8 мая 1948 г» суббота, № 108 (2902)

Учеба секретарей
GD TMP taba оргенизамий
	` После отчетно-выборных собраний к ру-
®оводству партийными организациями при-
шли новые кадры партийного актива. По
нашему соединению вновь избранными ока-
залось свыше половины всех секретарей.
При этом болыная их Часть вступила в
партию во время Великой Отечественной
войны.

Вот почему наша первейшая задача со-
стояла и состоит в том, чтобы развернуть
учебу секретарей, повседневно помогать им,
Политотдел применяет различные формы
учебы руководителей партийных организа-
ций. Одной из таких форм являются семи-
чары. Проводим мы их один раз в месяц.
Ча семинарах помимо лекций по теоретиче-
ским вопросам ставятся и доклады о прак-
mage партийной работы. Так, на прошедших
иминарах было раз’яснено положение о
политорганах Вооруженных Сил СОСР. рас-
	оказывалось 9 роли парторганизации в
обеспечении боевой подготовки, о том, как
повышать активность коммунистов, как
лучшие распределить партийные поручения,
ставить план парторганизации, организо-
вать контроль за выполнением принятых
решений ит. д.

Учеба принесла заметную пользу.

На семинарах также обобщалея опыт ра-
боты секретарей. Например, на одном из
них был подробно разобран вопрос о том,
хак добиться лучших результатов в творе-
тической учебе коммунистов,

Готовя материал к этому семинару, ин-
етруктор политотдела предварительно изу-
чих в нескольких парторганизациях состоя-
ние марксистеко-ленинской учебы, выявил,
как партийные бюро руководят ею, как они
контролируют самостоятельную учебу ком-
мунистов. Затем инструктор политотдела
сделал на семинаре доклад. Секретари озна-
вомились © опытом руководства политиче-
«ким образованием коммунистов, и это ока-
зало положительное влияние на их работу.

Молодым  секротарям  парторганизаций
почти ничего не было известно о порядке
учета коммунистов, ведения учетных карто-
чек. Политотдел организовал тщательное
изучение инструкции ЦК ВКП(б) по учету
членов и кандидатов партии, обстоятельно
ознакомил молодых паргработников © по-
рядком ведения партийного хозяйетва.

Важнейшая обязанность партийных орга-
низаций — обеспечение боевой и политиче-
ской подготовки личного состава, борьба за
укрепление воинской. дисциплины.

Понятно, что эти вопросы систематиче-
ки обсуждались Ha семинарах. На кон-
RDCTHEIX примерах политотлел учил секре-
тарей парторганизаций, как правильно рас-
ставить коммунистов, мобилизовать силы
актива, какие провести мероприятия для
успенного выполнения задания. После бое-
вых походов, стрельб, выполнения других
учебных заданий мы подводили итоги ра-
боты партийных организаций. Это помогало
учесть передовой опыт, избегать в даль-
нейшем недостатков.

После получения командованием соедине-
ния того или иного задания по боевой под-
томвке политотдел, как правило, инетрук-
тировал секретарей партийных организа-
ций. При этом мы добивались, чтобы им
было ясно, как лучше построить партий-
ную работу, как помочь команхирам вы-
	полнять задание; В инструктировании
нередко участвовал и командир соединения.

Уже сейчас мы можем назвать ряд парт-
организаций, добившихся немалых успехов
в партийной работе. К числу таких отно-
сится парторганизация, Tye секретарем
т. Зимин. Достаточно сказать, что здесь
коммунисты не имеют нарушений воинской
диспиплины, многие из них занимаются в
вечернем университете марксизма-лениняз-
ма, в школе партийного актива. Личный
состав хорошо справился с ремонтом своего
корабля.

Передовиками боевой и политической
подготовки являются коммунисты  хрутого
корабля, где секретарем бюро т. Алексан-
дров. 9т&  парторганизация служит на-
дежной опорой командира. В прошлом году
корабль занимал в соединении первое ме-
сто. Зимний судоремонт был закончен па
	40 дней раньше срока.
Показали себя с лучшей стороне
других секретарей парторганизаций.
	Секретари партбюро на собственном опы-
	те убеждаются, что без настойчивого и си-
стематического повышения уровня своих
политических знаний невозможно добиться
успехов в практической работе, обеспечить
должное руководство палтийной организа-
цией. Это хорошо понимают и коммунисты.
Не случайно на отчетно-выборных собра-
ниях, оценивая ту или иную кандидатуру
в новый состав бюро, коммунисты учиты-
вали также степень политической подготов-
ленности товарищей и отдавали предпочте-
ние тем, которые серьезно работают над
расширением ‘своего идейного кругозора.
	Политотдел организовал теоретическую
учебу секретарей. Приведу некоторые при-
меры. Успешно занимается на заочном от-
делении университета секретарь бюро парт-
	организации корабля Н. т. Булатов. В свя-
	зи с выходом корабля в море ему часто
	приходитея отрываться от базы. Й весе me
	он один из наиболее успевающих в учебе.
Пример серьезного отношения к теоретиче-
ской учебе показывает и секретарь кора-
бельной партийной ортанизации офицер
Кармановский.

Таких товаришей в налпем соединении
много. Они учатся в школах партийного ак-
тива, занимаются самообразованием, явля-
ются слушателями заочных учебных заве-
дений.

Политотдел интересуется их учебой, ока-
зывает им помощь. .

Разумеется, политотлел нашего. соедине-
ния далеко еще не использует всех возмож-
ностей для учебы секретарей. Много у нас
ее ‘недостатков, над устранением которых
надо основательно поработать.

Хочется отметить; что, к сожалению, в
этом леле не чувствуется помощи со сторо-
ны Политуправления Балтийского флота.
Его представители не были ни на одном °е-
минаре. Больше того, ни по одному плану
семинара Политуправление не дало нам
каких-либо указаний, замечаний. В соеди-
нениях накоплен известный опыт учебы
секретарей партийных организаций. Надо
чтобы Политуправление Балтийского флота
обобщило этот опыт. Это поможет лучше. по-
ставить учебу секретарей парторганизаций.
		Умелый воспитатель

але, где проходило отчетно-выборноз   Его экипаж ничем не выделялся среди экие —
ольское собрание подразделения,   пажей других катеров. Однако Михеенко
вывешены диаграммы. Одна из них   помнил слова своего командира и друга
звала динамику роста отличников   Волесника, отдавшего свою жизнь 34
`и политической подготовки. Красная   Родину в одном из боев с немецко-фашист-
сначала отлого, потом все круче и скими захватчиками, что дисциплина, от
тянулась вверх, обрываясь- в правом   личное знание своей специальности прихо=
м углу большого листа бумаги, дят не сами, а вобпитываются командиром.
			Выступая с отчетным докладом, секре-
тарь комсомольского бюро подразделения
старшина 1 статьи Крайнов в числе луч-
гих организаций, успешно выращивающих
отличников, назвал комсомольскую органи-
зацию катера, где командиром комсомолец
старший лейтенант Михеенко.
	Старший лейтенант сидел здесь же, в
презихиуме. При упоминании его фамилии
он несколько емутилея, затем ‘наклонился
над столом и стал что-то записывать в
свой блокнот. .

..Михеенко пришел на флот. закончив
	военно-морское училище в самый разгар
Великой Отечественной войны. Его назна-

чили на катер старшего лейтенанта Колес-
НИКА.
	Опытный командир и отличный моряк,
офицер Колесник  пользовалея большим
авторитетом, он был другом и любимым
руководителем команды. Михеенко видел,
Что эта любовь завоевана He поблажками,
не послаблениями в службе. Болесник был
нетерпим даже к малейшим проявлениям
недисциплинированноети, Но свою требо>
вательность старший лейтенант сочетал в
подлинной заботливостью о подчиненных.
Экипаж корабля представлял с0б0й тесную,
дружную семью. Главой ее был команлир.
Он не прощал недостатков, упушщений, но
всегда был готов помочь’ дельным советом,
указанием. Колесник не считал зазорным
посоветоваться с тем или другим из подчи-
ненных. Без шумихи, опираясь на свой
жизненный опыт и знания, Колесник умел
направить энергию всех на главное — точ-
ное выполнение боевых приказов.
	Михеенко стал учиться у Колесникя.
Так же, как командир, он много времени
проводил на корабле, подолгу беседовал с
матросами, стараясь понять характер каж-
дого. Настойчиво и упорно, несмотря н%
трудности, Михеенко совершенствовал свои
знания.

Молодой офицер понравился Колеснику.
В перерывах между походами офицеры
дружески беседовали на различные темы.
Чаще всего’ разговор касался службы. Во
время этих бесед Михеенко усвоил много
полезного, нужного.

Катер, которым командует сейчае Михе-
енко, принят им сравнительно недавно.
	Ч ПЛОВЦ

ОВ МОС
	ЛЕНИНГРАД, 7 мая. (По телефону). Се-
годня в бассейне ВИСПС начался тралиди-
	  онный матч по плаванию, прыжкам в воду
	и водному поло между командами Москвы и
Ленинграда.

На старте, заплывов на 100 метров вро-
лем — рекордеменки страны москвички
Юлия Кочеткова, Капитолина Васильева и
Ленинградка заслуженный мастер спорта
Клавдия Алешина. Первенство завоевала
Васильева с результатом 1 мин. 12,4 сек.
Она же выиграла заплыв на боку, пройдя
100 метров за 1 мин. 23 сек.

В борьбе шюшел заплыв на 100 метров
вольным стилем у мужчин. Победил Леонид
Мешков (Москва), проледший дистанцию
3& 59 сек. Вторым был старший инженер-
лейтенант Артемий Либель — 59,6. сек,
третьим —— Виталий Ушаков.
		закончились соревнования на первенство
Черноморского флота по спортивным играм.
В соревнованиях приняло участие 88
команд ‘футболистов, баскетболистов и во-
лейболистов.

В финальной игре по футболу ветрети-
лись команлы краснознаменного линейного
	В торжественной обстановке состоялось
открытие плавательного бассейна, построен-
ного силами личного состава Н-ского соеди-
нения кораблей.

На открытии бассейна присутствовал
командующий Черноморским флотом адми-
рал Октябрьский,
	встречу боцману, туго сплетя пальцы HS
животе, словно бережно поддерживая его,
встал с палубы залитый кровью старшина
мотористов Каверцев. Пыл боя еще владел
Эстриным. Боцман не обратил внимания на
неестественную позу раненого старшины.
Он торопливо приказал ему не снижать
обороты моторов’ до’ прибытия’ в. базу и вер-
нулея к штурвалу. Только ошвартовав кз-
тер к причалу, он понял, что значило. для
Каверцева исполнить приказ. У старшины
была тяжелая рана в живот, срезано ухо и
оторваны ‘три пальца, на правой руке. И все
же корабль избежал гибели, хотя в его’ кор-
пусе оказалось триста двадцать шесть про-
боин. Их залатали, но последствия повреж-
дений, полученных в Том бою, полгода на-
зад, сказывались не раз, и вот теперь, в
критические часы перехода, привели к ава-
рии рулевого устройства, Оно не выдержало
напора. и толчков штормовой зыби...

Глаза выдали радость Проценко, едва р8-
дист принял просьбу Гиршева. Последний
от имени личното состава просил разрешить
отремонтировать рулевое устройство своими
силами на ходу.

— Чем же они на курсе держаться бу-
дут?—воскликнул командир. подразделения,
втайне довольный, что эта просьба избав-
ляет его от страптной для моряка необходи-
мости утопить катер. — Мудрят друзья.
Одними моторами не обойтись. Ну-ка, под-
гребем к ним.

Флатманский. корабль свернул к аварий-
ному катеру, и то, что увидел Проценко,
сразу привело его в хорошее. настроение.
	— Вы что придумали, Гирмев? — enpo-
сил он, логалываясь, но желая усльннать
подтверждение.

—- Идея принадлежит Эстрину, — отра-
портовал лейтенант. — По инициативе
главстаритины приспосабливаем  бросатель-
ные концы к обоим рулям. Пока штуртрос
починят, я постою © одного борта, боцман
	Михеенко начал с изучения своих под-
чиненных. Простые анкетные данные- его
не удовлетворяли. Ему хотелось найти т9.
060б0е, что отличает люлей друг от друга,
	что может помочь лучше, пелесообразнее _
		использовать кажлого для службы,
	Комсомолец Моисеев был обыкновенаым
	мотористом. Не лучше и не хуже других.
Приглядываяеь к нему во время занятий,
беседуя, Михеенко заметил в матросе каче-
ства, которые позволяли надеяться, что
	из него можно воспитать хорошего _
старшину. Михеенко стал больше уде- _

лять внимания Моисееву, поетепенно . a

усложняя  залания, Надежды,  возлагае-
	Ha матроса, полностью оправдались:
	Теперь Моисеев отлично справляется с 00я-
занностями механика катера, является
одним. из лучших специалистов подразделе-
НИЯ. .

Так же плодотворно работает командир
корабля е другими подчиненными. Давно ли
Селивеетров был строевым матросом? А
‘сейчас это умелый и знающий боцман, ко-
торым по праву гордится весь экипаж,
Хорошим электриком стал т, Киселев. Он
сейчае исполняет обязанности старптины
отделения.

Так ‘лень ото ‘Хня росло ‘на корабле’
число отличников боевой и политической
подготовки. :

Михеенко — требовательный офицер. №
редким на корабле нарушениям OH OTHO--
сится далеко не одинаково. Для. олного до-
статочно серьезного разговора, толкового и
убедительного 0б’яснения неправильности
его поведения, к другому нужно применить
дисциплинарные права. Но главное’ усло».
вие — глубоко и всесторонне знать воинз;
найти путь к его сердцу, воспитывать его:

Организующая сила катера — комсомоль-
цы. Даже беглое знакомство. с деятельностью
комсомольской организации корабля пока-
зывает, что подлинной душой всей комео-
мольской работы является командир —
старший лейтенант Михеенко. _

Вот почему, отмечая успехи комеомоль-
ской организации катера в выращивании
отличников боевой и политической подго-
товки, секретарь комсомольского бюро под-
разделения т. Крайнов назвал имя старшего
лейтенанта Михеенко.
			Реабилитировала себя за недавнее пора-
жение Полытгалова (Ленинград). На диз
станции 100 метров брассом она обошла
москвичку Соболеву и финишировала пер-
вой ©0 временем 1 мин. 26,5 сек. Москвич
Семен, Бойченко легко выиграл. эту. же ди-
станцию у мужчин, показав отличный pe-
зультат — 1 мин. 08 сек. Рекордемен
страны Артемий Либель первенствовал в
заплыве на боку среди мужчин с резуль-

татом, близким к pexoply,—1 мин.
08,7 сек.
	После первого лвя соревнований впере-
	ди — команда Москвы.
	Заслуженный мастер спорта
старший лейтенант В. ГАЙКОВОЙ.
	О СПОРТИВНЫМ ИГРАМ _
	корабля «Севастополь» и гвардейского
ppelicepa «Красный Кавказ». (о счетом

:1 матч выиграли футболисты «Севаето-
“oy Первенство по баскетболу завоевали
представители  Военно-Воздушных Сил.
Чемпионом флота по волейболу стала коман-
да эскадренных миноносцев.
	В новом бассейне проведены cOpeBHOBa-. -
ния. В плавании на 100 метров вольным
	стилем победу одержал старшина 2 статья
Тюрихин с результатом 1 мин. 08,8 сек.

Праздник закончилея товарищеевим мам
чем в водное поло межлу команлами катеров.

се другого, а Хабаров будет дирижировать:
управлять газом и корректировать нас.
	— Правильно решено, —= похвалил ‘Tipo-.
	ценко. — Сейчас пересажу к вам флагмехз
для ускорения. Когда изготовитесь?

— Как только перейдет механик, можем
HTTH. - р

Через четверть часа корабли возобновили
свой бет, а затем ‘ночь скрыла заливаемые
зыбью фигурки лвух человек, будто при-
паянные к бортам ‘аварийного катера.
	Тот не отставал. Так свидетельствовали
	донесения, принимаемые радистом головно-
	о корабля. Ремонт штуртроеа длилея вею
ночь. Й ночь напролет два человека — лей-
тенант Гиршев и главетаршина Эетрин,—
каждую секунду рискуя быть смытыми 38
борт, промокшие до костей, с багровыми от
брызг щеками и воспаленными от соленой
морекой пыли глазами, не выпускали из
окоченелых пальцев бросательные концы;
которые заменяли штуртрос,
	Утром, на исходе олиннадиатого ‘часа поз
сле аварии, круглое лицо’ Пропенко рас-
плылось. Он разглядел, что Тиршев и
Эстрин перебрались с кормы в боевую руб=
ку. Мальчишеская фигурка лейтенанта
юркнула в люк, а минутой позже радист
головного катера принял исчерпавшее ин-
пилент гонесение:
	«гемонт штуртроса закончен. Рулевое
управление лействует безотказно».
	Перехол продолжался. благополучно был
	завершен. а все, кто участвовал. в нем, 0е3
малого сутки отсыпались там, где сон сва-
лил ИХ — на палубах катеров, нз domaTou
причале гавани назначения.

я
	Бот что услышал я накануне Первого
	Мая 1944 года на пирсе одного из EDHN-
	ских портов, в часы отстоя торпедных ка-
теров между походами на подступы к Ce<
вастополю
	Балтийский Флот. Активно
	енные моряки-водолазы Н-ской части
снимке: старшина водолазной  стан-
указание водолазу старшему матросу
		восстанавливать торговый порт. Ma
ции старшина 1 статьи Я. Бабыня дает
	М. Николаеву, как производить подводную срезку свай на строительстве при-
	Фото Н. Веринчука,
	чальной набережной порта.
	Из писем в федакцию
	ЗАБЫТЫ ПАРУСНО-МОТОРНЫЕ СУДА
	Паруено-моторные суда могут быть с
пехом использованы JIM прохождения
	‚успехом использованы для  пПродождения
практического плавания воспитанников Ha-
химовских и подготовительных училищ, &
также курсантов младших курсов высших
военно-морских училищ. На таких судах
воспитанник или курсант приобретает мор-
ские навыки, физическую закалку, поня-
тие об искусстве управления кораблем под
парусами. Многие офицеры, став’ ныне
командирами кораблей или подразделений,
до сих пор вепоминают свою первую MOD-
	скую практику на парусных кораблях. Й
они долго не забудут о ней.
В сожалению. отдельные воинские ч3-
	CTH, юторым принадлежат парусно-мотор-
	ные суда, не уделяют им должного внима-
ния. Многие суда уже несколько лет стоят
на приколе. У стенки стоят, например,
«Седов», «Крузенштерн» и другие. И ни-
RTO не думает подготовить их, вооружить.
А в некоторых частях непрочь даже пере-
ложить вину на заводы и мастерские, ко-
торые, мол, во-время не сделали ремонт.
Вряд ли подобные попытки переложить ви-
ну на других можно принять во внимание
и признать правильными.

Парусно-моторные суда лолжны быть pa-
ционально использованы. Их следует во-
оружить и своевременно подготовить кв лет-
ней учебной практике,
	Старший лейтенант П. ИГНАТЬЕВ.
	на строительство дома для матери т. Диж-
няка отпущено 20 кубометров лесомате-
риалов.
	Общее собрание колхоза «Перемога» 00я-
залось оказать помощь в перевозке материа-
лов м строительстве дома,
	большим опозданием, лишь в марте 1946
года, когда беспокойство английской обще-
ственности в связи с прорывом repMad-
ской эскадры уже отошло: в. прошлое.

Зорина Д. Ю., кандидат исторических
‘Наук. «Лейбористекие лидеры — прислуж-
ники англо-американекого империализма».
(Стенограмма публичной лекции. (Всесоюз-
ное общество по распространению полити-
ческих и ‘научных знаний). 24 стр.
Ц. 60 коп.

Пленн Абель, «Ветер в оливковых рощах»,
Испания сегодня. Перевод с’ английского
М. Кессель. Вступительная статья Х. Ува-
‘рева. Госиздат иностранной литературы.
350 стр. Ц. 15 1090. Г

Краминов Д. Ф. «Второй фронт». Записки
советского военного корреспондента. Изда-
тельство «Советский писатель». 224 стр,
Ц. 6 руб. ;

Ефимов Г. В., кандидат исторических
наук, «Борьба сил демократии против ре-
зкнии в Китае». Стенограмма публичной
лекции. (Всесоюзное общество по распро-
странению политических и научных зна-
ний). 32 стр. Ц. 15 в.

Яшенко Д. А. «По пути героического по-
хода». (5-й Украинской армии в 1918 т. от

уганска к Царипыну. Босстановление
народного хозяйства Ростовекой области и
Сталинграда). Очерки. Ростов, 56 стр.
	5.000 экз. Ц. 2 руб. 50 коп.

Богоров В, Г. «Моря и океаны». (Научно-
популярная библиотека). — Гостехиздат.
39 етр. 200.000 экз. Ц, 50 коп.
	Тиршева. Лейтенант сообщал, что лопнул
lity pTpoc.

С ожесточением и досадой Проценко раз-
тлядывал злополучный катер. задержаться,
пока на нем починят штуртрос, было нель-
зя: корабли уже миновали траверз Феодосии
и вотупили в пределы самой опасной зоны,
которую полагалось пройти за ночь. Отпра-
вить катер своим ходом обратно -—— все рав-
но, что бросить его на произвол судьбы; не
лучше, если оставить его на месте на время
ремонта, а самим продолжать путь. Rh тому
же и то, и другое, и третье могло pac-
крыть врагу тайну перебазирования.
	— Передайте Гиршеву: приготовиться к
затоплению. Личному составу перейти #3
соседние катера...

Командир. подразделения перечислил их
и, выждав, когда радист нырнет в свою ко-
нурку, вздохнул. Жестокая пелесообразность
принуждала затопить катер, хотя он был
дорог — и как боевая единица и вак пз-
	NATE о людях. прославивших его еще’ в Me-
	сяны боев за керченекий плацдарм. ITO
они, верные нашей традиции — «сам по-
raga, но ‘товарища выручай», поспе-
шили на помощь беззащитному сейнеру и
отвлекли на себя «мессерииииттов». Шесть
захолов сделали Фатистские пилоты, pac-
отреливая катер: Его командир и радист
были убиты, таранный отсек заполнилея
водой, носовая чаеть погружалась, но бой
не прекратился до той минуты, пока дым
чатая трасса пулеметной очереди, выпу»
менной е катера, не пронизала вражеский
самолет. Олин «мессершмитт» торчком вон-
зилея в зыбь Керченского пролива, другой
скрылся в тучах.

А катер постепенно терял пловучесть.
Рлинственное могло спасти его: возвраще-
ние в базу на предельной скорости. Вот
почему боцман Михаил Эстрин, приняв
командование аварийным кораблем, прежде
всего спустился в моторный отсек. Ha-
	о’ следам неопубликовайных писем
	Manpoc Хижняк налисал в редакцию
	ПИСЬМО, B KOTOPOM жаловалея на задержку
доставки малериалов для постройки нового
дома, предназначенного для его матери.
	На нам запрос заместитель предеедате-
	ля пополнительного комитета Черкасского   зало0ь оказать по
районного Совета т. Каданцев сообщил, то   лов и строительст
Ё„—————Щ————

HOBEHE
	Кочетовсная Е. Н. «Напионализация зеи-
	ли в СССР». Гостолитиздат. 200 сто. Ц. 4 р.
50 коп.
Трайнин А. Н.. ия КОробоненлонт Ara-
	лемии наук СССР. «Уголовная ответетвен-
	ность за пропаганду агрессии». (Военно-
юридическая академия Вооруженных Сил
СССР). 40 стр. Ц. 4 руб.
Демокпатическая республика Вьет-Нам.
Документы и материалы. Перевод 3. Якоби.
Ветупительная статья А, К. Жегаловой.
	Предисловие Ле Хи, Госизлат иностранной.
	литературы. 64 стр. Ц. 2 руб. 75 коп:

Прорыв геоманской эскадры через Ла-
манш. Перевод се английского. Военное изда-
тельство Министерства Вооруженных Сил
СОСР. Ц. 1 р. 50 кон. Внига содержит док-
лад следственной комиссии английского ад-
миралтейства и министерства авиации по
расследованию обстоятельств, при которых
германские линейные корабли «Шарн-
торст» и «Гнейзенау» и тяжелый крейсер
«Принц Ойген» 12 февраля 1942 года
прошли из Бреста в Германию.

В докладе излагается ход событий, при
которых германской эскадре, фактически
заблокированной в Бискайском заливе,
Удалось прорваться через Ламанш и соеди-
ниться на севере с остальными силами
германского флота. В книге приводится ряд
существенных подробностей, относящихся
к методам управления, организации и так-
	тического взаимодействия английских м9р-
	ских и воздушных сил, участвовавших
операции против германеких кораблей. Ma-
	териалы комиссии были опубликованы с

Из фронтового
дневника
	Встреча с знатными нефтяниками

_ ВРАСНОЗНАМЕННАЯ КАСПИИСВАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 7 мая. (Корр. «Красного Фло-
та»). Широко известны имена знатных
нефтяников Али Марданова и Агасафа Ба-
тирова — инициаторов новых стахановских
методов нефтедобычи.

На-днях тт. Марданов и Багиров побы-
вали в гостях у моряков Краснознаменной
Каспийской флотилии.

В клубе Н-ской части собрались катерни-
ки и связисты. Прославленные мастера
нефти расеказали морякам о своих успехах
в борьбе за выполнение нефтяной пятилет-
ви в три года.

0ба мастера — демобилизованные воины.

— На третьем промысле старейшего в
нашей стране Ленинского нефтяного района
Мне дали ототающий участок, который едва
выполнял план на 80—90 процентов, —
рассказал Агасаф Багиров.— Надо было в
корне перестраивать работу, чтобы выпра-
вить положение. Первое, на что я обратил
внимание, — это на существовавшую пол-
ную оторванность нефтедобычи от произ-
взодетва подземного ремонта. нефтяных сква-
жин, Мастер по добыче не имел права вме-
	Евгений ЮНГА
	шиваться в работу бригад подземников и
поэтому не мог влиять на ускорение под-
земного ремонта той или иной скважины.
Я решил осуществить полную координацию
работ всех бригад. Так была создана укруп-
ненная комплексная бригада. Такая орга-
низация позволила значительно повысить
производительность трула. В первый же ме-
can работы по-новому мы добились увели-
чения добычи на 260 тонн нефти, Это была
наша первая победа. Вокоре мы добились
новой победы =— достигли уровня среднесу-
точной добычи, рассчитанного на 1950 тод.
	Затем выступил мастер Али Марданов.
В годы войны он был в морской пехоте,
мужественно защищал город-герой Севаето-
поль, сражалея за Новороссийск. Теперь
он упорно борется на трудовом фронте. Мар-
данов подробно рассказал морякам о приме-
ненном им новом методе добычи нефти.

Моряки © огромным вниманием выслу-
шали увлекательные рассказы  новаторов
сопиалистического труда. ,

Затем выступили офицер Круткин, ма-
тросы Золотарев, Виноградов и друтие.

ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН ОТКРЫТ
	DARCY ry
	Переход кораблей первой группы длился
свыше суток, точнее—двадналь семь часов
и двенадцать минут. Двадцать семь часов
подряд командиры катеров не выпускали
штурвалов из рук, радисты не снимали на-
ушников, мотористы не отходили от рыча-
тов управления механизмами, а боцманы
коченели на ветру, в тумане, в дождевой
слякоти возле’ пулеметных турелей. Bee
было на пределе — работоспособность мо-
торов, которые никогда до тех пор не испы-
тывали такого напряжения, запасы горю-
чего, принятого на борт сверх всяких норм
и, з& неимением других мест, размещенно-
го в торпедных желобах. Да, катера шли
без своего главного оружия. Вместо длин-
ных серебристо-коричневых от’ смазки тор-
пед в желобах находились купые контеера
е бензином.
		Несчастье стряслось под вечер,
Геленджик остался далеко позади.
	Вюрабли мчались против зыби. Серые
корпуса были неразличимы в облаках брызг
H пены, однако Проценко быстрее, чем
Rr0-1H00 на флагманском катере, заметил
неладное.
	‚ Эффектное зрелище согласованного дви-
жения многих кораблей мгновенно исчезло,
едва из строя вырвался и, странно пирку-
лируя, отпрянул в сторону от курса бурун
катера лейтенанта Гиршева.
	Типо командира подразделения ‘вытяну-
Лось.

— Подвел-таки ветеран! Чинили-чинили,
a все мало... Отоп моторы! —= приказал он
ий крикнул, склонясь в распахнутой двер-
це радиорубки: — Запросите. Гиратева! Cy-
дя по его пируэтам, рулевое отказало!
	Спустя минуту радист лоложил ответ
	о флота командиру подразделения, был
краток: выйти из кавказского порта засвет-
ло, в течение ночи обогнуть Врым и до-
стичь пункта назначения, расположенного
за мысом Тарханкут, там, где выжженные
плало и необозримые пастбища Западной
Таврии сливаются © чернозёмными степями
Украины. Эта гавань должна была стать
маневренной базой подразделения, как толь-
ко армии Третьего Украинского фронта
займут Одессу, а войска Четвертого Укра-
инского фронта перейдут в наступление че-
рез Сиваш, Перекоп и Турецкий вал. 0ево-
бождение Одессы означало полную изоля-
цию фашистских гарнизонов на территории
Крыма: в ‘их распоряжении оставалась
только морская коммуникация. Рвать ее и
уничтожать вражеские караваны поруча-
лось Черноморскому Флоту, в частности
подразделению Проценко, & для этого надо
было заблатовременно и неприметно для
противника пройти мимо захваченных им
берегов, мимо его дозоров, в исходной по-
зиции за мысом Тарханкут.

Расчеты перехода, произведенные  спе-
пиалистами, не укладывались в рамки
обычных норм плавания торпедных кате-
ров ни по времени пребывания в море,
ни по навигационным условиям, ни по дли-
тельности напряжения, чрезмерного даже
для организма, натренированного долголет-
ней службой на кораблях такого класса.
Теоретически переход был невозможен.

На практике обстояло так.

Мартовским днем, в штормовое ненастье,
когда торпедным катерам полагалосв 90т-
стаиваться у причалов базы, Пропенко и
флагманский штурман Куптнеров, разделив
подразделение на лве группы, повели пер-
вую из них вокруг захваченного фашиста-
ми Арыма.
	_ Накануне Первого Мая 1944 года, то-
есть незадолго до завершения Крымской
кампании, меня познакомили с лейтенантом
	р. Тиршевым, командиром торпедного катера.
“Знакомство состоялось на разрушенном. ми-
	нами пирсе, который был местом отдыха
моряков, каждую ночь водивших свои кате-
ра на подступы к Севастополю. Каждую
Ночь, © вечера до рассвета, они подстерега-
ЛИ в море вражеские караваны, пытавитие-
ся прорваться из блокированной нашими
войсками Севастопольской бухты, либо про-
Никнуть в нее, топили их или вынуждали
ретироваться обратно в базу, а © утра до
вечерних сумерек, пока на подступах дей-
ствовала наша Морская авиация, отсыпа-
лись на пирее под весенним солнцем,

°С лейтенантюм Гиритевым меня познако-
Мил команлир подразделения капитан 2 рал-
та Проценко, едва речь зашла о перебази-
ровании кораблей сюда с Кавказа. Кое-что
00 этом я уже слышал от самого Проценко,
в день перехода катеров в Крым, и успел
мыеленно создать образ Гиршева, примерно
Такой же, каким запомнил многих’ моряков
подразделения. — рослых, физически силь-
	ных людей < внешностью профессиональ-
	ТОРО ЕР Ей р ЕЕ

ных спортсменов. № моему удивлению, Гир-
шев оказался вне стандарта крепышей:
хухщавый, почти шуплый молодой чело-
век, вдобавок с юношеской способностью
Краснеть лю ушей по. вгякому поводу. Он
заметно смущалея раеепрюсов, был чересчур
лаконичен, судил о проистеетвии © его ва-
тером, как о досадной случайности, которая
осложнила перебазипование, и прибавил
немногое к рассказу Проценко.

(опоставив оба рассказа, я записал вот

oe

ses
	Приказ, врученный в штабе Черномореко-