5 августа 1947 г., среда, `№-189 (2676)
		1ропаганда воинских
уставов
	водохранилище
	Нараваны судов в Заполярье
	  Заслуживает внимания опыт пропатан-
ды воинских уставов в одном из соедине-
ний Северного флота. Здесь удачно приме-
няются разнообразные формы и методы ует-
ной и печатной пропаганды, умело исполь-
зуются средства наглядной агитации. Ра-
ботники политотдела майор Янкевич, cTap-
ший лейтенант Батуров, начальник полит-
отела, внешталные лектлоры выступают
перед личным составом с лекциями и докла-
ами 06 уставах, © военной присяге,

Пропаганда уставов занимает главное
место на страницах печатной газеты соеди-
нения и в радиотазете. Газета соединения
(редактор капитан Ильин) под специальной
рубрикой «Жить по уставу» в каждом но-
мере доходчиво рассказывает о содержании
п значении отдельных статей воинских
уставов, о людях, образцово выполняющих
требования инструкций и наставлений. Пе-
ред началом летней кампании газета опу-
бликовала серию статей, в которых раз’яс-
няликь задачи корабельных специалистов,
давались практические советы.

Широко используется радио. В выпусках
радиогазеты активно участвуют. передовые
старшины, которые делятея своим опытом
воспитания матросов, рассказывают, как
они добиваются строгого соблюдения устав-
ного порядка на боевых постах.

Умело поставлена здесь и наглялная ати-
	тация. Б красочных, хорошо оформленных
	озунтах и плакатах приводятся выдержки
из Дисциплинарного устава и Устава вну-
тренней службы, напоминающие военному
MOPAKY O CTO основных › обязанностях.
В каждом кубрике можно увидеть выветен-
НЫЙ на видном месте текст присяги. По-
литотдел издал массовым тиражом специ-
альные плакаты, посвященные отличникам
боевой и политической подготовки. Вот как
ВЫГЛЯДИТ один из таких плакатов. Пол на-
печатанной крупным шрифтом надписью
«Вышолняй воинский долг так. как выпол-
няот его матрос В. Вротов» помещен порт-
pet передового моториста Виктор» Кротова.
Нь плакато воспроизведена его ‘карточка
взысканий и поошрений. По карточке вид-
Но, что матрове этот не имеет ни отного
взыскания и в течение короткого времени
получил семь благодарностей. Здесь же из-
ложено, за что Кротов получил эти поошре-
ния. Иму об’явлены благодарности 3a
образповую работу на тралении, за самоот-
верженный труд во время судоремонта, и за,
отличные успехи в боевой и политической
подготовке. и

Показу лучших матросов и старшин по-
священы плакаты: «Отличники боевой и
политической подготовки», «Жить и учить-
(Я точно по уставу».
	Научные работы
	Государственный Океанографический ин-
отитут организовал на Клязьминском водо-
хранилище специальную ‘научно-методиче-
скую базу для изучения процессов взаимо-
действия водных масс и атмосферы.

`Вопрос этот имеет крупное теоретическое
и практическое значение. В 1945 и
1946 тг. институт провел две аэрогидро-
метеорологические экспедипии на Каспий-
ском море. Экспедиции дали весьма многое
для познания механизма взаимодействия
моря и атмосферы. Вместе с тем было уста-
HOBICHO, что некоторые стороны ‘этого про-
Цесса можно изучать на любом, достаточно
общирном водоеме без организации крупных
морских экспедиций. .

Сейчас на Клязьминском водохранилище
работают три группы научных сотрудников
института. Научная база обеспечена необ-
Ходимыми плавсредствами. Построен плот
	ЮМЕНЬ, 12 августа. (ТАСС). Из Омска
в заполярный порт Ныда прибыл теплоход
«Анастае Микоян», доставивший девять
бувсирных барж с продовольственными и
тли товарами для и

Политотдел также издал плакаты, посвя-
щенные отдельным статьям устава. Напри-
мер, один из плакатов изображает матроса,
безупречно носящего форму, злесь же на,
нлакале приводится статья Устава вну-
тренней службы о внепенем виде военно-
служащего.

Политотдел издает Фотогазету. Уже вы-
шло 13 номеров. В них помещены много-
численные снимки, отображающие будни
напряженной боевой и. политической учебы
личного состава, показывающие отличников.
В фотогазетах приводятся выдержки из`уста-
вов, слова присяги.

Большой популярностью ереди ‘старшин
пользуется изданная политотлелом бронию-
28 «В помощь командиру отделения», В ней
передовые старшины делятся опытом обуче-
ния и воспитания  матровов. Например,
сверхерочник главный старшина. Степанов
в сталье, озаглавленной «Требуй по уста-
ву —=завоюенть славу!», пишет:

«Старшина, если он хочет быть настоя-
щим начальником и воспитателем малросов,
должен постоянно, систематически и строго
требовать от подчиненных образпового не-
сения службы». Далее приводится факт,
показывающий, как из-за отсутствия Tpe-
бовалельности старший матрос Иолдарекий
стал допускать мелкие, а затем грубые про-
ступки. Автор статьи приходит к выводу:
«Старшина Власюк- забыл, что надо, как
указывает устав, не оставлять без воздей-
ствия ни одного проступка. Старпгина, дол-
жен твердо знать и умело применять уста-
вы Вооруженных Сил Cowsa-CCP».
	Содержательны и поучительны статьи
старшины Кулешова «Приказал — проверь
исполнение» и сержанта Чижова «Учить
тому, что требуется на войне». В брошюре
также даны выдержки из воинских уста-
вов, определяющие основные обязанноети
командира отхеления. -

Однако постановка пропаганды воинских
уставов в этом соединении не лишена, е-
достатков. Так, политотдел не обратил вни-
мания на то, что некоторые политработники
кораблей и частей еще ни разу не высту-
пали перел личным составом < докладами
или лекциями 00 уставах Вооруженных
Сил Союза COP. Сейчас политотдел стре-
мится этот недостаток устранить.

Воспитание личного состава в духе
строгого соблюдения уставов, инетрукций
ий наставлений — важнейшая задача, поли-
тической работы. И нужно, чтобы полит-
органы, ‘партайные и комсомольские opra-
низации ‘уделяли этому важному делу
неослабное внимание. .
	Подполновник С. ДОБРИНОВ.
		Яхтклубу нужна
помошь
	КРОНШТАЛТ, 12 августа. (По телеграфу _
	от корр. «Нрасного Флота»). Нельзя сказать;
что в Кронштадте плохо отметили Веесеюз-
ный день физкультурника. Состоялся па-
рад, гимнасты выступили с массовыми Ун-
ражнениями, были проведены встречи: BO~
лейболистов, теннисистов, состязания в бе-
ге и перетягивании каната. Однако зрители,
да и сами участники остались неудовлетво-
ренными. В городе моряков не было” брга-
низовано-ни заяльвов, ни: шюпочных. 0-
ревнований.

В- Вронигтадте имеется mpempécaiett   i Cae
сейн. Однако плавать в нем нельзя, так
как он не оборудован. Еще более печальна
история яхткауба. В свое время крониттадт-
ские яхтемены завоевали приз Комитета по
делам физкультуры и спорта ва первенство
во всесоюзных соревнованиях. В прошлом
Tory на второй балтийской регате крон-
птадтцы заняли линть третье место. Эта
обстоятельство. никого не взволновзло. Сей
час небольшая работа. ведется здесь только
благодаря неиссякаемой энергии группы лю-
бителей парусного спорта во главе с капиз
	таном 1 ранга Барповым.

Перед инспекцией Е Boenno«
Морских Сил неоднократно ставился вопрос
0б организационном закреплении существу-
ющей материальной базы, 0б отпуске са-
мых минимальных сумм. Полковник ,Врас-
ников горячо поддержал инициативу яхт-
сменов, был даже составлен. конкретный
план мероприятий. Время пло, а от обена-
ний т. Красникова никому не стало легче.
Кронштадтский яхтклуб продолжает вла“
чить жалкое существование.

Нет нужды доказывать пользу. партено-
го спорта, воспитывающего волевые каче-
ства, необходимые каждому моряку. Не по-
ра ли инспекция. бизподтотовки ВМС On
обещаний перейти к делам?
	ПОБЕДИТЕЛИ. _
СПАРТАКИАДЫ.

`ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12-августа: (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»): Че=
тырё дня WHT aC спартакиада на ия
ство Н-ской базы Черноморского флота. >

Хорошо подготовились к спартакиаде лет
Чиви подразделения, где Физруком  лейтез
нант Карапетянц. Они заняля первые ме-
ста почти по всем видам соревнований.

В гребных гонках, плавании и перетягиз
вании каната первенство завоевали спорт-
смены кораблей. Быстрее всех проплыл
1500 метров матроо Непобедимов.

Общее первое место присуждено спортивя
ному коллективу авиационного подразделе-
ния, ме физруком чейтенант Карапетани:
	Первенство СССР по футболу
	«Динамо» (Тбилиси) — «Крылья
‹ Советов» (Куйбышев) 5:2.
`Вчера в Куйбышеве состоялся очерелной

матч на первенство страны по. футболу.

Встретились местная команда «Крылья _Со-

ветов» и тбилисская команда «Динамо». .
Малч закончился со счетом 5:2 в поль

зу тбилиецев.
	«Динамо» (Киев) — «Зенит»
(Ленинград) 3 :2-
	`Вчера в Виеве местные динамовцы приз
нимали ленинградеких футдолистов обще-
ства «Зенит». Счет открыли ленинградцы.
Затем они забили еще один гол в ворота
киевлян. Однако незадолго до конца игры
	динамовцы не только сравняли счет. ной.
	добились перевеса, закончив матч сд ‚че:
том 3:2 в свою пользу.
	«Крылья Советов» (Москва) —.
«Трактор» (Сталинград) 1:1 _
	В Москве состоялея матч между москов-
ской командой общества «Крылья Советов».
и сталинградлекими футболистами «Тракто-
ра». Встреча закончилась вничью со сче-
		Н-ская база. Приготовление торпеды ©
	K погрузке на торпедный катер.
Фото Н. Веринчука,
	Семки фильма
«Город русской.
морской славы».

_ На Черноморский флот приехала, с’емоч-
	ная бритада Ченингралекой студий локу-
	ментальных фильмов, работающая Hay co-
зданием кинокартины о Севаютополе-—«То-
род’ русекой морской славы». Режиссер и
главный оператор фильма т. Палей, из-
весткый советским врилелям по ловумен-
тальной кинокартине «Ленинград в борь-
бе», сообщил корреспонденту «Краеното
Флота»:

— Фильм, который мы енимаем, поевя-
щен городу-герою, прославленной базе Чер-
номорекого: флота: В картине будут показа-
ны фрагменты боев за Севастополь в дни
Отечественной войны, самюотверженная 08-
бота жителей и военных моряков на 306-
становлении города. Затем на экране по-
явятся виды сегодняненего   Севастополя —
приведенные в порядок сады, скверы, рабо-
та городеких предприятий и пригородных
колхозов. 00б0е место в фильме уделено
Черноморскому флоту. Мы вадались целью
отобразить сетодняшний день флота, боевую
подготовку личного состава кораблей п ча-
стей.

Сейчас; в периол летних учебных похо-
дов, с’емочная группа приступила к рабо-
те на Краснознаменном линейном корабле
«Севастополь», ‘гвардейских  крейсерах
«Красный Крым» и «Красный Кавказ» и
других кораблях. Постараемся запечатлеть
на пленке и тральщики, очищающие фар-
ватеры от мин. Фильм мы фассчитываем
зажончить к осени, чтобы к тридцатой ro-
довщине Октября эн вышел на экраны,
	Lilo страницам
Флотским зазет
	## Ремонтирующийся катер находился на
весу в под’емнике, когда внезапно налетел
сильный ветер. Ёще минута — и катер мог
бы быть серьезно поврежден. Офицер Соро-
вин первым взобрался на под’емник, увле-
кая за собой судоремонтников и экипаж ка-
Тера. Ноги скользили по мокрому настилу.
Напрягая все силы, моряки быстро и умело
опустили катер. Особенно отличились при
этом старины 1`етатьи Никольский, Поби-
ва и Кутузов, старшина 2 статьи Антонен-
ко. («Дунаец»).

‘ связи с подготовкой к флотекой
олимпиаде матросекой художественной само-
деятельности Политуправление Балтийского
флота выпускает семь сборников «В помощь
художественной самодеятельности». Сборни-
Ки содержат методические указания, произ-
ведения советоких композиторов, русские,
украннокие, польские, чешекие ‘народные
песни, стихи, отрывки из художественных
произведений, список рекомендованных пьес,
скетчей и т. д. («Нрасный балтиец»),
	о ee a.

Из писем
	в редакцию
	ЫЙ Вопрос

вых частей, и поэтому он, являясь продук-
том коллективного творчества, обычно ©о-
держит мало оптибок.

Энапительно хуже обстоит дето на матых
кораблях и особенно на катерах, где во-
просами подтотовки общекорабельного ‘уче-
ния ведает помощник командира. Положе-
ние усугубляется тем, что на должности
помощников командиров катеров офицеры
приходят обычно прямю из училиша, Ges
практического. опыта. в службе. Они ни-
когда не участвовали в составлении пла-
на учения и даже не всегда видели, как
оно проводится. В результате, как правило,
На малых кораблях общекорабельное уче-
ние в ряде случаев упрощается, подчас
проводится примитивно м основной зада-
чи -—— отработать взаимодействие ` боевых
частей — не достигает. План Учения не-
редко состоит из перечня отлельных вопро-
COB, не всеь связанных между
cohol. А вводные 10 ду о уе
ния даются не на основе действитель-
ных эпизодов, имевших место в бою на
кораблях данного класса, & скорее на 96-
нове собственных размышлений лица, со-
ставляющего план.

Нам кажется, что было бы очень жела-
тельню создать специальное ‘пособие для
проведения общекорабельното боевого уче-
ния. Его необходимо выпустить примени=
тельно к различным клаюсам кораблей в
виде наставления, в котором следует дать
формы и примерное содержание необходи-
мых по ходу учения документов. В настав-
чении должны быть методические указания
по. проведению ‚учения < учетом боевых
действий данного класса кораблей в. Оте-
чественной войне, с учетом наиболее ти-
пичных повреждений и наиболее ращио-
нальных  @10с0б0в борьбы за живучесть,
онравдавших себя wa практике.

Особенню продуманным такое наставле-
ние должно быть для малых кораблей и
катеров. Отечественная война, показала, что
  на них во время войны ложится немалая
нагрузка. Им приходится решать слож-
ные задачи, требующие 060бой выучки
командира и всего экипажа. Такое настав-
ление и должно дать команлиру метод и
форму для проверки подготовки личного
состава корабля.

Не слелует забывать, что на флот при-
ходят вее новые и новые офицеры, которым
необходимо в кратчайший срок освоить
боевой опыт. Пособие по проведению обще-
корабельного учения, несомненно; поможет
ИМ в этом большом деле,

Напитан-лейтенант М. ДУЛНА.

ста колхозники реализовали здесь свыше
3 тысяч тонн овощей и картофеля. Значи-
телыно снизились цены. Картофель стал
продаваться дешевле на 40 Не. Ba
пуста. — на 30.

Длительная и кропотливая работа по
одиночному обучению матросов у орудий и
мехатизыоз, а затем частные учения на
боевых постах и в боевых частях заверша-
TCA B системе боевой подготовки корабля
общекорабельным боевым учением. На нем
сразу же обнаруживаются все положитель-
ные стороны и недостатки в боевой выучке
зичного состава. На общекорабельном уче-
нии командиру корабля, как в зеркале, вид-
на степень подготовки как отлельных Goe-
вых частей, так и корабля в целом.

Большое значение данного вида учения
требует пристального внимания и втумчи-
вого подхода к нему. Командир корабля дол-
жен веетда помнить, что на общекорабеть-
HOM учении отрабатывается взаимодейст-
Bue боевых частей и служб друг © другом
в условиях, максимально приближенных к
боевым. Это основной фунламент, на кото-
pom отроитея боевая тотовноеть корабля.
Только четкая и слаженная работа боевых
частей, грамотное управление всеми ору-
диями UW механизмами, проверенные
на таком учении, могут даль  уве-
фенность командиру в выеокой подготовке
личного состава.

Но не каждому офицеру удается легко
H свободно подготовить и провести такого
рода учение. И вот почему. У нас на флоте
ка еше нет единого ортанизующего
документа, который давал бы командиру
наиболее рациональные формы и положе-
ния дтя подготовки учения. Несколько лет
назад была выпущена небольшая  бро-
шюра. Самойлова «Общекорабетьное боевое
учение», которая в настоящее время ста-
ла библиографичеекой редкостью. Но и она
не может считаться полноценным пособием,
так как не отвечает всем требованиям,
вылекащим из опыта Отечественной
	ВОЙНЫ.
Указанная  броппора давала пример-
ный план проведения боевого учения
	для линейного ‘корабля. Уменыцая мас-
штабы и внося новое содержание по от-
дельным боевым частям, можно былосв евое
Время приспособить ее для любого кораб-
ля. Сейчас же в вопросах планирования и
проведения общекорабельного боевого уче-
ния нет единой формы и методики. На, боль-
ших кораблях форма и содержание уче-
ния передаются устно или но архивным ма-
териалам от одного стафшеге помощника
командира. к другому, причем кажлый вновь
назначенный офицер использует kak
опыт своего предшественника, так и
личные практические навыки в службе. В
раеработк плана участвуют команхиры бое-
	иЕНИНТРАД, 12 августа. (ТАСС). На
колхозных рынках города большое оживле-
ние. По сравнению с прошлым годом приток
сельекохозяйственных продуктов увеличил-
ся в полтора таза. За первую Leary aBry-

приводили их в отчаяние. И советские. люди
победили. Так, год за годом здесь закладыва-

лись основы агротехники. Для нервого опыт
ного ‘участка, размером в ‘полтектара, дд-
ставляли за 15—20 километров землю, 0б-
разовавшую. почвенный слой. Были завезе-
HE древесные породы, до 400 сортов бахче-

вых. Их салили в грунт. Одни прижились
лучше, другие — хуже. Таким образом, бы-

ла отобрана семья культур, наиболее стой-

ких в условиях Балхаша, не боящихся ни
почвенных солей, ни зимних морозов, ни
летней засухи. В глубине степей зажурчали.
арыки, к которым поотянулись магистрали

водопровода. Все хозяйство здесь строится

на базе широко внедренной системы. искус-
ственных полиБов.

В годы войны работы по озеленению при-
остановились. Но уже в прошлом году они
развернулись вновь.. До 25 тысяч деревьев
и кустарников было посажено в’ позапро-
Шлом году, тысячи деревьев сажают в ны-
нетшнем году.

Большевики переделывают природу. Да,
Устарели географические карты. Менять
приходится названия: нет больше ее, Голод-
Ной отепи.

Выросли на берегу озера кварталы боль-
ших массивных домов, четырех и пятиэтаж-
ных. Все они теплофицированы. Большую
Часть широких улиц занимают TCHMCTHIC
парки и бульвары. В самом центре города —
излюбленное место балхашцев — парк куль-
туры и оттыха © его многочисленными ал-
лелми.

В нынешнем году город обогатилея боль-
шим, красивым. стадионом, Домом пионеров.
Балхаш имеет свой постоянный ‘театр, Дом
инженера и техника. В 90 километрах от го-
рода, в горах, построен дом отдыха пля ме-
таллургов и горняков.

x *% *
	(ердце Балхашекого индустриального оча-
Га, — медеплавильный завод, самый. круп-
ный в Европе и Азии. Это — целый тород.
В его состав входят не только металлургиче-
ские цехи, в, и большая теплоэлектроцен-
траль, прекраено оснащенный механический
завод. В огромных цехах завода почти не ви-
дать людей: все здесь механизировано. Не-
забываемое впечатление производит колос-
сальная обогатительная фабрика. Бесконеч-
ная лента транепортеров и расставленные по
	на Клязьминеком
	специальной конструкции. На нем с по-
мощью созданной в институте аппаратуры
будут проводиться исследования особенно-
стей процессов испарения е водной поверх-
ности, теплообмена между водой и воздухом,
режима воздушных потоков непосредствен-
но у поверхности волы.

Кроме того, исследуются особенности. воз-
никновения поперечных пиркуляций в воде
под влиянием ветра. Группа научных работ-
ников изучает ряд вопросов, важных для
познания физических процессов, происходя-
ших в поверхностных слоях воды и в кон-
тактной зоне между водой и воздухом.

Результаты работ должны принести
большую пользу при организации крупных
океанографических экспедиций.
		Пандидат географических наук
И БЕНАШВИЛИ.
	Севера. В 9бскую губу Варского моря приш-
ти с трузом караваны во главе с буксир-
ными пароходами «Суворов», . «Вутузов»:
«Александу Невский». В обратный путь
	ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ
	На березу Балхаш

Северная Голодная степь, или Бед-пак-
дала, представляет безводную, глинистую
или песчаную, местами покрытую  солонча-
ками, возвышенность. Пресных проточных
ВОД Нет, так, как количество осадков ничтож-
Но (в этом отношении Голодная стень сто-
HT Ha последнем месте. даже в засушлавом
Казахетане). Голые скалы и холмы, бес-
плодные каменистые. долины, сыпучие пес-
Ки, мертвые солончаки, — таков ландшафт

олодной степи. SROHOMHUCCRO® значение ее
HEITOR.

Это — сухая справка, почерпнутая нами
из Большой советокой энциклопедии, из`того
тома ее, который вышел в свет в 1930 году.

В течение веков огромная территория Го-
одной степи, на которой могли бы разме-
слиться ловоенная Австрия, три Бельгии,
две Швейцарии, была безжизненна. А меж-
ДУ тем молва о богатетвах ее нелр привлекла
внимание крупных зарубежных концернов.
За много лет до первой мировой войны ан-
гличане создали акционерное общество для
экоплоатации найденных здесь медных 00-
гатотв. Они построили. небольшой, примитив-
Но оборудованный завод в Спасске и начали
сооружать завод в Корсак-Пае.
	‘Возглавляемый Лесли Урквартом, кон-
церн «Русеко-Азиатокое акционерное 0б-
Щество» прибрал к рукам цветные металлы
и хругих районов страны. Он овладел медью
Кыштьма, сокровищами Риддера. После Ве-
ликой Октябрьской революции Уркварт вдох-
новляет интервенциониетские круги Англии,
стоит во главе «Общества кредиторов Рое-
сии». В то же время он добивается сдачи ему
в концессию бывших. предприятий «Русско-
Азиалокого общества». Он непрочь был ов-
Тадеть и другими богатствами страны.
1928 году Уркварт развязно пишет в Глав-
НЫЙ концессионный комитет при бовнарко-
ме ОССР: «Не дадите ли Вы мне возмож-
нобти поковыряться в Киогизокой Степи
около Балхаша и лальше. Раньше, чем че-
083 50, з может и 100 лет Вы этими места-
	Жить в этой пустыне, где нет ни отного ку-
стика, металлурги и их семьи?».

Новый очаг индустрии на, берегах Баазха-
ша создавался комплекено. Строители желез-
нодорожных магистралей тянули рельсы в
глубь степей. Дорога Караганда-— Балхаш
связала район со всей сетью железных дорог.
Широким фронтом строялись рудник, завод,
город. Плечом. к плечу трудились геологи и
железнодорожники, горняки и металлурги,
строитёли и атрономы. Да, и атрономы.

В 1939 году Балхаш дал первую медь. И
не только медь, но и молибден, без которого
нельзя плавить качественную сталь. В го-
ды Великой Отечественной войны балхатш-
ский металл сыграл немалую роль. На за-
водах, производивших качественные стали,
танки, пушки, пулеметы, хорошо знали мно-
гообразную продукцию Barkama,

* *жх

Вдали синеют воды Балхаша. Чудесное
благоухание роз смешивается с пьянящим
ароматом, испускаемым лохом,—одним ‘из
самых популярных здесь видов древесной
растительности. Далеко вдаль уходит роща.
Мы любуемея и желтой акацией, и строй-
ным тополем, и вязом. Крушными, золоти-
стыми ягодами облеплены кусты еморо-
дины. Рдеют вишни, Еще дальше — аллеи
фрукловых деревьев. За ними — огородные
участки: картофель, лук, морковь, чеенок.
Далее идут бахчи. Они принесут богатый
урожай арбузов и дынь. Как ароматны и
сладки балхашекие дыни!

Вепоминается прежний Балхаш, и так но-
ожиданно-волшебно зрелище этого сада, ого-
рода, бахчи, расстилающихея сейчас перед
нами.

Нелегко далась эта победа над дикой, ка-
залось неукротимой, Голодной стелью. @
благодарностью вспоминают здесь советских
ученых, отдавших свои силы борьбе с бал-
хашекими солончаками, проложивиих пути
в агротехнике. Завоеватели пустыни шли на
самые смелые эксперименты, неулачи не
	ми не займетесь. А я поищу и что-нибудь
найду». а
Уркварту было отказано в концессиях,
Не через 100 и не через 50 лет, а через
год после того, как Уркварт писал свое
письмо, к Балхашу припили советекие. раз-
ведчики недр. Их возглавлял геолог Руса-
ков. Они не «ковырялись» в недрах, а раз-
вернули энергичную ‘поисковую деятеть-
ность. И труд этот увенчался уощехом. Они
доказали, что гора Коунрад таит большие
сокровища меди. Велед за тем, в начале
второй пятилетки, в глубине Голодной сте-
пи началось строительство крупнейшего в
Европе и Азии гиганта советской медной
промылвтеннюости.
		СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА РЫНКАХ ЛЕНИНГРАДА
	пути машины старательно выполняют свое
дело, — руда превращается в богатый ме-
таллом концентрат.

Из года в год завод неуклонно увеличивает
выплавку. В дни войны его славный коллек-
тив удвоил выпуек продукции. В послевоен-
ной пятилетке Балхаш введет новые мощно-
сти и булет давать тогда меди еще больше.
В 1950 т. он выплавит ее втрое больше, чем
десять лет назад. 0’ гигантских же масшта-
бах строительетва, осуществляемого на этом
заводе, может дать представление хотя бы
такой пример: новые турбины и котлы, ко-
торые вводятся на теплоэлектроцентрати,
достаточны для того, чтобы дать энергию

‚и пар большому городу.

Завод вырастил. замечательные кадры, <
успехом решающие сложнейние вопросы
техники. В 1939 т. Кирилл Иванович Пу-
гач впервые увидел медеплавильный завод.
Начав свою деятельность подсобным рабо-
чим, он работал потом форсунщиком, пла-
вильщиком. Теперь Пугач — лучший. Ma-
стер отражательных печей, ‘активнейший
борец ва высокий проплав шихты. Он сни-
мает 3 тонны штейна, < ювадралиюго метра,
пода при плане в 2,4 тонны.

Подеобным рабочим приптел на завод Уль-
ян Коюшик. Ныне он мастер могучих атрега-
тов-конверторов. Его знают как инициатора
скоростных плавок. Учтя накопленный
опыт, Вошик внес ряд смелых предложений,
направленных к одной цели, — до миниму-
Ma сократить длительность плавки. И он
добился блестящей победы: плавка сокраше-
на с 15 ло 12 часов. Его инициативу под-
хватили другие мастера, и теперь коллектив
цеха борется” за полный переход ‘на новые
методы работы:

Их много, советеких патриотов, прилтед-
ших Ha этот прекрасный вавод из самых
различных районов страны. Они освоили его
сложную технологию и смело двигают ее
вперед. Злесь, в этом индустриальном цен-
тре, творчески работает большой коллектив
инженеров. Талантливый инженер комму-
нист Евлампий Иванович Антоновокий раз-
работал способ получения молибдена из. мет:
но-молибденовых руд Коунрада. Сталинской
премией увенчан его научный труд. Гото-
вясь к 30-й годовщине Октябрьской рево-
люции, коллектив инженеров обязалея к 7
ноября увеличить. вдвое, но..сравнению с
1946 толом вытилеР молийтановой полу
	ции из смешанных. медно-молибленовых рул:

Завод построен у озера. А в 12 километ=
рах от него высится гора меди — Воунраде
`День и ночь скрежещут здесь мощные экс-
каваторы, отпрызая от горы огромные куски
рудоносной земли. День и ночь на завод идут
составы, груженные рудой. Коунрадокие гор-

няки дерутся за первенство. И они уже до-
бились в нынешнем году рекордной добы
ценной руды. cose

Еще дальше в степи в годы войны у вновь
разведанного месторождения вырос рудник,
где добывается молибден. В июке 1941 гдз
вдесь была заложена первая шахта, а уже
поздней осенью молибден стали выдавать на-
гора. Рудник стоял в. стороне от железной
дороги, и руду подвозили к ней на машинах.
В бескрайней степи вздымались лишь ‘копры
шахт. Ни одного жилого строения. Даже кон-
тора разместилась в палатке. Ездили гор-
няки на шахту из соседнего поселка. Ездили
ежедневно, невзирая на. зимние. бураны, ме-
тели, заносы... Рядом с шахтами теперь уже
вырос большой поселок.

Рудник дает половину всего молибдена;
добываемого в нашей стране. os

He довольслвуясь достигнутым, торняки
обязались досрочно завершить годовой
план. Свое слово они выполняют. Они под
хватили инициативу уральских горняков,
положивших начало скоростным методам
проходки. На руднике немало скоростникова
бурильщиков, уже дающих по 40—50 по-
гонных метров проходки (норма — 13).
Здесь хорошо знают лучших бурильщиков—
Масленникова, Абдулаева, Климова.

Балхаш дает стране не только черновую
медь, не только молибден, но и цветной про-
кат. а

жж*

Там, где еще два, десятка, лет назад была
пустынная степь, возник, мощный очаг. те-
редовой индустрии и культуры. «Голодная»
прежде степь приносит богатые урожаи,
Тысячи квалифицированных TOPHAKOB, Mex
таллургов, обогатителей работает на рулни-
Ках, у отражательных печей, конверторов.
Среди них много казахов, прежних кочевни-
ков. История Балхаша — один из много-
численных примеров того, как страна co-
циатизма осваивает новые районы, ставит
на службу народу ее несметные богатства,

А. ХАВИН .

з Балхаш ‘\!
		To было трудное, очень трудное JCA.
Строительство приходилось осуществлять в
пустынном, непроезжем краю, где каждая
юзиция бралась с бою.

В 1934 году автору этих строк пришлось
побывать на стройке. Поездом к ней можчо
было добраться лишь До нового города
угля — Караганды. Дальше, в глубь Голод-
ной степи, приходилось следовать. на, вер-
блюдах, быках. Нам удалось раздобыть ма-
пгину. Двое суток потратили мы на переезд
по Голодной степи... `.

Балхаш в то время представлял собой по-
лотняный город. В бескрайней степи взды-
маловь лишь одно отстроенное здание. Тыся-
чи люлей жили в палатках. Нехватало прес-
ной воды: ее возили в цистернах издалека.
Строительные материалы, продовольствие до-
составлялись по озеру. Балхаят. Остро ощуща-
лась нужда в свежих овощах, фруктах. Ма-
ленький, верткий «У-2» делал по два рей-
са в день, доставляя лук, чеснок, помидоры.
Их давали только. больным.

Труднее всего было с овощами. Олин стро-
итель говорил нам: «Мы преодолеем все
трудности в снабжений материалами, в ор-
танизации транспорта, мы построим завод и
рудник. Одного только не пойму: как будут