8 июня 19468 у. вторник, № 134 (2928)
	Вапитан 3 танга Ужаровекий в своей
статье «Черты воспитателя» * своевременно
поставил актуальный вопрос 9 том, каким
должен быть советский офицер-воспитатель
H как он должен приобретать необходимые
для ЭТОГО качества и навыки. Автор совер-
шенно правильно указал нз важность изуче-
ния молодыми офицерами основ военно-мор-
ской педагогики, освоения ими опыта, на-
коленного за годы службы передовыми офи-
церами — воепитателями флота,

Однако, читая статью т. Ужаровского, я
испытывал чувство  неуловлетворенности,
Все свое внимание он Уделил в ней лишь
молодым офицерам, забывая 0 том, что каж-
дому офиперу, если он хочет стать опытным
воспитателем, необходимо немало учиться и
работать над собой не только в училище м
по прибытии на корабль, но и в течение
всей своей службы. Значит, умению воспи-
тывать надо учить и в училище и на ко-
рабле, как молодых, так и ‘более зрелых
офицеров.

Наши училища пока мало дают будущим
офицерам навыков. в обучении и воспитания
подчиненных. Но и в самом процессе служ-
бы на кораблях и в частях вее еще ‘недо-
статочно обобщаелея и распростравяется
опыт лучших воепитателей.
	Говоря о чертах офицера-воспитателя, мне
кажется, нельзя обойти молчанием, как это
	сделал капитан 3 ранга Ужаровекий, вопто-.
	сы партиино-политической работы, задачя
воспитания у матросов и старшин. высоких
моральных качеств совелеких воинов.
	Партийно-политическая работа была, есть

и будет крайне важным и могучим средством

идейного воспитания воинов, Она валючает
в себя проверенные жизнью методы воздей-
СТВИЯ На ЛИЧНЫЙ Состав, © помощью кото-
рых можно успешно решать важнейшие за-
дачи по укреплению боевой мощи. кораблей,
частей, повышению воинской дисциплины,
по воспитанию военных моряков в духе люб-
ви и беспредельной преданноети Родине, в
духе верности присяге.

Умело работать с подчиненными и воспи-.
тывать их -— крайне почетная и в то же
время очень сложная задача. Между тем эта
задача решается подчас тем или иным офя-
пером весьма однобоко. .

Я мог бы привести немало примеров, ког-
да пришедшие на корабли молодые офицеры
не умели правильно решать. элементарные
вопросы политической работы, когда они
нерешительно, робко брались за воспитание
матросов и старшин. Происходит это потому,
что приобретение необходимой практики по-
литической работы еще не получило долж-
ного внимания в системе подготовки буду-
щих офицеров. В училищах до сих пор нет
ни охното учебника, посвященного этому
важному делу, как нет в учебных планах
и <оответствующего предмета.

Второй существенный недостаток, кото-
рый влияет на качества офицера-воспита-
теля, — это неправильный взгляд на поли-
тическую работу некоторых  строевых
командиров и начальников. Они считают,
что молодым офицерам необязательно ‘при-
обретать: необходимые ‘знания и навыки в
этой области, что они придут. сами с0б9й,
вместе с назначением на штатную долж-
ность.

Мне кажется, что давно ‘уже надо при
назначении офицеров учитывать их опыт! я

ания в области . политической работы:
Benn бы это делалось, не было бы таких
фактов, когда, например, ‘ставший коман-
	+ «Красный Флот» от 4 апреля с. г.
	1/ тысяч миль на паруснике
	‚ ЧЕНИНГРАД, $ июня. (Корр. «Красного
флота»). У моста лейтенанта Шмидта стоит
трехмачтовое парусное судно «Секетан».
Экипаж парусника тотовитея к переходу во
	Владивосток. Ему предстоит пройти по мо’
DAM H океанам около 17 тысяч миль, при-!
	чем большую часть пути = подопарусами.
«Секстан» передается Дальневосточному
уорскому технивуму.

роли номандира в политичееной работе
	следит за вачеством политических инфор-
наций и 32670 выступает сам перед лич-
ным составом © докладами по политическим
вопросам. Большое внимание т. Горохан-
КИН уделяет работе ‚ Нартяйной И Roxco-
мольской организаций корабля. Он часто
выступает на собраниях, поднимая и 34-
остряя перед коммунистами и комсомольна-
ми конкретные вопросы, вытекающие из
задач боевой и политической подготовки.
° Большое место в воспитательной работе
офицера Горожанкина занимает личное 9б-
щение с экипажем. Он изучает HHAWSH-
дуальные особенности ‘того или иного офи-
цера, старшины и матроса ‘и системати-
чески беседует ¢ ‘каждым подчиненным.
В этих беседах матросы ничего не’ скры-
вают OT своето команхира, так как знают,
что он их слушает! внимательно, с душой,
И всегда придет на помощь советом или
указанием:
	Командиру этого корабля во многом по-
	могают секретарь партийной организация
	мичман Алекеанхров, у которого налажена
врепкая связь со всеми коммунистами ко-
рабля. Все это лает отличные результаты.
Корабль офицера Горожанкина считается в.
подразделении одним из. передовых,

Остановлюсь еще на одном вопросе. Как
это ни странно, но пока еще можно ветре-
тить на некоторых кораблях и в частях
офицеров-политработников, которые плохо
понимают свой задачи. Я имею в виду их
отношение к своим прямым служебным
обязанностям. Как правило, такие офицеры.
считают свою должность несложной и по-
лагают, что им совсем необязательно по-
вседневно и настойчиво учиться и еовер-
шенствоваться,

Между ‘тем, совершенно бесспорно, что
только тот офицер-политработник имеет
право ‘претендовать на роль партийного ру-
ководителя и политического воспитателя
масс, который обладает высокими полити-
ческими и культурными знаниями и опы-
том работы © людьми. Он должен вклады-
вать в политическое воспитание личного
состава всю свою душу, постоянно общать-
ся с матросами, старшинами и офицерами,
быть страстным агитатором и пропаганди-
стом, организатором и вожаком ‘боевого
коллектива. }

К сожалению, этим требованиям отдель-
ные политработники далеко 6 отвечают.
BK их числу принадлежит офицер Литиль-
майстер. дн аккуратно проводит все нолит-
„занятия и политинформации, изредка при-
сутствует на пзртсобраниях и т. д. Но все
это делается им как-то формально, 6e3
души, для лишней «птички» в плане рабо-
ты и для отчета начальству, Вее’ мею-
приятия, которые он выполняет, бовершев-
но оторваны от насущных задач, стоящих
перед подразделением. Й не случайно на
отчетно-выборном о партийном собрании
большинство коммунистов выступало и г-
BOPHIO © том, что партийно-политическая
работа в подразделении, которую проводит
заместитель. командира офинер- Шнильмай-
стер, етоит в стороне oT боевой подмтовки
личного состава. :

Приведенные иною’ примеры показывают,
что т. Ужаровский в своей статье недооце-
Нил возможность политической работы офи-
перов и не учел, что в вопросах воспита-
ния необходимых педагогических навыков
‘нельзя ограничиваться только молодыми
офицерами. Эти качества следует воспиты-
вать и Y тех командиров и начальников,
которые служат на кораблях и в частях
уже не первый гол,
		По поводу статьи капитана 3 ранга В. Ужаровского «Черты воспитателя»
	диром подразделения бывший титабной ра-

THER в течение года не подготовил ни
одного доклада для личного состава, ни
разу не выступал на партийных собраниях
и не провел ни одной беседы с матросами
и старшинами.

Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 9 октября 1942 года на команди-.
ра-единоначальника полностью возложена
ответственность за боевую и политическую
HOITOTOBKY личного состава. В развитие
этого Указа Министр Вооруженных Сил в
своих приказах неоднократно подчеркивал
ответственность стробвых офицеров за по-
литическую работу среди подчиненных и
указывал, что это их прямая обязанность.

Отчетно-выборные партийные собрания,
которые не так давно поошли на кораблях
и в частях, со всей ясностью показали, что
командиры, понимающие эти требования и
претворяющие их в жизнь, добиваются су-
	щественных ‘успехов в 009в0й и политиче-
ской подготовке. К числу их можно отнести
офицеров Горожанкина, Могилевского м
многих других.

Однако на некоторых кораблях и в ча-
стях вс6 еще есть офицеры, не понимаю-
щие или не желающие понять свои 0бя-
занности в области воспитания подчинен-
ных: В этом отношении пример зполитич-
ности, недопустимого отношения ‘Е <воим
служебным обязанностям показывает коман-
дир Н-ского подразделения офицер Траберг,
Он давно уже не направляет и не контро-
лирует политическую работу. И немудре-
но, так как сам он совершенно ве повы-
шзет свой идейный уровень. В группе офи-
церского состава; ° которая занимается
изучением. марксистско-ленинской теории;
OH считается самым ‘отстающим.

Мне кажется, что одной из главных при-
чин Того, что некоторые. офицеры весе еще
	далеки от политической работы, является
	низкая требовательность к ним со стороны
соответствующих политортанов, недостаточ-
ное распространение среди них опыта луч-
ших офицеров-—руководителей и. воспитате-
лей подчиненных. —

Между тем у офицеров Могилевского и
Тороженкина можно мнотому научиться.

— люди высокой культуры. Они нз-

стойчиво и неутомимо работают над повы-
шением своих знаний в области военно-
морского и оперативно-тактического ‘иекус-
ства. Одновременно эти офицеры успешно
овладевают маркеистоко-ленинекой теорией,
этой наукой наук, и постоянно находятся
в курсе политической и культурной жизни
страны.
‚ У тт. Могилевекоо и Горожанкина —
правильный, принципиальный партийный
подход к любым задачам, стоящим пе-
ред их подразделениями. Эм помотает им
повышать уровень специальных знаний
офицеров, старшин и матросов, добиваться
высокой дисниплины, крепкой сплоченно-
сти, отличного морального духа У подаи-
ненных. }

Офицер Горожанкия систематически сле-
ДИТ 3% ходом политических занятий на CBO-
ем корабле, контролирует подготовку’ их
руководителей. Он прекрасно осведомлен 6
том, кто успевает, а кто отстает в политя-
ческой подготовке, и последним немало по-
мотает. После кажлого политзанятия он про-
водит обстоятельный разбор е руководите-
лем. Например, недавно он присутствовал
нз занятии, которое проводил старпгий лей-
тенант Трубицин по теме «Моральный 06-
лик советского воина»; и затем на разборе
дал Трубипину ряд пенных методических
указаний. Офицер’ Горожанкин внимательно
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	«Одесса в Беликой Отечественной
‘ройне Советского Союза»
	- Одесская областная комиссия по ието-
рии Отечественной войны выпустила первый
сборник документов и материалов *, освеща-
ющих события от начала Отечественной вой-
ны до 16 октября 1941 г. -— дня, когда. из
	Tabane VII последние корабли ©. эвавуиз
	рованным гарнизоном. Большинетво  поме-
щенных в сборнике материалов было опу+
бликовано в газетах и другой  периодличе-
	окой печати. Часть документов публикуется.
		стихи 00 их напряженном труде — все эти
документы первой части книги воскрешают
в памяти читателя напряженные дни на-
чального. периода войны:

Во второй части книги помещены  доку-
менты ‚и материалы, ‘отражающие. период
	непосрелетвенной обороны Одесеы, а также
	подводящие предварительные итоги этой: ге-
ронтеской обороны.

Сравнительно небольшой гарнизон Одее-
сы. состоящий ‘из воинов Приморокой армии
и Черноморского флота, в течение 69 дней
держал оборону города-героя, оковывая ло
двух лосятков вражеских дивизий, нанося
	им огромный урон. Потеряв евытие двухсот’
	тысяч. убитыми и ранеными, враг не смог
взять город, стоявший несокрушимой  кре-
постью: далеко в его тылу. Страх перед ва-
притнивамит Отлеесы’ был наютолько велик,
что, когда по приказу Верховного Тлавно-
команловачия по’ стратегическим соббраже-
ниям наити войска 16 октября эвакуирова-
	лись из Олеесы, противних в течение суток
	боялея входить в город и продолжал 60\-
бить его еще хнем 17 октября,
	Товариш Сталин дал высокую ‘оценку
	защитникам Одессы. «Навеегла сохранит
наш народ память 0 героической обороне
Севастополя ‘и Одессы», — говорил великий
вожль и полководец в одном из’ своих при-
казов.

Сжатые, по-военному лаконичные доку-
менты второй части книги особенно ярко ий
выразительно показывают героические по-
двиги защитников города-героя. В одном
строю драликь бойцы и командиры назем-
ных войск, авиации, флота и народного
ополчения. Воины фронта опирались Ha
крепкий тыл — трудящихся города, охва-
ченных единым стремлением: отдать все
силы и энергию фронту. «Вее — для фрон-
та, все — для нобеды!» — этой патриоти-
ческой мыслью была пронизана вся трудо-
вая деятельность жителей  осажденной
Одессы.

Статьи комазлующего. Приморской армией
	заочники
	Твардии сержант Иван Седеньков полу-
чил 0б’емистый пакет со штампом: «Моек-
ва, Центр, проезд Серова, 3. ° Всесоюзный
заочный индустриальный институт». Сту-
дент-заочник 1-го курса факультета цвет-
ной металлургии с большим нетерпением
BABI ITOTO письма, в котором находилось
заключение института нз его контрольную
работу по начертательной геометрии.

реодолевая трудности, настойчиво и
уверенно добивается Изан Седеньков ocy-
ществления своей мечты =— получить спе-
ЦиалЬьность инженера-металлурга. Он ус-
пешно сдает одну зачетную работу за хру-
гой. Основы маркоизма-ленинизма и анали-
тическая геометрия, дифференциальные
уравнения и механика, начертательная гео-
метрия и молекулярная физика, химия и
иностранный язык. -—— вот перечень изуча-
	мых им .дисциилин. Труднее всего лается
	OMY немецкий язык, HO и здесь не о
видавший виды моряк, на труди которого’
два ордена Отечественной войны и не-
сколько медалей. Он знает, что в ый
семье моряков всегда найдутся люди, гото-
вые помочь своим товарищам. Иван Седенъ-
ков обратился в летчику  гвардии лейтенан-
ту Кухнареву, который неплохо знает не-
мецкий язык. Офицер оказал ему помощь,
дал консультацию.

хую свободную минуту гвардии cep-
жант посвящает учебе. Не за горами заче-
ТЫ, & Е ним нужно быть готовым. Вскоре у
Седенькова начнутся зачеты и. в школе
партийного актива, гле он учится около
года.

Часто проводит бывалый воин беседы
среди молодежи подразделения. Много у не-
то интересных тем. Дважлы побывал он в
Москве. Первый раз это было в 1945 то-
ду, когла тварлейцу Селенькову выпала
честь пройти по ЕКраеной площади в рядах
североморцев — Участников Шарада Побе-
ды. В другой раз, в октябре 1947 года, он в
числе пяти североморпев был На торже-
ственном собрании, посвященном 25-летию
MOPCTBA лениноко-сталинского комсомола
над Военно-Морским Флотом.

Другим заочником в этом же подразде-
дении является воздушный стрелок, ра-
дист-оператор Петр’ Погодин. Второй rox
учится он на заочных курсах, иностранных
языков. Ето ‘учеба идет успешно. Шо ero
примеру в этом тоху поступил на курсы
секретарь комсомольской организации под-
‘разделения тварлии еержант Кульбриеув.
			Северный флот.
	Тихоокеанский флот. Корабли в походе.
		Из писем в редакцию
	Пужно учебное пособие по истории
развития морской артиллерии
	Изучение материальной части абтиллерии! и Теории расчета скрепленных орудийных
		Первенство СССР по футболу
	стволов, совершенно не упоминаются.

В другой книге, распространенной среди
матросов и старшин («Учебник комендора
Палубной артиллерии». Изд. 1947 г.), на-
писанной тт. Мордашевым, Абрамовичем я
Менкелем, хотя и содержится много хороших
и полезных сведений по палубным артил-
лерийским установкам, тем не менее слабо
отражены вопросы истории. Краткие тези-
сы, изложенные во введении к учебнику, не
дают яеното представления © развитии ко-
рабельной артиллерии, совершенно не отра-
жают роли русских артиллеристов.

Известнего внимания заслуживает трух
А. М. Круглова, бывшего ад’ юнкта Военно-
морской академии им. Крылова *). Ero
статья «Развитие русекой морской артил-
лерии» опубликована в «Морском сборнике»
	№ 5 за 1940 гох.
	Тов. Круглов тщательно подобрал и
обобщил богатый материал, стремясь пока-
заль на конкретных. примерах самостоятель-
ность русской морской артиллерии, передо-
вую роль наших изобретательных артилле-.
ристов и их влияние на развитие техники
зарубежных стран. Однако эта статья все-
таки не отражает в полной мере истории
корабельной артиллерии в TOM именно
00’еме, в каком следовало бы ее преподать
В Учебном пособии. -

В настоящее время ряд офицеров Военно-
Морских Сил, учитывая потребность в
учебном пособии по развитию корабельной
артиллерии, взялся за сложный и серьез-
ный труд по составлению ее. Следует
пожалеть, что труды этих офицеров никем
не обобщаются, не направляются, работают
они в большинстве случаев оторванно друг
от друга. В результате неорганизованности
интересная и важная деятельность, кото-
рая могла бы быть выполнена хоропю и
в короткий срок, ныне еще не лает и-
даемных плодев.

Я считаю, что для создания такого по-
собия по развитию артиллерии следует
рассмотреть некоторые труды на спениаль-
HOM совещании < участием соответетвую-
щих представителей академий и училищ.

Весьма полезно создать пособия, которые
отражали бы историю ‘развития ‘боеприпа-
сов, приборов управления стрельбой и
всех других средств техники, относящихея
Е морской артиллерии, показать развитие
советской артиллерийской техники теми
талантливыми учеными и новаторами, чьи
имена пользуются уважением у личного со-
става Ялота.
	Инженер-капитан 2 ранга
Л. ФИЛИППОВ.
	матросами и. старшинами в учебных отря-
дах, курсантами — в училищах начинает-
Cd, как правило, с краткого ознакомления
© историей развития этого оружия. На это
в программах отводится обычно не больше
двух академических часов, в течение кото-
рых требуется изложить большой по об’ему
материал.

Сложная Задача ставится перех препода-
вателем: кратко, сжато, но вместе с тем
правильно ‹ точки зрения идеологической
направленности рассказать 060 всем, что

связано с возникновением артиллерийского
оружия, с ето совершенетвованием и так-
тическим использованием. Нет нужды до-
казывать, насколько важно в этом случае
$0 вбей полнотой показать роль талантли-
вых русских и советских ученых в деле
развития отечественной артиллерийской
техники и их положительное влияние на
развитие оружия в зарубежных странах.

Сейчас появилась большая необходимость
в доброкачественной исторической разработ-
ке по развитию, в частности, корабельной
артиллерии. Подобное пособие во многом по-
могло бы офицерам, курсантам, старшинам
и матросам правильно понять пути совер-
шенствования артиллерийского оружия,
критически оценивать действительные и
мнимые заслуги ученых всего мира.

С болыним сожалением следует. отметить,
ч10 до сих пор такого учебного пособия
пока не существует, Приходится’ пользо-
ваться теми разиообразными, отрывочными,
3 подчаю и разноречивыми материалами,
помещенными в различных книгах, жур-
налах и учебниках, далеко не полно, &
иногха даже и не совсем правильно отра-
жающими историю корабельной и береговой
артиллерии. _

Так, например, _ ЕНИГА Четверухина «Ис-
тория корабельной и береговой артиллерии»,
изданная в 1942 году, хотя и содержит
ценные сведения, однако не может быть
сейчас использована в Качестве учебного
пособия, так как имеет врупнейшие недо-
четы,

Во-первых, онд отражает историю разви-
тия корабельной и береговой артиллерии
только до 70-—80-х годов прошлого века.
Во-вторых, что является самым главным
недостатком этой книги, в ней история по-
казана так, как будто бы русскими очень
мало сделано в области развития. артилле-
рийской техники. Имена талантливых ар-
тиллеристов Маиевского, Андреева и многих
других, о которых тав скупо сказано в кни-
ге Четверухина, заелоняютея множеством
иностранных имен. Имена. же некоторых
выдающихся русских артиллеристов, таких,
как, например, Гадолина, успешно работав=
шего в области артиллерийской технологии
	Вошвуре
	Феноменальные результаты
В. Никитина и А, Заремба
	СЕВАСТОПОЛЬ, 7 июня. (Корр. «Крас-
ного Флота»). В присутствии трех тысяч
зрителей состоялись соревнования силачей
	по поднятию двухпуловой гири. Первым де-
	монстрирует свою силу старший матрос
Михальчик. Двухпудовую гирю он поднял
209 раз.

Затем вышли старшина 2. статьи. Зарем-
ба, старшина 2 статьи Никитин и старший
матрос Иванов. Иванов поднял гирю 204
раза.

Упорная борьба завязалась между Зарем-
бой и Никитиным. Они перекрыли все суще-
ствующие рекорды.

Зрители < напряженным вниманием сле-
дили за выступлениями. силачей. В четком
темпе массивная двухпудовая гиря снова и
снова взлетала вверх.

Соревнования закончились победой етар-
шины 2 статьи Никитина. Он показал фено-
менальный результат: за 2 часа 29 минут
он поднял двухпудовую гирю 702 раза. За-
ремба поднял гирю 656 pas.
	Поражение
	Юбилей инженер-контр-адмирала
MH. Auopexoro
	ЛЕНИНГРАД, 1 июня; (По Tenepony).
Сетодня на заседании Ученого совета
но-морской академии ры и в0-
оружения имени академика А. Н. Крылова
состоялось чествование вихлного ‘ученого B
области турбиностроения, начальника ка-
федры паровых турбин, члена-корреспон-
лента Академии наук СССР инженер-контр-
адмирала Михаила Иосифовича  Яновского:
в связи < ем шестидесятилетием,

Начальник академии инженер-контр-ад-
мирал М. А. Врупский в своем  выступае-
ний Указал на выдающуюся толь
М. И. Яновского в <озданий турбинных
установок для кораблей, его неутомимую.
деятельность по подготовке кадров совет-
ских военно-морских инженеров.

Доклад о научной и педагогической лея-
тельности М. И. Яновского сделал инже-
нер-контр-адмирал А. А. Якимов.

На заседании Ученого совета был огла-
шен приказ Главнокомандующего Военно-
Морсвими Силами. Поздравляя. М. И. Янов-
ского © б0-летием, Главнокомандующий
ВМС наградил юбиляра ценным именным
подарком.

Затем были оглашены приветствия Ака-
демии наук СССР, вице-адмирала Абаньки-
на, командования Военно-морской академии
кораблестроения и вооружения имени
А, Н. Крылова и ряда других организаций.

В заключение < ответной речью высту-
пил ‘тепло ветреченный Muaene)-BOHTp-
адмирал М. И. Яновский.

Ветати о подстрочных примечаниях: Они
неизбежны при публикации исторических
документов. Разночтения, опибки в перво-
источниках — все это надо’ отоворить и до-
казать убедительными документами, обна-
руженными в последующие годы. Редколле-
тия сборника совсем не признает редавщи-
онных примечаний и, сославшись в коро-
теньком предисловии на источники, печа-
тает некоторые документы в несколько ином
содержании, нежели они публиковались в
дни обороны Одессы. Так, например, извест-
ная воей стране героиня Одессы и Севаюто-
поля Нина Онилова в сборнике названа
«Нила Нилова» (стр. 140). Мы не беремся
утверждать, что имя и фамилия в еборнике
названы неправильно. Тогда, в первый год
войны, журналисты могли и напутать, дав
этой замечательной девушке искаженные
имя и фамилию. Можно допустить такую
мысль, что составители сборника уточнили
на одесеком заводе, где до войны работала
Н. Онилова, ее подлинные имя и фамилию и,
дав под рисунком подпись «Нила Нилова»,
исправили ошибку. Но тогда надо оговорить
в полстрочном примечании, ибо эта героиче-
ская пулеметчица, погибщая под Севастопо-
лем, вошла во всю литературу военных лет
под именем Нины Ониловой. Подпись же пол
рисунком без редакционного примечания
сейчас выглядит, как грубая опечатка,
	Не стоило былю составителяю сборника
официальные правительственные документы
перепечатывать из местных газет. то не-
правильно. В местных. газетах эти докумен-
ты печатались се текста, принятого по р8-
amo. При приеме могли быть искажения,
Почему же эти искажения надо‘ сейчас. по-
вторять в сборнике? Указ Преоилиума Bep-
ховного Совета Союза ОСР от 16 сентября
1941 г. о награждении орденами и медаля-
ми защитников Одессы перепечатан из
местной газеты «Большевистовое знамя»,
При сличений текста Указа из этой газеты

© текстом московоких центральных газет

получаются некоторые расхождения.

Внешнее оформление сборника выглядит
неплохо, ‘но’ в текете много серых, а тои
просто грязных рисунков и снимков. Оче-

видно, издатели но обеснечили должного.

котироля за вачеством работы  полиграфи-
	М ПАВЛОВ.
	ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
	фейхман и Смирнов — подводной лодки,
слушатель лейтенант Матусевич — линей-
 5ого корабля ит. д.
	В помощь дииломантам выделены выео-
коквалифицированные епециалисты. Боль-
	шую помощь оказывают им также научно-
	исследовательские институты, конетруктор-
ские бюр0 и заводы.
	генерал-майора И. Петрова, командующего
	Одесским оборонительным районом  контр-
злмирала Г. Фукова, председателя исполко-
ма Одесского областного Совета депутатов
трудящихся Н. Кальченко, секретаря Одес-
ского обкома №П(6)У А. Колыбанова, очерки
журналистов центральных и местных газет,
фотографии боевой деятельности, труда и
Зыта осажденной Одессы, — все это очень
интересно буквально для всех категорий чи-
тателей, а особенно для товарищей, изучаю-
щих историю Великой Отечественной вой-
ны. Составители сборника -— работники
партархива, Олесского обкома К/Л(б)У п 05-
ластной комиссий по истории (течественной
войны товарищи H. W. Maram, С. Л.
Рачицкий и Ф. С. Смирнов, а также редак-
	‘ционная коллегия в составе И. Бортникова
	(отв. редактор), ©. Вольского, Г. Дяченко,
Л. Найдек и A Серова проделали. большую
и нужную работу.

Охнако следует указать на ряд суше-
отвенных недочетов в организации и оформ-
лении материалов сборника.

Редакция сборника совершенно непра-
Вильно не указывает фамилий авторов боль-
шинства статей, перепечатанкых из перио-
дических изданий. Документ есть документ,
произвольно изменять его никло не имеет
права. Составители же сборника сплошь и
рядом выбрасывают из текста фамилий авто-
ров, не имея на’это никакого осмования.
/еюда, например, заголовки некоторых ста-
тей выглядят совсем нелепо.

На стр, 95 помещена большая коррес-
понденция из газеты «Правда» от 30 авгу-
ста 1941 г. Материал в газете полписан
автором. В сборнике же это выглядит так:
	«Одесса ощетинилась штыками
(Статья старшего политрука.
Газ. «Правда»)».
	Под номером 210 (стр. 239) опубликован
очерк корреспондента «Красной звезды»
писателя № Симонова «У берегов Румы-
нии». Под заголовком указано: «(Сообщение
корреспондента «Красной звезды»)», но имя
корреспондента ‘почему-то от читателей
скрыто. Если авторы произвели какие-либо
сокращения в материале В. Симонова и по-
этому не хотели ставить вго фамилию, то
это положено оговаривать в подстрочных
примечаниях. № сожалению, этого нет.
	ЛЕНИНГРАД, 7 июня. (Норр. «Нрасного
Флота»). Курсанты-вышускники  Военно-
морского инженерном училища имени
Дзержинского  приетупили к дипломному
проектированию.

Курсанты электротехническото факуль-
тета, например, проектируют элевтрообору-
дование кораблей: курсант Прусский —
электрооборулование крейсера, курсанты
	*) Круглов А. М. в 1941 г. погиб в борь-
бе с нёменкими захватчиками.
	@ т ПЗ т
	Выдающийся успех
‘молодых атлетов
	РИГА, 7 июня. (Корр, ‚«Прасного Флс-
та»). В  Татвийской республике закончился
конкурсе силачей. В финальных состязани-
ях, состоявшихся вчера, участвовали 52
спортемена. С большим успехом выступали
тяжелоатлеты спортивного клуба Дома офи
церов.

Выдающихся результатов добились мо-
лодые атлеты — воины Алексей Осипов и
Иван Зыков. 22-летний моряк Осипов бла-
годаря систематической тренировке хорото
подготовился к соревнованиям. Он оказался
победителем среди атлетов среднего веса,
набрав в сумме троеборья по штанге 385
килограммов. Сержзнт Зыков занял первое
место в тяжелом весе. Его результат — 400
килограммов.

Несколько дней назад на городеком кон»
курсе силачей, включавшем упражнения ©
гирей, Алексей Осипов победил своего более
тяжелого «соперника»: он поднял двухпу-
довую гирю 400 раз, а сержант BEIROB - —
369 pas.
	«Спартака»
	‚ Выпуск полобных сборников — нужное.
	и полезное дело. Обралцения. местных  Пар-
тийных и советоких органов в населению,
военные приказы, статьи и очерки из. газет
и журналов, донесения  политорганов. и
командиров, дневники участников героиче-
ских дел и многие другие документы совре-
менников, звеянные порохом войны, помо-
тают читателю глубже понять величие
побед, достигнутых советским народом под
руквоводетвом партий большевиков в ©уро-
вые годы Великой Отечественной войны.

51106 и полезное меротриятие сделала
(бластная историческая комиссия, начав
публикацию документов о роли Одессы в
Великой Отечественной войне. Историк, уча-
щийся, просто совелекий читатель найдут
в ‹борнике немало интересных документов,
систематизированных по периодам войны.
Многие из этих документов, разбросанных
по архивам и старым газетам, были бы фаж-
тически недостулны рядовому. читателю, и
публикацию их снова тиражом в 15 тысяч
экземпляров можно только приветствовать.

Выступление товарища Сталина по радио
3 июля 1941 г. Выступление тов. Молотова
по радио 29 июня 1941г: Указы Прези-
диума Верховного Совета Союза ССР.о Bo-
енном положении, коллективные и индиви-
дузльные отклики рабочих и служащих wa
эти документы, газетные статьи, очерки и
	* Одесское областное издательство.
«Одесса в Великой Отёчественной войне
Советского Союза». Сборник документов и
матепиалов, Том 1. Цена 12 руб.
	В воскресенье на московском стадионе
«Динамо» состоялся очередной матч на пер-
венство страны по футболу, Один из лиде-
ров первенства =— московская команда
«Спартака» встретилась с ленинградекими
футболистами спортивного общества «3е-
НИТ».

Атаки москвичей в первой половине иг-
ры ‘не лали результата. К перерыву счет
‘был 0:0. Во втором тайме ленинградцы иг-
рали активнее. На 15-й минуте нападаю-
щий «Зенита» Марютин, воспользовавшись
ошибкой спартаковской защиты, сильным
ударом в угол ворот открыл счет.

Он же вскоре забил еще два гола. Неза-
долго до конца матча игравшие с большим
под’емом зенитовцы провели в ворота про-
тивника четвертый мяч. Матч закончился
©0 счетом 4:0 в пользу ленингралцег, зна-
	чительно улучиивших 6806 Положение в
таблице розыгрыша.
я *% *

В Киеве местные хинамовцы потерпели
поражение в матче со столичной командой
спортивного общества «Торпедо». Уже в
первой половине игры торпедовцы, забив
в ворота хозяев поля три мяча, обеспечили
©ебе победу. После перерыва обе команды
обменялись голами. Матч закончилея co
счетом 4:1 в пользу москвичей,

eee

Вчера в Москве на стадионе «Динамо»
встретились столичные команды спортивных
обществ «Локомотив» и «Крылья Советов»,
Матч закончился победой команды «Локо-
мотива», которая забила в ворота против-
ника три’ мяча, не пропустив в свои ни
ONHOTO.