14 декабря 1946 г., буббота, № 292 (2473

Автоматическое оружие
		антных операциях
	(Из опыта Отечественной войны)
	автомата — 70, ручного пулемета — al
станкового пулемета — 250, противотани
вого ружья — 10. Вроме этого высадка д
санта поддерживалась огием корабельно
оружия. Огневая мощь была столь силы,

что бойцы с хода прорвали немецкую ofp.

рону.

Особенно эффективной была стрельба п
отанковых пулеметов. Их выгружали на (0.
рег немедленно, ‘одновременно с высаднй
морской пехоты. Ценность пулеметнии
отня заключалась не только В том, что и
уничтожал живую силу противника, но
	Из писем в редакцию
		учеба личного COCTa:
Я ; корабля

риалов и решение других вопросов явля-
лись заботой не только инженер-механиков
вораблей. Им помогали в этом все офицо-
ры. Инженер-механик этого подразделе-
ния инженер-капитан 3 ранга Первушкин
часто бывал. на кораблях. Там он оказывал
конкретную помощь в проведении ремонта
и одновременно направлял подготовку
личного состава на решение конкретных за-
дач.

Bee это способетвовало более глубокому

освоению техники. Плодотворная учеба во
время ремонта не замедлила сказаться в
последовавших боевых походах. Моряки не
раз проявляли изобретательность и успенг
по выходили из затруднительных положе-
ний.
Совсем иные результаты получались там,
где люди занимались только ремонтом и не
заботились о боевой подготовке. Н-ская под-
ведная лодка после ремонта вышла в море.
Не выполнив боевой задачи, она возвоатя-
лась в базу, так как рулевое устройство
оказалось неисправным. Более тщательный
разбор этого чрезвычайного случая пока-
зал, что: нзисправность легко можно было
устранить своими силами, не уходя с позя-
ции. Для этого требовалось одно: более глу-
бокое знание техники, умение находить и
устранять неисправности. Но на корабле пе
сумели ‘использовать благоприятные воз-
молиности, которые предоставлял в этэм
емыеле ремонт.

Йз опыта боевой учебы известно, что чем
больше наглядности на занятиях, тем вы-
ше их качество. Одно из главных пре-
имуществ обучения моряков во время ре-
монта в том и состоит, что в этот период
можно в широких размерах обеспечить ча-
тяялность учебы. Ведь не секрет, что Te
не на всех кораблях имеются в достаточном
количестве чертежи, описания, инструкции
и другие пособия, помотающие болез де-
тально изучить механизм или прибор. Но
даже если их и достаточно, то все равно
каждому специалисту чрезвычайно полез-
HO ознакомиться с механизмом, когда он
вскрыт, когда можно легко увидеть каждую
его деталь.

Может показатьея, что период ремонта
блатоприятен лля обучения лишь мололых
матросов. Такой вывод будет неправильным.
Безузловно, недавно пришедигий на корабль
матрос имеет вое условия для того, чтобы
натлялно изучить и детально освоить векры-
тый механизм. Но немалый интерес пред-
ставляет этот механизм и для старослужа-
щих опытных специалистов. Они имеют воз-
можность тщательно и всесторонне изучить
износ различных деталей, сделать выводы
для дальнейшей экеплоалации. —

Безаварийная эксплоатация корабельной
техники возможна лишь в том случае, если
строго соблюдаются различные зазоры и до:
пуски. Теоретическое знание этого вопроса
мало помогает лелу. Нужны прежде всего
практические навыки. Проше всего приоб-
рести их опять-таки во время ремонта. Эти
навыки особенно необходимы старшинам.

Для офицерского состава, особенно элек-
тромеханической части, ремонт предетав-
ляег собой большую и хорошую школу. Во
время ремонта полностью проверяются ето-
собности командира БЧ-У как организатора
и рукозодителя, его умение правильно со-
четать своевременное выполнение ремонт-
ных работ с неуетанной боевой и полити-
ческой подготовкой подчиненных. Основ-
ное содсржание личной учебы инженер-ме-
ханика должно заключаться в том, чтобы
он критически исследовал положительные
стораны и недостатки в конетрукдии и ра-
	ж В Н-ской авиачасти выстроен новый
жилой дом для сержантекого состава. Млад-
шие командиры получили уютные, светлые
и удобные квартиры. Шои доме оборудована
ленинская комната. (“Страж Балтики»).
	* Рабочие и служащие Н-ского завода
остигли значительных производственных
успехов. Коллектив обязался к концу этого
	года дать сверхплановой валовой продук-
ции на 500 тысяч рублей. Это обелание
	уже выполнено. Нше месяц назад. было да-
но сверхплановой валовой продукции wa
	700 тысяч рублей при высоком качестве.
	afet

Важный вопрос
	Когда бомба, снаряд или торпеда попе-
лает в корабль, часто возникают пожары,
загорается нефть в поврежденных топлив-
ных систернах, вокруг корабля образуется
«море горящей воды». Дело в том, что
нефть обладает свойством образовывать на
позорхности. воды тонкую пленку, которая
быстро воспламеняется.

Опыт-войны показал, что в подобной об-
становке. наибольшее число жертв происхо-
лит именно от ожогов, полученных при
	ЗАИР

нахожлении в этой «горящей воде»; Так.
	большинство пленных немецких матросов и
офицеров с подорванных в Нарвском зали-
во вражеских кораблей имело ожоги треть-
ей степени. Матросы, подобранные нашими
катерниками с уничтоженного немецкого
миноносца «Т-30», расеказывали, что мно-
тие из экипажа получили такие ожоги, по-
теряли розможность держаться на воде и
утонули.

В Соединенных Штатах Америки еще в
конце 1941 года начали обучать военно-
служащих так называемому «функциональ-
ному плаванию» в условиях, приближаю-
щихся к боевой обстановке. Программа
включала, помимо обучения плаванию В
полном снаряжении, с боеприпасами и т. п.,
также и прыжки в воду, покрытую горя-
шей нефтью, плавание и ныряние в ней.

Вопросами изыскания способов плавания
в воде, покрытой горящей нефтью, в США
занимались специальные научные органи-
зации, которые наблюдали за тренировками
в специальных опытовых бассейнах. Было
установлено, что в «горящей воде» следует
плыть короткими бросками непосредствен-
но под слоем нефти, показываясь на по-
верхности только для очередного вдоха.
Причем перех выходом на поверхность сле-
дует выбрасывать руки вверх, разгребая
горящую нефть. Это необходимо делать для
того, чтобы предохранить голову от ожо-
TOB.

Установлено также, что при необходи-
мости покинуть корабль, вокруг которого
пылает нефть, наиболее целесообразно это
делать группами по 8—10 человек, каждая
группа должна плыть брассом, разбрахы-
вая широкими гребками рук горящую
нефть.

Вопросы обучения личного состава спо-
собам плавания в воде, покрытой горящей
нефтью, а также изыскание наилучших
приемов плавания. в ней заслуживают вгя-
мания руковолителей физкультурной подго-
товки в Военно-морских силах,
	Напитан 3 ранга И. БЫХОВСКИЙ.
ЕНОТ ЕВЕ АЕ А:
	По следам выступлений
«Краского Флота»
	«РА АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ
   ПОМОГАЮТ РАЦИОНАЛИЗАТОРАМ>
	1 ноября в газете «Ёрасный Флот» была
напечатана под таким заголовком статья
майора В. Максюка. В ней говорилось о том,
что с некоторых пор работа рационализато-
ров и изобретателей флотилии пущена на
	‚самотек. Никто не руковотит этим важным
	делом, специально созданная комиссия He
работает, плохо’ поставлен учет рационали-
заторских предложений, уже принятые
предложения не реализуются,

Заместитель начальника штаба Краено-
знаменной Амурской флотилии сообщает, что
приведенные в корреспонденции факты под-
твердились. Командование приняло необхо-
димые меры для устранения указанных в
статье недостатков.

Утвержден новый состав комиссии по ра-
ционализации, составлены перспективные
планы работы. Предусмотрено проведение
сборов рационализаторов по обмену опытом.
Намечёно организовать емотры рационали-
заторской работы и общефлотильекую вы-
ставку. В Доме Военно-Морского Флота бу-
дет создан уголок рационалязаторов и изо-
бретателей.

За последнее время использовано несколь-
ко ращионализатореких предложений. авто-
	товарами и 00 ‘увеличении производства
продовольствия и товаров широкого потреб-
лечия кооперативными предприятиями».
Это мероприятие знаменует собой новый
этал в развитии советской торговли.
	Е що в 1933 году товарищ Сталин указы-
вал, что развернутый товарооборот исклю-
чает монопольное положение на рынке одной
торговой системы. Для развертывания совет-
ской торговли необходимо использовать и
государотвенно-торговую, и кооперативную
сеть, и колхозную торговлю, и местную про-
мышленность. Нужно, чтобы страна была
покрыта богатой сетью торговых предприя-
ТИЙ.

Отсутствие здоровой конкуренции между
государственной и кооперативной торговлей
тормозит фасширение торговли сельскохо-
зяйственными продуктами и товарами широ-
кого потребления. Такая конкуренция долж-
на существовать. Но конкуренция на совет-
ском рынке между социалистическими тор-
выми предприятиями коренным образом
отличается от конкурентной борьбы, про-
	исходящей в буржуазных странах. В капи-.
	талистическом хозяйстве эта борьба пресле-
дует цель наживы, она сопровождается 06-
маном потребителя, фальсификацией товара.
Конкуренция же на советском рынке имеет
в своей основе соревнование на лучшее удо-
втетворение потребностей созетекого чело-
века. Цель ев — обеспечить продажу това-
ров лучшего качества в ассортименте, со-
ответствующем потребительскому спросу,
И по более низкой пене.
	Потребительской кооперации предстоит
коренным образом перестроить свою работу,
чтобы превратиться из аптарала, который
распределяет товары, получаемые от госу-
дарства, в орган советекой торговли. Она
должна торговать, то-есть закупать то-
	вары и бесперебойно продавать их населе-
НИЮ.
	Дело кооперации — помочь Усилить то-
варооборот между городом и деревней. Она
располагает фазветьленной сетью, насчиты-
вающей 28 тысяч сельских потребитэль-
ских обществ. Постановлением Совета Ми-
нистров Союза ССР потребительской коопе-
рации и кооперации инвалидов предложено
развернуть закупку по ценам, складываю-
	время
	‚ Наступило время нзиболее напряженных
больших ремонтных работ. Как и в прош-
лые годы, большая доля их ложится на
личный состав кораблей. Матросы, старти-
ны и офицеры не пожалеют сил, чтобы в
тратчайтий срок и наилучшим образом от-
ремонтировать свои корабли. Но ‘не только
от этого будет завнееть услешное плава-
ние кораблей в следующую летнюю кампа-
нию. Для того, чтобы корабль был боеепо-
собным, чтобы вее его технические сред-
“ства работали безотказно, необходима без-

Упречная выучка экипажа.

— Обучение личного состава не может и не
должно прерываться вследствие постановки
корабля в ремонт.

Яено, что постановка корабля в ремонт
вносит существенные поправки в op-
танизацию службы, заставляет изменять
распорядок дня. Дело в том, что во время
ремонта личный состав корабля тесно. свя-
зан © производственными предприятиями,
на которых выполняется часть работ. По-
этому в корабельном распорядке дня надо
учитывать часы работы на предприятии с
- тем, чтобы наилучшим образом использо-
вать личный состав для восстановления буе-
ВОЙ Техники.

Разумеется, что все это создает допол-
нительные трудности в боевой подготовке
личного состава, нарушает ее планомер-
ность. Однако эели на корабле хорошо на-
лажена служба, если проявляется должная
настойчивость со стороны офицерского г0-
става, то трудности оказываются и не столь
значительными. :

Напболее трудоемкие работы обычна вы-
полняются в электромеханической части.
Их окончание в основном определяет ерок
выхода корабля из ремонта. Нельзя не учи-
тывать и того, что подготовил специалиегов
этого подразделения, в частности, к борьбе
за живучесть чрезвычайно сложна и тре-
бует от командира. БЧ-У немало времени и
усилий. Поэтому первостепенным вопросом
является степень загрузки инженер-меха-
ника корабля. Главное в руководетве ре-
монтными работами безусловно должно в0з-
лагаться на него, как на офицера, наиболее
знающего и опытного в этих вопросах. В
то же время крайне важно освободить ин-
женер-механика от второстепенных дел, ко-
торые вполне могут быть поручены доугим
оъицерам, менее залятым по службе в зим-
ний период. Тогда у командира БЧ-У будет
достаточно времени для того, чтобы пра-
Вильно организовать боевую подготовку
личного состава. Обеспечить это — обязан-
ность командира корабля.

Во время войны часто бывало так, что
личный состав кораблей имел чрезвычайно
отразиченные зозможноети проведения ре-
монта. Как правило, сразу же после его
окончания корабли выходили в море на вы-
полнение боевых задач. Им не отводилось
дополнительного времени на боевую пол-
POTOBRY, HO корабли успешно выполняли
задания командования. если их ремонт со-
четалея с продуманной боэвой учебой. Так
было, например, в подразтелении кораблей.
где командиром капитан 2 ранга Гуз. Там
весь афицерекий состав, начиная от коман-
дира чолразделения и кончая вахтенным
офицером, всегда имел перед. собой ясную
Цель — ‘подготовить К поелетоящим бъям
не только материальную чаеть, но и лич-
ный состав кораблей. Офиперы активно уча-
ствовали в ремонте, учились в ходе его са-
ми и учили своих подчиненных.

Сотласование тех или иных работ с су-
поремонтным поедириятием, приемка и до-
ставка на корабль различных леталей, мате-
	Памяти В. ПП. Чкалова
	эзвтра, 15 декабря, исполняется 8-я. го-
Ховшина со дня смерти Героя Советского
Союза В. П. Чкалова. Центральный аэро-
клуб СССР имени Чкалова и Московский го-
родекой совет Осоавиахима организуют ее-
годня вечер, посвященный памяти великого
летчика нашего времени. С докладом выету-
пит генерал-майор авиации Герой Советеко-
го Союза А. В. Ляпидевекий. В фойе развер-
нута выставка фотоматериалов, иллюетри-
рующих жизнь и деятельность Валерия
Чкалова.
	боте механизмов. Исходный материал для
этого — данные 06 износе техники.

Организовать постоянную и плодотвор-
ную личную. учебу — нелегкая задача для
инжонер-механика. Здесь требуется помошь
и. командира корабля и флагманеких спе-
циалистов. Для этого дела нельзя жалеть
ни времени, ни усилий. Ведь неуетанное
повышение специальных знаний ивженер-
механика полезно не только для ного самого,
но и для всего корабля. Чем выше у20-
вонь сщециальных знаний у командира
БЧ-у, тем более грамотно и культурно бу-
дут обслуживаться технические средства
корабля. ;

В заключение рассмотрим кратко некото-
рые воиюсы организации и методики бое-
вой подготовки во воемя зимнего ремонта.

На первом этапе можно расечитывать
на минимум времени, которое специально
стволитея на боевую подготовку. В этат
период личный со’таз корабля наиболее
	TOCHO связан © проигводетвенными Прод-
	приятнями и значительное воемя вынужден
проводить в цехах и мастерских. Поэто-
му обучение надо проводить комплексно, да-
вая учебные задания на каждые два-три
лня. Яено, что офицеры и старшины лол-
жны при этом строго контролировать вы-
цполнению учебных заданий.

При изучении устройства механизма еле-
дует обращать главное внимание на то,
как взаимодействуют его детали между co-
бой и в каких условиях очи работают. Ино-
гда бывает, что некоторые узлы механизма
остаются невекрытыми. Для ознакомления
г ними необходимо организовать посещенче
однотипных кораблей или тех цехов 33в0-
ла, в-Которых ремонтируются такие же ме-
ханизмы, находящиеся в это время во
BCKDEITOM виде.

Матросам обычно рассказывают, какпе
непсправяости могут возникнуть во время
эксплоатации техники. Весьма полезно тут
же рассказать и 0 том, чем могут быть вы-
званы эти неисправности

В период ремонта нельзя забывать о под-
готовке личного состава к борьбе за живу-
честь. Обучение этому усложняется, так
как часть средетв во время ремонта вы-
водится из строя. Появляется необходимоеть
	так подготовить личный соетав, чтобы он
	мог немедленно и успешно действовать BO
время аварии пои любом состоянии техни-
ческих средств корабля. Рель авария мо-
жет произойти и во время ремонта. Папри-
	мер, на олном из кораблей при промывке
	олока дизеля бензином возник пожар, вы-
званный тем, что изоляция переносной лам-
ны была повоождена и произошло короткое
замыкание. Но личный состав был хорошо
обучен борьбе с пожаром. Никто не расте-
	рялся. Аварию быстро. ликвидировали. По-.
	р может вызвать и нзумелое выполнение
сваточчых работ.
Формы бозвой подготовки должны изме-
	няться в соответствии е общим ходом вемон-
	та: Например, котла механизмы готовы К
швартовным испытаниям, слелует перехо-
тить к частным а затем и к общекорабель-
ным учениям. Планировать учебу в пери-
	од ремонта нало так. чтобы к началу швар-
	товных испытаний весь экипаж корабля MOT
в полным знанием лела обелуживать вве-
	 ренную ему технику.
	Современные десантпые операции хара»
терны шировим применением разпосбразно-
то автоматического оружия: станковых п
ручных  пулеметов, самозарядных винто-
вок и ‘пистолетов-пулометов. Значитель-
но возросли’ огневая мощь и наступа-
тельная способность’ десчнтных частей.
Опыт, накопленный За время войны в обла-
сти использования автоматического оружия,
	представляет несомненный интерес.
Перед началом операции на пл
	Перед началом операции на плаверед-
ствах устанавливались станковые пулеме-
	ee СИ С, 7

ТЫ И OT отивотанковые WhA, допелнявшие > р a
ты и противотанковые ружья, Л   в деморализующем действии на вражески
	солдат. Они вынуждены были прижиуатья
к зомле и таким образом теряли слюсобность
активного сопротивления. Десантники 43.
хватили в плен более  1.500 немецких
	Показательна в этом смысле и выс
десанта на острова. в Выборгском заливе
июле 1944’ года. Вотупив на твердое дно,
бойцы немедленно открывали  масоирован.
ный огонь. Это позволило им без больших
потерь ‘зацепиться за берег. Затем боев
порядок был развернут в линию. На флая.
гах и стыках стрелковых подразделений
находились пулеметы,  простреливавшие
лес. Сперва противник был выбит © отр
ва Суонион-сари. После этого 12 шлют
в бойцами паправилиеь к острову Рахк-
сари. На носу каждой шлюпки стояли отан-
ковые ‘пулеметы. Оли сыграли решающую
роль при высадке десантников на остров.

Опыт войны показал, что сзади стрелю.
вых цепей должна двигаться специальни
группа автоматчиков. Их задача — унн.
тожать вражеских снайперэв, заеевитих в
деревьях. Такие «кукушки»— большая 10.
меха наступающим бойцам.

Приведем еще один пример масеировая-
ного применения автоматического оружия
в десанте. Мы имеем в виду Новороссийскую
операцию. В ней активно участвовала м-
ская пехота. В первом броске высадить
Ha оконечностях Восточного и Западното
молов автоматчики. Они имели в своем CO-
ставе несколько десятков станковых пуде-
метов. Морские пехотинцы, выбадивииеся
в районе мые Любви — корень Западного
мола, не только были вооружены пистоле
тами-пулеметами, но и располагали станко-
выми пулеметами и противотанковыми ру»
жьями. Действия еще одното отряда под-
держивали десятки станковых пулеметов и
противотанковых ружей.
	Такая насыщенность десантных ‘частей
автоматическим оружием очень помогла на-
шим воинам прорвать сильно укрепленные
позиции немпев и хорошо вытюлнить свою
задачу.

Современное автоматическое оружие тре-
бует большого расхода боеприпасов. Налпо-
мним, что в первую мировую войну’ счита-
лось, Что если пехотинец имеет 500
	Натронов, т9 он может воевать два месяца.
Опыт второй мировой войны показал, что
	ОВ ae

судах укладывались мешки с землей, защи-
шавшие личный сбетав от осколков и пуль.
	Bee огневые средства A ABTOMATAYUKA Pde-  пон
пределялись у бортов и на носу так, что- XBATHAM BITCH
ао РАНА пони 2 vata RB Wodvoe солдат И офицеров.
	В десантной операции самое трудное и
наиболее напряженное дело — высадка на
берет; В этих условиях огонь крупнокали-
берных и станковых пулеметов придает де-
санту большую устойчивость, поддерживает
	бойпов в наиболее критические моменты.
	После прыжка в BOJY досантник, в 0т-
	личие от действий пехотинца на суше, ли-
шен возможности маскироваться,  приме-
няться к местности, совершать перебежким.
Ero задача — немедленно открыть шкваль-
ный огонь и добраться до берега. Пистолет-
	пулемет при высадке и в ближнем бою наи-
лучнгим образом отвечает этим требовани-
	ям. Интенсивная стрельба из автомата и
пулемета позволяет производить ложную
атаку в одном месте и готовить решитель-
ный удар в другом.

Необходимо отдать должное автоматам
системы Дегтярева. Шпагнна и Судаева.
Они целиком оправлали себя в боях. Их
боевые качества оказались выше качеств
немецкого автомата «38-40», тяжелого
американского пистолета Томпеона, калибра
11.43 мм, имеющего большое чиело захер-
жек. а также автомата «Стэн», живучесть
которого отраничена невозхожноетью  ре-
монта.

Опыт Отечественной войны подтвердил.
что от массированности огня автоматическо-
го оружия в значительной степени зависит
успех боя. Так, например, во время Тем-
рюкской десантной операции группа напгих
бронекатеров открыла сильный пушечно-
пулеметный огонь по вражеским позициям.
Большинство пулеметных точек противни-
ка было подавлено, Бойцы первото броска
сумели успешно продвинуться вперед и за-
хватить плацдарм. Велед за этим началась
высадка основното отряда десанта.

Предетавляет безусловный интерес и де-
сантная операция близ устья реки Тулок-
ва. Она характерна массовым применением
автоматического оружня. В процессе подго-
товки к ней большое внимание уделялось
одиночному обучению десантников. Огне-
вые средства располагались на судах так,
	чтобы при подходе к берегу и при высадке   морской пехотинец-автоматчик должен иметь
можно было примёнить их с напбольшими   При себе сотни патронов. Только тогда он
	результатами. у

В операции участвовало несколько десят-
ков вымпелов. ‘Корабли своевременно ‘раз-
вернулись в. намеченном но плану месте.
Подойдя к берегу, все высадочные средетва,
бронекатера и катера-охотники открыли
массированный ‘огонь из-всех видов ору-
жия, Через 35 минут высадились группы
первого броска. Успех этой операции в боль-
шой степени определялся массовым и уме-

тым использованием автоматического ору-
RHA. .
	Такой же вывод можно сделать, товоря.
	И 0 высадке десанта зв апреле 1945 года
	на косу Фриш-Нерунг.

Практическая скорострельность оружия,
использованного в этой операции, следую-
щая: карабина — 10 выстрелов в минуту,
	может действовать автономно, да и TO CpaB-
нительно небольшое время. Это показывает,
насколько возросла отневая мощь современ-
HOW пехоты и какое‘важное значение при“
	обретает бесперебойное снабжение ее 606
припасами, особенно в уличных боях.

Таким образом, в условиях современного
боя ‘автомат He расематривается как ло-
полнительное оружие; Для морского пехо-
тинца, идущего в десант, -—— это основное
личное оружие. Станковые и крупнокали:.
берные пулеметы придают действиям де-
сантных ‘частей большую устойчивость,
позволяют с минимальными потерями выеа-
живаться на хорошо! защишенный береги
захватывать там плацдарм.
	Иннженер-капитач
С ЮРЧУК.
	Опыт показал, что при соблюдении всех
этих условий оптанизацпионный период после
ремонта потребует минимального времени.
За короткий срок не только материзльная
часть, но и личный состав корабля будут
полтотовлены к платанию.
	Иннэнер-капитан 2 ранга П. MALLKO.
	don GO сьмоотверлечно  прололжщает вол-
лектив трудиться сэйчае. («За победу»).

*Ж В Порт-Артур прибыли художники
студии имени Грекова П. Караченцов и
Дм. Пяткин: Здесь они будут работать над
иллюстрациями Ев новым изданиям книги
А. Степанова «Порт-Артур». Художники по-
бывали на Электрическом утесе, Золотой го-
ре, Большом Орлином гнезде, горе Высокой
и других исторических местах. Сделаны
уже первые наброски для будущих работ.
(‹Порт-артурец»).

ПТО СТРАНИЦАМ ФЛОТСКИХ ГАЗЕТ

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР
На-днях начинается командный шахмат-   церов и Б курсантов. Многие участники 00-
	ревноганиая имеют Ги ]] всасоюэные кате-
	Ленинград.
		НЫЙ турнир военно-морских учебных заве-
	дений Ленинграда. Уже состоялась жеребь-   гории.
	евка, определившая порядок игры.
В составе каждой команды играют 5 офи

- Повый этап в развитии советской торговли
	Социалистическая экономика не может
развиваться без торговли.
	«Чтобы экономическая жизнь страны мог-
ла забить ключом, а промышленность и
сельское хозяйство имели стимул к даль-
нейшему росту своей продукции, —говорил
товарищ Сталин на ХУП парте’езде, —надо
иметь еще одно условие, & именно, — развер-
нутый товарзоборот между городом и дерев-
ней, между районами и областями страны,
между различными отраслями народного х0-
зяйстьа».

Торговля создает стимул для увеличения
производства продукции промышленности и
сельского хозяйства, ускоряет процессе pac-
ширенного социалистического воепроизвод-
ства, способствует росту народного потреб-
ления. Через товаросборот укрепляется эко-
номическая связь города с деревней, что, в
свою очередь, содействует укреплению ©о-
циалистического способа производетва в де-
ревне.

За годы социалистического строительства,
на основе роста промышленного и сельско-
хозяйственного производства и доходов тру-
дящихея, в огромной мере выросла емкость
советского рынка, возрос розничный товаро-
оборот в стране. Оборот государетвенной и
кооперативной торговли, составляьший к
концу первой пятилетки (1932 г.) 40,4
млрд. руб., достиг накануне войны (1940 г.)
175,5 млрд. руб., то-есть вырос в четыре
с лишним раза. При этом розничный товаро-
оборот системы государственной торговли
составил в 1940 г. 93,8 млол. руб., потре-
бительской кооперадии — 42,4 млрд. руб.,
промысловой кооперации— 2,5 млрд. руб. и
кооперации инвалидов — свыше 2,,0 млрд.
рублей: Оборот колхозно-базарной торговли
вырос за период с 1932 по 1939 г. с 7,5 до
30 млрт. рублей.

Во время минувшей войны страна вы-
нуждена была ввиду сокращения товарных
ресурсов и необходимости обслуживать в
первую очередь нужды обороны. ввести ра-
ционированное потребление, перейти к кар-
точной системе распределения продуктов.

Благодаря плановому ведению хозяйства
	ная и развозная тоотоБля. Одновременно на-
мечаются дальнейшее расширение сети
специализированных магазинов, всемерное
развитие и колхозно-базарной торговли.
	В 1947 году предусмотрено перейти от
нормированного снабжения населения по
карточкам к развернутой советской торговле.

«Варточная система, — говорил товарищ
Жданов, —являетея неизбежным злом, когда
редется большая война и когда приходится
ломать народное хозяйство, придавая ему
односторонний военный характер, и итти
на множественность цен и сокращение пот-
ребления в тылу, чтобы обеспечить фегу-
лярноо снабжение армии на фронте. Когда
война окончена и армия демобилизоБана —
потребность в карточной системе отпадает
и множественность цен становится злом. Это
сло должно быть отброшено для того, чтобы
рернуться к нормальному товарообороту и
BCOCTOPOHHEMY развитию производетва и п0-
требления».

Чтобы подготовить условия для отмены в
будущем году карточной системы и введе-
ния единых цен, Совет Министров Союза
ССР осуществил мероприятия, направлен-
ные Е сближению высоких коммерческих и
низхих пайковых цен. Учитывая трудности
для мало- и среднеоплачиваемых рабочих и
служащих, трудности, связанные с .некото-
рым повышением пайковых цен, Совет Ми-
нистров Союза ССР повысил этой группе ра-
бочих и служащих заработную плату. С от-
мелой карточной системы товары будут
продаваться по единым государственным
ценам. В дальнейшем, по мере роста про-
изводства, будет происходить последователь-
ное снижение этих единых ден.

;х хх
	Важным звеном в осуществлении плана
развертывания торговли в новой пятилетке
и вместе с тем новым проявлением сталин-
ской заботы о трудящихся является поста-
новление Совета Министров Союза ССР от 9
ноября 1946 года «0 развертывании коопе-
ративной торговли в городах и N0-
селках продозольствием и промышленными
	Советский Союз успешно решил задачу ор-
ганизации снабжения во время войны. Co-
циалистическое сельское хозяйство беспере-
бойно снабжало армию и население про-
довольствием, а промьинленноеть — сырьем.
На протяжении всей войны была обеспече-
на также стабильность государственных
Цен на основные продовольственные и про-
мышленные товары. а
#& #*

Новый пятилетний план наметил в ка-
честве одной из важнейших задач народного
хозяйства на 1946—1950 гг. создачие в
стране обилия сеновных предметов потреб-
ления. Решение этой задачи обеспечивается
первоочередчым восстановлением и развити-
ем тяжелой промышленности, дальнейшим
под’емом сельского хозяйстга и промышлен-
ности, производящей предметы потребления.
Среднегодовой темп роста производства прэд-
метов потребления в новой пятилетке со-
ставит 17 процентов.

В результате этого рыночные фонды про-
догольственных товаров вырастут за пяти-
летие на 23 проц., а промышленных — на
36 проц. против довоенного уровня. Совер-
шенно ясно, что увеличение рыноч-
ных Торарных фондов при одновременном
POST денежных доходов городского и сель-
ского населения будет сопровождаться даль-
нейшим развертыванием розничной Top-
гозли. Пятилетним планом намечено довести
05’ем розничного товарооборота  государ-
стенной и кооперативной торговли в 1950
году до 275 млрд. рублей, что на 28 проп.
превысит (в сравнимых ценах) довоенный
уровень.

Наряду е количественным ростом товаро-
оборота произойдут изменения в его струк-
туре. В большой мере возрастет оборот пред-
приятий общественного питания, удельный
вес которого во всем розничном товарообо-
роте страны повысится с 13,1 проц. в
1940 г. до 16,4 проц. в 1950 г. Повыеится
также доля промышленных товаров в роз-
ничном товарообороте.

Значительно расптиряется торговая сеть
в стране, большое развитие получит разнос-
	щимся на рынке, излитков сельскохозяй-   широкого потребления кооперативной H Me-
	стной промышленностью. Потребительская
кооперация на собственных предприятиях
лолжьна выпустить в 1947 году товаров на
2 млрд. рублей (в.отпускных ценах). .

0 намеченных правительством огромных
	стБенных продуктов, которые остаются в де-
ревне после выполнения государственных
обязательств:
	B 1947 roxy одной только системе потре-
бительской кооперации предстоит закупить
	26,3 тысячи тонн мяса и домашней птиды,   масштабах раептирения производотва товаров
10 тые. тонн рыбы, 185 тыс. ящиков яиц,   Широкого потребления предприятиями мест-
°5 тые. тонн животного масла и сотни тысяч   ной промышленности, промысловой коюпе-
тонн других сельскохозяйственных продук-   Рации и кооперации инвалидов говорят. т4-
	кио цифры. B 1947 году эти предприятия
должны дать потребителю 69. миллионов
метров . хлопчатобумажных, .‚ шерстяных,
льняных и шелковых тканей, 40 миллионов
пар чулок и носков, 30 миллионов пар 00у-
ви, около 15 тысяч тонн металлической по-
суды, на сотни миллионов рублей мебели,
музыкальных инструментов, ‹ галантереи,
скобяных изделий и многое другое.

Репюнием правительстьа обеспечены в06
условия, необходимые для развертывания
кооперативной торговли и’ значительном
увеличения производства товаров широкого
потребления. :

Кооперативная торговля в тородах и по-
солках, несомненно, отразится на уровне
цен на колхозных рынках, вызвав их пони-
жение. Положительно скажется на т1а3вер-
	тов.

За счет мобилизации излишков сельско-
хозяйственных ‘продуктов в деревне и про-
дукции своего собственного производства
кооперации ‘необходимо наладить CBO тор-
говлю в городах и поселках. Еще в 1921
тоду в своем приветствии с’езду уполно-
моченных Центросоюза Ленин писал, что
успетнная работа кооперации зависит «от
умения собрать распыленные товарные цен-
ности и вызывать к жизни новые» (т. ХХУТ,
стр. 470). Она должна стямулировать по-
изводотво новых ‘товаров, должна, по 6браз-
ному выражению М. И. Калинина, «толкать
и возбуждать промвиплелность, как дрожжи,
как микроб-возбудитель». :
	№ организации товарооборота между г-
родом и деревней привлекается также ко-
	операция инвалидов, Наравне с потребитель- тывании колхозной торговли организация
	ва рынках сети ларьков и палаток промыс-
ловой кооперации, продающих свою продук-
ЦИЮ.

В своем докладе на XVII парк’еме
товарищ (Сталин говорил, что «...советекая
торговля есть наше, родное, большшевистекое
дело, а работники торговли, в том числе Pe
ботники прилавка, если они только работа-
WT честно, — являются проводниками на-
шего, певолюционного, большевистского де-
ла». Усиление внимания к советской тор:
гоБле, укрепление ее проверенными, квали-
фицированными кадрами обеспечит быстрое
решению задач, поставленных перед ней пар-
тией и правительством,

Всемерное развертывание культурной 69-
ветской торговли — важнейшев звено в Цепи
мероприятий, имеющих своей целью (ыст-
рее повысить материальный и культурный
уровень советского народа, усилить эконо-
мическую мощь нашей социалистической
	Родины,
М. ЛИФИЦ.
	ской кооперацией ей ‘предоставляется воз-
можность производить закупку в деревне
сельскохозяйственных продуктов и органи-
зовать продажу их в городах и рабочих по-
селках, на станциях железных дорог и при-
станях по ценам, складывающимея на рын-
ке. з
	Б декабре 1946. года. и в первом полугодии