6 июня 1948 г., воскресенье, № 133.(2927)
		В. Г. Белинский.
		К столетию со дня смерти В. Г. Белинского.
	Рисунок художника А. Панфилова.
+ я

Виссарион Григорьевич Белинский широ-
ко известен прежде всего как литературный
критик и публицист. Он известен также
как выдающийся историк, философ, социо-
лот, теоретик искусства. С его приходом в
русской литературе родилея писатель но-
вого типа — пламенный революционный
трибун, непримиримый борец за освобожде-
ние народа.

Сознательная жизнь поколения Белинско-
го началась под гром пушек на Сенатекой
площади в дни восстания декабристов 1825

Тода. Храня свободолюбивые традиции де-
кабристов, Белинский прозорливо видел и
слабые стороны дворянской революции, не
имевшей опоры в маесах народа. В России
30—40-х годов прошлого века пролетариат.
еще не выступил как историческая сила.
Многомиллионное крестьянство не было ор-
ганизовано, но в нем кипела ненависть к
крепостникам, проявляясь в стихийных бун-
тах, И в статьях Белинского впервые мир
услышал голос крепостных крестьян, рево-
люционные настроения передового русского
общества прошлого столетия.

Сочинения Белинского впервые со всей
полнотой раскрыли неразрывную связь пе-
редовой русской литературы и критики со
стремлениями широких народных масс,

Еще в первом своем юношеском произве-
дении —в драме «Дмитрий Калинин»
(1831 г.) — студент-разночинец Белинский
об’явил войну крепостничеству, бичуя раб-
©тво и «барство дикое». Студенту Белин-
скому грозила ссылка в Сибирь,

40-е годы ХТХ века — это годы расцвета
литературно-критической и публицистиче-
ской деятельности Белинского. Со страниц
журналов «Отечественные записки» и «(-
временник» на всю страну неслась пламен-
ная революпионная проповедь, оставившая

В след в сердцах русских лю-
деи,

Каризм нетолько ненавидел, нои боял-
ся Белинского. Реакция трепетала перед мо-
гучим. революционным духом «неистового
Виссариона», который, сокрушая все за-
преты, находил путь к народу. Известный
реакдионер князь Вяземский писал о дея-
тельности критика: «Белинский — ничто
иное, как литературный бунтовщик, кото-
рый за неимением y Hae места бунтовать
на площади — бунтовал в журналах»,

Основной проблемой политической борьбы
TOTO времени был вопрос 9: путях и судьбах
исторического развития России, Ведичие Бе-
ABHCKOMO — в острой и решительной поста-
новке исторического вопроса «что делать? »,
вак бороться за счастье, за будущее Ро-
Дины.

До конца жизни Бединсвий — убежден-
ный. сторонник необходимости революцион-
ного свержения самодержавия и крепостни-
	чества, В ето статьях. поражают также про-
ницательность и_меткость. оценок, критика.
	основ капиталистического общеетва.
	“Гордость ‘нашего н
	верг их учения и устремидея к поискам
	новой революционной программы,
	Известно, что Белинский жадно следил
за каждым «последним. революционным
словом», сказанным в Европе и Америке,
етремидея обобщить опыт всей’ мировой
истории и культуры и поставить его на
службу делу освобождения народа, Реши-
тельно восставал он против всех попыток
самодержавия и славянофилов изолировать
Россию от революционной мысли, передо-.
вой культуры западной Европы,

_ Друг всего прекрасного у. веех народов, .
	Белинский также резко критиковал безрод-
	ных космополитов. Для него были непри-
емлемы пренебрежение западников ко всему’
русскому, раболепие перед. чужеземной
культурой. В полемике © западниками Бе-
линекий показал, что недооценка ими
творческих возможностей русского народа
и его культуры противоречит народным
интересам. Критик настойчиво утверждал,
что Россия должна развиваться. «самобытно
из самой сёбях. Космополит — человек, не
любящий своей родины и ее культуры, по
Белинскому, уролливое, бездушное и 06з-
нравственное существо, «недостойное назы-
ваться священным именем «человек»:

«Национальная гордость, —писал  Велин-
ский, -— есть чувство высокое, ‘благород
ное, залог истинного достоинства... Отри-
цание или уничтожение суботанции народа,
национальности в истинном значении этого
слова, есть. оскорбление народа»,

Белинский репгительно заявлял, что не
верит! в: возможность крепкого политическо-
го и государственного существования нао-
дов, лишенных о надиональноети. ‘ «Без
национальностей, —= писал. он, -— человече-
етво было бы мертвым логическим абстрак-
том, словом без содержания, звуком без
значения». Oru cata взгляды Белинский
‘последовательно применял в художествен-
ному творчеству, высмеивая мертвые копии
с чужих образцов, бездушное, елепое под-
ражание чужим мыслям и чужим формам.

Благородная любовь в своему народу
придала учению Белинского интернацио-
нализм.
	Влючом к пониманию этой стороны уч9е-
	ния Белинского могут служить слова
тов. А. А. Жданова: «Интернапионализм
в искусстве рождается: не на основе умале»
ния и обеднения национальной культуры.
Наоборот,  интернационализм ^ рождается
там, где расцветает национальное искус-
ство, Забыть эту истину — означает по-
терять руководящую линию, потерять свое
лицо, стать безродными  космополитами.
Если же в основе интернационализма по-
ложено уважение к другим народам, то
	нельзя быть интернационалистом, не ува-
жая и не любя своего , собственного народа».
	`Овоей деятельностью Белинский завоевал
огромный авторитет в передовом русском
	обществе и об’единил вокруг себя все пере-.
ховое в литературе, Почти все выдающиеся.
русские публидисты и писатели, выетупав-
	WHS после сороковых, годов прошлого века,
	так или иначе «вышли. из... Белинского»,
	подверглись воздействию. его’ илеи,
Белинскому приналлежит честь «откры-
тия» и верной оценки таких русских, писа-
	телей, как Гоголь, Грибоедов, Лермонтов,
	Тургенев, Вольцов, Герден, Гончаров, Гри-
горович, Некрасов; Он первый харзктеризо-
вал Пушкина, как великого. ругекого на-
	родного и мирового поэта, В еще неизве-
стном авторе «Песни о купце Калашнико-.
ве» он предсказал будущее светило руеской
	поэзии, Emme до создания . «Ревизора» п
«Мертвых душ» Белинский истолковад
творчество Гоголя, как начало новой реали-
стической ШБоЛЫ, , имеющей великое значе.
ние для. дальнейшего развития русской
литературы,
	Благодаря своей критической ‚ принцй-
	пиальности Белинский сумел в. крайне
	сложной и пестрой картине литературных
направлений своего времени найти и вы-
делить основное; реалистическое направле-
ние, которое в дальнейшем определило рас-
цвет всей pyconol RaACCHTOCK OH auTepa-
туры. ой

Создав теорию художественного `реализ-
ма, Белинский укрепил идейную основу
русской наниональной литературы. Совет-
	ская литература ‘и критика наследуют и
	развивают реалистические традипии Белин-
ского. «Марксистская литературная крити-
		Опытом своих ‘самоотверженных ‘иска-
ний, увлечений и разочарований  Белин-
ский неустанно пролатал дорогу революци-
онно-демократической идейности, В его ли-
це русская общественная мысль, опередив
достижения западноевренейской философии,
додиологии. и эстетики, вышла на собетвен-
ную широкую дорогу. ~

Блестящий итог идейных исканий Бе-

линского — зачинателя русского револю-
циенно-демократического  движения-—клас-
сически охарактеризован_ Лениным в. его
рабфте «Что делать?»;: «.„Роль передового
борца может выполнить только партия, ру-
ководимая передовой теорией. А чтобы хоть’
сколько-нибудь конкретно представить се-
68, urd oT означает, пусть, читатель
вспомнит: о таких. предшественниках рус-
ской социал-демократии, как Герцен, Be-
линский, Чернышевекий и блестящая плея+
1а революционеров 70-х годов».
° В. этой ленинской формулировке класси-
чески определена великая, историческая
роль Белинското, его заслуги как основопо-
ложника русской революционной демокра-
тии и её теории, как проповедника передо-
вых идей, придавших всемирно-исторяче-
ское значение русской классической лите-
ратуре прошлого века, .

В результате своих идейных поисков Бе-
линский вилотную подошел к научному ©о-
‚циализму и материализму. 0 направленно-
CTH его теоретического развития к научно-
му социализму и материализму свидетель-
ствует то живое. сочувствие, с каким он
воспринял дошедшие до него ранние рабо-
ты Маркса и Энтельса,

В царской России 40-х годов прошлого
века Белинский не видел и не мог видеть
исторической роли рабочего класса, Потому
его социализм оставался утопическим, Но в
отличие от сопиалистов-утопистов Запада
Белинский впервые сочетал илеи социализ-
	ма с революционным демократизмом, с про-
	поведью . классовой борьбы,
Вокруг наследия Белинского разверну-
лась ожесточенная политическая борьба.
	В отличие от резкдионеров-крепостни-.
	ков, не скрывавших своей ненависти к
Белинскому, либералы усиленно фальсифи-
цировали и подкрашивали на свой лад уче-
ние великого критика. Отсюда исходит
тенденция растворить Белинского в запад-
ническом течении, скрыть глубокую связь
ето идей с революционными настроениями
миллионов угнетенных крестьян.
Либеральная критика пыталась доказать,
будто Белинский был рупором мнения не-
большой кучки. образованных людей, &
многомиллионный русский народ жил дру+
той, обособленной жизнью. Таким образом
передовая русская литература и. критика
изолировались от народных настроений, В
своей замечательной статье «0  «Вехах»
Ленин отстоял дорогиё всему нашему на-
роду традиции Белинского, положил нача-
10 подлинно научному пониманию его дея-
тельности и первый раскрыл глубокую
связь. идей Бечинекого. с. революционными
	настроениями широких масе русекого наро-.
	да. Ленин характеризовал «Письмо к [9г0-
лю» как манифест ‘революционных настрое-
ний крепостного крестьянства, всего передо-
вого русского общества 40-х годов прошло-
го века.

Тенин показал, что сила воздействия
идей великого русского критика росла и
укреплялась © каждым вовым поколением
вплоть до нашего времени. В 1912 году в
статье «Eme один Поход на демократию»
Ленин   отметил громадное влияние‘ работ
Белинского ‘на тирокие’ народные массы,
неумираемость его революционных тва.
ций в русском народе.

Ленин раскрыл значение трудов’ веляко-
TO критика и его. послелохателей в илей-
ном формировании нескольких поколений
русских революционеров ‘и’ для воспитания
народа: Воинствующе разоблачив измыше
ления либералов и меньшевиков, OF HORA-
зал величие Белинского — гениального <ы-
на и деятеля великого руссЕого народа,

nee

Литературоведы, ошибочно причисляю-
щие Белинского к «западникам», забывают,
что в среде окружавших его дворян-про-
светителей великий критик был одинок:
чужими были для него дворяне-западники.
отошедшие от феволюционных традиций
декабристов к либерализму. Белинский от-

ка, — говорит товарищ А: А. Жданов, —
являющаяся продолжательницей великих
традиций, Белинского, Чернышевского, Доб-
ролюбова, всегда была поборницей реали-.
стического, общественно направленного.
	искусства», В своем докладе о журналах
	«Звезда» и «Ленинград» товарищ shAQHOB.
	также указал. на исторические. заслуги Бе».
	WHACKOM в отрицании теории чистого. ие.
	кусства изв утверждении выеокоидейного
	искусства для. народа,
Особым: достоинством произведений пере-.
ховых русских, писателей Белинский счи-
	тал обращение к изображению низов. на-
pola, массы, люлей обыкновенных, а не
	рода, масеы, людей обыкновенных, 4 не.
исключений, представителей социально
привилегированного меньшинства; «Разве:
мужик не человек», — с гневом обращался
критик-революпионер к’ сторонникам при-
крашенного воспроизведения. действитель-
ности.

Пламенный патриот Белинский яростно
и непримиримо разоблачил самодержавно-
крепостнический ` строй: `` Врепостничество,
как цепи, сковывало творческие силы на-
родов Росени; и революционер Белинский
старался помочь своему отечеству сбросить
оковы. Сердцу всякого ‘патриота был бли-
30K призыв. Белинского не мириться со
воем, мешающим ‘процветанию or траны, ее
движению вперед.

С ‘тневом , Белинский - выступал против
людей, пытавшихся  идеадизировать сми-
пение, якобы исконную и вечную черту
русского характера. Критик направлял pyc -
ских литераторов на изображение активноя:
то героя, героя — революционного деятеля,

Твердо верил Белинский в великое но-
литическое и культурное предназначение.
России. Вглядываясь, своим ‘воображением
в даль грядущих десятилетий, он ‘BLOXHO-
венно писал.о своей родине;

«Россия лучше сумеет, пожалуй, разре-
шить социальный вопрос и покончить с
враждой капитала и собственности с тру-
дом, чем Европа», «..мы будем и поэтами,
и философами, народом артистическим, на-
родом ученым, и народом воинственным,
	народом промышленным, торговым;  обще--
	ственным». «В будущем мы; кроме-победо-
носного русского меча, положим на весы
европейской жизни еще и русскую мысль».

Настойчиво ‘утверждал он, что в своем
будущем Россия’ должна унаследовать и
«слить в. себе все о всемирно-исто-
рическото развития», «...принять на вебя
все элементы не только европейской, но
мировой жизни». Мы все помним замеча-
тельное ‘прелеказание Белинского, отноея-
ineeca & 1840 году: «Завилуем внукам и
правнукам нашим, которым суждено видеть
	Россию в 1940-м голу. стояшую во’ главе
	образованного мира, дающею законы и на-
уке. и искусству, и принимающею блатого-
вейную дань уважения от всего просвещен-
ного человечества».

Сочинения Белинского в царской России
не находили свободного хоступа к. народу,
который жил в темноте и нищете. Огромная
масса навеления оставалась: неграмотной, He
могла читать труды Белинского. Для toro,
чтобы сделать его. великие произведения
действительно общественным. доетоянием;
потребовалиеь десятилетия борьбы против
буржуазно-помещичьего строя,

Великая Октябрьская сопиалистинеская
революция, раскрепостив ‘народ, сделала
великие произведения Белинского достоя-
нием каждого гражданина нашей Родины:

Товариш Сталин в: своем докладе от
6 ноября 1941 года назвал Белинского в
числе лучших деятелей великой русской.
нации. :

Ленин увазывал, что. в  вапиональной
культуре. старой Росеени было две. нацио-
нальные, культуры: одна —— номещичье-
буржуазная, и другая — народная, демокра-
‘тическая. Многие истоки. сониалиетичеекой:
вультуры,. расцветшей в наше, время, идут
от Белинского.

«Лучшая традиция советской литерату-
ры, —. говорит товарищ» А. А. Жданов, —
является продолжением лучших традиции
русской литературы ХХ. века, традиций,
созданных нашими великими революцион-
ными демократами, — Белинским; Добролю-
бовых,  Чернышевеким, — Салтыковых-
Щедриным,  продолженных о Плехановым
й научно разработанных и обоснованных
Лениным и Сталиным».

В. ШЕРБИНА
	томкам. «Любить ‘свою родину — писал
OH, значит пламенно желать видеть в ней
осуществление идеала человечества и 10
мере своих сил споспенествовать этому».

Белинский был ^ человеком. ‚громадного
ума, кипучего темперамента, могучето хуха,
беспощадной непримиримоети к своим про-
тивникам. С полным правом говорил он о
0ебе: «Я в мире боец». И когда такой ве-
ликий писатель, как Гоголь, написал лож-
ную, резкнионную книгу «Выбранные ме-
ста из переписки с друзьями», Белинский
обрушил на нее вею‘силу своего гнева. Он
писал: «Тут дело идет. не о, моей или вашей
личности, по о предмете, который. гораздо
выше нв только меня, но даже и вас: тут
дело идет об истине, о русском обществе, о
	России».
	Знаменитое письмо Белинского к Гоголю
ярко отразило пламенную любовь велико-
	TO критика в своей родине, революпионный
	темперамент «неистового Биссариона».

Белинский завещал ‘родной литературе
народность и демозратизм, свободолюбие и.
гуманизм, патриотизм и преданность ро-
дине, оптимизм и реализм, правдивое изо-,
бражение. действительности и. высокую
идейность, служение интересам своего нач
рода.

На традициях великого вритика-патрио-
Ta росла и развивалась русская классиче-
ская литература. Традиции эти восприняла
и обогатила наша литература социалисти-
ческого реализиа, литература. советекого
народа, литератур» эпохи Ленина. и
Сталина.

Сто лет, протекиие со дня ‘смерти Бе-
линского, не раз’единили. нас © ним, &
	сблизили. И в нашу социалистическую. эпо-
	ху имя и литературное, наследие В. Г. Бе-
ЛинскогО — великого русского патриота,
революционного демократа и мыслителя —
Живут, как никогда, полно и ярко.
		Памати В. Г. Белинского
	° БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 5 июня. (По теле-
графу). В матросском. клубе и Доме офице-
ров Н-ской базы открыты выставки, посвя-
щенные столетию со дия смерти В, Г, Бе-
линского. В читальных залах на специаль-
но оборудованных щитах выставлены 06-
новные произведения великого критика.

На-днях в матросеком клубе инструктор
политотдела соединения старший лейтенант
Рнученко прочел морякам лекцию. «Белин-
ский — революционный критик и демо-
крат», Такую же лекцию т, Енученко про-
чел в Доме офицеров,
		против низкопоклонетва церел ивостразщи-
ной», «Белинский и Украина».

В окружном Ломе офицеров профессор
Бродский сделал инструктивный доклад для
агитаторов. и` пропагандистов на тему
«В. Г. Белинекий — великий  революцио-
нер-демократ, философ, критик, публицист».
Доклад для офиперекото` состава прочитал
	кандидат филологических наук. Венгеров..
	Библиотева окружного Дома офицеров от-
крывает юбилейную выставку, посвящен-
ную памяти В. Г, Белинского, Такие жевы-
ставки организуются на многих предприя-
тиях, в учреждениях и учебных заведениях:

В институтах и университетах состоятся
научные конференции. Академия наук
УССР проводит юбилейную научную сес-
сию. Е

Госполитиздат выпускает на украинеком
языке двухтомник избранных философеких
произведений великого критика, Издаютея
также олнотомник избранных произведений
	великого критика и биографический очерк
	о В. Г. Белинском. ^

_7 июня в Киевском академическом орлена
Ленина Театре оперы ‘и балета имени
Т, Г, Шевченко состоится торжественное за-
седание, посвященное памяти В. Г: Белин-
кого.

& *

АРХАНГЕЛЬСК, 5 июня. (Корр. «Нрас-
ного Флота»). Н» предприятиях, B BOHH-
ских частях, в учреждениях проводятея
лекции, беседы, доклады, посвященные па-
мяти В,   Белинского.

В городском парткабинете состоялась
теоретическая конференция. С докладом
«Философские и социально-политические
взгляды Белинского» выступил заведую-
щий кафедрой основ марксизма-ленинизма
Мелипинского института лоцент т. Рудов.

Е В Е 19 подлинно научно
Белинский увидел и осудил фальшь и ко=   палет
	рыстность буржуазной морали и культуры,
Где мерилом, достоинства человека являются
деньги, ‚«Пусть. процветает в. Северо-Амери-
	канских Штатах. гражланеков- благолен-
	ствие, — писал он, — я презираю это ола-
гденствие, я не уважаю этой Цивилизации,
я не верю этой нравственности, потому. что
это благоденствие искусственно, эта циви-
лизация бесплодна, эта ах по-
дозрительна».

Слова-эти звучат злоболневно ий в настоя
щее время... зн

Не булет “преувеличением сказать, uM B
произведениях Белинского вуплощены идей-
ные поиски. целого поколения передового
русского общества, К Белинскому вполне
можно отнести слова Ленива 0 TUM, FTO Opa-
вильную революционную теорию «Россия
поистине выстрадала полувековой историей
неслыханных мув и жертв, невиданного ре-
волюционного героизма, невероятной энер-
гии и беззаветноети исканий, обучения, ие-
пытания на практике, разочарований, лро-
верки, сопоставления опыта Европы»,

С, М. Киров в статье «Великий искатель»
характеризовал путь Белинского, как непре-
	рывное самдтверженное ибканиИз ИСТИНЫ,
	Стремление служить родному народу,
всемерно облегчать его тяжелую учаеть, па-
триотизи —вот что было подлинным источ-
нивом мятежных поисков Белинским пра-
вильной теории, которая могла бы Стать
компасом для народа,
	мира... Сердце русского писателя было ко-
локолом любви, и вещий, могучий звон его
слышали все живые сердца страны». Горь-
кий в этих словах нарисовал собиратель-
ный тип русекого писателя, но эта блестя-
шая характеристика целиком ‘относится п
к Белинекому. Таким он был и остался в
исторической памяти нашего народа.
	Кипучая. натура борца-публициета, глу-
бина философской мысли co. Beek силой
сказались, в. произведениях Белинекото,
иотинното «влаютителя дум» молодого поко-
ления его эпохи, Он был писателем, литера-
тором в самом высоком значении этого. ©ло®
ва; «литературе российской моя жизнь и
моя Бровь»,—  говорил он, Вею евою. лите-
ратурную деятельность Белинский ечитал
прямым служением народу, заявляя, что
У хуложника не может быть иных интере-
сов, кроме интересов народа, что литература
и! искусство должны быть «зеркалом души
народа»,

Как одну  из‹ важнейших особенностей
русской литературы Белинекий отмечал ее
народность, глубокий демократизм, Он го-
ворил, что человек, оторванный от народа»
не может быть героем литературы, что ге-
роем подлинного произведения искусства
должен являться человек, любящий нарох,
верящий в чето, веепело живущий его ин-
тересзми и задачами, отдающий себя лелу
улучшения народной жизни, Co всей силой
И остротой обращаются ныне эти слова
Белинского против современной упалочной
культуры буржуазных ©тран, нроповелую-
щей в искусстве «героя»-одиночку, инхи-
видуалиста, жалкого себялюбца, презираю-
щего  «массу» и противопоставляющего се-
бя ей.

Белинский был поборником высокойдей-
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, ‘5 июня. (Корр.
«Красного. Флота»). Более  ‘двухеот BOeH-
ных моряков Н-ской базы присутствовало
на лекции о Белинском, прочитанной педа-
тогом т. Рудником. В корабельных библио-
меках организуются специальные выставки.

3% последнее время в библиотеках резко
увеличился спрос на произведения Белин-
ского, в частности на его знаменитое «Пись-
№ К  Тоголю»,

Нз всех кораблях и в частях будут про-
ведены литературные вечера, посвященные
столетию со дня смерти революционного де-
мократа В. Г. Белинского.
		КИЕВ, 5 июня. (По телефону). Обще-
ственность Украины достойно. отмечает CTO-
летие со дня смерти революционного демо-
крата В. Г. Белинского.

Общество ‘по распространению политиче-
ских и научных знаний и леклорские бюро
проводят на предприятиях, в. институтах,
библиотеках, ‹  хатах-читальнях доклады:
«Жизнь и ‘деятельность великого револю-
пионера-лемократа». «Белинский в борьбе

циализма сливалась в мировоззрении ‘вели-
кого критика е\ гуманиетичеекими идеала-
ми добра и счастья трудящихся.
Велинский выработал  <в0е передовое
революционно-демократичеекое ‘мировоззре-
ние в условиях феодально-крепостнической
российской ‘действительности. Он не мог
еще тогла знать истинную связь илей науч-
ного ‘социализма © единотвенным’ до конца
революционным клаюсом — пролетариатом,
носителем будущей социалистической  рево-
люций. В то далекое время, когда’ жил Бе-
линский, рабочий класс в России еще не’за-
нимал тех’ ключевых позиций B борьбе
классов, которые он’завял позже, став во
главе борьбы за ‘социализм. Социализм Бе-
линекого был утопическим сопиализмом. Но
в отличие от’ западноевропейского утопи-
ческого социализма с его ставкой на мир-
ные реформы утопический еопиализм Be-
линского сочетался ¢ ‘идеей революции.
Белинский был великим  певолюционелом-
	‘демокоатом. Во ‘мраке крепостнической Рос-
	сии Белинский мечтал о времени, когда
«не! будет ботатых, не будет бедных, ни ца-
рей и подданных, но... будут люди». Сколь-
Ko B этой мечте подлинной любви к людям,
угнетенным и униженным при’ креноетни-
ческом строе и`в буржуазно-капиталисти-
ческом обществе! Белинский товорил: «Го-
ре государству, которое в руках капитали-
стов; это люди без патриотизма, без веякой
возвышенноети в чувствах; Для них война
ИЛИ Мир’ значит только Возвышение или
	‘упадок фондов, далее этого они ничего не
	ВИДЯТ». .

Белинский горячо верил, что ето мечты
й идеалы первым осуществит его рохной
народ, на его родине, которую ов любил и
в которую ‘верил беспредельно. Великий
критиЕ гениально ‘’предвосхитил ‘  будущее
своей родной страны и родного народа. ,

Патриотизм Белинского, его любовь Е
	HODONY воодушевляли его на творчество.
	Эту любовь $ родине он завещал своим по-
	ното искусства, насыщенного самыми пере-
довыми революционными ‘идеями и прин-
ципами. Он зле высмеивал сторонников
оторванного OT жизни, замкнутого в себе
искусства. Он’ требовал, чтобы’ иекус-
ство отражало в’ художественных’ образах
жизнь, было. «выражением духа и направ-
ления общества в известную эпоху». 0с-
новой искусства должна быть поэтически
выраженная мысль, «Что такое искусство
без мысли? То же самое, `что человек без
души -— труп»;/— говорил Белинский.
	„Белинский —— основоположник русской
ревлистической эстетики, первый теоретик
рвализмь в’ литературе. Считая основой
‘искусства хействительность, утверждая, ITO
Из нее художник должен черпать художе-
ственные ‘образы, обогашая их ©воей поэти-
ческой фантазией, Белинский требовал от
иекусства отражать правду жизни, В ` этом
он видел силу искусства, и ‘этот завет Бе-
линекого входит живым элементом в` нашу
литературу сопиалистического реализма,
основывающуюся на правдивом, историче-
сви гонкретном изображении действитель-
ности в 66 развитии и служашую высокой
задаче воспитания советеких людей в духе
социализма.
Велинский был’ великим  гуманиетом.
  Стремление к благу человека двигале им в
борьбе, И ‘если русская литература — самая
гуманистическая литература мира, ислол-
ненная любви к человечеству и веры’в не-
0, (то в этом немалая заслуга Белинского.
«Чо ‘мине в том, = писал он, — что
тений на земле живет ‘в ‘небе, котла
толпа валяется в тГрязи?.. Что мине в
TOM, что’ для избранных ееть блаженство,
когла большая часть и не подозревает его
возможноети?.. Не хочу я ето, сли оно У
меня пе общее ‘в меньшими братьями мои-
ми!..». Сколько благородного человеческого
чуветва в этих словах! И Белинский ясно
понимал, что человек достигнет своей сво-
воды лишь с победой социализма: Идея со-
	реликие
	Три этапа различал Ленин в истории ре-
золюционно-освободительногло движения В
России. Они соответствуют трем  поколе-
ниям, трем классам, действовавшим в руе-
ской революции, Сначала — дворяне и по-
мещики, декабристы и Герцен, потом—ре-
волюционеры-разночинцы и, наконеп,—
пролетарские революдионеры эпохи «лвиже-
КИЯ бамих масс», когда пролетариат стал во
	главе трудящихся масс и в упорной 69рь0е
	добился победы, Белинский, 00 словам
Тенина, был предтественником полного вы-
теснения дворян разночинцами в русском
освободительном движении,

В. Г. Белинский. жил в эпоху, когда пе-
редовая русская мысль начала напряжен-
ные поиски правильной революционной тео-
рии, которая осветила бы народу путь в
освобождению от гнета самодержавия и кре
постничества, Великий. критик-демоврат со
вой страстью боролся против крепостниче-
свого угнетения народных масс, горячо звал,
Ha борьбу за свободу и демократию, 38 сча-
‹тье народное.

Еще в начале  девятисотых  тодов
В. И. Ленин назвал Белинского одним из
предшественников: русской социал-демокра-
ТИИ И Потом веегда защищал от клеветы
	BCOX врагов. близкое и дорогое русскому.
	освободительному движению ‘имя Белин-
ского.

В суровые дни 1941 года, в дни боев ©
немецко-фашистекими захватчиками под
Москвой, И.В. Сталин назвал имя Белин-
сво в ряду крупнейших предетавителей
русской нации, составляющих. ее славу и
гордость,
	В докладе 0 журналах «овезда» и
«Ленинград» A. А. Жданов, указывая, что
ленинизм воплотил в себе все лучшие тра-
	дипии руеской революционной демократии
ХГХ века, подчеркнул: «В облаети литера-
туры наша партия устами Ленина и
Сталина неоднократно признавала огромное
значение великих русских революционно-
демократических писателей и критиков».
И первым среди этих имен было названо
имя Белинского. :

Русская ‘ литература — исключительное
явление мировой культуры. Взрашенная на-
родом, она перешагнула все национальные
границы и по праву снискала себе мировую
славу, став лостоянием вето прогрессивно-
го, человечества.

В развитии и могучем раснвете класси-
ческой русекой ‘литературы ‘виднейтая
роль принадлежит гениальному литератур-
ному критику,  публициету, философу —
Виссариону Григорьевичу Белинскому. On
первый заявил 0б историческом значений
русской литературы, вооружил, ее передо-
выми для своего времени, идеями и принци-
пами, предначертал ее путь.

Четыре ‘дебятилетия назал Горький пи-
can o том, что для русской литературы ха-
раклтерно «упорное ‘ ‘стремление — пювять,
почувствовать, догадаться‘ о булущем етра-
ны, 9: судьбе. ее народа, об ее роли на зем-
ле». В полной мере ‘эта важнейшая черта
русской литературы’ воплотилась ‘и в дея-
тельности Белинского.

«Как человек, как ‘личность писатель
русский,.. стоит, освещенный ярким CBe-
том беззаветной и страстной любви в ве-
ликому делу жизни — литературе, к уста-
лому в труле наролу».— прололжает Торь-
кий. «Это был честный боеп, великомуче»,
ник правды рэди, богатырь в труде. Всю
жизнь ево, ‘все силы сврлпа он тратил ва
жаркую проповедь... правды, будил внима»
ние к народу своему, но не отделял его от