суббота, № 158 (2992)
			За образцовый порядок на мостике
	>

Герой Советского Союза
	гвардии капитан-лейтенант
И, СОРНЕВ
		Фюгда я садился писать эту стаТЬЮ, мне
вспомнился один из боевых эпизодов. В`ав-
густе 1945 года корабль Н, нолучил задание
высадить: десант в укренленном районе про-
тивника. С рассветом корабль прорвался в
вражескому берегу. Высадка десанта обее-
почивалась корабельной артиллерией. Огне-
вые средства японцев были предварительно
подавлены мощным огнем корабельных ору-
дий. Но в момент высадки враг неожиданно
аткрыл сильный флантовый огонь.

С первых же залнов наблюдатели на. ко-
рабле сумели точно. засечь расноложение
		динаты командиру. Через несколько минут
корабельные артиллеристы подавили’ вра-
жескую батарею. Десант без задержки был
BRI*A HCH.
	Успешное выполнение боевой залачи обу-
словилось в данном случае уверенностью
командира корабля в точности доклада на-
блюдателей и быстрым принятием решения.
Говоря иначе, служба на ходовом мостике
была хорошо организована.

Олыт минувшей зойны и практика уче-
бы в мирное время ео всей убедительностью
показывают, васколько важна четкая и вла-
женная организация службы на холовом
мостике. Здесь центр управления кораблем,
ето боевыми и техническими средствами,
действиями всего экипажа; мостик связы-
вает вев командные пункты и боевые по-
CTH в елиную стройную систему и органи-
зует их взаимодействие.

Опьгтному офицеру достаточно подняться
на мостик во время похода, при выполне-
нии того или иного маневра, чтобы безоти-
бочно оценить организацию службы wa во-
рабле и степень выучки и морекой культу-
ры офицеров, старшин и матросов. Особенно
ярко бросаются в глаза все недостатки при
плавании на реке, котла маневренность ко-
рабля в значительной мере стеснена.

Тлавным в организации елужбы на ходо-
вом мостике являются безупречное выпол-
нение кажлым из находящихея там своих
обязанностей, полное взаимопонимание ими
лруг дотга, надежно действующие средства
	внутрикорабельной связи. Только при этих
	условиях командир может уверенно управ-
лять маневрами корабля и дейетвиями лич-
ного состава.

Вот почему нервейтная задача командира
корабля — добиваться образновой организа-
ции службы на ходовом мостике. Эту залану
нельзя решить в короткий промежуток вре-
мени. Она требует повседневного и непре-
рывного совершенствования как самого
Бомандира, так и других офицеров.
	Правильно ротовит своих нодчиненных в
четкому выполнению обязанностей на ходо-
вом мостике командир корабля  канитан-
лейтенант Прохорович. Систематическими
занятиями и тренировками он лобилея от
матроеов и старшин, расписанных на х0л0-
вом мостике, отличного знания своих 0бя-
занностей. Усилия остальных офиперов это-
ro корабля также направаены нё то, чтобы
лобитьея образцовой елужбы на моетике.
Воманлир корабля регулярно и обстоятельно
разбирает ‹ офицерами недостатки в е1ужбе
на мостике, устанавливает сроки их устра-
нения, непрерывне еовертенетвует Kak
знания своих подчиненных, так и <вои с0б-
ственные. 0т веех вахтенных офицеров бы-
ли приняты зачеты. Только поеле этого-их
допустили к негению холовой вахты. Одно:
временно было тщательно проверено зна-
ние своих обязанностей старшинами и ма-
тросами, обелуживающими мостик. Первые
лоходы этого корабля показали, что служба
на холовом мостике злесь поставлена хоро-
о. Команлир уверен, что ни люди, ни тех-
нические средетва не подведут его в любых
теловиах. :
	Надо сказать несколько слов 0 роли
команлира корабля в организации уставной
елужбы на холовом мостике. Прежле всего
отметим, что если команлир действует спо-
койно и уверенно, а ето распоряжения
немногословны, то на мостике нет излишней
суеты, вее хелаетсая строго по уетаву, быет-
ро и четко. Вот такой уверенностью и е10-
койствием как раз и не отличаются некото-
рые команлиры. Отсутствие должной орга-
низованноети эти товаритши стремятся вос-
полнить обилием команд и. раепоряжений,
вмешательством в лействия евоих подчинен-
ных, забывая о том, что сам командир. ни-
когла не еможет сделать все за веех.

ственно, у молохого офицера»  нонизилось
чувство ответственности за четкое несение
хоховой вахты.

Однажды во время похода вахтенный офи-
пер Петров, будучи уверенным, что все за
него сделает командир, прозевал, когда ко-
рабль подошел к точке новорота на другой
курс, и не доложил 06 этом командиру ко-
	‚рабля. Командир, в евою очередь, понадеял-
	ся на вахтенного офицера, В результате
корабль вышел за пределы рекомендован-
ного фарватера и попал в весьма сложную
навигационную оботановку. Только рени-
тельно принятые меры позволили избежать
посадки на мель.

Можно привести еще один случай, пова-
зывающий, какой врех приносит онекунствь
над вахтенным офинером; Корабль Н, гото-
вилея к походу. Офинер Вочнев заступил на
вахту, Он не’ потребовал доклада от емены,
	принявитей холовую вахту, а ограничился
	лишь проверкой журналов и других локу-
ментов вахтенного офицера. Рпоследетвии
оказалось, что рулевое устройство надлежа-
щим образом проверено ве было, и через не-
которое время электрическое управление
рулем вышлю из строя. Рулевой доложил об
этом вахтенному офицеру, Вючнев растерял-
ся. Вместо того чтобы епокойно привазать
о переходе на запасное управление рулем и
сразу же доложить Of этом командиру, он
начал суетиться и спрашивать, почему ве
это произошлю. Тем временем корабль оста-
валея без управления,

Почему же вахтенный офицер допустит
такую непростительную оплошность? 0т-
вет весьма прост. У офицера Кочнева ело-
жились определенные взгляды нё порядок
выполнения своих обязанностей на мостиве.
Он считал, что раз на мостике нахолится
CaM командир, то доклад рулевого о неис-
правности устройства относится в коман-
диру корабля. А его обязанность — сделать
об этом соответствующую запись в вахтен-
ном журнале.

Or вахтенного офицера в бальной мере
зависит организапия взаимодействия 60е-
вых частей во время похода. Так, например,
своевременное приказание о подготовке еат-
налов, под’ем позывных или опознаватель-
ных, предупреждение в машинное отделе-
ние о том, что корабль готовится стать на
якорь, своевременно поданная команда н&
руль, переное флата и т. д. ит. н.— ненре-
менные элементы четкого порядка на х0л0-
вом мостике.

В заключение хочу коротко рассказать о
TOM, как организуется служба на холовом
мостике на кораблях Н-ского подразделения.
Здесь начали с подготовки вахченных офи-
repos. Ona прохолила методом еамостоятель-
ной учебы под руководством командира ко-
рабля и его помощника, ¢ последующей
проверкой знаний офицеров. Вее это было
слелано в периол зимней учебы. С наступне-
нием лета вахтенных офицеров тренируют
практичееки, офганизуют лля них грунто-
вые упражнения. Свои знания офиперы за-
крепляют, фактически выполняя обязанно-
сти на мостике.

Подготовка личного состава, обслуживаю-
шего ходовой мостик, началась с тшатель-
ного изучения каждым старшиной и матро-
сом своих обязанностей по расписанию. В
этом случае применялся главным образом
метод олиночных учений, Обучение тому,
как пользоваться средствами  внутрико-
рабельной связи, усвоение командных слов,
& также прихоляшщих на мостик доклалов ©
командных пунктов и боевых ностов нро-
изводились на частных и общих учениях.
Большое внимание при этом уделялось чет-
кому взаимодействию между командными
пунктами боевых частей и мостиком в9-
рабля.

Подготовка личного состава, разумеется,
не может считаться законченной с выходом
корабля в плавание. Особенно это относит
ся к отработке вопросов ‘взаимодействия,
Выучка должна вовремя совертенетво-
ваться, притом в условиях, наиболее при-
ближенных к боевой действительности.
	Выеокая организация елужбы на` ходо-
BOM мостике хорошо гарантирует безопае-
ность плавания корабля. Лица, находящиеся
Ha XOJOBOM мостике, обязаны служить об-
разпом еоблюдения уставного порядка, чет-
кости и организованности в. действиях. Вот
почему служба на мостике лолжна быть
прелметом` оеобого внимания и постоянной
заботы команлира корабля и его помощника,
	’ Победы, ‘завод имел уже полротовленные
	проекты перехода на выпуек гражданской
продукции. Широко развернуло евою работу
конструкторское бюро.

Главный конструктор завода Алекеднао
Верник и начальник бюро горного оборухо-
вания Борис Сатовекий приехали в Маскву
защищать нроекл организации суепиального
рЕскаваторного пеха болыной нроизводитель-
ности. Предложение ’уралмашевцев было
полдержано.

Нерел тем как вновь сееть за конетрук-
торский стол, Верник, Сатовекий и их
друзья взяли из архива неосуществленный
проект, который они разработали перед вой-
	Ной, и ВНОВЬ стали его тщательно изучать.
	— Нет, не такими должны быть наши
машины, — говорили. они. — Разве годы
войны не научили нас выпускать самоход-
ные пушки и танки тысячами штук? Ведь
добились мы того, что наши танки и пушки
превосходили вражеские.

И они решили создать совершенно новую
конструкнию, еще более надежную, вынос-
ливую, способную длительно работать в с3-
мых тяжелых условиях.‘ Используя лучшие
достижения советской техники, применяя
для создания экскаваторов  легированную
сталь, создавая комбинированные -— литые
и сварные — детали, авторы проекта хоби-
лись того. что советский экекаватор стал
	На 23 тонны легче лучшего американекого
	экскаватора такого же класса фирмы «М8-
рион», Ряд оригинальных технических pe-
шений намного упростил конструкцию, 9б-
пегчил управление машиной,

Старый друг экскаваторииков Уралмаша
профессор Домбровский вновь пришел на
помощь своим ученикам. Он повдложил
внести в проект новые решения, направ-
зенные на увеличение скоростей и произ
водительности экскаватора.

Пять месяцев понадобилось замечатель-
йому коллективу Уралмаша, чтобы создать
первоклаесный  механо-еборочный  эвека-
ваторный цех. 0 темпах организации этого
цеха можно судить по одному примеру —=
в два дня из разных концов завода было
собрано и доставлено все необходимое. ста-
	име пиконове
	ENE

Opa. Тода в « аеном Фло- DTG HI) Uepayo eee у
“em bee и MoH ие о русских  Ефима Никонова и по его прошению руку
TONE ; («Har ил».
о телях подводных яодок («Никонов, прилож
. и Статья вызвала У ряда О, р 8 nti
, eT интерес к   ян b
офицеров, старшин и MATPOCOB нтер НН я родной страны и поэтому,

ео oe? ИУ ПОЛА
	офицеров, ИН бт ee nen ew 4 ero дела ДлЯ родня GLP в И

которые из HAX o6pa-   CBO
Egumy Huxonony. И ознакомить ‘их   ‘упорно преодолевая’ все преграды, сумел к
титр. Ко MHe & TD Е  1 479  pnqa вакончить модель. Оиз хо-
	лились. ко мне 6 просбъб0й озна о
более подробно © этим изобретателем под-
водного оружия. Такой интересе вполне
оправдан, вели учесть, что до сих пор нет
книги, в которой было бы рассказано 9

Жизни и деятельности русского изобрета-
теля-самоучки. Хочется, хотя бы частично,
ознакомить. чита:

восполнить этот пробел и
теля с содержанием некоторых документов,
дошедших ло наших дней,

Летом 1719 года в новосозданной руб-
ской етолице Санкт-Петербурге пло ‘фореи-
рованное строительство кораблей для Вал-
тийекого флота. В то время самая идея
создания военно-морской мощи руеекого го-
сударства стала популярной в народе. На
имя Петра I поступила челобитная от
крестьянина подмосковного ©618 Покров-
ского — Ефима Никонова.

Жалуясь на притеснения co стороны
«людей чиновных, дьяков и старост» Ни-
конов доноеил, что может сделать 006808
подводное судно, которое будет подходить
вражеским кораблям «под самое дно» и р98-
бивать «хотя б десять или двенадцать фре-
гатов».

Николов был вызван в Петербург. После
долгой беседы Петр приказал ему, «таясь
от чужого глазу», приступить к постройке
модели подводного судна,

Очевидно, по указанию Петра Адмирал-
тейств-Коллегия 31 января 1720. года вы-
несла решение: «Крестьянина Бфима Нико-
нова отослать в контору генерал-майора
Головина и велеть образцовое судно делать,
3 что к тому делу надобно иметь и масте-
ровых людей, по требованию оного кресть-
янина Никонова, отправлять от помянуто
конторы адмиралтейских дел, Денежное жа-
ловзние, с начатия его работы, давать по
три алтына две деньги на день и ныне, В
зачет, выдать пять рублей».

Никонов © большим рвением взялся 38
работу и вскоре понти закончил модель,
Многие чиновники мешали ему и воздви-
гачи преграды на его пути. В этом отнотте-
нии характерно письмо Никонова, адресо-
ванное в контору Головина, ведавшую
отнуском строительных материзлов.

„р тттноттнем 790 толу. — писал Нико-

АР ЕТ

осени 1720 года закончить модель, Она хо-
рошо держалась на воле, погружалась нА
валанную  Глубину, легко питалась под
водой и быстро всплывала.

Закончив испытание модели, Никонов
приступил, 5 ‘постройке самого подводного
«потаенного, огненного судна», для, чего
в Галерной гавани ему было отведено сле“
циальное место. Строил Никонов. свое судно
почти два годв. В. 1722 году первая рус
ская подводная лодка в присутствии
Петра I, «адмиралов, капитанов, чинов»
ных людей и людишек простого звания»
была спущена на воду.

При спуске преизолгла авария; от yiape
о трунт повредилось” деревянное днище,
Судно начало быстро наполняться водой и
тонуть, но было вытащено на берег. Петр
ободрил приунывшего Никонова, приказал
ему’ исправить повреждение и укрепить.
корнус судна; 3 также об’авил, «чтобы
‘никто. конфуза ему в вину не ставил»,

Снова стал. Ефим Никонов дни и ночи
проводить В мастерской. возле своего де»
тища, ремонтируя, укрепляя и’ совершен»
етвуя подводное судно и его оружие. 13 ав-
туста 1724 года Алмиралтейств-Коллегия
по его докладу вынесла рептение: «В Глав-
ную артиллерию. послать. преморию и тре-
бовать, дабы в потаенному судну десять
труб медных повелено было порохом начич
нить и седитрою вымазать от той вртил-
лерии»,

Е сожалению, до нас не дошли сведения,
которые могли бы об’яснить, HA каких
принципах было основано действие этого
грозного «огненного» оружия,

Однако не довелось Никонову довести
любимое дело до конца и увидеть свой
подводный корабль в действии. Ол векоре
простудилея и умер.

Потаенное судно было поставлено в ам
бар. «от чужого глазу, под крепкий караул
до повеления», но годы шли, а повеления
не постунало.

Поеле смерти. Петра никто, не вопомнил
0 подводном судне, которое продолжало хра-
нитьея «от чужого глазу» в амбаре в
семью замками, пока совсем не пришло в
	отнуеком етроительных материалов.

«В нынешнем 720 году, — писал Нико-
HOB, — в феврале месяце, по. указу царско-
го величества, повелено мне, нижепоимено-
ванному, строить нотаенное судно-модель; я
оную модель в совершенство, что надлежит,
привел, а ныне У меня остановка учинилась
в оловянных досках, на которых надлежит
провертеть, по моему размеру, пять тысяч
дир, о которых досках я подавал доношение
на предь свето и по тому моему, прежде по-
данному, доношению и по сие время не
отправлено. Того ради всепокорно прошу,
дабы указом парекого величества повелено
было на оных доскех провертеть пять ты-
вяч дир... 0 сем доносит потаенного судна-
молели мастер Ефим Никонов, В сему доно-

HHYpDtA SUP “Ayal fete Re Nees
ветхость.

Ефиму Никонову не удалось JO KORA
осуществить свой проект, но это не умаляет
ого роли в истории подводного плавания.
Еще до Никонова многие изобретатели пы-
талиеь создать подводные суда и релтгить
проблемы подводного плазания, Но ни один
из них не выдвигал пдеи использования
подводных вудов для, военных целей, Нико“
нов первым в мире дал эту идею и сам Ha
чал строить первое в мире военное подвод»
ное судно, завоевав, таким образом, для наз
тей Родины приоритет в создании подвод»
него оружия.

Капитан 2 ранга И; БЫХОВСКИЙ,
	ОБЗОР ПЕЧАТИ _
	Таной недостаток мне ирищлось недавно
наблюдаль на корабле офицера Колесова,
Недостаточно четкие команды  Вюлесова
сразу же сказались на действиях его под-
чиненных, Вместо четкого и ясного! докла-
да слышались пространные рассуждения.
Вахтенный офицер подавал команды на
руль, лот, вигнальный мостик. и другие
не по-уставному. Командир корабля не за-
мечал этих нелостатков и не требовал со-
блюдения «командных слов». В. результате
на мостике было много шума и суеты.
Нетрудно себе представить, к чему это мог-
ло бы привеети, очутись корабль в еложной
навигационной обстановке.

Приведем и такой пример. Корабль Н. ва-
холил в гавань. Вначале вее тю хорошо.
Пе сигналу © мостика личный ‘состав занял
свои места сотласно расписанию по поста-
новЕе на якорь и швартовы. Затем после-
довала команда:

— Отдать якорь!

И сразу же обнаружилось недостаточно
четвое взаимодействие между отдельными
постами. С бака задерживалиеь локлахы ©
положении и направлении якорной цепи, ©
Юта не доходили на мостик довлалы о рас-
стоянии ло причальной линии. Помошник
командира т. Алекееенко был вынужден
делать ‘излитние запросы на бак и ют. На
мостике создались суетливесть и нервоз-
ность. Матросы, обелуживающие средства
связи, начали искажать и путать команды,
Когда корабль полтягивалея на швартовах
к причальной линии, на бак поступило не-
верное приказание подобрать  якорную
пень. В результате один из кормовых швар-
товов лопнул. Таков результат недостаточ-,
ной организании службы на холовом м0-
етике.

0собото внимания заслуживают взаимо-
отношения между командиром корабля и
вахтенным офицером на мостике. Корабель-
ный устав полностью определяет, что лол-
жен знать и уметь летать вахтенный офи-
пер. Вея сумма требований в нему, изло-
женных в Ворабельном уставе, обязательна
для безупречного выполнения, Ведь в
статье 265 Правил службы корабельных
нарядов сказано: «Без соблюдения указан-
ных требований офицеры не могут быть до-
пущены Е самостоятельному  неоению
ходовой вахты». Слеловательно, раз офи-
пера допустили править ходовую вахту, то
ему нужно доверять. Излишняя опека нах
вахтенными офицерами CO стороны коман-
диров и их помощников чаше всего только
вредит телу.

После окончания военно-морском  учи-
лища я свою первую самостоятельную хо-
довую вахту правил на корабле, которым
командовал капитан 3 ранга Морозов. Эти
дни навсегда остались в моей памяти.
Комавлир предоставил молодому вахтеннему
офицеру широкое поле деятельности. С чув-
ством тлубокого удовлетворения я востри-
нимал каждое слово команлира, охобрявитего
те или иное мое решение или правильно и
четко поланную команду. Позднее, будучи
уже помощником командира на другом ко-
рабле, я испытывал такое же чувство, когда
командир полностью доверял мне выпелне-
ние не только простых, но и ележных ма-
невров, Сам же он, стоя в сторонке, внима-
тельно наблюдал за кажлым моим действием
и, вели нужно было, спокойно поправлял
меня. Такое отношение командира помогало
мне воспитывать в себе уверенность в дей-
ствиях, В таких условиях служба превра-
шалась в большую практическую школу.

На некоторых кораблях вахтенный офи-
пер, в сожзлению, не играет на мостике той
роли, которза отведена ему уставом. Он не-
релко преврашаетея или в обычного иепол-
нителя решений команлира и -нередаточный
пункт ето команл и распоряжений или, это
еше’ хуже, становится просто наблюдателем,
писарем, ведушим навигапионный и вах-
тенный журналы.

Прошлым летом в таком положении ока-
залея лейтенант Петров, долгое время чрез-
мерно опекавитийся своим командиром. Есте-

Черноморский флот. Параван пошел...
	Собрание
	Фото М. Покатило.
	комсомольского актива
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 11 июня. (Ho
	‚ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 11 июня. (Порр.
«Красного Флота»). В Н-ском соединении
состоялось собрание комсомольского авти-
	О ЕТУ ВИ:

ва обеуливитее ход выполнения решений
	РЯ, ОПЗ АРТАССТИ В

гомсомольской конферевнии соединения.
	докладе. «Состояние воинской диспиплины
среди членов ВЛЕСМ» старший лейтенант
Долозов указал, что‘ не все еще руководи-
тели комсомольских  ортанизапий ведут
	noumayio борьбу 38 лЛИиЧчвую  Примерность
	каждого члена ВЛЕСМ в соблюдении всех
	требований уставов, в боевой и политиче-
ской полротовке.

Выступая в прениях, тт, Алмазов, Буто-
ров, Колеснев и др, подвергли резкой ври-
тико слабую воспитательную работу B OT-
дельных организациях,  рабеказали, Kak
они выполняют решения конференции.

Собрание актива приняло развернутое
решение, 060бо подчеркнув важность борь-
бы за примерноеть комсомольцев в воин-
ской дисциплине, в боевой и политической
подготовке.
	Новые кншии
	Первый выпуск
«Библиотечки агитатора»

Вчера вышла в свет первая книжка «Би-
блиотечки агитатора», издаваемой Госто-
литизлатом, В нее вошли речи М. И. Вали-
нина на совещаниях партийных работни-
ков Москвы в 1942—1944 тг, и беседы ©
фронтовыми агитаторами.

В ближайшее время будут изданы бро-
пгоры: «Основные черты’ большевистской
аРитания», «0 языке агитатора», «Как пот-
готовиться и провести беседу» и другие,
входящие в «Библиотечку».

Тираж каждой книжки —— 6500 тысяч
экземпляров.

Ех =
	В. Тихонов. «Электродвижение кораблей».
	Пол общей редакцией профессора инженер-
	капитана 1 ранга В. Полонского. Боенизлат.

Стр. 380. Цена 12 руб.

‚ Внига, являющаяся учебным пособием
для моревих учебных заведений, дает све-
дения по теории электропривода гребных
винтов, ‘электрическим схемам и управле-
нию гребными электрическими установками,

«Иностранные военные флоты 1946—
47». Издание третье. Военное издательство
	Министерства Вооруженных Сил Союза СОР.
	Москва. 1947 г. Цена 45 руб. -

Третье издание справочника «Иностран-
ные военные флоты» содержит данные о
военных флотах 38 государств по состоянию
на 1 июля 1947 г. и сведения о чиеленном
составе итальянского Флота на 1 января
1947 г. Помимо тактико-технических дан-
ных о кораблях, приведен перечень потерь
за время второй‘ мировой войны, помещены
изображения флагов и знаков различия
строевых офицеров, даны таблицы раестоя-
ний между портами и переводные таблицы
мер.

ЗВ конце книги напечатаны «Дополне-
ния», содержащие данные об изменениях в
корабельном составе флотов, происшедиих
во время составления справочника.
	ночное оборудование, в том числе станки
весом в несколько десятков тонн.

..Прошел тод после окончания проекта
экскаватора. В мае 1947 тода из нового
цеха вышла  стошестидесятипятитонная
стальная громада. Легким нажатием педали,
переключением рукоятки мантиниет плавно
разворачивал машину. Во всю мощь своих
тысячи двухсот лошадиных сил гудели мо-
торы и генераторы. Нервый послевоенный
экскаватор!

Экскаватор отправили на Первоураль-
ский рудник. Рядом с ним поставили одну
из лучших заграничных моделей—«Бюсай-
рус 120-В». Началось соревнование машин.
Условия были выбраны исключительно
трудные — работы велись на тяжелых
скальных грунтах.

Победителем в соревновании вышло дети-
ще советских людей. В 22 секунды трех-
кубовый ковиг заполнялея скальными глы-
бами, затем ебрасывал их в лумнкал. В столь
короткий цикл еще не укладывалаеь ни
дна малина такого класса. Экскаватор
Уралмаша превзошел показатели  манин
лучиих мировых фирм на 20 пропентов.
	уже к концу прошлого года ежемесячный
вынуск новых экскаваторов был больше
всего мирового месячното производства ма-
шин такого класса, В 1948 голу на Урал-
мате продолжают ритмично нарастать тем-
пы выпуска экскаваторов, этих могучих
землекопов, каждый из которых заменяет
ПЯтТЬБедт человек.
	Экекаватору присвоено имя руковотителя
проекта, — Бориса Carogerora — «90-3».
Это значит — Электрический, Сатовекого,
трехкубовый,

Страна высоко оценила талантливую р8-
боту конструкторов и производственняков
Уралмаша. За разработку и промышленное
освоение новой конструкции экскаватора
высокой производительноети ВБ. И. Сатов-
ский, А. Б. Верник, С. К. Борисов, Ю. Г.
Егонтина и профессор Н. Г. Домбровский
удостоены высокого звания лауреатов
Сталинской премий.
		> СТАРШИНЫ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПС ООИ
	Газета «Васпиец» печатает серию ста-
тей под рубрикой «Заметки о воиноком во-
епитании». Эти статьи популяризируют во-
енную присягу, уставы, освещают вопросы
дисциплины, Пвойсвовото товарищества, б0-
евых традиций. Авторы статей, в большин-
стве старшины, на конкретных примерах
pas ACHAT, каким должен быть советский
военный моряк, делятся опытом воспитания
подчиненных.

Первой была напечатана статья, носвя-
щенная дисциплинарной практике млад-
ших командиров.

«Не так давно,——питнет главный старши-
Ha Возницын,— старшины  нашего корабля
горячо обсуждали Такой случай. Crap-
шина статьи Тарасово наложил
дисцинлинарное взыскание ‘на евоего под-
чиненного сигнальщика Ануфриева 35 то,
что он, заетупая ‘на вахту, не изготовил
своевременно флага для переноеа под га-
фель. Корабль стоял на пвартовых, флаг
не понадобился, и некоторые старшины счи-
тали, что строгость Тарасова в данном елу-
чае была излишней. Правы ли они? Вез-
условно, нет. Ведь старшина отделения сиг-
нальщиков, проявив справедливую  требова-
тельность к нодчиненному, предупредил тем

самым грубое нарушение воинекого  по-

рядка».

С интересом читается статья мичмана
Мусенко. На конкретном примере автор по-
казывает, как благодаря умело ‚ проведенной

а Е И С ИИ

ступка и дал слово приложить вое силы,
чтобы вернуть утраченное доверие.

Свое слово он сдержал.

Развитию ‘У матросов воинской инициа=
тивы посвящает свою статью старшина
2 статьи Пестряков. Он подчеркивает, что,
предоставляя матросу возмождюсть проявить
инициативу, старшина тем самым оказы
вает ему доверие, повышает ето личную 01
вететвенность, заетавляет усерднее учить“
‚ся. Таким ‘образом старшина потовит себе
полноценных заместителей, способных 38
менить е10’в любое время, Иначе бывает;
когда старшина занимается мелочной опе“
вой, она только тормозит’ воинекий’ 1007
матросов, не способствует их совершенство
ванию. Вот’ пример.

Командир отделения сигнальдиков стар
ший матрос Соевитный’ вместо контроля 34
работой подчиненных нередко подменяет
их. На запросы флагмана во время плава»
ния он предпочитает отвечать вам, хотя бы
вахта уже была им сдана другому, «Еще
вапутают чего-нибудь мои сигнальщики»,—
рассуждает он.

В заключение статьи Пестряков mumert

«Нашим матросам свойственны метка,
инициатива. Эти качества следует всемерно
развивать. В сочетании © привычкой к дис-
циплине, с глубоким знанием уставов ини“
циатива воинов являетоя важным условием
повышения их боевой выучки»,

0 любви к своей военной спепиально-
	Эн славит   Депае. 3
Штайна и нюс. Ва
	воспитательной работе матрос. Васильченко.
	ранее являвигийся недиспиплинированным
членом экипажа, стал одним из передови-
ков корабля. .

В статье «Воепитание‘ честности» .стар-
шина 2 статьи Сизов рассказывает о мат-
росе Мусаэляне, который дважды обманул
старшину. Нервый раз он доложил, что при-
борку закончил, в то время как в действи-
тельности работа не была сделана и напо-
ловину. В друтой раз матрос попросил вне
очереди уволить его на берег, чтобы наве-
стить больную мать.

«Каково же было мов возмущение, —
пишет Сизов, — когда вечером того же дня
Я встретил подчиненного на танцах в мат
роеском клубе».

-Беседуя © матросом, старшина co всей
остротой высказал вое, что думает 0 чело-
веке, обманувшем своего командира, став-
шем на путь лжи.
°_ — Ив боевой обстановке я не доверил
бы вам серьезного поручения, -— сказал
<таригина матросу.— Ведь вы содгали мне,
нарушив тем’ самым присягу. Raw me я мо-
ту быть уверен, что в тяжелый момент
вы не подведете весь экипаж.

Нечестные поступки Мусаэляна етрого
осудили его товарищи матросы. Обеуждал-
ся этот вопрос и на комеомольском бюро.
Мусаэлян осознал всю тяжесть своего про-
	ГАСТРОЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
	Центральный театр Красной Армии пред-
принят в этом году большую гастрольную
поездку. С 28 мая театр успешно высту.
	ФАН ENO [Е

пает в Рижеком Доме офицеров. Он славит
три спектакля: «Призвание» Плавно o
	CTH пишет канитан-лейтенант  Вруткин. .
Он указывает, что -основа успехов зиждет“
ся на любви к своему делу, на стремлении
совершенотвовать свое военное мастер
ство.
	Много внимания уделяет комсомолец Ca-
фин уходу за орудием, В прошлом году eM
расчет все огневые задачи выполнил толь»
	50 © отличной оценкой, завоевал первое ме-
сло в части.
	«Однажды Сафин,-— пишет капитан-лей:
тенант Круткин, == заболел, Иго направили
для лечения в госпиталь. Скоро оттуда на
	имя командира пришло письмо. Сафин
писал.
	«Я очень огорчен тем, что в такую 10
рячую пору боевой подготовки лежу ‘в 1
питале. Прошу заб проследить за моими
наводчиками Кузьуиным и Чугуновым,
чтобы они не ослабляли тренировок. IIpo-
Шу также сказать им, чтобы они любовно
ухаживали за’ мовй пушкой. Я даю слово
моряка, что, выйдя из м№спиталя, приложу
все свои силы для отличного выполненяя
отневых задач», .

Инициатива газеты `‘«Каспиеця, нанеча-
тавшей пятнадцать статей, посвященных
воспитанию матросов, заслуживает 9добре-
ния. Редакция должна продолжить начатое
ею серьезное и важное дело. .
	ТЕАТРА КРАСНОЙ АРМИИ
	Вузнецова, «Учитель танцев» Лопе ле Вега

А
	и «Ветреча в юностью» Арбузова.
	чюня начнутся гастроли театра в
	затем театр посетит Клайпелу, Виль-
Зунае, Калининграт.
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	Строители мощных.
экскаваторов
	`Берие Сатовекий юношей работал машя-

нистом экекаватора. Он осутал болотиетую
низменность Колхилы, превращая ве в пве-
тущий сал, рыл каналы в Средней Азии,
чтобы насытить влагой хлопковые поля.
Сатовскому страстно хотелось осуществить
свою мечту — строить экскаваторы более
сильные и производительные, чем те, на Ко-
торых ему пришлось самому работать.
	Матиниет экскаватора сел Ha студенче-
скую скамью. В Ленингралеком политехния-
чеком. институте он вотретилея с челове-
ком, который сыграл большую роль в его
инженерном формировании, — профессором
Николаем Григорьевичем Домбревеким. Про-
фессор заметил любознательного студента,
прекрасно знающего на практике экскава-
Торы, и еще до окончания института при-
влев батовекого 5 конструкторской ‘работе
во Всесоюзной технической конторе экека-
ваторостроения, где он сам являлся главным
инженером,
	_ Грандиозные рудники, такиа, как Магни-
тоторский, Ваяхашекий и пругие, требовали
новых мощных средств для лобычи иекола-
емых. Существовавшие экскаваторы” He
соответствовали масштабам. По инициативе
Серго, Орджоникилзе Уральский завод тяже-
того машиностроения лолжен был стать ба-
30H изгатовления мощных экекаваторов. .
	В 1935 году из Ленинграла в Свердловск
прибыла груниа молодых инженеров. В их
числе был и Борис Сатовский. Эта групла
	стала основным костяком. экекаваторного.
	бюре Уралмашзавола. Охновременно в Ураль-
ском индустриальном институте была opra-
НизЗована подготовка инженеров новой спе-
циальности — экскаваторщиков. = Готовил
кадры для Урала и профессор Домбровекий.
	Здесь он ветретилея с вовым свойм учени-
ком. Александром Верником, бывшим масте-
рем Уралмашзавода, влюбленным в кон-
структорское дело. Упорный, требователь-
ный в себе, Александр Верник училея 6ез
отрыва от производства и получил высшее
техничесвое «образование:

В 1936 году на Уралманте был выпущен
первый советский трехкубовый экскаватор.
Но он не яваялея основной продукцией
завода. Ежегодно завод наряду в прокат-
ными станами, доменным оборудованием мог
выпустить всего два-три таких экскава-
тора. Так, до начала войны ‘за пять лет
быле выпущено всего 13 машин.
	Сатовекий, Берник и другие мечтали с03-
лАТЬ экскаватор, не только не уступающий
заграничным образцам, но чтобы он был
лучше их. Молодые конструкторы ездили
на Прибалхант, где работали их первые экс-
каваторы, были на Магнитогореком рудни-
ке, где наблюдали заграничные машины.
Ь началу 1941 года проект мамины, кото-
рая но многим показателям превосходила
лутнние заграничные образцы, был созлан.
Но осуществить проект не улалось, Нача-
лась война, и нужно было думать о совер-
MeCHHO иной продукции.

Александр Верник стал заниматься ре-
конструкцией завода в связи с перехолом
на военное производство, д затем возглавил
отдел. Борис Сатовекий освоил соверщен-
но новое для него дело»-— сборку и сварку
корпусов танков, производство самоходных
нушек. Сергей Борисов работал в области
электрооборулования серийных матин.

Но еще залоло до окончания войны на
Уралмаше стали думать о переходе на мир-
ную продукцию, у

Й когда пришел долгожданный День