13 июня 1948 г., воскресенье, № 139 (2933)

а би, Ма ate Bf tt
	=
	о О пож a пы
Знать людей, умело’
‚фастить ‘их
	Рассекая крутые‘ волны, бронекатер пол-
ным ходом идет по широкому речному пле-
су. Вот на его мачте взвилея сигнал — ка-
тер делает крутой поворот. Маленький 50-
рабль резко ложится на борт, но через ми-
нуту выравниваетя-и. не уменьшая хода,
	продолжает сложное маневрирование. Мэря-
	ки < других кораблей, с интересом наблюдла-
ЮТ 38 Этими смедыми маневрами,

ФЗекоре катер подошел в’ месту стоянки.
Из-рубки вышел в черном дождевом. плаще
среднего. роста, птирокоплечий- и статный
офицер. Велед за ним показалея другой —
помоложе и чуть выше: ростом; Первый из
них был командир. подразделения  Езтеров
старший лейтенант Шаянин. Обрашаясь 5
командиру катера’ младшему лейтенанту
Якушенко. он сказал:
	— Болыне) спокойствия. и’ уверенности
в своих действиях. Чувствуйте себя хозяи-
ном катера. А вообще, дело у. вае идет не-
плохо. Еще несколько раз: выйдем вместе,
ия вас допущу к а управ-
лению катером.
	‘Молодой офицер © нескрываемым удо-
вольствием улыбался.

— Зайдите сегодня вечером‘ ко ине, —
продолжал старший лейтенант. — Надо 6y-
yet побеседовать.
	Вечером Шнянин беседовал © Якушенко
0 постановке воспитательной работы на ка-
Tepe. Наблюдая продолжительное время за
молодым офицером, старший лейтенант
Шнянин заметил, что тот’ упускает в дис-
циплинарной практике такую важную фор-
му, как поощрение лучших матросов и стар-
шин. Командир подразделения ждал подхо-
дящего случая, чтобы побеседовать на эту
тему. Такой случай представился. Экипаж
катера успешно выполнил‘ одну‘ из вурео-
вых задач. И. вот теперь старший: лейтенант
спросил:

— Скажите, & кого-из наиболее отличив-
тихея вы поошрили?

Якушенко признался, что этого он не
сделал.

— Как же так? -— укоризненно заме-
тил ему Шнянин. -— Люди старались изо
всех сил, 8 командир не заметил этого. Не-
верно поступаете, товарищ Якушенко. При-
мерность и усердие надо отмечать “и делать
достоянием других столь же настойчиво, как
и пресекать шроступки;

И старший лейтенант привел из своей
практики поучительные примеры, показн-
вающие, какую огромную воспитательную
роль играет своевременно вынесенное стар-
шине или матросу поошрение.

Молодой офицер понял свои промахи. Он
стал больше заниматься’ воспитанием лич-
ното состава, лучше изучать людей. Резуль-
таты не замедлили сказаться. Векоре катер
занял одно из первых мест в ‘похразделе-
нии. бейчасе Шнянин отзывается о Якушен-
ко како грамотном командире и умелом
воспитателе подчиненных.
	Старший лейтенант Шнянин командует
подразделением уже несколько лет. Это
вдумчивый, грамотный и серьезный офицер.
Когда его выдвинули на новую должность,
Шнянин понял, что перед ним встали слож-
ные и трудные задачи, & круг обязанностей
значительно расширился. Пришлоеь засесть
за книги, основательно повысить свои тео-
ретические знания. Он перечитал немало
литературы о. боевых действиях катеров, на
Волге, Дунае, Днепре. Внимательно анали-
зируя боевые операции, Шнянин берет из
них все ценное и использует в практике
боевой и. политической подготовки своего
подразделения.
	 — Я ‘Поставил себе’ целью. —- говорит
Шнянин,— глубоко и всесторонне изучить
каждого своего офицера, знать все положи-
тельные и отрицательные черты его харак-
repa. MoH подчиненные — разные люди:
одни © большим теоретическим и практиче-
ским багажом, другие только впервые
берутся за ручки машинного Texerpada.
Пред’являть всем им одинаковые’ требова-
ния было бы неправильным; Приходится
работать в каждым из них. Это трудно, на
зато результаты хорошие. Я вижу, как на
глазах растут люди.

‘Старший лейтенант охотно расёказывает
06 офицерах, старшинах и матросах своего
подразделения, дает подробную характери-
стику отдельным товарищам, говорит 06 их
успехах в боевой и политической учёбе.
Чувствуется, что он всесторонне знает каж-
		3a

ern
	военным и политическим ‘ростом. 0бетоя-
	тельное значие людей дает ему возможность
	своевременно притти на помошь тому или
	иному товарищу, поправить его, укезь
ему; на допускаемые ошибки:

‚ВаЕ-то раз. “зайдя в каюту командира
катера мичмана Громакова, старший лейте-
Нант застал того за изучением района пла»
вания. На столе у Громакова лежали не-
	сколько карт. измерительный пирвуль, па-
	раллельная линейка и справочники © ©пи-
санием реки. Просмотрев записи и пометки
	мичмана; Шнянин показал каранланюм ‘9%
	голубую извилистую нолоску реки.

— Вак вы будете ‘итти в этом `райове,
ели обстановка здесь‘ такая-то? — епро-
CHI. OF.

Buerpo пробежав глазами по карте, мич-
ман правильно оценил обстановку и начал
об’яенять свои действия.

Ответ командира катера понравился стар-
шему лейтенанту, но был неполным. Ko-
мандир подразделения дал мичману несколь-
ко. советов, затем порекомендовал сделать
подробные зарисовки речных берегов.

Организуя учебу своих подчиненных,
Шнянии помогает им подбирать еоответет-
вующую литературу‘и другие учебные по-
собия. В помошь. командирам катеров, про-
водятся лекции и доклады об, опыте Великой
Отечественной войны, регулярно организу-
ются групповые занятия и упражнения.

Командир подразделения не упускает из
поля зрения работу ‘и ©о старшинеким со-
ставом. Он контролирует учебу младших
командиров, нередко собирает их для беседы
пс самым разнообразным вопросам. Недавно
он провел со етаршинами несколько занятий
на тему—как составлять планы одиночных
	учений и тренировок на боевых постах. 05-
	Наружив, что на вевоторых Батерах cCTap-
	шины еще елабо занимаются воспитанием
	матросов, Шнянин ©обрал старшин и начал
беседовать е ними о Корабельном уставе,
Он. предложил старшине 2 статьи Захарову
рассказать об обязанностях старшины; отде-
ления. Захаров встали бойко начал излз-
гать статью 180 второй части Корабельного
	устава: «Аомандир отделения обязан: по-
	БОеДНеВНО Изучать И энать BUOR своих HOI-
QHHeEHEEXY>.
	— Хорошо. — остановил его Шнянин.=—
	Вот и расекажите нам подробно о каждом
из своих. матрогов. Вто они, ‘откуда, чем за-=
нимались до военной службы, что читают
из политической и. художественной литера-
туры, как успевают на. политзанятиях?

Старшина смутился:

— Таких подробностей не знаю, товарищ
старший лейтенант.

— А вы, старшина 1 статьи Черкашоз,
сможете рассказать о своих матросах?

Выяснилось, что и Черкашов и другие
старшины не могут дать подробной харак-
теристики бойцам своих отделений.

— Вот в этом и беда наша:-— еказал
Шнянин.— что мы знаем своих ‘полчинен-
	ных только по фамилии. А устав требует    ]
тт ВАНА:
	совершенно другого. Надо не заучивать ста-
Тьи из устава, & HA деле выполнять каждый
его пункт, каждую букву.

Тут же на поучительных примерах етар-
	ший лейтенант показал, вк чему приводит
	поверхностное знание своих подчиненных.
Векоре. после’ этой беседы командир под-
разделения собрал офицеров и пюставил пе-
ред ними вопрос о’ необходимости коренным
0бразом улучшить работу со старшинами.
	и потребовал. чтобы офицеры ‘лично зани-
	мались с каждым младигим командиром, при-
вивали ему необходимые навыки в воспита-
нии матросов. После этого-в подразделении
заметно улучшилась воспитательная рабо-
Т& со старпгинским составом, ‘& 910 в свою
очередь положительно сказалось на укрен-
		качества, боевой подготовки.

Офицеры; старшины и матросы часто об-
ращаются в командиру подразделения не
только по служебным детам, но и с личны-
ми нуждами и запросами. И он всегда най-
	  дет время по душам нобеседовать © каждым
	морявом, внимательно выслушать его проеь-
бу; принять весе меры, чтобы помочь. Не
случайно старитий лейтенант Шнянин поль-
зуется высоким авторитетом и любовью cpe-
ДИ ЛИЧНОГО состава подразделения.
	Анстов проводит
	папитан 3 ранга В. ПРОЦЕНКО.
	корабля Н. капитан 3 ранга А.
	`Отеческая забота
	‚ Отеческая забота и ‘строгая требователь-
	ность органически сочетаются в служебной
деятельности командира корабля Кали.
нина. ` Матросы’ и старшины вихят в нем ив
только влаетном начальника, в0_и чутком
друга. Общение с матросами и старшинанн
тало жизненной ‘потребностью’ вапитана
лейтенанта. При любой загруженности ив
‚любой обстановке он находит время; чтобы
побывать в кубрике’ и поговорить по душах
© матросами. выяснить их запросы, думы и
чаяния. Эти ‘беседы нигде не планируются,
Она. проходят в’ перерыве между завятвя-
ми, в свободную! от службы минуту.
  Как-то проходя мимо кубрика, Калинин
обратил внимание на общее оживление мзт-
росов. Он вошел ‘в кубрик. Оказалось, чо
получена ‚почта и матросы делятся впечал
лениями о прочитанном. Комаядир заметил,
что старший: матрос Варетников’ нахолится
как бы в стороне от общего веселья. Комана
дир подошел к, матросу и спросил ем:
‚== Что не ладится у вас, товарищ Ra.
ретников? И
— Письмо неприятное получил, —— отвез
	  тил. старший матрос.
	„Выяснилось, Что. мать Варетникова по
вине бюрократов не пользуется теми ль
тами, нз какие она имеет право как мать
воина-моряка. ‚Оказалось также, что эм
давно беспокоит Каретникова. Офицер Ка-
линин немедленно написал письмо в. м6ст+
ные органы власти и просил их помочь’ ма
тери матроса. Ответ. последовал быстр:
мать моряка обеспечили всем необходимым:

Командир корабля Калинин. учит своих
офицеров и старшин тому, что постоянная
забота о подчиненных есть одна из харак-
терных черт, присущих всем начальникам,
находящимся в рядах Вооруженных Car
Советского государства. Он воспитывает в
них дух флотского торарищества, уважение
прав и личного достоинства каждого воинаа

— Постоянное общение ©. подчиненныз
ми, — говорит Калинин, —помогает мне быстз
ро и правильно реагировать на их нужды и
запросы, своевременно подмечать и развиз
вать все хорошее, в корне пресекать все
119509.
	Капитан-лейтенант Я, БАКАЛОВ.
	Несколько` месяцев ‘назал“ ва’ ворабль, ко»
р. Калиния, прибыл

‘торым. командует! офице
‘для прохождения дальнейшей службы мич-
	ман Никульнтин: Представивииеь командиру.
	и ответив на все заданные” ему вопросы,
мичман решил, что разговор закончен. Но
командир: неожиданно: спросил. его: ^^

—- Ram y Bac дела © семьей, товарищ
мичман?

‚ Нивульшин замялся, затем ответ

— Жена готовится стать матерью... Про-
живаетов городе’ Г. у`знакомых.— Никуль-
шин сделал изузу и ‘затем добавил: ©

— Я собиралея говорить ‘© вами, това-
рищ командир, по этому вопросу не ‘сейчас.
Надо сперва послужить на корабле.

— Не тодитея так, == заметил Валивин
И что-то записал себе в блокнот, — я ‘ведь
знаю) что вы сейчас беспокоитесь 0 семье.
Беспокойство это вполне естественно.

Мичман был растроган: Г
_ Семье Никульшина вскоре выслали С. КО-  .
рабля все необходимые документы, ‘для’ ne-
	гола тать Ая

реезла в город, где базировался. корабль. Она
	поселилась, в квартире.. которая. была при-
тотовлена также < помощью. командира 50-
рабля.

Можно себе представить, с каким усер-
дием взялея мичман Никульшин за, испол-
нение своих служебных обязанностей. Не
жалея ни сил, ни-времени, он стал помо-
гать. командиру в навелении образцового по-
рядка на ‘корабле, Ему. очень хотелось от-
ветить на отеческую заботу командира без-
‘упречной. службой.

Надо призваться, что в первые дни служ-
бы у мичмана не вее‘шло гладко, & коман-
дир. строго требовал устранять недостатки.
Никульшин хорошо помнит’ первую непра-
ятную` беседу с командиром о том;  что мич-
ман иногла взыеквивает в подчиненных, тол-
ком не разобравшись в причинах проступ-
ков. Например, мичман сделал замечание
одному старшему матросу за нечеткое ис-
полнение приказания. Но старший матрос
был болен. 0б этом знал втаршина отделе-
ния, однако он. не успел. поставить B H3-
вестность мичмана. И командир сказал ему;

— Лучше. надо знать подчиненных,
меныше будете ошибаться. :
	о`поочиненных
	‚ «Начальник! ‚обязан непосредственно руководить
боевой’ и. политической подготовкой: вверенной ‘ему
части. (подразделения), всесторонне изучать ‘личный
состав и знать способности каждого подчиненного,
	повседневно заботиться о воспитании личного. состава
И нёпрерывно’ совершенствовать его боевое мастерство».
` (Устав внутренней службы Вооруженных
	Сил Союза ССР, ст. 49).
		ПУТЬ. К ПЕРВЕНСЕВУ
	«Красного Флота»)
	(От корреспондента
	Старшины и матросы катеров старались
быстрее подготовиться к летнему плаванию.
Подчиненные лейтенанта Омельченко рабо-
тали особенно вдохновенно. Катер был спу-
щен на воду на’лве недели позже, чем не-
которые. другие. Экипаж хотел’ наверстать
время. В короткий срок моряки привели в
порядок. механизмы, испытали моторы, при-
стреляли оружие. В числе первых катер
поднял вымпел.

Этот успех — неё случайное стечение об-
стоятельетв., Ему предшествовала кропотли-
вая работа. офицера-коммуниста_ Омельченко
по воспитанию своих подчиненных.

С катера, весь экипаж которого переечи-
таешь по’ пальцам, минувшей зимой ушло
несколько ‘человек. Прощаясь ‘© ними,
лейтенант Омельченко и грустил и радовал-
ся. ВБонечно, жаль было расставаться ©
людьми, ставшими для командира -родными
и близкими. Это были хорошие матросы,
надежные товарищи. 0 ними он в 1947 го-
	ду ВЫПОЛНИЛ © ВЫСОКОЙ ОЦенкой план боевой  .
	подготовви. Ни в походах, ни на стрельбах
не подводили они командира.

Но, зная, куда направляются моряки,
лейтенант испытывал приятнов чуветво.
	Два пруга-комсомольна Шаров и Королев,
	неутомимые труженики, все лето работазв-
шие вместе у моторов, шли в школу учеб-
ного отряда. Старшего матроса Чистова
назначили старшиной отделения на со-
селний катер. Разве это’ не гордоеть для
командира, что его воспитанники, рядовые
матросы, сами теперь будут обучать и вос-
питывать воинов!

Уходившим морякам Омельченко пожал
руки и сказал: «До скорой ветречи», а
одного из них крепко обнял: «Прощай».
Старшина 2 статьи Николай Веренцов,
честно прослужив свой срок на флоте,
уходил по демобилизации.

Изменение в личном составе векоре по-
чувствовалось. Присматриваясь ‘в работе,
	  поведению, к внешнему виду молодых чле-
нов экинажа, Омельченко заметил неладнов.
	Моторист Вюноненко ходил неряшливым.
Ето товарищ матрос Лисевков не следил
за своим местом в кубрике: койка всегда
плохо заправлена, в рундучке хаое. Небреж-
ность в быту, вели е. ней: не бороться, Ножет
привести к тому, что матрос не будет забо-
титься и о чистоте боевых механизмов. Ча-
стично это!’ уже’ Проявилось. На утренней
приборке Кононенко’ кое-как выполнил евою
работу, а ‘на замечание главного старшины
Шагина ответил трубостью. Старшина на-
ложил на Кононенко взыскание.
	Омельченко решил приучить матросов к
порядку везде и во всем. Каждое утро он
приходил в кубрик, лично проверял заправ-
ку коек, приборку помещений. Лисенкову
лейтенант показал, как это надо делать.
Матроса Кононенко заставил привести в по-
рядов евое обмундирование.

Так прошла неделя. Офицер, конечно, по-
нимал, что этим должен заниматься не сам
он, а старшина отделения моториетов. Но
вновь назначенный на эту должность стар-
	шина 2 статьи Солоневич. будучи хорошим
	специалистом, не имел еще вомандирсквих

навыков. Не ослабляя своего внимания к
матросам, Омельченко стал учить старшин-

ский состав тому, Rak надо воспитывать
подчиненных. На. занятиях лейтенант на-
пеминал етаршинам об их роли на корабле,
убедительными. примерами доказывал вред-
ность панибратства, с. подчиненными, учил
старшин. методам. воспитания матросов,
умению сочетать высокую требовательность
с заботой о. личном ‘составе.

Учеба) принесла старшинам большую
пользу. Применяя нз’ практике то, чему
учил их командир, старшины почуветво-
вали себя важным звеном в экипаже, пер-
выми помощниками офицера. Особенно  мно-
	го стали работать старшины-коммуниеты.
	политинформацию.
	Тлавный старшина Шагин, Боторому подчи-
нены все мотористы катера, сейчас интере-
суетея не только тем, ка изучают подчи-
ненные евою специальность. Он требует от
них опрятности в быту, образцового поведе-
aua на ‘берегу. На катере есть старшины,
не имеющие в своем подчинении матросов,
но и они не остаются в стороне от борьбы
за высокую дисдийлину. Член изртии стар-
шина радист Влимешин, показывая пример
безупречной службы, требует этого и от
рядовых, независимо от того, кому они под-
чинены. не ,
Лейтенант Омельченко постаралея ис-
пользовать весь арсенал средств укрепления
дисциплины, Здесь были и беееды на поли-
тические темы, и утренние осмотры, и еже-
недельное подведение итогов учебы. Коман-
дир вовлекает матросов в занятия спортом,
в ЕружЖоЕ самодеятельности, «Бодрый во-
ин, -—— говорит Омельченко, — лучше. слу-
жит»:
Однажды лейтенант заметил, что матрос
Вононенко чем-то расстроен. На вопрос
командира он ответил, что работники бере-
говой базы почему-то не списали’ е него
выданное когда-то обмундирование. Теперь
за ним числится влвое больше вещей. чем
	у него’ есть на самом деле. Омельченко 650-
	дил на береговую базу, отыскал там едз-
точную ведомость и заставил интендантов
привести в порядок учет обмундирования,
полученного не только матросом Вононенко,
но и вообще личных составом катера.

— Спасибо, товарищ лейтенант, — ска-
зал матрое. — Признаться, я подумал, что
вы не станете заниматься таким делом.

— Напрасно вы ‘так думали, товарищ
Кононенко, — ответил офицер, — я обязан
был занаться этим.

— Обещаю вам, что больше никогда ни
в чем не нарушу воинский порядок, — за-
верил Кононенко: И он держит свов слово.

Хорошо помогает лейтенанту. Омельченко
воспитывать личный состав демобитизован-
НЫЙ старшина Николай Веренцов.. `Узхав
далеко от Балтии, В Г. Кемерово, Веренпов
не порывает связи © катером. Когда пряхо-
	  хит от него письмо. лейтенант идет в ма-
	троссвкий кубрик и читает вслух простые,
задушевные строки. Веренцов в любовью
вспоминает флотекую службу, родной ка-
тер, где он получил закалку на всю жизнь.
Он пишет о своих делах и, просит, чтобы
ему тоже сообщали, как выполняют воин-
ский долг его товарищи. Трудовым успехам
демобилизованного старшины радуется весь
эвинаж. Даже те, кто пришел на катер не-
давно и лично He знаком с Веренцовым,
считают его своим другом. Лейтенант и
другие «старожилы» катера рассказывают
им, как прекрасно знал Веренцов боевые
механизмы, как умело он действовал в по-
ходах. Во время таких непринужденных бе-
сед у мололых матросов невольно появляется
страстное желание учиться еще упорнее,
так знать свое дело, как Николай. Веренпов.

Лейтенант Омельченко с  удовлетворе-
нием ошущает плоды своих усилий. Все
старшины и матросы быстро и аккуратно
выполняют любое задание. Нз катере совсем
прекратились napyuienua воинской дисции-
ТИНЫ.
	Аким Иванович Омельченко — молодой
офицер. Он плавает лишь третье лето. Но
И этот свой небольшой опыт он использует
длЯ Toro, чтобы его’ корабль был первым.
Омельченко учится и учит других. Руково-
дхимая им группа политзанятий в. пронлом
году заняла первое место в соехинении ‘по
успеваемости. Сейчас Омельченко руководит
политзанятиями. старшин-сверхерочников.
Как член партийного бюро подразделения
Омельченко часто бывает на других кате-
рах, помогает товарищам-офицерам удреп-
лять дисциплину, повышать воинскую вы-
учку матросов и старшин.
	Капитан М. MOXOS.
			Личный пример командира
	койно поставил ручки машинного телегра-
фа на «стоп», затем. дал задний ход. Пере
самым носом, корабля вынырнул пароход и
пересек курс. Командир молча проводил его
глазами, и только мускулы его лица едва
заметно вздрагивали, выдавая внутреннев

х

напражениа. Е
	Можно было бы рассказать о многих поз

С ие у АСАН М. ge
	добных случаях. Все они лишний раз 09`яса
няют, почему командира Лошкарева тан
любят и уважают его подчиненные. Моло-
дые офицеры хотят быть похожими на нему
воспринимают его личный пример образцо=
вого выполнения своего служебном долга
	Офицеры учатся у евоего командира ров
	ному отношению к подчиненным; Он всегдЯ
	внимательно наблюдает за тем, как старшие
относятся к младшим. Не так давно был на
корабле такой случай. ‘
	Во время больнюй приборки молодой. мат“
рос, скатывая палубу, случайно облил во-
дой вахтенного офицера. Тот несколько 34
пальчиво отчитал матроса 33 -HEOCTOPOR-
ность. Командир видел. это. Он подошел &
офицеру и тихо оказал ему: «Зрявы намаз
троса рассердились.! Ведь ‘он вас“не видел,
Вепыльчивость, вообще ‘говоря, ‘редко’ вы
вает справедливой». Офицер понял, что доз
пустил онтибку. После он рассказывал това»
рищам, что навсегда запомнил слова коман-
дира.

Но командир бывает и очень строг. ели
	дело идет о соблюдении дисциплины и по-
	рядка. Лейтенант С. провинилея, грубо’ на-
рушил воинскую дисциплину. Его проступок
разбирало партийное бюро. Командир при.
шел на. заседание и строго осудил проступок
	молодого офицера. Вроме того, он взыскал с
провинившегося. Е
	Личным примером учит и воспитывает
молодых офицеров командир корабля т. Лош-
каров: Высокая требовательность у’ нето ©о-
четается с постоянной заботой о них. И они
безгранично верят ему, учатся у него, пере
нимают черты ето характера.
	_ „Лейтенант ©. АМЕЛИН.
	Корабль отходит от стенки. Глаза всех
устремлены на мостик, где стойт. вновь. на--
значенный командир корабля т. Лошкарев.
Как-то поведет он корабль?

Через несколько минут наш корабль, по-
винуясь воле командира, легко отошел от
стенки, точно обошел стоящие ‘на повороте
суда и направился к воротам гавани. Моло-
дой офицер, внимательно наблюдавший за
действиями командира, восхищенно промол-
вил: «Вот это — искусство!». ° и

Корабль находится в походе. На тори-
зонте чисто. В облаках — ни одного. про-
света. Штурманскую вахту правит молодой
лейтенант. Ё нему в рубку вошел командир.

— Штурман, — говорит on,— мы. идем
‘левее курса.   м

Лейтенант отвечает «есть» и продолжает
работу. Он удивлен: откуда командиру изве-
стно, идет ли корабль по курсу или левее
его? Ведь нет возможности определить свое
место, в в лоции про этот район ничего не
сказано. *

Под вечер штурман точно определил место
своего корабля и убедился в правоте
командира. Но как узнал он о. сносё кораб-
ля? Штурман спросил его 0б этом. Коман-
‘дир охотно поделился с ним своим опытом.
Оказалось, что командир прекрасно знает
море.

Сегодня офицер Лошкарев проводит заня-
тия с вахтенными офицерами. Изучаются
«Правила предупреждения столкновений
судов в море». Занятия проходят живо, ин-
тересно. Командир приводит большое коли-
чество ‚примеров из. истории кораблевозкде-
ния и из личной практики. Каждый пример
связывается с той или иной статьей из пра-
вил. Простые, ясные-елова командира оста-
‘ются в памяти, помогают уверенно лейство-
вать в самых. сложных условиях, как Of-
нажды действовал сам командир. ``

Борабль   шел  по’ узкому! фарватеру;
где движение судов особенно интенсивно.
Раздалея свисток парохода. Он шёл на’ пе-
ресечение курса. Навиела прямая угроза
столкновения, В этот момент командир спо-
		Тихоокеанский Флот. Командир