‘среда, № 183 (2670)
	6 августа 1947 Г.,

НЫЙ ФЛОТ.
	КРАС
	Совместное плавание
кораблей на реке.
	Плавание ‘на речном театре проходи!
в довольно сложных условиях. Небольшие
по протяженности прямые плесы, узкость
и извилистость фарвалера, наличие MHOTO-
численных кос, осередков, перекатов—— все
эти и тоутие особенности феки требуют
	располагают более широкими BOSMOMHOCTH
ми для выполнения различных маневров
то на реке они слишком ограничены. Когда
соединение производит маневрирование, д
еще на больших скоростях, командир очень
стевнен в своих действиях. Он постоянно
omymaet близость берега, ему чуть ли не
ежеминутно приходится менять курсы, уве
личивать’ или уменьшать скорость хода.
Поэтоху У офицера, ведущего корабль,
должна быть твердая уверенность в том,
что каждое его приказание на руль, на
‘сигнальный мостик или в машинное отле-
ление будет выполнено точно. и без малейч
шего. промедления.

Поучительный в ‘этом отношении случ
чай произошел на корабле Н., котда от-
рабатывалось боевое маневрирование при
аварийном управлении рулем. Тогда cka-
залась недостаточно четкая организация
главного командного пункта.

Телефонная связь главного командного
пункта с постом ‘аварийного управления
не’ использовалась; и все ‘распоряжения
командира: передавались на фуль мегафоном.
На передачу каждой команлы уходило до-
вольно много времени. Калитан-лейтенант
`Веледницкий не мог быстро производить
‘эволюции. Он нервничал, волновался. А
стопло только перейти на телефон, как
все получилось бы значительно быстрее п
проше. Впоследствии ° выяснилось, что’
т. Велелницкий‘ даже не внал, что у Here
налажена’ хорошая связь ‘по’ телефону.

А. вот другой пример, показывающий,
к чему приводит нетвердое внание отдельз
ными офицерами правил кораблевождения,
Подразделение катеров офицера Коркина
вышлю на тактическое учение по мадев-
рированию. Перед учением с командирами
катеров проводилось групповое упражнение
на тему предстоящих. учений. Теоретически
катерники решили задачу правильно, но,
котха дело дошлю ло практического ee Bhir
‘юлнения, обнаружился ряд существенпых
недочетов. Оказывается, не было заранее
согласовано число оборотов ходовых ма
шин. Уже во время самого маневрирова-
ния Коркину пришлось передавать сигна-
лами указания, кому и сколько держать
	оборотов. Сигналы флагмана на катерах.
	“ВЫПОЛНЯЛИСЬ манка, `нелосталочно чет-
ко. Молодые офицеры, неплохо выучив
назначение сигналов, He ‘твердо усвопли
правила их выполнения и в сложной 6-
становке стали теряться.

Штаб соединения принимает энергичные
меры к тому, чтобы, в кратчайший cpon
устранить все обнаруженные. в. начале лет-
	ней кампании недочеты, 06960е внимание,
обращает на отработку организации тлав-,
	ных командных пунктов и СИГНАЛЬНЫХ .
	мостиков. Прежде чем допустить молодых
	офицеров к несению самостоятельной ходо-.
	вой вахты, от каждого из них принимаются
зачеты по знанию театра. плавания и пра-
вилам кораблевождения. В штурманской
подготовке офицерского состава использу-
ются такие формы учебы, как сборы-10х0=
ды, групповые упражнения, предваритель-
ный проигрыш походов по картам, такти-
ческие занятия на ящиках с. песком, гле
наносятся различные ‘Участки. реки © фак-
тической навигациенной оботановкой,
Наши корабли совершили ряд. учебно-
лренировочных  . походов. - Так недавно
офицерским составом был проведен на
флагманском корабле рекогносцировочный
выход в мало изученный молодыми офице-
рами район, Походу предшествовала вое-
‘сторонняя подготовка. Участники поход&
подробно ознакомились с районом плавания
по картам, лоциям и описаниям, В пути
эти знания подкреплялись ‘практической
учебой. Каждому из участников было по-
‚ручено. самостоятельно вести прокладку
куреа, производить описание судового хода,
‚корректировать карты, наносить на них
навигационную обстановку и т. д. На: по-
ходе офицеры выполняли также ряд груп-
повых и индивидуальных валаний по изыч
сканию о0бхолных’ фарватеров; зарисовке
береговых ориентиров. Каждому ‘офиперу
было поручено выбрать наиболее‘ удобные
места для стоянки кораблей. По окончании
	похода командир соединения принял ото
офицерского состава зачеты и. сделал. I.
	рооный разбор выполненных заданий,

В тесном <очетании теоретической и
практической ` учебы офицерский состав
совдинения совершенствует свои знания и
приобретает навыки по вожлению кораблей
в сложной обстановке речного: театра,
	Капитан-лейтенант М ШЕРЕЛЬ.
	море

р

модействие родов. ВОЙСК.
ИКОй _ Отечественной войне
	соединения, которые, обогнав пехоту, при
сильной поддержке авиации устремились в
	>

Великая Отечественная“ война Советеко- .
го Союза. против. неменких фашистов в : р og ;
японских империалистов полностью  под- { Генерал-лейтенант В. ВОРОБЬЕВ *

. <

тверлила правильноеть пути, по которому
	ную и огневую мощь первых эшелонов и.
	лестичь непрерывности мощного удара ло
	полного разгрома атакуемого противника.

В’ летне-осевней кампаний 1943` года
можно проследить новые черты взанмодей-
ствия -релов войск: — вновь созданных
крупных танковых, артиллерийских совди-
нений н массированного применения авиа-
ции и противотанковой артиллерии, Летом
немцы, сосредоточив под Орлом и Белгородом
21 пехотную и 17 танковых дивизий, при
‘поддержке 2000 самолетов намеревались
окружить и уничтожить советские войска
Центрального и Воронежекого. фронтов и в
дальнейшем развивать наотувлениь ‘на ‘Me:
CERY.

Перед советскими войсками стояла зада-
ча — упорной актявной обороной измотать
и обескровить наступавшего противника,
остановить его, а затем, перейдя в контр-
наступление, уничтожить. Эта задача ‘на
основе тщательно разработанного “ReaMAIO-
лействия пехоты, танков, артиллерия, авяа-
ции И инженерных войск была блестяно
решена.@Чтобы усилить пехоту и создать
устойчивость обороны, в ее боевые порялки
в виле танкового барьера были включены
танковые и. механизированные” ‘войска.
Большое количество танков было ибпользо-
вано в засадах.

У Применение танков в боевых порядках
	пехоты и засадах было основано. на взаи-
	модействии с артиллерией. которая‘ своим
массированным огнем нз главных направ:
лениях наступления противника обеспечи-
вала действия наших Контратакующих тан-
ковых частей. Основная масса противотан>
вой артиллерии была в первых эшело-
нах и в полвижных резервах. Использова-
ние инженерными войсками протлвотанко-
вых и противопехотных заграждений в
тесном взаимодействии с лругими родами
войск позволило успешно фептить задачу
уничтожения танков. противника.

Kpome toro, мабсы нашей авиации завое-

вали госполетво в воздухе. Они солейство-
вали наземным  войскам,в уничтожения
ударных группировок танков п пехоты про:
тивника. Организация Взаимодействия, уме-
лое нзправление усилий всех родов войск
на выполнение поставленной задачи позво-
лили в летне-осенней кампании 1948 гола
горвать наступление немцев на Курской лу-
ге. Враг потерял. до 2900 танков, окола’
200 самоходных орудий, до 2000 самоле-
тов и 70.000, своих еолдат и офицеров.
«Наши войска в’ течение нескольких дней
ликвидировали летнее наступление нем-
цев, — отмечает. товарищ Сталин в при-
казе 7 ноября 1943 года, — и тем похоре-
нили гитлеровский план разгрома, основных
сил Красной. Армия и обхода Москвы co
стороны Орла — Курска. Более того, Крас-
ная Армия сама перешла в решительное на-
ступление, взломала мощные оборонитель-
ные полосы противника и в течение трех
месяцев отбросила его на запал местами на
400—450 километров», Верховный Глав-
окомандующий вновь приказывает: «Офи-
ерам и генералам всех родов войск — со-
вершенствовать управление войсками на
поле боя и взаимодействие всех ‘родов
войск, прочно закренлять усмехи‘ наетупле-
ния, стремительно  преслезовать войска
протизника, быстрее подтягивать тылы,
мелее использовать резервы для новых
даров». :

Прозорливое ‘фруководетво’ Верховного
Главнокомандования войсками ‘обеспечило
Советской Армин последовательное наращи-
вание сил в ходе войны. К началу 1944
года Вооруженные Силы `боветского Союза
этали настолько сильными и мощными. FTO

могли сокрушить весь восточно-гермавский
	фронт протяжением в 3090° километров,
провести‘ в течение. года десять -крупней-
MAX наступательных операций, ` завериеив-
птихся освобождением всей’ нашей Родины
от немецких оккупантов. Боевые действия
были перенесены на территорию’ фашчет-
ской Германии и ее союзников.

-В разгаре осуществления. плана кампа:
нии 1944 года Верховный Главнокомандую-
щий товарит Сталин в‘ своем приказе
23 февраля 1944 года вновь напоминает
офицерам и генералам всех родов войек о
необходимости «совершенствовать искусство
вождения войск, тактику маневрирования,
дело взаимодействия всех родов ВойсЕ, В Х0-
де боя...». «7

Операции 1944 года, спланированные
Ставкой Верховного. Главнокомандования и
проведенные под непосредственным руко-
водетвом товарища Сталина, следовали одна
за лругой на разных участках советеко-гер-
манекого фронта от Варенпова до Черного
моря. Они были пронизаны единым страте-
гическим замыслом, четким paanuogelicTau-
ем по времени и пространству.

В каждой отдельно взятой операция NOx-
но проследить стройную организацию, взаи-
‘молействия всех родов войск, направленных
	5 достижению поставленных целей. Приме-
	ры классического осуществления. взаимюдей-
	ствия крупных общевойсковых армий, боль-
	ших танковых и авиационных соединений
дают. Корсунь-Шевченковская,  Бобруй-
ская, Витебская, Будапеттекая операции.
_ 24 июня 1944 года войска 1-го Белорус-
ского фронта начали операции по преры-
ву сильно укрепленного Бобруйского узла
обороны немцев. Накануне сильные разве-
лывательные отряды. поддерживаемые ог-
нем артиллерии и авиации, вели непрерыв-
‘ные бой с целью установить наличие про-
тивника в. первых. траншеях ‹ обороны. С
наступлением темноты авиация обрушила
евой мощный удар на передний край вра-
жеской обороны и опорные. нунЕты в оглу.
бине обороны противника,

Используя действия авиации и нашей
разведки, салеры приступили в расчистке
проходов. в минных полях противника и
постройке переправ через реку Друть. В
3 часа 55 минут 24 июня на направлении
главного удар» началась мощная артилте-
рийская подготовка, после которой. пехота,
взаимодействуя в танками, под прикрытием
‘огневого вала начала атаку и. овладела пер-
`вой линией траншей, Во второй половине
дня, с улучшением погоды, авиация начала
расстреливать из пулеметов контратакую-
щие части противника, сделав до 2500 само-
лето-вылетов. р
	етвии артиллёрии всех калибров и инженер-
ных вредств. .

Как известно, танковая армия Гудериана
под Москвой и танковая армия‘ Влейста на
юге была измотаны и обескровлены ваЕтив-
ных оборонительных боях, в результате чет-
ко организованного взаимодействия нашей
пехоты, артиллерии, авиации и инженер-
ных войск. Оборона_Одессы в 1941 году си-
лами Приморской армйи и Черноморского
флота продолжалась бвыше двух меся-
пев. Советские войска и флот успешно
выдержали натиск позтя в шесть раз чис-
ленно превосходящих неменко-румынских
войск. Этот успех об’ясняетея в первую
очерель отличной организадией в обороне
	взаимотействия пехоты. полевой. береговой
	и корабельной артиллерии, а также нали-
чием инженерной противотанковой и про-
тнвопехотной систем укреплений.
Восьмимесячная героическая оборона’ Се-
вастополя в 1941—42 гг. подтвердила ре-
шающее значение четкой организации взаи-
молействия всех родов войск п боевой тех-
‘page, Hemmer имели под Севастополем
огромное превосходство в силах: по пехоте
почти в два раза, по артиллерии более чем
в три раза. по танкам немпы имели. лве-
надпатикратное превосходство, а по авиа-
пий — в восемнадцать раз. Несмотря на
‚это, все атаки немцев, поддержанные мош-
ной техникой, терпели крах. встречая орга-
низованный отпор ‘всех видов огня —
стрелкового, нинометного, артиллерийского,
орудий береговой и корабельной артиллерии
Черноморского флота и авиапин. Значитель-
ную роль играли и заграждения. Действие
артиллерии как решающей силы в обороне
Соваютополя было спланировано так, что
все виды ‘ее могли сосредоточить свой огонь
по любому участку, где противник пыталея
наступать.
Огромным вклалом в советское военное
искусство явилось указание. товарища
Сталина 06 ° артиллерийском наступле-
	нии. сущность этого указания заключалась.
в организамии взаимодействия при на-
ступлении пехоты‘ и артиллерии на вю
глубину оборэны: противника. когда артил-
лерия наступает вместе с пехотой и тан“
вами, проклалывая им путь своим мощным
	массированным огнеу.]эспех наступления
могут обеспечить только соединенные дей-
ствия уларной группы пехоты, артиллерии,
танков, авиация и инженерных войск.
Сталинское указание об артиллерийском
	наступлении позволило уже в Московском
сражении осуществить тесное взаимодей-
ствие пехоты, артиллерии й танвов. В раз-
вернувшихея наступательных операциях
Советской Армии это’ взаимодействие стало
законом.

Лля того, Чтобы уметь правильно и э6=
фективно использовать сильные стороны
каждого рода войск. необходимо в совер-
шенстве знать ту технику, которой они во-
оружены. Товарищ Сталин в холе войны
неоднократно указывал Ha это. В приказе
1 мая 1942 гола товарищ Сталин требует:

«Рядовым бойцам — изучить винтовку в
совершенстве, стать мастерами своего ору
жия... Пулеметчикам, артиллеристам, мино-

метчикам. танкистам, летчикам — изучить
свое оружие в совершенстве, стать мастера-
ми своего лела... Общевойсковым команди-
рам — изучить в совершенстве дело взаимо-
действия ролов войск. стать мастерами дела
вожления войск...»

Генеральное сражение. пол Сталинградом
является блестящей победой сталинской
науки о взаимодействии. оказавшем решаю
щее влияние на последующее развитие дей-
ствий ‘всех ролов войск. нак в наступтении,
так и в обороне.

Еще в период ожесточенных  оборони-
тельных боев за Сталинград в октябре
1942 гола товарищ Сталин,  полготовляя
контрнаступление `@ целью окружения
еталинградекой группировки немцев, прено-
дал Советской Армия ‘указания об исполь-
зовании танковых и механизированных с08-
линений. Эти указания способствовали. лад
нейшему развитию оперативного и так’
ческого взаимодействия ролэв войск.

оздание танковых групп непосредетвен-
‘ной поддержки нехоты привело к новым
методам зтаки, новой организации ближнего
боя. основанного на непрерывном сопрово-
ждении танками наступающей пехоты. Ор-
ганизация крупных танковых и механизи-
рованных соединений накануне Сталинград-
ской битвы превратилась в мощное срел-
ство оперативного развития прорыва, оено-
ванного на непрерывном взаимодействии
танков, авиации и пехоты,

Гениально разработанный ‘Верховным
Главнокомандующим товарищем Сталиным и
блестяще осуществленный под его руковод-
ством план окружения и уничтожения нем-
tes под Сталинградом являет собой непрев-
зойденный пример организации взаимодей-.
ствия крупных масс всех родов войску В
Сталинградской операции при окружении.
немецкях армий главная роль принадлежа-
ла танковым и механизированным войскам.
В м время как советские войска активным
действиями сковывали противника по
‚Сталингралом. подвижные ударные групи.
ровки на флангах немецкой обороны, под-
держанные мощным ударом артиллерии, про-
рвали Фронт немцев. В этот прорыв устре-
мились сопровождаемые авиацией . танко-
вые, механизированные, ° кавалерийские
соединения, завершившие в течение пяти
дней оперативное окружение крупнейшей
вражеской группировки,

Разработанные в ходе войны и проверел-
ные опытом положения о взаимодействия
коснулись не только специальных родов
войск. 9 ноября 1942 года товарищ Сталин
утвердил Боевой устав нехоты, в котовом
отражены основы взаимодействия пехоты в
зругими родами войск. Выхол Боевого уста-
ва явился крупным событием, оказавшим
большое влияние на лальнейшее. совершен-
ствование пехоты и использование ею
своего оружия,

Отказ от шаблона в построении боевых
порядков, введение стрелковой цепи, овла-
дение сталинской тактикой маневрирования
позволили по-новому организовать м одес-
печить. взаимодействие ‘первых п вторых
эшелонов с общим танковым и. противотан-
ковым резервами, позволили усилить удар-

ло развитие военного искусства Советской
Армии. Неопровержимым  локазательством
этого служит полный разгром нашими Во-
оруженными Силами армии фалтистской
Германии, ев союзников в Европе и армий
японских империалистов.

В периол между первой и второй миро-
рыми войнами появилось немало  «проро-
ков». пытавшихся определить контуры бу-
дущей войны и пути развития вооруженных
сил, место и роль В НИХ быстрое растущих
новых родов войск —— авизции, танков. Не-
безызвестный представитель английских
ныпериалистов ‘Фуллер, выступающий сей-
час в роли поджигателя новой войны, В
своей книжонЕе «Реформация войны» В
свое время” писал: «Бак мало похожи будут
сражения - ‘будущего на современные. Для
wate пехотьь конницы и артиллерии в
ких не будет места. Конница, вероятно, ис-
чезнет, сохранив разве обязанности конной
поляпии; пехота, может быть, станет «цари-
цей крепости», но. на поле сражения она.
лишившиеь своей наступательной CHIL,
потеряет свою корону». Артиллерия, по мне-
нию Фуллера, может сохранить свое значе:
ние лишь в том случае, если станет тан-
ковой артиллерией. «Таким. образом мы: мп-
жем предсказать, — писал Фуллер, — что
танк произведет быстрый. переворот в суще-
ствующих способах ведения войны».

Развивая взгляды Фуллера, английский
военный «теоретик» Лилдель-Гарт предла-
гал созлать механизированную армию ©
«танкизированной» артиллерией, подкреп-
ленную небольшим числом легкой пехоты и
неболыним количеством отборной конницы:

Германская военная доктрина «молние-
HOCHOH войны» основывалась Ha решающей
рели мотомеханизированных войск и’ авиа-
ции, которые внезапно обрушиваются на
противника, глубоко вклиниваются в его
оборону, добиваясь конечной цели; Пехота
рассматривалась Kak оккупационная ар-
мия. а артиллерия должна была усиливать
танковые армии и моторизованную пехоту.
	Великая Отечественная война Советекого
Союза: против фашистской Германии пока-
зала, полный провал всех этих предсказаний
и прогнозов, как ничего не имеющих общего
	< тенленцией развития военного дела.
	`Дефективная германская стратегия, пока
она имела, лело с армиями западно-европей-
ОкИХ государств, добивалась успеха с по-
мощью пятой. колонны и провокаций, но
стоило Германии столкнуться c Советеким
	Союзом: “Kak ее доктрина. потерпела полный
	крах.
«Их стратегия - дефективна, — писал
товарит Сталин о немцах, — так как она,
как правило, недосценивает сил и возмож-
ностей ‘противника и переоненивает свои
соботвенные силы. Их тактика шаблонна,
так как’ она старается подогнать события
н& фронте Под тот. или иной параграф
устава». ^

Вооруженные Силы Советского Союза
развивались на основе самой передовой, со-
веткой военной  наукн, = созданной
товарищем Сталиным. В периол перехода мо-
лодой Советской Армии от гражданской вой-
ны В мирному строительству овариш
Сталин в своей классической работе «Ё во-
Dpocy O стратегии и тактике русеких
коммунистов» гениально определил пути
развития Вооруженных Cua Советеко-
ro Союза, их стратегию и тавтику,
место и роль роюв войск и сущ-
НОСТЬ ИХ взаимодействия. «Способы ведения
войны, формы войны,— писал  товариш
Сталин, — не всегда одинаковы. Они меня-
WICH B BaBHCHMOCTH от. условий развития,
прежде ввего в зависимости OT развития
	нроизволетва...! Искуество ведения войны B
	современных убЛбвиях состоит в том, 9т0-
бы, овладев всеми формами войны и всеми
тостижениями науки в этой области, разум-
но их использовать, ‘умело сочетать их
или своевременно применять ту или иную
из этих форм в зависимости от обетановки...
Формы организации армий, роды и виды
войск приспозобляются обычно к формам
и способам ведения войны. С изменением
последних меняются первые... Задача воен-
ного иовусетва состоит в том, чтобы обеспе-
чить 38 60б0ю в6е роды войск, довести их
до совершенства и умёло сочетать их дей-
ствия». 1

Открытие товарищем Сталиным этого
положения в развитии во’руженных сил
было крупнейшим вклалом в советскую
военную науку и программой творческой
работы при ‘строительстве Советской Армии.
	За тоды трех сталинских пятилеток в (0-
ветской Армии произошли большие измене-
ния в органлзации, техническом оснащении
	И боевой подготовке.
	Е RE АЕ ЕТ ЕТО,

тыл противника в направлении на Бобруйск. . < ысокой
Войска 1-го Белорусского фронта в тече-    КОМаНТиРов вораблей не только высоко,
штурманской подготовки, но и хороше

ne ee
	ние’ дня. прорвали сильно укреплевную 000-
pony противника на фронте в 30 км и углу
бились танками до 20 км. На другой день
в образовавшийся прорыв была введена
конно-иеханизированная группа, которая,
стремительно пройдя с боями 40 ки, выш-
ла южнее и юго-западнее Бобруйска, отрезав
противнику пути отхода на запад,

~ Тавнм‘ образом. четко организованное
	‘ззаимолействие пехоты, танков, конницы

и. авиапии позволило в течение трех дней
	‘закончить окружение крупной группировки
	противника в районе Бобруйска.

- Оставив ‘часть войск для ликвидации
окруженного противника в Бобруйске, глав-
ные силы 1-го Белорусского фронта продол-
жали преследование противника на Мин-
ском п Слупком направлениях. Охновремен-
но стремительвым ударом войска 3-го Bem-
русского фрозта BENIN северо-западнее
	Минска. 3 июля передовые: части” 1-го ий
	3-го Белорусских фронтов  ветретились в
	  районе Минска, замвнув в вольно’ овру
	жения до 30 немецких дивизий.

`Наступательные операции в. 1944—
1945 гг.. проведенные Советекой ‘Армией,
характерны ‘огромным насышением стрел-
ковых частей средетвами успления. До-
статочно ‘указать, что при прорыве обороны
противника: стрелковая хивизия имела та-
кие средства усиления. как тяжелые тав-
ки прорыва, самоходные тяжелые и легкие
орудия. истребительно-вротивотанковую ар-
тиллерию, минометные подразделения. са-
перные части. Стрелковый полк уси-
ливался танками, самоходными орудиями,
минометныхи подразлелениями, саперами,
истребительно-противотанковой — артилле-
рией. Стрелковому батальону также чаето
придавались танки, самоходные орудия, тя-
желые минометы, саперы и полковая ар-
тиллерия.

Все это требовало от общевойсковых
командиров глубокого знания природы сов-

ременного боя. места и роли в нем кажлого
рода войск и умения организовать Henpe-
рывное взанмодействие их в течение всего
боя до полного разгрома противника. ‹ _.

Поздравляя впинов ‘Советской Армии 6
27-8 головшиной Великой Октябрьевой co-
	циазлистической революции, товарищ
Сталин дал высокую оценку боевой лея-
тельности Вооруженных Сил Советского Со-
юза; отметив, что «В зимних и-летних
сражениях истекшего гола Красная Армия
	показала возросшее ‘воинское мастерство,

Воины Красной Армии умело взламывали

укрепленные полосы противника, стреми-
тельно ‘преследовали, окружали и уничто-
жали врага. В наступательных боях проя-

ВИлОСЬ Четкое взаимодействие всех родов

советских войск, высокое искусство. манев-
par. .. А

Новые черты взаимодействия возникали
не только при появлении новых ролев
войск, во и в применении новых видов во-
оружения. Организация подразделений ав
томатчиков ‘вызвала ‘совершенно новые
приемы взаимодействия внутри роты и ба-
тагьона. Введенные на вооружение танки
прорыва явились не только мощным срел-
ством взламывания сильно’ укрепленной
обороны противника, но и стали успешно
применяться BO взаимодействии с пехотой
и саперами в-составе штурмовых групи пра
атаке огневых точек, при их блокировании
и в борьбе за населенные пункты. (трель
ба прямой наводкой при’ взаимодействии @
пехотой помогала’ последней ` при’ вотрече- с
огневыми точками противника. Вооружение
армии самоходными орудиями позволило по”.
новому. разрешить вопросы сопровождения
пехоты и танков при атаке и развятин боя”
в глубине обороны противника, во время
его преследования, ^

Блестящие ‘примеры `- осуществления
взаимодействия можно проследить и Ha
многочисленных ‘совместных. операциях `су-
хопутных войск, ‘военно-морского флота,
речных и озерных флотилий. Товарищ
Сталин в своем приказе от. 22 июля 1945.
года, подводя итоги боевой’ дезтельноети
флота во время войны, указывал: «В Вели-
кой Отечественной войне. советокого народа
против фашистской Германии. Военно-Мор-
ской флот нашего гэсударства был верным
помощником Красной Армии...

В период обороны и наступления Rpac-
ной Армии наи флот. надежно ` прикрывал
фланги Краеной Армии, упиравшиеся в-мо-
ре, наносил серьезные удары по. торговому
флоту и судоходству противника и `обеспе-

ил бесперебойное действие своих коммуни-

каций».

Героическая оборона Одеесы и Севасто-
поля в! 1941—1942 гг.; осуществленная
войсками Приморской армии в тесном взан-
модействии с Черноморским флотом, скова»
ла южный. фланг немцев почти на целый

‘тол. Немцы и румыны потеряли в атаках
	Черноморского побережья только на этих
	направлениях. свыше 460.000 своих солдат
и офицеров. Героическая оборона, Ленингра-
да, операции в Керчи и Феодосий, Новорос-
сийске и в районе о. Ханко, десятви де-
сантных операций, проведенных флотом во
взаимодействии с сухопутными войсками,
‘операции Лнепровекой, Дунайской, Амур-
ской речных флотилий, Ладожекой, Чуд-
ской и Онежской озерных флотилий,
Азовской и Беломорской флотилий были
успешно осуществлены на основе: сталин-
ского учения о взаимодействии родов войск,

Задача воинов Советской Армии; офице-
ров, генералов и’ здмиралов-— неустанно
Изучать и совершенствовать опыт Великой
Отечественной войны по взаимодействию
	родов войск и ‚боевой. техники. —> основы
	успеха в современной войне,
«Руководящим принципом боевой подо
товки советских Вооруженных Сил воегд
было. и теперь остаетя = учить войск
тому, что необходимо на‘ войне. Опыт ‘о
казал, что современная война требует о
	войск. высоких боевых и моральных - Ka-
честв. хорошей военной и политической
	Честв, хорошей военной и политическо:
педготовки, умелого владения боевой тех
никой, надежного взаимодействия и боль
шой физической выносливости» (Сталин)
	В период летней учебы имеются все. воз-
можности добиться новых успехов в решении
этой важнейшей задачи. стоящей перел Во-
	оруженными Силами: Советекого Сотеза,
	энания тактико-технических данных И
маневренных элементов CBOETO корабля.
Поэтому команлиры кораблей, вахтенные
офицеры и рулевые должны во всех лет8-
лях внать район плавания и его особен-
ности, уметь -быстро ориентироваться. В 06-
становке, строго и безупречно соблюдать
вее правила кораблевождения.
	Koxnmoe значение для безаварийного.
	плавания имеет безукоризненно четкое ве-
дение путевых карт, навигационного жур-
нала и других штурманских документов.

На реках Амурокого. бассейна течение
ловольно. быстрое и неравномерное. На раз-
личных участках оно меняется в зависи-
мости от ширины русла. Довольно часто
происходят изменения глубин фарватера от
уровня волы, а также от наносимых тече-
нием пёечаных Mace, B результате ранее
проходимые для кораблей места, становятся
вдруг несудоходными, и, наоборот, там, где
до этого. было мелко, образуется глубокий,
чистый фарватер. Поэтому очень важно,
чтобы навигационные карты ‚и описания
своевременно корректировались. иначе вы-
ражаясь. привявыватись к конкретной 0б-
становке того участка, реки, гле. корабль в
данный момент совершает. плавание. Ma-
лейшее отступление от этих правил. ведет
® серьезным последствиям.

Мне. вспоминается случай, Было этозв
прошлом году. Кораблям соединения; на
котором я служил штурманом, предстояло
совершить ночной поход вверх по Амуру.
Перет каждым походом я, как правило,
уточнял: ‘у работников гидрографической
службы карты и навигационную обстанов-
ку. Так было: и на этот: раз.

С наступлением темноты ‘корабли еня-
лись е якоря. В тюлюве походного ордера
на флагманском корабле шли командир
соединения и я. Видимость была плохая,
стояла темная. бозлунная ночь. ‘^
	Придерживаясь проложенного 10 карте
курса, я вел корабль по счислению. Зная
скорость хода, мне не трудно было точно
рассчитать. когда нужно сделать поворот в
	отну из проток. Но неожиданно наблю-
	датель доложил мне о том, что видит спра-
ва буй ограждения, хотя он, по ‘моим пред-
положениям, должен был появиться на. де-
сять минут_позднее. ‹

— Не точно рассчитали, штурман, —
	с укоризной заметил командир ©бединения.

Я был уверен, что мои’расчеты сделаны
правильно, однако никак не MOT понять,
почему знак огражления появился раньше
времени. Пока я размышлял нал этим во-
просом; корабль прошел ‘буй, и, командир
отдал приказание ложиться на новый куро.
Не прошло в ‘нескольких минут, как из
темноты посльшналея взволнованный голос
бакового метриточного. Он докладывал, что
глубина резко меняется. п корабль идет на
мель,

Припьюсь немедленно застоперить хол; а
залем дать полный. назад. По сигналу
‚флагмана застопорили‘ машины и на’ осталь-
ных следовавших в кильвалер 3a нами
кораблях. Только благодаря быстро произ-
веденному маневру удалось избежать 1о-
салки на мель и столкновения.

Когда разобрались в обстановке, выяени-
лось, что меи расчеты все. же. оказались
верными: буй, 38 ‚Которым. следовало сде-
лать поворот, действительно находился
впереди, & тот знак ограждения, который
ввел нас в заблуждение, был выставлен
за несколько дней перед нашим походом
гражданскими водниками, и гидрографы
флотилии с нем ничем еще не. знали,
® Приведенный пример лишний раз пол-
черкивает необходимость тщательного со-
тласования карт ¢ действительной обета-
новкой на речном театре плавания. Кроме
TOPO он показывает, какую важную роль
‚играют хорошо поставленная служба мости-
Ka и отработанная связь. Если учесть, что
корабли шли в сохкнутюм  кильватерном
строю, то нетрудно убедиться, что малей-
шая оплошность — несвоевременно приня-
тый. или несвоевременно исполненный  сиг-
‚нал флагмана — могла привести к аварии.

Совместное плавание на реке требует
высокого уровня тактической полготовки
как одиночного корабля, так и соединения
‚в целом. Если в условиях моря корабли
	Курс-в
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 5 августа. (По
телеграфу от’ корр. «Красного Флота»).
Подготовка к вылету вакончена. Экипажи
торпедоносцев ‘уточнили задание, провери-
ли исправность самолетов, правильность
подвески ‘торпед.

В это же время в штаб поступило до-
несение о приходе корабля-цели в район
учений.

По сигналу поднимается с аэродрома
звено торпедоносцев, которое ве-
дет майор Булатов. В воздухе экипажи
собрались быстро, на первом же круге,
и пошли в море на поиск корабля. ^

Командир группы установел связь 6 по-
средником, находившимся на борту ко-
рабля. Началоя поиск цели. Дачные раз-
ведки были правильны: экипаж ведущего
самолета векоре обнаружил корабль.

Штурман флагманского самолета офи-
nep Воротынцев подготовил ‘расчеты для
торпедной атаки. При выходе “на исходную
позицию он уточнил аргументы движения
цели, исправил расчеты прицеливания.
В зоне артиллерийском огня звено, шед-
mee строем клина, выполняет противо-
зенитный маневр. По примеру ведущего
Фамолеты периодически пэменяют нанрав-
ление и высоту полета.
	Цель уже близка. На боевом курсе майор
Булатов и его штурман заметилн, что сила
и направление ветра, вамеренные UME Ha
марируте, изменились. Это заставило эки-
пажа учесть изменивиуюся обстановку i
Тотчас внести поправку в расчеты.

Корабль маневрирует, но торпеда, сбро-
шенная с ведущего самолета, «поразила»
цель. По примеру свозто командира успеш-
	НО атаковали цель и ведомые экипажи.

Hat морским полигоном — вторая
группа “самолетов. После войны: в учебных
полетах был популярным выход в атаку
со стороны солнца. Офиперы и матросы
кораблей, с которыми взаимолействовали
торпедоносцы, были уверены, что. самолеты
появятся именно < солнечной . стороны.
Слов нет, такой выход действительно 34-
трудняет наблюдение © корабля, но при
таком шаблонном подходе к внедрению
опыта войны далеко не всегла, лостигаласв
	внезапность. Это было учтено пуи плани.
	‘рованин летного дня. Штаб авиачасти раз-
работал свой план атаки.

Выбрав такой момент, когла Корабль
взял куро на солнце, самолеты двумя
группами атаковали его на острых Kypte
вых углах со стороны берега и моря. Вы-
хол в атаку оказался неожиданным. Одна
группа использовала для маскировки беге-
говую черту, а вторая — отблески солвиа,
Торпедоносцы, появившись на малой вы-
соте, нанесли кораблю точные «удары».

аиболее успешно на этот раз действовал
экипаж майора Черняева, — торпеда, сбро-
пенная штурманом Мудриченко, прошла
под килем корабля.
	‚ Одна за друй © вэролрома вылетают
группы самолетов. Вот снова к кораблю
приближается звено. Ведущий лейтенант
Портянников — опытный летчик. Знает
свое дело и штурман его экипажа лейтё-
нант Погребных. Расчеты атаки сделаны
точно. Строго выдерживаются курс, ено-
POCTh. Экипажи и этого звена так, же метко
поразили цель. ме
	„ Чапитан А. ЗУБОВ.
	Сталинский гений предопределил выдаю-
шуюся роль в современной войне новых
родов войск — авиация и танков. В пора-
зительно короткий срок под непосредетвен-
ным руководством. товарища Сталина были
созланы ‘мощная авиация и современные
авто-бронетанковые войска. Одновременно
происходила модернизация имевшейся на
вооружения артиллерии и создание новых
образцов артиллерийского вооружения —
противотанковой, зенитной, реактивной,

_ минометной артилаерии и зртиллерии боль-
шой мощности. В то же время советекая
военная наука He пошла по пути господ-
ствующих на Западе идей о преоблалающем
значения того или иного. рода войск, & четко
сформулировала, что рептение залая в совре-
менной операции, в общевойсковом бою мо-
жет быть выполнено лить на основе беспре-
рывного взаимодействия всех родов войск:
пехоты, артиллерии, танков и авиации, при
широком _ использовании инженерных и
	других средотв борьбы,
Опыт войны полностью полтверлил ира
	РИЛЬНОСТЬ ЭТОГО положения. На каждом ее
этапе ° Верховный = Главнокомандующий
товарищ Сталин по-новому фазрентал вопро-
сы взаимодействия и боевого использования
	ролов войск. В оборонительном сражении на
	чального” периода, когда немцы танковыми
влинъями генерала Гудериана’ охватывали
Москву, а Н& юге перешла в наступление
танковая армия Клейста, Ставка, Верховного
Глевнокомандования издала инструкпию по
противотанковой обороне, В-ней предусмат-
ривалось создание противотанковых опоо-
НЫх ПунВтов, ОСНОВАННЫХ НЗ взаимодей-