8 азгуста 1947 г., пятница, № 185
		КРАСНЫЙ ФЛОТ

хи
		Уборка в полсобных
	хозяйствах
		‘Аварийное
‚ учение.
		ИЛИЯ, 7 августа. (По телеграфу от’ корр.
	«Нрасного Флота»). Нелегко упразлять ко-
раблем на быстром течении без руля, когда
маневры и эволюции можно произвохать
только при помощи ходовых машин. Именно
в такое положение поставил посредник ко-
рабль капитан-лейтенанта Протопопова, вы-
шедиияй на учения. Как раз в тот момент,
когда командиру потребовалось произвести
сложный маневр, находивнийся тут же на
командирском мостике посредник сообщил:
«Рулевое управление вышло из строя!»

Офеацер Протопопов распорядился перейти
на аварийное управление рулем.

«Аварийное управление повреждено!» —
послышался доклад в боевую рубку. Коман-
дир корабля быстро оценил обстановку.
Затем, обративииеь к своему помощнику,
сказал: «Проверьте, чтобы связь в машин-
ном отделения работала безотказно. Будем
управляться машинами», —и тут же OTL
приказание об изменении хода.
` Корабль послушно стал разворачиваться
и лег на новый курс. Теперь от мапанистов
зависело очень мнотое. То и дело в машин-
ное отделение поступали приказания © пе-
ревлючении хода с малого на полный, затем
на средний, а через полмануты поступал
приказ дать задний ход.

ороттее знание маневренных элементов
корабля позволило капитан-лейтенанту Про-
топопову умело управлять кораблем без ру-
ля, В этом сказались четко отработанная
служба мостика и умелая работа машини-
стов. вы.

Чтобы еще более усложнить обстановку,
проверяющий пал новую вводную: «В ма-
шинном отделении пробит. паропровод».
Командир БЧ-У немедленно принял меры к
тому, чтобы устранить «повреждение». На
паронровод быстро наложили  клетневку:
	Матину не останазливали. Она продолжала
работать.

Следующая вводная поступила о том, что
в районе носового отсека имеется пробоина
днища. Помещение начало быстро запол-
нятьел водой. Корабль получил диферент
на нос. Пока обследовались место и размер
пробоины, аварийная группа мичмана. Мед-
ведева подготовалась в заводке подводного
пластыря, о
‚ Через несколько минуи доступ воды
внутрь корабля был прекращен. Моряки
приступили в осушению отсека.

Чегкий водолаз матрое Шуба и старшина
2 статьи Новиков быстрее положенного по
нормативам времени произвели заделку
второй пробоины в кормовой части корабля.
	Снаряд «пробил» верхнюю палубу и «ра-
зорвалея» внутри одного из кормовых от-
	секов. «Взрывной волной» сорвало дверь. в
	соседний кубрик, нарушило терметичноеть
	водонепроницаемых переборок. Вода хлы-
	нула в помещение кубрика. Прибывшие на
	место аварии полчиненные Медведева не
растерялись. Схватив находящийся поблизо-
сти стол и несколько одеял, они плотно
закрыли дверное отверстие и не допустили
затопления смежного помещения. Затем
завели пластырь и пля большей терметич-
ности запементировали пробоину.

Своими силами машинисты и электрики
ввели в строй «поврежденные» механизмы.
Корабль остался на плаву и сохранил бое-
способность. Аварийное учение на корабле
капитан-лейтенанта Протопопова показало
отличную работу его боевых и технических
средств в сложной, приближенной к боевой,
обетановке. Офицеры, матросы и старины
действовали уверенно, быстро и организо-
HHO.
	Шлюпочный поход
Нуйбышев—Астрахань
	Буйбышевский   BoeHHO- морской клуб
Осоавиахима организовал дальний илюпоч-
ный поход по маршруту м —
Астрахань.

ЭЗначкисты «Моряк» пройдут на ввелах
и под парусами 1.300 километров. В пути
они ознакомятся с навигационными ‘при-
борами, будут изучать  лоции, проведут
учение © высадкой десанта,

В Сталинграде участники похода Borpe-
TATCH с молодежью города-героя, посетят
исторические места боев е немецко-фашист-
скими захватчиками.

А. ХАНЧИН
	Kak Mbt BeneM
‘военную
.пропа ганду
	За последнее время в нашей базе улучииа .
лась . военная. о пропаганда. Создана.
группа ‘лекторов из 36 человек; в числе ко- _
торых работники пттабов, командиры cae-
динений и частей -—в большинстве воем
‘участники Отечественной войны. В течение
трех месяцев прочитано на ‘кораблях, в и
стях свыше 180. лекций.

Умело передает свой военный опыт ‘уча.
CTHUR многих морских сражений капитан
 3 ранга Пупков. Он читает лекции по пяти
темам из цикла «Военно-морские десантные
операции в Отечественной войне». По Boe~
вому уставу и организации службы флота.
‘им прочитано 15 лекций, :

Большим успехом у слушателей польз
зуется лекция капитана 1 ранга Сатояна
«Перспективы развития а Boeutzo~
Морских Cua,

Для обмена опытом лекционной и.
регуларно проводятся совещания лекто+.
ров. На. одном 43 последних › совеч-
‚щаний был заслушан доклад на тему
«Ответ тов. Сталина на письмо” тов.
Разина и задачи пропагандистов».
есле доклада развернулись оживленные
прения. . ‚ Ирисутетвовавшие внесли много
ценных ‚предложений, направленных на’
дальнейшее. улучшение работы по. пропа-
FH советской. военной HxeqaOTRE и Goes
вого опыта.

Два  pasa в неделю я
лекции ‘для офицерского состава. Их чи
Тают ‘научные работники  Военно-мор=
‘ской академии имени Ворошилова, Акаде-
MEH кораблестроения имени Крылова в
научно-исследовательских инотитутов. = ~~

Активное ‘участие в лекционной работе
принцизют генералы я адмиралы. Несколь-
KO военно-теоретических . докладов сделали
вице-адмираль Ралль, Кулишов. Генерал.
майор Отолярский выступил на тему «Бое-
вое применение авиации в двух мировых
войнах».

По нашему плану на летний период нач
мечалось значительную часть лекций про
честь непосредетвенно. на кораблях и в ча-
стях. План`этот выполняется. Сейчас даже

в самой отдаленной части можно нередко
вы ‚лектора © путевкой военно-мас-
сового отдела.

Существенная помошь оказывается ods
церам, не имеющим спепиального военно“
морского образования. Для них организуют-
ся коноультации, подобрана специальная
библиотека. Каждому офицеру предоставле-
‘на возможность ‘прослушать полный’ цикл.
‚лекций по военно-морскому делу. ‘ :
	улучиив ‘левщионную пропаганду, мы,
однако, еще очень ма30 сделали для развер-
тывания других видов военно-маесорой ра-
боты. До сих пор елабо организован ‘обмен
опытом боевой и политической подготовки,
недостаточно популяризируются презовини /
YIOOH. -

Еще не создан военно-морской nadiuer:
Инженерный ‘и ‘квартирно-эксплоатацион=
HE. отделы‘ пегаба   крайне‘ медленно
ремонтируют помещение, отведенное пол
табинет. $
	_ Баллийский флот.
	 Капитан 2 ранга М. КУЩЕННОВ.
	В. сложных ‘условиях
траления.
	Подразделение катерных тральщиков досрочно выполнило.
to годовую программу работ Dope и
	Траление на нашем море лостигло боль-
moro напряжения. С каждым днем все
меньше и меныше становитея районов,
опасных для плавания. Благородный и 9т-
вететвенный труд личного состава траля-
щих соединений дает свои замечательные
плоды: мнотие водные районы уже полно-
стью очищены от вражеских мин. Среди
кораблей выделяется подравделение траль-
Щиков, которым командует капитан 8 ран-
т& Белобржицкий. Недавно оно © высоким
качеством досрочно выполнило тодовую
программу работ,

Район моря, который тралило полразде-
ление, был одним из наиболее трухных.
Водное пространство изобиловало большим
количеством подводных ‘опасностей. Злесь
исключительно сложный рельеф дна, вна-
чительное количество рифов, отдельных
камней, банок, отмелей.

Нал было иметь большие навыки в
кораблевождлении, чтобы плавать без ава-
рий, и, прежде всего, знать район траления
с юцманской точки зрения. Особенно это
было необходимо потому; что траление про-

иЗводилосв катерами. На них, как извеет-  .

HO, видимость ограничена и, кроме того, от-
‹утствуют многие питурманекие приборы.
А это делает почти невозможным плавание
по очислению. .

Ъ навитанионным трудноетям, © которы-
ми зстретилиюь командиры, лобавихлась

тяжелая  метеорологическая  оботановка.

Штормовая погола я особенно туманы и
дымка сильно препятствовали успетному
плаванию. Ilo благодаря находчивости и

инициативе“ тилрографов калитан-лейтенан-

та Намталалзе и лейтенанта  Каливива

‘вдееь! плавали,

Правильное определение
места тральщика имеет ‘исключительное
значение, Ведь надо итти по заданному
KYPCY с точностью в несколько метров.
А опыт работы показал, что на море 1ав-
ница в определении места корабля в одной
и той же точке по. различным знакам может
достигать 20. метров. Вот почему так важно
знать те знаки, по которым можно наиболее
точно определить место тральщика.

‚ Следует заметить, что еще накануне вы-
хода в море командир подразделения ре-
IHX совместно ¢ гилрографами разбить

‘район на участки и тралить каждый из

них в отдельности. Участки разбивались
таким образом, что каждый из них имел
приблизительно одинаковые глубины. 970
давало возможность тратить с. постоянным
углублением тралов и не тратить времени
на их переустановку. Кроме Tore, заранее
опрелелили и направление тральных гал-
сов. Они располагались с учетом ваправле-
ния течений, расположения о подводных
юнасностей и знаков опорной сети.

Комазиирам катеров было предложено
проклальваль Галеы по ‘возможности длин-
ные, чтобы избежать лишнего количества
поворотов. Выгода получалась как, во вре-

‘мени, так и в расходе топлива. В:

Вотгла корабли приступили к тралению
намеченного ‘участка, на флатманокоме ка-
Tope, кроме командира подразделения и
штурмана, находился начальние гидрогра-

‘фической партии, а на катере-вехоставе —

гидрограф лейтенант Валинин.

Не прошло и часа, с начала работы, как
поступил семафор 4 том, что в трал кате-
и А По СОЧ А wv Tr
	влияние метеоролотических факторов на BH-
	димость было почти полностью исключено.
В чем же кроются поточняки костигну-
	дира, TO рядовиго —= нонимахл государотвен-
	нос значение тральных работ и отдавал все
	вой ситы, отыт и внания на! отличное вы-
полнение задания. В этом — огромная ва-
слуга рае и коусомольской органи-
заций, вся деятельность которых тесно
увязана с задачами, решаемыми подразделе-
нием. Успех траления был заложен также
В хорошей подготовке экипажей в зимний
	перил и, в первую очередь, в отличном
	освоении гидротрафическо-штурманеких ме-
толов обеспечения траления как команли-
	рами катеров, так и всеми офицерами. №9-.
	оо и в срок ‘проведенный ремонт катеров
обеспечил своевременный выход их в море.

К этому времени офицеры Намгалалзе и
Калинин выставили в районе траления все
шталное пловучее ограждение, проверили
	опорную сеть. В февультате появилась в03-
	можность внести некоторые дополнения, на
карты и планшеты © тониометрической
сеткой. Ироме того, пилрографы обвеховали
все подводные препятетвия, которые не
‘имели штатного отраждения, что позволило
катерам более свободно плавать в валанном
районе. Знаки опорной сети, ‘у которых
видимость была недостаточной, обогити, 0-
красили и надстроили,

` Когда тральщики пришли в район трале-
HHA, гидрографы Ha месте ознакомилт
гурмана и команлиров катеров с опорной
сетью, указали м, какими знаками най-
более ухбно и выгодно пользоваться на
	TOM или ином участке.
	Такое ознакомление с обстановкой ока-
залось крайне полезным. Далеко не все
офицеры досталочно ясно представляли
себе, тдо и какими знаками наиболее вы-
толно пользоваться. хотя многие и раныме
	Около двухсот комсомольцев об’единенной
школы Черноморского флота собралоеь на
литературный вечер. посвященный ` разбору
	романа лауреата Сталинской премии А. Фа-
	деева «Молодая гвардия»...

Вечер открыл младший лейтенант Соко-
лов. Комсомолец Пилипенко выступил с ха-
рактеристикой героя романа —= руководите-
ля полпольной комсомольской организации
	браснодона Олега Кошевого. 0’ других ге-

ров, где командирами Левантев и Кузенков,
попала мина. Через невоторое время моряки
залралили еще два минных зашитника.

> Мовозвращении в базу командир подраз-
деления. побеседовал < личным составом
0 проделанной ва день работе. Он отметил
хак успехи, так и недостатки и еще раз
об’яснил вою важность траления.

Следующий день принес новые успехи
нодравделению: было вытралено ето ие-
СКОЛЬКО МИННЫХ запитников.

Однакю в дальнейшем ухунилась
метеорологическая обстановка. Видимость
значительно уменьшилась, над побережьем
появилась плотная дымка, Мнотие знаки
опюрной сети потерялись из виду, & те, ко-
торые были видны, не обеспечивали › на-
дежное коорлинирование, Траление’ оказа-
люсь пох угрозой срыва.

Ha помощь пришля тидрографы. Они
предложили командованию выставлять на
воде дополнчтельные знаки опорной сети,

Предложение было принято. Командир
подразделения тут же решил, что в каче-
стве знаков можно устанавливать катера,
не занятые тралением. Кроме тото, пидро-
трафы разработали подробный план поста-
новки знаков на’ тот случай, если види-
мость еше более ухудшится.

Применение триангуляции ва воде сле-
лало производство тральных работ Gores
тибким и менее зависящим от условий по-
годы. Как только берег. начинал вазолаки-
заться дымкой, у той илн HHO веки
устанавливался на принт специально: на-
значенный катер. Благодаря этому моряки
выиграли очень много времени. Подразде-
ление стало сиетематически перевьполнять
нормы ‘тральных работ, Годовое ‘задание
катер» выполнили значительно раньше
срока, и сэкономили при этом большое коли-
чество топлива»

Сейчае подразделение приступило к тра-
лению новото. района,
	Старший лейтенант А, КРЫЛЕНКОВ.
	роях романа говорили тт. Внягинин, Ребра-
ков, Амелина.

Секретарь ‚Комсомольского бюро об’еди-
ненной школы лейтенант. Самойлов призвал
молодых моряков быть упорными в труде
и учебе, любить свою Родину так, как
любили ее терои-краснолонцы.
	‚ Младший лейтенант А. СКАЛИНОВ.
Черноморский ‘флот, `
	как он будет становитьея Ha ширинг. Тот
раюокавал правильно, но признался, что ни
разу такого. маневра не видел.

— Не видели? Ну так емотрите...

Корабль тогда как раз подходил к меету
якорной стоянки. Командир отдал COOTBET-
ствующее приказание. На, юте старший лей-
тенант Щербаков с боцманом стали коман-
довать заводкой в клюз конца троса. Затем
матросы обнесли его вдоль борта, подвесили
на серьтах и закрепили за звено якорной
цепи. Последовала команда: «Отдать якорь! »,
И скоро корабль стал на месте, удерживае-
ME © носа и кормы.

На другой день командир при подходе к
месту стоянки сказал Миронову:

— Будете сами становиться на ширинг.

Миронов, производя маневр, порядком
вепотел. Он старался во-всю, но командир
ваметил много недостатков: нечеткие коман-
ды и то, что конец троса на юте не был
закреплен ва кнехт,

— Такие задачи я буду давать часто, —
сказал после молодым офицерам коман-
дир,——помните и готовьтесь.

..В 14 часов показался мые, а на нем—
маяк, Монжолин векинул биноюль. Маяк
отчетливо вырисовывалея на скале, За нею
начиналея поворот.

— Усилить наблюдение!-—приказал он
вигнальщикам. Залем дал распоряжение,
чтобы приготовили к отдаче оба якоря. Тут.
он заметил легкую улыбку на лице коман-
дира и понял, что тот не забыл о ‘недавнем
случае, когда Монжолин не догадался дать
такое распоряжение. Тогда корабль подходил
K базе. Командир так же стоял на мостике,
приказание о приготовлении к отхаче обоих.
якорей отдал сам и после сказал:

— Это ваше дело. Почему вы невнима-
тельны? Ведь входим в узкость.

Этот промах, как, и олучай с числом 06-
ротов винтов машин, Монжолин запомнил
надолго. Улыбка командира: говорила 0 том,
что сегодня он действует лучше.

За мысом открылись бухта и вход в нее.

Тайталтониик ваберлия то ae таскает. AR nae sen
	Литературный вечер
	HoH тревоги за судьбу
ных Урожая.

_ № сожалению, такие

факты не единичны. Не-

обходимо, не теряя Bpe-
мени, принять решительные меры для того,
чтобы вое зерно, картофель, капуста, мор-
KOBB до единого трамма были во-время со-
браны с полей и надежно сохранены:
	Продукция подеобных хозяйств — нема-
ловажный дополнительный источник пита-
‘ния личного состава военно-морской базы,
‘соединения или’ части, И правильно nocry-
пают те командиры и политработники, ко-
торые повседневно интересуются своими
подсобными хозяйствами, помотают правиль-
HO организовать в них работу. В этом так-

ще проявляется забота о бытовых нуждах
подчиненных. , р
	Сейчас надо оказать всемерное. содейст-
вие подсобным хозяйствам в проведения
Уборки, проверить их тотовность,. обеспе:
ченность рабочей силой, исправность ин-
вентаря, наличие хранилищ для зерна и
овощей, мобилизовать игирокую обществен-
ность. для помощи хозяйствам. . во. время
массовой копки картофеля и овощей.
	_ Народная пословица утверждает, что лет-
ний день Tox кормит. Это справедливо.
Нельзя медлить, терять дорогое время. 06-
разцово подготовить к уборочным работам
каждое наше подсобное хозяйство, в каждом
хозяйстве собрать весь урожай -— такова
	‘задача,
	В наших подсобных хозяйствах насту-
пет сейчас самая горячая пора. Черномор-
пы уже убрали значительную часть своего
урожая, В хозяйствах других флотов идет
косовица зерновых и предстоит вскоре мас-
‹хвал копка картофеля и сбор овощей.
	Собрать весь урожай без ‘потерь —= та-
	‘вова основная задача, и выполнение ее во
	многох будет зависеть от своевременной
подготовки и организованности на уборке.
	Пример умелой организации уборочных
работ показала заведующая хозяйством
т, Евсеева, Располагая малым числом рабо-
чих, она, правильно рабпределила их. по
участкам, привлекла подсобную силу со сто-
роны, обеспечила всех необходимым сель-
скохозяйственным инвентарем, и благодаря
мому в течение пяти дней уборка в основ-
ноу была закончена,
	Надо настоичиво добиваться, чтобы убо-
моя кампания не застала ни одно. наше
тоайство врасплох,
	Носпела рожь, скоро надо убирать. овее
к ячиень, а в подсобном хозяйстве, где ди-
ректором т. Антонов, до сих пор еще сено-
вс не закончен, Затяжка с уборкой зерно-
зых может привести к немалым потерям,
однако не видно в этом хозяйстве серьез-
	О радиоуз
	Тотчае же после побудки на многих
кораблях и в частях раздается привычное,
HOBTOPOMOG WHORL DempoayiiTopaMy, o6-
ращение:

_ — Товорит радиоузел!..

Eme до начала занятий личный состав
успевает прослушать важнейшие сообще-
ния 0 жизни страны и о событиях ва рубе-
жом. Радио прочно воть во флотский оби-
хот, стало действенным етом воспита-
НИЯ:
	У нас сотни радиоузлов — от скромных
10-ваттников до мощных установок в 500
и 1000 ватт, А юлушателей — тТЫЮЯЧИ и
ТЫСЯЧИ,

Выход из строя радиоузла, или, неполад-
ки в радиохозяйстве, лишающгие возможню-
	сти регулярню слушать передачи, вызыва>
	WT законные наревания личного eOcTaBa.
Петю cede предотавить, например, недло-
BUIBCTBO военных моряков, находящихся.
водной из отдаленных баз на, Тихом океане,
торые вот уже второй месяц тщетно.
Ждут возобновления радиовещания. Чем
зызвано бездействие ‘узла? Оказывается,
BOO дело в неисправной детали, отремонти=
Товать которую можно за Tac, B любой ма-
смрекой, Но радист Никитушкин явно’ не.
ме ему нет дела до’ Тахиоелушале-
ie

Четвертый месяц «ремонтирует» аппара-
У начальник  фалиоузла лейтенант.
			Ji a x элементарных  техниче-
ских правил.

Чтобы радио работало
бесперебойно, а аппаратура не изнашива-
лась бы раньше срока, необходимо обяза-
тельно проводить’ предупредительный ре-
монт, Но вот на Черноморском флоте, напри-
мер, в прошлом году больше 60 процентов
радиоузлов, несмотря на строжайший при-
каз, не ремонтировалось. Надо ли удивлять-
ся тому, что здесь в частях и соединениях
‘часто происходят аварии радиоаппаратуры
и надолго прекращается вещание.
	И опять-таки нельзя обойти молчанием
тех командиров и политработников, которые
но требуют от лиц, оболуживающих радио-
Узлы, точного соблюдения правил экоглтоа:
тации, не хотят вмепвиваться в так назы-
ваемые «технические. дела»,
	Нало рентительно добиваться бережного
‘отношения к рахиоашпаратуре, технически
трамотной эксплоатации ее, экономного ис-
‘пользования радиоламп, строгого соблюде-
‘ния трафика нредупредительного ремонта.
Не должно. быть молчащих радиоузлов. Их
бездействие, следует рассматривать как чре-
звычайное происшествие,
	Оставшиеся летние лни следует исполь-
вовать для завершения работ по радиофи-
кации. Нельзя допустить, чтобы, как в
проноюм тоду в Таллине, например, оста-
вались нерадиофицированными важнейшие
 0б‘екты. В базе; где заместителем началь-
ника политотдела т. Иващенко. pemenc
		Птошев, и четвертый месяц молчат нятьсот  радиофицировать гавани, пристани, обтте-
	М№жно только поражаться. равнодутгию
тех офицеров, которые проходят мимо но-
добных явлений, не придавая им значения,
не добиваясь ЕО возобновления
радиовещания.
	Мы привели лва факта. Но их вначителть-
но больше. Особенно много бездействующих
радлоузлов на Черноморском и Тихоокеан-
оком флотах. Зачастую их бездействие яв-
ляется следетвием неправильной, неграмот-
ной экоплозтации аппаратуры, нарушения
	Семки. фильма
	жития. Намечено установить новые радио-
точки во многих других базах и в частях.
Между тем работы эти идут крайне мед-
ленно, и взятые темпы не обеспечивают
своевременного выполнения плана радиофи-
вации,
	Установка столбов, проводка наружных
линий не под силу одним только работни-
кам радиоузлов. Командиры частей и соехи-
нений, ‘строительные организации флотов
обязаны всячески помочь им в этом важ-
HOM леле. о Е

«Голубые dopottey
	‚ Первый выпуск юристов
‘морского факультета
	Состоялся‘ первый выпуск слушателей
морского факультета Военно-юридической
академии Вооруженных Сил СССР. Выпуск-
ники сдали государственные экзамены пб
основам марксизма-ленинизма, теории госуч
даретва и права, уголовному и BOeHHO-Yr0~
ловному праву и т, д.

Диплом с отличием получил майор WCTH
nun Покровский. Отлично сдали государст
венные экзамены катитаны Иванов и Поч
пукатов. Подавляющее большичетво вы».
	пускников выдержало экзамены на «XOp0+
	10» И «отлично»,

На выйускном вечере, бостоявшнемея в

ЦДКА, тенеральный прокурор Вооруженных
Сил СССР генерал-лейтенант Афанасьев под-.
вел итоги государственных экзаменов и 10-
ставил перед выпускниками ар
задачи:
	направился ближе в берегу, Монжолин стая

быстро соображать, что нужно делать при:
постановке на якорь. Он определил то кар--
те глубину, характер грунта, взял поправ=“
ку на ветер, Осмотрев береговые оривнти»>-
ры, он подобрал самые подходящие для точ”
ного определения своего места в бухте. Ме>-
Cal] назад все это его бы не бесповоя-

ло. На мостике — командир. Он знает, как

встать на якорь. Во однажды капитан-лей-.
тенант Каденко при входе в бухту сказал,
что постановка на якорь поручается ему—=.

Монжолину, и лейтенант растерялся от неч

ожлуанноети. Он стал определяться то дальч

ней сопке и сейчас же услышал вопрос

команщира:

‚ -— Бакие у этой сопки преимущества?

Не луне ли определяться по ближней

скале?

— Лучше взять сопку. бнз отчетливо
выделяется ва местности,—ответил лейте-
Нант.

— Поправильно. Определение по далеко-
му ориентиру приведет к большой онибке.
Берите пеленг на скелу!

Затем, кома Монжолин начал комаялое
вать, командир © беспокойством наблюлат
83 ero действиями. В тот момент как раз
усилился ветер, и Каденко, увидев, ‘что мо-
лодой офинер совсем растерялся, взялея сам
за управление маневром:

Пережить еще ‘раз такой конфуз Mone.
жолин ‘не хотел. Поэтому сейчас, при вхо-
де в бухту, он сделал все необходимое. для
постановки на якорь, хотя командир стоял
рядом на ‘мостике. Теперь-то уже капитан-
лейтенант Каденко не застанет его врас-
плох, если поручит этот маневр ему. Но коз.
мандир постановкой Ha якорь начал команч
довать сам.
‚ Поход был завершен, а © ним и ходовая
вахта лейтенанта. Она прошла спокойно,
без всяких происптествий. Но не потому ли
она была такой, что лейтенант Мояжблин
всегда, помеил 06 уставных требованиях и
о предыдущих уроках, преподанных ему

С ой

На-днях режиссер т, Браун, и. часть
актеров прибыли на Краснознаменный ли-
нейный корабль «Севастополь», где заеня-
ли несколько эпизодов будущей картины.
Тов. Браун сообщил корреспонденту «Врас-
ного Флота»:
	— Весь с’емочный коллектив с большим
интересом работает над созданием образов
советских военных моряков. Фильм мы обя-
	чить к 30-й гоховшине Октября. г:

ОБВАСТОПОЛЬ, 7 августа. (По телегра-
фу от корр, «Красного Флота»). С’емочная.
rpynna Киевской киностудии во главе с ре-
жисоером Браунам, постановщиком картин
«Морской ястреб» и «В дальнем плавании»,
работает сейчас на Черном море ‘над. с’емка-
ми фильма «Голубые дороги» (по’ сценарию
писателя Волтунова).
	Эпизоды, показывающие деятельность
малых кораблей, снимаются в Н-ской части.

Ходовая вахта лейтенанта Мон

„Последний поворот, и корабль вышел на
Простор валива. Вмереди лежало голубое
нооб’ятное море. Лейтенант Владимир Мон-
Жолин, прооледив взглядом уходящий вдаль
берег, обралилея к командиру с просьбой
	_ разрешить юпуститьея © мостика,
	—- Да. И сейчае же отдыхать, сказал
капитан-лейтенаят ‘Каденко.

Калоте, снимая китель, молодой офи-
Цер почуволвовал, что изрядно устал, так
Как, во время его дежуротва, в фанние ут-
ренние часы, корабль готовилея к походу,
и хлопот было много. Поэтому он снахслаж-
уением вытянулся на койке. Засышая под
черный гул машин, он думал о том, что
омыхать осталась немного: в 12.00 —
ответотвенная ходовая вахта...

Дежуротво; короткий отдых, вахта на
походе, а там тренировки, занятия, стрель-
бы. Такая напряженная жизнь ©разу же
пришлаюь tho душе Монжолину. Она вполне
	отвечала, его сильной, деятельной натуре.
	Правда, „В. училише ‘он представлял себе
‹лужбу несколько иной и не мог тогда точно
знать о таком большом разнообразии неот-
зожных и трудных садач, которые сейчас
должен был выполнять. Ему казалось, что
служба на корабле—-дело ‘простое, легкое.
Такому поелставлению помогли’ еще и пер-
	вые месяцы пребывания на другом корабле.
	1ам у Монжолина в подчинении было очень
мало людей. Все шло гладко, и даже, по уди-
вительному стечению обстоятельств, лейте-
нанту редко приходилось бывать в море.
.. Совсем по-иному почувствовал себя Мон-
Жолин, получив в командование вторую 60е-
вую часть на этом корабле. С первых же
ней появилась масса новых забот, обязан-
ноотей, Исполняя их и стараяев не сделать
НИ ОДНОГО промаха, он понял, что только
теперь растет, пабирается навыков, приоб-
ретает командирские качества. _
Радбыльный разбудил его к обеду. Мон-
HOMME не спепта: умылея. почистил пиго-

курсе, и Монжолин сверил его по компасу.
Залем внимательно выслушал и постарался
вапомнить чиюло оборотов машин. При этом
в ето памяти встал недавний случай, В
прошлом походе, принимая вахту, он не
придал значения числу оборотов малтин, хо-
тя перед этим корабль маневрировал при
выходе из бухты и ход его был переменный,
‚А через несколько минут командир поин-
тересовалея числом оборотов, и Монжолин
понал в неприятное положение.

— Не внаете?— недовольно. оказал ка-
питан-лейтенаит.-—А если сейчас вам по-
требуется прибавить или уменьшить ход,
какую же вы будете модавать команду?
Бак же вы рассчитаете маневр, ве зная ско-
рости и хода корабля?

Выслупивать такое замечание было тем
более обидно, что Мюнжолин и сам внал,.
как важно при ваступлении на вахту ни в
чем не отступать от Устава. Знал, но не
придал значения. Зато уже юетодня он ета-
ралея не ‘упустить чичего.

Закончив перечисление основных данных,
лейтенант. Миронов сказал:

’_ — Ни вотречных, ни догоняющих ко-
‘раблей нет. Особых приказаний нет, Очень
‘спокойная вахта...

Монжолин задал ему еще два—три вопро-
	са, затем последовал доклад командиру; и   663

Миронов стустилюя ¢ мостика, № этому вре-
‘мени горизонт окрымея за’ пеленой тумана,
Оправа ветавали из воды крутые скалы
ий яркозеленые сопки -—— наша  дальнево-
сточная вемля. Вшереди у берега, синяя мор-
ская вода резко меняла свой цвет на мутно-
желтый.

о 910 река, оказал ‘командир.— После
дождей несет илистую воду.

С необ’яонимым чувотвом юмотрел в ту
сторону молодой офицер. Он знал, что за ре-
кою — чужая вемля. Командир капитан-
Лейтенант Каденко или помощних, старший
	вицы на кителе, прошелся щеткой по орю-
кам. А котла сел за стол в кают-компа-
нии, снова подумал о. предстоящей вахте.
Ох перебирал в уме все, что требует Устав
ог вахтенного офицера, и ему очень хотелось
знать наперед, что может произойти за эти
четыре чака. Встреча с кораблями, поворо-
ты, проход узкостей, связь с постами. А
может быть, даже спасение упавшего за
борт человека... Теоретически все это было
ему хорошо известно, но лейтенант уже ус-
пел убедиться, что в море иногда бывают и
разные неожиданности. На предыдущих вах-
тах у него не раз уже быти такие «непред-
виденные случаи». То он неправильно ма-
неврировал при встрече с кораблем, то за-
бывал подавать команду силвальщивам или
не ваписывал какую-нибудь «мелочь» в
вахтенный журнал. Эта «мелочь» оказыва-
лась после важной деталью похода, & точно
восстановить ее уже не было. возможности...

Словом, лейтенант Монжолин внутренне
тотовял себя к ответственной вахте, ста-
	“pase заранее предусмотреть свой действия,
	ее о АР я

Tak, быть может, не экваменутют себя опыгт-
	eee srs 6.’

ные офицеры, для которых обязанности на
	мостике стали привычными. А ему прихо-
тилось все время держать себя в руках п
	с ТТ

предварительно   обдумывать. все свои дей-
	Молодой офицер во-время поднялся на
мостик. Получив от командира разрешение
на, прием вахты, он стал принимать обязан-
ности от лейтенанта Миронова. Прежде все-
го — место корабля. Миронов уже опреде-
лился по трем пелентам и указал на, Карте
точку, в которой находилоя корабль. То же
проделал и Монжолин. Посмотрев на карту,
он увидел, что корабль находится вблизи го-
сударетвенной границы, и невольно обер-
нулся в сторону берега, очертания которого
были хорошо видны.

В слелующий момент он опять сосредото-
чилея на тгоижелес maventt Momonsrnm бете лоне -
	треть на эту картину. Они уже бывали
здесь, да и в других местах. А для него,
лейтенанта Монжотина.— это целое событие
в жизни: Пока шла война, он учился и при-
шел на флот, когда корабли вышли на ши-
рокие морские просторы. Не означает ли это,
что он должен быть благодарен стадигйм
товарищам, прославившим советекий флот
и вавоевавитим для него новые базы и нер-
спективы дальних походов по неизведанным
раныше путям, не им ли он обязан тем, что
стоит сейчас на мостике корабля и впервые
проходит мимо государственной траницы?

Думая так, он втлядывался в очертания
возникшего впереди мыса. 970 не ускольз-
HyUo от командира. }

— Покажите мыс на карте,-—сказат ка-
нитан-лейтенант Ваденко.

Тейтенант понял, что командир хочет
проверить, каж вахтенный офицер знает те-
ар плавания, но сколько Монжолин ви
Смотрел на «чужой» мыс, он никак не мог
отличить его от «наших». Те же скалы и 3е-
тень сопок. Поэтому он не совсем уверен-
Ч0 стал ‘искать по карте мые, сходный по
очертаниям. а

— Посмотрите, весь он какой-то за-
остренный, угловатый,—<скавал командир.

По характерным штрихам, которые под-
червиватл командир, лейтенант всжоре 0б-
наружихт на карте этот мые ш вое другие,
возле которых проходил корабль.

Плавание и в самом деле продолжалось

060бых происшествий. Видимость берега
позволяла, вахтенному офицеру своевремен-
HO определять место корабля, сверяться ©
прокладкой штурмана. Куре и ход не изме-
НЯЛИСЬ, д на море He было даже рыбачьих
барказов, Но лейтенант был далек от бес-
печности, Он все время чувствовал на себе
пристальный взттяд командира и прекрасно
понимал, что в любой момент тот. его может
спросить о чем-нибудь, либо дать сложную
задачу. бычно командир такие походы ис-
пользовал для учебы молодых офицеров.

час вот показывает мысы. А в прошлый
раз, например. неожилаяно спооеил тоже