1948-4 Bockpecenbe, Ne 109 (2903)
			Историческая победа
советской военной науки
	материальные и моральные возможности,
‘предоставляемые социалистическим ‘строем.

Признавая решающую роль в войне эко-
номического и морального .. потенциалов
страны и рассматривая их в неразрывной
связи с военным ‘потенциалом, советская
военная наука считала и считает, что зна-
чение военного искусства в современной
войне также возросло. Машинный период
войны, когда вооруженную борьбу ведут
многомиллионные армии, оснащенные неви-
данным ранее количеством техники и. дей-
ствующие на огромных пространствах, на
сухопутных, морских театрах и в воздухе,
естественно, требует более сложното и ши-
рокого по своему ‘содержанию военного
искусства, чем это было в мануфактурный
период войны. Использование усилий всех
видов вооруженных сил, различных родов
войск, организация их взаимодействия, при-
менение колоссальных Масс современного
оружия.и техники неимоверно усложнили
руководство вооруженными силами, Все это
свидетельствует о ‘том, что военное искус-
ство в современной войне является одним из
самых главных, решающих факторов дости-
жения победы.

‚Но в противоположность буржуазной
военной нзуке советская военная наука не
переоценивает значения военного искус-
ства, не считает его таким фактором, ко-
торый способен сам по себе принести побе-
ду, что характерно для буржуазной воен-
ной мысли. Германские империалисты, ета-
вя перед военной стратегией задачи, превы-
шавшие реальные экономические и мораль-
но-политические возможности фаптистекой
Термании, надеялись за счет предельного
использования военного потенциала AOCTHY-
нуть своих далеко. идущих захватнических
	целей. Однако военное искусство не может
дать больше того, на что оно способно, не
	скатываяеь к авантюриетическим способам
	ий формам ведения войны, Именно по этому
	пути и пошла немецкая военная доктрина,
органическая дефективность которой столь
отчетливо проявилась на советско-герман-
ском фронте как в период активной обороны
Советской Армии, так и в период нашего
победоноеного наступления;

Советское военное искусство, так же как
и наша военная наука в целом, с успехом
выдержало испытание войны и доказало
свое явное превосходство над немецким во-
енным искусством, в котором нашли отра-
жение все достижения буржуазной военной
мысли. Это превосходетво нашего военного
искусства, созданного и развитого гением
Сталина, обусловлено передовым характе-
ром советской военной науки, всесторонни-
ми преимуществами = социалистического
строя, раскрывшими широчайшие возмож-
ности перед нашим военным искусством.
Реализуя эти возможности, Советская Армия
находила и применяла такие  стратегиче-
ские, оперативные и тактические формы и
способы вооруженной. борьбы, на которые
не способны ариии  капиталистических
стран, лишенные материальных и особенно
моральных возможностей, присущих нашей
стране и нашим Вооруженным Силам,

Советская стратегия проявила свое пол-
ное. соответствие требованиям современной
войны, чего нельзя сказать 0 стратегии
немцев, свою способность успешно решать
исключительно еложные и многообразные
задачи как в обороне, так и в наступлении.
«Стратегия ‘советекого Главнокомандования
в период Великой Отечественной войны от-
личалась операциями невиданного размаха,
исключительной целеустремленностью,
тшательным и всесторонним обеспечением
предпринимаемых операций, умением на-
ходить новые формы и способы борьбы с
тем, чтобы они наиболее полно отвечали за-
думанным целям, сложившейся обстановке
и были бы неожиданными для противника»
(Н. Булганин). Наши Вооруженные Силы
успепено применяли в ходе войны — в бит-
вах под Москвой, Сталинградом и Кур-
ском — такую сложную стратегическую
форму борьбы, как контрнаетупление, зано-
во разработанную товарищем Сталиным. .

Вооруженные Силы Советского Союза,
построенные и действовавшие на основе со-
ветекой военной науки и руководимые ве-
личайшим полководцем современности —
товарищем Сталиным, показали в  Отече-
ственную войну много выдающихся образ-
пов стратегии и ‘тактики, ведения операции
и боя в: сложных условиях современной
войны. Большевистокая партия, возглавля-
емая товарищем Сталиным, явилась той
мобилизующей и организующей силой, ко-
торая сумела обеспечить наиболее полное
	использование для дела победы материаль-
	ных, морально-политических и военных
возможностей Советского государства‘ и на-
рода.

& & *

Победоносно заверпгив. войну, Советский
Союз. уверенно идет по пути воестановле-
ния и дальнейшего развития народного хо-
зяйства страны. Последовательная борьба
Советского Сотоза за мир вее теснее: сплачи-
вает всех друзей мира и свободы; Растущие
силы антиимпериалистического,  демокра-
тического лагеря стали величайшим  пре-
пятотвием на пути реакционных сил импе-
риалистического лагеря, стремящихся раз-
жечь новую мировую войну.

В этих условиях Советекие Вооруженные
Силы не забывают о возложенной на них
задаче-——Зорко`и бдительно охранять безолас-
ность нашей Родины, мирный труд © -
ветского народа; Чтобы оправдать доверие
своего народа, совелекие воины обязаны и
	пальше укреплять Вооруженные Силы, 69-
	вершенствовать их организацию на основе
опыта войны и последующего развития во-
енного дела, двигать вперед развитие Soe-
вой техники, совершенствовать боевую и
	политическую подготовку личного состава,
	развивать нашу военную науку, которая и
впредь должна быть самой передовой, ето-
ящей на высоте растущих требований е0-
временной войны и полностью сеответетву-
ющей прогрессивному общественному етрою
Советекото государства. И
Советская, сталинская военная наука
обеспечила историческую победу в’ Великой
Отечественной войне. Дальнейшее развитие
передовой советской военной ‘науки Яв-
ляется ‘необходимым условием еще больше-
го укрепления боевой мощи’ Советской: Аф-
мии и Военно-Морского Флота, воемерного
повышения их боевой готовности к защите
государственных интересов Советекого 0С0-
	Odd.
Полковрик В. ВОРОНИН.
	Три года назад Советский Союз  победо-
HOCHO завершил тяжелую, невиданную по
своему размаху, войну против германского
империализма. Немецкая армия—крупней-
Mad армия капиталистического мира —
была полностью разгромлена нашими Воору-
женными Силами. Созданное гитлеровцами
немецко-фашистское государство перестало
существовать.

‚ Эта победа имела поистине всемирно-
историческое значение. Она упрочила мо-
гущество и независимость нашей Родины,
обеспечила дальнейшее ее движение вперед,
по пути в коммунизму. Она спаела челове-
чество от угрожавшей ему величайшей ка-
тастрофы, привела к значительному ослаб-
лению лагеря империализма и дала возмож-
ность многим народам Европы строить свою
жизнь на началах подлинно народной де-
мократий.

_ Значение нашей’ победы в Великой 0е-
чественной войне состоит и в Том, что она с
исключительной силой показала не только
могучую жизнеспособность советского 06-
щественного и государственного строя, но и
его неоспоримое превосходство над капи-
талистическим строем. Советский социалис-
тический строй оказался не только лучшей
формой организации жизни общества в мир-
ных условиях, но и лучшей формой мобили-
зации всех сил страны и народа для ведения
войны и достижения победы.
	Советский строй, созданный под руковод-
ством партии Ленина—Оталина, превратил
нашу страну в несокрушимую крепость.
Могущество  социалистического  государ-
ства — это главная основа боевой мощи
Вооруженных Сил СССР. Советский строй
обеспечил такое единетво между народом,
государством и армией, какого не знала ни
одна другая страна. Морально-политичеекое
единство народа, справедливые цели Отече-
ственной войны, животворный советский
патриотизм явились источником столь вы-
сокого морального духа наших воинов на
фронте и тружеников в тылу, который ка-
зался чудом для многих иностранных нз-
блюдателей, Советский социалистический
строй прихал нашему народу и нашей. армии
великую и непреоборимую силу.

ж +/*

Социалистический строй сделал возмож-
ным создание в нашей стране самой про:
грессивной военной организации, доказав-
ей свое явное превосходство над военной
организацией  капиталистичееких стран.
Исторические победы Советских Вооружев-
ных Сил в прошедшей войне были достиг-
нуты в огромной степени благодаря тому,
что осповой их строительства и веей боевой
деятельности была передовая военная наука,
созданная и непрестанно  развивземая
товарищем Сталиным. «Конечные резуль-
таты войны всякой армии с сильным про-
тивником, — говорил в своем докладе о
тридцатилетии Советских Вооруженных Сил
Маршал Советского Союза Н. A. Булга-
нин, — являются единственным реальным
мерилом ее мощи, ее боевых качеств и той
военной науки, которая положена в основу
ев строительства и боевой деятельности.
Вторая мировая война подвергла суровому
испытанию армии СССР и Германии, боров-
шиеся друг против друга один на один в
течение более трех лет, И это испытание
по-настоящему выдержали советские Воору-
женные Силы, построенные и действовав-
шие на основах севетской военной нау-
ки.. ».
	‚Преимущество нашей военной науки,
одержавшей победу над немецкой военной
наукой, состоит прежде веего в TOM, что
она покоится на подлинно научных прин-
цицах марксизма-ленинизма и его филоеоф-
‘ской основе — диалектическом материализ-
-ме. Создатель и творец советской военной
науки товарищ Сталин,  руководствуяеь
марксистско-ленинской теорией, гениально
обобщив исторический военный опыт и
прежде веего опыт войн нашей эпохи, опре-
делил пути развития военного дела, в ус-
ловиях маптинного периода войны. Товарищ
Сталин впервые в истории разработал на-
учные принципы строительства вооружен-
ных сил социалистичеекого государства и
его подготовки к уепешному ведению. совре-
менной войны, Эти научные принципы, на
основе которых создалась и развивается на-
ша военная организация, разработаны
товарищем Сталиным с учетом тех преиму-
ществ, материальных и моральных, кото-
рые заложены в самой природе социалисти-
ческого строя.

Военная наука решает вопросы о путях
и средетвах достижения победы в войне.
Естественно, что ‚изменение условий, в ко-
торых ведется война, и ев характера обус-
ловливает необходимость и соответствую-
‘шего развития военной науки, расширения
её содержания и круга решаемых ею задач.
Товарищ Сталин учит нас: «Способы
веления войны, формы войны ‘не’ всегда
одинаковы. Они меняются в зависимости от
условий развития, прежде всего в зависи-
мости от развития производства» (И. Сталин.
Соч., том 5, стр. 168).

Современные большие войны ведутся
отромными армиями, оснащенными огром-
нейшим количеством самой разнообразной
техники. Сотни миллионов людей привле-
каются к обеспечению вооруженных сил
‘многообразными средетвами техники и ору-
жия, боеприпасами и снаряжением, обмун-
дированием и продовольствием. Уже в. ми-
ровую войну 1914—1918 гг, более поло-
вины веех занятых рабочих было привле-
чено воевавшими странами к обслуживанию
военного производства, свыше 60 проц. всей
продукции промышленности использовалось
лая нужд фронта. Вторая мировая война
была не только войной численно возроещих
армий, но и войной машин, войной моторов.
А это значит, что материальные потребно-
сти армий в современных условиях еще б0-
лее возросли и для их удовлетворения тре-
бузтся полная мобилизация всех ресурсов
и людских сил воюющей страны.
	Поскольку современная война вовлекает
в свою орбиту не только миллионы людей,
составляющих вооруженные силы, но и по-
чти все трудоспособное население, остающе-
еся в тылу, неимоверно возросла и роль мо-
рального потенциала воюющей страны. Мо-
ральный фактор, всегда игравитий первосте-
пенную, решающую роль в войне, приобрел
‘еще большее значение в современной войне.
Причем теперь речь идет уже не только о
моральном духе армии, которому и полко-
	водцы прошлого придавали большое значе-
ние’ но и о моральных возможностях ‹ всего
народа.

Таким образом для достижения победы в
современной войне недостаточно обладать
одним военным искусством; Jae. H перво-
классным по своему характеру. Для этого
необходимо наличие мощных экономических
предпосылок, отсутствие которых может
сделать нереальными самые лучшие стра-
тегические планы. Но даже и наличие хо-
роших военных планов, обеспечиваемых
	большими экономическими возможностями
	страны, может оказаться недостаточным для
достижения победы, если моральный дух
народа и армии не способен выдержать на-
пряжение и тяготы длительной зойны, тем
более если цели, преследуемые ею, неё яв-
ляютея прогрессивными,  справедливыми,
соответствующими интересам народа.

«История войн учит, — говорит товарищ
Сталин, — что лишь те государства выдер-
живали это испытание, которые оказыва-
лись сильнее своего противника по разви-
тию и организации хозяйства, по опыту,
мастерству и боевому духу своих войск, по
выдержке и единству народа на всем про-
тяжении войных».

Из этого сталинского положения следует,
что военная наука уже не может. ограни-
‘чить свое содержание только изучением и
решением вопросов о способах ведения в0-
енных действий и войны в целом, что со-
ставляет предмет военного искусства. Она
должна обнимать кроме вопросов военного
искусства также вопросы экономических и
моральных возможностей страны, охваты-
вать, таким образом, все факторы, опреде-
ляющие победу в современной войне,

Только: советская военная наука сумела
сделать необходимые выводы из природы и
характера современной войны, тотда как
буржуазная военная мысль оказалась не в
состоянии итти в ногу с жизнью. По своему
содержению и характеру она недалеко ушла
от военной науки прошлого века, попрежне-
му рассматривая вопросы ведения войны,
операции и боя в отрыве от экономических
и моральных факторов: «Главная ошибка
немецких и вообще буржуазных военных
руководителей состоит в том, — указывал
тов. Булганин в своем докладе о тридцати-
летии Советских Вооруженных Сил, — что
они слишком преувеличивают значение во-
енных планов и рассматривают их в отрыве
от экономических и моральных возможно-
стей, ограничиваясь в лучшем случае уче-
том военного потенциала страны, тогда как
речь идет о том, чтобы учитывать эненоми-
ческий и моральный потенциалы страны».

Буржуазная военная мысль, лишенная
подлинно научной основы для решения про-
блем войны и. военного дела, ограничи-
вается изучением лишь «чисто военных»
элементов, т. е. вопросов стратегии, опера-
тивных и тактических форм и приемов, во-
просов организации вооруженных о сил
и т. п. Поэтому и буржуазная военная на-
ука по своему: об’ему, содержанию и кругу
решаемых ею задач является весьма ограни-
ченной, она не выходит за пределы военно-
го искуества. Отсюда проистекает несостоя-
тельность буржуазной военной науки,
неспособность буржуазных военных руко-
водителей разработать такие военные пла-
ны, которые в полной мере COOTBETCTBO-
вали бы реальным условиям современной
войны. Одним из доказательств этого яв-
ляется полный крах военных планов раз-
бойничьего германского империализма в
войне против Советского 01038.

Немецкзя военная доктрина пыталаеь pe-
шить задачи, продиктованные агрессивной
политикой германского фашизма,  поеред-
ством стратегии «молниеносной» войны,
Однако еще первая мировая война неопро-
вержияо доказала, что усчех в современной.
войне против сильного противника не MO-
жет быть достигнут приемами  «екоротеч-
ной» войны, .

Вуржуазная военная наука, прежде peer
немецкая, проявила полную несостоятель-
ность в извлечении уроков из первой миро-
вой войны. Буржуазные теоретики вновь
начали искать пути и, средства достижения.
военной победы только’ в рамках военного.
искусства. ‘Появилось множество теорий 0
возможности быстрого выигрыша войны пу-
тем массового применения одной лишь ави-
ации или посредством стремительных уда-
ров сравнительно малой, но высокоподвиж-
ной, бронированной и сильно вооруженной
механизированной армии. Подобные однобо-
кие теории явились результатом не только
научной несостоятельноети‘ буржуазной Bo-
енной мыели, но и растущих противоречий,
присущих капиталистической системе. Им-
периалистическое государство способно мо-
билизовать многочисленную армию и снаб-
дить её вооружением, но оно, ведя неспра-
ведливую, грабительскую войну, не в CO-
стоянии создать высокий устойчивый Mo-
	ральный дух своей армии, а тем более
	всего народа, для ведения длительной и Ha-
пряженной войны,

Все это породило тот авантюризм в етра-
тегии и тактике, который был особенно хз-
рактерен для немецкой военной науки, пре-
увеличивающей роль и значение чисто во-
енных факторов и военных планов, отры-
	вающей их от реальных экономических и
	моральных возможностей воюющих ‘страя.
Авантюристическая стратегия. германекого
фашизма, расечитывавиая на. «молниенос-
ный» успех, провалилась в первые же ме-
CANE войны © Советским Союзом. Опыт ми-
нувшей войны убедительно’ ‘доказал, что
победа в современной войне не может быть
достигнута тасредетвом одних только чисто
военных факторов, — ла исход войны ре-
шающее влияние оказывают все материаль-
ные и моральные факторы в их совокупно-
сти в военным искуеством.
	Советская военная’ наука превзошла’ не-
медкую’ военную доктрину и превосходит
современную буржуазную военную науку
тем, что она шире и глубже по своему 06’-
ему и содержанию, что она изучает и реша-
ет проблемы войны и военного дела со стро-
го научных позиций, обнимая собою всю е0-
вокупность факторов, влияющих на разви-
тие военного дела и на ведение войны, Она
не только разрабатывает епособы ведения
войны, но и учитывает экономические и ма-
териальные возможности как своей страны,
так и страны противника. Советская воен-
ная наука доказала в минувшую войну
свою способность правильно и в наиболь-
шим эффектом использовать колоссальные
	Картина П. А. Кривоногова «Победа»,
экспонированная на выставке, посвя-
щенной 30-летию Советской‘ Армии,
в Государственном музее изобразительз
ных искусств имени А. С. Пушкина.
В этой картине художник изобразил
последний этап штурма рейхстага.
	«Тридцать лет
Советской  `Армии»
	ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
\ИСКУССТВА `В МУЗЕЕ!
‚ИМЕНИ! А. С. ПУШКИНА
	Вчера в залах Государственного музея
изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина открылась художественная вы-
ставка, посвященная 30-летию Советской
Армии. Организаторы выставки —= Комитет
по делам искусств при / Совете Министров
CCCP и Главное Политическое Управление
Вооруженных Can Cosa CCP.

В залах и вестибюле музея, размещено
свыше 400 работ — живопись, графика,
скульптура. В них отражен славный трид-
цатилетний путь Советской Армии, ее. герои-
ческие подвиги в дни гражданской и. Вели-
кой Отечественной войн. На выставке ши-
роко представлены произведения мастеров
старщего поколения, известные по прежним
выставкам и многочисленным репродукниям.
Много ‘также работ молодых художников. и
скультторов.

Посетители выставки получили возмож-
ность вновь осмотреть популярные произ-
ведения художников М. ‚Грекова, Б. Иоган-
сона, М. Авилова, И. Бродского, .Ф, Богород-
	ского и других. Из новых работ выделяется
	картина. художника. В, Серова «В. И. Ленин
провозглалтает советскую власть», удосто-
енная недавно Сталинской премии первой
степени,

Художники и скульшторы много. работали
над воспроизведением образа. великого
вожля советского = народа товарища
И, В. Сталина, На выставке представлены
работы А. Герасимова, .Д. Налбандяна,
А. Бубнова, Н. Томского, Н. Денисовского,
®, Решетнякова и. других, Портреты
В. М. Молотова, А. А, Жданова, Л, П, Берия,
Rh. Е. Ворошилова и выдающихся полковод-
цев Советской Ариии-—Маршалов Советско-
го Союза выставили А. Герасимов, В. Ефа-
нов, П. Корин, И. Тоидзе; _

Обращает на себя внимание картина ху-
ложника Плотнова «Высадка десанта на Ку-
	рильские острова», Ряд других работ, поевя-.
	щенных флоту, выставили, художники Львов,
Штраних, Нисский, Непринцов и другие.

а выставке много батальной живописи,
картин, рисующих подвиги партизан Вели-
кой. Отечественной войны, показывающих
быт советеких воинов. Ряд работ. посвящен
	жизни будущих офицеров Советской Армии
и Военно-Морского Флота — суворовцев и
‘нахимовиев.
	Посетители подолгу простаивают возле
большого полотна художников Кукрыниксы
«Вонец». Картина изображает гитлеровсхую
ставку в имперской канцелярии в последний
день ее существования, Это. —— одно из наи-
бодее сильных. произведений, экопонирован-
ных На выставке.

‚ На открытии выставки с речами вы-
стуцили председатель Комитета по делам
искусств при Совете Министров СССР
П, И. Лебедев, заместитель начальника
Главного Политического Управления Воору-
женных Сил Союза ССР генерал-лейтенант
С. С. Шатилов и президент Академии худо-
жеств. СССР А, М. Герасимов.

— Открываемая выставка, -—— оказал
тов. Лебедев, — приурочена к. празднованию
Дня Победы. Советские мастера. изобрази-
тельных искуеств стремились в своих ра-
ботах отразить вею_ героику, мощь и силу
нашей Армии — плоть от плоти советского
народа,

Генерал-лейтенант. Шатилов охарактери-
зовал выставку как событие. большого по-
литического и культурного значения. Он
говорил O крепкой дружбе, которая связы-
вает мастеров искусетв с Советской Армией,
Художники,  воодушевленные — высокими
патриотическими идеями, создают произве-
дения, помогающие делу коммунистического
воспитания трудящихся, ‚

На открытии выставки присутствовали
Маршал Советского Сотоза С. М. Буленный,
главный маршал артиллерии Н. Н. Вопонов,
начальние Главного Политического Упраз-
ления Вооруженных Сил’ СССР генерал-
	полковник И, В. Шикин, генералы и алми-
	ралы, ученые, писатели, артисты, компози-
торы, главы посольетв и.миссий, аккреди-
тованные в Москве, ответственные сотруд-
ники МИД СССР. ВОКС; представители eon
ветской и иностранной печати.

первый день выставку посетило свы-
ше! 4.000. человек.
	- ПАМЯТНИК В. И. ЛЕНИНУ
В ОДЕССЕ .
	ОДЕССА, 8 мая. ‹ (ТАСС). Вчера состоя-
лось торжественное открытие памятника

И; Ленину, Четырехмотровая фигура
Ильича с простертой вперед рукой установ-
лена на высоком постаменте в пентре
Ленинского района готола.
	„Наше знамя над ‘рейхстагом:
	Товарищи суровых лет войны собирают-
	ся часто. Это понятно. Что. может быть
крепче фронтовой дружбы, рожденной в
боях, выдержавшей испытания огнем и вре-
менем? Расстались после войны. друзья-
однополчане. Выбрал каждый в жизни свой
путь. ло учиться‘ пошел, кто продолжает
служить в Советской Армии, кто работает в
колхозах, на стройках, заводах. Но’ стоит
с’ехаться друзьям, как снова они чувству-
ют. ‹ебя. родной. семьей, ‘и горячая беседа \ не
умолкает часами. Совсем недавно ‘у Героя
Советского Союза генераза Переверткина —
команлира ° проелавленного ‘ соединения,
	штурмовавшего Берлин. ——еобралиеь старые
	Фронтовые друзья — подполковник Петров
И майор Сухачев—ныне слушатели Воен-
ной академии, Герой Советского Союза пол-
ковник Негода, из солнечной Грузии при-
ехал Герой Советского Союза Кантария, ра-
ботающий теперь в своем колхозе.

3a дружеским столом не умолкал разговор.
Генерал поднял. тост и провозгласил здра-
вицу в честь Советской Армии и ее тени-
ального полководца товарища Сталина...
И все сидевшие за столом ¢ особым чув-
ством слушали теплые слова 9 родном и
великом вожде.

Знакомые, кажется, помолодевшие лида
товарищей, с которыми ‘плечом к плечу
провел я мнолие месяцы в жестоких бит-
вах, напомнили мне последние дни войны.
Да, видимо, и не одному мне. Кантария по-
вернулся`ко мне и, весело поблескивая гла-
зами, вдруг сказал:

— А ч10, Товарищ майор, может, заку-
рим, как тотда на крыше...

Bee рассмеялись. А все дело в том,. чт,
когда я 60 своими бойцами наконеп взо-
брался на крышу рейхстага, этого огром-
ного темного, мрачного здания, мне страш-
но захотелось курить. Я не смог удержать-
ся. Присел на выступ какого-то’ лепного
украшения, свернул козью ножку, засыпал
солдатекой махорки и © превеликим насла-
ждением затянулся, позабыв, что кругом
повизгивают пули и у меня по горло неот-
ложных командироких дел.

В полку потом узнали 0б этом. И това-
рищи шутили:

— Camconos на pefixerar т
чтобы покурить там.

И вот теперь Кантария вспомнил об м
минуте. Мы рассмеялись, закурили и ч8-
вольно задумались. _ Нет, не изтладятея в
нашей памяти, в памяти народной дни
войны, дни великих испытаний, котла мы
грудью отстаивали свою свободу и незави-
симоеть!
	Ве мы, пришедшие к своему бывшему
командиру, который вел нас на штурм по-
следних вражеских укреплений в Берлине,
были живыми свидетелями и участниками
событий тех дней, когда была написана
последняя, самая яркзя страница Великой
Отечественной войны,

Батальону, которым я командовал в те
дни, вместе < батальоном капитана He-
устроева и майора Давыдова была поставле-
на задача овладеть рейхстагом, превращен“
ным гитдеровским командованием в мощн
ную крепость. За двухметровыми железобе-
тонными стенами. огромного здания засело
несколько тысяч отборных эсэсовских голо-
ворезов из личной охраны Гитлера и; его
сподручных, Туда же ночью с «юнкерсов»
был сброшен особый десант, подтянуты
самоходные орудия и тяжелые минометы.
	№ последнему штурму мы готовились в
ходе боев, И все же подготовка была про-
	ведена с отменной титательностью. Генерал,
	Цереверткин на специальных макетах озна-
комил нас © вражескими укреплениями,
роздал нам  аэрофотоснимки ^ позиций.
Исполнители боевого приказа ориентирова-
лись на местности настолько точно, как буд-
то бывали здесь не раз.

СТ АРЕСТА»
	Десять предмайских дней длился прорыв
к центру Берлина. Опыт, приобретенный
солдатами и офицерами в предшествующих
	боях, помог батальюнам преодолеть много»
численные преграды, отчаянное} сотротив-
ление врага и выйти на Королевскую пло-
щадь, в центре которой высилахь ‘тежноко
ричневая громада, рейхстага. Ни снайперы,
ни мнотослойный отонь фашистов не могли
остановить наступательный  порыв copem
ских воинов. ..

‚Мой батальон, ‚ворвался на центральную
площадь с запада. На расевете мы были
уже совсем близко от рейхстага.

Бойцы залегли за грудой развалин, Пряз
мо перед нами возвышалась темная, мрач-
ная громада рейхстага.

Неведомо откуда у людей появились сна-
чала красные лоскутки, а потом и флаги,
Всё с ‘нетерпением ждали сигнала атаки,
Тотда я собрал коммунистов и ROMCONOABIER
и вызвал охотников прорваться к рейхет.
гу, чтобы водрузить на центральной колонне
Красное Знамя. ‘Желающими пойти па
подвиг оказались поголовно всё.

И вот прозвучал приказ;

— В атаку!

Бойцы моего и соседних батальонов бр
сились вперед и ворвались в рейхстаг. На-
чались рукопашные бои внутри каменной
громады. В комнатах, залах, коридорах yo-
водил до конца святое, правое дело русский
Штык,

С особой ‘ясностью ‘чувствовали солдаты
в этом бою ответственность за выполнени
боевого задания. Сознание того, что завер-
шается великая, справедливая война, на-
полняло Нас радостью, удесятеряло силы,
Только тяжело тТаненные ‘уступали cae
	боевое место’ товарищам. Бойцы, знали, чо
	весь советский нарол следит за их раны.
ми делами, бойцы понимали, что им выпала
высокая честь претворить в жизнь мет
нашего народа of окончательной победе на
врагом. И мы гордимся тем; что оправдал
доверие Родины.

В середине дня верхние этажи рейхстаг
Gute очищены. Бойцы Егоров и Кантария
пробились на крышу и выполнили сталин:
ский’ приказ -— водрузили знамя Победы
над куполом рейхстага, пад Берлином,

‚ Наступили последние дни битвы за Бер-
лин. Гитлеровцы, засевшие в подвалах и
тайных подземельях занятого нами здания
германского правительства, отказались сло-
жить оружие и сопротивлялись с отчаяии-
ем обреченных:

Три года отделяют нас от тех negate
ваемых дней. Многие мои боевые товарищи
отложили в сторону оружие и с энтузиаз-
мом участвуют в ликвидации тяжелых по-
следствий минувшей войны, работают ва
стройках, заводах, в колхозах.

Оставшиеся в рядах Советской Apu
учатея в военных академиях, училищам
совершенствуют боевое мастерство. в. своих
частях и подразделениях, тщательно изу“
чают богатый, опыт войны, На славных 60
вых традициях воспитываются молодые COl-
даты и офицеры,

Третью годовщину великой Победы нал
могучий .народ-созидатель, народ-— борец к
победитель встречает в мирной обстановхе,
строя свою. счастливую, зажиточную жизнь

© нам, военным людям, не пристало забые
вать 0б основном призвании--быть. воема
готовыми ветать на залциту священных 1у-
бежей Отчизны,

Не так давно я посетил Знаменный зы
Центрального музея Советской Армии, 0 ха-
ким благоговением и душевным трепему
смотрят посетители на алый стяг; ‘который
был поднят: над! рейхсталом! Приблизивииеь
к этому Красному Знамени, я испытал 1%
кое чувство, как будто вновь ветретился 6
дорогим, близким боевым товарищем, с ко.
торым делил в тяжелую тодияу войны и
горе ‘неудач и радость побед, Вепоминались
люди, чьими ‘руками этот вдохновенный
символ нашего торжества был воздвитнут
над‘ павшим‘ Берлином:
	Герой Советского Союза
майор К. САМСОНОВ,
	`В честь памятного дня
	ТАЛЛИН, 8 мзя. (Корр. «Красного Флота»).
	a тр ой Е
Весело’ проведут моряки праздник Победы:
С утра’ на городских eramonax общества
«Спартак» ‘и Дома офицеров флота начнутся
мзосовые спортивные ‘соревнования. ‘Ha
рейде состоятся шлюпочные гонки.‘ Днем в
Доме офицеров и в матросеком хлубе моря-
ки прослушают доклады 0б исторической

победе Советоких ‘Вооруженных бил в В»
ликой  Отечественной войне и о международ:
HOM положении. ’ Затем состоится промо
новых кинофильмов.

Вечером моряки посетят театр. Валтий-
ского флота и городские кинотеатры. В ле“
	нем саду Дома офицеров будет происходить
массовое гуляние.
	у моряков
	Шефы в гос

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 8 maa. (Hopp.
«Красного Флота»). В гости к морякам
ского соединения кораблей прибыла
делегация шефов из Харькова. Делегацию
возглавляет бывший танкист Герой Совет-
ского Союза Петр Фещенко.

Состоялось ‘торжественное собрание лич-
ROTO состава совместно с шефами. Они pac-

р ЗЕ Г ВИКА 17 ЗВРЕТОВВЮЙ кр.
	к ДЕ М.
спазати, как трудящиеся области выполня-
OT CEOH социалистические обязательства.
	Для моряков шефы привезли много п’
Дарков: аккордеон, гитары, автоматические
ручки с надписями: «Лучшему минеру»
«Лучшему ситнальщику», «Лучшему машл-
нисту», книги, шахматы и т. д.

а торжественном собрании большая №
блема комсомольского значка, привезенная
шефами, была вручена лучшей комсомоль
	ТА eee ene МИ

ской организации корабля, где секрета
Т; Якуба.