Э июня-1948 г., среда, № 135 (2929;
	КРАСНЫЙ, ФЛОТ
	Черноморский флот. Командир БЧ-У инженер-капитан  3 ‘ранга’ А.’ Чопикашвили
вместе с командиром котельной группы инженер-капитаном Н. Гевличем проверяет
готовность Материальной части к походу.
		Поощрять и требовать
	О дисциплинарной практике-в. двух подразделениях
	Диспиплинарный ‘устав Вооруженных
Сил точно, и четко определяет принципы
дисциплинарной практики, формы взыска-
ний и поошрений.
	Пример ‘умелого и точного выполнения
требований Устава показывает командир
подразделения офицер Арефьев. Он сумел
всю жизнь и учебу подчиненного ему лич-
HOMO состава организовать. в’ строгом ©оот-
ветствии: с требованиями уставов. В подраз-
делении HE оставляют без дисциплинарного
воздействия ни одного проступка,
	Вомандиру помогают napralinaa H ROMCO-
мольская организации. ли нарушение
Устава совершено коммунистом или комео-
мольцем, 0б этом немедленно узнает секре-
тарь партийной или комсомольской органи:
зации. Ёзк правило, бюро на специальном
заседании обсуждает поведение коммуниста
и делает соответствующие зыволы-
	Офицеры подразделения систематически
анализируют еостояние дисциплины. В» ре-
зультате этого им удаетея быстро вскрыть
причины, порождающие  недиениплиниро-
ванность, и принять’ меры, ‘предупрежда-
ющие отетупления от. требований уставов.
Подразделение т. Арефьева — одно из луч-
ших в авиачасти. Здесь выросли замеча-
	тельн

Ыв, люди-—передовики боевой и поли-
	тической подготовки офицеры Милицыв, Си-
дельников, Чарушников, младшие! команди-
ры Михайлов, Дикалов, Шапошников.
	р Дисдиплинарном уставе сказано:
	  «Интересы защиты Родины требуют. ‘от
начальника не оставлять Ges воздействия
ни одного проступка подчиненных,   строго
взыскивать © нерадивых ‘и ‘поощрять до-
стойных за‘ проявленное усердие; подвиги и
отличия по службе».
	В сожалению, в наших авиационных под-
разделениях есть и сейчас ряд командиров,
Которые вышюлняют лишь одну часть этого
требования, Они. или только наказывают,

а и То © опозданием, или только поощряют
одчинензых. ‹ .
	етчик лейтенант Бауло неоднократне
нарушал Наставление по производетву. по-
летов. Командир подразделения офицер Бла-
тодаров знал о проступках Бауло; но: евое-
временно Ha них не ‚реагировал, Он вообще
не придавал значения «мелким» Hapyme-
ниям дисциплины. Поотряемый безнака-
занностью, летчик вскоре совершил уже
грубый проступок, окончавшийся весьма
неприятно. Между тем этот, как и другие,
проступок можно. было бы предупредить,
если бы капитан Благодаров. вам точно: вы-
поднял требования Дисциплинарного устава.
	Или вот другой пример. В Н-ском подраз-
делении матрос Максимов, по отзыву своего
непосредственного начальника, является `од-
Ним из лучших военнослужащих. Прилеж-
ный, дисциплинированный боец во внеслу-
жебное время самостоятельно изучил aBT0-
мобиль, сдал зачеты и получил права шюо-
фера. За четыре: года службы в Вооружен+
ных Силах Максимов не совершил ‘ни
одного проступка, не имеет ни одного взы-
скания. И всё же 35 проявленное им усер-
дие и отличие по службе никто из началь-
ников его не поощрил. Это свидетельствует
0 TOM, что его начальники ‘не понимают
большого воспитательного значения каждо-
0 поошрения не только для TOMO, ROMY OHO
выносится, но и для всего личного состава.
	Дисциплинарный устав — мощное сред
ство воспитания военнослужащих. Пользо-
ваться им нужно умело, вдумчиво. Всякое
взыскание лолжно выноситься в соответ-
CTRHH CO степенью вины человека, совер-
шившего проступок. При этом, определяя
Меру наказания, следует принимать во вни-
	На корабль Н. для прохождения  лет-
ней практики прибыли курсанты. Хичвый
состав корабля выстроился на ‘верхней па-
1убе. Капитан 3 ранга Донской поздравил
практикантов с прибытием на корабль. Ка-
питан-лейтенант Хигер ознакомил их с ко-
раблем, распоряхком жизни, показал каж-
дому курсанту его место в кубрике, рундук,
койку, выдал личный боевой номер.

В обеденный перерыв радиоузел оргаии-
завал специальную, передачу, в которой бы-
ло рассказано об истории корабля. а также
	мание обстоятельства, при которых был ео-
вершен проступок, прежнее поведение ви-
новного, общее его развитие и знание по-
рядка службы. Это требование . Диеципли-
нарного устава также выполняется далеко
нв воеми офицерами. Тов. Ковалишенко, на-
пример, излишне увлекается применением
такой жесткой меры, как арест; Он’ накла-
дывает его порой за проступки, требующие
другой, значительно меньшей меры дисции-
линарного воздействия. 1
	У нас порой забывают, что дисциплинар-
ное взыскание не только мера наказания,
но прежде всего мера. воспитания. Непо-
средственный воспитатель матроса—коман-
дир отделения. Он лучше всех знает рядо-
вого, ибо постоянно общается с HUM, живет
вместе с ним в казарме, находится все вре-
MA с ним на занятиях и на работе. Следо-
вательно, командир отделения должен пре-
Жде всех наказывать провинившихея и по-
ощрять отличившихся. Однако сержанты и
старшины некоторых наших подразделений
как-то отстранены от этого. Офицер Орлов,
например, треть всех взысканий наложил
сам. Он не потребовал, чтобы подчиненные
ему сержанты и старшины тоже боролись
за укрепление ’диспиплины, наказывали
нерадивых, поошряли <тарательных.

В летных подразделениях ближе всех к
подчиненным стоят командиры экипажа и
звена. К сожалению, эти офицеры также
очень, редко используют права, данные им
Уставом для укрепления дисциплины.

Для того чтобы состояние дисциплины,
дисциплинарная практика сержантов; стар-
шин и офицеров все время находились в поз
ле зрения командиров и’ начальников, Дис-
циплинарный устав обязывает их «периоли-
	чески просматривать карточки взысканий и
поощрений в целях проверки правильности
наложенных взысканий и примененных по-
ошрений». К сожалению, у нас и сейчае
	встречаются офицеры, не выполняющие это-
о требования Устава;
	Не так давно командир арестовал на трое
суток возннослужащего Тульева, совершив-
шего дисциплинарный проступок. Это —
	правильное решение. Но прошло лишь не-
сколько дней, и этому же военнослужащему
Тульеву была об‘явлена . благодарность 38
хорошую учебу. Решение явно неправиль-
ное, об’ясняющееся лишь тем; что проемотр
карточек взысканий‘и поощрений в’ подраз-
делении не организован, ведется ‘невнима-
тельно. Командиру этото подразделения сле-
	довало бы добиватьея такого положения,
	при котором все, кому положено, регулярно
	просматривают карточки учета взысканий
	и поошрений. Нроемотр этих . карточек и
	анализ дисциплинированности военнослужа-
	щего’ позволяют избежать многих ошибок в
дисциплинарной практике, дают основание
	применять как один из’ действенных ви-
дов поощрения снятие ранее наложенных
взысканий. Таким образом, офицер сам еле-
	AMT за состоянием дисцинлины пцолчинен-
	ных, не забывает о наложенных им взыска-
ниях и при исправлении подчиненными не-
дочетов своевременно: поошряет их.
	Нужно помнить, что порой, с точки зре-
ния воспитания военнослужащего, лучше
об’явить меньше благодарностей, но снять
наложенное ранее взыскание и тем самым
показать, что подчиненный стоит на пра-
BHIBHOM пути и сумел добросовестным” от-
ношением к службе исправить допущенные
ошибки.

Полковник С. ДРАБКИН.
	зачитано приветствие матросов, старшин и
офицеров. практикантам, От имени курсан-
тов перед микрофоном выступил отличник
боевой и политической TOATOTOBRE комсомо-
лец Кузмицкий.

Редколлегия корабельной стенной га-
зеты  ‘выпустила специальный ` номер, в
котором матросы и старшины поместили ряд
заметок, раесказывающих о готовности KO-
рабля и всего. личного. состава. к обеспече-
нию предстоящей практики курсантов.

(Корр; «Красного Флота»). ]
	КУРСАНТЫ ПРИШЛИ НА КОРАБЛЬ
	Из писем в редакцию
	Еще об изучении наследия
	Макарова
		28 мая в «Красном Флоте» опубликовано
кисьмо т. Богуславского «0б изучении на-
следия адмирала Макарова». Автор справед-
ливо отмечает заслуги ‘С. 0. Макарова в 00-
	части теорий и практики военно-морского
	дела. Но это еще далеко не все. Труды Ma-
карова, ставят ето в ряды крупных ученых.

Макаров — историк — писал об участии
моряков в. Ахал-Текинской экспедиции
1880—1881 тг,, о трудах русских моряков
по-исследованию-вод-Тихого океана. (1892 г.)

Макаров-— географ и. океанограф—напи-
сал большой труд «Витязь» и Тихий оке-
au» (1894 r.).
	Макаров — кораблестроитель, полярный
исследователь, зачинатель ‘ледовых плава-
ний — написал книгу «Ермак» во льдах»
(1901 г.) ‘и другие‘исследования по`вопро-
сам арктического ‘плавания...
	Здесь упомянуты лишь крупные труды
С. 0. Макарова; кроме них имеется целый
ряд более мелких трудов.
	Таким образом предстоит. собирание (в
некоторых случаях — розыск) произведе-
ний Макарова, изучение их. А в первую -
очередь требуется составление более пел-
ной библиографии его произведений. Здесь
потребуется известная осторожность, ибо и
давние библиографии трудов Макарова (кни-
гопродавца Мартынова — Центральный Го-
сударственный военно-морской архив, фонд
Макарова, дело № 8: Ф. Ф. Врангеля —
ЦГВМА, фонд Макарова, дела №№ 83 и
140) и сравнительно новая библиография
	(Д. А. Левоневского — 1943 г.), приложен-
ная к книге-сборнику «С. 0. Макаров и за-
воевание Арктики» (Издательство Главсев-
морпуть, М.—Л., 1943 т.), имеют ошибки.
	Следует указать, что в названном инте-
ресном сборнике и в библиографии даже при
беглом просмотре обнаруживается не менее
полутора десятков ошибок, неточностей и
уклонений ot «Подлинного Нослужного
Списка» С. 0. Макарова. Этот сборник вхо-
дит в план выпуска литературы Издатель
ства Главсевморпути на текущий год и,
пужно надеяться, перед выпуском ‘подверг
нетея тщательному редактированию.

Не в меньшей степени требуют тщательз
ного редактирования и приведения к м
деленному «единетву» (по времени и т:
многочисленные труды о С. 0. НАРА
которых ‘с 1904 года до 1948 года опубли-
1 ковано свыше тридцати.

В особенности это необходимо в случае
составления новой биографии знаменитого
руеского ‘флотоводца. Единственным фор-
мальным документом, свидетельствующим
  прохождение службы С. 0. Макаровым, яв-
‘ляется его «Подлинный Послу. жной Список»,
Хранящийся B военно-морском архиве в
Ленинграде.

Думается, что с изучения, дополнения и
комментирования этого. документа следовало
-бы начать глубокое освоение. наследия
С. 0. а

‚Капитан. 1: ‘ранга в отставие.
-B. СЕЛЯНИН. _
	КОМСОМОЛЬНЫ-—= ПЕРЕЛОВИКИ УЧЕБЫ
	После отчетно-выборных собраний ком-
сомольских организаций снамительно Уеи-
	лилась борьба за передовую роль комсо-: 7
мольцев в боевой и политической полтотов=
	ке. Б частности, большой активностью от
личаетея организация ВЛЕСМ корабля, rie
секретарем бюро офицер Палруль. Она, ока-
	зывает серьезную помошь командиру в по-
	выитении боевой выучькй личного состава и
	укреплении дисциплины.

‚ Вопросы боевой подготовки повседневно
`В центре внимания бюро, Не случайно. сре-
ди членов ВЛЕСМ нет отстающих. При этом
	две трети состава ортанивации имеют 0T-
личные и хорошие оценки но специально-
оти. После отчетно-выборного собрания на
	корабле проведено при активном yuacTHH
	комесмольцев несколько технических KOH-
	ференций, которые принесли ° большую
пользу молодым матросам в овладении тех-
НИКОЙ.
	Сейчас комсомольские организации про-
пагандируют опыт лучших воинов, широко
популяризируют передовиков флота. Напри-
мер, в комсомольской организации, где секре-
тарем бюро т, Тульченко, отличникам учебы
посвящаютея комсомольские собрания. В
связи е этим выпускается стенгазета, про-
	водится специальная радионередача, пишут-
ся лозунги.
	Недавно в подразделениях были пфоведе-
HH открытые комсомольские собрания.е по-
	весткой дня: «Учиться на «отлично», так,
Bak учатоя наши комсомольцы тт. Еферов:
	Крекнин, Куницын, Шаламов, Дегтярев».
	С докладами выступали командиры подраз-
делений, комеомольцы: — отличники учебы.
Кроме того, на ролину комеомольцев, кото-
	рым посвящалиеь собрания, были посланы
письма. _ nye
	Вют другой пример умелой воспитатель-
		Цев. Этот расчет -— один из передовых но
боевой и политической учебе.
	Широкое распространение в этсй комсо-
MOALCKOH организации получила ловарище-
ская помошь отстающим. = Комсомолен
т, Тюлькин. плохо осваивал. механизыы. По
	Ур) спи ююро _ омоомолец-отличник,
7. Прокопенко в течение трех месяцев помо-
гал ©воему товарипиу. В настоящее втемя
	т. Гюлькин-—один из передовых воинов.
	Щаг за шагом комсомольская ‘оргавивза-
пия настойчиво: добивалась ‘выюбких. показ
	зателей в боевой подготовке. И. вот резуль
тат; комсомольцы в этом году не имеют ни
оного диспитуиинарного’ простуду хорошо
освоили свое боевое оружиё. -
	заботу о каждом члене ВЛЕСМ проявляет
комсомольская организация, тле секретарем
		По ‘поводу одного пособия
	Новые кншаи
	Недавно морским клубам было разослано
новое. учебное. пособие. «Военно-морекая
подготовка» М.И. Кочешкова, выпущенное
Релиздатом ЦС Союза’ Осоавиахима СССР. ›

Не входя в критическую оценку автор-
кото труда в целом. позволю себе как ста-
	рый работник ‘морекото клуба высказать
	несколько замечаний по’ содержанию’ учеб-.
		ной такими родственными темами, ках ока-
зание первой помощи при несчастных слу-.
Чаях, самюпомощь’ и: взаимопомощь при -ра-^
нениях. ; Bese НЯ

В главе ХУЙ ‘при’ определении тоющали.
паруса шестивесельного яла опять (так же
как и при маркировке якорных цепей) лана
старая’ мера — фут. Площадь паруса надо
было дать. в квадратных‘ метрах, как это
сделано в других пособиях по изучению
шлюпки, ие

В главе ХУП автор более чем подробно.
остановился на изучении семафора и: очень
мало — на изучении азбуки Морзе и флаж-
ной сигнализации, тогда как практичеекое
изучение двух последних видов связи пре=
дусмотрено программой. Было бы’ болев
целесообразно поместить по соседетву с
таблицей семафорных знаков таблицу зна-
ков азбуки Морзе ‘и таблицу флагов. упо-
требляющихся при ситналопроизводетве ‘по.
шлюпочной сигнальной книге.

Кстати, надо было ознакомить начинаю=
щих моряков и с тем, что в практике сиг=
нальщики пользуются при названии букв
более удобными в произношении старин-
ными названиями, например, букву «Д»
называют не «ДЭ», а «Добро», -букву-
«Р» не «ЭР», а «Рцы» ит. п.

Отсутствие в книге таблицы корабель-
ных флагов также снижает ценность учеб-
НИКА.

Для начальных школ по изучению воен-
но-морекого. дела, какими являются морекие
клубы, учебные пособия должны быть на-
писаны простым языком и охватывать вее
разделы программы. Ё составлению и редак-
тированию таких учебных пособий следует
привлечь лучших моряков, имеющих боевой:
и педагогический опыт, и в первую  ‘0че-
	  редь-——пр9феесореко-преподавательекий с9-
	став военно-морских учебных заведений.
, А. МАГПАЛИНСКИЙ.
	Ричард Сэсюли. «И. Г. Фарбениндустри»,
	-   Тосударственное: издательство иностранной *
	литературы. Перевод с английского, 1948 г.
Стр. 241. Цена 12 р. 50 в.
	Автор разоблачает американских монопо-
Листов, поддерживавних германских  моно-^
	  полистов из <И. Г. Фатбенинлуетриу и дав-
	ших последним возможность вооружить фа-.
шистекую армию, организовать агреесию. В:

книге подведены также итоги первото после

окончания войны года хозяйничанья амери-^.
‘канеких монополий в Западной Германии,

которое привело к возрождению там деятель-

ности «И. Г. Фарбенинлустриу:
	обсуждаемым вопросам. Эта активность
обеспечивается соответствующей. подготови-
тельной работой. политоргана. При такой по-
становке дела учатся не только. секретари,
но и сами работники политотдела. Достоин-_
ства и недостатки. каждого семинара. как
	Иравило, ‘коллективно обсуждаются на сове-—
щаниях, созываемых в политотлеле.
	‚Ь сожалению, еще не, все политорганы
подходят к подготовке и. проведению семи-
наров в должной серьезностью. На занятиях
больше говорят: о том, что надо и чего не.
надо делать, но не учат, как организовать-
работу.

Но при всем значении семинаров; даже
если они проходят регулярно и на BEICOROM
	идейном уровне, нельзя только ими: ограни--^
	чиваться. Нало повседневно вести индиви-
дуальную работу. секретарями парторга-
низаций, оказывать им практическую
Помошь.
	Партийная работа — не самоцель. arb
	нейшее повышение качества всей внутри —-
партийной‘ деятельности, ‘творческой само:
деятельности коммунистов, развертывание ^^
критики и самокритики, усиление. маркеи-

стско-ленинского ‘воспитания — все это.

нужно для того, чтобы партийные органни--
зации, по-боевому боролись за высокое” ка?” ^
чество боевой и политической TOATOTOBRE,
за укрепление диспинлины‘ и организован-

ности личного состава, за усиление боевой

готовности.
	Флот вступил в наиболее ответственный
период учебы. Главная задача политорга-
HOB H партийных организаций ‘сейчас состо-
HT B ТОМ, Чтобы ‘добиться безусловного вы-
полнения решений отчетно-выборных пар-`
тийных собраний и партийных конферен- -
ций, обеспечить ведущую роль каждого ком-
муниста и на этой основе укрепить диепип-
лину. и организованность, отлично. выпол-
вить задачи боевой и ‚политической. подго-
ТОВКИ. ‘
	Мапитан 1 ранга А. КАЛУЖСКИЙ.
	В. главе П, ‘разбирая тему ‘о якорях и
якорных цепях, автор. почему-то’ рекомен-
дует пользоваться старыми мерами — саже-
нями, а не общепринятыми метрическилгя.

Длину смычки якорной цепи лучше было
дать в 23 метра, как принято ведомствен-
ным стандартом, а нев 22,86 м, — эта
цифра труднее запоминается.

В главе Ш в приведенном примере о
переводе футов в морские мили допущена
грубая опечатка: при делении числа 54720
на 6080 поставлен вместо знака деления
	  знак умножевия.
	Аомсомолец т. Рахумбаев =— по. надио-
нальности казах. Он плохо владел русским
Языком и поэтому, естественно, испытывал
трудности в изучении. материальной части
и боевых иаструкний. Секретарь ‘бюро
т. Андрутко и комсомолец т. Закутный ста-
	ли помютать ему в изучении русокого языка.
	3т6- помогло т. Рахумбаеву лучше овладеть
		Далее в учебнике говорится: «Лот 6po-
сают со специальной вьюшкой, которая
стравливает лотлинь». Известно,  TO при
измерении глубин лотом Томсона; о кото-
ром идет речь, бросают за борт только груз
	(лот). а вьюшка остается на месте. Таж как.
	понятие 0 лоте как 0 гире или: грузе уже
устарело и в современной морской литера-
туре навигационным лотом принято назы-
вать не грузы, а приборы; то’ лучше было
бы, говоря о лоте Томсона, сказать, что бро-
сают за, борт не лот. ‘4. груз.
	В разделе Х! той же главы неудачно из-
	ложено понятие о «мелководье» и «косе»:
«Ёоса — низкий и узкий надводный мые,
	переходящий потом. в. отмель, или узкая и
длинная мель». Вак известно, Косой назы-
вают узкую длинную мель, идущую нено-
средственно от береговой черты. _

Главу IX, посвященную противохимиче-
ской защите, хотелось бы видеть лополнен-
	А. Шахов. «На разных широтах». Изд.
‘«Советский“ писатель». 1948 r: Grp. 386.
Цена 10 р. 50 к.

Енига содержит‘ очерки автора, побывав-
шего во многих местах Советекого Союза. В
очерках описаны советские люди, е кото-
рыми, встречался автор, быт народов Совет-
ского С0юзз, ‘природа нашей, Родины.
’.Ю. Капусто, «Наташа». Изд. «Молодая
	гвардия». 1948 г. Стр. 252. Цена 5 р. 25 к.

В своей повести «Наташа» ‘автор расека-
зывает о боевом пути комсомолки Наташи
Крайновой, которая добровольно отправилась
Ha фронт в 1941 TORY в и стала там Е
ской сестрой.
	ROHRDETEDIC. Salat, ЧоБретарЬ H ROMMYHH-
‹сты отвыкают. думать над повесткой ДНЯ,
улавливать.то, что подоказывается. самой
ЖИЗНЬЮ? :
	Сейчас необходимо ‘добиваться, чтобы
партийные организации боролись за веду-
шую роль в учебе и дисциплине буквально
каждого ‘коммуниета. Парторгавизации ко-
	раблей и частей лолжны по-настоящему ра-!
	ботать с отличниками боевой и политиче-
ской подготовки, популяризировать ‘в
‘устной и печатной пропатанле ‘их опыт ‘и
навыки.
	Особое внимание необходимо уделить пар-
тийным организациям частей обслуживания
й кораблей, оторванных от соединений. До
сих пор политотделы, как правило, больше
всего занимаются парторганизаниями, pac-
положенными поблизости, но ничего не
делают по улучшению работы парторгани-
заций частей обслуживания,
	‚В руководстве первичными“. партийными
организациями важнейшее место занимают
учеба, руководителей всех парторганазаций,
повышение ‘квалификации партийных pa-
ботников: Речь идет ‘не. только о том. чтобы
	они непрерывно повышали. свой. идейно-
	теоретический уровень. Не менее важно! обу-
чать их практике руководства JeATeAbHO-
сетью парторганизаций,
	› Одной из основных форм такой учебы яв-
ляютея семинары. Большинство политотде-
лов флота серьезно относится к подготовке
и проведению этих семинаров. Вдумчиво
	‘подбираются вопросы для обсуждения. тша-
	тельно готовятся докладчики. На семинар-
ских занятиях обсуждаются важнейшие во-
просы практики партийной работы, оргёни-
зуетея обмен опытом, резко критикуются
недостатки. Но хорошо подготовить. доклал-
Чиков — 970 еще полдела. Усмешное прове-
дение семинаров находитея’ в прямой зави-
симости от активности участников занятий,
от содержательности их выстунлений но
	Здесь, в подразделении, силами RoMco-
мольцев. оборудован артиллерийский класс,
где экспонированы образцы техники подраз-
деления и наглядно показаны методы управ-
	дения. Это очень помогает личному составу,
В особенности молодым матросам, в mayne
Нин евоей специальности.
	Подразделение уже несколько лет подряд
	читается. юдним из лучших Ha Флоте по
боевой подготовке. р

В достижении этих ‘успехов: немалая ва-
луга принадлежит комсомольцам. —
	Наступила самая напряженная пора —
период летней боевой учебы. Во всех пер-
вичных организациях ВИКСМ. проводятся
сейчас открытые комсомольские собрания
© повесткой дня: «Велика честь  каждего
комсомольца стать отличным -опепиалиетом:
	Флота». Повсеместно организуются вечера-
встречи молодых матросов < ‘передовиками
боевой учебы. .

В целях распространения: опыта лучиих
воинов на флоте выпуекаетея серия ли-
‹товок. Первая лисловка посвящена секре-
тарю комсомольской организации старшему
‘матросу Серебрянникову, ‘ванесенному в
Внигу почета: ЦК ВЛЕСМ,

Комсомольские организации флота, доби-
ваясь выполнения решений. отчетно-выйор-
ных собраний и конференций, мобилизуют
все свои силы, чтобы обеспечить передовую
роль каждого комеомольца в боевой, и юли-
тической учебе; в соблюдении воинской инс
Циплины.

Капитан-лейтенант ‘В.  ПУРЫГИН.
	вопросы и выносят резолюции, но что при-
	нятые решения являются законом для парт-
организации и действительно выполняются,
проводятся в жизнь. Однако многие секре-
тари забывают эту простую истину. Столь
ненормальное положение. прежде всего обу-
словлено тем, что далеко не всегда органи-
зуется большевистское выполнение партий-
‘ных решений, а политотделы относятся к
этому безучастно.

SPOT м вы ey
	Некоторые политотделы JO CHX пор He
MOTYT OTDCHIITECA от ‘вредной практики
	установления для всех партийных органи-
	заций единой повестки дня собраний. .

На’ корабле, где’ секретарем бюро’ лейте-
нант Кокчетавский, в’ пронеюм тоду было
проведено 15 партийных собраний. На де-
вяти собраниях обсужлалиеь вопросы, рехо-
мендованные политотделом, на четырех’ -—
персональные дела и только на двух были
обсуждены вопросы, поставленные по ини-
циативе самой партийной организации,
	На корабле слабо была организована
борьба за примерноеть коммунистов в 60-
евой учебе и в дисциплине. Серьезные
недостатки имелись и в партийном руковод-
стве комсомольской организацией. Но за
весь тод эти важнейшие’ вопросы не были
предметом обсуждения на партийных собра-
НИЯХ,

— Стоит нам наметить в плане рабо-
ты, — говорил на партийной конференции
т. Кокчетавский — обсуждение на собрании
вопроса, интересующего и волнующего на-
ших коммунистов, как из политотдела 10
ступает указание обсудить совсем друтой
вопрос. Мы, например, намечаем поговорить
0 состоянии партийного руководства KOMCO-
мольекиуи организациями, а Нам ‘рекомен-.
дуют заняться предстоящими спортивными
соревнованиями.

Разве не ясно, что при такой практике,
когда политотдел перестает учитывать 060-
бенности отдельных парторганизаций, их
	В комсомольской организации стало. из-
вестно, что член ВЛЕСМ матрос Маслов
получил радостную весть: его отцу, предее-
дателю. колхоза, за достижение выеокого
урожая присвоено звание Героя Социали-
стического Труда. Комсомольское бюро ©о-
звало открытое Комсомольское собрание.
Matpoca Масловь избрали в президиум. 0
информацией 0б этом выступил командир
подразделения. Комсомольцы тепло поздра-
	Били своего ‘боевого товарища и послали
	письмо его отцу-герою. Выетупивпий
на собрании т. Маелов заверил весь комео-
мольский коллектив, что ‘он станет. отлич-
ником учебы. Свое слово т. Маслов слержал.
	Инициатива, проявляемая комсомольекой
ганизацией, способствует ^ мобилизации
	  организацией, способствует}
молодых матросов на уенеленое
	шолодыА мМетгрюоов па усношное изучение
ИМИ СЛОЖНОЙ боевой техники.
	БВ комеомольской ортанизации, где секре-
тарем т. Воробъев, также многое делается
для того, чтобы еще более повысить боевую
готовность. Сам т. Варобъев командует ору-
	1 дийным расчетом, состоящим из комсомоль-‘
	Укрепление боевой. готовности `флота—
главное в партийно-политической работе
	подготовки, дисциплины‘ и ортанизованности
на корабле, в части, нужно всегда помнить
указания. товарища Сталина о необхолимо-
ети решительной борьбы е методами адми-
нистрирования в-партии, так как они созда-
ют «..опаеность превращения наших пар-
тийных организаций, являющихся органи-
зациями самодеятельными,—в пустые кан-
целярокие учреждения». Избежать этого
можно, лишь «..подымая активность пар-
тийных масс, вовлекая их в решение. во-
просов напего партийного руковотлетва и
	Нахаждая систематически внутрипартийную
	демократию» (Сталин).
	Перед политорганами и партийными. 0р-
танизациями Военно-Морских Сил стоит за-
дача всемерного повышения качества пар-
тийно-политической работы, , являющейся
основой для достижения новых успехов в
боевом обучении личного еостава, в укре-
плении диспиплины и организованности на,
вораблях и в частях.

Конкретные пути повышения уровня
внутрипартийной работы указаны в поста-
новлении Центрального Комитета ВКП(б)
«0 росте партии и о мерах по усилению
партийно-организационной и партийно-по-.
литической работы © вновь ветупившими В.
ВЕП(б)». !

Прошедшие отчетно-выборные партийные
собрания и конференции показали, что там,
тде политорганы настойчиво добиваются вы-.
полнения этого постановления ЦК ВЕП(б),
Там партийные организации на деле явля-.

NOTCH боевыми помощниками командиров и
	играют огромную, роль в борьбе за повы-
шение. боеспособности своих кораблей, ча-
стей.

Например, постоянная забота политотдела
Н-ского соединения “06 активизации дея-
тельности партийных организаций обеспе-
Чила значительное усиление их роли B BOC-
питании личного <остава, в укреплении
дисциплины и организованности,  Доета-
точно сказать, что в последнее время число
нарушений воинских уставов сократилось
в совдинении более чем в два раза. При этом
в ряде подразделений коммунисты на протя-
жении многих месяцев не имеют замечаний
По службе. -.

Партийные. организации соединения все-
ма знают, насколько успешно каждый
отдельный коммунист овладевает специаль-
	ностью или почему отстал в учебе. Onn
своевременно намечают, какую помощь
нужно оказать отстающему товарищу, при-
нимают меры; чтобы вывести его в ряды
передовиков.

Инструкторы указанного политотдела —
первые советчики секретарей бюро, веегда
готовые оказать практическую помощь. Они
регулярно выступают с лекциями и докла-
дами по различным вопросам военного и по-
литического воспитания, о пропагандируют
требования военной ПИРАГИ и BORHCRAX
уставов.
	Однако на флоте есть политотделы, кото-
	рые все еше поверхноетно и. подчас фор--
	мМально, Но-Казенному осуществляют 6806
	руководство. Не вникая глубоко в жизнь
	партийкых организаций, они интересуются
больше сволками или составляют общие. ука-
	зания, директивные писма и пр.
	В одном соедянении Балтийского флота
имелись случаи нарушения воинской  дис-
циплины. Среди: нарушителей были и ком-
мунисты. Однако политотдел не позаботился
о том, чтобы мобилизовать коммуниетов на
репгительную борьбу за выполнение устав-
ных ‘требований. Вместо этого. начальник
политотдела написал и разоелал секретарям
партбюро... письмо в призывом укреплять
воинскую дисциплину. В ‘этом. письме он
заклинал секретарей «понять», «уяснить»,
«организовать», «развернуть» ит. д. Ясно,
910 эта бюрократическая мера, которой по-
литотдел подменил живое руководство пер-
вичными парторганизациями и конкретную
помощь им, никакой пользы не принесла.

Повышая ответственность парторганиза-.
пий за состояние боевой и политической
	В связи с этим важно повысить роль
партийного собрания ‘как школы коммуни-
стичеекого воспитания:
	В самом деле, где, как не на партийном
собрании, коммунист может на деле убедлть-
ся, что к его голосу прислушиваются, с его
предложениями считаются, что партийная
организация © него требует, его проверяет
и ему помогает? :
	Политорганы ответственны за качество
подготовки и проведения каждого партийно-
ro собрания. Между. тем нередки случаи,
когда работники политотдела не только не
оказывают помощи партийным руководите-
лям в подготовке и проведении собраний, но
даже не интересуются, какие вотросы ком-
мунисты собираются обеулить, каковы ре-
зультаты этого обсуждения, какое решение
принято, как ортанизуетея ого выполнение.
	Известно, например, что секретарь любой
нарторганизации обязан отчитываться на
собрании 9 выполнении принятых ранее
решений. При таком” порядке коммунисты
чувствуют, что они не ‘только обсуждают