КРАСНЫЙ ФЛОТ

на буржуазно-демокраличе.
	ворот. КУ и eee
скую революцию в России. Большевистская
стратегия планировала в Этот перпо
	основной удар ревогюции по царизму, имея
в виду 60юз пролетариата © крестьянотвом
при изоляции либерально-монархической
буржуазии, старавшейся овладеть креоть-
	янством и ликвидировать революцию путем ,
сотлатения с царизмом. Большевики предо-
	оставляли пролетариату,  ФДИНотвнном
конца революционному классу в Росени,
роль гегемона революции.
	Второй исторический поворот — поворот
в сторону социалистической революции —
началея с февральской буржуазно-демокра-
тической революции в 1917 году, Ознаме-
нован этот поворот курсом ботьпевиков на
диктатуру пролетариата в России,
	Главная цель революции На oI0M этТаз
пе состояла 8 TOM, чтобы свалить пм-
периализм в России и выйти из империв»
листической войны. Большевистская стра-
тегия планировала основной удар, имея в
виду ликвидащию буржуазной власти соеди-
ценными силами пролетариата и крестьян“
ской бедноты, организацию диктатуры про-
летариать в виде республики Советов, изо-
ляцию соглалпательеких партий меньшеви-
ков и эсеров. етаравшихея овладеть трудо“
выми массами крестьянства и кончить рево-
тюпилю путем соглашения о империализмом,
	Разрыв © империализмом и выход AB
войны. Освобождение угнетенных нацио-
нальностей бывшей Российской империи:
Экспроприация помещиков и капиталистов:
Подготовка. условий для организации сопиа+
листического хозяйства. Таковы элементы
стратегического плана большевиков в этот
период. Развитие событий целиком подтвер-
дило правильность этого стратегического
плана.

Третий исторический поворот начался о
Октябрьской революции. «Это был поворот
в международном масштабе, ибо впервые
был прорван международный фронт. капита-
ла, впервые был поставлен на практическую
ногу вопрос о низвержении капитализма.
Тем самым Октябрьская революция была
превращена из силы национальной, рус-
ской, в силу международную, & русские ра-
бочке из ототалюго отряда международном
пролетариата = в его авангарл, будяший
своей самоотверженной борьбой рабочих 38а
fala и угнетенные страны  Воетока»
(стр. 178—179).
	„Стратегия большевистской партии на но-
вом этапе предусматривала укрепление ‹о-
циалистического государства, разгром 0б е-
диненных сил внутренней контрреволютия
п иностранных интервентов. В плане этой
главной стратегической задачи расематри-
вает И. В. Сталин поворот от начавшегося
в нашей стране после Октябрьской револю-
ции мирного социалистического отроитель-
ства к военным операциям; к обороне пер
вого в мире социалистического государства.
В плане этой же задачи расбматривает
товарищ Сталин курс, на, мирное, строптель-
ство © начала 1921 года, проведенный на-
шей паютией под лозунгом: «Boe 119 BOCOTA-
HOBICRHS HapommOre xosalicTBa! >.
	_ На протяжении всей своей истории боль-
шевистская партия, являясь, по замечатель“
ному определению товарища Сталина,
командным составом и штабом пролетари-
ата, выступала организатором и руководи“
телем ето грандиознюй борьбы за освобож-
дение от гнета царизма и капитализма, 38
социализм.
	В статье «Партия ло и после взятия вла

сти» товарищ. Сталин дает глубокий ana
этапов развития нашей партии, ее стратеч
гии и тактики. Он вылеляет три. периода в
eo развитии. Первый — это период форми-
рования, создания партии, охватывающий
промежуток времени приблизительно CT
основания «Искры» до Ш с©’езда партии
включительно (конец 1900 г.— вачал
1905 г.). Второй период — период завовва-
ния широких рабочих. и крестьянских масс
на сторону партии. Он охватывает промежу-
ток времени - приблизительно ‘ото очтября
1905 года до-октября 1917 тода: Третий
период — период: взятия и удержания: вла.
сти, начавшийся в октябре 1917 года.
	Аараклеризуя эти периоды, товарищ
Сталин. указывает, что до Октябрьской с0-
циалиетичеюкой ‘революции партия пре
ставляла на °/ю, если не исключителью,
национальную силу, действительную лить
для Росони и внутри России. Она была од.
HUM из отрядов международного организ
ванниго пролетариата. В ее работе как пар
тии переворота, партии революции внутри
России преобладали в эти периоды элемен
ты критики и разрушения старого.
	Совершенно иную картину представляет
третий период. С момента Октябрьской №
волюции, означавшей поворот не только В
русской, но и в мировой потории, «партия
наша из силы национальной превратилась в
силу. по преимуществу, международную, 3
русский пролетариат из отеталого отряда
межтунаролного пролетариата. — в аван
гард последнего» (стр. 106\. Из партии te
реворота внутри. России она превратилась
в партию строительства. Она возглавляет
созилалельную работу согетского народа по
строительству социализиз ‘и коммунизма в
напгей стране,

ххх
	Произведения И. В: Сталина, вошедшие
в пятый том его Сочинений, вооружают
наши кадры пониманием основ и отромного
опыта стратегии и тактики  большевизна
за три этана нашей революции. Они Mowe:
гают ‘понять конкретную ‘обстановку 1
практические залачи, которые”встали перщ
партией и народом в пернод’” перехода of
войны к мирному строительству, Oil
восружают нас пониманием законов и 1рз-
вил внутрипартийной жизни, борьбы №
укрепление партии как руководящей силы
советского народа. Они помогают осознать
пути и средства борьбы за укрепление 00-
ветского общественного и государотвеняого
строя, прошедшего все и всякие испытания
и одержавшего всемирно-исторяческую побе-
ду в Великой Отечествентой войне.
	В произведениях И. В. Сталина. великом
соратника и продолжателя дела Ленина, В
«то кипучей деятетьности на, благо трудяшще-
DOC народа, в гениальном стзлиноком руко-
водстве большевистской партии чернают
советские люди силы и вдохновение в борь-

3& победу коммунизма в нашей стране
	ОЧЕЕВ.
	Обобщению опыта и дальнейшему разви-
тию стратегии и тактики большевистской
партии посвящены впервые публикуемый
в пятом томе документ «0 политической
стратегии и тактике русских коммунистов»,
представляющий набросок, плана брошюры,
использованный позднее для работы «06
основах ленинизма», и статьи «Партия
до и после взятия власти» и «Ё вопросу о
стралегии и тактике русских коммунистов».
	Статьи И. В. Сталина, посвященные в9-
просам стратегии и тактики, представляют
особенно большой научный и пражтический
интере» для наших руководящих партий-
ных, советских и военных работников. Они
вооружают наши кадры теорией и опытом
политического и военного руководства боль-
шевистской партии. Врупным вкладом в
сокровищницу  марксизма-ленинивма яв-
ляется разработка товарищем Сталиным во-
проса о соотношении теории и программы
марксизма-ленинизмя CO стратегией и так-
тикой.

Определяя пределы действия политиче-
ской отралегии и тактики, область их при-
менения, товарищ Сталин исходит из лвух
сторон рабочего движения: 0б’ективной и
суб’ективной. Об’ективная сторона, — это
те процессы, развитие которых происходит
вне и вокруг пролетариата, независимо OT
него и его партии. Суб’ектизная сторона —
это отражение в сознании пролетариата 0б?-
	ективных процессов движения, это ©озна-
	тельное и планомерное движение пролета-
риата Е определенной цети.
	Изучением об’ективных процессов движе-
ния занимается тебрия и программа м
сизма. Теория определяет тенденцию разви-
тия, указывает на тот или на те классы,
которые неизбежно подымаются к власти
пли которые неизбежно падают, должны
пасть. Программа маркеизма, основываясь
на выводах теории, определяет цели рабоче-
го клаюса, цели пролетарского движения,
научно сформулированные в пунктах про-
граммы.

Стратегия маркеистско-ленинской пар-
тии, целиком опираясь на данные теории и
программы марксизма, определяет общее
направление, в котором лолжно развиваться
революционное движение пролетариата.
«Теория марксизма, — говорит товарищ
Сталин,— изучая 0б`ективные: процессы ка-
питализма в их развитии и отмирачии, при-
ходит к выводу о неизбежности падения
буржуазии и захвата, власти пролетариалом,
о неизбежности замены капитализма, сопиа-
лизмом. Пролетарская стратегия может быть
названа действительно марксистекой лишь
в том случае, если в сонову ее работы будет
	положен этот основной вывол теории мотк-
	сизма» (стр. 162).
	Сюда относятся тезисы и доклады на Аи
ХИ с’ездах партий, доклады на четвертом
совошания ПА РКП(б) © ответотвенными
работниками национальных республик и 0б-
пастей. па Х Веепогсийском ©`езде Советов п
Г с’езле Советов СССР. статьи «Ё постанов-
	ке национального вопроса», «Октябрьская
революция и национальная политика рус-
ских коммунистов» и др.
	Двигая вперед’. маркеиетеко-ленинокую
теорию, товарищ Сталин определяет новую
постановку национального вопроса, данную
русокими коммунистами, в противополож-
поеть постановке, ланной «социалистами»
П Интернационала. Он раскрывает клас-
совую сущность, характерные черты и кон-
кретную форму национального вопроса в
период перехода на мирную работу, в пер-
вый период нэпа.
	Задача большевиетокой партий и совет-
ской власти в этот период состояла в орга-
‘низации’ помощи трудовым массам невели-
корусских народов в их экономическом,
культурном и политическом развитии. «Суть
национального вопроса в РСФСР состойт в
	 том.—> говорил товариш Сталин в докладе
	на Х с’езде партии, — чтобы уничтожить ту
фактическую отеталость (хозяйственную,
политическую, культурную) некоторых на-
	Пий, которую они унаюледовали от прошло-
	го; чтобы дать возможноють. отеталым наро-
дам догнать центральную Россию и в госу-
даротвениом, и в культурном, и в ховяй-
ственном отношениях» (стр. 39). Решить
эту задачу можно было только на OCHOBE
установления ‘тесного = хозяйственного,
внещнеполитического и воезиюго сотрудни-
чества всех сстетеких республяк. Это и под-
черкивал в своем докладе товарищ Сталин,
	заостривтий внимание партии на #е00х0-
			химости тосуларотвенного союза всех нащио-
нальностей Рессии.
	В докладе на Х Всероссийском <’езде Co-
ветов И, В. Сталин указал на три важные
группы обстоятельств: во-первых, на необ-
ходимость 0б’единения воех сил и средств
республик для строительства социализма,
что диктовалось тахже исторически сло-
жившимея хозяйственным разделением тру-
да, единством основных средств сообщений в
стране; во-вторых, на необходимость
внешнеполитического и военного союза пе-
ред лицом капиталистического мира, необ-
ходимость выковать единый, неразрывный
военный фронт, который мог бы обеспечить
внешнюю безопасность страны. Й, на-
конец, этому об’единению содействовала <а-
мая природа’ Советского государства, оено-
ванного на ‘принципе национального рав-
ноправия и братекого содружества, кародов.

День образования СССР был переломным
днем в истории народов нашей страны,
Крупной вехой в жизни и укреплении ©о-
	ветской власти. Последующие события по-
казали, какой огромной силой стал великий
Советский Союз, спасший народы Европы и
мировую цивилизацию от немецко-фапгист-
ского варварства и мужественно борющий-
 . ныне против. империалистической реак-
ции, за демократию и мир во всем млре.

Создание СССР означало крупную победу
лениноко-сталинекой национальной потити-
ки. Советекий Союз создан на незыблемом
фундаменте доверия ранее угнетавиеихся
царизмом народов к великому русскому на-
роду, на прочной основе дружбы народов
Hamel стразы,

В произведениях товарища, Сталина вее-
сторонне обоснованы залачи большевиетокой
партий, связанные с выращиванием и ук-
реплением коммунистических кадров в’на-
циональных республиках и областях, © во-
ваечением трудовых элементов местного на-
селения в активное советское строитель-
ство, ‹ поднятием культурного уровня мест-
ного населения, < развертыванием хозяй-
ственного строительства в напиональных
республиках.
	Непосредетвению. руководя национальным
строительством советских республик, Ленин
и Сталин неустанно призывала партию к ре-
шитетьной борьбе с увлонами в националь-
ном вопросе — великорусским повинизмом
и местным буржуазным национализмом. В
докладе na XII с’езде партии товарищ
Сталин. охарактеризовал великодержавный

шовинизм и местный буржуазный национа-
лизм как факторы, тормозящие об’единение
наролов, и разоблачил их конкретных носи-
	телей.

тия. Чартия, руководствуясь ‘указаниями
Ленина п. Сталина, всегда укропляла и
уврепляет свои связи © народом. < _

Много внимания уделяет товарищ Сталян
повышению качества работы государствен-
ного аппарата. Этому вопросу он посвятил
специальную часть своего. отчета ХЛ е’езду
партии, которую связал непосредственно со
статьями В. И. Ленина «Как нам реоргани-
зовать Вар» и «yume меньше, да
лучше»,

Развивая мысли и предложения адм
ра Ильича, товарищ Сталин добивался того,
чтобы наш государственный, - особенно хо-
  зяйственный, анпарат был улучиен, уде-
шевлен и руководящая роль партия в нем
была усилена максимально. Он подчёркивал
огромное значение борьбы в& укрепление
государственного апнадрата, беепощално кри-
тикозал бюрократизм и волокиту, напоминал
слова Ленина 0 том, чм следует доблться,
«чтобы в стране не осталоюь ни одного са-
	повника хотя бы самого высокопоставлен-

пого, по отношению к Которому простой
человек мог бы сказать: на вего ‘управы
net» (6тр. 209).

Освовным условием улучшения всей ра-
  боты. аппарата товарищ Сталин считает
укомплектование. его’. людьми, близкими
цартии но духу. Он выдвигает задачу под-
готовки и воспитания новых руководящих
кадров в центре и на местах, предлагает
создать в каждом губкоме сплоченное руко-
водящее ядро, которое могло бы руководить
как советской, так и партийной работой,
могло бы стать во главе всей хозяйственной
и политической жизни губернии.
	Наряду © этим товарищ Сталин отметил
в докладе на ХИ с’езде партии необходи-
мость подготовки и воспитания нового по-
коления будущих руководителей страны,
тесно связанных с работой на местах, под-
кованных теоретически и закаленных на
практической работе.
	Эти указания товарища Сталина, сыграли
огромную роль в создании руководящего
ядра нашей партии, которое сложилось в
борьбе е маловерами и капитулянтами, троц-
киетами и бухаринцами, отетояло ‘великое
знамя Лешина, оплотило партию- вокруг его
заветов, вызело советекий нал на широ-
‘RYH дорогу индустриализации страны и
коллективизации сельского хозяйства и сей-
час под руководством великого Сталина, ве-
дет партию и советский народ к победе ком-
мунизма в нашей стране.

обострившинеся к осени 1923’ года, усугуби-
лись напряженной международной обста-
новкой. Пришедшие к влаюти в Англии и
Франции наиболее реактитонные. п ивтервен-
пиюниетекие элементы буржуазии пытались
организовать новый поход против 6ССР.

Врахи партии, троцкисты, воепользовав-
шись трудностями восстановления народ-
вого хозяйства, болезнью Ленина, усиле-
нием нажима на CCCP co стороны
международных империалистов, начали но-
вые атаки на партню и ее руководство. В
‘борьбе против партии об’единились все
антиленинские группировки — троцкисты,
дениеты, остатки «левых коммунистов» и
«рабочей ‘еппозиции». Они пророчили эко-.
номический крах и гибель советской вла-
ети. Они требовали свободы фракций и
группировок. запрещенных по предложе-
нию Ленина Х с’езлом партии, всеми сила-
ми боролись против монолитного единетва
рядов партии. Они пытались расшатать,
разрушить партийный аппарат, противопо-
ставить молодежь старым кадрам партии,
нагло клеветали на партию, на ее политику.
Своими выступлениями троцкиеты пресхе-
довали цель — поевять сомнения в рабочем
классе, ослабить и евести на-нет трудовой
под’ем масс, подорвать у рабочего класса
веру в свои сплы, в партию deanna —
Сталина, веру в победу социализма,
	Осенью 1923 года, как и перед А с’ездом,
троцкисты навязали партии дискуссию.

В докладе «0 задачах партии» товарищ
Сталин векрывает емыюл и причины возник-
	шей дискуссии, разоблачает антикоммуни-
	стические групики внутри нашей. партии.
Он призывает к борьбе против вражеских
утверждений, будто напта, партия являетея
системой учреждений, а ‘не боевой органи-
зацией пролетариата, активно мыслящей и
самодеятельной. Он обосновывает правиль-
ность партийной линии и намечает конкует-
ную программу действий, имеющих целью
устранить недочеты и укрепить партию.
	Разоблачая помытки оптозиции, стремив-
птойся превратить партию. «...в непрерыв-
ный дискуссионный клуб, вечно обсуждаю-
щий и вечно рассуждающий, вплоть до об-
разования фраклий, вплоть. до раскола пар-
тии», товарищ Сталин указывает, что «06-
суждение вопросов необходимо, дискуссия
нужна, но нужны. и пределы дискусеии,
предохраняющие партию, этот боевой отряд
пролетарната, от вырождения в дискуссион-
ный клуб» (стр. 370). И. В. Сталин резко
выступал против тех, кто добивался неогра-
ниченной дискуссии, «усматривая начало и
конец партийной работы в обсуждении во-
просов и забывая о лругой стотоне партий-
ной работы. а именно — о действенной ее
стороне, требующей проведения в жизнь ре-
пений партии» (стр. 369).
	В статьях «0 диокусеин...» и «Необходи-
мое замечание» товари Сталин векрыл по-
литическую суть выступления троцкистов,
показат вею лживость и несостоятельность
их «теорий», мобилизовал партию на репги-
тетьный отпор этим банкрота и капиту-
лянтам, Партия пошла ‘тю ленинско-еталин-
скому пути. Дискуссия закончилась блёстя-
щей побелой ленинского ЦК. Оппозиция по-
терпела полное поражение и была осужде-
на ХШ партийной конференцией как, мелко-
бтржуазный уклон от марксизма.
		‘ *. a > ® *
Элачительная часть произвелений И. В.
	Сталина, воптелигих в пятый том, посвящена,
развитию маркслетеко-ленинской теории на-
пионального вопроса, национальной полити-
ке большевистекой партии, строительству
советского многонационального госудаюства.
разработке основных положений первой
Конституции CEP.
	сплачивалось вокруг пролетарийта RAK CBO
его вождя, в ходе которой сложился фажти-
ческий союз пролетариата и трудового
крестьянства. ‘Этот C0103, подчеркивает
товарищ Сталин, составляет при данных
исторических условиях основу советской
власти. Его сохранение и укрепление —
важнейшая обязанность коммунистов.
	И. В. Сталин развивает ленинокое поло-,
жение о формах союза рабочих и крестьян. ›
Формы этого союза, ве всегда одинаковы. Во’
время гражданской войны мы, имели дело.
с военно-пелитическим. союзом, рабочих и.
крестьян, ототаивавитих землю и свободу.
С окончанием гражданской войны нужна.
была новая, хозяйственная форма--союза,

обеспечивающая экономическую смычку ра-
бочих и крестьян, восстановление и. под’ eM
сельского хозяйства и промышленности, УЕ-
репление Советского государства.
	В произведениях И: БВ. Сталина, Bomted-
ших в пятый том, дано всестороннее 060е30-
вание экономической формы союза рабочих
и крестьян. Товарищ Сталин отмечает огром-
ное историческое значение замены продраз-
Берстки продналогом; передачи продовольст-
венных и сырьевых заготовок. Центрально-
	му союзу потребительских кооперативов
	(Центросоюзу); перевода предприятии «на
хозяйственные начала»; сокращения шта-
тов неномерно разбухших учреждений; 03-
дания твердого государственного бюджета и
других мероприятий, совокупность которых
составляла новую экономическую политику.
<...Эти мероприятия.— указывает товарищ
Сталин в статье «Перспективы», —откры-
вают тот путь, идя по которому мы еможем
двинуть вперед хозяйственное возрождение
страны, поднять сельское хозяйство и инду-
стрию п укрепить хозайственный союз про-
летариев и трудовых крестьян, несмотря ни
па что, несмотря на угрозы пзвне п голод
внутри России» (стр. 127).
	Перед лицом. грандиозных задач мирного
строительства 060606 значение приобретал
вопрос 06 укреплении трудовой лисципли-
ны, о методах подхода к рабочим массам, во-
влекаемым в дело возрождения промышлен-
ности, о путях превращения профеоюзов в
	мощные; действительно производственные
профсоюзы. Эти вопросы были предметом
острых разногласий во время профсоюзной
тискуссни, навязанной партии Троцким.
Они налили свое освещение и блестящее раз-
решение в работах В. И. Ленина, посвящен-
ных поофсоюзной дискуссия, и в статье
И. В. Сталяна «Наши разногласия».
	Товарищ Сталин разоблачает антипартий-
ный характер выступления Троцкого © его
куреом на «завинчиваяне гаек» и «пере-
тряхивание» префеотозов, на перенесение
военных метолов принужления в область
	масс0во-политической работы, в профеоюзы.!
	Этот курс был расечитан на подрыв авто-
ритета большевистской партии в массах, на
раскол рабочего класса, Ha подрыв самой
основы Советского тгосударства—союза ра-
бочих и крестьян. Врелному, по сути дела,
контрреволюционному. курсу Троцкого
	товариш Сталин противопоставил ленинский
	метод убеждения, систематического разви-
тия сознательности, самодеятельности, ини-
пиативы рабочего класса, воспитания его в
духе коммунизма, организации его в проф-
союзы и вовлечения в лело строительства
комуунистическото хозяйства.
	«Для того, чтобы двинуть миллионы ра,
бочего класса против хозяйственной разру-
хи,— писал товарин Сталин, — необходимо
поднять инициативу, сознательность, само-
деятельность широких масс, необходимо
убедить их на конкретных фактах, что хо-
вяйственная разруха представляет столь
же реальную и смертельную опасность, ка-
кую представляла вчера опасность военная,
необходимо вовлечь миллионы рабочих в
дело возрождения производства через демо-
кратически построенные профсоюзы. Только
таким образом можно превратить борьбу хо-
зяйственных органов © хозяйственной раз-
рухой в кровное дело всего рабочего клас-
ca. Без этого невозможно победить на хо-
зяйственном фронте» (слу. 9).
	Статья И. В. Оталяна «Наши разногла-
сия» сыграла исключительную роль в
борьбе е троцкизмом, в сплочении пафтии
округ Ленина, вокруг ленинского боль-
пинетва ЦА, а ленинско-сталинокий метол
убеждения и развития творческой инициа-
ТИВЫ Масс-——в деле вовлечения всего рабо-
чего класса и всего трудящегося крестьян-
ства в социалистическое строительство.
	x
®

Вопросам внутрипартийной жизни, укреп-
ления организационного и идейного един-
ства партии, укрепления п расширения ев
связей с массами рабочих и крестьян  по-
освящены вошедшие в пятый том «Органи-
запнонный отчет Центрального Комитета
РАП(б)» ХИ с’езду РКП(б), доклад «0 зада-
чах парти», прочитанный товарищем
Сталиным на раепгиренном собрании Крас-
нопресненекого районного комитета РКП(б)
< групювыми организаторами, членами
дискуссионного клуба и бюро ячеек 2 де-
кабря 1923 года, статья «0. лискусепи...»
и м.
	Для тото, чтобы осуществлять свое руко-
водетво. рабочим классом, «необходимо —
указывал товарищ Сталин,-—чтобы партия
облегалакь широкой сетью .беспартийных
массовых аппаратов, являющихся шупаль-
цЦами в руках партий, ири помоши которых
на передает свою волю рабочему классу, а
рабочий класс из распыменной масеы пре-
врашщаетея в армию партии» (етр. 198).
	Сила большевистекой партли-—в ве нераз-
рывной связи с массами. Эта связь осу-
ществляетея при помощи гибком и широ-
Кого атпарата массовых организаций. Среди
приводных ремней, соединяющих партию ©
классом, И. В. Сталин рассматривает преж-
ле всем профсоюзы, затем кооперативы,
COWIE молодежи, делегатские собрания pa-
ботниц, совпартикоты и коммунистические
университеты, печать, наконеп, армию. В
армии крестьяне и рабочие самых отдален-
ных углов впервые вотречаются друг <
другом, товорит товарищ Сталин. Ар-
мия — школа воспитания, величайший ап-
палат, соединяющий чартию © массами.
	* Чем лучше работают Bee эти организа-
ции, тем крепче связи партии с трудящи-
мися, тем успепгаее она осуществляет свои
политические и, организационные мороприя-
	Пятый том Сочинений И. В. Сталина
BEIT произведения, доклады н речи,
относящиеся к 1921—1923 голам,
	Это один из важнейших периодов в строи-.
тельстве соцпиалистического государства.
Советский народ, победоносно закончив во-
сруженную борьбу против иностранных ин-
тервентов и белогвардейцев, приступил к
восстановлению народного хозяйства. Пере-
ход на рельсы мирного строительства оеу-
ществлялея в чрезвычайно трудных усло-
виях. Страна была разорена четырехлетней
империалистической и трехлетней граждан-
ской войнами. Промышленность и транспорт
были сильно разрушены. Сельское хозяй-
ство находилось в крайне тяжелом состоя-
нии. Все это не могло не влиять на полити-
ческую обстановку в стране. Крестьянство
выражало недовольство системой продраз-
верстки. На почве голода и усталости про-
явилось недовольство и среди некоторой ча-
сти рабочих. Этии пытались воспользовать-
ся внутренние и внешние враги советской
власти. Оживилась деятельность тропки-
стов н других антзиартийных групп.
	Товари: Сталин вместе с Шениным
стояли в центре борьбы партии. за хозяй-
ственное возрождение страны, з& укрепле-
ние советского строя.
	Статьи и высту пления товарища (Сталина,
вошедшие в пятый том его Сочинений,
раскрывают содержание политикя бельше-
BUCTCKOH партии в тот период, обосновы-
вают ев конкретные задачи в области мир-
ного хозяйственного строительства, в укреп-
лении союза рабочего класса п крестьян-
ства. В этих статьях и выступлениях отра-
жена борьба, которую вел Сталин вместе ©
Лениным за укрепление организационного и
ндейного единства партии. В них освеще-
ны вопросы о формах и методах связи пар-
тни с массами, вопросы ее национальной
политики и строительства советекого много-
национального государства, основные поло-
жения первой Конституции СССР,
	` Научно разработанные товарищем

Сталиным вопроеы стратегии и Тактики
вооружают партию глубокими теоретиче-
скими знаниями законов политического и
военного руководства,
		Эадачам большевистской партии в BOC-
становлении народного хозяйства Советского
государства, новым формам союза рабочего
_ класса и крестьянства в условиях нэпа, ме-
- толам вовлечения масс в соппалистическое
строительство посвящены статьи И. В.
Сталина «Наши разногласия», «Перслек-
тивы», «Письмо В, И. Ленину», доклад «06
очередных задачах коммунизма в Грузии п
Закавказье» и другие произведения, вомтед-
па в пятый том.
	Очередные вадачи пафтни товарищ
Сталин ставит в неразрывную связь с об-
щей обстановкой, «...которая окружает пар-
тию и < которой ей нельзя не считаться»
(Сочинения, т. 5, стр. 88). Основным
моментом, характеризовавитим междунарол-
ную обстановку в начале 1921 гола, было
то, что период открытой борьбы сменился
периодом мирного хозяйственного строитель-
ства советских республик. Наступило неко-
торое взаимное признание берющихея сил
и перемирие межлу ними — между Антан-
той п Советской Россией. Это, конечно,
но означало прекращения борьбы.
	Империалистическая буржуазия уси-
ленно готовила новое наступление на, стра-
ну Советов. Вместе с торговыми и вся-
Кими иными миссиями и обществами
она забрасывала к нам своих шпионов,
белогвардейские отряды савинковцев и пет-
люровцев. Турция, Персия, Афганистан,
Дальний Восток наводнялиеь агентами им-
периализма, ‹...золотом и прочими «блага-
MH» JAM Toro, чтобы создать вокруг Совет-
ской России хозяйственное (и не только хо-
вяйственеюое) кольцо» (тр. 119).
	densa и Сталин призывали партию и
победивший советокий народ к бдительно-
сти, «От бдительности коммунистов в тылу
ни в армии, —писал И. В. Сталин, —от успе-
хов нашей работы на хозяйственном попри-
ще, наконец, от стойкости. Красной Армии
зависит-— удастся ли нам сделать это наетун-
ление невозможным, ити, если оно все же
разразитмя — превратить его в смертельное
оружяе  пртлв мировой буржуазии»
(стр. 120).
	`ВБнутреннее положение Советской России
харавтеризовалесь переходом от войны к
мирному хозяйственному строительству. (9-
бравшийся Х с’езд партии принял решение
0 замене продразверетки пролналогом, о пе-
рехоле к новой экономической политике.

овый период обязывал партию бросить все
силы на хозяйственный фронт, в промыш-
ленность, сельское хозяйство, в коопера-
цию, нз транспорт и т. д.
	Образец сталинского подхода в решению
хозяйственных задач предетазляет публи-
куемое в пятом томе «Плеьмо В. И. Ленину»
о плане элеклрификажии России, который
должен был слать, по мысли Ленина, второй
программой партии. В своем письме
товарищ Сталин разоблачает попытки Троп-
кого п Рыкова сотвать этот план. Высоко
оценивая план ГОЭЛРО, товарищ Сталин
пишет о нем: «Мастерский набросок пей-
ствительно единого п действительно” госу-
даретвенного хозяйственного плана 693
кавычек. Глинственная в наше время
марксистская попытка подведения пол со-
ветскую надетройку хозяйственно-отсталой
России действительно реальной и един-
ственно возможной при нынешних усло-
виях технически-произвохетвенной базы»
(стр. 50). Товарищ Сталин предлагает
«начать немедленный практический при-
ступ к делу» (стр.
	‘Авализируя международное и внутреннее
положение Советской России, формутируя и
обосвовывая задали партии в области вое-
становления народного хозяйства, товарищ
Сталин обращает 00б0е внимание на необ-
холимость укреплять ©0юз рабочего класса
и крестьянства. Он разоблачает прелалель-
ergo Каутокого и ем единомышленников,
отрипавших «правомерность» социалисти-
ческой революции в России, где пролетариат
боставляет_ меньшинство . населения. Эта
пресловутая теория исходила из взгляда на
`куестъянство как Ha реакционную силу.
Товарищ Сталин говорит об опыте русской
поволючии, в ходе которой крестьянство
	Направаяющему воздействию стратегии
п тактики подлежит ‘суб’ективная сторона
движения. Товарищ Сталин подчеркивает
активную роль стратегии и тактики в пре-
образовании общества. Стратегия может
ускорить или замедлить движение к наме-
ченной цели, облегчить ити затормозить его,
в зависимости от’ совершенотв или недо-
статков’ самой стратегии. Задача политиче-
ской стратегии состоит в том, чтобы, осно-
вываясь на данных теории и программы
марксизма и учитывая опыт революционной
борьбы рабочих всех стран; правильно на-
метить главное направление пролетарского
движения данной страны для данного исто-
ричеекого периода. _
	_ Обрисовывая основные черты политиче-
ской стратегии в сопоставлении со страте-
гией военной, И. В. Сталин указывает, что
«определить направлению основного Уда-
ра — это значит прелрепгить характер опе-
раций на весь период войны, поехрептить,
стало быть, на °/1о судьбу геей войны»
(erp. 164).
	В задачу. стратегии входит; далее, выра-
ботка. осответетвующего плана расположе-
ния революционных сил, резервов пролета-
риата и борьба ва проведение стратегическо-
го плана на всем протяжении данного этапа
революции,
	Формулируя задачи стратегии, И. В. Сталин
пишет в наброске плана, брошюры, что стра-
тегия не ограничивается определением пути
и намочением схемы расположения боевых
сил. в лагере пролетариата. Она’ направляет
также борьбу и вносит коррективы в теку-
щую тактику за весь период поворота, умело
используя резервы, которые имеются в_ее
распоряжении, и маневрируя лая того, что-
бы поддержать тактику.
	Тактику товарищ Сталин определяет как
часть стратегии, ей подчиненную, ее of-
служивающую. Важнейшая задача тактики
состоит в том, чтобы, руководотвуясь ука-
заниями стралегии и учитывая опыт рево-
люционной борьбы рабочих всех стран,
определить пути и средства, формы и ©по-
собы борьбы, более всего соответствующие
конкретной обстановке в стране в каждый
данный момент, Если стратегия имеет целью
выиграть войну в целом, то тактика имеет
целью выиграть те или иные сражения лля
достижения стратегических пелей.
	Касаясь форм борьбы в военной обла-
сти, товарищ Сталин указывает, что «Ис-
кусство ведения войны в современных уело-
виях состоит в том, чтобы, овладев всеми
формами войны и всеми достижениями нау-
КИ В ЭТОЙ области, разумно их использовать,
умело сочетать их или своевременно приме-
нять ту или иную из этих фоты в завиеимо-
ети от обстановки» (отр. 168—169). Гово-
ря же о формах организаюяи армий, родов
и вилов войск, товарищ Сталин отмечает:
«Задача военного искусства состоит в том,
чтобы обеспечить за собой все роды войск,
довести их ло совершенстта и умело соче-
тать HX лейетвия» (стр. 170).
	Опыт сталинского военного руководства
в Великой Отечественной войне дает непрев-
зойденные образцы умелого использования
форм борьбы и форм организация Советоких
Вооруженных Сил.
	Огромное теоретическое и политическое
значение имеет сталинский анализ этапов
нашней революции и стратегических планов
большевистекой партии. Товарищ Сталин
исследует три различных стратегических
плана в истории нашей партии, соответ-
ственно трем осневным историческим пово-
ротам, которые знает новая история России.

Первый исторический поворот относится
к началу девятисотых годов, к периоду руб-
ско-японюкой: войны. Ознаменован этот то-
	Разгром буржуазно-националистических
групи облегчал дело интернационального
воспитания трудящихся и сплочения наро-
дов великого Советского Союза в единую
братекую семью.
	Благодаря щедрой и бескорыютной по-
мощи русского народа, — самой вылающей-
ся, передовой нации СОСР — совелской вла-
сти удалось добиться, ликвидащии хозяй-
ственной и культурной отсталости веех на-
родов, населяющих нашу страну, устано-
вить фактическое равенство между ними.
До неузнаваемости изменилось лицо окраин-
ных национальных советоких республик!
Крупная социалистическая  промышлен-
ность там, где не было никакого промылт-
ленкого’ производетва: социалистическое
сельское хозяйетво, оснащенное десятками
тысяч тракторов и усовершенствованных
сольскохозяйственных орудий: культурная
революция — таковы результаты осуще-
ствления ленинско-сталинекой нацпональ-
ной политики большевистской партии, глу-
бочайших экономических, социальных п
культурных преобразаваний, произведенных
ею. Дружбь народов СОСР явилась отним из
решалощих фактовов победы. советского
нарота в Великой Отечественной войне.
	e
Стратегия и тактика большевизма, гово-
рит товарищ Сталин, есть «наука о руко-
волетве клаюсовой борьбой пролетариата».
Основы этой науки быши в общих чертах
намечены Марксом и Энгельсом примени-
	тельно к эпохе домонополистического капи-
тализма. Но гениальные мысли Маркса и
	  Энгельса © стратегии и тактике были заму-
  рованы, спрятаны от Масс, извращены оп-
	портунистами П Интернационала. Ленин
восстановил тактичеекие положения Маркса
и Энгельса, развил их дальше на основе
опыта международного рабочего движения и
русекой революции И «дополнил новыми
	‚мыслями и положениями. об`елинив вое это
	в систему правил и пуководящих начал по
руковохству классовой борьбой пролетали-
ата» (Сталин. Вопросыгленинизма, отр. 53).