[3 июля 1947-г., воскресенье, № 163 (2650)
	морских баз». Есть еще охотники помеч»
тать о том, как бы поживиться за чужой
счет, ущемить интересы миллионов людей
и прежде веего интересы народов CCCP.
Эти проиеки резкционных групи о0бязы-
вают нас быть еще более бдительными, на-
‘слойчиво совершенствовать свои знания и
крепить обороноспособность страны социа-
лизма. Чем выше экономическое м военное
могущество Советского Союза, чем сильнее
ий боеспособнее Советская Армия и Boen-
но-Морской Флот, тем прочнее тарантия
мира и безопасности не только для народов
СССР, но и для народов всех других стран,
идущих по пути демократического развития
и утверждения своей напиональной незави-
симости.
Поэтому большевистекая партия, совет-
ский народ уделяют огромное внимание
укреплению обороны страны, усилению
‘боеспособности армии и флота. Советекию
моряки постоянно чувствуют заботу. пау-
тии о Военно-Мореком Флоте как о важ-
ном элементе наших Вооруженных Сил,
Претворяя в жизнь задания пятилетнего
плана, советский народ пополнит флот таз
личными боевыми кораблями. По пятилет-
нему плану предусмотрено расширение отс-
чественного судостроения, оснащение этой
отрасли промышленности новой техникой,
внедрение более производительных методов
труда. Будут построены новые судострон-
тельные верфи и специализирюванные заво-
ды. выпускающие оборудование и механиз-
	МЫ.
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Ко Дню Военно-Морского Флота СССР
	В помощь пропагандисту и агитатору
Е _
		приступить к реализации поставленной
товарищем Сталиным ‘залалчи строительства
большого морского и океанского флота
CCCP. .

Так усилиями  ар и правительства,
волею великого Сталина, волею советского
	народа  роело и крепло военно-морское мо-
	гущество советской дэржавы. № началу Оте-
‘чественной войны в нашей стране был Co-
здан сильный Военно- Морской Флот. В ето
рядах насчитывались линейные корабли,
новейшие крейсера, десятки лидеров и ми-
ноносцев, соединения подводных лодок.
торпедных катеров. сторожевых кораблей,
катеров-охотников, бровекатеров, тральщи-
ков, много соединзний морской авиации и
зенитной артиллерии, несколько сот бере-
товых батарей крупного калибра. В строй
вводились все новые и новые корабли —
гордость социалистической промышленно-
сти, гордость советского нафода. Этим мощ-
ным оружием овладели и управляли кадры
военных моряков, Взращенные советским
строем, сильные как политической созна-
тельностью, общей. культурой, так и техни-
ческой подготовкой. Воспитанные партией
Ленина— Сталина на лучших революцион-
ных и боевых традициях, советские воен-
ные моряки в Отечественной войне прояви-
ли бэззаветную преданность Родине, мас-
совый тероизм, образцы стойкости, храб-
рости и воинского мастеретва.
		р д
	Приближается традиционный День Воен-
но-Морского Флота СССР. Его отметит вся
наша страна, весь советский народ, создав-
ший и выпестовавший свое любимо» дети-
ше- Вооруженные Силы социалистического.
тосударства. Тоудящиеся СССР, ‘вдохновля-
емые и направляемые большевистской пар-
тпей, беззавзтно поддерживают свою армию
и флот, питают их людьми, идеями, тех-
никой, неустанно заботятся об укренленеи
их могущества и боеспособности. Благода-
ря этой поддержке Советская Армия и
Военно-Морской Флот в годы войны наго-
лову разгромили сильного и опасного вра-
га, & в постевознное время бдительно охра-
няют завоеванный мир и созидательный
труд народов Советекого “Союза;

_ В нынешнем году День Военно-Морского
Флота отмечается в обстановке напряжен-
ной борьбы советеких людей за успэшное
осуществление послевоенной сталинской
пятилетки — пятилетки нового роста мо-
тущества советекого государства, его эко-
номики, под’ема материального блатосостоя-
ния и культуры трудящихся. Вмзете с тем
пятилетка обеспечивает дальнейшее повы-.
пение военной мощи нашей Родины, уси-
ление ез обороноспособноети. Политика.
нашей партии по строительству и укрепле-
нию военно-мореких сил выражает собой.
жизненные интересы социалистического
государства. Она направлена на обзепече-
ние безопасности морских границ Совет-
ской страны, © коммуникаций с зарубеж-
ными государетвами, направлена на то,
чтобы наш флот, ‘являющийся верным,
испытанным помощником героической Co-
ветской Армии, мог вместе с ней и впредь
надежно отстаивать государственные инте-
ресы Союза. ССР.

I:

Советский Союз является не только Be-
тикой сухопутной, но и морской державой.
Достаточно сказать, что из общей линии
тосударетвенных границ СССР, хостига-
ющой почти 65.000 километров, более хвух
третей занимают берега морей и океанов,
что превыштает длину земного экватора. Ни
одна страна в мире не обладает такой огром-
ной протяженностью морских границ.
	Наша страна омывается 14 морями; она

имзет прямой выход к трем океанам —
Северному Ледовитому, Атлантическому и
Тихому. По водной площади озер и рек
она также первая в мире. Протяженность
108 тысяч рек Советского Союза превы-
шает 400 тыс. км, из них болзе 100 тыс.
километров судоходных. -
’ Несмотря на. понесенные жертвы и тя-
желые потери, Советский Союз вышел из
Отечественной войны окрэпииим и усилив-‹
шимея. СССР утвердился на своих. искон-
ных рубежах. Нашей стране возвращена
область Петсамо (Печенга). Кроме того,
Финляндия предоставила нам на правах
зрэнды сроком на 50 лет территорию и вод-
ные пространства для создания военно-.
морской базы в районе Порккала-Удд.
	СССР получил Венитгебергекую (ныне
Калининградскую) область и такие базы
и незамерзающие порты на Балтике, как
Клайпела (Мемель) и Балтийск (Пиллау).
	_ Советский Союз вернул себе Южный
Сахалин и Курильские острова, получив
выхол к Тихому океану.
	° На основе соглашения с витаем восста-
новлены права CCCP на КВЖД и OME]
(сб’единенные под названием Китайской
Чанчуньской x. m.). Kpowe roro, CCCP x
Китай договорились о совместном ионоль-
вовании в качестве военно-морской базы в
течение 30 лет Порт-Артура и обеспечении
Ha этот же срок интересов Советокого Союза
в топровом порту Дальний.
	Вее это означает дальнейшее укрепле-
ume CCCP.
	_ Экономическо» и военно-пюлитическое
значение советских пограничных земель,
в том числе примореких районов, областей
п городов, поистине огромно. 06 этом сви-
детельотвует, в частности, пример севзро-
западного побережья европейской части
Советекого Сотоза, где © моря открываются
подступы не только к Менинграду, ной к
столицам союзных прибалтийских реепуб-
лик, к WX важнойшим промышленным и
политическим центрам. У берегов Черного
и Азовского морей находятся плодородней-
тие районы Советекой Украины, Врыма,
Краснодарского края и Закавказья. Нене-
числимы богатства приморских земель И
вод Советского Дальнего. Востока. 3а годы
сталинских пятилэток здесь среди вековой
тайги выросли новые промьииленные TO-
рода— Комсомольск, Артем, Магадан, неф-
тяная Оха. угольный Райчихинск и т. т.
	Военно-Морской Флот призван нетолько
зашищать советские берега, но и охранять
неши морские коммуникации. Вее большее
количество кораблей и судов, на которых
горло реет советский флат, бороздит моря
и океаны мира. Наши корабли посещают
гавани европейских стран и Америки, раз-
личные порты, расположзнные в Африке,
Австралии, Новой Зеландии и т. д.
	Неуклонно возрастают морские перевоз-
ки между советекими портами, В концу
новой пятилетки грузооборот увеличится
по сравнению © довоенным звоемензм в
2,2 раза. По отдельным бассейнам этот
рост еще более значителен, Так. Балтий-
ский бассейн по сравнению с 1940 годом
увздичит грузооборот на 2.250 проц., Ce-
верный бассейн-нь 200 проц. Каботаж-
ные перевозки Черноморского пароходства
за пятилетие возрастут больше чем на
5.000 проц. и Дальневосточного пароход-
	Кровные интересы народов Советского.
	Союза издавна и неразрывно связаны © мор-
скими просторами, с. морскими. путями, Сей-
часе эти интересы, соответственно с нэ-
	VEIOHHHIM DOR eCMOM политической и эко-.
	номической мощи Советского Союза, в03-
росли и возрастут еше более,
	Ваш народ издавна славится своей лю-
1 бовью к морю. Оно сродни пеирокой и смз-
uo натуре русского, советского человека.
Мы законно гордимся трудами наших мор-
ских путешественников, исследователей,
ученых, славными боевыми подвигами мо-
DAKOB.
_ Со всей присущей эму энергией русский
народ пробивался к морю. Русские люди на-
стойчиво искали и находили новые земли,
новые реки, неведомые моря. Они совер-
шали открытия поистине мирового значе-
ния, далеко опзрежая путешественников
Из стран Западной Европы,

«Географическая парта Дальнего Воето-
ка и названия морей, бухт, городов, про-
ливов,— писала в свое воемя «Правда» —
это историческая летопись подвигов заме-
чательнейпгих русских людей. Дежнев, По-
ярков, Хабаров и многие другие, — они пер-
вые прими в эти необжитые, пустынные
места, заложили основы культурного раз-
вития. Боты и шхуны смелых моряков-
исследователей первые бороздили. здесь дев-
ственные волны морей, пересекали океан,
водружали русский флаг на неведомых
островах».
кинучая, Отважная деятельность

искони направлялась к естественным ру-
бежам нашей Родины: не только на во-
сток — в Тихому океану, но и на юг — на
Каспий п Черное море и на запад — на
Балтику. Выдающиеся государственные
деятели России боролись за жизненно необ-
ходимые ей морские пути; Много энергии
и труда вложил Петр Т в создание регуляр-
ного военного флота. Наш народ дат Петру
таких моряков, бойцов и строителей, с ко-
торыми можно было вершить вэликие дела.
Уже тот период отмечен выдающимися
победами молодото флота России. Битвы при
Гангуте, Грентаме и другие морские сраже-
ния продемонстрировали высоки» воинские
качества русских моряков.

И в последующий период военный флот
России также одерживает ряд замечатель-
ных побед на море. Эти войны были вы-
‚званы необходимостью восстановить искон-
ныз пути России к южным морям, пути,
которые к тому времени были перехвачены
Турцией. В войнах с ней прославился ад-
мирал Ф..Ф. Ушаков. При нем был заложен
и строился Севастополь, создавался и коеп
Черноморский флот. Ушаков был одним из
основоположников знаменитой черномор-
ской школы морекой выучки, из которой
впоследствии вышли адмиралы Лазарев,
Корнилов, Нахимов, Истомин.

Своими успехами русский флот был обя-
зан прежде всего народу и тем своим ру-
ководителям, которые, в общем, понимали
значение народа и роль простого человз-
ка— рядового матроса в строительстве фло-
та. Такими были Нахимов и Макаров. Лод
водительством Нахимова русские моряки
отстаивали Черное море, храбро и муже-
ственно защищали Севастополь, втисав
незабываемые страницы в летопись морской
славы нашей Родины. Макарову принадле-
жит илея создания торпедных катеров и
миноносцев. Он первым дал самодвижущей-
ся мине (торпеде) боевое примэзнение. Не-
оценимы его заслуги в ряде других отра-
слей военно-морской науки и техники, на-
чиная от изобретения им сизциального
наконечника для ‘бронебойных снарядов и
кончая созданием первого в мире мощного
ледокола.

Россия никогда но оскудевала налод-
ными талантами. Их было немало и среди  .
флотеких людей. Одним из них был препода--
ватель минного офицерского класса Бал-
тийского флота А. С. Попов изобретатель
радиотелеграфа. Но помещичье-крепостни-
ческий строй, царизм мял и душил народ-
ные таланты. Многие пытливы» русские
умы, замечательные изобретатели, отваж-
ные исследователи ‘не только не встречали
поддэржки, наоборот, им чинились всяче-
ские препятствия. Правящие классы цар-
ской России насаждали неверие в творчз-
екие силы налиего народа, низкопоклонетво
перех буржуазным Западом, раболенетво-
вали перед ним. р

портами, наши транспортные суда нередве
оказывалиеь на передовых позициях мор-
ской. войны, подвергаясь ожесточенным
ударам противника. Шо данным Тройствен-
ной союзной военно-морской комиссии, за
время войны немцы. имели в строю 1.188
подводных лодок, которыз проявляли 960-
бую активность #а морских и окоанских
RKOMMY HBR ANH AX.

Советские моряки обеспечивали также
‘речные и озерные переправы. Так, во вре-
мя боев за Сталинград моряки Волжской
флотилии под огнем врага в тяжелых
ледовых условиях перебросили через Вол-
гу десятки тысяч бойцов, много тысяч тонн
груза и вывезли большое количество ра-
неных.

Исключительную работу проделала Ла-
дожская флотилия но снабжению осажден-
ного Аэнинградь продовольствием, топти-
вом, боезапасом и пополнениями. Корабли
флотилии во время блокады города в 1941—
1942 г.г. эвакуировали около 900 тысяч
ленинградских женщин, детей и стариков.
Они же перевезли свыше 1.080.000 тонн
ценнэйших грузов для фронта и города.
Следует напомнить, что эти перевозки обу-
ществлялись под непосредственным отне-
вым воздействием врага как с суши, так и
с воздуха.

Само собой разумеется, что снабжение
наших гарнизонов, остававшихея на остро-
вах Финского залива, совершалось при
помощи кораблей Балтийского флота. Вэ-
рабли флота снабжали всем необходимым
части Советской Армии, находившиеся на
полуостровах Рыбачьем, Среднем и др.

Обеспечивая свои коммуникации, наши
Военно-Морские Силы одновременно дей-
ствовали на коммуникациях противника.
Они потопили тысячи вражеских транспор-
тов и боевых кораблей общим водоизме-
щением в несколько миллионов тонн. БорБ-
ба на коммуникациях противника, в част-
ности на Балтийском море, не прекраща-
	wach лаже в самыз напряженные месяцы
	блокады Ленинграда, причем инициатива
неизменно оставалась в руках советских
моряков.

Наши подводники вели борьбу © пере-
возками противника непрерывно в течени»
	  всей войны, Неуклонно совертенствуя бое-
  Boe мастерство, советские подводники до-
	бились высоких рэзультатов торпедных
атак.

На коммуникациях противника активно
действовали и надводные корабли Военно-
Морского Флота. Они конвоировали наши
транспортные суда, проводили набеговые
операции! на вражеские суда и базы. Так,
в период боев за Крым корабли и авиация
Черноморского флота только с 8 апреля по
12 мая 1944 года потопили на путях, веду-
щих из Крыма в Румынию, 191 вражеекое
судно с войсками и грузами, Кроме тото,
были повреждены десятки сулов против-
ника.

В период стратегического наступления
не было ни одного флота и ни одной фло-
тилии, которые в той или иной мере нз
приняли бы участия в разгроме гитлеров-
ских войск. В боях росло тактическое
и оперативное мастерство наптих офицеров,
возтастала боевая закалка личного состава.
	VIC
	ХОДЯсЬ B затраничном похода, во время
стоянки в Тулоне установили связи ¢
В. И. Лениным. Ленин одобрил деятельность

‘матросов и лал указания их предетавите-

лям 0 дальнейшем. развертывании револю-
ционной борьбы. :

Оценивая _ положзние на Балтийском
флоте, В. И: Ленин летом 191% пола пи-

„  сал А. М. Горькому: «Ав Балтийском фло-
	_ Оценивая _ положзние на Балтийском
флоте, В. И. Ленин летом 1912’ года пи-
сал А. М. Горькому: «А в Балтийском фло-
те кипит!.. Ежели есть у Вас офицерские
связи, надо все усилия употребить, чтобы
что-либо наладить. Настроениз у матросов
боевое...». Такое же пробуждение матро-
COB K политической жизни имело место и
	 на других флотах и флотилиях.

Энергичная работа большевиков в годы
рзакции по собиранию и воспитанию pe-
волюционных сил для будущей борьбы дала
свои плоды и на военно-морском флоте.
Благодаря этой деятельности было обеспе-
чено активное участие моряков в Февраль-
ской буржуазно-демократичэекой револю-
ции 1917 года, а затем в Великой Ок-
тябрьекой социалистической революции.

«Выдающуюся роль в Октябрьском
восстании, — писал товарищ Сталин, —
сыграли балтийские матросы и красногвар-
дейнцы с Выбоогекой стороны. При’ необы-
чайной смелости этих людей роль петро-
градекого ‘гарнизона евэлась тлавным! 0б-
разом к моральной и отчасти военной под-
держке передовых бойцов»,

Сузетские военные моряки свято хранят
революционные традиции нашего флота.
Они развили и умножили их в огне граж-
данекой войны, в тоды мирного социали-
стичэского строительства, в суровых сра-
жениях Великой Отечественной войны. На
славных боевых революционных традициях
воспитывались и воспитываются новые по-
 коления моряков, призванных укреплять
военно-морское могущество Советского
Союза.
	TV.
	Изменяется технология судостроения. оа-
воды переходят на конвейерный и поточно-
секционные методы постройки. Это позво
лит сократить продолжительность  произ-
волетвенного процесса.
	Советские моряки встречают День Флота
в условиях напряженной боевой и полити-
ческой учебы. Окруженные ваботой боль-
шевистекой партии и советского ‘народа,
они прилагают все свои усилия к тому,
чтобы еще выше поднять военно-морское
могущество социалистической державы,
yolemHo освоить богатый опыт войны,
овладеть сталинской военной наукой,

Развернувшаяся летняя кампания oT
крывает большие возможности для coBep-
шенствования воинского мастерства матро-
сов; старшин и офицеров, для достижения
новых успехов в боевой и политической
подготовке. Первейший долг советских м-
ряков-—полностью и наиболее эффективео
использовать вое эти возможности. Вся уче-
ба должна быть максимально приближена к
условиям боевой обстановки. На открытых
рейдах, в походах, на стоянках—неуетан-
но учиться тому, что необходимо на войне.

В послевоенное время личный‘ состав
	флота значительно обновился. Лемобилизо-
	ванных моряков ваменили молодые матро-
сы, впервые вставшие сейчас на ходовые
вахты, к механизмам, орудиям и торпедных
аппаратам.

Среди молодых матросов уже наечиты-
вается немало таких, которые ‘уснешно
эвладели оружием и отлично справляются
©0 своими обязанностями. Таков, например,
балтиец Метр Куликов. Он служит старпи-
HOH котельного отделения гвардейского
эсминца «Вице адмирал Дрозд». Хотя 6в0е
дело т. Куликов знает хорошо, он продол-
жает настойчиво изучать свою специаль-
ность, старательно обучает этому и подчи-
ненных. Не случайно поэтому котельное от-
деление возглавляемое им, работает отлич-
HO.

Флот пополнилея молодыми офиперами,
Многие из них успепгно справляются со
своим сложным и ответственным делом.
К примеру, старший лейтенант Мартита-
сян командует катером несколько месяцев.
3& этот короткий срок он добился того, что
катер стал передювым по дисциплине, орга-
низации и боевой подготовке.

Деятельность каждого моряка в период
летней кампании—на этом важнейшем ата-
пе боевой подготовки-—оценивается преж-
Же всего по тому, как он выполняет зада-
чу, поставленную товарищем Сталиным в
приказе от 23 февраля 1947 года: «...не-
устанно, изо-дня в день, совершенствовать
<вое военное мастерство, продолжать глу-
боко изучать опыт войны и умело исполр-
зовать ©го». Товарищ Сталин потребовал от
воинов нашего флота еще выше поднять
морскую культуру, дисциплину и организо-
ванность. Эти требования вождя советского
народа являются законом для военных моря-
Ков, и они должны быть выполнены.
	Отличное решение вадач, стоящих пепел
	`Военно-Морским Флотом, немыслимо. пазу-
	меется, 068 дальнейшего укрепления чув-
ства личной ответетвенности каждого офл-
Hepa, старшины и матроса за ващиту ¢0-
циалистической Родины, Воины флота
должны быть достойны тех, чей созида-
тельный ‘труд они призваны вапищать.

8 этих условиях огромное значение при-
обретает воспитательная работа на флоте,
Повышенные требования пред‘являются ко

сем напьим командирам, которые облечены

высоким доверием народа, партии больше-
виков. Опираясь на партийные и ко\мсо-
мольсксе организации, они обязаны повее-
дневно и наютойчиво воспитывать своих
подчиненных в духе беззаветной преданно-
сти нашей Родине, Советскому правитель-
ству, в духе самоотверженного выполнения
воинского. долга. Это может быть достиг-
нуто только при условии дальнейшего усл-
ления всей политической работы. повыше-
ния идейного уровня и качества воопита-
НИЯ.

Большие и ответственные задачи стоят
ныне перед политорганами, партийными и
комсомольскими организациями флота. Они
обязаны усилить илейное содержание и
поднять качество всей своей работы на
Уровень современных требований, доби-
ваться того, чтобы все коммунисты п ROM-
сомольцы были отличниками боевой и по-
литической подготовки, образпом безуи-
ризненной дисциилинированности F ортази-
зованноети, -
	Полковник
	Подводя итоги боевой деятельности
флота в Великой Отечественной войне,
товарищ Оталин в своем приказе 22, июля
1945 года указал: :

&,..COBCTCKHE MODAKM 38 четыре года вой-
ны вписали новые страницы в книгу рус-
ской морской славы. Флот до конца выпол-
нил свой долг перед боветокой Родиной»,

Главенствующую роль в войне против
гитлэровской Германии игозла Советская
Армия, ее сухопутные и военно-воздушные
силы.  Немецко-фашистские захватчики,
развертывая свои действия против СССР,
стремились раздробить-наши арыии, захва-
	энин и Сталин уже с первых дней су-
ществования советекой власти стали созда-
	вать вооруженные силы еоциалиетического\
	  тосударства. 29 января 1918 года
В. И. Ленин подписал декрет 06 организа-
ции Араеной Армии, a 12 февраля — о
создании Врасного Флота. Гениальные стра-
теги социалистической революции, созда-
вая Вознно-Морской Флот, расематривали
его как составную и неот’емлемую часть
Вооруженных Сил Советской республики.

Большевистская партия, ве вожди
В. И. Ленин и И. В. Сталин уделяли боль-
шоё внимание ортанизации и сплочению
военно-морских сил.

В период героической обороны Даридщьг
на по инициативе товарища Сталина был
создан из пароходов и катеров специальный
речной отряд, личный состав которого в
своем большинстве состоял из прибывиих
туда моряков Черноморского флота. Ленин
и Сталин явились организаторами вознных
флотилий на Волге, Днепре, Каспии, Азов-
ском море. В создании этих флотилий и в
руководстве боевой деятельностью моряков
энергичное участие принимали В.М.
Молотов, Л. М. Ваганович, М. В. Фрунзе,
№ Е. Ворошилов, Г. №. Орджоникидзе,
В. В. Буйбышев, 0. М. Киров. Военные фло-
тилии внесли большой вклад в борьбу про-
тив белогвардейцев и интервентов.
`В годы гражданской войны моряки дея-
тельно помогали войскам Красной Армии,
оказывая им всюду бозвую поддержку.
Флот уже в тот нериод- приобрел большой
опыт. совместных действий с армией: на
морских и речных побережьях. Вроме Toro,
около 60 тысяч моряков CAM OCH на, су-.
хопутных фронтах. Они действовали даже
в кавалёрийских отрядах, бились в пешэм
строю, входили в команды бронепоездов.
В этих боях сложилась нерушимая дружба
межлу моряками и армейцами.

Тражданская война нанесла большой
урон нашей стране, в том числе и ее фло-
ту. Необходимо было затратить отремные
средства, героические усилия, чтобы
восстановить его. И партия. большевиков,
а народ нашли в себе силы,  что-

т ПОДНЯТЬ оборонную мощь нашей страны.

у Х партеезд вынес решзние принять
все меры «к возрождению и укреплению
Врасного военного флота».

По иницизтиве В. И. Ленина и И В.
Сталина У с’езд Российского коммунисти-
ческого союза мололажи (1922 rox) pemux
	принять шефетво комсомола над Военно-
	Морским Флотом. Вомеомол активно вклю-
чился в строительство и возрождение Воен-
но-Морских Оил Советской республики. На
флот прибыли тысячи комсомольцев,

Благодаря неустанной заботе партий
наш флот организационно окреп, получил
твердые основания для комплектования
личным составом, развернул сеть военно-
морских учебных заведений, обеспечиваю-
щих подготовку командных, инженерных и
политических кадров, Хозяйственное воз-
рождение страны,  неослабное внимание
партии, любовь и поддержка народа бла-
тотворно сказались на возрождении Военно-
Морского Флота. В стоой стали ветупать
боевые корабли.

ХУ сз большевистской партии
(1930 г.) в резолюции по докладу И, В.
Сталина в0 всей решительностью подчерк-
нул необходимость. еще большего укрепле-
ния «,..обороноспособности CCCP, мощи и
‘боеспособности Красной Армии, морского и
воздушного флота». Решение Этой задачи
обзепечивалось хозяйственным под  eMOM в
втране, успехами социалистической инду-
стриализации. Расигирение и совершен-
ствование судостроительной базы позволи-
30 развернуть строительство всех классов
кораблей. Только за пзрвые две сталинские
пятилетки наш флот обогатилея около 500
новыми боевыми кораблями. Это — в 4
раза больше, чем было построено царской
Россией за десятилетие, предшествовавшез
первой мировой войне. Одновременно’ ши-
роко развернулось укрепление береговой
обороны и морской авиации.

Сталинские пятилетки, преобразовавиие
лицо налшей страны и неизмеримо подняв-
шие ее экономическую мощь. позволили
	В. И. Ления полнисал декрет 0б организа-!Тить их в клещи, обойти их с флангов и
	тыла. Вполне понятно, что для немзцкого
командования было весьма заманчивым
провести также морские (в том числе де-
сантные) операции на флангах наших ap-
MH, Упиравшихея в побережье Балтий-
ского, Черного и Барэнцова морей.
	Основная задача флота в минувшей вой-
не и состояла в том, чтобы не допустить
	вражеских ударов с моря во Ффланги Co-
	ветских армий, Флот успешно справился с
этой задачей. Ни на одном театре военных
действий, даже в период наступазния гит-
леровских армий, фланги наших сухопут-
ных фронтов ни разу не полверглиеь на-
падению © моря. Фланги и тыл Советской
Армии были плотно закрыты для немецких
морских десантов. В 10 же время наши
военно-морскиз силы выполнили свыше
100 десантных операций нз флангах и в
тылу противника,
	Важно отметить, что наши военно-мор-
ские силы и их базы занимали фланговое
положение по отношению к сухопутным
фронтам. Длительная, упорная оборона этих
баз в период наступления немцзв прида-
вала устойчивость опиравшимея на них
флантам советеких наземных войск и. за-
держивая продвижение противника, в TBOW
очередь, создавала известную угрозу флан-
гам и тылу гитлеровеких армий.
	0 том, как упорно оборонялиеь ‹овет-
ские: вознно-морекие базы: товорит пример
Севастополя, оборона которого длилась
250 дней и где была задержана и перемо-
лота одна из лучших германских змий.
Под. Одессой было задержано ло 20 одних
только румынских дивизий, что составляло
почти половину румынской армии, Моряки
Балтийского флота на кораблях, в берего-
вой обороне, авиации, морской пехотз ак-
тивно помогали Ерасной Армии в защите
Ленинграда. Они нанести могучие удалы по
немецким войскам в период. их наступле-
ния, & затем содействовали прорыву бло-
кады и разгрому противника. Даже в дни
суровой блокады балтийны крепко удар-
живали несколько островов в Финском за-
ливе (Лавенсари, Сейскар) и ту часть ero
побережья, которая расположена в районе
форта «Красная горка» Ораниенбаум.
	На самой северной точке фронта Отз-
чественной войны-—на полуостровах Ры-
бачий и Средний моряки не отступили
ни на шаг от государетвенной границы
CCCP. Подстуны к Мурманску были закры=
ты для немцев воинами Советской Армии
и Флота,

Ни один из военных флотов, участво-
вавших во второй мировой войне (учиты-
вая, конечно, их состав и численность),
не отдавал столько сил и средств для He-\
посредетвенного взаимодействия с сухопут-
ными армейскими частями и их поддержки,
как наше советекий. Нигде идея взаимолей-.
ствия военно-мореких и сухопутных сил,
идея, бесспорная правильность которой до-
казана всем ходом войны, не нашла тако
полной реализации, как у нас. Советеки
флот был актавным участником той ве-
личайшей из сухопутных войн, которая
развернулась на европейском континенте
и которую до того не знала мировая ието-
рия,

Но наш Военно-Морской Флот нз только
прикрывал стратегические фланги архий.
и стойко оборонял свои базы: Он также
бдительно охранял важнейшие для Совет-
ского Союза морские коммуникации, свя-
зывазииие СООР с Англией и США. Нет
нужды доказывать, какоз огромное значе-
ние имели эти коммуникации, 06 этом
можно судить хотя бы по тому факту, что
за время войны в северные и дальневосточ-
ные порты прибыли, совершив переходы
внешними морекими коммуникациями, ты-
сячи судов C ценным грузом.

Пересекая широкие морские и океан
ские пространства, проводя недели на пере-
ходе мажлу отечественными и союзными.
	БВеззавэтная преданность Родине, высо-
кий наступательный дух, боевая актив-
ность советских военных моряков явились
результатом той огромной преобразователь-
ной работы, которую проделала наша пар-
THA B стране, результатом повышения
коммунистической сознатэльности, полити-
ческой зрелости совелских людей, Воспи-
тательная работа на флоте не прекраща-
лась ни на минуту, Она ныа непрерывно и
повсеместно. Коммунисты личным примэром
воодущевляли моряков, вдохновляли их на
героические подвиги. Советские воины по-
стоянно видели в коммунистах образец
выполнения воинского долга, честного слу-
жения Родин» и стремились подражать им
во всем. Лучшие из лучших, доказав-
шие в сражениях свою преданность социа-
листической Отчизне, вступали в ряды
партии Ленина-—-Сталина. За время войны
партортанизации Военно-Моревих Сил воз-
росли в три раза.

Неоценимое влияние на повышение бое-
способности кораблей и частей оказывала
политическая деятельность, проводившаяея
партийными организациями и политоргана-
ми, В основе всей этой работы лежали вы-
ступления товарища Сталина, его прика-
зы, ‘указания Центрального Комитета
ВАП(б). Партийные организации сплачива-
ли моряков в единую дружную семью, во-
оружали их яеным пониманием целей n
смысла борьбы, помогали командованию
укренлять дисциплину, организованность: и
порядок, повышать военное мастерство ма-
тросов, старшин ‘и офицеров.

Родина, Советское правительство высоко
оценили боевые заслуги флота. 507 военных
моряков удостоены звания Героя Советекого.
Союза, 7 мореким офицерам присвоено зва-
ние дважлы Героя Советского Союза. 3a
время войны морякам. было — вручено
218 тысяч орденов и. медалей.

В ходе войны росла славная семья мор-
‘кой гвардии. Она пополнялась кораблями
	AEX классов, винами звоех родов морского
	оружия. Сейчас твардейские флати и зна-
мена реют на 87 кораблях (частях) и сое-
динениях флота; 209 соединений, кораблей
	‘И частей натражлены орденами Советекого
	Союза,

Война обнаружила полную несостоятель-
ность германской военной идеологии, ее
военной и военно-морской доктрины. Ни
теоретик «крейсерской войны» Редер, ни
носитель идей «тотальной подводной вой-
ны» Дениц не смотли реализовать различ-
ные вапианты авантюриетеких планов rep-
манской морской стратегии. Все эти док-
трины потерпели полный крах на практи-
ке, во время войны, при столкновении с
советской идеологией, е советской военной
доктриной.

Однако многие зарубежные нокленники
идеи «мирового господства» не извлекли из)
этого лолжных уроков. не слелали нужных)
	PEEVE АЗОТА ypu, по одолели eb

выводов. Резкционные группы США на-
	Славными боевыми и революционными\
традициями богат наш флот, В конце про-
шлого и особенно < начала нынэщнего в6-
ка неуклонно нарастало революционное
движение на флоте,

Успентному развертыванию, революцион-
ной борьбы на флоте способствовали нали-
чие среди вознных моряков большого чи-
вла рабочих и полупролетарокой молоде-
жи, тесная связь их © индусетриальными
рабочими крупнейших промышленных
центров страны, развитие социал-демокра-
тического движения.

Первым в истории флота массовым D2-
волюционным выступлением, участником
которого являлись матросы-— лети рабочих
и крестьян, было восстание на броненосце
«Князь Потемкин-Таврический». Это восота-
ние расценивалось Аэниным как, попытка
образования ядра революционной армии.
Ленин считал, что за событиями на Черно-
морском флоте неминуемо последуют. но-
вые, еще болзе энергичные попытки обра-
зования революционной эриии,

Предвидение В. И, Ленина, партии боль-
шевиков блестяще подтвердилось послэду-
ющим ходом революционной борьбы. Велед
38 восстанием на броненосце «Потемкин»
в армии и на флоте произонтел ряд волнений
ий выступлений. Реакция, наступившая.
после поражения революции 1905 —
1907 тодов, не могла подавить революци-
онное брожение срзди моряков. Уже летом
1910 года на Балтике и на Черном море
нова вепыхнули открытые выступления
	О ee ee ee ne nee АР а ЕАО

crpa—na 500 проц. Ha морской Флот, изтросов. В том же 1910 году начали воз
возложена большая задача-облегчить ра-  никать революционные кружки и труппы
боту желззнодорожного транспорта усиле- на многих кораблях Валтийского флота.
пием перевозок по морю, - Матровы линейного корабля «Слава», на-
	DOLBUAUD, хоазциопоыюо труппы ош, Ha-; AL. KOPH ИЕНКО,
пример, разрабатывают трандиозные планы › - a
	Капитан 2 ранга
Н. МИЛЬГРАМ.
	военно-морской экспансии, планы создания
«всемирной опоясывающей системы военно-