД фактически уже давно
отстранила советских служащих от прак-.
тического участия в работе мукденского
отделения этой дороги.

Таким образом, местные китайские вла-
сти создали в Мукдене такие условия, при
которых пребывание там советских желез-
нолорожников стало невозможным.
	Утверждение агентства Сентрал: Ньюс’ о
том, что двести советских работников BCé ~
	же останутся в Мукдене, является Невер-”
	ным. Все советские железнодорожники
	BrleAYT B VORCTCKHM ‘›оюз в течение’ бли=
жайших нескольких дней. _
	заявление советского посольства в Нанкине
	НАНКИН, 28 ноября. (ТАСС). (Задержа-
Ha доставкой). Б связи с сообщением агент-
ства Сентрал Ньюс из Мукдена, датирован-
ным 92 ноября, отдел печати советского
посольства в Нанкине сделал следующее
заявление:

В сообщении агентства Сентрал Ньюс,
которое ссылается на авторитетные источ-
ники, говорится, что «к решению репат-
риировать советских служащих КЧЖД при-
	шли после неоднократных консультаций
между китайским правительством и совет-
скими властями». В самом деле советское
посольство в Китае давно и неоднократн”
поднимало перед китайским министерством
иностранных дел вопрос об эвакуации со-
ветских служащих из Мукдена. Однако
агентство Сентрал Ньюс искажает действи-
тельную причину, которая заставила по-
сольство предпринять такой шаг. Возвра-
	щение советских железнодорожников в Co-
	ветекий Союз вызвано не их личными со-
ображениями — не плохим состоянием
здоровья некоторых из них, не финансо-
выми затруднениями,— & тем фактом, что,
оставаясь на своих соответствующих по-
стах, они были не в состояний выполнять
свои обязанности. В течение последних не-
скольких месяцев китайскими властями
были созданы невыносн“те условия не
только для их работы, но’ даже для их пре-
бывания в Мукдене. Много данных, имею-
щихся в распоряжении посольства, свиде-
тельствует о том, что местные гражтан-
ские и военные власти не только не предо-
ставляли советским  железнодорожникам
соответствующей защиты, а, напротив,
многие советские служащие пали жертва-
ми избиений и других незаконных актов,
совершённых при участии чинов китайской
армии и полиции. Значительная часть со-
ветеких “елезнолорожников ‘оказалась в
	Побела под Москвой была торжеством
полководческого гения товарища Сталина,
его науки побеждать. Она вошла в историю
как блестящий образец стратегического и
тактического искусства советского команло-
вания. Оказав огромное влияние на ‘даль-
нейший ход событий на советско-герман-
ском фронте, она ознаменовала перелом и в
х0д6 всей второй мировой войны,