1  декабря 1946 г., среда, № 289 (247)
	БИБЛИОГРАФИЯ
	Флага »
	«История русского
	военно-морского
	До последнего времени у uy yee
обстоятельного и достаточно полного иссле
дования по истории русского военно-мор
ского флага. Не существовало также свод
ней графической таблицы рисунков, кото
рая давала бы наглядно» представление
последовательных о изменениях  русског
военно-морского флага.

«История < русского BOCHHO-MOpPCKON
флага», работа. Н. Н. Семеновича, * в зна
чительной степени восполняет пробел
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Mactepexas «Металлист» плохо
и. медленно ремонтирует корабли
	Не столь давно мастерская «Металлист»
славилась на Черноморском флоте как пере-
	довое ‘сулоремонтное предприятие. Гребова-
лось упрочить эту добрую славу, добиваясь
	новых успехов в ремонте кораблей, Но, по-
видимому, начальник мастерской инженер-
капитан 2 ранга Селиверстов удовлетворил-
ся достигнутыми: результатами. Мастерская
стала работать хуже. бейчае корабли ре-
монтируют здевь подолгу и плохо. .

Подтвердим это фактами.

Н-екий катер был поставлен на ремонт
несколько месяцев назад. Только недавно
он снова вступил в строй. Другой катер,
прибывший в мастерскую почти в одно вре-
мя с первым, стоит там и поныне. Еще
дольше ремонтируется третий катер.
	В чем причины столь большой задержки!
	На первом катере длительное время не
появлялея ни один рабочий мастерской.
Охнако на корабле были работы, которые не
терпели отлагательства, в частности по де-
ревянному корпусу. Состояние его все вре-
мя ухудшалось. Только ‘после Toro, как
истекло три четверти времени, отведенного
на ремонт корпуса, катер был поднят на
стенку: `Иришли рабочие и удивились: то,
что. им надлежало делать фактически, во
много раз-превьишало заданное в наряде.
Рабочие перешли на; другой об’ект. Руково-
дители мастерской, вместо того чтобы соот-
вететвенно увеличить об’ем работ в наря-
де, потребовали от заказчика дополнитель-
ную ремонтную ведомость. Ведомость дол-
жен составлять флагманский инженер-ме-
ханик соединения. Ее надо утверждать в
техническом. отделе флота. На все это ухо-
дит немало воемени.
	В мастерекой весьма своеобразно ведут
борьбу в простоями. Здесь решили прини-
мать в ремонт ‘побольше катеров, с тем что-
бы выбирать наиболее легко выполнимые
работы. Разумеется, что Takum образом
можно легко достигнуть желательного про-
цента выполнения плана. А корабли, между
тем, продолжают стоять, так’ как ни на од-
ном из них работа не закончена.
	Имеется немало справедливых нареканий
на низкое качество ремонта. На одном из
катеров нужно было частично сменить на-
стил верхней палубы. Работа была выпол-
нена наспех. Спустя некоторое время палу-
ба в этом месте от дождя и ветра покороби-
лась. Ее потребовалось ремонтировать вновь.
На этом же катере была поставлена новая
крышка люка аккумуляторной ямы. На
другой день выяснилось, что крышка не вы-
держит нагрузки: ее сделали не из дуба, а
из тонкого соснового теса. Для тото чтобы
заново сделать крышку и настлать часть
палубы, мастерская потребовала предета-
вить дополнительные ремонтные ведомости.
	Быход в море на испытания с недоброка-
чественно отремонтированными механизма-
ми вошел здесь в систему. Дефекты, обна-
руженные на испытаниях, устраняютея не
до конца. Корабль снова выводится в море.
Обнаруживаются новые недоделки. Все это
	ТИХООКЕАНОКИЙ ФЛОТ, 1107г декабря.
(По. телеграфу). Торпедный катер’ старшего
лейтенанта `Ерофеева совершил” большой
штурманский поход в условиях наступив-
шей зимы. Зимнее плавание было серьез-
ным экзаменом, в котором проверялись во-
инское мастерство, физическая закалка и
выносливость катерников.

На. третий день похода вдали от берега
катер был захвачен штормом. Палуба 0б-
мерзла.

Улары волн оказались настолько сильны-
ми, что сорвало с крепления шлюпку. Еще
минута, и она могла оказаться за бортом,
Опытные катерники старшина 1 статьи
	приводит к чрезмерному, ничем не оправ-
данному расходу горючего. На ветер идут
десятки тонн бензина. Один из катеров на
таких испытаниях израсходовал четверть
годовой нормы моторесурсов. С незначи-
тельной разницей в большую или меньшую
сторону такое же количество моторесурсов
израсходовали на некоторых других кате-
		о Опыт подготовки
‚управляющего. огнем
	Четкий командный язык —— один из по-
казателей артиллерийской культуры офи-
пера. На тренировках этому делу уделяется
самое серьезное внимание. Руководитель
отдает приказание точным уставным язы-
ком. Но его примеру столь же четко по:
дает команды и управляющий огнем. При-
слуга центрального поста дублирует коман-
ду, строго соблюдая уставные положения
на этот счет.
	Каждая тренировка завершается кратким  .
	разбором действий управляющего огнем.
	Офицер докладывает руководителю 0 том.
	как и почему так, а не иначе он решал
вводные. Руководитель после доклада
делает свои замечания.

Так проходят занятия в кабинете етрель-
бы. Учеба на командном пункте ведется
несколько по-иному. Тренировки здесь п1о-
водятся либо в’ ходе боевых учений, лизо
во время специального артиллерийского чА-
са. В занятиях участвуют управляющие
огнем, личный состав центральных и даль-
номерных постов и группы записи. Перед
офицерами ставится задача — подготовить
исходные данные стрельбы, практически
применить ее правила и вникнуть в сущ-
ность организации артиллерийского боя.

Ценность занятий на командном пункте
заключается в том, что они проводятся в
условиях. наиболее приближенных к бое-
вым. Большую пользу приносит и то, что
офицеры осваивают не только технику
управления огнем, но и боевую ортганиза-.
ЦИЮ.

Занятия на командном пункте — весьма
сложное дело. Они требуют большой пред-
варительной работы руководителя. Для то-
го чтобы управляющий огнем мог успешно
решить задачу, нужно обеспечить его не-
обходимыми исходными данными. Руководи-
тель заранее составляет артиллерийскую за-
дачу с учетом вполне определенного «про-
тивника». Условия ее вписываются в ©пе-
циальную расчетную карточку, которая за-
велена на корабле на каждого управляю-
щего огнем.

Действия офицера контролируются при
помощи групповых записей, аналогичных
тем, которые ведутся во время практиче-
ских стрельб. В ходе занятий руководитель
создает нужный тактический фон и широко
применяет вводные.

Таким образом, осваивается быстрый пе-
реное огня на другую цель, разделение его
по нескольким целям, переключение прибо-
ров управления в результате условных ава-
рий и повреждений. Вводные даются так,
чтобы обстановка, в которой произопгто
«повреждение» и устранение его, наиболее
‘приближалась к фезльной боевой  дойет-
‘вительности. Например. нужно решить
зволную —— головной телефон управляющего
огнем вышел, из строя. Телефонисту в цент-
ралыном поету, е которым связан управля-
ющий отнем, либо устно, либо при помощи
секретки приказывают: «Головной телефон
вышел из етроя, снять наушники и на вы-
зов не отвечать». В это время офицеру
нужно передать какое-либо распоряжение
в центральный пост. Пытаясь сделать это,
он обнаруживает, что телефон неисправен,
и принимает соответствующее решение. На-
сколько правильно выполняютея вводные,
обычно следит сам руководитель. .

На корабле согласно. плану проводятся
парные дальномерные учения с фактич®-
ским маневрированием цели. В них участ-
вует и управляющий огнем на командном
пункте. Он определяет элементы движения
цели и, если эти элементы меняются, де-
лает необходимые перерасчеты,

Все тренировки учитываются по’ специ-
альной форме. Такая форма заведена на к5-
ждото управляющего огнем. В ней указы-
вается, когда и где проходило занятие, ка-
кой был использован ©1060б управления
стрельбой, насколько хорошо подготовиля
первый залп, как применялись правиль.
стрельбы и как точно соблюдалась боевая
организация. Такой учет позволяет коман-
диру боевой части иметь ясное предетавле-
ние о том, насколько успешно осваивает
отневое мастерство офицерский и старшин-
ский состав подразделения.

Следует пожелать, чтобы опыт подготов-
ки управляющих огнем на краенознаменяомо
линейном корабле «Севастополь» был ис-
пользован и на других кораблях.

Калитан 2 ранга М. БАНАНОВ,
Черноморский флот.

Современные приборные методы стрельбы
упрощают работу корабельного артиллери-
ста. Они освобождают его от необходимости
производить многочисленные сложные рас-
четы. Все ‘это делает за него тахника. Но
из этого нельзя делать вывода, что при
наличии приборных метолов стрельбы упра-
вляющему огнем не нужно систематически
п неустанно совершенствовать навыки и
знания по своей спениальности. Такое мне-
ние будет неправильным.

Дело в том, что и приборные методы
стрельбы требуют от корабельного артил-
лериста большой суммы разнообразных зна-
ний, предполагают. необходимость система,
тических тренировок. Кроме того, в какой
бы мере приборные методы ни были эффек-
тивны, они вовсе не снижают значения й
вспомогательных способов стрельбы, Tak
называемых  бесприборных. Эти сщоеобы
взаимно дополняют друг друга и в целом
позволяют полностью и с наибольшей поль-
зой применять в бою основное оружие CO-
временного корабля — артиллерию.

Приборные методы стрельбы расечитаны-
тлавным `‘06разом на централизованный
огонь всего калибра. Но в современном бою
часто приходится применять в массовом ко-
личестве различные боевые ередетва и ви-
лы оружия. Бывает, что обстановка требует
разделить огонь главного калибра корабля
по отдельным башням и даже орудиям, дав
кажлому из них определенную самостоятель-
ную задачу. Ясно, что в таких случаях, на-
ряду с приборными методами, приходится
применять и вепомогательные. Бесприбор-
ный 610606 незаменим и в том случае, когда
в 6010 выходят яз строя основные команд-
ные пункты управления стрельбой и при-
боры. ;
Известно немало случаев из опыта мор-
схих боев второй мировой войны, подтвер-
ждающих сказанное. Напомним хотя бы
операцию по уничтожению немецкого лин-
кора «Бисмарк» или бой английских крей-
серв с немецким  линкором «Адмирал
траф Шпее». В обоих случаях огонь не-
мецких кораблей был эффективным до тех
пор, пока он велся централизованно. и обес-
печивалея приборами. По мере получения
повреждений и выхода из строя приборов
‚эффективность отня резко падала. По этим
фактам можно судить о нелостаточной вы-
учке немецких артиллеристов, о недооценке
ими вопомотательных методов стрельбы.

Налпи корабельные артиллеристы уделя-
ли во время войны большое внимание и тем
и другим способам ведения огня. Они стре-
мились применять свое оружие против вра-
га с наибольшей пользой. В этой области
накоплен еолидный опыт. Надо, чтобы он
был положен в основу подготовки управ-
ляющих отнем на наших кораблях. В связи
с этим полезно рассказать читателю, ках
тотовят. управляющих огнем на краенозна-
менном линейном корабле «Севастополь».

_ Кюманлир второй боевой части корабля
капитан 3 ранга Благин уделяет этому во-
просу постоянное и серьезное внимание.
Подготовка охватывает не только тех офи-
перов, которым безусловно положено упраз-
лять стрельбой, но и, в качестве их заме-
стителей, весь старшинский состав, вклю-
чая командиров орудий. Занятия проводятся
по специальному расписанию, которое сэ-
ставляется на каждую неделю. Согласно
расписанию офицеры тренируются в Ka-
бинете стрельбы, а затем на командном
пункте. Занятиями непосредственно руко-
водят командиры дивизионов. Командир 60е-
вой части ставит перед руководителями заня-
тий задачи и контролирует их выполнение.
`В кабинете стрельбы офицеры решают
задачи по подготовке первого залпа и со-
взоршенствуют навыки управления огнем,
Сюда входят: оценка падений снарядов, бы-
строта реагирования на вводные и умение
точно применять правила стрельбы. Шри
этом изучаются все существующие стособы
стрельбы ‘для каждого калибра. Сначала
офицеры осваивают теоретические основы
каждого способа, пользуяеь «Правилам
артиллерийской стрельбы» и другими доку-
ментами. Шоеобия изучаются не каждым
офицером в отдельности, а всей группой,
под руководством командира дивизиона или
боевой части. Это исключает возможность
различного толкования тех или иных поло-
жений и статей.

Теоретические знания закрепляются на
практических тренировках. Степень усвое-
ния материала проверяется на контрольных
занятиях.
	Их всех срочно собрали в Москве. У лома
стоял наготове грузовик. Командир группы
старший техник-лейтенант Шейнкин смо-
трел, как моряки быстро и ловко взбира-
лись в машину. Он хорошо знал их. Вее
они были прекрасными водолазами, имев-
шими опыт многолетней работы в самых
сложных условиях.

В кузов уселись пять человек: тяжелые
водолазы — старшина 2 статьи Малышев,
главный старшина Тисличенко (ставшие
свйчас офицерами), матрое Смирнов, aer-
кие водолазы матросы Кретов и Петруш-
КИН.

Ё шоферу, сидевшему за рулем, подошел
олетый в полувоенную форму человек. Он
сел в кабину и коротко произнес:

— Едем.

Когда грузовик выехал за город, шофер
прибавил газ, и машина рванулаеь вперед.

Остановки были короткими, главным 0б-
разом. для заправки горючим. Человек в
полувоенном костюме все время торопил.

Шел ноябрь 1943 года. Перед моряками
развертывалась нескончаемая панорама не-
давно отгремевших в этих местах боев —
обгоревшие танки, сброшенные © дорог в
кюветы взорванные машины, кирпичные
трубы — следы сожженных деревень, раз-
рушенные города.

` Несколько раз водолазы пытались уз-
нать, что ожидает их на месте работы. Ho
сидевитий в кабине, усмехаясь, отвечал:

— Приедем — увидите.

Наконец они приехали, Хотя моряки
раньше никогда здесь не бывали, но эти
места они десятки и сотни раз видели в
кино, на фотографиях, на плакатах. Перед
ними расстилалась величественная пано-
рама Днепровской гидростанции с ее огром-
ной бетонной плотиной. Когда-то они, как
и все советские люди, гордились грандиоз-
	у нас не было   судов», HO HO упюминает почему-то 0 сущь

лы. эта AWANA ATTAD tT no,
	ствовавшем с 1883 года флаге судов и пло
вучих маяков лоцманокого и маячного в.
домства Финляндии. А ведь именно он и
послужил  протетипом  военно-морокот
	)В, -ВОТО-   по уми ру чит т % Ре т. Ча
вление о   флага Финляндии, введенного после предо
русского   ставления ей государственной самостоя-
	тельности советским правительством }
	В этой же главе уместно было бы упомт-
	в навие о кормовом флаге существовавшей 3
	`Экипаж одного. из катеров ожидал, что
мастерские порадуют если не темпами, то
качеством работы. Но радоваться не приш-
лось. Катер был отремонтирован с большим
количеством ^ дефектов. Инженер-механик
одного подразделения обнаружил на «отро-
монтированном» катере 55 дефектов, в том
числе такие, как течь бензина из-под. кры-
тек нагнетателей и течь в карбюраторах,
большая вибрация линии гребных валов п
т. д. Однако руководители мастерских от-
казались устранять дефекты, заявив, что
«о таких пустяках и говорить нечего, пла-
вать вполне можно». После длительных спо-
ров. мастерская все же взялась за устране-
ние недоделок. Через месяц катер был пред-
ставлен комиссии технического отдела фло-
та. При испытании представитель техниче-
ского отлела флота инженер Лобанов ‘и
представитель‘ соединения инженер-механик
Трубицын о вновь’ ‘обнаружили серьезные
дефекты: значительную вибрацию правой
линии вала, течь бензина в раз’еме карбю-
раторов, течь масла во фланцах ревереив-
ных муфт и другие недостатки. Катер снова
отправилея в мастерскую.
	Все это, надо полагать, хорошо известно
начальнику технического отдела флота
т. Кайданову. Но ничего не делается для
того, чтобы улучшить работу мастерской.
Конечно, в задержке ремонта иногда бывают
виновны и заказчики. Некоторые из них
небрежно составляют ремонтные ведомости,
не включая в них часть работ. Это выяв-
ляется потом, уже в ходе ремонта. Тем са-
мым удлиняются сроки ввода корабля в
строй.

Мастерская за время войны прошла
большой путь. Ей пришлось кочевать из
порта в порт и вернуться на развалины.
Рабочие не только занимались ремонтом
кораблей, но и восстанавливали цехи,
строили различные устройства, приспособ-
ления.
	‚ В таких сложных условиях особенно тре-
буютея высокая организация труда, пра-
вильное использование всех сил и возмож-
ностей, чтобы обеспечить своевременный и
высококачественный ремонт кораблей. Ра-
бочие и служащие мастерской охвачены
теми же чувствами, что и весь советский
народ. Они хотят и могут работать отлич-
но. Но работой этого коллектива, имеюще-
го большой опыт ремонта в боевых усло-
виях, надо хорошо руководить. Тогда ма-
стерская «Металлист» снова займет одно из
первых мест среди судоремонтных пред-
приятий флота.
	Капитан. Н.. ОГНЕВ.
	О ЧРЕЗ Е ЗВ. ЗЕ 94-4, ря «ХЕ У

этом вопросе.-Внига снабжена следующими свое время’ Кавказской гребной флотилии,
	сводными таблицами рисунков: 1.
ция рисунка флагов с 1668 по
2. Флаги и вымпелы с 1668 по
3. Особые. gaara © 1806 no
	4. Советские военно-морские флаги,
	Эти таблицы в памоолее лаконичной и
наглядной форме — в графическом (и при-
том красочном) изображении — дают Кар-
	тину эволюции. русского военно-морского
флага. .

Работа Н. Н. Семеновича вносит ясность
и в вопрос о происхождении и развитии
русского. военно-морского флага, Развивая
и уточняя доводы выдающегося популяри-
затора русской. военно-морской истории,
знаменозеда и флаговеда, ныне покойного
П. И. Белавенца, автор убедительно опро-
вергает версию_0. том, что Петр Первый
заимствовал якобы цвета русского флага
у Голландии. На самом деле русекий флаг
викогда и ни у кого не был заимствован.
Его национальная самобытность, преем-
ственная связь во старинными знаменами
русских стрелецких и солдатеких полков
установлены со всей очевидностью и науч-
ной точностью.

К достоинствам книги Н, Н. Семеновича
надо отнести также ее лаконичноеть и ком-
Пак тность. ;

Необходимо указать, однако, и на неко-
торые недостатки «Истории русского воен-
но-морского флага». В книге нет олиса-
тельных таблиц флагов, которые одновре-
менно служили бы легендой для графиче-
ских таблиц. Это осложняет пользование
книгой. В рещьнзируемом издании флаги в
графических таблицах обозначены под ио-
мерами, но, так как легенд нет, наименова-
ние каждого изображения приходится ра-
зыскивать на протяжении многих страниц.
Чтобы расшифровать значение номеров всех
флагов, помещенных только в таблице 1,
надо внимательно прочитать текст книги с
22 по 51 страницу.

В главе [У (0собые русские морские фла-
TH) автор называет флаг военных судов
Царства Польского (1814—1833 гт.),
«060бый флаг финляндских таможенных
	* Н. Н. Семенович. «История русского
военно-морского флага». Государственный
ет Ленинград, 1946, стр. 95, Le
на 14р.
	исунков: 1. Эволю-   флаге судов Уральского войска и 0 нок
e 1668 по 1917 r. торых других.

‚1668 no 1917 г. Н Я
есколько замечани имеется также к
1806 no 191 7 it. питта TV (Cnrenusqea  Boenno-wonerne
		Честно выполнять свой служебный долг!
	гой материал. (Но для того, чтобы оформить
этот обмен, Щеголеву пришлось несколько
раз ходить в отдел, быть в фоли докучливого
просителя, хотя он требовал только то, чм
ему положено по закону.
	В такой же роли неудачливых просителей
оказалась И группа офицеров-—инженер-ка-
питан Грибовский и др.— перед  начальни-
ком финансового отделения капитаном ин
тендантской службы Червятиным.
	Прибыв из командировки, они обратились
к Червятину с просьбой выдать причитаю-
щиеся им деньги. Червятин выслушал их
и сказал: «Придите завтра». На другой день
повторилось то же самое. Затем Червятии
предложил офицерам притти через три дня,
потом —* через: пять дней и т. д.
	Эти примеры ЖАН,   К сожалению, про-
дОлжить.
	Вещевые, финансовые и иные отделения
обслуживают насущные бытовые нужды
офицеров. Им поручено важное и ответствен.
ное дело. И выполнять его надо №»
бросовестно, как и полагается выполнять
свой служебный долг.
	Инженер-майор М. КОТОВ.
	  Офицер пришел получить положенное ему
цовольствие. Казалась бы, что обеспечива-
ющий отдел, его о работники должны
удовлетворить законное требование, если на
складе имеется все необходимое для выдачи,
	Однако начальник одного из таких отде-
лов капитан интендантекой службы Галь-
перин другого мнения на сей счет. Офицер,
обратившийся в отдел, которым он руково-

дит, невольно превращается в докучливого
просителя.
	Старший лейтенаят . Щетолев получил
материал на шинель. Rorga он пришел е
HEM в пошивочную мастерскую, закройщик
заявил ему, что, поскольку материал узкий,
нужен еще один метр, Щеголев снова обра-
тился в вещевой отдел, но ему там ответили
категорическим отказом, заявин, что матерн-
зл выдан полностью, Позже те же работники
утверждали, что вообще материал этот они
не вылавали.
	Возмущенный Щеголев пригласил работ-
ников отдела на склад, сравнил полученный
им материал с имеющимся на складе, и толь-
ко после такого наглядного доказательства
ему был выписан в нужном количестве дру-
	Но закрывали пробитые каналы. Через ще-
ли с огромной силой неслась вода. Эти
щели требовалось забить, «уплотнить».

Водолаз 1 класса Марков, водолаз 2. клас-
са Воробъев (он. работал здесь, когда только
впервые развернулось строительство Дне-
прогэса), водолаз Частий, молодые водолазы
Борщев и Кисель зпускалиеь под воду.
Мощным потоком шла вода; прорываясь в
щели. Требовалась исключительная осто-
рожность, чтобы не быть втянутым в щель.

Вода шла со страшной силой. 7 октября
водолаз Частий в 14 час. 20 мин. спустил-
ся под воду. Неизвестно, что произошло,
сделал ли Частий. какое-либо неосторожное
лвижение, нэ поток воды прижал его к телу
ПЛОТИНЫ. -

По срочному вызову сразу прибыл весь
личный состав`. отряда. Водолаз Марков,
спустившиеь под воду; закрепил на теле
Частия два пеньковых конца. 18 человек,
улватившиеь за канаты, пытались вытя-
нуть водолаза, который под водой весил
всего 7—8 килограммов. Но вода не отпу-
скала свою жертву,

На место происшествия прибыли началь-
пик строительства Днепрогэса Ф. Г. Логи-
нов, виднейшие инженеры. Выдвигались и
срочно рассматривались различные проек-
ты спасения моряка. Наконец решили вы-
тащить Частия с помощью лебедки, кото-
рую можно было установить на подкрано-
вых путях плотины.

Шли часы. Водолазы посменно спуска-
лись к Частию, наблюдая за ето состоя-
нием, подбадривая его. Никто не думал 05
опасноети, 0 TOM, что и сам он мэ-
жет быть пражат потоком воды. «Все —
3а одного, один — за.всех» — этот закон
советских людей проявился в этом случае
в яркой силой. Особенно отважно действо-
вал старший матрос Кисель, После получе-
ния сигнала о бедетвии он первым спустил-
пя к Частию и определил его положение.
Затем т. Кисель несколько раз спускался
лля наблюдения за физическим состоянием
попавшего в бэду товарища.

Наконец. лебедка была установлена, тоо
	Несколько замечаний имеется тако к
таблице IV (Советские военно-морские
флаги е 1918 по 1945 г.). Здесь дао
всего 11 рисунков, из которых 4 изобуа-
жают кормовые флаги различных образцов,
2 — особые флаги («Почетный революди-
онвый — военно-морской», — впоследетвия
«Краснознаменный» и «Краснознаменный
твардейский»), 1 — гюйс, 1 — знаменный
флаг (бригады морской пехоты) и 3—
должностные флаги. Не попали, однако, в
ов гюйсы образца 1918 г. и 1983 т,
Совершенно недостаточно‘ вымпелов. Только
3 случайно выбранных образца должноет-
ных флагов разных периодов времени ни-
коим образом не отражают эволюции этой
категории военно-морского флага.

Таблица [У почему-то начинается с
1918 г., а нес 1917 т. В этой таблиц
и в тексте главы УП обойден молчанием
один из наиболее динамичных периодов
эволюции юозетского военно-морского флата
от Октября 1917 года до момента, введе-
ния единообразного торгового, морского и
военного флага согласно статье 90 Консти-
туции РОФСР 1918 тодз. Между тем было
бы интересно проследить, как ход револю-
ции отражался на изменениях воелно-мор-
ского флата.

Целесообразно было бы также иметь в
этой таблице рисунки военно-морского фла-
тё Азербайджанской ССР 1920 г. Ее кораб-
ли («Каре», «Атдаган», ‹Азербайджан» —
впоследотвии «Советекий Азербайджан» и
другие) ходили под алым флагом с белым
полумесяцем и звездой. Они принимали
участие в операции Каспийской военной
флотилии по изгнанию из Энзели (ныне
Пехлеви) интервентов и возвращению Co-
ветской России угнанных белогвардейцами
боевых кораблей и транепортов.

В таблицу [У надо бы включить рисун
ки флагов вспомогательных судов военно-
морских сил,

Несмотря на указанные недостатки, из
дание «Истории русского военно-морского
флага» явится нужным пособием по русско-
му военно-морекому флатоведению.
	Капитан 1 ранга Н. ОЗАРОВСНИЙ,
	Поход катера
	Вльцов и старший матрос Шестопалов по
скользкой палубе добирались до шлюпки и
быетро закрепили: ее:

Несколько часов продолжался шторм. На-
конец показался силуэт небольшого остров-
Ел. Исмандир решил переждать здесь шторм.
Кесмотря на накат, катер был приведен в
безопасное место,

Став на якорь, моряки осмотрели тех-
нику и механизмы. Все было в порядке. Ко-
гда шторм утих, катерники благополучно
завершили штурманский поход.
	Старщий лейтснант
Н. ЧЕТВЕРИКОВ,
	Вручение правительственной награды
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАИСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 10 декабря. (По телеграфу). На-
днях Н-екому подразделению бронекатеров
была вручена правительственная  награ-
да — орден Красного Знамени,

Указ Президлума Верховного Совета
ССОР о награждении подразделения зачитал
	терны спускался конец, который переда-
валея водолазу. После 130 метров пути во-
долаза буквально волокли. Каждая такая
«прогулка» по потерне отнимала не менез
2—3 часов.

Работавигие в плотине смертельно риско-
вали. Спустившись в нотерну, водолаз знал,
что каждую секунду мог раздаться взрыв,
который похоронит его в теле плотины.
Малейшая неисправность, ничтожное по-
Бреждение костюма — и смерть: водолазу
здесь некуда всплыть. Над ним нависала
огромная масса бетона. :

Но никто из водолазов не дрогнул. Под гул
взрывов, которые эхом отдавались в потер-
ве, водолазы шли вперед, тщательно иска-
ли линии кабеля, которые должны были
воспламенить сотни тонн взрывчатых вв-
ществ, чтобы поднять на воздух плотину
Днепрогаса.

Вместе с моряками работали минеры ар-
мейских частей. В залитых водой бетонных
коридорах разыгрывалея олин из драматя-
ческих эпизодов — борьба за жизнь пло-
ТИНЫ.
	В один из дней раздался огромной мощи
взрыв: немцы взорвали здание гидростан-
ции, взорвали турбины. Они осуществили
часть своего черного замысла. В ту же
ночь водолазы снова спустились в потерну,
упорно разыскивая зловещие провода.

Гитлеровцам не удалось осуществить
свосго плана. Группа самоотверженных
разведчиков-минеров нашла и перерезала
провода. В теле плотины потом было най-
дено более четырех тонн тола и сто полу-
тонных авиационных бомб. Взрыв их уни-
чтожил бы начисто Мнепровекую плотину.
		вице-адмирал Холостяков. Командир под-
разделения от имени личного состава заве-
рил командование, что матросы, старшины
и офицеры приложат все силы и знания для
‘выполнения поставленных перед ними 3а-
	водно-технических работ снова появилея на
Днепрогасе. Еще шла война, но сейчас пе-
ред моряками была поставлена другая 3a-
дача — помочь быстрейшему пуску Дне-
провской гидроэлектростанции,
	Все усилия армии строителей были co-
средоточены на восстановлении первой тур-
бины. Гитлеровцы разрушили здание гид-
ростанции. Огромные куски бетона, иска-
реженные металлические части заполнили
пратер турбины. Вололазы десятки и сотни
раз спускались под воду. Они. вынули око-
ло 400 тонн бетона н металла.
	В темноте, на глубине до 18—20 метров
старшина 2 статьи Садиков, водолаз
1 класса Марков и водолаз 2 класса Ча-
стий пробиралиеь к  железобетонным
конструкциям подводной части турбины.
отыскивая трещины, чтобы заделать их. B
этом им активно помогали молодые водола-
зы старшина 2 статьи Борщев и старший
краснофлотец Вечипорук. Это был опасный
труд. Чтобы найти под водой трещину, тре-
бевалось разбирать десятки препятствий,
проделывать проходы. Нередко водолазы вы-
таскивали неразорвавигиеся мины.
	То, что сделали водолазы, помогло значи-
	тельно ускорить восстановительные рабо-
ТЫ.
	Четом 1946 года большая часть водола-
зов перешла на плотину. Техническое зада-
ние, которое. было перед ними поставлено,
звучало просто: «Уплотнение щитов лон-
	ных отверстий». Но как много значило это
задание!
	В 1944 году в теле плотины, почти у са-
мого ее основания, было пробито 16 сквоз-
ных каналов. Благодаря им уровень воды в
верхнем бъефе резко снизился. Это дало воз-
можноеть развернуть работы по восетано-
влению подводной части взорванных нем-
цами сооружений. Когда на нижнем гори-
зонте работы згмончились, уровень воды
потребовалось снова поднять. Многотонные
металлические щиты начали закрывать
донные отверстия. Но не всегда шиты плот-
	пропущен через систему блоков. В 4 ч808
30 мин. следующего дня, то-есть чере:
14 часов, Частия подняли на поверхность,
Водолаз был в полном сознании, Сразу же
ему была оказана первая медицинская 1-
мощь. Катер стоял наготове. Водолаза до-
ставили на берег, где уже стояла санитар
ная автомашина. Она быстро привезла
в госпиталь. ‘Сейчас жизнь т. Частия ви
онаеноети. :
	В тот же день, когда спасательные ра0о-
TH были закончены, группа водолазов сно-
ва спустилась на то же самое место, чтобы
закрыть щель в донном отверстии. Они 3иа-
ли, что вся страна ждет скорейшего пуска
Днепрогоса, и поэтому моряки е особым
рвением, самоотверженно и настойчиво тру-
дились, отремясь быстрее выполнить 10-
	ставленнов перед ними ответетвенное зада“
He.
	Руководитель отряда Управления подвод
но-технических работ на Днепрогосе: инже-
нер-капитан И. Куренщиков хорошо выра-
зил эту любовь К народной стройке.
	_— Десять лет зизни я отдал подводно-
техническим работам. Но мне не приходи-
1ось руководить такими сложными работз-
ми, как на. Днепрогасе. И вместе с тем ии-
Когда я не чувствовал такого удовлетворе“
ния, как на этой стройке. Горжусь, что MEO
пришлось принять участие в восстановле-
аии Днепрогэса. И это чувство разделяег
каждый человек моего отряда.

Сейчае большинство донных отверстий
уже закрыто, Резко поднялся уровень воды,

...На стройке начался предпусковой пе

риод.
_ Днепрогас будет полностью. восстановлен,
Девять агрегатов, еще более мощных, 0M
раньше, дадут энергию промышленных
предприятиям Украины.

И в славный перечень строителей, кото-
рые заново создали Днепрогас, будут вии-
саны имена моряков — участников этого
грандиозного сооружения сталинских пяти
	ACTOR,
М. МИЗИН.
	пым сооружением. Но теперь здесь было
поле битвы.
	— Мы будем здесь работать, — просто
об’яснил человек в полувоенном костюме.
	Он оказался видным инженером-энерге-
тиком, В коротких словах он об’яснил за-
дачу.
	...Выбитые мощными атаками со своих
рубежей, немецкие войска закрепились на
правом берегу Днепра. Здесь они намере-
вались создать неприступный «вал». Но
наша разведка получила сведения, что, не
надеясь на неприступность «вала», немцы
готовятся перед отступлением взорвать гид-
рестанцию и плотину, затопить местность
на огромном протяжении. Разведчики, по-
быравшие в тылу, жители, перебравигиеся
через Днепр, рассказывали, что уже долгое
время немцы свозят целыми вагонами
взрывчатку, сотни авиационных бомб и ук-.
ладывают их в тело плотины, в здание гид-
ростанции.

— Днепрогас надо спасти, — сказал ин-
женер,
	В ту же ночь старшина 2 статьи Малы-
шев, осторожно пробравшиеь по траншеям.
ч10бы не быть обнаруженным непрерывно
светящими немецкими прожекторами, спу-
стилея к Днепру. Вскоре он очутился в
нижней потерне (таллерее), прорезающей
всю плотину. В тяжелом водолазном. костю-
ме он пробизался по залитой водой галле-
рее. 60... 100... 120 метров. Каждый шаг
давалея с трудом. В узком коридоре пло-
тины в неудобном положении нужно было
тянуть за собой тяжелые шланги для по-
дачи воздуха, сигнализации и т. д. Еще не-
сколько шагов — 130 метров. Это был
предел того, что мог пройти водолаз. Но
улина галлереи в несколько раз больше.
	Моряки нашли выход. Через отверстие
второй, Параллельно идущей широкой по-
	Прошло очень немного времени после то-
го, как немцы были отогнаны от Днепра
и большой отряд водолазов Управления под-