10 декабря 1946 г., вторник, № 288 (2463)
о ры, -

[cocoon
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Навигационное обеспечение
стрельб по береговым целями
	прошло довольно много времени. При пары
ходе с одной позиции на другую флагах
огня не вел. Стреляли другие кораби,
участвовавшие в операции, Таким образом,
цель находилась под непрерывным огневых
воздействием. Задача была выполнена у,
nemo.
	Тидрографам приходилось выставлять
ориентиры не Только на воде, но и на в.
регу. Бывали случаи неудачного выбора
реговых ориентиров. В связи с этим пу
ведем такой поучительный пример, Во ву
мя боев на полуострове Сырве один из к,
раблей вел стрельбу, стоя на якоре, В за.
честве вспомогательной точки наводки в
берегу был установлен знак, обтянутый бо.
лым полотнищем. Наводчики спутали ето с
пятнами снега, Штурману пришлось pity
рать другую вспомогательную‘ точку Hanoy,
ки, на что ушло много времени,

-.
	Задача навигационного — обеспечения
стрельб по берегу не ограничивалась толь.
ко постановкой ориентиров. Гидрографы таз,
же определяли прямоугольные и география
ческие коордицаты основной и запасной от
невых позиций и вспомогательных точек на
водки. Вычиелялись дирекционные Harpe,
ления с позиций на вопомогательные туз
наводки, а иногда — угол наводки н п
станция до цели, если были известны м

координаты. Составлялись формуляры ии

норамы артиллерийских позиций,

Опыт проведения таких работ был хор. /
шо использован в период, когда комби
поддерживали наступление  сухопуты
войск. Во время боев на Синявиноком уч»
стке Волховского фронта аргиллерийские пы
зиции кораблей были оборудованы в Шале
сельбургской губе, западнее островов Зло.
цы. `В число средств навигационного бы
печения входили береговые огни, бил
вспомогательные точки наводки. В пож
ных операциях в июне 1944 года na Lk
дожеком озере основные и запасные отнезы
позиции оборудовались освещаемыми вели.
ми. Вроме того, на берегу устанавливали»
в качестве вспомогательных точек наводжи
освещаемые ориентиры.

Характерны в этом отношении и дейст
вия бронекатеров на реке Волхов в райоть
станции Кириши в июле 1942 тол пи
реке Свирь в сентябре 1943 года. По
товка артиллерийских позиций включала 3
себя рекогносцировочный  промер, Neen
постановки кораблей по диспозиции отуе
чалось отличительными вехами. pose
лась геодезическая привязка вепомогатеь
ных точек наводки и корректировочных п
стов. Отметим, что в этих операциях now
ции оборудовались не заблаговременно, a¢
приходом кораблей в заданный район, Вы
полнял такую задачу прикомандированный
к подразделению гидрограф.
	Представляет интерес и опыт навигаци
онного . обеспечения. стрельб, проводившиха
ся на Черном Mope.
	Во время обороны Одессы в районе Гри
горьевки был высажен десант, Ero подлер-
живало огнем несколько кораблей. Шер
тем как занять место по диспозиции. каж»
	дый корабль выходил на светящийся 0,
расположенный у крестовой вехи a Mangas
	расположенный у крестовой вехи на фара:
тере. По бую и по счислению штурман 01
ределял место корабля. Стрельба велась в
якоря. Окончательно место уточнялось после
первых залпов по берегу осветительным
снарядами.

В период баев на Керченском полуостр“
ве два корабля в течение нескольких дней
поддерживали отнем армейские части. 84
Дачу навигационного обеспечения стрельбы
выполняла подводная лодка. Вечером она
приходила н’, место, определялась и светила
секторным огием в море. Этот отонь и 1у*
жил ориентиром для кораблей. Утром поз
водная лодка отходила мористее, погружа“
лась и ожидала темноты,

Однако этот способ не всегда obecnem
вал требуемую точность. Поэтому его сем
	дует рекомендовать лишь в TOM CTY
когда невозможно применить другие методы
Успешно обеспечивались стрельбы по fee
регу севернее Воронцовского створа. Здесь
был выставлен освещаемый буй, прикрые
тый сверху колпаком, чтобы скрыть огонь
от немецких летчиков. Корабль подходил
носом к бую и, удерживаясь на месте мати
нами, давал серию залпов. После этом of
вновь занимал точно определенное месту У
буя и возобновлял огонь. Наблютатели до
носили, что стрельба была точной.
	Иногда корабли вели артиллерийскую
стрельбу, маневрируя по окружности или
по хордам. В этих случаях оборудование по-
зиЦий сводилось к тому. чтобы обеспечит
	надежную обсервацию при подходе к раноку
	действий, быстрый выход корабля в началь“
ную точку огневого галеа, своевременные
повороты на промежуточных участках. При
маневрировании корабля по хордам точкя
поворотов заблаговременно отмечались ве“
ками. При маневрировании по окружности
в центре ее выставлялся буй или катер. foe
рабль удерживал его на постоянном ку
вом углу, равном 90°. Исходные данные для
стрельбы рассчитывались заранее для Hes
скольких точек огневого галса. В какой бы
из них ни оказалея корабль, он мог 1е1-

медлительно открыть или продолжить 86
тиллерийский огонь.
	Таковы основные способы навигационно“
го обеспечения стрельб кораблей по бер“
говым невидимым целям в различных Уб*
ловиях. В заключение отметим, что пере
ход кораблей из базы к месту операции и
обратно обеспечивалея обычными средства-
ми навигационного оборудования. Примене-
ние их зависело главным образом от 0е-
ративного режима района лействий,
	Инженер-майор &. HOPHEB.
	Координаты места корабля во время
стрельбы, так же как и координаты цели,
авляютея одним из основных элементов
расчета исходных данных для первото зал-
на. Это справедливо и в том случае, когда
стрельба ведется с пристрелкой по реперу с
последующим переносом огня на цель. Точ-
ность координат места корабля, кроме рята
других причин, зависит и от качества нави*
гационного обеспечения. В этой статье мы
хотим поделиться опытом такого обеспече-
ния, накопленным в годы Отечественной
	войны.

Навигационное обеспечение стрельб по
береговым невидимым целям включает в
себя: подготовку картографического мате“
риала на переход кораблей в район цей-
ствий, проверку штурманских приборов,
оборудовалие артиллерийских позиций, 009-
спечение перехода кораблей на позицию и
возвращения их в базу.

Подготовка картографического материала
состоит из полбора карт и их корректуры
по сведениям о навигационной обстановуе
ко дню проведения операции. Bo время
войны корабли обычно пользовалиеь на пе-
pexoxe путевыми назигационными картами,
а в районе операции — крупномасштабны-
ми картами совместных действий.

Иногла монтировались навигационно-ар-
тиллерийские планшеты, причем морская
часть планшета — зона маневрировачия
корабля — составлялась из частных круп-
номасштабных морских карт © нанесением
сетки прямоугольных координат. Безеговая
зона — район расположения цели — ©5-
ставтялаеь из топографических карт того
же масштаба, но в проекции Гаусса-Ёрю-
гера, а не Меркатора. На береговую часть
планшета наносилась сетка меридианов и
параллелей. Это позволяло командиру ко-
рабля и управляющему огнем действовать в
полной согласованности © сухопутным ко-
мандованием и более надежно уточнять 05-
становку в районе операции и цели. Облег-
чались также определение исходных данных
стрельбы п короектировка огня.

Как правило, для каждого артиллерий-
ското планшета составлялась  палегка в
масштабе, соответствующем — планету.
Пользуясь ею, штурман быстро получал ис-
холные данные: расстояние до цели в ка-
бельтовых и направление на нее в артил-
лерийских делениях. Палетка освобождала
пргурмана от необходимости производить в
бою аналитические вычисления.

Во время войны были случаи, когла ко-
рабли, совернтая длительные переходы и на
имея возможноети произвести обеервацню в
районе стрельб, определяли свои места
только по счислению. В таких случаях
точность определения зависела от рабэты
штурманеких приборов. Если их тщательно
проверяли перед выходом из базы и устрз-
HATH все неисправности, то корабль мз-
неврировал уверенно.

Для оборудования позиций примечяляеь
самые разнообразные средства-—0от неосве-
Maemo вехи до специальных кораблей,
подводных лодок и даже полразделений ка-
раблей. Заметим, что у штурманов не было
	оснований целиком доверяться вехам и дру-
гим средетвам навигационного оборудования
позиции. № ним относились критически. Де-
ло в том, что вехи обычно выстарлялиеь
заблаговременно. Не исключалаеь возмож-
ность, что, пока начиналась операция, их
переставил противник или же сместил
шторм.
	Приведем пример правильного отношения
штурмана к своим обязанностям. При лик-
видации плацдарма противника на полу-
острове Сырве в 1944 году корабль Н. дол-
жен был, стоя на якоре, вести стрельбы по
береговым невидимым целям. Огневую по-
зицию корабля заблаговременно отметили
вехой. На подходе к ней штурман определил
свое место по двум горизонтальным утлам
и обнаружил, что веха енесена к зюйду от
ранее намеченной точки. Оценив обстанов-
ку, офицер принял правильное ‘решение. Не
доверяясь вехе, он по своим расчетам вывел
корабль на огневую позицию. Стрельбы
прошли успешно.
	Этот случай наглядно подтверждает не-
обходимость постоянной проверки по прибэ-
рам местоположения навигационных средств,
особенно если они поставлены задолго до
операции.

Некоторые вилы етрельб, например, ко-
гда корабль стоит на якоре ‘или удерживает
свое место при помощи машин, требова-
ли специального навигационното обеспече-
ния. Главная особенность его заключалась
в следующем. Надо было обозначить основ-
ную и запасную огневые позиции корабля
так, чтобы он мог быстро менять ево ме-
	сто и почти не прекращать огневого воздей-
ствия на противника.
	В качестве примера можно рассказать о
том, как обстреливалиеь невидимые цели
на побережье, занятом противником в Свир-
ской губе Ладожского озера в 1942 году.
Для кораблей  Ладожекой флотилии
были оборудованы позиции северо-западнее
Стороженского рифа. Противнику не уда-
лесь заранее их пристрелять, так как он не
знал об их существовании. Чтобы соблюсти
скрытность, катера готовили позиции в
плохую погоду.
	порабли пришли в район стрельб, прове-
ти пристрелку по реперу и перенесли огонь
на цель. Противник не замедлил с ответом
и начал обстреливать флагманский корабль.
Вскоре снаряды стали ложиться вблизи его
бортов. Оставаться. на прежнем месте было
	Кри ОО

опасно. Тогда, корабль перетел на запасную
	MOSHTHIO H Cpasy же продолжил отонь по
противнику, так как все исходные данные
для залпов на’ корабле имелись.

Смена артиллерийской позиции сбила
пристрелку немцев. Пока они вели новую.
				Успешный ремонт
		СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 декабря. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). Личный
	О войсках на чужих территориях
	Речь В. М. МОЛОТОВА на’ Г онеральной: Ассамблее $ декабря
		обстоит дело в этом отношении. Казалось,
что всем нам нечего боятьея представить
сведения о своих войсках на территориях
других 06’единенных наций. Это во многом
помогло бы работе военно-штабного коми-
тета. Надо полагать, это помогло бы и TO-
му, чтобы войска некоторых государетв не
задерживались на других территориях, по-
скольку война кончилась и отпали те 06-
стоятельства, которые вызывали необходи-
мость пребывания союзных войск на этих
территориях. : :
	Однако не все государства отнеслись 90”-
ективно ‘и епокойно к предложению совет-
ского правительства. Обсуждение данного
вопроса показало, что представителям не-
которых государств неприятно такое требо-
вание. Им бы, очевидно, хотелось как-ни-
будь обойтись без представления тажих
сведений. Только этим можно об’`яснить,
что простой вопросе, поставленный coper-
ским правительством, вызвал столько 0ело-
жнений при его обсуждении.

Вы знаете, что правительство Соединен-
ных Штатов внесло два предложения в до-
полнение к советскому предложению.

Первое предложение заключалоеь в том,
чтобы затребовать сведения 0 войсках не
только на территориях 0б’единенных на-
ций, но и на территориях бывших враже-
ских государств. Советокая делегация не
видела оснований для пред’явления такого
требования. Дело в том, что союзные вой-
ска, оккупирующие территории бывших
вражеских государств, находятся там в
точном соответствии с условиями, которые
опубликованы и всем известны. К тому же
их пребывание ограничено сроком заклю-
чения мирных договоров, а заключение
этих договоров по большинству стран обе-
спечено уже в ближайшее время.
	Тем не менее, советская делегация не
стала возражать против этого американ-
ского требования. Мы стремились к тому,
чтобы устранить препятствия к решению
вопроса о представлении сведений о вой-
сках, находящихся наз чужих территориях.
	if,
НЕПРИЕМЛЕМОЕ ПРЕДЛОНЕНИЕ
	Вроме того, правительство Соединенных
Штатов, поддержанное Великобританией,
внесло предложение о представлении сведе-
НИЙ 0 войсках, находящихся дома. Этому
вопросу посвящен пункт 4—1 проекта
резолюции.
	Советская делегация пыталась убедить
	американеких и английских представите-
	лей в неуместности этото предложения в
данной резолюции. Она указывала на TO,
что этот вопрос будет решен в связи е 0б-
суждаемым теперь предложением 0 всеоб-
щем сокращении вооружений. В данной же
резолюции такое добавление только: ослож-
нит вопрос — вопрос о войсках на чужих
территориях. Советская делегация предла-
гала не смешивать два’ разных ‘вопроса:
один —— 0 войсках за границей, другой —
о войсках дома. Однако с нашим мнением
не согласилийь.
	Генеральной Ассамблее представлена ре-
золюция, в 4-м пункте которой говоритея
о том, чтобы 0б’единенные нации предета-
вили сведения об «общем количестве их
военного персонала, находящегоея на дей-
ствительной службе, где бы oH HH pacno-
лагалея, внутри страны или за границей,
включая и формирования военного типа».

Советская делегация считает неприемле-
мым этот пункт по следующим соображе-
ВИЯМ.

Предложение предетавить сведения о
войсках дома наряду е войсками за грани-
цей только отвлекает внимание от вопро-
са, который был поставлен перед Генераль-
	ной Ассамблеей. Заинтересованы ли мы в
	том, чтобы отвлечь внимание от вопроса
о войсках, находящихся на чужих терри-
ториях? Для чего нужно отвлекать внима-
ние от этого важного вопроса? Зачем этот
вопрос осложнять такими дополнительными
предложениями, которые будут мешать нам
разобраться в положении дел с войсками
на чужих территориях? Если мы хотим
знать правду о положении дел с войсками
0б’единенных. наций на чужих террито-
риях, то мы не должны мешать предетав-
лению таких сведений, не должны затруд-
нять выяснение этого вопроса, отвлекая
внимание на другие не менее сложные во-
просы.
	По этой причине советекая делегация   „остав пятой боевой части Н-ского корабля
	с ЕС: А,

предлагает исключить пункт 4—1 из pe-  poor завершить ремонт корабельных
золюции. Тогда в резолюции останется   „сханизмов. Командир боевой части Тон-
	золюции. 10Ггда в резолюции останется
только требование представить сведения о
войсках, находящихся на чужих террито-
риях. Будет большим достижением органи-
зации 0б’единенных наций, если она до-
бъется представления этих свехений без
дальнейших проволочек.
	помог завершить ремонт корабельных
механизмов. Командир боевой части Тон-
коногов M ero офицеры умело pyko-
всдили сложными работами. Ремонтные
бригады коммунистов Штепы и Корикова
получили высокую оценку инженеров пред-
приятия, на котором ремонтировалея ко-
рабль. Моряки трудились самоотверженно,
	Нункт 4—1 резолюции неприемлем и  эначительно перевыполняя установленные
		нормы. Главный старшина Штепа, кочега-
	ры Шумилин и Шарапов. машинист Балан-
дин выполнили задание на 300 процентов.
Старшина 2 статьи Хижняк вместе с моло-
дыми матросами закончил ответственную
работу за 11 вуток вместо положенных 15.

В этом пункте говорится только о пред-
ставлении сведений относительно «военно-
го персонала», но ничего не говоритея о
представлении сведений относительно воо-
ружений. Между тем, известно, что голыми
	Сложный технический ремонт одного аг-
	руками не воюют. Следовательно. чтобы
	СОВЕТСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Й АМЕРИКАНСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
	Гостюдин председатель, господа. делегаты!
Мы рассматриваем сейчас вопрое, кото-
рый был поставлен по инициативе совет-
ского правительства как вопрос о пребы-
вании войск 0б’единенных наций на тер-
риториях других 0б’единенных наций и
невражеских государств. Мы предложили,
чтобы все государства, представители кото-
рых имеются в Генеральной Ассамблее,
представили сведения о своих войсках, на-
холящихся на чужих территориях, принад-
лежащих 06’единенным нациям. Мы пред-
ложили также, чтобы были предетавлены
сведения о военных базах, включая военно-
морекне и авиационные базы, которые со-
вханы той или другой 0Об’единенной на-
цией вне пределов своего государства. Та-
ким образом, нами был поставлен вопрос,
чтобы вое наши государства отчиталиеь
перед организацией (0’единенных наций в
своих вооруженных силах, находящихся по
тем или иным причинам за пределами сво-
ей родины, несмотря на то, ‘что война
лавно уже кончилась.
	_ Представление таких сведений имеет
большое значение для Совета Безопасности
и его военно-штабного комитета в тот мо-
мент, когда они работают над планом орга-
низации вооруженных сил, которые долж-
ны быть подчинены Совету Безопасности в
пелях охранения всеобщего мира.
	Представление таких сведений касается,
прежде всего, таких великих держав, как
Соединенные Штаты Америки, Великобри-
тания, Советский Союз, которые во время
тойны вынуждены были отправить свои
войска за пределы своего государства для
борьбы в нашим общим врагом. Согласно
предложению советского правительства, все
государства и, прежде всего, великие дер-
жавы должны были бы отчитаться © тех
вооруженных силах и военных базах, кото-
рые ‘у них до сих пор находятся на терри-
ториях других 0б’единенных наций. Пред-
ставление таких сведений, разумеется,
способствовало бы тому, чтобы поскорее
DOKOHYRTS © этим ненормальным положе-
нлем, В самом дейе, поскольку война давно
кончилась, как можно оправдать пребыва-
ние войск на чужой территории, за теми
отдельными исключениями, которые всем
нам известны и понятны.
	Пребывание иностранных войск нз тер-
ритории той или иной 0б’единенной нации,
как известно, может быть использовано
другим государством для  недопустимого
давления на ее внутренние дела. Оно мо-
жет быть средством давления не только на
внутренние дела данной страны, но и сред-
ством воздействия на взаимоотношения
этой страны с соседними государствами.
Недопустимость такого положения совер-
шенно очевидна.

Kak и можно было ожидать, прёдложе-
ние советского правительства встретило
большое сочувствие, особенно малых
стран. Они-то нередко весьма чувствуют
давление извне, особенно когда оно под-
крепляется пребыванием вооруженных сил
на территориях этях малых госуларетв.
	Как известно, некоторые малые страны
до сих пор не могут. освободиться от пребы-
вания чужих войск, которые вторглись на
их территорию еще в эпоху империалиети-
ских захватов ХГХ века и до еих пор не
хотят уходить домой. В иных случаях чу-
жие войска появились на территориях
других государств после первой мировой
войны и до сих пор, всеми правдами и
неправдами, стремятся остаться на чужой
территории. Наконец, и после второй миро-
вой войны мы имеем такие же факты. Вой-
ска некоторых держав оказались в государ-
ствах, принадлежащих к 0б’единенным на-
циям, и не уходят оттуда. Мимо этих по-
следних случаев мы тем более не можем
пройти, что все это делается на наших гла-
вах, вопреки нормальным  взаимоотноше-
ниям, которые должны существовать между
05’единенными нациями, и в нарушение
элементарных правил, которых все прави-
- тельства должны придерживаться.

`Делая свое предложение, советекое пра-
зительство заявило, что оно готово пред-
‘ставить полные сведения о своих войсках,
которые еще находятся на территориях
друтих 0б’единенных наций. Советскому
_ Союзу нечего от кого-либо скрывать, как

получить правильное представление о в00-   регата ‘требовал вмешательства специали-
руженных силах, надо потребовать сведе-  стов. Офицер мак сам произвел точные
ния не только о военном персонале, но и  расчеты и поручил работу матросу Морда-
о вооружениях, включая, разумеется, вее   шеву. Задание было выполнено в срок.
	ВИЛЫ ОрУЖЯЯ.
	Во время ремонта старослужащие 00у-
	Советская делегация возражала против-  Чали молодых матросов уходу за механиз-
4-го пункта. Но когда этот пункт был все   мами, готовили их к чоедетоящим походам.
	Встреча со стахановцами
	СЕВАСТОПОЛЬ, 9 декабря. (По теле-
графу). В Доме Военно-Морского Флота
имени лейтенанта Шмидта состоялась
	же принят, мы предложили, чтобы в нем
говорилось не только о военном персонале,
но и о вооружениях. Однако это предложение
было отклонено по настоянию британского
делегата г-на Шоукросса и американекого
делегата сенатора Воннэли. ^
	Пункт 4—1 остался в редакции, где   встреча молодых стахановцев городских
	говорится только о сведениях относительно   предприятий с военными моряками-—отлич-
военного персонала и ничего не говорится   никами боевой и политической подготовки.
	Задолго до начала вечера зрительный
	0 сведениях относительно вооружений. Га-
	5 ie eo

ким образом, если принять этот пункт, то   зал было переполнен. ‚ Пришли стахановцы
сведения, полученные по этому решению,   Морского завода, матросы, юнги, ремеслен-
	дадут Извращенную нартину сил, 1-
	ники. С доклалом 00 участии советекой моло-
	скольку в этих сведениях ничего не будет   лежи в выполнении пятилетнего плана вы-
	говориться о вооружениях, 00 атомных бом-
бах, о ракетных снарядах и проч. 060 всем
этом будет умалчиваться. Если такое реше-
ние будет принято, то многие могут его по-
нять в том емыеле, что почему-то было ре-
шено уклониться от представления сведений
о действительном положении с вооружел-
ными силами. Нас могут спросить, почему
мы скрываем сведения и о вооружениях,
почему мы уклоняемея от представления
этих сведений, если уже поставлен вопрос
о вооруженных силах внутри каждой из на-
ших стран.

Нам ничего не сказали вразумительного
в раз’яенение этих законных вопросов. На-
	ступил Представитель Нолитуправления
Черноморского флота подполковник ПЦече-
нин. Докладчик 0с0бо остановился на уснпе-
хах молодежи города-героя, самоотверженно
работающей на восстановлении Севасто-
	поля.

Ha севастопольских предириятиях соз-
дана 81 комсомольско-молодежная бригада.
Большинство бригад систематически пере-
выполняет производственные нормы. Xopo-
шо знают  севастопольцы  комеомольца-
отахановца Медведева, выполнившего за
шесть месяцев 2-годичный план, токаря
Гордина и других. Тов. ЦШеченин рассказал,
как молодые моряки-черномоерцы. добиваясь
	ше предложение о представлении сведений   высоких показателей в боевой и политиче-
		& только 8 военном персонале, HO H 6 ской подготовке,
	вооружениях, которыми располагает этот   своей специальностью.
	персонал, не было принято к голосованию
в первом комитете. Требование американ-
ского и британского делегатов не ставить
это советекое предложение на голосование
собрало 24 голоса, против этого требования
голосовало 18, воздержалоеь 10. Таким 0б-
разом, это требование было проведено таким
количеством голосов, которое не составляет
даже половины членов организации 06’еди-
ненных наций. Но в результате отклонения
	советского предложения пункт 4-Й остал-  графу от корр. «Нрасного Флота»). Вече-
ся в этом однобоком виде: об’ективной кар-  ром, когда шторм достиг наибольшей силы.
		тины 0 вооруженных силах на основании! прервалась телеграфно-телефонная
	этого пункта мы не получим. Вот почему   ггавный базы с отдаленным постом. В ме-
	советская  двлегация
принятия этого пункта.
	возражает против  СбТу аварии выслали группу линеипеиков
	под руководством старшего матроса Наню-
	задолго ‘до рассвета связисты, захватив
4< продуктов. блоки лля оттаяаргиванияа
	В заключение театр Черноморского флота
показал собравшимся свой новый епек-
такль — пьесу лауреата Сталинской пре-
мии Б. Лавренева «За тех. кто в море!».
		ПОВРЕЖДЕНИЕ УСТРАНЕНО
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 лекабря. (По теле-
	Мы обсуждаем важный политический   ТИНа.
	вопрос. В правильном решении этого во-
	проса заинтересованы все народы. проник-  3&1ае продуктов, блоки для
	нутые стремлением к прочному миру и к! ПРОВОДОВ, когти и телефонный аппараг,
развитию дружественных отношений между „ВЫШЛИ Ha ЛИНИЮ. Шли OH долго: где На
	всеми миролюбивыми странами.

Цам представлена резолюция, которая
в большей своей части для всех нас прием-
лема. По трем первым пунктам этой резо-
люции мы полностью договорились. 4—1
ПУНЕТ этой резолюции отвлекает нас в сто-
рону, причем представление сведений со-
гласено этому пункту дало бы извоашен-
	иычаа, где пешком, двигались при свете
карманных фонариков, а порой и ощупью.
№ расовету у подножия сопки связисты 06-
наружили место повреждения. Одиннадиз-
тибальный ветер, бушевавший всю ночь,
повалил телеграфные столбы, порвал и спу-
тал провода.
	Связисты раецепили места замыкания.
	ную картину о вооруженных силах. в на- распутали и сраетили провода. После этого,
ших странах. Поэтому 4—1 пункт следует   Запросив но телефону главную базу и убе-
	Нормально,
	исключить из резолюции. Только исключив   ДИВШиИсЬ, что линия работает
	этот пункт, Генеральная Аесамблея не по-! Матросы начали ставить столбы. В течение
		ставит себя в неловкое положение пефед   КоРоТкого времени они подняли
	общеетвенным мнением принятием настоя-   Дать и выравняли восемь столбов. С на-
щей резолюции, а, напротив. поможет та-   СТуплением сумерек связь была возобнов-
	1Ha.
	~
Офицеры изучают
английский язык
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАЙСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 9 декабря. (По телеграфу). Поя
офицерском клубе, где начальником Майо
›уцвинов, создан кружок английского язы-
ка, в который записались 28 офицеров.
Уже состоялись первые занятия.
	На первый волрое, поставленный рУко-
	&8му важному делу, как выяснение поло-
жения с войсками 0б’единенных наций на
чужих территориях.

На основании всех этих соображений
советская делегация предлагает исключить
пункт 4—1 из представленной резолюпии.

Отношение советской делегации к по-
	правке английской делегации о контроле   офицерском клубе.
	вытекает из того, что сказано мною отно-
сительно пункта 4-го резолюции. (Аплодис-
менты).
	Моряки внимательно слушали интересный,
	Политшкола на корабле
	«Красного Флота»)
		ня ЕАН ЗЕЯ

насыщенный фактами расеказ руководителя. водителем, захотели ответить 3 человека

ай Фа бы, Е И т:
	№ своему конспекту т. Цуканов прибегал
редко, только в тех случаях, когда нужно
было сделать обобщение или зачитать цита-
ту. На главных вопросах темы руковоли-
тель останавливался более обстоятельно, под-
креплял свои мыели выдержками из «Врат-
кото курса истории ВКП(б)»; из произвеле-
ний Ленина и Сталина, приводил яркие,
убедительные примеры из художественной
литературы.

Когда речь зашла 06 Октябрьском воорт-
женном восстании, т. Цуканов обратилея к
слушателям е вопросом:

’ —А помните ли, товарищи, в каких Еи-
нофильмах отражен этот периот борьбы на-

шей партии и трулящихся масс за завоева-
ние власти Советов?
	— «Ленин в Октябре». — послышалось   §
	одновременно несколько голосов.

Руководитель подробно  останавлива
на значении Октябрьеких событий, п
рассказывает о борьбе с интервентами
	В обсуждении. второго вопроса приняли
Участие ‘4 слушателя. При высокой актив-
ности прошло обсуждение и остальных во-
просов. Из 14 слушателей в обсуждении
приняли участие девять. Многие выступили
по нескольку раз.
	Очередное занятие политшколы пока-
зато, что слушатели правильно уяснили oc-
новные положения изучаемой темы, доль-
шинетво коммунистов обстоятельно полгото-
вилось ‘к занятиям. Но были и недостатки.

Ним нало отнести отсутствие наглятных
пособий. Например, когда руководитель рас-
сказывал о трех походах Антанты, он рохил
рукой по географической карте, показывая
примерные направления, по которым шло
наступление интервентов. Для слушателей
было бы гораздо понятнее и доходчивее, ес-
тли бы это было показано на схемах. А такие
	останавливается   схемы имеются. Другой недостаток, заклю-
‘обытий, потом   чается в том. что не всё влуттатели плена.
	и   Зов активно принимали участие в обсужде-
	Ha отчетно-выборном партийном собрании !
коммунисты гвардейской канонерской лодки
«Пролетарий» резко критиковали партайное

_бюро за слабую постановку воспитательной
работы. На этом же. собрании были намече-
ны конкретные мероприятия по улучшению
‘политической учебы коммунистов.

Вновь избранное бюро во главе с секрета-
рем партийной организации т. Барониным
энергично взялось за претворение в жизнь
решений партийного собрания. Члены бюро
обстоятельно побеседовали с каждым членом

и кандидатом партии. Выяснилось, что мно-
тие из них не могут самостоятельно Новы-
шать своих знаний. Некоторым из этих то-
варищей порекомендовали заниматься в
кружке по изучению истории ВЕП(б), а лля
других на корабле была ортанизована
потитликола. В ней из’явили желание учить-
ся 19 человек.

Партийная организация обеспечила всех
слушателей учебными пособиями, газетами
и другой необходимой литературой. Заня-
тия в политшколе ведутся регулярно-—один
раз в неделю.

Расскажем 0б олном из очередных запя-.
тий. Слушатели заранее знали тему, знали
рекомендованную литературу. На видном ме-
сте висело об`явление, извещавииее, чт за-
HATHA политшколы будут проходить в пер-
вом кубрике, начало —в 19 часов 30 ми-
нут. Здесь же указывалась тема занятий:
«Как рабочие и крестьяне России под рукэ-
водетвом большевистской партии усталюви-
ли и отстояли советскую власть». До заня-
тий была проведена консультация.
	P уковолителя политшколы — помопника
	командира кораоля старшего лейтенанта Цу-
канова мы застали в его каоте. Он зажлячи-
	вал просмотр своего конспекта. На столе
лежало несколько раскрытых книг и газет-
ные вырезки.

Тов. Цуканов рассказал:

— К каждому занятию обязательно с0с-
тавляю подробный конспект. Это вошло уже
в привычку. Пропагандистскую работу ве-
ду несколько лет. Других учу и сам учусь—
посещаю лекторий. марксизма-ленинизма
при офицереком клубе. В сожалению, не
всегда нас удовлетворяют инструктивные
занятия. Вот, когда читает майор Демадов,
мы получаем хорошую помощь. Он умеет
выделить главные  вопровы темы и
на них останавливается подробно, дает воз-
можность записать основные мыели. А но-
слелний инструктивный доклад делал май-
ор Эпштейн. Он располагал содержательным
материалом, но правильно изложить его не
сумел, —затронул очень много` вопросов, то-
роцилея. Поэтому не было возможности ве-
сти записи. Но, разумеется, инструктивные
занятия очень полезны, хотя и не могут
заменить самостоятельной подготовки.
	За пять минут до начала занятий в*е
слушатели были уже в сборе.  Поередине
матросекого кубрика стоял. продолговатый
стол. На одной из переборок висела геогра-
фическая карта СССР. Матросы и старши-
ны разместились вокруг стола. Перед каж-
дым из них лежали «Краткий курс истории
ВЕП(5)», тетрадка и номер флотильской га-
зеты ео статьей, излатающей материалы к
теме занятий. г.

Руководитель проверил, все ли явились,
й затем приступил к занятиям.

Офицер Цуканов назвал тему и узловые
BOUDOCH, которые претложил слушателям 2а-
	писать, оатем он изложил содержание тегы.   ниязти.
	а а

белогвардейскими бандами. Он говорит 5 ро-  нии темы. Некоторые из коммунистов ни
ли большевистской партии, о роли Ленина и   разу не выступили, а руководитель не TOY
I и Ati HLL
	сотачея вовлечь их в беседу.

Партийная организация корабля сдела-
ла первый шаг к улучшению постановки по-
Литической учебы коммунистов. Секретарь
парторгализации и партийное бюро в целом
стали больше интересоваться теоретическим
образованием членов и кандидатов партии.

ними регулярно беселуют о том, как они
усвамвают пройденные темы, оказывают
помошь в подборе литературы, организуют
консультации. Главное сейчас состоит в
том, чтобы, не снижая контроля. добива гьея
улучшения качества занятий в политико-
	те, бороться за высокий идейный уровень
политической учебы.
	Майор В. МАКСЮК.
	Сталина, поднявитих и сплотивших мяого-  пыталея
	миллиюонные трудящиеся массы на защиту
завоеваний Великого Октября.

Закончив свой рассказ, т. Цуканов потвэ-
дит итоги и после этого обращается к глу-
шателям*
	HO?
	— 9 кого есть вопросы? ВБому что неяс-   образова
	Поднимается коммунист т. Галеев. Он   ус
	просит подробнее рассказать о периоде двое-
властия.

Руководитель дает яеное и почерпываю-
щее об’яснение.
— Поняли? — спрашивает он.
— Все понятно, — отвечает т. Галеев.
Больше вопросов не оказалось, и после
перерыва слушатели перешли в обмену мне-
		Первое семинарское занятие в университете
		марксизма -
	СЕВАСТОПОЛЬ, 9 декабря. (По телегра-
фу). В октябре этого года при Политиче-
ском управлении Черноморского флота на-
чал работать университет марксизма-лени.
низма. Его слушатели — офицеры кораб-
лей и частей главной базы.

В университете два факультета — исто-
_рический и экономический. На-днях ссетоя-
лось первое семинарекое ганятие слуша-
‘телей исторического факультета по теме
	«Киевская Русь», Семинаром руководил кл
питан Леечкие.
	Первым взял слово капитан Томаров. 01
рассказал о территориальном размещения
славян, 0 том, как образовалось Киевское
государство. Майор Серганов рассказал о
походах киевских князей. Другие слуша-
	тели осретили различные вопроты истории
Пиевской Руси
	Краснознаменная Амурская флотилия,