о августа 1947 г., суббота, № 180 (2667)

me oo av

nian Ay. oO rae
	Pl Gs bd
	РАСНЫЙ ФЛОТ
			Два года. б‹
	учебы
	перушимы
воинской
		скую учебу командование Н-ской; торпедо-
носной части. Здесь строго выдерживали
расписания консультаций, тщательно гото-
вили клаесы, снабдили летчиков необходи-
мой литературой, ‘картамия, схемами, табли-
цами, изготовили ряд ценных учебно-на-
таядных пособий. Консультанты-—офицеры
Буркин, Махонин, Нехзев и другие заслу-
жили благодарность летного состава. Подаз-
ляющее большинство летчиков и штурманов
этой части получило хорошие и отличные
оценки на экзаменах.

Внолне оправдали себя и занятия групп
летного состава в масштаб» части. Это ново-
введение в организации учебы помогло рез-
ко улучшить качество теорётических заня-
тий, повысить методическую подготовку ру=
ководителей. — Инструвтивно-методические
занятия дали возможность добиться единст-
ва обучения на основе использования пере-
дового опыта. Применение же единой мето-
дики позволило успешнее вырабатывать и
единство оперативно-тактического мышле-
ния не только у руководящего звена, но иу
рядовых офицеров.

‚ Вред’явив повышенные требования к те-
оретической подготовке офицеров по специ-
альности. мы смогли точнее выявить про-
белы и в их общем образовании. Сейчае у
нас в подразделениях созданы и бесперебой-
	HO работают группы общеобразовательной.
	подготовки. Посещают их очень охотно, ибо
тяга к знаниям велика. Занятия ведут ква-
лифицированные преподаватели, и са-
ми офицеры.

‹ Уделяя повседневное внимание теоретиче-
ской учебе, мы помним, что теорию ‘нельзя
отрывать от практики, что освоение тео-
рии — не самоцель, а путь к еще лучшему
решению ‘учебно-боевых ‘задач в воздухе,
путь к быстрому и всестороннему военному
совершенствованию. Поэтому летную подго-
товку мы стремимся сочетать с теоретиче-
скими занятиями, проводить её так, чтобы
офицеры могли в воздухе закреплять зн8-
ния, полученные на земле.

В текущем году широко применяется си-
стема командирских полетов, во время кото-
рых руководитель отрабатывает в воздухе
задачи курса боевой подготовки, на несколь-
в0 упражнений опережая подчиненный ему
летный состав. Наибольшее внимание Ha
таких командирских полетах улеляется 0с-
воению методики обучения подчиненных,
Олыт таких полетов переносится затем в по-
вседневную учебу подразделений.

Второй отличительной чертой летной под-
готовки экипажей в этом году является
борьба за полное использование каждой
минуты полета. Это достигается широким
комплексированием полетов, тщательной
подготовкой материальной части, высокой
дисциплиной на земле и в воздухе.

За истекший год в наших частях выросли
подлинные мастера воздушного боя, торпе-
дометания, полётов на полный ралиуе, вы-
сотных, ночных и слепых полетов. Широкую
известность на флоте имеют старший лейте-
нант Соколов, гвардия: лейтенанты Нилов и
Белобородов. лейтенант Дмитриев, гвархия
капитан. нь майоры Булалов и Чер-
няев. Они показывалот пример всему личио-
му составу, :

Конечно, вся учеба в наших’ подразделе-
ниях проводится © учетом опыта войны, Он
лежит в. основе. теоретических ‘занятий и
практических нолетов. Успех передовых лет-
чиков в значительной степени об’ясняется
тем, что они глубоко изучают и умело при-
	ПОХОЛ КАТЕРОВ-ОХОТНИКОВ
	В сумерки, когда личному составу. пре-
оставили ‘кратковременный отдых, неожи-
данно ‘прозвучал сигнал учебной 606-
вой тревоги. Патера стояли на’ открытом:
рейце. Над ними появился самолет, бувен-
рующий конус. Главный старшина Кирьян
	дал исходные данные для стрельбы. 3е-
	нитчики хорошо выполнили задачу:

Общее хорошее ваечатление о боевой уче-
бе в море было испорчено,” когда’ началось
совместное плавание. Сигнальщики реаги-
ровали на’ сигналы медленно и порой нв-
впопал» Неортанизованность в работе cur-
	нальщиков выявилась и в ‘наблюдении. за.
поверхностью моря: ва пути те и. дело
	а 9

меняют: опыт минувшей войны, Такие фор-
мы изучения боевого опыта, как тактиче-
ские игры, групповые упражнения, разбор
операций, теоретические конференции, наш-
Ли птирокое применение во всех подразделе-
ниях. Каждый полет, & тем более. учение;
	мы стараемся проводить в обстановке, мак-
	симально приближенной. к боевой,
Широкото рабиространения заслуживаей

практика изучения боевого опыта, приме-

ненная в эскадрилье офицера Гончарова.
	Недавно здесь в. порядке изучения одной ЯЗ.
	тем курса боевой подготовки организовали
теоретическую конференцию 6 подробным
разбором операций. Затем на ту же тему
	провели Бороткую двустороннюю игру B  .
	воздухе. заключительным этапом был дё-
тальный разбор действий сторон. По вре-
мени это своеобразное учение заняло всего
два календарных дня, но польза от него бы-
ла исключительно велика.

Как серьезный успех многих командиров
подразделений надо считать весьма эффек-
тивное использование учебных самолетов й
различного рода тренажеров. Учебно-трени-
ровочные машины широко применяются для
совершенствования навигационной и стрел-
KOBOH подготовки, навыков ночного и слепо-
	  го пилотирования, что позволяет вократять.
	разрыв в тренировке летного состава без
дополнительного расхода горючего и износа
боевой техники. Особенно хорошо’ истоль-
зуют тренировочные машины Герои Совет-
ского Союза Матвеев и Воронин.

Боевая подготовка летчиков идет в э10м
Году в тесной связи с частями п кораблями
флота, В период совместной учебы произво-
aurea обмен представителями: офицеры
флота идут на аэродромы, а офицеры авид-
ция — на корабли. Наши летчики учатея
прикрывать с воздуха выходы кораблей в
океан, ведут для них разведку и поиск це-

лей, изучают другие формы взапмодействия.

Верными помощниками команлования в
	‚реш шения задач, поставленных

Вооруженных Сил, являются коммунисты й
комсомольцы. Они показывают пример рев“
ностного выполнения служебных обязанно-
стей, ведут за собой беспартийных матросов,
сержантов и офицеров, помогают командиру
воспитывать их в-духе беззаветной прелан-
носли партии Ленина — Сталина п социа-
пистической Родине.

Политработники, партийные и комеомоль-
свие организации стали глубже и вонкрет-
нее занаматься обеспечением полетов и на-
земной учебы. На партийных и комсомоль-
ских собраниях, чаще, чем раньше, обсуж-
даются Вопросы’ боевой подготовки. Парт-
организации требуют от коммунистов и
KOMCOMOABHCR примерности в: учебе я дис-
ципаине,

Наши летчики; пегурманы, сценяалисты
всех служб морской авизции флота лоби-
лись значительных успехов. Но мы созна-
el. что это — лишь первые успехи, что
впеёрели еще много нерёшениых задач. И

‚авиаторы. флота, изучая опыт’ милувшей
войны, изо дия в день настойчиво совер-

шенствуют свое, мастерство, осваивают ис-
кусетво взаимодействия @ Флотом и назем-
ными войсками, учатся тому, что веобходимо
на войне.

Выполняя приказ Министра Вооружен-
ных Сил, летчики-тихоокеанцы зорко охра-
няют безопасность и мирный труд советеко-
го нарола на дальневосточных рубежах вв-
ликой Советской державы.
	Полковник В. БАССАРАБ..
	_ Шичный состав авиационных частей Ти-
хоокеанского, флота в голы Великой Отече-
ственной войны находился в 060бом поло-
жении. До августа 1945 года он не прини-
мал непосредетвенного участия в боях. Ho
вся деятельность летчиков и командиров;
инженеров и техников все же подчинялась
интерезам фронта. Наши аэродромы стали
кузницей кадров. Немало летчиков, штурма-
пов, стрелков, подготовленных у нас в ча-
стях в 1941—1944 тг., пополнили ряды
действующих соединений авиации Балтики,
Черноморского и Северного флотов. Они 01-
важно сражались с немпами, с честью дер-
жали высокое звание советских воинов.

Тотовя кадры для борьбы с немцами, на-
ши части бдительно охраняли воздушные
рубежи на приморских участках. Мы зна-
ли, что наш сосед коварен и каждую мину-
ту может нарушить покой Советского Даль-
него Востока. Поэтому авиаторы флота не
покладая рук совершенствовали свой зна-
HHA, тотовились к возможным схваткам.
День. проверки боевой выучки настал. По
приказу Верховного Командования наши ча-
сти пошли в бой.

Война, с японскими империалистами: была
непродолжительной. Но и в эти три недели
летчики-тихоовеанцы показали немало при-
	мероз отваги, героизма, высокого воинского
	мзстерства. Они умело взаимодействовали ©
наземными силами и кораблями флота, по-
могали им громить врага и сами наносили
ему сокрушительные удары. За’ мужество и
отвагу несколько наших частей было ире-
образовано в твардейские. Пятнадцати луч-
	шим из лучших наших летчиков было при-
	своено звание Героя Советского Союза.
Сразу же после победы над Японией все
наши части вновь приступили к планомер-
ной боевой учебе. Особое внимание `коман-
диры всех степеней уделили на первом эта-
пе планированию и организации учебы wa
земле и в зоздухе, борьбе за безаварийность
полетов, за дальнейшее укрепление дисци-
плины, улучшение воспитания офицеров.
Эти вопросы были основными на протя-
жении всего 1946 года. Их решение, позво-
лило в дальнейшем вести боевую полготов-
KY на более высоком уровне. чем раньше.
	Текущий учебный гол начался у нас пла-
	номерно и организованно. Новые курсы 60е-
вой подготовки, новые Уставы — Дисципли»
нарный, Внутренней . службы — облегчили
организацию и планирование всей нашей
деятельности, побудили всех офицеров по-
высить требовательность: к себе и подчинен-
ным. Это дало серьезные результаты.

Важнейшим лостижением. истекших семи
месяцев 1947 года является заметное повы-
шение качества, учебы. Особенно серьезный
перелом произошел. в теоретической подго-
товке. Введение официальных зачетов 34-
ставило подтянуться буквально всех ogi
перов. Можно без преувеличения сказать,
что зачетные сессли явились началом. раз-
зернутого похола за овладение авиационной
наукой. Летный и технический состав боль-
MY часть свободного времени посвящает
чтению общейои специальной лятературы.
Офищеры стали . изучать. теоретические
основы вопросов; с которыми им приходит=
ся вотречаться на практике.

В ходе полготовки к зачетам родились 10-
вые формы учебы п взаимопомощи. офяце-
ров друг другу в изучении. теории. Питре
стали проводиться собеседования, . лехции,
консультации.

Очень хорошо opraumaona.to творетиче-
	закоччилея многолневный похот Н-екого
	подразделения катеров-охотников: Лучше”
всех показал себя на походе катер капитан-
лейтенанта Строева. Артиллериеты уснеш-
HO отразили атаку кораблей «противника».
Стрельба прошла в высоком темпе, при
большом числе попаданий B stom
глазная заслуга командира орудия старшие.
ны 1 статьи Летавина, сумевшемо в: пред-
шествующих походах хорошо подготовить
свой расчет. Умелыми и энергичными бы-
ли также действия минеров, Под руковод-
ством старшего: матроса, Сметанина они ус-
пешно провели глубинное бомбометание.
	SS SR a ry a

£ +

,   8 fa А т Г i
“Точно выполнять. каждое. требование уставов
	«Не делайте то, что я делаю, делайте то,
		Мне пришлось служить на многих кораб-
лях. Первым моим командиром был т. Хо»
ловокий — требовательный и граминый
морской офицер. Его требования 2 выполие-
нии уставов вначале нам казались «прилир-
вами» —— слишком уж много замечаний по-
	«Твеёрдоь изучение уставов, ваставлений
ий других документов должно основываться
	на постоянном и систематическом WX TPH
	менении на воех видах подготовки.
Уставы м другие официальные докумен-
	ты ДОЛЖНЫ являться тем авторитетом, .ко-
	торый веытла. и при всех случаях может раз-.
	ны ee вы   Ayaan мы от него по службе, Позднее мы
Так сказано в Корабельном уставе — Н4-   ол, г ого жестким требованиям foe
	привыкли & его’ жестним требованиям, по-
степенно научились аккуратности и испол»
нительности, изучили уставы не хуже ко
мандира,

Очень большая ответственность 38 BOUT.
ское воспитание молодых офицеров лежат
на помощнике командира корабля. Во веем,
что касается выполнения устава, он должен
быть неумолим, а его постоянный конт-
роль — неослабевающим. На том корабле,
тде помощник не «рассуждает», & требует,
Kak правило, й порядка больше и дисципли-
на крепче. —

Но и вреди нас, помощников командиров
кораблей, есть, к сожалению, товарищи, кд-
торые по-разному пенимают. требования ус
Taba. ый

Вот у стенки стоят корабли одного соеди
нения, одного класса, с одинаковой органи»
зацией, но порядки на них разные.

На одном корабле развод суточного Hapa.
да начинается точно в назначенное время,
Дежурный по кораблю является на! развод в
аккуратной форме, здоровается и, произвеч
дя перекличку, проверяет форму одежды,
телает замечания. Неряцьливо одетые матро*
	‚сы, а также те из них, кто нетвердо зн\т
	обязанности, к несению службы не допуска
ются. Все это очень элементарно, во чрез-
вычайно важно. Такое поведение дежурного
на разводе определяет хороший тон несения
службы.

‚ На соседнем корабле лица суточного наз
ряда стоят в строю небрежно, в разной фор-
ме одежды. Дежурный по кораблю прибыл в
месту развода с опозданием минут на десять,
торопливо заправляет‘ на ходу обмундирова-
ние, не произведя переклички и проверки,
быстро осматривает строй и командует «по
местам». И не удивительно, что после тако-
го «развода» суточный наряд службу несет
нлохо. В этот же день увольняемых на берег
построили на 15 минут раныше срока,
Жизнь корабля в течение целых суток дет
то с опозданием, 10 с ‘«опережением». Как
первое, так и второе вызывает неорганизо-
ванность во всей жизни экипажа:

Asani состав нашего корабля на себе
испытывал такую. неорганизованноеть, п
руководящим офицерам пришлось провести
больную работу по, наведению уставного
порядка. 0собое внимание было обращено
на подготовку нарядов, на то, чтобы дежур-
ные строго требовали соблюдения. установ-
ленного порядка на корабле,

На корабле. мы установили такой. по-
рядок: за два часа до развода’ все офицеры
инструктируют своих подчиневных, заету-
пающих в наряд, В. это время проверяется
знание инструкций, командных слов, пра-
вильность подачи, приема и репетования
сигналов дудками,

‚ Установлена твердая система’ проверок,
Ежедневно назначается офицер, который
контролирует несение . вахтенной, службы,
После смены матросов и старшин, закончие-
цих. свое дежурство, в. присутствии всех
офицеров и’нового дежурного по кораблю
ежедневно производится разбор. несения вах-
тенной. и дежурной служб.

Одновременно. этим на корабле повыз
шаетея ‘требовательность к офицерам во
всем, вплоть до’ аккуратного’ посещения
кают-компании, Опоздание в столу яли 10-
явление в кают-комчании в рабочих. ките-
лях, с нечищенными пуговицами‘ paccTer-
нутыми воротниками стало считаться проис-
шествием;

Офицеры стали’ строго ‘соблюдать уставы
ean и требовать того ле от своих подчинен-

ых. . :
	журнале входящих семафоров пе там, ме
следовало. Он никак не предполагал, что
надо сохранять прокладку, и давно уже cTep
ее с ходовых карт...

xe ok x
	— Шусть это вам послужит уроком ка
будущее, — сказал капитан 2 ранга. — В
любом деле, & тем болев в Hew, MONCRON,
	‘вужны исключительная четкость и аку:
	ратность. Что же касается прокладки, то 66
придется восстановить по записям в нави-
гационном журнате.. Я не снимаю 0 в
34 это ответственности, но тут имеется я
моя © помошником оплошность. Ведь вы —
артиллерист и знакомились 60 штурманокли
делом ‘только попутно. Что же касается To
го, справились ли вы на походе © новыми
для вас обязанностями, то. могу еказать, чю
первое испытание вы выдержали,
	Ободренный этой оценкой, Усанов вышы
из каюты командира! и побежал в’ прокла-
дочную. На следующий день флагманский
штурман ие сделал ни ощного замечания о
представленных молодым лейтенантом кар-
тах похода. А через несколько дней эокад-
ренный миноносен снова вышел в Mope Ba
отдаленный рейд лля текущих учений п
стрельб. и опять Усанов вел прокладку
курса. И хотя он не был настоящим штур-
маном-и кончал училище  артиллеристом,
веледотвие чего не. раз допускал неточности
в штурманоких ‘расчетах, он’ старался как
можно лучите справиться с задачей. Усанов
считал себя прежде всего офицером флота:
Поэтому временные обязанности, ‘которые
он исполнял, были для него таким же: близ
БИМ и важным делом, как ‘и’ работа в” 0б-
Ласти артиллерии.
	Вокоре на корабль прибыл назначенный
штабом на должность штурмана стати
лейтенант. Командир корабля вызвая Уса-
Нова, и сказал: \ т

— За месяц паазания вы: показати, 970
умеете работать так, как следует советеко-
му Флотёкому  офлцеру. Держитесь этом
курса и в дальнейшем. То, чему вы на-
учились за это время, может потребовать-
ся от’ вас не только в бою, ном в мирное
время. А сейчас сдавайте дела штурмаву

и приступайте к своим ‚прямым 0643а8-
HOCTAY.
	Напитан-лейтенант
. 0. PABHHCKHA.
	‘стольной. книге военного моряка, в которой
сконцентрирован опыт практической дея-
тельности флота. К сожалению, еще не 563-
	де точно выполняют уставные требования,
	Мне вепоминается случай © офицером
Логвиненко, не выполнившим элементарных
требований устава. Перед началом Вы-
	  грузки боззапаса он не’ принял. необходимых
			мер. безонаювости, предусмотренных уставом,
не убедился в готовностя системы орошения:
н затопления погребов. 05 этом. он вспомнил
тогда, когда_уже началась работа, и, ренив
	иеправить свою оплошность, приказал че-
	рез рассыльного подготовить системы затоп-
ления к действию. Рассыльный же кроме
этого приказания «попутно» выполнял не-
сколько других приказаний и, когда разые-
кал дежурного по БЧ-У, о передая ему
буквально следующее: - «Затопить носовые
погреба». Немедленно были приведены в го-
товность мотопомпа, пожарная система и
система затопления, Осталось открыть, Кла-
паны; но у дежурного по. бовзой части воз-
	никло сомнение в точности переданного при-:
	казания, Он пошел к офицеру Логвиненко и
выяснил, что топить погреба с боезатасом не
нужно, что произошла отибка.

Или другой случай. Корабль стоял на
рейде. После отбоя вахтенный офицер полу-
чил предупреждение об усилении ветра с
зюйд-оста. Однако, чтобы не беспокоить по-
мощника командира корабля, он не доложил
ему содержания семафора. «Ничего’ особен-
ного, сам управлюсь»,—= решил он, HO 40-
статочных Мер по безопасности якорной. стго-
	‚янки не принял, ограничившиеь лишь при-
	казаннем выбросить балластину. Ero 6ec-
печность дошла до того, что он не проверна
выполнения своего приказания и не выета-
вил у балластины вахту. А о шлюпках, 610-
	Черноморский флот. На открытом

рейде, У-гюйса. °^
Фото Е. еольникова.
	„Лучший корабль
части
	_ — Пусть вов наша катера пройдут от-
‘ крытым фейдом, и я по ходу узнаю, каким
из них командует. старший лейтенант Ка-
лиуш,-——сказал однажды катитан-лейтенант
Сабанин.
Немало поработал офицер Калиуит, чтобы
заслузжать такую похвалу. Ежедневные тре-
‚ нировки людей проводились в любое время
суток й В любых условиях. Опытный моряк
`Калиуш добивался’ от подчиненных безуко-
‘ризненного знания боевой техники, навыков
быстрой и меткой стрельбы. Неутомим он и
тёперь, когда его катер занял ведущее ме-
сто в части,
Дня учебно-боевых стрельб экипаж офи-
пер» Калиуша ждал, как экзамена, на кото-
	  ром можно будет заслужить аттестат 30е-
	NOCTH, показать высэкое вомнекое мастер-
ство. Этот лень наконец. настал. Катер,
	ИЕ ООС, eee EE ESE EEE OT У

закончив подготовку, вышел на открытый   _... ЯвИИХ у борта на бакштове, он совсем 34-
рейт. Комендоры и мотористы, рулевые и   fun
	сигнальвики, все члены экипажа стоялн
на своих постах п с нетерпением ждали сиг-
нала: «Открыть огонь!» Калиуш дал не-
сколего вводных. Убелившись, что экипаж
готов к выполнению учебной задачи, коман-

дир громко ‘и четко подал команду: «Сигнал
до места!»

Матросы и’старшены работали четко’ и
слаженно. Обобенно точно выполнил задачу
орудийный расчет старшины 2 статья вом-
сомольца Пескова.

‚ После первого выстрела Песков мгновенно
внес нужную поправку и перешел ва пора-
жение. Снаряты легли кучно. В этом! заслу-
га всёх номеров расчета: наводчиков матро-
сов Фисюнова и’ Леонова: установщика пра-
цела и целика матроса Игнатьева, заряжа-
ющего матроса Кочеткова и подносчика ена-
рялэв матроса Гудкова. -

Валиут довел катер ло траверза мыса и
повернул ‘на обратный курс. Сложная
и ответетвеяная огневая затача была © уе-
	цехом решена.
  А, ПРОХОРОВ.

‘Краснознаменная ‘Днепровская флотилия,
	УСПЕХ  ТРАЛЬШИКОВ
	БАЛТИИСВИИ ФЛОТ, 1 августа. (По те-
леграфу), Катерные тральщики офицера
Белобржецкого успешно очищают от вра-
жеских мин новый район моря. Военные
моряки уже выполнили годовой план трале-
ния, 3 три первых дня похода личный со-
став катерных тральщиков, уничтожил 5
‘мин и 24 минных защитника. Отлично ра-
ботал тральный расчет старшины  2 статьи
Вамнева. Только за один день он уничтожил
мину и 8 минных защитников.

+. Atte RR ou) a A anya i eh Ее
	щем норл-весте и о том, что палуба часто
уходила, из-под ног,

\ командир, Rak ви в чем не бывало,
спрашивал:

— Штурман, нз каком курсе лежит ко-
рабль?

— Какая дальность ‘видимости маяка на
Н-ском острове?

— Есть ли: алесь течение или нет?
	^ — Дрейф вы учитываете?
	В трем часам утра разыгралея сильный
торм, началея ливень, появилаеь крупная
зыбь. Ворабль стало сильно качать. Одна-_
Ко 910 мало беспокоило вахтенного офицера.
Он находился на мостике под укрытием. Во-
мандир вахтенного поста на ютёе также ук-
	  рылея от дождя. Только после вмешательст-

ва помощника командира корабля, который
проенулся от качки и окрипа, были пряняты
меры по спасению шлюпок. Ho oan ye
сильно пострадали. у

Выяснилось также и то, что ракперяже-
ние вахтенного офицера о выбросе балласти-
ны не было исполнено. Корабль дрейфовало.
Вахтенный офицер грубо нарунил многие
статьи Правил службы корабельных наря-
дов, не побеспокоившись о безопасности ко-
рабля и шлюпок. Все это произонло потому,
что он пренебрег требованиями ПКорабельно-
го устава.

Некоторые офицеры вместо. безусловного.
выполнения уставов позволяют себе делить
его положения на важные и второстепенные
и исполняют их соответственно этому делё-
нию. Это чаще всего наблюдается средн.
молодых офицеров.

В первые месяцы службы на корабле: мо-
лодые офицеры соблюдают уставы так. как
приучили их к этому в стенах училища. А,
справедливости ради, надо. сказать, чтовкуе
к жизни по уставам в училящах воепиты-
ваетея Bee еще. недостаточно хоропю. В
дальнейшем воинское формирование офице-
рев идет на корабле. Поэтому очень важно,
чтобы устав ‘соблюдался всем офицерским
составом. Нельзя приучить молодото“офице-
ра в порядку, если стамние офицеры и в
первую очередь командир: корабля и его по-
мощники будут действовать по принципу:
	Е» пы ССС +
	ТЕ д. РЕ”.
	эотречалиесь плавающие предметы, во 0- них
Никто не докладывал.

В. последний день похода комантер про-
вел учение по выездке десанта. Матросы,
руководимые главным стартяной Кирьяном,
по сигналу флагмана быстро еели на шлют-
ви и устремились к берегу. Спустя не-
ОкОтЬБо минут  донеслось. многоголосое
«ура» —- это десантники. после выхода на
исходный рубеж ринулись в ‘атаку.

Много поучительного было в этом по-
ходе: Но учение выявило и фяд недостат-
ков. На устранение их и был сделан упор
во время разбора учений.

Капитан Н, OFHEB.

помогать, да и я найду для этото время...
< Постараюсь справиться!-— твёрдо Bi
ол сказал Усанов..

— Хорошо. Готовьте, ‘карты похода. Ут-
	‚ром будем сниматься со швартовов...
хх
	Раскрыв  навигапионный‘ журнал, Vea-
	Нов сразу же узнал синий карандаш коман-
дира, На правой странице внизу’ размаши-
тым почерком было напиеано: «Лейтенан-
ту. Усанову. В`графу «Работояние с карты»
положено давать действительно пройденное
расстояние, а не разность отсчета лата».

Это не было выговором. Замечание коман-
дира корабля скорее походило на лружеский
<овет более опытного старшего товарища.
Но молодому лейтенанту было ‘неприятно за
свою очередную оплошноеть. Ведь сколько
уже их было за десять дней похода!

Ето испытания начались сразу же, как
только корабль вышел из канала. Море
встретило эскадренный миноносец непри-
ветливо: олевянная дымка тумана закры-
вала горизонт. Над вопененнымя волнами
В три слоя нависли желтовато-серые тучи.
Сразу же началась килевая, & потом, когда
развернулиеь, и бортовая качка. Iya рез-
Вий, пронизывающий ветер.

Только тут, на мостике, Усанов познал
всю глубину ответственности за корабль и
экипаж, которая лежала на плечах коман-
`дяра корабля и всех несших ходовую вахту
‘офицеров. Он понял, что далеко не полно
представлял себе их обязанности, а тем 60-
лее задачи штурмана корабля.

Как только берега скрылись в тумаже,
командир, неизвестно почему, начал манев-
рировать и через короткие промежутки вре-
мени ложиться на новый куш. (Только по-
том Усанов узнал, что делал он это наме-
ренню, решив дать молодому офицеру по-
больше практики в несении штурманокой
службы).

° Не пропыю и двух часов похода, как
Усанов мыюленно призналея себе, что он
етва успевает всё делать. Он уже ве успе-
зал брать во-время пеленг и своевременно
ваписывать об этом в журнат. Ему стало
жатко п вокоме он забыл и о шонизываю-
	его на Дальний Восток. Курсантом третьего
курса он ходил на фрегатах, когда петурмом
	© моря советокие военные’ моряки брали
	японские укрепленные порты... Ему ‘были
хорошо знакомы свист пуль, палящий вной
полуденного солнца на переднем крае и
	‘орьковатый вкус морской волны.
	Бомандир корабля вызвал его на следую-
щий день. Он выслушал нееколько обив-
чивый рапюют и предложил сесть.

— Я читал ваши документы, — оказал
он, поблескивая стеклами очков,-—Оказы-
PACTCH, BEI не раз. участвовали в боевых
‘походах. это хорошо.

Командир расопросял Усанова, гло ему
пришлось за войну побывать, что он про-
ходил в училище. Молодой офицер рассказал
0 своей жизни и учебе.

— Так, так, — протянул капитан 2 ран:
га, вогда в разговоре возникла пауза, —
значит, вы артиллерист-зевитчик?

— Так точно.

— Ау нас штурман улел недавно на
yuesy. Bor, думаю, ком бы его заменить на
‘походе, пока штаб назначит другого штур-
мана... & ‘

Усанову очень польетило, что командир
корабля так откровенно © ним разговари-
вают. Но в следующей момент он понял, что
это сказано неспроста. А капитан 2 ранга,
словно не замечая его молчания, отал про-
сматривать какой-то документ и делать ва,
нем пометки сивим карандатюм.

— Я еше никого на корабле не знаю, —
оказал наконец. Усанов.

— 9ю но беа- улыбнулся  коман-
дир.— Вот сходите в поход, познакомитесь
со воем экипажем, К тому же. я решил по-
ручить вам временно замещать штурмана.

«Йегко сказать =— замешать командира
первой боевой части эскалренното минонос-
`ца!>—-пронеслось в голове молодого лейте-
Манта. И хотя это уже не было неожиданно-
тью, он не смог ничего ответить. А капи-
тая 2 ранга, заметив его смущение, сказал:

— На перзых порах, конечно, будет
трудно. Но это ничего. В начале службы
молодому офицеру полезкю ознакомиться со
всеми спепиальностями на корабле. Можете
не сомневаться -—— все офицеры булут вам
	— Сейчаю мы в открытом море, вне ви-
димости берегов. Течение и дрейф могут
снести корабль с курба, и проклад-
№ по  счислеонию доверять особенно
не приходится, Поэтому поручаю вам по ве-
черам определяться по способу Сомнера, ая
й помощник будем решать такую же зада-
uy Anew no солнцу... Шо кавим звездам 6у-
дете вычислять сомнеровы линии?

— Можно по любым, товарищ капитал
второго ранга,—-бойко ответил Игнатов. —
Смотря по тому, как они будут видны.

— А вы лучше выберите по тлобусу, а
потом доложите.

Игнатов достал звездный глобус, и после.
недолгих поисков они сотановялись на яр-
ких нь созвездиях Северной Короны
и Большой Медведицы.

Первая задача решалась довольно долго,
HO затем, в следующие ночи, лело попил на-
лад. Неся вместе © Игнатовым хеловую вах-
ту в качестее дублера, Усаноз с увлечением
ловил секстаном дрожащий, мерцающий
свет далеких звезд и производил нужные.
вычисления. Но самое главное было в том,
что командир оказывался прав: сбоёфеован-
ные точки нередко получалась в стороне от
	проложенного по очислению куреа...
		Все произотило очень быстро: . 24. апреля
был отлично сдан последний экзамен,
через два дня подписан приказ о назна-
чении, и, я успев еще привыкнуть к ту-
тому Воротнику нового кителя, Александр
Усанов уехал на флот. —

Водин из тихих майских вечеров он про-
тел по зыбким CXOTHAM на борт. эскадрен-
HOTO MaHOHOCTA.

— Как прикажете доложить? — спровил
его старигина, главного вахтенного поста и,
выслушав отрет, поелал рассыльного $a
дежурным по’ кораблю.

Ожидать пришлось недолго. Вместе © две
журным припел помощник командира ко-
рабля капитан-лейтенант Рыбин. Выслущав
официальное представление, ‘он дружески
пожал Усанову руку, осведомился, как он
доехал, словом, сказал вое то, что говофит-
ся в полобных случаях. Но это не была
формальная вежливость. Помощник. разго-
вариват просто, без всякого покровитель-
CTRERHOTO TORS. .

—= A Wer BH UeMOIaH B руках держи-

те?—вируг спросил он добродущею. — Or-
дайте рассыльному, он отнесет 6го в каюту.

Рыбин повел молодого зейтенанта знажо-
миться с офицерами, и в тот же вечер об0-
шел с ним весь корабль, с гордостью пока-
зывая оружие и боевую технику стройного,
устремаленного вперед зокалренното мино-
носпа.  -

— Вы очень утачно к нам попали, —
сказал Рыбин.— Как раз послезавтра мы
уходим в длительный поход, так Что вам
сразу же можно будет на практике ознако-
миться © несением вахтенной службы и
войти в колею корабельной жизни.

— А комазлир когла сможет меня при-
Bath?

—Raneran Breporo ранга приказал пере-
даль, чтобы вы отдыхали © дороги, Он еше
найдет время © вами поговорить.

В эту ‘ночь Усанов долго Но мог заснуть.
Он взюзь мысленно оглядывалея на прой-
ленный трудный путь, который привел его
сюта, на корабль, и вспоминал, как в годы
гойны проходил свою «учебную практику».
Первое боевое крыление он принял на Ка-
тольеком фровте: Потом судьба забросила
	`В
	Учитывать надо было все. На любой. во-
прое командира, следовало отвечать быстро,
точно; Но на свои вопросы нередко отвечал
сам капитан 2 ранта, & Усанов слушал и,
как. говорят, «мотал себе на ус». Словяо
мимоходом, = старый опытный офицер
раскрывал перед глазами молодого неписан-
ный учебник практической навигации ий
передавал свом, казалось, неисчерпаемые
знания повадок моря и поведения корабля.
Он успевал заходить и в провладочную,
бросал внимательный взгляд на карту и,
	как бы невзначай, советовал, Rak распола-.
	гать грузики, чтобы они не мешали в ра-
боте, или как правильно чинить Варандает.
И если раньше Убанову вюе это казалось
«мелочами», То сейчас он понял, что даже
правильно очиненный кафанлаш имеет боль-
пюе значение для точности прокладки. по
карте.

— A Bor тут отечет лага вы записали
неправяльно,— говорил между тем коман-
дир, поосматривая левую страниду журна-
ла.—По-моему, должно быть не` 101,1, а

00,2.

Приходилось зачеркивать тонкой чертой
сделанную запись. и сверху писать пра
вильную цифру, & внизу, на полях, под
звездочкой, приписывать: «Иоправленному
верить. А. Усанов».

Эта фраза в первые дни похода нензмен-
но появлялась на странидах журнала, и под
конец Усанов ев просто возненавидел. Но у
него еще не было ни ‘навыков. ни опыта
	штурмана. Он часто ошибалея в определе-  .
	нии то еноса или дрейфа, 0 качества грунта

или глубины моря.

Вскоре к его обязамноетям командир ко-
рабля добавил еще одну. Воспользовавшись
установизнейся погодой и прояенившимея
	Небом, он тешлл производить обоервации.
	места. Бызвав на моптак лейтенанта Игна-
това и подозваз Усанова, он сказал:
	Эскадренный миноносец возвращался из
похода. Все меньше исправлений допускал
Усанов в навигационном журнале, точное
и быстрее производил необходимые раючеты,
брал пеленги, вычиелял координаты, Посте-
пенно осваивалея он и © обязанностями
вахтенного офицера. Командир знал, кому
поручить решать © ним сомнеровы задачи.
Лейтенант Игнатов, хотя и находился на, ко-
рабле воего году но уже выделялся среди
остальных как ‘расторопный  вахтенный
офицер. У него Усанов перенимал властный,
спокойный тон в разговоре с подчиненны-
	MH, привычку контролирювать, как выпол-
	няются приказания, умение во-время уви-
деть недочеты в несений службы.

Но когда эскадренный миноносец отвар-
лювалея у отенки, судьба приготовила, моло-
дому лейтенанту еще одно неприятное испы-
тание —— © флагманского корабля поступил
семафор: «Командиру БЧ-[ прибыть с про-
кладкой похода и навигационным журва-
лом. Флагмансвий штурман».

Прочитав семафор, Yeancs побледнет и.
	машинально взяв Карандаш, раслясзлея в‘