13 августа 1947 г., среда, № 1389 (2576)
	2 КРАСНЫЙ ФЛОТ

Как бы попроще, полегче...     ae od

ge eh UE CUATATADR ATA AA
	‚ Перел началом учения командир соеди-
нения решил проверить подготовленность
офицеров. Особенно четко отвечал Ha BO-
просы старший лейтенант Леваков, кото-
рому предстояло командовать труппой
катеров-охотников.

«Кто-кто, а Леваков меня не полве-
дет», — подумал руководитель учения
	после беселы,

Почему старший лейтенант Леваков выполнил   PAA BCPAHOSCH AGAMA оао
ботинки. Присутетвовавший на

тактическую задачу хуже всех:
	на старте. Фото В. Монина,
	конференция
	ными, интересными и произвели очень хо-
роттее впечатление. Наиболее подготовлен-
ными оказались товарищи Ивкин, Лисник,
Льыюенков, Форсов.

Если нельзя было сделать доклады непо-
средственно у изучаемого механизма (в по-
мешении, где но разместить 30 человек),
они проводились в другом месте и богато
иллюстрировалиеь чертежами, схемами
ит. д.

После докладов обычно вознихало много
вопросов, на которые давались обстоятель-
ные ответы. В тех случаях, когда докладчик
затруднялея ответить из-за, того, что вопрос
выходил ва‘чределы его темы, ответ давал
старший руководитель практики. Но неко-
орым вопросам возникали горячие споры,
хискуссии. Эти диокусони вносили большое
оживление в ход конференции.

Техническая конференция помогла кур-
сантам глубже изучить боевую технику:
Каждый курсант, работая в одной какой-
либо области, собирал, обобщал и анализн-
ровал богатый материал, который потом ета-
новится достоянием всех. Это очень важно.
	Для того чтобы технические конферен-
ции проходили более интересно, по нашему
мнению, но следует ставить в один вечер
много докладов, иначе рассеивается внима-
ние курсантов. Достаточно обсудить одну—
две темы. На конференцию нужно привле-
кать как можно больше иллюстративного
материала, чертежи, схемы, эскизы и т. д.
	Проведение технических конференций с
курсантами, находящимися на кораблях, пря
тщательной и обстоятельной подготовке
еначительно содействует изучению боевой
техники, расширению. кругозора курсанта и
является очень эффективной формой подго-
товки к экзаменам в конце летней прак-
ТИКИ.
	Инженер-капитан 2 ранга
И. НАРЗОВ.
	с колхозниками
	Северный Флот. Перед гонками. Шлюпки
	Техническая
	Одной из задач летней практики курсан-
тов Военно-морского инженерного училища
им. Дзержинского является приобретение
практических навыков в обслуживании
сложной боевой техники, т; е. главных и
вепомогательных механизмов, аппаратов,
корабельных систем. В процессе практики
курсанты пополнят и закрепят теоретиче-
ские знания, полученные за зимний: период.
При этом желательно, чтобы курсанты быти
на кораблях, находящихся в ремонте, ибо
здесь, когда механизмы вскрыты H paso pa-
ны, предетавляется большая возможность
тля их изучения.
	Технические конференции заметно спо-
собствуют лучшему изучению механизмов,
Расскажем с проведенней нами такой кон-
ференции, давшей весьма существенные
результаты.
	На конференция были поставлены глав-
ным образом. вопросы экеплоатации боевой
техники крейсера в период Великой Отече-
ственной войны. Началу конференции пред-
шествовала болыная подготовительная pa-
бота. Курсантам были предложены темы до-
кладов. Подготовка их началась © деталь-
ного изучения механизма или системы на’
месте. Широко использовалась техническая
документация: описания, чертежи, ни
ляры, боевые инструкции. Большую роль
сыграли беседы 0 специалистами — стар-
шинами и матросами, прослужившихей MOTO
лет на корабле, не раз успешно предупреж-
давтими и ликвидировавшими аварии,
	Рольшинетво дДокладчиков-куроантов CO
своими залачами справилось. Первый вечер
технической конференции был посвящен
экеплоатационным особенностям ряда б0е-.
вых срелетв — рулевое устройство. турбо-
вентиляторы и т. д. Для многих курсантов
это был первый опыт серьезной и углублен-
ной самостоятельной работы для выетупле-
ния © докладом на, технические темы.

Доклады, как правило, были обетоятель-
	Дружба’ моряков
	было незаметно очутиться в п010се, откуда
не будет видно сигнальной вышки.
Обстановка обязывала действовать так,
как в реальном бою. Но Леважов пренебрег
этим. Он хотел выполнить задачу как бы
полегче ла попроще. Поэтому командирам
катеров было дано ‘указание бросить якорь,
хотя произведенный потом промер показал
более тридцати метров под килем. Затем
	Деваков приказал старшему лейтенанту
Андронову . ошвартоваться. борт o борт!
с флагманским катером. Такое решение он
	принял не по тактическим соображениям,
	, для того, ‘чтобы <спокойнее» простоять
	до подхола «противника». ‹ Сводя’ вместе
Катера, он нисколько не задумался над тем,
чт6 этим увеличивает опасность удара
с воздуха. `

Не подумал Леваков и о том, что под
его руководством в учении участвуют мо-
лодые офицеры, что они смотрят на него
как на старшего, опытного товарища, раз-
няются по нему. Поэтому его «мирное»
настроение быстро заразило других.

— Учение все-таки не война, — заявил
младитий лейтенант Савельев в свое оправ-
дание, когда ему указали на недостатки в
действиях одного из расчетов. Другой моло-
дой офицер, лейтенант Ферт, помощние
команлира катера, вел учебно-боевую локу-
ментацию очень неряшливо, записи делал
на каких-то клочках бумаги.

Катерники всю ночь ожидали «шрютив-
ника». А утром, видимо решив, что можно
ослабить напряжение, успокоились. Но вот
поступил условный сигнал о том, что к базе
подошли легкие силы «противника». Стоя-
вший на дозорной линии сторожевой катер
обнаружил подводную лодку, но в «60ю»
© нею получил повреждение и потому не
Мог выйги в атаку.
	Настала пора начать активные действия
труппе Левакова. Но она развернулась в
боевой порядок с опозданием на четыре ми-
нуты. Задержка произошла из-за выборки
якоря, на который так «находчиво» TocTa-
вил свон катера командир подразделения.

Начались поиски лодки. Катера pac-
средоточились по широкому плесу. Леваков,
в начале учения относившийся к происхо-
дящим событиям удивительно хладнокров-
но, стал теперь неузнаваем. Непрерывно
слышались его приказания, замечания.

— (Скорее, — торопил Леваков лейте-
нанта Ферта, который вел расчет по графи-
КУ в районе обнаружения лодки. Ферт
напрягал усилия, но дело вое же продви-
талось у него медленно, потому что-он мало
практиковался раньше, в начале учения,
не изучил района действий. Тогла командир
группы не вытерпел и взялся за расчет
сам.

— Самолет... — доложил в это время
сигнальцик. Это был свой самолет, послан-
ный штабом для взаимодействия © кате-
рами. В спешке Леваков забыл указать
радисту, чтобы тот принял условный сиг-
нал, передаваемый летчикам по ралио.
Самолет так и улетел, не добивитиеь ответа
на свой запрос.

В ходе лействий командир группы елиш-
ком много опекал с©войх подчиненных,
стремился делать сам то, что они обязаны
были выполнять. Переключив вое внима-
ние на поиск, он выпустил из вида боевые
посты, в функции которых входила оборона
от нападения © моря и возлуха. Он не за-
мечал, что на этих постах люди отвлека-
лись посторонними делами.

Грубые недостатки в боевой организации
привели Е Тому, что даже катер-охот-
ник, на котором находился сам Феваков,
хуже всех провел атаки. Схема, выставлен-
ная на проведенном после учения разборе,
наглално полтверждала эт0.

Во время разбора на примере старшего
лейтенанта Левакова офицеры подразделе-
ния убедились, что. боевая  полтготовка
не терпит упрощенчества, что надо каж-
дый день помнить 060 опыте войны и на
его основе строить всею боевую учебу,
		поверке инженер-механик корабля. Вуп-
Won He сделал никакого замечания сво-
им подчиненным. Да и как он мог сделать
пм замечание, если сам появился на верх»
ней палубе в талточках и без подворотничка.

Все эти факты показывают, что воть у
нас отдельные офицеры, которые еще плохо
себе представляют, какое большое влияние
оказывает их внешний вид на воспитание
подчиненных, на привитие каждому моло-
дому матросу и старшине аккуратности,
привычки к дисциплине, организованноети
и порядку.

Нужно сказать, что в TOM же соедине-
нии, в Которое. входит этот корабль, как и
во многих других, большинство офицеров
умеет уважать флотский порядок. Напри-
мер, капитан-лейтенант Прокофьев, crap-
иий лейтенант Мажиров не позволят себе
появиться на верхней палубе одетыми не по
форме, небритыми.

По этим и многим другим офицерам на-
шего флота следует равняться тем офице-
рам, которые до сих пор слабо понимают,
что неряшливый вид никак He может
тармонировать с  тоебовательностью п
организованностью в службе и жизни
тячного состава на кораблях нашего флота,
	влечения матросов много можно

К сделать. Мы же его своими ру-

°’ ками создавали. оли нужю

еще поработать, никто не откажется, пова-
зали бы только, где и что надо сделать»,
	Обида матросов вполне основательна, В
самом деле, разве нельзя даже в этом не-
больнюм по’ размеру парке сделать отдых
матросов и старитин более занимательных и
полезным? Почему бы; скажем, не провести
здесь интересную, доступную для матросов
лекцию по литературе и искусству? Поче-
му бы на эстраде, которую сейчас моно
польно занимает оркестр, не показать луч-
шие номера художественной самодеятельно-
сти кораблей и частей? Почему на площад-
ке нет затейников, массовиков? Почему бы
не устроить аттракционы, тир облегченно:
ro тина? Почему бы не организовать чп-
тальню, комнату отлыха, где можно было
бы сыграть в шашки, шахматы, домино,
поставить хотя бы один биллиардный
стол? Почему не демонстрируются кино
фильмы?
	Все эти вопросы вполне законны. Тут и
особых средетв изыскивать не надо, они
имеются в кассе парка, обильно пополняе-
мой ежедневно. Затейников искать также
не придется —— на флоте есть ансамбль,
театр, имеются работники культмассовото и
спортивного секторов. Не белна главная ба-
за Тихоокеанекого флота и хорошими лек-
торами по самым разнообразным отраслях
знаний.

В парке можно видеть офицеров коме:
датуры, наблюдающих за порядком: Зам
работников культурно-просветительного от-
дела Политуправления Флота, обязанных.
заниматься организацией культурном до-
суга матросов, в парке ‘не видно.

Личный состав кораблей и частей ой:
час много и напряженно работает. Тем 69
лее важно дать матросам возможность хо
репо провести немногие ‘часы досуга в
своем парке. Время еще не ушло, Еотв ве
условия для того, чтобы превратить мат
росские парки в подлинные очали культу:
ры, в любимое место отдыха матросов к
старшин,
		Как известно, верхняя палуба — лицо
корабля. По верхней палубе, ее виду и
внешности находящихся на ней моряков
справедливо судят о дисциплине, организо-
ванности, порядке на’ корабле, о степени
уорской выучки личного состава.

Никому, а тем более офицерам, не положе-
но нарушаль установившийся порядок и п9-
‘являться на верхней палубе не по форме
одетыми. Офицеры должны быть примером
в этом отношении для матросов и стариин.

К сожалению. на некоторых кораблях
	отдельные офицеры, забывая о своей ответ-
	ла”, НЫ   Ч ИА ЗВАЛ В

ственности, нередко появляются на верхней
палубе небритыми, не по Форме одетыми, в
грязном, мятом обмундировании.

Не так давно на Н-ском корабле Балтий-
ского флота проходила вечерняя поверка.
Командир группы инженер-лейтенант Попе-
лоь вышел на поверку в грязном рабочем
кителе с подворотничком не первой свежести
п  нечишенными пуговицами, а На
брюках, которых давно He касались
утюг и щетка, были белые пятна краски.

Закончив поверку, Попелов доложил об
этом дхежурному механику корабля инженер-
старшему лейтенанту Шумилову, у которого
внешний вид был ничуть не лучше: ему
	Матросский парк
	Около вхола в. матросекий парк висит
об’явление: «Парк работает ежедневно (кро-
ме понедельника)». Дальше сообщается 0
часах работы парка, доводится до сведения
посетителей, что в дни увольнения матросы
и солдаты посещают парк бесплатно, стар-
шины и сержанты платят 1 рубль, офице-
ры и гражданское население — 5 рублей.
В остальные дни плата для всех — 5 py6-
лей.

Матросы входят в парк. На большой по-
луосвещенной пементной площадке под
звуки оркестра, чередующегося с радиолой,
танцует множество пал. Теснота и давка:

На аллеях свободнее. Лучи фонарей, сла-
бе пробиваяеь сквозь густую листву де-
ревьев. едва освещают расставленные здесь
скамейки. В глухом углу около трансфор-
маторной будки, куда редко заглядывают
матросы, развешаны на заборе диаграммы и
таблицы, расеказывающие о пятилетнем
сталинском плане восстановления и разви-
тия народного хозяйства СОСР.

Небольшой двухэтажный дом. В первом
этаже —— квартира начальника парка ка-
питана Федосеева. Злесь же, в прихожей
квартиры начальника, стоит радиола, зву-
ки которой раздаются на танцевальной пло-
щадке.

В одной из комнат — ларек-буфет.

— Чюу вас ость? — спрашивают мат-
росы через окно буфетчицу.

— Морс и спирт, — слышится ответ.

— А папиросы?

— Her.

Группа матросов и старпгин безучастно
наблюдает толкучку на танцевальной пло-
шадке. Почему же они не танцуют? «На-
доело, — говорит матрое Латышев, — тан-
цы да танцы, да вое одни и те же. А мно-
гие ведь и не умеют. Поучили бы новому
танцу или игру какую-либо затеяли, так с
удовольствием бы приняли участие. Вот в
прошлом году даже кино было...» «Парк
наш хотя и небольшой, — заявляет стар-
шина 2 статьи Старостный, — но для раз-
		На деле, однако, выпью далеко не так
Старший лейтенант Леваков выполнил
учебное задание гораздо хуже, чем некото-
рые другие офицеры. После учений, 0б’яе-
няя, почему так произошло, Леваков” с9-
слалея на об’ективные причины, которые
якобы помешали ему успенгно справиться
© заданием. Однако факты говорили обрат-
ное: виноват в своей неудаче был только
он, и его ошибки начались сразу же после
отхода катеров от пирса.

Обычно кажлый инициативный коман-
дир использует время перехода в район.
учений для усиленной тренировки личного.
состава, учит экипаж, как надо действо-
зать при налете авиации или при обнару-
жении перископа- Но Леваков ничего этого.
нё сделал.

После команды «Флаг перенести» была
сыграна учебная боевая тревога. Но ей
поспешили дать отбой, и на катерах вопа-
рилась мирная обстановка. Прошло пюл-
часа, час — положение не изменилось. Те
матросы и старшины, которые не несли
похолной вахты, ничем не были заняты.

`Переход совершалея в дневное время.
Катера шли строем кильвалера. Первое
время кильватерная струя была ‘прямой,
как струна, но потом на ней появилось
«раздвоение». Мателоты не выдерживали
равнения: (собенно часто «рыскал» кон-
цевой калер. Старший лейтенант Леваков
видел это, однако мер не принимал.

— Почему вы не тренируете людей? —
спросил его посредник.

— Как почему? — удивился Леваков.
— Ведь сигнала о начале учения пока
еще не было.

— А что, в фактических боевых усло-
BHAX вы тоже совершали бы  перехол
© чехлами на. стволах?

„— Ну, война другое дело, — ответил
Теваков, — ведь боевой обстановки нет...

Такие ответы сразу же дали пюнять,
что Леваков мало придает значения подго-
товке личного состава, к предстоящим уче-
ниям, хотя к этому времени он уже занес
в журнал боевых действий первую запись:
«Получен боевой приказ...» Решив, что
поставаенные на учении задачи он выпол-
wut без труда (вель это не война!), Леваков:
не счел нужным с отхолом от пирса сразу
же дать личному составу почувствовать
боевую оботановку и установить Ha пере-
ходе четкую боевую организацию.

Едва только катера появились в задан-
ном районе, как © главного‘ командного
пункта поступил сигнал «Начать развер-
тывание». Поисковой групне было прика-
вано занять позицию по дислокации и быть
TOTOBOH к внезалному удару по «против-
нику».

От пункта развертывания до позиции,
указанной на кальке, было лишь несколько
минут хода. Подойдя в ней, калерники
оказались недалеко от скалистой гряды,
похожей на гигантский мол. Гряда служи-
ль хорошим шитом против наблюдения
с моря и в то же время не мешала катер-
никам видеть береговой пост, с которым
полагалось  пюлдерживаль визуальную
связь. Существовала только олна помеха—
прижимное течение. Но штаб лля того и
наметил позицию в этом квадрате, зтобы
офицеры тренировались в штурманоких
расчетах в сложных условиях.

Ёатерам-охотникам следовало дрейфо-
вать с незатлушенными моторами и быть
на  к немедленному выходу в
атаку. Условия стоянки вынуждали кор-
ректировать машинами снос в результате
течения, которое хотя и не являлось силь-
ным, но если его не учитывать, то можно

курсантов на крейсере
		ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 августа (По   заций, передовые люди колхозов «Память
‘телеграфу от корр. «Красного Флота»). У   Ильича», «Имени челюскинцев», одного из
	моряков гвардейского крейсера «Врасный
Крым» установилась тесная дружба с тру-
	дящимиея Алуштинского района, шефству-

TAT nun Tat ара
	Ильича», «Имени челюсвиниев», одного из
совхозов Крыма. Делегаты передали моря-
кам письмо.

«Трудящиеся Алуштинского района, —
говорится в этом. письме, — рады сообщить
	Унылые штампы ‘вместо живых
рассказов
	Окончен куре обучения. Для флота под-
	готовлен новый отряд специалистов. Моло-
дые матросы. получившие специальные зна-
	ния и первоначальные морские навыки,
отправляются на корабли.

Этому важному моменту в жизни матрос-
ской молодежи газета «Товсь» посвятила
почти целиком один из июньских номеров.

а предоставила свои страницы. выступле-
ниям тех, кто обучал новое пополнение, а
также самих молодых моряков. По форме
все правильно, все на месте — и напут-
ственные пожелания воспитателей и писъ-
ма их питомцев, увенчанные общим заголов-
ком: «Мы стали специалистами флота». Но
что по существу содержат эти материалы?
Насколько они отражают мысли и настрое-
ния молодых матросов, только что сдавших
экзамены и получивших звание флотских
специалистов?

Прежде всего бросается в глаза унылое
однообразие нанечатанных заметок. Рука
редактора подетригла все их под одну гре-
бенку. «У меня ни одна минута ве пропада-
‘18 даром» — сообщается в одном письме.
«У меня ни одна минута не проходила бес-
цельно»,—пишется в другом. «Присутетвуя
на занятиях, я внимательно слушал прено-
Хавателя» ,— повествуется в одной замет-
ке. «На уроках мы внимательно слушали
преподавателя», — говорится в другой,
и т. д. `

Одни и те же выражения кочуют из
заметки в ваметку, лишая выступления
молодых матросов на страницах газеты
жизненного своеобразия и убедительности:
Вместо живых рассказов об учебе, о думах
и чувствах, волнующих флотекую моло-
‘дежь, редакция под многообещающими за-
‘моловками преподнесла читателям скучный
набор стереотинных фраз. При чтении та-
ких материалов невольно закрадывается
сомнение в правильности методов работы
редакции,

Вообще газета «Товеь» не нашла еще
нужного тона и стиля в освещении
центральной своей темы — обучения и
воспитания новых кадров флотоких спе-
циалистов. Статьи и заметки на эту тему
обычно, как две капли воды; похожи друг
на друга. Описание успехов будущего
радиста в номере ва 8 июля начинается
словами: «Специальность радиста требует
много внимания и любви к своему делу.
Без этого не может быть моряка-специали-
ста». Через несколько дней, в номере за
14 июля, появляется заметка о будущем
боцмане, и снова вначале дежурные фра-
зы: «Специальность боцмана требует много
ввимания и любви к морскому делу. Без
этого не может быть хорошего моряка».
	Повторение прописных истин обеспвечи-
Baer многие материалы. Газеть избегает
широкого, обстоятельного показа опыта 01-
личников учебы, ограничиваясь краткими
и невыразительными характеристиками
переловых матросав.

В одной из передовых статей газета п:
сала:

«Сейчас многие матросы и старшины
нашего соединения завершают свою уче
бу и готовятся к экзаменам. Насте
ответственный период подготовки с:
циалистов нашего родного флота. Задач
Казкдото военного моряка. заканчиваю-
	EEE DD LEE NE ERNE EEE ee

щего учебную программу, отлично 10:
	тотовиться к экзаменам, использовать

Для подготовки к ним каждую минуги

успешно сдать экзамены».

Однако этот призыв не подкрепляекя
на страницах газеты широким и ярки»
освещением подготовки к экзаменам w X00
самых экзаменов. В ряде июньских и ит
ских номеров почти нет ни строки 0
учебе.

В июле появились две подборки: «0
лично. подготовиться к экзаменам» и <=
замен — твой отчет перед Родиной:
Но содержание их мало соответствует IPO!
ким заголовкам. Небольшие информационные
заметки с перечислением фамилий матросов,
хорошо подготовившихея к экзаменах, #
раскрывают с достаточной полнотой кар
ну учебной страды. Больше того, отдельные
материалы создают ложное представление (
подготовленности молодых моряков, Bor af.
например, излагаютея ответы отличник
	учебы в зарисовке «Накануне экзаменов»

mee
	опубликованной в номере за 24 июля:
	«— Разность между прицелами 6 7%
	том ВБИР этих залпов называется п
риной вилки, — отвечает далее №
Молошный на вопрос © пределах вп”
ки. — Установки прицела, с которым
даны эти залпы, называются пределами
вилки. Цель считается захвачениой 8
вилку, если на его (?) пределах наб
дены (?) противоположные знаки»,
Такое путаное и безграмотное изложе
ние ответа на простой вопрое ©1000
только ввести в заблуждение читателя,
Обучение и воспитание молодых 010
ских специалистов — дело первостемениот
значения. В этом большом и важном 10
наши газеты обязаны оказывать оерьеэу!
помощь. командованию, политическим орт?
нам и партийным организациям. Необхои-
м0 лучше, полнее использовать силу печ
ного слова для популяризации образцов ot
личной учебы и показа опыта передовиков,
для воспитания новых, хорошо обученных
военных моряков.
	Недавно артиллеристы корабля офипер   вам, товарищи моряки, что наш район до-
Воробьев. старшины Гриценко и Щербина   бился значительных успехов. Обработаны
	виноградники и сады, в более сжатые сроки
по сравнению с прошлым годом посажен
табак, на плантациях зреет обильный уро-
жай. Волхозники обязались досрочно рас-
считаться © государством и сдать сверх
	плана 200 тонн фруктов».
	побывали в нескольких колхозах района и
поделились с тружениками полей успехами
экипажа в боевой и политической подготов-
ке. Спепиальная делегация алуштинцев по-
сетила корабль. В еостав делегации вошли
эаботники партийных и советеких органи-
	BATCH многоводными, плохо гудронирован-
ные дороги затрудняют продвижение тране-
порта и создают заторы. Удары истребите-
лей в этот период по малым деревянным. мо-
стам и екоплениям транспорта были наибо-
лее эффективными.

Как же действовали наши истребители,
вакие тактические приемы они применяли?

Для вылета на вражеские коммуникации
подбирались летчики, хорошо знающие рай-
он, отлично владеющие техникой пилотиро-
вания и возлушным боем на малых высотах.
Перед вылетом мы получали от постов визу-
ального и технического наблюдения инфор-
мацию о деятельности немецкой авиации, о
характере и интенеивности перевозок по
поссейным, грунтовым и железнодорожным
путям. о расположении зенитных средств.
	Чаще всего мы появлялись над террято-
рией противника со стороны моря. Чтобы не
быть замеченными, истребители подходили к
цели на небольшой высоте в стороне от аэро-
дромов, избегая населенных пунктов, ис-
пользуя для маскировки облачность. При
низкой облачности самолеты обычно летали
парами. В ясную потоду, когда в районе дей-
ствий находилась авиация противника, на-
пи истребители, как правило, вылетали
двумя—тремя парами. Этим обеспечивалось
взаимное прикрытие.

Поиск и атака целей строились на прин-
ципе внезапности. Истребители летали вдоль
и несколько в стороне от намеченной авто-
магистрали. При таком способе легче было
добиться неожиданноети атаки. На цель мы
выходили обычно с разворота в сторону до-
роги в боевом порядке — пеленг.

По автомашинах мы производили атаки
< пологого пикирования под углом 45°, от-
крывая огонь © высоты 200 метров при
дальности 400 метров. прекращали огонь на
высоте 100 метров. За это время: летчики
успевали дать две—-три прицельные очере-
ди. Атака цели производилась непрерывно:
к моменту выхода последнего самолета, из
первой атаки ведущий группы уже начи-
нал вторую атаку. Этот прием обеспечивал
взаимное прикрытие,
	Нри штурмовке железнодорожных соста-! чиков-истребителей метотам свободного по-
	вов метод несколько менялея. Прихолилось
учитывать, что немцы в эшелонам прицен-
ляли зенитные площадки, которые обычно
падполагалиеь 32 пар08030м и в конце соста-
	иска целей, способам достижения внезално-
сти атак.
Герой Советского Союза
полнозник П. ПАВЛОВ.
	ва, Опыт показал, что эшелон выгоднее все-
го атаковать в движении, особенно на за-
круглениях, на мостах, когда удар по паро-
ROSY приводит к крушению всего состава.
Паровозы, как правило, мы атаковали под
прямым утлом к направлению движения
эшелона или нод углами, близкими к пря-

мому (во избежание рикошета снарядов), а
самые эшёлоны-—по направлению их дви-
жения. Это давало возможность переносить.
отонь с вагона на вагон вдоль эшелона. При
возвращении на базу перелет линии фронта
происходил каждый раз на новых участках,
при ясной погоде на бреющем, в сложных
условиях — за облаками. Наиболее часто
мы возвращалиеь на свой аэродром над мо-
рем.

Небезынтересно привести еще один при-
мер использования истребителей. В 1944 го-
ду для противника осложнилась обстановка
в районе Н. Немцы усилили железнодорож-
ные перевозки и, стараясь воспрепятство-
вать нашим ударам © воздуха, поставили
много аэростатов заграждения. Они, естест-
венно, затрудняли действия напгих штурмо-
виков и бомбардировщиков. Тотла в воздух
поднялась восьмерка истребителей нашей
части. Летчики без труда обнаружили аэро-
статы и, атакуя сверху, стали их уничто-
жать пулеметно-пузнечным огнем. За один
вылет мы сожгли 19 аэростатов. Остальные
аэростаты немцы поспешили убрать. Путь
для штурмовиков был расчишен.

- Летчики-истребители, которым поруча-
лось выполнение штурмовых атак, помни-
ли, что и во воех условиях главной их
целью являлись самолеты противника, по-
этому, действуя на вражеских коммуника-
циях, атакуя другие цели, никогда не увле-
кались и не расходовали весь свой боезалас.

Увеличение скоростей истребителей и
мощности их вооружения привело, между
прочим, к еще более активному их использо-
ванию в качестве штурмовиков. По моему
мнению, рост скоростей самолетов-истреби-
телей вообще обеспечит им наиболее благо-
приятные условия ведения штурмовых атак
о наземным и мелким морским целям. По-
этому, мне кажется, мы должны учить лет:
	  Цтурмовые действия
истребителей
	(По опыту Отечественной войны)
	В другой раз, производя свободный поиск
самолетов противника, мы в одном из райо-
нов обнаружили «Юнкерс-88»,  совершив-
ший вынужденную посадку. Группа немеп-
ких солдат поднимала самолет.

— Зайдем, — сказал я веломому и тут
же, развернув машину, пошел в атаку.
«Юнкерс» вепыхнул и сгорел.
	Хорошее знание обстановки в районе дей-
ствий — одно из важнейших условий сво-
бодного поиска целей для атаки как в в03-
духе, так и на земле. Такое знание помогло
нам правильно строить маршрут полета, со-
вершать внёзанные нападения на вражеские
коммуникации. Успептнее всего протекали
наши действия вб0-—100 километрах от ли-
нии фронта, в стороне от аэродромов. В этой
	полосе, как правило, маскировка хужеё, и
	зенитное прикрытие войск и грузов слабее.

Когда вероятность встречи © истребите-
лями противника была невелика, отхельные
пары брали © собой осколочные бомбы. При
слабой активности воздушного противника
бомбы подвешивалиеь на все самолеты,
идущие в группе. Использование истребите-
лями бомб резко повысило эффект воздейст-
вия по железнолорожным. об’ектам.
	Как-то Герой Советского Союза Цыган-
ков обнаружил на перегоне вражеский эше-
лен. Оценив обстановку, ведущий повел пару
на штурмовку. Несколько вагонов загоре-
лось. Движение на железной дороге было
прервано. Другая группа свободных «охот-
ников», ведомая летчиком Ткачевым, обна-
ружила на берегу моря бронепоезд открыто-
го типа. По сигналу ведущего вея четверка
истребителей пошла в атаку. С небольшой
высоты летчики совершили по четыре—
пяти заходов на цель. В результате их атак
одна площадка была взорвана, а броненоезл
подожжен.

Особенно выгодно применять бомбомета-
ние и штуруовку с истребителей в период
растутицы. Обилие дождей вызывает размо-
	кание грунтовых дорот, малые речви стзано-
	С первых дней войны самолеты-истреби-
тели стали пироко применяться и для штур-
мовки наземных целей — огневых точек,
вражеских колонн на переходе, железнодо-
рожных составов на перегонах, автоманиен в
пути и т. п. Наиболее успешно использова-
лись истребители для штурмовки отступаю-
щего противника. Скорость и высокая ма-
невренность позволяли им внезапно появ-
ляться на дорогах, полянах — там, где
просачивалиеь разрозненные группы враже-
ских войск.

За годы Отечественной войны у меня. и
моих товарищей накопился значительный
опыт штурмовых действий, которым я и хо-
чу полелиться. Как же мы на истребителях
выполняли роль штурмовиков?

В период подготовки и проведения опера-
ций на фронтовых дорогах идут усиленные
перевозки: спешат штабные малины, мчат-
ся к линии фронта и обратно связные мото-
циклисты, проносятся грузовики и спецма-
шины, идут тягачи-цистерны © горючим,
колонны солдат, повозки е провиантои и
боезапасом. Нужно ли для этих целей вызы-
Bath питурмовики? Конечно, нет. Летчики-
истребители, ведущие свободный поиск, мо-
тут своим огнем рассеять небольшие группы
солдат, уничтожить одиночные штабные
машины, бензоциетерны, повозки и автома-
шины. Летчики нашей части, выполняя 3а-
дания в тылу противника или над линией
фронта, обычно успешно решали такие
задачи. Иногда для атаки таких целей
самолеты-истребители посылались специ-
ально.

Олнажды, пролетая © летчиком Меркуло-
вым нал территорией, занятой немцами, мы
заметили усиленное лвижение войск на до-
	роге. Решили штурмовать. Резко опикиро-
вав, мы прошли на большой скорости вдоль
колонн и обстреляли врага пушечно-пуле-
метным огнем. Ната внезапная атака вы-
звала среди немцев переполох. Мы унич-
ожили несколько автомашин © живой силой
	На пороте создалась пробка.