3 августа 1947 г., воскресенье, № 151:(2063)
			й новым успехам, морские летчики!
	кропотливой работы над собой. Теперь
нельзя ограничиваться лишь плановымя
	-С серьезными успехами в боевой и поли-
тической подготовке приходят в этом тоду
советские летчики к всенародному праздни-
ку— Дню воздушного флота СССР. Вместе
со всеми Вооруженными Силами они совер-
шенствовали свою выучку, изучали опыт
Великой Отечественной войны, настойчиво
овладевали авиационной наукой и техни-
кой. Овеянные славой победоносных сра-
жений Великой Отечественной войны,
они добросовестно трудились, отдавая все
силы и знания на пользу Советских Воору-
женных Сил, на дело укрепления могу-
щества своей социалистической Родины.

Советокий народ, наша большевиетская
партия, товарищ Сталин воегла уделяли
развитию и укреплению воздушного флота
большое внимание Нашим летчикам,
конструкторам, работникам авиационной
науки и промышленности созданы все усло-
вия для плодотворной работы, вее возмож-
ности для того, чтобы они могли непрерыв-
но двигаться вперед, крепить могущество
воздушного. флота. Благодаря постоянному
вниманию товарища Сталина. . советекий
воздушный флот уже в годы предвоенных
сталинских пятилеток вырос в могучую
силу. Напнг летчики бессмертными делами,
тероическими подвигами в дни Отечествен-
ной войны навеки прославили авиацию
страны Советов. Они с честью пронесли
славу сталинского воздушного флота через
все испытания титанической битвы © фа-
пТИЗМОМ за Свободу и счастье человечества.

_Услехи нашего воздушного флота нераз-
рывно связаны с именем товарища, Сталина.
Под его руководством наша авиация кренла,
	развивалась и выросла в могучую силу, ко-
торая сокрушила считавшийся  «непобе-
димым» .гитлеровекий военно-воздушный
флот. Это была победа веего советского на-
	NRE ROO ОИС РЕЗКИ За с АМАЮЗЕОВЫЕЛГИ

Генерал-лейтенант авиации занятиями. Нужно индивидуально изучатЕ

we 0   В ДЕТОК,
	П. ЛЕМЕШКО все, что евязано с профессией авиацион-
> ного офицера, внимательно следить за, сле-
циальной. литературой как отечественной,

Мга, Лунай, Лнепр, Перекоп, в обороне   TAK и зарубежной.
	Необходимо подробно изучать все то но-
вое, что внесла в военное дело минувтая
война. Следует подчеркнуть при этом не-
обходимость более глубокого изучения мор-
скими авиаторами боевого опыта сухопут-
ной авиации и Военно-Морских Сил, вопро-
сов боевого управления авиачастями и сое-
линениями. Нужно чаше практиковать кон-
Фференции, посвященные разбору операций.
Конференции эти следует проводить вместе
с офицерами соединений кораблей и берего-
вой обороны, с тем чтобы на основе опы-
та войны разрабатывать новые формы и
приемы использования авиации в операци-
ях на море. Оперативно-тактические взгляды
на способы и методы ведения. боевых дейст-
	вий на море у офицеров флота и авиации
должны быть едиными и базироваться на
опыте войны, на всем том новом, что дает
	дальнейшее развитие современной техники.
	Личный состав частей морокой авиации,
выполняя приказ Министра Вооруженных
Сил тов. Булганина, проделал в текущем
году большую работу по повышению евоих
специальных и политических знаний. На
основе опыта войны летчики и штурманы
	осваивали  бомбометание, . торпедометание,
	воздушный бой и стрельбу, совершенство-
вали тактические приемы. _

Прошедшая в мае этого года зачетная
сессия показала высокий уровень знаний
	всей массы офицерского и. генеральского
состава. Многие товарищи получили толь-
ко отличные оценки по всем предметам и
среди них Герой Советбкого Союза генерал
	Ленинграда, Севастополя, Одессы, Мурманс-
ка, в прорыве и снятии блокады с города
Ленина, в очишении Крыма от немецких
захватчиков, в разгроме врага под Либавой,
в Прибалтике и на Дальнем Востоке. .
Одних из примеров успешного боевого
взаимодействия морской авиации с назем-
ными войсками может служить операция
По. захвату Свинемюнде. Командование 2-го
Белорусского фронта поставило перед авиа-
цией Балтийского флота задачу: обеспечить
приморский фланг наптих войск от огнево-
то возлействия кораблей противника, с моря.
Балтийские летчики вместе с моряками на-
дежно обеспечили приморские фланги
фронта и потопили ряд боевых и транснорт-
	ных кораблей противника, В войне с Япони-
ей морская авиация обеспечивала высадку
цесантов и захват портов Юки, Расин, Сей-
син, Гензан, Порт-Артур, Дайрен.

За период Отечественной войны наши
летчики уничтожили тысячи самолетов,
орудий, танков и кораблей противника.
Правительство и партия выеоко оценили
заслуги советокой авиации. 243 морских
летчика удостоены высокого звания Героя
Советского Союза. из них пять-—дважды Ге-
	рои Советекого Союза, тысячи авиаторов
награждены оюленами и медалями. Нами
	Мастера 00м00-штурмовых. торпедных уда-
	ров и воздушных 00ев беспощадно разили
врага. Герой Советокого Союза полковник
Корзунов лично потопил 25 кораблей.
Дважды Герой Советекото Союза, пояполков-
	па офи- нам предложили прекратить боевые полеты   Этот лозунг Цурпумия настойчиво осу-
ществлял и Кондрашин. И действительно,

оттел. с и заняться первучиванием. Цурцумия от-

боевой ветил: ^“ ео   не’было в соединении лучшего подразделе-
другом   — Некогда! Овладевать новыми маши-   ния, чем эскадрилья имени Цурцумия.

о носит   нами будем в бою! — И ни на один день   Был случай, когда один из летчиков,
	не прекратилась боевая работа. (`”’ ‘ [атакуя конвой противника в море, спасо-
+ ** вал перед сильным огнем кораблей, бросил
	прославленной эскадрильей весь ее боевой   ветил:
путь, был долгое время ближайшим друтом —
Александра Цурцумия, имя которого носит   нами
еейчае эскадрилья, Рассказы Филатова ‘не пр
всегда были интересны и поучительны. В
	них снова вотавала перед слушалелями   Песню наш народ называет“ голосом сетд-  б0ибы раныше времени и промахнулся.
обаятельная Фигура советекого воина-бо-  ца. В ней он выражает свои мыюли, думы, Кондрашин сразу же после посадки созвал
гатыря, прекрасного волевого командира, чаяния, Теплую задушевную песню сложи-   Тетчиков. Летчики вПервые увидели его
задущевного товарища, бесстранного и ис- ли летчики эскалрильй имени Цурцумия о таким взволнованным.
	— Нас послали сюда как лучших, — го-
ворил Кондрашин,— а вы позорите эскад-
рилью, ее традиции; ее славу. А она, эта
слава, завоевана кровью лучших, кровью
Александра Цурцумия, Собирайтесь в по-
лет! Я бам поведу вас в атаку, — приказал
он провинившемуся летчику.

Вскоре группа, во главе с Вондрашиным
ушла в воздух. Командир вывел ее’ в атаку,
несмотря на ожесточеннейшее ‘противодей-
ствие врага, Й ‘летчик пробился сквозь
плотный огонь и потопил транспорт...

Группа вернулась без потерь. Но Кон-
дратин против обыжновения не поздравил
летчика с победой, Он просто сказал:

— Пу вот, правильно. Так и Hato Boe
вать.

жж *

Отошьти в прошлое суровые военные голы,
Но летчики Черноморья не забыли светлых
имен героев — командиров  Алексантра
Цурпумия и Андрея Кондрашина. Здесь о
любовью и. гордостью произносят: «Я из эс-
кадрильи имени Цурцумия», вдесь поют.
несню. о Кондрашине. И, свято храня трали-
ции славных военных лет, летчики стое-
мятся умножить и обогатить их В ходе 600-
вой подготовки. .
	> 4 ©

Ранним утром аэродром огласился шум
моторов. Выруливает самолет млалшего лей.
тенанта Калинина, за ним его эвено. Через
несколько минут они были в воздухе. Or.
	лично вышюлнив упражнения По 900м00ме-
	танию наземных целей, гвардейцы ушан
для «удара» по подвижной морекой цели,
удара точного, сокрушительного, какими
были улары Пурцумия.
	Подполковник Ф. ЧАЦКИЙ,
щили его из кабины, поздравляли © побе-
дой. Но Щтыков был мрачнее тучи: он 10-
садовал на себя, что ослабил бдительность
в воздухе, не осмотрелся, не разгадал хит-
рость вражеских истребителей. Помню, он
сжазал тогда командиру: «Не совсем по ду-
ше мно тажая победа. Я выитрал бой ¢
«Юнкерсом», но проиграл его «Meccepmanr-
там», Это обидно. Пусть сегодняшний слу-
чай будет уроком всем нашим летчикам, .
Прежде чем стрелять, обмотрись-— 6 стре-
ляет ли KT nO т6бе». Нужно учи-
тывать, что одиночный самолет протиз-
вика не воегда пролетает перед вашим но»
COM из-за глупости. Частенько он елужлт
приманкой, чтобы отвлечь вас от решения
основной задачи — прикрытия ‘ударной
труппы. Еели же вы решили атаковать, 10
исполнение замысла постройте так, чтобы
исключить вероятность быть самому атако-
ванным,

Задумались мои летчики. Видимо, слова
Штыкова, сказанные сразу после боя, 8a»
ставили их по-другому, более хладнокровно,
разобраться в предложенной ситуации.

Вообще же я систематически прибегаю к
опыту Штыкова,- который, котати сказать,
был лучигим ведомым, Не так давно я выпус-
	THI Ha боевом самолете в первый самостоя-
	тельный полет молодых офицеров Ванина и
Молодкина. 0ба напористые, пепкие onz
	заслуженно получили благодарность за от-
	личный вылет, И сейчас они летают непло-
XO, придраться не к чему. Но я пофметил в
них стремление как можно быстрее принять
самолет от техника, запустить мотор, выру-
лить и велететь. Думаю, как.бы в спетике
они по малоопытности не натворили чего,
Стал проверять и не нашел отступлений от
правил летной службы, Спрашиваю Молот-
вина, кто его учит спентить,

— Штыков,— отвечают, — Ведь он 101
Туалее услевал подготовиться и Подняться
В воздух за одну минуту, и я хочу достиг
Чуть того же. :

Я смолчал. Правильно reqant!
		кусного сталинского. сокола.

Не для того я требую от вас; учу
вас, — вопоминал Филатов слова Цур-
цумия, — не для того иной раз бываю: етро-
тим, чтобы только сказали о моей эокад-
рилье, что она самая лучшая. Я требую
пля того, чтобы вы умнее воевали. крепче

новом своем командире, соратнике Алекоан-
дра Пурцумия Андрее Кондрамине; У этой
песни нет ‘автора, каждый ‘вотавлял слово,
фразу, строку. Она родилась в дни крово-
пролитных боев. Но и кейчаю олова этой
песни звенят над затихигим после учебных
полетов аэрюдромом:
	били врага. В бою думай только о победе
над врагом:

И Цурцумия подкреплял свои слова лич-
ным примером.

Одному из летчиков как-то поручили раз-
ведать ‘вражеский ‘аэродром. Полет был
трудный, опасный, Летчик сказал кому-то
в присутствии командира:

— Ну, не р, мне из этого по-

лета! -
	— Отставить! Я сам лечу на, разведку!
Через полчаса: самолет: комоска над. б-
лачностью подошел. к вражескому аэродро-
	му, пробил ее пикированием, промчалоя нал
самым летным полем. Цурцумия не только
привез фотоснимки, но и зажег на земле
	два самолета Bpara. - :

Этот смелый ‘полет не быт ‘просто улач-
ным риском. Суть доблести Атокеавира Цур-
цумия ‘в том, что его риск был. основан ва
трезвом и тонком: расчете. \.

То, что Цурцумия взял на cobs BEMOI-
нение опаюното задания, котла, в эскадрилье
	нашелся человек, не веривший в свои силы,
мастерство, < которым он провел полет, до
сих пор может служить примером для всех.

В этих детах— весь Цурцумия, сын co-
ветекого народа, ‘патриот наштей Отчизны.

Еомандир непрерывно учил нас. искусст-
ву победы, Когда оэскалрилья получила
молернизированную материальную часть,
	В YM, ветра рокочут. моторы.
ан триказ.— вылетай поскорей!

Бъется смело за счастье народа

Эокадрилья отважных друзей.

Легкий ветерок несет далеко эту песню.
И все вновь вопоминают, как бесстрашно
днем и ночью водил своих крылатых друзей
в бой Герой Советского Союза Андрей Кон-
лрашин. Дружный хор всего строя летчиков,
направляющихся на аэродром, HONXBATBI-
вает:

Все мы любим морские просторы,

Нам не страшен огонь батарей,

Hac yuna ва Отчизну сражаться

Командир наш Кондралгин Андрей.

Вперед и только вперед -— был ‘девиз
	Андрея Вонлрашина. И котла он, воспитан-.
	ник, большевистской партии, шел в 00и, он
думал лишь о любимой Отчизне, о своем
народе.

Прославленный комалдир первым проры-
валея к цели, личным примером увлекал за,
с0бой экипажи.

— Конлратин не внал усталости, Он го-
тов был летать круглые сутки. И не было
человека в эскалрилье, — рассказывает
бывитий командир части Герой. Советского
Союза Корзунов‚— который не зарядился
бы кипучей энергией Кондрашина, его не-
навистью к фалиотам, стремлением поско-
рее очистить ст них родную землю.

Моя эскадрилья должна быть луч-
шей
	пешим Шт
	— Старший лейтенант Тутов, как бы
вы поступили на месте Маницкого? —опра-
шиваю другого офицера. Тот, подумав, чеет-
Но признался, что и он не утерпел бы и по-
пыталея сбить врага-одиночку с одной ко-
реткой атаки. Предлагаю высказать свое
мнение друтим летчикам. Ответ почти у
всех одинаков: каждому хочется ебить са-
молет противника. Как видишь, все допу-
скали тактическую ошибку. Вот тут-то ян
обратился за помощью к Штыкову. =

— У нотребителей ‘существует девиз
«Всегда и везде искать боя», — говорю
летчикам. №0 в фазбираемом моменте
операции вы следуете этому девизу слено,
без здравого емысла. Проследим, что веро-
ятнее всего произойдет, воли‘ действовать
тах, как хотел лейтенант Маницкий. Пред-
положим, атаха удалась. Вражеский самолет
сбит. Однажо ведомый, а затем, пожалуй,
и ведущий также будут атакованы парой.
противника, и если не будут сбиты, то на-
верняка втянутся в бой. Охема ‘непоеред-
ственного прикрытия будет нарушена, и
враг сможет прорваться к торпедоносцам,
Следовательно, главная задача — прикры-
тие ударной группы, своих товарищей —
не будет выполнена,

Забыли вы, говорю дальше, и 06 осмотри-
тельности. И привел им такой пример ив
боевой практики Константина Штыкова. _

Прикрывая в море напги корабли. он в раз-
	рывах облаков заметил приближавшийея.
	«Юнкерс». Вышел в атаку. Но, перед
тем как открыть огонь, оглянулея и увидел
aa собой два «Ме-109». Ках он постунил?
Развернулея в л0б истребителям и пошел
на них в атаку. Немцы не приняли вызова
и екрылиеь в облачности. Штыков снова
погнался а «Юнкерсом» и сбил ого. Между
прочим, одва’он убедился, что основной для
корабля враг уже не опасен, еразу отвернул
в сторону, что было сделано во-время:
два немца уже сидели у него, на хвосте, ‘и
тишь в пылу боя Штыков не почувотвовал,
что on panes. Собрав всю волю, Констан-
тин довел до аэродрома и посадил свою ис-
калеченную машину. Мы на туках выта-
	т ы Ех опаблее Тразелтт Герой   ИРА  Ча трой ЗОБаТОвОТО Зоюза генерал
рода, создавшего под руководством   ник Степанян-—14 кораблей. Дважды Герой Губанов, майор Булатов, капитаны Byaw-
товарища. Сталина мощную  авиаци-   Советекого Союза Сафонов лично сбил кин, Колосов; лейтенанты Соколов, Шорин,
онную промышленность, ‹ выдвинувшего   95 самолетов. + 3 он 4 ate

yy. __ a rt _
	Малышев, Савченко и многие другие. На
инспекции Н-ское соединение показало об-
разцы искусных торпедных атак. Торпеды,
сброшенные экипажами летчиков Фридмана,
	Ясикова и других, точно попали в цель.
Это результат добросовестного изучения
военного дела, результат освоения команди-
рами и политработниками искусства обуче-
ния и воспитания подчиненных и прежде
всего результат повышения  организован-
ности и дисциплины-—основы основ воинс-
кого порядка и боевой подготовки.
Учебный гот еще ше закончен, Перед
личным составом морской авиации стоит
ряд серьезных вадач. Продолжая неустан-
но совершенствовать свое летное мастер-
ство, повышать свой политический уро-
вень, мы должны лобиться еще более зы-
	Сейчас, в мирный период. на Ооветекие
Вооруженные Силы в целом и на авиацию
в частности Родина возложила ответетвен-
	ную задачу: бдительно охранять завоеван-
ный мир и созидательный труд советекого
народа, быть надежной онорой интересов
	Советского Союза.
	Чтобы выполнить эту почетную задачу,
матросы, сержанты, офицеры и генералы
нашей авиации должны неустанно рабо-
тать над повышением боеготовности частей,
нал совершенствованием своего боевого ма-
стеретва. За время войны и особенно ва
последние два послевоенных гола авиа-
	ционная техника далеко шагнула впеуед.
	Появились реактивные двигатели. которые
	позволили подойти вплотную к освоению
звуковых скоростей полета, увеличились по-
толок и дальность самолетов. Новая техника
требует более совершенного знания физики
й аэродинамики, смелого тактического твор-
чества.

Задача состоит сейчас в том, чтобы не
только быть на уровне развития авиатехни-
ВИ, Но и неустанно двигать ее вперед, со-
вершенствовать летное мастерство и опера-
тивно-тактическое искусство, — глубоко
осваивать все передовые достижения авиз-
ционной науки.

Техника и тактика теено связаны друт
¢ другом. Без глубокого освоения новой
материальной части нельзя рассчитывать
на овладение приемами наиболее эффектив-
ного боевого ее применения. Изучение новой
техники должно быть увязано с практикой
боевых действий минувшей войны, с опы-
том планомерной учебы в мирное время.

Необходимое знание авиационной. тех-
ники может быть достигнуто в результате
	П. ВИ. В.Т ТЪЕ РО ЯМ
	Недаром звезды золотые
Сияют на груди у вас.
	из своих рядов десятки тысяч отважных
воздушных воинов, сотни талантливых
конструкторов и ученых. Это была победа
	людей, воспитанных большевистской паг-
тией в лухе. беспредельной любви. К своей
социалистической Родине, людей нового,
социалистического строя. Это была победа
сталинской военной науки, которая в
основу оперативно-тахтического использо-
вания авиации кладет принции теснейтптего
взаимодействия со всеми другими родами
оружия.

Сталинская авиация вышла из войны
еще более СИЛЬНОЙ и могучей, накопив
огромнейший боевой опыт, который поло-
жен сейчас в основу дальнейшего es co-
веритенствования. На поле брани авиапия
завоевала, себе почетное место в составе Во-
оруженных Сил нашей страны. «Умелые
действия нашей доблестной авиации по-
стоянно способствовати успеху наземных
войск и помогли добиться окончательного
разгрома врага» (Сталин).
	Вместе со всем воздушным флотом на-
ей Родины росла, крепла и закалялась в
боях наша морская авиация. Она участвова-
ла в полдержке примореких флангов Совет-
ской Армин с моря, наносила мощные уда-
ры по коммуникациям врага, ero портам,
промьшиленны! центрах и стратегически
зажным об’ектам. Боевая деятельность
звиации Военно-Мороких Сил проходила, в
тесном оперативном и таклическом взаимо-
действии с соединениями флота, наземны-
ми войсками примороких фронтов и их
Военно-Вовдущшными Силами. Наши летчи-
ви принимали ‘активное участие в ораже-
ниях на важнейпих рубежах — Западная
Лица, Западная Двина, Пеков, Гатчина.
	Но небу мирному над нами
Плывут созвездия орлов,

Их крылья кажутся лучами,
И в песнях нехватает слов,
	Чтоб выразить любовь народа

К бесстрашным летчикам своим,
Видавшим смерть и непогоду,
Готовым к трудностям любым,
Летят и держат строй на-совесть,
Собой заполнив небеса.

И героическую повесть

О каждом можно написать.
	Вы за Советскую Россию
В огонь атаки шли не раз.
	вУНБ, МЫ ДОЛЖНЫ доОИТЬьСЯ еще более вы- Командира третьей эскадрильи гвардии
COKOMO уровня звоинокой nena и капитана Имтича wa вомантном понра
	организованности, строжайшего выполнения
воинских уставов, исключить случаи ава-
рий, изжить элементы вазнайства. Надо
	помЮЧь молодым командирам стать маесте-
	99ы He
атехни-
ред, ©0-
_опера-

глубоко -

я авиа-

ы друг
г новой
тывать
ректив-
е новой
ктикой
с опы-
мя.

›й. тех-
гльтате

рами обучения и воспитания подчиненных.
Для этого необходимо чаще созывать ин-
структивно-методические совещания руко-
водителей занятий, помогать им осваивать
искусство педагога. =

_ Наш воздушный флот является детищем
Ленина и Сталина. Воспитанные больше-
BUCTCKOH партией и великим Сталиным, со-
ветские авиаторы с честью выполнили
свой долг перед Родиной в дни Великой
Отечественной войны. Они с честью выпол-
HAT CBOH вадачи и в периол мирного раз-

Вития нашей ‘социалистической Отчизны,

будут и вирель бдительно охранять мирный
созидательный труд  советокого народа,
стоять на страже свободы и незавиеимости
нашей Родины,
	Вас помнит небо Сталинграда,
Вас помнит «Курская дуга»,
Орлами сделались орлята,
Громя заклятого врага.
	Сыны советского народа,

Сыны своей родной земли,

Вы всем друзьям неели свободу
И всем врагам вы смерть несли.
	Идут машины ровным строем,
Сидят пилоты у руля.
Привет вам, летчики-герои,
Шлет вея советская земля!
		Г капитана Вуфтина а командном пункте

Г

вастать не удалось.

— Пора, знаете, горячая. Наверное, он
на аэродроме или в классах; — говорил ад’-
  ютант.— Может, через часик заглянет.

На командный пункт Куфтин вернулся
через полтора, часа.

— Дау нас никак гость. Здорово, капи-
тан!

Завязалея задушёвный. разговор: Каптита-

ны вспомнили бои за Кавказ, над Геленд-
  жиком и Новороссийеком... -

— Жаркие то были деньки...

— НУ, а вак живете сейчас? Что за
люди в эбкадрилье, как летают?

— Замечательные ребята! Горячие, в
воздух только пусти, Задор, смелость,
хватка настоящая. Да иначе и быть не мо-
жет. Правда, увлекаются, порой забывают
06 оценке обстановки, отоюда и тактические
ошибки. Стараюсь этот ‘задор молодости
направить в нужные рамки, учу их дейст-
вовать в воздухе сознательно, обдуманно.
И крепко мне в этом помогает Константил
Штыков. Не удивляйся. Именно помогает,
хотя, как ты знаешь, его © нами нет вот
уже четыре года. Не понял, как это так?
05`ясню.

Как-то я решал с летчиками групповое

упражнение по прикрытию торпедоноецев.

г.

Вее внимательно следили за ходом предпо-
лагаемово полета, бойко давали ответы на
вводные. Начали разбор воздушного боя
нах целью. Даю обстановку: торпедоноецы
выходят на боевой курс, ударная група
Наптих истребителей завязала бой < иетре-
бителями противника. Вызываю лейтенанта
Маницкого:

— Ваша пара следует в reynne непо-
средетвенного прикрытия. П вред вами спра-
ва, вниз: пытается проскочить вражеский
самолет, Олновременно сверху в’ хвоет ве-
домому заходят две машины рии,
Ваши лействия?, ^

— Подаю команду ведомому: «За мной»
и атакую проекакивающий самолет, — отве-_
чает Маницкий,
	Полеты сегодня планировались с 8 ча-
сов утра. Но, едва взошло солнце, командир
эскадрильи Герой Советского Союза гвардин
капитан Наржимекий и летчики были уже
на аэродроме. Ознакомившись со  ©водкой
погоды, уточнив задачи, летчики, ожидая
команды «По самолетам», просматривали
схемы воздушных стрельб, борт-журналы,
навигационные карты с нанесенными на,
них марнерутами,

До вылета осталея еще час. }

Разговор начал молодой летчик, Гринчен-
ко. Он олышал о том, что бывигий командир
этой эскадрильи Арсений Ваеильевич Шу-
биков, имя которого с 1943 года носит под-
разделение, на обычном истребителе летал
	бомбить об’екты, находившиеся. в. глубоком
	——МЫ—Й—М—————ы— ——ыЫы—ы> —ы=—ыЫыЫы —„„—АА—

тылу противника. Гринченко  заинтересо-
вался этим не случайно. Именно сегодня
ему предетояло со всей группой лететь по

довольно большому маршруту. Подбирая ре-

жим полета, шаг винта, высоту, он епра-
щивал себя, как бы выполнил такой‘ по-
лет Шубиков. И этот вопрос он задал сорат-
вику Шубикова гвардии“ капитану Круг-
лову.

— В нашу часть. Арсений Шубиков
пришел, имея уже немалый бозвой опыт:
В схватках © врагами он не раз’ проверял
возможности самолета. И они оказывались
учень большими. Шубиков решил иеполь-
Зовать их полностью, в частности приме-
Нить маленький «И-16» для ударов круп-
ными бомбами по узким и сильно защищен-

ным целям. Истребителю всегда легче про-

скочить к такому об’екту, чем тяжелому
бомбардировщику. Да и кому придет в го-
TOBY, что такой маленький самолет может
взять тяжелые бомбы ‘да еще пролететь ©

ними сотни километров? По нему даже
	И на особые заданья

Вы мчались, словно ураган,
И проходили испытанье

В боях ‘у озера Хасан.

Вы подрастали, хорошея,

И в грозный зимний день войны
Шли на Карельский перешеек,
Великим мужеством полны.
Стальной напор, стальные нервы, —
Вы стойко встретили беду,

Берлин бомбили в сорок первом,
Суровом, горестном году.
		что эскадрилья готова к выполнению. даль-
небомбардировочных рейдов.

В. одну. из августовеких ночей два четы.
рехмоторных. самолета полярной авиации
поднялись в воздух. и ушли в открытое мо-
ре. Под их крыльями висели 4 истребителя
«И-16», вооруженные крупными футасны-
ми бомбами.

_ На рассвете. показался берег. Шубиков
подал сигнал подготовиться к, отценке,

— Cépoc! — скомандовал он,

‚От бомбардировщиков одновременно отде-
пились четыре истребителя и, обгоняя пт,
ушли к цели,

Появление советских истребителей нал
портом, расположенным за сотни километ-
ров от фронта, было для врага неожиданным
и маловербятным. Он’ понял; лм. это наши,
советские самолеты, лишь после того, как
высоко К небу поднялись стодбы дыма от
взорванных и положженных нефтебаков, 8
самолеты уже ушли. Рейды «цирка» в гу.
бокий тыл врага, следовали один за другим,
Истребители ‘наносили удары по самым вах-
НЫм 0б’ектам, которые враг считал почти
неуязвимыми © воздуха,

Так-то вот и сумел Шубиков на «И-16»
с тяжелыми бомбами летать за, сотни кило-
метров от аэродрома.

“x «
	..Отрелка, часов приближалась к восьми,

— Летный состав на построение! —

‘явил дежурный по ‘части. ‘

Самолеты эскадрильи имени Шубикова,
В которой выросли воздушные богатырл
Герон Советокого Союза, Литвинчук, Crapi-
ков, Онесар

es, Щербаков, Наржимокий,
поднялись в воздух. `
	Калитан Н. АЛЕКСАНПРОВ,
	стрелять не будут, чтобы не раскрыть си-
стемы ПВО

Осуществление иден оказалось делом не-
вероятно трудным. Но какие преграды мо-
гли остановить такого, как Шубиков! И
Шубиков работал не покладая рук,

Он пропадал на аэродроме и в мастер-
ских круглые сутки. Вместе с инженерами
и конструкторами решение проблемы было
найдено. «И-16» стал не только истреби-
телем, но и бомбардировщиком с невиданно
большим для этого самолета радиусом дей-
ствия, Перед самым началом войны на 91-
ном из аэродромов Арсений Шубиков и ныне
Герой Советского Союза Евграф Рыжов
начали испытания так называемой «под-
вески» истребителя, имеющего солидный
бомбовый труз, к самолету «ТБ-3». Но за-
кончить эти испытания не удалось: эска-
дрилье поручили прикрытие Севастополя
от налетов врага,

Немцы вначале не часто появлялись В
нашем районе. Встречи < врагом были per-
	кие, нагрузка небольшая. И Шубиков
реник, что. настало время осуществить
итею.
	Hant аэродром превратился в мастерскую.
женеры и техники работали днем и
ночью. В перерывы между боями им помо
	гали летчики. Векоре первый комплект еа_=
	молетов, прозванный «цирком», поднялся в
Воздух. Шубиков и Литвинчук тщательно
испытали , первую подвеску ‚ в воздухе.
Техники тем временем закончили оборуто-
вание следующих комплектов. И вот то, что
в обычное время мог выполнить лишь хо-
роший авиационный завод, своими рукамя
прочно, натежно и быстро сделал личный
состав части. В первых числах. августа, Шу-
биков уже. доложил командиру части о. том,
	Черноморский флот. Задание выполнено успешно. Экипаж гвардии старшего лейтенанта В. Ольхового направляется на разбор
	полетов.
	Фото Б. Школьнихова.