6 июня 1948 г., воскресенье, № 198 (2927)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ.
	ао
beh ль

Перв ые итоги.

’ Как выполняютёя решения партийной конференции
а в академии имени Крылова

Bocmutanits у! слушателей советокого wat.
эиотизма. советской военной гордости,

i
у

Партийная Конференция Военно- - морской

А opHANYS SONNE
	ВОО
риотизма, советской военной гордости,

_В работах по газовым турбинам пр0фж-
сором Яновевим! и преподавателем Жаровым
недооценивалиеь наши’ отечественные Jo-
стижения в этой области. В. результате
острой и принципиальной критики этих
недостатков: профессор Яновский приступил
в исправлению своих работ. Тоже делаем
т. Жаров.

По инициативе‘ коммунистов гидрографи-
цеского факультета проведено аннотирова-
ние ранее изданных академией учебников
и учебных” пособий. Некоторые прелодавз-
тели, в частности: тт, Иконников‘ и:Бызв,
вначале отрицательно отнеслись № эму
мероприятию. Но векоре’‘и они убедились в
полезности аннотаций, . которые помогают
преподавателям и ‘блушателям , критически
использовать изданные труды.

Усилиями коммунистов академии удалось
добиться большей ‘направленности’ всей на-
учно-исследовательской работы на решение
актуальных для’ строительства флота проб.
4 лем. .

Существенную помощь в. повышении
идеологического ‘уровня’ учебников. и науч-
но-исследовательских ‘работ оказывают ка-
‘федры общественных! наук. Усилилась де-
`ловая. взаимная связь этих кафедр 6 кафел-
рами технических. наук. Преподаватели кз
федр. марксизма-ленинизма ий политоково-
мии помогают векрывать и устранять недо-
статки в работах, написанных профессор
ско-препадаватедьским составом академии:
  Недавно на совместных заседаниях двух ка-
федр =  оперативно-теоретических наук и
марксизма-ленинизма т. обсуждались до“
клады: «Критика, немецкой военной идеоло-
‘гии» и «Основы советской военной идео-
логии». : oo

‚ Заметно возрос интерес, со, стороны слу-
шателей, преподавателей и профессоров к
`маркоистеко-ленинской, подготовке. Повы-
силось качество преподавания общеетвен-
ных наук, Преподаватели стали глубже из-
лагать важнейшие положения марксистеко-
ленинской теории и увязывать их © совре-
менностью, полнее и ярче показывать пре-
имущество. социалистического строя перед
 капиталистическим,

Установилась более тесная связь кафедр
.0 партийными организациями курсов. Пре-
подаватели выступают на курсовых пар-
тийных собраниях с. докладами,

„В. результате усилившегося внимания

‚ Партайная конференция Военно-морской
академии кораблестроения и вооружения
имени № H. Крылова“ вскрыла’ серьезные
“ведостатиц ов идеологической <> работ: В
своем решении конференция наметила кон-
креётные пути повышения идейного уров-
ня всей учебной, научной и воспитательно
работы. @собое- внимание. партийных Opra-
низаций было обращено на воспитание слу-
низтелей и профессорско-преподавательского
‘состава 3 лузе COBETCKOTO” TATPHOTHSMa, 997’
ветской ‘военной. гордости, ‘на’, решительную
борьбу < проявлениями низкопоклонства и
раболепия перед: иностранщикой в препода-
‘вании ив работах отельных препщавате».
‘лей академии.

‹ На оенове решений конференции и пред-
ложений делегатов’ ‘политический отдел и
‘партийные ‘организации академии paspato-
тали прайтические мероприятия по устране-
нию векрытых недобтатков. Вопровы Идей-
по-политического ‘вобпитания коммунистов
были всесторонне ‘обсуждены на семинарах
секретарей партийных организаций фамуль-
тетов, отделов и курсов. И
‚После‘ партийной конференции прошло
свыше двух месяцев — время, достаточное,
чтобы ‘подвести’ ‘некоторые ‘итоги’ вынолне-
ния еб решений и сделать необходимые вы-
воды: м Ce
`” За ибтекший период проделана.  значи-
тельная ‘работа; Партийные’ организации
факультетов активно участвовали в’ пере-
смотре учебных программ, пособий и учеб-
ников. В чабтноети, партийное бюро; где
секретарем т. Мартынов, ‘заслушало ‘доклад
о задачах коммуниств-преподавателей ‘в
пербемотре  учебных ‘программ. `В’ обсужде-
нии этого вопроса приняли ‘участие ‘началь-
ники кафедр, ‘профессора, преподаватели, а
также коммуниеты-слушатели —- отлични-
ки учебы, участники Великой Отечествен-
ной войны, Выступавиие на бюро’ коммуз
висты вскрыли‘ серьезные недостатки! как в
программах, та® и в учебно-методической
работе, ‘особенно. на ‘кафедре геодезии ‘и
астрономии. } ан: Мей

Постановка ‘На партийных бюро и ‘собра-
ниях конкретных вопросов учебной и вос+
питательной. работы способствовала ‘улуч-
шению программ, поднятию идейного уров-
ня  преподавания. В лекциях стал птире’ от-
ражаться опыт Великой Отечественной‘ вой-
НЫ, @ Также ‘роль ‘и достижения русских
ученых во всех областях науки и техники:
“В воспитаний’ советской национальной

гордости видную ‘роль’ сыграло ’ написание   партийных организаций к обеспечению
	исторических ‘справок’ и’ очерков” ‘по   тем
демий. Овновная пель этих справок и очеря
ROB COCTORY § TOM, YTOOH ‘на’‘конкретном
историческом, и современном материале по=
казать ‘слушателям ‘роль отечественных

ученых в развитии науки и техники, в03З-

можно шире популяризировать прогресс на-
шей страны. }

На’ первых порах ‘отдельные преподава-
тели  ‘считали! написание ‘исторических
справок ` ненужным” делом: ‘Однако: позже
полезность и! необходимость этих : справок
стали очевидными для всех. Уплубленно ра-
ботая над историей тех или иных техниче-

учебного, процесса большинство преподава-

дисциплинам, ‘которые преподаются в ака- ‚телей повысило качество обучения слуша-

тедей, № числу ‘преподавателей, которые
проводят занятия на высоком идейно-теоре-
тическом уровне, следует отнести тт. Луки-
на, Добровинокого, Скрынокого, Зайцева,
Васильева, Олейника, Михеева, Хановича,
Бренева, Позднякова, Меламеда, Хачатуряна
и. многих, других.

В настоящее время широкое распростраз-
нение получили научно-технические круж-

БИ слутателей и научно-технические семи-

нары-ад’юнктов и преподавателей. Так, на
факультете военного кораблестроения рабо-
тают кружки по теории корабля, корабель-
	ских ‘дисциплин: преподаватели приходили   ным приводам, проектированию корабля;
	KR BBIBOLY, что’ ранее написанные ими тру-
ды подлежат коренной ‘переделке. «Именно
к такому выводу ‘пришли тт. Яновский;
чаров; Васильев, Скрынский, Лукин и др:

Написанные ‘преподавателями историчее
ские справки’ ‘с “ привлечением солидных
источников по-новому освещают’ и’ оцени-
вают пути развития кораблестроения и ‘до-
стижения  в области  военно-морского ору-
ия. :

Ранее было распространено ‘мнение, что
первые электроматнитные тралы,  предиа-
зваченные для уничтожения мин,  были 0-
зданы за границей. Между тем такие тра-
лы ‘впервые и задолго до появления их в
иностранных флотах были разработаны в
молодом советском ‘военно-мореком “флоте
еще в` период гражданской войны. В’ иету-
рической справке начальника кафедры‘ на-
питана 1’ ранга’ Васильева ‘восстанавливает
ся’ приоритет” нашего флота в отношении
электромагнитных тралов:   .

Инженер-подполковик Найденко, рабо-
тая над историей развития двигателей вну-
треннего сгорания, доказал, что использова-
Вир этих машин в качестве судовых двига-
телей началось впервые в русском флоте.
Ох восстановил также приоритет нашего
флота в области использования электродви-
гателей ‘на военных кораблях. =
‚ Начальник кафедры, „член-корреслондент
Академии. артиллерийских наук  Чехович
обобщает, огромные достижения в области
создания приборов управления стрельбой 3a
период советской власти, Молодой препода-
ватель коммунист Коржов, работая . над
историей гиросколии, осветил выдающуюся
роль ‘великого. советского ученого
А, Н, Крылова в этой области.

Негудовлетворяясь короткими ‘справками,
некоторые преподаватели поставили ‘перед
собой задачу написать более обстоятельные
работы по истории тазвития той отрасли
науки, которая имеет отношение, $ ‘прено-
даваемому ими предмету.

Выполняя решения партийной конферен-

ции, коммунисты академии продолжают удез
лять. 960606 внимание. дальнейшему пере-

Ре wera ЕК ЗЕ ВЫ

их, работе активное ‘участие

ственно-политическую работу’ не

паровым котлам, турбинам, по электрообо<
рудованию корабля. О популярности этих
кружков свидетельствует тот факт, что в
принимают
почти все слушатели факультета.

Партийные организации факультетов
проводят большую работу по вовлечению
коммунистов-слушателей в активную  ‘0бще-
только
в стенах академии, но и на предприя-
тиях Ленинграда, Так, офицеры-коммуни?
сеты. парторганизации, где ° секретарем
т, Поздняков, только-в апреле на одном из
заводов прочитали 28 лекций и докладов
по вопросам внутреннего и международного
положения СООР и’на другие общеполити
ческие темы.  Офицеры-коммунисты ‘выстуч
пают также с докладами на научные темы;

Несомненно, что проведенные партийны“
ми организациями мероприятия способетво-
вали повышению идейного ‘уровня всей
учебной, научной и воспитательной работы;
Однако в академии имеется еще ряд крул-
ных недостатков, над устранением которых
необходимо настойчиво’ работать партийных
организациям, политотделу и всему волле“
тиву академии,

Еще не все преподаватели тесно ‘связаны
со ‘слушателями, не’ все. оказывают лу
должную помощь в’ организации самостоя“
тельной‘ работы. Преподаватели“, Родионов,
Сапожников и Добкин, например, не явля“
ютея ещо в полном смысле воспитателями,
Они ‘мало общаются со слущателями, слабо
передают`им ювой опыт.

Отдельные преподаватели и руководители
кафедр не уделяют должного внимания 91”
ганизационно-методической работе. He из
всех кафедрах, всесторонне и критически
обсуждаются лекции преподавателей, не 0
ганизован контроль за качеством. препода“
вания, не оказывается необходимая помощь
молодым преподавателям в приобретении
методических навыков.
`Цопрежнему- стоит в порядке дня борьба
ЗА примерность коммунистов в. соблюдении
установленных сроков подготовки научных
7абот ‘и’ написания учебников, борьба ¢
прзявлениями узкого академизма в `научно-
ции, коммунисты академии продолжают уде-
лять 960606 ‘знимание- дальнейшему пере-
смотру, учебников, ‘учебных побобий: и. по-
вышению качества нзучных работ в свете
указания ПВ ВКП(б) по идеологическям
вопросам. Многие учебники и учебные по-
собия ‘уже ‘критически пересмотрены и пере-

о т аи

ЛС, 2 7275 ENED GEREN BED UU ae
72б0т ‘и’ написания учебников, борьба °
прэявлениями узкого академизма в ‘научно
исследовательской работе.

Политотдел и партийные организации
слабо еще обобщают и недостаточно mony:
ляризируют OUEIT AyUMAX преподавателей
кафедр’ и факультетов, :
	а А ТЕ ПО И

рабатываютея в ‘соответствии <’ задачами Капитан 1 panra fl. CHYTCHHA.
	ли ^Дружеская встреча
	ПОТИ,,5 июня. (Корр, «Нрасного Фло-
	ЛР ее ИА eee   Be UOT anna скоростной л Поти —
та»), В Потийском порту состоялась встреча   Ma ИНИИ 410

> в “ee И THOT . } у. .
стахановцев с отче рен   иариуполь, Все суда, идущие < маргание
	отахановцев с отличниками” боевой и поли-
тичебкой подготовки Н-екого соединения.

Главный инженер порта’ И. Попов’ ‘рас-

сказал о бурном росте Потийското порта в
послевоенные! годы; о ‘ето механизации, о
работе’ ‘передовых . стахановоких бригад.
Отахайовны  порта! выступили инициатора-
ми ‘развернтвиегося сейчас ‘плпарнльанна

eg йе ЗАУМИ © Ma Planes
вой рулой, грузятся досрочно. Много стаха
новцев выполнило‘ свои пятилетние нормы.
0 ‘дружной   работе коллектива рассказала
Татьяна Далелия — предеедатель профкома.
После ‘войны’ коллеклив порта был 17 19
премирован за отличные показатели.
мательно слушали ‘военные. моряки

и аа ww!
	hg ew SEY INAS военные: моряки
ми развернтувшетося   сейчас соревнования

расеказы крановшицы Марфы Буряк, п
портов Юга. Коллектив порта первым реле   бам ee Map a
	Fk аа. ЧТ

о Аа аа. В АН IPele славивлнейся своими. вылающимися успеха.

ложил ‘отказаться от / посударотвенной ‘до: ми, инженера Турчин
nears Юй, ‘стахановца су
тации. В прошлом году ‘было получено ‘не-   пемоннеих РИ НЮЙ, СТахановца су

с ааа
	ремонтной мастерекой Руднева. ^

‚Затем выступили военные моряки, (та
шина 1 статьи Кулаков говорил о боевой
службе ти ‘учебе моряков. ‹ Старшинв

1 ‘статьи Митягин рассказал об опаеном т
	амоотверженном труде эвипажей таль
:  DYE mANaReH траль
	CROABRO миллибнов  рублей прибыли. В вы-
нентнем” году  Портовики’ из /мебяца ‘в месяц
перевышолняют ‘производственные планы.
За первые пять месяцев текущего года так-
же получена значительная‘ прибыль.

Отахановцы добились больших  уепехов

Из пишем в редакцию
	м
	создать спортивные сек
легковололаз0в
	Вспоминается, как года за два-три до
зойны ‘на Черном море была попытка пре-
	вратить легководолазное дело в. один HS
	увлекательных и полезных видов спорта.
Помнится, кав во внерабочее время подвод-
ники в кислородных скафандрах состяза-
лись в лазании нод водой по трубам разного
дизметра, а легководолазы, так сказать выс-
шего класса, состязались на выдержку пре-
бывания под водой и играли на небольшой
тлубине в шахматы, сделанные из железа.
Эти «турниры» всегда привлекали множе-
ство зрителей, наблюдавших с пирса за иг-
poh. a. ее
Война показала, что все это было не за-
бавой. ‚Такие : тренировки ‹ помогли  подвод-
никам лучше воевать. Для них не была
сложной работа в скафандре или в кислород-
ной маске. НИ
Почему не возродить столь увлекатель-
ный вид спорта? Тем более, что перед самой
войной, ‘например, при водной. станции в
Севастополе намечалаеь организация ‘легко-
водолазной секции. В  ве-задачу входили по-
пуляризация легководолазного дела ‘и обу-
чение военнослужащих .и их семей подвод»
ным снускам. К сожалению, война помета-
ла дальнейшему развитию этого дела. .
	Сейчае наступило лето:==. лучший период.
	для всех видов водного’ спорта: Нам кажет-
ся, будет правильным поставить. сейчас во-
прое об организации: при водных -етанциях;
Домах Военно-Морского Флота, на’ соединез
ниях кораблей спортивных. легководолазных
секций. Они должны сушествовать. на 0б-
щих основаниях с другими cHOpTUBEHIME
секциями.

Инициативу в этом деле должны проявить
черноморцы. Здесь родина -летководолаз-
‘ного дела. Жроме того, здесь больше; чем на
других флотах, имеется возможностей для
Массовой подготовки спортеменов-легководо-
	лазов. р -
Подполнсвнии В, МАКСИМЕНКО,
	Разве так надо проводить
~ EUNKONOYHBIG TORKU?
	Состязания на веслах и пол парусами —
один из лучших способов пропагандирования
плюночного спорта, ‘правда, если. такие
состязания тщательно и вдумчиво организо-
ваны и подготовлены,
	Этого; в сожалению; ‘нельзя сказать 0
илюпочных. гонках,’ проведенных 26 мая
на первенство Н-ского соединения. В ron-
ках участвовало всего’ три шлюпки. Напом»
ним, что’в прошлом году в\таких же соревз
нованиях принимало: участие около 10’ шлю-
пок. Но и эта цифра тогда казалась малой;
поскольку можно ‘выставить при хорошей
организованности гораздо больше участние
ков.

Победитель состязаний. в пропаом, году—
шлюпка с корабля, где командиром капитан
3 ранга Шенелев, в последних “соревновани-
ях не участвовала: лишь потому; 910 команя
дир шлюпки офицер Никитин сейчас не слу-
	жит на ‘этом корабле. А замены  ему, виз
	димо, не нашлось. Бомандиры некоторых
подразделений сослались на неукомплекто»
ванность шлюпок и вовсе не THOTT HX
на гонки.

Самые соревнования были организованы
плохо. дни проходили в рабочий день, почти
без зрителей. Судейство было на низком
уровне: Главный судья соревнования офи-
цер Мельников почему-то пользовалея ка-
ким-то сомнительным сборником правил го-
нок, игнорируя официальные правила сорев-
нований. Это вызывало справедливые упре-
ки участников. Г
	Соревнования начались на 20 минут
раньше назначенного времени. По оконча-
нии гонок шлюпки простояли у финиша
более часа, ожидая об’явления результатов.
Но никто результатов так и не об’явил.

Дистанция гонок была 10. кабельтовых
на веслах и 20 — пол парусами. Первой
финишировала шлюпка. лейтенанта. Врестов-
ского, команда которото хорошо обучена и
натренирована. Через чае. с лишним пришла
шлюпка младшего лейтенанта Бабкина. На
последнем месте оказалась шлюдка капита-.
на 3 ранга Вальчука. Команда этой тлюпки
совершенно не тренировалась и не обучена
элементарным приемам;

Эти шлюпочные гонки никакой TONBBEL,
не принесли; Они только отняли у матросов
и офицеров дорогое: учебное время:

Мастер. спорта
	старший лейтенант М. БИЙСЯБОГА.
	По следам
неопубликованных” писем
	Редакцией было получено письмо, в’ ко-
Тором сообщалось о злоупотреблениях на-
чальника ветеринарного отдела тыла одного
из флотов подполковника Шадрина. Партий-
ная комиесия тыла флота, разобрав это ‘де
ло, об’явила ШЩадрину строгий выговор с
предупреждением. Оставшись на посту на-
чальника ветеринарного отдела, Шадрин
продолжал творить злоупотребления и начал
преследовать критиковавших его ‘офицеров.
	На запрос редакции. по этому поводу из
Ветеринарного управления сообщили, что
призазом. начальника тыла Вооруженных
Сил СССР подполковник Шадрин от зани-
маемой должности отстранен. и уволен’ из
рядов Вооруженных Сил СССР.
		В любых условиях
	варий
	наблюдений <. описанием всех подробностей.
кажлого знака и ориентира. Накопить  та-
кой материал невозможно за два-три по-
сещения пункта. Кроме ‘того, ‘сравнение
данных ‘лопии © фактическим ‘наблюдением
Ha местности даст’ возможность заметить
все нелочеты в описаниях и исправить их,

сообщив 0 TOM pa0OTHHRaM гилрографии.
	При похготовке к похолу молодому штур-
ману важно также составлять список дей-
ствующих радиомаяков с указанием харак-
териетики: сигналов и расписания их рабо-
ты. В’ связи ‘© этим мне вепоминается один
осенний переход во время войны, котла я
	был флагманеким штурманом конвоя.
	После суточного перехода морем корад-
лям -нредетояло-зайти: в-охин из портов, но
	при подходе к берегу конвой накрыл туман.
Вынужденное  маневрирование увеличивало
невязку нашего места. На, флатманском .ко-
	рабле у штурмана лейтенанта Дементьева
	была таблица позывных всех радиомаяков
	и расписание их работы. Пользуясь этой
	таблицей, мы безотибочно выбрали нуж-
ные нам радиомаяки, определили свое ме-
сто и уверенно вышли на фарватер, веду-
щий в порт.

„Приведем друтой пример. Корабли Н-еко-
то’ подразделения ‘совершали  длитель-
ный ‘переход. Перел этим была составлена
таблица позывных радиомаяков. Пользуясь
ею, мы привели радиомаяк порта на кур-
совой угол ноль и! удерживая этот. курс.
проверяли ‘‹вое место измерением глубин
	эхолотом. Этим способом. мы точно опреде
	лили CBOE место и и пришли в
заданный тункт.
	Наставление по птурманекой службе
	требует от командира первой боевой части
повседневно изучать тактические и манев-
ренные элементы своего корабля. Он дол-
жен ‘пользоваться всякими случаями и
возможностями для проверки старых и по-
лучения новых’ данных; необходимых для
маневрирования, использовать всякую в0з-
можность для’ определения поправок всех
штурманских приборов.

Можно иметь на походе вее приведенные
нами таблицы, но ‘отоутетвие надежной по-
правки компаеов и лагов сведет K нулю
всю подготовительную работу штурмана.
На одном из кораблей нашего подразделе-
ния штурман лейтенант Радьков мало 06-
ращал внимания’ на работу` магнитных ком-
пасов. В результате во ‘время похода у при-
боров чаеёто совершенно ‘необ’яснимо меня-
	лась лдевиация. Молодой офицер HeloyMe-
	вал. Однако при проверке выяснилось, что
на мостике, тде был ‘установлен главный
матнитный\ компас, У’ нактоуза лежали же-
лезные лопаты, ломики ‘и другие металли-
ческие предметы. Это и являлось причиной
изменения девиации. Поэтому  пигурману
следует быть предусмотрительным, и, не-
смотря на то, что на корабле имеется гиро-
компас, он: обязан внимательно следить за
работой магнитных компасов и лично про
изводить. работы по уничтожению и‘ 0пре-
делению девиации:

В заключение хочу напомнить © требо-
ваниях, которые пред’являются к штурма-
ну Корабельным уставом. Сотлаено уставу,
хаждый командир штурманской боевой. ча-
	сти должен быть готов в любой момент
	предетавить командиру корабля по его тре-
бованию все ханные навигационной обета-
новки. Он обязан в кратчайший срок про-
изводить все раючеты, связанные © манев-
рированием корабля, лично вести проклад-
ку на навигационных картах, и наносить на
карту. обстановки вое необходимые об’екты
и ориентиры.

Для того чтобы. полноценно подготовить
себя в выполнению этих основных обязан-
ностей, каждый молодой офицер должен
постоянно совершенствоваться по епепи-
	альности и непрерывно накапливать опыт
	практической работы на мостике. это по-
может ему добиться безаварийного плава-
ния не только в простых, но и в сложных

условиях.
Капитан 3 ранга В. КОРОТКОВ.
	вертого разрядов. Да и брака стало. меньше.

С сентября 1947 года участок т. Россий-
ского стал вырабатывать пб 10, тысяч
микрометров в месяц. На нынешний год
коллективу дали задание — 120 тысяч
микрометров. `

Эту программу детально обсуждали на
производственном совешании. И тогда po-
дилея встречный план — 120 тысяч
микрометров к 7 ноября! Выполнить пяти-
летку не только по темпам, но и по об’ему
производства в три с. половиной года.

Давно ли сборщики жаловались, что им
нечего делать, что они. простаивают! В кон-
цу 1947 года, когда произволетво основных
	деталей на участке Российского было пере-
	ведено’ на поток, сборщикам пришлось за-
думаться над тем, как перестроить свою
работу. Иначе Российский угрожал зава-
лить их деталями.

Сборку перевели’ на’ конвейер. Во вею
длину сборочного участка в три линии
движутся теперь конвейеры. Каждые 55
секунд сходит с конвейера микрометр. Но
сборщики добиваются ‘еще больших‘ скоро-
стей. Они знают — Российский на’ достиг-
нутом не остановится. У ‘него уже ‘измеча-
ются новые планы. Он механизирует транс-
портировку деталей от станка к станку.
Рабочие умеют уже не только налаживать,
но и ремонтировать станки. За последний
тод‘весь коллектив участка прослушал но-
вый курс по технологии,

...Недавно на автозаводе имени Сталина
состоялась читательская конференция. На
ней обсуждалась книга «Слово. мастеров».
Первая статья ‘в книге принадлежит Ни-
колато Российскому. На конференции выету-
пали старые, опытные Мастера. Они гово-
рили: «Российский не’ только  рационали-
зировал производство. Он показал,. как надо
подбирать «ключ» к человеческому сердцу
и плохого рабочего превратить в хорошего.
Мы уважаем Российского ‘за то, что OH Op-
танизатор, воспитатель и нозатор».

Настойчивость ‘мастера, технолога и на-
чальника цеха дала свои плоды. Результа-
том их тесного содружества явились исклю-
чительные темпы, превращение всего участ
ка в стахановекий.

За это они, тров ‘новаторов — Н. А.
Российский, Я. В. Оенас и М. И. Коренцева
улостоены высокой награды -— Сталинской
	И ПЕШКИН.
	ь без’а
	Несколько советов

молодому штурману

подбирал необходимые карты, лоции и дру-
гие пособия По. кораблевождению и по ним
тщательно знакомилея с районом предетоя-
шего плавания, иопользуя при этом также
данные службы погоды. В процессе изу-
чения района он составлял несколько спра-
вочных» таблиц. ~~

Что жё это были за radxmubt? В первую
	таблицу ‘офицер подбирал важные сведения
	о портах, местах укрытия и ближайших к
пути следования корабля якорных стоянках.
	Форма таблицы: была следующая: ‘порядко-’
	вый номер, название порта, место укрытия
или якорной стоянки, номера карт и пла-
нов, стравица лоции, в Которой описан
	этот пункт, краткая характеристика  глу-
	бин, грунта, течений, госополствующих вет-
ров, возможностей ремонта, снабжения
и т. д.

Во вторую таблицу офицер Добриков
включал  гидрометеорологические ‘данные
района плавания © подробным ‘описанием
	всех элементов погоды. это. делалось Ha.
отдельных калточках для каждого. пункта
	отдельных варточках для важдого. пува!га
и каждого элемента, потоды. В третьей, таб-
лице были. подобраны такие важные для
безопасности“ плавания данные, как нача-
10 сумерек, восход и заход луны и их ази-
муты.

Кроме того, молодой штурман составлял
таблицу приливов и отливов для всех пунк-
тов, которые расположены на пути следо-
вания корабля. _

В последнюю таблицу yelrenanr Jlospa-
ков заблаговременно ‘подбирал  соглаево
предварительной прокладке ‘все сведения
по навигации: истинные курсы, их  рас-
стояния и время лежания на них, поправ-
ви компасов для данного курса, пеленги по-
	веротов и оперативное время плавания.
	Помимо этого, молодой офипер перед каж-
дым походом воегда составлял для себя
специальный список, варт и пособий: с ука-
занием года издания, даты последней кор:
ректуры, заголовков и порядковых номе-
ров.

‚ Bee atu таблицы и список значительно
упрощали и облегчали работу , пгтурмана
на иоходе,

Конечно, только по пособиям невозможно
полностью изучить район плавания. Луч-
шим методом освоения театра» является
предварительная проработка лоций и по-
собий и последующая. проверка непосред-
ственно на мостике, в. море всех до-
бытых сведений. Лейтенант Добриков так
и поступал в своей практической работе.
Однажды корабль, на котором он елужит,
подошел к побережью, которое штурман
корабля знал по, описаниям, фотоснимками
собственным зарисовкам. Тут они особенно
ему пригодились. Молодой лейтенант
безоптибочно определил важные. ориентиры:
Затем по своим справочным таблицам он
налпел нужные страницы в пособиях иза-
тратил на это буквально несколько секунд.
- В том же боевом походе корабль вошел
в полосу тумана и следовал так лвоб су+
TOK. Добриков через каждые полчаса изме-
рял глубины, наносил их на кальку, 8 3а-
тем по серии характерных глубин ю боль-
шой точностью определил свов место. Вее
это помогло командиру корабля уверенно
слетовать избранным курсом.

Некоторые молодые офицеры HOTTA
крайне недоверчиво относятся к лоциям и
другим пособиям по кораблевождению, пред-
почитая самостоятельно изучать тот или
иной пункт или ориентир на берегу. 910,
конечно, неверная практика. Основываясь
на своем опыте, я могу сказать, что поль-
зоваться описанием нужно даже в том слу-
чае, если пункт, который будет необходим
для ориентировки в0 время похода, хорошо
знаком офицеру по неоднократным личным
наблюдениям, Это необходимо потому, что в
лоциях собран материал многолетних
	© OA

иному. Он перевел Латунову на сложный
станок, поручил ответственную деталь, хо-
решо проинструвтировал ее. Некоторое Bpe-
мя мастер наблюдал, как она работает, а
затем сказал: «Вы сами будете изготовлять
эту деталь. Сорвете — подведете весь Уча-
сток».

В ‚тот день Латунова впервые выполнила
задание, а затем стала его перевыполнять.

Постепенно, шаг за шагом, была пере-
смотрена вся расстановка людей на участке.

Некоторые рабочие не умели налаживать
станки, и на это у мастеров уходило много
времени. Николай Алексеевич выдвинул
задачу: каждый фабочий должен знать
свой станок. После смены он сам и другие
мастера вели курс‘ технической учебы.
И вскоре это сказалось. Рабочие почуветво-
вали себя хозяевами дела, станки начали
их «елушаться». Нормы уже перевыпол-
нялись, но рост был неравномерным. Неко-
торые станки, казалось, дошли ‘до предела.

На’ что ‘равняться дальше? 06 этом
думал начальник цеха тов.’ Оснас, 06’ этом
думал и мастер. Они подолгу совещались.
Третьим участником совещания была тех-
нолог цеха Марина Ивановна Корендева,
больше. десяти лет занятая на этом участке,
знающая каждый станок, каждую опера-
цию. Они решили: надо равняться ‘на самую
высокую выработку.

Начался пересмотр технологии. Тов. Во-
ренцева горячо взялась за дело. Детали пе-
реносились со станка на станок. Менялись
режимы, конструировались новые’ приспо-
собления. Узким местом была деталь
«трещотка». Станок немецкой фирмы ©
делительной толовкой той же фирмы мак-
симум давал сто деталей за смену. Чтобы
обеспечить месячную программу, нужны
были четыре‘ таких станка. Их не было.
Тогда мастер Иван Николаевич Киселев сде-
лал специальное ‘приспособление, и произ-
водительность увеличилась втрое,

Стебель микрометра от начала до конца
обрабатывалея на одном. станке. На участке
был один специалиет-стебельщик, рабочий
седьмого разряда: Если’ он по какой-либо
причине не ‘выходил на работу, производ-
ству угрожал срыв.

Российский вместе с начальником цеха
H технологом решили разбить сложные
6перации на ряд проетых. Марине Ивановне
Коренцевой это удалось. Теперь деталь
		Подготовка штурмана к выполнению его
обязанностей нз корабле начинаетея, как
известно, еще в стенах училища. Но каж-
AnH молодой офицер, как бы он хоропю
ни учился, придя на флот, ‚Убеждаетея, что
не; знает многих «мелочей» корабельной
жизни; Эт происходит потому, что в учи-
лише он приобретает лишь теоретические
знания по специальности, чего. нельзя ска-
зать 0 практических навыках по руковод-
ству подчиненными и ‘самостоятельному
управлению боевой техникой. Эти навыки
достигаются офицером’ пока только на ко-
yadae путем кропотливой самостоятельной
работы.

Конечно, не всякий молодой штурман, “ywe-
ет сам анализировать. и делать выводы из
своей работы. Поэтому, ветречаясь с трудно-
стями при выполнении задачи, ему. следует,
He стесняясь, обращаться за раз’ яенениями
® старшим товарищам—командиру‘ корабля
или  флагманскому штурману.

Приведу несколько примеров из практи
хи моей работы с молодыми  штурманами
50 время Великой Отечественной войны и
в послевоенный период. Однажды к нам в
подразделение прибыл молодой лейтенант
Куприянов. Он окончил училише одним из
первых и свободно разбирался во всех. во-.
просах кораблевождения. Молодой офицер
©разу же попал в очередной ‘боевой поход в
составе конвоя. Плавание проходило в про-
стых условиях: погода была тихой и ясной,
1 противник непосредственно коввою ‚ие:
угрожал. -

Налг корабль шел ‘одним из концевых

мателотов. Вскоре. Вуприянов заступил на
ходовую вахту. К концу ee погода неожи-
данно ухудшилась, стал усиливаться ветер,
и впереди по курсу начал надвигаться ту-
ман. Как известно, Корабельный устав тре-
бует от вахтенного офицера знания мер, ко-
торые необходимо предпринять ‘при побве-
жении: погоды и появлении тумана. Лейте-
нант Куприянов, конечно, знал все эти тре-
бования. Но; вместо. того чтобы в\такой об-
становке’ наиболее ‘тщательно и’ неодно-
кратно определять место корабля, учиты-
вать все факторы, влияющие на, путеиечис-
ление, и вызвать лотового, он ограничился
тем, что откладывал. на карте. пройденное
расстояние. — }
° В районе плавания было сильное тече-
ние, 0 котором лейтенант Куприянов также
знал,  но`он его в расчет не принял. Такое
‘беслечное отношение к выполнению <лу-
жебных обязанностей молодой офицер ‘0б’яс-
нил тем, ч№ он шел в конвое ‘концевым
мателотом и решил лишь удерживать свое
место в строю, считая, что безопасность
плавания должен обеспечивать. флагман.

Через некоторое время туман настолько
стустился, что передний мателот скрылся
из видимости. В наступавшей темноте
Куприянов потерял ориентировку, о чем и
записал в навигационный журнал. Вскоре
на вахту заступил другой молодой офи-
цер — Волков. Он не: придал значения
оэтибке товарища и продолжало работать
тем же методом; Horta xe oT командира
последовало приказание дать место корабля,
Волков растерялея и не знал, что делать.
Напряжение обстановки разрядилось лишь
после того, как Командир соединения при-
хазал флагманокому штурману установить
точное место корабля. Последний, проверив
счисление и учтя течение, действующее в
этом районе, напомнил штурману корабля,
что пользоваться лотом в тумане  обяза-
тельно, и тут же. приказал измерить глуби-
ну. Это позволило: быстро опознать место и
продолжать плавание о восстановленной
ориентировкой.

Этот случай показывает, как важно’
штурману в своей работе быть предусмот-
рительным, строго выполнять Корабельный.
устав и не ограничиваться только одним,
и притом самым простым, способом. ечис-
ления,

По-иному строил свою работу во ‘время
войны штурман другого корабля лейтенант
Добриков. Готовясь к походу, он лично

ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ
ПРЕМИЙ
	Б сентябре: 1947 года .уЧасток, которым
руководит Николай Алексеевич Российский,
достиг темпов, которые были запланирова-
ны на 1950 год— последний год пятилетки.
Российский был назначен сюда в середине
1946 года. Это был трудный участок: план
выпуска микрометров не выполнялся. А по
пятилетнему плану производство их должно
вырасти в три раза. Требовалась хорошая
организаторская ‘рука, чтобы ликвидиро-

ать отставание. Выбор пал на Николая
Российского.

На заводе «Калибр» Российский начал.
свой производственный путь шестнадцати-
летним юношей. Здесь он учился в школе.
фабрично-заводекого ученичества, успешно
окончил ве; был станочником. Через шесть
лет он стал’ мастером. Во время войны
Российский уехал в Челябинск. Там, на
местном заводе «Калибр», он успешно «вы-
тягивал» самые отстающие: участки.

Когда Российский вернулся в Москву на
родной «Калибр», ему поручили относитель-
но небольшой и как будто второстененный
Участок -—— заготовительный. Участок не
выполнял задания и задерживал темпы веех
цехов. Российский быетро наладил работу,
и жалобы На нехватку’ заготовок прекра-
ТИЛИСЬ.

Неожиданно. Николая Российского  вы-
звали. к директору.

— Вам не кажется, что вы мотли бы
принять на’ себя более трудный участок? —
спросил его. ‘директор. :

В. результате разговора Российский бы
назначен ‘старшим мастером участка по
производству   микрометров: — одного из
самых ответственных на заводе;

В мае 1946 года выпуек микрометров
составлял всего лишь полторы’ тысячи в
месяц: Но уже к концу’ 1946 года ‘уровень
производства почти утроился. 1947 rox
коллектив участка начал с 4.000. микро-
метров. а в сентябре’ выпуск их достиг
уровня, запланированного ‘на последний
тод пятилетки, — 10 тысяч микрометров
‘в месяц; WH ato c Tem же’ оборудованием и
тем же количеством рабочих. Но люди стали
по-иному относиться в делу.

Работница ЧЛатунова ‘считалась плохой
работницей:

— От Латуновой лучше освободиться —
сказал Российскому его предшественник,
передавая участок.
	Новый мастер думал и действовал по-‘стали производить рабочие третьего и чет-
		В редакцию поступило письмо, в кото-
ром военнослужащий т. Вурочко сообщал,
что вг. Леная дом, где начальником управ-
ления домами был Захарченко, находится в
запущенном состоянии. В. письме указыва-
лось, что  квартирно-эксплоатационная
часть регулярно взимает плату-за комму-
нальные услуги, в том числе за водопровох
и канализацию, хотя они уже два: тола без-
действуют. .
	На запрос редакции командир части со-
общил, что факты, изложенные в пиеБме,
подтвердились. Приняты меры к восстанов-
пению водопровода и канализации. За xa-
латное отношение к своим  обязанностам
начальник управления домами Захарченко
снят с занимаемой лолжности.