15 апреля 1948 г., четверг, № 89 (2885)
	На международной конференции
_ По вопросам свободы печати
И ИНФОрМации
	ЖЕНЕВА; 13 апреля. (ТАСС). После того,
как юридический комитет отклонил фран-
цузскую поправку о превращении подко”
миссии по свободе печати в Международный
совет по информации, французская делега-
ция отказалась от своего проекта конвен-
ции о создании постоянного международного
органа и © специальных международных
удостоверениях для корреспондентов.
	Однако вслед за этим Французская деле-
гация внесла новый проект. конвенции о
праве исправления (опровержения), который
был поддержан делегатами США, Аветралии,
Швейцарии. С резкой критикой этого проек-
та выступили представители Советского Co-
юза. Украины, Польши, . Чехословакии,
		КРАСНЫЙ ФЛОТ
		Выступление А, А. Громыко
	НЬЮ-ЙОРВЕ, 12 апреля. (ТАСС). Выету-
пая 12 апреля на заседании Совета без-
опасности, А. А. Громыко заявил:

В своем выступлении от 23 марта я уже
имел возможность дать оценку чилийского
обращения, равно как и высгупления чи-
лийского представителя и выступлений
некоторых представителей в Совете 6e3-
опасности, в частности, господина Кадо-
гана. Делегация СССР убеждена, что цель
авторов упомянутого обращения не имеет
ничего общего с действительными заботами
о поддержании международного мира. 06
этом говорит нам как само это обращение,
так и заявления ‘тех представителей в Co-
вете безопасности, которые выступили в
защиту этого клеветнического документа.

Я уже указывал на то, что мнение пра-
вительства Чили нас меньше всего инте-
ресует, ибо наивно было бы предполагать,
что чилийцы имеют собственное мнение в
этом вопросе и действуют по собственной
инициативе. Еще меньше нас интересует
мнение чилийского представителя. Все эти
люди просто выполняют поручение своих
подлинных хозяев.

Первоначальное обращение Чили, допол-
нительные заявления чилийского предета-
	вителя.и выступления тех, ETO поддержи-
	вает Чили во всей этой авантюре, поража-
ют. своей беспомощностью.

В: самом: деле, что собой представляют
все эти заявления и выступления и какозо
их содержание? Они являются простым по-
вторением всех абсурдных утверждений, со-
держащихся в чилийском обращении в `0о-
Bet, которое, в свою очередь, повторяет все
смехотворные утверждения бывшего чехо-
словацкого представителя в. ООН, смещен-
ного правительством Чехословакии. с зани-
MaeMOTO им ранее поета.

Получается, что чилийцы усердно ци-
тируют заявление этого чехословацкого
ренегата, представители Соединенных Шта-
тов; Англий и Франции цитируют заявле-
ния чилийцев, а все другие, кто решил
ВКЛЮЧИТЬСЯ В ЭТОТ враждебный Советскому
Союзу хор, руководителем которого явля-
ются Соединенные Штаты, цитируют и сма-
куют заявления американского и англий-
ского представителей в Совете, хотя необо-
снованность всех этих заявлений является
очевидной. Ни один из участников этого
хора не мог высказать ни одной ориги-
нальной мысли. Все они вместе взятые
повторяют газетные сплетни ‘© Советском
Союзе и о положении в Чехословакии.

Главное место во всех. этих заявлениях
отводится, как известно, необоснованным
утверждениям о том, будто бы происшедитие
изменения в составе правительства Чехо-
словакии, изменения, которые вправе осу-
ществлять только народ Чехословакии, бы-
ли проведены в результате вмешательства
СССР. При этом особенно подчеркивается,
будто бы Советский Союз угрожал приме-
нением силы в отношении Чехословакии,
8 также будто бы посетивший Прагу заме-
ститель министра иностранных дел СССР
Зорин оказывал давление на политическую
обстановку Чехословакии в желательном
для Советского Союза направлении.

Оба эти утверждения, как и все другие
их утверждения, являются сплошным вы-
MBICION.

Не случайно поэтому не приведено ни-
каких фактов, подтверждающих эти заяв-
ления. Да их и’не может быть’ приведено,
ибо таких фактов не существовало и не
существует.

Нроистедшие в Чехословакии изменения
В составе правительства были’ произведены
народом Чехословакии, о чем известно вее-
му миру. Во всяком случае, об этом извест-
но всем тем, кто не ослеплен пропагандиет-
ским дурманом, распространяемым особенно
в Соединенных Штатах, имеющим своей
целью ввести в заблуждение общественное
мнение насчет действительной обетановки
в Чехословакии и действительного смыела’
происшедших там недавно событий. 06 этом
известно“ всем, кто хочет беспристрастно
разобраться в этом ‘вопросе и не намерен
оставаться жертвой обмана, распространяе-
мого. определенными кругами за границей,
связывающими свои собственные ‘расчеты
© обсуждением этото так называемого чехо-
словацкого вопроса в Совете безопасности.

Люди, которые хотят разобраться в фак-
тах и желают отделить эти факты от лжи,
понимают, что Советский Союз не имел и
не имеет никакого отношения к тому, что
произошло в Чехословакии, что утвержде-
ния, о вмешательстве СССР во внутренние
дела Чехословакии представляют собой вы-
мыкел.

Откуда взяты баени 0б угрозе со стороны
СССР применить силу в отношении Чехо-
словакии? Они взяты из газет, избравших
своей профессией распространение клевет-
нических и провокапионных сообщений о
Советском Союзе. Всем 0б этом хорошо из
вестно. Тем не менее, американский, ‘ан.
глийский и некоторые другие представите-
ли не брезгуют никакими источниками для
того, чтобы почерпнуть из них дополни-
тельную дозу клеветы. .
	В равной степени является абеурдным
утверждение о якобы имевщем место вме-
шательстве СССР во внутренние дела Че-
хословакии через посредство Зорина. Это
утверждение является’ также клеветниче-
ским.. Всякому понятно, что факт присут-
ствия офиниального липа или нескольких
лип одной страны в какой-либо другой
стране в тот период, когда эта другая стра-
на сама решает такие вопросы, как вопрос
0 составе своего правительства, сам` по
себе ничего. не. говорит и не может явиться
основанием для подобного рода утвержле-
НИЙ.

Известно, что в каждый данный момент
представители любой из великих держав
находятся в странах, с которыми эти дер-
жавы поддерживают активные экономиче-
ские или политические отношения. То` же
самое можно сказать о пребывании пред-
ставителей малых стран на территории ве-
ликих держав, с которыми эти малые стра-
ны поддерживают активные отношения.
Факты показывают, что те государства, ко-
торые действительно вмешиваются BO BHYT-
ренние дела других етран, ‘прелпочитают
оказывать при помощи многих других рыча-
	Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
	Г, 92088.
	на заселании Совета безопасности 12 апреля 1948 года
	ными заботами в отношении Чехословакии.
Напротив, эти планы направлены против
Чехословакии и ве народа, так как они
имели своей целью ликвидацию  Чехосло-
вацкой республики‘и превращения Чехо-
словакии в вассала Соединенных Штатов.

С целью проведения своих планов
правительство Соединенных Штатов при-
лагало все усилия, чтобы использовать в
максимально’ возможной степени‘ реакцион-
ных продажных ‘политических деятелей
внутри Чехословакии и, опираясь на этих
людей, нанести смертельный‘ удар по Че-
хословацкой республике. Еще задолго. до
правительственного кризиса в Чехослова-
кии правительство Соединенных Штатов и
его представители подсказывали правым
реакционным чехословацким партиям необ-
хехимость перехода в наступление против
	гов политическое и экономическое давление
на такие страны. Характерным примером
может являться Италия, где мы, быть мо-
жет, и не найдем специально и открыто по-
сланного для целей вмешательства офипи-
ального американского представителя, но где
это вмешательство осуществляется система-
тически, ежедневно, ежечасно, чего ‘офи-
циальные круги Соединенных Штатов не
скрывают.

Правительства Соединенных Штатов и
Великобритании, повторяющие клеветниче-
ские заявления чилийцев по поводу дея-
тельности Зорина в Праге, несомненно,
знают ‘об официальных сообщениях, опуб-
ликованных в чехословацкой печати. Tak,
например, 20 февраля во всей чехословап-
кой печати было опубликовано сообщение,
	с какой целью Зорин прибыл в ЦШрагу. В
	этом сообщении указывалось, что он прн-
был с целью контроля за ‘поставками в
Чехословакию советского зерна и что он
примет также участие в торжествах чехо-
словацко-советской дружбы в связи с рес-
публиканским с’ездом Союза друзей СССР
и Общества культурной связи СССР. с Чехо-
словакией, который происходил 21—22
февраля.

Чехословацкая печать сообщала далее о
том, что в первый же день приезда Зорин
посетил министра иностранных дел Чехо-
словакии Масарика и министра снабжения
Мейера (правый социалист), с которым
рассмотрел вопрос о ходе поставок. совет-
ского зерна в Чехословакию. 21 ‘февраля в
чехословацкой печати было опубликовано
сообщение о том, что Зорин посетил мини-
стра путей сообщения Пьетора (словацкий
демократ), у которого также было прове-
дено. совешание по ‘вопросам ‘транепорти-
	ровки советского зерна. 22 февраля заме-
	ститель министра иностранных дел CCCP
присутствовал на республиканском - с езде
советско-чехословацкой дружбы, а 23. фев-
раля был на торжественном собрании в
Доме обороны, посвященном 30-летию (о-
ветской Армии. Вечером 23 февраля он
присутствовал на приеме в советском по-
сольстве, устроенном в связи с этим знз-
менательным юбилеем.

В газете социал-демократов «Право ли-
ду» и в ряде других газет 27 февраля было
помещено коммюнике о совешаниях, кэто-
рые происходили в течение нескольких
дней с участием Зорина, советского торг-
преда в Праге Бакулина и представителей
от министерства внешней торговли, мини-
стерства снабжения и министерства путей
сообщения Чехословакии, и о решениях,
принятых на этих совещаниях © целью
ускорения поставки зерна и, в особенногти,
своевременной поставки посевной пшеницы.

В. опубликованном коммюнике были при-
ведены цифры поставки зерна, которые на
26 февраля составляли 325.036 тонн, то-
есть выше на 60 проц. намеченного. к по-
ставке до 1 мая 1948 тода. плана.

По окончании своей работы, проведенной
в Праге совместно с соответствующими
членами правительства Чехословакии,
28 февраля Зорин возвратился в Москву.
	Приведенные мною данные о пребывании
	заместителя министра иностранных дел
СССР в Чехословакии, опубликованные во
всей” чехословацкой печати, показывают
вздорность распространяемых представите-
лями  Соединенных Штатов, Великобрита-
нии и Чили измышлений. Распространяя
подобные измышления, правительства Co-
единенных Штатов и Великобритании, He
говоря `уже`о безответственных действиях
правительства Чили, явно преследуют цель
ввести в заблуждение прежде всего свои соб-
ственные народы для того, чтобы скрыть
свои действительные намерения в отноше-
нии Чехословакии и свои планы, которые
они связывают е обсуждением чехословап-
кого вопроса в Совете безопаености.
	Такам же не соответствующим действи-
тельности является и заявление. представи-
теля Соединенных Штатов господина Ости-
на © том, что Зорин якобы -не был принят
президентом. Бенешем, хотя и просил о при-
еме. Это заявление не имеет ничего общего
с тем, что в самом деле имело место. В
действительности, заместитель министра
иностранных дел СССР, приезд которого в
Прагу был <вязан © экономическими вопро-
сами, вообще не обрашалея к Бенешу ©
просьбой о приеме и, естественно, не мог
получить никакого отказа в“приеме со сто-
роны президента Чехословакии.

Так обстоит дело © измышлениями, рае-
пространяемыми правительствами Сюединен-
ных Штатов, Великобритании и Чили отно-
сительно пребывания официального совет-
ского представителя Зорина в столице’ Че-
хословакии.

Что же остается тогда от утверждений.
чилийцев и компаний относительно ‘совет-
ского вмешательства во внутренние дела
Чехословакии? Остаются голословные заяв-
ления, не подкрепленные абсолютно ника-
кими фактами, заявления, рассчитанные на
то, чтобы ввести в заблуждение честных
людей, которые хотят отделить правду от
клеветы, но которым иногда не легко это
сделать, ибо потоки клеветнической инфор-
мации об СССР, Чехословакии и других стра-
нах. Восточной Европы распространяются в
миллионах газет, журналов, по радио и
поотряютея официальными кругами ряда
государств, среди которых первую окрипку
в этом отношении играют Соединенные
Шеатье.

В одинаковой степени беспочвенным яв-
ляется утверждение, приводимое участни-
ками этого хора. о том, будто бы события. в
	Чехословакии являются показателем экопан-
	сии СССР: в Европе.

Это утверждение само по себе теряет вея-
кий CMBICA и отпадает уже всвязи с тем,
что отпадает основное утверждение о якобы
имевшем место вмешательстве СССР во
внутренние дела’ Чехословакии,
	совершенно неприемлемых условиях, позво-
лить использовать Чехословакию для раево-
ла ереди демократических стран Восточной
Европы, с которыми народ Чехословакии
связан прочными узами. Эти цели состояли
в том, чтобы превратить Чехословакию в по-
литический и экономический придаток Сое-
диненных Штатов и; в’ конечном счете; в
плацдарм военно-политической и экономи-
ческой экспансии Соединенных Штатов про-
тив. стран Восточной Европы и СССР.

Никто, конечно, не сомневается, что пра-
вительство Чили, начав кампанию против
демократической Чехословакии в Совете
безопасности, послушно выполнило приказ
из Вашингтона,
	`’Разумеется, мы не ожидали, что предста
вители Соединенных Штатов заявят в Сове-
те безопасности о подлинных плачах прави-
тельства Соединенных Штатов в отношении
	Я уже указывал в своем заявлений oT   ME кругами в их попытках добиться реак-
	ционного переворота в Чехословакии в фев-
рале месяце этого года. Эти цели ясны. Они
заключаются в том, чтобы воспрепятетво-
вать укреплению демократии в Чехослова-
кии, сломить независимую политику чехо-
словацкого правительства, которое было -не
согласно налеть на’ Чехословакию ярмо на-
	23-марта в Совете безопасности на то, чем
об’ясняется, что чехословацкий вопрос был
притянут в Совет безопасности. Я указы-
вало на подлинные планы правительства
Соединенных Штатов в отношении Чехо-
словакии. Эти планы не имеют ничего об-
щего с задачей подлержания междунарол-
ного мира и безопасности и е действитель-
	стран и лишь не в интересах узких групи
промышленников, финансистов, помещиков,
которые цепк) держатся за ‘евои старые
привилегии. не считаясь с тем, ‘что времена
сейчас изменились.

В ряде стран народы осознали необходи-
мость проведения демократических реформ
не только в области политики, но и В обла-
сти экономики. Восточноевропейские стра-
ны, в том числе и Чехословакия, во многих
отношениях показывают пример другим
странам и народам в решения этих важных
задач. oe

Подвергнув критическому  pashopy BBI-
ступления ряда делегатов, в частности, ки-
тайского, канадекого и английского, имев-
шие место при обсуждении Советом безопас-
ности. обращения чилийского ‘правительст-
ва, А. А. Громыко далее заявил:

Я имел уже возможность высказать евое
	отношение в требованию, которое с особым
нылем защищал представитель Соединен-
ных Штатов, 9 проведении расследования
в связи с содержащимся в чилийском обра-
щении утверждением о якобы имеющем
место советском вмешательстве во внутрен-
ние дела Чехословакии. Если я касаюсь
этого вопроса сейчас” опять, то лишь пото-
му, что это требование; повидимому, яв-
ляется основным требованием тех, ETO ‚при-
	тянул в Совет. безопасности этот вопрое.
	0 желании провести расследование го-
	ворил здесь не только представитель Чи-
ли, но и представители Соединенных Шта-
	тов и Англии. Они уже поспешили выдать
свои затаенные мысли. Им скорее нужно
	свой  затаенные мысли. им сворес нуно
расследование. Во что бы то ни стало нуж-
но расследование. Можно не сомневаться в
том, что у них уже заготовлены «резуль-
	таты» такого расследования, & может быть
	H Проекты соответствующих резолюций...
	Поскольку вопрое об. изменении в. соста-
ве правительства Чехословакии находится
во внутренней компетенции  Чехослова-
кии, — продолжал Громыко, — постольку
нет никаких оснований ставить вопросе о
проведении какого бы то ни: было расселе-
дования, и всякие такие требования долж-
ны быть решительно отвергнуты. Здесь
высказывались Пожелания организовать
опрос так называемых свидетелей в. связи
С обсуждением. чехословацкого вопроса в
Совете. С этой мыслью особенно носятся
представители Канады и Сирии. При этом
имеется в виду вызов для опроса разного
рода политических беглецов, очутившихея
вне Чехословакии, порвавших co своей
страной и своим народом и превратившихся
в иностранных агентов, о которых с през-
рением будет вспоминать чехословацкий
народ.

Веякому понятно, на что рассчитывают
те, кто выдвигает такого рода предложе-
ния. Они рассчитывают на то, что допрос
разного рода политических авантюристов
поможет им. поддерживать на „определенном
уровне поток клеветы, который они направ-
ляют против Советского Союза и Чехослова-
кии, но авторы этого предложения мало
заботятся о логике и здравом смыеле. Если
бы те, кто вносит такого рода предложе-
ния, руководствовались здравым CMBICIOM,
то они наверное. поняли бы, что против
правительств их собственных стран могут
дать показания не десятки, а сотни и ты-
вячи людей. Разве трудно найти людей из
канадцев, которые. готовы в любое время
дать показания против канадского прави-
тельства, из американцев, готовых дать по-
казания против правительства США, из
англичан, готовых дать показания против
правительства Великобритании, и даже из
сирийцев, готовых дать показания против
правительства Сирии. Но ведь никто же
пока нё вносит предложения для вызова в
Совет безопасности ‘при обсуждении того
или ‘иного касающегося этих стран вопро-
са частных лиц, находящихся в оппози-
ции к правительству того или иного из
	этих

Государств.
	Советевай делегат Губин подчеркнул,
что, по мнению советской делегация, право
опубликования возражений, опровержений
и всякого рода исправлений является су-
	веренным правом каждого независимого го-
сударства, а предлагаемая французской де-
легацией конвенция Только облегчила бы
вмешалельство одного государства во внут-
ренние дела. другого. ‘
	‚ Делегат Польши Грош указал, что приня-
тие французского ироекта может привести
Е тому, например, что американская печать,
часто помешающая враждебные Польше со-
общения, не будет печатать’ опровержений
польского правительства, причем правитель-
ство США будет оправдываться ссылками на
то, что оно не может заставить свои якобы
независимые агентства и. газеты публико-
вать опровержения и исправления. В то же
время от Польши будут требовать, чтобы ее
официальные органы — агентства и газе-
ты — печатали ` опровержения правительст-
ва США.
	На заседании первого комитета, расомат-
ривающего общие принципы свободы инфор-
мации, французский проект и ряд амери-
канских поправок в нему поддержали деле-
гаты Турции, Швеции и с некоторыми ого-
ворками делегат Англии. С критикой этого
проекта вновь выступили представители
СССР, Югославии, Венгрии и Албании. Гла-
ва советской лелегации Богомолов укавал,
в частности, на противоречия,  содержа-
щиеся во французском проекте, который
провозглашает право исправления  (0про-
вержения), но не предусматривает реальных
действенных средств для осуществления
этого права, кроме вмещательства во внут-
ренние дела, на что не может пойти ни од-
но суверенное государство.
	Югославский делегат Matec заявил, что
французский проект идет в неправильном
направлении — не в сторону действитель-
ной борьбы с лживой информацией и уси-
ления ответственности печати, & в сторону
создания видимости такой борьбы, что м-
жет только вволить в заблуждение.
	К событиям в Колумбии
	ГААГА, 13 апреля. (ТАСС). Газета «Де
Ваархейд» в статье «Законы дикарей», ка-
саясь событий в Колумбии, пишет: «Дель-
цы ‹© Уолл-стрита известны как мастера по
организации восстаний в странах Средней и
Южной Америки. Как только какое-либо
правительство не отвечает всем желаниям
Уолл-стрита, то немедленно. подыскивается
неудачливый генерал ‘или политик и при
помощи револьвера и ‘долларов устраивает-
ся «революция». Таким же образом прон-
зошли и события в Боготе. Вся эта история
в Боготе могла бы быть смешной комедией,
если бы не погибло столько людей. Чтобы
замести следы, организаторы убийств свали-
вают вину на коммунистов. Это. понятно.
Гангстеры остаются  гантстерами, которые
признают лишь законы джунглей».
	Индийская газета
критикует правительство
	` ДЕЛИ, 13 апреля. (ТАСС). Газета «Инди-
ан ньюс кроникл» в передовой статье «Сво-
бода печати» критикует правительство Ин-
дин, преследующее демократическую печать.
Газета протестует «против репрессий в мир-
ное время, которые другие демократические
правительства воздерживаются применять
даже в военное время».
	Заявление генерального секретаря
Всеиндийского конгресса
профсоюзов
	ДЕЛИ, 14 апреля. (ТАСС). Генеральный
секретарь Всеиндийского конгресса, профео-
юзов Джоши опубликовал в печати заявле-
ние, в котором называет репрессии прави-
тельства против коммунистической партии
«безусловно ° незаконными» и указывает,
что «это лишь начало еще больших гоне-
ний». Джоши призывает профсоюзы к един-
ству, чтобы успешно противостоять «реп-
рессиям против рабочего класса, граждан-
ских свобод и демократии».
	МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОНИКА
	(По сообщениям иностранной
печати и радио)
	*: Английский авианосец «Трайэмф» в
сопровождении ‘эокадренного миноносца
«Чевиет» прибыл в Венецию.

Как сообщает лондонский корреспон-
дент агентетва Телепресе, в Вашингтоне: ве-
дутся переговоры о передаче гоминданов-
скому правительству нескольких американ-
свих кораблей.

$ В Люндоне об’явлено, что вице-адми-
paz Парри назначен командующих  Ин-
дийским флотом.

Греческий министр. военно-морского
флота заявил, что более ста матросов _и
офицеров арестовано по’ обвинению в по-
пытке взорвать 4 эскадренных миноносца.

Как официально сообщается, погру-
зочно-разгрузочные работы в польских пор-
тах достигли в первом квартале текущего
года рекордного уровня — 3.171.629 rows.
Товарооборот только двух портов — Глыня
и Гданок — достиг-в марте 1 млн. тонн,
	Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.
	чехословацкого правительства, чтобы 00е-  тельства Соединенных Штатов в отношении
печить занятие более выгодных позиций к  Чехословакии. Напротив, как и следовало

предстоящим парламентским выборам в Че-
хословакии. В этом направлении действо-
пал американский посол в’ Чехословакии
Шлтейнгардт. С этой пелью использовалиеь
и другие’ средства’ ‘воздействия.

- Именно эти происки правительетва Соеди-
ненных Штатов и американских агентов

ожидать, их заявления, имеют своей целью
отвлечь ‹ внимание народа Соединенных
Штатов от попытки американских реакци-
онеров вмешиваться во внутренние дела
Чехословакии, развязать и использовать в

‘Своих экспансиониетеких целях внутренний

внутри Чехословакий привели в. известному.
`дажных групп таких изменений в составе

вам кризису в чехословацком правительетве,
который был организован чехословацкими
реакпионерами ‘сознательно и по указке
извне. 0б’этом говорят все факты, относя-
щиеся к подготовке ими этого кризиса и
тем событиям, которые последовали за
ними.

Далее Громыко подробно останавливает-
ся на обстоятельствах  вопыхнувшего в
Чехословакии в феврале’ правительственно-
то кризиса и на роли, которую в этом
кризисе сыграл американский посол.

19 февраля, напомнил Громыко, в Пра-
гу прибыл американский посол Штейн-
гардт, который в тот же день принял че-
хословацких корреспондентов и в целях
воздействия на общественное мнение Че-
хословакии заявил им, что он все еще на-
деетея на то, что чехословацкое правитель-
ство «пересмотрит свое решение и примет
непосредственное участие в плане европей-
ского восстановления». Он добавил, что
американская общественность следит с
большим интересом за тем, что’ происходит
в Чехословакии.

Это публичное заявление американского
поела ясно показало всем реакционным эле-
ментам в Чехословакии, что Соединенные
Штаты заинтересованы в повороте внутрен-
ней и внешней политики Чехословакии в
сторону включения ее в план Маршалла и
что реакционные элементы из правых групи
могут расечитывать на поддержку  Соеди-
ненных Штатов в своих активных дей-
ствиях.

Как бы в ответ на это заявление Штейн-
гардта 20 февраля представители трех пра
вых партий подали заявление 0б- отставке,
пытаясь, таким образом, взорвать чехосло-
вацкое правительство Национального фрон-
та и навязать Чехословакии новый полити-
ческий курс накануне выборов. Таким 0б-
разом, правительство Соединенных Штатов
дало через. своего посла в Праге сигнал.

внутренней реакции. В ответ на этот еиг-

политический кризис в этой стране, добить-
ся руками чехословацких реакционных про-

чехословацкого правительства, которые. об-
легчили бы превращение Чехословакии в
послушное орудие экспанснонистской поли-
тики Соединенных Штатов.

Эти планы сорвал сам чехословацкий на-

д.

Во всей этой кампании делаются попыт-
ки сослаться на бывшего министра ино-
странных дел Чехословакии Масарика, хо-
тя вбе его поведение в период правитель-
ственного кризиса и после него не дает ни-
‘каких оснований для этих ссылок.

Масарик 4 марта, выступая перед офи-
перами министерства национальной 0оборо-
ны, публично заявил, касаясь недавних
событий в Чехоеловакии, что правитель-
ство вступает в новую эру. «Мое Ередо в
этот напряженный момент было ясным, —
заявил Масарик. — Вогда положение стало
напряженным, я не колебалея ни минуты,
чтобы определить свое место. Я с народом,
с чехами и словаками, кохорых люблю.

Когда я-слышу, что некоторые люди со-
бираются организовать хвижение сопротив-
ления, мне делается больно. Движение co-
противления против Гитлера — с этим я
согласен, но движение сопротивления про-
тив собственных братьев — никогда».

Еще раньше, 29 февраля, во француз-
ской газете «Ордр» было опубликовано ин-
тервью Масарика пражекому корреспонден-
ту указанной газеты. На вопрос коррес-
пондента, что он думает е недавних англо-
франко-американских заявлениях по пово-
ду чехословацких событий, Масарик отве-
тил: «Чехи глубоко демократичны и оста-
нутея таковыми. Сейчас высказался сам
народ. Изменения в’ нашей концепции о
демократии значительны. Но Чехословакия
всегда умела самостоятельно разрешать
свои внутренние проблемы, она сделала это
  теперь, она сделает это и в будущем. Я
всегда был с народом и останусь © ним
сегодня».
	На вопрос`о там; как произошел прави-
тельственный кризис, Масарик ответил:
«У нас имелись люди, которые думали, что
можно управлять’ без коммунистов и даже
вопреки им. Я взегла горячо выступал про-
тив этого тезиса. Кризис был вызван от-
ставкой министров трех партий Националь-
ного фронта. Сегодня мы имеем новый На-
пиональный фронт. Надо с ним сотрудни-
чать. Но правительство было создано кон-
ституционным путем, и оно будет управлять
демократически в соответствии с конститу-
цией»,
	“Такова была позиция Масарика, кото-
рую сейчас пыгаются тщетно исказить
представители чехословацкой и междуна-
родной реакции.

А. А. Громыко отметил, что чилийский
представитель в своем заявлении от 17 мар-
та сего года сетовал на то, что в Чехослова-
кии в последнее время «нарушено» право
частной собственности. Чилийский предста-
витель не раз`яснил, что он подразумевал
под нарушением права, частной собетвенно-
сти. Надо полагать, что он имел в виду не-
которые экономические мероприятия, прово-
химые Чехословакией в области промышлен-
ности, сельского хозяйства и в других 96-
ластях экономики страны. .

Известно, сказал Громыко, что в Чехосло-
вакии, каки в ряде’ других европейских
стран, даже в некоторой степени и в Ве-
ликобритании, проводится национализация
промышленных прелприятий или даже от-
раелей экономики. Народы: этих государетв,
в том числе народ Чехословакии, считают
такого рода мероприятия своим достижени-
	нал, как видим, сразу последовали действия
тех; кто ожидал такого сигнала,

В сказанному необходимо добавить, что
одновременно военными комиссиями нацио-
нал-сопиалистической партии формирова-
лись вооруженные отряды из членов. этой
партии и подготовлялея вооруженный за-
хват пражекой радиостанций и других пра-
вительственных учреждений. Как вы знае-
те, 0б этом было опубликовано 24 февраля
официальное сообщение министерства внут-
ренних дел Чехословакии, и это сообщение
никем не было опровергнуто, ибо соответ-
ствовало фактам.

Все это показывает, кем в действитель-
ности подготовлялея государственный пере-
ворот и‘при чьей поддержке он должен был
быть осуществлен.

Представители Соединенных Штатов и
Великобритании, не говоря уже о предста-
вителе Чили, который вообще не считается
© элементарными требованиями здравого
смысла, стараются всячески подчеркивать
абсурдные утверждения, будто бы в Чехо-
словакии произошел какой-то коммуниети-
ческий переворот. Они сознательно игнори-
руют тот факт, что новый состав чехосло-
вацкого правительства был утвержден пре-
зидентом Бенешем. Они сознательно игнори-
руют_ также и тот факт, что программа но-
вого правительства была единоглаено одс-
брена чехословацким Законодательным На-
циональным собранием. Следовательно, из-
менения в чехословацком правительстве
осуществлялись конституционным путем,
	Эти факты полностью опрокидывают из-
мышления о каком-то коммунистическом
перевороте. Вместе © тем они показывают.
как правительства Соединенных Штатов,
Великобритании и некоторых друпах стран,
поддерживающих англо-американскую по-
зицию в этом вопросе, пытаются ввести в
ваблуждение общественное мнение своих
стран, скрывая тот факт, что изменения в
правительстве Чехословакии осуществлены
конституционным путем. Они скрывают от
народа правду, повторяя сказки о коммуни-
стическом перевороте. Нечего говорить, что
тем самым они поошряют распространение
лжи в отношении Чехословакии и СССР в
связи с обсуждением этого вопроса в Сове-
те. Соединенным Штатам и Великобрита-
нии, очевидно, нужно прибегнуть в этому
приему для того, чтобы всячески подогре-
вать начатую по их инициативе враждеб-
ную Советскому’ Союзу и Чехословакии
кампанию.

Эта кампания, продолжал Громыко,
вскрывает также истинные цели, которые
преследовалиеь определенными иностранны-
	В заключение А. А. Громыко указал, что
ни авторы обсуждаемого Советом безопас-
ности чилийского обращения, ни бывший
представитель Чехословакии при OOH, ua
их американские и английские адвокаты
не могли и не могут привести абсолютно
никаких заслуживающих внимания фактов
или довохов в подтверждение своих беспоч-
венных и смехотворных требований. На-
против, все сказанное ими в своих заявле-
ниях и выступлениях подтверждает  пра-
вильность позиции Советското Союза.

Ход обсуждения чехословацкого вопроса
в Совете не оставляет сомнений в том,
что этот вопрос был притянут. на Совет
безопасноети искусственно для того, чтобы
воспользоваться обсуждением его для раз-
жигания враждебной Советскому Союзу
кампании, что вопрос о’‘составе  правитель-
ства Чехословакии является чисто  внут-
ренним делом, подлежащим решению толь-
ко чехословацким народом, осуществляю-
	ем, ибо проведение их — в интересах наро-  щим свои суверенные права в своей
да, в интересах развития экономики этих   стране.

ek kK
	1065, He установив срока дальнейшего
обсуждения. Е

После выступления А. Громыко пред-
ставитель Соединенных “Штатов Остин
утверждал, что предложенный ‘подкомитет
не будет проводить «расследование», но
лишь попытается «получить факты», чтд-
бы дать ‘возможность Совету . безопаеноста
«понять чехословацкую ситуацию»:

Представитель Англии Кадоган пытался
оспаривать некоторые замечания А. [po-
мыко в отношении вопросов фактического
характера. -
	О <ПРОТОКОЛЕ «М»
	нистр Макнейл «сделал такое же заявление
парламенту».

Как указывает дипломатический 0бозре-
ватель, -Бевин, повидимому, будет отвечать
Ha вопросы по этому поводу в парламенте.

Дипломатический обозреватель - «Дейли
уоркер» также указывает, что Бевин, воз-
можно, выступит с заявлением о «протоко-
ле «М», являющемся «одной из самых неле-
пых антикоммунистических фальшивок в
истории отлела разведки».
	НЬЮ-ЙОРК, 14 апреля. (ТАСС). На за-! лось, He ‘установив срока
	седании Совета безопасности 12 апреля
представители Соединенных Штатов и
Англии поддержали предложение, выдвину-
тое чилийским представителем о том, что-
бы по вопросу о Чехословакии создать пол-
комитет и заслушать «дальнейшие доказа-
тельства». Представитель Советекого Союза
А. Громыко осудил это предложение.

На заседании 12 апреля нё было. лостиг-
	нуто решение относительно предложения 0
создании подкомитета. Заседание закры-
	АНГЛИИСКИЕ ГАЗЕТЫ
	ОНДОН, 14. апреля. (ТАСС). «Ньюс
кроникл» помещает на первой полосе крат-
кое заявление своего дипломатического
обозревателя, указывающего, что так на“
зываемый «протокол «М»; якобы содержав-
mat инструкции терманским коммунистам,
является фальшивкой. Дипломатический
обозреватель напоминает, что, когда этот
«протокол» был обнаружен, английское MH-
нистеретво иностранных дел об’явило его
	вязываемых ей американских кредитов на подлинным. & позже государственный ми-
	АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой. Козловский пер., дом 6. . Телефоны: пля справок — К 9-05-37; отв. секретарь редакции — К 3-89-68: отдел боевой полготовки —
	bmw п <---0&. отдел пропаганды —
начальник издательства — К 0-06-80.
	Е 2. 5.38 90: отдел авиации —- К 2-07-53; отдел вмузов — К 0-26-80, лоб’ 05; отдел партийной и комеомольской KAaHA — K 2
К 0-26-80, доб, 1-27; отдел культуры = К 0-96-80. доб 62, отдел информапии — К 0-96-80. доб. 1-04: отдел пис
	доб. 1-22; бухгалтерия — К 9-07-09. отлел подписки — К 9-05-17.
	Тивография газеты «Правда» ныени Сталина;