13 декабря 1946 г., пятница, № 291 (2470)
	(советская
	Белорусский народ готовится к знамена-
тельному дню выборов в Верховный Совет
республики.

Белоруссия — третья по количеству на-
селения республика в составе великого (9-
ветского Союза, велед за Российской Феде-
рацией и Украиной. Ее земли простирают-
ся на 200 тысяч квадратных километров,
она состоит из 12 областей и насчитывает

десятки крупных городов и городских по-
селков.
	Белорусская Советекая Сотиалистическая
Республика внесла серьезный вклад в борь-
бу демократических сил народов мира про-

тив реакции, в дело разгрома, немецко-фа-
шистеких захватчиков. 5& последние годы
значительно в0зрое международный автори-
	тет и престиж нашей республики. Она виер-
вые вышла на международную арену как
суверенное государство, приняла деятель-
ное участие в создании международной op-
танизации 06’единенных наций и активно
борется за обеспечение мира во всем мире.

Лореволюционная Белоруссия была неве-
роятно отсталой в экономическом, полити-
чеком и культурном отношении окрамной
царской России. Великая Октябрьская Co-
циалистическая революция принесла бело-
pyccaM, как п всем народам, населявшим
парскую Россию, полное освобождение от
национально-колониального гнета, от ка-
питалистической. эксплоатации и помещичь-
ей кабалы. Белоруссия быстрыми темпа-
ми подняла свое хозяйство и культуру на
небывало высокий уровень.
	В результате неустанной заботы партии и
советского правительетва, благодаря огром-
ной помощи великого русского народа Бе-
лоруссия из нищей и убогой провинции,
какой она была до революции, преврати-
лась в годы сталинских пятилеток в цве-
тущую республику с развитой индустрией
и крупным социалистическим сельским хо-
BARCTRBOM.
	Раньше Белоруссия He имела почти ни-
какой промышленности. В сравнительно ко-
роткий ерок заново были созданы крупные
предириятия стачкостроения и сельхозма-
шиностроения, химии и деревообработки,
легкой и пищевой промышленности. Произ-
водство электроэнергии, например, возросло
по сравнению с 1913 годом в 120 раз, до-
быча торфа увеличилась в 226 раз. В
1940 roxy Белоруссия давала почти 40 про-
центов всей фанеры и около одной трети
спичек, выпускавиеихея в СССР. В том же
TOIy B  Белоруссия было произведено 5.985
исталлорежущих станков.
	Старые ‘белорусекие города — Минск,
	Могилев, Витебек, Гомель, Орша и др.—
	превратились ‘в индустриальные центры.
Столица республики — Минек —— обога-
		водами им. Воропгилова‘ и им. Бирова, кож-
заводом `«Болышевик», обувной фабрикой
им. Кагановича и другими предприятиями.
В Витебске: было построено и пущено в экс-
плоатацию более полутора десятков новых
крупных промышленных предприятий,
Злееь вырос ` станкостроительный завод:
«Ёразный металлиет», произволивший плит
фовальный и другие станки. Промышленная
продукция Гомеля в сравнении с дореволю-
ционным временем увеличилась больше чем
В сто раз, причем больнтую часть этой про-
дукцин составляли машины и станки. В Го-
меле были построены заводы сельхозмаши-
ностроения, ватоностроительный и_парово-
зоремонтный, стеклозавод имени Сталина,
обувная фабрика «Труд», спичечная фаб-
рика «Везувий» и т. д.

Крестьянство, находившееся до револю-
ции в тисках малоземелья, в жесточайшей
помещичьей кабале, страдавшее от голода
и нишеты и в силу этого вынуждавшееся
® бегству из деревни, после революции по-
лучило в безвозмездное пользование свыше
8 млн. гектаров земли.
	Волхозы неузнаваемо изменили белорус-
скую деревню, привели сельское хозяйство
республики к расцвету. За годы советской
власти здесь в пять раз выросли посевы
пшеницы, в два раза — картофеля, в три
1134 — посевы многолетних трав. В 1940
Tory в-Белоруесии было произведено овыше
3 млн. тонн зерна, 13 млн. тонн картофеля,
около 52 тыс. тонн льноволокна. По ини-
циативе товарища Сталина, в 1940 году
была принята программа грандиозных работ
по осушению 4 млн. гектаров болот Бело-
руссии. К началу Отечественной войны уже’
было осушено чётверть миллиона гектаров,
на которых выросли первые обильные уро-
Жан.

Замечательных успехов ‘достигла Совет-
ская Белоруссия в области национальной
Культуры. До установления советской вла-
сти Белоруссия по культуре была одной из
самых отсталых провинций — три четвер-
ти населения не умело читать и писать.
После Великой Октябрьской революдии В
республике появилась густая сеть началь-
ных и средних школ, где обучение -ведетея
на белорусском и русском языках. В ре-
зультате к 1940 гоху неграмотность в Бе-
лоруссии была полностью ликвихирована.
В Белоруесий создано 28 высших учебных
заведений, десятки научно-исследователь-
ских учреждений во главе с Академией
наук. Наука, искусство, литература полу-
чили в Белоруссии, как и во всем Совет-
овом Союзе. исключительный размах.
	В 1939 году народы Западной Белорус-
син, 20 лет находившиеся под игом поль-
ских панов; воссоединились во своими еди-
нокровными братьями в едином Белорусском
советском государстве. В семье советских
народов население западных районов Бело-
руссии быстро пошло вперед по пути эко-
номического и культурного развития.

Успешное социалистическое строитель-
тво в Белоруссии было прервано веролом-
ным нападением гитлеровской Германии на
Советский Союз. Волоссальные разрушения
и потери причинены Советской Белорус-
сии немецко-фалпистекими захватчиками.
	Свыше миллиона сынов и дочерей бело-
русского народа, погибло B застенках теста-
пои в лагерях смерти. 370 тысяч человек
было угнано на фашистскую каторгу. Гит-
леровцы сожгли и разрушили почти все на-
ши горота, в том числе столицу Белорус-
сии — Минск, областные центры. Гомель,
Полоцк, Витебск,‘ Могилев, Барановичи и
другие, а также 9.200 сел и деревень. Они
разграбили ю уничтожили свыше 10 тысяч
промышленных предприятий и электроетан-
ций, 10 тысяч колхозов, 316 машинео-
тракторных станций и 92 совхоза; В Гер-
		На сессии Генеральной Ассамблеи
организации 0б’единенных наций
	a Пленарное заседание 10’ декабря
	О пребывании вооруженных сил членов организации
Об’единенных наций на чужих территориях
	Молотов_в этот момент подал реплику 6
том, что британский делегат опоздал со
своим предложением о международном конт*
роле, так как советская делегация уже дав-
но внесла такое. предложение. Как извест-
но, советское предложение предусматривает
стройную систему международного контро
ля не только над вооруженными силами,
но и над вооружением.

Коннэли, выступавший в весьма раз
драженном тоне, повторил аргументы Шо-
yrpocca.
	В прениях выступили также етипетекий
целегат Эль-Санхури, поднявший вопрос ©
TOM, что пребывание союзных войск ча
территории других 0б’единенных наций
противоречит букве и духу устава ЮНО,
представитель Франции Пароди, присоеди“
нившийся к предложению советской деле-
гации -—— отбросить четвертый пункт резо=
люции, в котором говорится о предоставле-
нии информации. о войсках, находящихея
на своей собственной территории. Делегат.
Украины Медведь также поддержал совет=
скую поправку.

По предложению советской делегации
было решено ‘голосовать проект резолюции
раздельно — пункт за пунктом. Выступая
перед голосованием, глава советской деле-
тации Молотов’ высказал точку зрения с0*
ветской делегации на поправку британской
делегации относительно установления меж-
дународного контроля © целью проверки све
дений о войеках, которые будут поступать
в организацию 0б’единенных наций. On
заявил, что если в эту поправку будет вне-
сена советская поправка`о том, что прове
ке должны подвергаться как’ состав войск,
таки их вооружение, то. советекая делегу-
ция будет голосовать за нее. Если же эта
поправка останется однобокой, если бри-
танская и американская делегации хотят
подвергать проверке только личный состав
вооруженных сил, а вооружение не хотят
ни показывать, ни проверять, то советская
делегация будет голосовать против такой
поправки.

Тогда Шоукрове тут же внее дополни-
тельное предложение об организации меж-
дународного контроля, сформулированное
столь путанно и двусмыеленно, что ясно

чувствовалось, что это предложение вносит
ся с единственной пелью еще больше ус*
`ложнить рассматриваемый вопросе и 32+
`труднить принятие решения. Он предлагал
	создать «международную наблюдательную
	комиссию», которая находилась бы «под
наблюдением» Совета Безопасности, но «не
подлежала бы вето». Далее он предложил,
чтобы информацию о вооруженных силах
собирала помимо Совета Безопасности и
Генеральная Ассамблея.

Делегат Франции заметил по поводу
этого нового предложения, внесенного столь
носпешно, что, как и можно было предви-
деть, обсуждая вопрос о войсках, находя=
щихся дома, Ассамблея вступила в область
вопроса о вооружениях. Это привело к, за-.
	‘путыванию вопроса. Эн предложил пере-
	дать весь вопрое в политический комитет,
который сейчае рассматривает проблему
всеобщего сокращения вооружений. Фран-
пузекого представителя поддержал китай-
ский делегат.

Взявший снова слово Молотов раскрыл
подлинные мотивы, которыми руководетво-
вался Шоукросе при внесении своего нового
предложения. «Мы все слушали ту поправ-
ку, которую только что  сфантазировал
Поукросе, — сказал он.— Это было сделано
очень быстро, на наших глазах. Но я спра-
шиваю, с какой целью вносилась эта по-
правка? Может быть дая только один от-
	вет — почему-то нужно оттянуть решение,
	не дать нам сегодня закончить рассмотре--
ние этого важного вопроса». Молотов под=
черкнул, что важнее всего сейчае — при-
HATE без дальнейших отлагательств реше=
ние по обсуждаемому вопросу. Он вновь’
подтвердил, что советская делегация будет
толосовать за резолюцию и за поправку
британской делегации, если требование о
предоставлении сведений будет распростра-
нено не только на личный состав вобружен-
ных сил, но и па вооружения. Молотов
сказал, что советская делегация в принии»
це готова принять и новое. предложение
Шоукросса — о создания международной
наблюдательной комиссии. Однако совет-.
ская делегация, как и французская и ки--
тайская, не удовлетворена редакцией этого
предложения. Поэтому Молотов высказал-
ея за то, чтобы это новое предложение
было направлено на согласование в поли-
тический комитет, как и предлаталя пред-
ставитёли Франции и Китая.

Касаясь попыток Шоукросса и Коннэли
бросить тень на мотивы советской делега-
дии, Молотов сказал; Когда товорят, что’
советское правительство боится предета-
	‘вить требуемые сведения, то, повидимому, _
	товорят 0 совотском правительстве, а дума-
ют о сейе. Мы же думаем только 06 одном—=
не задерживать принятие решения по рас-
сматриваемому сейчас важному вопросу.

Вынужденный дать ясный ответ на пря
мо поставленный вопрос, Шоукросс, в кон“
це концов. заявил, что британская делега=
ция принимает советское предложение —
распространить представление сведений о
войсках и на вооружения, если будет ре“.
шено создать международную наблюдатель-
ную комиссию. Генеральная Ассамблея
решила передать ‘как проект резолюции,
так и вое внесенные поправки для согла-
сования в политический комитет, который.
сейчас рассматривает предложение о _всеоб-
щем сокращении вооружений.

Таким образом, рассмотрение вопроса
было отложено.
	НЬЮ-ИОРК, 10 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня пленум Генеральной Ас-
самблеи продолжал обсуждение вопроса 0
представлении сведений относительно в00-
руженных сил членов организации 0б’еди-
ненных наций, находящихся на чужих
территориях. Как известно, этот вопрос
был поднят по инициативе советской де-
легации, которая предлагала, чтобы все 06’-
единенные нации представили генеральному
секретарю ЮНО и Совету Безопасности све-
дения о своих вооруженных силах, нахо-
	лящихся ва чужих территориях. Но в ходе.
	обсуждения в комитете № 1 этот вопрос
был осложнен и в корне извращен. По на-
стоянию британской и американской деле-
гаций комитет большинством голосов при-
нял проект резолюции, предлагающей го-
сударетвам-— членам ЮНО представить све-
дения не только о вооруженных силах, на-.
ходящихся за границей, но и о войсках,
находящихся дома. При этом комитет отка-
залея распространить требование o пред-
ставлении сведений на вооружение с0юз-
ных армий, на чем настаивала еоветекая
делегация. Советекая делегация в комите-
те вынуждена была голосовать против ре-
золюции в целом, поскольку добавления и
изменения, внесенные в нее, извратили ее
смысл и, придавая ей однобокий, односто-
ронний характер, отвлекают внимание от
вопроса о войсках, находящихся на чужих
территориях.

Выступивший на прошлом пленарном 38-
седавии Ассамблеи глава советской делега-
ции В. М. Молотов векрыл двойственный
характер принятого комитетом проекта ре-
золюции и убедительно показал, что вне-
сенные в него изменения отвлекают Ассам-
блею в сторону от поднятого вопроса. Вы-
ступление Молотова произвело глубокое
впечатление далеко за пределами Гене-
ральной Ассамблеи. Недаром газета «Нью-
Йорк геральд трибюн» пишет сегодня, что
«требование Молотова 0 предоставлении
сведений по атомным бомбам вместе co
сведениями о войсках на самом деле яв-
ляется логичным».

Этого отнюдь нельзя сказать ю речах
американского делегата Коннэали и бри-
танского делегата Шоукросса. Они всячес-
ки пытались отделить представление. све-
дений о войсках от представления `еведе-
ний о вооружениях. Воннэли пыталея
представить дело так. будто бы только
	войска. а отнюль не вооружения, имеют
	существенное военное значение; в таком she
духе выступал Шоукросс. Противоречивость
	И явную несостоятельность такой позиций
	показал в своем выступлении советский
делегат Вышинский.

Вышинский напомнил, что подкомитет,
полготовляющий резолюцию no общему
	регулированию и сокращению вооружений,.
	сейчас вырабатывает проект решения по
другому советскому предложению—отноеи-
тельно общего регулирования и`<окраще-
ния вооружений, установил неразрывную
связь вопроеса о вооруженных силах е во-
просом о вооружениях. При рассмотрении
советского предложения в комитете и в
подкомитете единодушно было отмечено,
что эти вопросы неотделимы друг от дру-
та и что они дополняют друг друга. дто—
две стороны одного и того же дела. В связи
© этим редакционный подкомитет дал та-
кие формулировки, которые не оставляют
никакого сомнения в Том, что попытка
разделить эти вопросы была бы сеовершен-
но необоснована.

«В первоначальной редакции резолюции,
обсуждавшейся в подкомитете, говорилось
только о сокращении вооружений, — сказал
Вышинский. — Тогда британский делегат
Шоукросе предложил дополнить предлагав-
шуюся формулировку и говорить. не только
6 вооружениях, но и о вооруженных си-
лах. Соответствующие исправления были
‚сделаны во всех пунктах резолюции, где
только упоминалось о вооружениях».

Напомнив 06 этом, Вымпинский обратил-
ся в Шоукроссу и Воннэли © прямым Bo-
просом: не готовы ли они внести соответ-
ствующие дополнения и во все те пункты
обсуждаемой сейчас резолюции, где речь
идет о вооруженных силах? Не готовы ли
они в духе своей собственной. позиции,
занятой ими в политическом комитете при
обсуждении вопроса © фегулировании и
сокращений вооружений, внести такое до-
полнение и здесь, а именно: всюду, где
товоритея о вооруженных силах, о форми-
рованиях военного типа, сказать и о в00-
ружениях? «Это необходимо для того, что-
бы внести ясность, ибо действительно нет
солдата без вооружения, как нет вооруже-
ния, не предназначенного для волдата!»—
сказал в заключение Вышинский.

Шоукроее и Коннэли перед лицом этого
яеного и простого вопроса пришли в явное
замешательство. Они попыталиеь укрыть-
ся от него за старыми, избитыми оговорка-
ми о том, что опубликованию данных о во-
оружении препятствует отсутствие «надеж-
ной» и «гарантированной» системы меж-
дународного контроля. Шоукроее пытался
даже представить дело таким образом, буд-
To бы британское правительство горит же-
ланием предоставить информацию 0бо всех
своих вооружениях, но не может этого се-
лать только потому, что отсутствует систе-
ма международного инспектирования. `0я
опять повторил сделанное вчера однобокое
предложение о создании органа  междуна-
родного контроля для проверки правильно-
	CTH свелений, представляемых 0 войсках, в
	котором ни слова не говорится о проверке
сведений о вооружениях.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
		‘Союзные рестублики . накануне выборов
	fits than
	Заместитель Председателя
Президиума Верховного Совета
Белорусской ССР.

К. Н ДЛУГАШЕВСКИЙ
		ников. Деревянное строительство частично
заменяется каменным, — запланировано п9-
строить из кирпича 60.000 жилых домов
колхозников и 22.700 общественных по-
строек колхозов.
	Повышение материального и культурного
уровня народа — одна из важнейших 38-
дач, поставленных пятилетним планом вос-
становления и развития народного хозяй-
ства БССР. Пятилетний план предусматри-
вает повышение удельного: веса пронзвод-
ства товаров широкого потребления в мест-
ной промышленности до 71,8 проц. против
63,6 проц. в 1940 году, а по промкоопера-
ции соответственно — 82 .проц. против
72,6 проц.

Количество пткол в 1950 году достигнет
	11.575, а учащихся в них — полутора мил-
лионов человек. Число студентов вычних
учебных заведений увеличится на одну
треть по сравнению с довоенными годами.

К выборам в Верховный Совет республи-
ки белорусский народ приходит © значи-
тельными достижениями в деле восстанов-
ления разрушенного немцами хозяйства и
в выполнении заданий первого года сталин-
ской паятялетки,
	9а сравнительно короткий срок введено
в строй свыше 6 тысяч крупных, средних
и мелких промышленных предприятий. Фаб-
рики и заводы различных отраслей промыш-
ленности, которые были разграблены нем-
цами, располатают Уже теперь 70: проц,
оборудования по’ сравнению с довоенным.

Восстановлены Минский вагоноремонт-
ный, Гомельский пзровозоремонтный, Ви-
тебский и’ Минский станкостроительные,
Волковысский цементный заводы, Добруш-
	ская фабрика «Герой труда», крупнейший
	Речицкий кирпичный завод «Днепровокий
кирпичник» и ряд других крупных пред-
приятий.

Климовичекий  торфозавод — один 13
крупнейших в Могилевской области, сильно
пострадавший при оккупации, — ныне во-
шел в строй действующих предприятий и
уже в этом году дал 10 тысяч тонн торфа.
В будущем году он даст не менее 20 тысяч
тонн. Продукция Гомельского стеклозавода
имени Сталина была известна далеко за
пределами нашей республики. Немцы его
разрушили. Ныне он восетановлен. Кол-
лектив завода самоотверженно борется за
выполнение правительственного задания по
выпуску стекла и уже 23 ноября выпол-
Бил головой план — лал 1.580 тыс. квад-
	‘ратных метров оконного стекла. До конца
	текущего года коллектив расечитывает вы-
пустить сверх плана не менее четверти
миллиона квадратных метров стекла.
	Первоочередное внимание уделено вос-
становлению энергетики. После немецкой
оккупации в республике сохранилось всего
5 проц. энергетических мощностей. Сейчас
в Белоруссии восстановлено 60 проц. мощ-
ноетей, а к концу года будет. восстанов-
лено 75 проц. Столица Белоруссии— Минск
уже теперь. получает электроэнергии боль-
пе, чем в довоенное время.
	На 55 проц; восстановлена промышлен-
ность стройматериалов, на 47 проц. — топ-
ливная промышленность. Bea промышлен-
пость республики выустит в этом году про-
дукции почти в два раза больше, чем в
1945 roxy.
	Существенные результаты достигнуты в
восстановлении железных дорог и м0-
стов, которое. началось в Белоруссии еще.
тогда, когда Красная Армия гнала врага на
зажал. Сотни тысяч рабочих, служащих,
колхозников ремонтировали пути и пюссей-.
ные дороги, по которым нашим наступаю-
щим частям доставлялось все необходимое.

В сельском хозяйстве проведена боль-
пая работа по ортанизационно-хозяйствен-
ному укреплению колхозов. В колхозы рес-
публики завезено более 15 тыс. сельекохо-
зяйственных машин, посевные площади до-
ведены до 75 проц. по сравнению с довоен-
вым уровнем, поголовье лошадей в колхозах
уже в 1945 году увеличилось на 70 тыс.
голов, крупного рогатого скота — на 140
тысяч. В личном пользовании  колхоз-
ников имеется более 550 тысяч. коров, в
том числе 172 тысячи коров получены ими
от тосударетва в 1945 году.

В ответ на заботу партии и правитель-
‘ства о росте благосостояния советского кре-
стьянства колхозники и единоличники Бе-
лоруссии, выполнив план государственных
поставок, продолжают сдавать сельскохо-
зяйственную продукцию сверх плана.

Широко развернулись строительство жи-
лиш в городах и районных центрах, в06-
становление и строительство крестьянских
домов, общественных строений и зданий
культурных учреждений в деревне. 1.200’
тысяч квадратных метров жилой площади
уже построено и восстановлено в городах
и районных центрах республики. В резуль-
тате напряженной деятельности партий-
ных и советских организаций республики и
трудящихся деревни, благодаря помощи,
которая оказывается правительством, BOC-
становлено и отетроено наново свыше 235
тысяч жилых домов, в которые пересели-
лось из землянок более полутора миллионов
человек:
°— Успешно ‘восстанавливаются учреждения
‚культуры и науки. В республике в настоя-
щее время работают 28 вузов. Восстанов-
лено 93 средних технических учебных за-
ведения и 10.982 школы, в которых обу-
чается уже 1.200 тысяч детей. В респуб-
лике возобновили свою творческую дея-
тельность почти все учреждения искусства,
существовавшие до войны, — Государетвен-
ная филармония, Театр оперы и балета,
драматические  тватры, государственная
эстрада, Дом народного творчества, свыше
300 кинотеатров и киноустановок, овыше
полутора тысяч библиотек, картинная гал-
лерея, большая сеть Домов культуры, изб-
читален и клуоов.
	Успехи бесспорны. Но то, что выполне-
HO.— только часть грандиозной работы, ко-
	Моряку-североморцу хорошо знакомы те
ЛЮДИ И Те места, о которых рассказывает
в своей книге «Мое море» писатель Нико-
лай Вагнер *).
	Достоинетво книги Николая Вагнера в
том, что он сумел интересно и образно рас-
сказать о людях рыбащкого селения.
краткая история трех поколений терибер-
ских поморов. В прошлом веке привез Си-
лантий Губа своих сыновей в Териберку.
А внуки Силантия были в числе тех, кто
защищал наш полярный Север от немцев.
Так начинается и завершается эта ор:
шая по об’ему повесть.
	В центре повести-—история Матвея Гу-
	бы, олицетворяющего собой второе поколе-
ние териберских поморов. Его жизнь резко
делится на два столь не схожих между со-
бой периода. Первый период -— это под’-
яремное существование, когда купец Рын-
дин держал свою факторию на берегу. Вто-
рой периох—евободная жизнь после рево-
люции, жизнь в почете и в.достатке. Мат-
вей Губа вырастил хвух сыновей, таких
же смелых и честных, как он. Им всюду
открыта дорога. Но родовые поморы не хо-
тят уйти от океана. Один остается на рыб-
ных промыслах, другой становится стар-
шим помощником на большом пароходе. В
дни войны старпом водит евой транепорт
сквозь опасную зону, a ero Spar Петр Губа
‘служит на боевом катере.

Жнига «Мое море» на первый взгляд ка-
жется циклом очерков, в каждом из кото-
рых заключен отдельный сюжет. Но все
они об’единены историей семьи заслужен-
ного териберского помора и ааа
‘ся как цельная повесть.

Наиболее характерные, . свойственные
работе Николая Вагнера черты-—лаконизм
и сжатовть изложения— сказались и в этой
книге. Нетрудно обнаружить, что отдель-
ные сюжетные узлы повести могли бы пос-
лужить основой для большого расеказа.
Следует отметить хороший язык книги.
	Норою автор вставляет в разговорную речь
	своих героев слова и обороты. которых не
услышишь за пределами налиего поморья.
Но этим приемом автор пользуетея © долж-
ным тактом, не гоняясь 3a дешевой стили-
зацией.
	‚ Олнако книга не лишена недостатков и
притом весьма существенных. В  отдель-
ных главах повести происходит как бы
смещение времен, и герои-—наши молодые
современники-—неожиданно начинают из’-
яеняться на языке, который был впору их
предкам. Ну разве звучат с должным прав-
дополобием такие слова старпома, обращен-
ные к его брату: <...Мужики мы с тобой, &
мужикам-— не‘ бабам—прямо в глаза всему
тлядеть надо». Так, пожалуй, мог говорить
дед старпома Силантий Губа, первый посе-
ленец на Териберке, но не его внук.
	Другим, немаловажным дефектом являет-
ся рассказ о том, как «разлучница» спа-
савт жену старпома Губы во время oa.
Такой сюжетный ход воспринимается как
надуманный и назойливый.
	Подобные недостатки несколько снижа-
ют впечатление от повести, в которой есть
немало запоминающихся страниц.
	С. МАРВИЧ
		манию было угнано 800 тысяч лошадей и
около 3 млн. голов крупного рогатого екс-
та. Сильно пострадали культурные и на-
учно-исследовательские учреждения респуб-
лики, библиотеки и музеи, являвшиеся гор-
достью белорусокого народа.

Общий ущерб, который гитлеровские ок-
купанты нанесли народному хозяйству на-
	шей республики, составляет 15 миллиардов
рублей. Любой современной калиталиетиче-
ской стране, которая претерпела бы такие
опустошения, какие фашисты нанесли Co-
ветской стране и в частности Белорусской
ССР, понадобились бы долгие десятилетия,
чтобы преодолеть разрушительные послед-
CTBHA гитлеровского хозяйничания..
	Однако то, что не под.силу капиталиети-
ческому тосударству, оказалось под силу
нашей Родине, стране победившего социа-
лизма, стране великой сталинской дружбы
народов.

Опираясь на братскую помощь великого
русского народа и всех народов Советского
Союза, благодаря заботам партии и прави-
тельства и лично товарища Сталина бело-
русский народ успешно залечивает раны,
нанесенные республике врагом. 0 значе-
ний помощи советского правительства бе-
лорусекому народу можно судить по таким
цифрам. Бюджет БОСР в 1944 году состав-
asa 720 mau. рублей. Из них 500 млн. руб-
лей были получены из союзното бюджета.
В 1945 году дотация выразилась в сумме
1 миллиарда 200 миллионов рублей. Про-
мышленность и сельское хозяйство Бело-
руссии получили несколько десятков тысяч
единиц промышленного оборудования, сель-
хозмашин, большое количество автомашин,
различные товары первой необходимости.
	Трудящиеся напряженно работают над
выполнением сталинского плана послевоен-
ного под’ема и дальнейшего укрепления
экономической мощи Советского государ-
ства.

Новая сталинская пятилетка намечает
не только восстановить, но и значительно
превзойти уровень развития народного хо-
зяйства: БССР. 06’ем капитальных работ в
республике в 1946—1950 тг. определен
в сумме 6.950 миллионов рублей. Эта сум-
ма превышает капиталовложения в народ-
ное хозяйство республики, сделанные за
все три предшествовавшие пятилетки, вме-
сте взятые.
	Исключительно большое место в пятилет-
нем плане отводится энергетике. В респуб-
лике будет восстановлена, а затем значи-
тельно расширена энергетическая база. На-
мечено восстановить и ввести в действие
новые электростанции мощностью в 243
тысячи киловатт. & концу пятилетки мош-
ность электростанций БССР превыеит до-
военный уровень больше чем в два
раза. В строй вступят такие  электро-
станции, как Брестекая, Барановичская,
Смолевичекая, Василевичекая, Вилейская
и другие. За пятилетие будет электрифи-
цировано не менее 2.500 колхозов и селе-
вий. Кроме крупных электростанций, для
электрификации сельского хозяйства стро-
  ится 540 малых, так называемых микро-
тидроетанций.

Буквально ‘из руин возрождаетея про-
мышленность Белоруссии. Восстанавлива-
ются и заново отстраиваются заводы: етан-
костроительные в Минске, Орше, Витебске,
Гомеле, Полоцке, Барановичах и Пружанах,
инструментальный, листопрокатный и
строительной форнитуры в Минске, локомо-
бильный, труболитейный и фосфоритный В
Могилове, машиностроительный в Бобруй-
ске, лятейно-механический в Гомеле, иголь-
ный в Витебоке, мельничного оборудования
в Борисове, заводы легкокабельной продук-
ции и санитарно-технической алтаратуры в
Орше и мчогие xpyrue.
	Наиболее крупные предприятия строят-
ся в Минске: это — велосипедный завод,
производительностью 10 тысЯч велосипе-
дов В ГОД, автомобильный завод, рассчитан-
ный на выпуск 15 тысяч грузовых авто-
  машин в год, и тракторный завод на 9 ты-
сяч машин в год. Строительство этих пред-
приятий идет полным ходом.
	Ocofoe развитие получает промышлен-
ность местных строительных материалов.
В 1950 году будет произведено 1.119 мил-
лионов штук кирпича, что в 4 раза боль-
ше довоенного уровня производства. Во
столько же раз’ увеличится производство
извести. На базе Лоевских месторождений
глины в городе Речица будет построен ком-
бинат производительностью 10 тысяч тонн
керамических труб и значительного количе-
ства метлахских плигок в год; В Минеке ор-
ганизуется ‚ производство минеральной ва-
ты — изоляционного материала, широко
применяемого на стройках Советского Союза
и за гранилей. В 9 раз возрастет производ-
ство черепицы —с 9,6 мён. штук в 1940
году до 85 млн; в 1950 году. Три больших
ломостроительных комбината создаются в
Речице, Мозыре и Витебске.
	Огромное внимание уделяется промыш-
ленному строительству в западных областях
Белоруссии. За пятилетие будут построены
в Гродненской области тонкосуконный ком-
бинал, сахарный завод, электростанция,
обувная фабрика, хлебозавод, известковый
‘завод: в Барановичекой области — две
тидроэлектростанции, теплоэлектропентраль,
хлебозавод и суконный комбинат; в Молодеч-
ненской области-—две гидроэлектростандии,
терлоэлектроцентраль, консервный завод
й др. Кроме того, большое строительство
развернет местная промышленность.
		«Советский писатель». 1946. Стр. 183. Ц. ар.
			В. Панова. «Спутники». Повесть. «©0-
вотский писатель». М. 1946. Стр. 236.
Ц. Тр. Повесть о рядовых советских людях,
работавших в годы Великой Отечественной
войны в санитарном поезде, об их самоот-
верженном труде и безграничной любви Е

Родине.
	. ф. Панферов. «Борьба ‘за мир». Роман.
«Советский писатель». М. 1946. Стр. 274.
Ц. 8 р. 50 к. Автор повествует о жизни со-
ветского тыла в годы Великой Отечествен-
ной войны, трудовом подвиге советских лю-
дей, строительстве промышленных пред-
приятий на Востоке, и
	М. Кочнев. «Серебряная пряжа». Оказы
ивановских текстильщиков. «Советский пи-
сатель». М. 1946, Стр. 260. Ц. Тр. 75 к.,
в переплете 10 р. Сказы собраны среди
текстильщиков г: Иваново и художествен-
но обработаны М. Кочневым. Основная тема
сказов — труд ткачей, их быт и обычаи.
	А. Толстой. Полное собрание сочинений.
Том [Х. Петр Первый. Роман. Книги 1,2, 5.
Комментарии А. В. Алнатова. Гослитиздат.
М 1946. Сэр. 806. Ц. 18 т. ©
	_ ПО СТРАНИЦАМ_ ЖУРНАЛОВ
«Краснофлотец» № 19—20

Вышел из печати и рассылаетея подпие-
чикам литературно-художественный  жур-
нал Политического Управления Военно-Мор-
ских Сил СССР «Ераснофлотец» № 19—20.
	В номере напечатаны: статья капитана
1 ранга Н. Жукова «Устав внутренней
службы Вооруженных Сил Cosa ССР»;
очерк Евгения Юнги «Неподалеку от Маль-
ты»: корреспонденция П. Николаева «91-
ветная мечта» и письмо дважды Героя Со-
ветского Союза гвардии подполковника
А. Мазуренко; фотоочерю А. Межуева 06
одной подводной лодке Северного флота;
рассказ А. Баковикова «На «Шторме»;
статья мичмана А. Колобанова «42 года на
флоте»; «Из дневника» — твардии старши-
ны 1 статьи Н. Босенко; очерк Ник. Бобро-
ва «На Северном морском пути»; три из
9в писем знаменитого адмирала Ф. Ф. Уша-
	кова. нелавно обнаруженных в Крымском
	Обсуждение советского предложения о регулировании
	НЬЮ-ИОРА, 11 лекабря. (Спец. корр.
ТАСС). Подкомитет № 3, созданный поли-
тическим комптетом для выработки резолю-
	пи относительно общего регулирования и  РАЖНЫЙ в9про6.
	сокращения вооружений, сегодня собралея
для того, чтобы обсудить проект, подгото-
вленный редакционной комиссией на основе
тех положений, которые были в принципе
приняты на предыдущих заседаниях. Редак-
паонная комиссия работала три дня и доби-
лась опроделенного ‘успеха, согласовав, в
основном, все пункты тезолюции, Можно
	и сокращении вооружений
	было ожидать, что теперь подкомитет смо
жет довольно быстро завершить выработку
резолюции, затрагивающей столь жизненно
	Однако  председательствующий Cnaan
предложил об’единить в одно целое вонрое
о регулировании и сокращении вооружений
и вопрос о предоставлении сведений о вой
сках, Который вчера обсуждался на плену»,

Окончание на 4 стр.
	К 1950 году будут полностью воестано-   торую нам предстоит осуществить. Трудя-
	влены и превышены довоенные посевные
площади. Пятилетний план предусматривлет
значительное повышение урожайности, что
будет достигнуто введением правильных се-
вооборотов, пироким внедрением агротехни-
ки, усилением механизации сельскохозяйст-
венных работ.
	Большую заботу проявляет Советское го-
сударство об улучшении жилищных уело-
вий трудящихся. В течение новой пятилет-
ки намечается полностью отстроить уничто-
женные оккупантами жилые дома колхоз-
	щиеся Белорубвени сделают все дл. о А
чтобы с НОЯ И а авы повести И. Вееволожекого «Медуза»
предначертания, чтобы быетрее залечить   В Южной бухта».
раны войны и обеепенить новый расцвет  В конце номера даны разделы «Новые
республики. Залогом тому могучий трудо-  книги», «В минуту досуга», «Спорт» и
вой Под’ем на предприятиях и в колхозах «Наш календарь».
Белоруссии, который разрастается сейчас   Номер иллюстрирован рисунками А. Ko-
с повой силой в связи с ПОДГОТОВКОЙ К ВЫ-   корекина, С. Чистякова, В. Бродекого,
борам в Верховный Совет республики. А. Шульца, Н. Витинга и фотографиями
Залогом тому мудрое руководство нашей   А. Межуева, Н. Веринчука, А. Перевощи-
большевистской партии и великого вождя кова, Л. Великжанина, С. Нордштейна,
народов товарища Сталина, Г. Угриновича, Н. Макарова и Н. Аппазова.