июня 1948 г., вторник, Ne 128 (2922)
	ЫЙ ФЛОТ
	в ред
		помсомольская организация
малого корабля
	Только что кончилась большая приборка,
н выдалось немного свободного времени.
Комсомольцы принялись за дело: агитаторы
ковились к беседам, подбирали литерату-
ру К политзанятиям, редколления оформля-
18 очередной номер стенной газеты. Работы
ного, надо все успеть — скоро снова в
поход...

Еще в ту пору, когда тральщик, стоял У
	‚ водекой стенки, комсомольцы активно
> помогали командиру в быстрейшем оконча-
	вии ремонта, служили примером для всех
старшин и Матросов. Члены ВЛЕСМ rr. Ca-
финов и Ященко веегда выполняли более
чи 10 дв6 дневные нормы. Их фамилии
были занесены на Доску отличников. Не
оттавали и другие. Пример комсомольцев
сыграл большую роль: В результате траль-
щик раньше других кораблей закончил ре-
монт.

Теперь, в напряженный период боевого
траления, перех комсомольской организацией
ретали новые ответственные задачи. Судя
по началу, и с этими задачами она справ-
ляется успенено.

— Траление проходит сейчаю еще более
четко и организованно, чем‘в пропилом го-
ду-— говорит командир корабля.— Люди
работают © большим старанием, заметно
поднялись Дисциплина, ответственность
каждого за порученное дело. Вю всем этом я
усматриваю блатотворное влияние комсо-
мольцев. Они активные мои помощники.

Заявление командира свидетельствует о
большой кропотливой работе нового комсо-
мольского бюро.

В марте злесь состоялось отчетно-выбор-
ное комеомольское собрание, на котором
развернулась резкая критика по адресу
прежнего состава бюро. Отмечались, в част-
ности, ряд недостатков в постановке вну-
трисоюзной работы, отсутствие в деятель-
ности бюро должной целеустремленности и
т, д. Собрание подчеркнуло, что нужно как
MORHO скорее покончить © недостатками и
превратить комсомольскую организацию в
действительную опюру командира,

Вначале т. Щеглов, избранный секрета-
рем комсомольской организации, несколько
растерялся. Это и неудивительно. Шеглов
едва ли не самый молодой малрос на кораб-
ле. Он выделялея своей активностью, от-
личным знанием специальности и высокой
дисциплинированностью, но опыта комоо-
Мольокой работы ‘у него, естественно, не
было.

Щеглову необходимо было серьезно ©
кем-нибудь посоветоваться ю Том, с чего
начать работу. Партийной организации на
корабле не существовало. Он решил обра-
титься ва советом к командиру, который
вотретил его приветливо и подробно раюека-
вал 0 задачах, стоящих перед кораблем на
ближайшее время, о том, какую роль В
обеспечении их успепеного выполнения мо-
тут сыграть комсомольцы. В заключение он
предложил молодому секретарю заходить
важдый раз, когда в этом будет необходи-
сть.

Непринужденная беседа © командиром.
помогла т. Щеглову © самого начала опре-.
делить правильный курс в работе бюро: По-
чувотвовав авторитетную поддержку, он
стал действовать более уверенно.

Важнейшей задачей для бюро явилось.
оказание командиру помощи в укреплении
дисциплины и организованности на кораб-
ле. Начинать настоящую борьбу за образ-
цовый воинский порядок, конечно, надо
было прежде всего’ се обеспечения личной
примерности каждого члена ВЛАСМ.

Между тем на тральщике все еще были
случаи нарушения отдельными `комсомоль-
цами уставных требований. На каждый та-
кой случай, каким бы он ни казался незна-
чительным, бюро быстро реагировало.-И эта
практика дала хорошие . результаты. Ha-
пример, когда комсомолец Сорокин получил
юциплинарное взыскание, его немедленно
вызвали на заседание бюро и подвергли
резкюй критике. Так было и © некоторыми
другими комсомольцами. Много занималось
бюро воспитательной работой, направлен-.
ной на предупреждение проступков.

Сейчас в лице комсомольцев матросы
корабля видят передовых, наиболее дисцип-
линированных воинов.

Бюро автявно включилось в подготовку
к боевому тралению. По совету командира
бюро репгило организовать помощь молодым
матросам в изучении специальности. Вы-
полняя комсомольское поручение, опытный
		аист
	Ворреспондент газеты «Правда» Леонид
Роробов зимой 1943 г. был поелан, в пар-
тизанское соединение Ковпака, действовав-
шее тотда в тылу у немцев на территорий
Украины и Западной Белоруссии. Вместе с
ковпаковцами корреспондент Коробов не-
сколько месяцев делил их тяготы и опас-
ности походной боевой жизни, пройдя ты-
сячекилометровый переход из Белоруссии к
столице Украины — Киеву. Результатом
эй командировки, а также последующих
встреч с бойцами и командирами партизан-
ского соединения и явилась интересная
книга о замечательных советских людях,
воевавших с врагом в его глубоком тылу.
	Выход в свет книги «Малая земля» сви-
тетельствует также‘ и о значительном тво]-
ческом росте Леонида Коробова как журна-
листа.
	Шестнадцать лет назад молодой матрос
одной из частей Черноморского флота Воро-
бов написал несколько заметок в многоти-
ражную газету своего’ соединения. По сти-
ЛЮ и подходу к теме это были ‘совсем не
обычные заметки. Удачное начало молодого
военкора не прошло мимо внимания полит-
органа, руководящего ‘газетой: Коробова
перевели работать в редакцию многотираж-
ки соединения.

Суховатая многотиражка от этого, несо-
мненно, выиграла, читатели — Tome. Ro-
р0бов стал делать интересную матросскую
газету. Подписывал ее, как и раньше, ин-
структор политотдела, а литературно обра-
батывал материалы матрос-комсомолец Ko-
бов. Когда пришел срок демобилизации,
то Коробов своей профессией уже избрал
Журналистекую деятельность.
	* Леонид Коробов. «Малая Земля». Изд.
«Молодая гвардия». 1948 г. стр. 240.
К 9 руб.
	сигнальщик, член BIRCM т. Савельев в
свободное от работ и занятий время стал
успешно тренировать молодых матросов Co-
рюкина и Матвиенко, член комсомольского
бюро т. Кузнецов проводил вечерами заня-
тия и тренировки с молодыми минерами,
Сафонов — с рулевыми и т. д. В результа-
те боевая выучка личного состава заметно
повыеилась. .

И все же сделано было ещё далеко не вее.
Уже первый день пребывания в море
показал отсутствие должной четкости и
слаженности в действиях отдельных матро-
сов. Особенню это проявилось при постанов-
ке трала. Коезклю проявлял медлительность
и при выборке буйков и вех. 060. всем этом
говорил комантир во воемя подведения ито-
TOR TAA.

Щеглов и другие члены бюро сейчас же
сделали отсюда вывод 0 необходимости
срочно созвать  комсомольское собрание.
Выступавшие на собрании члены ВЛКСМ
по-деловому вскрыли причины недостатков,
допущенных в работе бюро. В основном они
сводились к тому, что руководители комсо-
мольской› организации все еще недостаточ-
но настойчиво добивались организации
индивидуальной помоши каждому  моло-
дому матросу. Результатом этой критики
явилось усиление помощи отстающим со
стороны членов ВЛЕСМ, являющихся луч-
шими специалистами на корабле. Широкую
раз’яснительную работу вокруг итотов по-
хода развернули и комеомольцы-агитаторы.
_ Уроки первого дня траления и сделанные
из них выводы не пропали даром. Векоре
командиру с помощью комсомольского бюро
Удалось добиться значительного улучшения
качества работы личного состава на боевых
постах.

Важную роль сыграло то, что бюро су-
мело обрасти надежным и проверенным: ак-
тивом, сумело привлечь к живейшему уча-
стию во внутрисоюзной работе всех комео-
мольцев. Задания комеомольцам даютея ©
учетом индивидуальных наклонностей каж-
дого члена ВЛКСМ. Механического распре-
деления поручений, как это было раньше,
сейчас нет и в помине. Комсомольцы Ва-
сильев и Рыбкин, например, проявили ин-
терес к агитации, умело провели рях бесед
и теперь утверждены агитаторами; Попов—
хороший физкультурник. Естественно, ему
поручили возглавить организацию физкуль-
турной работы и т. д. Правда, оставались
такие члены ВЛИСМ, как т. Сажин, которые
не принимали активного участия во вну-
трисоюзной жизни. Но со временем и этя
товарищи включились в активную комсо-
мольскую жизнь. Так, Сажин сам прашел
к Щеглову и заявил, что желает проводить
в кубрике громкую читку газет.

При всем многообразии заданий, выпол-
няемых членами ВЛКСМ, все они направле-
ны К одной цели: помочь командиру в повы-
щении качества боевой и политической под-
готовки, укреплении воинской дисциплины.

Первые итоги траления говорят сами за
себя.

Корабль уже затралил две мины и пол-
сек несколько минных защитников. Не-
сколько Таз он ходил вехоставом, успешно
обеспечивая работу других. кораблей. Эки-
паж трудился с неослабевающим‘ напряже-
нием, какую бы сложную задачу перед ним
ни ставили. Пример всему личному составу
в образцовом несении вахты подавали ком=
сомольцы. За отличное обслуживание меха-
низмов при неблагоприятной погоде, во
время сложного маневрирования корабля;
командир о0б’явил ‘благодарность членам
ВЛЕСМ Яшенко и `Васильеву. ° Получили
благодарность и наводчики-—комеомольцы
Карасев и Попов, уничтоживнтие со второго
выстрела всплывшгую мину.

Бюро комсомольской организации, вовле-
кая все большее число комсомольцев в
активную работу, помогает командиру в
успешном выполнении заданий на боевом
тралении. Видя в комсомольцах своих луч-
ших помощников, командир корабля часто
с ними ‘беседует, помотает секретарю Щег-
лову в составлении плана, в постановке и
правильном решении вопросов работы ком-
сомольской организации.

Ha корабле, тде нет партийной op-
ганизации, на комсомольнев возлагается
проведение политико-воспитательной и мас-
совой работы с личным составом. Komco-
мольская организация, руководимая моло-
дым секретарем Щегловым, решает эти за-
дачи энергично, по-деловому.
				ОГРАФИЯ

Из. писем
	ак. приобретается опыт
	преподавателя
	Рост молодого
	ЧАЦИЮ
	СЕМЕЙНЫЕ ДЕЛА И. П. ГАНИНА
	От имени группы офицеров подразделения,
в котором служит младший лейтенант Ганин,
прошу редакцию опубликовать настоящее
ПИСЬМО,

Суть дела в следующем.

` Младший лейтенант Ганин Иван Навло-
вич, офицер нашего подразделения, женилея
В декабре 1946 года на гражданке К. Спу-
стя восемь месяцев, в августе 1947 года,
оставив жену дома, Ганин уехал в очеред-
Ной отпуск © Дальнего Востока в Харьков.
Вернулся. из отпуска и снова зажил преж-
ней семейной жизнью. На протяжении по-
следующих семи месяцев получил из Харь-
Кова десять писем и столько же телеграмм ©
оплаченным ответом, на которые, как выяс-
Нилось позже, и не думал отвечать.

‚ Очередное письмо из Харькова было: по-
слано 17 апреля 1948 года, но уже не Га-
Нину, а на имя командира подразделения.
В этом письме гражданка 0. Галина Ива-
новна просила ‘командование подразделения
сообщить ей с судьбе ее мужа Ганина И. П.,
TAR Kak OT последнего семь месяцев нет йз-
вестий. Олновременно 0. написала краткую
	историю своей жизни с Ганиным. Они пере-
цисывались с 1945 тода. Он неоднократно
писал, что любит ее, обещал жениться, дей-
ствительно женился, приехав в Харьков. в
августе 1947 года, затем уехал, сказав, что
уведомит, когда ей можно будет переселить-
ся к нему, и вот уже семь. месяцев не отве-
чает на её письма и телеграммы. Не уехал
ли он в длительную командировку или не
случилась ли что. с ним’..

Получив письмо, командир подразделения
вызвал к себе Танина.

Тот необычайно изумился, узнав, что 0.
прислала письмо командиру, и заявил сле-
дующее:

— Я женат на Валентине Николаевне В.,
& Галина Ивановна — это просто так, зна-
комая с 1945 года. Ухаживал за ней, ка-
гла учился в Харькове. Вот чудачка. Еще
вам пишет, беспокоит вас...

Мот ли командир подразделения, услышав
столь категорическое об’яснение Ганина,
допустить мыель, что офицер Ганин лжет?
Конечно, нет, Поэтому подполковник послал
гражданке 0. такой ответ:

«Уважаемая Галина Ивановна. Младший
лейтенант Ганин не считает Вас своей же-
ной, ибо он жанат на друтой. Для принятия
Мер подтвердите Ваше супружество».
	Бокоре из Харькова пришло еще’ одно
письмо. Ha этот раз об’емистый пакет.
В пакете были: письмо на имя команди-
ра, свидетельство № 41 0т 25 августа
1947 года, выданное загсом Дзержинского
района г. Харькова о регистрации брака
гражданки 0. и Ганина, фотокарточка изо-
бличенного двоеженца, его письма к граж-
данке 0. и ее приписка, адресованная Га-
нину. Требуя немедленного оформления раз-
вода, гражданка 0. возмущенно писала
Ганину:

«...Как тебе не стыдно, ведь ты вовет-
ский офицер!..»

Вторично вызванный к командиру в при-
сутетвии  ругих офицеров нашего подразде-
ления, Ганин решительно отрицал. свой брак
© гражданкой 0. Не моргнув глазом, он
солгал нам в лицо, сказав, что и не думал
регистрироватьея с ней в загее.

Тогда мы показали ему <видетельство о
браке. .

Вот, собственно говоря, и вся история.
В конце ее должны были поставить точку
командование подразделения, партийная ор-
ганизация и суд чести офицерокого соста-
ва. Поступок Ганина недостоин советекого
гражданина. Ганин опозорил себя и как с0-
ветский офицер и как член партии. Он co-
верпиил преступление, которое карается по
статье 199 Утоловного кодекса РСФСР.
	Увы, до сих пор двоеженеп Ганин, пола-
тающий, ‘что. не для него писаны законы
советского общества, остается ‹безнаказан-
ным. Он не только не привлечен к партий-
ной ответственности и к суду чести, но, по
рекомендации офицеров Кучумова и Буб-
нова, избран секретарем комсомольского
бюро подразделения!
	Капитан 3 ранга В. ГАВРИЧЕННО.
	‚ Тихоокеанский флот.
		В штабе Северного флота капитан-лейте-
нанту Бардину вручили приказ: «Капитан-
лейтенанта Бардина Анатолия Алексеевича
назначить преподавателем академии».

Его охватило беспокойство.

— Смогу ли я стать хоронгим препода-
вателем? — говорил он. — Ведь для этого
требуются совсем другие качества и навы-
ки, чём нз флоте.

Десять лет прослужил Бардин сначала на
Тихом океане, потом на Севере. За это вре-
мя ему пришлось совершить много походов.
В годы войны он охранял корабли на ком-
муникациях, торпедировал. вражеские тран-
спорты, тонил тлубинными бомбами. под-
водные лодки противника, ставил мины.
85.000 миль наплавал. офицер Бардин.
Многому научился он за годы своей мор-
ской службы. Многому научил и других —
молодых офицеров и матросов. Но то, что
ждало его. в академии, представлялось ему
новым, неизвестным и очень трухным.
	Цо. прибытии к месту службы Бардин
начал. готовиться к лекциям. Перед ним—
учебники, наставления. Программа слож-
ная, но все вопросы хороно знакомы ка-
питан-лейтенанту: десятки раз встречался
он © ними,

Наконец, настал день, когда Бардин пер-
вый раз выступил перед слушателями. Он
не помнит, волновался ли, читая первую
лекцию. Но одно запомнил хорошо: острое
чувство недовольства собой, оставшееся у
него после лекции,
	— Вы не еовеем правильно спланирова-
ли время, —— сказал ему старший препода-
ватель капитан 2 ранга Коляда. = Слиши-
ком мното уделили первым двум вопросам и
мало оставили на третий:

На следующей лекции Бардин поторо-
пилея, и у него‘ осталось несколько «лиш-
них» минут, которые он не’ знал, чем за-
HATH.

— Готовясь к лекции, надо рассчитать
каждую минуту, — такой вывод сделал
	  для себя капитан-лейтенант.
	— Шенируюсь чертить на доске, това-
рищ капитан 2 ранга. Я заметил, что, если
чертеж неясен, становится непонятным
все устройство, и’у слушателей возникает
много вопросов. На бумаге я черчу неплохо,
& вот на доске не привык.

— Хорошо, тренируйтесь. Но вот эти
детали, — сказал старший  преподава-
тель, — можно не вычерчивать: они толь
ко мешают рассмотреть принцип работы
агрегата. Учитесь находить и выделять
главное, тогда все второстененное понять
будет уже нетрудно.

Через несколько дней Бардин об’яснял
	на лекции устройство одного агрегата. Он.
	говорил обстоятельно, отчетливо чертил на
доске нужные схемы. Слушатели хорошо
поняли его, но одному из них не все было
яено.

— Вы че поняли это потому, — сказал
преподаватёль, — что забыли некоторые
теоретические положения. Сделаем так.
Завтра вечером — моя консультация. При-
ходите. Попрошу и других товарищей, у
которых ‘остались неясные вопросы, также
притти.

Ha другой день на консультацию приш-
ло несколько офицеров. Все сложные вон=
росы теории, без. которых трудно было ‘по-
нять устройство материальной части, были
раз яенены.
® Как-то Бардин пришел к старшему пре-
подавателю.

— Товарищ капитан 2 рзнга! Через
несколько дней я буду рассказывать пра-
Вила эксплоатации одного прибора. На флоте
мы разработали и применяли новый способ
устранения некоторых неисправностей это-
го прибора. Мне кажется, об этом следовало
бы упомянуть в лекции.

Узнав, в чём состоит этот ©п10с0б,. стар-
ший преподаватель. сказал:

— 9710 очень важно и интересно. 0бя-
зательно расскажите слушателям. Только
опишите его подробно и сделайте чертежи.

Экзаменационная сессия показала глу-
бокие знания слушателей по предмету, ко-
торый преподавал офицер - Бардин. Этот
успех молодого преподавателя — результат
его упорного труда. Много поработали и
	слушатели. осле экзамена один из них
признался Бардину:
— Это был очень трудный экзамен.
	— Не думаю, — улыбнувшись; возра-
зил  капитан-лейтенант. — Знаете, как
мне. пришлось держать экзамен по торпед-
ному делу?

И Бардин рассказал, как в памятную де-
кабрьекую ночь 1942 тода под артилле-
рийским огнем кораблей и береговых бата-
рей противника он торпедировал немецкий
транспорт. Это был его первый бой с вра-
TOM, его первая победа, экзамен на его бое-
вое мастерство.
	— Согласитесь; — заключил  препода-
ватель свой  рассказ, —=что это было пот-
руднее экзамена; который вам пришлось
держать здесь. в классе.
	...В- классной комнате на двух массив-
ных подетавках лежит сигарополобное те-
`ло торпеды. Обступившие ее офицеры вни-
мательно слушают рассказ преподавателя
© материальной части оружия.

Звучит сигнал, об’являющий конец 3a-
нятий. Но многие слушатели не уходят.
`Они остаются побеседовать с канитан-лейте-
нантом. Бардиным. Их разговор касается
не только темы занятий. Они говорят о
прочитанных книгах и журналах, обсужда-
ют недавно виденный кинофильм.

Только к вечеру пустеет торпедный
класс. ° Преподаватель Бардин остается
один. Ему нужно ‘еще поработать: ‘он го-
товит новое учебное пособие, которое долж-
но помочь слушателям лучше понять трулд-
ные вопросы торпедной стрельбы. И в клас-
се долго не таснет свет.
		Наряду с точным расчетом времени нуж-
ны ясные и убедительные слова для чтения
лекций. И Бардин взялся за отилифовку
своих конспектов. Это была очень трудная
работа. Вазалось: рассказать другим то, что
хорешо известно самому, совсем легко. На
деле же выходило иначе. По многу раз ис-
правлял капитан-лейтенант в конепекте
каждую фразу, пока не находил того, что
было нужно.
	Мекции Бардина стали яснее, убедитель-
нее. И старший преподаватель сказал ему
06 этом.

—- Только вы не успокаивайтесь, —до-
бавил он. — Нужно читать так, чтобы
между вами и аудиторией создавался проч-
ный. контакт. У вас такого контакта пока
еше нет.
	Офицер Бардин и сам понимал это. Но
что делать? И он решил: «Надо ближе по-
знакомиться со слушателями». В свободное
время капитан-лейтенантг стал беседовать
с ними, приходил к ним на’ партийные соб-
рания.

Знакомство со слушателями облегчило
Бардину работу. Он“увидел, что к каждому
из них нужен евой подход. Дело в том, что
вдни слушатели раньше сражалиеь с врагом
тем же оружием, что и т, Бардин; знали это
оружие, другим же впервые пришлось ос-
ваивать искусство торпедной стрельбы.
	— Нельзя ко всем слушателям подходить
одинаково, — сделал для себя вывод капи-
тан-лейтенант.— Одним помочь осмыслить
их большой опыт, другим раесказать о
сложной и не знакомой для них технике.

Однажды старший пренодаватель увидел
капитан-лейтенанта в торпедном классе,
где он в одиночестве что-то старательно
вычерчивал на доске..

— Чем это вы занимаетесь?
	Повидимому, командование и партийная
организация подразделения, в котором слу-
жит Ганин, не уяснили значимости пре-
ступления, совершенного Ганиным. Релак-
ция обращает внимание Политуправления
Тихоокеанского флота на этот . беспреце-
	дентный факт лискоедитации звания совет-
	ского офицера.
		Самостоятельная работа над книгой
	Старшина, окончивший школу учебного
отряда, должен иметь навыки работы над
книгой, учебником, уставом. Научить ето
этому —— обязанность обучающего офицера.
Большую роль в этом играет вечерняя само-
стоятельная подготовка, являющаяся одним
из средств, помогающих старшине вырабо-
тать в себе навыки работы над книгой.

Лично я, например, взял себе за прави-
ло хотя бы раз в день побывать в одной
из смен на вечерних занятиях. И убелилея,.
	910 Это дает хорошие результаты. Приве:
	ду такой пример. Матрос Черняк вначале
	училея очень слабо. Я неоднократно помо:
гал ему в часы самостоятельной подготовки,
показывал, как надо находить в Корабель-
ном уставе или учебнике «Мореходные ин-
струменты» главную мысль по тому или
иному вопросу и записывать ее в конспект,
Постепенно матрос Черняк приобретал на’
выки работы над книгой. Это помогло ему
окончить школу с хорошими показателями.

Присутствие на самостоятельной полго-
	товке матросов дает возможность препода-
	вателю и ивнструвтору лучше изучить сво-
их учеников, своевременно обнаружить
причины неуспеваемости, оказать нужную
помощь.

В конце марта мной была проведена
контрольная работа. Пять учеников по-
лучили  неудовлетворительные оценки.
	Ученикам, получившим неудовлетворитель-
ные оценки. я об’явил. что они в любое
	время могут обратиться ко мне и вновь
	сдать контрольную работу. Это ободрило их,
	и они начали усиленно заниматься в чавы
самостоятельной подготовки. Работали эти
ученики много и в течение двух недель до-
бились лучших оценок. Общий уровень их
знаний значительно повысилея.

’ Опыт показал, что самостоятельная под
готовка дает  возможноеть основательно
	ИЗУЧИТЬ тот или иной прибор, механизм,
	разобрать ем во всех деталях. И ‘матросы
	охотно идут на это, ибо они видят, что луч-
ше усваивают материал:

Бывает и так, что в часы самостоятель-
ной подготовки ученик не знает; за что ему
в первую очередь взяться. Пройдено. за день
много, и все это теперь ‚надо: повторять.
И вот он сидит в раздумье, а время. идет.
В таких случаях особенно нужна помощь
инструктора и преподавателя.

Вечерняя самостоятельная подготовка
является важной частью учебы будущих
старшин. Долг преподавателя — как мож-
но чаше бывать на этих занятиях,  помо-
тать учащимея, прививать им навыки са-
мостоятельной работы над книгой,
	Капитан-лейтенант
И. СЕННКЕВИЧ.
	Открытие водного. спортивного. сезона в столице
	временно примут участие несколько десят-
ков яхт.
	leper гостями выступят аквапланисты и
	мастера водно-моторного спорта. Москвичи
	увидят гонки скутеров класса «М» и «С»,
соревнования быстроходных катеров. В’зак-
лючение будет организовано массовое ката-
ние гостей на яхтах.
	Начало праздника — в 12 часов.
	к Вовпаку и заявил, что нехватило темного
	времени для выполнения операции. Невы- _
	полнение Мурзиным боевото приказа ста-.
	вило все соединение в очень тяжелые О
ВИЯ.

` После казни Мурзина Коробов догнал та-
чанку Ёовпака и окликнул Сидора Артемье-
вича.

«Ковпак поднял голову, и я увидел
грустные ето глаза. On опустил голову. Я
шел рядом с тачанкой, не зная — то ли
итти вперед, то ли оставаться с ним. Дед
снова поднял голову, вытер слезы рукавом
губы и, посмотрев каким-то извиняющимея
взглядом, сказал:

— Испортилея подлец, успех голову
векружил. Ты чт0 же пешком, садись ко
мне.

Я сел в тачанку. Ковпак молчал часа
Два.
	— Орден-то сняли перед расстрелом? —_
	спросил он вдруг и, услышав мой ответ,
опять замолчал» (стр. 112).
	Автор вкладывает в. уста. партизанекото:
	агитатора ряд интересных эпизодов, запи-
санных им еще на Черноморском флоте и
в войсках Бавказского фронта. Такая фор-
ма повествования вполне допустима; нов
‘некоторых. местах это получается несколь-
&0 искусственно. Слабее получилея конен
книги, где рассказано о действиях ковпа-
ковцев в Карпатах и на территории Поль-
щи. Не.будучи сам очевихцем этих событий
И описывая их по рассказам других, Л. В9-
	робов не везде сумел найти правильный.
	в освещении героических дел ковпаков=
eB. В ряде. мест. получаются суховатые
разговоры по поводу событий, известных
	уже из: более интересных рассказов Ropmaka ©
	и Верпиторы.

Несмотря на ряд досадных стилиетиче-
ских шероховатостей и некоторую репор-
терскую торопливость в описании. героиче-
ских дел партизан, книга «Малая Земля»
является несомненной удачей журналиста
Леониха Коробова,
		6 июня на водной станции «Динамо» со-
етоится большой праздник, посвященный
открытию водно-моторного и паруеного ее-
зона в столице. Праздник откроется парадом
физкультурников, после чего состоятся тор-
жественный под’ем флага и вручение меда-
лей чемпионам СССР 1947 года. После тор-
жественной части главный судья соревнова-
ний вице-адмирал Винотрадов даст старт
классной парусной тонке, в которой олно-
	жете, что у вас патрон мало, в пулеметах
нехватка. Вы будете правы. Но’ кто затое-
тил вам выйти на поссе и бить машины?
Товарищ Сталин и Ворошилов нас специ-
ально послали за этим. Почему же вы He
	  можете?”.. Нам не обороняться нужно, а на-

Надать, нанадать и нападать...

— Только трусы да военные чиновники
довольствуются тем, ле ‘немец им позволит
Ударить себя. Нам треба действовать так,
чтобы он забыл, что такое ночь, что такое
день. Нам товарищ Сталин говорит, что
биться будем до полното разгрома немцев.
Мы, партизаны, холжны твердо помнить
это. Вее должно быть в движении» (етр. 61).

Много волнующих’ эпизодов ‘приводит
автор в очерках о непосредственных столк-
новениях с врагом, о поддержке партизан-
ского’ движения населением оккупирован-
ных немцами областей. Очень хорошо, что
Коробов уделяет болыное внимание так на-
зываемым «мелочам» партизанского быта.
Иногда маленькие детали, приводимые ав-
тором как’ бы невзначай,. возбуждают боль-
шие, интересные мысли 0 ‘величии идей
партии Ленина — Сталина, © животворном
 соретеком патриотизме, вдохновляющем на-
ших людей на героические подвиги во имя
Родины.

В партизаноком соединении была уста-
новлена железная воинская дисциплина, на-
рушение которой каралось со всей строго=
стью, вызываемой суровой боевой жизнью.
Автор показывает, с какой неумолимой на-
стойчивостью командир и комиссар парти-
занекого соединения насаждали порядок и
организованность среди своих воинов, идя В
крайних. случаях на неизбежные жертвы:
Так, за невыполнение боевото приказа был
расстрелян командир 9-й роты Мурзин.
	Мурзину было приказано: взорвать мост под
	воростенем и тем самым на некоторое время
	задержать немцев, готовивших серьезный
Удар по партизанам. За это время Ковпак
рассчитывал сделать 60-километровый бро-
	с0%& в сторону и вывести соединение из-под
удара врага. Мурзин пропьянствовал всю
ночь в деревне близ моста, а утром явился
	с650р политработников, отезжающих на летнюю практику
	Политотдел военно-мореких учебных за-
ведений провел трехдневный сбор политра-
ботников, от’езжающих ‹ курсантами на
летнюю практику в части и на корабли
Балтийского, Черноморского и Северного
флотов. Участники сбора прослушали лек-
ции о международном положении, о странах
новой демократии, а Также политико-эконо-
	спондента _
	даже знакомый с книгами Ковпака и Вер-
шигоры, найдет много нового в записках
Л. Коробова. Новое прежде всето то, что
сказано автором о Сидоре Ковпаке и Петре
Вершигоре. Совершенно очевидно, что сами
они в своих воспоминаниях о себе говорили
мало. Л. Коробов восполняет этот естествен-
ный пробел.
	С большюй теплотой автор рассказывает
о комибсаре соединения С. В. Рудневе, по-
казывая методы его идейно-воспитательной
работы, о командирах подразделений и ря-
довых партизанах. Многие рассказы о. лю-
дях сделаны в свете мягкого юмора, ничуть
не мешающего автору раскрывать замеча-
тельные черты советских людей, воюющих
с сильным и злобным врагом в его глубо-
ком тылу.
	Автор обстоятельно и подробно на убеди-
тельных примерах показывает вдохновляю-
щую и организующую роль партии большие-
виков в руководстве партизанским движе-
нием. В Москву, в Кремль сходились все
руководящие нити народного партизанекого
движения, сыгравшего огромную роль в
разгроме врага. Коммунисты были ядром,
основой партизанских отрядов. Они сплачи-
вали беспартийных советских людей, ока-
завшихся в тылу врага, вокруг. нецобеди-
мого знамени партии . Ленина—Оталина,
воспитызали у них любовь в своей Родине
и ненависть к ее врагам. Во многих коро-
теньких главках-новеллах автор показы-
вает методы идейного воздействия комму-
нистов на партизан соединения и окружаю-
щее население, раскрывает идейное суще-
ство большевистской агитации и пропаган-
ды среди советских людей, оказавшихея в
силу ряда причин на оккупированной вра-.
гом территории.

Боевые. рейды ковпаковцев проводились
по указаниям товарища Сталина, внима-
	мические и военно-морские обзорвг различ-
ных морских театров.

На сборе выступали лекторы Политупра-
	вления ВМС и Шенинградекого горкома
ВКП(б) — тт. Милейковский, Кирокосьян,
	Юдин и другие.
Ленинград. (Корр. «Красного Флота»).
	тельно  изучавшего и  направлявшего
партизанскую борьбу. 1. Коробов показы-
вает, как сталинские идеи практически
претворялись в жизнь, о какой железной
последовательностью и  неутомимостью
обрушивалась огромная сила народного
партизанского движения на тылы врага,
срывая его перевозки, ‘уничтожая живую
силу и технику и отвлекая значительные
вилы противника на поиски и борьбу с
партизанами.

Беседы с «Дедом» — С. А. Ковпаком,
его помощником по разведке П. П. Верши-
горой, комиссаром соединения С. В. Рудне-
вым, комиссаром артиллерии А. И. Корене-
‚вым, начальником штаба Г. Я.  Базимой,
командирами батальонов и рот, присутствие
на совещаниях партизанских командиров и,
наконец, личное наблюдение за боевой дея-
тельностью и бытом партизан дали в- руки
автора богатейший материал. Следует отме-
тить, что J. Вюробов в основном неплохо
использовал этот материал, создав интерес-
ное литературное произведение.

Вот описание совещания у «Деда» перед
началом рейда. Рассказы ©. «Бороде» —
Ц. Вершигоре, откровенные разговоры в. Ез-
чальником штаба соединения педагогом
Г. Разимой, инженером Войцеховичем и
архитектором Тутученко, использующими
свои знания не для строительства, а для
разрушения, — все эти краткие репортерекие
записки шаг за шагом раскрывают величие
партизанеких подвигов,’ методы ‹ борьбы c
врагом. В. очерке «Маяк Ковпака» автор
рассказывает о разговоре «Деда» с руково-
дителями местного партизанского отряда,
оказавшегося на. пути рейда ковпаковекого
соединения. Местный партизанский отряд,
неплохо начав борьбу ев врагом, впоелед-
ствии стал ограничивать размах своей дея-
тельности, переходить к обороне. Ковпак
говорит собравшимся у него руководителям
этого отряда:

«— Неправильно, коли народ заставля-
ют ждать удара и потом только отвечать на
этот удар... Коли отечество кровью облито,
Тогда не время сидеть в болотах. Вы ска-
	военного корре
	О книге „1. Коробова
«Малая Земля» *
		В суровую зиму 1940 тода корреспон-
дент «Комсомольской правды» 1. Коробов
на финском фронте попал в окружение и
возглавил подразделение советских бойцов,
потерявших своего” командира. Журналист
Коробов, прекрасно владевший оружием,
стал во главе отряда, окруженного врагом,
наладил работу пулеметов, правильно рас-
ставил людей по огневым точкам. Все по-
пытки врага взять высоту оканчивались
лля него неудачей. Подразделение, возглав-
ляемое Коробовым, стойко держалось 40
прихода подкрепления. Журналист Боробов
за героизм и воинское умение, проявлен-
ные в боях за Родину, был награжден со-
ветским правительством орденом Ленина.

До командировки в соединение Вовиака
Коробов в качестве корреспондента газеты
«Правда» находился в дейстеующих частях
и на кораблях Черноморского флота. Редак-
ция «Правды» послала к партизанам боевого
журналиста, смелого и находчивого воина.
Это обстоятельство, несомненно, имело су-
щественное значение для его работы в тылу
врага. Кроме этого Л. Коробов неплохо вла-
деет и фотоаппаратом. Фотодокументы, при-
веденные автором в книге и органически
связанные с ее текстом, в значительной сте-
пени повышают к ней интерее читателей.
	Перед автором стояла трудная задача.
Он писал о событиях, уже освещенных в
нашей печати. После выхода в свет книг
C. Ковпака и П. Вершитгоры, казалось,
трудно будет сказать что-то новое о героя-
ческих партизанах. Но автор сравнительно
удачно преодолел эту трудность. Читатель,