7 мая 1948 р., пятница, № 107 (29
	Ul} KPACH
		nGInag erpana—pomnne
	Ваша страна — родина, ращию, одного из
зеличайших достижений человеческого га-
сума. Советский народ, празднуя День Da-
шо, отечает особую заслугу русской над-
ти, которая выдающимся открытием Алек-
сандра Степановича Попова внесла отром-
Ab вклад. в дело прогресса человечества,
	начале радио применялось только как
срехотво связи. В дальнейшем оно стало ис-
пользоваться в вещании и телевилении.
	‹ 48 пооледние годы радио приобрело. ис-
чительно важное значение в навигащии,
де для обсервации места корабля стали
применяться более совершенные радиоин-
терференционные и импульсные методы. Ра-
но начинает играть все большую и боль-
ую роль в геодезии и геологической раз-
веке.
	Радиотехника проникла в различные 06б-
ати народного хозяйства. Индукционный
и диэлектрический нагрев с помощью высо-
хочастотных токов. широко применяется в
кеталлургической, металлообрабатывающей,
еревообделочной и пищевой промышиленно-
сти. Переменные токи высокой частоты,
получаемые радиотехническими методами,
используются также в медицине.
	Иевлючительно большое вначение радио
приобрело в военном деле. Оно использует-
ея как средотво связи для управления вой-
ками, самолетами, кораблями. Радио при-
менялось для обнаружения воздуптного, над-
водного и наземного противника, для точно-
	` о определения координат целей и веления
	прицельно OTHA по ним. Наконец, радио
широко используется в управлении на рае-
отоянии кораблями, самолетами и реактив-
ЯЫМи снарядами.

Этот далеко не полный перечень примене-
ния радио показывает, что оно уже давно
BHIMO в& рамки собственно радиосвязи и
отало крайне необходимым юредетвом для на-
родного хозяйства, Вооруженных Сил, . для
развития науки, техники и культуры.
	Официально днем изобретения ‘радио яв-
ляется 7 мая 1895 года, когда Александр
(лепанович ПШошов Ha заседании физиче-
кото отделения Русекого фивико-химиче-
ско общества выступил © докладом «06
ношении металлических порошков к элек-
тричеоким колебаниям» и продемонетриро-
вал свой первый в мире радиоприемник,
названный им вначале «грозоотметчиком».
	В сентябре 1595 года А. С. Попов. вво-
дит в Грозоотметчик устройство для записи
на ленте аппарата, Морзе, & 24 марта, 1896
мда на васедании Русекого физико-химиче-
‘кого общества в Петербургском универси-
тете совместно © П. Н. Рыбкиным демон-
стрирует передачу и запись на ленте сигна-
лов азбуки Морзе на расстоянии в 250 мет-
ров из одного эхания в другое. Тогда была
передана и затисана первая в мире радию-
памма. _ ай

После успешной публичной демонстрации
ую изобретения и ‹тубликования его в
знвароком номере журнала Русекого ‘физи-
№-дхимического общества за 1896 г. по-
явился новый «изобретатель» радио.
	В июле 1896 года в английском журнале
«Электришен» было помещено краткое со-
общение о подаче Маркони 2 июля 1896
Na патентной заявки на устройство и ©то-
0 передачи ‘электрических импульсов и
СИГНАЛОВ.
	Маркони в июне 1897 года в журнале
«Эдектримен» опубликовал схему ‘своего
устройства. Оказалось, что Маркони в ка-
четве передатчика использовал вибратор
Герда, улучшенный профессором Риги, и
приемную схему, предложенную А. С. Ш-
ПОВЫМ.
	B 1897 году Маркони пытался. получить
патент в Германии. и России. На залрое
Морокого Технического Комитета по этому
поводу А. С. Попов ответил: «...Передача
сигналов © помощью электрических имитулъ-
COB, возбужденных при посредстве различ-
ных вибраторов и приемников ‘© чуветви-
тельными трубками или елабыми  контак-
тами, не представляет новости для Морского
Ведомотва, где работа в этом направлений
производилея © 1895 года. Все источники
электрических колебаний, перечиеленные в
олецификании Маркони, пю существу из-
вены и вошли в’ курсы специальных учеб-
ных заведений и Морского Ведомства...».

Русское физико-химическое ‹ общество,
возмущенное лживой пронатандой, проводи-
мой на средства Маркони во многих странах,
ще перед Великой Октябрьской социали-
тической певолюцией создало комиссию в
	® До службы на флоте Габдрахманов имел
“олько общие понятия о радиотехнике. В
школе связи ему предстояло в короткий
срок овладеть искусством радиста-операто-
ра, В первые же дни учебы Габдрахманов
столкнулся с ‘большими трудностями. Oc-
HOBHOH из них было недостаточное знание
русского языка. Но эта трудность не испу-
	Гала молодого матроса, полюбившего свою.
Новую специальность. Изучая ралиотехни-
	ву, тренируясь в приеме и передаче радио-
грамм, Габдрахманов одновременно’ изучал
русский язык. Дни напряженной учебы
дали свои плоды. На’ выпускных экзаменах
	Танха Габдрахманов получил самую BBICO-
ую nroury e niente Фрвази. hak лучшего:
	кую оценку в школе связи. Mah о
Ученика, его направили’ для ‘прохождения
альнейшей службы в Н-скую  Браснозна-
менную часть: м .

6 волнением вошел Габдрахманов первый
783 в рубку, где несли вахту такие  про-
славленные радисты Флота, как Полина
Шишканова, Николай Велин, Иван Денник
и другие. Мог ли ‘он, молодой радист, рав-
НЯтЬься с этими опытными радистами, каж-
ДЫЙ из которых. участвовал во многих бо-
вых операциях, имел за своими плечами
отни часов вахты в самых различных бо-
вых условиях.

Вечерами слушая. рассказы бывалых ра-
Дистов об истории части, Танха Габдрахма-
нов дал себе слово добиться почетного пра-
ва называться лучшим  радистом Флота.
Но не так проето было сдержать это слово.
После первой же вахты дублером Табдрах-
Манов понял, что Знаний, полученных ИМ В
поле, далоко не достаточно. Для того чт9-
	В начале Великой Отечественной войны,
23 июля 1941 года, товарищ И. В. Сталия
в своем приказе определил роль и значение
радиосвязи в современной войне «как наи-
более надежной формы связи и основного
средства управления войсками... в подвиж-
ных формах современного боя»,

Выполняя указания великого вождя и
полковолца, работники нашей радиопромыш-
ленности, несмотря на трудности военного
времени, не ‘только обеспечили значитель-
вый выпуск необходимой для армии, флота
‘и авиации ратиоаппаратуры, вю и разрабо-
тали и освоили новые, более совершенные
образцы этой аппаратуры.

Достижения отечественной радиопромыи-
ленноети и советских ученых в области ра-
диотехники в значительной мере способотво-
вали превращению нашей Советской Армии
в самую маневренную’ армию в мире и 0бес-
печили во время Отечественной войны при-
менение радиотехнических средств в ма0с0-
ROM маспгтабе.
	Например, в январе 1943 тода в истори-
	ческой операции по окружению и уничто-
жению немецких армий пох Сталинградом
было использовано несколько тыюяч раз-
личных радиостанций. В июне-июле 1944
тода в операции по очищению Белорусвии от
немецких захватчиков были использованы
одновременно хесятки тысяч радиостанций
различных типов.

Морякам Военно-Мореких Сил хоропю из-
вестно, что четкая и бесперебойная радио-
связь во время Отечественной войны в зна-
чительной степени способствовала успеш-
ному ведению операций нашего флота по
уничтожению немепких захватчиков.

Достижения. наших ученых и инженеров
в области теоретической и практической
радиотехники особенно. ярко проявилиеь по-
сле Великой Октябрьской социалистической
революции. Огромная заслуга, в этом принад-
лежит ученым — продолжателям дела A. C.
Попова, прославившим советскую радиотех-
	а
	составе академика  олицына и профескоров
Егорова и Хвольсона для подтверждения при-
оритета А. С. Попова в изобретении радио.
Эта комиссия, отираясь на авторитетное за.
включение крупнейших ‘ученых, установила
лживость утверждения 0б изобретении ра-
дио Маркони и подтвердила непререкаемый
приоритет А. С. Попова в изобретении радио.
	У нас во флоте и вообще в Роесии радио-
зь получила практическое применение в
	зязь получила практическое применение в
начале 1900 года во время работ по снятию
севшего на камни у острова Гоглани броне-
носна «Генерал-адмирал Апраксин», когда
впервые была осуществлена связь в Бал-
Чийском море Ha расстоянии свыше 40 ки-
лометров между островом Гогланд и окре-
етнюстями города Колка. $
	оаелуги А. С. Попова в деле изобретения
	и применения радио были соответственно
оценены учеными всего мира, когда жюри
международной элеклрдтехничеежой выстав-
	ки в Цариже наградило ето 18 августа 1900
года, большой. золотой медалью и дипломом.
	Однако, как ий во многих пругих случаях,
	крупнейшее изобретение русского ученого
А. 0. Попова, не нагло серьезной подлетаки
	8 царекой России. Царское правительство и
В этом елучае не понимало роли отечествен-
ной науки, пренебрералю ею, предпочитая в
случае необходимости обращаться за грани-
цу. Однако передовые. люли того времени
	херошо представляли cede необходимость
развития радиотехнической промышленности
в России. В частности, адмирал Макаров,
не получив удовлетворительного. ответа на
	свой доклад, представленный в июле 1902
года, вторично обрашается уже в июле
1903 тода к начальнику Главного морского
игтаба Рожественокому с ‘предложением о
	птироком развертывании работ по фадию-
	связи и о привлечении к.этим работам ши-
	Начальник узла связи Министерства рыбной промышленности почетный радист Тимофей Семенович Берсенев за работой
	-6ecn
		в аппаратной. В овале — Г. С; Берсенев
		Ветеран
	В аппаратной звучала своеобразная му-,
	зыка, присущая всем рациям мира. Гудели
моторы трансмиТтеров, ведущих ‘автоматиче-
скую запись, высоким свистом звучали сиг-
налы азбуки Морзе, трешали пишущие ма-
шинки, записывающие радиограммы опера-
торов. Поддерживалаеь связь с Астраханью
и Архангельском, Ригой и Калининградом,
Осипенко и Одессой.

Более двух десятков корреспондентов тре-
бовали внимания 64-летнего инженера свя-
зи. Несмотря на преклонный возраст, Тимо-
фей Семенович Берсенев, бывший военный
радист-балтиец, ученик школы им. Нопова,
работал с ‘увлечением и под’емом. На его ки-
теле поблескивал знак «Почетный радиет».
	Надвигалась ночь. В аппаратной наступя-
ли минуты затинтья. Тимофей Семенович
уселся за письменный стол и закурил.

— Остался еще один интересный коррес-
пондент, но этот не скоро: успеем побесело-
вать, — сказал он, поглядывая поверх оч-
ков. Й полился неторопливый рассказ о
внедрении гениального изобретения А. С. По-
пова на флоте и в авлации...
	В 1905 году начал свою елужбу сначала
	в первом Балтийском флотеком экипаже, &
	затем во вновь сформированной в Ёрон-
штадте радиороте Тимофей Береенев. Шел
1909-й. год. В Кронштадте при  Минной
школе уже существовали спениальные клзс-
‘вы радистов. Здесь, в этой школе, и
приетрастилея Тимофей Семенович _ Веро
нев к радиотехнике.

Берсенев первым окончил. классы, полу-
чив звание «телеграфиста самостоятельного
управления». Сразу же его направили для
несения радиовахты на ‘эбкадренный
миноносеп «Исполнительный». Прошло не-
Которое время, и Берсенев ‘был переведен на
	  яхту «Полярная звезда».
	в оды службы радистом на эскадренном миноносце «Исполнительный» (1910 год).
		Фото Н. БВеринчука,
	РОВОлОчЧнНОЙ СВЯЗИ
		были слишком тяжелы и громоздки. Й вот
Тимофей Семенович Берсенев, которому бы-
ло поручено провести испытания, используя.
части маломощной армейской походной стал

ции, сконструировал сравнительно легкую и_.
	портативную станцию для самолета, Бместе..
с приемником, передатчиком, лебедкой иан-_
тенной она весила всего около 28 килог- .
раммов.
	После больших трудов радиостанция была _
	установлена на летающей лодке «М-5». На-
земную станцию смонтировали в Петрограде.
Самолет поднялся в воздух.

Испытание на’ прием и передачу проходи-
ло успешно. Но. вдруг цепь передачи соско-
чила со шкива. Тщетно пытался изловить ее
Берсенев. Быстро врашаяеь, цепь  под-
вигалась к мотору. Еще’ несколько  мгно-
вений — и катастрофа неизбежна. Чтобы.
поймать цепь, Берсенев вылез на фюзеляж.
Удерживаясь за стойку, он схватился за
цепь и держал ее до тех пор, пока летчик
не совершил посадку. Несмотря на то, что
двусторонняя связь самолета с землей была ^
осуществлена...  радиоустановку — забра-
ковали.

Энтузиастам радиосвязи самолетов: с. зем -
лей пришлось начинать почти все сначала.
Берсенев выехал в Ревель, где  началиеь-
опыты с новой радиостанцией — аккумуля-.
торной. В результате испытаний новая уста
новка была признана тодной для использо+
вания как в военно- морской, тавь и в сухоз
путной авиации.

Продолжая свою работу на заводе, Берсе-
нев активно участвовал в разработке других,
более совершенных образцов радиозппара-
туры.

* oe

Hamry беседу прекращает вызов. халекого
корреспондента-—тото самого, которого ожие
дал Тимофей Семенович. У аппарата застыз
ла радиотелеграфистка. В наултниках слы-
шен вначале хаос голосов, взвизтивания
морзянок, обрывки музыкальных фраз. Но
BOT, повинуясь мастерству Берсенева, фон
исчезает, и с другого конца земного шара,
из Антарктики, четко доносятся радиосиг=_
налы: говорит флагман китобойной флотиз
лии «Слава», находящейся в 16.000 кило-
метров от Москвы. Это самая длинная из
всех существующих регулярных линий связ
3H. : а

— Салютуем все еще видимым нами бере=
гам Антарктиды. Ложимся на курс — Роди- -
на. Задание перевыполнено! — сообщает на-
чальник китобойной флотилии...
		за год до опубликования «англо-итальян-
цем» Маркони (так называли его биографы)
закона ночного эффекта два русских матро-
са-радиста-—один из-них Берсенев-—достиг=
ли в ночное время рекордной дальности свя-
зи на средних волнах. Берсенев с борта «По-
лярной звезды», находившейся в Вронтттад-
те, говорил со своим другом матросом радис-
том яхты «Штандарт» Гудковым.

Опыт дальней связи матросы начали во
время похода «Штандарта» из Кронштадта
вокруг Европы в Севастополь. Во время все-
го длительного пути оба радиста каждые пер-
вые десять минут нового ночного часа жда-
ли позывных друг друга. Первый ‘рекорд
дальности был установлен, котла яхта
«Штандарт», миновав Гибралтар, вошла в
Средиземное море. После некоторого нереры-
ва связь была восстановлена вновь, и Врон-
штадт начал прямой разтовор без проводов
с Севастополем.

Находясь на службе, Берсенев продолжал
учиться. Он в совершенстве изучил ино-
странный язык, самостоятельно прошел про-
грамму средней школы и в 1913 году посту-
пил на электромеханический факультет По-
литехнического института. Но учиться там
не пришлось. Началась мировая война. Мор-
ской штаб послал его на завод «Русское об-
щество. беспроволочных телеграфов и теле-
фонов». Главным инженером этого завода
был в 10 время Николай Дмитриевич Папа-
лекси-——недавно умерший советский ученый,
изобретатель эхолота, академик. Под его
руководством и начал свою. вонетрукто?-
скую работу Т. С. Береенев.
	В начале 1915 года было решено испы-
тать сконструированную на заводе при УЧа-
стии Берсенева радиоаппаратуру для под-
водных лодок. Для производства опытов бы-
ли выделены подводные ‘лодки «Волк»,
«Тигр», «Пантера», «Акула», «Аллигатор».
	Испытания аппаратуры для подводных
лодок были доведены до конца и признаны
успешными.
	Вслед за подводниками опыты по исполь-
зованию радио для связи начали и русские
авиаторы. В 1915 году на авиационном за-
воде Щетинина в Петрограде строилиеь че-
тающие лодки талантливого русского кон-
структора Григоровича. Это были двухмест-
ные морские самолеты «М-5» и «М-9».

На этих самолетах, обладавших хорошей
грузопод’емностью, и было решено провести
	первые. опыты исполвзования-радио в авиа-
	ции. Но сразу возникло множество вопро-
сов: где взять электроэнергию. какую стан-
	цию установить’ Существующие станции.
	Так зарождалась радиолокация
	нарушают ее правильность, отчасти п0до0-
HO тому, как действует на обыкновенную
волну, распространяющуюся на поверхно-
CTH воды, брекватер, отчасти вследствие
интерференции. волн, в. них возбужденных,
с волнами источника... Для изучения этих
условий станция. отправления. была” поме-
щена на транспорте «Европа», а приемная
станция — на «Африке». Оказалось, что
для ‘успешного действия между. станциями
достаточно, чтобы непосредственно между
вибратором. и приемной проволокой не ‘по-
падались вертикальные проводники... На-
блюдалось также влияние промежуточного
судна. Так, во время опытов между «EBpo-
пой» и «Африкой» попадал крейсер «Лей-
тенант Ильин», и если это случалось при
больших расстояниях, то взаимодействие
приборов прекращалось, пока суда не схо-
ДИлИ © Одной ЛИНИИ...».

В этом же отчете 06 опытах изобрета-
тель также указывал: «Применение, источ-
пика электромагнитных волн на маяках в
добавление к световому или звуковому сиг-
налам может сделать видимыми маяки в
тумане и в бурную погоду: прибор, обна-
руживающий  электроматнитную волну
звонком, может предупредить о близости
маяка, а промежутки между звонками да-
дут возможность различать маяки. Направ-
ление маяка. может. быть приблизительно
определено, пользуясь свойством мачт; ена-
стей задерживать электромагнитную ‘волну,
так сказать. затенять ее».
	Вместе < тем А: 0. Цошов понимал, что
первые опыты -—— лишв начало большой
практической работы, которую предетоят
вести, может быть, не ‘один еще`тод. «Все
до сих пор. сделанное, — писал’ он,— может
рассматриваться, как первый шаг  в этом
направлении». Посвятить же себя пол-
ностью. изучению открытого явления изо-
бретатель,. не ‘имел возможности, а. спустя
всего  несколькю лет преждевременная
смерть прервала ето плодотворную работу
по развитию радиосвязи.
		рокото крута талантливых люлей. Но’и этот
доклад адмирала Макарова не получил co-
ответствующей поддержки со стороны мор-
ского командования.

Вопреки ‘требованиям передовых людей
России Морское министеретвю в 1903 году
заключилю сотлашение с немещкой фирмой
«Телефункен» по радиофикации кораблей
русского флота, х через два года’ эта фирма
открыла совой филиал в России.

Таким образом Россия — родина радио —
вступила в войну с Японией, слабо обеспе-
ченной средствами радиосвязи во флоте и
особенно в армии, имея на вооружении боль-
de количество радиюаптаратуры иностран-
ного производства.

-. После смерти А. С. Попова (13 января
1906 года) Россия в течение нескольких
лет была обречена на еще большее отета-
вание 0т других капиталистических госу=
дарслв в развитии радиотехники и в эначи-
тельной мере находилась .в зависимости от
иностранных фирм. Внедрение радиосвязи в
стране к началу первой мировой войны зна-
чительно ‘отставал: от-дбутих: катиталисти-
ческих. стран, несмотря на Наличие значи=
тельной группы квалифицированных pye-
ских инженеров и ученых.

Только после Великой Октябрьской co-

еле Великой Октябрьской социалистической
Попова, прославивииим советскую радиотех-
нику и науку.

К чиолу таких ученых. в первую очередь
относится В. ебединский, современник
А. С. Попова. При советокой власти он стал
одним из основоположников нижегородской
лаборатории и создателем журналов. «Теле-
фония и телеграфия без проводов» и «Радио-
техника». Он написал несколько сот науч-
вых работ и научно-популярных статей.

Благодаря работам М. В. Шулейкина.
В. А. Фока, Т. И. Мандельштама, Н. Д. Па-
палекси, Б. А. Введенокого, Д. А. Рожанско-
to, А. Н. Щукина м многих других, совет-
еким ученым по праву должно быть отведе-
но первое место ‘в развитии радиотехники.

М. В. Шулейкин, И. Г. Вляцкин, А. А. Пи-
столькоре, В. В. Татаринов, М. С. Нейман и
ряд других товарищей многое ‚сделали в 0б-
ласти расчета и практики использования
антенных устройств и излучения, обестечив
напей` стране первенство В- мире B этой. 06 -
ласти радиотехники.

Болыпая и щи = работа прове-
дена академиком Н. Д. Папалекеи по изго-
товлению первых DyCCRUX ламп (1914 год).
		мощную ламтшу © медным аводом водяного
охлаждения. В области теории и техники ра-
	VOR LL ERE SF OA ER RNS о сень ЦР несения

пиоприема В. И: `Сифоров: П. Н. Кукеенко x  ав
	другие ученые часто опережали лучвигие д-
стижения иностранных ученых.

Ведущая роль советских ученых и в пер-
вую очередь Л. И. Мандельштама, Hi Д. Па-
палекои и других в изучении области нели-
нейной радиотехники является гордостью
налией радиофизики. В создании новой от-
раели радиотехники ультракоротких и сан-
тиметровых волн тажже многое сделано ©о-
ветекими учеными. ее

Товари Сталин 9 февраля 1946 года 0б-
ратилея © призывом к ученым Советекого
Союза лотнать и превзойти в ближайшее
время достижения зарубежных стран. Оте-
чественная радиотехника уже в настоящее
время имеет целую армию ученых и инже-
неров и развитую радиопромыитленноеть.
Все. эти. условия, созданные совелекой влта-
слью, дают полную уверенность в том, что
в ближайшее время назиа радиотехника, во
	всех областях будет самой: передовой во воем.
мире: и в еще большей степени’ сможет ©по-
собствовать росту народного хозяйства, ком-
мунистическому воститанию Hamero Hapora  .
и укреплению Вооруженных Сил Советского
	мунистическому воктитанию налтето народа
и укреплению Вооруженных Сил Советокого
Союза.
‘Кандидат технических наук.
инженер-подполиевник

А. ВЕРЖИКОВСКИЙ.
	личный радист должен уметь хорошо и
быстро записывать принятое, правильно
оформлять радиограммы в вахтенном жур-
нале. А Габдрахманов писал еще медленно.
Он принимал намного быстрее, чем мог. за-
писать. Тогда он начал тренироваться в
писании текста.

Эта упорная и настойчивая работа вско-
ре дала свои результаты: Радист начал пи-
	сать быстро и точно. Его рука стала ycne-
	вать записывать в6е, что принимало ухо.
В этом Габдрахманову очень много помогли
радисты части и особенно команлир подраз-
пеления офицер Брюховецкий, один из луч-
ших связистов флота.

Затем Габдрахманов перешел к  трени-
ровкам в приеме на больших скоростях. И
уже в конце 1947 тода на общефлотском
конкурсе на старшего  радиста-оператора
флота Танха Габдрахманов занял первое
место.
	Бекоре на.Флоте началось массовое дви-
жение радистов’ за достижение высших ре-
зультатов в приеме и передаче радиограмм.
У Габлрахманова наплось много последо-
вателей. Многие радисты поставили cede
задачу перекрыть результаты Габдрахмано-
ва в приеме и передаче.

Сейчас старшина 2 статьи Габлрахманов
готовится к третьему туру весеннего кон-
курса радистов флота, который начнется в
ближайшее время. Итоги предшествовавших
двух туров товорят о том, что в этом KOH-
курсе у Габлрахманова будет намного боль:
We соперников, чем в прошлом году.
	Капитан. А.. ИВАНОВ.
	- После смерти А. С. Попова (13 января
лет была обречена на еше большее отета-
вание от других капиталистических rocy-
даретв в развитии радиотехники и в значи-
ческих. стран, несмотря на наличие вначи-
тельной группы квалифицированных рус-
ских инженеров и ученых.

циалистической революции в нашей стране
стала бурно развиваться радиотехника. Это
развитие радиодела тесно связано с имена-
ми великих вождей революции В. И. Ленина,
и И. В. Сталина. В. И. ЧЛенин уделял
исключительное внимание? развитию радио-
промышленности и научно-иеследователь-
ских учреждений в Советской Роесии. Уже
в июле 1918 года Лениным были подписаны
декреты о централизации радиодела и. об ор-
ганизации в системе Наркомпочтеля в Ниж-
нем Новгороде радиолаборатории, которая
сыграла выдающуюся роль в деле развития
‘отечественной радиотехники и воспитания
новых кадров спепиалистов.
	В августе 1922 года благодаря боль-
пой помощи и вниманию В. И. Ленинз в
Москве была построена первая советская и
самая мощная в то время в мире радиове-
шательная станция, положившая начало
первенству налцей страны на протяжении
всех последующих лет в строительетве са-
мых мощных и совершенных радиовеща-
тельных станций.
	За годы сталинских пятилеток наши Ар-
мия и Военно-Морской Флот были вооруже-
ны новейшей радиотехнической ‘аппарату-
рой. Вся наша необ’ятная страна покрылась
сетью мощных радиоцентров, оборудование `
которых было изготовлено на советских за-
водах. В результате этого перед войной (9-
‘ветекий Союз занимал первое место в Евро-
пе по суммарной мощности радиостанций.
	“ПУТЬ К. ПЕРВЕНСТВУ.
	Лучший радист Черноморского флота
ие р Г ТЕ
	старшина
	2 статьи Tanxa  Габдрах-
манов.
	Служба на «Полярной звезде» совпала с
энергичными поисками русских военных мо-
ряков-радистов в области распространения
средних радиоволн. Ранее всех других ради-
стов мира они открыли так называемый
«ночной эффект» распространения радио-
волн порядка 300 — 600 метров. Неэффек-
тивные в дневное время, эти волны ночью
принимались за тысячу с лишним километ-
ров. Так, например, уже в 1908 году ради-
сты учебного судна Учебно-Минного отряда
«Няколаев» принимали ночью радиосигналы
Эйфелевой башни Парижа. Но четыре года
спустя, в 1912. тоду, пресловутый Гутлиемо
Маркони приписал это открытие себе, хотя
приоритет этого открытия бесспорно принад-
лежит русским военным морякам. .
	История изобретения’ радио’ неразрывно
связана с именем русского ученого `Алек-
<андра   Степановича Попова. Выдающийся
физик и крупнейший электротехнию своего
времени, он-создал в 1895 тоду первый в
мире‘ радиоприемник, в CXeMe KOTOPOTO 3a-
ложены идеи, не утратившие” своей важно-
сти до сегодняшнего дня. ca

К изобретению радио’ Попова привела вся

его предшествующая многолетняя ‘научная
и педагогическая деятельность. Уже-в пер-
вые годы работы ‘в Минном” офицерском
классе в Кронштадте он поставил, немало
различных опытов, показав себя прекрас-
ным экспериментатором. Свои опыты: А. С.
Попов всегда тщательно подготавливал, ио-
ражая слушателей натглядностью. и убеди-
тельностью трактовки тех или иных вопро-
вов. г т.
Среди различных ‹ научных о проблем
А, С. Попова. оеобенно привлекала- идея 06
использовании электромагнитных. волн. для
Передачи сигналов. на большие» расстояния
без проводов.

Сразу же после создания «грозоотметчи-
ка» изобретатель упорно добивается и. его
практического использования,

Летом 1897 года А. С. Попов. провел на
Балтийском флоте. первые опыты: беспрово-
лочного телеграфирования в’ морской обста-
новке. Эти опыты прошли очень успешно.
‘Однако они явились важными и в другом
отношении. Русокий ученый ‘в’ результате
‘этих опытов первым в мире обнаружил от-
‘ражение‘электроматнитных волн от. кораб-
лей. Именно на практическом использованчи
этого, открыеого А. С: Поповым, явления с9-
	  здалась и стала развиваться радиоловацион-
	ная техника.
В «Отчете 06; опытах электрической cHI-

нализации. без проводников» A.-C. Ionos
писал:
	«...все металлические предметы мачты,
	трубы, снасти — должны мешать. действию
‚приборов, как на станции отправления, так
и на станции получения, потому что, попа-
`дая на пути электромагнитной. волны, они
	Только через 25 лет после открытия Поз
пова, в 1922 г., то же явление было обнару-
жено в США научными сотрудниками радио
отдела морской исследовательской лаборатоя
рии Тейлором и Юнтом, а в 1930 году —
инженерами английского почтового ведомет-
Bao so

Английская и американская. печать при-
оритет - в. радиолокации стремится припи-
‘вать каждая евоей стране.

Бесспорно, поиски новых ‘средств борь-
бы с нападением с воздуха или © моря ве-
лись одновременно во многих странах, и
многие специалисты внесли долю своих
трудов в разработку радиолокационной ап-
паратуры. Но ‘первые идеи, ‘первые
открытия и наблюдения тех явлений, ко-
торые впоследствии легли в основу радио-
локационной техники, сделаны были именно
в нашей стране. «Тот начальный им-
пульс, — указывает академик А. И. Берг, —
тот толчок, который привел к дальнейшему
развитию новой области радиотехники —
радиолокации, —был изложен в ранних ра-
‘ботах изобретателя радио А. С. Попова».
	06 этом же товорил в докладе на сессии
Верховного Совета СССР председатель Гос-
плана депутат Н. А. Вознесенский. Он ука-
зал, что:

«История нашей Родины знает много но-.
ваторов и революционеров науки и техни-
ки,. сделавших открытия мирового значе-
ния. Достаточно упомянуть Попова — вы-
дхающегося физика. изобретателя. радио, ко-
	  Юрое доныне прололжаст совершать пее-
	ворот в науке и является основой новей-.
шей радиолокационной техники».

Мы гордимся тем, что одно’ из крупней-.
ших ‘открытий нашего века — радиолока-
ция — основано на трудах выдающегося
русского. ученого Александра. Степановича
Попова.
	Г. головин. -_
	‘бы стать лучигим радиетом флота, нужно
много и упорно тренироваться.

И Габдрахманов взялся за тренировку.
Все свободное время. проводил он в радио-
рубке, принимая радиограммы, работая на
ключе, присматриваясь к работе лучших
радистов части. Но большую часть времени

он попрежнему уделял русскому языку. Or-
	дирсктор Цэнтрального музея
связи им. А. С. Попова.