июля 1947 г., среда, № 159 (2646)
	Следов не
	Ворабли после длительной стоянки на
открытом рейде вернулись в базу. Здесь
политработники решили подвести некоторый
итог партиино-политичеекой работы на
учениях. Было созвано специальное сове-
щание. На нем выстуцали заместители ко-
‚ мандиров по политчасти, секретари пар-

тийных организаний, Они делились опы-
том, вносили ценные предложения. Один
из выступивших ‘политработников между
прочим сказал:

— Здесь утверждали, чо на кораблях
находился отвелственный работник полит-
отдела соединейия. Нам несколько странно
это слышать. Мы его не видели,

Этот полихработник был прав. Старший
инотруктор политотдела капитан 3 ранга
Вайнман “действительно во время учений
находилея на кораблях, но его влияние на
партий  0-политическую работу никак не
сказалось. Почему же так произошло?

Наянем с того, что перед выходом в
море политотдел планировал послать на ко-
рабли группу своих работников. Но этого
не сделали. На корабли послали лишь
иного инструктора т. Вайнмана.

Две недели длились учения. Командиры
старались максимально использовать каж-
дый день и час нахождения в море. Эки-
пажи были заняты тренировками, сдачей
огневых задач, занятиями на боевых по-
тах. <
			Чем же все это время занималея ин-
структор политотдела? ,

Корабли на рейде по трое и четверо су-
ток не получали газет.

— В чем дело? — обращался т.’ Вайн-
ман к командиру корабля старшему лейте-
нанту Фомину.— Почему не получаем га-
ser?

— Трудно ¢ xocTaBsoii,— отвечал офи-
цер.— Еле успеваем получить продукты.
А в береговой базе никто не заботится,
чтобы принести, газеты ‘к рейдовому катеру.

~ А на другие корабли доставляют ra~
ROT EI? . у
	— На другие тоже не доставляют...

Инстру®тор решил передать в политот-
дел семафор: «Прошу озаботиться доставкой
raseT на корабли». Семафор передан, но
вручит он ‘адресату или’ нет-—неизвестно.
(вежих газет на кораблях попрежнему нет,
но т. Вайнмана это больше уже не беспо-
Кого.

На рейде плохо был организован досуг
личного состава, Кинопередвижка осталась
на берегу. Выступления матросской худо-
жественной самодеятельности не были под-
товлены. Можно было вызвать с берега
бригаду артистов Дома флота. Инструктор
опять передает в политотдел семафот. За-
1рос о бригаде артистов послан и... забыт,
Вригаду так и не прислали.

Трудно было не заметить т. Вайнману,
110 на кораблях очень плохо работают биб-
потеки-передвижки, что на рейде не было
проведено ни олной беседы © молодыми
	уы\тросами 9-боевых -тралипиях. кваснозна-:
	менных и гвардейских кораблей, что от-
дельные партийные руководители перестали
ввети повседневную партийную работу.

(екрежарь партийной организации под-
разделетия кораблей старший лейтенант
Зпнин решил, что в трудных условиях рей-
ТОВОЙ стоянки, когда каждый день от зари
п До темной ночи проводится боевая учеба,
в Этих условиях партийную работу надо
CBEDTLIBATD.
	Вышел первый номер новой ежедневной
143еты «На страже Родины».

В первом номере, помимо союзной и зару-.
б&жной информации, опубликованы инте-
реные материалы, осветцалотиие боевую
учебу, жизнь и быт военных моряков. Пе-
едовая «Высоко держать честь советского
вина» призывает матросов” и старшин
Учиться с полным напряжением сил, еще
выше поднять дисциплину и организован-
ность в своих рядах. Важнейшей задаче
менных моряков посвящена подборка
«Жить и учиться по уставу». Статьи лей-
мнанта А. Болдина, лейтенанта И. Чебер-
уса, старшины Р. Загнибородина  содер-
цат поучительные факты и примеры из
практики воспитательной и учебной рабо-

АСНЫИ ФЛ
	Черноморский флот. На открытом ‚рейде. Выступление ансамбля песни и пляски
Черноморского флота на борту гвардейского крейсера «Красный Кавказ».
	Фото Б. Шейнина.
			— Исли никаких партийных собраний и
	заседании бюро провеети нельзя, — говорил
У
	оинин, — какая тут может быть парт-
работа?
	Мнение неверное. бфицер Мостников
	о0’яснил т. ‘Зинину, что во время войны в
	самых трудных боевых условиях не пре-
кращалась партийная работа. Тем более
она ни на минуту не должна прекращать-
	ся во время учений. Каждый коммуниет
	должен быть пропагандиетом передового
опыта, помогать офицерам обучать моло-
	дых моряков. К сожалению, об этом ничего
не сказал т, Зинину старший инструктор
	политотдела. Сам он сокрушенно потом
признавался:

— Живя продолжительное время на не-
большом корабле, оторванный от штаба и
политотдела, я просто не знал, что мне на-
до делать.

Почему же все-таки так получилось?
Общеизвестно, что всякая партийно-полити-
ческая работа тогда приносит успех, когда
она правильно организована, спланирована.
	продумана до малеиших деталей. Однако,
	Kak это ни странно, представитель полит-
отдела, идя на корабли, не имел ‚ хаже подо-
бия плана.
	— Аод учения покажет, что и как надо
делать,— так напутствовали его.

В итоге же оказалось, что инструктор
политотдела был совершенно `не готов. к
учениям. Он не имел пешительно. никакой
	связи: с работниками штаба, ничего не знал
	о планах проведения боевых учений. Kax-
дый новый этап” учений сваливалея на
т. Вайнмана, как снег на голову. Как-то
матросы корабля собрались в кубрике, и
т. Вайнман решил им прочесть лекцию на
естественно-научную remy. Ho не успел
он еще трюизнести слово «товарищи», как
колокола громкого боя возвестили команде:
«Ворабль к походу изготовить»,

— Вуда идем?-—юбратился т. Вайнман
с вопросом на мостик.

— Неизвестно. Поступило’ приказание
с флатманекого корабля...

Старшему инструктору политотдела. ни-
чего другого не оставалось, как быть без-
участным зрителем. всех дальнейших уче-
		«Пересмотреть систему преподавания
в школах учебных отрядов»
	ной войны. Поэтому ссылки т. Сенкевича
на то, что при такой системе обучения «пре-
подавателю нехватает времени на подго-
товкх к урокам», нам кажутея неоснова-
	Преподаватель является ответетвенным
3& подготовку порученных ему учеников. _
Он обязан привить ученикам любовь к
специальности, научить их’ этой специаль-
ности, показать ее будущее.

Тов. Сенкевич сетует на то, что препо-
давателю некогда заниматься воспитатель-
ной работой, так как он-ле едва справ-
ляетея с работой в классах. Это неверно.
Ло сих пор считалось, что. воспитание
и обучение не отделимы друг от друга, что
в процессе обучения преподаватель зани-
мается и воспитанием.

Воспитывать — это значит своевременно
оказывать нужное воздействие на волю и
поступки ученика, развивать у него созна-
ние воинского долга, повышать уровень -
военных и политических знаний. Только
своевременное воздействие приносит вуще--
ственную пользу. Следовательно, ожидаль
специального времени на работу по воспи-
‘танию нельзя, & надо заниматься востита-
нием в классе, в перерывах между заня-
тиями в роте, всегда, и везде:

Чтобы воспитательная работа че была
пустым звуком, а обучение шло ‘успеттно,
надо изучать людей. За короткий период
обучения в школе преподавателю значи-
тельно легче изучить учеников двух смен,
нежели двенадцати. В последнем случае он
некоторых учеников даже не будет знать в
лицо. 0 какой же воспитательной работе
может итти речь?

Если, как подчеркивает автор, в ходе Ве-
ликой Отечественной войны при суще-
ствующей системе преподавания удавалось
«в: сокращенный ерок дать знающих ©3068.
дело специалистов, привить матросам не-
обходимые практические навыки», TO,
следовательно, эта система себя оправдала.
Надо полагать, что в послевоенный период,
котла нет сокращенных сроков обучения,
эта система даст еще более положительные
результаты.
	__Инженер-капитан 2 ранга
Сс. РОГУШИН.
	сможет присутетвовать во всех семенах Ha
самостоятельных занятиях учеников. Это
верно, но нельзя забывать, что в данном.
случае роль преподавателя сводится к тому, .
чтобы еще в начальный период обучения
привить ученикам навыки работы 6 книгой
и умение выбрать один наиболее важный
вопрос для изучения его во время самостоя-
тельных занятий. На последующих этапах
обучения в обязанность преподавателя. вхо-
дит лишь периодическая проверка того, на- -
сколько правильно организована самоподго---
товка учеников, & также посвящение. их в
текущие вопросы, касающиеся специально-
CTH, проведение частных консультаций B
избираемых самим преподавателем сменах.

При нынешней ‘системе обучення препо-
давателю весьма трудно составить методиче-
ские руководства или конспекты. Ясли они
кое-гле и написаны, то практического ин-
тереса почти не представляют. В этом моя:
но убедиться на практике работы школ
учебных отрядов.

Очень хоропю, когда преподаватель с9-
ставляет качественные ежедневные планы
занятий. Но и в этой области полного со-
вершенства можно добиться лишь тогда,
когда, только одна, тема преподается каждых
преподавателем параллельно в. нескольких.
сменах. При неоднократном изложении те-
мы шлифуется культура речи преподлавате-
ля, укрепляется лотика изложения, очи-
щается лексика. Повторное изложение ма-
териала позволяет следить за правиль-
	ностью выражений и точностью формулиро- -
	BOR.

B заключение заметим, что. система,
предлагаемая т. Сенкевичем, не только. по-
высит качество обучения, но и позволит
преподавателю охватить большее число
смен. Это легче ему сделать, чем готовить
большое число предметов для преподавания.
в одной смене.
	Старший лейтенант К. РЫЖКОВСКИИ.
	Вапитан-лейтенаят Сенкевич весьма
осторожно говорит 0 «иногопредметной;
если. ее так можно: назвать» (курсив мой.—
С. Р.) системе. обучения. Осторожность
вполне понятна, таккак в поколах учебных
	SAUER UE ie, то а 15 Вол ах учеоных   теЛЬНЫМИ.
отрядов сейчас изучаются всего четдьре Препод

нредмета, которые пренодаются по различ-
ным программам.

Утверждая, что преподавателю прихо-
дитея проводить занятия по нескольким
дисциплинам, т. Сенкевич, очевидно, при-
нимает за самостоятельные  дисцинли-
ны отдельные разделы программы по епе-
циальности и поэтому предлагает пору-
чать преподавателю или старшему инетрук-
тору вести занятия по одному или двум
разделам. При такой системе получится,
что один преподаватель будет об’яенять,
допустим, основные теоретические положе-
ния, друтой — принципы действий и уст-
ройства технических средств и оружия,
третий — руководить пражтикой и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что че-
рез два -— три года такой преподаватель,
Узкий специалист, не сможет вести заня-
тий по другому фазделу програмыы своей
	  WO снепиальноети.
	_ (Отклики на статью тов. И. Сенкевича) *
	Несколько ‘возражений
	Инструктор политотдела в роли наблюлателя
	а ходом учений
	О внимательности и чуткости
	Родина высоко ценит заслуги ©воих сы--

“. И дело как в воху кануло. Поопло’ более
	семи месяцев, а TOT о “BCE а «вы-
яеняется». $

Тов. Сидоров не‘одинок. Нев ry amex по-
ложении оказался демобилизованный офи-
пер И. Антонов.

В январе этого года’ т. Anronos получил
извещение за № 1913`0от Политуправления
Балтийского флота о том, что Указом Пре-
зидиума Верховного Совета CCCP er 5. wo-
ября 1946 года он награжден медалью: «За
боевые заслуги». Два раза Капитинекий
	раивоенкомат Ленинградской области 90и-
	циально запрашивал” подтверждение у отде-
Ja кадров офицерского состава Балтийского
флота, но ответа, тах и не получил.

Можно было бы еще привести факты,
подобные этим, но мы ограничимся линть
выдержкой из письма майора П. Логинова:

«В апреле 1946 года я был награжден
орденом «Красная Звезда». До октября =ро-
алого года я не сумел его получить, так
как служил в отдаленном районе.

В марте текущего года в училище, где я
нахожусь на учебе, приезжал представие
тель Управления кадров ВМС для. вруче-
ния наград. Я обратился к нему, но полу-
чил лаконичный ответ: «У нас нет анкет.
Награду получите в следующий раз».

Этот «следующий раз» был 3 июня. Ме-
ня вызвали телефонограммой, но ‘вместо. ор-
дена’ мне представитель Управления кадров
снова сообщил: «Наград нехватило. Молу-
	чите`в еледуюший 1а3...».
	Нов. В годы Великой Отечественной войны
сотни тысяч отважных воинов и тружени-
Ков тыла были отмечены высокими прави-
тельственными наградами. Однако есть еще
значительное количество людей, которым
по тем или иным причинам не успели вру-
чить заслуженных им наград. `

Вполне понятно, что в ряде случаев,
	прежде чем вручить награду, требуется пол-
	нимать архивы, наводить справки, вести
большую переписку, чтобы установить или
подтвердить факт награждения. Это есте-
ственно. Но совершенно недопустима воло-
кита, когда награжденные по году, но два
не могут получить заслуженных ими наград
или обменить документы, даже если ника-
ких выяснений и проверок не требуется.
Многие офицеры ‘в своих письмах co0s-
щают о фактах волокиты с вручением на-
рад. :
Капитан Ф. Пряхин сообщает, что лич-
ному составу Н-ской части.  поошелшей
	ному составу ц-ской . части, прошедшей.
славный боевой путь от Ропши и Гатчины.
	до Свинемюнде и острова Рюген, получив-
шей ва, боевые дела три ордена, — один из
которых за бои под Кенитгебергом, — до сих
пор не вручены положенные медали. «За
взятие Кенигсберга».

Причиной этого, как Указывает офицер
Пряхин, является то, что командование ча-
сти не проявляет об этом должной заботы.

Нетертимо бюрокралическое отношение
некоторых командиров и штабов к устным
и письменным. запросам военнослужащих и
демобилизованных. А ведь еще далеко не
единичны факты, котда они не только He
получают необходимых документов, но да-
же не могут добиться ответа на свои пись-
ма.

Tak, например, майор В: Сидоров еще’ в
октябре пропглого года сдал в отдел кадров
своей части временное удостоверение © на-
граждении его орденом ‘«Красная Звезда»
для обмена на орденскую книжку. Отдел
кадров офицерского состава Черноморского
флота обнаружил в удостоверении майора
Сидорова неточность в зашисях и для выяс-
нения направил дело в вине кадров
Военно-Мотеких Сил. .
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 8 пюля; (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). Мин-
во-торпедное отделение, возглавляемое май-
	орюм Гуреким, оказывает. большую помощь
	тралящим кораюлям. Работники мастерских
отделения, хоропю справившиеь с подго-
товкой материальной‘ части к летней кам-
пании, сейчас, в наиболее торячий период
работы тральщиков, повседневно’ контроли-
руют еостояние тралов; a
	Недавно в море произошел такой случай,
гера совершали очередной anc, как

‘Система, предлагаемая т. Сенкевичем,
не является новой. Она была испытана в
некоторых школах, но от нее отказались.
№ этой системе тяготеют некоторые препо-
  даватели, начинающие свою педагогическую
деятельность или ведущие впервые занятия
по данной программе. У остальных такого
стремления не имеется. Это и понятно. -

Каждый морской офицер обязан знать и;
безусловно, внзет специальность любого
  матроса или старигины: своей боевой части
  или службы в нужном об’еме. При суще-
ствующей системе преподавания OH этих
знаний не теряет и, конечно, вполне спо-
собен передать их ученикам, У него могут
встретиться затруднения в преподавании
практических вопросов специальности, но
для этого имеютея старитие инструкторы.

Если преподаватель хоть раз провел за-
HATH по всей программе, то составлен-
ные им конспекты дают ему возможность
В дальнейшем затрачивать меньше времени
на подготовку. Ему остается лишь учиты=
вать то новое, что выявляется в процессе
} изучения и обобщения опыта Отечествен-

ИВ своей статье капитан-лейтенант Сенке-
вич поднял очень важный вопрос. Чтобы
его доводы были еще более убедительными,
следует, как мне кажется, дополнить рас-
суждения т, Сенкевича.

„Сложная техника наших боевых кораб-
лей требует глубокого освоения ее. А это
возможно лишь при узко специальном изу-
	чении механизмов и приборов. Большинство
	  преподавателей школ учебных отрядов ак-
тивно участвовало в боях Отечественной
войны и совершенствовало свои знания,
тлавным образом, в одном каком-то виде
вооружения. Эти преподаватели обладают
богатым опытом пражлического использовз-
ния именно этого вида оружия или техники.
Свой богатый опыт они и обязаны передать
своим питомцам.

При нынешней системе обучения каждый
преподаватель, даже не имея должного 06`-
ема знаний по всем дисциплинам, обязан
читать лекции по нескольким предметам. В
результате он не может широко пользоваль-
ся фактами из боевого отьтта, У него нехва-
тает времени на их подбор. Передать же
полностью то, что он сам знает по одному
из предметов, преподаватель также не мо-
`жет, поскольку он вынужден уделять вни-
мание не только наиболее освоенному им
предмету, но и другим. Вот почему мы под-
держиваем предложение т. Сенкевича-0 вве-
дении такой системы, когда преподаватель
‘вел бы в нескольких сменах один — два,
‘предмета,

Правда, при предлагаемой системе препо-
даватель не в состоянии проводить в полном
0б`еме воспитательную работу во всех еме-
нах. Очевидно, придется практиковать для
этой цели закрепление за, каждым препода-
вателем одной — двух определенных смен.
  Это поможет делу, если вопросами воспита-
	ния будут заниматься не только поеподава-
	тели, но и строевые начальники.
Могут заметить, что пои системе обуче-
ния, которая предлагается, преподаватель не
	Сохранить
	В своей статье капитан-лейтенант Сенке-
вич предлагает откаваться от существую-
щего порядка обучения в школах учеб-
ных отрядов, то-есть, когда преподаватель и
старший инструктор имеют закрепленные
за ними смены. По мнению т. Сенкевича,
целесообразнее перейти к системе однопред-
метного обучения, то-есть, когда офицер или
старшина проводит занятия по одной ити
двум дисциплинам в нескольких сменах.

Предлагаемая система обучения не яв-
ляется чем-то новым. Она давно существует
в училищах, академиях, вузах. Там такая
система, обучения вполне пригодна. Иное
дело в школах учебных отрядов. Здесь уче-
ник обязан не только освоить основные во-
просы своей специальности, но и научиться
отлично выполнять обязанности на боевом
посту. А этого он сможет достичь THUS при
условии, если его учит ограниченный круг
людей, владеющих достаточными теоретиче-
скими знаниями, практическими навыками
и хорошо энакомых с методикой обучения.

Возникает вопрос: как же смогут препо-
даватели или старитие инструюторь обучать
учеников комплексу практических дейст-
вий на боевом посту, если они будут вести
лить отдельные предметы ‘в нескольких еме-
нах? Ито будет заниматься с отетающими
учениками? А к ним нужен исключительно
индивидуальный подход. Вее это не учиты-
вает т. Сенкевич, предлагая изменить си-
стемт преподавания.

Практика, обучения и воспитания учени-
ков в нашей школе, как в период Отече-
ственной войны, так и в послевоенные го-
ды, полностью подтвердила жизненность су-
ществующего комплексного обучения.

Жизнью доказано, что ученики всегда
лучше подготовлены у тех преподавателей
	* См. «Красный Флот» от 14 июня
	Не будучи ознакомленным © планами
штаба, т. Вайнман ничего не знал и о том,
какая же партийно-политическая работа
проводится на других кораблях. Прочной
связи с политработниками этих кораблей
у него не было. Правда, и здесь т. Вайн-
ман не фаз прибегал к «испытанному»
срелству-—на корабли передавался срочный
семафор: «Всем заместителям командиров
по политической части. Срочно сообщите
в адрес. представителя политотдела © про-
деланной на рейде партийно-потитической
работе. Передайте подробные цифровые
данные. Вайнман». Однако судьба и этого
семафора нисколько не отличалась от пре-
дылущих.

Таковы факты. ..

Несомненно, что прибывающий на ко-
рабли представитель политотдела должен
прежде всего добиваться широкого развер-
тывания партийно-политической ‘работы,
устранять недостатки в ней, мобилизовы-
вать коммунистов на успешное выполнение
всех боевых задач. Действия ‘инстуктора
должны быть увязаны © планом пегаба.
К сожалению. всего этого здесь не было.
	Старший лейтенант А. ОРЕХОВ.
	ты старшин ©0 своими подчиненными.

В специальном отделе газета дает раз-
нообразную информацию 0 культурной
жизни на кораблях и в частях.

Хорошее впечатление оставляет третья,
целевая страница — «Орден миллионов»
(к двухлетию со дня награждения ВЛЕСМ
орденом енина). В ней читатели-—стар-
шины и матросы-—найдут факты и цифры,
характеризующие выцающиеся заслуги.
ленинско-сталинского . комсомола ° перед
Родиной в годы Отечественной войны.

Массовая флотская печать пополнилась
новой тазетой. Пожелаем гавете «На етра-
же Родины», ее редакционному. коллекти-
ву и авторскому ‘активу успешно выполнить
свои почетные и ответственные задачи.

Очень важный вопрос
	Вотда жегя сказал, что к «следующему
разу», вероятно, уеду, потому что окончу
	„учебу, он’ сочувственно ‘заметил: «Помочь.
ничем!“ не Mory. Приезжайте сами к нам в
	Москву, там получите..

С подобным отношением к делу мириться
нельзя. В таком политически важном меро-
приятий, как вручение наград и выдача
всех необходимых справок, и документов, во
флотских органах должен быть наведен
твердый порядок. Наши флотекие работни-
ки, ведающие этим делом, должны уевоить,
Что ва каждым письмом, за каждым ватро-
сом стоят живые люди, которые вправе
рассчитывать Ha внимательное и чуткое
отношение. к; их нуждам.
	вдруг один Из тралов зацепился за что-то
тяжелое. Буи оказались на значительном
углублении и силой давления воды были
изрядно емяты. Из-за этото нельзя было
прололжать траление,
	Коллектив мастереких взялея восстано-
	вить буи. Работу возглавил майор Гурский.
Boe операции были выполнены в сжатые
	‘сроки. Бюмандир соединения наградил груп-
	пу товаришей, выполнивших это задание,
	Газета «На страже Родины»
	Техническая помощь тральщикам
	Рядом с основными героями действуют и.  понимаем, что это-—дна и.та. же Орлова,
	тругие комические персонажи: завхов ин-
	ститута Бубенцов (артист Плялт) и влюб-  пыми жестами, выразительной МИМИКОЙ
ленная в него экономка Никитиной —   Орлова мастерски рисует образы то учено-
Маргарита Львовна (эту роль исполняет   го, то актрисы, Она неизменно находит.
	различные краски для этих столь различ-
ных ролей и создает в одной картине два
типа советских женщин. «

С присущим ему блеском исполняет роль
режиссера Николай Черкасов. Диапазон
этого превосходного актера поистине отро-
мен. В трактовке Черкасова, режиссер Tpo-
мов-—фанатик своего дела, ню в то же вре-
мя человек простой, сердечный. Оч при-
слушивается к разумному мнению других
й без ложной мелодрамы признает собствен
ную ошибку, чтобы тотчас исправить ее.

Хорошо играют Б. Петкер, М. Сихор-
кин, Р. Зеленая. В меру отведенного еце-
нарием каждый из них мастерски делает
CBOE дело.

В филь включены песенки и романсы
композитора И. Дунаевского на тексты

. Тебедева-Кумача и М. Вольпина. Музы-
ка удачно дополняет картину, Некоторые
из песен наверняка станут популярными
В массах,

Действие фильма происходит, главным
образом, в Институте солнца и в киносту-
дии. Постановщики проявили много вы-
думки и изобретательности, чтобы пока-
зать размах работ ученых и работников
искусств. Очень эффектно заснята сцена,
завершаютщего опыта Никитинюй, покоряю-
щей, наконец, солнечную энергию. Хоропго
показаны спектакль-кониерт и ‹’омки в па-
вильонах студии.

Отлично помогли режиссеру в его труд-
Ной работе оператор Ю. Вкельчик и автор
комбинированных ©’емок-—оператор Г. АйЙ-
зенберг. Их стараниями с’емки были про-
изведены на том же выюбком хуложествен-
ном уровне, на каком работали режиссер и
артисты. Особенно эффектны комбиниро-
ванные кадры.

Фильм «Весна», несомненно. еще одно
	Е. СЕРГЕЕВ.
	ленная в него экономка Никитиной —
Маргарита Львовна (эту роль исполняет
артистка Ф. Раневокая).

В фильме очень много смешных ситуа-
ций. Комизм, которым он насыщен, незвуль-
гарен. Чувствуется, что взыскательный ре-
жиссер не стремится к смеху ради смеха,
но подчиняет его общему вамыюелу фильма.
При всей комедийности сюжета фильм со-
держит в себе и вначительную. тему —
о борьбе советской интеллигенции ва даль-
нейший прогрессе науки, за правдивость
искусства. Творческие усилия Никитиной &
	концу фильма успетино завершаютея. Ре-
	жиссер Громов находит в 060е мужество
осудить* фальшивый сценарий и успешно
работает над задуманной им картиной.
Большой удачей Г. Александрова являетея
органическое сочетание в фильме «Весна»
смешного и серьезного, необычайного и ти-
пического для нашей страны.

Многие сцены картины проходят на ули-
цах Москвы, и в этих сценах, Александров
также показал себя большим художником.
Зритель искренне восхищается проходящи-
ми перед ним кадрами. Здесь и жизнера-
достные московские физкультурники, и ки-
пучая стройка столицы, и ее чудесные
улицы, парки, набережные Москва-реки и
вечно скачущие кони на фронтоне Большю-
10 театра. Все это показано отлично, ©
большой любовью к нашей красавице-
Москве.

Yenexy фильма во многом содействует
отличное исполнительское мастерство все-
го коллектива артистов. Превосходно итпрает
Любовь Орлова. Эта талантливая и попу-
лярная актриса достигла новых вершин
своего большого мастерства. Орлова иелол-
няет две роли-—ТШатровой и Никитиной.
Это очень нелегко даже в том случае. ког-
	ха персонажи, которых играет один артист,
	не встречаются друг © другом. Но в дан-
	C ri Gd»
	В один из дней Шатрова должна при-
сутствовать на читке сценария, но она ва-
pata на генеральной репетиции в театре.
Шатрова просит .Никитину заменить ее.
Ведь они так похожи друг на друга, что
никто не заметит этого безобилного обма-
на. Не подозревая, что ее ждет много смеш-
ных испытаний, Никитина соглашается.
Она приезжает в студию, знакомится ©о
сценарием и критикует Громова за невер-
ную тракловку образа Никитиной. Режис-
сер соглашается с ней и, ничего не подо-
зревая, начинает с’емки, Никитину слегка
гримируют, переодевают, заставляют быть
похожей на... себя.

Затем ей показывают работу в о других
павильонах студии, и она видит всевоз-
можные чудеса—слышит «живых» Пуш-
кина и Маяковского, читающих свои сти-
хи, встречается сразу с двумя Гоголями,
слышит романс Глинки в исполнении «авто-
ра». Вот гример студии (актриса Р. Зеле-
ная) кричит: «Пошли, ребята», и на сцену
выходит группа важных иностранных дип-
оматов-— персонажи какого-то фильма.
А по соседству кружатся в упойтельном
танце балерины. Так, шаг за патом перед
Никитиной развертывается интересный
мир удивительных кинонеожиданностей.

В это время актриса Шатрова, которую
принимают з& Никитину, попадает на дру-
жескую вбчеринку ученых. и играют роль
своего двойника. Можно себе представить
изумление маститых академиков в TOT MO-

on aT ETS
	мент, когда «Никитина» начинает разучи-

ee nn fury are
	вать с НИМИ веселую лирическую песенку.
		слобкета, усугубляется ‘еще одним
	о фо

обстоятельством. Режиссер Громов B1100-

ee a
	ляется в ШМатрову, Be дотадываясь, что

перед ним Никитина, Журналист Сидоркин
м бе оная. _ ЗО
	rN Be

очарован Никитиной, не подозревая,
перед ним Шатрова,
	комплексное обучение
специалистов
	и стариих инструкторов, которые хорошо
владеют методикой обучения и сами выпол-
няют те нормативы, которые надлежит вы-
полнять ученику. Например, при подготовке
радиотелеграфистов очень важно, чтобы
преподаватель или инструктор умел прини-
мать на слух и передавать на ключе. Сиг-
нальщиков может учить тот офицер или
старшина, который сам отлично знает све-
товую сигнализацию. с

Если преподаватель хорошо знает предч
мет не только теоретически, но и практиче-
ски, он всегда может и контролировать ра-
боту инструктора и помогать ему. Заметим,
Что без такого контроля авторитет препода-
валеля как полноценного офицера-моряка
теряется. Как правило, понижается каче-
ство обучения, особенно в том случае, ко-
гда инструкторский состав еще не чобла-
дает достаточным опытом.

Инструкторы смен часто не имеют до-
статочных методических навыков в проведе-
ний занятий с учениками. Поэтому необхо-
димо, чтобы в процессе всего периода обу=
чения инструкторам поручалось проведение
занятий то различным разделам программы.
Преподаватель помогает составлять план,
конелект, а после занятия разбирает с ин-
структорами недостатки урока. ,

Таким образом, нам кажется целесообраз-
ным не ломка существующей системы пре-
подавания, а улучшение ее. Мы стоим за
TO, чтобы преподаватели и старшие инетрук-
торы имели закрепленные за, ними смены,
владели бы методикой преподавания всех
предметов своей специальности, умели бы
проводить политические ванятия, обучать
военно-морскому делу, готовить трамотных
корабельных специалистов.

Капитан 3 ранга И; БЕНЦМАН.
		\инорежиссер Г. Александров, автор п9-
пулярных фильмов `«Веселые ребята»,
«Цирк», «Волга-Волга», создал новую кар-
tity «Весна». Это очень веселая и опти-
употическая кинокомедия, которую ю удо-
мльствием посмотрят и 10 достоинству
оценят советокие зрители.

В фильме много настоящего, неподдель-
о юмора. Он заложен в самом сюжете
мртины, поставленной 10 сценарию
ор А. Раюкина и М. Слобод-

Главным действующим лицом фильма
ляется вылающийся советекий ученый
Профессор. Никятина (артистка Л. Орлова,).
Вухучи директором крушного научного ин-
итута, она вдохновенно работает над
Прблемой использования огромных запал
в солнечной энергии. Никитина целиком
дается этой благородной задаче, Внептне
018 произволит впечатление сухото, черст-
№ чоловока. В плену этого ложного
Представления оказался и Кинорежиссер

мов (артист Н, Черкасов), решивший
потавить фильм о Никитиной. Встреча ре-
жиссера с профессором не рассеивает этого
представления. Никитина, при этом весьма
Проничеоки отзывается 0б искусстве кино.

Прюмов утверждается в мысли о том, что
Шкитина — человек... живущий только В
\иро формул и цифр.

Между rem помощник режиссера (эту
‘Mb играст ныне покойный артист H. Ko-
Зовалов) приводит в студию актрису теат-
№ оперетты Веру Шатрову. (ее роль испол“
‘er та же Л, Орлова). Живая и веселая,
18 He совсем в силу этого устраивает
`Прюмова. Однако Шатрова столь порази-

Testo похожа на Никитину, Что. даже
оли, близко знающие профессора, не мо-
У  отличить одну от другой. И режиссер
Иитлаает Шатрову на роль Никитиной.

Начинается работа над фильмом.
	ном случае мы видим разговативающих   достижение советокото кино.
		друг с другом Никитину и Шатрову. Мы