КРАСНЫЙ ФЛОТ
	5 июня 1948 г., суббота, № 132 (2996)

МНО ОТНОСИТЬСЯ К АВИАНИОНЬ
BY CHPOBOUHRIM TPOCAN
	циями установленных на них лебедок при
равных условиях буксировки имели разные
результаты. На одном из них буксировка
пропыта успешно. На другом же при роспу-
еке конуса трос оборвался. Анализ обрыва
троса показал, что он был приготовлен ва
	буксировку без амортизатора. Динамическохо
удара при роспуске он яе выдержал и лоп-
		Тетный cocran подразделений нашей
звиации начал интенсивную учебу в воз-
духе, Все чаше в зонах раздается треск пу-
леметов. Готовятся, к стрельбе по воздуш-
ным целям и зенитчики. Выполнение про-
граммы  воздушно-стрелковой подготовки
летнего периода в срок и © хорошими ре-
зультатами в немалой степени зависит от
правильной эксплоатации самолетных бук-
сиревочных лебедок и конусных тросов.
Вопрос этот не мелочной. В прошлом году
из-за нарушения инструкций по уходу п
экеплоатации лебедок и тросов в некоторых
подразделениях программа воздущно-етрел-
цовай подготовки выполнялась неравномер-
но. Частые обрывы тросов. приводили в то-
му, чо летчики в ожидании подема ново-
о конуса по 10—15 минут «утюжили»
воздух, без пользы фасходовали горючее и
ресурсы самолетов. :

Эти обрывы, как правило, происходили
потому, что командиры и инженеры под-
	‚ разделении не считали нужным учить иод-
	чиненных правильной эксплоатации букси-
ровочных приспособлений, не воспитали У
них привычки беречь эту простую, #0 A0-
вольно ценную технику, Кетати говоря, 0б-
PHBH учащалиеь в самый разгар учебы,
хотя наши вовелекие лебедки и тросы весь-
ма надежны и могут елужить очень долго.
В передовых частях, например в части, где
инженером т. Юголин, сроки службы тросов
и лебедок увеличены вдвое и даже втрое
	  против нормы. Правильная экеплоатация,
	бережное ‘отнотение WTGHOTO состава этой
части. в букоировочной технике позволили
	‘сэкономить немало летного времени при
	освоении экипажами искусства стрельбы по
воздушным целям.

Почему же в некоторых подразделениях
тросы рвутся после ‘четырех — пяти раз
использования для бувонровки конусов? °

Получив новые тросы в бухтах, воору-
женцы подразделений рубят кусок боответ-
ствующей длины и нередко концы. запае-
тают кое-как, марку накладывают небреж-
Ho. В результате трое в процессе роспуска
конусь расплетается, теряет свои качества
и раньше срока выходит из строя. .

Не так лавно специалисты Н-ской части
вместе co стрелвом-радиетом . Цершиным
тотовили самолет к буксировке конуса. Пе-
федний конец троса на барабан лебедви они
наложили произвольно, прижав ‘ето - пюсле-
дующими витками. В воздухе! во время трав-
ления конец троса оказался свободным. При
большом количестве оборотов барабана Je-
‘бедки он бился ‘0 предохранительный ко-
‘жух, разрезал его и раеплелея сам. Всего
`втото не произошло бы, если бы ‘конец тро-
<&’был расположен на. барабане по всей
длине и закреплен около дисков контровой
проволокой, :

Быстро выходит из строя трое и при не-
плотной ‘намотке на катушку. В момент
‘роспуска вонуса происходит динамический
	‘удар. Нос, воспринимая нагрузку, врезает-
‚ся межлу елабо намотанными витками и
	заклиниваетея. В результате этого неизое-
жен аварийный обруб троса, Избежать это-
то также легко. Для этого. необходимо лишь
наматывать трое на катушку ровными ря-
дами так, чтобы каждый виток плотно при-
легал к доутому. Делать это нужно вдво-
ем: один вращает барабан, хрутой натя-
гивает трос и следит за укладкой витков.

‘Для змортизации динамического удара во
время роспуска конуса и ликвидации вы-
тяжки трос» в период буксировки следует
использовать резиновый амортизатор ‹ече-
нием 18—20 мм и длиной от полутора до
двух метров. От разрыва амортизатор предо-
храняется специальным контрольным тро-
вом,

В части, гле я раньше служил, два одно-
типных самолета © олинаковыми конетрук-
	Экономия
		Из. писем. в федакцио
	За строгий
порядок в хозяйстве
‚ флотских театров
	В то время как многие театры страны
уже перестроили свою работу и встали на
путь самбокупаемости, ‘наши ` флотекие
Театры сделали в этом каран пока
ее очень мало.

Мне кажется, что такая вамедленная пе-
рестройка наших театров неправильна,
театры флотов могут жить по-новому и
дать сотни тысяч рублей экономии государ-
ственных средств. .

В 1947 тоду лезтр Северного флота по-
лучал значительную дотацию и все же за-
кончил год с убытком в несколько десятков
тысяч рублей, Это произошло потому, что
театр строил свою работу без учета финан-
совых возможностей, Этот вывод напраши-
вается сам собой при анализе деятельности
театра.

В сюставе театра имеется 35 ‚актеров
‚высшей, первой и второй категорий, что в
‘два с половиной раза превьииает нормы,
	Совешание ‘начальников политорганов
и секретарей партийных комиссий.
	и политической подготовки. Во не все сще
политорганы сделали необходиуые выводы
из отчетно-выборных партийных собраний
	и конференций, До сих пор в ряде частей
и соединений чувствуется отрыв партийно-
политической работы от задач боевой под-
	YOTOBEY войск и укрепления воинской дис-
	циптины. Некоторые похитортаны не И\с-
ют тесной связи с широкой партийной мас-
coil, He опираются во всей своей работе на
партийный. актив, продолжая строить свою
деятельность на бумажной перепиеке, мно-
тачисленных директивах и общих указани-
	ях. И неудивительно, что такие политорга-
‚НЫ до сих пор не смогли обеслечить пере-
„довой роли всех без исключения коммуни-
‘тов в жизни подразделений и частей, Не-
	которые политорганы це вкикают глубоко в
	ЖИЗНЬ партийных. оотанизации, H9 изуча-
	ют причины. недостатков, не обобщают. 1о-
ложительный опыт, не используют его для
воспитания и обучения партийных кадров.
	Кедостаточное внимание уделяется про-
	ционную и пропагандистскую работу всех
подготовленных в этом отношении офице-
ров. Нельзя допускать, чтобы политически
грамотные, идейчо-вооруженные офицеры-
командиры стояли в стороне от пропаган-
ды марксизма-ленинизма, не занимались
повседневно идейным воспитанием личного
состава войск.
	Как известно, огромное значение имеет
лекционная пропаганда в наших Boopy-
женных Силах. Однако это исключительно
важное дело поставлено еще неудовлетво-
рительно. Во многих случаях качество лек-
ций страдает серьезными из’янами. . Недо-
статочно читается лекций на темы о ©0-
ветском патриотизме, по экономическим
вопросам, о преимуществах нашего сопиа-
листического строя перед кациталистиче-
ским, В докладах и лекциях на междуна-
родные темы ‹лабо используются важные
	положения, данные в докладах А: А. Ада-
ноза. В. М. Молотова. Н. А. Булганина.
	Надо усилить борьбу © проявлениями низ-
копоклонства перед заграницей, шире при-
влечь научные кадры ® чтению лекций,
показывающих превосходстве нашей нау-
ки и нашей культуры, разоблачающих гни-
лую буржуазную «культуру» и лженауч-
ные буржуазные теории. Необходимо уве-
личить количество бесед. лекций и доклд-
	дов для солдат и матросов, обеспечить их
	высокий  идейно-теоретический уровень,
доходчивость и популярность.
	Большое место в докладе и в прениях
занял 5011006 © политической учебе лич-
	ного состава войск и особенно в системе
политических занятий. Этой важнейшей
	форме идейного воспитания солдат, сер-
антов и старшин политорганы и. партор-
	ганизации должны уделять самое серьезное.
внииание, повседневно осуществляя вон.
троль за работой‘ руководителей политза-
нятий, конкретно и практически помогая
им в выполнении их больших и ответст-
венных обязанностей. Вся система партий-
ного просвещения — школы, кружки, ве-
черние университеты маркоизма-ленинизма,
также постоянно должны быть в поле зре-
ния политортанов. Необходимо больше вни-
	мания уделить агитационной работе, под-
	бору и воспитанию кадров пропагандистов
и агитаторов. Надо сделать более конкрет-
ным руководство военной печатью, этим
острейшим оружием в идеологическом Boc-
	питании советских войек.
	закончилось продолжавшееся несколько
дней совещание начальников политуправле-
ний и секретарей парткомисснй военных
округов, групи войск, флотов, округов ПВО,
начальников политотделов флотилий. Сове-
шание обсудило итоги  отчетно-выборных
партийных собраний и партийных конфе-
ренций и задачи политорганов и партор-
танизаций по дальнейшему под’ему пар-
тийно-политической работы в Советской
Армии и Флоте. Совещание ‘обсудило также
состояние и дальнейшие задачи работы
партийных комиссий. По первому вопросу
повестки дня с докладом выступил тене-
рал-полковник И. В. Шикин, по второму—
тенерал-лейтенант А; Д. Окороков.
	В прениях по докладу тов. Шикина вы-
ступили тт. Егоров, Киселев, Дружинин,
Муравьев, Данилов, Галаджев, Рудницкий,
Маринов, Торик, Зудов, Гриневич, Беляков,
Зыков, Фомиченко, Воронин, Сорокин, dy-
кашин, Романов, Иветаев, Веров, Враске-
вич, Чувиков, зарембо.
	В докладе тов. Шикина и в прениях по
‘докладу было подчеркнуто, что отчетно-
выборные партийные собрания и партий-
	‚вые конференции явились подлинной п!ко-
	‘ой большевистского воспитания партий-
	‚ных ‘руководителей и широкой массы чле-
нов и кандидатов партии. Большевистская
‚критика и самокритика, развернувщаяся
	‘критика и самовритива, Pasbepny biladta
в0 время отчетов и выборов парторганов,
	помогла векрыть серьезные недостатки и
	упущения в партийно-политической рабо-
те, наметить конкретные меры по`их уст-
‘ранению. Все это способствовало резкому
‘улучшению деятельности партийных и 1о-
литических органов, перестройке их рабо-
ты в соответствии ¢ требованиями Мини-
	стра Вооруженных Сил 0 постоянной 00е-
вой тотовноети войск. о высокой боевой и
	политической подготовке личного состава
Армии и Флота.
	Отчетно-выборные партийные собрания
и партийные конференции сыграли отром-
ную роль в под’еме всей партийно-полити-
ческой. илейно-воспиталельной работы ‘8
	водсках, Прошедшие отчеты и выборы
	палтортанов

показали

‚ ВоЗросшую

ак»
	THBHOCTH Коммунистов, их политическу о
	зрелость в решении вопросов партийной
жизни, повышения качества боевой и m0-
литической ‘учебы, укрепления воинской
диспиплины. Коммунисты в своей массе
занимают ведущее место в боевой и поли-
	THYICCKOH подготовке воинов и представля-
	yor 6060й большую  организующую и це6-
 ментирующую силу в Армии и Флоте.
	Большое внимание совешание ‘уделило
	HICHHOMY воспитанию советских воинов в
свете указаний товарища Сталина и ЦЕ
ВКП(б) по вопросам идеологической рабо-
	ты. Воспитание советского  патриотиз-
ма, ’ советской военной гордости и
беспредельной преданности своей социали-
стической Родине является важнейшей за-
дачей политорганов и партийных органи-
‘заций частей и подразделений. Между тем
`недостатков в деле идейного воспитания
	лично состава еще немало, Самоетоя-
	‘тельная работа по изучению произведений
	КЛассиков маркеизма-ленинизма ие стала
еще основным методом учебы  значитель-
ной части офицерокого состава. В ряде по-
литорганов и парторганизаций ©лабо по-
ставлен контроль за илейным ростом офи-
	`церских кадров. Некоторые политические
	руководители сами недостаточно усидчиво
`и планомерно работают над ©060й, слабо
повышают ©вое марксистоко-ленинское 09-
фазование и поэтому не могут по существу
контролировать политическую учебу ком-
мунистов. На совещании 060бо подчерки-
° валась необходимость ‘вовлечения в атита-

Довольно часто тросы рвутея из-за скру=
чивания во время буксировки воздупной
мишени. Скручивание происходит в основ-
HOM 12-38 TODO, Что личный состав не вы-
равнивает стропы по длине, плохо заделы-
вает и небрежно крепит их к конусу и к
зертлюгу. 90 м. приводит к вращению ко-
нуса по зллинсовидной кривой, Иногда трос
рвется и потому, что специалисты забывают
установить в вертлюг шариковый похшии-
ник, намного уменьшающий трение при
буксировке конуса.

Избежать скручивания троса можно
тщательным выравниванием ютрон воздуш-
ной мишени. расположением их последова-
	тельно по оБружноести конуеа, креплением о
	так, чтобы они He перемошалиеь. Перед
вылетом на буксировкх следует на во6х ко-
нусных установках в вертлюг, установлен-
ный перед узлом фал, вставлять шариковый
подшипник. Эти два простых мероприятия
позволят. значительно продлить ероки слу-
жбы тросов.

Немалое значение для сохранения троса
имеет и высота его сбрасывания. Чем она
больше, ‘тем трос булет сильнее запутан,
появятся узлы, изломы. Поэтому никогда не
следует сбрасывать конус выше 300 мет-
ров. .

ФКивучесть буксировочного троса зависит
такжо от тото, как трос распущен в ‘в03=
духе и сброшен на землю. Роспуск конуса,
в воздухе должен производиться при строго
определенных для каждого типа самолета
скоростях. Узвеличивать скорость букеи-
ровки можно только после тото, как эки-
паж убедился, что конус наполнилея, &
трос распустилея на всю длину, Скорость
роспуека ‘конуез должна вылерживаться
особенно строго. На полуавтоматических
‚тебедках сохранение установленного ин-
струкцией режима достигается многократз
ным ‘травлением и притормаживанием троса:

В авиачаети, где инженером по вооруже-
нию! был т. Игнатенко, стрелок-радиет, ра-
ботая © полуавтоматической лебелкой, на-
Тушил это правило. При роспуске конуса
OH стравил давление в пневмосистеме тор-
‘можения ло нуля. Пришлось срочно откры-
	звать винтель баллоза и вводить дополни-
	тельно воздух в систему. Тем временем ба-
раба лебедки набрал большое число 060р0-

тов. Стрелок резко затормозил. Трос лоннул,
барабан лебедки фазрунтилея. :

Увеличение срока службы троса зависит
также от умелого ухода за ним и правиль-
ното хранения. Ни в коем случае- нельзя
допускать ржавления тдоса и хранение ето
в беспорядочном виде. Трое после буксиров-
ки всегда лолжен быть намотан на запае-
ную ватушку, Разорванные концы троса
сращивать можно лишь при условии, что
заплетенные концы будут пропаяны 0ло-
BOM.

Тиательное и пунктуальное выполнение
	‚правил экеплоатапии буксировочных меха-
	низмов резво увеличивает живучесть троса:
По-хозяйски бережно экенлоатируя , бувси-
ровочные лебедки, личный состав части, где
инженером т. Симагин, заставил. служить
тросы в два раза больше, чем в других ча-
стях. Это результат того, что офицеры тща-
	‚тельно обучили матросов и сержантов пра-
	вильному использованию лебедок и система-

тически контролируют выполнение соответ-

ствующих требований инструкций.
Инжщенер-майср НК. ТРЕТЬЯКОВ.
		паганде воинских ‘уставов и наставлений,   установленные для театров такого разряда.
	не внедряется изо дня в день в сознание
личного состава, что уставы являются не-
преложным законом жизни войск,
	Исключительно важное значение имеет
работа с партийными кадрами. 06 этом го-
ворил и докладчик и многие участники со-
вещания, выстунавшие в прениях. Задача
заключается в TOM, чтобы повседневно
учить кадры на их собственном опыте, по-
могать им правильно’ решать стоящие пе-
ред ними задачи. Надо внимательно изу-
чать деловые и: политические качества
	партийных работников, правильно расетав-
	лять кадры, своевременно подмечать их #е-
достатки, поощрять хорошую инициативу,
укреплять веру в свои силы и способности.
	Совещание обратило 0с0б0е внимание н&
то, чтобы в партийных ортанизациях етро-
го’ соблюдалась внутрицартийная демокра-
тия, шире развертывалаеь критика и)само-
критика. Выступавигие в прениях отмеча-
ли, что кое-где после отчетно-выборных
партийных собраний делаются попытки ог-
раничить критику и самокритику. Полит-
органы обязаны решительно’ пресекать та-
кие попытки, создать все условия для того,
чтобы коммунисты имели возможность веег-
да высказывать свои. справедливые замеча-
ния, во-время подправлять своих руководи-
телей. Необхохимо не только призывать к
порядку явных зажимщиков критики, но и
беспощадно разоблачать тех, кто на словах
ратует за критику, а на деле ничего не
	  предпринимает, чтобы исправить недостат-
	Ки,

‚ Выютупивший в прениях по докладу тов.
Пикина генерал. армии тов, Хрулев под-
черкнул, что пелиторганы и партийные ор-
танизации должны: усилить внимание к ма-
териально-бытовому обслуживанию личного
состава войск. Работа партийных организа-
ций - хозяйственных ‘учреждений и подраз-
делений должна быть всегда в поле зрения
партийно-политических руководителей,

Совещание всесторонне обсудило и BTO-
рой вопрое повестки дня. В довладе тов.
Окорокова и в прениях были подведены
‘итоги деятельности ‘партийных комисеий,
‘обобщен их опыт, За прошедший после от-
четов и выборов период они проделали
большую работу. Вместе < тем совещание
вскрыло немало упущений и недостатков
в их деятельности.

С речью о дальнейших задачах работы
парткомиссий на совещании выступил
М. Ф. Шкирятов.

Участников совещания принял Manner
Вооруженных Car CCCP Маршал Советекого
		завия 9 задачах . политортанов в деле п9-
	вышения качества боевой и политической
	подготовии личного состава Армии, Авиа-
tua nw Флота.
	советских войск — под Москвой в 1941 ro-
ху, пох Сталинградом в 1942 году и Вур-
ском в 1943 году — созлали новую эпоху
в развитии военной науки.
	Советская стратегия сумела в первый пе-
	риох войны противопоставить немецко-фа-
	шистскому  «блицкригу»  действенную
активную оборону. А 919 противопостави-
	‘ли немцы сокрушительному советскому на-
	ступлению, развернувшемуся после  Вур-
ской битвы и длившнемуся почти непрерыв-
но ло конца войны? Ничего такого, что
	мотло бы всерьез задержать победный на-
тиск Советской Армии. «Эластичная 000-
	рона», бешеные контратаки танков Ман-
пртейна ‘на правобережной Украине в де-
кабре 1943 тода и обэвовеких танковых
дивизий у озера Балатон в январе — марте
1945 года, — эти и другие военные меро-
	приятия по замыслу гитлеровцев должны
	были приостановить советокое наступление.
Но все эти попытки ‘были обречены на
неулачу: в них не было определенной стра-
тегической иден, не было и не могло быть
необходимой для победы научной обосно-
ванности, всестороннего расчета. Мастера-
ми планирования войны в целом, ее отдель-
ных кампаний и операций оказались
не хваленые немецкие генералы, & молодые
полковолцы сталинской школы, советские
командиры.
	Советекая военная наука создала ©0вре-
менное оперативное искусство как само-
стоятольную ‘часть военного искусства В
пелом, охватывающую вопросы боевого
использовалия крупных войсковых 96’еди-
нений — армий и фронтов, Й в тавтике,
как и в оперативном искусстве и стратегии,
советская военная наука доказала свое пре-
воеходетво над врагом.

Немецким войскам и их офиперскому ©0-
ставу, особенно в начальный период вой-
ны, нельзя было отказать в тактической
	выучке. Но шаблонность немецкой тактики
	позволила советским войскам очень Выетро
распознать ее слабые стороны, хорошо изу-
чить приемы врага. В то же время нерезль-
	ность немецких отратегичекихл планов ли-
ттила тактические успехи немецких войск
	в кампаниях 1941—1942 гг. веякого зна-
чения,

В основе тактики и оперативного искус
ства советских войск лежало сталинское
	учение 06 овладении всеми формамя. борв-!
	При этом творческая загрузка актеров была
весьма незначительной, В 1947 году она
составляла 37 процентов, в первом квартале
1948 тода — 40 процентов. Установленные
нормы участия в спектаклях не выполня-
лись. Вместо того чтобы быть занятыми в  .
18 спектаклях в месяц, артистки Макеева,
Волкова, Василисина участвовали в двух —
четырех, а зктер Муратовский — в пяти
спектаклях. Больше половины актеров, чи-
слящихея в штате, фактически не работало,

Руководство театра не уделяло должно-
го внимания правильному подбору и за-
креплению кадров актеров и художествен-
вого персонала. Актеры приглашались из
разных областей Советекого Союза, иногда
всего только на сезон, творческие возмож-
ности их не’ проверялиеь. В результате
только в 1947 году из театра было уволе-
но 48 человек. .

Члены коллектива — военнослужащие
нередко используются We по назначению,
работают рабочими” спены,  электриками,
клаловщиками и т, д. Оистематическое вос-
питание и учеба актеров-вееннослужащих
не проводится, а для. их замены на сцене
выписываются актеры из Москвы, Ленин-
трада и друпих городов, что. тавже 00х0-
дится театру в десятки тысяч рублей.

Погоня за внепиним эффектом приводила
Е тому, что на изготовление декораций, ко-
отюмов шли только новые,‘ дорогостоящие
материалы -—— плюш, бархат, шелк и т. д.
На это расходовалиеь десятки тысяч руб-
лей. Между тем театр мот использовать
ранее изготовленные костюмы, декорации,
мебель, дешевью ткани, заменители и. т. д.

Рабочий план и сметы на новые поета-
товки часто вовсе не составлялись театром.
Внутренние резервы и ресурсы не’ ислоль-
‘зоваликъь, и 06 этом никто не думал. Это
приводило к больному удорожанию mocta-

новок. Так, постановка пъесы «Остров ми-

ра» оболилаеь театру в 47 тые. рублей. При
‘правильном же использования. внутренних

ресурсов и резервов новая постановка в ал-
Теле текущего года хоропю оформленного
  спектакля «Лес» слоила в три 03а де-

Mere.
Одна из важнейших причин тяжелого фи-

нанеового положения тезтра, — невыполие-
  ние сметы по дохолам. План 1947 года по

В

у

числу спектаклей выполнен на 98 процен-
тов, 3 по доходам всего на 73 процента, что
составило недобор в 128 тысяч рублей. Не-
выполнение плана по доходам —— фезуль-
тат плохой организации платных спектак-
лей, выражающейся в отеутетвии рекламы,
предварительной продажи билетов, в пло-
хом обслуживании зрителей,

Отмеченные недочеты в работе °тезтра
Северного флота имеют место и в некото-
рых друтих театрах флотов.

Важнейшая задача флотевих театров —
быстрее перестроить свою деятельность, Ha~
вести порядок в хозяйстве театров, стрэго
соблюдать фананковую дисциплину,

Лейтенант В. СЮХИН.
	_ Политорганы и парторганизации далеко
ив вое слелали для того, чтобы по-настоя-
щему тазвернуть культурно-просветитель-
ную работу в войсках. Дома офицеров,
клубы, библиотеки, ансамбли, кино, радио,
комнаты политико-просветительной работы,
солдатская художественная  самодеятель-
ность не всегла еще пользуются тем вни-
	манием со стороны политорганов, взкого они
заслуживают. Эти мощные и действенные
	средства идейного воспитания личного ©0-
	става наших войск необходимо использовать
в полной мере.
	Bee выступающие говорили 0 том, что
	партийные и политические оргавы должны
	сделать все для Того, чтобы быстрее вы-
полнить решения отчетно-выборных ‘пар-
чийных собраний и партийных конферен-
ций, последовательно и настойчиво провести
в жизнь все практические предложения
членов в кандидатов партии. Совещание
показало, что те политорганы и партийные
организации, которые учли критику и взя-
лись по-настоящему за резлизацию предло-
	жений коммуниетов, за выполнение реше-.
	ний собраний и конференций, уже добились
серьезных успехов как в идейно-политиче-
ском воспитании личного состава, так и в
повышении дисциплины и качества боевой

старшин умению отлично ‘обслуживать ме=
ханизмы. В результате: за полгода стартии-
ны (сев, Низовцев, Комаров, Холодов и
другие сэкономили 46 тонн дизельного тон-
лира и 3.5 тонны емазочного маела.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 июня. (flo tene-
трафу). Командир пятой боевой части ко-
рабля Н. офицер Терещук активно боретея
	за экономию горючего. он зввиматеольно
		4.4

эксплоатацией дизелей, учит
	опыта войны — не самоцель хля военнон
науки, главной задачей которой является
определение закономерностей и форм буду-
щих столкновений, & также приемов веде
ния борьбы в будущей войне.

`Вовнное дело непрерывно и быстро раз=
вивается. Как бы ни значителен был опыт
прошлой войны, какую бы крупную роль
он ни итрал в дальнейшем росте военной
науки, сам по 6ебе он ие может полностью
‘определить формы будущей войны. Нельзя
механически переносить опыт войны в 608+
ременноеть; этот опыт нужно расематри-
вать и воспринимать критически, анализи-
руя его под углом зрения новых достиже-
ний военной теории и практики и особен
но — развития экономиви и роста, Ha ев
базе, военной техники.

Наша военная наука, черпая факты из
опыта прошлого и прежде всего из опыта
Великой Отечественной войны, смотрит вие-
ред, в будущее и решает стоящие перед ней
задачи, определяя тенденции развития
военного дела.

Отромное значение. для дальнейшего раз-
вития советской военной науки имеет кри-
тический анализ военно-научного наслед-
ства прошлого под углом зрения советской
военной идеологии. «Нельзя двигаться впе-
‘ред и двигать вперед науку без того, чтобы
He подвергнуть критическому разбору уста-
ревшие положения и высказывания извест-
ных авторитетов», — указывает товарищ
Сталин.

Советекая военная наука как самая про-
грессивная военная наука современности не
терпит никаких проявлений консерватизма,
отсталости в военном деле, смело отметает
устаревшие теоретические положения, 1е-
шительно прокладывает новые пути. Она
принципиально непримирима во всем чу
жлым, враждебным  идеолотическим влия-
ниям и активно разоблачает реакционную
сущность буржуазной военной мысли. Она
проникнута духом большевистской партий-
ности, исходит из воренных интересов на-
ёго народа и задач Советското госудау-
етва и полностью служит этим интересам
и залачам,
	Вооруженные сталинской военной наз
	укой. Советская Армия и Военно-Морской
	Флот надежно охраняют мирный созила-
тельный трух’ народов СССР, твердо. стоят
на страже тосударственных интересов. 09-
ветекото Союза.
	Одним из отличительных свойств нашей
военной науки, как и советской науки во-
обще, является ‘глубокий и всесторонний
‘анализ явлений и фактов, основанный на
понимании диалектических законов разви-
тия человечеекого общества. Нельзя Уви-
деть развитие явления во всей. сложности
борьбы противоречий, если задаться целью
отыскивать в опыте прошлого только поло-
жительные или только отрицательные чер-
ты. Такой односторонний подход неизбежно
‘приведет в механическому пониманию исто-
‘рии, к неправильным выводам.

° (Советская Армия одержала в минувшей
войне блистательные победы над сильней-
UM противником; она на деле доказала,
что является первокласеной, лучшей армией
мира. Но значит ли это, что в действиях
всех наших военачальников и войск в ходе
войны все было только положительным,
полностью отвечало требованиям современ-
ной военной науки и военного искусства?
Разумеется, нет. Даже в победоносных на-
ступательных операциях случались отдель-
	ные неудачи, допускались опгибочные част»
	ные решения и действия, которые, не изме-
	‘ная общего положительного итога, отрица-
	тельно влияли на ход и развитие операции,
приволили к дополнительным трудностям.

Следовательно, будет неправильным при
изучении опыта Великой Отечественной
войны и при использовании его’ в научных
целях учитывать только одно положитель-
ное, Поступать так-—значит стать на путь
недооценки трудностей современной войны.
Победоносный характер Великой  Отече-
ственной войны  тредопределяет собой об-
щую направленность изучения и обобще-
ния 66 опыта. Конечно, изучать надо прежде
всего образцы правильных и умелых  дей-
отвий советских военачальников и войск,
Но наряду е положительными следует омело
анализировать отрицательные черты,
	знализировать отрицательные _ черты,
оттибки в действиях отдельных звеньев вой-
	CROBOTO организма в победоносных опера-
циях, точно так же, как и находить поло-
жительное и героическое там, где успеха
достичь не удалось.

Изучать и обобщать опыт — это значит
выявлять и систематизировать BCB TO TH-
пичное в действиях войск, что определяет
с0б0й состояние военного искусства во
время данной войны и позволяет установить
тенденции его дальнейшего развития. По-
слелнее особенно важно: ведь обобщение
	бы, 0 роли и месте тажтики Kak части
стратегии, ей подчиненной и ее обслужи-
вающей. Наше оперативное искусство и
тактика подчинялись задачам стратегии,
их формы вытекали из Форм стратегии.
Именно это позволило советеким ‘войскам
создавать непреодолимую оборону и вести
сокруптительное наступление, находя новые,
неожиданные для врага оперативные и так-
тические формы. Эти формы нашли свое
воплощение в сталинской тактике маневри-
рования, мастерами которой в холе ‘войны
стали десятки тысяч советских офицеров.

Обладая в начале войны значительных
превосходетвом в технике, особенно в тан-
ках и самолетах, немцы считали ее само-
ховлеющей силой, способной сломить и фи-
зическое сопротивление и моральный дух
наших войск. Ном в этом гитлеровцы же-
стоко просчитались.
	Совелехая военная мысль всегда прида-
	вала’ огромное значение технической осна-
щенноети ‘и вооружению войек. Прупней-
шая роль техники в современной войне
не раз подчеркивалась товарищем Оталиным
в его выступлениях и приказах. Однако
сталинская военная нзука никогда не про-
тивопоставляла технику человеку. никогда
не полменяла ‘одно другим. Побеждает
не просто техника, а техника в руках че-
ловека: и сила этой техники, в конечном
счете, зависит от воли, моральной стойко-
сти, илейности и физических сил лтодей-
воинов.

Никогда еще военная наука не поднимл-
ла на такую высоту человека, как это CAEr
лала советская военная наука. И не чело-
века-одиночку, нё Только полководна или
комантиров — организаторов и руководите-
лей боя, а всю массу вооруженных ase,
составляющих современную многомиллион-
ную армию.
		опыта. практики» («Вопросы ленинизма», ! ности и неожиданности, созданный. ‚веролом-

Std cw we
			ностью нападения гитлеровской термания
на нашу страну. — 7
	_ Построив план войны против Советского
Союза на внезанности удара, в расчете на
	mm Те

быструю победу, немецкий генеральный
таб доказал свое неумение мыслить и.пла-
нировать войну научно, Фащистская воен-
ная теория была органически неспособиа
	учесть все основные слагаемые победы —
	вовнные, экономические и моральные-——В их
	сложном взаимодействии и взаимозависимо-
	сти. Немецкие: пенералы отлично расплани-
ровали по дням и чуть ли не по часам хол
	кампании нз Востоке; они учли при эт94
	жизнь быстро доказала, Что <...наличия
	кизнь быстро доказала, Что ‹...наличия
хороших стратегических и оперативных
	планов далеко еще не достаточно для того,
чтобы выиграть войну» (Н. А. Булганин).
Только’ советская; сталинская военная Ha-
ука сумела вскрыть постоянно действую-
щие факторы, решающие судьбы войны. В
этих факторах нашли гармоничное сочета-
ние все три потенциала, определяющие си-
лы страны в войне: военный, экономиче-
ский и моральный.

Умение учесть ‘и использовать военный
потенциал. в сочетании в потенпиалами э5о-
номическим и моральным обусловило уснехи
советской стратегии в ходе войны, 00е-
спечило ее превосходство нзд хефективной
eTparernel немцев, переоненивавшей свои
силы и недооценивавитей силы противнива.

Стратегия активной обороны, применен-
Had советеким командованием в начальный
период войны, построенная нА трезвом
учете соотношения сил, обсталювки и в0з-
можностей, блестяще оправдала себя. А ведь
в Европе и Америке было немало «страте-
гов», отрицавших оборону вообще и про-
повелывавших невозможность и бесполез-
ность сопротивления «молниеносному» на-
тиску.
Подлинным торжеством советской стра-
тегичесвой мысли явилось контриаступле-
ние, разработанное товарищем Сталиным,
хак вил стратегического наступления. Речь
идет ‹... о контрнаступлении после успеш-
ного наступления противника, не давшего,
однако, решающих результатов, в течение
которого обороняющийся собирает силы,
переходит в контрнаступление и наносит
‘противнику решительное поражение» (И. В.
Сталин). Три зеликих контрнаступления
	Чтобы уметь прислушиваться в голосу
опыта, практики, нужно обладать остро
развитым чувством нового, Это чувство яв-
ляется неот’емлемым качеством советской
	военной науки, резко отличающих
	буржуазных военных теорий, которым при-
сущи консерватизм, неумение видеть явле-
ния войны в их развитии и непонимание
тенденций этого развития.

Творческая сила сталинской военной
науки со всей полнотой раскрылась в Вели-
кой Отечественной войне, Война заверши-
‚лась величайшим триумфом советского ору-
mua, победой нашей военной науки ‘над
‚военной наукой гитлеровской Германии..

Чтобы оценить значение и смысл этой
победы, следует вспомнить, что военная
доктрина германского фашизма впитала в
‚себя и использовала все то; что могла дать
ей буржуазная военная мысль эпохи импе-
риализма. Эта доктрина ме была надио-
нальной германской доктриной, хотя гитле-
ровцы всячески пытались выдать свои
военные теории за нечто, якобы специфи-
чески присущее только немецкому «духу».
На самом деле, немецко-фалтистская военная
доктрина была лоскутной: она заиметвова-
ла «модные» теории проповедников абеолют-.
ного госполетва новой военной техлики
типа Фуллера и Дуэ, но приспособила эти
теории к массовой, многомиллионной армии.
на вытащила из архивов Клаузевица,
“Мольтке и Шлиффена идею быстрой победы
и, модернизировав ее, выдала за новую тео-
рию «молниеносной» войны и т, л. Таким
образом; победа советской военной науки
пал военной теорией фашизма знаменует
собой-нашу победу над. буржуазной военной
наукой эпохи империализма в целом.

Нежецко-фатпистекая военная доктрина,
нашелшая наиболее яркое свое выражение
в теории «молниеносной» войны, потерпела
поражение в столкновении с советекой
_ военной паукой` в первый же период войны.
Провал «молниеносной» войны Стал
неоспоримым фактом уже осенью 1941 ro-
-ла. Теория, казавитаяся безотибочной в
условиях войны в Запахной Европе, обна-
ружила свою полную несостоятельность в
борьбе против Советского Союза, как только
“оказался израсходованным момент внезап-
	Военная наука исследует ‘опыт войн,
учитывая, конечно, и развитие военного
дела между войнами. Но’ только война по-
зволяет полностью проверить данные воен-
ной теории применением их на практике.
«Конечные результаты войны веякой армий
в сильным противником являются  един-
слвенным феальным мерилом ее мощи, 62
боевых качеств и той военной науки, ко-
торая положена в основу ее строительства
x боевой хеятельности» (Н. А. Бултанин)-