1 июля 1947 г., пятница, Ne 16]
		В Политическом управлении
Военно-Морских Сил
	На-днях в Политическом управлении
Военно-Морских Сил закончилось совещание
начальников — организационно-инструктор-
ских отделов (отделений) политуправлений
флотов и политотделов флотилий,

Участники совещания заслушали доклад
генерал-майора Лебедева о партийно-поли-
тическом обеспечении боевой подготовки.
Используя многочисленные примеры и фак-
ты из деятельности политорганов и партий-
ных организаций, докладчик вскрыл недо-
статки в партийно-политическом  обеепе-
чении боевой учебы моряков, в борьбе за
укрепление диоциплины, порядка и органи-
зованности. Докладчик отметил, что многие
политорганы ослабили деловую связь CO
штабами и флатманскими специалистами.
Работники политорганов, например, редко
выезжают на корабли совместно с офицера
ми, инспектирующими боевую подготовку.

На кораблях и в Частях сейчаю служит
много. молодых. политработников. Эти това-
рищи еще не имеют достаточного практиче-
ского опыта, нуждаются в повседневном
руководстве.

Докладчик отметил также, что политор-
ганы до сих пор уделяют мало внимания
обобщению опыта  партийно-политической
работы во время войны п в послевоенный
период.

В прениях но докладу выступили тт. Ягу-
дин, Павлов, Яичников, зиначев, Бетманов,
Комаров.

С докладом о выполнении директивы
Главного политического управления Во-
оруженных Сил СССР о комсомольской ра-
боте выступил капитан 1 ранга Калуж-
ский. Он отметил, что за последнее время
на флоте несколько улучигилаюь постановка
политического просвещения мололых моря-
ков, повысилась роль членов ВЛЕСМ в
борьбе за укрепление воинской лисципли-
ны, упрочились их связи с несоюзной мо-
лолежью. Докладчик подчеркнул, что на
политорганы возложена серьезная  ответ-
ственность за состояние комсомольской ра-
боты, и подверг критике политработников,
стоящих в стороне от комсомольской жизни.
На Северном флоте, например, тт. Воели-
танный и Маврин в этом году ни разу не
выступали перед комсомольцами,

Тов. Катужекий отметил также, что пе-
чатные газеты флотов, флотилий и соедине-
ний недостаточно освещают  положитель-
ный опыт, накопленный  комсомольскими
организапиями. B обсуждении  локлала
т. Валужекого участвовали тт. Гуляев,
Трейман, Редькин, Павлов, Теренченко.

Участники совещания прослушали и 0б-
судили доклады подполковника Захарова о
состоянии учета партийных кадров и под-
полковника Россинекото о недостатках в
партийно-политической информации и мерах
по ее улучшению.

Оживленные прения развернулись по
докладу т. Яичникова о выполнении поста-
новления ЦК ВКП(б) от 26 июля 1946 года.

0 практике разбора политотделами сиг-
	налов и жалоб, поступивших в их алрее,
	говорил полковник Ткаченко. 0 восмита-
	тельной работе е мололыми коммуниетами
	на, Северном флоте расеказал т. Трейман.

Полковник Корниенко посвятил свое вы-
ступление вопросам идеологической работы
на флоте. Он отметил достижения в органи-
зации политических занятий, в
постановке партийного просвещения, в
маркеиетеко-ленинекой учебе офицеров.
Тов. Корниенко призвал собравшихся уси-
лить борьбу против пережитков капитализ-
ма в сознании людей,

06 обобщений опыта партийной работы
на семинарах секретарей нартийных орга-
низаций говорил на совещании подполков-
ник Шевцов.

Представитель Главного политического
управления Вооруженных Сил СССР гене-
рал-майор Краскевич отметил, что полит-
органы флота все еще медленно перестраи-
вают свою работу в евете новых требований
боевой подготовки.

— Всякое мероприятие по строевой ли-
нии должно всесторонне обеспечиваться
партийно-политической работой, — сказал
он.
	‚литического

Большое внимание уделил тов. Враскевич
вопросам ведения партийного хозяйства и
учета партийных кадров, своевременности
й об’ективности пафтийно-политической. ин-
формации.

В заключение выступил’ начальник По-
управления Военно-Мореких
Сил генерал-майор Муравьев. Он скавал,

970 сейчас важнейшими задачами политор-

ганов флота являются партийно-политиче-
ское обеспечение боевой, подготовки, борьба
за хальнейшее укрепление воинской диецип-
лины, военно-политичесное воспитание мо-
DAKOB.

Однако в решении этих задач имеется
еще много недостатков. Не вее политические
отделы учитывают, что на корабли и в ча-
сти пришли молодые офицеры, мало забо-
TATCA о том, чтобы научить этих товарищей
организации политического обеспечения
боевой подготовки. Отдельные политические
управления флотов, например Северного,
занимаются обеспечением лить больших
учений и походов и упускают из виду ру-
ROBOLCTBO партийно-политической работой
в повседневной боевой учебе.

Мало еще занимаются некоторые полит-

‘работники пропагандой омыта Великой Ore-

чественной войны. Политотлелы и штабы,
подчеркнул т. Муравьев, должны вместе

планировать” и осуществлять мероприятия
по обобщению и пронаганде опыта, Великой

Отечественной войны.

Говоря о пропаганде боевых традиций,
т. Муравьев отметил, что на некоторых ко-
раблях и в частях забывают показывать ге-
роические дела и боевой оныт матросов,
сержантов, старшин. В. соединении полдвод-
ных лодок и музее: Северного флота, собрано
много материалов, но подвиги старшин и
матросов не показаны. Надо тщательно, по
крупицам, собирать факты не только 0 вы-
дающихеся героях флота, но и о всех моря-
ках, отличившихся в боях. за, Родину. Неза-
служенно забыты подвиги политработников.
	Недостаточное внимание  улеляют 0т-
дельные политорганы пропаганде традиций
Советской Армии. На страницах налних га-
зет надо широко освещать жизнь Советокой
Армии, рассказывать.0 маневрах, ‚учениях,
сборах, опортивных соревнованиях в сухо-
путных войсках.

В своей работе мы обязаны чаще  обра-
щаться к революционным традициям наптей
армии и флота, показывать непрерывное
ВЛИЯНИЕ ЭТИХ. традилий на, весь героический
ny. пройденный Boopyaemmsni Силами
	Нолитортаны не должны проходить мимо
того, что отдельные молодые: офиперы слабо
изучают своих подчиненных. Учить  моло-
дых офицеров практике воспитательной ра-,
боты © подчиненными — BOT что тре-
буется сейчас от политотделов.

Ocofoe внимание начальник Политическо-
го управления Военно-Мореких Сил улелил
вопросам идеологической работы на флоте:

— Мы должны воспитывать и. развивать
у моряков высокие чувства советекого па-
триотизма, нащиональной гордости за нашу
Родину. Надо воспитывать нашу молодежь
жизнерадостной, уверенной в своих силах,
	не боящейся трудностей. Политортаны при-
	званы раз’яонять морякам преимущества,
налтего сопиалистического ‘строя перел ка-
питалистическим, показывать прогресеив-
ную роль советского натода в развитии ©0-
временного общества. В устной и печатной
пропаганде надо увлекательно и интэресне
рассказывать морякам о сетодняшнем THe
нашей Ролины.. о. новостройках, о стаханов-
пах промышленности. транспорта, сельско-
то хозяйства, показывать лостижения нашей
натки, литературы. музыки, живописи.
	Тов. Муравьев отметил, что еще не везде
широко развернута критика буржуазной во-
енной идеологии, что к участию в этом. деле
надо привлечь широкие массы офицерекото
состава.

Анализируя рост партийных  организа-
ций флота, т. Муравьев подчеркнул, что по-
литорганы должны обратить 00бое внима-
ние на воспитание мололых коммунистов.
	Перед выходом в море флагманские
штурмана должны дать-в еоответотвующие
штабы заявки на использование дополни-
тельных средетв навигационного огражде-
ния. Желательно, чтобы эти заявки про-
шли через штаб руководства учением. На
основании этих заявок флагманский птур-
ман может составить обобщенную заявку,
если он знает решение обеих еторон и 3а-.
мысел командования.

При подготовке к флотским учениям
штурманские отделения гидрографических
‘отделов мотут оказать значительную по-
мощь корабельным штурманам. Гидроме-
теорологическая служба должна дать им
краткий очерк многолетних гидрометеоро-
логических данных, составленный для дан-
ного района учения. Ёроме того, должен
быть представлен долгосрочный прогноз по-
годы, а также разработана надежная: систе-
ма передачи прогнозов с берега на корабли.

Целесообразно брать на флагманский
‘корабль офицера-метеоролога с морской 0б-
серватории и одного-двух его помощников.
Их задача— обеспечить соединение данны-
ми о погоде применительно к тому району-
моря, в котором будет проходить учение:

Нельзя забывать о. том; что ‘погода мо-
жет быть и могучим союзником кораблей,
находящихея в море, и их противником.
Задача штурмана и заключается в TOM,
чтобы своевременно обратить внимание
своего командира на все изменения погоды.

Перед выходом в море кажлый штурман
обязан составить таблицу астрономических
данных для тех районов, в которых будет
находиться его корабль. К сожалению, это
уставное требование многие итурмана не
выполняют. Нри этом они пытаются оправ-
даться тем, что они. могут и в море за ка-
кие-нибудь три — четыре минуты расечи-
тать вее необходимые астрономические дан-
ные. Однако это не довод. Штурман должен
в любой момент немедленно представить
своему командиру исчерпывалощие данные ©
времени захода и восхода солнца и луны,
06 их азимутах, о продотжитетьноети су-
мерек ит, д.

В этом отношении поучителен опыт не-
которых штурманов, которые на день пред-

стоящего учения снимают азимуты солнца
и луны с звездного глобуса для каждого
четного часа. Эти данные они не сводят в
таблицу, а наносят графически прямо на
		ША ТЕМЫ ДЕЯ
	цательно оказывается н4
алах воспитании в людях при-

выЫчки К воинской акку-
ратности, порядку во воем.

Командиры эскадренных миноносцев
Северного флота даже в период напряжен-
ных месяцев Отечественной войны нахо-
дили время и возможности, чтобы позабо-
титься о наведении чистоты на причалах,
Сейчас для этого значительно больше
возможностей. Й передовые офицеры етз-
раются их использовать. Тихоокеанец ка-
питан 3 ранга Рассохо обязал подчиненных
систематически следить 3& чистотой при-
легающих к их кораблям участков прича-
ла. Для этой цели на каждом корабле
включены -B расписание по приборкам
специальные люди. Тов. Расеохо относится
нетерпимо и к таким явлениям; как зане-
сенный ветром или течением плавающий
у бортов мусор, нефтяные пятна и т. &
Все-это систематически отгоняется на 0т-
крытую воду. Так т. Рассохо учит моряков
уважать не только свой корабль, но и м-
сто, у которого он ошвартован.

Burro бы, однако, неверно возложить
всю ответетвенноеть за поддержание при-
станей и причалов в должном порядке и
чистоте только на экипажи стоящих у ете-
нок кораблей. Яено, что ремонтом или очи-
сткой территорий от большюто количества
мусора или железного лома должны 3a-
няться в первую очередь тыловые органи
запии. Необходимо, чтобы причалы, стенки
пристани содержались образцово, свиде-
тельствуя своим видом о высокой морской
культуре офицеров, несупеих за это ответ-
ственность. .
	какой заботы о библиоте-
отека ке не проявляют, пропз-

тандой книг не занима-
ются. Клуб, в котором помещается библио-
Teka, большей частью. на замке, в нем
грязно, нет столов, стульев, электрических
лампочек. Понятно, что матросы и старши-
ны сюда не ходят.

На флоте в разгаре летняя кампания. №-
рабли часто покидают базы. Сейчас особен-
но важно, чтобы каждый из них имел
хорошую библиотеку, чтобы там, где нет
стационарных библиотек, были созданы
передвижные.
	Можно привести положительный пример
оперативной работы библиотекаря главного
старпгины т. Ванного. В прошлую кам-
панию он организовал выезд библиотекя
в район траления, где и производился обмен
книг. Такие выезды проводились три—че-
тыре раза в месяц. Целесообразно исполь-
зовать такой опыт и сейчас. В этом году на
каждом тральшике выделены библиотекари,
ведающие передвижками, с ними провелены
инструктивные занятия. Перед. уходом в
район траления все корабли получили
достаточное количество политической и ху-
дожественной литературы. Обмен книжного
фонда передвижных библиотек будет протз-
водиться „непосредственно в районе трз-
ления.

В. библиотечной работе надо привлечь
людей, любящих и знающих книгу, с10соб-
ных правильно организовать массовую
работу библиотек. А таких среди матровов
и старшин немало. Вее дело в том, чтобы
	вовлечь их в активную деятельность.
	Порядок на причалах
	...Через несколько минут буксир уходит
на отдаленный рейд. В букеиру опешат три
офицера. Им осталось пробежать  веего
лишь” несколько метров, но по пути при-
ходитея «форсировать» груду мусора, пэ-
репрыгиваль через разбросанные тут же
бревна, а в одном месте балансировать на
узкой доске.

К сожалению, эта сценка не придумана,
& списана с натуры на одном из прича-
лов главной базы Тихоокеанского флота.
Ни тыловые органы, ни экипажи стоящих
здесь кораблей ничего не преднринимают
для того, чтобы привести причал в нор-
мальное состояние. ‘.

Таких причалов не так уж мало на фло-
тах. Рачительные командиры кораблей и
их помощники не жалеют сил для навеле-
ния У себя на корабле образцовой чисто-
ты и порялка. Но нередко бывает так, что
стоит только миновать вахтенного у трапа
й сойти на берег, как видишь грязь и 34-
хламленность. Шествуя среди обломков и
мус00а на свой безупречно чистый Ко-
	раодль, офицеры делают нелестные замеча-
ния по адресу работников тыла, не про-
являющих заботы о правильном содержа-
нии стенок и причалов. А что делают они
сами для наведения порялка на прича-
лах?

Совершенно яено, что если на причалах
не производятся систематические уборки,
то грязь оттула неизбежно заносится на
корабль, к материальной части. Отеут-
ствие должного ухода за причалами отри-
	Корабельная библиотека
	На гвардейском крейсере «Ёрасный Вав-
каз» заведывание корабельной библиотекой
поручено тварлии старшине 2 статьи
Меламуду. Он хорошо организовал работу
библиотеки и © помошью’ политработников
настойчиво пропагандирует книгу. Ha
крейсере проводятся коллективные читки
лучших книг, организуются лекции 0 но-
винках советской литературы, оборудуются
спепиальные витрины. монтажи. выставки
	& памятным датам. по. темам политзанятий,
	в помощь изучающим историю ВЁЕН(б), Для
пропаганды книги широко используются
корабельная газета и радио. Почти все мат-
расы, и старшины крейсера являются ак-
тивными читателями корабельной библио-
теки.

Ha флоте немало кораблей, гле работа
библиотек налажена хоропю. У нас есть
все возможности для того, чтобы библиотеки
кораблей и частей работали образпово. Наши
корабли а частя обеспечены большим
количеством книг, на флот систематически
поступают новинки политической, ху-
дожественной, специальной и научно-попу-
лярной литературы. Дело заключается в том,
чтобы умело использовать богатейший
книжный фонд.

12 тысяч книг насчитывает библиотека
	клуба. где начальником старший лейтенант
	Вапица. Однако, несмотря на большой выбор
литературы, читателей в этой библиотеке
немного; бывают дни, когда в библиотеку
не заходит ни один посетитель. Да это и
неудивительно. Нолитработники здесь ни-
	Катера
	В течение зимы личный состав Н-ской
гвардейской части настойчиво изучал опыт
Великой Отечественной войны, оружие и
технику кораблей. Большое внимание уде-
лялось теоретической подготовке команди-
ров катеров. Офицеры учились в кабинетах
торпедной стрельбы, овладевали штурман-
ским делом, тактикой маневрирования. С не-
терпением ждали начала летней кампании.

Практическая подготовка началась со
штурманских походов. Олин из первых та-
ких походов был связан с большими труд-
ностями. На всем пути катера преследовали
то шторм. то сплошные туманы. В этих
условиях офицеры  практиковались в
управлении катерами с использованием раз-
личных ередетв связи, отрабатывали вза-
имолействие мостика с боевыми постами,
несли походную вахту, осваивали новые
районы плавания. Многодневное пребыва-
ниё в море лало им хорошую: закалку.

Напряжение в учебе не спадает. Гвар-
дейцы выходят на выполнение учебно-6ое-
вых задач. С утра ло поздней ночи в бух-
тах, примыкающих к базе, слышен рокот
моторов. 2
	*& *+

Матросьт, одетые в походную форму, про-
зорно отдали швартовы. На гафеле взвился
флаг, и тотчае же прозвучал сигнал учеб-
ной боевой тревоги. Боевые посты мгновен-
но привелены в полную готовность. Нача-
лись учения, ©

Впереди идет катер гвардии‘ старшего
дейтенанта Бегуна, участника боев. против
японеких захватчиков. Он совсем недавно
стал командиром подразделения. Сейчас
в его непосредственном подчинении гвардии
лейтенант Сазонов, который в этом году
впервые велет катер.

Взглянув на план-часовик, Бегун ско-
мандовал:

— Поднять сигнал «Построиться в строй
кильватера».

Сазонов быстро пристроился в’ кильва-
тер ведущего катера. Рядом © ним на мо-
стике стоит гвафдии капитан-лейтенант
Сенченко. Он внимательно наблюдает за
развертыванием событий. Учение проходит
по заранее составленному плану.

Катера развивают ход до полного. В ли-
но ударяет холодный ветер. На борту кате-
ра— флагманский артиллерист твардии ка-
питан-лейтенант Охрименко. Он решил про-
верить выучку пулеметчиков.

— Ствол поврежден. — услышал авто-
матчик гвардии старшина 2 статьи Вузь-
мин. Прелполагая, что офицер интересует-
ся теоретической стороной дела, он ответил:

—- Произвожу замену.

— Вы не отвечайте, & действуйте, —
оказал Охрименко и скомандовал:

—- Ствол заменить!

Старшина мгновенно отетегнул ремни,
схватил ключ, предусмотрительно положен-
ный под тумбу. Однако действия автомат-
чика были слишком поспешными, поэтому
он не сразу поставил на место новый ствол.

— Пять секунд лишних, -— взглянув Ha
	Винт освобожден
от троса
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 июля. (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). Когда
тральщик капитана 3 ранга Шахова окон-
чил траление и личный состав уже начал
выбирать трал, оттяжка буя попала под ле-
вый винт и намоталаеь на него. Все это
произошло в море, и освободить винт можно
было только своими силами. Выполнить р8-
боту вызвалось сразу несколько человек.

Первым в воду спустился старшина
2 статьи Андрианов. Нырнув несколько раз
пол корму, старитина установил, что сталь-
Ной трос несколькими шлангами опутал ло-
пасть винта и попал в узкий зазор между
винтом и дейдвудом.

Затем в воду  спустилея старшина
2 статьи Прусов. Он освободил оттяжку от
буя и вывел концы троса на палубу. Боль-
Tay работу под водой провели старшина
2 статьи Никитин и матрос Спирин. Стат-
шины и матросы сменяли друг друга. Веко-
ре они освободили винт от троса, и корабль
направилея в лальнейшее плавание.

секундомер, сказал Охрименко.—Еще раз
заменить ствол..

Второй раз автоматчик действовал луч-
ше. Охрименко остался доволен.

— Сэкономили четырнадцать секунд.
Работать можете, только не надо суетить-
ся,— посоветовал он.— Суета быстроте вре-
ДИТ. ,

Флагманский  артиллериет тренировал
пулеметчиков до тех пор, пока не добился
от каждого из них четких действий у ору-
жия. Теперь была уверенность, что они не
подведут на стрельбах, на которые направ-
лялись катера.

Тренировки проводились во все время пе-
рехода. Едва катера прошли фарватер гава-
ни, как гвардии калитан-лейтенант Сев-
ченко приказал произволить эволюции по
правилам совместного плавания. Перестрое-
ния следовали одно-за другим. Сигналы че-
редовались. часто. Офицеры Бегун и (830-
нов их выполняли правильно. Но у первого
маневры получались гораздо точнее, глазо-
мер был лучше. Сазонов же при перестрое-
нии иногда ебивалея с генерального курса,
не всегда выдерживал дистанцию относи-
тельно Уравнителя. On показал хорошие
теоретические знания, но ему нехватало
практических навыков. Гвардии капитан-
лейтенант. Сенченко помогал мололому офи-
церу на ходу.

На, подходе к бухте гвардии старший лей-
тенант Бегун по семафору получил ввол-
ную: «Батарея противника ведет огонь.
Поставить дымзавесу». Катер дает самый
полный, заходит © наветренной стороны.
За его кормой потянулась желто-серая по-
noca лыма. Прорыв в бухту осуществляет-
ся с учетом опыта Отечественной войны.

Гвардейцы приступили Е осуществлению
главной цели выхола в море—в стрельбам
по береговой пели. Первым на боевой куре
ложится катер офипера Сазонова. Но сиг-
нальному свистку открывается огонь. Ана-
логичную задачу выполняет и катер офи-
пера Бегуна.

Катера вернулись в базу поздно ночью.
Все задачи, намеченные планом, гвардейпы
выполнили © хорошими результатами. Но в
базе больше всего- говорили о недостатках.
Офинер Сенченко отметил, что командирам
катеров надо еше больше тренироваться в
выполнении правил совместного плавания,
перед каждым выходом в море тщательно
проверять материальную часть и энание
инструкций, продолжать отрабатывать

взаимозаменяемость,
ke
	В этой части серьезно готовятся к сдаче
тактических задач. С каждым новым вы-
ходом в море повышается выучка личного
состава.

Rarepa мало стоят у пирса. Каждый
ходовой час используется для’ усиленной
тренировки. В’ море, как правило, решает-
ся не одна, а комплекс задач.

Старший лейтенант Я. БАБИН.
	Тихоокеанский флот. (От корр. «Красно:
го Флота»).
	Ha щитовой
станции
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10 июля. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). На щи-
товой станции Н-окого соединения группа
матросов и рабочих сооружает новые щи-
ты, ремонтирует пробтреленные. Корабли
требуют новых мишеней. Эту задачу можно
решить путем облегчения конструкции. щи-
тов и улучшения обтекаемости их подвод-
ной части. Обслуживающий персонал стан-
ции делает все, чтобы дать щиты, отвечаю-
щие современным требованиям.

Кемендоры второго класса старшие ма-
тросы Скоморохов, Рассохин и фотолаборант
иатрое Платонов недавно изготовили и еда-
ли в экеплоатацию новые щиты. Они очень
удобны для буксировки. Совертенетвуются
большие и малые корабельные щиты, уве-
личиваетея число комендорских и пульных
мишеней.

Станция оказывает большую помошь в
боевой подготовке кораблей в море.
	Учение морских пехотиниев
	ТИХООВЕАНСКИЙ ФЛОТ, 10 июля.
(По телеграфу от’ корр. «Нрасного
Флота»). Командир батальона морекой
	пехоты майор !олубь пригласил офицеров
в тактический кабинет и об’явил, что
предотоит высадка десанта на берег, за-
HATH «противником», и «бой» с выпол-
нением фактической стрельбы.

Ночью к пирсу подошли десантные
суда. Четкая организация при посадке
позволила кораблям уже через несколько
минут выйти в указанный район. C pac-
светом. началась операция. Десантные
суда подошли близко к берегу, и морские
пехотинцы, высалившиев © хода,  вету-
пили в «б0й». Бойцы э0ты капитана

Чекурашвили открыли огонь по мишеням,
показавшимея среди кустов, и меткими
выстрелами поразили их. «Противник»
был сбит со своих позиций.

Десантники совершили марш по пере-
сеченной местности и выполнили боевую
стрельбу по грудной мишени, расположен-
ной на расстоянии 200 метров. Boen
Богатов, стреляя из ручного пулемета,
	восемью пулями Из олинналцати попал В
	цель. Девятью пулями поразил цель
т. Жеребцов. Меткоеть огня продемонет-
рировали автоматчики Мокров и Михей-
кин, 3a отличную стрельбу командир ба-
тальона об’явил им блатодарноеть и натра-
дил ценным податком.

планшет, подобный планшету Вильсона.
	Он имеет девять концентрических окруж-
	ностей для отметок высоты светила и ра-
диальные. деления. через. пять градусов
для нанесения азимутов. Такой планшет
оказывает: большую помощь при решении
навигационных задач. Его данные могут
понадобиться не только при самой ветрече
с противником, но и при принятии реше-
ния на эту встречу.

Не всегда удобно вести боевую проклад-
ку своего корабля и корабля «противника»
На той же карте, на которей ведетея на-
вигационная прокладка. Поэтому жела-
тельно заранее делать для всех кораблей
прямоугольные планшеты одинакового
масштаба. Тогда при разборе тактических
эпизодов можно быстро свести фактиче-
ские данные маневрирования разных сто-
рон в виде одной общей прокладки.

Опыт черноморских штурманов показы-
вает, что в зависимости от дистанции боя
могут быть планшеты двух масштабов: для
больших. хистанций-—1 миля равна 2 см
и второй, для малых дистанций, —1 Миля
равна 4 см.

Перечисленные мероприятия, конечно,
не охватывают всего того, что должен про-
делать штурман, готовясь в учению в море.
Они-— только основа’ Подготовки. Конкретная
обстановка, в которой решается задача,
может поставить перед штурманом много
дополнительных вопросов. Разумеется, их
трудно предусмотреть заранее. Важно,
чтобы каждый штурман твердо помнил,
что успех. работы его на учениях зависит
от того, как; он к нему подготовится в базе.

На учении деятельность штурмана скла-
дываетея из целого’ ряда самых разнообраз-
ных работ, тесно связанных между собой.
В сожалению, некоторые штурмана пола-
`галот. что-их обязанности ограничиваются
обеспечением безопасного и точного пла-
вания корабля или соединения. Безуслов-.
но, эта задача является первоочередной для
штурмана. Но кроме нее он должен нано-
сить на карту все данные обстановки.
своевременно докладывать о всех ее изме-
нениях. Этим самым штурман в значитель-
ной. степени помогает командиру прини-
Мать правильные решения. ©

Умение вести карту обстановки и про-
клалывать на ней лвижения сил как ©во-
	их. так и «противника» требует OT штур-
	Работа.

штурмана на учениях
	Успех учений в м0ре в значительной
степени зависит от того, насколько четко,
уверенно и грамотно обеспечивают их
штурманские офицеры. Порою многие, даже
флагманокие штурмана, надеются только
на свое личное искусство и на хорошую
подготовку корабельных штурманов. Они
нередко забывают 0 необходимости самой
тщательной предварительной подготовки к
учениям и не требуют этого от евоих под-
чиненных. В результате корабельные
штурмана иногда выходят в море слабо под-
		последним извещениям мореплавалелям и
ралионавигационным извещениям,
	Изучая район, штурман должен «под-
	НяЯть» на карте цветным кКарандапюм BC
опасности: запретные районы, минные по-
ля, подводные препятствия, опасные глу-
бины, затонувшие суда. Там, где возможно,
полезно провести отраничительные пеленги
Ha эти опасности. На берегу должны быть
отмечены приметные ориентиры, особенно
те. которые видны на пределе видимости,
когда общая конфигурация берега бывает
еще не ясна, но уже видны отдельные ха-
рактерные вершины гор или иные примет-
ные пункты. Изучение этих ориентиров —
важный элемент личной подготовки иетур-
мана. Зная ориентиры на берегу, штурман
должен уверенно находить их и на карте.
	При плавании, особенно на малых кораб-
лях, часто приходится сталкиваться с таким
фактом, когда командир катера и его по-
мощник, исполняющий обязанность штур-
мана, неплохо знают приметные пункты
побережья. Но стоит только потребовать от
них взять на эти приметные пункты пе-
ленги и проложить их на карте, как выяс-
няется, что этого они не могут сделать, тах
как не знают, где же на карте нанесены
эти ориентиры. Подобное «глазомерное»
плавание в отдельных случаях приводит к
навигационным авариям. № сожалению,
этого еще не понимают некоторые офице-
ры, особенно молодые командиры катеров
й их помощники.

Работая над картой перед выходом на
учения, штурман обязан проверить, пра-
Вильно ли нанесены на нее оси фарвате-
ров, их ширина, подходные точки, а так-
ке навигационное ограждение этих фарва-
теров. Дело в том, что могут быть чиеть
графические оптибки: в нанесении отдель-
ных точек. Такая карта может стать при-
чиной навигационной аварии. Кроме того,
надо нанести на карту и районы боевой
подготовки. Последнее особенно важно в
том случае, когда на небольшом участка
моря «нарезано» несколько районов для
прохождения боевой подготовки фазнород-
яых соединений и кораблей.
	Приведенный пример показывает значе-
ние штурманской подготовки для сравни-
тельно простого перехода одиночного ко-
рабля. Тем большее значение предваритель-
ная штурманская подготовка приобретает
тогда, когда в море наз тактические упраж-
нения выходит группа кораблей.

Готовясь к выходу на учения, каждый
штурман должен прежде всего хорошо уяс-
нить задачу своего корабля и штурманской
его части. Это относится и к штурманам ча-
стей и соединений. Они обязаны составить
на карте общий графический план учения,
& также частные схемы предполагаемого
маневрирования. Такой графический план,
даже схематически составленный, дает воз-
можность штурману и командиру части и
соединения наглядно опенить все условия
й особенности района предстоящего учения.
О дает также ясное представление и о по-
рядке предстоящих тактических упражне-
НИЙ.

Частные схемы маневрирования нужны
для занятия кораблями исходных позиций
при торпедных атаках и артиллерийских
стрельбах; для маневрирования при выпол-
нении дальномерных, прожекторных и про-
чих учений; при совместных атаках мино-
носцев, торпедных катеров и авиации; для
принятия решения о нанесении совместных
ударов разнородными соединениями флота.
Эти схемы помогают руководителям поста-
ВИТЬ задачу, а исполнителям — уяснить ее
И точно выполнить. -

Однако из этого вовсе не следует, что в
море все будет происходить так, как ука-
зано в схемах. Действительная обстановка
складываетя, как правило, по-иному.
Польза, таких предварительных занятий ©0-
 стойт в том, что они помогают офицеру
усвоить некоторые практические приемы и
дают основание для того, чтобы ‘перед боем
H в бою яснее предетавлять положение дела
и выбирать наивыгоднейший образ дей-
CTBEA. oo oo я .

Поеле того как штурман отчетливо уяс
нит поставленную задачу, он изучает район
предстоящего учения, производит самую
тщательную керректуру карт и пособий по
	мана не только высокого технического ма-
стерства, но и отличного понимания всего
хода учений. Штурман должен понимать
замысел своего командира, а это возможно
лишь при наличии единства оперативного
и тактического мышления штурмана и
командира. Чтобы добиться этого, коман-
дир должен обратить’ самое серьезное вни-
мание на тактическую подготовку. штур-
мана. Только при этом он сможег подго-
товить себе очень нужного и деятельного
помощника. Опыт многих наших передо-
вых командиров кораблей и соединений
подтверждает это. С каким нежеланием
обычно расстаются штурман и командир,
если они хоротно оработалиеь!

Командир принял решение на бой. 06я-
занность штурмана-——обеспечить проведе-
ние этого решения в жизнь расчетами по
тактическому маневрированию. От. его уме-
ния быстро и точно производить такие
	расчеты зависят оыстрое ванятие позиции
	для 00я, борьба за пеленг и дистанцию, &,
значит, и борьба за первый залп.

Следовательно, от четкой и точной рз-

боты штурмана зависит степень использо-
вания оружия корабля. Ясно, что штур-
ману ‘мало знать только правила маневри-
рования. Он должен уметь применять их в
различных комбинациях, причем быстро и
четко, почти автоматически. Он должен
хорошо знать тактические свойства 0ру-
мия своего корабля и соединения, а также
оружия противника.
° Если у штурмана нет этих знаний, 1
он плохой помошник своему командиру
даже при условии, что он отлично умеет
производить тактические расчеты. Такой
штурман—только механический исполни-
тель приказаний командира. Он не в си-
лах помочь своему командиру правильно и
быстро занять позицию для боя.

К разбору учения составляется общая
схема маневрирования. Это олин из важ-
нейших отчетных документов, позволяю-
щих судить о том, как действовали 008
стороны. Схему составляет штурман соеди-
нения. Но он может выполнить эту свою

ность только. при условии, если Ко-
рабельные штурмана добросовестно вели
боевую прокладку на учении. .
	3 nt 3 ранга
В. ПУКАЛЬСКИЙ.
	Черноморский флот.

Взять хотя бы такой пример. Минонос-
цу Н. предстояло совершить небольшой, но.
исключительно ответственный поход по.
узким фарватерам в порт «0» и возвратить-.
ся обратно на рейд. 0 походе было известно
за несколько дней, однако штурман ко-
рабля, считая, что поход небольшой и рай-
он плавания знакомый, никакой специаль-
ной подготовки не произвел, & командир не
потребовал этого от него. Не поинтересовал-
ся подготовкой к походу и штурман под-
разделения. В результате корабль вышел в
море, » предварительная прокладка не была
составлена. Отсутетвовала и таблица рас-
четных курсов, времени нахождения на
них корабля при различных скоростях хода.
Варты были откорректированы недостаточ-
но полно и аккуратно. Обстановка на наи-
более крупную карту рейха не была нане-
сена. Для обеспечения плавания при пло-
хой видимости не были предусмотрены все
возможные случаи использования средств
навигационного ограждения. Все эти недо-
статки пришлось устранять уже во время
похода.

В обратный. путь корабль вышел через
двое суток. На этот раз штурман произвел
тщательную подготовку с учетом всех пре-
дыдущих отлибок. Плавание значительно
усложнялось воледствие плохой видимости
и частичного отсутствия сорванного штор-
мом пловучего ограждения. Но благодаря
хорошей предварительной подготовке эти
обстоятельства не помешали штурману уве-
ренно вести корабль и отлично выполнить
	ею задачу.