четверг, № 299 (247
	12 декабря 1940 г.,
	КРАСНЫЙ ФЛО!
		а -   Подготовка фельдшеров
	по водолазному делу

Недавно в одной из баз Балтийското фло-
та закончили работу курсы фельдигеров по
ведолазному делу. Перед курсами стояла за-
дача—дать фельдшерам теоретические. све-
дения по основам водолазного дела и oby-
чить их работе в легководолазном кислород-
ном снаряжении и в мягких вентилируемых
водолазных скафандрах.

Каковы же результаты этих занятий?
Безусловно, занятия на курсах принесли
большую пользу. Лекции в достаточной
степени осветили предусмотренные програм-
мой вопросы. Особенную ценность они пред-
ставляли для фельдшеров, имеющих недо-
статочное военное образование, или для тех
товарищей, которые раньше не сталкива-
лись с водолазным делом.

Однако были и существенные недочеты.
Не всегда лекции подкреплялись практиче-
скими занятиями, показом водолазного сна-
ряжения. Так, лекции по устройству 12-
болтового американского скафандра, облег-
	ченного водолазного енаряжения, японской  .
	рейдовой маски не сопровождались их пока-
зом даже на схемах.

Нелостаток состоял и в том, что на одних
H TeX же занятиях присутствовали фельд-
шера аварийно-спасательной службы и
фельдшера подводных лодок. Работа тех и
других имеет специфические особенности,
но они не были учтены. Изучение венти-
лируемых водолазных скафандров может
лишь расширить кругозор фельдшеров под-
водных лодок. Практически же они не стал-
киваются с этим видом снаряжения. В то
же время им необходимо детально изучать
легководолазное кислородное снаряжение.
Программой же соверитенно` не были пред-
усмотрены вопросы ухода за этим снаря-
жением. Ни одното часа не поевящалось
изучению ведения формуляров и подгонке
масок по размерам.

Следует отметить и другие недостатки.
Так, например, существенным элементом
подготовки подводников является обучение
их выходу из затонувшего корабля. Еете-
ственно, что фельдшер обязан знать прави-
ла выхода через торпедные аппараты, руб-
ку, люки. Программа же предусматривала
лишь теоретическое освешение этих вопро-
сов. Практических занятий по такому важ-
ному разделу не велось.

В дальнейшем при организации подоб-
ных курсов необходимо создать отдельные
группы фельдшеров аварийно-спасательной
службы и фельдшеров ‘подводных лолок и
соответетвенно этому построить программы:

Младший лейтенант И. БЛАЖНОВ.
	Проводы
демобилизованных
	ТИХООВЕАНСВИЙ ФЛОТ, 11 декабуя. (По
телеграфу от корр. «Нраснего Флота»). Лич-
ный еостав Н-ского соединения тральщиков
тепло проводил большую группу демобили-
зованных старшин и матросов. На каждом
корабле состоялись прощальные вечера.

Командир соединения в своем напутетвен-
ном слове поблагодарил от’езжающих за
честную самоотверженную службу и при-
звал их строго хранить честь советоких
воинов. на трудовом фронте.

Политотдел соединения организовал для
хемобилизованных  восьмидневные сборы.
На этих сборах капитан 3 ранта Калюжный
	прочитал лекцию «Оталинская забота о де-
	мобилизованных и их задачи на фронте со-
циалистического строительства». Капитан
юстиции Блюмкин рассказал о льготах де-
мобилизованным воинам, об их правах, май-
ор юстиции Бабенко—0о советском трудовом
законодательстве. Лектор горкома ВЁП(б) т.
Краснопеев выступил с увлекательным рае-
сказом о перспективах развития Примор-
ского края. Многие демобилизованные ре-
шили пойти на работу на предприятия
Приморья. :
	Волнорез в Одесском порту
восстановлен
	ОДЕССА, 11 декабря. Государственная ко-
миссия приняла восстановленный Главмор-
строем волнорез в Одесском порту, варвар-
еки разрушенный немцами при их отетуп-
пении. Это одно из крупнейших гидротех-
нических сооружений на Черном море. Вос-
становление произведено в рекордно корот-
кий срак — десять месяцев (на строитель-.
ство волнореза в свое время потребовалось
три года). В брепии разрушенных стен было
уложено 220 огромных массивов по
25 тонн каждый, 20 тысяч кубометров бе-
тона ИТ. д.
	Падежная опора команлир
	нал, наносил место корабля на планитет.

Летом командиры катеров немало потру-
дились, чтобы подготовить себе заместите-
лей. Вот, например, старший матрос Шляч-
ко. Он зизет не только свою специальность
минера, но и владеет специальностями сиг-
нальщика, рулевого, моториста. Сейчас он
может в любую минуту заменить команди-
ра катера.

Подразделение по праву гордится своими
минерами. Они работают уверенно и ловко,
со знанием дела. За два года на катерах не
было ни отного несчастного случая во вре-
	мя подрыва мия. условия. же складывались‘
	так, что не раз требовалось проявить боль-
пгую отвагу. Бывали случаи, когда прихо-
(Hoch без шлюпки вплавь, держа зажжен-
ную папироску в зубах, добираться до
дрейфующей мины и огнем папиросы лод-
жигать швур. Минеры научились работать
осторожно, точно, уверенно. Этому обучил
их капитан-лейтенант Яковлев. Он лично
проверял знания и навыки каждого минера.
Старшины и матросы вначале учились на-
клалдыврать подрывной чатрон на буек и
«взрывать» его. Затем буёк заменялея на-
стоящей миной. Пример в освоении этого
опасного, но совершенно необходимого на
тралении дела, показывати етаошины.
	Команлив полразделения прекрасно по-
	нимал, что 0ез опытных специалистов
нельзя выходить в море. Поэтому он моди-
изовал все силы подразделения и, преззде
вевто, старшин для того, чтобы в кратчай-
ций срок подтотовить рулевых, сигнальщи-
ков, мотористов, минеров. В свое время на
катера прибыли молодые матросы. Знания
и навыки, полученные ими в учебном отря-
пе, были конечно недостаточными. “отда
офицеры организовали дополнительную уче-
‚бу пополнения. Как ни трудно было вы-
кроить для этого время, но такая учеба
проводилась неустанно, кропотливо и при-
несла большую пользу. Молодые матросы
за время летней кампании многому научи-
ЛИСЬ.

Опираясь на старшин, инженер-механик
подразлеления т. Божьеволин ортанизовал
обучение и воспитание мотористов тах, что-
бы полностью обеспечить постоянную го-
товность кораблей к выходу в море. В ре-
зультате умелой эксплоатации мехамизмов
	на катерах не было поломок. Еели требова-
	лось произвести иебольной ремонт, то он
выполнялся сплами личното состава без за-
хола в базу и ни на один час не задержи-
вал траления.

Командир подразделения— беспартийный
офицер. Однако он хорошо понимает: руко-
волящую и организующую роль партийной
организации. Во всей восиитательной рабо-
те он чувствует помошь и поддержку ком-
мунистов. Секретарь партийной организа-
ции младший лейтенант Мазуров мобили-
зует коммунистов на образцовое выполнение
задач, которые ставит перед личным cocTa-
вом командир. Корабли плавали в отда-
ленном районе и долго находились в море.
Но это не помешало морякам изучить по-
становления ЦК ВЕП(б) по идеологическим
вопросам и доклад товариша Жданова на
собрании Ленинградекиго партактива. Не-
давняя инспекторская проверка политзаня-
тий показала высокий уровень знаний у
малюсов и старшин.

Майор И. СТРИЖАЧЕНКО.

Черноморский флот:
	корабль «Тирпиц», как был пущен на дно
Тедовитого океана’ германский транспорт с
теплой одеждой для фрицев и немцы оста-
лись в суровом Заполярье в летнем обмун-
дировании, как советские моряки потопили
танкер, на котором немцы везли авиадион-
ное горючее.

Бывалый подводник на многочисленных
примерах показал значение воинской дис-
циплины, умения, хладнокровия и выдер-
Жки для достижения победы. Отвечая на во-
просы нахимовцев, контр-адмирал Колыш-
кин рассказал о своем жизненном пути.
Нахимовцы тепло простились с героем, по-
обещав ему хорошо учиться.
	Гаврилов занимаются в Саратовском инети-
туте на физико-математическом факульте-
те, старший матрос Крымекий — в Горь-
KOBCKOM юридическом институте, старший
матрос Алексеев заочно Учится в машино-
строительном техникуме.
	Шодразделение катерных тральщиков: за-
кончило кампанию. Ворабли стали на ре-
монт. В штабе подвели итоги летнего плава-
ния. Сотнями квадратных миль исчисляется
протраленная нлощадь. Трэхзначными циф-
рами отмечено количество уничтоженных
мин, десятками тысяч миль— расстояние,
пройденное кораблями с тралом. Короче го-
воря, показатели нынешнего тода выше
пролглогодних. За всю летнюю кампанию
на кораблях не было ни одной аварии.

Эти показатели—прямой результат пра-
вильного обучения и воспитания личного
состава. Офицеры уделяли большое внима-
ние старшинам, широко и умело использо-
вали их опыт и знания в бозвой учебе мд-
тросов. Командир подразделения тщатель-
но подбирал, учил и воспитывал команди-
тов катеров, в большинстве своем старпгин.
Систематические занятия с ними, а таких
занятий было проведено около сорока, по-
- могли старшинам овладеть техникой траль-
ных работ и практикой кораблевождения в
различных условиях.

Среди командиров катеров, на боевом
счету которых десятки уничтоженных мин,
рыделяютея мичман Федорчук, старшины
1 статья Малющтин, Теребун, Кучеренко,
Бухлин, старший матрос Плеханов. Bee
они — умелые воспитатели своих подчи-
ненных.

Командир. подразделения хорошо знает
способности каждого старшины. Это позво-
ляет ему правильно организовать их дея-
тельность.

Например, к мичману Федорчуку коман-

пир подразделения направляет матросов,
требующих. к себе особого подхода. Crap-
шина 1 статьи Малюшин — человек ино-
го склада, и, учитывая это, командир уком-
плектовывает его катер матросами с дру-
тими качествами.

Это помогает командиру подразделения
добиваться слаженности в работе команд
катеров и вызокой дисциплины.

По командиру равняются другие офице-
ры. Младишй лейтенант Мехинчук поль-
зуетея авторитетом как хороший штурман.
Точность н аккуратность в работе, исклю-
чительная трудоснособность и оператив-
пость-—таковы его отличительные черты.
Он воегла раньше других штурмамов сдает
отчеты по тоалению и выполняет их так,
что Никто не делал ему замечаний. А успе-
зает это делать штурман потому, что сумел
полготовить себе хороших  помопеников.
Нужны опытные руки`и зоркие глаза, что-
бы определяться во время траления через
каждые несколько минут, точно наносить
место корабля на планшет, делать запиеи в
навигационном журнале,  вычерчивать
кальки, составлять отчеты, в общем делать
весе то, что положено штурману подразделе-
ния тральщиков.

Млалшему лейтенанту Мехинчуку помо-
тают обученные им старшины и матросы.
На рубке катера, которым командует стар-
шина Петросян, нанесена звезда с цифрой
«8». Это значит, что катер вытралил за
кампанию 80. мин.

Й тем не менее тов. Петросян сумел
освоить осповы штурманекого дела и стать
надежным помощником т. Мехинчука. По-
могали шитурману и тт. Ганин и Врасноже-
ъсв. Первый вычерчивал кальки, перепи-
сывал отчеты, второй работал с секстаном,
записывал данные в навигационный жур-
	ЛЕНИНГРАД, 11 декабря. (По телефону).
Воспитанники Ленинградского Нахимовско-
го училища много слышали и читали о про-
славленном советском подводнике Герое Со-
ветекого Союза И. А. Колышкине. На-днях
контр-адмирал Колышкин носетил Фенин-
градекое Нахимовское училише:

После занятий нахимовцы собрались в
своем клубе. Тов. Колышкин в простой, увле-
кательной беседе рассказал воспитанникам
о Северном флоте, созданном в 1933 г. по
инициативе великого Сталина, о том, как
североморцы в дни Бойны вели борьбу про-
тив немцев на просторах Баренцова моря.

С интересом слушали воспитанники о том,
как был торпедирован немецкий линейный
	‚. ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАИСКАЯ ФЛЭ-
ТИЛИЯ, 11 декабря. (По телеграфу). В
Н-ском подразделении связи много старшин
и матросов сдали вступительные экзамены
в заочные отделения высших учебных за-
	ведений. Старшины 2 статьи Федоров и
	ВСТРЕЧА НАХИМОВЦЕВ С ГЕРОЕМ. СОВЕТСКОГО СОЮЗА
‚ МА, КОЛЫШЕИНЫМ
	Заочники
	Тихоокеанский флот. Торпедные катера Н-ского Краснознаменного соединения
вышли на учебные стрельбы. На снимке: командир подразделения катеров млад-
	командир катера - младший леитенант
Фето А. Лубенко.
	подводную лодку
	вой задачи оказалось не под силу. Спустя
некоторое время доложили свое решение
лейтенанты Извеков и Павловский. Но с3-
мый правильный ответ был дан младшим
лейтенантом Мусатовым. Его тасчеты руко-
водитель занятий поставил в пример веем
офицерам. Затем руководитель проверил кар-
ты и выкладки, слетал замечания и пере-
шел к следующему эпизоду.
	Началея поиск. Теперь действовал только
катер старшего лейтенанта Блажко. На его
мостике поочередно появлялись ве коман-
диры кораблей. Руководитель предлагал
каждому из них нанести на свою карту
координаты катера, считая, что прошло
пятьдесят минут после того, как обнаруже-
на подводная лодка. Один за другим офице-
ры доложили, что это сделано. Руководи-
тель дал вводную: «Акустик получил кон-
такт с полволной лодкой».
	Теперь весе зависело от того, как хорошо
офицеры знают акустическую аппаратуру.
Они изучали ее на предыдущих занятиях и
непосредственно на кораблях. Решение ввод-
ной требовало от офицеров быстроты дей-
етвий. Каждый мог убедиться, что атака
подводной лодки — сложное дело, требующее
‘больших знаний, длительной подготовки.
Руководитель, слушая доклады офицеров,
‘усложнял обстановку. Вогда действующим
батером командовал лейтенант Маврин, ему
была дана вводная, согласно которой «про-
тивник» в момент начала атаки вдруг из-
менил курс.

Офицеры потратили на групповое упраж-
нение половину учебного дня. Готовилиеь
же к нему целую неделю. Тщательная под-
готовка помогла им верно ‘и быстро . ре=
шать вопросы, которые ставил перед ними
руководитель занятий капитан 3 ранга
Иванчиков. Он дал краткую оценку дейст-
виям командиров катеров, потребовал от них
заняться более глубоким изучением новой
боевой техники, порекомендовал для самосто-
ятельной учебы литературу и руководящие
документы, обратил внимание на необходи-
мость соблюдать на занятиях командный
язык, кратко и четко отдавать приказания
	И распоряжения.
Капитан Н. ОГНЕВ.

Черноморский флот.
		ший лейтенант В. Зовов. (справа) и
	В. Кабиков.
	_На групповом упражнении офицеров
в Н-ском подразделении
	Из писем в редакцию
	Нетерпимое положение в базовом клубе
	Вогда знакомишься ec работой базового
клуба им. Фрунзе, то создается впечатление,
что начальник этого клуба капитан Степа-
нов недостаточно ясно представляет себе.
	какие требования прел’являютея сейчас к
	ьультурно-просветительным учреждениям
флота.
Вапитан Степанов всю свою энергию на-
	правляет на хозяйственные дела клуба,
для руководства же клубной работой
Y нею не остается времени. Харак-
	терно, что за последние три месяца в клубе
не было прочитано ни одной лекции о пяти-
летнем плане. Имеют основание быть нело-
	вольными Читатели клубной библиотеки. На
	полках этои библиотеки много устаревитей
литературы, но нет ни одного экзем-
	пляра «Норт-Артура» Отепанова, «Молодой
	гвардии» Фадеева. Уже около года библио-
течный фонд не пополняется, но это пе
тревожит ни начальника клуба, ни полит-
отдел.
	Наглядная агитация в клубе неактуаль-
	на и бессодержательна. На витрине. поевя-
	щенной теме «Военно-Морской Флот в Оте-
чественной войне», нет ни одной цифры,
которая характеризовала бы боевые лела
	флота в дни войны. Вся витрина предстазв-
ляет собой набор случайных фотоснимков
с небрежными, а порой и безграмотными
подписями к ним. Так, подпись под одним
снимком гласит: «Под’ем нового’ (7?!) флага
на крейсере». Печать небрежности лежит
и на витрине, посвященной новой пяти“
летке. .

Для полноты картины добавим, что и
внешний вид клубных помещений оставляет
желать много лучшего. Большинство из них
захламлено, а иные просто приведены в не-
тодноеть.
	Из-за бездеятельноети капитана Crena-
нова ассигнованные для клубной работы
средства использованы неполностью.
	‚Чет ничего удивительного, что моряки
соединения перестали посещать свой клуб
и большинство мероприятий провотится там,
что называется. при пустом зале. }

Бывали ли в клубе работники политотде-
ла? Конечно, бывали, и неотнократно. И все
это видели, но мер никаких не приняли. Та-
вое положение далее нетерпимо.
	Балтийский флот.
		На сборе
интендантов
	  Недавно состоялся однодневный cop
`интендантов чэстей и кораблей главной
базы Черяоморекого флота, посвященный
итогам переучета обозно-вещевого имуще-
ства и проверки расходования продоволь
ствия. Было отмечено, что на отдельных
кораблях и в частях допускаются отстушь
ния от существующих норм расходования
продовольствия, вэщевого и шхиперекои
имущества, Указывалось и Ha TO, YW
о ряде приказов и циркуляров, которым
следовало руководствоваться, многие №
интендантов узнали только’ на 660%
В частности, в подразделении корабле
которым командует офицер Годлевский, рас
ходуют продовольствие на основе давно tt
мененного циркуляра.

Вина за такое положение  ложитя
прежде всего на продовольетвенный отд,
который ослабил контроль за выполнение
действующих приказов. Сообщения 06 из.
менениях в нормах выдачи получаются в
местах с большим опозданием, а иногда к
вовсе не доходят.

Остро стоял на сборе вопрос 0 состоя.
нии 0бозно-вещевого имущества (началь-
ник отдела—майор Романцов). Проверкой
было установлено, что командиры ‘10дуаз-
пелений редко осматривают обмундирова:
ние, находящееся в пользовании лично
состава, не борются с его преждевремен-
ным износом. Нет заботы 0 своевременнох
ремонте. Командирам должны помогать на
тенданты. Но многие из них полагают,
что они ответственны лишь за то имуще-
ство, которое находится на складе, в fa
талерке.

Немало есть таких кораблей и частей,
где нехватает сапожных колодок, инстру-
мента. Ненормально положение с выдачей
починочного материала. Например, в одно
квартале порт выдает лишь гвозди, в ду
гом — подметки и набойки, Естественно,
что это отражается на ремонте обуви.

Наряду © отрицательными фактами ва
сборе была отмечена хорошая работа xo
зяйственников Краснознаменного линвола
	ААА. PIC Cen aeRO ALR DS
«Севастополь», гвардейского — xpeltceps
«Красный Кавказ», учебного корабля
«Волга» и других. С ПЕТРОВ.
	Первенство СССР
	по водному поло
	С 13 по 22 декабря в бассейне Про-
летарского района г. Москвы проводятся
финальные соревнования сильнейших ва-
терполистов страны. В столицу с’охались
15 команд, среди которых и будет разы-
грано звание чемпиона СССР 1946 года по
водному поло.

Розыгрыш ‘первенства будет проведен по
двум группам. В первую, наиболее сильную
группу включены восемь команд.

Крепкий состав участников выставляет
Центральный Дом Красной Армии, Эт
команда является чемпионом етраны 1
водному поло 1945 года и обладателем
кубка СССР 1946 г. Достойным противни-
ком спортеменов ЦДКА является сборная
команда ватерполистов ленинградеких воен“
но-морских учебных заведений — неодно-
кратная победительнида всесоюзных сорев:
нований. Кроме того, в первую группу вяб-
AIT команды «Торпедо», ленинградекого
«Динамо» и другие.

В числе семи команд, включенных в @-
ревновання по второй группе, — ватерио-
листы Н-ского подразделения и Краснозна-
менной Каспийской флотилии,

Команда Н-ского подразделения скомпае-
ктована в прошлом году. Она участвовала в
зональных соревнованиях на первенство
РОФСР, выиграла со счетом 11 : ( у сборной
команды одного из городов и была допущена
в участию в финальных играх на первенство
СССР. В составе команды-—отличные плов-
цы. Центр нападения — старший лейте-
нант Плотников. Вместе с ним в напд-
донии играют Шеманчук, Грибаков и Штам-
бор. Все они — растущие спортемены. Ли-
нию защиты представляют: младший лей-
тенант Новак, Ковбыш, Верхолетов и Баг-
ров. Вратарь команды — младший лейтенант
Васильев. `

Команда ватерполиетов Краснознаменной
Каспийской. флотилии — чемпион г, Баку
й Азербайджанской республики и облада-
тель приза газеты «Молодой рабочий».

составе команды — нападающие: тех-
ник-лейтенант Кулиничев (капитан), мич-
ман Сорокин п т. Дрябин (офицерский
клуб). Старигина 1 статьи Пчеляков, стар-
ший матрос Лозовский и мичман Враев-
ский—в защите. Штурман Н-ского подраз-
деления малых охотников старший лейте-
нант Алексашенков защищает ворота, своей
команды.

Всесоюзные соревнования по водному D0:
ло проводятся в один круг.
	ПОБЕДА АМУРЦЕВ
	ХАБАРОВСК, 11 декабря. (По телеграфу
от норр. «Красного Флота»). Турниром по
хоккею открылся зимний спортивный (301
на Краснознаменной Амурской флотилии. На
ледяном поле Дома Военно-Морского Флота
главной базы хоккеисты флотилии ветре-
тились с сильнейшими командами Хабаров
ска. Победу одержали амурцы.
	Катера «атакуют»
	Ватера-охотники стояли в Н-ском пор-
ту. Корабли находились в’ минимальной
готовности к выходу в море. В 12 час.
15 мин. поступило донесение, что пять
минут назад наш транспорт обнаружил в
море подводную лодку «противника». Нужно
было действовать.

Это донесение послужило сигналом к на-
чалу группового упражнения командиров
катеров подразделения.

Командиры нанесли данные на свои кар-
ты. Зная место «противника» и учитывая
время, необходимое для того, чтобы выйти
из базы и притти в район действий, коман-
диры принялись составлять график расчета
времени на поиск и атажу подводной лодки.

В плане занятия упоминалось о том, что
атаковать лодку будет одиночный катер. По-
	этому каждый командир составлял график
	только для своего кораоля, предполагая, что
ему одному придется действовать. Но усло-
вия сложились иначе. На поиск подволной
лолки было приказано «выйти» всем кате-
рам. Это изменение задачи вызвало необхо-
димость проинструктировать командиров ка-
теров; учесть элементы совместного выхода
кораблей из базы и совместного плавания в
море. Короче говоря, первоначальные pac-
четы оказались недействительными. Состав-
ленив новых дало офицерам дополнительную
полезную практику.

Руководитель занятия вызвал лейте-
нанта Извекова и потребовал от него докла-
да © готовности катера к выходу в море.
Офицер, как и полагается в таких случаях,
назвал количество боеприпасов, бензина,
масла, воды, продовольствия. Руководитель
спросил офицера Извекова, какие локументы
	гон имеет на мостике. Цеследовала пауза. Ис-
	черпывающего ответа руководитель не услы-
Wa, т

Спустя некоторое время катера «пришли»
в район, гдо была обнаружена подводная
лодка. В расчетах учтены и время и все
другие элементы поиска. Нужно определить
праницы района, в котором. может находить-
ся «противник», и тем самым наметить TH
сленность катеров, которые должны охва-
тить район вероятного пребывания подвод-
ной лодки.
	Мичману Кондратенко, исполняющему
должность командира катера, решение та-
	Паучно-исследовательская работа в училише
	Тесное! общение кафедры с научными уч-
реждениями Ленинграда, с научно-исследо-
вательскими институтами, с Военно-мор-
ской академией кораблестроения и воору-
жения имени академика Крылова и Всесо-
юзным научным инженерно-техническим об-
ществом судостроения держит ве коллектив
в курсе всех новинок в области теории и
устройства корабля.
	Два-три разав месяц происходят заседа-
ния кафедры. На них слушаются самые раз-
нообразные научно-методические доклалы.
Недавно был обсужден волрое о дополнени-
	AX к морскому словарю. После тщательно-
	го изучения раздела словаря, который от-
носится к теории и устройству корабля, офи-
церы кафедры внесли предложение о вклю-
чении в словарь 96’новых елов.
	Большой популярностью на факультете
пользуется кружок теории корабля, руково-
димый И. Г. Хановичем. На заседаниях
Бружка Курсанты рассказывают о результа-
тах своих научных исследований. На пос-
леднем занятии кружка курсант пятого
курса Игорь Томашевич сделал доклад. о кре-
новании кораблей. С интересом было выс-
лушано выступление инженер-капитана 2
ранга Степанова, рассказавшего о различных
случаях проведения кренования. В кружке
широко развернута работа по пооектирова-
	нию. В ближайшее время кружковцы прос-
	лушают ряд докладов о современном с0-
стоянии различных классов кораблей и об
опыте их применения в годы Отечественной
войны. Большую помощь оказывает кружку
кафедра военно-морских дисциплин учили-
ща. В течение октября и ноября курсанты
прослушали ряд докладов о новостях. воен-
но-морекой. техники:

С. ОБРАНТ.
	Ленинград.
	На кафедре теории корабля в Высшем
военно-морском инженерном ордена Ленина
училище имени Дзержинского ведется боль-
ая научно-исследовательская: работа. В те-
чение ряда лет руководитель кафедры док-
тор технических наук профессор подпол-
ковниЕ И. Г. Ханович занимается исследо-
ваниями вопросов поворотлиьости надвод-
ных кораблей. Выпущенная им в евое время
книга «Новоротливость корабля» получила
положительный отзыв академика А. Н. Ёры-
лова. Сделав исторический обзор немногочи-
сленных работ в этой области, академик,
Крылов писал: «И. Г. Ханович... заполнил
эти пустые страницы обоснованной научно
разрабоганной дисциплиной, вполне соответ-
ствующей практической важности предме-
та, сделав его вполне доступным всякому
морскому инженеру, а также штурманам
й плавающему офицерскому составу... Этим
труд профессора Хановича принесет боль-
шую пользу не только учебному делу, но и
Военно-Морскому Флоту вообще».
	В настоящее время подполковник Хано-
вич нашел новое решение вопроса об убта-
новившейся циркуляции корабля. Это поз-
воляет повысить точность определения ра-
диуса циркуляции и угла дрейфа корабля,
выяенить новые физические закономерно-
	сти. 0б’яеняет ряд. явлении, до сих пор не
	освешенных в научно-исследовательекой
	LHTODAT VDE.
	ского университета. В этом году им иселе-
дуются гидродинамические характеристики
свыше 30 профилей. Доцент инженер-капи-
тан-лейтенант А. В. Герасимов недавно 7е-
MHI задачу о влиянии гироскопического
эффекта вращения турбин на устойчивость
корабля на курсе. Сейчас он исследует
важные вопросы, связанные с теорией кач-
ки. Разрешение этих вопросов позволит
уточнить влияние формы обводов корабля и
‘волнения на поведение судна в различных
условиях морской обстановки.

Доцент кафедры инженер-капитан 2 ран-
га В. И. Соловьев заканчивает составление
систематического обзор» фундаментальных
исследований различных авторов, изучав-
ших влияние волнения на ходкость кораб-
лей. Наряду с научно-иселедовательской ра-
ботой коллектив кафедры составляет учей-
ные пособия для курсантов. В этом году ка-
федра сдала в печать дв» учебника профес-
сора И. Г. Хановича — «Сопротивление воды
движению корабля» и «Качка корабля», а
также учебник допента А. В. Герасимова
«Задачник по’ статике».

Вабинет теорин корабля систематически
пополняется новыми оригинальными учеб-
ными пособиями. В прошлом учебном году
курсанты училища имени Дзержинского про-
водили лабораторные работы нз действую-
щей модели аэродинамической трубы, на
приборе для опытного построения диаграм-
мы Рида и т. д. Сейчас заканчивается из-
готовление оригинальной модели, демонстри-
рующей остойчивость корабля при нахо-
ждении на нем жидких и перемещающихся
грузов. К концу подходят работы по изгото-
влению модели всплывающей и погружаю-
щейся подводной лодки, станка для измере-
вия элементов гребного винта. Эти модели,
сконструированные офидерами кафедры, 0б-
легчат куреантам усвоение теории.
		Но страницам флотских газет
	$ Артиллеристы Н-ского подразделения
за годы войны прошли славный боевой
путь. Огнем своих орудий они нанесли ог-
ромный ущерб врагу. Недавно пришедитив
в подразделение молодые матросы живо
интересуются его боевой историей. Сверх-
срочники — сержант Архипов и младший
сержант Истранин — проводят беседы с
молодыми артиллеристами о боевом пути
подразделения. Они рассказывают о бее-
смертном подвиге матроса Гельмана, о вы-
COKOH стойкости и храбрости  млалшого
сержанта Ильина и старшего матроса Лями-
на. На боевых традициях подразделения
молодые бойцы учатся быть примерными и
честными воинами. («Красный балтиец»).
	* Отмечая усердие в учебе и дисциплн-
не матроса Пенцака, командование Н-ской
части направило его родителям письмо с
благодарностью за воспитание стойкого
советского патриотя. В своем ответе отел
матроса пишет: «Сын мой, бери пример с
меня. Сражаясь на фронтах Великой Оте-
чественной войны, я заслужил пять благо-
дарностей от товарища Сталина и шесть
	правительственных наград. Служи, сын,
честно — подчиняйся дисциплине, выпал-
няй все приказы и распоряжения». Пись-
мо Федора Никифоровича Пенцака было
прочитано во всех подразделениях части.
Личный состав решил продолжить перепи-
ску с’участником Великой Отечественной
ВОЙНЫ. («Портартурец»).

% Гале за талеом бороздил поверхность
моря тральщик старшего лейтенанта Смоль-
никова. Начинало вечереть. Вдруг последо-
вал резкий рывок, и правый параван погру-
зился в воду. Режущее приспособление тра-
ла не перерезало минрёп, и мина не веплы-
ла. Минрен крепко завяз в трале, якорь его
оторвался от грунта и буксировалея траль-
щиком, Корабль прибавил ход, и минрен, не
выдержав натяжения, лопнул. Мина веплы-
ла. Но от большой нагрузки мотор заглох.
Волна подбивала мину к борту корабля.
Взорвать ее, не причинив повреждения ко-
раблю, было невозможно. Старшина 2 ста-
тьый Солодько, по указанию командира. умело
	этоуксировал мину подальше от корабля и
	подорвал ее. («Красный черноморец»).
	Над проблемой поворотливости надвод-
ного корабля работает и ад’юнкт кафедры
инженер-капитан-лейтенаюнт А. И. Пасту-
хов. Подготавливая кандидатевую диссерта-
цию, он приступил сейчас к систематиче-
скому исследованию сил и моментов, дей-
ствующих на ‘рули. Вее свои опыты инже-
нер-капитан-лейтенант Пастухов проводит
в аэродинамической лаборатории фенинград-