4 июня 1948. г., пятница, № 131 (2995)
	К 100-летию со дня
	В. Г. Белинский читает Герцену свое письмо к Гоголю, (Париж, 1847 г.).
				Передовая статья
в газете
	Передовая сталвя в тазете, как указы-
вал в 6вое. время Центральный Комитет
ВКП(б), должна «давать руководство, на-
правление, намечать основную линию 19-
ведения». Политическая направленность,
острота, яркий, выразительный язык, у06-
дительные факты и выводы-—неот’емлемые

довой «Живая связь с массами—главное в.
работё партийного руководителя» (№ 81)
подвят весьма важный вопрос. Но вот ав-
TOPY потребовалось подкрепить примером
мысль 9 том, что и на флотилии встреча-
IOTCA оторвавигиеся от масс руководители, и
он пишет; «Бывшего освобожденного секре-
	качества передовой статьи.
	таря комсомольского бюро Дроздова комс9-
	Из писем
в редакцию
	«оайдите
в тринадцать.
часов»
	У военных и торговых мореплавателей
наступила страдная пора: период летнего
илавания. Каждый из них стремится водить
свои корабли и вуда без аварий. Поэтому
eCTECTBEHHO, что многие. из команлиров B
штурманов, перед тем как выйти в. море,
	считают для еебя обязательным зайти KI
	гидрографам, получить там последние даБ-
ные о навитационной обстановке, выяснить
пругие вопросы, связанные с безопасностью
плавания:

К сожалению, это не всегда удается мо-
реплавателям. Офицер т. Филиппов перед
выходом корабля в море. решил зайти в Ги-
дрографическое управление и уточнить там,
как работает один из маяков. Когда он при-
шел туда, дежурный сказал ему, что’ прием
в Гидрографическом управлении произво-
дится только с тринадцати часов. Тов. Фи-
линлов стал об’яснять, что его корабль че-
рез нае (то-есть в. 12 ласов) должен уйти
в море. Никакие доводы не помогли. «Зай-
дите в 13 часов!», — неизменно отвечал
дежурный. Так и ушел ни © чем т. Филип-
пов, не зная. как же работает Н-ский маяк.

Можно было бы привести и другие подоб-
ные примеры. Они показывают, что неко-
торые работники Гидрографического м:
ления отгородилиеь от мореплавателей, ео-
всем не беспокоятся о том, чтобы помочь
разоеттить им все недоуменные вопросы.

Никто. разумеетея, не требует, чтобы
	  ридрографы работали круглые сутки, ожи-
	лая посетителей. Веть более проетое:и про-
веренное на практике решение вопроса:
установить дежурство ответственных, отьиг-
ных консультантов, способных в любое вре-
мя ответить на все вопросы, связанные C
плаванием кораблей. и сулов.
	Капитан 3 ранга М. МИНАЕВ.
	Странные стандарты
	Уже не впервые курсанты нашего учили-
ща получают рабочее платье и обмундирова-
кие таких больших размеров, что ни один
курсант не. может его носить без переделки.
	На флоте существуют точные правила но-
	шения формы. Но как носить брюки такой
необ’ятной ширины, что в них могут поме-
ститься двое? Это относится не только к ра-
бочему платью, но и к другим видам обмун-
хирования.
	Нам всегда приходится перешивать 06-
у\ундирование. При этом его заново кроят,
	выбрасывая лишний материал. Бушлаты,
например, без перешивки носить нельзя—
они при нормальной длине узки B плечах и
птирови в талии.

‚Стандарты, принятые для шитья обмун-
дирования, необходимо изменить. Пересмотр
приведет в большой экономии материала.
	Млапший сержант 0, СОИН.
			М. А. Леонов. «Очерк диалектического
материализма», Госполитиздат, 1948 г., стр;
655, цена 11 руб.

В книге дается сиотемалическое изложе-
ние основных положений диалектического
материализма. Она рассчитана на лрирокие
круги советокой интеллигенции, изучающей
маркеистеко-ленинокую философию. Ёнига
делится на две части, Часть первая —
маркомотолий диалектический метод. Часть
вторая — марксистекий философовий мате-
риализм.

Днордн Сельдес; «1000 американцев».
Государственное издательство иностраяной
литературы. Москва, 1948 г., отр. 344,
Пена 17 т. 90 к. Название книги — услов-
ное обозначение, избранное автором для
кучки американских промышленников и
банкиров — подлинных хозяев Америки.
Факты и документы, собранные в книге,
разоблачают реакционную роль американ-
ских монополий и тех, кто их возглавляет.
	Курсант 6. ЖЕБРАК. -
	смерти В. Г. Белинского
	‚ Многие передовые статьи в газете’ «Ду-   мольцы не только не избрали в НОВЫЙ ©0=
dey» посвящены ‘актуальным вопросам   став бюро, но даже не выдвинули его кан-_
АЕ fAnomaToi wrarvov в список тля тайного голобова--
	В передовой «Больше инициативы и ак-   ния».
	тивноети, товарищи агитаторы» . газета по-  Передовая — о работе партийного руко-
ставила в пример успешную деятельность   водителя, а факт взят из. комсомольской
агиталюра Васса, который. проводит © мо-   жизни.
	В друтой передовой «Идейность——драго-
	ряками интерееные, содержательные Gece-
	ды. Аритатор Басе не ждет указаний о про-  ценное качество большевика» (№ 51) ав-
ведении бесед, а сам находит нужные темы,   Тбр, желая показать читателям, что среди
идет в матросам и запросто беседует с ними.   советских граждан есть еще и аполитичные
В беседах он популяризирует опыт отлич-   ЛЮДИ, ссылается на высказывание по этому
	поволу писателя В. Овечкина, который ри-
	ников учебы, воспитывая у матросов высо-
	кие качества советского война. Газета в этой   сует тин обывателя. «Ва словах такой че-
	ловев за, демократию и критику, 4 на де-
ле — самодур и не выносит критики, как
чорт ладана, На людях энтузиаст, & в лич-
ной жизни -— обыватель, зевающий от ©ку-
ки, Когла сын-ученик оассказывает ему 9
	1 спорах на Комсомольском собрании». Co-
	славшиеь на литературный образ такого че-
ловека, автор передовой тут же добавляет:
«Разумевтея, такие люди у нас единичны,
но они имеются».

Увлекниеь рассуждениями TO поволу
	передовой делает нравильный вывод:

«Шаблон, формальное ‘отношение к
делу особенно нетерпимы в агитацион-
ной работе. Здесь нужны инициатива,
творческий подход к делу, умение не
только найти тему для беседы, но и
определить; как лучше, доходчивее, ярче
построить беседу, как заинтересовать мо-
ряков. вызвать их активноеть».
	Редакция, видно, серьезно поработала
	над этой передовой, и статья получилась литературного персонажа, автор не счел”
интересной по форме и глубокой по содер-   нужным найти для столь важной и ответ-
	ственной статьи хотя бы один сколько-
нибудь убелительный, яркий пример пре-
	Ум   ланного служения Родине коммунистов —=
	военных моряков. Правда, в статье назы-
вается фамилия коммуниста Лежнева, ко-
	mann. B газете напечатаны хорошие пе-
редовые «Больше инициативы и активно-
сти» (№ 91), «Дорожи временем, умело
используй его» (№ 95).

‚ Олнажо многие передовые в «Дунайде»
	Рисунок художника В, Лебедева.
*
	щением писал Белинский по пюводу взгля-
дов Гоголя «0 национальном русском суде
й расправе», идеал которого писатель на-
шел «в глупой поговорке, что должно по-
роть и правом и виноватого». Врепостни-
ческая Россия —— это страна. «где нет He
только никаких гарантий для личности, ч6-
сти и собственности, но нет даже и поли-
цейском порядка, а есть только огромные
корпорации разных служебных воров и гра-
бителей!»

В нескольких строках Белинский дает
программу самых важных первоначальных
политических преобразований, которые, по
его мнению, необходимы: < Самые живые,
современные национальные вопросы в Р0с-
сий теперь: уничтожение крепостного пра-
ва, отмена тельного наказания, введение
по возможности етрогого выполнения хотя
тех законов, которые уж веть». Вот во-
просы, которыми тревожно занята Россия...

С негодованием отвергает Белинский яле-
ветническую мысль Гоголя, «булто проето-
му народу грамота не только не полезна,
но положительно вредна».

Велинский отмечает высокую роль лите-
ратуры в. общественном развитии, 05000
	исключительное значение литературы B
	России, славленной тисками самодержавия,
й благородную миссию писателя-патриота,
отдававшего свое творчество на службу оте-
честву.

«Вы, сколько я вижу, не совсем хороню
понимаете русскую публику. № характер
определяется положением русского общест-
ва, в котором випят и рвутся наружу све-
жие силы, но славленные тяжелым гнетом,
не находя исхода, производят только YHEI-
ние, тоску, апатию, Только в одной лите-
ратуре, несмотря на татарскую  пензуту.
есть еще жизнь и движение вперед. Вот
почему звание писателя у нае так почтен-
HO...

Белинский высказывает замечательную
мыель: писатель, изменивиий своему на-
роду, проповедующий ложные  реакпион-
ные идеи, перестает быть художником.
«Вакая эта великая ‘истина, 970, Orda
человек весь отлаетея лжи, ето оставляет
ум и талант... Ато бы подумал, что эта на-
дутая и неопрятная шумиха слов и фраз—
произведение автора «Ревизора». и «Мерт-
вых душ»? »,

В заключительных строках своего пись-
ма Белинский как бы подьытоживает отром-
ноо. общественно-политическое значение
своего обращения ® Гоголю: «Тут дело
илет нео моей или вашей личности, но 0
	предмете, который гораздо выше не только
меня. но лаже и вас: тут дело идет об исти-
	He, о русском обществе, 9. Росеии».
Знаменитое письмо Белинского в Гоголю
	Ярко отразило пламенную любовь великого
	вритика к ‘своей родине, революционный
темперамент «нейетового Виссариона»,

«Это тениальная вешь, да 970, кажет-
CH, и завещание его», —сказал Герцен из-
вестному русскому литератору П. В. Аннен-
кову, котла Белинский закончил чтение
письма. Белинский, Герпен и Анненков на-
ходились в это время в Париже,

В течение лолгих десятилетий письмо
Велинского к Гоголю было под запретом
царской цензуры, Оно впервые было опуб-
ликовано Герценом в Лондоне в 1855 году
в «Полярной звезде».

Но еще при жизни  Белинекого, скончав-
егося черёз год после написания этого
письма, оно получило распространение и
стало птизоко ‘известно среди передовых лю-
дей России.

Это гениальное произведение великого
русского критика, замечательном мыслите-
ля, революционного демократа, славного
прелиественника русской сопиал-лемокоа-
тии, сыграло вылающуюся толь в развитии
революнионной мысли в России. Письмо
это звало к борьбе < ненавистным ларским
строем, < поллыми крепостническими  по-
пядками, к борьбе за новую, свободную
	Россию.

Доцент Л. ЯКОВЛЕВ.
	Знаменитое письмо
	MOIO книгу глазами  раюберженното челове
ва», — писал Гоголь 8(20) ‘июня’ ‘1847-7,
Велинскому.

В это время тяжело больной Белинский
находился за границей, на курорте Зальц-
брунн, в Силезии. Получив письмо Гогодя,
Белинский задумал свой знаменитый ответ
писателю, в котором он решил не отрани-
чиваться критикой резкпионных политиче-
CRUX и религиозно-этичееких взглядов [o-
толя, но и изложить свои революционно-де-
мократические идеи и дать самую беспотад-
ную, критику = социально-политических
устоев крепостничества, разоблачить реак-
пионнейший характер формулы мракобеса
С. С. Уварова, министра народного просве-
щения, — «православие, самодержавие и
	народность», легшей в основу всей идео-
	хогии правящих кругов царской России.
«Вы только отчасти правы, увидав в
Моей статье рассерженного человека,—так
	начиналось ПИСЬМО Зелинского. — ...dTOT
	эпитет слишком слаб и нежен для выражо-
НИЯ того состояния, в которое привело меня
чтение вашей книги... Нельзя молчать, вог-
да под НОБровом религии и зашитою кнута
проповедуют ложь и безнравственность, как
истину и добродетель». Как сильна была
патриотическая боль, как безгранично ве-
лико было чувство скорби и разочарования
Велинекого, мучительно переживавиего по-
литическое падение некогда столь любимого
им русского писателя! «Да, я любил Bac co
всей страстью, с какой человек, кровно
связанный с своею страною, может любить
ве надежду, честь, славу, одного из великих
вождей ее нз пути сознания, развития,
прогресса».

Енига Готоля возбудила неголование во
всех благородных сердиах, писал Белин-
ский, и вызвала вопли «дикой радоети,
которые издали при появлении ев все... чи-
чиковы. нозлревы, городничие». Белинский
	заявлял. что «Россия видит ювое спасение
	не в мистицизме, не в аскветизме, не в пиэ-
тизме (притворном бтагочестии,  ханже-
стве. — Л. Я.), & в успехах цивилизации,
просвещения, гуманности. Ей ‘нужны’ не
проповеди (довольно она слышала их!), ие
молитвы! (довольно она твердила их!); а
пробуждение в народе чуветва человеческо-
TQ JOCTOHHCTRA, столько: веков потерянного
в грязи и 006. права я законы, ©09браз-
	ные не с учением первви,. а © здравым
	емыелом и. справедливоствю. и. етрогое но
возможности их исполнение». _ .

Белинекий  разоблачает клеветнические
утверждения Тотоля о том, что будто бы
‘рубекие-—90 самые релитиозные люди на
свете. «По-вашему русекий народ самый
религиозный в мире: ложь! Основы рели-
тиозности есть пиэтизм, благоговение, страх
божий. А русский человек произносит имя
божие, почесывая себя кое-где. Он говорит
06 образе: «годится молиться, а не годит-
ся—горшии покрывать». Русский народ,
писал ‘Велинский, «по’ натуре ‘глубоко
атеистический народ. В нем еще много суе-
верия, ‘но ‘нет и следа религиозности». Если
суеверие проходите успехами цивилизапии,
10 религиозность часто уживается с ними.
«Живой пример Франция, где и теперь мно-
то искренних католиков между людьми про-
свешенными и образованными и где’ многие,
отложившиеь OT XPHCTHAHCTBA, BCe еще,
упорно ‘стоят за какого-то бота. Русский
народ не таков; мистическая экзальтапия
ве’ в вто натуре; у него слишком много лля
этого здравого смысла, ясности и положи-
тельности в уме, и вот в BTOM-TO, может
быть, отромноеть исторических судеб ето в
будущем», -— пророчески писал Белинский.

В своём письме Белинский нарисовал
картину дикого произвола, унижения челю-
века человеком, раскрыл мрачную лействи-
тельность ‘крепоетнической России, ° кото-
рая «представляет cose ужасное зрелище
страны. ‘Ге’ люди торгуют людьми».

( величайллим ‘презрением сравнивает
Белинский российских кремостников © аме-
риканскими плантаторами, лукаво утверж-
далоими, что «негр не человек», С возму-
	оставляют такое впечатление, что. над НИМИ  торый служит «примером для моряков @ло-
Ферьезно не работали, что авторы Их Не   тилии». Но в чем же конкретно заключает-
	ся примерность Лежнева, газета Tak H He
сказала.

Передовые «Дунайца» страдают и дру-
гими существенными недостатками. Очень
часто передовые этой газеты обрашены не
Е матросам и старшинам, на. которых Ona
	етремились сделать свои статьи публипи-
стическими, яркими, запоминающимися.
Например, передовая «Одиночная пюдго-
товка коменлора» (№ 78) написана в ети-
ле пиркуляра, изобилует такими выраже-
ниами, как «орудийный расчет. должен»,
	Выпущенное Тосударственным издатель-
ством художественной литературы Macco-
вым тиражом письмо В. Г; Белинского к
писателю Н. В. Гоголю (15 июдя 1847 г.)*
представляет собой одно из. самых замеча-
тельных произведений русской и мировой
	революционно-демократической публици-

CTHRU.
Извостно. как высоко. оценил В. H.
	Тенин этот документ русского освободитель-
HOMO движения,

5 мая (22 апреля) 1914 г. в первом но-
мере газеты «Рабочий», посвященном двух-
летнему юбилею «Правды», Ленин в статье
«Из прошлом русской печати» писал:
«знаменитое «Письмо к: Гоголю», подво-
лившее итог литературной деятельности Бе-
линского, было одним из лучших произве-
дений бесцензурной ‘демократической пелз-
ти, сохранивших громадное, живое значе-
Ho и no caw пору» (Соч., том 17,
тр. 341).

Письмо это было написано ‘великим рус-
ким революционным демократом в связи
‹ выхолом в свет в январе 1847 г. книги
	Гоголя «Выбранные места. из переписки с
	друзьями». Белинекий горячо. любил ‘авто-
» ра «Ревизора» и` «Мертвых душ», восхи-
щенно писал о нем как о великом нисд-
теле, который своими «дивно-хуложествен-
ными, глубоко истинными творениями...
могущественно содействовал самосознанию
России, давши ей возможность взглянуть
на самое себя, как будто в зеркале».
Великий критик’ видел в Гоголе, когда
тот написал «Ревизора». «Мертвые души»,
беспощадного обличителя. язв и пороков
крепостного общества, писателя, служив-
шего своим творчеством делу прогресса.
Когда злобствовавитая реакционная кри-
тика пыталась принизить значение Гоголя,
называя его гениальную сатиру. «клеве-
той», а ето самого — писателем, который
«пишет картины грязью», Белинский про-
возгласпл его главой новой пиколы русских
писателей — «натуральной школы». «Тво-
рение чисто русское, национальное, выяв-
ленное из тайника народной жизни, столь
же истинное, сколько и; патриотическое...,
тлубокое по’ мысли. сопиальное, обществен-
	ное и историческое». —= так оценивал be-
	линский «Мертвые души».

Нов жизни и творчестве Гоголя нроизо-
шел губительный перёлом, Им овладели ре-
лигиозно-мистичеекие настроения. Гоголь
отрекея от свойх художественных произве-
дений, принесших ему славу великого ре-
	алиста, и выступил с книгой «Быбранные
	места из переписки с друзьями»,

‚Эта книга, вызвавшая варыв возмуще-
лия всех честных русских людей, воспе-

вала самодержавие, отстаивала крепостное

право, религию, была написана в елейно-

слащавых. проповедничесвих тонах.

№огла Белинский прочел реакционную
книгу Гоголя, он немедленно откликнулся
Ha нее резкой статьей, дышашей гневом и
скорбью, Статья эта была помещена в Ффев-
ральской книжке журнала «Современник»
за 1847 г. Конечно, Велинекий, скованный
рамками парекой цензуры, не мог полным
Головом ‘сказать все то, что ваконилось у
nero na луше. Но и в этой полпензурной
статье Велинский подверг самой сокруши-
тельной критике’ реаклионную проповедь
Тоголя 0 том, что вее общественные пороки
можно устранить лишь путем религиозно-
морального самоусовертенетвования, остав-
ляя в неприкосновениости крепостные по-
рядки. Белинский е болью ‘отмечал, что Го-
ль сошел с пути художника-реалиста и
стал на путь мракобесия,

Как же Гоголь отнесся к статье Белин-
ско? В своем письме в великому критику
обилевшийся писатель приписал резкий,
осужлающий тон статьи Белинского. моти-
вам личного характера. «Вы взглянули ва
	«В Г. Белинский. Письмо к Гоголю. По:
	слесловие и примечания Ф; М. Головенченко.
Гослитизлат, стр. 32, тираж 250.000 экз.
Цена 50 коп. }
	В лень столетия ео дня смерти В, Г. Бе-
ЛИНекого — 7 июня — открывается всесо-
Юная выставка, ‹ посвященная великому
русекому критику. Состоятая из 10 разде-
лов, выставка размещается в Малом зале
Политехнического музея,

В первом разделе выставлены экспонаты,
отображающие мрачную Эпоху  николаев-
ской реакиии. На стенде экспонируется эБ-
земпляр драмы  Велинекого «Дмитрий Кали-
Нин» в пометками цензуры. Вак известно,
	«комендор должен», «...необхолимо прежие   рассчитана, а к офицерам, к политработ-
всего», «етаршина-командир расчета 96Я-   никам. к партийным и комсомольским ру-
	зан», «нельзя забывать...» и Т. д.
	ководителям. 1о0н многих передовых дирек-
	В статье нет ни одного яркого примера:   тивный, приказной; язык бледный, невы-
Между тем редакция могла бы найти   разительный, а подчас и элементарно не- ___
для такой статьи убедительные ` примеры.   грамотный. «Большинетво офицеров нашей ~~
показывающие, как должна проводиться   флотилии поняли требования», — читаем в
одиночная подготовка  комендора, какие   передовой 0б идейном воспитании офицера.
наиболее существенные и типичные нело-   Иди: «...много внимания обращали на
	статки имеются в этом деле, как их устра-  вскрытие ошибок в службе», — говорится
	в передовой с комеомольцах флотилии.
	однако Jame тогда, когда редакция Передовая статья определяет лицо газе-.
использует факты, она это лелает неумело.   ты, задает тон. Она заостряет внимание на
Чтобы факт был убедительным, надо He   важнейших вопросах лня. дает направле-
	ние, имеет немалое воспитательное  значе-
ние. Вот почему ей лолжны быть ©вой-
	Неумение подобрать нужные, веские и   ственны такие качества, как высокая идей-
убедительные факты: чуветвуетея во многих   Ность, принципиальность, простой, точный
	переловых статьях «Дунайца». Так, в пере-! и выразительный язык.
	ДИССЕРТАЦИЯ НА ТЕМУ
	О ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ >
	Быступившие в качестве оппонентов лок-
тора исторических наук профессор Разгон
и генерал-майор Найда’ отметили; что эта
работа представляет ценность, в ней отра-
жены усилия нартии и советекого прави-
тельства в деле восстановления военно-
морской мощи Советского государетва.

Ученый совет постановил присвоить
поднолковнику Шелоховичу ученую сте-
пень кандилата исторических наук.
	рассказали о своем опыте работы. Тов. Го-
лубев показал машину М-1, которую он в0-
	ит около лесяти лет. На этой машине of.
	сделал свыше 125 тысяч километров hes
капитального ремонта.
	Большой интерес вызвало и выступление .
	т. Зайцева, работающего на 3HC-5, Ero co-
веты по уходу, сбережению и эксплоатапии
машины. сопровождавшиеея . многочислен-
	машины, сопровождавшиеся ‚ многочислен= —-

ными примерами, дали немало ценного-мо-.
	лодым шоферам.
		ЛУЧШИЕ ШОФЕРЫ
	ЛЕНИНГРАД, 3 июня; (Корр, «Ираенаго
	Флота»). На-днях в Ленинградском универ-
ситете ‘на заседании Ученого совета соетоя-
лась защита кандидатской диссертации на
тему «Восстановление Военно-Морского
Флота СССР» (1921-1926. гг.). Зашищал
диссертацию начальник ‘кафедры основ
марксизма-ленинизма Военно-морекого учи-
лища имени Фрунзе подполковник B. T.
Шелохович.
	ТИХООВЕАНСВИЙ ФЛОТ, 3 июня. (По
телеграфу). На Тихоокеанском флоте широ-
ко известны имена военных шоферов тт. Го-
лубева и Зайцева, которые, отлично эвепло-
атируя автомашины, перекрывалот  техни-
ческие ‘нормы.

На-днях по инициативе комсомольской
организации Н-ской части. состоялаеь кон-
ференция водителей машин. На эту конфе-
ренцию были приглашены лучшие шоферы
флота тт, Голубев и Зайцев, 0б» подробно
	Стрелки-радисты. ‘совершенствуют
’ свое боевое мастерство
	молодежь знала теорию, то мы большее
внимание уделили практическому обуче-
НИЮ.

Учеба строилась в строгом соответствии
с теми задачами, которые экипажи решают
в воздухе. Занятия проводились система-
тячески и на высоком уровне. Благодаря
этому хорошие результаты были достигну-
	ты и в учебе в воздухе, Бее это вместе спо-
	собствовало быстрому росту боевой выучен
молодых стрелков-радистов. т
После прохождения программы наземной
подготовки и тренировки в классах на дей-
ствующей аппаратуре Каждому молодому
стрелку-ралисту был дан вывозной полет,
	Для помощи ему на этом же самолете летел:-
опытный радист. Он непосрелетвенно в-
	опытный радист, Он непосредственно. в
полете передавал молодому «секреты»
мастерства, В следующем контрольном .по-
лете работу стрелка-ралиста проверял уже
офицер. Такой метод позволил нам быетро
ввести в строй всех молодых стрелков-рз-
дистов. Сейчас они летают и выполняют
все упражнения наравне ‘© опытными
етрелками-радистами. Из них уже растут
настоящие мастера воздушной связи, Сер-
жанты Кочнев, Ковалев, младшие сер-
жанты Маркелов, Брыков, старшие сер-
жанты Пешков, Пономарев, Коршунов
отлично овладели ралиосвязью и в полной
мере обеспечивают управление в воздухе,
являются отличными стрелками-радистами,

На прошедшем недавно конкурсе на луч-
Mero стрелкз-ралиста старшие сержанты
Пономарев и Пешков заняли ведущие места,
получив грамоты «Лучший стрелок-радист»
й благодарность командования.

В этом — большая заслуга наших офи
перов  Рахинекого, Молокова. Соловьёва. ко-
	торые настойчиво. и умело растили и восли-».
	тывали мМололое пополнение. (бохренные
	первыми успехами, наити стрелки-ралисты
	прелолжают упорно совершенствовать 6св9068
боевое мастерство. настойчиво учатся
	BOGHHOMY делу, +
Капитан ПД. ПЕТРОВ.
	Радио — основное средство боевой связи
самолета в воздухе. Ее непрерывность и
надежность зависят от состояния техники
связи и умения стрелков-радиетов исполь-
зовать эту технику. а

Наша отечественная аппаратура, при-
натая на вооружение в авиации Военно-
Морских Сил, обладает замечательными ка-
чествами. Блестящий пример мастерского
использования радио дали в`тоды войны
наши морские разведчики Елькин, Пачкра-
шин, Квасников и др, Они использовали
радио не только как самое надежное сред-
ство информации командования о положе-
нии На театре, но и для дезориентировки
врага в тех случаях, когда это было необ-
холимо. Lo.

В нашем подразделении придается боль-
108 значение пропаганде опыта мастеров
связи, проявивших себя в период войны, На
примерах отличной работы стрелков-ради,
сетов в дни боев мы стараемся воспитать и
вырастить новые кадры мастеров возлуш»
ной радиосвязи. Это уже дало ошутитель-
ные результаты. Сейчас отказ связи в
обычном Учебно-боевом полете не только
вомандиры звеньев, но и командиры эки-
пажей рассматривают как грубое нарушение
требований куреа боевой подготовки, По-
этому они сами стремятся лобиться лучшей
выучки свойх стрелков-ралистов.

Как же мы организовали подготовку этих
первых помощников летчика в. воздухе?

Прежде всего мы создали материальную
базу для обучения стрелков-радистов. иа
земле, В подразделении оборудованы учеб-
ныв классы связи и радиотехники, В вих
Установлены. действующие комплекты’ в^-
молетной, радиоаппаратуры, смонтированы
столы с ключами Морзе и телефонами. По-
уимо этого, для наглядного обучения име-
ются отдельные детали и агрегаты самолег-
ного ралио ‘и ралиолокапионного  оборухо-
вания, различные плакаты и схемы,
ой’ченяютие процессе работы аппаратуры.
	зтесь можно встретить все — от простого.
	зуммера до сложнейшей радиоаппаратуры.

Казалось бы, что такое. оборудование в
достаточной степени обеспечивает обучение
и тренировку стрелков-радиетов. Однако
опыт показал, что и этого еше мало для
достижения действительно отличной вы-
учки. Необходимо было приблизить обуче-
‘ние и тренировку радистов к условиям, в
которых им приходится работать в воздухе.
Было решено ввести практику приема
учебных радиограмм из эфира, Кроме того,
в план каждого учебного полета стали
включать большее число ‚упражнений по
радиосвязи и использованию, ралисобору-
дования, имеющегося на борту самолета.

Мы сочли. необходимым учить. стрелков-
радистов поддерживать связь в несколькими
	радиостанциями, работающими на различ-
ных волнах, Это заставило. стрелков-ради-
	стов тщательнее изучать  материальвую
часть, учиться грамотно, в минимальное
время перестраивать аппараты в воздухе,
овладевать навыками работы © несколькими
ворреспондентами в различных условиях
приема. При такой системе учебный полет
является JIA стрелков-радистов подлинно
всесторонней проверкой знаний, приобре-
тенных в, Блассе,

Особенно много такая метохика обучения
	дала молодым  стрелкам-радистам. Onn
имели достаточные Теоретические  зна-
НИЯ. И определ евные практические Ha-
	выки обращения с аппаратурой на земле.
Но работать в воздухе они по-настоящему
не умели. Нужно было подготовить их К
самостоятельной работе в воздухе. Имею-
щаяся программа обучения была рассчи-
тана На уже подготовленных стрелков-ра-
листов, облалающих опытом, Первые темы
были в основном тборетические. Таким 0б-
разом, для молодежи они не годились.

Учитывая = современные — требования,
пред’являемые к стрелкам-радистам, мы
составили снениальную программу с после-
довательвым прохождением тем по прин-
пиву от простого & сложному. Tak как
	Выставка памяти великого русского критика
	подлинниками его критических статей, Ha-
писанных на книги классиков русской ли-
тературы -— Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Тургенева.

Завертается‘ выставка разделом, раеска-
зывающим 0б огромной популярности про-
извелений Белинского в нашей страпе, 05
изучении его литературного наслелия совет-
скими учеными. В этом же разлеле приве-
лены отзывы В, Й: Ленина, И. В. Сталина,
А. А ТЖланова, С. М. Вирова о Белинеком,
	за написание этой антикрепоетвической
драмы В, Г. Белинский был исключен из Мо-
ковекого университета:

В другом разделе представлен номер га-
sera «Молва», издававшейея при журнале
«Телескоп». В этой газете в 1834 г. появи-
лась первая крупная критическая и Ффило-
пофская работа Белинского «Литературные
МОоЧТания. Спепиальный раздел показывает
	Велинского в периол его паботы в журнале’ лены
на аи goceratered c! A. -A.