5 июня 1948 г., суббота, Ne 132 (2926)
	офицеры, узнаем здесь 9 Barns
нии состава на корабле,
	KPACH HA ФЛОТ

ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ ` ~ [ ; Ша темы ДЕЯ
	Вечерняя. поверка
	(отлаено статье 207-й Устава внутрен”
ней службы Вооруженных Сил 00038 ССР,
вечером в частях и на кораблях проводит“
ся вечерняя поверка, для проведения ко-
Торой выстраивается’ весь личный состав
подразделений.

Вечерняя поверка — действенное ‚ срел-
ство воспитания войнов, средство борьбы
за организованность и дисциплину личного
состава. В это время как бы подводится
итог всего напряженного дня боевой yue-
бы, определяется, что надо сделать на ‘сле-
дующий день, На вечерней поверке об’яв-
ляются поощрения за отличия по службе
или взыюкания 3а недобросовестное вы-
полнение воинского долга, здесь’ зачиты-
ваютея приказы, распоряжения и т. п.
Трудно ‘переоценить значение вечерней
поверки. Передовые офицеры флота  п9-
стоянно заботятся о том, чтобы она прово-
дилась в точном соответствии © уставом и
помогала укреплять воинский порядок и
дисциплину. К сожалению, к вечерней по-
верке так относятся не везде.

Например, на сторожевом корабле H.
одно время в пятой боевой части вечерняя
‘поверка проводилась «молчаливым ©10с0-
бом»; Старшины просто отмечали по ©спис-
ку, присутствует или He присутствует
тот или ‘иной матрос’ на поверке. Командир
корабля офипер Никитин потребовал oT
командира боевой части инженет-капитан-
лейтенанта Степаненко прекращения такой
практики. Он об’яснил воем офицерам коз
рабля, что скрывается за этим нарушением
	‘уставного требования:
	Ценный вклод в отечественное.
	судостроение
	В постановлении о присуждении Оталин-
ских премий за выдающиеся изобретения
и коренные усовершенствования методов
производственной работы, выполненные в
1947 году, правительство отметило’ заме-
чательные успехи коллектива киевекого
судостроительного завода «Ленинская куз-
ница» Министерства транспортного мапи-
ностроения. Инженеры этого завода А. Б.
Байбаков, Г. Ф. Солдак, И. 1. Зейгериахел,
H. T. Кальнето и А. И. Остафьев награж-
дены Сталинской премией за разработку
усоверттенствованной стандартной конструк-
	ции и освоение ‘производства речного бук-   веяхось
	Сира.

Послевоенный сталинский пятилетний
план предусматривает птировое развитие
речного транепорта и ставит перед судо-
строительными заводами большие задачи
по созданию новых судов, удовлетворяю-
щих всем требованиям современной тех-
НИКИ.

Необходимо было создать буксирный
пароход, пригодный для крупносерийной
постройки на всех заводах и верфях реч-
ного судостроения и приспособленный для
экеплоатации на всех основных речных
бассейнах Советского Союза. Технологиче-
ский процесс постройки этих судов строия-
ея с учетом всех достижений современной
судостроительной техники: олектросварка,
серийная сборка, другие элементы скоро-
стного судостроения.

Работники «Ленинской кузницы» бле-
стяще разрешили поставленную перед нимй
задачу. Созданный ими буксир по рялу
основных показателей превосходит анало-
гичные суда заграничной постройки. Благо-
даря повышенной прочности, приспособ-
денности к работе на всех видах топлива,
рациональным габаритам новый буксир
может быть успешно применен на всех
бассейнах страны.

Судно красиво оформлено. Прекрасные
условия‘ созданы для членов экипажа. Они
размещаются в просторных одноместных
и твухместных каютах. В одноместных
	каютах командного состава имеются Au
ваны, книжные шкафы и т. д. На буксире
оборудован красный уголок-столовая,
‘имеется читальня.

Корпуса новых буксиров изготовляются
полностью  электросварными. Главные
водотрубные котлы — также электросвар-
ные и производятся серийно. Серяйно. же
выпускаются главные паровые машины и
все вепомогательные механизмы, Bee ato
дало возможность значительно сократить
кикл постройки букеитов,

Около двух с половиной лет на заводе
велось проектирование, разрабатывалась
технология, осваивалея, испытывалея н0-
вый пароход. В напряженном творческом
труде принимал участие весь коллектив
«Ленинской кузницы». Все инженеры и
рабочие активно участвовали в создании
буксира, повседневно помогали конструкто-
рам осуществить их замысел.

”Работой по созданию нового судна рук
водил А. Б. Байбаков. В текушем году
исполняется двадцать лет его ‘работы Ha
этом заводе.

Помощник главного конструктора И. 1.
Зейгермахер ‘разрабатывал технический
проект буксира на всех етадиях его’ про-
ектирования, постройки и’ освоения. Рабо-
тая на заводе «Ленинская кузвица» с
1935 года, т. Зейгермахер обобщил sce
лучигие достижения этого передового пред-
приятия, использовал их для решения
новой трудной задачи. :
	По многу лет работают Ha заводе тт.
	Кальпето, Остафьев и Солдак. Н. Вальнето,
например, начав в 1931 году © должности
бригадира по монтажу машин, через He-
которое время стал здесь мастером, затем
старптим мастером, потом был выдвинут на
лолжность начальника MOHTARHOTO цеха,
шеф-мастера и гарантийного механика.
	Новый ‘букеирный пароход — ценный
вклад советских. конструкторов в. отече-  .
	ственное судост CHHe,
pe Wo LUEPMAH.
	ЛУЧШИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
	Линный состав краснознаменного тральщика борется
	за честь своего корабля

из матросов. — Следует пойти к помощни-
ку командира, пусть прикажетг боцману
дать нам краски.

— Зачем же за этим обращаться к по-
мощнику командира, —заметил Рыбкин. —
У него и других забот хватает. Просто обра-
тимся к боцману, попросим у него краски.
А если ‘не даст, тогда пойдем в помощнику.

Главный старлгина Гарбухов, исполняю-
щий обязанности боцмана, внимательно
выслушал провьбу минеров и спросил:

— А старая краска на буях разве пло-
ха? .

— Конечно, вот посмотрите, какие пят-
Ha Ha BUX.

— А что у «соседей» — лучше?

— Тучше, товарищ старшина:

Гарбухов взглянул на один тральщик,
на другой и убедился, что там материаль-
ная, часть действительно ‘выглядит более
эффектно.

— Хорошо, получайте краску. Пусть
наш корабль будет не хуже других.

Буи и отволители были заново покраше-
	ны, лебедка и стальные тросы тщательно
	смазаны, Материальную часть можно бы-
то хоть на выставку посылать. Боцман ос-
талея доволен работой минеров.

Матросы, старшины и офицеры крепко
любят свой корабль, дорожат его славой и
честью. Здесь создана такая атмосфера, в
которой никто не имеет права выполнять
свои обязанности как-нибудь,  нерадиво,
без души. Если кто-нибудь из молодых
матросов и сделает порой что-либо без
особого рвения, то ему немедленно на это
укажут товарищи. Если он не умеет — на-
учат, не понимает — об’яснят, не хочет —
потребуют образцового выполнения своего
долга,
	Сила товарищеетва и заключается в том,
	что Никто не замазывает. ошибок товарища,
не скрывает его недостатков, а, наоборот,
старается помочь товаришу устранить эти
недостатки. На корабле хорошо помнят
Устав внутренней службы, в котором‘ ска-
зано® «Военнослужащий обязан... лорожить
	войсковым товариществом, помогать това-
	рищам словом ‘и делом, удерживать их .01
дурных поступков и; не. щаля своей жизни,
выручать их из опасности». Командир и его
помошник, все офицеры, пзртийная и KOM-
	сомольская организации немало сделали,
чтобы воспитать это замечательное каче-.
	ство’ в старшинах и матросах, привить их
чувство личной. ответетвенности за честь
своего корабля.

Краснознаменный тральщик считается
лучшим в подразделении. —

Очень отрадно Видеть, как этот корабль
находят по надраенным поручням, опреде-
ляют морскую выучку экипажа по фини-
ширующей первой шестерке, судят о ка-
чествах командира ‘по его точной и быет-
рой швартовке. Приятно слушать, как люЮ-
	ди на тральщике е любовью говорят © сво-
	ем корабле, как о самом дорогом и лучшем.

Командир Цаллагов работает’ в тесном
контакте с партийной и комсомольской ор-
ганизациями, Секретарь партийной opra-
низации Брецкий и секретарь комсомоль-
ской организации ‚Рыбкин — первые по-
мошники командира, его опора. Командир
всегда беседует с ними о задачах, стоящих
перед кораблем, нацеливает их на реше-
ние наиболее важных вопросов, учит, со-
ветует, помогает. В свою очередь, комму-
нисты и комсомольцы немедля выполняют
все решения своих бюро, причем выполня-
ют энергично, вкладывая в это всею свою
душу.

Опираясь. на коммунистов и комсомоль-
цев, командир ‘уверенно: ведет экипаж к но-
вым успехам в боевой и политической под-
готсвке. Й не случайно на тральщике ©
	каждым днем становится вое меньше и
	меньше недочетов. Ворабль прочно’ удержи-
вает почетное место во главе всего ‘подраз-
деления тральщиков.
	Капитан
		3 ранга Н. ТРОБОВ.

В воскресенье утром капитан 3 ранга.
Цаллагов тщательно оделся, поправил на-
крахмаленный воротничок и вышел на
верхнюю палубу. Она блестела, словно от-
полированная.

Вомандир прошелся по кораблю и увидел,
что все артиллеристы и пулеметчики нахо-
дятся у своих заведываний. Они проверяли
и тщательно смазывали, каждую деталь,

— Почему ваши люди в воскресенье ра-
ботают, а не отдыхают? — спросил Цалла-
гов у командира второй боевой части.

— Они будут отдыхать после обеда, —
ответил тот. — А сейчас проверяют каж-
дый винтик своих механизмов. Ведь завтра
итти в море. А на комендоров крепко повли-
ял вчерашний случай, товарищ командир.
Вот они и обратились ко мне с просьбой раз-
решить им использовать часть воскресного.
дня для проверки механизмов. Я доложил об
этом вашему помощнику, и тот дал «добро».

— 40 х, ия не возражаю, — сказал
командир. — Это отрадно, когда личный со-
став так заботится о своем оружия, о техни-
ке. Когла любишь свое оружие, то не пожа-
леелть для него и времени, отведенного для
отдыха.

Накануне корабль выполнял очередную
огневую задачу. Личный состав действовал
образцово и заслуженно получил хорошую
опенку флагмана. Но в процессе стрельбы на
орудии старшины 2 статьи Вликина не-
сколько раз нечетко срабатывала автомати-
ка. Этот недостаток нисколько не повлиял
на успех стрельбы, но уже так повелось на
краснознаменном тральшике, что каждый,
даже незначительный, недочет в работе ма-
териальной части, малейшее нарушение по-
рядка или дисниплины немедленно’ привле-
кают внимание всего экипажа.

На разборе стрельбы командир боевой чз-
ети принял доклады всех командиров ору-
дий и пулеметов. Выслушав старшину
Вликина, он спросил:

— Выяснили, почему не срабатывала aB-
томатика?

— Так точно, выяснил, — ответил стар-
ина.

— Серьезная причина?

‚ — Никак нет. Вее уже устранили.

’ —Р понедельник мы снова уходим в м0-
 ре,—еказал артиллерист и, обращаясь ко
всем командирам расчетов, добавил:— Нуж-
но, товарищи, еще раз осмотреть матери-
альную часть и все как следует  прове-
рить.

Самого обыкновенного напоминания ко-
‘мандира боевой части было достаточно для
того, чтобы каждый матрос и старшина
еще и еще раз проверил свое заведывание
и подготовил его к выходу в море. Для это-
TO нашлись и время, и средства, и все не-
обходимое. Зато каждый человек во второй
боевой части был теперь абсолютно уверен
в том, что никаких, даже мелких, непола-
док в работе материальной части не прои-
зойдет.

Вак о родном доме, заботятся моряки о
своем корабле. Они хотят, чтобы и по
внешнему виду он был чише и наряднее
всех других. Вот характерный пример.

лнажлы к командиру подразделения по-
дошел офицер. Ему нужно было попасть на
этот корабль. Командир сказал: _

— Вот он там стоит. Видите, как по-
ручни блестят на солнце? Его даже 100
внешнему виду можно найти.

Это было сказано “в обычном ‘тоне, от
души. И командир подразделения не ошиб-
ся. Действительно, на тральщике, каки
всегда, были до ослепигельного блеска на-
драены поручни. И, несмотря на то, что у
стенки стояло много однотипных кораблей,
офицер легко его отыскал. Таковы плоды
заботы экипажа о внешнем виде корабля
	В то же воскресенье командир трального
расчета, он же секретарь комсомольского
бюро, старшина 1 статьи Рыбкин сошел на
стенку, прошелся вдоль строя кораблей,
внимательно поглядел на них и, возвратив-
шись на свой тральщик, сказал минерам:

— Посмотрите на наши буи и отводите-
ли. Мне не нравится их внешний вид.

— Я уже думал об этом,—ответил один

После такой беседы кома
лира корабля офицеры стали проводить п
верку в точном соответствии C уставом,
	Правильно относятся к вечерней поверь
ке на. оскадренном миноносце И. Командир
и «тарший помощник, как правило, при.
сутствуют на поверке лично и требуют э-
то от всех офицеров. Они презекают малей
ие попытки уклониться от ‚требования
устава. Однажды лейтенант интендантогой
службы Зыряев не вышел Ha поверку, :
об’ясняя это тем, что он весь день был де-
журным. Отарший помощних капитан-лей-
тенант Кривко налюмних ему 0 статье уста-
ва, где говорится, кто должен присутотво-
вать на вечерней поверке, Сейчае Зыряеву
уже не требуется таких напоминаний. [а
питан-лейтенаит Юривко заранее продумым
вает, что необходимо на поверке об’явить
личному составу. Недавно, например, он
зачитал перед строем две статьи из Кора.
бельного устава, в которых говоритмя of
осмотре корабля. Это было сделано с п
целью, чтобы личный состав лучше понял,
чо от него потребуется завтра,
	Следует указать и Ha такой any,
В Н-оком подразделении в ©в0е время уста.
новилась хорошая практика. Работники
питаба регулярно бывали на кораблях м
время вечерних поверок и следили за их
организацией. Замеченные ими недостатки
записывались в журнал, & затем разбира-
лись на очередном совещании офицерском
состава. Но с некоторых пор пгтаб почему“
то прекратил столь полезную практику, Re
необходимо возобновить, ибо она обестечи-
вает контроль за. очень важным видох
организации корабельной службы,
	 ’’ Вечерняя поверка--не Формальный.
акт. 0 безупречном проведении ее должен’
заботиться каждый офицер. Тем самым он /
борется за соблюдение уставного порядка
на воем корабле, в части, подразделении;
	ем, давало морякам отуетливов
се представление о роли науки в

а Советской стране и в значи

НИЯ тельной мере способствовало
укреплению чувства наци
нальной гордости.

Кое-где существует еще представление 9
том, что зрителей интересуют «только ху-
дожественные фильмы». Это неправильно!
0 документальной картине «Советская Ух»
раина», демонстрировавшейся на многих кд-
раблях, офицеры, старшины и матросы от.
зывались очень положительно, она вызвала
исключительный интерес к жизни этой сд
ветской республики и других наших pec
публик. Моряки просили почаще показывать
им подобные фильмы.

У нас еще крайне мало используются
учебные и военно-технические фильмы,
Между т6м их значение в воинском воспитв-
нии, повышении боевой выучки не нух-
дается в доказательствах. Эти фильмы есть
на флотах, но‘ о них часто забывают потабы
и командиры, планирующие боевую учебу
личного состава. А многие клубы и вовсе
не интересуются этими фильмами. ‚Надо ис
править это серьезное упущение!

Новый порядок использования кино, ус
тановленный для Домов и клубов офицеров,
Как И для клубов военно-морских учебных
заведений, дает возможность значительно
улучшить кинообслуживание офицеров я
курсантов. Домам офицеров и клубам воен-
HO-MOPCREX училищ предоставлено право
получения художественных кинофильмов
непосредственно с баз Главкинопроката, 9%
означает, что выбор картин увеличивается,
и офицер или курсант в свободные часы,
взяв билет на киносеанс, сможет  просмот-
реть в Доме офицеров или в клубе училища
те же новые кинокартины, которые будут
демонстрироваться в городских кинотеатрах,

На флоте с каждым годом становител вое
больше киноаппаратуры. Имеется достаточ-
ный зацае фильмов. Демонстрация кинока?-
тин стала действетным средством идейного
воспитания моряков. Это средство заслужл-
вает TOTO, чтобы ему уделялось больше вниз
мания, чтобы кинопропаганда велась умело,
давала наилучший результат. ‘

т о ОМА
	— Korma матрос громко и четко отве-
	чает «есть», он этим рапортует о том, что
	находимя в строю защитников Родины.
Это не может не вызвать у него гордого
чувства. Хорошая организация вечерней
поверки дисцинлинирует воина, воспиты-
вает ео. Я ужо не говорю 9 том, что мы,
	Kuno-moryuee
средство воспитания
	Гаснет свет: Появляются первые кадры
кинокартины, и сотни глаз устремляются на
экран, напряженно слёля за жизнью и пос-
	тупками героев фильма. Хороший фильм 00-
	ладает огромной силой воспитательного BO03-
деиствия, по-настоящему волнует зрителей,
	‘оставляет неизгладимое впечатление.
	На флоте подчас, однако, недооценивает-
ся могучая пропагандистская роль кино —
одного из самых массовых, доходчивых ви-
дов искусства. Иным политработникам ка-
жется, что здесь и заботиться, собственно,
не о чем —все сделает киномеханик. А что
получается в результате такого несерьезно-
го отношения к делу? Либо кино крайне ред-
KO показывают личному составу, либо кар-
тины демонстрируютея. какие попало,

Политработники обязаны сами знакомить-
	‚ея с перечнем кинофильмов, имеющихся на
	прокатной 0а3е, и сами должны определять,
какие картины и когда следует показывать,
HO передовёряя киномеханику это далеко не
техническое дело;

В некоторых корабельных и береговых
клубах принято проводить краткие беседы
со зрителями HA темы  демонотоируемых
фильмов.

Хорошо организованные кинофестивали,
посвященные  жазни и ‘деятельности
В. И. Ленина и И. В. Сталина, тероизму co-
ветеких людей и многим другим значитель-
ным темам, вызывают глубокий интерес
зрителей и имеют большое воспитательное
значение.

Инициативные политработники, Учиты-
вая большую пропагандиетскую роль кино,
широко используют его в воспитательных
целях. Так, например, заместитель коман-
дира по политчасти т. Вескун устроил mpo-
смотр кинокартин ‘о наших ученых и изо-
бретателях, © достижениях советской
науки и техники. Перед сеансами
или после них проводились соответствую-
щие беседы. Это мероприятие, вотреченное
личным составом © большим удовлетворени-

Создатели комбайна «/IK-7>
	Уборка льна является одним из самых.
трудоемких процессов. C незапамятвых
времен она производилась вручную, требо-
вала больших затрат времени и тяжелого
физического труда.

В течение многих лет группа научных
сотрудников, конструкторов и  производ-
ственников вела исследования, имевшие
своей пелью <оздание льномашины.
	Результатом упорной. работы явилась
	льнотеребилка. сконетруированная в 193%
	году тт. Шлыковым, Маятом и Моисеевым.
Наиболее ‘трудоемкая операция — теребле-
ние льна -— была  механизирована. ‘Труд
колхозников-льноводов значительно obser
чилея. Льнотеребилка сразу завоевала вее-
общее признание, она стала основной маши-
ной льноводческих хозяйств.

Ho это было ‘лишь ‘начал.  бозлатели
льнотеребилки мечтали о полной механиза-
ции уборки льна. У них возникла Идея
льнокомбайна — машины, ‘которая не толь-
во теребит лен, но также очесывает” е19,
то-есть отделяет стебли от головок, вяжет
солому в снопы.

Конструирование такой сложной машины
потребовало проведения больших научно-
исследовательских работ. Каждая’ деталь
испытывалась отдельно. В 1939 году был
выпущен‘ первый льнокомбайн. Но он тре-
борал лальнейшего усовершенетвевавия.
	Война прервала исследования. Перед
	научными ‘работниками, ‹ конструкторами
встали другие неотложные задачи,
Кончилаеь война. Шлыков, Маят и Мои-
сеев получили возможность снова полно-
етью отдаться любимому делу. М. И. Шлы-
ков часто выезжал в поле, лично испытывая
прочность теребильной ленты, крепость
узловязателя, высчитывая необходимую
глубину осалки комбайна. Тг. Маят и Моя-

тивопоставляют военную науку военному
искусству, либо отождествляют понятие
	военной науки с понятием военного искус-
	ства, что в корне ошибочно.
	сеев рувоводили работами по И
деталей.

С энтузиазмом трудился коллектив экспе-
риментального цеха Люберецкого завода,
которому было поручено производетво опыт-
ного образца машины. Рабочие были орды
сознанием того, что их руками будет сделан
первый в мире льнокомбайн.

— ЦК ВКП(б) в своем решении «0 мерах
под’ема сельского хозяйства в послевоенный
периол» отметил, что значительная часть
урожая льна пропадает в связи е запозда-
нием в его расстиле и мочке, — говорит
т. Шлыков. — Для нас это решение прозву-
чало как напоминание партии о том, что
вам нужно усилить темпы’ работы.

В осени 1947 года льнокомбайн и был
создан. Он успешно выдержал испытания.

Уже в нынешнем году на полях будет
работать первый десяток  льнокомбайнов,
выпускаемых Ленинградеким заводом имени
Валинина.

Льнокомбайном «ЛЕ-7» управляют всего
два человека. Подечитано, что на каждый
гектар уборочной площади это освобождает
по 12 человек в день. Но этим не исчерпы-
вается эффект  льнокомбайна. Благодаря
значительному ускорению работы льноеоло-
ма поступает в мочку на другой же день.
Это позволяет производить мочку еще в
теплые дни и сохраняет много ценного во-
локна.

Доценту Московского инетитута механи-
зации и ‘электрификации: сельского хозяй-
етва М. И. Шлыкову, заместителю директора
Научно-иселеловательского инетитута сель-
	‚ скохозяйственномо машиностроения А. С.
	Моисееву и главному инженеру Люберецкого
завода сельскохозяйственного машинострое-
ния А. С. Маяту за создание льнокомбайна
«1-7» присуэкдена Сталинская премия.
	искусством не избавляло старых русских
военных‘ ученых ^0т: коренных ошибок,
вытекавших из’ их идеалистического ми-
ропонимания. Леер оставалея на схоласти-
ческой основе «вечных принципов» войны,
Михневич, также поддерживая эти принди-
пы, утверждал, что военное искусство
не подчиняется точным законам и что «его
область столь же бесконечна, как и вообра-
жение». Драгомиров говорил, что «военное
дело есть дело волевое, а не умовое». Та-
Вим образом, отрицая закономерности во-
енного искусства и не понимая законов его
развития, военные теоретики прошлото ли-
бо противоречили сами себе, опровергая
самую возможность существования военной
науки, либо прямо отрицали военную на-
Уку.

Спор о существе военной науки и ee OT-
ношении в военному искусству буржуаз-
ная военная мысль не решила хо сих пор и
не в состоянии правильно его решить.
	Решение этого вопроса оказалось по си-
лам только ‚советской военной мыели, нз-
правляемой гением. товариша Cranuna.

ветская во
	=>
Полковник Е. А. БОЛТИН
	Кандидат военных наук
а
	Познать военную науву—это значит по-
знать не только способы ведения войны,
то-есть военное искусство, но и знать и
учитывать экономические и моральные
возможности как своей страны, так и про-
тивника. Такое познание возможно лишь
на базе единственно научном метода —
марксистской диалектики. Маркеизы рае-
сматривает войну как явление обществен-
ное, историческое. Закономерности разви-
тия войны и военной науки опрелеляются
законами развития общества, а эти заЕ0-
ны, в свою очередь, познавземы только на
базе марксизма. Применение марксистского
диалектического метода к изучению войны
кав явления, присущего классовому обще-
етву, подняло военную теорию до уровня
действительно научного знания. В этом —
коренное преимущество советской, сталин-
ской военной науки над буржуазными во-
енными нзуками.

Советская военная наука, творцом и
идейных вдохновителем которой. является
товариш Сталин, представляет  с0б0й мар-
кеиетско-ленинскую теорию военного дела.
Как и веякая подлинно научная теория, с0-
ветская военная наука неотделима от прак-
тики. Военная наука изучает закономерно-
сти войны для того, чтобы активно воздей-
ствовать на военную практику, оплодотво-
рить и усовершенствовать ее.

Товарилт Сталин учит, что военная иа-
‘ука является понятием более ттироким, все-
об’емлющим, чем военное искусство, Воен-
н0в искусство -— составная часть военной
науки. Оно <... включает в себя тактику,
оперативное искусство и стратегию, т. е.
	занимается изучением в01росов, относящих-.
	ся к с10собам ведения военных действий и
войны в целом» (Н. А. Булганин). *
Такое понимание военного искусства
присуще только советской военной науке.
Буржуазные военные теоретики либо про-
	Вопрос о сущности военного искусства
и его отношении к военной науке товарищ
Сталин осветил в своей работе «В вопросу
0 стратегии и тактике русских коммуки-
стов», опубликованной в 1923 roxy. To-
воря о формах борьбы, товарищ Сталин пи-
can: «Искусство ведения войны в современ
ных условиях состоит в том, чтобы, овладев
	всеми формами войны и всеми лдостижёния-
	ми науки в этой области, разумно их ис-
пользовать, умело сочетать их или своевре-
менно применять ту ‘или иную! из этих
форм в Зависимости от обстановки» (Соч.,
том 5, стр. 168—169).

Следовательно, военное искусство (или
искусство ведения войны) — это область
владения формами войны, опирающаяся на
достижения военной науки в целом.

Теоретические работы товарища Сталина,
относящиеся к эпохе гражданской войны
и мирного строительства, его книга «0 Ве-
ликой Отечеетвенной войне Советского Co-
Юза», его многочисленные выступления и
руководящие приказы и указания оконча-
тельно опровергли схоластические утверж-
дения старой, идеалистической военной
псевдонауки, как и теории современных
военных идеологов буржуазии, и легли в
основу советской военной науки, самой пе-
редовой военной науки, соответствующей
нашему  прогрессивному общественному
строю.

Военные ученые прошлого, рассматри-
вавшие военную науку как отвлеченную
область знаний, старались установить для
ведения войны раз и навсегда незыблемые
правила и целый системы, пытаясь уло-
Жить в них живое дело войны. Это, есте-
ственно, вызывало непримиримые проти-
воречия между теорией и практикой, дела-
10 военную теорию абстрактной и мертвой.

остроенная на основе отвлеченных «веч-
ных» принципов, военная наука неизбеж-
но расходилаеь с практикой и опрокидыва-
лась опытом, становяеь непригодной для
практических действий. Это приводило
хомандиров-практиков к отрицанию воен-
ной науки вообще,

Советской военной нзухе чужды схола-
стика и дотматизм. Она представляет собой
продукт живой военной мысли, опирающей-
ся на прочную методологическую OCHOBY
харксизма-ленинизма. Руководствуясь этой
Научной методологией, товариш Столин
разработал положение @ постоянно лей-
	ствующих факторах, ремтающих судьбу Boll
ны, 0б активной обороне и законах контр»
наступления и наступления, о взаимодей“
ствии родов войск и боевой техники в 0*
временных условиях войны, 0 Мм
больших масс танков и авиации в 6080
менной войне, об артиллерии как самом
могучем роле войск.
	Сталинская военная наука отнюдь не 01
рицает применения в военном деле’ опреде“
ленных законов или принципов. № эм
законы не имеют ничего общего с прело-
вутыми «вечными принципами» ехоластов,
Наша военная наука не боится установле
ния принципов и правил, но и не фетишие
зирует их, не превращает их ‘в мертвую
догму.  Товариит Сталин постоянно напоми-
наот нам, что принпцицы ведения военных
действий изменяются под влиянием изо
нения условий войны, «Способы  веделия
войны, формы войны не всегла одинаковы,
Они меняются в зависимости от условий
развития, прежде всего в зависимости OT
развития производства. При  Чингис-хако
война велась иначе, чем при Наполеоне ill,
в ХХ веке ведется иначе, чем в ХХ вом»
(Соч., том Б, стр, 168).

Примером подобного отношения к яве
ниям военного дела может служить изме
нение наших взглядов на характер, ветре
вого боя. Довоенные уставы рассматривияя
встречный бой как самостоятельный в
боя, возникающий при столкновении стор
на марще. Опыт Великой  Отечествениюй
войны показал, что в современных 76
виях ветречный бой ‘уже перестал бы
самостоятельным видом боя, а стал разн
видностью  наступательного боя. Им!
другая трактовка встречного боя обусле
‘ливает определенный принции его ведения
без формулировки таких принципов не
‘тут быть написаны уставы, в. следователь
во, не может быть и практического приже
нения военной науки. Но эти принципы ©*
ветекал наука неё превращает в ломи
не делает их вечными, Она не боится отб
сывать устаревшие принципы военного де
и заменять их вовыми, «Наука, — учи
товарищ Сталин, —потому и называется пн
укой, что она’ не. признает фетишей
не боится поднять руку на отживающи
старое и чутко. прислушиваетя к толои
	Советекая Армия, являясь первоклаес-_
	ной кадровой армией нашего времени, воору-
жена самой переловой военной. наукой, го-
зданной гением Сталина. В этом — один из
источников могущества Вооруженных Сил
СССР и всемирно-исторических побед наше-
го оружия в минувшей войне.
	Б ходе войны наши военные кадры на-
учились бить врага по всем правилам .совет-
ской военной науки, овладели подлинным
мастерством и приобрели боевую зрелость.
Но жизнь не стоит на месте, военное хело
непрерывно и быстро движется вперед. Что-
бы не отстать и всегла быть на высоте
своих задач, военные кадры должны даль-
ше развивать и обогащать советскую воен-
ную науку, неустанно вести разработку
организационных и теоретических вопросов,
вытекающих из опыта минувшей войны и
последующего развития военного дела.
	Вот почему наши военные кадры про-
являют глубокий интерес к проблемам со-
ветекой военной науки, стремясь прежде
всего полнее уяснить характер и сущность
этой науки, отличающие ее от всех бур-
жуазных военных теорий, а также глубже
осознать пути и методы изучения и обобще-
ния опыта Великой Отечественной. войвы
в пелях пальнейшего развития советской
военной мысли.
		В прошлом веке оформились два основ-
ных течения илеалистической запалноевро-
	пейской буржуазной возвной мыели. 0710-.
	ронники первого течения отрицали’ законо-
мерности войны, а ‘следовательно, самую
военную науку, еводя существо военного
дела только к искусству полководна; типич-
ным представителем этого течения был
Клаузевиц. Сторонники второго течения
признавали военную науку, но ограничи-
вали ев так называемыми «вечными прин-
цинами» войны; это течение было пред-
ставлено такими военными учеными про-
шлого века, как Ллойд и Жомивя. Впрочем,
между обоими этими течениями не было и
не могло быть четкого вохораздела: пред-
ставители и того и другого рассматривали
войну с позиций идеалистической филосо-
фии и пытались изучать ее явления с
помощью метафизического метода.  Есте-
ственно, что никакого подлинно научного
результата они получить не могли,
	В дореволюционной России вопрос 06 от-
ношении военной науки к военному искус-
ству решался большинством военных уче-
ных в пользу сочетания того и другого.
Например, сочинение Леера «Метол воен-
ных наук», опубликованное в 1894 году,
несмотря на свою метафизическую основу,
представляло для своего времени довольно
стройную концепцию. Леер, 8 велед за ним
ряд хругих русских авторов военных тру-
дов (Михневич, Орлов и другие) во взаимо-
отношении военной науки и военного искус-
ства отдавали руководящую роль науке.
Михневич считал, что «военная наука есть
философия военного дела, его обобщение».
Оя же указывал, что «военное искусство
выражается в умении пользоваться раз-
личными силами и средствами (духовными
и материальными) для достижения победы
на войне»:

‚Но это понимание роли и места военной
HAVER и © вззимоотнопений 6 воевным
	Советская военная наука и как неот’ем-
лемая часть ев советское военное искус-
ство зародились и развивались вместе с
армией нового типа — Красной Армией.
Для победы Красной Армии в гражданской
войне необходимо было создать советскую
военную науку и вооружить ею армию. Эту
задачу выполнили большевистекая партия,
товарищ Сталин. Побеха Красной Армии в
гражданской войне быль достигнута Ha
основе новых принципов стратегии, опера-
тивного искусства и TAaRTHRA, знаменовав-
ших 6©0б0й рождение нового, советского во-
енното искусства. Е

Тем не менее в Красной Армии в первые
годы ее существования еще велись споры
0 Том, 970 такое военное дело — наука или
искусетво. Троцкиеты и другие враги на-
рода пыталиев использовать эти споры для
идейного разоружения Врасной Армии. Но
эти попытки были разбиты большевистской
партией, товарищем Сталиным, который обо-
сновал основные. принципы советской воен-
ной науки как марксистско-ленинекой тео-
рии военного дела. Одним из верных учени-
ков товарища Сталина в разработке основ
воветекой военной науки был М. В. Фрунзе.
	Военная наука -—— это обширная область
систематизированного и научно обобщенно-
го опыта войн. Она обнимает собой вопросы
военного искусства, экономических и м0-
ральных возможностей страны.

‹...Советская военная наука, —- говорил
в своем хоклале о трилпатилетии Воорузжен-
ных (ил CCCP Маршал Советского Союза
тов. Булганин,— впитала все лучшее, что
дало военное искусство в прошлом, ий Ha
основе  ‘маркеистеко-ленинокомо учения
определила пути развития военного дела в
современных условиях. ‘Товариш Сталин
обосновал научные принпины строитель-
ства вооруженных сил Советского государ-
ства, подготовки ето в войне и устешного
ведения войны в созременных условиях».