г. воскресенье, № 181 (2668)
WON PECEHI
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Наш авиационный год
	Тод назад у нас произошел такой случай:
Ha самолете младшего тейтенанта Поташ-
Кина в воздухе отказал мотор, Это произо-
шло в тот момент, когда летчик делал тре-
тий разворот, Не имея достаточного опыта
пилотирования на одном моторе, Потаткин

ве СР
	ee NN A ee
растерялся. Сразу же после разворота он
	поопешим выитустить шасси и Щитки, этим,
естественно, осложнил себе посадку и поло-
мал самолет. Недостаточно тлубоков знание
теории полета, законов аэродинамики, не-
совершенство практических навыков, не-
своевременный учет особенностей” ма-
шины были причинами аварии, которую со-
вершил молодой летчик. Много погрешно-
стей допускали в полетах и другие молодые
четчики. . .

И вот прошел год. Перестраивая Ю-Ново-
му, Tak, как требуют приказы товарища
Сталина и Министра Вооруженных Сил ге-
нерата армии Булганина, всю боевую подго-
товку и воспитательную работу, мы доби-
лись первых результатов. Наши летчики
сейчас уверенно летают в простых, а мно-
гне и в сложных условиях, успелтно выпол»
няют курс боевой подготовки. За, истектий
год у нас не было ни одной аварии,

Что же обеспечило успех, что помогло
нам добиться этого?

Прежде всего, стремление каждого офи-
цера, сержанта, матроса быстрее овладеть
своим профессиональным мастерством, стать
полноценным защитником своей любимой
Родины. Следует подчеркнуть, что идейно-
политическое воспитание, которому мы уде-
лили много внимания з& последний год,
сыграло решающую роль’ во всей учебно-.
боевой подготовке, в поднятии общего и
культурного ‘уровня нашего офицерского и
сержантского состава. У наших людей не-
соизмеримо выросло чувство ответетвенно-
сти ва соблюдение достоинства офицера,
чести своего подравделения. Личный состав
стат глубже понимать поставленные перед
ним задачи и ©0 всей серьезностью отно-
ситься к порученному делу.

На личном {`опыие я и другие наши коман-
диры убедились, что осли мы действительно
по-серьезному будем анализировать любое,
даже малейшее, нарушение, подробно изу-
чать его причины, сразу принимать дей-
ственные меры, то такие нарушения или
опибки ‘не повторятся. Вот почему мы 060-
бенно строго подошли к оптибкам. которые
у нае имелиеь раньие, старались паз’яс-
	‚ ПИТЬ. ИХ каждому летчику, технику, штур-
	ману и механику. Случай с младшим лей-

тенантом Поташкиным, например, был у нас

темой разговора. в течение длительного вре-

мени. 0 нем наши команииры и флагман-
окне специалисты говорити во время клас-

сных занятий, на разборах полетов, в про-.
цессе предполетной подготовки, разбирали

его п теоретически, с точки зрения аэроди-

намики, и практически. И результаты не
вамедлити сказаться.

He так давно старший лейтенант Кручвнов
выполнял учебное задание, В районе aapo-
Лрома на самолете лопнула трубка, подводя-
щая масло к тегулятору ‘оборотов винта.
Винт затяжелилея и перестал тазвивать
необходимую силу тяги; Условия; в которых.
оказался летчик Крупнов, были гораздо
сложнее, чем те, в которые попал год назад
Поташкин, но самый случай аналогичен —
отказ мотора. Крупнов понял во время раз-
боров, в чем. заключались оптибки Потантки-
на, и, несмотря на сложные условия, бле-
стяще справился с посадкой самолета,

Примеров находчивости, умения найти
выход из трудного положения в этом году
было немало; Они свидетельствуют о воз-,
росшем чувстве ответственности личного
состава ва свое дело,.0 возростием сознании“
своего. воинского долга, о грамотной экс-
нлоатации и повысившемся знании мате-
риальной части,

Недавно к нам прибыл летчик ПШГарай. Он
еще очень молод, но сразу полюбил свой
самолет, свою профессию военного летчика.
	Для него каждый полет — это награда. Он
тщательно готовится к нему. Он мечтает о
полетах на еще более совершенных малш-
нах, настойчиво изучает авиационную” нау-
ку, уже сейчас исподволь готовится к по-
ступлению в Авиационную академию.

‚Таких людей, как Шарай, у нас много. И
вполне понятно, почему они — передовики
учебно-боевой подготовки. Ибо прежде всего
Любовь к своему делу, напряженный Труд и
сознание долга перед Родиной открывают
путь к вершинам летного мастерства.

Сегодня — День воздушного флота СССР.
Мне хочется в этот день выска-
зать некоторые свои мысли.

нас есть командиры; ищущие
передовиков, пю которым должны равняться
остальные, только в среде офицерев, имею-
щих большой боевой опыт п большие за-
слуги. Вообще говоря, это понятно. Но ведь
передовики у нас ость не только среди этой
части офицеров,

Прошло более двух лет со дня победы над
врагом. 38а это премя выросли новые кадры.
Среди них есть такие, которые по своим
качествам и показателям в учебе васлужи-
вают того; чтобы по ним равнялиеь. Вот,
например, летчик Узлов. Этот молодой офи-
Цер за свою летную жизнь успел совершить
всего 8 боевых вылетов. Боевой опыт у него
небольшой. Но за истекший год Узлов в.со-
вершенстве освоил один новый лля него
самолет, затем другой, отлично выполняет
все учебно-боевые задачи. растет.

Мы перевели этого растущего, волевого,
дисциплинированного командира экипажа
на более сложную материальную часть, ло-
верили руководетво большим количеством
	личного состава. Младший лейтенант Узлов
понял, что на него возложена большая от-
	BETCTBEHHOCTS, и еще серьезнее взялся за
дело. Увлов требователен и к себе`и к пот-
чиненным, пользуется, несмотря на свою
молодость, авторитетом. Оп повседневно
учит подчиненных, помогает отстающим,
когда нужно, не стесняется использовать
	CBOM дисциплинарные праза.
	Так почему же не поставить такого, как
	Узлов, в пример другим, в том числе и не-
которым «старикам»?!
	Есть у нас, как и в каждой части, нема-
	10 способных молодых офицеров. Звено лей-
тенанта Щелгунова, например, — передовое
по всем видам боевой и политической под-
готовки. Экипажи этого звена, больше дру-
гих налетали в облаках, ночью, под колпа-
KOM, имеют лучшие оценки и по теорети-
ческим дисциплинам. Сам командир ввена—
отличный спортемен, и все звено активно
участвует во всех спортивных соревнова-
ниях. Техник звена ДЛолгоруков — самый
	авторитетный техник в. части. Во ppewg
	осенней или весенней подготовки матери-
альной части к экоплоатации его самолет
	всегда служил образцем лля других,

Или вот командир звена лейтенант Иг-
натьев. Этому летчику можно поручить лю-
бое задание, и оно будет выполнено точно
и в срок. Если Игнатьев назначен дежур-
ным по гарнизону, можно быть уверенным.
что в гарнизоне будет полный петядок. Да-
	же в период напряженной. боевой подготов». .
	ки Игнатьев усиленно: готовился к, экзаме-
нам в Военно-Воздушную академию.

Конечно, чтобы растить и выдвигать мо-
лодых офицеров, их нужно знать, изучать,
Хоропю зная своего подчиненного, коман-
Дир сможет правильно поставить ему зала-
чу, такую, чтобы, выполняя ее, летчик или
штурман мобилизовал все свои способности
й получил в результате выполнения задачи
новые знания.
	Личный состав любит свою часть, тор-
	дитея ее успехами. Мы всячески стремимся
развить эту любовь к своей части, поопе
ряем стремление умножать ee славу, И
	это-—одно из важных условий, которое по-
	могло нам с успехом закончить текущий
авиационный год,
	Подполковник М. ФОЛЬКИН
	ОРОБЕРЖЕНИЕ: ТАСС
	Тазета, «Стокгольме Тиднинген» 1 авту-
ста с. г. опубликовала со ссылкой на «хо-
рюшо осведомленные круги’ Стокгольма»
	сообщение 0 том, что посланник СССР в
	Швеции И, С. Чернышев выехал из Шве-
ции «не по своей воле» и чт он в Москве
арестован.
	Это сообщение газеты «Стокгольме Ти.
нинтен» является злостным вымыслом. В
действительности посланник И. (С. Черных.
шев выехал из Стокгольма в. Москву в:
отпуск, который п проводит в настоящее.
время на одном изо черноморских

Путь к мастерству.
	Отличительной чертой советского челове-
ка— будь то сталевар, хлебороб, артист или
воин — является стремление в соверитен-
	  СТве овладеть своей професеней. Мастера
	своего дела могут принести, болыше мользы
любимой Родине, а в этом — долг кажлого
	советского патриота. Наши летчики таюже
живут постоянным. стремлением к мастер-.
	ству. Оно им необходлмо вдвое и втрое, ибо
народ им доверил залщиту социалистической
Родины. ^
  Во время войны я служил в гвардейском
авиационном полку. Много блестящих 60е-
вых операций записано в его истории. Но
когда я вспоминаю эти годы, то вижу не
только пламя пожаров на немецких судах,
Не только взрывы вражеских об’ектов, но и
будни напряженной учебы. Изо дня в
день — и в воздушных боях, и в атаках
на’ фаптистекие корабли, и во время занятий
На земле-—мы отыскивали пути к. более: со-
	верщенному освоению своей спепиальности
	В нашем полку настойчиво воспитыва-
лось чувство нового — это’ драгоценное ка-
	чество большевиков. Летчики постоянно
	стремились к тому, чтобы найти пути, 1оз-
воляющие при любых обстоятельствах на-
нести врагу удар почуветвительнее.

Был период, когда, вражеские базы и ком-
	муникащии нахотитись ‘так далеко от нас,
что наши истребители не могли долететь ло.
них. Что же делать? Отказаться от борьбы
	с немецким флотом или летать без истреби-
тельного прикрытия? Мы выбрали, конечно,
второе, но соответственно применили новую
	  тактику — крейсерские операции.
	Пионерами нового метода; боевого исполь-
вования авиации на, ‘море ‘были экипажи
летчиков Борзова и Балебина. Чтобы не
быть обнаруженными противняком раньше
времени, они вылетали с’аэролрома’ ночью,
болышую часть пути летели над’ открытым
морем и подходили к цели на раюсвете, ‘а
возврашалиеь днем на больших высотах,
Когда вражеские метребители начали дежу-
рить «на перехват», мы стали летать в та-
ких сложных метеорологических условиях,
когда немцы ‘и не думали, что. можно
подняться в’ воздух. Известный балтий<
ский летчик ПОрий Бунимович, натример,
3а 12 таких полетов потопил восемь немец-
ких судов. Опыт передовых экипажей сра-
зу остановился достоянием всего летного ед-
	става. По возвралцении на аэродром черти-
	тись схемы поиска, и атаки, изучалась так-
тика боя.

Однако ограничиваться полетами одиноч-
НЕХ самолетов было нельзя. Размах развер-
нувшегося наступления Советской Армип
требовал активизации действий, и наш полк
перешел к операциям груптами.

Нарастание налтих, ударов по. отдален-
ным коммуникациям заставило титлеров-
ское командование принять срочные меры
противодействия. Немпы усилиди конвои-
рование транспортов, стали прикрывать свои
Суда с воздуха большим количеством истре-
бителей. Но эти меры могли дать эффект
против атак одиночных самолетов, а мы на-
чали действовать труппами и, таким обра-
30м, тактически опередили немцев. Группа
легко добивалась рассрелоточения огня зе-
нитной артиллерни, -затрудняла противнику
маневр, успешно отбивала атаки истребите-
	лей. Вотда же немпы приняли меры против
	трупповых атак, советокая авиапромьыи-
ленность дала нам истребители «Як-9», ко-
торые могли сопровождать торпедоносцы на
солидные расстояния,
	Действия группой сложнее. чем в олиноч-
	ку. Чтобы добиться высоких результатов,
	мы взялись по-серьезному за учебу. В пол-
KY открылась настоящая тнкола. Мы ло ме-
лочей разбирали действия каждото экипажа,
торпедоносца, векрывали оптибки, искали
пути их предупреждения. И в свободное от
боевых операций время машины поднима-
лись в воздух. Веломые учились исполнять

зюманды ведущего, на тренировках изучз-
лись методы групповых атак с разных ка-
правлений. Такая кропотливая учеба, при-
несла евои плолы.

Из многочисленных операций, проветен-:
ных впоследствии летчиками полка, расска-.
ЖУ 06 одной. Я летел на торпедоносце. Спра-
ва и слева, от меня шли бомбардировщики,
Нас сопровождали истребители. Чтобы 0б-
мануть врата, мы или в этот раз через его.
	  территорию, так как на других секторах.
	немцы усилили посты наблюдения. В 18-.
зультате. мое звено появилось над’ портом
во-время и для врага неожиланно, В 5—
6 милях от берега я обнаружил подводную
лодку и пошел на нее в атаку. Напг налет.
был таким внезапным, что немцы не успели
даже снять чехлы с орудий. Лодке незачем
было погружаться самой, я «помог» ей <во-
ей торпедой. cet

Завершив атаку, я осмотрелся и слева.
заметил. силуэт другой лодки, & оправа —
сторожевой корабль, Немедленно дал-коман-
ду ведомым атаковать корабли. Летчик, шел=
ший правым, развернулся к сторожевику,
бросил на него бомбы и обстрелял из ш-
цеметов. Такой же метод применил и левый
ведомый. Но он не учел; что при ‘атаке пот-
водной лодки нужно действовать как раз
наоборот. Следовало вначале оботрелять ee
пулеметным огнем, не дав погрузиться. &
потом бомбить. Эта ошибка позволила лед-
ке уйти под воду, и быть уверенными. что
‚наши бомбы были для нее смертельными, -
мы не могли. хз

Этот случай был специально‘ изучен и де-`
тально разобран, Он послужил предметным
Уроком всем летчикам, ваставил нас занять-
ся совершенствованием тактики ‘атак по
кораблям различных классов.
` В еоответствии © каждым изменением
обстановки на театре мы пересматриваяи и
общую тактику действий. Котда стало ясно,
что прорываться группой к тыловым базам
й коммуникациям врага незамеченными
больше: нельзя,—немцы ‘поставили радиоло-
кационные станции и легко узнавали о са-.
молетах, летящих на большой высоте, мы.
стали действовать по-другому. Линию фрон-
та и территорию противника, натти самоле-
ты проходили на высоте всего 5-—15 мет-
ровои лишь над морем, удалившиеь от бе-
рега, поднимались немного выше. Немпь
Долгое время He могли найти сколько-.
нибудь успешных методов борьбы с
нами, не смогли применить против на-
ших самолетов свою зенитную артиллерию
и истребительную авиацию,

Таким образом, чувство нового, тактиче-
ское творчество всего офицерского состава
были важнейшими условиями, позволяющи-
ми добиваться успехов. Мы все думали о.
том, как лучше выполнить каждое задание,
и, конечно, находили пути к этому.
	Сейчас, в дни планомерной боевой учебы,

чувство нового надо развивать еще более
настойчиво. Оно позволит быстрее лвигать-
ся вперед, к вершинам летного мастерства,
непрерывно совершенствовать тактику. Ус-
ловия для этого. очень благоприятны. Jeran-
ки имеют возможности изучить боевые лей
ствия не только своей части, но и многих
других частей. Я по себе знаю, как много
дает такая учеба, Знакомясь сейчас с 0б-
ширными материалами о действиях авиапии
Черноморского, Северного и других флотов, я
проверяю — правильна ли была’ моя 606-°
ственная тактика в отдельных операциях,
что›можно применить нового-в боевой учебе.
Оботатились мои знания и в организации
взаимодействия авиации с кораблями.
, Постоянно учиться, овладевать богатых
боевым опытом, накопленным сталинской
авиацией, развивать в себе чувство ново-
го;— вот долг всех наших летчиков.
	--Герой Советского Союза _

капитан А, ПРЕСНЯНОВ,

На совместном учении летчиков и моряков;
	Рокочите сильнее, моторы,

Шрлите песню свою с вышины,
Мир направил восторженно взоры
К небу нашей крылатой страны.
	Побеждая туманы, ненастье,
Беспредельной отваги полны,
Это реют над родиной счастья
Дети солнца, свободы, весны,
	Мы в семнадцатом небо. открыли,
На земле научившись. дерзать,
Нам дала Революция крылья,
	‚ Новые. экспонаты
	39 Дню - воздушного: с флота - CCCP. - Hen-
тральный дом авиации Осоавиахима СССР
пополнился новыми экепонатами.

В одном изозалов выставлен самолет —
истребитель «а-7», на’ котором в годы
(течественной ‘войны ‘сражался трижды
Герой Советского Союза Кожелтб. На фюзе-
ляж этой машины нанесены 62 звездочки,
обозначающие количество вражеских само-
летов, COMTEIX прославленным летаиком.
	Рядом © истребителем Кожелуба — cayo--
	лет; подаренный знатным колхозником-пат-
риотом Феранонтом Летоовичем Головатым
	похполковнику Иремину. На. самолете над-.
‘Wich: «На окончательный разгром вра-
	га». На двух машинах,  педаренных
Ф. П. Головатым, офицер Еремин . лично
сбил 13. немецких самолетов.
Значительно расцгирилея раздел, Упосвя-
щенный героическим делам советоких лет-
чиков в период войны. Здесь портреты п
олисания боевых подвигов воинов сталин-
ской авиации, модели боезых машин, co-
	Фото Н. Веринчука,
	„Великие крылья
	Партия
научила лётать.
	Воля Ленина путь указала. .

К коммунизму маршрут наш ведёт.
Мудрый Сталин стойт у штурвала,
Направляя стремительный. лёт..
	ЮО. ЗЕЛЬВЕНСКИЙ
	И летят‘и летят эскадрильи
В излучающей свет выциине...
Как я горд, _

что истории крылья
Изготовлены .

в нашей стране!
	в Доме авиации
	онанных советскими, авиаконструкторами:
Раздел богато иллюстрирован прекрасными
рисунками внгука художника И, К. Айвазов-
овОго—В. К. Арцеулова, одного из старей-
ших деятелей русской авиации,
	Большой интерес у посетителей вызыва-
т недавно открытый отдел аэродинамики,
Эдесь демонстрируется действующая модель
	  аэродинамической трубы, прибор, показы-
	вающий, Как, происходит тах, _ называемое
ваннообтекание тел в воздухе ив воде.

Специальные стенды посвящены реактив-
ным ариалионным двигателям и салюлетной
ралиолокатия.
	В ближайщее время в, Доме авиации бу-
	дет заново оборудована экспозиция; отобра-.
	мающая историю воздухоплавания, ‚ Цен-
тральный стенд этого раздела посвящается
русским авиаторам ——пионерам. -самолето-
строения и возлухоплавания, намного опе-
редивитим в этой области работы иностран-
ных учёных и летчиков.
	и надпись: «Летать выше всех, быстрей
всех и дальше всех». Марки поступят в
продажу в ближайшие дни.
	В августе 1930 года ЦЕ ВЕП(б) принял
решение о создании специального института
авиационного моторостроения, в который
вопли, в частности; опытный отдел авиа-
моторного ‘завода, авиамоторные ‘отделы
НАМИ и ЦАГИ. Новый научный институт
стал центром создания советских авиацион-
ных моторов. Здесь родилея известный всему
миру мотор «АМ-34», сконструированный
Александром Александровичем `Микулиным,
ныне Героем Социалистического Труда:

34! Эта цифра свидетельствовала 0б ог-
ромной работе, проделанной Микулиным при
создании ‘мотора, полностью отвечающего
всем требованиям самолетостроителей и
строителей легких быстроходных боевых ко-
раблей флота. И труд оправдался сторицей,
	«АМ-34» ни разу не подвел летчиков. Hal
	самолете с этим мотором десятки часов увё-
	На родине пионера русского воздушного флота
	КАЛУГА, 2 августа. (ТАСС), На берегу
Он восстановлен в своем первоначальном
Вит6е дом-музей, ле жил и работал вели-
кий изобретатель-самоучка, о пионер рус-
ского воздушного флота Константин Эдуар-
дович Циолковекий.

0с0бое внимание посетителей привлекд-
ют комнаты, в которых представлены эго

переписка с товарищем Оталиным, материя-
лы по теории реактивного движения, моде-
ли ракет и дирижаблей, сделанные руками
ученого. В числе экспонатов — азролина-
мяческая труба_К. 9. Циолковского. С по-
мощью этого изобретения он 50 wer Hagar,
	Марки в честь Дня ‘воздушного флота СССР
	Министерство связи СССР выпускает но-   п надпись:
	вые почтовые марки, посвяшенные Лню
воздушного флота ССОР. На рисунке изор-
ражены самолеты, флат воздушного флота

Творцы советских авивмоторов

ставлен настоящий винт, Через несколько
чаков мотор рассыпался. Притилось францу-
зам отпустить другие, доброкачественные
двигатели, да еще со скидкой, так, как Кли-
мов оказался не только опытным инжене-
ром, но и, неплохим калькулятором.
жж

Но потребность в моторах. по мере разви-
тия авиации с каждым днем возрастала и
никакие закупки за рубежом удовлетворить
ее не могли. Партия, правительство, лично
товаринг Сталин приняли все необходимые
меры для организации производства собот-
венных моторов в масштабах, уловлётворяю-
щих нужды растущей советской авиации.
Уделяя огромное внимание моторостроению,
товарищ Сталин указал пути его развития,
направляя советских конструкторов, подска-
зывая им решения сложнейших вопросов.
Началось строительство новых моторостроиз
тельных предприятий.
	Одновремежно развивались и научные цен-
	  тры моторостроения. эдесь изучались по-
	следние достижения мирового моторострое-
ния, разрабатывалиеь оригинальные кон-
струкции советеких авиационных двигате-
лей. К строительству моторов было привло-
чено внимание общественности, Начал вы-
ходить опециальный журнал «Мотор». Луч-
ший поэт советской эпохи В. В. Маяков-
ский в это время писал в стихотворении
«Даешь мотор»:
		области моторостроения. Ёотественно, что
одним из активнейших деятелей ее отдела
авиационных моторов стал В. Я. Влимов, В
1923 году он`уже принимает первый мотор,
построенный советскими людьми из совет-
ских материалов.

Молодая моторостроительная промылален-
ность Советской республики не удовлетворя-
ла быстро растущий Красный Воздушный
Флот. В 1924 году Климову поручается при»
пять закупленные в Германии 50 азиацион-
вых моторов. Настороженным приехал на
завод «Байеришен моторен-верке» москвич
Климов. Он кое-что слышал 0б уловках
сдатчиков этой фирмы. Холодно отвечал со-
ветский представитель на льстивые привет-
етвия, решительно пресекал всякие попыт-
ки обращаться с ним «запросто».

— НУ, к чему, герр Климов, такой мо-
тор, как «БМВ», по пятьдесят часов на стан-
ке гонять? Мотор, можио сказать, с миро-
вой известностью...

— Тем лучше, — отвечал Влимов,—я
хочу убедиться в этом еще раз. А потом у
нас есть пословица, — семь раз проверь,
один раз реши, Я покупаю не для себя; &
для народа и рисковать не имею права.
	Осмотрев моторы, Климов выбрал один из
них и приказал поставить на станок, решив
все 50 часов не отходить от него. Но мотор
проработал всего восемь часов, и коленчатый
вал лопнул. Климов поставил на испытание
второй, третий, четвертый мотор — резуль-
тат тот же. Пришлось фирме не только сме-
нить все валы, но и дать запасные.

Через некоторое время Климова послали
во Францию для приемки 200 моторов
«Юпитер» по 480 сил. Внимательно изучив
двигатель, Климов установил, что некоторые
детали ‘этой партии моторов недоброкамест-
венны. Чтобы скрыть дефекты, франпузы
	испытывали ‘Мотор с облегченным винтом
	меньшего диаметра. Советский инженер по-
требовал, чтобы при испытаниях был по-
	В созвездии имен советских конструквто-
ров моторов, как звезды первой величины,
блистают имена Климова, Микулина, Швено-
ва. Их труд увенчан славой, плоды их твор-
чества видят миллионы людей.

т р &

Комиссаровское техническое училище бы-
то тем учебным заведением, куда малососто-
ятельные родители особенно стремились уст-
роить своих сыновей. Здесь в наивозможно
вороткий срок можно было приобрести про-
фессию, позволяющую почти сразу зараба-
тывать кусок хлеба, И неудивительно, что
выбившийся из штукатуров в десятники
Яков Климов постарался устроить своего
сына Владимира в это училище. Молодой
Климов, успешно освоив немудрые науки,
преподаваемые в «Комиссаровке», не пошел
сразу на производство. Преодолевая конкурс-
ные барьеры, он в том же 1910 году доби-
вается приема в Московское высшее! техни-
ческое училище (МВТУ), Здесь Владимир
Климов увлекается авиацией. Он — член
училищного воздухоплавательного кружка,
в котором изучает основы авиации, рабо-
тает в лаборатории двигателей внутреннего
сгорания.

Под влиянием соратника Н. Е. Жуков-
ского, профессора Вриллинта Владимир Вли-
	MOB решает посвятить свою. жизнь изучению
	И конструированию авиационных моторов.
Чтобы приобрести практику, он поступил на
маленький заводик в Петрограде.

Великий Октябрь раскрыл перед №лимо-
вым такие горизонты, о которых он раньше
Не мог и мечтать. Его знания потребовались
сразу на ряде участков: он преподает в род-
пом МВТУ, в бывшем Комиссаровском учи-
лище, вскоре превратившемея в Ломоносов-
стий институт, в молодой Академии воздуш-
ного флота,

Вскоре при Ломоносовском институте ор-
танизуется лаборатория двигателей. Она 0б`-
влинила все научные силы, работавшие в
	ся исключительно малым «лбом». Алимов
уменьшил мидель своего мотора до величи:
ны эллипса, в который «вписывается» фигу-
ра силящего летчика. Первый: мотор Климо-
	ва «М-100» развил мощность в 750 л. с.
	Вго же мотор «М-103»,` построенный в
1937 году. уже лал мощность в 960 т. с.
	  Но и этот скачок в 200’ сил, казавшийся.
	в те годы невозможным; был скоро’ преззой-
лен. Новый мотор «М-105» развивал еще
большую мощность. «Яки» и’ «Петляковы»;
оснащенные моторами «М-105», блестяще
показали себя в боях. Скорость, потолок 60
евых машин еще’ более возросли, когда про-
мышленность дала’ авиации вще один усо-
вершенствованный  мотор’ В. Я. Климова.
	Конструктор самолета «Як-9» А, 0. Яков-
лев писал:
	— В конце 1943 гота, KOHCTDYETOD B. Я.
	мощностью в 650 л.с. В те тоды надо
было быть подлинным новатором, умеющим
преодолевать огромные трудности, чтобы ре-
шиться создать мотор более мощный, неже-
ли Любой из существующих этого типа за
границей.

Аркадий Дмитриевич Швецов — автор
прославленного авиационного мотора,
«М-11», Этот стосильный мотор воздушного
охлаждения уже много лет устанавливается
ва всех учебных самолетах. Как много лал
этот мотор стране! На «У-2», переимено-
ванном затем в «По-2», оборудованном этим
‘мотором, учились ‘летать Покрышкин и
Кожедуб, С этим мотором маленькие «По-2»
превратились в легкие ночные бомбардиров-
щики. Оборудованные этил мотором, сани-
тарные самолеты спасли жизнь тысяч
граждан Советского Союза. Кончилась война,
но маленький швецовекий мотор не сошел
со сцены. С ним летают сейчас воздушные
спортемены в аэроклубах. С этим мотором
Летают самолеты, ведущие борьбу с вреди-
телями сельского и лесного хозяйства, раз-
носчиками эпилемий и т. п.
	Особенно Ярко расцвел талант Швенова В
	‘годы прелвоенных патилеток. Работая на
	созданном волею большевистской партии мо-
торостроительном заводе на Урале, Аркадий
Дмитриевич после многолетних поисков с0з-
дал здесь мощный мотор возлушного охла-
ждения. Мотор этотостоял во’ время войны
на. знаменитых. истребителях Чавочклна п
других самолетах.
		ренно летели над‘вечными льдами Арктики   Климов. выпустил новый мотор. Этот мотор
русские богатыри Валерий‘ Чкалов, Георгий. обладает мощностью почтитв полтора, раза
Вайлуков и Александр Беляков. Михаил большей, чем «М-105». В результате уста-
	НовКи этого. мощного. мотора и проведения
серьезных аэродинамических - усовершен-
ствований самолета’ мы ‘на десятки километ-
ров увеличили скорость истребителя.
	„.Вогда позже я поставил на эту машину
(«Як-3») новый мотор В. Я. Климова... то
эта машина дала’ очень большую скорость
и была.в 1944 году самым м быотрохоляым

истребителем:
	‘Свачки в мощности климовских моторов
казались невероятными, ибо опыт зарубеж-
ного моторостроения говорит о том, что да-
же незначительное увеличение мощности
мотора. достигается годами. Климов достиг
победы потому, что смело OUDOREEY старые
теоретические каноны,

% хх

Вторым деятельным членом воздухопла-.
вательного кружка МВТУ был Аркадий Дми-
триевич Швецов. Подобно Микулину, он спе-
циализируется как моторист.

В 1921 году Швецов — начальник. кон-
структорского бюро завола «Мотор». Он пер-
рый создает такой двигатель. как «М-8»..
	Громов. Андрей Юмашев и Сертей Данилин.
	«...У нас не было ни малейпгего сомнения
в надежности работы мотора. Никому из нас
не приходила в голову. мысль, что мотор
может сдать и самолет пойдет на вынужден-
ную посадку. А ведь мы летели. над. такими
местами, где вынужденная посадка была
невозможной», — писал после этого пере-
neta B. Tl. Uxagon.
	В годы Отечественной войны ‘моторами
«АМ-34» и его узовершенствованным собра-
том-—двигателем «АМ-35» были оснащены
тысячи боевых советских самолетов; в том
числе тяжелые бомбардировщики, которые
немало способствовали разгрому вражеских
об’ектов в глубоком тылу врага,
		 ’бовременный: авиационный мотор — это
тысячи ‘сложных частей и деталей. И что-
бы создать такой мотор, усовершенствовать
его, надо обладать огромными знаниями, не-
укротимой волей, желёзной настойчивостью.
Все эти качества присущи Александру Ми-
кулину, Аркадию Швецову и Владимиру
Климову, первым трем из огромной семьи
наших славных советских моторостроите-
лей, любящих свой народ й служащих ему
	от всего сердца, / .
Н. НАЙДЕНОВ.
	JH, ue
рабочий русский,

` В Чем затор?
Власть
в своих руках
	втрое лучший

должны

. , создать мотор

для защиты
`рабочей державы...
	В творческом соревновании советских кон-
структоров. моторов первую замечательную
победу одержал Микулин. Его успех вооду-
щевил и других. Вскоре на, вооружение co-
ветских самолетов пришли отличные: двига-
тели «М-100» Н-ского завода, тде главным
конструктором работал Владимир Яковлевич
Климов. Моторы его конструкции отличают-