10 декабря 1946 г., вторник, № 288 (2459)
				Заседание Совета министров
иностранных дел
	Министры обсуждают порядок рассмотрения
	германского вопроса
	Встреча Трумэна и Бевина в Белом Доме
	НЬЮ-ИОРЁ. 8 декабря. (Спец. корр.
ТАС). На вчерашнем заседании Совета
министров иностранных дел присутствова-
ли от советской делегации Молотов, Вышин-
ский, Гусев.

Министры приступили к обсуждению
порядка рассмотрения германского вопроса.
на будущей, сессии Совета министров
иностранных дел.

От имени советской делегации Молотов
предложил, чтобы будущая сессия Совета
министров была посвящена рассмотрению
терманского вопроса и подготовке договора
с Австрией, Советская делегация  предла-
гает следующую повестку дня будущей сес-
син Совета министров:

1. Отчет Контрольного Совета в Гермз-
нии за истеклтий период по основным раз-
делам решений Берлинской конференции: о
пемилитаризации, демократизации,  эконо-
мических принципах и репарациах.

2. Центральная германская администра-
дия и вопрос о германском правительстве.

3. Подготовка мирного дотовора с Гер-
манией: процедура подготовки, назначение
специальных заместителей, основные ди-

ы.

4, Подготовка мирного договора с Ав-
отрией.

5. Ликвидация Пруссии (вопрое  Конт-
рольного Совета).

_ 6. Доклад комитета экспертов по углю
(согласно решению Совета министров от
июля отото года).

Молотов предложил также, чтобы буду-
щшая сессия Совета министров иностранных
дел состоялась в Москве во второй полови-
не февраля. В то же время он отметил, что
тоюбое решение Совета министров о време-
ни и месте предстоящей сессии будет при-
емлемым для советской делегации.

Бирне внес предложение — немедленно
расемотреть вопросы процедуры подготовки
уирного договора с Германией и назначе-
ние специальных заместителей, а также
назначить заместителей для подготовки до-
товора с Австрией. Бирнс предложил также
немедленно приступить к обсуждению Bo-
проса об ограничении оккупационных войек
в Европе.

Молотов возразил, что, если заместителя
начнут свою работу до обмена мнениями 19
германскому вопросу между министрами,
их работа будет мало продуктивной. Что
касается вопроса об оккупационных вой-
сках, то требуются присутствия епециаль-
ных представителей военных ведомств. Вви-
ду отсутетвия в данный момент таких пред-
ставителей в Нью-Йорке, советская делега-
ция не может сейчас обсуждать эти вопр»-
вы.

К тому же, — указал Молотов, — у Co-
вета министров сейчас просто нет времени
для рассмотрения дополнительных  вопро-
ов, кроме проеклов мирных договоров” ©
пятью бывшими союзниками Германии. Мы
считаем, что нам посильно расемотреть в
настоящих условиях только вопрос о по-
зестке лня будущей сессии Совета мини-
	CIDOB, Расхождения между проектом повест-
	ки дня, представленным советской делега-
цией, и проектом, намечаемым делегацией
США, не такие значительные, чтобы потре-
бовалось много труда дотовориться о по-
вестке дня. .
Бирне пояснил, что он считает полёзным
немедленное назначение специальных заме-
стителей по подготовке мирного договора с
	НЬЮ-ЙОРК, 9 декабря. (ТАСС). По с00б-
щению корреспондента агентства Ассоши-
эйтед Прессе из Вашингтона, президент
США Трумэн и министр инострамных дел
Англии Бевин беседовали в течение часа. в
	Германией, в частности, для того, чтобы.
выслушать взгляды государств, заинтере-
сованных в этом вопросе. При этом Бирно
сообщил, что его посетил предетавитель
Голлачдии, заявивший о желании Голлан-
дии получить кусок германской терри-
тории. Заместители могли бы выслушать
представителя Голландии и уточнить BCC
данные о голландекой просьбе.

Очень трудно обсуждать будущую етрук-
туру Германии, сказал Бирне, когда неиз-
вестны размеры будущей Германии. Вопрос
о границах Германии необходимо поэтому
решить в первую очередь.

Бевин присоединилея к позиции Бирнеа.
Он также высказался за немедленное назна-
чение специальных заместителей по подго-
товке мирного договора е Германией, с тем,
чтобы поручить им выяснить требования
разных государств, пранимавших участие
в войне против Германии. В частности, Бз-
вин говорил 0 необходимости заслушать
представителей британских доминионов —
Канады, Австралии и других.

Подводя итоги состоявшегося обмена
мнениями, Молотов подчеркнул, что совет-
окне предложения по повестке дня буду-
щей сессии Совета министров иностранных
дел предусматривают обсуждение процеду-
ры подготовки мирного договора с Герма-
нией, назначение специальных замеетите-
лей и основные хпрективы. Для того, чтобы
специальные заместители могли  приету-
пить к своей работе по подготовке мирчего
договора с Германией, необходимо, чтобы
предварительно состоялся обмен мнениями
между министрами об основных дирекливах.
После такого обмена мнениями заместители
будут ориентированы в том, что от них
требуется.
	При рассмотрении германекого вопроса и
при подготовке мирного договора © Гермз-
нией, — продолжал Молотов, — предета-
вителям других государств, не участвую-
щих в Совете министров, надо дать возмож-
ность более широко представить свои взгля-
ды по германекому вопросу. Они должны
высказать свой взгляды на первой стадия
обсуждения, а не на его последней стадии.
Между тем, только представители Голлан-
дии и, отчасти, Бельгии успели сформули-
ровать свои взгляды но германскому вопро-
су. Другие страны, должно быть, еще 0б-
думывают этот вопросе. Будет правильно
начать заслушивать представителей этих
страх после будущей сессии Совета мини-
стров, т. е. в самой начальной стадии 0б-
сужления германского вопроса.
	Было бы также правильно,—сказал Мо-
лотов,— отнести обсуждение гранип с Гер-
манией к вопросу о мирном договоте.

Бирне еообщил, что делегация США го-
това принять советское предложение о том,
чтобы первым пунктом. повестки дня буду-
щей сессии Совета министров был постав-
лен отчет Контрольного Совета, и не воз-
ражает также против того, чтобы заслу-
шать доклад комитета экспертов по углю.
Однако делегация США считает, что заме-
стителям следовало бы заслушать предета-
вителей других государетв до выработки
Советом министров основных директив по
составлению мирното договора © Германией.

Обсуждение порядка рассмотрения  гер-
манского вопроса перенесено на следующее
заседание Совета министров иностранных
дел.
	Белом Доме. Поеле этого секретарь Белого
Дома по вопросам печати Росс заявил, что
это был «визит вежливости», во время
которого разговор касался «птирокого кру-
га вопросов внешней политики».

На сессии Генеральной Ассамблеи
организации Об’единенных наций
			ний всех основных видов оружия, пригод-
ных для массового уничтожения. «Мы не
	ОБСУЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
	О ВСЕОБЩЕМ СОКРАЩЕНИИ ВООРУЖЕНИЙ
	Ю-ЙОРКА, 6 декабря. (Спец. корр
ТАСС). Подкомитет № 3, созданный первым
комитетом для выработки согласованного
	решения о всеобщем сокращении вооруже-
ний, сегодня после длительной и времена-
ми довольно бурной дискуссии одобрил
	второй пункт резолюции в той редакции,
которую предложила советская делегация ©
паболеттими поправками В Этом ПУНЕТе
	небольшими поправками. В этом UWYHETe
советского предложения содержались две
рекомендации: во-первых, советская  деле-
	гация предлагала настоятельно рекомендо-
вать комиссии по атомной энергии скорей-
шее выполнение ©ё задач; во-вторых, она
предлагала рекомендовать, чтобы Совет
Безопасности ускорил рассмотрение докла-
да, который комиссия по атомной энергии
представит ему, и облегчил успешный ход
работы этой комиссии, а также, чтобы Co-
вет Безопасности ускорил рассмотрение
проекта конвенции о запрещении атомного
оружия.

Не далее как вчера делегат Великобри-
тании Шоукросе заявил в подкомитете, что
у него нет возражений против советского
предложения и что он хотел бы лишь вне-
сти некоторые «стилистические поправки».
А делегат США сенатор Коннэли сказал,
что ему хотелось бы переставить две фра-
зы. Вчера же вечером американская делега-
ция передала советской делегации новый
вариант проекта резолюции, в который пол-
ностью было включено советекое предложе-
ние с одним лишь добавлением — она
предлагала добавить несколько слов 0 том,
что установление международного контроля
над атомной энергией и другими современ-
ными научными и технологическими от-
крытиями необходимо «с целью обеспече-
an их применения только для мирных це-
лей».
	Выступая на сегодняшнем заседании,
Молотов сказал, что советская делегация
согласна < этой формулировкой, так как она
правильно отражает существо вопроса. Он
указал, что запрещение использования
аломной энергии в военных целях не озна-
чает, что следует помешать использованию
атомной энергии в мирных целях. Молотов
подчеркнул, что главным отрицательным
моментом настоящего положения следует
признать тот факт, что до сих пор внимание
сосредоточено лишь на том, как использо-
вать атомную энергию в качестве оружия,
и ничего не слышно о том, какие имеются
намерения в отношении использования
атомной энергии в мирных пелях. «Само
по себе запрещение атомного оружия будет
означать, что мы против использования
атомной энергии в военных целях и имеем
в виду использование её в мирных целях. —
сказал Молотов. — Американская поправка
как раз и говорит о том, что внимание лол-
жно быть направлено на использование
атомной энергии в мирных целях. Поэтому
нам кажется, что эта поправка отвечает
нашим общим желаниям».

Подкомитет единогласно одобрил первую
часть предложенного советской пелегацней
пункта © американской поправкой. Можно
было ожидать, что и вторая часть этого
пункта будет принята единодупено. Однако
совершенно неожиданно дело приняло ч2-
сколько необычный оборот. Британский
делегат Шоукросе начал предлагать попраз-
KY за поправкой, причем они отнюдь не но-
сили характера «стилистических измене-
ний», о которых он вчера говорил, а амери-
конский делегат Коннэли, когда председа-
тельствующий Coaak констатировал, что
делегация США соглаюна с воветеким пред-
ложением, вдруг бурно запротестовал и ска-
зал, что он не может с ним согласиться.
Тогда Молотов, дав справку о том, что новый
вариант американской резолюции, вклю-

чающий почти без изменений текст совет-   возражаем против того, чтобы и во второй
ского предложения, был вручен советской   Фразе повторить эту формулировку», —за-
пелегации помощником Конноли Робертом   метил Молотов. Далее он вновь напомнил
Шерли. сказал: «Еели это неофилиальный  0 том, что советская делегация вовсе не на-
	фразе повторить эту формулировку», —за-
метил Молотов. Далее он вновь напомнил
0 том, что советская делегация вовсе не на-
стаивает на том, чтобы «право вето» ие-
пользовалось внутри контрольных органов.
«Право вето действует в Совете Безопас-
ности, а не в контрольных комиссиях», —
сказал он.
	Мы поставим себя в неловкое положение,
заявил Молотов, если будем приписывать
другим членам комиссии то, чего они не
предлагали, но что подходит для критики,
а потом будем критиковать то, чего они не
товорили. фучше придерживаться фактов.
	После этого выступления главы совет-
ской делегации американский и британский
делегаты сняли целый ряд поправок. Это
дало возможность полкомитету в течение
	ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ
	Интересная лискуссия развернулась в
	текст, то я его касаться не буду».
Неожиданный, крутой и лишенный вся-
кого такта поворот американской делегации
сразу же вызвал оживленные толки среди
публики и корреспондентов, присутствовав-
ших в зале. Многие связывали резкий и
неуклюжий отказ №оннэли от позиции, 3а-
нятой американской делегацией вчера вече-
ром, с той новой атакой на советские пред-
дожения, которую начала британская деле-
тация.
_ Шоукросе теперь уже не заикалея о
«стилистических изменениях». Он в кате-
горической форме заявил, что советская
редакция данного пункта резолюции вооб-
що неприемлема, поскольку она, по его ут-
верждению, предусматривает лишь запре-
шение атомного оружия при сохранении
пругих видов вооружений, предназначенных
	пля массового истребления, и не говорит о  Подкомитете № 1, созданном комитетом по
	спеве для рассмотрения проевтов согла-
шений 0б опеке над несамоуправляющими-
ся территориями. Предметом дискуссии
етужило определение понятия «непосред-
CTECHHO заинтересованные страны». Как
известно, согласно уставу, государства,
представляющие проекты  соглашекий,
должны консультироваться со всеми непо-
средственно заинтересованными странами.
Точное определение этого понятия пока
еше не выработано. Пользуясь этим, госу-
дарства, представившие проекты соглаше-
ний, игнорировали важнейшее уставное по-
ложение.
	Выступивший в подкомитете с заявле-
нием от имени советской делегации Н. Но-
виков напомнил, что советская делегация
уже обращала внимание на то, что пред-
ставленные проекты соглашений 0б опеке
над 8 бывшими подмандатными террито-
риями не ‘были согласованы со всеми непо-
	«На протяжении всего периода между
первой и второй частями нервой сессии Ге-
неральной Ассамблеи, — сказал Нови-
ков, — не было сделано даже попытки до-
стигнуть соглашения относительно того,
какие государства являются  непосретст-
венно заинтересованными в той или иной
подмандатной территории, отдаваемой под
опеку. В некоторых случаях этот вопрос
решался ‘односторонне и произвольно сами-
ми государствами-мандатариями. Такое по-
ложение вещей противоречит статье 19-й

устава ЮНО.:
	Сейчас, когда наш подкомитет закончил
предварительное рассмотрение проектов 60-
глашений 06 опеке и должен вынести свои
решения по этим проектам, нам необходимо,
наконец, установить, кого же мы считаем
непосрелственно заинтересованными госу-
дарствами. В статье 79 устава говорится
0 том, что в число таких государств входят
страны-мандатарии, но там не указывается,
кото считать непосредственно заинтересо-
ванными государствами, кроме этих стран.
Эта задача должна быть решена организа-
цией 0б’единенных наций. В противном
случае дело может пойти по нежелательно-
му пути, по пути всякого рола частных
соглашений между странами-мандатариямя
ий отдельными державами, чло будет нару-
шением устава.

Советская лелегация считает, что к чис-
лу непосредственно ‘заинтересованных госу-
дарств следует отнести в первую очередь
пять великих держав. Это вытекает прежде
всего из того, что США, Великобритания,
СССР, Китай и Франция являются постоян-
ными членами Совета по опеке, что под-
черкивает их ответственность за подопеч-
ные территорий. Необходимо иметь также

международном контроле. Не возражая про-
тив советского предложения по существу,
Шоукросе потребовал внести в текст целый.
ряд дополнений и исправлений, запутываю-
щих его и ведущих к двусмысленному тол-
кованию. Шоукроссу в меру своих сил по-
могал австралийский делегат. Молотов нод-
верг все эти «дополнения» и «исправле-
ния» терпеливому и всестороннему разбору.
Так, он обратил внимание на то, что бри-
танская делегация предлагает сказать вме-
сто «регулирование и сокращение вооруже-
ний» — «регулирование или сокращение
вооружений». Молотов указал, что такая
поправка противопоставляет регулирование
сокращению вооружений. Приведя целый
ряд подобных примеров, Молотов сказал:

—- Британский проект — я воздаю дол-
жноо Шоукроссу — отличаетея от совет-
ского более подробными указаниями, но они
производят впечатление таких указаний,
которые осложняют вопрос, превращают
ясный вопросе в менее ясный. Советское
предложение ускорить рассмотрение проекта
конвенции о запрещении атомного оружия
просто и ясно. В британском проекте это же
прехложение изложено с большим количе-
ством деталей и пояснений, дающих осно-
вание для дискуссии на последующей ста-
дии работы, поэтому мы стоим за советское
предложение, как более простое и удовлет-
воряющее нашему стремлению выработать
яеную резолюцию, выражающую мнение
Генеральной Ассамблеи по данному вопросу.

Однако Шоукросс продолжал настаивать
на своих многочисленных поправках. Ero
горячо поддерживал Коннэли. 06а они сочли
нужным повторить уже  опровергнутое
Молотовым утверждение о том, будто бы
советские. предложения предусматривают
применение пресловутого «права вето» к
контролю и инепектированию, и требовали.
чтобы вопросе о запрещении атомного ору-
жия был подготовлен комиссией по атомной
энергии, a не Советом Безопасности, «rae
действует право вето». И британский и аме-
риканский делегаты опять заявляли, будто
бы Советекий Союз хочет запретить только
атомную бомбу, сохраняя в неприкосновен-
ности другие средства массового уничто-
жения.

Молотов дал отпор подобным демагоги-
ческим рассуждениям. Он напомнил, что
советская делегация не возражала и не воз-
ражает против запрета всех видов оружия,
которое может быть использовано как сред-
ство Maccobore истребления. Он указал, что
но далее как в предыдущей фразе проекта
решения, сформулированной советской деле-
гацией и уже одобренной подкомитетом,
содержится прямое. указание на необходи-

Самураи просчитались. «Самый Олаго-
приятный момент», которого они ждали, так
и не наступил. Но после разгрома японско-
го агрессора мы получили новые докумен-
тальные подтверждения планов Токио, сзя-
занных с ожидавшимся там пять лет назад
надением Москвы.

Вот, например, «тезисы» к готовившей-
ся для войск в Маньчжурии листовке. Глав-
ная ее «илея» — это то, что Москва боль-
ше не существует, что Москва разрущтена.
«Указать разгром вокзалов, генерального
штаба. банка, автомобильного завода имени
Сталина, указать разгром метрополитена...>.
Дальше следует перечисление других об’-
ектов. которые враг мысленно уже видел в
руинах. Убийцы и разрушители, злобны»
выродки, возомнившие себя владыками ми-
ра, они заранее смаковали уничтожение
города, который держал в те дни самое гроз-
ное испытание из всех выпадавших ему на
долю за всю его восьмивековую историю.
	Невероятно трудным было это испытание.
«Потребовались огромные усилия армии и
напряжение всех еил народа, чтобы задер-
жать врага и нанести ему серьезный удар
под Москвой». Так сказал об этом товарящ
Сталин —— человек, лучше, чем кто-либо,
знавший меру этих усилий и степень этого
напряжения. № нему — творцу грядущей
победы-—еходились все нити руководства
подмосковной битвой, в которую вместе с
обороняющими столицу войсками вступила
вся наша Родина.
	В этой битве участвовали не только пол-
ки и дивизии, не только наши орудия, са-
молеты, танки, не только работавшие на
фронт заводы. В сражение за Москву всту-
пили как реальная материальная сила все
гсды советского строя, коммунистическая
мораль советского человека. Здесь корни и
подвига Зои Космодемьянской, и героизма
двадцати восьми панфиловцев. и эпической
стойкости других защитников Москвы.
Здесь сб’яснение того, как советский нарот
сумел найти в себе силу. чтобы задержать
врага нод Москвой и нанести ему сокруши-
тельный ответный удар.

«Велика Россия, а отступать некула: по-
зади Москва!» Это не только слова политру-
ка Клочкова, произнесенные в снежном
окопе перед поединком с немецкими танка-
ми. Это зов, зазвучавший тогда в‘ сертце
каждого советского патриота и будивший в
кажлом новые силы.
	5 минут притти в согласованному решению
	по второму пункту резолюции.

Таким образом, ничем не оправданные
( явно несостоятельные нападки, которым
сегодня некоторые делегаты подвергли co-
ветские предложения, привели лишь к то-
му, что эти делегаты сами себя поставили
в неловкое положение перед остальными
членами подкомитета и публикой, присут-
ствовавшей на заседании. Bea обратили
внимание на 10, что за неимением лучших
аргументов британский и американский де-
легаты вновь и вновь вытягивали на Cie
HY потрепанное пугало пресловутого «ве-
т0». Это создало определенное впечатле-
ние, что некоторые делегаты интересуют“
ся не столько существом вопроса о все0б-
щем сокращении вооружений, обсуждаемо-
TO № инициативе советской делегации,
сколько всевозможными маневрами, кото-
рые можно предпринять в связи с обсужде-
нием этого вопроса ради своих узко эгоп-
стичееких целей.
	СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ _
	в виду, что подопечные территории в с00т=
ветствии со статьями 76 и 84 устава при-
званы играть свою роль в поддержании
международного мира и безоласности в 06=
щей системе мероприятий, относящихся к
компетенции Совета Безопасности и на-
правленных на осуществление указанных
целей. Это обстоятельство, разумеется, не
может не учитываться при решении вопро-
са о непосредственно заинтересованных го-
сударствах.

Исходя из приведенных выше и
ний, советская делегация считает важным
договориться о том, что каждая из держав
постоянных членов Совета Безопасности и
Совета по опеке имеет право заявить, что
она является непосредственно заинтересо=
ванным государством в отношении нодонеч=
ной территории. Однако это не значит, что
кажлая из этих держав сделает такое за-
явление в отношении всех подопечных. тер-
риторий.

Кроме того, должна быть предусмотрена
возможность участия в качестве непосрех-
ственно заинтересованной стороны и для
других государств. Мы должны иметь в ви-
ду, что и малые страны могут претендовать
на признание их непосредственно заинтере-
сованными странами в отношении некото-
	рых подопечных территорий. .
Тоговорениееть по этому вопросу. —ска-
	зал в заключение Новиков,—будет способ-
ствовать выполнению требований устава.
Тем самым будет создана возможность для
заключения соглашений по опеке и будет
положено начало деятельности Совета по
опеке и всей международной системе опеки
для соответствующих территорий».
	Делегат СТА Даллес сказал, что ‘совет-
ское заявление, по его мнению, может TIG-
служить основой для соглашения по этому
вопросу. Однако он тут же от имени аме-
риканской лелегании предложил не прини-
мать на данной сессии решения о-том. ка-
кие страны являются «непосредетвенно за-
интересованными». Jlanaec рекомендовал
созлать релакционный полкомитет, который
полготовил бы резолюцию в этом духе.
	Характерно, чта и Даллес и выступивтий
после него делегат Бельгии умудрились свя-
зать советское предложение со столь «мод-
ным» сейчас на Ассамблее вопросом о вето.
«Призрак вето, — заметил по этому поводу
ссветский делегат. —— очевидно, преследует
некоторых делегатов. Могу раз’яснить, что
советское прелложение CHO предусматря-
вает, что в отноттении соглаттений 06 опеке
великие державы будут иметь тэлие же
права, как и другие непосредственно заин-
тересованные госуларства, в том числе и
страны-манлатарии».
	Окончание на 4 стр.
	Недавно этот офицер побывал в Москве
впервые после войны. Как всегда, он распо-
лагал лишь неполным днем — от поездз,
пришедшего утром с севера, до поезда, ухо-
хившего вечером на юг — на его родину. А
как много нужно было за этот день погмэ=
треть! Нельзя же было не пройти по Врас-
ной площади, по новым мостам Hat MocK~
вой-рекой, по улице Горького, по птироко-
му Садовому кольцу, не проехать по всем,
обязательно по всем, линиям метро. И он
без устали весь день ездил и ходил по Мо-
скве, чувствуя себя хозяином в этом, в
сущности почти незнакомом ему, городе и
не переставая радоваться тому, что Москва
вышла из войны такой же, как прежде, чу-
десной. такой же неповторимо красивой.
	Уже под вечер он забрел в один из пере-
улков, примыкающих к Фенинградекому
шоссе, где свалены еще не отданные в пере-
плав противотанковые «ежи», которыми
пять лет назад перегораживалиеь моеков-
ские заставы. Североморен долго простоял
тут, задумчивый и серьезный. Маленькая
деталь московского пейзажа 1941 года, уже
давно не замечаемая москвичами, ежедисв-
но проходящими мимо этой груды ржавев-
щего металла, заставила его, свежего чело-
века, заново пережить ту грозную’ обеяь.
Воспоминания о ней не оставляли 610 И в
поезде, отошедшем через несколько часов с
Курского вокзала. И, проводив глазами огни
московских окраин, капитан долго ра’ека-
зывал соседу по купе, как жлалия в Зат-
лярье сводок о положении пол Москвой, как
старались помочь ее защитникам улвоенны-
ми уларами но врагу на своем участке фрон-
та и как счастливой декабтьекой ночью \^=
лышали специальное сообщение Инфорлою-
ро 0б одержанной победе.

Где бы мы ни были тогда — на Крайнри
Севере, на Юге, на Дальнем Востоке, мысли
наши и дела принадлежали Москве. Опи
принадлежат ей и теперь, принадлежат ей
всегда, ибо Москва— это не только лийлмий
город, не просто наша столица. С Москвой
связано самое дорогое для нас, самое завет-
ное. Москва — вдохновитель наших дел п
их судья, источник наших радостей и нл-
ших дерзаний, знамя нашей славы. Как бы
далеко мы ни были от нее, она всегда с
нами.

И, обращаясь к ней мыслями в годовит-
ну исторической подмосковной битвы, любу -
ясь и гордясь ею, мы шлем ей со всех коЕ-
цов необ’ятной советской земли нашу здра-
BHILy?

— Живи, красуйея, родная Москва —
великая, непобелимая. вечная!

о 2—2 5 ЭН ФФ
			свершили ради нее воины Димитрия Дэн-
ского. ополченцы Минина, солдаты Ву^у2о-
ва. Неотделим от Москвы собирательный об-
раз народного героя Ивана Сусанина. Но
Москву советскую, Москву, ставшую жи-
вым символом великих идей коммунизма,
наш народ защищал с упорством и умени-
ем, еще неведомыми его предкам. И было

‚для всех нас понятным, почему от русско-

‘го бойца не отставали в этом умении и

упорстве ни украинец, ни башкир, ни гру-
зин. Было естественным, когда одним из
героев битвы за древний русский город ста-
новился сын казахских степей Душанкул
Шаоков. :

На великую любовь к Москве всего мна-
гонационального советского народа, на га-
товность советских людей не пощалить с2-
бя, но отстоять свою столицу опиралея
сталинский план разгрома обложивитих Мо-
скву вражеских полчищ. Героическое со-
противление советских воинов, достигшее
под Москвой непреодолимой силы, не голь-
ко залержало, но и вконец измотало врага.
А затем, подобно сжатой и внезапно
отпущенной пружине, наша армия, попол-
ненная подготовленными в глубоком тылу
резервами, нанесла ответный удар, перейдя
с непостижимой для противника быстротой
в мощное контрнаступление.

Такого удара немцы не получали еще ни-
где. Эхо его прокатилось по всему миру,
донеслось как предвестник освобожления до
всех порабощенных гитлеровской Германией
стран, подняло на бой с фашизмом новых
борцов: Миллионы простых людей за рубе-
жом поняли в декабре 1941 гола, что есть
сила, которая способна сокрушить фашиет-
скую военную машину и разбойничье гит-
леровское государетво.

Отстояв Москву, развеяв впрах немецкие

планы ее захвата и разрушения, советский

народ, ведомый Сталиным. положил начало
разгрому фашистской Германии.
		В головитиму подмосковной битвы
	<
Н. ЛАНИН
=
	дением, что они могут распоряжаться его
судьбой. 7 октября 1941 года начальник
оперативного штаба гитлеровских воору-
женных сил Альфред Иодль подписал ди-
рективу о том, что Москва должна быть раз-
рушена, стерта с лица земли и что после
окружения Москвы не будет приниматься
никакая ее капитуляция.

Четыре года спубтя на судебном допроее
Иодль «никак не мог припомнить», при ка-
ких обстоятельствах он подписал этот при-
каз. А помощник Иодля генерал Варлимонт,
которого в свою очередь скоро будут судить
в Нюрнберге (тогда он был только свиде-
телем), попятилея от пред’явленного ему
документа, как от страшного призрака, и,
запинаясь, признал, что это был самый по-
зорный приказ, когда-либо отданный гер-
манской армии. «Но приказ составлен не ге-
нералами,—поспешно добавил он, цепляясь
за последнее «оправдание».— Это лишь
точная запись устных указаний Гитлера! И
	Я просто удивляюсь, что против этого н6
	протестовали другие высокие руководящие
лица...»

Омерзительно было слушать это труели-
вое бормотание преступника, почуявшего
близкую расплату. Слишком поздно начали
немецкие генералы «удивляться»! Тотда,
под Москвой, они лезли из кожи вон, чтобы
выполнить продиктованный «фюрером» зло-
дейский приказ. И не выполнили лишь по-
тому, что сие не от них зависело. Но мы
никогда не забудем, для чего велед за пере-
довыми фашистскими частями подтягива-
лись к стенам Москвы самые тяжелые осад-
ные пушки.

В те дни близкое разрушение советекой
столицы мерещилось не только гитлеров-
пам. Другой агрессор на Востоке, притаясь,
ждал своей очереди для нанесения веролом-
ного удара. Немцы торопили своего япон-
ского сообщника по всемирному разбою. Кей-
тель докладывал Гитлеру, что генералы,
обеспокоенные растущим советским сопро-
тивлением под Москвой, просят ускорить
обещанную помощь с Востока. Риббентроп
нажимал на Мапуока, соблазняя ero perpe-
чей в Омске...

Но хитрые самураи выжидали. Самым
благоприятным для вступления в войну им
казался тот момент, когда Москва падет.
Это был расчет хладнокровного хищника,
стремящегося легче получить добычу п ур-
вать большую ее долю у лругого хищника,
	когда тот ослабеет в борьбэз.
	В начале прошлого декабря, примерно в
эти же дни, когда исполняется годовщина
исторического перелома в ходе великой под-
московной битвы, я нолучил в пресс-бюро
Международного Трибунала в Нюрнберге
пачку фотокопий немецких документов, из-
лагавших гитлеровские планы захвата и
разрушения нашей столицы.

Ничего особенно нового в этих приказах
и протоколах секретных совещаний не бы-
ло. Мы знали и так, что сделали бы немцы
	© Москвой если бы у них хватило

сил до
	нее добраться. Но тон документов поражал
беспредельной наглостью и  самонадеянно-
стью их авторов. Не только в октябре 1941
года, но еще за год до нападения на Совет-
ский Союз они говорили о своем вступлении
в Москву ках о чем-то решенном, бееспор-
ном. Это была наглость зарвавшихся ga
хватчиков, которым удалось точно или поч-
ти точно по своим графикам вступить и В
Прагу, и в Варшаву, и в 0сло, ив Брюс-
сель, и в Париж. Москва оказалась первой
столицей, под стенами которой их. планы
потерпели крах.

Я отошел с полученными бумагами к
окну, за которым серел тусклый, унылый
пейзаж бесснежной баварской зимы. Мысли
уносили меня к далеким подмосковным по-
лям, уже снова надевшим пышный белый
наряд, в котором они встретили те грозные
дни, когда решались и судьба Москвы и ив-
что еще более важное, ибо битва под Мо-
сквой была не просто сражением за город.

Рядом со мной просматривала те же до-
кументы группа иностранных журналистов.
ни что-то подчеркивали, обменивались Ко-
реткими замечаниями и торопливо устрем-
лялись дальше по шуршащим страницам
в надежде наткнуться Ha какую-нибудь
сенсацию. Потом один из них — предста-
витель какой-то малоизвестной, нето юж-
но-африканокой, нето австралийской, га-
зеты —= обратился ко мне.

— Скажите, пожалуйста, — спросил
он, — какой эпитет чаще всего употребля-
ют у вас в России, когда говорят 0б исходе
битвы за Москву? Не называют ли это чу-
дом — по аналогии, например, с «чудом на
Марне»? «Чудо под Москвой» — это зву-
чит еще более внушительно!

Я почувствовал, что мой случайный ¢co-
беседник был одним из тех, кто в первые
недели и месяцы войны с пеной у рта до-
казызал неизбежность поражения Совет-
ского Соза. и ответил не очень любезно:

— Нет, это не было чудом. И сюда не
подходит ваша аналогия.

Что еще можно было сказать этому че-
ловеку, до сих пор не захотевшему понять
то, чему он оказался, хотя и далеким, вез-
таки современником и свидетелем?
		Как подлинно великое событие, победа
нашей армии и нашего народа, одержанная
нять лет назад под Москвой, не меркнет,
уходя в историю, не заслоняется другими
событиями, а, наоборот, становится для нас
все значительнее. °

„Захват Москвы в представлении не-
мецких фашистов отождествлялея с пол-
ным поражением Советского Союза. Овладе-
ние Москвой было одной из главных стра-
тетических целей плана «Барбаросса».
Чтобы любой ценой достигнуть этой цели,
немцы в дни своего «генерального» наступ-
ления сосредоточили на небольшом подмос-
ковном фронте свыше полусотни отборных
дивизий — больше, чем потребовалось им
для захвата в Западной Европе целых стран.

_ Враг не сомневался, что этих ДИВИЗИЙ
хватит. Был официально назначен день их
вступления в Москву. Была уже привезена
из Германии и расквартирована пока где-то
пох Можайском эсэсовекая зондеркоманда
«Москва», специально подготовленная для
массового истребления москвичей по зара-
нее составленному плану. Был изготовлен к
действию и алтиарат организованного грабе-
жа Москвы — «московская хозяйственная
инспекция» с отделениями для Тулы, Горь-
кого, Рыбинска, Ярославля...

Но захватить Москву, ограбить ее, физи-
чески уничтожить ее способное к сопротив-
лению население — всего этого гитлеров-
цам казалось мало, чтобы чувствовать себя
победителями. Они знали, что значит для
нас Москва, и страшились ее даже в тех
своих мечтах, когда видели ее покоренной
и опустошенной.

Неудержимый рост нашего отпора по ме-
ре того, как Фронт приближался к Москве,
еще более усилил звериную злобу гитлеров-
пев к советской столице, И тогда они репги-
ли уничтожить этот город, растущий страх
  перед которым еще уживался у них с убеж-
	За годы войны Москва. сделалась еще бли-
же, еще дороже для всех советских людей,
в том чиеле и для тех, кто никогда ве не
видел, кто никогда в ней не жил.

Я знаю офицера-североморца, которому
доводилось бывать в Москве только проез-
дом — от поезда до поезда и, быть может.
даже не пришлось ни разу переночевать в
ней, потому что у него здесь нет ни родных,
ни близких знакомых. Но в его душевном
мире Москва занимает такое большое мэ-
	Священное имя Москвы не раз и прежим   сто, что воспоминания 0 проведенных тут
полн мало на потвиг русских людей. Неот-   нескольких часах он каждый раз бережно
телимо от исторической ее славы то, что хранит до следующей встречи со столицей.