КРАСНЫЙ ФЛОТ
	трыве от действительности
		мальные провода. Но’ боевые сростки. элех-
трики все же решили поставить. Однако
	пренебрегли при этом элементарными правя-!.
	дами безопасности и Не выключили тока.
	Матросы и старшины этой ‘аварийной труп-
		пы медленно реагировали на замечания
командира, нерасторопно выполняли его
приказания. Посредник отмётил слабую вы-
учку матросов аварийного поста старшины
Борисова. г.

Выступавшие на разборе офицеры оста-
новились также на недостатках работы дру-
гих постов. Так. на одном из постов нужно
	  было имитировать пожар, для чего подгото-
	‘‚вили дымшатшку. Но боцман корабля вдруг
На возражать против имитации пожара.
On стал уговаривать командира, поста, что-
бы тот не зажигал шатку, так как дым
якобы мог попортить катера. Старшина
хотя его и не постушал, но имитация все
равно получилаеь оочень неубедительной.
Тушить «пожар» матросы явились 6 одним
огнетушителем и шлантом. Развернуть все
противопожарные средства здесь не релти-
лись. А в другом месте получилось еще ху-
же — шланги матросы подвели свозвремен-
но, но воду к рожку не подали. Наблюда-
лись и другие случаи уарощения обетанозв-
ки. По услевиям учения должно было вый-
ти из строя одно из котельных отделений.
Однако командир боевой части рынил этого
не делать: Вволная выполнялаюь на недей-
ствующей материальной части, что очень
упростило обстановку.

Офицер Клименко, выступивший на раз-
боре, полробно остановился на роли взануо-
действия между пятой и. второй боевыми
частями. Он привел ряд фактов; показы-
вающих, что такое взаимодействие TOK
еще отсутствует. Отдельные посты артил-
леристов ‘и центральный пост ‘безучастно
относились к учениям по борьбе за живу-
честь корабля, были в роли посторонних на-
блюдателей. Так, около алного пз орудий
батарей лейтенанта Якобсона возник «по-
жар». Но артиллерлеты не приняли ника-
ких мер, чтобы его ликвилировать. дни по-
чему-то посчитали, 9410 915 не их дело, м
даже, когда было «затоплено» одно из поме-
шений второй боввой части, никто не поны-
Tasca ero осутить. Одним словом, в уче-
ниях по сдаче аварийно-комплекеной за-
дачи принимали участие Только зварийные
грунпы пятой боевой части. Роль других
боевых частей корабля на учении ограни-
чивалаеь тем, что их матросы, старшины и
офицеры добросовестно отстояли по учебной
тревоге положенное время, _

Выводы из выступлений флатманских
специалистов и‘ замечаний. побредников
сделал командир соединения.

— Наша залача,— сказал он,— учить
Я тому, что нужно на войне, п TAR, KAR:
это бывает на войне. Учение по сдаче
аварийно-комплевоной задали показало, что
офицерский состав корабля мало слелал для
того, чтобы. приблизить оботановку учения
в боевой... У нас за плечами богатейший:
опыт, нэ. мы мало используем его: Это уче-
	  НИ ПОЧТИ: Ничем: не отличалоеь от тех. ко=
	торые проводились до войны. А ведь воен-.
ная ‘наука, © тех пор yaa далеко. вперед... .

мендир соединения указал, что у. неко-
TOPBIX офицеров. не было ясного понимания
того, чего они хотят. добиться OT подчинен-
ных. Только поэтому матросы и старпеины.
действовали. полчаю. неуверенно и. не так,
как требовалось по ходу учения,

Bee дело в том. что учение проводилось
без. учета, боевой обстановки. Поэтому. лоу-
пие боевые части оказались ие у дел. За-.
дачу же надо было ‚построить так, чтобы
аварийные. труппы действовали в условпях,
когда корабль ведет бой, добивается победы,
котла в движении находятся вое боевые
части, короче. говоря,—в условиях зктивной
боевой деятельности. корабля.
	Старший лейтенант Г. БУТИКОВ.
(От корреспондента «Красного. Флота»).
	ограждения, маяков, створных знаков.
3а пять лней плавания 10 шхерным
районам пройдено более пятисот миль.
Молодые офицеры изучили шхерные рай-
оны и теперь могут самостоятельно, без
лоцманов, водить корабли в шхерах. .
Лейтенант М: ИГНАШИН.
	Выпуск первого трактора явился как вы
символом возрождения завода.

Восстановление кормусов и `восстановле-
ннь производства шали параллельно. Отрой-
тели превзошли темпы, которые до сих пор
	были известны. Огромный механо-©00р0ч-.
	ный корпус был заново спроектирован и
возхвигнут в Течение месяца, —
	A пока шло строительство новых цехов,
	трактеры делались на временных плоша-
дках.
В дни Leppoualicrny праздников поелел-
	  ний из цехов перезхал на постоянную жи-
	площадь.

Вместе с главных инженером  завола
т. Макоедом мы обходили цехи возрожден-
Horo завода, Здесь бурлит жизнь. Завод
приолижается к максимальному довоенному
суточному выпуску.

«Борьба за тракторы — борьба aa
хле0»,—эти слова написаны на многочис-
ленных транепарантах и щитах, Ha стенах
цехов. Эти ‘слова понатны и близки воем
работнлкам завода — и старым  калрови-
кам и молодежи, недавно пришедшей сю-
18 WA колхозов.
	„Оталинград — город особого типа. Он
протянудся вдоль Волги на 60 километров,
Это город многих цевтров. Они образова-
лись вокруг его промышленных предирия-
тий Крайний северный пункт городской
черты — Тракторозаводокяй район, Он за-
нимает территорию в 754 гектара. До вой-
ны здесь было около 100 каменных много-
этажных домов и 254 деревянных-— общей
площадью свыше 250 тыс. кв. метров. До-
ма были благоустроевными — © LOTION
и горячей водой, с электричеством, канали-
samuel aT. A. Сады, парки и скверы зани-

мали 67 гектаров. В 14 школах обучалось
свыше 9 тысяч детей. Здесь были 11 лет-
ских саловси 10 яслей, ласпаноер © че-
тырьмя филиалами, больница: родильный
зом, аптеки, клубы, кино, пирк, пионер-
ский клуб, фабрика- кухня, хлебозавод...

Так же как и самый завод, все это врагом
было превращено: в руины.
	Теперь район. ожил. Правда, еще немало
	трудностей, еще очень тяжело © жилило-
		вышел в море. Этот поход преследовал боль
	шие, серьезные цели.
 Резко. ухудшившаяся погода аа
	провести поход строго по плану. Дождь и
туман исключили вылет самолетов, OSTOMY
	венитные стрельбы пришлось отложить на
друтое время. Невозможно было проводить
И.  дальномерные ‘учения. Ho аварийно-
комплексную задачу командир решил сда-
вать.

Свыше часа аварийные труппы устра-
няли «повреждения», тушили «пожары»,
заделывали «пробоины» ин ставили много-
численные распоры. По условиям вводных
корабль, попав па «минное поле», под-
вертся сильному воздействию со. стороны
надводного и воздушного «противника».
Посредники, назначенные пля ‘приема зада-
чи, ттательно проверяли действия матросов,
старшин и офицеров аварийных групп,
заносили. в заппеные книжки свой замеча-
ция и осле окончания учений доложили 9-
них флатманокому инженер-механику <9-
единения. Во время сдачи задачи приеут-.
ствовали также другие специалисты, на-
блюдавиие за тем, как налажена связь ме-
жлу боевыми частями и как экипаж в це-
лом борется’ за жизнь корабля;

Й вот поход окончен. После небольшого
перерыва в кают-компании собрались офи-.
церы корабля, флагманские специалисты и
работники штаба, чтобы обстоятельно разо-
брать учения, проанализировать действия
отдельных офицеров и лаль оценку выучке
личного состава аварийных групп.

Из нервых же выступлений флагмансках
специалистов стало яено, что в подготовке.
и организации учений найлены серьезные
недостатки. По плану похода учения дол-
RHE быти состояться между 12 и 14 ч2-
сами, Казалось бы, что аварийные группы
‹ наибольшей пользой постараются. занять
оставшееся время для тренировок и провер-
ки готовности боевых постов. Олнако офл-
перы Вбулагин и Марченко, старшина Аба-
кумов и мичман Лебедев не побестокой-
лись 06 этом, и матросы в течение трех ча-
сов ничего не делали, ожидая. когла, будет
об’явлена, учебная аварийная тревога.

В 12 часов произошел «взрыв мины» в.
носовой части корабля. Он был умело ими-
тирован. Казалось, что после него на ко-
рабле немедленно будет об’явлена учебная
тревога, поставлены машины на «стоп» или
дан задний ход, так как по условиям ввод-
ной взрыв означал, что корабль попал на
«минное поле». Ho ничего подобного не.
случилось: Трзвогу сыграли лишь Черёз
neKorepoe вовмя. Руль был положен вправо
на 15 градусов, и корабль продолжал иття
еще четыре минуты. совершая ‘поворот.
Вполне понятно. что. в тействительной
	боевой обстановке врял ли вто допустил бы
	подобную оплошность, так как каждый
пройденный вперед метр мог привести в ка-
тастрофе. Но на корабле посчитали; что
раз все это происходит условно, спешить
некуда: «отоп» пли «задний ход» можно
дать и с опозданнем.

Первая аварийная группа немедленно. Же
после выяснения обстановки приступила в
тиквидадии = последствий, = вызванных
«взрывом» Матросам пришлось действо“
вать в оботановке, приближенной к боевой:
в помешение поступали большие массы во-
ды. Тем не менее аварийная группа смело
приступа к делу. Старшина 1 статья
Ралько по приказанию командира группы
развернул свой поёт для укрепления пере-
борок. Мигом были поставлены и закрепле-
ны подпоры и снаряжены вололазы, кото-
рые спустились в затопленный отсек. Они
обнаружили <пробоину» и поставили на
нее пит. Командир группы действовал пра-
ВИТЬНО, И то подчиненные все детали сно-
ровисто и быстро. По их точным, строго
рассчитанным движениям можно было ©у-
дНТБ о хороней выучке, натренярованноюти
	Члавание в ихерах — дело сложное, по-
этому в Ноком осбелинении изучению
театра, уделяется большое внимание. Не-
давно, после болыной подтотовательной ра-
боты два корабля под флагом командира
соединения, имея на борту несколько дееят-
ков офицеров, вышли в шхерный район.
	На разборе
азварийно-комплексного
учения
		группы, а тацже 0 понимании матросами
серьезности обстановки. Группа поступала
так, как в реальном бою. Это © чувством
узовлетворенности отметили посредники, &
также флагмаяоклй   инженер-механик.

На’ десятой минуте прогремел новый
«взрыв». На этот раз — в корме. В резуль-
Tare «вышли из строя» важные механизмы.
В задачу. ‘аварийной группы, которой руко-
водил инженер-лейтенант Марченко, вхо-
хило ликвилироваль «повреждения», заде-
	лаль пробоину, укрепить «прогнувшуюсях
	под напором воды переборку, осушить за-
топленное помещение.

Как же справилась эта аварийная груп-
па с ликвидацией поеледетвий Ч,
как она боролась 35 жизнь корабля?
	На разборе специалисты подробно. про-
анализировали действия офицера Марченко
и подчиненных ему старшин Хнюпа й ПШу-
вакова.

Сложивненяея обстановка подеказывала,
что если взрывом нанесены такие серьезные
повреждения, то, видимо, в кубриках и 07-
соках должна была быть повреждена и
электронроводка. Но свет в одном поме-
шении не был выключен. Хуже того, элек-
трики вдобавок к нормальному освещению
включили еще аварийное, в то время как в
соседнем помещении была абсолютная тем-
нота. Этот небольшой эпизод наглядно 1о-
казал, что некоторые матросы и старшины
‘аварийной: труппы не умеют, исходя из кон-
кретной обстановки, принимать нужные
решения, a действуют механически: их
научили оборудовать переносные лампы,
они это и слетали, но не там, где ощуша-
лась 3 них. нужда и где без ‘зварийното
света невозможно было устранить «повреж-
дения».

Естественно, что. новым «взрывом мины»
кораблю были причинены ‘большие «по-
вреждения». В помещениях оказалась Boe
да. Аварийной группе следовало бы с не
только поставить больший шит на «1ро-
боину», но и основательно укрепить пере-
борку подпорами. Мо Марченио не опенял
обстановку и допустил рял условнобтей:
щит был поставлен очень маленький, a пе-
реборка укреплена’ только четырьмя под-
порами. Для откачки волы из помещений
нужно было запуствть эжектор, но к нему
не подали пара. Воду Тоже удалили условно,
	делая проверить, каж подротовлен заме-
	стятель командира груйны, посредник дал
	= Козлндир труппы + yur,

Заместитель — старшина. Хнюна фик
команду, но организовать людей на борьбу
за жизнь корабля не сумет. И Марченко,
	будучи «убитым», полоказывал ему, какие
	зужно нринималь решения: в. том, или ином
	заместителей командиров ТВ и. Ode REIX
постов. ``

io Нельзя, — сказал. ‘OH B условиях
боя рассчитывать на оплощность против-
ника. Вомандир труппы может оказаться
убитым или раненым в любую минуту. Й
если у него не будет боевого, расторопного,
знающего заместителя, то можно прямо ска-
	зать, что эффективно бороться за живучесть
	корабля аварийная группа не сумеет.
Почти такие же недостатки наблюдались
на аварийных постах в группе офицера Ку-
лагина, Большая роль здесь отводилась
электрикам. Они должны были имитировать
пожар электропроволки, & потом воестано-
вить боевыми сроотками поврежденный
участок. Имитация пожара не удалась, «ту-
пить» матросам пришлось совершенно ноу-
	Офицеры изучают шхерные районы.
	Основная задача участников похола состоя-
ла в том; чтобы своевременно лечь на
створ и точно вести корабль по шхерному
фарватеру.

Офицеры-штурмана определяли конфигу-
рацию островов, сообщали командиру кораб-
	ЛЯ 09 изменениях курса, делали зарисовки
	О Черноморский флот. Курсанты на лет:
	нёй практике. На первом плане курсант
мичман В. Чугунов следит за сигналами
	флагмана... 4 Е
Фото Б. Школьникова.
	Подготовка
легких водолазов.
на корабле
	На эскалренном миноносце «Лихой» со-
здань группа легких водолазов. Двадцать
матросов. и старшин, в основном специали-
сты пятой боевой части, изучают ©10собы
спуска под воду в легком водолазом KO-
стюме, тренируют дыхание в кислоролнох
изоляпионном приборе, внакомячея с прие-
мами и методами подводных работ.

‚ Обучением лепких водолазов руководит
мичман Лаврентьев, который несколько сот
раз спускалея под воду.

Подготовке легких водолазов на корабле
придается большое значение. Особенно
ценна их помощь в боевых условиях, когда
возникает надобность спуститься nox
воду ий произвести необходимую работу
в ватопленном отсеке: ставить подпоры,
завести плактырь или извлечь из воды м6
ханизмы, боеприпасы, документы.

Особейно хорошо“ ванимаются в прупо
матросьг и старшины Казаков, Мотыцин,
Мовлюдов. Они ужо одтотовились К сдаче
экзамена.

Старший‘ лейтенант
‘ А ОРЕХОВ.
	Черноморский флот.
	Флотские медики
на учениях
	В сумерки корабли вышли из базы. Про-
1803 погоды He предвещат ничего хоронтего.
Ожилалея шторм. На кораблях сделали вое,
чтобы он не застал врасплох. :

Перед медиками на время учений были
поотавлены две основные задачи: решить
вопросы  мелико-санитарного обеспечения
«боевых действий» кораблей и ‚частей и
обеспечить оказание медицинской помощи
фактически больным, Первую задачу пред-
стояло решить в довольно сложных усло-
виЯх.
	Конечным этапом санитарной эвакуации

был определен пункт Х., удаленный от бере-
т8 на 40 километров. В ‘нему вела един-
ственная пригодная для езды проселочная
дорога, :
_ На берегу имелись пирс, способный при-
нималь катера, и два покинутых  Злания.
Вблизи находился редкий хвойный лес. Ве
остальное пространство было отЕрыю. -

Характер вводных, количество  «ране-
ных», места их нахождения не были извеет-
ны заранее. б-учетом вех этих особенно-
стей. и составлялиев. предварительные. пла-
ны медико-саниталного обеспечения учений,
	В первый же день похола, котла в море
только. начинало штормить, в каюте кора-
бельного врача старшего лейтенанта Шатова
раздалея телефонный звонок. Врача вызы-
вали к больному < острым анендицитом,
нуждающемуся в экстренном хирургическом
вметалельетве, Было принято решение про-
извести операцию на корабле. В операцион-
ной заптипели стерилизаторы, на столике
появились хирургические инструменты.
	Внесли больного.  Аирурги, старший—
флагманский врач майор Табулин и его по-
мощник Шаров, приступили к операции.
Мощный свет софита освещает операционное
поле ий две склонившиеея нал ним головы в
белоснежных колпаках.

Тл. Табулин и Шаров рентилиеь на ответ-
ственную операцию даже в неблагоприят-
ных условиях штормовой погоды, на кораб-
Ле, имевшем маленькую оудовую операцион-
ную, являвшуюся. в то же время и перевя-
	`зочной каютой. Операция пройзволилаюь пох.
	эфирным наркозом. Врачи твердо верили в
свои силы и знания, которые дала им Ака-
лемия и которые они значительно развили
й укрепили за годы службы на флоте.
Операция прошла блестяще. 06 этом
красноречиво говорило лальнейшве тбчение
	болезни. В сложной обстановке флотекие
	щадью. Уже восстановлено свыше 70 ка-
менных домов. Большинство. деревянных до-
мов также восстановлено. В двух больших
школах идут занятия. На восстановлении
жилых домов строители применили поточно-
скоробтной метод, Жители об’единилиеь в
черкасовские бригады и помогают сооружать
дома, водопровод, детские учреждения.
	To же самое ий на пругом гиганте
Сталинграда —— «Красном Октябре». Через
территорию этого завола, через его цехи
проходило направление главного ударз. В
мартеновском пехе был фронт. Печи здесь
стоят в шеренгу, перпендикулярно к Вел-
ге, Через коридор, который проходит у’ зад-
вих стен печей, немцы прорывалиеь к }е-
ке, Они дошли до девятого мартена, Дальше
их ‘не пропустили. В насалках мартепов
находились командные пунЕты.
	Завод был снесен < лица земли. Теперь
здесь енова плавитея сталь й покатыва-
ют металл. «Красный Октябрь» дает сталь-
ной лист для автомобильных заводов стра-
ны, Веё прокатные станы в строю. Ко Дню
Победы — 9 мая — был закончен монтаж
	врачи сделали то, что обычно делают в
хорошо. оборудованных операционных.

Врач другого корабля майор Белянко в9
время учений практически разработал 00е-
вую организацию мелико-санитарной служ-
бы; Кроме того, он сумел’ провести очеред-
ное экспериментальное наблюдение за че-
тырьмя подконтрольными специалисламия-
подволниками, Уеловия похода не только. не
помешали ему, а, наоборот, способствовали
разработке научной тематики.

Много и упорно работали на учениях не
только врачи, но и фельдиеры и санитары.
Проверка состояния боевой подготовки ме-
дико-санитарных служо кораблей, прове-
денная в мофе полковником’ медицинокой
службы Любареким, дала хорошие  резуль-
таты.

Успешно работали медики и на, берегу.

В район пирса, тде была разбита палатка
берегового пункта медицинской помощи,
приходили заболевиийе из частей, раополо-
женных на берегу. Злесь находились Tepa-
певт и зубной врач. Палатву два, раза еры-
вало ттермовым ветром, но медацинекое

обслуживание не ‘прекращалось ни на Ч92с..
	В лесу, около каменоломни, старший
лейтенант Смолянский развернул пункт са-
нитарной обработки. Ha этот же
пунт дополнительно были возложены функ-
ции обычной бани,

Майор медицинской службы Bopacon, RO-
торому были поручены организация приема
«раненых» на берегу и проведение  даль-
нейшей эвакуащии их в тыл, развернул лва
тыловых лечебных учреждения. Даля них
он использовал местные лечебницы. Сво6-
временное развертывание этих учреждений
вполне обеслечило потребности, возниказ-
шие в процессе учений. Помимо условных
пострадавших через них прошли з^е боль-
ные, нуждавшиеся в госпитальном лечении.

В санитарно-профилактических целях
на берегу была развернута походная сани-
тарно-эпидемическая лаборатория, которая
осуществляла повседневный. контроль Ba
продуктами питания, отпускавшимиея на
корабли. Была установлена также пелевая
хлораторная установка, обеспечивиая регу-
лярное хлорирование питьевой воды, до-
ставляемой на пире автопистернами.

Для флотских медиков вое это явилось хо-
pene школой практического обучения.
	Подполковник медицинской службы
А. НРУПИН.
	В один большой индустриальный центр. В
каждом районе построено по нескольку
школ, лечебное учреждение. Этому было
улелено особенное внимание.
	Мы видели список строек, которые должны
быть закончены в нынелтнем голу: вдесь
школы, больницы, амбулатория, жилые до-
уа, водопроводные линии, трамвайное депо
ит. д. Все это — первоочередные и неот-
ложные стройкя. Без них нё может уже
сегодня существовать этот большой горох,
в котором снова живет более 300 тысяч че-
ловек. На сессии городского. Совета пред-
«едатель горисполкома т. Пигалев привел
цифры, которые могут дать представление
у холе восстановления Сталинграла.
	5а время, прошедшев после разгрома нем-
цев под Сталинградом, вновь построено и
восстановлено 110 тысяч кв. метров жилой
площади, 61 школа, 28 детских садов, 10
больниц, 46 поликлиник и амбулаторий,
27 детских яслей, театр, 5 бань, 36 кило-
метров трамвайных путей, 29 километров
основных водоводов, 107 километров улич-
ной водопзоводящей сети, 163 водоразбор-
	Матросы-ученики
овладевают практическими
		СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 августа. (По tenes
графу от корр. «Красного Флота»). На корёб-
ли флота из школ учебного отряда приз
пли для практики  матросы-ученики;
Осенью и зимой под руководством опытных
офицеров-преподавателей они  овладевали
теоретическими знаниями, изучали по
схемам, чертежам н макетам корабельные
механизмы и оружие. Будущие корабель-
ные специалисты. также знакомились ©
основами радиотехники, электротехнякя,
химии, физики, холодной обработки метал“
лов. Теоретический курс был пройде
успешно. Впереди — практическое 0буче-
ние, ознакомление с инструкдиями, настав»
лениями, правилами экоплоатадии механиз+
мов, оружия.

_ Руководитель практики трюмных и коз
тельных машинистов и машинистов-турби-
ниетов старший инженер-лейтенант Бари“
ков рассказал матросам-ученикам, что в печ
‚риод летнего плавания они должны н4-
учиться обслуживать корабольную техни
ку. Вее ученики раснисаны по боевым поз
стам._ дублерами, Их обучением руководят
опытные старшины и офицеры. Матросы
на походах стоят подвахтенными. Это Mh
зволяет им непосредственно у механизмов
приобретать ‘необходимые практические
навыки, знакомиться с особенностями
эксплоатации оружия и техники в поход
ных условиях. ‘ :

Большое внимание ‘уделяют молодым.
матросам боцмана кораблей. Они знакомят
молодежь с устройством кораблей, учат хо
	  Аить На шШалюпках, прививают ей Морекую
	культуру. _

Велика роль командиров боевых частей
в подготовке будущих корабельных cite
циалистов.  Пристально наблюдают ‚ 38
практикой учеников офицеры Резников и
Дубовов. Не ограничиваясь контролем 33
учебой матросов, они часто в ними: бееду-
ют, выясняют их запросы. Пожелания уч
ников Резников и Дубовов учитывают при
планировании боевой учебы,

После практики Ученикам предетоит
CISBATH экзамен на штатных специалистов,
Выдержавшие экзамен пойдут на корабли
	для прохождения дальнейшей службы по
спепиальности. $
	Встречи со знатными
артиллеристами
	В Врасноэнаменном артиллерийском учи-
лище береговой обороны практикуются
ветречи курсантов. со знатными артиллери-
стами. Недавно состоялись встречи с Героя-
ми Советекого Союза капитаном Посконки-
ным и старшим лейтенантом Калининым,

гостях у молодых артилаеристов побы-
вали бывшие воспитанники училища майо-
ры Пасмуров п Желудь, подполковний, #0
мачев и некоторые другие артиллеристы, 01°
моченные правятельственными наградами
за умение п мужество, проявленные в 66ях,
	. _ Майор Н. ЛЕСОХИН.
Балтийский флот.
	Сталинград сегодня
	Maib города. 36th кипит  MA3Hp.

осрелине площади памятнию Феликсу
Эдмундовичу Рялом — танк. Обыкновен-
НЫЙ танк «Т-34». Такие выпускал Трак-
торный накануне Сталингралекой битвы п
в дни битвы. Этот танк особенный — on
первым ворвался в Тракторозаводский посе-
лок при разгроме врата.
	...Носле многодневных вражеских артил-
лерийских п минометных обетрелов. поеле
	_30-часовой беспрерывной бомбежки ‹© в03-
	духа Оталинградекий тракторный завод был
превращен в груду развалин. Все злесь бы-
л0 изрыто, перепахано. Начальник строп-
тельетва «Сталингралтракторострой» т. Сал-
тыковекий привел интересные цифры: на
каждый километр плошади завода пришлось
по лве тысячи авиабомб.
	Чтобы восстановить завол, надо было раб-
чистить площадку, вывезти тысячи тоны
обломков железобетона и скрюченного гозе-
зого железа,

Но через два с половиной месяца, полле
того как в Сталинграле прогремел послед-
ний выстрел, трактороетроители дали жизнь
первому танку. Они развернули базу для
ремонта боевых машин, В июне 1943 года
на фронт ушёл эшелон © танками, ва кото
рых была надпись: «Ответ Сталинграда».
Эти танки участвовали в битве под Кур-
ском, _

Тракторостроители упорно и настойчиво
восстанавливали завол. Из-под развалин п
со дна Волги они вытаскивали станки, на-
ходили детали, счищали е них нагар и
ржавчину. В конну 1943 года сталинтграл-
цы дали первый дизель.

17 июня 1944 года — в голдовщииу
пуска завода (этот день стал традиционным
праздником тракторостроителей) с возрож-
ленного конвейера сошел первый трактор.
Тогда еще нал конвейером не было крыши,
кругом него. не было стен, Конвейер стоял
ерели развалин.
	Навстречу московскому поезду, прибли-
жающемуся к Сталингралу, идут эшелоны.
На длинных платформах стоят тракторы, ак-
кураткые «пачки» стального листа лая ав-
TOMBE, .

ракторы и сталь... Они определяли пе-
рел войной лицо этого волжекого города.

Поезд прошел мимо северо-западной ок-
райны ‹ города. Видны высокие трубы,
какие-то стройки и масса маленьких
домиков, ютящихся на холмах и В 08-
рагах, у нодножня Мамаева Кургана — ме-
стз кровопролитных боев.

Мы вышли Ha вокзальную паощаль.
Вокзал разрушен. Вместо него стоит боль-

шов деревянное здание, Затем ~— свода раз-
валины,

Набережная имени Сталина. Ona была
Застроена красивыми высокими ломамп. Те-
перь на всей набережной только олин боль-
шой белый дом © монументальными колон-
нами. Здесь был Дом физкультуры. Тепэрь
он переделан в городской театр.

У пристани-——волжекие пароходы. Их гуд-
ва разрывают тишину летнего лия. Без-
молвно высится нал Волгой памятник
дважды Герою Советского Союза Хользу-
нову.

Путь на Тракторный. Трамвай идет ми-
мо исторических мест Сталинграда. Плошаль
9 января. Дом Павлова — серый четыфех-
этажный дом. Он дважды вошел в историю.
Ero отстаивал русский воин Павлов, его от-
страмвала русская женщина Черкасова.
13 июля 1943 года она ¢ группой сестер,
нянь, работниц детских учреждений opra-
низовала ремонт этого лома; Так началось
черкасовокре движение, которое играет
такую важную bom в восстановлении TO-
рода. ›

Чех лальше мы удаляемся от центра, тем
больше движения.

Плоталь имени Дзержинского. Она немно-

MOLINO... TOW... FWeA TRAN AHA
		одного из самых мощных станов завода —   ных колонки, 707 торговых «точеку...
	стана «750».
	сли бы все эти здания и сооружения
были сосредоточены в одном месте, то пер-
вое впечатление от города не было бы та-
ким, какое оно теперь. Эти дома могли бы
заполнить целые улицы. Но и школы п
больницы нужны во всех районах этого 60-
‘километрового города. И жилые дома надо
строить возле всех заводов. Поэтому центр
кажется заброшенным. Но фронт строитель-
ных работ все ближе Нодвигается сюда. И
на пентральных улицах, где раньше были
большие дома, появляются строители. Тем-
пы восстановительных работ должны быть
еще усилены,

Сталинград будет возрожден. Проект но-
вого Сталинграда, разработанный лучшими
архитекторами страны, окоро станет реаль-
ностью.

Сталинград — город-герой —= станет
OXHAM из лучших городов нашей страны.
		‘Возрождение Сталинграда началось с его
промышленности, с окраин, Это закономер-
но: промышленность — основа существо
вания жителей этого города. Ущерб, Haves
сенный Сталинграду, оценивается в восемь
миллиарлов. рублей: За четыре © лишним го-
да вновь. выстроен ряд производственных
прелириятий, жилых домов и социально
Культурных учреждений. Их: стоимость оп-
ределяется в 2 миллиарда рублей,
	Тракторный и металлургический заводы,
десятки других-болыцих и средних, сот-
ни мелких предприятий уже работают. Boc-
становленные предприятия дали в прошлом
году продукция на 1.5 миллиарда рублей.
	ле0озавол,..   ‹ Вместе с промышленностью растет жи-
все это врагом   лишный фона, строятся школы, лечебные

Я НЕ
	учреждения,. коммунальные предприятия.
	ое Е ЕВА nnn И nM А 7: К

В тороде семь районов. Это по сути сему
самостовтатеных ronniaR-- watnnts ete,