3 июня 1948 г., четверг, № 130 (2924\

КР

АСНЫЙ ФЛ
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

S OCCTGHOE ители
Dlonemxoro : ‘бассей
	Торные инженеры шли волед за частями
Советской Армии. Уже Через день посте
освобождения Краснодона, Ворошиловтрача
торные инженеры были на шахтах. Еще в
Сталино слышался гром отдаленной канона-
ды, и черный густой дым пожарищ стлалея
над городом, а инженеры уже разрабатыва-
ли планы возрождения шахт ‘угольного
Донбасса, составляли проекты.

Все они — и Игнатов, и Картозия, и
Шахмейстер, и. многие’ другие =— хорошо
знали Донецкий бассейн, Злесь во время
учебы в высших учебных заведениях про-
ходили они практику, став инженерами,
работали, накапливали опыт, практические
знания.

Но теперь они не узнавали родного Дон-
басса. Не было ничего похожего’ на бурля-
щую жизнью «Всегоюзную кочегарку». Вее
лежало в развалинах, всюду валелось
искромеанное взрывами оборудование.

Отступая под мощными ударами Совет-
ской Армии, гитлеровцы осуществили вой
заранее разработанный дьявольский план.
Специальные немепкие саперные части ме-
тодически увичтожали все сложное обору-
дование шахт — под’емные машины, венти-
ляторы, компрессоры, копры... Немецкие
инженеры, безуспешно пытавшиеся в годы
озвупации наладить добычу угля, под ко-
неп нашли себе работу: они. консультиро-
вали немецких саперов, как наилучшим 906-
разом разрушить шахты, разрушить так,
чтобы восстановление Донбасса. затянулось
на десятилетия, -

Не ловольствуясь взрывом оборудования,
титлеровцы затопили шахты. Сотни мил-
лионйв кубометров воды — огромные п
земн. 18 озера — залили шахтные коридоры,
забом

Страпную картину разрушений увидели
вотупившие в Донбасе вместе с Советской
Армией горные инженеры. г

Дороги были каждый день, каждый чае,
хажлая минута. Доненкий бассейн нужно
в)зродить, возродить в; самые сжатые, са-
мые короткие сроки. Это было задание пра-
вительства, партии, задание товарища
Сталина.

Но какими путями должно ‘пойти возрож-
дение Донбасса? Практика мировой горной
техники не давала ответа на этот вопрос.

Советские инженеры знали о француз-
ском опыте откачки затопленных  махт
‘угольных бассейнов Северного и. Па-де-Кале
после первой мировой войны. Нэ количе-
хтво воды в этих шахтах было по крайней
уере в шесть раз меньше, чем в донецких,
а откачка шахт затянулась на многие годы.
Такие темпы не могли удовлетворить совет-
ских людей.

Нужно было. находить новые, свои реще-
ния. Здесь не могло быть шаблона, требо-
вались. большие творческие искания.

В Донбассе собрались лучшие специали-
сты страны. Групна. инженеров под руковод-
ством т. Игнатова занималась проблемой
откачки затопленных шахт. Каждый день
Перед ними вставали новые ‘проблемы. Су-
ществовавиеие насосы для откачки воды не
обладали достаточной мощноетью—и груп-
Ha конструкторов в течение короткого вре-
мени разработала новый тип мощного насо-
Ca, простого в изтотовлении и эффективного
в работе, Насосы не могли подавать ‘Воду
Ws шахт глубиной во многие сотни метров.
Й здесь советские инженеры нашли. ориги-
нальное и остроумное решение, сконетруи-
ровав ряд приспособлений и механизмов.
Темпы откачки многих шахт были недоста-
точны. Инженеры соорудили двухэтажные
подвесные клети, на которых монтировали
один над другим центробежные насосы. И
темцы откачки быстро стали возрастать.

Bee водоотливные средства работали, без-
остановочно — день и ночь, Отромные по-
токи воды непрерывно хлестали из шахт,
разливаясь по балкам, уходя в реки, в море.

И то, что в зарубежной практике длилось
почти десятилетие (при значительно мень-
	Llucomo в редакции
	Улучшить ‘морскую
полготовку старшин
	й служу наз Флоте шестой год — срок,
вполне достаточный для том, чтобы хоро-
ю изучить свою специальность. Однако
я должен сознаться, что мне как боцману
олеловало бы намного лучше знать морокое
дело. Такой нолосталою харахтерен и для
некоторых ‘других старшин, так же как
и я, огончивших школы учебных отрядов.
Они’ не могут полноценно обучать матросов
морскому дежу; поскольку ‘сами плохо
знают его,

Одна из причин та, чт в школах учеб-
ных отряхов будущим стариинам We приви-
вают нообходимых морских. навыков. Напри-
мер, меня в школе учебното отряда так и
не научили, как составлять пипаклевку и
тпаклевать шлюлку, как правильно разве-
сти краску, как сделать фигурный мат, еде-
лать поворот на шлюпке через форлевинх,
определить свое место по трем пеленгам и
многому друтому, что надо зналь каждому
старшино и бощману.

Превла, пренодаватель нам рассказывал,
чт пплаклевка делается из мела и олифы,
что маты могут быть вертикальной и гори-
зонтальной завивки, что поворот через. фор-
девинд —- самый. трудный и опасный. №
	самому мне ни разу. за вееь периол учебы
	He ловелюсь OpaBrayecny заняться этим

делом.
	Некоторые старшины на’ катерах,  при-
	шедшие служить на флот в самом конце
войны, знают только, как ‘завязать три
морских узла. Порою они не разбира-
{OTCH в самых простых вопросах морокото
дела. В школах учебных отрядов они полу-
чили недостаточную практику, & вослюл-
Нить   этот пробел на кораблях не всегда
удается. Например, в нашем потразделении
нет шлюпки, на которой можно было бы
тренироваться в хождении на веслах и под
парусами, Как же старшины могут учиться
сами и учить матросов управлению тают
кой! Есть у нае и такие матросы, которые
не могут правильно ответить, что такое
брештук, сортинь, рындабулина, пиллере,
чиксы, ватервейе, нипигат и т. п. Это пова-
зывает, что не уделяется еще должного вни-
хания морской пралотике.

Сейчас, в летний период учебы, имеются
вое возможности поправить дело. Надо вос-
пользоваться этями возможностями, органи
зовать морокую подготовку так, чтобы стар-
тины и матросы приобрели как можно
	бельше практяческих мореких навыков.
	Bouman корабля п.
старшина 2 статьи Г. ДОЛГИХ.
	flo следам
неопубликованных писем
	В; редакцию газеты «Красный Флот» по-
ступило письмо, в котором сообщалось о
бездутном отношении. к нуждам  подчи-
ненных в Н-екой части, Так, например,
	котла сочно потоебовалась автомашина,
	‘Чтобы отправить в госпиталь жену офицера
т, Жирноклееву, то не в меру экономные
‘хозяйственники выдали так мало бензина,
‘NTO его нехватило даже на путь до госпита-
‘ля. В результате вынужденной остановки
автомашины состояние больной ухудшилось,

В то же время хозяйственники забывают
о необходимости экономить горючее, когла
дело доходит до частных поездок на отдален-
ные рынки..

Ha запрое редакдии командир части
сообщил, что факты, приведенные в
письме, подтвердились. На дежурного по
таражу и шофера наложено взыскание,
Начальнину отделения материально-техни-
‘ческото обеспечения подполковнику Дееву
указано на необходимость более чутко 0т-
носиться к нуждам личного состава.

Пользоваться машинами для поездов на
рынки. запрещено.

‚воинском воспитании
	(К второй годовщине со дня смерти М. И. Калинина)
	же мы не отдадим друг дтугу воинских 199
честей? » :

Боевые традиции нашего народа и ert
Вооруженных Сил Михаил Иванович считал
одним из важнейших фахторов воспитания.
В беселе. © фронтовыми агитаторами в 1943
году он советовал им напоминать советским
воинам о героических традициях нашего наз
рода, о его прекрасном эпосе, литературе, $
великих людях-—полководцах и возначаль-
никах, о борцах за освобождение народных
		8 июня 1946 года вкончался М. И. Кали-
нин — верный соратник Ленина и Сталина,
славный сын великого русского народа, ORB
из выдалопияхся деятелей коммунистической
партии и Советского государства. Глубокая
преданность М. И. Калинина делу Ленина—
Сталина, его ясный государственный ум й
отромный жизненный опыт, простота и cap-
зечность, живая связь с широчайшилея Mac-
сами трудящихся снискали ему горячую лю-
	VOBh H искреннее уважение всех народов
Советского Союза.

Всю свою жизнь отдал М. И. Калинин те-
волюционной борьбе. и строительству ‹о-
циалистического общества. Двадцать семь
лет он возглавлял верховный орган Совет-
ского государства, отдавая все свои силы
	делу коммунизма. Полная напряженного и!
	плодотворното труда жизнь Михаила  Ива-
новича. является ярким примером беззавет-
ного служения трудовому народу, сопиали-
стической. Родине. .

Исключительно велика роль Михаила
Ивановича. как одного из виднейших просве-
	тителей, воспитателей нашего народа. В!
	оставленном им идейном наследстве значи-
тельное место занимают работы по вопро-
сам коммунистического воснитания трудя-
щихся и, в частности, советских воинов.
Ето статьи и речи, посвянтенные этим во-
	просам, служат и сеичас боевым руЕсвод-  ’
	ством к действию.

В докладе на собрании московского пар-
тийного актива в октябре 1940 г. М. И,
Валинин сформулировал основные принпе-
пы коммунистичеекого воспитания трудя-
щихся. Коммунизм — не отвлеченное поня-
тие. Нельзя говорить о коммунизме, не свя-
зывая его предметно, материально < живо-
тренещущими вопросами сегодняшнего дня.
Коммунизм — это новое, сознательное отно-
шение к трулу, в евоим обязанностем. Это
	забота © повышении производительности
труда и качества продукции. «При этом,—

указывал Михаил Иванович. — я имею в
	  РИдуУ Продукцию не только физического, но
	и интеллевтуального ‘труда —— продуЕцию
инженеров, архитекторов, писателей, учите-
лей, врачей, артистов, художников, музы
кантов, певцов и т. д.». М. И. Калинин при-
	питания советских войнов” как передовых,
сознательных, преданных Родиве советских
граждан. Его мысли об источниках героизма
и мужества наших воинов; ю босвых. тради-
  циях, о сущности советской. войнекой дис-
циплиныь о формах и методах воинского вос-
питания полностью сохраняют воз значе-
кие и актуальность.
Михал Иванович неодкократно потчер-
кивал, что воинская ортанизация только
	тетда крепка, пока в ней сохраняетея креп-
‘кая диспиилина. Ириказ, распоряжение
‚командира — это в любых убловиях закон
‘для бойца, закон, от которого никаких от-
т быть не должно.

‚ &...Нели вы хотите, — говорил М. И, Еа-
р Ha собрании слушателей, и поепола-
	 вательското состава Боенно-политической
академии имени Ленина, — чтобы коммунизм
 Входил в сознание красноармейца, и красно-
/Флотца, чтобы метод их мышления был ком-
мунистическим, то покажите им, что. лие-
	илина нужна не ради диспинлины, не в
	‚9 РОМ СУТЬ, а Что она дает возможность луч-
	че выстоять в борьбе © врагом». Без дис-
лины нельзя победить в бою. В мирное
ремя дисциплина являетея одним из ре-
‘шающих условий высокой организации
службы, достижения успехов в боевой и
‘Политической подготовке.

\/ Замечательные по глубине мысли выюка-
ал Михаил Иванович о героизме советских
воинов, 06 источниках этого героизма. Для
советских людей героизм — это не мистиче-
ская романтика, не’ нерзное ‘возбуждение,
желание красиво умереть. Любовь к жизни
`нигде так не развита, как в нашей стране.
И вот именно эта любовь к жизни. когда ей
‚угрожает опасность, когда за ве сохранение
‘идет ожесточенная борьба, «...заставляет
тражданина Страны Советов терять боязнь
‚к смерти, ее пересиливает стремление чело-
века сохранить жизнь советекого народа и

ray

тем самым как бы навечно сохранить и евою
изнь... В эти минуты человек полностью
ливается © коллективом, чьи интересы для
‘него превыше всего, сильнее смерти»
(М. И. Калинин).

Воспитанию таких качеств, как воинская
честь, глубокое сознание воинского долга,
гордость за свою часть, корабль, за Воору-
женные Силы, М. И. Калинин прилавал

i
	шем 00`еме работ), советские инженеры
осуществили во мно раз более короткий
срок, Это было огромной победой нашей
научно-технцической мысли, победой твор-
ческих  дерзаний советских людей.

Одновременно с работой по откачке шахт
групиз инженеров под руководством Конон-
цева решала другую, не менее важчую,
проблему — восстановление шахтного 069-
рудования.

Непосредственно за линией фронта брига-
ды конструкторов осенью 1943 года изуча-
ли состояние оборудования по всем шахтах
Донбасса. Сведения собирались не только о
состоянчя каждой машины, но и каждой
крупной детала в отдельности.

Результаты были  неутешительными.
Бригады зафидсировали:  «Исправных и
годных к немедленной эксплоатации мапейн
на шахтах Донбасса не оказалось... Немец-
кие захватчики разрушили весь машинный
пзрк крупного стационарном оборудова-
вия».

Но советские ицженеры и тут нашли
выход.

Страна требовала высококачественною
угля, Нужно было пустить первые доненкие
шахты для обеспечения нужд фронта, же-
лезных дорог и возрождающейся металлур-
тической промышленности Донбасса.

Инженеры и конструкторы начали ком-
плектовать вентиляторы, под’емные маши-
НЫ, лебедки, компрессоры из отдельных
деталей, сохранившихся от взрывов. Чтобы
собрать похемные машины для орденонос-
ной шахты 13-бис треста «Советекугодь»,
	врупныв узлы и детали привозились с
	различных концов Донецкого бассейна, за
сотни километров.

Таким путем удалось быетро восстано-
вить машины 63 специальной, хорошо
оснащенной машиностроительной базы и
пустить в эксплоатанию ряд первоочерея-
ных шахт.
	Вместе © этим в конструкторских бюро
напряженными темпами создавались про-
екты восстановления разрушенных MeXa-
низмов. Но это не было лишь простым ко-
пированием прежних механизмов. В пропес-
се работы принимались принципиально но-
вые решения, в результате чего создавались
машины, значительно лучшие, чем работав-
ие до разрушения Донбасса, Так были
восстановлены и модернизированы крупней-
шие в СССР похемные машины на ряде
донецких шахт. 7

Горный лиректор первого ранга И. С. Ко-
нонцев рассказывает; ,

— Три 19дз продолжалась работа кол-
лектиза восстановителей шахтных механиз-
мов. Творческий трул’ коллектива дал хо-
ротие результаты. На шахтах Донбасса
восстановлены и пущены в эксплоатанию
сотни под’емных машин, вентиляторов
главного проветривания, компрессоров, вос-
становлены все копры и индивилуальное
оборудование поверхности шахт. Стоимость
восстановленного оборудования равна <от-
ням миллионов рублей.

Одна за другой вступали в строй шахты
Донецкого бассейна, из месяца в месяц: вые
растала добыча угля. Труд. восстановителей
тесно. сплелея ©. трудом огромной армии
горняков, розрожлавией славу «Всесоюзной
кочегарки». Уже в 1947 голу шахты кох-
	бината «Ростовутоль» достигли довоенного
уровня добычи. Лесятки птахт Лоненкого
	Озосейна дают уже значительно больше
угля, чем. в довоенном, 1940. году.

За разработку”и внедрение скоростных
методов откачки затопленных шахт Лонбас-
са и восстановление основното горного 060-
рулорания, обеспечивших ‘восстановление
	рюнбаюса на лва года ранее установленнот)
	срока, правительство присудлило Сталинскую
премию 1-й степени Н. И. Игнатову,
А. Т. Картозия и другим инженерам, осу-
ществивтим эту выдающуюся работу.
		М. И. Калянин призывал командиров и
политработников использовать в своей вооч
	  питательной деятельности боевые традиции
части, Надо так, поставить дело, говорил он.
	чобы: «...каждый новобранен, прийя в полк,
знал не только его номер, но вею его боевую
	историю, всех его героев и боевые награды,
	BOO Of победы на соревнованиях и манев-
рах, чтобы он тордился своим полком и пов-
сюду отетаивал его честь. В связи с этим
He мешало бы полкам иметь’в библиотеках
свою писанную историю».
	Эти слова, оказанные М. И. Калининым
	до Великой Отечественной войны, приобрели
еще большую актуальность в наши дни. В
самом деле, теперь, после войны, мы имеем
богатейшие материалы о победах Советской
Армии и Флота на полях битв. Наши части
и корабли приобрели такой боевой опыт, ко-
TopoTe не имеот ни одна армия в мире. Слав-
ные боевые традиции Вооруженных Сил
СССР в огромной степени развиты и приум-
ножены в годы минувиюй войны. На них и
нало воспитывать молодежь, широко исполь-
	зуя для этого все формы политико-просвети-
	тельной работы.
	Михаил Иванович призывал ©в9т0 чтить
	память геройски погибигих бойцов, отда-
вать им должные воинские почести. Увеко-
вечение памяти героев Отечественной вой-
	  ны, популяризация их 60евых. подвигов так-
	же служат благородным целям воинского
воспитания советоких бойцов и офицеров,
Чувство нового —— неот’емлемое качество
советских военных кадров. Военное дело не-
прерывно развивается, и тот, кто не обла-
	хает чувством ‘нового, ве учитея, не идет
	вперед, тот неизбежно ‘отетанет. «Глубо-
ROG знание военного дела открывает пер-
спективу возможности военното творчества
на полях сражений. Тот, кто думает вы-
вхать на природном уме, смекалке, стремяеь
этим заменить знание, изучение военного
дела, тот в военное время на поле боя ока-
	‚  жетея банкротом...» (М. И. Валивин).
	Известно, что’ М. И. Баланин был one
из выдающихся и опытнчейпгих пропаганди-
стов и оатгитаторов нашей партии. Он
неустанно заботилея не’ только о вывокой
идейности, глубоком содержании, ни 0
наиболее совершенных формах пропаганты
	и агитации, 0 ее хоходчивости. лейственно-
	сти. Он решительно отвергал трафарет и
шаблон в воспитательной работе. Нельзя
применять всегда и пря всех ‘обстоятель-
ствах одни и те же формы и методы аги-
тации и пропатанды. Агитация и пропаган-
	Ha должны соответствовать не только сл0-’
	жившейся обстановке, но и настроению лю-
дей. Глубоко продуманные положения лол-
жны излагаться ярким и образным языком.
Михаил Иванович советовал агитаторам и
пропагандистам  «...отыскивать RUBOTRO-
рящие зерна русского слова и мыели и не-
сти их народу». Он говорил, что нужно
правдиво говорить о переживаемых людьми
трудностях, причинах этих трудностей, спо-
собах их преодоления. «Не рисуйте бойцам,
—говорил М. И, Балинин,—-розовых карти-
HOR, показывайте действительность такой;
вакой она есть, не бойтесь похазывать труд-
ностей, ведь вы имеете дело со взрослыми,
понимающими людьми».

В человеку, ведущему воспиталельную
работу, пред’являютея высокие требования
Не только в смысле его идейной подготовки,
но и нравственных качеств. Михаил Ивано-
вич говорил, что, для того чтобы успенено
	воспитывать людей, нало не только хоро
	знать ©вое дело, но иметь еще чистую
Действенность агитаци: АН
	неизмеримо повышается, если слово подаре-
пляется делом. Воспитывать He только сло-
вом, но и личным примером — это две сто-
роны одного и того же дела. «Если ты при-
зываепть к дисциплине, а сам ее постоянно
	нарушаетнь, ясно, что такой призыв будет
	мало действенным» (М. И. Калинин).
Воспитание требует” большой культуры,
знаний, жизненного опыта. Воспитатель
вееёгда должен зналь больше воспитуемых,
не кичиться овоими знаниями, непрерывно
расширять ©в0й кругозор, овладевать по-
настоящему искусством воспитания. Это
особенно относитея в офицерам наших Во-
	оруженных Сил, которые по ролу службы
	не только обучают, но, и воспитывают своих
подчиненных.

Задачи воспитания с каждым лнем ста-
новятея сложнее. Мы готовим наптих. воинов
как сознательных и умелых защитников Ро-
Дины, Как активных стооителей коммуниз-
	ма. Решение этой залачи требует настойчи=
	вой и повседневной воспитательной работы
с личным составом. Вот почему каждый
командир и начальние обязан. повседневно
повышать свои теоретические знания, совер-.
енетвовать CBO качества  вослитателя,
	изучать богатейший опыт воспитательной.
	работы наших Вооруженных Сил.
	Большую помошь в деле дальнейшего но-.
	выщения уровня и качества. этой работы в
рядах армии и флота окажет тшательное
изучение идейного наследства М. И, Кали-
	Нина, вложившего много труда в дело восз
	питания советских тружеников и воинов.
Полиовник П. АНЧАРСКИЙ.
		рично избежал посадки корабля. После
	того как место было опять опознано, вВыЯ©-
	зилось, что гирокомпае ‘имеет поправку не
	виапионный полимн, мерная миля в ‘He-
CROIBRO CTBOPOR H 3HaKOB, то-есть ‘все TO,
G70 HeOOXOIHMO штурману IIs проверки
	Когда анализируешь причины любой на-
зигационной аварии; то всема приходишь
Б выводу, что штурман корабля мало уде-
JM] внимания подготовье к плаванию, пло-
хо обучал подчиненный ему личный состав
и слабо следил за состоянием и иепользова-
нием штурманских приборов: Случаи. посад-
Ки на мель, столкновения со скалой во мно-
Tov об`ясняются также тем, что на корабле
отсутствует нормальная связь прокладочного
поста © мостиком и командир первой боевой.
Части при совместном плавании чересчур
поларается во всем на штурмана головного
корабля, забывая о личной ответственности.

Вак правило, все эти недостатки чаще
веего бывают у молодых штурманов, кото-
рые еще не умеют анализировать опыт
своей первой навигании. Если штурман не
может делать необходимые выводы по.
окончании своего первого года плавания,
10 он будет плохо подготовлен и ко второй
навигации. В первый год службы молодых
офицеров контролируют старшие, более
опытные офицеры ’-— штурман подразделе-
ния и командир корабля. В дальнейшем же
бывает так, что этот контроль ослабевает,
iH те ошибки, о которых штурмана преду-
преждали раньше, могут повториться,

Примером беспечности, которая прояви-
7ась У штурманов после благополучного
окончания первой навигации, может, слу-
Жить поход двух кораблей Н-ского полраз-
деления в начале текущего года. Эти штур-
мана — молодые офицеры Зуль-Варнаев и
Тунегов — вступили во вторую навигацию,
Имея годичный опыт плавания. Однако из
него они не’ сделали для себя выводов.

Вечером при <’емке со швартовов комад-
дир первой боевой части корабля Н.’ Зуль-
Карнаев затисал во навиганионный жур-
нал: «Поправка ‘гирокомпаса ‘ноль’ гралу-
COB по предыдущим наблюдениям». Что
Имел в виду штурмаа под термином «пре-
дыдущие наблюдения» —. неизвестно. He-
сколько раныпе в навигапионном, журнале.
было записано: «Поправка гирокомпаса
минус 6 градусов. Определена по створу».

тирогомпасном же журнале 09 поправке
тирокомпаса за этот период не было сде-
лано ни олной записи. Таким образом, ста-
ло непонятно, какая же поправка гироком-
паса—6 градусов или ноль?

тойдя от стенки, корабль некоторое
Время шел волизи берега, где имелись де-
	электронавигационных приборов. Но такой   ноль градусов, как принималось «из пре-
	‘проверки оуль-Варнаев не произвел.
	вюрабль Н. шел головным. Бекоре 06а

es Oo eee eee
	корабля вышли из залива и легли на курс,
проходящий в двух милях от навигацион-
ной опасности. Перед этим штурман не
имел обсервованното места. Корабль. про-
должал итти по счислению.

Штурманские наставления требуют, что-
бы в случае, если. ожидаемое изменение
погоды не’позволит или затруднит, навига-
ционные и астрономические наблюдения,
определять место корабля настолько ча-
cro, чтобы непосредственно перед из-
менением навигационной обстановки иметь
место на карте с необходимой точностью.
Этим основным правилом кораблевождения
Зуль-Карнаев также поенебрег.

Во время своей птурманской вахты он
плохо наблюдал за работой навигационных
приборов, не знал и ве принимал мер в
определению поправки гирокомпаса и лага,
не вличал показаний гирокомпаса с маг-
нитным, Он не знал в каждый данный мо-
мент ‘в достаточной точностью места, своего
корабля. Поэтому при плавании вблизи бе-
pera он не избрал наиболее безопаеного
курса с учетом всех данных обетановки, ко-
торая сложилась Ha корабле вследетвие
неправильной работы гирокомпаса,

Через некоторое время  Зуль-Карнаев
слал вахту молодому лейтенанту Прасоло-
ву, который, принимая ее, проявил недо-
пустимую беспечность ‘и не потребовал
всех необходимых данных для дальнейшего
безаварийного плавания.

(События  развйвались быстро, Вскоре
вахтенный офицер Щеховцев прямо по носу
обнаружил берег. Только благодаря решия-
тельным мерам, принятым вахтенным офи-.
пером и командиром, корабль не выскочил.
на камни.

Место было опознано, от него начали
вести лальнейшее счисление. Однако штур»
мана не смутило то’ обстоятельство, что
курс, получивиийся в результате расче-
тов, отличалея от заданного на 10 граду-
сов. Через час повторилаеь та же история,

-—= Прямо по носу гряда, — доложил сиг-
нальших вахтенному офицеру.

Вахтенный офипел резко отвернул и вто-
	дыдущих наблюдений», а минус 10 граду-
вов (!). При сличении пирокомиаеа © маг
ЯИТНЫМ Это Полностью подтвердилось.
Между тем’, корабль, шедший следом,
спокойно выполнял ‘те’ же‘ повороты, что’ и
Корабль H. Командиру штурманокой боевой
	Части этото корабля офицеру Дунегову ни
	разу не пришла мысль поднять сигнал
«Курс ведет к опасности», несмотря на то,
что он имел на это все основания: Прибо-
ры на его корабле работали отлично, и про-
кладка велась: достаточно точно для того;
чтобы иметь суждение о том, что головной
корабль идет’ неверно. Но ‘он не доложил
командиру корабля свои опасения.

Офицер Лунетов забыл одно из оновных
правил совместного плавания-—своевоемен-
но предупреждать корабли 0б опасностях
как при маневрировании в Узкостях, вхо-
дах и выходах с рейдов и из гаваней, так и
в море, Забыл Лунетов также о том, что
в случаях, требующих немедленных дей-
ствий для избежания опасности, он дол-
жен был предупредить прежде веет вах-
тенного офицера, чтобы Tor немедленно
принял рептительные меры по обеспёчевию
безопасности кораблевожления, Случилось
же так, что вахтенный офицер этого кораб-
	ля действовал по приказам команлира, а
	штурман, имевший все данные движения
корабля, изза своей беспечноети не при-
нял никаких мер’ в предупреждению гро-
зившей кораблю Н. аварии.

Совершенно недопустимо, когда некоторые
молодые офиперы, совершив по своей не-
брежности оплошность, пытаются ‘свали-
вать вину на подчиненных, на приборы и
сложные ‘условия плавания. Эти попытки
прикрыть низкое качество своей ‘работы
ссылками на’ об’ективные условия мешают
офицерам расти, накапливать опыт и при
обретать практические навыки по’ спепи-
альности. Так получилось у офицеров Зуль-
Карнаева и Лунегова. Между тем при совре-
менном, уровне техники и серьезном отноше-
НИИ штурманов в своим обязанностям 6е30-
пасность плавания может быть полностью
обеспечена.
	“Старший лейтенант Л. ГРИШЕНКО.
	честь, Елуоокое сознание воинского долга,
тордость за свою часть, корабль, за Воору-
женные Силы, М. И. Калинин придавал
отромное значение. Он говорил, что BCTY-
пающим в армию и во флот молодым лютям

зывал научиться хорошо работать, во вею
силу своих возможностей и способностей,
беречь и укреплять общественную собствен-.
HOCTh, «...а Когда мы достаточно наработаем.
и научимея беречь наработанное — говотил

он,— тогда пустим все по потребности».
Необходимым ‘составным элементом ком-
мунистического воспитания М. И. Калинин
считал развитие патриотического сознания
наших ‘людей. Он указывал, что советекий
патриотизм — 270 пламенная любовь к Po-
хине, к своему народу, его культуре, быту;
гордость 38 его’ великие деяния. Эта страст-
ная, неукротимая любовь к социалистиче-
ской Отчизне не знает пощады к врагам, не
останавливаетея ни перед какими ‚жертва
ми во имя Родины. «...Внедрить идей вом-
	  надо привить понятие о воинекой чести и
	достоинстве, сознание тог9, что они вынол-
HAT священный долг перед Родиной.
	Говоря 0 требованиях, прегявляемых к
	бойцу современной армии. Михаил Ивано-
вич напоминал о необходимости воспитания
выюоких моральных качеств у людей, уме-
ния владеть оружием и правильно исполть-
звать его в бою. Он считал обязательным
всемерное укрепление войскового товарище-
ства, Отдание чести своим командирам. и
НАЧАЛЬНИКАМ — 910 для военнослужащего
	мунизиа,— говорил М. И. Валинин,— это   ве внешняя форма, не просто знак внима-
значит воспитать’ молодежь так, чтобы она   ния и уважения к старшим. В наших Bo-
CO BCEM юношеским пылом полюбила совет-   оруженных Силах это имеет более глубокий
	скую страну, полюбила ев не только cosa ] смысл, как символ нерушимого войскового
	HOM, HO и всеми пятью чувствами чело-
века». ,

0с0б0е место во всей воспитательной дея-
тельности большевистской партии занимают.
Советские Вооруженные Силы, которые.
справедливо считаются у нас не только б0е-
вой, ‘но и политической школой. М. И.
Калинин внес пеннейший вклад в дело. в0с-
	Ленин В: И. «Материализм и’ эмпирио-
критицизм». Критические заметки об одной
реакционной ‘философии. Госполитиздат.
1948 г, 352 стр. Цена 6 руб. 50 коп.
в пер.

Ленин В; И, «Что делать?». Наболевитие
вопросы нашего. движения. Госполитиздат.
1948 г: 196 сто. Цена. 3 руб. в пер.
	Лекции Всесоюзного общества
по распространению политических
и научных знаний
	В излании «Правлы» вышли следующие
	стенограммы публичных лекций, прочи-
танных в центральном лектории Всесоюз-
ното общества по распространению лоли-
тических и научных знаний в Москве;
	товарищества. <,..вак же это мы, — говорил
М. И. Калинин,— члены одного воинского
братства, бойцы и командиры самой рево-
люЦионной армии, которым придется, быть
может, стоять в бою плечом к плечу, кото-
PEM придется, может быть, вытаскивать
друг друга из огня, из кровопролитного боя
ранеными, а возможно, и убитыми, — как
			Новые книти
‚  Косульников А. П. «О книг В. И.   ековский рабочий». 1948 г. 64 стр. Пева
	v6. OU Kon. ©
Научно-популярная литература
	михайлов А, И. «Советское  изобрета=
тельство и технический прогрессе в CCCP».
Стенограмма публичной лекции (Веесоюз-
вое общество по распространению полити-
ческих и научных знаний). Издательство
«Правда». 1948 г, 32 стр. Цена 60 коп.

Болховитинов В. Н. и Обтроумов Г. Н.
«Творцы электротехники» (Беседы на на-
учные темы). Воронежекое областное из-
Дательство. 1948 г. 48 стр. Цена 2 руб.

Франк-Наменецкий Д, А. «Энергия в
природе и технике». (В помошь лектору).
Госкультиросветиздат. 1948 г. 78 стр.
	Дена 2 1%, 80 коп.
	Денина «Лве тактики социзл-демократии в 1 руб, 50
	демократической революции». 32 стр. Цена
20 коп. И

Познер В, М. «0 книге В, И. Ленина
«Материализм и SMILADHORD HTHTIEM»
32 стр. Цена. 60 коп,

Степанов М. П, «0 книге. В. И. а
«Шаг вперед, два. шага назад». 32 стр.
Цена 60 коп.

Азизян А. К. «Седьмой “том Сочинений
И. В. Сталина». 30 стр. Цена 60 коп.

Карпинский В. А: «Общественное ‘и 19-
сударетвенное устройство СССР». Госполит-
издат. 1948 г. 144 стр. Цена 2 руб.

Леонов М. А. «Марксизм-ленинизм о на-
учном предвидении», Издательство «№-