15 мая 1948 г., суббота, № 114 (2908)
		bl nH ФЛОТ
				Социалистического Труда
	присвоении звания. Героя
	  Yen eX: 3GHATHM—
‚в THAGTCNbHOK MOLTOTOBK
	Важдый офицер, руководящий боевой
подготовкой личного <оетава, должен в 69-
вершенстве . владеть методикой группового
упражнения. Без’этого нельзя добиться вы-
соких результатов в боевой учёбе. Группо-
Boe упражнение только тогда приносит
пользу и руководитель на HEM достигает
поставленной ‘учебной пели, когда оно
тщательно подготовлено, умело ‘организова-
но и методически верно проведено. `

Некоторые офицеры считают; что знаний
	й  навыков У’ них вполне’ достаточно. чтобы
	без особой подготовки проводить любое груп-
повов упражнение. Они не изучают ни ли-
тературу, ‘ни положения уставов, отноея-
щиеся в намеченной теме, не’ подбирают
вводные ‘из’ наиболее поучительных боевых
эпизодов. Они часто сами придумывают эпи-
	зодых которые “нередко оказываются“ далекие
	ми’от действительной боевой обстановки,
` Вак показывает опыт, даже офицерам.
	‚ямеющим вполне достаточные, знания изна-
ВЫКИ в Проведении занятий, необходимо во
	время подготовки прочесть миото учебной
литературы, изучить документы, продумать
вводные. Тем более тщательно должны го-
	товиться . к групиовым упражнениям ‘моло-.
	дые офицеры, ‘не имеющие достаточного
опыта обучения личного еостава.
	‚оЧедавно в нашем подразделении . была.
	проведена проверка боевой учебы, Она. по-
	  Казала, что отдельные офицеры плохо го-
	было видно на примере “paGorss офиперов
Румянцева и Ляликевича. Правильно по-
	ставив учебные цели, они в ходе занятий не
	достигали их. Оказалось, что во врема пол-
	  атовки эти офицеры не уяснили цели, за-
	„вятии, не подумали над тем, чему они х9-
тят научить CBOUX подчиненных, Каких
результатов хотят достигнуть. раны груп-
повых упражнений они еоставили так, что
Ha занятиях не создавались условия, нвоб-
	ношения к теме. Поэтому на занятиях он
нередко отклонялея от учебной задачи, ко-
торая в итоге не быль решена.

К групповому упражнению должен гото-
BHTBCH HO TOAbRO руководитель, но и все
офицеры. Они обязаны ‘заблаговременно
ознакомиться ©0 Всеми вопросами, входя-
щими в намеченную тему, используя для
этого время, отведенное на самостоятель-
ную  учебу. Руководитель. должен  контроли-
ровать, как. офицеры тотовятся кв группо-
вому упражнению.
	К. а обнаружил в0 время оомотра
трещину‘ в корпусе клапанной

м коробки. золотника одной из ле-
MOB ‘ белок. Он сразу же доложил of

этом етаршему инженер-лейте-
вацту Москалюку, который принял меры к
устранению неисправности; На’ другой день
корабль вышел в море, и за все время плз-
вания никаких недочетов в работе лебеден
не наблюдалось. .
	„Правильно понимают ©вои задачи 10’ вд-
спитанию у‘подчиненных чувства любви в
технике и ответственности за состояние ма-
териальной. части и многие другие офиперы
кораблей и частей нашего флота. Например,
офицер Кузьменко часто беседует на эту
тему © матросами и. старшинами пятой
боевой части. Недавно он разобрал непра-
вильные действия одного матроса, который,
не осмотрев предварительно заведывания,
стал сразу. же проворачивать механизм,
Офицер Кузьменко об’яснил, что такие дей-
ствия могли привести к аварии.
	Нужно сказать, что раньше на этом в9-
рабле осмотру и проворачиванию механиз-
мов не придавали должного значения. Ин-
струкции на эту тему носили слишком 06-
щий характер. Например, у всех бойпов
расчета зенитного! автомата в инструкдиях
была записана одна’ и та же фраза: «Осма-
тривает и проворачивает автомат». Теперь
такие записи ‘благодаря  внимательному
контролю за документацией со стороны ар-
тиллериста корабля из инструкции исклю-
чены и взамен их каждому матросу кон-
кретно ‘указано, за действие какого меха-
низма он ‘лично отвечает. Именно такой
конкретной ответственности каждого’ спе-
циалиста за свое заведывание требует от
военных моряков Корабельный устав.

Приведенные примеры говорят о том, что
уставное положение о повседневном осмотре
и проверке вооружения и механизмов необ-
ходимо строго’ соблюдать, ибо от этого во
многом зависит боевая готовность каждого
	‘прибора, механизма’ и всего корабля в це-
	лом. Прямая задача всех офицеров кораблей
нашего ‘флота — лично контролировать,
чтобы команда «Вооружение и механизмы
осмотреть и проверить» ‘выполнялась ‚не
формально, а тщательно, как это и положе-
но телать на боевых кораблях нашего
		передовикам сельского хозяйства Харьковской области
Украинской ССР
	(Продолжение. Начало om. «Красный Флот»
: за 13 мая).
	9. Божко Семену Александровичу—заве-
хующему районным отделом сельского хо-
зяйства Волчанского района, обеспечив-
шему своей работой перевьтполнение в це-
лом по району планового сбора: урожая ta-
харной свеклы на 62,2 процента.

6.. Бокареву Борису Взеильевичу — (по-
емертно) главному агроному районного от-
дела сельского хозяйства  Близнецовского
района, обеспечившему своей работой пере-
выполнение в.пелом по району планового
сбора урожая пшеницы на 31 процент.

7. Бондарю Кириллу Демидовичу—быв-
шему директору Сеньковской МТС, получив-
шему в обслуживаемых колхозах урожай
пшеницы 25,51 пентнера с тевтара на пло-
щади 1.019 гектаров.

8. Борисенко Анне Григорьевне—ввепь-
eno колхоза «8 марта» Коломакекого райо-
на, получившей урожай ржи 31,4 пентнера
с гектара на площади 15 гектаров. .

9. Быкановой Елизавете Денисовне —

звеньевой колхоза «Новая хружба» Алексе-.
евского района, получившей урожай пшеня-.
цы 31,2 центнера с гектара на. площади.

12,5 гектара,

10. Гайдамаке Василию. Ивановичу _

председателю колхоза «Пятилетка 8 4 гола»
Богодуховского района, получившему урэ-
жай пшенипы 30,8 центнера с гектара на
площали 45.5 гектара.

а а
	11..Гетьманенко Ивану Григорьевичу —
	заведующему районным. отделом сельского
хозяйства Близненовекого. района, обеспе-
чившему своей работой перевыполнение, в
целом по району планового сбора урожая
пшеницы на 31 процент:

12. Гончаренко Сергею Антоновичу —
председателю колхоза «Ленинский прогресс»
Близнеповекого района, получившему ypo-
жай ппенины-80,3 пентнера с тектара на
площали 42 -гектара.

13. Дерябину Михаилу Ивановичу—пред-
седателю Волчанского райисполкома, обес-
печившему своей работой перевыполнение
в пелом. по району. планового сбора урожая
сахарной. свеклы на 62.2 процента. .

14. ‚Доле. ‚Кириллу Яковлевичу—предсе-
Дателю колхоза «Перемога» Близненовекого
района, получившему урожай пшеницы
32.4 центнера с гектара на площади 52,7
гектара.

15. Дьяковой Марфе Капитоновне—звень-
евой колхоза «Новая дружба» Алексеевского
района, получившей урожай  тшпеницы 30
центнеров с гектара на площади 9 гектаров,

16. Евтушенко Ивану Евезевичу-—стар-
тему механику Добровольской МТС, полу-
чивиему в обслуживаемых колхозах урожай
тпеницы 21,3 центнера с гектара на пло-
щади 939 гектаров.

17. Емець Алексею Васильевичу—прэд-
ведателю колхоза им. Димитрова Близнепов-
ского района, получившему урожай пшени-
пы 32,2 центнера с гектара на плошзди
45 гектаров.

18. Зеленскому Прокофию Трофимови-
чу— председателю колхоза им. Петровского
Близненовского ‚района, получившему уро-
жай пшеницы 30,41 центнера с гектара на
площади‘ 43:3 гектара.

19. Золотарь Евдокии Филипповне —
звеньевой колхоза им. Ворошилова  Сахнов-
	щинского района, получившей урожай пше-
ницы 33 пентнера с гектара на площали
10 гектаров.

20. Катыхиной Марии Романовне —
звеньевой колхоза им. Чапаева Балаклей-
ского района, получившей урожай птеня-
	пы 31,1 центнера с гектара на плошали
11 гектаров.

21. Коваленко Александру Влаеовичу—
секретарю  Волчанского райкома- КП(б)У,
обеспечившему своей работой перевыполне-
ние. в нелом ‘но району планового ебора уро-
Жая сахарной свеклы на 62.2. пропента. .

22. Ковалю Ивану Лукичу — тиректору
Валковской МТО; получившему. в обелужи-
ваемых колхозах урожай ишенипы 21,73
центнёра с гектара, на площади 613. rerta-
ров.
	23. Косинову Дмитрию Ивановичу —
бригадиру колхоза «Новая дружба» Алекее-
евского района, получившему урожай шие-
ницы 31,27 пентнера с гектара на площади
30 гектаров.

24. Кулак Марии Романовне—звеньевой
колхоза. «Путь Ленина». Сахновшинского
района,.получившей. урожай лшеницы. 31
центнер.с гектара на площади 2.0 гектаров.

25. Кривошея Николаю Григорьевичу —
заведующему районным отделом сельского
хозяйства Богодуховского района, обеспечив-
шему своей работой перевыполнение в пе-
лом по району планового сбора урожая пие-
ницы на 22,9 процента.

26. Курильченко Семену Даниловичу —
бригадиру колхоза им. Петровского Шевчен-
ковского района, получившему урожай пше-
ницы 32,29 пентнера с гектара на площали
17 гектаров.

27. Кутько Роману Иосифовичу—предсе-
дателю колхоза им. 20 риччя жовтня Двуре-
чанекого района, получившему урожай пше-
ницы 31,16 центнера с гектара на плоша-
ди 41,51 гектара.

28. Левченко Наталье Яковлевне —
звенъевой колхоза им. Орджоникилзе Тозов-
	  ского района, потучиватей ‘урожай пшеницы
131,17 центнера в. ‚Гота ВВ. на плошали 10)
‘гектаров. У
	29. Левченко Федору Тихоновичу—бри-
гадиру колхоза им. Димитрова Близнепов-
цы 32,3 пентнера с гектара на Площади
45 гектаров. __

30. Литовченко Ивану. Васильевичу - =.
старшёму агроному Краенокутской МТС,
получившему в обслуживаемых колхозах
урожай ржи 21,78 центнера с гектара ча
площади 600,5 гектара.

31. ‘Mamony Вузьме. Таравовичу—брига-
диру колхоза «Заповит. Ильича». Шевченков-
ского района, получившему. урожай пшени-
пы 39:6 ‘центнера с тектара -на плоттали
	` 21.1 гектара.
	Осмотр. и проверка
‘вооружения’ иг механизмов ©
	Каждое утро после подема флага на
раблях слышатся звуки сорна и команда:
«Вооружение и механизмы осмотреть и про-
верить». По этому бигналу весь личный с0-
став, быстро разойдясь по заведуемым ча-
сетям, проверяет вооружение, состояние
‘боевых и технических средств и проворачи-
вает механизмы.

Таким образом, в это время оценивается
состояние каждого механизма и приборя
любого боевого поста, выясняются BCE
недочеты и неполадки в их работе. Вот по-
чему точное выполнение этого привычного,
ежедневно повторяющегося сигнала являет-
Ca залогом безаварийното плавания и вер-
	ной гарантией высокой боевой готовности
	корабля.

Передовые офицеры нашего флота не. уста-
ют воспитывать у подчиненных строгий
принципиальный подход к осмотру и провер-
Бе корабельных приборов. и механизмов. На
	корабле Н. установилась хорошая традиция.
	Вомандиры групи и боевых частей ‘повсе-
дневно присутствуют при осмотре и прово-
рачивании механизмов и внимательно ков-
тролируют действия подчиненных, причем
по всем замеченных , недочетам они. тут же
принимают меры. и одновременно дают лич-
ному составу соответствующие раз’яснепия.
Такой контроль приучил матросов и CTap-
шин безупречно ‹облюдать инетрукпии и
правильно использовать время, отведенное
распорядком дня на это важное мероприя-
THE. ,
	Исключительно. организованно, например,
выполняется этот. сигнал. в группах cTap-
шин Куприянова и Жирова. Личный, состав
этих. групи тщательно: осматривает и. прове-
ряет соетояние не только главной’ маши-
НЫ, но’ и ‘всех других своих механизмов.
В результате. на’ этом: ‘корабле никогда, не
бывает такого случая, чтобы какой-либо
механизм неожиданно: вышел из.строя. Зато
ряд примеров говорит 0, предупреждений
серьезных . ненормальностей в работе’ ‘мате-
риальной части.

Не так давно матрос Переславец, дей-
етвуя в строгом соответствии: с инструкцией,
	Дневальный по .кубрику
	услышав дудку вахтенного рассыльного
«Второй ‘ смене приготовиться на вахту.
Форма одежды номер три», старний матрое
Сиваков переоделея, затем подошел к висев-
	  шей на переборке инструкции и вниматель-
	но прочел. ве. Он готовился заступить дне-
вальным 10 кубрику.

’ Третий год служит Сиваков на корабле, и
уже не один десяток раз приходилось ему
быть дневальным по ‘кубрику. Но. каждый
раз перед заступлением на Вахту он взял
себе за правило еще и. еще раз знакомиться
е инструкпией. ,

На развод Сиваков вышел аккуратно оде-
тым и подтянутым. На нем был чистый
форменный ‘воротник, брюки и: фланелевка
тщательно разглажены, ботинки и бляха на
ремне надраены до блеска.

Принимая. вахту от. своего предшествен-
вика, Сиваков старательно проверил’ чисто-
ту в кубрике, заправку коек. и висевшего
на вешалке обмундирования, сверил по опи-.
си наличие инвентарного имущества, OCMO-
трел исправность‘ аварийного освещения,
узнал, есть. ли в ‚лагуне кипяченая. вода
для питья. Только. после этого он доложил
дежурному по низам, старшине 1 статьи
Шумякину 0 том, что дневальство принял.
в исправности,

Поеле утренней приборки в кубрик спу-
стилея офицер Никитин. У помощника
командира: корабля вошло в привычку ре-
гулярно проверять состояние жилых поме-
щений. К этому приучена и дежурная
служба. Раздалась команла «мирно»; дие-
вальный Сиваков доложил, чем заняты
матросы. Вместе с дежурным по низам офи-
цер обошел кубрик. Зоркий и требователь-
ный глаз помошника не обнаружил никаких
	интриг гарема и министров проходил Навои
сквозь строй жизни, видя впереди только
налвигающуюся катастрофу, которая долж-
на была под развалинами государства  по-
хоронить и его несбывигиеся надежды.

Герой его поэм были той вестью 0 нем
самюм, которую он посылал в будущее. Он
взял этих героев из’ протилого, ‘из ‘древних
преданий, не раз вдохновлявших ‘поэтов.
Но и : :

...Фрюеданья эти — плод селых веков,

0 них писали Низами, Хосров.

Основой взяв, я перестроил их,

Я жизни. больше влил в-героев их.
	Й это была правда. Их жизненная сила
не уступала ни героям Хосрова, ни героям
Низами. На поединке великих он был вели-
ким. Й была огромная разница, огромная
новизна в том, что ‘он писал о Фархаде и
Ширин, Лейли и Меджнуне, Дилярам и Бах-
раме, Йекандере и его окружающих.

Он ломал рамки времени, и его трудно
было понимать даже такому хитрепу-хан-
же, как Хаджи Ахрар, что высасывал кровь
из своих крестьян, притворяябь благодете=
лем бедных, и такому грубому сатрапу, как
Меджал-Дин, который не понимал, к чему
строить здания общественного пользования
© таким упоретвом, как делал это Навои.

Мог ли он, Навои, уклониться от’ этой
жизни сановника, полной превратности и
разочарований” Уже давно миновали’ те
времена, когда он мог влиять на султана
и, влияя, думать, что улучшает жизнь на-
рода, облегчает его страдания. Эти. сны
Залекого прошлого миновали, как первые
поэтические опыты, несовершенные, но
искренние. Теперь можно было только спа-
етись беготвом, Куда?” Все равно куда. В
даль земных пространелв. В Мекку, в свя-
щенное путепествие к святым местам пол-
ного одиночества. Не в ту реальную Мекку,
в которую он не верил.

Паломничество в Мекку нужно было для
последнего утверждения своей свободной
личности. Меджнун хотел удалиться “в пу-
отыню, чтобы там говорить со своей Лей-
ли, скользнувшей перед ним влекущим, за-
манчивым видением. Но султан Хусейн
был земной, старый, угнетенный всеми
пороками человек. Он лолжен был итти
	На групповом упражнении офипер Лали- Таким образом, в эт
кевич задал слушателям вопрос: < какой   состояние каждото ме:
‘поптапний* веттотнее открывать отонь по любото боевого. . поста.
	дистанции” выгоднее открывать огонь по
«противнику»? Офицеры по-разному отве-
чали. Было видно, Что они плохо подгото-
вились в’ групповому упражнению. Тогда
ууковолитель стал подробно об’яенять елу-
	шателям, © Какого расстояния надо откры-
вать огонь; Он потратил на это дело более
пятнадцати минут учебного времени, в то
	время как вопрос этот офицеры должны
были изучить во время подготовки к заня-
THAM.

Разбор — составная чаеть группового
упражнения. Без него нельзя сказать, что
учебные цели на занятиях были достигну-
ты. Но этого, к вожалению, не понимают не-
которые офицеры. Они проводят разбор bes
	формально. -в

результате заня-
	тие. остается” нозавершенным.

‚ Руководитель’ ‘группового упражнения на
разборе обязан” указать на’ ошибки, векрыть
их причины и подеказать обучаемым ‘пра-
вильные епособы решения задач, подкрепив
это, примерами `из’опыта‘ Великой Отече-
ственной. войны, Он должен дать каждому
	‘елушателю об’ективную ‘оценку, назначить
	сроки устранения ошибок, При таком раз-
‘борё каждому. офицеру будет ясно, к чему
	он. недостаточно подготовлен и над чем ему
‘нало’ работать в. дальнейшем.
	ходимые для плодотворного обучения под-   МетодиЕа проведения. групповых упраж-
чиненных. Вводные были подобраны неудач-   нений — больнюе и ‘сложное дело. Она не
10: OHH H6 отвечали поставленным учебным разу прививается молодым офицерам. По-
	целям.

Офицер Лаяликевич проводил. групповое
упражнение, целью которого была проверка
знаний личного состава: Время ‘он распре
делил так: в первый чае — выяснение зна-
ния подчиненными руководящих докумен-
тов, во второй — доклад и оценка обета-
новки. Вопросы же, непосредственно‘ отно
сящиеся к теме, затрагивались только ча-
стично. Кроме того, руководитель включил
	в план вводные, не имеющие прямого 0т-ь
	этому. старшие. начальники обязаны повсе-
дневно ‹ помогать им. В некоторых .соедине-
ниях проводятся методические совещания
и инетруктивные ‘занятия. Но этим огра-
ничиватьея нельзя. Старшие начальники
должны. систематически присутствовать на
групповых упражнениях, проводимых под-
	чиненными офицерами. на месте исправлять
	их ошибки, помогать офицерам приобретать
методические навыки.
. `”Канитан 3 ранга И. ШУХИН.
	32. Маркелову Александру Ивановичу—
бригадиру колхоза им. Буденного Близнепов-
ского района, получившему урожай пшеви-
	цы’ 30:3 ‘пентнера с гектара ва плошадля’
	25 гектаров:

33. Масне Елене Иосифовне — звеньевой
колхоза «10 Жовтень» Лвуречанского райо-
Ha, получившей урожай пшеницы 32.44
центнера с гектара на’ площади 28,3 гек-
тара. —

34. Михайлову Владимиру Семенови-
чу — старшему  агроному Булацеловекой
МТО, получившему ‘в. обслуживаемых кол-
хозах ‘урожай пшеницы 23,32 центнера с
гектара на площали 1.110. гектаров.
	‚89, Могильченко Григорию Сергеевичу—
председателю колхоза им. Орджоникидзе Jo-
зпвского района, получившему урожай пше-
ницы. 30,65 пентнера с гектара на площа-
ди 42 гектара.

36. Мокляковой Gene  Тихоновне —
звеньевой колхоза «Сталинская Конститу-
ция» Алексеевского района, получившей
урожай пшеницы 30,7 -пентнера ¢ гектара
на плоптали +8. гектаров.

37. Носальскому Андриаву Anspeeanay —
секретарю Богодуховского райкома ВП(б)У,
обеспечившему @воей работой перевыполне-
	ние в пелом по району планового сбора уро-
	жая пшевицы на 22,9 процента.

38. Олейник Прасковье Григорьевне —
звеньевой колхоза «Шлях ло коммунизму»
Изюмского района, получившей урожай
пшеницы. 32,4, центнера 6 гектара‘ на пло-
шали 10.5 гектара. у
	59. Олейнику Василию Фелоровичу —
предселателю Богодуховекого райисполкома,
обеспечившему своей работой перевыполн?-
ние в целом по району: планового сбора урб-
жая‘пшеницы на 22.9 пропента.

40. Певтюху Евгению Ивановичу-—бои-
галиру тракторной бригады  Ковяговской
МТС, получившему в обслуживаемых колха-
зах урожай пшенипы 23,39 центнера ‹ с гек-
тара на плошали 153 гектара. ;
		ику недочетов. Потребовав журнал
замечаний и приказаний де-
журного по кораблю, Никитин
записал: «Дневальный по кубрику старший
матрос Сиваков образцово несет службу, от-
лично знает инструкцию и четко ев выпол-
няет. Кубрик — в надлежащем порядке».
На этом корабле офиперский и <таршин-
ский состав ‘настойчиво, добивается, чтобы
службу корабельных нарядов несли в поле
HOM соответствии ©  Корабельным уставом,
	Так надлежит добиваться порядка на
каждом корабле. Между тем на отдельных
кораблях Bee еще не ‘придерживаются
уставных требований. Например, помощник
командира’ корабля Н. лейтенант ‘Сельский
	заглядывает в матроеские кубрики крайне
	редко, ‘от случая к случаю. Ча этом корабле
не следят за тем; как несут свою службу
	дневальные. и не ©лучаино во внутренних
	помещениях. корабля — грязь и беспорядок.
	Многие офицеры. и старшины на этом ко-
рабле считают, что дневальство по кубрику
OTHOCHTCA в разряду второстепенных дел,
ЧТо это «мелочь», не требующая позседнев-
ного пристального внимания. Между тем
состояние матросского кубрика свидетель-
ствует о многом. Оно говорит об уровне дис-
циплины и порядка на корабле, о морской
культуре личного ‹остава. Дневальный по
кубрику — блюститель чистоты и порядка
в жилом помещении личного состава. Чет-
кое выполнение им своих обязанностей во
многом. помогает командованию прививать
личному составу необходимые навыки в
поддержании уставного порядка на корабле,
Поэтому прямой долг помощника команлира
корабля и офицеров, несущих службу кора
бельных. нарядов, — строго.и повседневно
следить. за тем, как несется дежурство в
жилых ‘помешениях.
	походом На старости лет против  <обетвен-
ных сыновей. В лагере под Мары получил
он через придворного врача Абд-ал Хая
просьбу Навои разрешить ‘путешествие в
Мекку. Хусейн, вероятно, усмехнулся кри-
вой усмешкой, читая эту просьбу. Оч отка-
зал и просил передать, что ехать небезопас-
nO — могут ‚убить в дороге, потому что в
обоих Ираках междоусобица. Навои понял,
	что если: он. отправится; то его лействитель-
	но убьют, и не повстанцы Ирака, а ©00-
ственные слуги Хусейна, Он знал султана
слишком х0р00.
	‚Но можно было изобресчи пустыню, HE
отправляясь в Мекку. Он собрал своих уче-
ных, свидов, казиев и открыл им свое ре-
шение — навсегда удалиться от двора, во-
обще от светской жизни, стать отиельни-
KOM, погрузиться B блаженство духовной
жизни. Ню было уже поздно. Смерть кара-
улила его на дороге,
	Султан искренне оплакивал Алишера
Навои, потому что любил его стихи, HO He
мог понять, что нужно было их создателю
от нех. — султана. Хусейна, так «друже-
ски» следившего за самым честным, самым
народным ©воим вазиром.
	...И сегодня Алишер Навои родился
вновь — среди  освобожденного родном
народа, который‘ больше. не знает” султанов,
угнетения, нищеты. Сегодня снова звучат
стихи великого поэта, среди шума’ новой
Жизни, где творческий труд, © котором тав
мечтал Навои, претворен B пеполинские
дела и земля покрыта нё развалинами. по-
	росшими травой, а цветущими городами и
колхозавги.
	Бесна нового строительства идет по 6е-
регам великих рек, по перевалам гор, нз-
полненных гулом трудовых будней, ‘по по-
лям и лугам, через: новые плотины и. кана-
лы, несущие быструю вешнюю воду ‘во
все концы Узбекистана; а в большом, Rpa-
CHBOM зале театра имени Навои, навстречу
зеленой весне звенят, как горные ручьи,
стихи великого поота, принесшие из дале-
ких веков живые струи искрящегося вдох-
новения — источник глубокой  человече-
ской радости и вечной творческой энергии!
	Николай ТИХОНОВ.
	Переходящее знамя — лучшему соединению
	шедший под флагом командующего флотом.
На катере. находилея также секретарь Пря-
морского крайкома ВКП(б) тов. Органов.
	Выслушав рапорт Героя Советекого Сою-
за Пантелеева, командующий флотом обра-
тился к строю со словами поздравления. В
ответ’ раздалось громовое «ура». Затем
	тов. Органов вручил морякам знамя, В ево-
	ем. выступлений он выразил уверенность,
то ‘Моряки Краснознаменного соелинения
	‘будут и ‘впрель ‘неустанно  совершенство-
	вать боевое маетерство, будут зорко стоять
на страже морских рубежей социалиетиче-
‘ского ‘ государства, преданно служить делу
партий Ленина — бталина:
	Воманлир соединения от имени личного
состава заверил. командующего флотом, пред-
ставителей крайкома и крайисполкома, Пои-
морья в том, что моряки оправдают. оказан-
ную им высокую честь.
	_ ТИХООБЕАНСКИЙ, ФЛОТ, 14 мая. (Корр.
«Красного Флота»). Н-ское Краснознамен-
ное соединение кораблей в годы войны: про-
славилось. отважными . набегами. на враже-
ские порты, сокрушительными ударами по
кораблям противника. Родина доетойно. опе-
нила боевые заслуги отважных воинов,
Соединение было награждено орденом. Врас-:
ного Знамени.

В мирных условиях катёрники настойчие
во‘ бовершенствуют. воинское мастерство
осваивают опыт Отечественной войны. ‚ В:
последнее, время они ‹добилиеь. серьезных
успехов. в боевой и. политической ‘подготов-
ке. Соединение. вышло. н& ‘первое место’ 1:0
флоту.

На-днях морякам соединения. в вру-
чено переходящее Красное знамя Примор-
ского крайкома ВЕП(б) и крайисполкома.

‚ ...Шо большому сбору личный состав по-
строился у пирса. Вдали показался катер,
	Исторические экспонаты под замком
	Уже давно’ ведутся разговоры об откры-
тии музея на, Тихоокеанском флоте. В прош-
лом году. после утверждения штата, Полит-
	управление флота, наконец, назначило Нна-
	чальника музея — майора Сушкова. Тот не-
замедлательно приступил к cofmpanmo ЭК
спонатов первой очереди.

Закончив эту работу, он обратился к на-
чальнику отделения’ культурно-проевети-
тельных учреждений капитану 3 ранга’ Са-
венкову с вопросом — где размещать соб-
ранные материалы?
	дает всей силой. какую имеют пероидский’
	и арабский. Навои писал по-персидеки так
хоропю, что мог остановиться на этом, CO-
вершенствуя свой стих и удовтетворяясь
всеобщим признанием. Но он но был” бы
Навои, ‘если бы не поднялея Ha голову
выше своих современников. Он считал, что
стихи, напиюанные на узбекском языке,
подхымают его национальную гордость, что
это — громадное, . нужное, государственное
	дело, как. и его служба при дворе воесиль-
	вого султана.

Алитер Навои был наделен от. природы
всевозможными талантами и такой кипучей
энергией, Ч ee хватило бы на несколько
человек. Чему же посвятить все эти силы?
Служению` мимолетной красоте, тревогам
сражений, поискам  уловольствий, охоте,
нутешествиям? Her, все, что  было в нем
	живого, рвалось к необыкновенному свету,’
	пронизавтему всю жизнь. 910 необыкно-
венное был народ. Т.т народ, что строил
государственные постройки, ткал, сеял, мо-
лотил, строил дороги, мосты, терпел лише-
ния, платил бесконечные налоги, ‘терпел
	Савенков ответил, что помещения пока
нет, но скорое будет.
	С тех пор прошло несколько месяцев, а
положение: не изменилось. Музейное имуще-
ство — макеты, редкие книги, фотографии,
диафильмы, карты и другие экспонаты ле-
жат под замком”в кладовой, и трудно ска-
зать, когда эти исторические. ценности сга-
	HYT доступными для моряков флота.
	 Капитан-лейтенант Я. БАБИН.
	(От корреспондента «Красного Флота»).
	голод, переносил. разорения. войн. и набегов,
	работал на. гоополу светоких и духовных.

Алитер ‚строил. больнины, общежития,
колы, бани, -каналыю. Еоли.бы ему позво-
лили; он. вее. богатетва казны: обратил. на
сооружение новых огородов; пде. человеку
было бы легко и хоропю. жить.

Но скоро Навой nenerraa  глубочайнеее
разочарование... Его еултан: 20 поры до вре-
	мени олагосклонно ‘следил, каж перенисы-
	ваютея исторические хроники, строятся но-
вые здания, устраиваются выставки  на-
родных ремесел, -исполняютея новые музы-
кальные произведения. Сам султан был
талантлявым поэтом и понимал” в искус-
ствах, но он; кроме, того, знал, что только
на этом он не удержит власти. И тотда
кончился Навои-вазит.

‚ Но Навои-поэт заговорил с новой силой.

Навои любил труд. В поэтическом деле
он трудилея нз всех поприщах. Сорок
семь тыеяч строк входят в сборник «Чар-
дивана», пятьдесят три тысячи ‘строк — в
«Хамеу» («Пятерицу»).
	Ree aT посвящалось человеку.

Высоким ‚званьом «человек» достоин
Нм. , = -зватьея тот,

Кто о вароле никогда не ослаблял. забот.
	Бот почему, начиная величайший свой
труд -— свою «Пятерицу», Навои искал
даже в самых аллегорических, самых фан-
тастических образах воплощения своей по-
таенной мечты — человечности в 66 выс-
шем выражении.

Задолго до Шекетира поднял он челове-
ческие страсти ‘на’ такую поэтическую вы-
COTY, что они до сих пор заставляют трепе-
тать человеческие сердца. Эти страсти —
высочайшего ‚накала, где храбрость воина
соревнуетея © верностью’ к любимой, а
справедливость торжествует даже в смерти.

’ Просто удивительно представить Навои
среди людей е№ времени. Провожаемый
злобными взглядами’ завистников, ненави-
стью родовой знати, ‘насмешками поэтов, не
прошающих ‹предателю» сладкой персид-
ской поэзии, променявшему ‘эту сладость
HS звуки родного языка, окруженный подо-
зрительным вниманием Хусейна, превра-
тивиеетося в‘ дряблый мешок. костей, валяю-
шийся по коврам-е наложницами, . соеди

его основания. и читают бессмертные стро-
	`ки.. великого. Алишера Навой.
“Им кажется. сказочным оном’ то. что.ов-
	написал. Й он когла-то сидел в тени испо-
	линских карагачей, и тополей в своей ран-_.
ней юности, и. му. снился сказочный сон 0...
людях-богатырях. и, -межет быть. тогда: яв:
	чялиеь ему. в детеких.. грезах подвиги Фар-
	‚хада и прелестные черты бесстрапгвых й
	умных красавиц, с нежным ти и нено-
бедимой страстью, .

Он глядел на пышные базары, на ни-
ших, на дервишей, косматых. и емотрящих
исподлобья, на гиссареких жеребцов, игра-
ющих цол великолепными наездниками в
раззолоченных одеждах, на скромных уче-
ников медрессе, на меллительных. купцов,
на. закутанных в пепаварокую кисею жен-
шин. торопливо пробирающихея со елу-
	AH RAMA по узким переулкам, Ha уличного
	пиеца, пишущего письма  неграмотным
крестьянам, на все многообразие человече-
ской суеты, смесь унижения, ‘гордыни,
страха, властолюбия, низоети й веры в сле-
пую судьбу.

Потом’ ой вырос и навсегда запомнил
день, когда. в ослепительном зале дворца,
среди опахал и блеска щитов и плащей,
он читал величественную оду, длинную ‘и
звонкозвучашую, султану Хусейну, по слу-
чаю вступления ‘его на престол. C этого
часа Навои стал придворным, вошел в та-
инетвенный. сложный, грозящий всеми елу-
чайностями дворцовый мир,  губящий
нёзависимую, жатдущую справедливости
душу. Но он ве погубил своей души. Он
стал знатоком искусств, покровителем паук,
другом народа.

Поэт в нем преоблалал нал всеми други-
ми его талантами. Алишер Навои знал, что
п до нем писали на узбекском языке; ов
был без ума от соблазнительных влеку-
щих, Колловских стихов Аттаи, от удиви-
тельных строк Лутфи. И ему самому захо-
телось ‘писать, как они, захотелось возвы-
сить родной язык и доказать, что он обла-
	15 мая 1946 года узбекский народ и вея
наша страна отмечают 500-летие. ср ona’
рождения Алишера Навои, великого Узбек-
свого поэта, выдающегося мыслителя и г-
сударственного деятеля ХУ столетия,

Алитер- Навои являетея основоположни-
ком узбекской литературы. Отказавпееь ut
модного в Те времена подражания ‚образилм,
иранской. литературы, он на родном узбекл.
ском языке создал великлленвые поэтиче-.
ские произведения, которые живут и в на-
стоящее время.

Наиболее значительными являютея в10
шесть больших. произведений: «Смятение
праведников» — поэма философекого содер-
manna, «Мейли и Меджнун», излагающяя
предание о трагической любви арабского
поэта Меджнуна, «Фархал и Ширин», «Семь
планет», «Вал Искандеров» — роман, 06
Александре Македонском и аллегорическая
поэма «Язык птиц».

Дальновидный И талантливый государ-
ственный деятель своей эпохи, Алишер Йа-
вои выступал борцом за улучшение поло-
жения народа, как крупнейший и
тель своего времени.

(К 590-летию се‘лня рождения)?
	В желтой, безводной Катта-Вурганской
котловине ходят теперь голубовато-зеленые
волны громадном водохранилища — Уз-
бекекого моря, через пустынные прибреж-
ные холмы Аму-Дарьи, где скользили толь-
ко ящерилы и шуршал песком горячий ве-
тер, прокладывают трассу железнодорожно-
го пути, Чарджоеу—Вунград, белый хлопко-
вый океан заливает просторы Узбекистана,
выюитея мощная плотина Фархадетроя, пы-
мят трубы металлургического гиганта, сту-
чат врубовые машины в ферганоких шах-
тах, на новых улицах Ташкента, залитых
электрическим светом, толпы молодежи,
завтрашних строителей, ирригаторов, инже-
	неров, геологов, летят самолеты в Хофезм и.
ITROIBHARY CHIAT пол вековыми деревьями
	Самарканда, города, не помнящего дня CBO-