[34 (2928)

от
	8 июня 1948 г. вторник, №
	КРАСНЫЙ. ФЛОТ
	Прибытие в Москву neneraumd
финляндских журналистов
6 ‘июня в’ Москву 0 приглашеник
	ВОКС прибыла делегация, Фипляндевих
журналистов в следующем составе: А. Вах
тери — заместитель директора  Телеграфном
то агентотва Финляндии, Р. Пальмгрен -
тлавный редактор газеты «Вапаа сана»,
Л. Ахо — главный редактор газеты «Ууси
Суоми», А. Грэнвик — главный редактор
«Нюа прессен», Л. Хиеккала— редактор га»
зеты «Хельсингии саномат», А. Тимонен —
редактор тазеты «Тюэкансан  саномат»,
Й. Никкиля — главный редактор газеты
«Кансан тахто», 0. Брусиин — редакюр
газеты «СНС».

На Ленинградском ‹ вокзале делегацию
встречали член правления ВОО 1. п
Кислова и ответственные сотрудники
ВОКС, а также . первый секретарь Onn.
дяндской миссии в Москве г-н Ванамо и ду

‚ . (ТАСС).
		ПРЕДСТОЯЩАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
АМЕРИКАНСКИХ СУДОВ
В АРКТИЧЕСКИЕ ВОДЫ КАНАДЫ
	ВАШИНГТОН, 6 июня. КТАСС). Го
дарственный департамент сообщил, 919
нынешним летом три американских судна,
принадлежащие  ‘военно-морскому  Флотуу
ледокол ‘«Эдисто», грузовое судно’ кУзй+
ндот» и принадлежащий, береговой охранб
ледокол «Ист-Уинд» направятея в Канаду
ские арктические воды для того, чтобы дя
ставить. материалы‘ на’ метеорологические
станции, построенные совместио американ+
ским и канадеким правительствами, и раза
ведать месть для ‘новых метеорологических
станций, которые США и Канада намерены
совместко. построить в будущем году.

Государственный ‘ дейартамент заявил,
что «главная цель экспедиции будет соч
стоять в том, чтобы доставить материалы
на метеорологические ‘станции, Таеполоч
женные в районах фиорда Слидр (пролин
Юрека), бухты Резолют-Бэй (остров Kop.
нуолли), на острове Эллеф Рингнес и в
юго-восточной части острова принца Mare
DHEA.
		МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОНИКА
	(Пе сообщениям иностранной
печати и радио)
	*# Газета «Норд Чайна Дейли Нью»
сообщает, что «2 июня соединение америз
канского флота в. северной части Тихого
океана и два полка морской пехоты нача
ли крупные маневры в районе Циндао. В
маневрах участвуют флагманекий корабль
Д крейсера, небольнюй авианосец, 5 ats
кадренных миноносцев и около 20 пеболь+
ших судов, В маневрах принимает участие
до 15 тыс. человек, в том числе вновь нриз
бывшие из Японии и с острова Гуам»,
	*8 Начальник главного, морского, пгтаба
США адмирал Денфельд, выступая на засеч
хании комиссии по зссигнованиям, заявил,
что действующий флот США насчитывает
761 корабль.
	#5 Сенатская комиссия по делам BoOOpy?
женных сил США сообщила, что мореким
	министеретвом США представлены B KOMECS
сию законопроекты об ассигновании средств
на постройку. радиостанций для связи 9
флотом ‘в Гренландии, Арджентии (Нью-
фаундленд), Кодьяке и Адаке (Аляска) и на
строительетво радиостанции в неназванном
пункте. Соединенных Штатов. Эта станция
	‘будет работать на низких частотах и вхо+
	дить в систему связи в северных районах
	MAPA,
	ОТСТАВКА ПРЕЗИДЕНТА ЧЕХОСЛОВАКИИ БЕНЕША
	равительствяа
	Внеочередное заседание чехословацкого. П
	К 2-05-37; отв. секретарь редакции — К
1 жизни — К 9-09-02; иностранный отд
-04; отдел, писем — К, 0-26-80, доб. 1-31

t
’
	ПРАГА, 7 пюня. (ТАСС). Сегодня в
3 часа дня состояловь внеочередное” заседа-
ние чехословацкого правительства, созван-
ное в связи с заявлением президента Чехо-
словакии дектора Бенеша 05 отставке © п9-
ста президента республики»

На внеочередном заседажии правитель-
ства, как гласит официальное KOMMIOHHRO,
премьер-министр ТГотвальх сообщил, Что
президент республики доктор Эдуард Бенеш
	своим письмом от 7 июня 1948 года ело-
	жил с себя обязанности президента, респуб-
	тики. Затем премьер-миниетр Тотвальд ог-
	ласил письмо Бенеша, в котором говорится:
«Господин премьер-министр! 4 мая сего
года я сообщил вам о своем окончательном
решении сложить с себя функции прези-
дента. Тогда, 4 мая, мы обсудили это мое
решение в связи с проблемами общей поли-
тической обстановки. (Я юообщщил вам также
о том, что врачи рекомендуют мне обратить
внимание. на состояние меего здоровья.
	Ссылаясь’ на эту нашу беседу, пропгу вас
	сообщить Национальному собранию 0 моем
решении и‘просить его принять к сведению
мою отставку с ответственного поста, ‘на
который оно единогласно избрало меня
19 июня 1946 года. Выражаю  благодар-
ность‘ Национальному собранию за оказан-
ное мне ‘доверие, благодарю за доверие и лю-
‘бовь народа, которая для меня всегда была
огромной поддержкой и которую я старалея
оправлать.

Уделаю всем моим дорогим согражданам,
их ответственным представителям и их
правительству, чтобы республика избежала
всех бедствий, чтобы, все жили и трудились,
в духе согласия, любви и прощения, желали
свобохы и правильно 1 пользовались свободой.
Верю ‘в добрый гений нашего народа, верю
в прекрасное будущее налией дорогой pec-
	  публики.
	Адрес Генералиссимусу И. В. Сталину!
	от Центрального об’единения
	Финляндии
	профсоюзов
	К событиям
	в ( алестине
	НЬЮ-ЙОРК, 6 июня. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент газеты «Нью-Йорю re-
ральд ‘трибюн», председатель Совета 6es0-
пасности представитель Сирии‘ Эль-Хури
заявил корреспондентам, что 5 июня он на-
правил слехующее ‘личное послание m0-
среднику 00Н з Палестине Бернадотту:

` «Личное послание председателя ‚Совета
безопасности графу Бернадотту: «Я  под-
тверждаю, что цель резолюции Совета бе-
зопасности от 29 мая заключается в. тем,
что в результате установления перемирия
ни. одна из сторон не должна иметь ника-
кого военного преимущества в период пере-
мирия».

В то же время делегация государства
Израиль в ООН заявила, что если арабы бу-
	дут возражать против свободы иммиградии
	в течение перемирия, то «это, явится серьез-
ным ударом для перспектив перемирия».
В заявлении делегации указывается, что
	Kak формулировка, Tak и цель резолюции
	Совета безопасности совершенно ясны, и
если арабы: не согласятся или. неправильно
истолкуют пункт 06 иммиграции, то 4эт0
будет означать, что они. отклоняют резолю-
цию и должны нести ответетвенность за по-
следствия».

ПАРИЖ, 7 июня. (ТАСС). Бак первдает
корреспондент атентетва’ Фране Пресб -из
Тель-Авива, представитель командования
еврейской армии ‘заявил, что «по меньшей
	мере 50 проц. всех египетских частей, вторг-
шихбся в Палестину, в настоящее время
	шихея в Палестину, в настоящее время
окружено». Он добавил, что «все попытки
	понимание политического характера войны
и характера нашего сопротивления. On п0-
нял, что из этой войны родится новая Чехо-
словакия, которая создаст прочные гарантии
того, чтобы никогда уже не мог повторить-
ся Мюнхен. Первой из этих гарантий был
тесный. союз © Советским (Союзом. Другой
тарантией было создание народного режима
республики, который бы устранил от вла-
‘ти  аграрно-капиталистическую буржуа-
зию, при котором бы судьба республики на-
холилась в руках народа.

’ В духе этих принцишов президент Бенеш
‘в 1943 году в Москве принял участие в
подписании чехословацко-советекого догово-
ра, а также в переговорах о правительствен-
ной программе, которая позднее стала назы-
ваться Кошицкой программой.

В духе этих принципов президент дей-
ствовал и после своего. торжественного. воЗ-
вращения на родину, когда юн CaM выдви-
нул лозунг, что наша республика. должна
быть социализирующейся республикой, Зна-
менитые захоны о напионализации, & так-
же ряд других законов, определяющих па-
родно-демократический. характер республи-
ки, навсегда сохранят его подпись. В. исто-
рический февраль 1948 года. он.остался ‚ве-
‘фен народу и, заветам нашего движения
сопротивления, утвердил состав нового пра-
вительства, который должен был обеспечить
дальнейшее спокойное развитие о государ-
ства.
’ ‘Вот. почему, ` уважаемые” тоепода, сказал
‘Далее’ Гетвальд; ‘обеуждая ето ‘решение,
‘мы оцениваем‘ его ‘деятельность Kak дея-
тельность достойного‘ защитника, президен-
та-освободителя, как руководителя. нашей
освободительной. борьбы и как участника,
создания нашего нового строя.
	Вместе с тем, пусть ’он примет наши за-
верения в’ том, что все наши’ силы будут
направлены ‘на выполнение великой зада-
чи, которую он выразил в ©воем последнем
президентеком письме о том,’ «чтобы вов
жили и трудились в духе согласия, любви
и прощения, желали свободы и правильно
пользовались свободой».

Затем премьер-министр Тотвальд внес
предложение, чтобы Эдуарду Бенешу в знак
признания. его заслуг перед изредом“и го-
сударством пожизненно сохранить жалова-
ние президента, а также пожизненно ©0-
хранить ‘за ним замок в Ланах 60 воем тем,
что принадлежит этому ‘замку. .

Выслушав заявление Готвальда, товорит-
ся в коммюнике, правительство © сожале-
нием приняло к сведению его сообщение,
Правительство Takike выразило свое полное
согласие © ваявлением, сдоланным Готваль-
дом. Правительство ‘одобрило предложение
Тотвальда и в знак признания заслуг Бе-
неша; “перед народом и государством поета-
новило сохранить пожизненно за BHM жа-
лование президента и сохранить пожизнен-
но за ним замок в Ланах,

Правительство также приняло постанов-
ление, касающееся времени, Koma будет
избран новый президент. Было! решено, что
в данном стучае сохраняет силу параграф
60 конституционного закона 1920 года,
который глаюит:

«До Tex пор,, пока новый президент
не избран, фуниции президента выполняет
правительство, которое. может уполномо-
чить своего премьер-министра выполнять
отдельные функдии».

Руководствуясь этим параграфом; пра;
вительство о решило поручить ‘своему
премьер-министру, ‘чтобы OH до момента
избрания нового президента подписывал 3a-
коны и созывал заседания Национального
собрания.

Далее правительство одобрило предложе-
ние премьер-миниетра Готвальда о юозыве
первого’ организационного заседания Нацио-
нального, собрания 10 июня 1948 года.

Правительство приглашает президиум
Национального собрания юозвать 14 июня
1948 года заседание парламента, на кото-
ром будет избран новый президент респую-
ЛИКИ.
	17 процентов населения Турции, главным
образом в городах, являетея грамотным. По
сведениям журнала «Миллет», в Турции
насчитывается 30 тысяч деревень, в кото-
рых нет даже начальных школ. Из-за от-
сутетвия медицинской помощи в деревнях
умирает. 60- процентов новорожденных де-
тей и 10 процентов рожениц: Газета, «Сон
поста» ‘указывала, что в селениях Енидже
и Хейюк, в 100 километрах от турецкой
столицы, от осты за 10 дней умер 41 ребе-
нок.
Несмотря на подобное’ бедственное. поло-
жение трудящихся, турецкое правительство
расходует почти половину! всего бюджета на
содержание армии, полиции и жандармерии.
По подечетам турецких экспертов, только на
содержание и экоплозтацию американского
военного снаряжения Турция вынуждена
ежегодно расходовать 400 миллионов лир.
Что касается внешней политики Турции,
то она неявляетея самостоятельной и под-
	чинена интересам США. Недавняя поездка
министра иностранных дел Турции Ca-
дака в Грецию, где он вел. прололжитель-
ные переговоры с’ министром. иностранных
дел ‘афинскою правительства Цалдарисом,
была направлена на создание «восточного
союза», сформированного чо образу и по-
_добию так называемого «Западного. блока».
_Ливанская‘тазета «Сида-аль-Ахваль» с00б-
щита, что премьер-министр Турции Хасан
(Caza и его сторонники настаивают Ha не-
медленном › заключении военного союза с
Грецией, исходя ‘из’ соображений, что Typ-
ция обязана поддержать нынешний грече-
ский монархо-фапистекий режим.
Подобные планы проектируются при пол-
‚ ном одобрении и самом непосредственном сд-
дейетвии со стороны США и Англии, Еги-
петекий. посланник, в Анкаре имел 17 апре-
ля бесолу с Садаком, во время которой, по
сообщениям печати, заявил, что Лондон
проектирует заключение пакта, ‘подобного
брюссольскому, в который войдут Турция.
Греция, Египет, Англия, Сирия и Ирак, В
Связи с переговорами, происходивиими в
Афинах, министр иностранных дел Греции
Цалдарие указал, что пели предполагаемо-
го греко-туренкого сближения бухут анало-
тичны «тем целям, которые легли в OCHOBY
западноевропейского союза».

Подобная политика, турецкого правитель-
	 GB, ete;
< К 2-09-50:
	стдел боевой подготовки —~
г ^_^
	^^“) Отдел. пропагавяь —
чальник издательства > K 0-26-80.
	АЕЛЬСИНЫЙ, 5 июня. (ТАСС). Советекую
миссию в Финляндии продолжают посещать
делегании от. различных демократических
общественных организаций, ирэфеоюзов и
собраний рабочих. Делегации вручают
посланнику Советекого Созоза Г. М. Саво-
ненкову адреса и письма на имя Генералис-
симуса Сталина е выражением признатель-
ности и благодарности за уменьшение репа-
рационных платежей. ;

Адрес президиума Центрального об’едине-
ния профсоюзов Финлянхии (ЦОНФ) гласит:

«Генералиссимусу Сталину, Москва,
Гремль.

Or имени 350 тысяч рабочих членов
профсоюзов выражаем глубокую благодар-
ность Советскому правительству и ето гла-
ре Генералиссимусу Сталину за принятое
правительством Советского Сэюза ромение
о снижении на 50 преп.‘ нантих репараци-
онных платежей. Это` решение является
значительным облегчением для нашей вос-
становительной работы, причем оно“ одно-
воеменно создает лучшив предпосылки для
повышения жизненного уровня рабочих на-
тей страны. В’этом великодутном решении
	правительства Советекого Союза мы усма-
триваем ясное выражение того понимания,
е которым народ Советекого Союза и его
правительство относятся к нашей стране и
нашему народу; а также серьезное стремле-
ние к построению дружественных и мирных
отношений мёжду нашими народами. Члены
	профеоюзных организаций нашей страны
	выражают свою глубокую, радость по поводу
такого курса развития и будут со своей сто-
роны содействовать этому развитию.
	Хельсинки, 5 июня 1948 года.
Президиум Центрального об’едине-
ния профеоюзов Финляндии Вяйне Тат-
тари (второй председатель). Аку Сумму
(первый. секретарь)».

С благодарственныхй адресами к прави-
тельству Советского Союза и Генералис-
cumycy ‘Сталину обращаются рабочие круп-
нейшего’ ‘полиграфического предприятия
страны — типографии Тильгман, рабочие и
служащие завода «Сименс», собрания демо-
кратических граждан городов Пори, Турку,
Пиетарсаати и многих других городов из
всех частей страны.
	Английская газета о решении.
	палаты представителей США
	ЛОНДОН, 4 июня. (ТАСС) Газета «Пипл»
отводит видное место сообщению своего‘ ди-
нломатичеекого обозревателя  под’‘затолов=
ком: «16 стран. готовы сказать’ «нет». Ев-
ропа стеит’ перел’новым кризисом в связи
с планом Маршаята»:

Динломатичеекий ‘обозреватеаь пишет,
	что решение палаты представителей США
о сокращении асеигнований по «плану
	© сокрашении асойгнований по «плану
Маршалла» вызвало живой отклик. по эту
сторону Атлантического океана.

«В конце ‘ивдели,— пишет `обозрева-
тель, — происходили срочные консульта-
ции между 16 странами по вопросу 9 том,
есть ли смысл. вообще принимать урезан-
	НУЮ помошь, учитывая условия, предлага-
	емые Америкой. В последние лни до 1-
сельетв 16 стран дошли тревожные слухи.
Помимо угрозы ‹окращения ассигнований
стали известны новые детали американских
требований, и все это вызвало кризие в
европейских ‘делах. Амёрика сонровождает
	план Маршалла тремя «политическими»
		Положение в Иране
	египтян послать подкренления, чтобы спа-

ares TTT OTA YY TT FT ee ee риа:

условиями. Во-первых, Америка сохраняет
	3% е0бой право предложить любой стране
девальвацию валюты и‘указаль степень де-
вальвации. Во-вторых, Америка настаивает
на том, чтобы! администратор Рофман имел
право отказать в помощи в любой момент;
	«если это будет соответствовать американ-
ским интересам». В-третьих, Америка. навя-
зывает 16 странам ‘условия торговли на
	Дальнем Востоке се Японией и Kopecit.
	16 стран считают эти три условия та-
ий политическими уеловиями. которые
	кими политическими условиями, которые
не должны быть навязаны. В ‘результате
этих препятствий и последнего сокращения
` самого ‘займа’ 16 стран’ репити организо-
валь общий фронт. Они считают, что при
определенных ‘уеловиях не будет иметь
никакого смыела получать помошь и что
для Евроны будет лучше столкнуться” с
трудностями теперь, чем принять‘ помощь
‘на таких условиях, которые не’ гарантиру-
ют восстановления».
	 TO «6B ближайшие дни там будут. произве-
дены массовые аресты.

Далее газета «Мардом» пишет, что «в
городе Горгам так много офицеров и солдат,
что город принял прифронтовой облик.
Военное. губернаторство каждый день pac-
пространяет вымышленные и наводящие
панику сообщения... В последнее время ту-
бернатор Toprana разослал всем ведометвам
секретный циркуляр 6 требованием иред-
ставить списки бывших членов. народной
партии Ирана. В Горгане никто не живет
в безопасноети... Неограниченным власте-
лином Торгана является тенерал Афтеси.
Он арестовывает и заключает людей в
тюрьму ‘по. собственному желанию.  Поли-
ция Горгана наняла большое число тайных
зтентов. для слежки з& населением».

Указывая, что роенное положение вво-
дитея по определенному ‘плану, газета
«Вазифе» отмечает, что, «по. имеющимся
сведениям, генеральный штаб ‘хотел. осу-
ществить сначала этот план в Тегеране, а
затем распространить его на’ провинции.
Олнако в результате. сопротивления обще-
ственного мнения его пришлось выполнять
наизнанку, т.е. начиная © UpORHENEANE-
ных геролов»..

сти окруженные колонны, окончились
неудачей », :
Корреспондент атентетва Франс IIpece
	сообщает из Аайфы, что, по сведениям из
	еврейских источников, в секторе Дженины
продолжалотся тяжелые бои,

Согласно ‚ официальному — коммюнике.
командования армии Израиль, еврейские
части удерживают веё свои позиции.

По сообщению корреспондента. асентетва
Франс Пресс из Ваира, в коммюнике, опу-
бликованном. генеральным секретарем Лити
арабских стран, говорится, ‘что «еилы Са-
уловской-Аравии прибыли‘ в Палестину. Они
снабжены современным легким вооружени-
ем. тяжелой артиллерией и танками»:
	КИТАМУРА ОБ ЭКОНОМИКЕ
И ФИНАНСАХ ЯПОНИИ

СИДНЕЙ, 6 июня. (ТАСС). Как. переда-
ют из Токио, на-днях японский министр
финансов Токутаро Китамура заявил, что
общая картина экономики Японии в нача-
ле третьего финансового года со времени
окончания войны показывает изменение к
лучшему. Однако выпуск янонской  про-
мыпкленной продукции все еще составляет
только 43 процента по сравнению © уров-
нем производства в 1930—1934 тг., а пи-
щевая промышленность все еще не удовле-
творяет. минимального епрова. 3

Ноэтому, сказал Витамура, чтобы  по-
крыть недостатки, Япония должна зависеть
от частного иностранного капитала, Шо ут-
верждению   Витамура, отсутствие обмен-
ного курса для иены и ‘доллара, а также
трудовые конфликты являются булао основ-
ными препятствиями для иностранных ка-
питаловложений.

Китамура обещал, что правительство
приложит все усилия, чтобы прекратить
инфляцию путем ряда конструктивных ме-
роприятий и поошрения торговли.

Бюджет на 1948—49 финансовый год,
который составлен на крупную сумму в
400 миллиардов иен, может встретить силь-
ную ошюзинию, Так как текуший бюджет
потребует повьшнения стоимости проезда на
правительственных железных портах в
	три раза, а стоимости почтового, телефон-
ного и телеграфного. обслуживания — в че-
тыре раза.
	Вали доктор Эдуард Бенент».

Отласив письмо президента, премьер-ми-
нистр Готвальд выступил © заявлением.

Уважаемые господа,. сказал Готвальд; я
выражу мнение всего правительства, если
выскажу глубокое. неудовлетворение m0 T0-
воду того, что доктор Эдуард Бенеш покидает
пост президента республики. Как вытекает
из письма президента, в течение. достаточ-
Но -ДОтРОРО: времени .я. пытался отговорить
его.от. такого намерения, 06’ этом я_инфор-
мировал правительство, а, на, заседании пра-
вительетва, состоявшемея: 25 мая, я пред-
ставил, правительству мнение врачей о со-
стоянии здоровья › господина’ ‘президента.
Если же господин ‘президент! настаивает на
своем решении, а советы ‘врачей являютея
очень важными, нам оетается принять его
заявление, к’ сведению, высказать согласие
© ето’ заявлением и выразить ему самую
тлубокую. блатоларность ‘за ту великую
службу, которую он оказал народу и рес-
публике:

Я хотел бы при этом подчеркнуть, что
и тогда, когда доктор Эдуард Бенеш уходит
< Чюета президента республики, его ‘имя на-
всегда останется в ‘истории нашей реенуб-
лики, в’ истории великой борьбы. чехоело-
вацкого народа за свободу и независимость,
за, прогрессивное и справедливое‘в социаль-
ном отношении государство. Самый факт
первого избрания Бенеша в 1935 тоду пре-
зидентом является памятным событием:
Доктор Эдуард Бенеле был тогда избран как
левый демократический кандидат, вопреки
реакционным ‘проискам ` аграрно-капитали-
стических сил; которые уже тогда хотели
повернуть: республику на путь канитуля-
ции перед гитлеровекой Германией,

Поэтому вполне понятно, что в период
Мюнхена и после него против президента
Бенеша была направлена злоба вратов, по=
нЯятно и 10, что’он был отстранен от’ поста
президента.

Президент доктор Бенент, однако, не пре-
кратил борьбы. за свободу Чехословакии.
Находясь за границей, он становитея во
главе. движения сопротивления немецким
	оккупантам. При этом он проявил глубокое

_ ТЕГЕРАН, 7 июня. (ТАСС). Печать и
широкие круги иранского общественного
мнения отмечают возрастающее влияние
военных властей во всех. провинциальных
городах, в особенности на севере страны.
Бомандиры дивизий и отдельных воинеких
частей фактически обладают всей полнотой
власти в провинциях.

Тазета <«Вазифе» в статье пед. заголов-
ком «Господетво военных в государетвен-
ных делах» пишет: «Поступающие из всех
провинций и. районов сообщения говорят
с том, что- госнодетво военных во всех. де-
лах постепенно увеличивается. Генерал
Мотбели в провинции Фаре, а генерал Аф-
теси в Торгане nu Мазендеране действуют
одинаковым образом. 0 действиях тенера-
ла Шахбахти в Иранеком Азербайджане
нечего и говорить».

Приведя конкретные примеры действий
военщины, газета «Мардом» сообщает, что
около двух недель назад в провинции Гор-
тан без веякото основания была’ арестова-
на большая трупна людей. Положение их
до сих пор не выяснено. На-днях в горо-
де Гомбаликабуе; близ Горгана, было офи-
циально введено военное положение, и, как
указывает газета «Марлом», надо ожидать,

*# Иранская газета «Дад» сообщает, что
в’ скором времени ожидается прибытие в
иранекие порты судов из’ США, которые
доставят первую’ партию вооружения, 32+
купленного иранским ‘правительством, В
Иран будут доставяены танки и противо“
танковое оружие..
	ства ведет к лишению Турции. ее нацио“
нальной независимости и. суверенитета х
вызывает все большее недовольство в 13“
личных кругах турецкой общественности:
Существенные Тазиогласия по вопросах
внешней и внутренней политики наблюдал
ются даже в правящих кругах Турции, 0д*
ним из проявлений которых явились подго
товка к созданию новой партии и предше“
ствовавитий этому раскол в рядах демокрая
тической партии. В то же время ряд политич
ческих деятелей настаивает на необходимо“
сти немедленных и резких улучаений #9
	отношениях между Турцией и СССР. бру- .
	гой стороны, ухудшение общего экономиче
ского положения в стране, coxpanerné
полуфеодальных отношений в турецком
сельском хозяйстве, рост доротовизны и поч
‘теря рынков ебыта вызывают все’ большее
недовольетвю среди широких слоев трудя“
щихся. В целом ряде сельских местностей
это недовольство вылилось в открытые
столкновения крестьян с’ полицией и жаи’
дармерией, повлектиие за собой мноточися
	пенные аресты и человеческие жертвы (06.
		Не находя достаточно крепкой опоры внуз
три страны, турецкое правительство ста“
рается всеми силами увеличить поддержку,
оказываемую ему извне, не считаясь пи
этом е коренными интересами турецкого на
рода. Оно пюдчинило турепкую аруию я
Флот американским империалистам, подо
вало экономику страны и фактически де
лало из Турции полуколонию США. По ука
завию из Америки правительство Турция
предприняло военно-полицейский поход п
тив веех демократических партий, профео
Юзов и печатных органов. Рабски копир\я
методы американских  уеакционеров, 010
создало «комисоию по борьбе с. коммуни»
MOM), 0 деятельности которой даже такая
реакционная газета, как «Тасвир», писал
что «комиссия принесег больше пользы,
если займется изыеканием средетв’”лля из
лечения социальных ран, чем вопросом 6
юридических наказаниях».
	Таково подлинное ‘положкение в Турция
стране, втянутой политикой ее правящих
кругов в. опасную орбиту американскою
империализма.
	В. ХАТУНЦЕВ.

Американская политика в Турции
	Иесполнилея год с тех пор, как-в Турцию
прибыла американская военная. миссия «е
целью определить размеры военной п9-
мощи», которую Соединенные Штаты ре-
	шили эй оказать. Недавно глава миссии ге-  ‘
	нерал Макорайд созвал- пресе-конференцию,
на которой рассказал о «больной работе»,
проделанной им и его помощниками в Тур-
ЦИИ.

Турция ‘отделена от Соединенных Шта-
тов тысячами километров, и казалось бы,
чо в укреплении ве военной мощи США
не должны проявлять такой непосредствен-
ной заинтересованности. Что же поведал
Макбрайд собравшимся корреспондентам?
Он заявил, что «действительная стоимость
переданных Турции материалов составляет
не 100 миллионов долларов, а Т миллиард
долларов». Далее Макбрайд ‘уточнил, ‘что
Турции ‘было передано ‘более 1.000 видов
различных военных’ материалов и воору-
жения, в том числе корабли,. подводные
лодки и самолеты.

Американское проникновение в Турцию,
начавшееся еще в голы’ второй о мировой
	войны. е каждым днем вее более и. более:
	усиливается.

‚ Американцы провели тщательное обеледо-
вание веех важных в стратегическом OTHO-
шений районов страны. Шод их руковод-
ством в настоящее время  проектируетея
большое дорожное строительство. При непо-
средственном участии высших офицеров
американской армии совместно с турецким
генеральным штабом разработана програм-
ма вооружений. В прошлом году, турецкое
правительство подписало соглашение с
	двумя американскими фирмами на строи-
тельство в Турции 10 аэродромов. По. всей.
стране создаетея сеть военных школ, в ко-
	торых под руководством америкавеких ин-
структоров  велется обучение турецких
солтат и офицеров.
0с0б0е внимание уделяется усилению ту-
ренкого военно-морекого @лота. Руковоли-
тель американской морской миссии. в Тур-
пии адмирал Сеттл заявил недавно, что по-
	мошь США военно-мореким силам Турции:
	осуществляется по трем основным направ-
лениям: обучение и воспитание туредких
	И здатель:, МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА. ССР.
	моряков, восстановление и приведение в
порядок туренких доков, отправка и пере-
дача Турции ‘американских военных кораб-
лей.

Соединенные Штаты направили в Typ-
цию ©80и многочисленные военные миссии,
определяющие место и размеры › соотвег-
ствующих работ и неповредетвенно руково-
дящие их выполнением. Количество веякото.
рода американских военных и штатеких
советников непрерывно возрастает.

Сугубая заинтересованность Соединев-
ных Штатов в этой средиземноморекой и
черномерской стране является не случай-
ной. Агрессивные ‘американские круги ста-.
BAT перед еобой совершенно определенную
задачу — использовать Турцию в качестве
военного и политического плацдарма Ha
Ближнем Востоке.

В Турции чаето говорят и пишут, что
основной целью американской помощи яв-
ляется якобы ‘восстановление и ‘развитие
турецкой экономики. Однако всем извеет-
но, что экономика Турции, не участвовав-
шей в войне против гитлеровекой Германии
Hea сателлитов; ‘не ‘могла’ пострадать и
не постралала в результате военных дейз
ствий, а следовательно; и не нуждается в
каком-либо «восстановлении». Далее при
такой постановке вопроса. весьма трудно
об’яенить; почему на американскую помощь
по. «плану Маршалла» Турции ассигновано
всего 9,5 миллиона долларов, а на укре-
пление ее военной мощи’ уже израсходовано
более 1 милуиарда долларов. Впрочем, луч-
Пим свидетелем в. этом отношении является
сам генерал Макбрайл, который после того,
как в американской печати появились с00б-
щения 0 том, что Турция желает предостав-
ления ей главным образом экономичелкой
помощи, заявил. буквально ‚ следующее:
«Переданные некоторыми агентетвами с00б-
шения из Турции. что последняя желает не
	DOCHHYIO, & ТОТЬКО экономическую помощь,
поставили меня в крайне затруднительное
положение. Такие сообщения едва не вы-
звали в США ‘плохого впечатления. Цель
американской помощи—укрепить военную
мощь Турции».

Из веето этого, конечно, He следует, что
	США не проявляют интереса и к турецкой
эвономике. Многочисленные американские
монополии развивают здесь кипучую дея-
тельность и постепенно прибирают к ‚рукам
одну за другой все отрасли турецкой про-
мышленности. Американцы = принимают
неносредетвеннюе участие в разработке и
изыскании нефтяных месторождений. В
Турции действуют филиалы американских
банков. Внутренний рынок страны навод-
нен различными” американскими товарами
весьма низкого. качества, продающимися по.
демпинтовым. ценам.

это сказывается на положении турвц-.
ких трудящихся. И .6ез того низкая реаль-
ная ‘заработная плата рабочих и елужаших
катастрофически падает. В стране растет
безработица. Многие турецкие преднриятия,
не выдерживающие конкуренции более раз-
витой американской промышленности, за-
крываются. «Положение уволенных © пред-
приятий рабочих и все возрастающая без-
работица в Стамбуле, — писала газета
«Джумхуриет»,— стали одним из основных
вопросов. дия. Сотни выпускников средних
учебных заведений ежедневно обрашаются
Е губернатору, мунипиналитету,  народно-
реснубликанекой партии, управлениям
здравоохранения и напионального опросве-
щения с просьбой дать им работу. Даже на
одно вакантное место тюремного сторожа
оказалось 500 претендентов».

Все текстильные предприятия страны вы-
нуждены значительно сократить число рабо-
чих из-за. нехватки пряжи, ввоз которой
из-за гранипы прекпатилея в связи Cc от-
сутетвием ‘валюты. В результате наплыва
иностранных, главным образом американ-
ских, ‘Тораров и значительного уменьшения
покупательной способности населения уеи-
ливаетея экономический застой. По ‘еведе-
ниям газеты“ «Сон побта», многие торговые
фирмы не могут сбыть своих  товаров я
оплатить кредитов. В Стамбуле начались
банкротства отдельных крупных фирм. Не-
давно’! обанкоотились  лвё фирмы ’е капита-
лом в 1 и 2 миллиона турецких лир. Дела
20 других тортовых фирм переданы в суд.

Еще хуже положение в турецкой табач-
ной промышленности —— олной из основных
	отраслей народного хозяйства страны. США,
наволнивиие европейский рынок сигаретами
собственного производетва, делают все воз-
можное для устранения своих наиболее
опасных в этой области конкурентов. В
частности, американские власти запретили
продажу турецкого табака в Западной Гер-
мании. Прибывший недавно оттуда глава
турецкой торговой делегации Махумуд Сей-
ма заявил, что во время переговоров е авг-
ло-американскими властями делегация
не смогла притти к какому-либо соглаше-
нию. Ей удалось только заключить торго-
вое соглашение < Австрией на продажу та-
бака на сумму в 4 миллиона турецких лир
И 10 в 0бмен на австрийские промышлен-
ные товары. В связи с этим газета «Ватан»
писала: «США дошли до того, что вырыва-
ют у нас кусок изо рта... Они намерены
вырвать из рук Турции и Греции принадле-
жавший им © давних пор табачный рынок
	и превратить Терманию в колонию, где они.
	будут реализовывать исключительно вир-
гинский табак». [pyran турецкая газета,
«Демекрат Измир», метко’ заметила, что
«Америка может задушить государства; ко-
торые она прижала в сердцу, как друзей».
	Между тем положение населения в таба-
ководческих районах Турции становится со-
вершенно катастрофическим. Даже такой
не отличающийся либерализмом политиче-
ский деятель, как генеральный председатель
демократической партии Джелал Баяр» с0-
верптивиий недавно поездку по Турции, вы-
нужден был направить премьер-министру
Хасан Cana телеграмму, в которой указы-
вал, что в деревнях губернии Токат имели
место случаи смерти от голода. По данным
турецкой печати, в селах Самсунекого райо-
на голодающие крестьяне вынуждены есть
отруби и даже солому. На конференции ви-
лайетекой. ортанилации  народно-республи-
канской партии, в. Иозгаде выступивиие де-
легаты заявили, что ‘народ. испытывает
крайние трудности, крестьяне. в течение
двух месяцев питаются ‘травой, а для обра-
ботки ‘евоих полей они не имеют даже при
митивных сельскохозяйственных орудий.
	Б связи с колоссальными военными 2с-
сигнованиями расходы на улучшение про-
свещения и здравоохранения составляют
ничтожно малые суммы. Между тем только
	АЛРЕС РЕДАБЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., дом 6, Телефоны: для справок —
К 9-05-90: отлел’ авяапии = К 9-07-53: отдел. вмузов — К 0-96:80. поб. `55: отдел партийной я комары owe
	культуры — H 0-26-80,
	0-26-80, доб. 1-27; отдел
	0. Of; отдел информации — К 0-26-80, лоб. 1-04; отдел, писем —
доб, 1-22; бухгалтерия — К 2-07-02; отдел’ подписки — К 2.06.17.
	Ответственный редактор
‚ П, МУСЬЯКОВ
	. NEE OEE NE ee у А И   ‚ П, МУСЬЯКОВ
Г 92633. Типография газеты «Правда» имени Сталина. :