Т июня 1948 г.› вторник, № 128 (2922)
	Картина художника А, Плотнова.
	КРАСНЫЙ ФЛОТ

русский
- pesomounorep - демократ
		Наша страна отмечает столетие со дня
смерти Виссариона Григорьевича Белинеко-
го, великого русского критика и революци-
онного демократа. В своем историческом
выстунлении 6 ноября 1941 года товарищ
Сталин назвал имя Белинского в числе
лучших сынов русского народа, вылающих-
ся деятелей русской национальной  куль-
Туры.
	Белика роль Белинского в зарождении и
развитии освободительного движения в Рос-
сий. Впервые в истории русской обще-
ственной мысли отразил он в своем творче-
стве революционные чаяния угнетенного
крестьянства. Он был пламенным борцом
за свержение царского самодержавия, за
уничтожение крепестняческого строя, 38
создание нового, справедливого строя обще-
ственной жизни.
	Ролоначальник научной истории русской
литературы и критики, Белинский был и
одним из замечательных представителей
русской классической философии, одним из
тех русских людей-подвижников, чья пере-
довая мысль, по выражению Ленина, «...в
течение около полувека, примерно с 40-х и
10 90-х годов прошлого века, ...лод гнетом
невиданного, дикого и реакпионного париз-
ма, жадно искала правильной революцион-
ной теории...» (Ленин, (оч., том 25,
стр. 175).
	Бесконечно дорог нам и личный облик
Белинского, страстного и неутомимого
искателя правды жизни, всеми силами евэ-
его горячего сердца и светлого ума ненави-
девшего помещичий и буржуазный гнет,
пламенно любившего свою Родину-мать.

ne хх *&
	В. Г. Белинский родился 1(13) июня
1811 г. в Свеаборге. Отец его был лека-
рем, служившим в Балтийском флоте. Мать
происходила из семьи флотского офицера.

С детских лет познал Белинский торечь
нужлы и лишений, которые не покидали
его в течение всей его жизни. В 1829 году
Белинский поступает в Московский унпи-
верситет, на словесный факультет, «казен-
нокоштным» студентом. Через два года он
пишет антикрепостническую драму «Дмит-
рий Калинин» и за это подвергается пре-
следованиям: Белинекого исключают из
университета под предлогом «елабого здо-
ровья»х и «по ограниченности способно-
стей».
	Виссарион Григорьевич берется за перо
журналиста и в литературе находит свое
призвание. Он начинает сотрудничать в
издававшихся в Москве профессором Надо-
ждиным журналах «Телескоп» и «Молва».
В 1834 г. в «Молве» появляется его
статья «Литературные мечтания» — яркий
манифест новой русской реалистической
литературы. Статья этз наполнена живи-
тельным огнем веры в великое гуманисти-
ческое предназначение литературы, веры в
славное будущее русской национальной
культуры. «Придет время, — писал Белин-
ский, — просвещение разольется в Росеии
широким потоком, умственная физиономия
народа выяенится, и тогда наши художники
и писатели будут на все свои произведения
налагать печать русского духа. Но теперь
нам нужно ученье! ученье! ученье!».
	Статья «Литературные мечтания» произ-
вела огромное впечатление на современни-
ков и сделала имя ее двадпатитрехлетнего
автора известным всей читающей России.
	После закрытия журнала «Телескоп» 38
опубликование в нем «Философского пись-
ma» П. Чаадаева Белинский работает в
«Московском наблюдателе». В 1839 roxy
он переезжает в Петербург, сотрудничает в
«Отечественных записках», затем в «Co-
временнике»,  издаваемом Панаевым и
Некрасовым.
	Торячий революционный темперамент,
могучий дар публициста, гнев и презрение
ко всему реакпионному, отжившему, стра-
стное стремление в новому, прогрессивно-
му — все это вложил «неистовый Висса-
рионх в евои многочисленные статьи, очер-
ки, литературные обзоры, письма...
	Годы деятельности. Белинского (30—
40-е годы прошлого столетия) были тяж-
ким для России временем николаевекой
реакции. Россия была скована полицейско-
бюрократическими оковами крепостническо-
го государства, шупальцы которого прони-
кали во все сферы жизни тогдашнего обще-
ства. С величайшим умением и смелостью,
обходя препятствия драконовской пензуры,
Белинский обличал дикий помешичий про-
извол, язвы и пороки самодержавного строя,
звал в борьбе в крепостничеством.
	Находясь в центре интересов всех пере-
ловых людей тогдашней России, Белинский
был подлинным властителем их дум, учи-
телем жизни.
	«Статьи. Белинского судорожно ожидз-
лись молодежью в Москве и в Петербурге,
с 25 числа каждого месяна, — писал Гер-
цен в «Былом и думах», вспоминая о дея-
тельности великого критика в «Отечествен-
ных записках». — Пять раз хаживали сту-
денты в кофейные спрапгивать, получены
ли «Отечественные записки»; тяжелый но-
мер рвали из рук в руки: «Есть Белинеко-
го статья?» — Есть, и она поглошалась с
лихоралочным сочувствием, со смехом, со
спорами... и трех-четырех верований, ува-
жений как не бывало».

В своих статьях он стремился дать ответ
ва самый жгучий вопрос своей эпохи: Ka-
ким путем пойдет общественное развитие
России, каковы исторические судьбы рус-
ского народа?
	Царское правительство  шюповедывало
илею «самодержавия, православия и народ-
ности» (речь шла о великодержавной на-
родности). Лакействующие. перед паризмом
журналисты Булгарин, Греч, князь Вя-
земский на все лады воспевали эти «истив-
но русские охранительные начала», видя в
них «вернейший залог силы и величия
отечества». (С негодованием и сарказмом
разоблачал Белинский реакционную сущ-
ность этой «теории», ее величайшую onac-
ность и вред для Росеии и народа. Он по-
казывал, что под флагом «триединой фор-
мулы» явственно выступают «кутья, кнут
й матерщина». Русский народ, отмечал
Велинскийя в своем знаменитом ‘письме Го-
	голю. атеистичен и глубоко враждебен само-
	пержавию и «народности»,
	быстро понял непоследовательноеть, огра-
ниченность гегелевской философии, ее пол-
ную оторванность от жизни, осознал 1
	ную оторванность от жизни, осознал
осудил свои заблуждения. Он порывает ‘с
	гегельяншиной, приходит к философекому
материализму и поднимает знамя борьбы с
сзмодержавно-крепостническим строем. Его
	философский материализм носит боевой,
	действенный характер, и в этом отношении
он стоит выше немецкого философа-мате-
риалиста Фейербаха. Белинский резко кри-
тикует Фейербаха за отсутствие боевого ду-
ха, за религиозно-этические элементы, ко-
торыми проникнуто его учение, за пропо-
ведь всеобщей любви и всеобщего примире-
НИЯ.
	На мировоззрение Белинского определен-
ное влияние оказали ранние произведения
К. Маркса. Ознакомившись В январе 1845
года со статьей К. Маркса «К критике ге-
гелевской философии права», напечатанной
в «Немепко-французеком ежегоднике», Бе-
линский писал своему другу Герцену, что
чтение этого сборника произвело на него
сильное впечатление. «Истину я взял се-
бе.—и в словах бог и религия вижу тьму,
мрак, цепи и кнут». Атеизм молодого Марк-
са оказал сильное воздействие на Белин-
кого.
	Влияние Маркса чувствуется в выеказы-
ваниях Белинекого 0 западноевропейском
капитализме, проявляется в его. отношения
к буржуазии и пролетариату. Однако. ввилу
крайней отсталости социальных отношений
в крепостной России Белинский все же не
смог дойти до вершин научного социализ-
ма, не смог осознать исторической миссии
рабочего класса как революционного пре-
образователя капиталистического строя 4
создателя нового, социалистического обшс-
ства. Поэтому его социализм был утопиче-
ским, хотя, как сказано выше, он в отли-
чие от социалистов-утопистов Запада звал
Е революционной борьбе, к насильственно-
му перевороту.
	До последнего своего вздоха оставалея
Белинский верным знамени революционного
демократизма. «Я в мире боец», — тово-
рил он о себе. «В этом застенчивом чело-
веке, в этом хилом теле обитала мощная
гладизторекая натура!», — писал о Белин-
ском Герпен.

Знаменитое письмо Белинского к Гоголю
(1847 гол), представляющее. собой, по ело-
вам Ленина, лучшее произведение бесцен-
зурной демократической печати, как бы
подводит итог всей деятельности Белинско-
го. Ненависть & самодержавно-крепостниче-
скому строю, презрение к ханжеетву и. ре-
	лигиозным суевериям, глубокая вера: в ве-
	ликое будущее русского народа превратили
это письмо в завещание, оставленное пере-
довым людям России ‘того времени, в про-
грамму борьбы революдионных демократов
	последующих поколений.
	(К 100-летию со дня
	смерти В, Г. Белинского}
®
	Исключительно ясной была точка зрения
Белинского в историческом споре, который
вели меж собою два главных общественно-
политических течения той эпохи — «ела-
вянофилы» и «западники». Он выступал
решительным противником  «елавянофи-
лов», которые приписывали русскому наро-
ду такие якобы «исконные» черты, как
смирение, религиозная  созерпательность,
покорность своим владыкам, идеализирова-
ли крестьянскую общину и отвергали капи-
талистический путь развития Росеии.
	Олнако Белинскому были чужды взгляды
и тех «западников», которые падали нии
перед Запалной Европой, восхищались кз-
питалистическим строем, буржуазной куль-
	TYDOH, провозглашали «запал» идеалом для
	России. Он ясно сознавал, что по сравие-
нию с фёодально-крепостническими поряд-
ками капитализм представляет собой mar
вперед, и желал развития в России `про-
мышленности, техники, железных дорог. Но
Белинский испытывал жгучую ненависть к
хишническому, эксплоататорскому капита-
	листическому миру, покоящемуся на «меш-
	ках с золотом», миру страданий народных,
крови и слез. «Горе государетву, — пиеал
	он, — которое в руках капиталистов; это
	люди без патриотизма, без веякой возвы-
шенности в чуветвах. Для них война или
мир значит только возвышение или упадок
фондов — далее этого они ничего не ви-
Лят».
	Гневом и возмущением лышат елова Бе-
	линского о запалноеврюпейской буржуазной
	демократии, парламентаризме. Он разобла-
чал их величайпую фальшь. Чичиков не
только в Россий, но и в Западной Европе—
«герой ‘нашего времени». Й если в Англии
и Франции Чичиковы «не скупают мертвых.
душ», то там «подкупают живые души на
свободных парламентских выборах, Bea
разница в цивилизации, а не в сущности.
Парламентский мерзавен образованнее ка-
кого-нибуль мерзавца нижнего земского ву-
	да: но в сущности они оба не лучше друг
		СССР». «Десант на Курильские острова».
	МОЛОДОМУ ОФИЦЕРУ — МОРСКИЕ НАВЫКИ
	Подотовка корабля к походу
	Безопасность плавания корабля прямо
зависит от воспитания у офицеров морских
навыков. Только приобретя такие навыки,
молодой командир боевой части или хругой
молодой офицер может считать себя полно-
ценным моряком, снособным выполнять
боевые. задачи в самых сложных условиях
погоды, видимости, времени суток.

В связи с этим мне хочется дать ряд со-
ветов молодым офицерам относительно того,
как правичьно готовить корабль к походу.

Готовность корабля в ноходу определяет-
ся состоянием его боевых средств, механиз-
мов и наличием необходимых запасов. Мно-
гое при этом зависит от срока, данного для
выхола в море.

Ерайне пелесообразно в этот период вре-
мени внимательно проследить за тем, чтобы
оружие находилось в полном порядке и при-
	‘Tern были согласованы. а боезапае, топли-
	BO, масло, провизия своевременно , приняты
на борт, питьевая и котельная вода попол-
нена. до необходимого запаса.

Для того чтобы понять, какой большой
0б’ем и разнообразный характер имеет. дея-
тельность корабельных офицеров перел по-
ходом, приведу статью 314 из первой части
Борабельного устава, в которой говорится:
«По получении приказания о приготовле-
HHH Е походу номандир корабля предупре-
жлает о нем своего. старшего помощника,
заместителя по политической части, помощ-
ника, командиров боевых частей и началь-
ников служб. Он обязан дать им распоря-
жения: а) о времени выхода; 6) о предпо-
лагаемых на походе скоростях; в) о боевых
готовностях; г) о порядке использования
средетв внешней связи; д) о задачах пар-
тийно-политической работы на период похо-
да; е) о материальном обеспечении похода.
Вроме того, он информирует тех же лип:
аа) 06 обстановке; 00) о целях похода и за-
дачах, возложенных на корабль; вв) © рас-
поряжениях флагмана; гг) об ориентировоч-
ной длительности похода».

Приготовление к походу оружия и меха-
низмов по веем боевым частям и службам
производится по существующим корабель-
ным документам с учетом хополнительных
указаний командира корабля. Одновременно
запускается или подготовляется 5 пуску
гирокомпас, причем штурману можно реко-
менловать в это время сделать предвари-
тельную прокладку по. картам, а также з8-
проеить ‘прогноз погоды в райбне‘плавания
на все время похода.

Всем корабельным офицерам пало твер-
до уяснить, что эти предварительные меры
следует осуществлять перед любым похо-
дом.

Основываясь на своем практическом
опыте, я могу сказать, что предварительная
подготовка к выходу в море начинается еще
с окончания предыдущего похода и завер-
шается накануне предстоящего выхода. Это
означает, что разбор всех достижений и
недочетов предыдущего похода крайне
важен пля достижения уснеха в следующем
плавании корабля.

На кораблях нашего флота предваритель-
ная подготовка в походу ‘охватывает BCE
вопросы, предусмотренные  Корабельным
уставом. В нее входят изучение и освоение
личным составом поставленной задачи, 8
также включаются дополнительные вопро-
	CH, связанные с выполнением плана боевой
подготовки (тренировки на боевых постах,
групповые упражнения офицеров непосред-
ственно на мостике и т. д.).

Бак правило, план боевой подготовки на
поход составляет старший помошник коман-
днра корабля. В план, помимо прочих, он
включает те задачи, которые могут быть
отработаны у стенки, а сданы только в море.

Перед походом полезно провести заня-
тия и тренировки с наблюдателями на 60е-
вых постах и специально обучить вперед-
	смотрящих. Молодой офицер должен помнить
	о Том, что и3-3а невнимательности ‘наблю-
дателей корабли нередко терпят бедетвия.
Поэтому следует тщательно контролировать,
как матросы наблюдают за воздухом, по-
верхностью воды и горизонтом. Пусть они
не стремятся видеть буквально все, FTO
происходит вокруг корабля, а наблюдают
только в своем секторе.

Опытный командир корабля обычно сам
проверяет, как молодые офицеры выполня-
ют свои служебные обязанности на моети-
ке, причем он всегда обращает внимание на
To, как соблюдается ими 225-я статья Пра-
вил службы корабельных нарядов. В этой
статье сказано: «Вахтенный офицер обязан
знать, какие меры он должен принять в
случае возникновения: на корабле пожара
и затопления отдельных помешений, а на
ходу, кроме того, в случаях: а) поврежле-
ний рулевого устройства; 6) внезапной
остановки мапгин в) столкновения @е дру-
	Tum кораблем: г) посадки корабля на мель;
	д) касания днищем грунта и других ава-
рий; е) внезапного посвежения погоды;
%) нахождения тумана; 3) падения челове-
ка за борт».

Непосредственная подготовка корабля к
выходу в море начинается сразу же поеле
получения приказа. Вахтенный офицер ‘по
указанию старшего помощника ‘подает
команду «Ворабль к походу изготовить».
Команда дублируется колоколами громкого
боя, и личный состав приступает к ‘работе
согласно. «Расписанию по приготовлению
корабля к походу».

Молодому офицеру, несущему вахту, я
рекомендую: в Этот момент тшательно сле-
ДИТЬ 38 тем, Чтобы все шлюпки были под-
HATH и закреплены по-походному, стрелы
и выстрелы завалены. и. трапы подняты,
причем одна шлюпка ‚оснащена. как спаса-
		все предметы, механизмы и грузы, которые
могут во время качки сорваться CO своего
места, были надежно закреплены, & горло
вины, люки и лазы с литерой «П» и иллю-
минаторы задраены.

Перед походом положено предупреждать
о времени с’емки с якоря и швартовов ко
рабли, стоящие борт о борт,

Есть. хорошая морская потоворка: «Brie
ходишь в море — готовься к шторму». Вто
этого правила не соблюдает, тот впослед-
етвии жестоко расплачивается за свою
беспечность. Почти каждый из нас убе-
ждался в этом не раз. Молодому офицеру
никогда не следует забывать этой поговор-.
ки и с первых же дней службы постоянно
стремиться к тому, чтобы все, что от него
завиеит по приготовлению к походу, было.
бы выполнено безупречно.

Все мероприятия по подготовке к плава-
нию должны быть на корабле закончены
не позднее чем за 20 минут до с’емки 6
якоря и непременно проверены офицерами.
Е этому времени командиры боевых частей
уже обязаны принять от своих подчинен-
ных доклады 0 подготовке к выходу в море,
и доложить старшему‘ помощнику Коман“.
дирз, а он, в свою очередь, за 15 минут.
10 с’емки докладывает о том же командиру,
корабля.

После этого по еоответствующему сиг“
налу на свои посты  заступает походная.
вахта. Прямая обязанность вахтенного офи
цера — проверить, чтобы у штурвала, маз
шинного телеграфа, ‘на посту аварийного’
управления, у рулевой мапгины и на евя-
зи главного командного пункта C ютом и
баком находились расписанные на эти по-
сты старшины и матросы. Сам он подни-
мается на мостик с началом проворачивания
механизмов.

За пять минут до с’емки 6 якоря по при
казанию старшего помощника вахтенным
офипером подается команда «По’ местам
стоять, с якоря (со швартовов) сниматься»х
и играется аврал. Назначенный личный 60-
став занимает свои места согласно распи*
санию. При этом офицерам надо лично по“
верить, построены ли на своих местах ба-
ковая, шкафутовая и ютовая команды, 0дё*
ты ли старшины и ‘матросы по установлен“
ной форме олежлы.
	°Мы остановились только на некоторых
обязанностях командира корабля, его по-
мощника, командиров боевых частей и вах“
тенного офицера по подготовке корабля к
походу. Более детально и подробно каждый
молодой офицер может изучить все это
непосредетвенно на практике, правя вахту
или выполняя свои обязанности перед по-
ходом в своей боевой части.
	В заключение хочу напомнить молодым
офицерам еще 0б одном важном вопросе,
Речь идет о скрытности всех приготовле-
ний к походу и достижении наибольшей се=
кретности выхода в море. Именно этому
посвящена статья 322 первой части Корз-
бельного устава. В ней говорится: «Неза-
метный для’ посторонних, совершенный в
полной ‘тишине выход (вход) с рейда или.
гавани, обеспечивая секретность движения,
является одним из лучших доказательств
военной выучки ‘Кораблей».
	Капитан-лейтенант А. СВЕТЛОВ.
	Выставка «30 лет Вооруженных Сил
		С негодованием обрушивается великий
публицист наз низкопоклонничавших перед
	иностранщиной «западников», он называет
	их «пустоголовыми европейцами», сторон-
	никами «фантастического космополитизма».
	«that и неприятны мне спокойные скеп-’
	тики, абстрактные человеки, беспачпортные
	бродяги в человечестве, — писал Белин-
ский Боткину. — Как бы ни уверяли они
себя, что живут интересами той или пру-
rok, по их мнению. представляющей чело-
	вечество страны, не верю я их интересам».
Ему претили «западники»,. е холодным
безразличием болтавшие о косноети России
и мечтавшие перенести на русскую почву
западноевропейские капиталистические по-
DAIKE.
	Великий патриот. призывал мыелить Ca-
	мостоятельно, по-русеви, доказывал, что у
себя мы должны искать решение вопросов.
В русском обществе «кипят и рвутся на-
ружу свежие силы... седавленные тяжелым
	гнетом». Отличительные черты русского на-
	рода — здравый смыел, ясность и положи-
тельность, стремление к свободе и человеч-
ности. В этом-то, — подчеркивал Белин-
ский; — и заключается огромность истори-
ческих судеб его в будущем.
	Не к установлению в Россий запално-
	европейских буржуазных порядков, а к ко-
ренному — революпионно-демократическому
изменению всей жизни’ Росеии ‘стремился
	Белинский. Он восхишалея Маратом, луч-
ими леятелями франпузекой революции
	ими деятелями франпузекой революции
ХУ века, говорил о себе, что он любит
Россию по-плебейски, и с восторгом при-
слушивалея к грому пушек эпохи рево-
люции. Беёлинскому были кровно близки
сульбы русского крестьянства, чьи страдз-
ния он воспринимал, как свои.
	Белинский верил в сопиалистическое бу-
	дущее России. «Идея социализма... стала
для меня илеею идей, бытием бытия, во-
	просом вопросов, альфою и омегою веры и
знания», — писал он в 1841 году Ботки-
ну. Но, веря в неизбежность победы нового
общественного строя, Белинский в отличие
от утопических сопиалистов знал, что ©0-
циалистическое переустройство мира  при-
лет He путем мирных преобразований и
просвещения, а в результате революцион-
ной борьбы. «...Смешно и думать, — пи-
вал он, — что это может сделаться само со-
бою, временем, без насильственных перево-
ротов, без крови». Таким образом, для Бе-
ЛИнНСкого. Так же как лля замечательных
	‚последователей и продозжателей его’ дела—
Чернышевского и Добролюбова. илеи соци-
	ализма сливались с идеями революционного
демократизма,
	Б своей работе’ «Что делать?» и других
произведениях Ленин, определяя роль рево-
люпионной демократии в развитии 9св0бэ-
	Бак справедливо указывал Денин, огром-
ное, всемирно-историческое значение руё-
ской классической литературы определяет-
ся великим влиянием на нее революцион-
	‘Но-демократических идей Белинского: Чер-
	нышевекого, Добролюбова.
	Родоначальник русской литературной
критики, Белинский рассматривал литера-
туру как отражение живой действительно-
сти и требовал от писателя прежде всего
правдивости в изображении жизни. Беспо-
щадный враг теории «чистого искусства»,
«искусства для искусства», он обруптивал-
ся в своих статьях на безидейные произве-
дения литературы и искусства. разоблачал
их мишурноеть и полную ненужность нао-
ду. «Начиная с Белинского, — говорил
А. А, Жданов в докладе о журналах «Звез-
да» и «Ченинград», — весе лучшие пред-
ставители  революционно-демократической
русской интеллигенции не признавали так
называемого «чистого искусства», «искус-
ства для искусства» и были глашатаями
искусства для народа, его высокой идейно-
сти и общественного значения».
	Безгранично любя русскую литературу и
	сознавая вв могучее воспитательное знзч6-
	ние, Белинский высоко ценил творчество
гениальных русских писателей Пушкина,
Лермонтова, Грибоедова, Гоголя. Блато-
творное влияние оказал он на творчество
Тургенева, Гончарова, Григоровича, Кольцо-
ва. Под влиянием идей великого критика
начали свою литературную деятельность
Салтыков-Щедрин и Островский. Во всем
мире трудно найти пример такого могучего
воздействия критика на писателей. каким
было влияние Белинского на ‘все развитие
русской классической литературы.
	Если среди передовых слоев русского 06-
щества Белинский снискал величайшую
любовь и уважение, то столь же велика
была и ненависть, которой окружено было
его имя среди тупой знати, срели реакдио-
неров и мракобесов. #Литературный бун-
товщик, который за неимением у нас места
бунтовать на площадях бунтовал в журна-
лах». Эти слова князя Вяземского и вырз-
зили отношение к Белинскому российской
реакции, травившей и преследовавшей ве-
ликого революционера в течение всей cro
жизни. «Когда же к нам? У меня совеем
готов тепленький каземат, так для вас его
и берегу», — говорил комендант Петро-
	Инженер-механику в это же время надо
лично  проверить, как проворачиваются: ру-
левая и шпилевая машины, & Также, как
действуют машинный телеграф, указатели,
свисток и сирена, причем надо помнить,
что фактически давать сигнал сиреной при
опробовании ее не разрешается. Штурману
в это время. целесообразно. проверить ра-
боту навигационных приборов, а связиету=—
средства визуальной связи, а также готов-
ность радиоприборов.

Услышав сигнал, главный боцман со
своей командой готовит к работе все якор-
ное’ устройство. Если корабль стоит у пир-
ва, то 0 стенки убираются все лишние
нвартовы, а те, которые остались, прове-
ряются, чтобы при их отдаче не произошло
каких-либо «заеданий».

Заступив перед походом на вахту, офи-
перу слелует самому убедиться в том. что
	зшашшя M шпшрактические шашщыем
	oS .
О ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
©
	дельные вводные по решению задач” прямо-
линейного маневрирования на маневренном
планшете, постановки дымовых завес и
других тем тактической. навигации. Так,
комплекено; мы понимаем прохождение лет-
ней практики по кораблевождению.

Б обеспечению такого рода практики и
потовятся сейчас все преподаватели кафед-
ры навигации и астрономии’ училища им.
Фрунзе. Кроме того, они сдают экзамены по
артиллерии, минно-торпедному делу и дру-
гим дисциплинам с. тем, чтобы на практике
не чувствовать себя узкими специалистами,
& быть способными обучать курсанта по
всем вопросам программы летней учебы.

Как первый опыт, кафедра навигации в
этом тоду во всех классах старшего. кур-
Ca последним вопросом программы разобра-
ла боевую и повседневную организапию
службы БЧ-Г. По боевой организации были
разобраны вопросы управления БЧ-[, схе-
мы командных пунктов и боевых постов,
средства связи, документы, которые ведет
щтурман корабля, темы частных и общих
учений, организацию ведения прокладки и
навигационной информации. Из повседнев-
ной организации рассмотрены обязанности
командира БЧ-[, подготовка к выходу в
море, организация службы боевой части на
	Скоро курсанты приступают к летней
практике. Основная задача нз этот период—
привить им необходимые военно-морские
качества, основанные на точном выполне-
нии воинских уставов, воспитать их в духе
высокой организованности и дисциплини-
рованности.

В связи с прелетоящей летней практи-
кой мы хотим остановиться на комплекеном
обучении курсантов. Для примера возьмем
вопросы: кораблевождения.

При заступлении курсанта на штурман-
скую вахту ему следует еоздавать такие
условия, в каких работает штурман кораб-
ля. Будет неправильно, если нз штурман-
ской вахте будущий офицер станет зани-
маться только навигацией. В случаях, ког-
Ла отсутствуют приметные знаки, надо по-
требовать от курсанта, чтобы он опреде-
лилея астрономическими способами, взял
радиопеленг и т. д. Нужно, чтобы курсант
умел производить гидрометеорологические
наблюдения, опенить `гидрометеорологиче-
скую обстановку.

От курсантов старших курсов необхо-
димо потребовать, чтобы ‘они’ выходили
на штурманекую вахту, имея ‘при ‘себе
прокладочный инструмент, навигационные
пособия, таблицы, <екетан, бланки ‘для ре-
шения астрономических задач, радионави-
гационный журнал и маневренный нлан-
шет. На штурманекой вахте наряду’ 6 ‘ре-
шением навигационных и астрономических
Задач курсантам необходимо давать и 01-

re -
	походе. Подробно рассмотрена работа на мо-
стике командира корабля, штурмана и вах-
тенното офипера по обеспечению безопасно-
CTH кораблевождения.
Буреанты-выпускники особый интерес
проявили к тому, как должна быть органи-
зована служба времени, служба потоды,
корректура карт на боевых кораблях, как
ведется учет штурманского имущества, на
Что обратить внимание при приеме дел по
должности командира БЧ- . Она интересо-
вались, как принимать материальные пен-
ности, карты и пособия по кораблевожде-
нию, документацию. Курсантам рекоменло-
валось при приеме дел провести частное
боевое учение части. Было подробно разо-
брано, как вести журнал учета боевой под-
готовки БЧ-[, показано, по каким данным
составляются кривые, и т. д.
ак недостаток, необходимо отметить
слишком ограниченное время, отведенное в
программе для изучения указанных практи-
ческих вопросов. Нам кажется, что каждая
кафедра, заканчивая программу, должив
организовать для курсантов несколько лек-
ций и практических занятий по боевой и
повседневной организапии службы своей
специальности и таким образом завершать
изучение предмета. Тогда молодой офицер,
придя на корабль, будет увереннее чув-
ствовать себя на той должности, на KOTO
рую его назначат по окончании училища:
Капитан 3 ранга
К. КАЛИТЕЕВСКИЙ.
	дительного движения в России, указывает,   °°”.3”, 7  ОВОРИР. помочАаяа Bene
am Porgueea$ а А ne mnarmanm.   UaBIOBCROH KpenoctTu генерал Скобелев умя-
	равшему от чахотки Белинскому.
es &
	Сто лет назад среди темной ночи Rpe-
постнической реакции разглядел гениалъ-
ный Белинский светлое будущее своей Ро-
дины. Он пророчески писал, что Россия
лучше сумеет разрешить социальный во-
прое. чем Европа.
	Нельзя сегодня без волнения читать про-
никнутые чувством горячего патриотизма и
неистребимой веры в великое булущее
России и другие пророческие слова Белин-
ского: «Завидуем внукам и правнукам на-
шим, которым суждено видеть Россию в
1940 году, стоящую во тлаве образованного
мира. дающею законы и науке, и искус-
ству и принимающею благоговейную дань
уважения от всего просвещенного человече-
ства»,

Cro лет прошло со дня смерти Белинско-
го. Мечты «неистового Виссариона» вопло-
тились в жизнь в нашей стране. Виссарион
Григорьевич Белинский живет в благодар-
Ной памяти советекого. народа,
	п. ЕВГЕНЬЕВ.
	что Белинский явилея одним из предшеет-
венников русской сопиал-демократии.
«..Роль передового борца может выполнить
только партия, руководимая передовой тео-
рией. А чтобы хоть сколько-нибудь кон-
кретно представить себе, чтб это означает,
пусть читатель вспомнит о таких предшест-
венниках русской сопиал-лемовратии, как
Герцен, Белинский, Червышевекий и бле-
стящая плеяда революционеров ‘70-х го-
Дов...» ((оч., том Б, стр. 342).
		№ своим революционно-лемократическим
взглядам Белинский пришел в результате
сложных и мучительных исканий.  «Вели-
ким искателем» называл его славный три-
бун социалистической революции С, М. Вля-
ров. .

В поисках правды жизни Белинский об-
ращал взор к немецкой философии.
его жизни был кратковременный период,
когда, приняв тезие Гегеля о том, что все
действительное разумно, все разумное—дей-
ствительно, он пытался доказать «разум-
ность» русской действительности и необ-
холимость «примириться» с ней. Ho on